Сочинение по картине дейнеки оборона севастополя 6 класс описание

Урок развития речи: сочинение по картине “Оборона Севастополя” А. Дейнеки

МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Минусинска Красноярского края
Тимощенко Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к уроку развития речи в 5 классе “Изображение подвига солдата в картине А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя». Сочинение-описание картины” учителя русского языка и литературы Тимощенко О.М.

Урок по теме “Изображение подвига солдата в картине А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя». Сочинение-описание картины” проведён в 5 б классе

Учебник Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.

Раздел программы: уроки развития речи.

Учебная нагрузка: 6 часов в неделю, 210 часов в год

Обратите внимание

Разработанный урок имеет познавательно-практическую направленность. Главное назначение урока – сформировать предметные умения и навыки и успешно решить задачи развивающего обучения.

Учебные цели определены как развитие умения написания сочинения-описания на основе жанровой картины; наработка практических шагов-действий по отбору содержательного материала к сочинению.

Урок выстроен и организован в соответствии с разработанными рекомендациями к организации учебной деятельности, основными из которых являются:

  • эмоциональный настрой, положительная атмосфера урока
  • субъектная позиция ученика
  • понимающая позиция ученика
  • активная мыслительная деятельность
  • развитие личностных компонентов познавательной деятельности
  • социально-нравственное поведение учеников
  • охрана и укрепление здоровья
  • обогащение кругозора детей

Структура урока включает 4 этапа: установочно-мотивационный; этап самоопределения; учебная деятельность по реализации цели; рефлексивно-оценочный этап.

Для реализации целей урока используются методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый методы обучения.

На третьем этапе урока учебная деятельность» организуется в большой и малой группах, парах.

Средствами, обеспечивающими реализацию целевых установок урока, являются: видеоролик с музыкальным сопровождением для установочно-мотивационного этапа урока (фотохроника и аудиозапись песни Б.Мокроусова и А.

Жарова «Заветный камень» в исполнении Д. Хворостовского); фотографии репродукций картин: А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя», В. Псарёва «Память.

9 Мая»; дидактический раздаточный материал для отбора содержания сочинения; карта рефлексивных вопросов, проектор, экран, компьютер.

Урок даёт возможность создать особый эмоциональный настрой, который достигается за счёт использования музыкального сопровождения, кадров военной фотохроники, вступительного эмоционального слова учителя, поощрения активности учащихся, положительного оценивания успехов ребят.

Важно

Разные режимы и виды деятельности, самооценка, понимающее отношение к учебному труду, управление учебной деятельностью в процессе урока, включение всех анализаторов обеспечивают активность учащихся.

На уроке развиваются личностные компоненты познавательной деятельностиза счёт выбора форм, видов деятельности, вариантов фрагментов сочинения, самостоятельного выполнения заданий, участия в рефлексивных действиях по ходу урока и самооценки по итогам работы (индивидуальный вклад в коллективную работу).

На уроке созданы условия для проявления социально-нравственного поведения учеников. Ребята учатся договариваться, слушать, слышать друг друга, распределять ответственность при работе в группе, выбирать темп работы.

Для обогащения кругозора детей используется включение дополнительной информации о военном событии, художнике; для выполнения домашнего задания детям нужно самостоятельно найти информацию на выбранную картину военной тематики.

Важным моментом урока стал его продуктивный результат – коллективная отредактированная работа для экспозиции школьного музея Боевой славы.

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-razvitiia-riechi-sochinieniie-po-kartinie-obo.html

Разработка урока на тему “Сочинительные союзы. Работа по картине А.Дейнеки «Оборона Севастополя. 1942»

Тема. Повторение. Сочинительные союзы.

Работа по картине А.Дейнеки

«Оборона Севастополя. 1942». 7 класс.

(урок с элементом интеграции).

Тема высказываний: «Мужество защитников Севастополя». (Слайд 1).

Цель урока. Повторить пунктуацию с сочинительными союзами. Познакомить с героическим подвигом русских солдат при обороне Севастополя.

  1. Организационный момент. Задачи урока. (Слайд 2).

  2. Начинаем работу с орфографической минутки. (Слайд 3).

  3. Проверим свои работы. (Слайд 4).

  4. Сегодня мы вспомним лишь один эпизод мужества русского народа в одной из самых страшных войн 20 века. Давайте прослушаем сообщения, которые подготовили ваши одноклассники.

  5. Группа историков делает сообщение на тему: «Оборона Севастополя». (см. приложение). (Слайды 5,6,7,8,9,10).

  6. Сообщение от группы искусствоведов (см. приложение). (Слайды 11,12).

  7. Посмотрите на картину А.Дейнека «Оборона Севастополя. 1942.». На уроке мы составим связный текст к этой картине. (Слайд 13).

  8. Работа с текстом. Списать текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. (Слайд 14).

  • Назовите предложение, которое соответствует характеристике: сложное, одна часть которого осложнена однородными членами и причастным оборотом.
  • Если бы мы начали писать сочинение, то записанные предложения отнесем к какой части творческой работы (вступление).
  1. Работа по картине А. Дейнеки «Оборона Севастополя. 1942». Объяснительный диктант. Прежде чем записать предложения, учащиеся объясняют постановку знаков препинания и определяют роль союзов.

Героический Севастополь. Враг то отступает, то с новой силой обрушивается на защитников крепости. На горизонте тучи. Не то гроза собирается над городом, не то дым боев и пожарищ заволок небо. Очередная атака, но матросы скорее умрут, чем сдадут свои позиции.

  1. Перед вами предложения, в которые вы должны вставить подходящие сочинительные союзы. (Слайд 15).

  2. Проверьте себя! (Слайд 16.)

    • Какие союзы вы использовали?
    • Выделите грамматическую основу в предложениях.
    • Записанные предложения к какой части сочинения отнесем?
  3. Восстановление деформированного текста. (Слайд 17).

  4. Проверьте работу. (Слайд 18).

    • Объясните постановку тире в первом предложении.
    • Мы записали какую часть связного текста?
  5. Подведение итогов. В заключении прослушаем песню «Заветный камень». Автор слов – А.Жаров, музыку написал композитор А.Мокроусов. Песня посвящена защитникам Севастополя..

  6. Домашнее задание. (Слайд 19).

Оборона Севастополя.

В конце сентября немецко-фашистские войска захватили большую часть Украины и вышли к Перекопскому перешейку. Фашисты рассчитывали на ходу прорваться в Крым. Однако наши войска при поддержке авиации и Черноморского флота преградили им путь на юг. Все атаки врага были отбиты с большим для него потерями.

Еще в июле 1941 года на подступах к Севастополю началось строительство укреплений. Спешно создавалось несколько оборонительных полос, окружающих город полукольцом с севера, востока и юга.

В строительстве укреплений принимали участие бойцы Севастопольского гарнизона, команды боевых кораблей и жители города – главным образом женщины, дети старики.

Мужчины все ушли в армию или работали на оборонительных предприятиях, выпускавших оружие и боеприпасы для нашей армии и флота.

Севастополь готовился встретить врага всеоружии.

Совет

Первыми в бой с противником вступили артиллеристы береговых батарей. Они открыли меткий огонь по колоннам противника, самонадеянно, без каких-либо мер предосторожности приближавшимся к городу по дороге, ведущей от Бахчисарая. Жаркое сражение развернулось на дальних подступах к городу.

Наступающую с севера на город танковую колонну врага встретила огнем береговая батарея, которой командовал старший лейтенант Иван Заика. Три дня фашисты не могли прорваться здесь к городу. Почти все герои погибли, и враг понес огромные потери.

Бессмертный подвиг совершили пять моряков во главе с политруком Николаем Фильченковым в районе села Дуванкой. Семь танков противника пытались обойти высоту, на которой держал оборону батальон.

Пятерка отважных моряков , запасшись гранатами и бутылками с горючей смесью, бросились им наперерез. Три танка были подбиты, остальные повернули назад. Через некоторое время здесь пытались прорваться уже 15 танков. Моряки смело вступили в бой.

А ведь на каждого приходилось по три танка!

Метким броском гранат они подбили еще семь танков. Однако и моряки понесли потери – Василий Цибулько и Иван Красносельский, подбившие по два танка каждый, были убиты. А танки продолжали атаку. Тогда Николай Фильченков, обвязавшись гранатами, бросился под головную машину.

Раздался взрыв, и еще один танк остановился. Примеру политрука последовали оба оставшихся в живых моряка – Юрий Паршин и Даниил Одинцов. Потеряв еще два танка, гитлеровцы прекратили атаку и покинули поле боя.

Всем пятерым морякам посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

20 ноября враг прекратил атаки и перешел к обороне. И хотя весь Крым был уже захвачен, Севастополь продолжал сражаться, сдерживая у своих стен огромную массу войск, которые противник ранее рассчитывал использовать в битве за Москву, в сражениях за Кавказ. Положение осажденного Севастополя было очень тяжелым.

В подземельях продолжали работать промышленные предприятия. Они изготовили 2408 минометов, 305699 ручных гранат, более 200 тысяч противопехотных и противотанковых мин. В подземных госпиталях и больницах лечились раненые и больные воины, в школах учились дети, за малышами присматривали воспитатели.

Севастопольцы продолжали борьбу …

Обратите внимание

Первые две попытки взять штурмом Севастополь в 1941 году фашистам не удались. Третий штурм города начался 2 июня 1942 года. К середине июня бои достигли предельного напряжения. Силы защитников города таяли. Стал остро ощущаться недостаток боеприпасов. 30 июня командование севастопольского гарнизона получило приказ Ставки – оставить город.

Полностью эвакуировать все войска из города не удалось. Оставшиеся мужественно дрались до тех пор, пока не иссякли боеприпасы, продовольствие и питьевая вода. Героическая борьба продолжалась на некоторых участках до 9 июля. Часть защитников города Севастополя прорвалась в горы и сражалась затем в партизанских отрядах до весны 1944 года.

Эвакуацией Севастополя закончилась его восьмимесячная оборона, которая вошла в историю как образец длительной обороны большого города, как невиданный пример массового героизма и самопожертвования его защитников. Медалью «За оборону Севастополя» награждено 50 тысяч человек. А после войны Севастополю было присвоено почетное наименование «Город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Дейнека Александр Александрович. 1899 – 1969.

Живописец и график, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1969). Писал монументальные по формам, динамичные по композиции произведения на темы патриотической героики, труда и спорта.

«Оборона Петрограда» (1928), «Будущие летчики» (1938), «Оборона Севастополя.1942» (1942), «Хорошее утро» (1959-1960). Картина «Оборона Севастополя. 1942» написана художником в 1942 году.

В ней предельно сжатое пространство наполнено физическим ощутимым противоборством непримиримых сил. В белых, как священные камни Севастополя, бушлатах с синими, как волны моря, крыльями воротников моряки противостоят мертвящей стихии нацистского нашествия.

Картина размером 200 х400 хранится в Государственном Русском музее.

Поэт Александр Жаров, участник войны, написал стихотворение «Заветный камень», а композитор А.Мокроусов – музыку. Песня посвящена защитникам Севастополя.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/razrabotkaurokanatiemusochinitielnyiesoiuzyrabotapokartinieadieiniekioboronasievastopolia1942

История одного шедевра: «Оборона Севастополя» Дейнеки

«Я был на войне, видел бои, много тяжелых героических эпизодов — а почему-то решил написать «Оборону Севастополя», хотя не видел, как обороняли этот город, а только слышал рассказы об этой обороне», – вспоминал Александр Дейнека. Полотно писалось в спешке и было встречено, мягко говоря, неоднозначно. Что не понравилось современникам?

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа книга бунина

Сюжет

Набережная Севастополя. Матросы идут в контратаку. Защитники города, как вышедшие из моря пушкинские богатыри, обрушиваются на врага. Эта картина не о конкретном эпизоде, а о войне в целом.

Матрос на переднем плане — воплощение воина-защитника. Кстати, изначальная задумка предполагала, что на месте этого матроса будет изображена схватка. Но затем Дейнека отказался от этой идеи и решил центральным сделать созидательный образ.

Для него, что интересно, позировала женщина.

https://www.youtube.com/watch?v=Nqc1VCIrbZA

Фон боя — огненно-кровавое месиво. Черное море — в свинцово-сером цвете. Свет (советские войска) и тьма (вражеские силы) сошлись на этом клочке суши в смертельной схватке.

Севастополь, 1942

В основу сюжета легли события, увиденные художником на фронте под Юхновом. Дейнека вспоминал: «Сквозь вьюгу, снег, который сечёт лицо и рвёт с плеч плащ-палатки, мчался танк с людьми на нём, в масле, копоти, обледенелыми, с обожженными морозом лицами и заснеженными бровями и ресницами. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы…».

Почему же тогда на картине Севастополь? Художник признавался, что переживал за судьбу любимого города. «Представил, как все взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, даже дети почувствовали, что такое блокада. Я в немецкой прессе видел снимок Севастополя с самолета. Страшный снимок, непохожий на то, что я видел несколько лет назад сам», — рассказывал Дейнека.

Контекст

Художник писал по заказу Комитета по делам искусств при СНК СССР. Договор заключили в декабре 1942-го.

Согласно этому документу, эскиз должен был быть представлен к 28 декабря, а окончательный вариант — к 1 февраля 1943 года. Масштабное полотно размерами 2 на 4 метра Дейнека писал запоем. «Моя картина и я в работе слились воедино.

Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину», — вспоминал художник.

«Знатные люди страны Советов». Эскиз панно для павильона СССР на Всемирной выставке в Париже. 1937

Важно

Критика встретила полотно неоднозначно. Одни хвалили за эмоциональный накал и силу драматизма, другие — ругали за абстрактность и неубедительность. Сам же Дейнека говорил, что, по его мнению, картина получилась настоящей.

За «Оборону Севастополя» Дейнеку могли наградить Сталинской премией — этот вопрос обсуждался неоднократно. В числе критических замечаний — обвинение в плакатности, непропорциональности фигур, незавершенности. Резюме подвел писатель Александр Фадеев: «Это не лучшее из того, что он написал. Я его как художника очень люблю, но эту картину я считаю его неудачей». Премию было решено не давать.

«Будущие летчики» (1937)

Судьба художника

Становление Дейнеки произошло в 1920-е. Это было бурлящее время, кровь молодых, инициативных, творческих людей кипела, голова кружилась от революционной атмосферы. Серьезное влияние на Дейнеку оказал Владимир Маяковский.

Вместе они декларировали в искусстве веру в революцию и советскую власть, любовь к пролетариату.

Центральным объектом творчества художника был человек, весь спектр его эмоций, выраженных в различных пластических очертаниях, жестах, силуэтах.

Мозаика Дейнеки в московском метро

На 1930-е пришелся пик карьеры Дейнеки. Создаваемый им мир, здоровый и светлый, четко и в рамках линии партии противостоял больному, грязному миру буржуазных и религиозных пережитков. Художнику заказывают роспись и украшение мозаикой помещений для госучреждений и публичных пространств.

После войны Дейнека вернется к изображению трудовых будней правильных советских граждан. Выработанный ранее стиль уже похож скорее на ремесло, где нет места экспериментам и новаторству.

автор: Снежана Петрова

источник: diletant.media

Источник: https://aeslib.ru/kultura-i-iskusstvo/zhivopis/istoriya-odnogo-shedevra-oborona-sevastopolya-dejneki.html

Подготовка к сочинению – репортажу с выставки картин, посвящённых событиям Великой Отечественной войны .Подробное описание картины А.А.Дейнеки Оборона Севастополя

Цель данного урока – подготовиться к сочинению – репортажу с выставки картин, посвященной событиям Великой Отечественной войны, и подробно рассказать об одной картине – «Оборона Севастополя» А. А. Дейнеки

Ход урока

I.Вступительное слово учителя.

– Во внеклассной работе мы многое узнали о творчестве советского художника А. А. Дейнеки.

II. Работа над началом репортажа.

– Представьте, что вам поручили побывать на выставке «Великая Отечественная война в произведениях художников» и рассказать об увиденном одноклассникам, написать репортаж с выставки.

– Как вы начнете репортаж?

-Я веду репортаж …

(Правильно, точное указание места действия репортажа, а также (при устном сообщении) возвышенный тон речи).

– Озаглавьте вступление своего репортажа.

«Великая Отечественная война в картинах советских художников»; «Перед нами выставка картин о событиях великой отечественной войне»)

Сообщения учащихся об истории создания картины А. А. Дейнеки «оборона Севастополя»

– Можно ли текст №2 (данный) на листочках, использовать как составную часть репортажа? (текст публицистического стиля. Главная задача Н. Осокина – убедить читателя в гражданской позиции художника, текст обращен к миллионам читателей)

– Итак, с чего вы начнете рассказ о картине?

( – Какие, с вашей точки зрения, словосочетания, предложения можно записать в рабочие материалы». «Замысел автора», «Неожиданное рождение замысла»).

– Можно ли написать так эту часть репортажа? Прослушайте отрывок из сочинения.

Наши художники своими творениями доносили правду о подвигах советских людей. Они по своему боролись с ненавистным врагом – фашизмом. «И ярким примером служения художнику своему народу может быть творчество А. А.

Дейнеки, создателя знаменитой картины «Оборона Севастополя», перед которой мы остановились. Что толкнуло художника создать это полотно? Любовь к родине, к народу, к городу славы русского флота. Да, именно она заставила А. А.

Дейнеку написать «Оборону Севастополя»…

– Внимательно всмотритесь в картину. Что приковывает взгляд зрителя, впервые увидевшего картину?

– какие впечатления производит на вас фигура черноморца на переднем плане? Как художнику удалось передать отвагу и мужество моряка? Что придает ему нечеловеческую силу. Какими существительными, усиливающими эмоциональное звучание репортажа, можно заменить слово моряк?

(При ответах учащиеся обращаются к материалам стенда предварительной лексической подготовки на уроках русского языка).

– Опишите позу моряка?

Кто поддерживает черноморца в его беспощадной схватке с врагом?

– Подберите синонимы к слову схватка.

– Какие черты советских людей обобщает автор в образах защитников Севастополя? Символом чего, по замыслу автора, является фигура моряка?

-Что изображено на заднем плане картины? Как автору удалось передать напряжение боя?

– Обратим внимание на колорит картины. Какие краски отбирает автор в соответствии с замыслом картины? Какие контрастные цвета использует?

– Картины, созданная талантливым художником, способна воссоздать в воображении зрителя даже звуки жизни. Всмотритесь в картину А. А. Дейнеки. Какими звуками она полна?

– Ваш репортаж приближается к концу. Какой вывод можно сделать?

Почему картина волнует нас?

III. Работа над планом сочинения (коллективно)

– Прочитайте план (отвечает ли он требованиям к плану). Сопоставьте его с набросками ваших планов, составленных в ходе урока

1. А. А. Дейнека – советский художник

2. Фигура моряка – центр картины

3. Второй план картины

4. Главная мысль картины

5. Фон картины

6. Совместное изучение картины

После коллективного редактирования плана возможны такие варианты:

I вариант

  1. Возникновение у художника А. А. Дейнеки замысла картины о героический защитниках Севастополя.

  2. Талантливое воплощение автором замысла в картине

  1. Герои – защитники Севастополя – Идейный центр картины

  2. Композиционные особенности полотна, раскрывающие идейный замысел автора.

  3. Колорит картины, помогающий глубже понять идею произведения.

  4. Страшное звучание картины

  1. Картина А. А. Дейнеки – призыв к борьбе за мир.

– Дома напишите свои варианты плана

IV. Подведение итога урока.

Источник: https://botana.biz/prepod/russkii_yazyk_literatura/osaie2ga.html

Уроки Совы Филиновны

22 июня 1941 года в 3 часа 30 минут фашистская Германия без объявления войны напала на Совет­ский Союз по всей западной границе от Заполя­рья до Чёрного моря. Началась Великая Отечествен­ная война.

Начальный период войны завершился тяжёлым поражением Красной армии. Преимуще­ство немцев было подавляющим. Многим казалось, что Красная армия разгромлена и война близится к концу.

Однако в августе—сентябре 1941 года бла­годаря героическому сопротивлению советских войск наступление фашистской армии стало замед­ляться.

Совет

19 сентября 1941 года немцы вошли в Киев. Пос­ле утраты этого города теряла стратегический смысл оборона Одессы, которая продолжала сражаться в глубоком немецком тылу. На её захват было бро­шено 18 гитлеровских дивизий, что значительно превышало силы оборонявшихся.

Но все попытки врага взять город с ходу успехов не имели. Защит­ники Одессы 73 дня сражались в окружении и только 16 октября 1941 года покинули город. Ухо­дящие войска вывезли почти всё военное имуще­ство и тысячи тонн промышленного оборудова­ния.

Отдельная приморская армия, защищавшая Одессу, была эвакуирована в Крым.

Решение о переброске сил из-под Одессы в Крым было правильным, но запоздалым. Немец­кие войска уже захватили Крымские перешейки и в конце октября 1941 года вплотную подошли к Севастополю. С ходу овладеть Севастополем они не смогли.

Началась героическая оборона города, про­должавшаяся 250 дней. 16 ноября 1941 года совет­ские войска были вынуждены оставить Керчь — крымский промышленный центр и порт.

Однако немецкие части, скованные обороной Севастопо­ля, не смогли переправиться через Керченский пролив и выйти в тыл советским войскам, остав­шимся в низовьях Дона.

В Крыму 25 декабря 1941 года началась Керченско-Феодосийская десантная операция. Перед Крас­ной армией была поставлена задача освободить Крым и помочь осаждённому Севастополю.

Вой­скам Кавказского фронта совместно с Черномор­ским флотом и Азовской военной флотилией в на­чале января 1942 года удалось взять Керчь, Феодо­сию и создать плацдарм на Керченском полуострове.

В середине января немецкая группировка в Крыму дала встречный бой и вынудила советское коман­дование отвести войска от Феодосии к Керчи. Та­ким образом освободить Крым и деблокировать Севастополь не удалось.

Обратите внимание

В мае 1942 года началось новое наступление Крас­ной армии в Крыму. Крымский фронт, который осуществлял Керченскую операцию, имел полу­торное превосходство над противником в артил­лерии и почти двойное превосходство по танкам. Однако руководство фронтом допустило ряд оши­бок. Вместо того чтобы собрать войска в ударный кулак и наступать, командование растянуло основ­ные силы в линию.

Немецкие войска нанесли встречный удар на Керченском полуострове. Одновременно в районе Феодосийского залива противник высадил мор­ской десант.

Вскоре фронт был прорван, и уже 14 мая 1942 года немецкие войска подошли к окраи­нам Керчи. В окружении оказалось около двух со­ветских армий. Войска Крымского фронта спешно отступили на Таманский полуостров.

Читайте также:  Особенности, своеобразие сатиры салтыкова-щедрина сочинение

За две неде­ли боёв потери советских войск составили более 200 тысяч человек.

Потеря Керченского полуострова поставила в безвыходное положение защитников Севастополя.

Теперь гитлеровцы смогли сосредоточить все силы в одной точке и вскоре начали штурм города. Пос­ле 250-дневной обороны 4 июля 1942 года наши войска оставили Севастополь. За время защиты в городе погибло около 150 тысяч человек. Против­ник полностью овладел Крымом.

В эти тревожные дни художник Александр Алек­сандрович Дейнека начал большую батальную кар­тину «Оборона Севастополя». Три цвета — белый, коричневый и красный — стали своеобразными символами войны, отражающими авторскую кон­цепцию.

Художник создал сцену битвы за Севастополь. На большом, длинном холсте он написал набе­режную, море, небо. Белый камень набережной разбит, изломан взрывами снарядов и бомб. Море, прежде яркое, солнечное, теперь — грозное, сине- чёрное. Небо — в багровом огне пожаров, затяну­то чёрным дымом. Сквозь огонь и дым с трудом пробиваются лучи солнца.

Как сказочные богатыри, выходят из моря, под­нимаются на каменную полосу набережной наши матросы. Солнце освещает их матросские рубахи, белые брюки. А навстречу мрачным чёрно-зелёным валом движутся войска фашистов.

Важно

Первый, кого мы сразу видим на картине, — матрос со связкой гранат. Он очень большой — во всю высоту холста. Его сильные ноги словно вросли в каменистую севастопольскую землю. Он широко размахнулся, чтобы бросить гранаты в самую гущу вражеских рядов. Матрос повернул лицо навстречу врагу.

Одна мысль, одно чувство захватили воина: не пропустить врага, не усту­пить ни пяди этой белой набережной. Матрос ранен. Он погибнет — и не отступит. За ним сле­дом поднимается его товарищ — без рубахи, с гранатой в руке. Подальше — ещё один; уже сра­жённый фашистской пулей, он делает последний шаг вперёд.

Ещё дальше — матрос вскинул над головой автомат и вступил в рукопашную схват­ку с фашистом.

В картине «Оборона Севастополя» чувствуется обречённость советских моряков. Очень скоро они почти все погибнут и не смогут отстоять Севасто­поль. Это трагедия. Однако это трагедия оптими­стическая. Совершенно понятно, что окончатель­ная победа будет за Красной армией. Врагам не удастся сломить русских людей. Отдав свою жизнь за Родину, советские моряки приблизили День Победы.

В апреле—мае 1944 года проходила Крымская операция. Её осуществляли войска 4-го Украин­ского фронта. Советские войска перешли в на­ступление из района Перекопского перешейка, а 11 апреля — с Керченского плацдарма.

Развивая на­ступление, советские войска 16 апреля 1944 года вышли к Севастополю, который был освобождён 9 мая. Остатки вражеских войск в Крыму сложили оружие на мысе Херсонес.

12 мая 1944 года Крым был полностью освобождён.

Источник: http://uroki-sovy.ru/index.php/istoriya-rossii-v-zhivopisi/4278-oborona-sevastopolya-a-a-dejneka

Почему Дейнека не получил Сталинскую премию за “Оборону Севастополя”

Исторические картины – хранители культурной памяти о прошлом. Те из них, что написаны по горячим следам событий, особенно ценны, поскольку дают представление о художнике и эпохе.

“Их горе было моим горем”

Полотно “Оборона Севастополя”, созданное в период Великой Отечественной войны Александром Александровичем Дейнекой (1899 – 1969), фактически сделало его знаменитым. Картина была написана для выставки “Красная армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками”, открывшейся 23 февраля 1943 г. в Москве.

Журнал “Родина” рассказывает историю картины Валентина Серова “Петр I”

Скорее всего, работа над картиной не заняла много времени. Комитет по делам искусств при СНК СССР в декабре 1942 г. заключил договор с художником.

Согласно этому документу, эскиз произведения Дейнека обязан был представить уже к 28 декабря, а окончательный вариант – к 1 февраля 1943 г. Предполагалось, что полотно, написанное маслом на холсте, будет размером 1,5 – 1,8 кв. метра.

В качестве гонорара художнику полагалось 20 тысяч рублей1.

Судя по воспоминаниям Дейнеки, замысел большой картины о героизме советских воинов появился у него после поездки на фронт в феврале 1942 г. в район Юхнова, недалеко от Москвы2.

Совет

Находясь рядом с передовой, он сделал зарисовки к своей будущей графической серии “По дорогам войны”. После возвращения художник написал серию акварелей “Москва военная”.

Он также руководил плакатной мастерской при Московском военном округе и сотрудничал в “Окнах ТАСС”3.

Впервые идея создать полотно именно о Севастопольской обороне возникла у Дейнеки после оставления города советскими войсками в начале июля 1942 г.

Сообщение об этом сильно расстроило художника, хорошо знавшего Севастополь и неоднократно в нем бывавшего. Виды города и его жители были представлены на некоторых его довоенных работах. Так в 1932 – 1934 гг.

он создал серию “Севастопольских акварелей” и картину “Парашютист над морем”. В 1937 г. появилась известная работа “Будущие летчики”4.

Дейнека вспоминал, что этот приморский город он “любил еще по молодым годам, любил его веселых жителей, его синее море, зелень парков, лестницы улиц”5.

О подвиге защитников Севастополя Дейнека мог узнать из сообщений радио и прессы. Широко известной стала история о том, как пятеро краснофлотцев держали оборону в 23 километрах от Севастополя у деревни Дуванкой (ныне – Верхнесадовое). 7 ноября 1941 г. они приняли свой последний бой сначала с 7, а затем с 15 танками.

Позднее, 23 октября 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР политрук Н.Д. Фильченков и матросы И.М. Красносельский, Д.С. Одинцов, Ю.К. Паршин, В.Г. Цибулько получили посмертно звезды Героев Советского Союза. Приказом командующего Черноморским флотом они навечно зачислялись в списки своей воинской части6.

Мифы и заблуждения об отношениях Руси и Золотой Орды

О времени перед созданием картины Дейнека воспоминал: “В тяжелый 1942 год я вернулся с фронта. Севастополь был захвачен фашистами.

Обратите внимание

В одной немецкой газете я видел страшный снимок. Город-красавец был изуродован. Я представил своих “будущих летчиков”, которые тоже встали на защиту родного города, женщин и детей, которые узнали ужас блокады.

Их горе было моим горем”7.

Период работы над полотном художнику не запомнился: “Это время… как бы выпало из моего сознания. Я жил одним желанием – написать картину, чувствовал, что она должна быть настоящей, полной сверхчеловеческой напряженностью боя”8.

Сказочные богатыри, вышедшие из моря

Художественный стиль Дейнеки вписывался в концепцию нового романтизма, что проявилось и в картине “Оборона Севастополя”. Центральным объектом творчества художника был человек, весь спектр его эмоций, выраженных в различных пластических очертаниях, жестах, силуэтах.

“Романтизм Александра Дейнеки следует рассматривать как попытку сгладить конфликт между эстетическим идеалом эпохи, к которой он как художник стремился, и мифотворческим идеалом, который ему навязывал государственный режим”9.

В период войны такое противопоставление сглаживается, в жизни появляются настоящие герои, соответствующие романтическому идеалу художника.

На картине предстает эпизод боя на узкой полосе набережной. Матросы-десантники в белых форменках идут в контратаку. Защитники Севастополя, “подобно сказочным богатырям, вышедшим из моря”, смело обрушиваются на превосходящего их числом и вооружением врага. В произведении ярко выражена “патетическая экспрессия высшего напряжения битвы”10.

“Взятие Берлина” открывает совместный проект Эрмитажа и журнала “Родина”

С точки зрения реальных событий, этот бой мог произойти в июне 1942 г., когда немцы прорвались к окраине города у Северной бухты. Но художник создал обобщающий образ войны, без соотнесения с конкретикой.

Главная фигура полотна – изображенный на переднем плане матрос атлетического телосложения со связкой гранат в руках, готовый бросить ее в гущу наступающих немецких солдат. Перед нами воин-богатырь с кровавыми подтеками на мужественном лице, со спокойным бесстрашием ведущий бой за родную землю.

Первоначально на эскизе картины эта фигура отсутствовала. Сначала художник рассчитывал сделать центром изображения схватку между матросом и немецким солдатом (изображены на втором плане).

Интересно, что для создания образа сильной и мускулистой центральной мужской фигуры Дейнека пригласил знакомую женщину-спортсменку с соответствующим телосложением.

Важно

Слева и позади от центральной фигуры матроса наступают его товарищи. Они устремились вперед. В левой части картины представлена фигура моряка с обнаженным торсом и с гранатой в правой руке. Он делает разворот для броска.

Другой матрос застыл неподвижно на бегу, сраженный вражеской пулей. Впереди и справа от него начинается рукопашный бой – краснофлотец и немецкий солдат сцепились в смертельной схватке, замахиваясь друг на друга прикладами винтовок.

Волна матросов в белых форменках сталкивается с темно-зеленой вражеской волной. Есть убитые и раненые с обеих сторон.

Отрицательные персонажи картины неоднозначны. Вражеские солдаты смело идут рядами в бой. Но за ними нет правды. Фигуры убитых немцев несут определенную смысловую нагрузку.

Поза лежащего на переднем плане солдата с окровавленной головой и белокурыми волосами символизирует “горькое прозрение, снизошедшее в час расплаты, чувство вины за содеянное, в протянутых руках убитого словно застыла мольба о пощаде”11.

Фон боя трагичен и тревожен. Художник показал атмосферу кромешного ада. Верх картины занимает темно-красное небо, переполненное огнем и дымом. Белые здания стоят в руинах. Ниже – Черное море в свинцово-сером цвете. Над полуразрушенным городом пикирует “Юнкерс”.

Его цель – плывущие в бухте советские корабли. С них ведут огонь по немецкому самолету. На набережной стоит подбитый немецкий танк, уткнувшись дулом вниз. Вообще военная техника представлена на заднем плане.

Для художника же самым важным было показать столкновение человеческих характеров.

Совет

Сюжет картины выстроен в двух планах. С одной стороны перед нами конкретный эпизод Великой Отечественной войны, связанный с обороной Севастополя. С другой, благодаря краскам и оттенкам проступает внутренний смысл полотна – борьба сил света и тьмы12.

Можно различить и античные мотивы в созданных художником образах13. Ведь на месте Севастополя когда-то стоял древнегреческий Херсонес. Советские матросы в белых одеяниях, обороняющиеся на набережной из мрамора, могут ассоциироваться с древнегреческими воинами, которые в далеком прошлом защищали свою высокую культуру от темных враждебных сил.

“Это не лучшее из того, что он написал”

Отзывы в прессе на “Оборону Севастополя” были разнообразными. Авторы одних публикаций превозносили художника за “драматическую эмоциональную выразительность” героических образов14.

Читайте также:  Почему мертвые души называют поэмой? определение, особенности и своеобразие жанра мертвых душ

Другие же, наоборот, подвергали картину критике за “неубедительность” и “абстрактность”15. Сам художник свое творение оценивал так: “Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая.

Такими мне хотелось бы видеть и другие свои картины”16.

Вопрос о награждении Дейнеки обсуждался в феврале – марте 1944 г. на нескольких заседаниях Комитета по Сталинским премиям. От секции художников работы Дейнеки представлял И.Э. Грабарь. После просмотра картин в Третьяковской галерее было выдвинуто 25 кандидатов, в том числе и Дейнека со своими творениями “Оборона Севастополя”, “Сбитый ас” и “Транспорт восстанавливается”.

Как каменная чаша связала министра Витте и немецкого банкира Фишеля

Грабарь назвал его “мастером”, который имеет свой “ясно выраженный, ни на кого не похожий стиль”.

Но при этом отметил, что на полотне “Оборона Севастополя” лежащая фигура поверженного немца получилась непропорциональной: “короткие ноги при страшно длинном туловище”. В то же время выступавшие на заседании режиссеры Ф.М.

Эрмлер и А.П. Довженко дали положительную оценку картине17.

Источник: https://rg.ru/2015/11/25/rodina-kartina.html

СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ АЛЕКСАНДРА ДЕЙНЕКИ “ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ”

Видным деятелям искусства во время Великой Отечественной войны давали бронь. Фашистские войска уже два месяца находились на подступах к Москве, но художник Александр Александрович Дейнека не уехал из столицы, которая жила в суровом и напряженном ритме военного времени.

Ушедших на фронт отцов на заводах заменили их сыновья-мальчишки, молодые и старые женщины рыли противотанковые рвы.

На подступах к столице велись кровопролитные бои, но вопреки всем опасностям на Красной площади, как всегда, 7 ноября состоялся парад, с которого военные части отправлялись прямо на фронт

Обратите внимание

В феврале 1942 года А. Дейнека вместе со своим другом художником Г. Нисским уехал в район боевых действий под Юхнов. Они мчались на попутных машинах, обгоняя боевую технику и маршевые роты, по земле, только что освобожденной от врага. Повсюду виднелись следы тяжелых сражений, глубокие траншеи, зияющие воронки от бомб и снарядов…

По старой привычке А. Дейнека на ходу рисовал быстрыми, меткими штрихами, схватывая лишь главные контуры внезапно возникавших и тут же исчезавших явлений.

С великой душевной болью заносил он в свой альбом пепелища сожженных деревень, фигуры оставшихся без крова беженцев, замерзшие тела погибших, взорванные железнодорожные составы и мосты…

Некоторые наброски были сделаны художником на поле боя — во время или сразу после прорыва вражеских укреплений.

Особенно интересовала его атака в ее внезапном и стремительном развитии, а также сама движущаяся фигура бойца в зависимости от различных точек зрения, ракурсов и конкретной фазы атакующего броска. Эти фронтовые графические наброски впоследствии пригодились А. Дейнеке в работе над эпическим полотном «Оборона Севастополя».

Вернувшись из-под Юхнова, А. Дейнека побывал в ТАССе, где ему показали напечатанный в одной из немецких газет снимок разрушенного Совестополя. «Шла тяжелая война, — говорил потом художник о замысле своей картины.

— Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжелыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился черным. Но писать все же решил… «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за веселых людей, море и самолеты.

И вот воочию представил, как все взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада».

В годы войны с особой горечью, как безвозвратно ушедшее детство, вспоминались мирные дни, солнечные брызги на воде, веселые улыбки счастливых людей. Горе севастопольцев стало горем художника, и всю боль своего израненного сердца вложил А. Дейнека в эту одну из своих самых яростных и правдивых картин о Великой Отечественной войне.

Важно

Работу над картиной художник начал в конце февраля 1942 года, а закончил ее к выставке «Великая Отечественная война», которая открылась осенью того же года. Сам он вспоминал впоследствии: «Моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину». А.

Дейнека тогда отошел от документального воспроизведения батальных сцен и изобразил на полотне символическую схватку двух непримиримых сил — жизни и смерти, светлых сынов народа и темно-серых вражеских полчищ. …На городской набережной идет ожесточенный бой.

Советские моряки преграждают путь врагу, и битва достигла уже своей кульминационной точки.

Правое дело, за которое сражаются севастопольцы, особенно ярко символизирует фигура матроса на первом плане картины.

Эта крупная фигура раненого бойца, бросающего связку гранат, — «нерв» всей картины — была найдена художником уже в первом беглом карандашном наброске. А.

Дейнека специально не выбрал какой-нибудь отдельный, единичный эпизод обороны города, ибо намеревался создать образ обобщающий, поднять его до символа народной эпопеи.

Может быть, в точности такое сражение и не развертывалось на набережной Севастополя, но были сотни ему подобных, и художник создал полотно монументально-эпическое, сумев обобщить в нем героику великой войны.

Композиция картины построена так, что зрители будто ощущают себя непосредственными участниками боя, как будто они сами являются участниками рукопашной схватки.

Совет

Потому что это героическое полотно писал не просто освоивший сюжет и владеющий кистью художник, а мастер, до боли сердечной переживший трагедию города, с которым был связан множеством счастливых воспоминаний.

На картине крупным планом изображен матрос. В его позе, в том, как он стоит на широко расставленных крепких ногах, в развороте его сильного торса, в крепко держащих связку гранат руках, в решительном лице — во всем чувствуется наивысшее напряжение сил, самоотверженность и готовность даже ценой собственной жизни остановить врага.

Для позирования А. Дейнеке нужен был крепкий молодой парень, но ему никак не удавалось найти подходящую мужскую натуру. «Тогда мне пришла в голову мысль прибегнуть к женской натуре, — рассказывал художник. — Одна из моих знакомых спортсменок с подходящими физическими данными согласилась позировать».

Так появились наброски для фигуры моряка с гранатами и ряда других персонажей картины. Когда зритель отходит от картины на некоторое расстояние, составляющие ее отдельные части начинают разворачиваться как бы в новом масштабном измерении, приобретают монументальность и особую динамическую выразительность.

Огромный матрос и скорчившийся у его ног фашист, пикирующий над идущими в атаку моряками «мессершмитт» и палящие из орудий корабли, прокопченные руины домов и огненное зарево вместо неба — все это художественные метафоры, вобравшие в себя всю боль и любовь А. Дейнеки, его ненависть и восхищение.

Каждая деталь картины глубоко продумана и мастерски выполнена художником. Например, сдвинув главную фигуру в левый край полотна, А. Дейнека оставил перед ней пространство, которое ему было нужно для свободного полета связки гранат.

В центре второго плана картины шеренга моряков, разворачивающаяся от главной фигуры по диагонали в глубь перспективы, идет в штыковую атаку, внизу слева поднимается новая волна атакующих.

Сюжетную динамику и напряженность картины дополняет и расширяет пейзажный фон. Сумрачная синева моря, освещенные призрачным светом руины домов, плиты набережной, красно-черное от зловещего пламени и дыма небо — все оттеняет накал смертельной рукопашной схватки.

Обратите внимание

В адрес художника не раз раздавались упреки в схематизме образов, в чрезмерной «жесткости» пластических форм. Может быть, действительно, простота образов «Обороны Севастополя» граничит с плакатной публицистикой и многое в картине кажется излишне прямолинейным.

Однако простота эта — не упрощение, а отточенный до формулы, до предельной лаконичности художественный прием мастера. Эта особенность произведения А.

Дейнеки продиктована его поэтикой, сдвиг пространственных планов, резкое выделение главных героев и второстепенных — все укрупнено и подчинено логике монументального обобщения.

Источник: http://xn--d1ababeji4aplhbqk6k.xn--p1ai/blog/sochinenie_opisanie_kartiny_aleksandra_dejneki_quot_oborona_sevastopolja_quot/2010-04-05-1229

Оборона Севастополя (картина Дейнеки)

«Оборона Севастополя» (1942 год) — одна из наиболее знаменитых картин Александра Александровича Дейнеки. Созданная в Москве, в настоящее время находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Картина по праву является одной из самых сильных в творчестве художника и одной из самых драматических работ всего советского искусства военного времени.

На картине запечатлён скорбный и величественный подвиг советских бойцов, отдавших свою жизнь при обороне Севастополя в 1942 году.

История создания

В феврале 1942 года Дейнека вместе со своим другом художником Г. Г. Нисским ездил в район боевых действий под Юхнов. По возвращении он побывал в ТАССе, где ему показали напечатанный в одной из немецких газет снимок разрушенного Севастополя. Позднее художник вспоминал:

Шла тяжёлая война. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжёлыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился чёрным.

Но писать всё же решил… «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за весёлых людей, море и самолёты.

И вот воочию представил, как всё взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада.

Работу над картиной Дейнека начал в конце февраля 1942 года, а закончил к выставке «Великая Отечественная война», которая открылась осенью того же года. Сам он вспоминал впоследствии: «Моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину».

Художественное решение

Картина Дейнеки представляет собой не документальное воспроизведение боевого эпизода, а символическое изображение столкновения двух непримиримых сил на руинах горящего города: богатырские фигуры советских моряков в нарочито белоснежных робах против надвигающейся темно-серой, почти безликой массы захватчиков. Динамику и драматизм композиции определяет центральная фигура матроса в последнем отчаянном броске на геометрически точный ряд вражеских штыков.

В военное время художник не смог найти мужскую натуру для центральной фигуры, и в конце концов пригласил позировать девушку-спортсменку подходящего телосложения.

Ссылки

  • Рассказы о шедеврах. Дейнека А. «Оборона Севастополя»
  • Советское искусство 1941–1945 годов

Оборона Севастополя (картина Дейнеки) Информацию О

Оборона Севастополя (картина Дейнеки)

Оборона Севастополя (картина Дейнеки)
Оборона Севастополя (картина Дейнеки) Вы просматриваете субъект
Оборона Севастополя (картина Дейнеки) что, Оборона Севастополя (картина Дейнеки) кто, Оборона Севастополя (картина Дейнеки) описание

There are excerpts from wikipedia on .postlight.com”>

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-122656.html

Ссылка на основную публикацию