Сочинение по картине васнецова три царевны подземного царства 3, 5 класс описание

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Три царевны подземного царства»

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Три царевны подземного царства»

Виктор Михайлович Васнецов — выдающийся рус­ский художник. Он был основоположником особого русского стиля. Васнецов обратился в своём твор­честве к историческому жанру. Основой многих его произведений стали сказки или легенды. Произведе­ния этого великого художника восхищают зрителей, переносят их в фантастический мир, помогают про­никнуться духом легенд и сказок.

«Три царевны подземного царства» — знаменитая картина великого русского художника В. М. Васне­цова, написанная им по мотивам русской народной сказки «Подземные царства». Поводом для создания этого полотна послужил заказ мецената С. Мамонто­ва, который хотел украсить новой картиной кабинет Правления железной дороги города Донецка.

Знаме­нитый живописец обратил своё внимание на образы царевен из русских сказок, немного изменив их на­звания. Царевна Медного царства стала царевной Каменного угля, царевна Серебряного царства — ца­ревной Драгоценных камней и только царевна Золото­го царства осталась неизменной.

В картине заложен глубокий смысл — каждая из царевен символизиру­ет несметные богатства Донбасского края и России в целом, прославляет её уникальность, самобытность и величие.

Обратите внимание

В центре картины изображена царевна Драго­ценных камней. Она величественно стоит на земле, её гордая осанка и высоко поднятая голова свиде­тельствуют о её благородном происхождении.

Царев­на одета в необыкновенно красивый наряд: платье расшито замысловатым цветочным орнаментом из драгоценных камней с изумрудно-зелёным, бирюзо­вым, розово-красным и жёлтым оттенками. Золотые рукава и ярко-красные отвороты платья добавляют яркости её образу.

Шею Царевны украшают тяжё­лые бусы. На гордо поднятой голове — прекрасный венец-корона из переливающихся драгоценных кам­ней. Красивое лицо украшает яркий румянец. Алые губы не улыбаются, а соболиные брови слегка при­подняты. Взгляд царевны устремлён в сторону.

Она стоит с серьёзным выражением лица, скрестив пе­ред собой руки, в которых держит небольшой белый платочек.

Слева от царевны Драгоценных камней располо­жилась её не менее величественная сестра — царевна Золотого царства. Её наряд оправдывает название — весь золотой и блестящий.

Красивые узоры на золо­чёной ткани платья гармонируют с драгоценностями, украшающими его подол, рукава и обрамляющие круглые пуговицы. Несколько рядов бус украшают шею царевны. На её голове — величественная корова-кокошник, вся в драгоценных камнях, сияющих в лучах заката.

Бледное лицо царевны грустно и пе­чально, глаза опущены вниз. Она, как и её сестра, смиренно скрестила руки перед собой и держит бе­лый маленький платок.

Слева от своих старших сестёр стоит младшая из них — царевна Каменного угля. Её образ существен­но отличается от образов сестёр: нет блеска, яркости и великолепия, большого количества драгоценных камней и золотой короны. Однако её образ не стано­вится от этого менее привлекательным и значимым.

Важно

Наоборот, царевна кажется самой очаровательной, близкой, милой и в то же время остаётся величествен­ной. Её скромный, но царственный вид привлекает внимание зрителя. Она одета в изысканное платье из чёрной парчи, украшенное поясом и отделкой корот­ких рукавов. Её чёрные красивые волосы распущены и спускаются по плечам вниз. На белоснежном ли­це — грусть и печаль, взгляд устремлён в сторону.

Руки царевны опущены вниз и вытянуты вдоль те­ла, что символизирует величественное спокойствие царевны.

Все девушки не случайно грустны и печальны, также не случайно взгляды двух из них устремле­ны в сторону. В правом углу картины изображены два брата Ивана-царевича — главного героя русской народной сказки, по мотивам которой и было на­писано полотно.

По сюжету сказки они оказались подлыми и злыми людьми: подняв на землю трёх царевен Подземного царства и свою матушку, они предали брата, обрезали верёвку и бросили его поги­бать в подземелье. Братья изображены в тот момент, когда величественный и прекрасный вид трёх царе­вен привёл их в трепет и оцепенение.

Оба упали на колени перед прекрасными девушками и склонились в поклоне. В руках одного из братьев верёвка, с по­мощью которой они доставали пленников Подземного царства, в руках другого — большой нож. Именно он обрезал верёвку, обрекая своего брата на смерть.

Этим объясняется грусть и печаль трёх прекрасных сестёр, одна из которых стала возлюбленной Ивана- царевича и горевала больше остальных.

Величественность и яркость картине придают и огромные чёрные скалы, расположенные за фигу­рами царевен, и живописный небосвод, окрашенный лучами заходящего солнца в жёлтые, оранжевые, розовые тона, и бледно-лиловые облака.

Картина «Три царевны подземного царства» на­столько волновала художника, что он неоднократно к ней возвращался.

Совет

В первоначальном варианте на по­лотне, написанном в 1881 году, отсутствовали братья Ивана-царевича, а руки прекрасной младшей Царев­ны были скрещены перед собой, как у её старших сестёр. Впоследствии, в 1884 году, В. М.

Васнецов дополнил картину, сделав её более яркой и колорит­ной, немного изменив сюжет. Обе картины стали народным достоянием и находятся в известных музе­ях: государственной Третьяковской галерее и Музее Русского искусства в городе Киеве.

«Три царевны подземного царства» В. М. Васнецова, являясь олицетворением богатства русской земли, восхищают нас своей красотой и величественностью, воспитывают любовь к родной земле, её богатствам и истории.

На этой странице искали :

  • сочинение по картине Васнецова три царевны подземного царства
  • сочинение по картине васнецова три царевны подземного царства 5 класс
  • три царевны подземного царства
  • сочинение по картине три царевны подземного царства

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-kartine-v-m-vasnecova-tri-carevny-podzemnogo-carstva.html

Васнецов В.М. «Три царевны подземного царства». Описание картины

1884 г. Холст, масло. 164 х 297 см. Государственный музей русского искусства

Описание картины Васнецова В.М. «Три царевны подземного царства» 

В 1880 году В. Васнецов получает заказ от мецената Саввы Мамонтова на написание трех картин для украшения вокзала Донецкой железной дороги. Художник, чье творчество неразрывно с былинами, легендами и сказками, и в этот раз остановил выбор на сказочных сюжетах. Вскоре были готовы картины «Ковер-самолет», «Битва скифов со славянами» и «Три царицы подземного царства».

Картина «Три царицы…» была написана последней и предназначалась для украшения кабинета Правления железной дороги. По замыслу мастера, картина должна была стать олицетворением несметных богатств, хранимых в земле Донбасса.

Воплощением этих сокровищ стали героини народной сказки – подземные царевны. По сказке их было всего две – царевны Золота и Драгоценных камней. Но в угоду промышленникам художником была написана и третья – Угольная царевна.

Три девушки, сияющие ослепительной красотой лица и нарядов, и стали главными персонажами картины. В центре изображена царевна Драгоценный камней. Величественная и гордая, она стоит с высоко поднятой головой, демонстрируя свое благородное происхождение.

Несказанно красив ее наряд: расшитое причудливым орнаментом дорогое платье приковывает взгляд, завораживая изумрудными, розоватыми, бирюзовыми, красными и желтыми переливами драгоценных камней, составляющих узор. Тяжелые бусы на груди и венец из самоцветов на голове дополняют образ хранительницы подземного клада.

Ее лицо красотой не уступает притягательности камней: алые губы, горящий румянец и соболиные брови – истинная царевна.

Слева от царицы Драгоценный камней стоит столь же величественная царевна Золота, которую легко узнать по сверкающему золотому одеянию.

Обратите внимание

Замысловатый узор золоченой ткани дополняется россыпью самоцветов, украшающих рукава, пуговицы и подол платья. Сияет блеском драгоценных камней и корона-кокошник на царственной голове, и бусы на шее царицы.

Но красивое лицо ее грустно и печально, тоска скрывается в ее опущенных глазах.

Несколько в стороне от величественных сестер зритель увидит робкую Угольную царевну. В ее наряде нет вычурности и пышной царственности, как нет и надменности в ее лице.

Скромное, но изысканное черное парчовое платье, красивые черные волосы, свободно ниспадающие на плечи, открытые, бессильно опущенные руки, печаль на белоснежном лице – такой создал Васнецов младшую из царевен.

Выделяющаяся на фоне сестер своей простотой и скромностью, она кажется более милой, родной, близкой и человечной.

Прекрасные царевны опечалены. И причину их грусти можно увидеть здесь же, на полотне. В правом нижнем углу художник написал двух братьев Ивана-царевича, героя сказки, вдохновившей художника на создание картины.

По сюжету, царевичи предали брата: похитив подземных красавиц и вызволив свою матушку, они перерезали веревку и оставили его погибать под землей. В их руках можно увидеть и веревку, и нож, которым она была обрезана.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа черный монах чехова

Оба брата показаны в момент, когда они, пораженные красотой и статью царевен, в оцепенении склонились пред ними в земном поклоне.

Монументальности придает картине и красное закатное небо, и глыбы черных скал. Контрастное сочетание неба и земли, на пересечении которых показаны похищенные девушки, подчеркивает их тревогу и волнение.

Важно

Несмотря на красоту полотна, железнодорожники отказались выкупать картину, сославшись на чуждый промышленности сказочный сюжет. В итоге работа великого художника была приобретена коллекционером и меценатом И. Терещенко.

Лучшие картины Васнецова В.М.

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/vasnecov-v-m/vasnecov-v-m-tri-carevny-podzemnogo-carstva/

Описание картины художника васнецова три царевны подземного царства — философия

Картина русского художника Васнецова Три царевны подземного царства, а точнее первый ее вариант, была написана в 1881 году. И снова сказочный сюжет, и снова обращение к прошлому Руси и народному былинному творчеству, которое так волнует живописца.

Для живописца, его мятежной творческой души, сказочные образы представляют собой нечто реальное, связанное с действительностью, они не оторваны от его дня сегодняшнего, и это вовсе не метафора.

Для мастера Царевны подземного царства представляют собой персонифицированные богатства русской земли.

Картина Васнецова Три Царевны подземного царства – характеры героинь

Перед зрительской публикой на полотне предстают гордые царевны – каждая со своим нравом, своим темпераментом. Но даже самому гордому характеру ведома печаль об утраченном отчем доме.

  Картина живописца Васнецова Три Царевны подземного царства показывает нам непокорные русские души, покорить которые силой невозможно. У 3 царевен судьбы похожи – они утратили то, что любили.

Но вот отношение к своей судьбе разнится.

Золотая царевна холодна и горда, ее лицо подобно маске, изображающей презрение. Под ней золотая царевна умело скрывает свои эмоции. Иначе реагирует на окружающий мир медная царевна. В ее красивом лице читается и надменность сестры, и в то же время любопытство, и желание открыться этому миру, познать его.

Младшая сестрица, угольная царевна смущена, печальна, она не в силах поднять глаз, все ее мысли летят к утраченному дому. Растерянная, на новый мир она не может даже смотреть, он вселяет в нее ужас. Это живописное полотно полно символов и сакральных знаков.

В интерпретации живописца, в написанной им картине Три царевны подземного царства старая сказка приобретает совершенно новое звучание и иной смысл.

Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ….

Краткое описание картины художника Васнецова – кто эти три царевны?

Насколько разные характеры трех цариц на картине Васнецова, настолько отличаются они и внешне. Две старшие сестры, олицетворяющие золото и медь, одеты в богато украшенные наряды царевен и цариц Древней Руси. На третьей царевне простое черное  платье, руки обнажены, а волна темных волос свободно лежит на плечах.

В ней нет надменности, лишь бесконечная печаль и ощущение какой-то беззащитности. И это делает юную царевну особенно привлекательной. Ее руки свободно расположены вдоль тела, и это еще более подчеркивает ее растерянность и ранимость.

Руки других девушек сомкнуты спереди, что придает их фигурам в картине 3 царевны подземного царства величавость.

Три Царевны на картине живописца окружены темными грудами скал, а над ними на заднем плане полотна полыхает  закатное небо с застывшими мрачными облаками. Первый вариант картины Три Царевны подземного царства , выполнен на жестком контрасте: угольно-черные оттенки и яркая желто-оранжевая палитра.

Совет

Однако в полотне 1884 года краски насыщенные, тревожные, палитра смещается от черных к красным тонам. Заказчиком известного полотна был известный промышленник Савва Мамонтов, который активно поддерживал любые виды творческой деятельности. В 1880 и 1881 годах Мамонтов заказал русскому художнику Виктору Васнецову сразу три полотна.

И живописец заказ выполнил, написав, помимо картины Три царевны подземного царства, еще полотна Ковер-самолет и Битва скифов со славянами.

Смотреть на видео рассказ про сказочные картины художника Васнецова

Источник: http://filosofia.ru/opisanie-kartiny-xudozhnika-vasnecova-tri-carevny-podzemnogo-carstva/

Сочинение по картине В. М. Васнецова Три царевны подземного царства

«Пришёл Иван-царевич в золотое царство, потом в серебряное, а потом и в медное, взял с собою трёх прекрасных царевен…»

Русская народная сказка

Виктор Михайлович Васнецов — выдающийся русский художник. Он был основоположником особого русского стиля. Васнецов обратился в своём творчестве к историческому жанру. Основой многих его произведений стали сказки или легенды. Произведения этого великого художника восхищают зрителей, переносят их в фантастический мир, помогают проникнуться духом легенд и сказок.

«Три царевны подземного царства» — знаменитая картина великого русского художника В. М. Васнецова, написанная им по мотивам русской народной сказки «Подземные царства». Поводом для создания этого полотна послужил заказ мецената С. Мамонтова, который хотел украсить новой картиной кабинет Правления железной дороги города Донецка.

Знаменитый живописец обратил своё внимание на образы царевен из русских сказок, немного изменив их названия. Царевна Медного царства стала царевной Каменного угля, царевна Серебряного царства — царевной Драгоценных камней и только царевна Золотого царства осталась неизменной.

В картине заложен глубокий смысл — каждая из царевен символизирует несметные богатства Донбасского края и России в целом, прославляет её уникальность, самобытность и величие.

В центре картины изображена царевна Драгоценных камней. Она величественно стоит на земле, её гордая осанка и высоко поднятая голова свидетельствуют о её благородном происхождении.

Царевна одета в необыкновенно красивый наряд: платье расшито замысловатым цветочным орнаментом из драгоценных камней с изумрудно-зелёным, бирюзовым, розово-красным и жёлтым оттенками. Золотые рукава и ярко-красные отвороты платья добавляют яркости её образу.

Шею Царевны украшают тяжёлые бусы. На гордо поднятой голове — прекрасный венец-корона из переливающихся драгоценных камней. Красивое лицо украшает яркий румянец. Алые губы не улыбаются, а соболиные брови слегка приподняты. Взгляд царевны устремлён в сторону.

Она стоит с серьёзным выражением лица, скрестив перед собой руки, в которых держит небольшой белый платочек.

Обратите внимание

Слева от царевны Драгоценных камней расположилась её не менее величественная сестра — царевна Золотого царства. Её наряд оправдывает название — весь золотой и блестящий.

Красивые узоры на золочёной ткани платья гармонируют с драгоценностями, украшающими его подол, рукава и обрамляющие круглые пуговицы. Несколько рядов бус украшают шею царевны. На её голове — величественная корона-кокошник, вся в драгоценных камнях, сияющих в лучах заката.

Бледное лицо царевны грустно и печально, глаза опущены вниз. Она, как и её сестра, смиренно, скрестила руки перед собой и держит белый маленький платок.

Слева от своих старших сестёр стоит младшая из них — царевна Каменного угля. Её образ существенно отличается от образов сестёр: нет блеска, яркости и великолепия, большого количества драгоценных камней и золотой короны. Однако её образ не становится от этого менее привлекательным и значимым.

Наоборот, царевна кажется самой очаровательной, близкой, милой и в то же время остаётся величественной. Её скромный, но царственный вид привлекает внимание зрителя. Она одета в изысканное платье из чёрной парчи, украшенное поясом и отделкой коротких рукавов. Её чёрные красивые волосы распущены и спускаются по плечам вниз. На белоснежном лице — грусть и печаль, взгляд устремлён в сторону.

Руки царевны опущены вниз и вытянуты вдоль тела, что символизирует величественное спокойствие царевны.

Все девушки не случайно грустны и печальны, также не случайно взгляды двух из них устремлены в сторону. В правом углу картины изображены два брата Ивана-царевича — главного героя русской народной сказки, по мотивам которой и было написано полотно.

По сюжету сказки они оказались подлыми и злыми людьми: подняв на землю трёх царевен Подземного царства и свою матушку, они предали брата, обрезали верёвку и бросили его погибать в подземелье. Братья изображены в тот момент, когда величественный и прекрасный вид трёх царевен привёл их в трепет и оцепенение.

Важно

Оба упали на колени перед прекрасными девушками и склонились в поклоне. В руках одного из братьев верёвка, с помощью которой они доставали пленников Подземного царства, в руках другого. — большой нож. Именно он обрезал верёвку, обрекая своего брата на смерть.

Читайте также:  Сочинение равнодушие в рассказе матренин двор солженицина

Этим объясняется грусть и печаль трёх прекрасных сестёр, одна из которых стала возлюбленной Ивана- царевича и горевала больше остальных.

Величественность и яркость картине придают и огромные чёрные скалы, расположенные за фигурами царевен, и живописный небосвод, окрашенный лучами заходящего солнца в жёлтые, оранжевые, розовые тона, и бледно-лиловые облака.

Картина «Три царевны подземного царства» настолько волновала художника, что он неоднократно к ней возвращался.

В первоначальном варианте на полотне, написанном в 1881 году, отсутствовали братья Ивана-царевича, а руки прекрасной младшей Царевны были скрещены перед собой, как у её старших сестёр. Впоследствии, в 1884 году, В. М.

Васнецов дополнил картину, сделав её более яркой и колоритной, немного изменив сюжет. Обе картины стали народным достоянием и находятся в известных музеях: государственной Третьяковской галерее и Музее Русского искусства в городе Киеве.

«Три царевны подземного царства» В. М. Васнецова, являясь олицетворением богатства русской земли, восхищают нас своей красотой и величественностью, воспитывают любовь к родной земле, её богатствам и истории.

Источник: https://compendium.su/rus/5-9klass/3.html

В. М. ВАСНЕЦОВ «ТРИ ЦАРЕВНЫ ПОДЗЕМНОГО ЦАРСТВА» (сочинение по картине)

6 класс

Сочинения на свободную тему

В. М. ВАСНЕЦОВ «ТРИ ЦАРЕВНЫ ПОДЗЕМНОГО ЦАРСТВА»

(сочинение по картине)

Виктор Михайлович Васнецов — русский живописец, создававший произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок и почти полностью посвятивший им свое творчество. Картина В. М.

Васнецова «Три царевны подземного царства» была заказана художнику С. И. Мамонтовым в качестве сказочной иллюстрации к постройке новой железной дороги на Донетчине. Для вокзала картина оказалась мала, и правление железной дороги не утвердило заказ С. И.

Мамонтова, тогда он купил работу Васнецова для себя.

В выборе сюжета картины Васнецов был совершенно свободен и характерно, что его фантазия обратилась к образам русских сказок, в которых были мечты народа и его стремления.

Совет

Картина изображает трех царевен: золота, драгоценных камней и каменного угля — богатства недр Донецкого края и выражает народные представления о сокровищах таинственных земных недр. Она написана на сюжет одноименной сказки.

Крестьянский сын Иван, спустившись под землю, нашел царство золотое, драгоценных камней и железное и вывел на землю царевен этих царств. Васнецов изображает трех царевен в роскошных убранствах, символизирующих богатство земли.

Царевны отличаются тяжелой неподвижностью, этим художник олицетворяет металл. Они словно срослись с землей. Их фигуры четко и объемно вырисовываются на ярком фоне, написанном в декоративной манере и контрастном цветовом сочетании. Центральная и самая высокая — царевна драгоценных камней. Цветные орнаменты парчовой одежды этой царевны перекликаются с красками неба.

Особенно красив зелено-голубой орнамент, созвучный с таким же цветом туч. Оранжево-красная подкладка длинных рукавов повторяет цвет заката. Царевна золота стоит ниже, на первом плане; недалеко от сестер и третья царевна. В переливах блестящей парчи одеяния царевны золота отражается пламенеющее закатное небо и его угасающие желтые тона.

Чувствуется блеск металла, в котором играют желто-красные лучи.

На третьей царевне — атласное иссиня-черное платье с драгоценными украшениями серебристо-стального цвета. На ее голове блестит и переливается алмаз, излучающий зеленое пламя. Ее изящная фигура изображена на темном фоне скал. Выражение лица царевны спокойно, руки лежат вдоль тела, что придает умиротворенность и величавость всей фигуре.

Черный цвет ее платья и серебристые украшения на нем мягко сочетаются с сумраком скал, в тени которых она стоит.

Скалы подернуты легкими полосками серого тумана, что и создает цветовое единство картины. Царевна олицетворяет новооткрытое богатство земли — каменный уголь.

Огромные куски блестящего черного антрацита лежат на переднем плане. Печальная царевна стоит около глубокого провала, откуда не

Обратите внимание

может выйти их спаситель, герои сказки, оставленный под землей обманщиками-братьями, обрезавшими веревку.

В этой картине ярко проявился талант Васнецова-орнаменталиста и колориста. Он умело использует игру форм и цвета природы.

Картина «Три царевны подземного царства» — одно из наиболее удачных произведений художника на сказочную тематику. Ее сверкающий колорит основан на впечатлениях от родной природы, на роскоши красок летних закатов.

Васнецов творчески претворял народную основу и обогащал ее личным дарованием и совершенством живописной техники XIX столетия.

Сказка оживала под его кистью, будила в зрителе интерес к народному творчеству и чувство единства человека и природы.



Источник: https://scribble.su/work/zolotaya/99.html

Искусство, каким вы его еще не видели

#1

Виктор Васнецов

Три царевны подземного царства

#36

Картину «Три царевны подземного царства» в 1880 году заказал Виктору Васнецову промышленник и меценат Савва Мамонтов. Мамонтов, один из самых богатых людей Москвы, страстно любил искусство.

Он был владельцем усадьбы Абрамцево, одного из важнейших центров русской художественной жизни 1870–1910-х годов.

 

Там гостили и работали Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Николай Рерих и другие художники. 

#38

Савва Иванович Мамонтов (1841–1918)

В 1882 году Мамонтов построил Донецкую каменноугольную железную дорогу. Кабинет правления нового предприятия меценат решил украсить картинами молодого талантливого художника Виктора Васнецова.

#2

Важно

Сын Мамонтова Всеволод вспоминал об этих картинах: «Первая картина должна была изображать далекое прошлое Донецкого края, вторая — сказочный способ передвижения и третья — царевен золота, драгоценных камней и каменного угля — символ богатства недр пробужденного края».

 Васнецов написал для Мамонтова три работы: «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет» и «Битва скифов со славянами». Однако Правление железной дороги сочло сюжеты недостаточно серьезными для деловой обстановки крупной компании, и картины у Васнецова не приняли.

 

#6

photo_28.11.2016_14-56-34.jpgphoto_28.11.2016_14-56-44.jpg

#9

Сюжет картины восходит к русской народной сказке «Три царства — медное, серебряное и золотое», известной современному читателю в нескольких вариантах под редакцией Александра Афанасьева. В сказке Иван-царевич спускается в подземное царство, чтобы освободить свою мать, царицу Анастасью Прекрасную, похищенную злодеем Вороном Вороновичем. 

По дороге царевич встречает пленниц (в некоторых редакциях сказки — дочерей) Ворона — Медную, Серебряную и Золотую царевен. Девушки подсказывают Ивану, как освободить мать, и в благодарность царевич, возвращаясь из подземного царства, берет их с собой. Вернувшись домой, он женится на Золотой царевне, а младших ее сестер выдает замуж за своих старших братьев.

#7

Фрагмент обложки книги «Русские народные сказки» Александра Афанасьева

#12

Три картины, написанные для Мамонтова, во многом определили дальнейшее творчество Виктора Васнецова — с этого момента он часто обращается к сюжетам русских народных сказок и былин.

Благодаря картинам «Витязь на распутье», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке» художник получил признание среди коллекционеров и меценатов: Васнецову удавалось воплотить мотивы русского фольклора в понятных современному человеку образах.

 

Неслучайно именно ему поручили спроектировать пристройку главного входного зала к зданию Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, которая стала визитной карточкой музея. Художник работал в неорусском стиле, переосмысляя мотивы традиционного русского зодчества.

#13

Васнецов.jpgпроект пристройки.jpg

#17

Согласно русской народной сказке «Три царства — медное, серебряное и золотое», на сюжет которой опирался художник, Золотая — самая красивая из царевен подземного царства. Когда Иван побеждает Ворона Вороновича, он освобождает всех его пленниц и женится на девушке. Из сказки Васнецов заимствует только этого персонажа, два других образа царевен в русском фольклоре не встречаются. 

Золотая царевна изображена одетой в ферязь — распространенный в допетровской России тип одежды с рукавами до пола, в которых есть прорези для рук. На голове у нее коруна — головной убор, который могли носить только незамужние девушки (макушка оставалась открытой, что для семейной женщины было недопустимо). Обычно коруна была элементом свадебного наряда.

#18

Совет

Северорусская (Новгородская, Архангельская губернии) коруна. XIX век. Собрание Натальи Шабельской

#19

Художник хотел воплотить в образах девушек богатства недр Донецкого края, поэтому он создает новый для русского искусства образ — царевну Драгоценных камней.

Как и Золотая царевна, девушка одета в ферязь, под которой — длинная шелковая рубаха.

На руках у нее опястья — элемент русского национального костюма, а на голове — невысокий венец, который в средней полосе России называли «девичьей красой».

Вторая половина XIX века — это эпоха историзма, когда русские художники тщательно изучали народный быт, традиционные костюмы, фольклор своей страны. Хотя живописцам не всегда удавалось добиться исторической достоверности в деталях, они стремились как можно точнее передать в произведениях колорит эпохи.

#32

Читайте также:  Сочинение анализ баллады светлана жуковского

Утро стрелецкой казни. Фрагмент. Василий Суриков. 1881. Третьяковская галерея. Москва. Стрелецкая жена одета в традиционную для Руси ферязь, а солдаты Петра I — в европейские костюмы. Так Суриков противопоставляет уходящую в прошлое Древнюю Русь пришедшей ей на смену Петровской эпохе.

#20

Поскольку картина предназначалась для кабинета Правления железной дороги, Васнецов счел нужным изобразить царевну Каменного угля — «черное золото» в то время обеспечивало движение поездов.

Старшие царевны одеты в русские народные костюмы, но на младшей — более современное приталенное платье с коротким рукавом (древнерусская красавица не могла появляться на людях с открытыми руками и непокрытой головой). 

Противопоставляя одежды царевен, художник подчеркивает, что полезные свойства каменного угля человечество открыло лишь недавно, это полезное ископаемое относится к настоящему и будущему, а золото и драгоценные камни — к прошлому.

#22

Обратите внимание

Васнецов совмещает разные трактовки сказки, в одной из которых Иван встречает царевен в горах, а в другой — спускается в подземелье по веревке, фрагмент которой изображен в правом нижнем углу картины. Братья Ивана ждали его на поверхности и по сигналу подняли царевича, свою мать и освобожденных пленниц. 

В 1883–1884 годах по заказу землевладельца и мецената из Киева Ивана Терещенко была написана еще одна версия картины, на которой художник изображает братьев Ивана-царевича, пораженных красотой царевен

#23

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1883–1884. Киевский национальный музей русского искусства

#25

Колорит картины необычен: черные скалы резко контрастируют с оранжевым закатным небом. Царевну Каменного угля художник выделяет колористически и композиционно: она стоит в отдалении от других девушек и отделена от них контуром скалы, которая находится позади нее. 

Эти художественные приемы, наряду с различиями нарядов, подчеркивают разницу между персонажами и их принадлежность к разным эпохам.

#26

Три царевны подземного царства. Фрагмент

#30

Брат Виктора Васнецова Аполлинарий, тоже живописец, писал ему о XII Передвижной выставке, где был представлен второй вариант картины: 

#31

«…Привелось ознакомиться с тем, как относится к твоей картине публика. Производит, несомненно, впечатление и нравится многим, но затрудняются содержанием, и мне привелось несколько раз вступить в объяснения сюжета.

Что же касается меня лично, то я просто влюбился в черненькую, прелестна и золотая, но немного горда; одежда на последней, по-моему, сделана так, что ничего нет на выставке, что бы сравнилось по широте письма и натуральности…» 

Виктор Васнецов. «Письма. Дневники. Воспоминания»

Источник: https://ar.culture.ru/ru/subject/tri-carevny-podzemnogo-carstva

Сочинение по картине Васнецова «Три царевны подземного царства» Помощь по литературе

Виктор Васнецов известен своими картинами на сюжеты русских былин и сказок. Одна из первых таких картин — «Три царевны подземного царства». Художник написал это полотно по заказу известного промышленника Саввы Мамонтова в 1881 году.

«Три царевны» должны были украсить Правление Донецкой железной дороги наряду с еще двумя картинами: «Бой скифов со славянами» и «Ковер-самолет».

Картины связаны общей аллегорической идеей: в недрах отвоеванной у скифов земли русичи нашли несметные сокровища – полезные ископаемые, а проложенная в донецких степях железная дорога позволит, как волшебный ковер-самолет, достичь неведомых тридесятых далей.

Практичные члены Правления посчитали, что сказочным мотивам не место в официальном здании, и полотна так и не украсили его стен. А Виктор Васнецов нашел свой путь художника — певца русской старины. В 1884 году картина «Три царевны подземного царства» была переписана, и этот ее вариант украшает Третьяковскую галерею в Москве.

Важно

Перед нами три величественные красавицы в роскошных одеяниях. Каждая из царевен олицетворяет собой одно из богатств подземных недр. В сказке — это медь, серебро и золото. Васнецов делает одну из них царевной каменного угля.

Красавиц…окружают могучие темные скалы и острые камни. Позади девушек розовое закатное небо с рваными сиреневыми облаками. На переднем плане справа фигуры мужчин, склонившихся перед царевнами в почтительном поклоне.

Красавица слева стоит, скромно потупив взор и скрестив руки. В руках – кружевной платок. Гордая осанка выдает ее царственность. Поистине царский взгляд у девушки, стоящей в центре.

Короны на головах обеих царевен тяжелы и богато украшены драгоценными камнями. Одежды расшиты золотом и серебром.

Роскошь древнерусских нарядов, тщательно выписанные узоры и орнаменты на них символизируют богатство подземных недр российской земли.

Отличается от своих статных сестер черноволосая девушка, одетая в скромное благородное черное платье. Ее голову не украшает корона. Волосы легко струятся по плечам. В позе красавицы, в опущенных вдоль тела руках — уверенное спокойствие, скрытое величие и гордость.

Статичность фигур демонстрирует сдержанность и отстраненность царевен от земного мира. Они не замечают ни мужчин, сраженных их великолепием, ни буйства и красоты заката. Они сами — олицетворение величия, красоты и силы духа древней Руси, которая и станет главным источником вдохновения для истинно русского художника Виктора Васнецова.

Источник: http://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/644_sochinenie_po_kartine_vasnecova_tri_carevny_podzemnogo_carstva.htm

Школьные сочинения

Виктор Михайлович Васнецов — русский живописец, создававший произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок и почти полностью посвятивший им свое творчество. Картина В. М. Васнецова «Три царевны подземного царства» была заказана художнику С. Й.

Мамонтовым в качестве сказочной иллюстрации к постройке новой железной дороги на Донетчине. Для вокзала картина оказалась мала, и правление железной дороги не утвердило заказ С. И. Мамонтова, тогда он купил работу Васнецова для себя.

В выборе сюжета картины Васнецов был совершенно свободен и характерно, что его фантазия обратилась к образам русских сказок, в которых были мечты народа и его стремления. Картина изображает трех царевен: золота, драгоценных камней и каменного угля — таинственных земных недр. Она написана на сюжет одноименной сказки.

Крестьянский сын Иван, спустившись под землю, нашел царство золотое, драгоценных камней и железное и вывел на землю царевен этих царств. Васнецов изображает трех царевен в роскошных убранствах, символизирующих богатство земли.

Царевны отличаются тяжелой неподвижностью, этим художник олицетворяет металл. Они словно срослись с землей. Их фигуры четко и объемно вырисовываются на ярком фоне, написанном в декоративной манере и контрастном цветовом сочетании. Центральная и самая высокая — царевна драгоценных камней. Цветные орнаменты  новой одежды этой царевны перекликаются с красками неба.

Совет

Особенно красив зелено-голубой орнамент, созвучный с таким же цветом туч. Оранжевая складка длинных рукавов повторяет, цвет заката. Царевна золота стоит низке, на первом плане; недалеко от сестер и третья царевна. В переливах блестящей парчи одеяния царевны золота отражается пламенеющее закатное кеб о и его угасающие желтые тона.

Чувствуется блеск металла, в котором играют желто-красные лучи.

На третьей царевна — атласное иссиня-черное платье е драгоценными украшениями: серебристо-стального цвета. На ее голове блестит и переливается алмаз, излучающий зеленое пламя. Ее изящная фигура изображена на темном фоне скал.

Выражение лица царевны спокойно, руки лежат вдоль тела, что придает умиротворенность и величавость всей фигуре. Черный цвет ее платья и серебристые украшения на нем мягко сочетаются с сумраком скал, в тени которых она стоит. Скалы подернуты легкими полосками серого тумана, что и создает цветовое единство картины.

Царевна олицетворяет новооткрытое богатство земли — каменный уголь. Огромные куски блестящего черного антрацита лежат на переднем плане.

Печальная царевна стоит около глубокого провала, откуда не может выйти их спаситель, герой сказки, оставленный под -землей обманщиками-братьями, обрезавшими веревку. В этой картине ярко проявился талант Васнецова — орнаменталиста и колориста. Он умело использует игру форм и цвета природы.

Картина «Три царевны подземного царства» — одно из наиболее удачных произведений художника на сказочную тематику. Ее сверкающий колорит основан на впечатлениях от родной природы, на роскоши красок летних закатов.

Васнецов творчески претворял народную основу и обогащал ее личным дарованием и совершенством живописной техники XIX столетия.

Сказка оживала под его кистью, будила в зрителе интерес к народному творчеству и чувство единства человека и природы.

Хорошее сочинение? Тогда в закладки — » Сочинение по картине Васнецова «Три царевны подземного царства» . Это нужно, ведь не потеряешь!

Новые сочинения:

Источник: http://soch-russ.narod.ru/index-1894.htm

Ссылка на основную публикацию