Сочинение паратов в пьесе бесприданница островского характеристика героя

«Бесприданница», анализ пьесы Островского

Русский драматург Александр Николаевич Островский создал целую плеяду русских характеров.  В основном это были купцы: степенные, с окладистой бородой.

И если в некоторых пьесах драматурга можно встретить настоящих «самодуров», то есть произведения, где Островский продолжил традиции Тургенева в изображении женских характеров.

«Тургеневская» девушка отличается решительностью, она может первой признаться в своих чувствах и никогда не откажется от своих слов.

В пьесах Островского «Горячее сердце», «Гроза», «Снегурочка» созданы образы подобных героинь – решительных и смелых, но с трагической судьбой.

Обратите внимание

Даже среди таких ярких девушек с «горячим сердцем» можно выделить одну – Ларису Огудалову, главную героиню пьесы «Бесприданница».

Незаурядная личность, она выделяется из своего окружения и разительно отличается от  своей матери, которая во всем пытается найти выгоду.

Ее, Хариту Игнатьевну Огудалову, можно понять: она одна поднимала трех дочерей. Да только у двух старших, замуж отданных, несчастливо сложилась судьба: первую муж-кавказец зарезал из ревности, вторая оказалась во власти шулера.

Лариса – последняя надежда матери: она прекрасно поет, исполняет русские романсы, музицирует, танцует. И мать надеется, что уж такую талантливую и красивую дочь ей удастся хорошо выдать замуж, чтобы жила как у Христа за пазухой.

Поэтому она учит: «Лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески».

В представлении женщины с цыганским именем Харита, по-человечески, это когда в доме бывает много мужчин, вино льется рекой, звучат комплименты. Не случайно нынешний жених Ларисы, бедный чиновник Юлий Капитоныч Карандышев,  сравнивает жизнь в доме Огудаловыъх с табором.

Только все ухищрения матери напрасны, ведь Лариса – бесприданница. А в обществе, которое окружает девушку, есть место только деньгам. Новые хозяева жизни, в отличие от героев «Грозы», уже не самодуры: их власть основана на деньгах.

«У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам», – говорит другой герой пьесы Сергей Сергеич Паратов – «блестящий барин», в оценке автора.

И это действительно так: Паратов, которого Лариса полюбила так, что «чуть не умерла с горя», легко променял ее на «миллионную» невесту – дочь владельца золотых приисков.

Покинув ее без объяснения причин год назад, теперь, когда Лариса решает выйти за «первого встречного» Карандышева, Паратов, объявившись вновь, Ларису же и обвиняет в измене.

Важно

При встрече он с упреком говорит, что хотел бы знать, «скоро ли забывают страстно любимого человека: на другой день после разлуки с ним, через неделю или через месяц…»

И Лариса, которая уже говорила своему жениху, что «Сергей Сергеич – идеал мужчины», снова теряет голову. Она прощает любимого, который год назад  скрылся неожиданно, и «ни одного письма». Лариса – романтичная натура, поэтому не замечает очевидных вещей. Она с гордостью рассказывает Карандышеву, как год назад Паратов хладнокровно выстрелил в часы, которые она держала в руке.

Но этот факт, скорее, говорит о том, что Лариса ничего не значит для него. К тому же Паратов злопамятен: едва познакомившись с Карандышевым, он успевает задеть самолюбие бедного чиновника, но настаивает на том, чтобы именно Юлий Капитоныч извинялся перед ним, хозяином жизни.

А после, на званом обеде, спаивает его, чтобы в очередной раз унизить перед людьми, измеряющими все деньгами.

Так уж повелось в пьесах Островского: на фоне решительных и смелых героинь мужчины оказываются вялыми и безжизненными. В пьесе «Гроза» муж Катерины Кабановой во всем зависит от маменьки, что в результате приводит к трагедии: его молодая жена добровольно уходит из жизни.

В «Бесприданнице» похожая ситуация: от отчаянья согласившись выйти замуж за Карандышева, она умоляет его уехать в деревню, чтобы начать новую жизнь, мало напоминающую прежний табор. Но мелкий чиновник, терпевший насмешки в надежде дождаться взаимности от Ларисы, теперь «расправляет крылья».

Ему хочется утереть представителям высшего сословия, и он дает обед в честь Ларисы Дмитриевны, чтобы сказать: она выбрала себе в женихи самого достойного человека – его, Юлия Капитоныча.

Это его месть за ту зависть, которую ему приходилось испытывать каждый раз, когда он видел красивых и успешных поклонников Ларисы.

Совет!

Но этим поступком он еще больше вызывает к себе презрение со стороны тех, кто привык пить шампанское по утрам и обедать в ресторане. Ведь у него, бедного чиновника, хватает денег лишь на дешевое пойло, бутылки из-под которого тщательно заклеивают этикетками от дорого вина.

И если Лариса в ответ на упреки в измене со стороны Паратова говорит, что ее жених обладает самым главным достоинством – любит ее, то в финале она испытывает разочарование и в нем.

Она с отвращением говорит бывшему жениху, стоящему на коленях перед ней: «Вы слишком ничтожны для меня», а потом с горечью признается: « Я любви искала и не нашла».

Трудно найти любовь в обществе, где все только продается и покупается. Паратов продает свой любимый пароход «Ласточку», потому что нашел выгоду – невесту с миллионным приданым.

Но он совершает гораздо более подлый поступок: унизив в глазах Ларисы ее жениха, дает надежду на будущее и, воспользовавшись ситуацией, соблазняет бедную девушку, а после сознается, что обручен – у него «золотые цепи».  Вот тогда приходит к героине прозрение.

Она понимает, что все окружающие, даже родная мать, смотрят на нее как на вещь, на забаву.

У нее не хватает мужества покончить с собой, как это сделала Катерина в «Грозе», но она находит в себе силы признать, что никто никогда не старался заглянуть ей в душу, ни от кого она не видела сочувствия, не слыхала теплого слова.

Лариса выносит страшный приговор самой себе: «Я не нашла любви, так буду искать золота».

И она действительно готова прокатиться на выставку в Париж с немолодым купцом Кнуровым, выигравшим ее в «орлянку» у более молодого соперника, готова стать его содержанкой, то есть продать себя подороже, ведь для нее остается единственное утешение: если уж быть вещью, то очень дорогой.

Обратите внимание

Финал этой психологической пьесы предрешен. Протрезвевший, но отвергнутый Карандышев стреляет в Ларису, а для нее это становится спасением. Теперь ее не смогут купить или продать – она остается свободной и по-настоящему счастливой.

Она умирает со словами прощения на устах.

Так автор показывает, что смерть – трагический выход из неразрешимых нравственных противоречий времени, приговор обществу, не способному сохранить сокровище одухотворенной личности, красоты и таланта.

По произведению: «Бесприданница»

По писателю: Островский, Александр Николаевич

Источник: https://goldlit.ru/ostrovsky/649-bespridannitsa-analiz

Характеристика Паратова

Характеристика Паратова

Чем мог он увлечь Ларису, что она в нём нашла?

Сергей Сергеич Паратов – один из главных героев произведения “Бесприданница”, он блестящий барин, из судохозяев, лет за тридцать.

Паратов богатый человек, живущий ради наживы, другими словами, его главной целью является получение прибыли; для этого он продал свои баржи и готов продать всё что угодно, если в этом будет толк для него – прибыль.

“Паратов. Что такое “жаль”, этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно. А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчёты. Я женюсь на девушке, очень богатой, беру в приданое золотые прииски”.

Впервые Паратов предстаёт нам в пятом явлении первого действия. Он одет: “…чёрный однобортный сюртук в обтяжку, высокие лаковые сапоги, белая фуражка, через плечо дорожная сумка…”. В остальных действиях Паратов также следит за своим внешним видом, держится всегда очень строго.

Не смотря на то, что Сергей Сергеич Паратов – барин, он спокойно позволяет себе разговаривать на равных с хозяином кофейни, с его слугой и пр. Паратов щедрый человек (когда Иван бросился обметать веничком Сергея Сергеича, тот заплатил ему рубль).

Паратов общительный человек, с барской речью, иногда он говорит поговорками, свойственными для народной, простой речи.

Для Паратова очень важна свобода личности, он никогда ни от кого не зависел, но так как он женится, ему придётся проститься со своей прежней весёлой жизнью и стать связанным узами брака.

“Паратов. Но достанется оно (счастье) мне не дёшево: я должен проститься с моей свободой, с моей весёлой жизнью; поэтому надо постараться как можно веселей провести последние дни”.

Паратов действительно ни от кого не зависит. Люди для него лишь игрушки, хотя он и ведёт себя с ними довольно хорошо.

Важно

Тем не менее, он бессердечен и это проявляется в том, что когда он проплывал мимо острова и решил взять с собой человека, который там оказался, он взял его, как игрушку, не стал брать обоих людей, потому что ему нужен был актёр, который бы развлекал его в дальнейшем путешествии.

По отношению к Ларисе Паратов ведёт себя не однозначно. С одной стороны он решает навестить Ларису, хотя должен бы знать, что это принесёт ей страдания, т.е. он не заботится о ней. Но с другой стороны он признаётся Василию, что счастлив за Ларису, за то, что она выходит за муж.

Среди “своего” общества Паратов – желанный гость. Его везде хорошо принимают. Лариса же опять признаётся ему в любви, не понимая его как человека.

Автор относится к этому герою по-разному. Где-то он поддерживает его, но где-то и осуждает.

Для Ларисы Паратов – это идол, идеал настоящего мужчины. Что-то типа “прекрасного принца на белом скакуне”, о котором все мечтают. На самом деле Лариса любит не Паратова, а идеал, который она сама себе создала. Она видит только “маску”, которую сама на него одела и не хочет заглядывать под неё, чтобы понять Паратова, чтобы осознать его настоящую сущность.

  • Доклад >> Литература и русский языкХарактеристика Робинзона Образ Робинзона. Какова его … этого персонажа – это раскрытие характера Паратова, людей того времени, т.е. эгоистичных и самовлюблённых … также развлекает, как и Паратова. Робинзон – игрушка, вещь для Паратова; и в конце драмы Лариса …
  • Сочинение >> Литература и русский языкХарактеристики героинь Островского В сорока оригинальных пьесах … . Но ее любовь поругана, для Паратова она лишь развлечение, вид спор­та …
  • Курсовая работа >> Литература : зарубежная… повествования, соотношение речевых характеристик героев и построения дей­ствия … разница между Паратовым и Печориным? Объемность характеристики Паратова достигается тем, … что эта характеристика дается …
  • Курсовая работа >> Литература и русский язык… величайшим безобразием. Душевные взлеты Паратова завершаются торжеством трезвой прозы и … удовольствия. Бросая вызов непостоянству Паратова, Лариса готова выйти … сочтемся!” с гоголевской традицией. Дайте характеристику творческой истории “Грозы”. Почему ” …
  • Сочинение >> Литература и русский язык… рассказы своей невесты о смелости Паратова, бестрепетно стрелявшего в монету, … героя и внешнего поведения, как у Паратова, — вот в чем психологизм драмы … . Таким образом, средством психологических характеристик у Островского оказываются не самопризнания …
  • Реферат >> Литература и русский язык… начинают звучать критические ноты в характеристике купцов. Драматург обнаруживает, что … «негоциантов». Жизнь для людей, подобных Паратову, Кнурову, Вожеватову, — «коммерческая сделка» … но внешний блеск жизни Паратова явился лишь иллюзией истинного счастья …
  • Реферат >> Литература и русский язык… не дана никакая характеристика, и он назван прозвищем, придуманным Паратовым. Конфликты в произведениях одинаковые … тем самодурам приходят Кнуровы, Вожеватовы и Паратовы. Люди, не имеющие особых ценностей …
  • Сочинение >> Литература и русский язык… можно добавить и, безусловно, напрашивающееся сопоставление Паратова с “паратым” зверем, то … ”. Лариса – жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает “птиц” – “Ласточку … только кажется еще излишне деликатной характеристикой для этой ведьмы. Улита ( …
  • Реферат >> Языковедение… определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т. п. Например, К. … произведениях как средство характеристики героев (см., например, разговор Паратова с Карандышевым в пьесе А. Н. Островского …
  • Курсовая работа >> Литература и русский язык… произведения, его жанровой, стилистической характеристикой, наконец, с динамикой настроения … отказавшись от Карандышева, покинутая Паратовым, переживает жестокую душевную катастрофу … , равно как и речевая характеристика персонажей, могут быть эффективнейшим …
Читайте также:  Анализ главы максим максимыч (герой нашего времени) сочинение 9 класс

Источник: http://TopRef.ru/referat/85284.html

“Бесприданница”: анализ пьесы (подробный)

Психологическая драма Островского «Бесприданница» так же, как и пьеса «Гроза», принадлежит к числу драматургических шедевров Островского. Она отличается остротой общественной проблематики, колоритностью и яркостью характеров, утонченным психологизмом, редчайшим по своей выразительности сплетением социального и индивидуально-личного.

Почти двадцать лет отделяют «Бесприданницу» (1978) от «Грозы» (1859). Интенсивные перемены в русской жизни привели к усилению капитализации, «торжеству буржуазии».

Действие пьесы происходит в приволжском городе Бряхимове в «настоящие дни» (то есть в конце 70-х годов XIX века).

Совет!

Герои пьесы — европеизированные купцы, которые, по выражению одного из слуг, разговаривать ездят «в Москву, в Петербург да за границу».

Сквозным в пьесе, во многом определяющим ее конфликт является мотив всевластия капитала. Значительную часть экспозиции драмы «Бесприданница», анализ которой нас интересует, занимает диалог миллионщика Кнурова с представителем богатой торговой фирмы Вожеватовым.

У обоих купцов, как и у большинства персонажей Островского, значимые фамилии: «кнур» — боров, кабан, «вожеватый» — вежливый, обходительный.

Купцы обсуждают сенсационную новость: согласие первой красавицы города, обаятельной и артистичной Ларисы Огудаловой, на брак с бедным чиновником Карандышевым, который в глазах преуспевающих торговцев совершенно ничтожен. «Ну, что такое Карандышев!» — презрительно заявляет Кнуров (д. 1, явл. 2).

Из диалога купцов мы узнаем об отношениях Ларисы с любимым ею Паратовым, который, по словам Вожеватова, «женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез неизвестно куда» (д. 1, явл. 2). Лариса в безвыходном положении, она бесприданница, и это главная причина ее личных несчастий.

Собеседники оценивают и собственные шансы в соперничестве за Ларису. Борьба за нее, ведущаяся чуть ли не по законам биржевой игры, открывает в каждом из соперников всю безмерность их личных амбиций, стремление утвердиться в роли «героя дня».

О чем бы ни заговорили купцы, даже о самом личном, сокровенном,— везде на первом месте мотив купли-продажи.

Каждый из персонажей пьесы «Бесприданница» (Островский), анализ которой нас интересует, сообразно своим представлениям стремится к овладению «искусством жизни». Среди иерархии жизненных ценностей купцов и дворян на первый план выходят богатство, роскошь, изысканные удовольствия. Кнуров, имеющий громадное состояние, ведет себя как человек, для которого «невозможного мало».

«С шиком живет Паратов» — так оценивают купцы стиль жизни «блестящего барина». «Любит и сама пожить весело»,— говорит о матери героини Харите Игнатьевне Огудаловой завсегдатай ее дома молодой, удачливый Вася Вожеватов. Бедный чиновник Карандышев, «человек самолюбивый и завистливый», стремясь к успеху и комфорту, предстает пародийным двойником Паратова.

Обратите внимание

Карандышев не может усвоить чуждый, неорганичный для него стиль поведения и сбивается. По удачному выражению А. И. Журавлевой, он не может «попасть в образ». И только душевно утонченная Лариса как бы существует «над бытом», жаждет одухотворенной и нравственной жизни, мечтает о возвышенно романтических отношениях.

Естественно, что при столь разных представлениях о жизни они с Карандышевым говорят на разных языках.

Закономерно возникает вопрос: искренен ли Карандышев в своем чувстве к Ларисе? Без сомнения, этот мелкий чиновник с большими амбициями по-своему любит ее. Но это чувство неотделимо у него от надрывной амбиции, желания повеличаться, предъявить соперникам свой «капитал». М. В.

Отрадин верно замечает, что отношения Ларисы и Карандышева «сразу проявляются как взаимные претензии». Карандышев, едва став женихом, начинает с обвинений, ведет себя неблагородно, напоминает своей невесте о жизни «в таборе».

Лариса отвечает ему с уничтожающей, беспощадной откровенностью: «Если б я не искала тишины, уединения, не захотела бы бежать от людей, разве я пошла бы за вас?» (д. 1, явл. 4). Романтически настроенная Лариса не скрывает от Карандышева, что ее идеалом мужчины является Сергей Сергеич Паратов. Она воспринимает Паратова в ореоле высоких романсовых ассоциаций (М. В.

Отрадин), видит в нем смелого, щедрого, во всем исключительного человека. Согласившись на брак с Карандышевым, Лариса изменяет своим представлениям о любви и подлинном счастье. Однако согласие Ларисы на брак с нелюбимым человеком допускает разные толкования.

Потеряв, казалось бы, обретенное счастье (Паратов уехал и забыл о Ларисе), она не утрачивает надежды на достойную и нравственную жизнь. И именно поэтому выбирает путь брака. «Хоть за Карандышева, да замуж»,— не без досады говорит Вожеватов.

Примечательно, что мать Ларисы, Харита Игнатьевна Огудалова, гораздо менее разборчива в средствах достижения жизненного благополучия. Она не исключает «теплого участия» в жизни дочери богатого человека, о чем свидетельствует ее разговор с Кнуровым. «Хорошо, как найдется это участие»,— соглашается она с Кнуровым (д. 2, явл. 2). В глазах старшей Огудаловой дочь — товар, поэтому замужество Ларисы или «покровительство» участливого богача для нее — матери — стоят друг друга.

Главным событием в первом действии становится возвращение в Бряхимов Паратова. Его приезд важен не только для влиятельных лиц города. Ему рады и трактирные слуги, и цыгане. Паратов — всеобщий любимец. Когда он рассказывает о механике с «Ласточки»: «Иностранец, голландец он, душа коротка; у них арифметика вместо души-то» (д. 1, явл.

Важно

6),— читатель (зритель) вправе ожидать, что сам Паратов — истинно русский человек с широкой душой. Паратов и стремится к тому, чтобы его именно так воспринимали. Но здесь же открывается, что ему нетрудно найти с купцами общий язык: «У меня, Мокий Парменыч,— обращается он к Кнурову,— ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно» (д. 1, явл. 6).

За этим весьма откровенным самопризнанием следует сообщение о женитьбе на девушке с очень богатым приданым. Островский показывает, что в русском обществе идет процесс стирания различий между сословиями. Большой барин рассуждает и поступает вполне по-купечески.

То обстоятельство, что Паратов с его образованностью и умом, способностью чувствовать прекрасное служит тем же идолам, что и купцы, драматически заостряет конфликт, неотвратимо приближает катастрофу.

Примечательно, что по сравнению с сильными мира сего комический актер Аркадий Счастливцев (в сюжете его роль второстепенна) предстает более естественным человеком.

Его реакции на мир более непосредственны, но это лишь усугубляет его положение шута, с которым «отводят душу» просвещенные российские самодуры новейшей формации.

В сходном шутовском положении оказывается и жених Ларисы, которому соперничающие мужчины постоянно пытаются указать его истинное место. С Робинзоном соотносится и сама Лариса, на которую «медичисы» смотрят как на вещь.

Во время встречи с Ларисой (д. 2, явл. 8) Паратов ведет себя как режиссер и как актер одновременно. Его обращение к шекспировскому Гамлету может быть объяснено стремлением к игре, смене ролей, масок. Паратов — крайне эгоцентричный человек, привыкший первенствовать во всем и, прежде всего, в любви.

Его мужскому самолюбию льстит, что Лариса по-прежнему во власти страстных чувств. Несомненно, он принадлежит к «хищному» типу героев («паратый» — сильный, хищный зверь).

Совет!

В ответ на просьбу Ларисы не злоупотреблять ее откровенностью Паратов лицемерно заявляет: «Я, Лариса Дмитриевна, человек с правилами, брак для меня — дело священное» (д. 2, явл. 8). Истинность этих слов опровергается всем последующим его поведением, всем ходом событий.

Для него брак — выгодная сделка, он продает и свою свободу, и свое влечение к Ларисе, и возможную перспективу счастья с ней за крупное приданное нелюбимой столичной невесты.

Без преувеличения можно сказать, что самолюбие— тот «архимедов рычаг», которым движется действие. «Все себя любят»,— с горечью говорит Лариса.

Карандышев, затевая званый обед, лелеет тайное желание посмеяться над богатыми «фанфаронами» и отомстить им. На обеде он поднимает тост за свою невесту Ларису — и произносит похвальное слово себе.

Карандышев ощущает себя в зените величия, а его гости видят только, как он смешон. В борьбе амбиций побеждают сильные и преуспевающие. Паратов, издеваясь над хозяином обеда, добивается своей цели: в глазах Ларисы Карандышев унижен, а следовательно, уничтожен.

Лариса освобождается от внутренних обязательств перед женихом.

Не задумывается и Карандышев о том, что для Ларисы брак с ним — компромисс, что в семье она надеется найти уединение и покой. Для него породниться с дворянской семьей Огудаловых, заполучить красавицу-жену — «сыграть на повышение». Поэтому он мечтает о парадной пышной свадьбе, которая претит Ларисе.

В центре драмы судьба обаятельной и талантливой бесприданницы, вокруг которой ведется откровенный и циничный торг. В процессе развития действия «пытка чувств» (термин Б. Эйхенбаума) героини максимально затягивается. Паратов, решивший уничтожить Карандышева, не задумывается над тем, какую боль он причинит Ларисе.

Доминирующие мотивы пьесы образуются и поддерживаются музыкальной романсной стихией. Лариса поет романс на стихи Баратынского «Не искушай меня без нужды». В этой элегии господствуют разочарование, усталость души, неспособность к обольщениям любви.

Обратите внимание

Романс можно рассматривать как ключ к драме героини. Пение Ларисы — голос исстрадавшейся души.

Девушка пьесы, испытывая высокое романтическое чувство к Паратову, пыталась, но не смогла смириться с ролью невесты нелюбимого человека, которого ее мать придерживала в доме «на всякий случай».

В анализируемой пьесе «Бесприданница» Островского, как и в романсах, немало внутренних парадоксов. Страдания Ларисы, казалось бы, дошли до последней черты. И вдруг она услышала в словах восхищенного Паратова то, что ждала и хотела услышать, по-своему восприняла и истолковала его зыбкие, но страстные признания.

Ее душа мгновенно отзывается на влюбленный, взволнованный голос любимого. Жить для Ларисы и значит любить. Поэтому она не задумываясь соглашается ехать за Волгу с человеком, в котором уже было разуверилась (д. 3, явл. 12).

Реплика Паратова — «Она поедет»,— адресованная Кнурову и Вожеватову, как бы перечеркивает всю предыдущую ситуацию (сватовство Карандышева, согласие на брак Ларисы). Паратов всегда ощущает себя хозяином положения.

Для Карандышева бегство гостей и невесты — страшный удар. Его монолог: «Да, это смешно… Я смешной человек…» (д. 3, явл. 14) — полон патетических интонаций. И читатель (зритель) — едва ли не впервые — начинает сочувствовать ему.

Читайте также:  Образ лужина в романе преступление и наказание достоевского и характеристика

Психологическая характеристика этого персонажа заметно усложняется, его положение драматизируется. Карандышев собирается мстить своим оскорбителям, и этот бунт против них: «Я буду мстить каждому из них, каждому, пока не убьют меня самого» (д. 3, явл.

14) — совершенно естествен.

В «Бесприданнице» Островского значительное место отведено мотиву игры, многогранно развернутому автором и в действии пьесы, и в характерах, и в отношениях персонажей.

Важно

Это и злая шутка с актером Счастливцевым, которого Паратов выдает за иностранца Робинзона и обещает отправить в Париж. Но и «Париж», куда попадает Счастливцев, — бряхимовский ресторан.

Это и игра чувств и самолюбий центральных героев.

Это и одна из форм воплощения конфликта. Во втором действии Паратов беседует с матерью Ларисы. Он игриво замечает: «Не нам, легкомысленным джентльменам, новые обороты заводить!» (явл. 7). На самом деле он далек от джентльменства: благородный лоск — его маска, а за ней — натура и интересы дельца.

Харита Игнатьевна пытается раскрыть игру Паратова, обнаружить его тайные намерения: «Понимаю: выгодно жениться хотите?» Женитьба на бесприданнице Ларисе для Паратова невозможна — это игра, не стоящая свеч: «Ведь я было чуть не женился на Ларисе,— вот бы людей-то насмешил! Да, разыграл было дурака» (д. 1, явл. 7).

Да и сами отношения с Ларисой, пробуждающие в Паратове азарт игрока, — жестокая, опасная игра, вполне осознанный риск: «Я брошу все расчеты, и уж никакая сила не вырвет вас у меня; разве вместе с моею жизнью» (д. 3, явл. 12).

В сцене узнавания витиеватые речи Паратова расцениваются Ларисой как игра в слова: «Нет, нет, Сергей Сергеич, вы мне фраз не говорите!..» (д. 4, явл. 7). Понятие «игра» реализуется в пьесе и в метафорическом смысле: «жизнь — игра». «Я проиграл больше, чем состояние, я потерял вас; я и сам страдаю, и вас заставил страдать» (д.

3, явл. 12). Последнее действие начинается сценой карточной игры, а за ней следует эпизод розыгрыша Ларисы в орлянку, где Кнуров и Вожеватов полагаются на волю случая.

«Жестокая игра» Паратова и Ларисы закончилась тем, что героине открывается наконец истинный Паратов, для которого расчет и выгода превыше всего. Разочарование в любимом для Ларисы равносильно потере смысла жизни. Страдая от предательства Паратова, бесприданница ни в ком не находит сочувствия, даже в друге детства, Вожеватове.

Последний диалог в пьесе, Ларисы и Карандышева, идет на сильных эмоциональных перепадах. Убийственное слово «вещь», которое находит для бывшей невесты Карандышев, становится одним из лейтмотивов этого последнего разговора. «Я беру вас, я ваш хозяин»,— говорит Карандышев (д. 4, явл. 11).

Но далее, потрясенный намерением Ларисы пойти к Кнурову, он смягчается: «Лариса Дмитриевна! Остановитесь! Я вас прощаю, я все прощаю». Карандышев умоляет осчастливить его, признается в любви.

Совет!

И затем — в ответ на категорический отказ и презрение Ларисы — следует новый эмоциональный перепад: «Так не доставайся ж ты никому!» Бывший жених Ларисы, решивший защищать ее и мстить за нее (один из всех и один против всех), не удерживается на этой высоте и убивает свою возлюбленную, подтверждая взгляд на нее как на вещь (Б. О. Костелянец).

Лариса расценивает выстрел Карандышева как благодеяние.

В ней нет цельности Катерины, поэтому Лариса оказалась на грани компромисса и нравственного падения, хотя в ней жива страстная мечта о чистоте и красоте человеческих отношений.

Смерть позволяет ей сохранить цельность и высоту, не утратить собственного достоинства. Но, как подчеркивает А. И. Журавлева, «чем больше мягкости и всепрощения у героини, тем острей суд зрителя».

Смысл названия пьесы «Бесприданница», анализ которой мы провели, ориентирован не только на социально-бытовой, но и на нравственно-психологический конфликт. «Катерину бесприданницей не назовешь.

Она богата: за нею мощь традиции, сила народного мировосприятия и народной поэзии. Лариса прекрасна, но она сама по себе»,— справедливо заметил Н. Н. Скатов.

Героини двух драматургических шедевров Островского предстают индивидуально-неповторимыми и относятся к самым обаятельным женским образам русской и мировой литературы.

Источник: Русская литература. XIX век. От Крылова до Чехова: Учеб. пособие. Сост. Н.Г. Михновец. – СПб.:”Паритет”, 2001

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/ostrovskij_a_n/bespridannica_analiz_pesy_podrobnyj/65-1-0-1150

Жизненные принципы героев в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»

Жизненные принципы героев в пьесе А. Н. Островского. Пьеса А. Н. Островского «Бесприданница» относится к числу произведений, которые едва утратят когда-либо свою актуальность и современность. Хотя сюжет пьесы принадлежит своему времени, сущность характеров героев, их жизненные принципы весьма живучи.

В образах двух купцов, Кнурова и Вожеватова, воплотился принцип «делай деньги». Принцип расчетливого, даже циничного отношения у них распространяется не только на деловую сферу.

«Нет, как-то и, Мокий Парменыч, в себе этого совсем не замечаю», — хладнокровно отзывается о любви Вожеватов, хотя он достаточно молод. Оба купца отлично сознают, что деньги в определенном смысле возвышают их над теми, у кого нет средств к существованию.

Кнуров вообще не с каждым соизволит разговаривать, например от Карандышева он демонстративно заслоняется газетой.

Отношение этих людей к Ларисе сходно с восхищением изящной и дорогой вещицей: можно бы, конечно, приобрести ее за деньги на какое-то время, но можно и обойтись без нее.

Обратите внимание

Показательно то, каким способом купцы решают спор, кому предложить Ларисе поездку в Париж: они бросают жребий.

С одной стороны, в этом жесте наглядно проявляется их отношение к девушке как к вещи, с другой же, подобный способ продиктован нежеланием ссориться из-за какой-то шалости.

Таким образом, Кнуров и Вожеватов достаточно высоко ценят свои приятельские отношения, скрепленные, вероятно, взаимовыгодным сотрудничеством. Интересно и то, что они, при всей ориентированности на выгоду, все же имеют некое подобие кодекса чести, пусть он в ходу лишь в узком кругу «своих». «Честное купеческое слово» — вот чем они скрепляют свое соглашение.

Несмотря на цинизм этого соглашения, можно сказать, что купцы достаточно честны и по отношению к самой Ларисе: Кнуров прямо заявляет, что предлагает девушке, если она примет его предложение пойти к нему на содержание. Не возникает сомнений, что он выполнил бы свои обещания.

Не так поступает Паратов, блестящий барин, промотавшийся предприниматель. Имидж «широкой русской души», «идеала мужчины», которым он является в глазах Ларисы, резко контрастирует с подлинной сущностью этого человека: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно».

Паратов не намерен предлагать Ларисе что-то определенное, более того, он помолвлен с другой.

Но если Кнуров честно признается, что он женат, то Паратов опутывает доверчивую Ларису ловкими полуобещаниями: «…Еще несколько таких минут… Я брошу все расчеты, и уж никакая сила не вырвет вас у меня; разве вместе с моею жизнью».

Тем не менее, несмотря на двуличие этого человека, Лариса верит ему до тех пор, пока он не сообщает ей сам, что обручен с другой, а она свободна. Фактически у Паратова нет никаких моральных принципов: он готов на подлость не только ради выгоды, но и ради минутного развлечения.

Важно

Кнуров и Вожеватов отлично понимают сущность своего приятеля и делового партнера: «…Вы думаете, что тут не без обмана, что он опять словами поманил ее?» — «Да непременно.

И, должно быть, обещания были определенные и серьезные, а то как бы она поверила человеку, который уж раз обманул ее!» Почему же в самом деле Лариса поверила Паратову? Видимо, потому что Лариса плохо разбирается в людях, видит в них не то, что есть, а то, что ей хотелось бы увидеть.

Жизненным приоритетом Ларисы является искренность. Она «простовата», по определению Вожеватова: «Не глупа, а хитрости нет, не в матушку. У той все хитрость и лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо».

Мать Ларисы, действительно, женщина активная и ловкая. Все ее заботы были направлены на то, чтобы получше, повыгоднее выдать замуж своих дочерей.

Однако ее начинаниям не сопутствует успех,  Вроде бы удалось Харите Игнатьевне разработан, мудреную систему выуживания денег у потенциальных женихов и богатых гостей, выдала она замуж двух сестер Ларисы, но «надо их спросить,  сладко ли им жить-то».

Таким образом, жизненным приоритетом Хариты К Игнатьевны является все та же выгода, практическая польза: «Мы люди бедные, нам унижаться-то  всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтобы  потом пожить по-человечески».

Карандышев, разумеется, не слишком-то вписывается в эту систему  — Огудалова согласилась выдать за него дочь только потому, что на этом настаивала сама Лариса.

«…Хоть и бросить, так потеря невелика!» — рас-  судитёльно замечает Харита Игнатьевна, полагая, что Ларисе лучше прокатиться по Волге с богатыми людьми, чем держаться за Карандышева.

Однако Лариса не разделяет разумных житейских принципов своей матери. Мечту о несостоявшейся  любви к Паратову Лариса надеется изгладить тихи- . ми радостями семейной жизни, однако вскоре раз- . битыми оказываются и эти надежды.

Совет!

Наконец Лариса увидела в подлинном свете и своего любимого, и своего жениха: один оказался подлецом, другой — ничтожеством.

Она почти готова согласиться пойти на содержание к Кнурову, но это отнюдь не продуманное, трезвое решение, а отчаянная попытка найти хоть что-то определенное, попытка преодолеть ощущение краха всего, во что она верила: «Я не нашла любви, так буду искать золота».

Среди жизненных приоритетов Юлия Капитоныча Карандышева, жениха Ларисы, в первую очередь бросаются в глаза его собственнические, мелочные инстинкты. Он всячески старается подчеркнуть , свое исключительное право на Ларису.

«Запрещайте тогда, когда будете иметь право, а теперь еще погодите запрещать, рано», — веско возражает мать Ларисы, когда Карандышев пытается запретить своей невесте петь для гостей. Выстрел Карандышева в финале пьесы — это наивысшее проявление его взгляда на Ларису как на свою собственность, хотя тот же Карандышев негодует по поводу того, что Кнуров и Вожеватов смотрят на девушку «как на вещь».

Поступками Карандышева руководят не столько четкие принципы, сколько гипертрофированное чувство ущемленного самолюбия, стремление «по-величаться». Однако все его попытки сравняться с богачами обречены на провал. Карандышев поступил бы разумнее, если бы не устраивал званого ; обеда, заставившего Ларису и ее мать краснеть от стыда за него.

В пьесе показаны и жизненные принципы тетушки  Карандышева. Ее мещанская бережливость, конечно, выглядит немного смешно: но во всяком случае она хотя бы оправдана с практической точки зрения, ведь жалованье у Карандышева неболь0шое.

В заключение нужно отметить, что жизненные принципы каждого героя пьесы Островского, конечно, сильно зависят от среды, в которой находился и находится тот или иной персонаж, однако  не все определяется средой.

Двуличие Паратова,  то есть отсутствие у него каких-либо моральных ценностей — это личностная позиция, основанная на эгоистических устремлениях.

Возвышенное отношение Ларисы к объекту своей любви не подкреплено объективными условиями: благородство  девушки, а также нежелание отказаться от своих идеалов и вглядеться в живого человека, не позволяют Ларисе усомниться в искренности Паратова.

Источник: https://prepodka.net/zhiznennye-principy-geroev-v-pese-a-n-ostrovskogo-bespridannica/

Паратов Сергей Сергеевич – персонаж пьесы А.Н. Островского “Бесприданница” (1878)

Сергей Сергеевич Паратов был видным красивым мужчиной, любимцем женщин (“блестящий барин, лет за тридцать, из судохозяев”). В отличии от своих приятелей, купцов Кнурова и Вожеватова, Паратов был настоящим аристократом и сорил деньгами направо и налево (проматывал семейный капитал, полученный в наследство). Цыгане, роскошный пароход, рестораны… – в общем, Паратов умел “красиво жить”.

Читайте также:  Образ и характеристика митрофанушки в комедии недоросль фонвизина сочинение

Вместе с тем, он, судя по всему, по-настоящему любил простых людей и, ради развлечения, иногда разделял с ними их тяжелый труд (как Петр I).

Обладая недюжинной физической силой (он ходил на медведя с рогатиной, а также в одиночку переставил коляску с Ларисой поближе к сухому месту), Паратов был весьма сильной натурой, альфа-самцом.

Обратите внимание

Об этом говорит сцена с офицером, которому Сергей Сергеевич показал, что такое настоящая смелость (этому посвящена отдельная статья) и сцена с Карандышевым, который пренебрежительно отозвался о бурлаках (разозлившись на бедного чиновника, Паратов отомстил ему, напоив его с помощью Робинзона).

Естественно, Лариса влюбилась в богатого, сильного и умеющего очаровать женщину барина. Моральных устоев Паратов не имел и делал то, что захочется (У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно). Поэтому он дважды воспользовался Ларисой, заманив ее на корабль (при это не собираясь на ней жениться).

По большому счету, Паратов – пустой человек. Конечно, он умел сорить деньгами и пускать пыль в глаза, но настоящего стержня и благородства души у него не было.

Роль в сюжете пьесы

Паратов, будучи частым гостем в доме Огудаловых, стал объектом обожания Ларисы Огудаловой. Он распугал все женихов и провел с ней ночь на своем пароходе.

После этого, Паратов уехал в свое имение, решать проблемы с управляющим. Ясно, что живя в таком духе, богатым оставаться трудно.

Паратов разорился, но тут же нашел выход, воспользовавшись своей фамилией и внешними данными. Он обвенчался с девушкой, имеющей богатое приданое.

Продав свой пароход Вожеватову, Паратов снова приехал в город, где жили Огудаловы. Он пришел к ним гости и снова растревожил сердце Ларисы, которая собиралась выйти замуж за Карандышева.

Поссорившись с последним, он, с помощью своего шута Робинзона, напоил его и увез Ларису на пароход (отметить его продажу). Проведя с ней ночь, Сергей Сергеевич, сказал ей, что она ему не нужна…

В результате, отчаявшуюся Ларису застрелил ревнивый Карандышев.

Цитаты Паратова

  • Мне хочется знать, скоро ли женщина забывает страстно любимого человека: на другой день после разлуки с ним, через неделю или через месяц…
  • О вас я всегда буду думать с уважением; но женщины вообще, после вашего поступка, много теряют в глазах моих.
  • Да ведь ревнивые люди ревнуют без всякого повода.
  • Смотрите, я буду стрелять в девушку, которая для меня дороже всего на свете, и не побледнею
  • У всякого свой вкус: один любит арбуз, а другой — свиной хрящик.
  • А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчеты. Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски.
  • Я только поучу его. У меня правило: никому ничего не прощать; а то страх забудут, забываться станут.
  • Если я кого хочу поучить, так на неделю дома запираюсь да казнь придумываю.
  • Я обручен. — Ах!. — Вот золотые цепи, которыми я окован на всю жизнь.
  • Очень просто; потому что если мужчина заплачет, так его бабой назовут; а эта кличка для мужчины хуже всего, что только может изобресть ум человеческий.

Источник: http://fandea.ru/689-paratov-sergei-sergeevich-iz-pesy-a-n-ostrovskogo-bespridanica.html

Бесприданница характеристика образа Паратова Сергея Сергеевича

Паратов Сергей Сергеевич — «блестящий барин, из судохо-зяев, лет за 30». Несмотря на производимое впечатление, П. на самом деле персонаж намного более примитивный, чем Лариса и Карандышев.

Этот герой тесно связан с типом шикарных прожигателей жизни, красавцев мужчин, бар, оказывающихся в финале искателями приданого, претендентами на руки богатых купчих, чье страстное сердце и привязанность кладет конец их жизненным поискам (Дульчин, Окоемов).

Черты П., которые восхищают Ларису, не представляют ценности в мире Островского. В «шикарности», внешнем блеске таких персонажей драматург видит только позу, в них нет подлинной эмоциональной жизни, нет ясности чувств.

Отличаются они от героя типа Карандышева тем, что именно в этой позе они чувствуют себя наиболее удобно, маска стала для них второй натурой. При этом в П. легко сочетается барская иррациональность (способность сорить деньгами, выходки со стрельбой в любимую женщину и т. д.) и простой, неприглядный расчет.

Однако умение театрализовать, сделать эффектным и загадочным любой свой поступок, основанное на очень точном ощущении того «амплуа» богатого и рокового барина, в котором он выступает (этого ощущения катастрофически не хватает таким «дилетантам», как Карандышев), дает ему способность даже откровенную низость подать как что-то необычайно благородное.

Важно

Это проявляется, например, в разговоре с матерью Ларисы о его женитьбе по расчету, а также в эффектных фразах, которыми он пытается отделаться от Ларисы в финале пьесы: «Допускаете ли вы, что человек, скованный по рукам и по ногам неразрывными цепями, может так увлечься, что забудет все на свете, забудет и гнетущую его действительность, забудет и свои цепи?» И цепи, и «гнетущая действительность» — есть только прикрытие неблаговидного поступка и уже не могут обмануть. Для П. в этот момент важно только как можно эффектнее выглядеть, сохранить маску.

Совершая неприглядные поступки, мстя Карандышеву, потешаясь над Робинзоном, которого держит при себе в роли шута, увозя для своей прихоти Ларису прямо с обеда, устроенного ее женихом, П. примыкает к ряду грязных «шутников», способных для собственной прихоти и удовлетворения своих амбиций растоптать чужую жизнь и чувство собственного достоинства.

За эффектной позой П. ничего нет. Он мираж, фантом, созданный воображением Ларисы и отчасти Карандышева. Он пустое место в самых разных отношениях, и это хорошо понимают Кнуров и Вожеватов, противопоставленные ему как подлинные хозяева жизни — человеку, живущему эфемерной, иллюзорной жизнью.

Роль П. в пьесе исключительно отрицательная. Его появление вносит беспорядок в уже более или менее установившуюся жизнь, резко нарушает хрупкое равновесие в душе Ларисы между желанием примириться со своей участью и тоской по яркой и красивой жизни. Для него и из-за него совершаются почти все события в пьесе.

Его речи и поведению присуща своеобразная театральность, умение принять в зависимости от собеседника и обстановки именно тот тон, который представит его в наиболее выигрышном свете: с Кнуровым, Вожеватовым и матерью Ларисы он говорит цинично, прямо сообщая о своих намерениях выгодно продать себя, с Карандышевым в присутствии Ларисы принимает вызывающий тон, демонстрируя превосходство над своим соперником, наедине с Ларисой стремится уязвить и бросить ей вызов почти печоринскими фразами: «Мне хочется знать, скоро ли женщина забывает страстно любимого человека: на другой день после разлуки с ним, через неделю или через месяц… имел ли право Гамлет сказать матери, что она «башмаков еще не износила» — и т. д.

Источник: http://lit-helper.com/p_bespridannica_harakteristika_obraza_paratova_sergeya_sergeevicha

Бесприданница характеристика образа Паратова Сергея Сергеевича

Образ Паратова не столь интересенс точки зрения обывателей. Да, конечно, он полон пафоса, много наигранной удали. На самом деле элементарного эгоизма и расчетливости все-таки в нем больше.

В произведении он выступает «блестящим барином», который очень азартен и имеет щедрую натуру.

На самом деле, Паратов Сергей Сергеевич относится к тому типажу господ, которые под ликом роковых красавцев скрывают облик людей, которые находятся в постоянном поиске богатой кандидатуры. Претенденток, на которых можно выгодно жениться.

Лариса, которая нашла в Паратове привлекательные черты, не что иное, как наивное восприятие того, чего хочешь видеть. Те есть, она с удовольствием принимает желаемое за действительное. Сам А. Н. Островский назвал бы это элементарным позерством, которое рассчитано на то, что это подкупит наивных барышень.

Даже такие девушки, как Лариса, как, оказывается, могут быть полезны. Именно для таких случаев, у Паратова всегда были в запасе красивые слова и «крылатые» фразы, чтобы впечатлять «прекрасных особ». Это просматривается в противоречивости слов и поступков Паратова.

Скажите, зачем человеку с душой, которая тянется к прекрасному, веселому и легкому, так тяжко вздыхать и рассуждать о выгоде, которую не стоит пропускать ни в коем случае. Манера ведения разговора оставляет незабываемое впечатление, которое остается в результате общения с человеком благородного рода.

Правда, то, как он холодно сообщает Ларисе о том, что он помолвлен и как цинично использует ее в своих собственных целях, выставляет его в свете маски двуличия.

Все свои поступки Паратов совершает с целью высмеять и унизить других.

Совет!

Он насмехается над Карандышевым и унижает Ларису, увозя ее с собой на теплоход во время проведения званого обеда в честь ее, как невесты Карандышева.

Как мы понимаем, ничего положительного в этом образе, однозначно нет. Ему странным образом удается перемешать планы некоторых людей, до неузнаваемости изменить их настрой на будущее.

На самом деле его позерство прикрывает абсолютно пустого человека, не способного на какие-либо переживания и чувства. С одной стороны его могут понять такие, как Кнуров и Вожеватов, которые кроме холодного расчета жизнь мерять не могут.

От таких кавалеров, как Паратов не стоит ожидать порядочности, так как всю жизнь привыкли изображать благородство, а не проявлять его. Говорить о хороших поступках, а не совершать их.

С другой стороны, на его уловки покупаются не только такие простушки, как Лариса. Не забывайте, что Паратов человек, находящийся в постоянном поиске выгоды.

И по-другому вести себя не может, иначе будет выглядеть менее выгодно, чем другие.

Многие поступки говорят красноречивее его слов. Он достаточно хитер в отношении людей. Самое удобное в его поведении то, что он очень тонко понимает человеческую душу и может определить, что же именно беспокоит собеседника.

При разговоре, он способен принимать сторону виновника разговора, приняв его правила игры. Он легко подстроится под настроение своего оппонента. Таких людей, как Паратов, как правило, на пьедестал ставит женщина, не важно – любящая, любимая или жертва этих чувств.

Обратите внимание

Это они придумывают себе идеальные образы, которым поклоняются очень долго. Такой оказалась и Лариса, которая сотворила себе «кумира». Сама же, потом и поплатилась. Попалась в хорошо расставленные сети.

О чувствах можно было бы говорить, но не с людьми, которые имеют свой капитал благодаря трезвому, холодному и расчётливому уму.

Такие люди очень часто даже не задумываются о последствиях, они преследуют свои интересы, прохаживаясь по судьбам и чувствам других людей, которых, кстати, могут считать за слабаков. Так что, за всем этим фарсом и пафосом вряд ли скрывается человек, который способен хотя бы на понимание.

.

Источник: https://cwetochki.ru/post-Bespridannitza-harakteristika-obraza-Paratova-Sergeya-Sergeevicha-23661.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector