Сочинение по картине утро на куликовом поле бубнова описание описание

“Утро на Куликовом поле” в Третьяковке: тайны полотна аткарского живописца

увеличить шрифт

Картина “Утро на Куликовом поле” – одно из самых хрестоматийных произведений в собрании государственной Третьяковской галереи. Ее отличает широкая живописная манера и мажорная звучность цвета, характерная для классического русского письма. Автор полотна – художник Александр Бубнов.

Бубнов родился в Тифлисе, но детство и юность провел в Аткарском районе Саратовской области. Здесь он поступил в детскую изостудию и краеведческий кружок. В 1926 г. Бубнов уехал в Москву, где поступил в Высший художественно-технический институт. Краеведы уточняют, что хотя художник и прожил всю жизнь в столице, родной Аткарск несколько раз все же посещал. 

Александр Бубнов скончался в 1964 г. и был похоронен на Новодевичьем кладбище. 4 марта прошлого года в Аткарске в день 105-летию известного земляка был открыт художественно-этнографический музей его имени.

Обратите внимание

У музея всего две комнаты в здании местной библиотеки. В первой собраны старинные самовары, печные заслонки, старинная металлическая и стеклянная посуда, одежда и обувь.

Во второй комнате находится маленькая картинная галерея, посвященная аткарским художникам.

В отдельной экспозиции собраны картины Бубнова, воспоминая современников о нем, письма и фотографии живописца, эскизы его работ и автографы. 

Секреты картины  “Утро на Куликовокм поле”, за которую Александр Бубнов получил Сталинскую премию, знает директор музея, краевед и художник Петр Трущелев. Например, в официальных источниках значится, что Бубунов работал над полотном с 1943 по 1947 гг.

По словам Трущелева, на самом деле матер писал эпохальную сцену 2 года – с 1947 по 1949: “Не многие почему-то знают, что прототипом одного из воинов стал друг живописца, наш скульптор Александр Кибальников, тот самый, который стал автором памятников Чернышевскому и Радищеву в Саратове, Третьякову и Маяковскому в Москве и т.д. Еще одним воином стал другой скульптор – Тимофеев. Авторы последней экранизации “Тараса Бульбы” списывали образ Тараса, которого исполнил Богдан Ступка, так же с  картины “Утро на Куликовом поле”. Одним словом, картина легендарная, хотя даже не всякий житель Аткарска знает, что ее написал наш земляк”. 

В октябре прошлого года аукционный дом “Совком” объявил о выставлении на торги одного из вариантов полотна “Утро на Куликовом поле”. Оно идентично тому, что хранится в Третьяковской галерее, но меньшего размера. В качестве стартовой цены лота называлась сумма 250 тыс. долл. 

Источник: https://top.sarbc.ru/main/2014/12/17/163373.html

Юрия Ракши «Поле Куликово»

Урок русского языка.Подготовка к сочинению по картине Юрия Ракши «Поле Куликово».8 класс.И вечный бой! Покой нам только снится…Александр Блок.

Слово учителя.

Эти вечные и вещие строки стали так созвучны с темой нашего урока. Они могут быть эпиграфом ко всей недолгой жизни художника.

Рассказ о Юрии Ракше.

Ю. Ракша родился в Уфе в семье рабочих в 1937 году. Пятнадцатилетним пареньком приехал в Москву с фанерным чемоданчиком, полным рисунков, с желанием учиться в Художественной школе. Опоздал на вступительные экзамены но посмотрели на него, посмотрели на работы, решили взять.

Порой неделями не выходил на улицу – любил рисовать вечерами в пустой школе. А уже в 6 классе его работы попали в учебник по рисунку.Когда встал вопрос, куда пойти учиться, с легкостью решил – во ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии) на художественный факультет.

Важно

Учился у Юрия Пименова (театральный художник, график, народный художник СССР). «Тебе обязательно надо писать», – сказал Ю. Ракше на защите диплома Пименов.Пятнадцать лет было отдано работ е в кинематографе. Многие фильмы вошли в советские энциклопедии киноискусства. В 1977 году Ю.

Ракша удостоен премии «Оскар» американской киноакадемии киноискусства как главный художник-постановщик К/Ф «Дерсу Узала».Кинематограф научи л много и беспрестанно работать. Но Ю. Ракша постоянно искал себя в живописи.

«Я искал точку опоры, тот праобраз, тот художественный язык, на котором можно было бы заговорить собственным голосом. Искал и не находил».Создавал картины о земле, о небе, о деревьях, думал о гармонии мира, извечной красоте природы.(«Васильки», «Декабрьский день» и т.д.)Но всё же художника неудержимо влекло к человеку.

Он хотел разглядеть его, расшифровать, найти своего героя.Уже потом Ю. Ракша поймет, что его герой многожителен. Его черты растворены вокруг: в друзьях, в знакомых и незнакомых, в нем самом. И художник хочет соединить в многозначном единстве красоту природы и человека.

Эта тема многозначного единства мира природы и близких ему людей – во многих его работах.-Кто я? Откуда я? Для чего я? Юрий Ракша задавал себе эти вопросы. Он ответил на них своей жизнью, своим творчеством.-С матери, с мамы, с её судьбы в судьбе страны, с жены, дочери, на просторе русских полей начиналась для него Родина.

Картина «Продолжение».

Название этой картины символично. Идея картины – эстафета жизни, продолжение духовного начала матери в дочери, но главное – продолжение жизни на земле, продолжение души самого художника в поэтических образах этих женщин, этой земли.Об истории создания картины «Поле Куликово».Ю. Ракша оказался счастливым избранником – ему предложили делать картину о Куликовской битве.

«Почему я?» – мелькнула тогда мысль у художника. «Такая ответственность, такая высота задачи!.. Нет, я не готов».Три недели раздумывал, ходил сам не свой. Был в библиотеках, музеях. И все стало на свои места. Созрело решение. «Ну, конечно, я берусь». Погружаясь в суть событий, художник всё больше вживался в то время. Оно приближалось к нему. Почудилось, что произошло это только вчера.

Выступления ребят.

(Костюмы только обозначены).

1 ученик. Русское воинство стекалось со всех сторон. Явились полки и дружины – ростовские, ярославские, владимирские, суздальские, костромские, серпуховские; пришла рать и от тверского князя, наконец, должны были подойти полки нижегородские.

2 ученик.

Князь же Великий, Дмитрий Иванович, поехал в Радонеж на поклон к отцу своему духовному, старцу Сергию, благословение получить от святой обители… Преподобный Сергий окропил его священной водою и всё христолюбивое его войско и осенил великого князя крестом Христовым – знамением на челе. И сказал: «Поди, господин, на поганых половцев, призывая Бога, и Господь Бог будет тебе помощником и заступником». И добавил ему тихо: «Победишь, господин, супостатов своих, как и подобает тебе, государь наш».

3 ученик. Почти всё войско было конное, что. конечно, давало возможность Дмитрию развивать бо’льшую быстроту движений. Бряцание оружия и трубные звуки не умолкали в Москве. Среди ратников царило величайшее воодушевление; каждый был счастлив сознанием величия предстоящей борьбы, а в храмах священники и коленопреклоненный народ возносили свои горячие молитвы о ниспослании победы.

Читайте также:  Основные темы и мотивы лирики м. ю. лермонтова 9 класс сочинение

4 ученик. 20 августа 1380 года в прекрасное ясное утро московская рать вступила в поход. Дмитрий усердно помолился и поклонился гробам родителя и деда.

Затем он простился с нежно любимой супругой своей и детьми. Удерживая слёзы . он поцеловал княгиню Евдокию Дмитриевну и сказал ей на прощание: «Бог нам заступник».

Сев на коня, выехал к выступавшему войску, которое благословило духовенство

5 ученик. Полки представляли величественное зрелище. Их доспехи и оружие ярко блистали на утреннем солнце.

Кольчатые железные брони, стальные панцири из блях. Шлемы с остроконечными верхушками. Продолговатые щиты, окрашенные в красный цвет, тугие луки и колчаны со стрелами, острые копья, сабли составляли вооружение и снаряжение русских воинов.

Над их рядами во множестве развевались знамена или стяги на высоких древках. Поднятые вверх копья имели подобие целого леса.

6 ученик.

Князья и воеводы отличались наиболее нарядными, большей частью позлащенными доспехами, а также яркими, наброшенными поверх них плащами.

Совет

Из их среды особенно выделялся сам Дмитрий Иванович. Это был высокий плотный человек, с томной окладистой бородой и большими умными глазами, в полнром расцвете своих сил: ему было едва тридцать лет отроду.

Далеко виден и его огромный, алого цвета великокняжеский стяг с ликом Нерукотворного Спаса. Дмитрий подъехал к войскам и держал такое слово:

7 ученик.

«Любезные друзья и братья! Ведайте, я пришел сюда, дабы Русскую землю от пленения и разорения избавить или голову свою за всех проложить; честная смерть лучше плохого живота.

Лучше было бы мне не идти против безбожных татар, нежели, пришед и ничтоже сотворив, воротиться вспять. Ныне же пойдем за Дон и там или победим и там всё от гибели сохраним, или сложим свои головы за святые церкви, за православную веру и за братьев наших христиан.

Братия моя милая, не пощадим живота своего за веру христианскую. За святые церкви и за землю Русскую!

8. ВСЕ – Готовы сложить свои головы за веру христову и за тебя, государь великий князь! – отвечали ему из рядов.

Композиция картины.

Слово учителя.

Изучив исторические материалы, побывав на Куликовском поле, Ю.Ракша долго размышлял: как охватить это событие? Изобразить момент самой битвы – но это скорее удел кинематографа. Но он скрыл бы за внешним действием глаза героев, характеры.

Как показать, что заслугой Дмитрия Донского была не только победа на Куликовском поле.

Сколько было ещё сделано им! Он впервые заменил деревянные стены Московского Кремля на высокие каменные; объединил вокруг Московского княжества Серпуховское, Новгородское, Суздальское, Ярославское, Владимирское.А как пройти мимо благословения на битву.

Это должно стать частью картины.А Москва? Выходили ополченцы к Москве-реке в заветный час, оставляя за собой картины мирной жизни.А как не показать страдание, боль в глазах тех, кто провожает своих родных.

И художник приходит к решению: это будет ТРИПТИХ.

Триптих- композиция из трёх картин, объединенных общей идеей, темой. (ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ).

Обратите внимание

Триптих дает возможность показать события многопланово, в развитии, а главное: можно показать глаза и лица героев.

В триптихе есть свои законы:

1.Закон центра (замысел в центре, в центре Дмитрий Донской);

2.Закон симметрии (Квадрат – идеальная фигура; духовное лицо уравновешивается женским образом , который несет в себе жизнь);

3. Закон соразмерности;

4.Закон цветовой переклички( в едином колорите, линейное продолжение).

Юрий Ракша увидел это событие по-своему: великокняжеский стяг с золотым образом Спасителя сияет, освещенный лучами осеннего солнца. Художник яркими живыми красками изображает воинов, будто бы предсказывает победу русских в этом бою.

Поэтому великокняжеская хоругвь с изображением нерукотворного Спаса именно красного цвета.

(Сравнить с картиной Александра Павловича Бубнова «Утро на Куликовом поле». В этой картине Спас Нерукотворный черного цвета.

)

Каждая часть триптиха самостоятельна, но в то же время связана с целым произведением.Очень важен пейзаж. Единый для всех горизонт объединяет и Москву, и Радонеж и Куликово поле.

Работа над каждой частью триптиха.

Центральная часть

«Предстояние»

Предстояние перед битвой. Взят момент, когда Дмитрий Иванович, передав великокняжеское облачение одному из своих воевод, остался в одежде простого ратника, вместе со своим воинством разделить победу или гибель в бою. Предстояние.

То высокое состояние духа, которое любил в своих героях художник.

О чем все это повествование на холсте? Только ли о поле Куликовом? Может, о предрешенье человека перед лицом всех испытаний? Может быть, здесь стираются все исторические грани?

Левая часть

«Благословение».

Мудрый старец, который провидит будущее, и девочка, светловолосая, голубоглазая, глаза – васильки во ржи – символ извечного женского горя в час прощания, материнское ожидание – сколько было на Руси таких прощаний и ожиданий! – и твердость воина, выходящего на бой- все соединено в повесть о самостоянье народа на своей земле, в истории и в жизни, идущей от века в век.

Правая часть.

«Проводы ополчения».

Тут и сама Евдокия, жена Дмитрия, с малыми детьми у подола, и опять она в ожидании ребенка. Сколько ещё на Руси будут провожать жены мужей и братьев своих? Сколько не вернется их с поля боя? Сколько страдания и горя в лицах женщин и стариков.

Важно

Но в них и гордость за своих мужей и вера в их возвращение.- А теперь попробуем сформулировать главную мысль этого произведения:Главная мысль: Мужество и стойкость народного характера перед лицом грозного испытания.

Заключение к 1 уроку.

Юрий Ракша писал эту картину до последнего своего часа, словно приказывая себе жить, пока не закончит труд.В день, когда его не стало, картину привезли в Третьяковскую галерею.Глядя на эту картину, кажется, что сама фигура художника встала в ряд образов.

Триптих «Поле Куликово» поднял своего художника на такую высоту, с которой стало видно, что сделал этот человек в жизни. Полотно за него ответило: -Кто я? – Я часть истории.- Откуда я? – Я с Земли Русской.- Для чего я? – Я для людей Русских.Строки А. Блока стали созвучны мыслям Ю. Ракши.(Чтение стихотворения А.

Блока «На поле Куликовом» 1 часть.)События и символы стихотворения.Река раскинулась, течет – движение, жизнь, жизненный путь.О Русь моя! Жена моя! Ясен путь – путь свободы (жена – очень ласково)Тоска, мгла – ее победить. Прошлое и настоящее поколения сменяются, но Россия вечна.

Читайте также:  Природа в лирике тютчева в творчестве, поэзии сочинение

Домчимся сквозь кровь и пыль – в картине очень много красных тонов. Природа сопричастна: « ждут, идут испуганные тучи, закат в крови, из сердца кровь струится» – кровь – символ страдания. Перекличка разных видов искусства. И раз борьба, значит, кровь, страдания, смерть. Без крови и смерти битва только с собой.

У нас у каждого есть свое Куликово поле.- Можно ли связать эту картину с современностью? Приведите примеры.

Урок 2.

Итак, мы выяснили, что гл. мысль художника – показать русских людей перед страшным событием – Куликовской битвой. В вашем сочинении всё: последовательность, словарь, какой вы будете использовать,- должно быть подчинено раскрытию главной мысли.Теперь продумаем последовательность описания картины. Т.к. это триптих, мы можем работать последовательно с каждой частью, начиная с центральной.

Составляем таблицу, заполняя её вместе с учениками, записываем в тетрадь.

План Рабочий материал Словарь
Дмитрий Донской и воиныСтягиЛошадь, жеребёнокРека ДонУтроТравы I.Центральная часть.»Предстояние».Надел платье простого воина, освещены первыми лучами солнца, в решающий час предстояния перед битвой.Золотой лик Спасителя на алом стяге, великокняжеская хоругвь, Золотой Спас. Спас Нерукотворный.Чувствует предстоящее сражение, беспокойна. Жеребенок – символ молодой, свободной России.За спиной блестит река, за ней Родина, которую надо отстоять.8 сентября 1380 года. Первые лучи рассеяли утренний туман.Полны росы, высоки. Тога– плащ.Кольчуга.Бердыш– старинное холодное оружие, топор с лезвием в виде полумесяца, на длинном древке.Хоругвь– полотнище, укрепленное на длинном древке, которое носят при военных походах.Тога– покрывало, длинный плащ.Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубахи из металлических колец.
ДевочкаСергий РадонежскийКнязь Дмитрий Донской.Храм II. Левая часть. «Благословение на битву».Светловолосая, голубоглазая – символ вечного женского горя в час прощания.Мудрый старец. Благословил Дмитрия Донского, смотрит вдаль, будто провидит будущее, предсказал победу и потери великие.Коленопреклоненный, благословение укрепило дух. Может быть, это прощание с Родиной, последний поклон.На возвышенности. Символ веры в будущее; обнесен тыном. Радонеж – город в XIV-XVI в.в. ныне Загорск.Тын – сплошной забор из жердей, бревен.
Жена ЕвдокияЖенские образыСтарикОполченцыСтены КремляРека III. Правая часть. «Проводы ополчения».В ожидании ребенка, обняла своих детей. В глазах горе, но и гордость за мужа, вера в его возвращение.Жены. Матери и сестры в который раз провожают здесь воинов. Кто в слезах, кто уже выплакал все.Душой с ополченцами; рука, грозящая врагу и ободряющая ратников.Выходили к Москве-реке, войско конное. Будто слышны трубные звуки, воодушевлены предстоящей битвой за свободу родной земли. Собрались князья со своими дружинами, понимая силу Москвы; оставили мирную жизнь.Белокаменная Москва, высокие стены, возведенные Дмитрием ДонскимНа отлогих берегах мостки, на которых стирают бабы белье, баньки, суда купцов – все оставили ратники, уходя защищать землю Русскую Посох – длинная палка для опоры при ходьбе.
Горизонт Единый для всех частей горизонт объединяет и Москву, и Радонеж, и поле Куликово. Все это – Родина.

Работа в группах.

Задание: составить устное сочинение по одной из частей триптиха Ю.Ракши, включив в него элементы описания и повествования. (Группы по жребию выбирают одну из частей триптиха и готовятся в течение 5-7 минут.)

Проверка устной работы каждой группы.

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание: Написать сочинение-описание по картине Ю.Ракши «Поле Куликово».

Источник: http://ist.na5bal.ru/doc/10111/index.html

Описание картины “Утро на Куликовом поле” Бубнова: материалы для сочинения

“Утро на Куликовом поле”. А. Бубнов

А. П. Бубнов – выдающийся советский художник, автор знаменитой картины “Утро на Куликовом поле”. В этой статье представлено описание картины “Утро на Куликовом поле” Бубнова для сочинения.

Смотрите: Описание других картин “Утро на Куликовом поле” – самое известное произведение знаменитого советского художника Александра Бубнова. Бубнов написал картину “Утро на Куликовом поле” вскоре после победы русской армии над фашистами.

На картине изображен эпизод из Куликовской битвы, которая состоялась в 1380 году между русскими и монголо-татарами. Русским войском управлял князь Дмитрий Донской.

Замысел “Утра на Куликовом поле” возник у Бубнова в 1938 году. Первоначально автор собирался рисовать картину на тему битвы на Чудском озере. Однако, собирая материал и погрузившись в историческую литературу, Бубнова решил написать картину именно о Куликовской битве. Бубнов тщательно работал над эскизами картины, искал образы, долго и тщательно прорабатывал детали.

В результате кропотливого труда Бубнову удалось создать исторически достоверную, правдивую картину. В официальных источниках указывается, что Бубунов работал над картиной с 1943 по 1947 гг. Но по другим источникам Бубнов писал картину 2 года – с 1947 по 1949 гг. В день 105-летия, в 2013 году в городе Аткарске, где вырос А.

Бубнов, был открыт художественно-этнографический музей имени Бубнова. По словам исследователей, прототипом одного из воинов стал друг живописца, скульптор Александр Кибальников. Еще одним воином стал другой скульптор – Тимофеев. У картины “Утро на Куликовом поле” существуют другие варианты, созданные самим Бубновым.

Например, один из вариантов, меньший по размеру, был создан художником в 1947 году. За “Утро на Куликовом поле” в 1948 году Бубнов получил Государственную премию. СССР. На данный момент картина “Утро на Куликовом поле” находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Описание картины “Утро на Куликовом поле” из книги “Русское изобразительное искусство”: “Представление о развитии станковой живописи в годы Великой Отечественной войны будет… неполным, если… не остановиться на формировании советской исторической картины, в предшествующее время скупо представленной лишь отдельными полотнами.

Совет

Мастера изобразительного искусства, отражая героизм советских людей, не могли не указать в числе его истоков на славные традиции исторического прошлого. В 1942—1945 годах создаются произведения П. Д. Корина “Александр Невский” (1942), Е. Е. Лансере “Трофеи русского оружия” (1942), М. И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943); в 1943 году А. П.

Бубнов приступает к исполнению монументального полотна “Утро на Куликовом поле”, законченного в 1947 году.” (И. И. Пикулев “Русское изобразительное искусство”, 1977 г.)

Описание картины “Утро на Куликовом поле” из книги “Всеобщая история искусств”:


“В 1943 г. начал работу над монументальным полотном “Утро на Куликовом поле” (ГТГ) А. П. Бубнов (1908 — 1954). Законченная в 1947 г., эта картина — одно из лучших произведений советской исторической живописи. Глубоко проникнув в дух изображаемой далекой эпохи, художник достиг в своем полотне подлинного историзма. Герой здесь — народ, поднявшийся на борьбу против поработителей родной земли.” (О. И. Сопоцинский, “Всеобщая история искусств” том VI книга 2)

Читайте также:  Образ и характеристика джульетты в трагедии ромео и джульетта шекспира сочинение

Описание картины “Утро на Куликовом поле” из книги “История русского и советского искусства”:

“Большие художественные ценности создали во время войны графики-станковисты. Многие их произведения стали подлинным памятником героическим дням и годам Великой Отечественной войны.

Подчас обращение к историческим сюжетам сопровождалось стремлением опереться на традицию исторической живописи XIX в.- традицию Сурикова и Баснецова. Эта тенденция заметна в картине А. П. Бубнова (1908-1964) “Утро на Куликовом поле” (1943-1947).

Большой холст, изображающий Дмитрия Донского и его войско перед великим историческим сражением, вобрал большое число персонажей, каждый из которых выявлен в своей характеристике и действии.”

(Алленов М.М. и др. “История русского и советского искусства”, 1989 г.)

Это было описание картины “Утро на Куликовом поле” Бубнова для сочинения, история создания и анализ произведения.

Смотрите: Описание других картин

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/09/opisanie-utro-na-kulikovom-pole-bubnov-sochinenie.html

Утро на Куликовом поле. Художник А. Бубнов

Великий князь на коне объезжал перед битвой ряды воинов и говорил им: «Возлюбленные отцы и братия, Господа ради и Пречистой Богородицы и своего ради спасения подвизайтеся за православную веру и за братию нашу».

На челе великого или главного полку стояла собственная дружина великого князя и развевалось его большое черное знамя с вышитым на нем ликом Спасителя.

Дмитрий Иванович снял с себя златотканую великокняжую приволоку; возложил ее на любимца своего боярина Михаила Бренка, посадил его на своего коня и велел носить перед ним большое черное знамя.

Обратите внимание

А сам покрылся простым плащом и пересел на другого коня. Он поехал в сторожевом полке, чтобы впереди его собственноручно ударить на врагов.

Тщетно князья и воеводы удерживали его. «Братия моя милая, – отвечал Дмитрий. – Если я вам глава, то впереди вас хочу и битву начать. Умру или жив буду – вместе с вами».

Часов в одиннадцать утра двинулась татарская рать на битву к середине Куликова поля. Страшно было смотреть на две грозные силы, шедшие друг на друга. Русское воинство отличалось червлеными щитами и светлыми доспехами, сиявшими на солнце; а татарское от своих темных щитов и серых кафтанов издали походило на черную тучу.

Передний татарский полк, как и русский, состоял из пехоты (может быть, наемные генуэзские кондотьеры). Она двигалась густой колонной, задние ряды клали свои копья на плечи передних. В некотором расстоянии друг от друга рати вдруг остановились.

С татарской стороны выехал на Куликово поле воин огромного роста, подобный Голиафу, чтобы по обычаю тех времен начать битву единоборством. Он был из знатных людей и назывался Челубей.

Увидел его инок Пересвет и сказал воеводам: «Сей человек себе подобного ищет; я хочу с ним видеться». «Преподобный отец игумен Сергий, – воскликнул он, – помоги мне молитвою своею». И с копьем поскакал на врага. Татарин понесся ему навстречу. Противники ударили друг на друга с такой силой, что кони их упали на колени, а сами они мертвыми поверглись на землю.

Победа Пересвета. Художник П. Рыженко

Тогда двинулись обе рати. Дмитрий показал пример воинской отваги. Он переменил несколько коней, сражаясь в передовом полку; когда же обе передовые рати смешались, отъехал к великому полку. Но дошел черед до этого последнего, и он опять принял личное участие в битве. А хан Мамай наблюдал сражение с вершины Красного холма.

Скоро место Куликовской битвы сделалось до того тесным, что ратники задыхались в густой свалке. Расступиться в сторону было некуда; с обоих боков препятствовало свойство местности. Такой страшной битвы никто из русских и не помнил.

«Копья ломались как солома, стрелы падали дождем, а люди падали как трава под косой, кровь текла ручьями». Куликовская битва была по преимуществу рукопашная. Многие умирали под конскими копытами. Но и кони едва могли двигаться от множества трупов, которым покрылось поле битвы.

Важно

В одном месте одолевали татары, в другом русские. Воеводы передней рати большей частью скоро пали геройской смертью.

Куликовская битва. План

Пешая русская рать уже полегла в бою. Пользуясь превосходством в числе, татары расстроили наши передние полки и стали напирать на главную рать, на полки Московский, Владимирский и Суздальский. Толпа татар прорвалась к большому знамени, подрубила у него древко и убила боярина Бренка, приняв его за великого князя.

Но Глеб Брянский и Тимофей Васильевич успели восстановить порядок и опять сомкнуть большой полк. На правой руке Андрей Ольгердович одолевал татар; но не дерзал гнаться за неприятелем, чтобы не отдаляться от большого полку, который не подвигался вперед.

На последний навалило сильное татарское полчище и пыталось его прорвать; и тут многие воеводы уже были убиты.

Дмитрий и его помощники поставили в Куликовской битве полки таким образом, что татары не могли их охватить ни с какой стороны. Им оставалось только где-либо прорвать русский строй и тогда ударить ему в тыл. Видя неудачу в центре, они с яростью устремились на левое наше крыло. Здесь некоторое время кипел самый ожесточенный бой.

Когда начальствовавшие левым полком князья Белозерские все пали смертью героев, этот полк замешался и стал подаваться назад. Большому полку угрожала опасность быть обойденным; все русское войско было бы приперто к Непрядве и подверглось бы истреблению. Уже раздавались на Куликовом поле неистовое гиканье и победные клики татар.

И. Глазунов. Временный перевес татар

Но уже давно князь Владимир Андреевич и Дмитрий Волынец из засады следили за битвой. Молодой князь рвался в бой. Нетерпение его разделяли и многие другие пылкие юноши. Но опытный воевода сдерживал их.

Жестокая Куликовская битва длилась уже часа два. Доселе татарам помогало еще то обстоятельство, что солнечный свет ударял русским прямо в очи, и ветер дул им в лицо. Но мало-помалу солнце зашло сбоку, а ветер потянул в другую сторону. Уходившее в беспорядке левое крыло и гнавшая его татарская рать поравнялись с дубравой, где стоял засадный полк.

«Теперь и наш час приспел! – воскликнул Боброк. – Дерзайте братия и други. Во имя Отца и Сына и Святого Духа»!

Источник: https://cyberpedia.su/16x2fa4.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector