Сочинение по повести очарованный странник лескова рассуждение

Сочинение по произведению “Очарованный Странник” Лескова

“Очарованный странник” считается одним из самых увлекательных и неповторимых произведений Н. С. Лескова. На первых порах повесть получила название “Русский Телемак”, что выделяло национальность характера героя и нелегкость его судьбы. Телемак — сын Одиссея, и Лесков собирался, по всей вероятности, сотворить российскую “Одиссею”.

Действительно, где только не побывал Иван Северьяныч Флягин! И в орловских поместьях, и в Пензе, и на ее пригородных восточных ярмарках, и в степях Заволжья, и на астраханских солончаках, и в Макарьеве под Нижним Новгородом, и на южном лимане, и на Кавказе, и в Петербурге, и на Ладоге. И везде смена профессий — от кучера до солдата и артиста, везде необыкновенные приключения. Их было столько, что хватило бы на несколько жизней.

Вторым названием повести стало “ЧерноземныйТелемак”. Сохраняя приключенческую линию повествования, Лесков хотел подчеркнуть народность, демократизм своего героя, человека “от земли”, крепостного.

Но и это название было изменено. Окончательный его вариант — “Очарованный странник” — делает акцент сразу на два слова: “странник” и “очарованный”.

Наше внимание переносится с приключений на совсем иные вещи.

Обратите внимание

Ведь странник — это не турист, не искатель приключений, не охотник к перемене мест. Это тот, кто ищет правду, истину, докапывается до смысла жизни, как это делали герои некрасовской поэмы “Кому на Руси жить хорошо”. Не зря Флягина часто одолевают “думы”, а прозвище его — Голован.

Тяжкие испытания, страдания и горести ждут героя на его нелегком пути. Это настоящее “хождение по мукам”, как сказано в Библии.

Но необычность лесковского странника состоит в том, что он “очарованный”, он живет не столько умом, сколько чувствами, многое переживая, эмоционально откликаясь на различные явления и стороны жизни. Не случайно сам он считает себя “восхищенным человеком”.

Князь называет его “артистом”, а слушатели на пароходе лестно отзываются о нем, как об “очарованном богатыре”. Это определение по-настоящему оправданно.

Уже в первой главе взору пассажиров предстает “в полном смысле слова богатырь, и притом типично русский богатырь — простодушный, добрый, напоминающий Илью Муромца”. Но важно не только внешнее сходство, а то, что вся его жизнь, его поведение в преодолении несчастий сопоставимы с богатырским подвигом.

Герой Лескова, обладая огромной физической силой, в то же время отличается поразительной нравственной мощью, храбростью, отчаянной дерзостью, готовностью в любой момент пойти на риск, подвиг. Его отличает необыкновенная стойкость, сопротивляемость невзгодам, живучесть.

Он говорит себе: “Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть”. И это действительно так. Достаточно вспомнить случай, когда он проваливается с лошадьми в пропасть, или эпизод, когда он бросается в ледяную воду под татарские пули, или страницы его жизни, связанные с азиатским пленом.

Богатырство и внутренняя безмерная сила помогают ему оставаться живым и невредимым.

Важно

Иван Северьяныч становится символом своего народа, самой России. Не зря о нем сказано в повести: “Русский человек со всем справится”.

Возникает такое ощущение, что сама история страны стоит за Флягиным: кочевье народа, конные переходы, татарское иго, крепостничество, походы на Каспий, войны с горцами на Кавказе, религиозные искания. И все вбирает он в себя.

Когда он слышит голос духа: “Ополчайся”, он собирается идти воевать. Он признается слушателям: “Мне за народ очень помереть хочется”.

Повесть Н. С. Лескова не только о героическом, но и о прекрасном. Ведь чтобы быть готовым мужественно отстаивать свое Отечество, надо уметь видеть и ценить его красоту. А Флягину это дано в высшей мере. Ивана Северьяныча, артиста и художника в душе, прежде всего покоряет природа.

Когда он попадает к монахам, он восторгается дорогой, по краям которой выросли “саженные березы”, “и от тех берез такая зелень и дух, а вдаль полевой вид обширный… Словом сказать — столь хорошо, что вот так бы при всем этом и вскрикнул…” Это детское воспоминание он пронес до своих поздних лет.

А вот как он рассказывает о курской ночи: “По небу звезды как лампады навешаны, а понизу темнота такая густая, что словно в ней кто-то тебя шарит и трогает”. Даже в плену он может залюбоваться степью: “Ковыль белый, пушистый, как серебряное море, волнуется”. Восхищается Флягин и всякой живностью, встречаемой им. Таково его увлечение голубями.

Какие нежные слова находит он для них: “Голубь был глинистого пера, а голубочка беленькая, и такая красноногенькая, прехорошенькая!”

Иван Северьяныч волею судьбы оказывается нянькой ребенка, и нет границ его привязанности к маленькой девочке. Это слабое существо Флягин защищает сколько может, пока не приходит время отдать его матери. Странник способен оценить по достоинству чужие нравы и обычаи, совершенно не разделяя при этом взглядов “инородцев”. “Я все эти любопытные примеры на ум взял”, — говорит Голован.

А как он умеет слушать песню, “томную-претомную, сердечнейшую”, которая “так за душу и щиплет, так и берет в полон”. И все же самым большим очарованием лесковского странника долго оставались лошади.

Он восторгается сильным характером лошади, ее “веселой фантазией”, ее тяготением к степной воле, ее грустью, но более всего — ее красотой и совершенством.

“Я в лошади красоту понимаю”, — признается лесковский герой.

Когда Иван встречает цыганку Грушеньку, он переживает очарование женщиной и любовью. Он говорит: “Вот она, где настоящая-то красота, что природы совершенством называется”.

Совет

Даже речь его стала формулированием еще одного очарования — красотой и богатством стиля. А полная “очарованность” Флягина сплотилась в его разуме в представление о Родине и русском народе.

Ведь Отчизна — это все ее бескрайние степи, полноводные реки, вековые леса, неисчислимые табуны, красавцы кони. А родной народ — кучера, форейторы, борцы, торговцы, солдаты, уланы, дети, красавицы-женщины. И все это по-настоящему достойно очарования.

Вот поэтому Флягину-Головану, богатырю и очарованному страннику, за них “очень помереть хочется”.

(2 votes, average: 3.00

Источник: https://school-essay.ru/strannik-leskova.html

Школьное сочинение по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»

Произведения Николая Семеновича Лескова отличаются оригинальностью и самобытностью. У него свой язык, стиль, свое понимание мира, человеческой души.

Лесков много внимания уделяет психологии человека в своих произведениях, но если другие классики пытаются понять человека в связи с тем временем, в котором он живет, то Лесков рисует своих героев отдельно от времени. Л. А.

Анненский так говорил об этой особенности писателя: «Лесков смотрит на жизнь с какого-то другого уровня, чем Толстой или Достоевский; ощущение такое, что он трезвее и горше их, что он смотрит снизу или изнутри, а вернее — из «нутра». Они с необъятной высоты видят в русском мужике…

непоколебимо прочные основы русского эпоса — Лесков же видит живую шаткость этих опор, он знает в душе народа что-то такое, чего не знают небожители духа, и это знание мешает ему выстроить законченный и совершенный национальный эпос»!

Герои произведения Лескова отличаются своими взглядами, судьбами, но их роднит что-то общее, что, по мнению Лескова, свойственно русскому народу в Целом.

Одним из таких чисто русских людей является Иван Северьяныч Флягин из повести «Очарованный странник». Его судьба необычна и исключительна, так же как и его рождение.

Флягин появился на свет благодаря молитвам своих родителей, а поэтому судьба его была предопределена: он «предназначен» для монастыря, его жизнь предсказал ему умирающий старец: «А вот…

Обратите внимание

тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы». Иван Северьяныч мало задумывается над своею жизнью, еще меньше он строит планов на будущее.

Кажется, что все в его жизни, такой богатой на приключения, происходит по воле судьбы и совершенно не зависит от самого героя. Лесков считает, что эта черта свойственна всему русскому народу. Флягин отличается душевной красотой и самобытностью.

Этому человеку, похожему на Илью Муромца, не чужды поэтичность и тонкое понимание природы, он и сам является частичкой природы. Флягин любому делу отдается самозабвенно, даже молится он «так, что даже снег иногда под коленями протает и где слезы падали — утром травку увидишь». Он бесхитростен, в нем совершенно нет лицемерия. Флягин способен любить, сострадать, понимать другого, не только человека, но и животное. Ради лошади он соглашается на бой с татарином, без раздумья отдает деньги за цыганку.

Ему довелось побыть простым крепостным, каким мы его видим в начале повести, потом форейтором графа К.

, нянькой в барском доме, затем пленником в татарской степи, помощником князя, отбирающим ему лошадь для покупки, солдатом, актером в балагане и, наконец, послушником в монастыре. Причину многих своих поступков герой и сам не может объяснить.

Кажется, что Иван Се-верьянович стремится познать в жизни как можно больше, испить ее до последней капли. Этим и объясняются его приключения и необычные поступки. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует ее течению.

Флягин откровенно рассказывает о своих приключениях, не приукрашивая их и не стараясь очернить себя. Он изведал в жизни много страданий и иногда видит в этом наказание Божье за то, что не пошел сразу в монастырь, как было обещано матерью.

Но он стойко переносит все страдания и никЪгда никому не жалуется, более того, он не пытается облегчить свою участь. Ведь он, будучи в плену, мог принять мусульманскую веру, после чего его мучения прекратились бы.

Вместо этого он бежит, терпит неудачу, снова бежит, хотя знает, что на родине его ожидает жизнь не лучшая. Его ответ прост: затосковал по родине, да и негоже русскому человеку жить среди «бусур-ман» в неволе.

Важно

Когда уже в монастыре его на лето посадили в погреб, он с такой же стойкостью переносит все тяготы, даже пытается утешить себя: «здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали».

С героем повести то и дело что-то происходит. По вине Флягина погибает монах, он убивает татарского князя и сталкивает в воду горячо любимую им Грушеньку, бросает своих детей от татарских жен. Но не один из его «греховных» поступков не порожден ненавистью, жаждой личной выгоды.

Монаха он зарубил случайно, в азарте быстрой езды; Савари-кея Иван засек до смерти в честном поединке, а в истории с Грушенькой он поступил, следуя велению своей совести, полностью осознавая, что он совершает убийство… Флягин понимает неминуемость смерти цыганки и берет грех на себя, надеясь в будущим вымолить у Бога прощение.

«Ты поживешь, ты Богу душу отмолишь, и за мою душу, и за свою, не погуби же меня, чтобы я на себя руку подняла», — умоляла его несчастная Груша.

Часто поступки Флягина раскрывают его доброту, наивность и чистоту души, что тоже свойственно всему русскому народу. Он спасает графа с графиней, когда повозка падает в пропасть. А, когда граф предлагает ему вознаграждение, Иван Северьяныч просит подарить ему гармошку. Он добровольно идет в рекруты, пожалев несчастных стариков.

Его жизнь очень похожа на ту, которую предсказал старец: на краю пропасти он останавливает лошадей, спасает от пуль горцев, одерживает верх в смертельном поединке с татарином. Во всем Флягин видит Божий промысел, судьбу. Несмотря на все жизненные невзгоды, он не теряет чувства собственного достоинства и никогда не поступает вопреки своей совести.

«Я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам», — говорит он.

Очарованный странник — воплощение русского характера. Причины его Вечной неуспокоенности «остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».

Источник: http://www.school-essays.info/shkolnoe-sochinenie-po-povesti-n-s-leskova-ocharovannyj-strannik/

Сочинение: Борьба в повести «Очарованный странник» Лесков — Сочинение

«Смелость города берет», «Смелого пуля боится, сме­лого штык не берет», «Отвага мед пьет», «Риск — благо­родное дело» и еще с десяток аналогичных пословиц о смелости, отваге и ловкости можно найти в Словаре по­словиц и поговорок, собранном В.И. Далем.

Читайте также:  Характеристика и образ аркадия кирсанова в романе отцы и дети тургенева сочинение

Как видим, смелые и храбрые люди были в почете у нашего народа. В Словаре С.И. Ожегова о смелом сказано: «не знающий страха, решительный», а об отважном — «смелый, храб­рый».

Как видим, понятия фактически идентичны, но в идиомах они всегда соседствуют, видимо для того, чтобы подчеркнуть необходимость этих качеств в русском чело­веке, которому приходилось сражаться веками. И не только с внешними, но и с внутренними врагами, а ино­гда и с самим собой.

Такой собирательный образ борца со всеми существующими врагами представлен в повести С. Лескова «Очарованный странник».

Главный герой повести Иван Флягин — не воин, он крепостной крестьянин, который с малолетства занима­ется графскими лошадьми.

Но это герой, щедро одарен­ный от природы силой, которая «так живчиком и пере­ливается» по его жилам, роднит его с легендарными героями русских былин Ильей Муромцем и Василием Буслаевым, и об этом сходстве автор говорит на первых же страницах повести.

Лесков пытается сразу указать нам на то, что Иван — характер «почвенный», имеющий глубокие корни в русской жизни и русской истории.

Долгое время богатырская сила Ивана Северьяныча как бы дремлет в нем, до определенного момента он жи­вет вне категорий добра и зла. Однако случается траге­дия: в азарте быстрой езды, сам того не желая, он губит случайно повстречавшегося ему старика монаха, за­снувшего на возу с сеном.

Совет

Не смелость и храбрость при­вела Ивана к этому, а бесшабашность, беспечность, него­товность видеть последствия своего неоправданного ге­ройства.

Естественно, Иван тяготится происшедшим не­счастьем, совесть его нечиста, поэтому и является ему в сновидениях убитый им монах и предсказывает герою события, в которых он смог бы действительно показать свою богатырскую силу и смелость.

На смену его своеволию, случайности поступков при­ходит целеустремленность, Иван только и думает о том, как бы ему «постраждовать» и искупить тем самым свой грех. А где можно пострадать за правду? Именно на вой­не, куда Флягин и отправляется вместо молодого ново­бранца.

Вот тут таки, на Кавказе, Иван и проявляет все свои богатырские качества: смелость, храбрость, реши­тельность.

За воинский подвиг его представляют к на­граде и даже производят в офицеры, но Иван недоволен собой, «не ради корысти» он шел воевать, поэтому еще с большей силой голос собственный совести толкает его творить суровый суд над прошлой жизнью и осознавать себя «великим грешником».

Нельзя не отметить поведение Ивана Флягина в та­тарском плену. Показав себя человеком, сведущим в ко­неводстве, хорошим лекарем и мудрым советчиком, Флягин становится настолько нужным татарам, что они не готовы отказаться от его услуг ни на каких условиях. Мы помним, как тщетны были попытки миссионеров ос­вободить из плена Ивана, сколько было неудавшихся по­бегов.

Но даже после того, как татары зашили Флягину под кожу пяток резаный конский волос, чтобы тот не мог ходить, а только ползал на коленях, Иван не сдался: до­был у циркачей кислоты, вытравил волосы из пяток, а когда те зажили, сбежал.

Вот вам пример смелости и храбрости, которые приводят к победе и над врагами, и над обстоятельствами, и над собой, ведь не каждый ре­шится на такой поступок.

Обратите внимание

Смелость и храбрость в Иване Северьяныче Флягине с годами не только не уменьшаются, но и растут и креп­нут.

Одержимый идеей героического самопожертвования во имя отечества, он снова готовится пойти на войну. Именно об этом он говорит своим попутчикам на пароме: «за народ очень помереть хочется».

И верится, что в этой борьбе он выйдет победителем, потому что «победа любит отважных и смелых ».

Созданный писателем образ «очарованного странни­ка» Ивана Флягина содержит в себе широкое обобщение. В первую очередь это человек, одолевший в себе «зверя», примитивный эгоизм своего «Я».

Во-вторых, это образ каждого из нас, готового смело и решительно в опасную для страны минуту встать на ее защиту.

В-третьих, это образ всего нашего народа, который имеет неисчерпае­мый запас сил, и эти силы помогут победить народу в лю­бой борьбе на мировой арене истории.

О чем хотелось бы сказать в завершение? Смелый не боится рисковать, а значит, он может стать победителем в любом бою, в любой ситуации. От храбрости и смелости порой зависит и наша жизнь. Поэтому лучше быть от­важным и смелым, чем трусливым и подлым. А уж на чьей стороне быть победе, и так, по-моему, ясно. (689 слов)

Здесь искали:

  • очарованный странник сочинение егэ

Источник: http://sochineniye.ru/sochinenie-borba-v-povesti-ocharovannyj-strannik-leskov/

Готовые школьные сочинения

Авг 19 2010

Сочинение по сюжету повести «Очарованный странник»

Удивительный русский писатель Н. С. Лесков в повести «Очарованный странник» создает совершенно особый, не сопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ. Это Иван Северьянович Флягин, «очарованный странник». У него нет никакой конкретной цели путешествия, ибо жизнь неисчерпаема.

Широкая душа странника уживается абсолютно со всеми — будь то дикие киргизы или строгие православные монахи. Он настолько коммуникабелен, что согласен жить по законам тех, кто его принял. По мусульманскому обычаю он имеет несколько жен. Жестокую «операцию», которую с ним проделали татары, принимает как должное.

В монастыре он не только не ропщет на то, что в наказание его, заперли на все лето в темном погребе, но даже умудряется найти в этом радость: «Здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали». Но, несмотря на такую уживчивую натуру, он нигде не задерживается надолго.

Важно

Может показаться, что Иван легкомыслен, непостоянен, неверен себе и другим, поэтому скитается по миру и не может найти себе пристанища.

Но это не так, Свою преданность и верность он доказывал не раз — и тогда, когда спас от неминуемой гибели семью графа К., и в отношениях с князем и Грушей. А столь частая смена мест обитания и неумная тяга к странствиям Флягина объясняются вовсе не недовольством жизнью, а, напротив, жаждой испить ее до последней капли.

Флягин настолько открыт жизни, что она сама несет его, а он с мудрой покорностью следует ее течению. Но это не следствие душевной слабости и пассивности, а полное приятие своей судьбы. Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках, интуитивно полагаясь на мудрость жизни, доверяя ей во всем.

И высшая сила, перед которой он открыт и честен, вознаграждает его за это и хранит. Иван неуязвим для смерти, к которой он всегда готов.

Чудом он спасается от гибели, удерживая коней на краю пропасти, цыган вынимает его из петли, он одерживает верх в поединке с татарином, бежит из плена, спасается от пуль во время войны.

Флягин говорит о себе, что он «всю жизнь погибал, но не мог погибнуть», и объясняет это тем, что он — «большой грешник», которого «ни земля, ни вода принимать не хочет».

На его совести — смерть монаха, татарина и цыганки Груши. Он без зазрения совести бросает своих детей от татарских жен, его «искушают бесы».

Но ни один из его «греховных» поступков не порожден ненавистью, ложью, жаждой личной выгоды.

Совет

Смерть монаха — результат несчастного случая, Саварикея Иван засек до смерти в честном бою, а в истории с Грушей он поступил, следуя велению своей совести, сознавая, что совершает убийство…

Понимая неминуемость смерти цыганки, он берет грех на себя, надеясь в будущем вымолить у Бога прощение. «Ты поживешь, ты Богу душу отмолишь и за мою душу, и за свою, не погуби же меня, чтобы я на себя руку подняла», — умоляет его несчастная Груша. У Ивана своя собственная религия, своя мораль, но в жизни он всегда честен с собой и с другими.

Повествуя о своей жизни, Флягин ничего не утаивает, ибо душа его открыта как для Бога, так и для случайных попутчиков. Флягин наивен и прост, как младенец, но когда он борется с несправедливостью и злом, он может быть решительным и даже жестоким.

За истязание птички он наказывает барскую кошку и отрезает ей хвост, за что сам получает суровое наказание.

Ему «за народ очень, помереть хочется», и он отправляется на войну вместо юноши, с которым родители не в силах расстаться. Флягин необыкновенно одаренный человек, для него нет ничего невозможного.

Тайна его силы, неуязвимости и удивительного дара — всегда ощущать радость — заключается в том, что он всегда поступает так, как того требуют обстоятельства. Он в гармонии С миром, когда мир гармоничен, и он готов сражаться со злом, когда оно стоит на его пути. Флягин — само проявление жизни.

Он естествен как трава, дерево, птицы, звери. И вместе с тем, это чисто русский характер. Ни у какого другого народа нет людей такого типа.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Сочинение по сюжету повести «Очарованный странник» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/sochinenie-po-syuzhetu-povesti-ocharovannyj-strannik/

Русский национальный характер в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

    В своем творчестве Н.С. Лесков пытался раскрыть душу русского человека, дать оценку его неповторимому характеру. Именно поэтому в центре произведений этого писателя всегда стоят неординарные личности. В их изображении автор достигает крайней степени типизации, поэтому они становятся символами всего народа в целом.

    Так, в повести «Очарованный странник» Лесков показывает читателю красоту русского национального характера. Носителя этого потрясающего дара зовут Иван Северьянович Флягин.

Читатель знакомится с ним во время путешествия рассказчика по Ладожскому озеру.

Именно благодаря наблюдательности и любви к людям рассказчика, мы, вслед за ним, видим во Флягине «типического, простодушного, доброго русского богатыря».

Обратите внимание

    Как же описывает его автор? Этот герой, конечно же, огромного роста, с открытым лицом и густыми волосами: «Ему бы не в рясе ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптях по лесу». Мы уже догадываемся, что это не просто портрет, но портрет психологический.

С его помощью автор лаконично пытается рассказать, что внешность «русского богатыря» является полным следствием его внутренний жизни, так как он человек природы, полностью чист и истинен.

Мы заранее готовы выслушать этого человека, поверить ему и оправдать, если это будет необходимо.

    Но если внешнюю красоту и мужественность можно осознать, только лишь взглянув на человека, то красота внутренняя раскрывается, прежде всего, делами и поведением. Так каковы же дела нашего героя?

    Особенностью русского национального характера Лесков считает неоднозначность натуры Флягина.

Так, например, герой сгоряча может и засечь насмерть (Иван Северьянович демонстрирует свою удаль, когда сечется с татарином), но при этом он тут же готов отдать последнее голодному.

Вот в этом, по мнению автора, и проявляется широкая богатырская душа русского человека, которую никто не может понять умом, как говорил в свое время Тютчев.

    Если же вспомнить другого классика русской литературы — Некрасова, то можно сказать, что остановить на скаку лошадь может не только русская баба, но и русский мужик. Иван рассказывает, как он усмиряет лошадь: «Зубами страшно на нее заскриплю, так у нее у иной даже инда мозг изо лба в ноздрях вместе с кровью покажется — она и усмиряет». 

    Герой вообще очень привязан к лошадям. Он очень ярко и живо описывает их: «Кобылица была, точно, дивная, ростом не великонька, в подовье арабикой, но стремительная, головка маленькая, глазок полный, яблочком, ушки сторожкие; бочка самые звонкие, воздушные, спинка как стрела, а ножки легкие, точеные, самые уносистые».

Важно

    Но не только богатырские подвиги совершает Иван Северьяныч. Он спасает людей от неминуемой гибели. Причем делает это не из корыстных побуждений и даже не из чувства долга. Так, будучи еще совсем мальчиком, герой ехал с графом и графиней в Воронеж. По пути повозка чуть не срывается в пропасть. Иван останавливает лошадей, спасает своих хозяев, а сам чуть не погибает, срываясь с обрыва. 

    Много позже, после гибели Груши, Флягин бредет неизвестно куда, встречает старика со старухой. И идет вместо их сына на пятнадцать лет воевать на Кавказ. Так, за внешней грубостью и жестокостью скрыта в Иване Северьяновиче огромная доброта и самопожертвование, свойственные русскому народу.

Читайте также:  Сочинение жизнь и смерть господина из сан-франциско по рассказу бунина

    Эта природная доброта полностью раскрывается в герое, когда тот становится нянькой. Он по-настоящему привязывается к девочке, за которой ухаживает, считает ее родным ребенком. В обращении с девочкой герой заботлив и нежен.

Когда он встречает мать своей воспитанницы, то искренне колеблется, отдавать ей ребенка или нет.

И та любовь, которую Флягин испытывал к ребенку и из-за которой он не хотел расставаться с «дочкой», помогает ему понять, что ребенка отдать необходимо, ведь мать есть мать…

    Герой также проходит испытание женской любовью, ведь только настоящий цельный характер способен сильно и беззаветно любить. В жизни Ивана Северьяновича появляется Груша. Между ними возникает истинное родство душ.

Но так сложились обстоятельства, что герой помогает Груше совершить самоубийство. Он сталкивает девушку с обрыва в реку, так как понимает, что ее дальнейшая жизнь превратится в ад. Ответственность за это преступление Флягин берет на себя.

Он готов расплатиться за свой поступок и искупить его.

    И герой искупает свой грех девятью годами плена у татар. За все это время он так и не смог привыкнуть к степям. В плену Флягина мучает смертельная тоска по Родине, по всему, от чего он был отлучен. Среди ночи герой «выползал потихоньку за ставку… и начинал молиться: «так молишься, что даже снег инда под коленками протает и где слезы падали — утром травку увидишь».

    Гораздо позднее, когда Флягин уже ушел в монашество, его в наказание надолго посадили в погреб. Но герой даже и не сравнивает это со степью: «Ну нет-с: как можно сравнивать? Здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали».

Совет

    В конце повести мы понимаем, что, придя в монастырь, Иван Северьяныч не успокаивается. Он предвидит войну и собирается идти уже туда. Он говорит: «Мне за народ очень помереть хочется». Эти слова символизируют главное свойство русского характера — готовность пострадать за других и умереть за Родину.

    В своей повести Лесков утверждает, что такая красота души свойственна только русскому человеку и только русский человек может проявить ее так полно и широко.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/leskov-n-s/ocharovannyj-strannik/4815-russkij-natsionalnyj-kharakter-v-povesti-n-s-leskova-ocharovannyj-strannik

«Очарованный странник», анализ повести Лескова, сочинение

«Очарованный странник» — это одно из наиболее знаменитых произведений талантливого русского писателя Николая Семёновича Лескова. Задумка истории возникла у автора в ходе путешествия по Ладожскому озеру на остров Валаам, где по сей день обитают монахи.

Первые очерки были написаны Лесковым под заглавием «Чернозёмный Телемак» в конце 1872 года. А в сентябре 1873 года, через некоторое время после возвращения автора из путешествия, повесть была опубликована в газете «Русский мир» под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения».

Произведение входит в цикл легенд Лескова о русских праведниках.

Анализируемое произведение относится к такому популярному в XIX веке литературному направлению, как критический реализм. Оно выражается в стремлении автора достоверно изобразить все трудности жизни простого человека, без прикрас описать быт русского народа.

Лесков обращает больше внимания на негативные стороны, а не позитивные, чтобы заставить читателя задуматься над непростыми вещами. «Очарованный странник» относится к жанру повести, так как рисует цепь эпизодов, составляющих период жизни основного персонажа, и, в отличие от романов, обладает единственной сюжетной линией. Однако в этом творении Н.

Лескова также прослеживаются и былинные мотивы. Композиция произведения линейна, однако логика повествования строится не на хронологии событий, а на ассоциациях и воспоминаниях рассказчика. Повесть состоит из нескольких замкнутых эпизодов, примечательно, что такое же строение имеют жития, а также приключенческие романы.

Элементы и того, и другого жанра фигурируют в «Очарованном страннике», что являлось нововведением Н. Лескова в конце XIX века.

Колоритный язык писателя выделяют его стиль среди других русских прозаиков того времени. Пестрые строки автора, полные просторечия, совсем не похожи на классические литературные приёмы Пушкина и Тургенева.

Лесков писал на том языке, на котором изъяснялся простой работящий народ: наполненном всевозможными говорами, неправильном, резком.

И всё же его тексты совсем не кажутся безграмотными или пустыми, напротив, в них есть особенный шарм, который обогащает русский язык.

Обратите внимание

Повесть «Очарованный странник» обладает единственной сюжетной линией, которая неразрывно связана с образом главного действующего героя, Ивана Флягина. За двадцать глав, на которые и разделена повесть, персонаж проходит через всевозможные испытания, трудности и искушения, вырастает духовно.

Итогом всех его приключений и лишений является уход в монастырь, в котором герой обрёл успокоение. Флягин очистился от грехов прошлого: убийства любимой женщины и невинного монаха, хоть эти преступления и были совершены не из злодейских побуждений. Казалось бы, злой рок преследовал главного героя на протяжении всей его жизни: это соответствует задумке Н.

Лескова изобразить все тяготы жизни простого русского человека.

Иван Флягин не идеален: во многих его поступках читается и безрассудность, и грубость. Тем не менее, Лесков относит его к числу праведников.

Несмотря на свои отрицательные стороны, этот противоречивый персонаж обладает высокой нравственностью, набожностью, способностью взять чужой грех на себя — особенно это заметно в эпизоде со смертью цыганки Грушеньки.

Образ этой героини также очень интересен: на её примере Лесков одним из первых заговорил о бесправии женщин в России XIX века. Трагическая судьба горячо любящей женщины, которая молила о том, чтобы избавить её от греха самоубийства, не может не вызывать сочувствия у читателей.

Сложно оценить количество проблем, поднимаемых Лесковым в его знаменитом произведении. Повесть даёт ответы на многие морально-этические вопросы о доброте и любви, раскрывает национальный характер русского народа, заставляет задуматься о проблеме поиска счастья. Недаром она считается одной из жемчужин Отечественной литературы.

  • «Очарованный странник», краткое содержание по главам повести Лескова
  • «Старый гений», анализ рассказа Лескова
  • «Тупейный художник», анализ рассказа Лескова
  • «Левша», краткое содержание по главам повести Лескова
  • «Человек на часах», краткое содержание по главам рассказа Лескова
  • «Левша», анализ повести Лескова, сочинение
  • «Человек на часах», анализ рассказа Лескова
  • «Леди Макбет Мценского уезда», анализ повести Лескова
  • «Однодум», краткое содержание по главам рассказа Лескова
  • «Однодум», анализ рассказа Лескова
  • «Зверь», анализ рассказа Лескова
  • «Запечатленный ангел», краткое содержание по главам повести Лескова
  • «Неразменный рубль», анализ рассказа Лескова
  • «Запечатленный ангел», анализ повести Лескова
  • «Привидение в Инженерном замке», анализ рассказа Лескова

По произведению: «Очарованный странник»

По писателю: Лесков Николай Семёнович

Источник: https://goldlit.ru/leskov/1213-ocharovanii-strannik-analiz

Жизненные перипетии главного героя повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»

Одним из самых замечательных и значительных произведений Н.С. Лескова является повесть «Очарованный странник», в которой автор как истинный художник запечатлел замечательный тип русского мужика в образе главного героя – Ивана Северьяныча Флягина.

Иван Флягин и есть тот самый «очарованный странник», который, как и некрасовские мужики, путешествует в одиночку по Руси в поисках правды и простого человеческого счастья, которое – в душевном спокойствии. Ему предначертано было стать монахом.

Но другая сила – сила очарования жизни – заставляет его идти дорогами странствий, увлечений, страданий.

И хотя герой повести – обычный русский мужик лет пятидесяти, писатель наделяет его облик богатырскими чертами: «Это был человек огромного роста, со смуглым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала проседь», «он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, русский богатырь…».

Иван Флягин «много повидал на своем веку» и, выдержав все выпавшие на его долю трудности, сумел сохранить душевную доброту, жизнелюбие, любовь к людям, чувство участия и сострадания ко всему народу. Герой Лескова наделен особой интуицией, восприимчивостью и артистизмом.

Важно

Как и многие другие былинные герои, он постоянно в дороге, постоянно в поисках своей личной судьбы, своей истины. Проходя через огромные реальные пространства и жизненные испытания, он вместе с тем проходит сложный путь духовного возрождения.

Начав с неразличения добра и зла (не чувствует вины за гибель монаха; пожалел голубка, но изуродовал кошечку), Флягин идет по пути возвышения духа. Итог этого пути – жизнь за всех: «мне за народ очень помереть хочется».

Во время скитаний Флягин любуется красотой природы, чувствуя каждое ее изменение – он очарован ею. На пути ему встречаются разные люди, и каждому он старается стать полезным, помочь чем-нибудь. По воле судьбы он сам принимает участие в судьбах других.

Совершив в молодости тяжкий грех, после которого гибнет старый и убогий монах, Флягин отправляется в путь. Поначалу он ворует лошадей для цыган, потом становится нянькой для маленькой девочки, попадает в плен к татарам, а после его возвращают помещику, который велит его высечь.

Иван становится конэсером у князя, очаровывается цыганкой Грушей, влюбленной в князя.

Иван вынужден бросить свою любимую в реку по ее собственной просьбе, а потом попадает в солдаты вместо единственного сына двух старичков, становится офицером и георгиевским кавалером, но выходит в отставку и попадает в театр, где великолепно играет разные роли. Однако мирская жизнь начинает тяготить его, и он решает уйти в монастырь. Но и здесь ему нет покоя – «бес и бесенята» одолевают героя днем и ночью.

С каждым разом, с каждой новой жизненной ролью герой становится отзывчивее к чужому горю, его переполняют чувства самопожертвования и вины. Он терзается тяжелыми воспоминаниями, совесть постоянно мучит его душу.

Теперь он видит цель собственной жизни в страдании за других, в помощи всем нуждающимся, в чем, по мнению Флягина и самого Лескова, и кроется правда жизни. «Мне за народ очень помереть хочется», – говорит сам герой.

Совет

Во время своих странствий он очарован не только просторами родной страны, многообразием ее яркой природы, одновременно он очаровывается мечтой о будущем России и русского народа.

«Очарованность» Ивана Флягина может быть понята по-разному: очарованность непонятными силами, колдовством, влиянием загадочных начал бытия, отправивших героя в путь; завороженность красотой и поэзией мира; артистический склад характера; период сна души. Лесков дает читателю право выбирать. Основные свойства характера героя – чувство собственного достоинства, бесстрашие, абсолютная свобода от страха перед смертью.

Но, все чаще задумываясь над безжалостными и суровыми обстоятельствами человеческой доли, Иван Флягин окончательно разочаровывается в жизни и приходит к выводу, что бедам и несправедливости в судьбе простого русского народа нет конца и края. Пройдя лично через горнила этой жизни, ощутив на себе всю ее тягость, Иван Флягин не теряет стойкости, мужества и веры.

Он уходит в монастырь, чтобы уже в его стенах продолжать сострадать, помогать, творить добро и молиться Господу за весь русский народ о его вечном прощении.



Источник: https://scribble.su/work/400/219.html

Микросюжеты в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»

У нас не переводились, да и не переведутся праведные. Н. С. Лесков

«Кадетский монастырь»

Жанр произведения Н. С. Лескова «Очарованный странник» нельзя определить однозначно. Прежде всего, это повесть. Но в нем присутствуют и черты авантюрного романа и черты житийной литературы. Сама фигура странника связана с традициями русского фольклора, а образ его ассоциируется с образом скитальца, праведника.

Что-то общее есть в повести с жанром «хождение» древнерусской литературы. Мы видим в «Очарованном страннике», а также и в других произведениях Лескова, чуткое и доброе отношение к русским людям. Иван Северьяныч Флягин, главный герой повести, кажется нам добрым Ильей Муромцем, живущим и желающим умереть ради народа.

Главный герой говорит не высокопарно, а просто, используя русские пословицы и житейские мудрости.

Вся повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник» разбивается на Микросюжеты. Я думаю, что автор делает это затем, чтобы лучше показать формирование характера главного героя.

Он рассказывает, что пережил Иван Северьяныч, какие изменения претерпевал его характер и почему он стал поистине «праведником земли русской». Автор не идеализирует своего героя, он показывает его таким, каков он есть, со всеми недостатками.

Лесков показывает то миропонимание, которое, по его мнению, свойственно русскому человеку.

Все Микросюжеты в повести «Очарованный странник» связывает главный герой — сам Иван Северьяныч. Сначала автор показывает нам его как неразвившуюся личность. Писатель отмечает проявление его дикости, своеволия. Эпизод с кошкой как раз доказывает это.

Читайте также:  Образ графа ильи ростова в романе война и мир толстого сочинение

Жалея «голубяток», забавляясь игрой с ними, он неожиданно для себя задушил птенца, вышвырнул птаху за окно, а потом жестоко запорол хозяйскую кошку.

Каков же он, крепостной ефрейтор Голован,— добрый или злой человек?

Очень хорошо показывает нам его добрую натуру Микросюжеты, которые можно было бы назвать «В няньках».

Проникнувшись глубокой любовью к девочке, герой заботился о ней и по-настоящему любил ее, может быть, гораздо больше, чем отец. Иван Северьяныч осознает, что с матерью ребенку будет лучше, чем с ревнивым и обидчивым отцом, и отдает девочку ей, не взяв-даже денег.

Обратите внимание

Очень велико у Флягина и чувство прекрасного. Оно раскрывается в двух эпизодах: распродаже коней и встрече с Грушей. Вот как Иван Северьяныч говорит о Груше: «А я ей даже и отвечать не могу: такое она со мной сделала! Сразу, то есть, как она передо мною подносом нагнулась и я увидал, как это у нее промеж чер-.

ных волос на голове, будто серебро, пробор вьется и за спину падает, так я и осатанел, и весь ум у меня отняло… Вот она,— думаю — где настоящая-то красота, что природы совершенство называется». Глубокое чувство красоты меняет Ивана Северьяныча, он стал человеком добрым, беззлобным.

И наконец, пройдя все эти жизненные испытания, Иван Флягин предстал человеком большого ума, сердца, характера, честности, чью лучше и нельзя себе представить, одним словом, праведником. У нас не переведутся праведные — это действительно так. Всегда ими русская земля славилась.

Человеку необходимо во что-то верить, на что-то надеяться, для чего-то жить. Человек должен стремиться к доброте, он должен совершенствовать себя изо дня в день, преодолевая все невзгоды и препятствия на пути.

Многое пришлось пережить гланому герою, прежде чем он нашел свое пристанище среди монахов: и гнев барев, и плен татар, и любовь, и войну. Но из всех испытаний он вышел с честью: не унижаясь перед господами, не покланяясь «бусурманам», Иван Флягин не дрожит перед лицом смерти и он всегда готов пожертвовать собой ради правды.

Он ни при каких обстоятельствах не изменит своим принципам, своей вере. Именно эти качества Ивана Северьяныча и связывают все те Микросюжеты в повести «Очарованный странник», которые образуют единый рассказ об истинно русском характере.

«Очарованный странник» — это праведный человек, несущий в своей душе веру, человек, отличающийся чистотой и искренностью своих мыслей и поступков. Такими людьми были Илья Муромец, Сергий Радонежский, таким был и Иван Северьяныч Флягин.

По собственному мнению Лескова, Россия — «очарованная странница», которой уготовано пережить множество испытаний, прежде чем она найдёт своё счастье, но это обязательно случится рано или поздно, ведь у нее были, есть и всегада будут такие сыны, как Флягин.

Источник: http://www.sochuroki.com/mikrosyuzhety-v-povesti-n-s-leskova-ocharovannyj-strannik/

Русский характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»

Повесть Лескова «Очарованный стран­ник» была создана в 1873 году. Первона­чально она называлась «Черноземный Телемак». В образе скитальца Ивана Флягина обобщены замечательные черты людей энергичных, талантливых от природы, во­одушевленных беспредельной любовью к людям.

Герой повести — человек из на­рода, не сломленный трудной судьбой, хоть «он всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть». «Очарованный странник» был любимым героем Лескова, он ставил его рядом с Левшой.

«»Очарованного стран­ника» сейчас же (к зиме) надо издать в одном томе с «Левшою» под одним об­щим заглавием: «Молодцы»», — писал он в 1866 году.

Добрый и простодушный русский испо­лин — таков главный герой повести. Этот человек с детской душой отличается неу­емной силой духа, богатырским озорст­вом и той чрезмерностью в увлечениях, которая столь чужда умеренности добро­детельных героев-буржуа.

Важно

Он поступает по велению долга, часто по наитию и в случайном порыве страсти. Однако все его поступки, даже самые странные, неиз­менно рождаются из внутренне присуще­го ему человеколюбия. Он стремится к ис­тине и красоте через ошибки и горькие раскаяния, он ищет любви и щедро дарит любовь людям.

Говоря словами Достоев­ского, «очарованный странник» — это тип «русского скитальца».

Конечно, Флягин не имеет ничего обще­го с дворянскими «лишними людьми» — типа Онегина, которых имел в виду До­стоевский. Но он тоже ищет и не может обрести себя. Ему не надо смиряться и желать трудиться на родной ниве. Он и без того смирен и своим мужицким зва­нием поставлен перед необходимостью трудиться. Но покоя ему нет. В жизни он не участник, а только странник, «черно­земный Телемак».

В повести жизнь главного героя пред­ставляет собой цепь приключений, столь разнообразных, что каждое из них, явля­ясь эпизодом одной жизни, в то же время может составить целую жизнь. Форейтор графа К.

, беглый крепостной, нянька груд­ного ребенка, татарский пленник, конэсер у князя-ремонтера, солдат, георгиевский кавалер — офицер в отставке, «справщик» в адресном столе, актер в балагане и на­конец инок в монастыре — и все это на протяжении одной жизни, еще не завер­шившейся.

Само имя у героя оказывается непосто­янным: «Голован» — прозвище в детстве и

юности, «Иван» — так зовут его татары (это имя здесь не столько собственное, сколько нарицательное: «у них все если взрослый русский человек — так Иван, а женщина — Наташа, а мальчиков они Кольками кличут»), под чужим именем Пе­тра Сердюкова служит он на Кавказе: уйдя в солдаты за другого, он как бы наследует и его судьбу и по истечении срока службы уже не может вернуть себе свое имя. И на­конец, став иноком, зовется «отец Изма­ил», оставаясь тем не менее всегда самим собой — русским человеком Иваном Северьянычем Флягиным.

Создавая этот образ, Лесков не забудет ничего — ни детской непосредственности, ни своеобразного артистизма и патриотиз­ма. Впервые у писателя личность так мно­гогранна, так свободна, так «отпущена на волю».

В самом странничестве лесковского героя есть глубочайший смысл: именно на дорогах жизни вступает «очарованный странник» в контакт с другими людьми; не­чаянные эти встречи ставят героя перед проблемами, о самом существовании ко­торых он прежде и не подозревал.

Иван Северьяныч Флягин поражает уже своей внешностью: «Это был человек ог­ромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцо­вого цвета: так странно отливала его про­седь… он был в полном смысле слова бога­тырь…

Совет

напоминающий дедушку Илью Му­ромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого.

Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как «смолой и земля­никой пахнет темный бор»».

Рассказ об укрощении коня как будто вовсе не связан с двумя предыдущими, но его финал — гибель укрощенного ко­ня — вызывает в памяти смерть ссыльного дьячка. И здесь и там налицо насилие над свободным от природы существом. И че­ловек и животное, проявившие непокорст­во, сломлены и не могут этого перенести.

С рассказа об укрощении коня начинается повествование об «обширной протекшей жизненности» Флягина, и этот эпизод не случайно «вынут» из последовательной цепи событий. Это как бы своеобразный пролог к жизнеописанию героя.

По убеж­дению «странника», его предназначение в том, что он — сын «моленый» и «обещан­ный» — обязан посвятить свою жизнь слу­жению Богу.

Иван Северьяныч Флягин живет по пре­имуществу не умом, а сердцем, и потому ход жизни властно увлекает его за собой, потому-то столь разнообразны обстоя­тельства, в которые он попадает.

Путь, ко­торый проходит герой повести, — это по­иски своего места среди других людей, своего призвания, постижение смысла своих жизненных усилий, но не разумом, а всей своей жизнью и своей судьбой.

Ива­на Северьяныча Флягина как будто и не занимают вопросы человеческого бытия, но всей жизнью, ее причудливым ходом он по-своему на них отвечает.

Обратите внимание

Рассказ Ивана Северьяныча о своей жизни кажется почти неправдоподобным именно потому, что все это выпало на до­лю одного человека. «Экий ты, братец, ба­рабан: били тебя, били, и все никак не до­бьют», — говорит ему лекарь, выслушав­ший всю повесть.

У Лескова герой обездолен, обокраден судьбой с самого начала, но в процессе самой жизни он во сто крат преумножает духовное богатство, которым наделен от природы. Его исключительность произра­стает, на русской народной почве и тем более значительна, что герой на все отве­чает собственным сердцем, а не разумом. Идее тут противостоит нечто безуслов­ное, выдерживающее самые трудные ис­пытания.

«Очарованный странник» продолжает основную тему творчества Лескова — ста­новление человека, мучительные терза­ния его духа в борьбе страстей и благора­зумия, в трудном познании героем самого себя. За происшествием, случаем встает у Лескова жизнь личности.

Обостренный интерес писателя к нацио­нальной культуре, тончайшее ощущение им всех оттенков народной жизни дали возможность создать своеобразный худо­жественный мир и разработать самобыт­ный, исполненный артистизма, неповтори­мый — «лесковский» способ изображения.

Лесков показывал жизнь народа, слитую воедино с народным миросозерцанием, уходящим корнями в национальную исто­рию.

Писатель верил, что народ способен глубоко «понимать общественную пользу и служить ей без подгона и притом служить с образцовым самопожертвованием даже в такие ужасные исторические моменты, когда спасение отечества представлялось невозможным».

Глубокая вера в великую народную силу дала ему возможность увидеть и постиг­нуть «вдохновенность» народных характе­ров. Несмотря на многие отрицательные черты, реалистически отмеченные авто­ром, собирательный полусказочный образ Ивана Флягина предстает перед нами во всем величии, благородстве, бесстрашии и красоте и сливается с образом народа-богатыря.

«Очень мне за народ умереть хо­чется», — говорит «очарованный стран­ник». Глубоко переживает «черноземный Телемак» свою причастность к родной зем­ле. Какое великое чувство заключено в его незатейливом рассказе об одиночестве в татарском плену: «.. .тут глубине тоски дна нет…

Зришь, сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмется обознача­ется монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь».

В «Очарованном страннике» Лесков го­ворит о «добром русском богатыре», о «добром простодушии», о «доброй ду­ше», о «добром и строгом житии».

Важно

Жизнь описываемых героев полна диких, злых и жестоких порывов, но в скрытом источ­нике всяких человеческих поступков и по­мышлений покоится доброта — неземная, идеальная, мистическая.

Она не открыва­ется среди людей в своем чистом виде, потому что доброта есть состояние души, соприкоснувшейся с божеством.

Тех героев, которые наиболее близки его сердцу, Лесков всегда сравнивает с героя­ми былин и сказок.

Не только герои «Оча­рованного странника», но и многие другие образы, созданные писателем, были свое­го рода «иконами» в том смысле, что наи­более значительные их черты отражались писателем «статически», «традиционно», в духе религиозных жанров, жанров фольк­лора и древней русской литературы: житий и притч, легенд и преданий, сказаний, анекдотов и сказок.

Религиозное восприятие мира, склон­ность к суевериям характерны для боль­шинства лесковских героев, соответствуют их традициям и представлениям об окружа­ющем мире.

На что бы ни посмотрел рели­гиозный человек из простого народа, все приобретает для него чудесное значение. Совершая свою житейскую дорогу, он про­ливает на нее свет своей младенческой ве­ры, не сомневаясь, что дорога ведет его к Богу.

Эта мысль проходит через всю по­весть Лескова «Очарованный странник».

Глубокое ощущение нравственной кра­соты, чуждое развращающего равноду­шия, «одолевает дух» лесковских правед­ников. Родная среда сообщает своим жи­вым примером не только вдохновенные порывы, но и «строгое и трезвое настрое­ние» их «здоровой душе, жившей в здоро­вом и сильном теле».

Лесков любил Россию такой, какая она есть. Он изобразил Русь святую и греш­ную, неправую и праведную. Перед нами удивительная страна удивительных лю­дей.

Совет

Где еще найдешь таких праведников, умельцев, чудаков? Но вся она застыла в очаровании, застыла в невыраженной красоте и святости своей и некуда ей деть себя. В ней есть удаль, есть размах, есть великое дарование, но все дремлет, все скованно, все зачаровано.

«Очарованная Русь» — термин условный, литературный. Это совокупный образ, вобравший в себя тем не менее некоторые стороны истори­ческой действительности.

Источник: http://lit-helper.com/p_Russkii_harakter_v_povesti_N__S__Leskova_Ocharovannii_strannik

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector