Сочинение печорин — странный человек

Сочинение Печорин, Портрет Печорина, почему Печорин | Инфошкола

24 Июль 2012       админ      Главная страница » Сочинения      Просмотров:   7445

Трагедия Печорина (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)

«Герой нашего времени» — один из самых выдающихся произведений русской классической литературы, а Печорин — один из ярчайших персонажей. Личность Печорина неоднозначна, ее можно воспринимать по-разному: благосклонно или отрицательно. Но в любом случае этот образ трагичен.

Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, каждая из которых имеет свое название, свой сюжет и жанровые признаки.

 Объединяет же эти произведения в единое целое главный герой — Печорин, чрезвычайно сложная и противоречивая натура.

Интересно, что композиционная «зламанисть» произведения, а особенно то, что уже в середине романа читатель узнает о гибели Печорина, также подчеркивают трагизм и необычную роль главного героя.

Обратите внимание

Чтобы как можно глубже раскрыть его личность, автор даже использует двойной повествования: в первых двух частях о жизни Печорина рассказывает Максим Максимович, в трех последних мы имеем возможность услышать голос самого Печорина. Интересно то, что автор в этой части выбирает форму исповеди: его герой говорит нам со страниц личного дневника. И такой прием еще глубже помогает понять загадку печоринского характера.

Рисуя портрет Печорина, автор отмечает необычной особенности своего героя. Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». Автор делает вывод: «Это признак или злого характера, или глубокой постоянной сумму». И уже в этих строках дано ключ к раскрытию образа главного героя.

По моему мнению, автор не случайно дает портрет Печорина только во второй части.Начав роман с трагической любви Беллы к Печорину, Лермонтов постепенно смещает свое внимание на «страсть к противоречиям» и раздвоение личности героя. Это, собственно, и привело к такому финалу.

Печорин вначале искренне хотел сделать Бэлу счастливой. Однако он просто не способен на длительные чувства, ведь герой прежде ищет не любовь, а «лекарства» от скуки.

 Печорин постоянно хочет чего-то чрезвычайного, он даже готов рискнуть всем ради исполнения своей прихоти.

 При этом он невольно уничтожает чужие судьбы, и это противоречие Печорина обнаруживает, как пишет автор, «болезнь» целого поколения того времени.

Всю свою жизнь Печорин стремился стать цельной натурой, таким, каким был еще в юности, когда жизнь его тянуло своей таинственностью. Став «умелым в искусстве жизни», Печорин быстро разочаровался в людях, в жизни, общественной деятельности, науках.

 В нем зародилось чувство отчаяния и уныния, которое герой решил скрыть от всех. Однако от самого себя, ведь в дневнике он постоянно прибегает к анализу своих мыслей и переживаний.

Важно

 Причем делает он это настолько обстоятельно и с таким научным интересом, будто проводит над собой некий эксперимент.

Он пытается понять самого себя, не оправдываясь и не скрывая причин своих поступков. Такая беспощадность к самому себе — редкое качество, но этого мало, чтобы объяснить все сложности его натуры.

Интересно, что в своих недостатках Печорин почему-то склонен обвинять общество.Он говорит, что окружение видело в его лице признаки «дурных наклонностей».Именно поэтому, считает Печорин, они оказались в нем. Ему даже в голову не приходит винить себя.

Беда Печорина в том, что он прекрасно понимает, как предотвратить страдания, и при этом никогда отказывается от удовлетворения сознательно мучить других: «Быть для кого-то причиной страданий и радостей, не имея на это никакого права, — не сладкая это пища для нашей гордости ? «Появляясь в чьей-то жизни, Печорин всем наносит горя контрабандисты убегают, оставив старую и бедного слепого мальчика; погибает отец Беллы и сама Белла; Азамат становится на путь преступности; убит на дуэли Грушницкого; страдает Мэри; обиженно Максима Максимовича; трагически погибает Вулич.

Или злой Печорин? Возможно, так. Злой и жестокий, но прежде всего — несчастный, одинокий, измотан морально и физически. Виноват кто-то в этом? Отнюдь.

Ведь серьезный враг каждого человека — он сам, и Печорин, столь ловко умеет властвовать над другими, играть на их «слабых струнах», себя овладеть совершенно не способен.

Печорин делает страшное признание, что страдания и радости других людей «поддерживают его душевные силы». И здесь можно сделать вывод, что и «половина» души, которой были присущи скромность, готовность любить весь мир, стремление делать добро, просто испарилась, осталась только способность действовать.

Называя себя «нравственным калекой», Печорин, по сути, прав: как еще можно назвать человека, лишенного возможности жить в полную силу и вынужденной руководствоваться побуждениями лишь одной, не лучшей половины своей души? Интересно, что в разговоре с Вернером Печорин признается: «Я взвешиваю, разбираю свои собственные желания и поступки с строгим любопытством, но без пылкости … Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой думает и судит его …»

Совет

И именно та половина души, которую он считал уничтоженной, действительно жива.Вопреки собственным убеждениям, Печорин способен на искреннее большое чувство, но любовь героя сложна.

 Зачем он сначала хочет любви Веры? По моему мнению, он хотел прежде всего доказать самому себе, что ему под силу преодолеть недоступность этой женщины.

 Однако только тогда, когда Печорин осознает, что может потерять навсегда ту единственную, кто по-настоящему понимал его, чувство к Вере вспыхивают с новой силой.

Как видим, постоянно убегая от себя настоящего, Печорин так и не может до конца этого сделать.

 И в этом как раз и заключается трагедия этого образа: Печорин страдает не только из-за своих недостатков, но и положительные качества, ведь ежесекундно чувствует, сколько сил в нем погибает бесполезно. В его опустошенной душе нет сил для любви, есть силы только для самоанализа и самообмана.

 Так и не найдя ни малейшего смысла в жизни, Печорин приходит к выводу, что единственное его назначение на земле — разрушение надежд других людей. Более того, он охладевает даже к собственной смерти.

Углубление автора во внутренний мир главного героя, наконец, приобретает философское звучание. Такой подход позволяет Лермонтова по-новому осветить вопрос об ответственности человека за свои поступки, о выборе жизненного пути и о нравственности в целом.

Источник: https://info-shkola.ru/sochinenie-pechorin-portret-pechorina/

Сочинение на тему: ПЕЧОРИН КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ «ЛИШНИХ ЛЮДЕЙ»

«Зачем я жил? Для какой цели я родился…

А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные».

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

«Герой нашего времени» — это прежде всего Печо­рин, в образе которого Лермонтов показал «лишнего человека», вобравшего в себя черты целого поколения начала XIX века, так называемой «эпохи безвреме­нья».

Считается, что образ Григория Александровича Печорина сформировался у Лермонтова после прочте­ния очерка о Грибоедове в пушкинском «Путешествии в Арзрум».

Отложив повесть «Княгиня Лиговская», Лермонтов принялся за работу над романом «Герой на­шего времени».

Пушкин так писал о Грибоедове: «Его меланхоли­ческий характер, его озлобленный ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники чело­вечества, — все в нем было необыкновенно привлека­тельно.

Обратите внимание

Рожденный с честолюбием, равным его дарова­ниям, долго был он опутан сетями мелочных нужд и неизвестности. Способности человека государствен­ного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная и блестящая храбрость ос­тавалась некоторое время в подозрении.

Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчиво­сти, эту глупую несносную улыбку, когда случалось им говорить о нем как о человеке необыкновенном.

Люди верят только Славе и не понимают, что между ими мо­жет находиться какой-нибудь Наполеон, не предводи­тельствовавший ни одною егерскою ротою, или другой Декарт, не напечатавший ни одной строчки в “Москов­ском Телеграфе”».

Лермонтов наделил своего главного героя подоб­ными комплексами «внутреннего» человека. В его ха­рактере тоже присутствуют неудовлетворенность действительностью, высокое беспокойство и скрытое стремление к лучшей жизни, которую он не связыва­ет с карьерой и богатством.

Это личная позиция Лер­монтова, образно сформулированная в следующем высказывании: «…гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением при сидячей жизни и скромном поведении умирает от апоплекси­ческого удара».

Богатая личность Печорина не соответствовала тем рамкам, которые ей отводила чиновная карьера, отсюда отсутствие энтузиазма и, как результат, незначитель­ный послужной список Григория Александровича Печо­рина: гвардия и петербургский свет — армейский полк на Кавказе — гарнизонная служба в крепости N — ар­мейский гусарский полк в Грузии — отставка. В свои 25 лет он всего лишь прапорщик, звание которого на гражданской службе соответствовало чину коллежского регистратора из «Станционного смотрителя» Пушкина. Но это цена, которую Печорин готов заплатить за со­хранение своей свободы и независимости.

Раскрывая положительные качества Печорина — острую критическую мысль, мятежную волю и способ­ность к борьбе — автор ни в коей мере не оправдывает своего героя, он к нему критичен так же, как и к себе. Лермонтов в полной мере показывает вынужденное бесплодие своего любимого героя, его резко отрица­тельный индивидуализм, гордыню и скептичность.

Внутренние противоречия терзают душу героя, кото­рая требует и жаждет любви, но в то же время боится счастья и не верит в его возможность, хотя к тому и были бы все предпосылки. Как только судьба застав­ляет его брать на себя ответственность, Печорин ухо­дит от контакта даже с любимым человеком.

Важно

Печорина пугают не измены женщин и предательство друзей, он боится себя, как носителя своего несчастья и несчастья для окружающих людей. Поэтому Печорин не спосо­бен наладить естественных связей с людьми и не стре­мится к ним, предпочитая быть «лишним». Окружаю­щие не понимают его. Поступки Печорина кажутся им необъяснимыми, парадоксальными, нарушающими мо­ральные законы.

Каковы результаты его общения с людьми? Максим Максимыч обижен, Бэла убита, слепой мальчик остался без друзей, княжна Мери ос­корблена.

Без всякого морализма Лермонтов показывает нравственную несостоятельность Печорина, нежелание героя использовать богатый внутренний потенциал, ко­торым наделила его природа.

Автор не выражает свое­го отношения к его порокам, он предоставляет читате­лю право самому разобраться в этом сложном характе­ре, выявляя разрушительные процессы, происходящие в душе Печорина и последующее «внутреннее возмез­дие»: скуку, бесплодную деятельность, потерю интере­са к жизни.

Образы «естественных» людей — Бэлы и Максима Максимыча подчеркивают духовное разло­жение Печорина и его бесполезное существование.

Лермонтовский Печорин принадлежит к типу «лишних людей», подобных Чацкому, Онегину, то есть таких людей, для которых в окружающем их обществе в эпо­ху «безвременья» не находилось ни места, ни дела. Именно поэтому Лермонтов без всякой иронии называ­ет Печорина (и где-то себя) «героем нашего (то есть сво­его) времени».

На этой странице искали :

  • сочинение на тему печорин и максим максимыч
  • сочинение на тему печорин лишний человек
  • почему печорин лишний человек
  • печорин как представитель лишних людей
  • сочинение на тему печорин как представитель лишних людей

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-pechorin-kak-predstavitel-lishnix-lyudej.html

Сочинение-рассуждение на тему: Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — Сочинения

В романе «Герой нашего времени» поднимается важный вопрос о том, почему умный и проницательный человек не способен найти своего предназначения в жизни. На этот вопрос автор дает ответ, повествуя историю насыщенной жизни главного героя, который является представителем поколения 30-х годов XIX столетия. Образ Печорина собирательный и представляет целое поколение молодежи начала столетия.

Герой в произведении выступает «лишним человеком». Его поведение не понимают окружающие, потому что они имеют обычную точку зрения, которая достаточно распространена в дворянском обществе.

Одаренность Печорина можно увидеть в его тонком и остром уме, сильных страстях, которые он испытывал, а также в его силе воли. Глубокий ум главного героя дает возможность ему делать правильные выводы об окружающих людях, о жизни, а также формировать объективное отношение к себе самому.

Совет

Характеристики окружающих, которые делает главный герой, очень точные. Его сердце способно на глубокие и сильные чувства, хотя внешне он этого никому не показывает.

Читайте также:  Анализ романа достоевского идиот

Печорин является сильной натурой, которая хочет действовать. Но, учитывая всю его одаренность и богатство духовных сил, он считает себя «нравственным калекой». Его поведение очень неоднозначно.

Противоречивость главного героя читатель может заметить не только в его характере, отношении к женщинам, но и в его внешности, которая является зеркалом души человека. Изображая портрет героя, автор произведения хочет подчеркнуть странности Печорина. Его глаза «не смеялись, когда он смеялся».

Автор утверждает, что это признак злого нрава или постоянной грусти. Взгляд Печорина был одновременно спокойным и проницательным, оставлял после себя неприятный осадок. Также Печорин был обладателем небрежной и ленивой походки.

При этом при ходьбе герой не размахивал руками, это свидетельствует о скрытности его характера.

Противоречивость, присущая Печорину, многогранна. Она отображает, как определяет автор, «болезнь» целого поколения.

Сам же Печорин утверждает то, что его жизнь является цепью грустных и неудачных противоречий.

Они проявляются в его отношении к жизненным обстоятельствам: Печорин является одновременно и скептиком, который уже успел разочароваться в жизни, и человеком, в котором проявляется жажда жизни.

Обратите внимание

Кого винить в том, что главный герой романа стал «лишним человеком»? Этот ответ читатель получает от самого Печорина: «Во мне душа испорчена светом», то есть на его светлый и добрый нрав значительно повлияло то светское общество, в котором он жил.

Источник: https://sochinenienatemu.com/sochinenie-geroj-nashego-vremeni-lermontov/sochinenie-rassuzhdenie-na-temu-obraz-pechorina-v-romane-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

Пример сочинения: — Образ Печорина

Написала : Яна Николайчук

Литературное произведение «Герой произведения нашего времени» стал продолжением темы «лишних людей». Эта Пример сочинения стала центральной в литературное произведениее в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина.

В предисловии к литературное произведениеу автор произведения показывает отношение к своему герою. Так же как и Пушкин в «Евгении Онегине» («Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной») Лермонтов высмеял попытки поставить знак равенства между автор произведенияом литературное произведениеа и его главным героем.

Лермонтов не считал Печорина положительным героем, с которого надо брать пример.

Автор произведения подчеркнул, что в образе Печорина дан портрет не одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.

В литературное произведениее Лермонтова «Герой произведения нашего времени» показан молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе мучительный вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Он не питает ни малейшей склонности к тому, чтобы идти проторенной дорогой светских молодых людей. Печорин — офицер.

Он служит, но не выслуживается. Печорин не занимается музыкой, не изучает философию или военное дело. Но мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм.

Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. Он глубоко несимпатичен нам «жалкостью действий», пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям. Но мы видим, что и сам он глубоко страдает. Характер Печорина сложен и противоречив.

Герой произведения литературное произведениеа говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…». Каковы причины этой раздвоенности? «Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…» — признается Печорин.

Важно

Он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой. Печорин — эгоист. Еще пушкинского Онегина Белинский называл «страдающим эгоистом» и «эгоистом поневоле». То же самое можно сказать и о Печорине. Печорину присущи разочарование в жизни, пессимизм. Он испытывает постоянную раздвоенность духа.

В общественно-политических условиях 30-х годов 19 века Печорин не может найти себе применения. Он растрачивается на мелкие похождения, подставляет лоб чеченским пулям, ищет забвения в любви. Но все это лишь поиск какого-то выхода, лишь попытка развеяться. Его преследует скука и сознание, что не стоит жить такой жизнью.

На всем протяжении литературное произведениеа Печорин показывает себя как человека, привыкшего смотреть «на страдания, радости других только в отношении к себе» — как на «пищу», поддерживающую его душевные силы, именно на этом пути ищет он утешения от преследующей его скуки, пытается заполнить пустоту своего существования.

И все же Печорин — натура, богато одаренная. Он обладает аналитическим умом, его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Его дневник — не что иное, как саморазоблачение.

Он наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать (смерть Белы, свидание с Верой) и сильно переживать, хотя пытается скрыть душевные переживания под маской равнодушия. Равнодушие, черствость — маска самозащиты. Печорин все-таки является человеком волевым, сильным активным, в его груди дремлют «жизни силы», он способен к действию.

Но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. В этом Печорин сходен с героем поэмы «Демон». И правда, в его облике (особенно в начале литературное произведениеа) есть что-то демоническое, неразгаданное.

Во всех новеллах, которые Лермонтов объединил в литературное произведениее, Печорин предстает перед нами как разрушитель жизней и судеб других людей: из-за него лишается крова и погибает черкешенка Бела, разочаровывается в дружбе Максим Максимович, страдают Мэри и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом «честные контрабандисты», погибает молодой офицер Вулич. Белинский видел в характере Печорина «переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем».

Литературное произведение «Герой произведения нашего времени» был написан в 1838-1840 годах XIX века. Это была эпоха жесточайшей политической реакции, наступившей в стране после поражения выступления декабристов. В своем произведении автор произведения воссоздал в образе Печорина, главного героя литературное произведениеа, типичный характер 30-х годов XIX века.

Совет

Печорин — образованный светский человек с критическим умом, неудовлетворенный жизнью и не видящий для себя возможности быть счастливым. Он продолжает галерею «лишних людей», открытую Евгением Онегиным Пушкина.

Белинский отмечал, что мысль изобразить героя своего времени в литературное произведениее не принадлежит исключительно Лермонтову, так как в тот момент уже существовал «Рыцарь нашего времени» Карамзина.

Белинский указывал также, что многим писателям начала XIX века приходила в голову такая мысль.

Печорин называется в литературное произведениее «странным человеком», так о нем говорят почти все остальные персонажи.

Определение «странный» приобретает оттенок термина, за которым встает определенный склад характера и тип личности, и является более широким и емким, чем определение «лишний человек».

Подобного рода «странные люди» были и до Печорина, например в рассказе «Прогулка по Москве» и в «Очерке чудака» Рылеева.

Лермонтов, создавая «Героя нашего времени», говорил, что ему «весело было рисовать портрет современного человека таким, каким он его понимает и часто встречал».

В отличие от Пушкина, он сосредоточивает внимание на внутреннем мире своих героев и утверждает в «Предисловии к журналу Печорина», что «история души человеческой, хотя бы и самой мелкой души, едва ли не интереснее и не полезнее истории целого народа».

Обратите внимание

Стремление раскрыть внутренний мир героя отразилось и на композиции: литературное произведение начинается как бы с середины повествования и последовательно доводится до конца жизни Печорина. Таким образом, читатель заранее знает, что «бешеная гонка» Печорина за жизнью обречена на неудачу.

Печорин проделывает путь, который совершали его литературное произведениетические предшественники, показывая тем самым несостоятельность их литературное произведениетических идеалов.

Печорин попадает из «цивилизованного» мира в мир «детей природы», на Кавказ, но и там он оказывается чужим, «лишним человеком», и, кроме страданий и смятения, ничего не несет: он становится косвенным виновником гибели Бэлы, расстраивает жизни «честных контрабандистов», из-за него рушится судьба княжны Мери.

Структура «Героя нашего времени» фрагментарна, поэтому литературное произведение представляет собой систему разрозненных эпизодов-повестей, объединенных общим героем — Печориным.

Такая композиция является глубоко содержательной: она отражает разорванность жизни главного героя, отсутствие у него какой-либо цели, какого-либо объединяющего начала. Жизнь героя проходит на перепутьях в вечных поисках смысла человеческого существования и счастья.

Печорин почти все время в пути. «Это мир в дороге», — говорил Гоголь по поводу «Героя нашего времени».

В том, как изображает Лермонтов главного героя, чувствуется желание дать ему социальную характеристику. Печорин — продукт и жертва николаевской эпохи в одном лице, «чья душа испорчена светом и разорвана на две половинки, лучшая из которых высохла и умерла», тогда как другая «жила к услугам каждого».

Есть в этом персонаже и то, что выводит его за рамки социальности, то есть Лермонтов раскрывает в своем герое и общечеловеческие начала, не зависящие от эпохи и времени. В этом смысле задача, которую ставит перед собой Лермонтов, сравнима с задачей Достоевского: «При всем реализме найти в человеке человека».

Важно

Лермонтов в литературное произведениее уделяет много внимания изображению не только сознания, но и самосознания героя. Напряженный психологический анализ — это «болезнь века», но также и необходимая форма самопознания развитой личности.

То, что Печорин постоянно размышляет о своих поступках, анализирует свои чувства, является свидетельством того, что мы имеем дело с личностью неординарной; герой произведения лермонтовского литературное произведениеа -личность в самом высоком смысле этого слова.

Мы можем провести сравнение с литературное произведениеом Пушкина «Евгений Онегин». Печорин, тоже являясь «лишним человеком», отличается от Онегина не только своим темпераментом, не только глубиной мысли, но и степенью осознанности себя, своего отношения к миру. Печорин в большей степени, чем Онегин, мыслитель, идеолог.

В этом смысле он герой произведения своего времени. Действенность Печорина, на которую делает акцент Лермонтов, объясняется, прежде всего, степенью развитости этого героя: он хорошо образован, хорошо разбирается в людях, знает их слабости, но использует эти знания в своих целях.

Беда Печорина в том, что его независимое самосознание и воля переходят в индивидуализм. В своем противостоянии действительности он исходит только из своего «я». Он не просто эгоист, он эгоцентрист. Печорин является деятелем не только по натуре, но и по убеждению. Он сам указывает, что «в чьей голове родится больше идей, тот больше других и действует».

Как личность Печорин шире предлагаемых ему социальных ролей, он отвергает все уготованные ему социальные рамки, пытается угадать свое высокое предназначение, но в то же время весьма скептически оценивает свои шансы в борьбе с окружающим обществом. Он рассуждает: «Многие люди, начиная жизнь, хотят кончить ее, как Байрон или Александр Македонский, а между тем остаются титулярными советниками».

Герой произведения не показан нигде при исполнении своих служебных обязанностей, но, тем не менее, он очень активен в жизни.

На примере Печорина мы впервые в русской литературе встречаемся с героем, который прямо ставит перед собой актуальные вопросы человеческого бытия. Это вопросы о цели, о смысле жизни человека, о его предназначении.

Совет

Подтверждением этому является рассуждение героя перед дуэлью с Грушницким и в повести «Фаталист».

Одна из целей, которую герой произведения, бесспорно, реализует, — это постижение природы и возможностей человека. Этим и объясняется цепь психологических и нравственных экспериментов Печорина над собой и над другими: княжной Мери, Грушницким, Вуличем. В достижении этой цели он действует настойчиво и упорно.

Читайте также:  Сочинение чичиков у плюшкина анализ эпизода, визита в поэме мертвые души гоголя

Раскрытие образа своего героя Лермонтов подчиняет традиции. Он испытывает Печорина двумя чувствами: дружбой и любовью.

Ни одно, ни другое герой произведения не выдерживает, Печорин разочаровывается в любви черкешенки Бэлы, говоря по этому поводу, что «любовь дикарки не многим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».

К дружбе, к глубокому искреннему чувству, Печорин также не способен, считая, что из двух друзей один всегда раб другого. В отношениях же с Вернером его не устраивает ни роль повелителя, ни роль раба.

Последняя повесть «Фаталист» приобретает особое значение в восприятии Печориным жизни. Герой произведения на протяжении всего повествования постоянно испытывает судьбу (под пулями чеченцев, на дуэли с Грушницким, в повести «Тамань» с ундиной), но наиболее выразительно это показано в «Фаталисте».

Это одна из самых идейно насыщенных и напряженных повестей литературное произведениеа. Она состоит из трех эпизодов, которые то отрицают, то подтверждают существование предопределения в жизни человека. Если и говорить о фатализме героя, то его следует назвать фаталистом действенным.

Не отрицая наличия сил, во многом определяющих жизнь и поведение человека, Печорин не склонен на этом основании лишать его свободы воли. Подтверждением служит то, как он бросается в окно к казаку-убийце. На первый взгляд, это безрассудно, но Печорин действует достаточно обдуманно.

Это не слепой риск Вулича, а осмысленная человеческая храбрость.

Обратите внимание

Ключевое содержание повестей о Печорине — это история его противодействия обстоятельствам и судьбе. Обстоятельства и судьба в итоге оказались сильнее Печорина. Его энергия выливается в действие пустое. Поступки героя чаще всего эгоистичны и жестоки.

Печорин предстает в литературное произведениее сложившимся характером с трагической судьбой.

То, что Лермонтов заостряет внимание на психологическом раскрытии образа своего героя, ставит по-новому вопрос о нравственной ответственности человека за выбор жизненного пути и за свои поступки.

В том, как показал Лермонтов Печорина, он ознаменовал новый этап в развитии русского общества и русской литературы. Если в Онегине запечатлен процесс превращения аристократа в личность, то в «Герое нашего времени» показана трагедия уже сложившейся личности, обреченной жить в условиях николаевской реакции.

Печорин оказывается шире того содержания, которое вложено в его образ. В этом смысле Лермонтов предвосхищает Достоевского. Новаторство Лермонтова заключается в том, что перед нами сильная, недюжинная личность, не находящая себе места и цели в жизни, чуждая окружающему обществу, внутренне противоречивая.

Судьба Печорина как одного из характерных типов своего времени, несмотря на его потенциальную героичность, была трагически безысходной. Лермонтов как писатель-реалист показал это в своем литературное произведениее «Герой произведения нашего времени».

Источник: http://sochinenie.blogspot.com/2011/08/blog-post_4030.html

Печорин как представитель «лишних людей» сочинение

Печорин как представитель «лишних людей». В романе М.

Лермонтова «Герой нашего времени» реша­ется злободневная проблема: почему люди умные и энергичные не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов XIX в. В образе Печорина автор дал не портрет одного человека, а худо­жественный тип, вобравший в себя черты целого поколения мо­лодых людей начала века.

Таких людей, как Печорин, в дворянском обществе никола­евской России встречалось немного.

И тем не менее в этом свое­образном, исключительно одаренном человеке Лермонтов пока­зал типичного дворянского героя трагического периода русской общественной жизни, который наступил после подавления вос­стания декабристов. Печорин — жертва своего тяжелого време­ни.

Важно

Но оправдывает ли Лермонтов его поступки, его настроение? В бессонную ночь, накануне дуэли с Грушницким, герой романа как бы подводит итог прожитой жизни. И приходит к выводу, что он «утратил навеки пыл благородных стремлений — луч­ший цвет жизни».

Горестные и трудные признания! То, что мы узнаем о Печо­рине из его дневника, из рассказов других действующих лиц, вызывает к нему двойственное чувство. Мы не можем не осуж­дать Печорина за его отношение к Бэле, к княжне Мери, к Вере, к доброму Максиму Максимычу.

Но мы не можем ему не сочув­ствовать, когда он едко высмеивает аристократическое «водя­ное общество», разоблачает козни Грушницкого и его прияте­лей. Мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окру­жающих его людей, что он умен, образован, талантлив.

Но в то же время нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе. Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением крити­чески оценить свои поступки. И глубоко несимпатичен герой своей «жалкостью действий», пустой растратой сил.

Эту проти­воречивость характера замечает в себе Печорин: «Во мне два человека: один живет, в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…»

При всей разнице внешнего облика и различия характеров и Онегин из романа А. С. Пушкина, и герой комедии А. С. Грибо­едова «Горе от ума» Чацкий, и лермонтовский Печорин принад­лежат к типу «лишних людей», то есть таких людей, для кото­рых в окружающем их обществе не находилось ни места, ни дела.

Чтобы ярче показать благородные чувства и стремления Чацкого, Грибоедов поставил рядом с ним подхалима Молчали­на. Лермонтов страдающему Печорину противопоставил Груш- ницкого, который заботится только о том, чтобы «сделаться ге­роем романа», старается «производить эффект».

Печорин оди­нок среди таких людей, как Грушницкий, которые в молодости разыгрывают разочарованных, а под старость «делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, иногда — тем и дру­гим».

Совет

Волевая натура героя влечет его к деятельности, к борьбе. Но Печорин нравственно не готов еще к тому, чтобы восстать против действительности, против веками складывавшихся усто­ев светского общества. Лермонтов показывает, что его герой ве­дет ожесточенную борьбу с отдельными лицами, встречающи­мися на его пути.

Эта борьба в основе своей мелочна, бесцельна и бесперспективна. Когда Печорин «со строгостью судьи и граж­данина» оценивает свои поступки, лишенные глубокого смысла, то сам приходит к печальному выводу: «В этой напрасной борь­бе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни».

Но Печорин не родился «нравственным калекой». Природа дала ему и глубокий, острый ум, и доброе, отзывчивое сердце. Он способен к благородным порывам и гуманным поступкам. Неподдельно чувство героя к Вере.

Его очерствевшее сердце го­рячо любит и страстно откликается на душевные порывы этой женщины. Вера стала для него «дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья». Как безумный, мчится он на взмылен­ной лошади за уехавшей Верой.

Когда загнанный конь «грянул о землю», Печорин, не дрогнувший под дулом пистолета, «упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал*.

Кто же виноват в том, что прекрасные задатки Печорина погибли? Почему он стал лишним человеком? А виновато обще­ство, виноваты социальные условия, в которых воспитывался и жил герой.

Печорин не раз говорил о том, что в обществе, в котором он живет, нет ни бескорыстной любви, ни истинной дружбы, ни справедливых, гуманных отношений между людьми, ни осмыс­ленной общественной деятельности.

Источник: https://prepodka.net/pechorin-kak-predstavitel-lishnih-lyudej-sochinenie/

Образ Печорина

Печорин — светский молодой человек, офицер, сосланный на Кавказ после «нашумевшей в Петербурге истории». Из рассказа о своей жизни, которым Печорин поделился с Максимом Максимычем , мы узнаем, что Печорин, как только вышел из опеки «родных», стал наслаждаться «бешеными удовольствиями», которые скоро ему «опротивели».

Потом он «пустился в большой свет», но и светское общество скоро ему надоело. Не удовлетворяла его и любовь светских красавиц. Он учился, читал — но наука полностью не раскрывала его. Ему стало скучно.

Когда его перевели на Кавказ, он думал, что «скука не живет под чеченскими пулями», но он скоро привык к жужжанью пуль, и ему стало скучнее прежнего.

Обратите внимание

Итак, в ранней молодости Печорин быстро пресытился светскими удовольствиями и пытается найти смысл жизни в чтении книг, которые ему также быстро надоедают. Печорин занимается поисками смысла жизни, разочаровывается и глубоко страдает.

Судьба и настроение Печорина определяются той мрачной эпохой, в которую он живет. После разгрома декабризма в России наступило глухое время николаевской реакции. Всякая общественная деятельность стала еще более недоступной для культурного человека. Всякое проявление живой, свободной мысли преследовалось.

Люди, наделенные умом, способностями, люди с серьезными интересами не могли найти применения своим духовным силам… В то же время пустая светская жизнь их не удовлетворяла.

Сознание полной невозможности найти применение своим силам было особенно тягостно для людей 30-40 годов потому, что после разгрома восстания 14 декабря у них не было надежды на близкую перемену к лучшему.

Печорин — человек умный, одаренный, смелый, культурный, критически относящийся к окружающему обществу, любящий и чувствующий природу.
Он прекрасно разбирается в людях, дает им точные и меткие характеристики. Он очень хорошо понял Грушницкого, доктора Вернера. Он заранее знает, как будет вести себя в том или другой случае княжна Мери.

Печорин очень смел и обладает исключительной выдержкой. Во время дуэли только по лихорадочному пульсу доктор Вернер смог убедиться, что Печорин волнуется.

Зная, в его пистолете нет пули, в то время как его противник стрелял из заряженного, Печорин ничем не выдает своим врагам, что ему известна их «хитрость» («Княжна Мери»), Он смело бросается в избу, где с пистолетом в руке сидит убийца Вулича, готовый убить каждого, кто посмеет его тронуть («Фаталист»).

В «Журнале» (дневнике) Печорина мы находим кстати приведенные цитаты из классических произведений Грибоедова, Пушкина, имена писателей, названия произведений, имена героев произведений русских и иностранных. Все это свидетельствует не только о начитанности Печорина, но и о глубоком знании им литературы.

Важно

Беглые замечания автора «Журнала» по адресу представителей дворянского общества дают уничтожающую характеристику жалким и пошлым людям, окружающим Печорина.Вызывает сочувствие резко критическое отношение Печорина к самому себе. Мы видим, что дурные поступки, совершаемые им, причиняют страдание, прежде всего, ему самому.

Печорин глубоко чувствует и понимает природу. Общение с природой благотворно действует на Печорина. «Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, — все в минуту рассеется, на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума».

Накануне дуэли Печорин с грустью и горечью размышляет о себе. Он уверен, что был рожден для высокой цели, потому что, пишет он, «я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал этого назначения, а увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных…»

И вот такой, «рожденный для высокой цели», духовно одаренный человек вынужден жить в бездействии, в поисках приключений, тратя свои «необъятные силы» на мелочи. Он ищет наслаждения в женской любви, но любовь приносит ему только разочарование и огорчение.

С кем ни связывает свою судьбу Печорин, эта связь, как бы кратковременна она ни была, приносит горе (а иногда и гибель) и ему, и другим людям.

Его любовь принесла гибель Бэле; его любовь сделала несчастной преданную ему Веру; трагически кончились его отношения с княжной Мери — рана, нанесенная Печориным чуткой, нежной, искренней Мери, долго не заживет в сердце молодой девушки; своим появлением Печорин разрушил мирную жизнь «честных контрабандистов» («Тамань»).

Печорин убил Грушницкого, Печорин глубоко огорчил доброго Максима Максимыча, который искренне считал его своим другом.
Глубокое и страшное противоречие: умный, способный на горячий порыв, умеющий ценить людей, смелый, сильный Печорин в жизни оказывается не у дел, и близость с ним причиняет другим людям только несчастье! Кто виноват в этом? Сам ли Печорин? И в том ли его вина, что он «не угадал» своего высокого назначения?

Нет, не он виноват в своем несчастье.

Читайте также:  Сочинение история любви григория мелехова и аксиньи астаховой в романе тихий дон шолохова

Противоречие его натуры объясняется тем, что во времена Печорина люди одаренные, ищущие, люди с глубокими интересами, с серьезными потребностями, не довольствующиеся пустой, бессодержательной жизнью, которую они вынуждены были вести, не находили применения своим «необъятным силам» и «в бездействии старились». Умный, одаренный человек, лишенный живого, захватывающего его дела, поневоле обращается к своему внутреннему миру. Он, как говорится, «копается в себе», разбирает каждый свой поступок, каждое душевное движение.

Совет

Так ведет себя Печорин. Он говорит о себе: «Я давно уже живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные поступки и страсти со строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека, один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…

»
При всех своих положительных качествах Печорин не может быть воспринят как положительный герой. Самое слово «герой» в заглавии романа в применении к Печорину звучит иронически. Печорин — представитель поколения, осмеянного в «Думе».

В нем нет не только возможности действовать, в нем нет веры, действенной любви к людям, готовности пожертвовать для них собою; Печорин тяготится бездействием, но, главным образом, потому, что оно заставляет страдать его, а не потому, что он не может принести облегчение страдающим вокруг него людям… Он, по выражению Герцена, «умная ненужность».

Человек, живущий в годы николаевской реакции, он не принадлежит к тем людям 40-х годов, о которых с гордостью говорил Герцен: «Такого круга людей, талантливых, многосторонних и чистых, я не встречал потом нигде…»

Для того чтобы лучше понять Печорина, Лермонтов показывает его в разной обстановке, и разных условиях, в столкновениях с разными людьми.Большое значение имеет детальное описание его внешности («Максим Максимыч»), В чертах внешнего облика Печорина отражается его характер. Внутренняя противоречивость Печорина подчеркивается в его портрете.

С одной стороны, «стройный, тонкий стан и широкие плечи…»

С другой — «… положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость». Еще одну странную черту выделяет Лермонтов в портрете героя: глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». Это, по словам автора, «признак или злого нрава или глубокой, постоянной грусти». Когда прочитаны все части романа, становится понятной эта черта Печорина.

Источник: http://biblioman.org/compositions/lermontov/geroy-nashego-vremeny/obraz-pechorina

Сочинение-вывод на тему: “Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” на Сёзнайке.ру

Эпиграф: “Я давно уж живу не сердцем, а головою… Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его”. (Печорин, “Герой нашего времени” ) Михаил Юрьевич Лермонтов в своих произведениях затрагивал проблемы нравственности и моральности, зная при этом, что не каждый читатель поймет истинную суть его изложений.

Ярким примером споров и разногласий, непонимания со стороны общества стал главный герой романа «Герои нашего времени» — Печорин. Этот персонаж стал сенсацией в русской и мировой литературе, так как критики и литературоведы разглядели в нем абсолютно новый художественный тип героя.

Для них Печорин — человек с трудным и неоднозначным характером, некий изгой, не сумевший найти свое место в жизни. В нем изначально читатель видит перед собой «человека со странностями». Вот как о нем отзывается его ближайший приятель Максим Максимыч: «Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен… Да-с, с большими был странностями».

Обратите внимание

С этими высказываниями соглашаются и другие герои романа, такие как княжна Мэри, Вернер, Вера.

Вслед за ними о Печорине говорят и читатели, его образ не оставляет равнодушным никого! Глубина характера и сложный внутренний мир Печорина — результат многолетнего влияния окружающего мира с его негативными и положительными качествами, попытки закалить не без того тяжелый нрав. Большинство поступков героя редко поддаются логическому объяснению, вызывая при этом самые различные эмоции, у окружающих его людей. Как бы нарочно, Лермонтов дает читателю возможность увидеть всю сущность и противоречивость характера Печорина

Главный герой в разговоре с Максимом Максимычем сам дает определение своей неординарности «Воспитание ли меня сделало таким, бог ли меня так создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив» Действительно, своеобразный рок постигает всех, с кем свела его судьба. Молодой офицер, повстречав Печорина впервые отметил, что глаза у этого человека имели стальной блеск, что могло говорить о неимоверной злобе или о глубокой грусти их обладателя. Как ни странно, но Печорин осознал и прочувствовал все свои противоречия ,но так и не смог их решить в итоге. Как бы карая себя за это, он говорил: «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня…».

Несмотря на многие достоинства во внешности, он так и не испытал чувство настоящей любви.

Слишком озадачен своими собственными проблемами он полностью «уходит в себя», навсегда лишив себя удовольствия любить и быть любимым.

Образ Печорина заставляет всерьез задуматься каждого, кто прочитал «Герой нашего времени». Стремление жить в своем придуманном мире становится тяжелой ношей, которая, в итоге окончательно душит героя.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/8608-sochinenie-vivod-na-temu-obraz-pechorina-v-romane-my

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова М.Ю

В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал образ своего современника, «портрет, составленный из пороков всего… поколения».Главный герой романа — дворянин Григорий Александрович Печорин, характер крайне сложный и противоречивый, далее парадоксальный. Противоречивость, «странность» Печорина мастерски подмечена уже в самом портрете героя.

«С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать», — замечает рассказчик. Он описывает крепкое телосложение Печорина и при этом тут же отмечает «нервическую слабость» его тела. Странный контраст представляют детская улыбка героя и его холодный, металлический взгляд.

Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся… Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти», — замечает рассказчик. Взгляд героя кажется проезжему офицеру дерзким, производящим «неприятное впечатление нескромного вопроса» и при этом взгляд этот — «равнодушно спокоен».

О «странностях» Печорина упоминает и Максим Максимович: «Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего.

Важно

А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха…»

Что же стоит за этой «странностью» героя? Каков же он на самом деле? Попробуем проанализировать данный характер.

Печорин — русский дворянин, из тех, чья «молодость прошла в свете». Однако вскоре светские удовольствия «опротивели» ему. Науки, чтение книг, самообразование — все эти занятия также очень быстро обнаружили свою бессмысленность и бесполезность в жизни.

Печорин понял, что положение человека в обществе, уважение и почет определяются не истинными достоинствами его — образованностью и добродетельностью, но зависят от богатства и связей. Так, идеальный порядок мира оказался нарушен в его сознании в самом начале жизненного пути. Это обусловило разочарование Печорина, его скуку, презрение к аристократическому обществу.

Разочарование породило в нем агрессию по отношению к окружающим. И все свои положительные качества — храбрость, решительность, силу воли, целеустремленность, энергичность, активность, предприимчивость, проницательность и умение разбираться в людях — герой «обратил в свою противоположность», используя их «на пути зла». Особо хотелось бы остановиться на одной из черт Григория Александровича.

Печорин очень активен, энергичен, в душе его — «силы необъятные». Однако на что он растрачивает свои силы? Похищает Бэлу, убивает Грушницкого, заводит бессмысленный, жестокий роман с княжной Мери.Причем Печорин прекрасно осознает то, что он приносит страдания другим людям.

Он склонен объяснять свое поведение воспитанием, социальной средой, «своеобразием своей божественной природы», судьбой, которая неизменно приводила его к «развязке чужих драм» — чем угодно, но только не проявлением своей личной, свободной воли. Герой как будто снимает с себя ответственность за свои поступки.

Вместе с тем, он всегда деятелен, активен, он последовательно воплощает свои замыслы в жизнь. Критики неоднократно отмечали определенное единство поведения Печорина, единства самоанализа и действия. Да и сам герой отказывается, от слепой веры в предопределение в повести «Фаталист».Попробуем проанализировать психологию и поведение Печорина, обратившись к его жизненной философии.

Совет

Счастье для него — есть лишь удовлетворенное честолюбие, «насыщенная гордость», главная страсть — подчинять себе волю других. Жить Григорию Александровичу «скучно и гадко», чувства других он рассматривает «только в отношении к себе», как пищу, поддерживающую его душевные силы. Сами но себе же эти чувства его не волнуют. «Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих…

» — вот лейтмотив образа Печорина.В основе поведения лермонтовского героя — эгоцентризм, породивший, по мнению Д. Н. Овсянико-Куликовского, в Печорине излишнюю впечатлительность, эмоционально-болезненную восприимчивость ко всем явлениям жизни, поступкам окружающих.

Исследователь замечает, что Григорий Александрович не способен забыть свои прошлые чувства, в том числе и самые горькие, безрадостные. Они так же владеют его душой, как и чувства настоящие. Отсюда в Печорине неумение прощать, невозможность объективной оценки ситуации.Однако думается, чувства героя весьма избирательно проявляются в действии. По замечанию А. И.

Ревякина, «Печорин не лишен добрых порывов». На вечере у Лиговских он пожалел Веру. Во время последнего свидания с Мери он испытывает сострадание, готов броситься к ее ногам. Во время дуэли с Грушницким он готов простить своего врага, если тот признается в собственной подлости.Однако добрые порывы Григория Александровича всегда остаются лишь «порывами».

А свои «злодейства» Печорин всегда доводит до логического завершения: он убивает Грушницкого, губит Бэлу, заставляет страдать княжну Мери. Порывы же героя к добру остаются лишь его личными чувствами, которые никогда не переходят в действия и о которых другим людям фактически ничего не известно.

Единство мысли и действия сохраняется в поведении Печорина лишь по отношению к его «злодействам» — здесь, видимо, не присутствуют чувства героя (Печорин не является злодеем по природе своей), здесь он действует, руководствуясь лишь разумом, рассудком. И наоборот, мы наблюдаем в сознании героя трагический разрыв между чувством и действием.

Там, где не присутствует разум, Печорин «бессилен» — сфера чувств закрыта для него. Именно это обусловливает эмоциональную неподвижность героя, его «окаменелость». Отсюда и невозможность для него любви, его несостоятельность в дружбе. Отсюда, думается, и невозможность раскаяния для Печорина.Белинский считал, что духовный облик Печорина изуродован светской жизнью, что он сам страдает от своего безверия, и «душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, — и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви…». Однако само «страдание» Печорина как раз и является невозможным для него. И в этом «душевное бессилие» героя.

Безусловно, одной из причин подобной обрисовки образа писателем является определенная верность Лермонтова традициям романтизма. Печорин — романтический герой, противопоставленный окружающему миру. Отсюда и его демонизм, и одиночество среди людей.

Как романтический герой, Печорин во многом отражает миросозерцание самого поэта, его мрачные настроения, тоскливые мысли, скептицизм и сарказм, скрытный характер. Характерно, что Онегин у Пушкина все-таки обретает полноту чувств и живое течение жизни в любви к Татьяне.

Печорин же умирает, возвращаясь из Персии. И в этом — весь Лермонтов.

Источник: http://lit-helper.com/p_Obraz_Pechorina_v_romane_Geroi_nashego_vremeni_Lermontova_M_Yu

Ссылка на основную публикацию