Сочинение: Честь в произведении «После бала» Толстого — Сочинение
Часто ли мы задумываемся, что такое честь? Кто-то скажет, что это то, что вызывает и поддерживает общее достоинство, и будет прав. Кто-то считает, что честь — это чувство гордости, почет, уважение, и тоже будет прав.
Наверное, найдутся и те, кто будет полагать, что честь — это непорочность, целомудрие.
Вот сколько оттенков значений у этого слова, но все они сводятся к одному: честь — это такое моральное понятие, достоинство, которым дорожит не только человек, но и общество.
Герой рассказа Л.Н. Толстого «После бала» Иван Васильевич тоже был «всеми уважаемый», достойнейший человек, моральные принципы которого вызывали только восхищение.
Поэтому когда он начал рассказ о своей молодости, все ничего другого и не ожидали, как честного повествования. И Иван Васильевич не обманул ожиданий слушателей.
Он был честен и искренен, когда рассказывал об одном утре, которое изменило всю его дальнейшую жизнь.
В молодости Иван Васильевич был влюблен в Вареньку, дочь красивого статного военного. Будучи провинциальным студентом, Иван Васильевич не интересовался политикой, любил танцы, музыку, красивую девушку — словом, жизнь его была прекрасной, а он счастливым.
Он рассказывает, с каким восторгом любовался Варенькой, которая танцевала на балу со своим отцом. Эта пара, несмотря на большую разницу в возрасте, покорила публику грацией, статностью, красотою движений.
Тогда Иван Васильевич думал, что ему оказана большая честь, раз полковник доверил ему свою прелестную дочь.
«Счастливые часов не наблюдают», — писал А.С. Грибоедов, поэтому, потеряв счет часам и минутам, упоенный своим счастьем, Иван Васильевич после бала отправляется не в теплую постель, а на утреннюю прогулку, чтобы освежить голову и успокоить сердце. Но вместо успокоения Иван Васильевич на этой прогулке увидел то, что никак не могло сочетаться с понятием офицерской чести.
На плацу «прогоняли сквозь строй» солдата, которого уличили в побеге.
Он просил «помилосердствовать», но руководивший экзекуцией полковник (и это оказался отец Вареньки!) не только не внял мольбам наказуемого, но и самолично ударил солдата, который недостаточно сильно опустил свой шпицрутен на спину пойманного беглеца. Вся эта картина происходила на глазах Ивана Васильевича, и его восторг от полковника, статного, подтянутого, моложавого, красивого, развеялся , как утренний туман.
Этот эпизод сыграл значительную роль в судьбе Ивана Васильевича, потому что тот не только отказался от своего намерения поступить на военную службу, как полагал ранее, но и от своей любви к Вареньке.
Рассказчик сам говорит о том, что «с тех пор моя любовь пошла на убыль».
Увиденное на плацу для Ивана Васильевича было позором, который не смоется никакими водами и никогда не сотрется в памяти как акт жестокости и бесчеловечности.
Сейчас другие времена, но понятие чести, как основополагающей черты нравственности, не потеряло своего значения. И бесчестье все равно остается позором, который никакой водой не смыть. И об этом каждому из нас нельзя забывать. Жить надо так, как призывал А.И. Солженицын: «не по лжи», «а по совести», или, как говорят в народе, «честь по чести». (464 слова)
Здесь искали:
- кто имел совесть в рассказе после бала
Источник: http://sochineniye.ru/sochinenie-chest-v-proizvedenii-posle-bala-tolstogo/
Сочинение на тему: «ПОСЛЕ БАЛА» (сочинение-отзыв)
Еще в начале прошлого столетия А. Франс так оценивал творчество Л. Н. Толстого: «Толстой — это великий урок. Своим творчеством он учит нас, что красота возникает живою и совершенною из правды, подобно Афродите, выходящей из глубин морских.
Своей жизнью он провозглашает искренность, прямоту, целеустремленность, твердость, спокойный и постоянный героизм, он учит, что надо быть правдивым и надо быть сильным… Именно потому, что он был полон силы, он был всегда правдив».
Все это в полной мере можно отнести к рассказу «После бала», в котором звучит глубокая боль писателя за поругание человеческого достоинства, за невинно погубленных людей.
А главный герой произведения вызывает подлинное восхищение: сила духа, стойкость моральных принципов позволили ему прожить достойную жизнь.
В рассказе поднимаются проблемы актуальные и в наше время: царящие в обществе насилие, жестокость, агрессия; идейно-нравственный поиск; попытки человека ответить на вопросы о смысле жизни, о добре и зле, правде и справедливости.
При этом автору, избравшему необычную форму повествования (диалог между молодежью и умудренным жизненным опытом «всеми уважаемым» Иваном Васильевичем), удается избежать нравоучений.
Главный герой, он же и рассказчик, Иван Васильевич делится воспоминаниями, иногда он невольно сравнивает времена своей молодости и современность: «Да, вот это вы, нынешняя молодежь. Вы, кроме тела, ничего не видите ».
Но когда начинает рассказывать о происшествии, глубоко потрясшем его, Иван Васильевич, словно на машине времени, возвращается в дни юности, на глазах молодеет. Его слова искренни, эмоциональны.
Будучи в юности веселым, бойким малым, да еще и богатым, герой рассказа катался с гор с барышнями и кутил с товарищами. Но главное удовольствие для него составляли вечера и балы. На одном из таких балов он и встретил Вареньку.
Опьяненный любовью юноша «видел только высокую, стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза». Не один раз рассказчик сравнивает свои чувства с опьянением, хотя и подчеркивает, что пить особо не любил.
Сцена бала составляет большую часть повествования, все события того памятного вечера навечно запечатлелись в памяти рассказчика. Прекрасная зала с хорами, музыканты, великолепный буфет, разливанное море шампанского, перышко от белого дешевенького веера, подаренное возлюбленной, — все это вызывало счастье, блаженство.
Обратим внимание на описание эмоционального состояния героя в этот момент: «я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро».
Чем дольше продолжается бал, тем сильнее разгораются чувства героя. Особенно поразил влюбленного юношу танец Вареньки с отцом.
В портретной характеристике отца подчеркиваются малейшие детали: румяное лицо, белые усы и бакенбарды, ласковая, радостная улыбка, блестящие глаза, широкая, выпячивающаяся по-военному грудь, сильные плечи, длинные стройные ноги.
Все эти детали, очевидно, должны были свидетельствовать о физическом и психологическом здоровье военного.
Воображение юноши выстраивает странные, на первый взгляд, логические цепочки. Так, например, его умиляют старомодные сапоги отца Вареньки — отец не покупает модных сапог, чтобы вывозить в свет любимую красавицу-дочь.
Любовь к Вареньке (обратим внимание, рассказчик даже спустя столько лет после произошедшего ласково и нежно называет девушку Варенькой) обнаруживает в сердце героя скрытую способность любви.
И эта любовь распространяется на всех окружающих Вареньку людей, в том числе и на отца, ведь они так похожи.
Вторая часть рассказа резко отличается по настрою от сцены бала. Писатель эффективно использует художественный прием контраста, подчеркивая резкую смену эмоционального состояния героя. В душе юноши еще звучит мотив мазурки, но действительность дарит ему иную музыку, жесткую и нехорошую.
Мечтательно закрывая глаза, юноша еще видит плавный, грациозный танец Вареньки в паре с отцом, но реальность преподносит ему сцену бесчеловечной жестокости. Невольно юноша становится свидетелем телесного наказания солдата, совершившего побег из полка.
Наказываемый, дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, медленно приближался к герою. Его сопровождал высокий военный — это был отец Вареньки. И если во время бала в сердце героя росла и росла любовь, то теперь так же интенсивно нарастают душевная боль, ужас и отвращение.
Экзекуция сопровождается равномерным боем барабанов, свистом флейты и звуками ударов. Наказываемый «поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы», всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте». Но все надежды солдата на милосердие и сочувствие были напрасными, ведь за процессом наказания строго следил полковник.
Один малорослый, слабосильный солдат нанес не слишком чувствительный удар, за что был тут же покаран полковником. Та же рука в замшевой перчатке, обнимавшая несколько часов назад тонкую талию дочери, сегодня безжалостно била по лицу человека.
Эта сцена вызвала настолько острую душевную боль, стыд и причастность к совершаемому, что герой поспешил уйти домой. Но и дома ужас от увиденного не оставлял его в покое: на смену опьянению от любви приходит полное отрезвление. Теперь героя мучают размышления: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали такое, чего я не знал».
Неприятие зла, жестокости, несправедливости было настолько сильным, что юноша даже отказался от карьеры военного и от своей самой большой в жизни любви.
Рассказ Л. Н. Толстого учит нас не идти на поводу общественного мнения, ведь не всегда всеобщая правда является истиной. Нельзя отступаться от своих нравственных принципов — каждый из нас рано или поздно может стать жертвой агрессии, царящей в обществе.
На этой странице искали :
- сочинение на тему после бала
- сочинение после бала
- отзыв После бала
- после бала
- сочинение рассуждение на тему после бала
Сохрани к себе на стену!
Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-posle-bala-sochinenie-otzyv.html
Сочинение на тему «После бала»
В своем рассказа «После бала» Лев Николаевич Толстой, своим замечательным литературным языком, рассказывает нам о большой проблеме, присущей высшему сословию того времени, о лицемерии и двуличии.
Герой рассказа простой дворянин, хороший человек, не совсем качественно образован, но имеющий приличное воспитание и привитые еще в детстве моральные ценности. Он обычный обыватель своей эпохи, постоянно находится в состоянии радости, кутежа и влюбленности, особо не вникая в то, что на самом деле происходит в стране, где он живет, и в обществе, в котором он пребывает.
Он влюблен в стройную, грациозную Вареньку с замечательной улыбкой и блестящими глазами, и совершенно очарован ее отцом – статным красавцем, с белыми подвижными усами. Ее отец – полковник с изысканными манерами и очень приятный в общении человек. Танцуя на балу вместе со своей дочерью, он блистает.
Иван Васильевич глядя на них, восторгается и еще больше влюбляется как в дочь, так и в отца. Его сердце переполнено эмоциями и приятными волнениями, мир кажется розовым и безмятежным. Возвращаясь, домой Иван Васильевич до конца осознает, что Варенька его вторая половинка, его любовь, его свет и его жизнь.
Его чувства настолько подлинны, что он не может находиться не возле нее. И поутру он мчится к ее дому… И тут происходит непоправимое.
По пути к дому возлюбленной он наблюдает жестокую сцену истязания. Солдаты во главе с полковником избивают татарина. Человек молит о пощаде, но его никто не слышит, вся спина его уже кровавое месиво. И вот свирепый полковник набрасывается на одного из своих солдат и избивает его, за то что, дескать, мягко наказываешь.
Половник, который вчера блистал на балу, сегодня жестоко избивает солдата, причем видно, что дело ему это привычное и даже нравится. Мировоззрение нашего героя, в тот миг, перевернулось.
Отец любимой Вареньки предстает ужасным и не знающим жалости варваром, истинное лицо которого очень сильно отличается от светского льва, коим он бывал на балах или дома в обществе равных себе людей.
Иван Васильевич потрясен, доселе он не сталкивался с армией, хотя намеревался связать свою жизнь, с этим достойным, на его взгляд, занятием. Понятно, что после увиденного он уже так не думает. А что же Варя? Лицемерие ее отца, его двуличие, не остается без последствий.
Наш герой разочаровывается в чувствах, в недавно горячо любимой девушке, он видит жесткого отца. Варя теперь ассоциируется у него только с подлостью и бессердечностью. Варенька остается только лишь воспоминанием. Увиденное убило все мечты молодого дворянина и заставило осмотреться вокруг, и переосмыслить весь мир, в котором он живет.
Толстой написал этот рассказ по реальным событиям, которые произошли с его братом, примерно за пятьдесят лет до написания самого творения. И герой рассказа переосмыслил всю свою жизнь, как собственно и брат Льва Николаевича, пересмотрел и понял, что не смог бы жить, любить, дышать около такого варвара, каким оказался полковник.
Источник: http://vsesoch.ru/l-n-tolstoj/1276-sochinenie-na-temu-lposle-balar.html
Сочинение: Проблематика рассказа Льва Толстого “После бала”
(1 вариант)
В рассказе Л.Н.Толстого описываются события, происходившие в России во времена правления Николая Первого.
То было суровое время правления царя, напуганного восстанием декабристов и усилившего реакцию общественной жизни. Композиционно рассказ состоит из двух частей: герой на балу и события, произошедшие с ним после бала.
Если судить по заглавию, то “после бала” события гораздо более важны не только для героя, но и для автора.
Прототипом главного героя рассказа “После бала” был брат Л.Н. Толстого Сергей Николаевич. Лишь через 50 лет Лев Николаевич напишет этот рассказ. В нем он повествует о том, как может измениться жизнь человека всего лишь за одно утро. События разворачиваются в 40е годы XIX века.
В то время герой рассказа был “студентом в провинциальном университете”, жил, “как свойственно молодости”: учился и веселился. Был веселым, бойким малым: катался с гор с барышнями, кутил с товарищами.
Но главное его удовольствие составляли вечера и балы, так как танцевал он хорошо и был не безобразен.
Первая часть рассказа посвященазнакомству со “всеми уважаемым” Иваном Васильевичем. Он много рассказывает о себе, о своей жизни, но Варенька Б. занимает в его жизни место самой любимой девушки. Без сомнения Варя была его самой сильной любовью. Эта девушка восемнадцати лет была прелестна и прекрасна, и даже её царственный вид никого не отпугивал, благодаря веселой улыбке и блестящим глазам.
Во второй части рассказа действия развиваются на балу у губернского предводителя. Иван Васильевич ошеломлен красотой Вари и влюбляется все больше и больше. От таких прекрасных чувств он готов любить всех и вся.
Все в этом мире ему кажется прекрасным и восхитительным. Кажется, что ничто не в силах изменить этой сильной любви.
К тому вечеру молодой человек готовился особенно тщательно, поскольку на нем должна была присутствовать любимая девушка — Варенька.
Все было просто чудесно: “Зала прекрасная, с хорами, музыкантами — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского”. В то время Иван Васильевич был пьян от любви к Вареньке Б.
, она же была прелестна: “высокая, стройная, грациозная и величественная”.
Держалась она всегда необыкновенно прямо, “как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка”.
В этот вечер герой рассказа не замечал других девушек, перед его глазами всегда стояло ее “сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза”. Он был по-настоящему счастлив. Иван Васильевич танцевал со своей возлюбленной почти все танцы: и кадрили, и польки, и вальсы; “танцевал до упаду”.
Ах, что за волшебная была ночь! Вальсы и мазурки сменялись кадрилями и польками, шампанское лилось рекой, благосклонные улыбки и взгляды Вареньки, ее нежный серебристый смех кружили голову.
Ивана Васильевича переполняло счастье: “Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро”. Особенно яркое впечатление произвел на него танец Вареньки с отцом — красивым статным стариком в чине полковника.
Этот танец заворожил не только героя рассказа, но и всех присутствующих гостей. Красота Вареньки и ее отца подчеркивается этим танцем. Они прекрасны вместе, а после танца Иван Васильевич все более уверен, что Варя и есть его счастье.
Он окрылен, он влюблен, он счастлив! Полный таких волшебных чувств Иван возвращается домой и там не находит себе места. Его влюбленная душа требует действий, его чувства пытаются вырваться наружу. Он должен быть рядом с любимой! Пусть даже не видя ее, он желает быть от нее в близости. Он идет туда, где она живет.
По сравнению с другими произведениями писателя в рассказе “После бала” особенно силен обличительный пафос.
В нем есть элементы притчи, морализаторское начало, идея просветительства противопоставляется идее духовного совершенствования — все это характерно для позднего Толстого.
Писатель обращается к резко социальному конфликту, который выражен и на уровне контрастной композиции (бал — наказание).
Положительные в первой части рассказа детали (красивое лицо, статная фигура полковника, усы как у Николая I, обаятельная улыбка) становятся отрицательными во второй части. Красота полковника вызывает у Ивана Васильевича, наблюдающего наказание, отвращение (оттопыренная губа, надутые щеки полковника).
Писатель прибегает к приему контрастного сопоставления цветов (доминирующий белый и розовые цвета первой части противопоставлены красному, пестрому, неестественному виду спины татарина во второй части рассказа), а также контрастного сопоставления звуков (звуки вальса, кадрили, мазурки, польки в первой части диссонируют со свистком флейты, буханьем барабана, рефреном повторяющихся на протяжении второй части).
Счастливые мечты Ивана Васильевича развеяла сцена страшного наказания беглого татарина, которого пропускали сквозь строй солдат, вооруженных палками. Командовал экзекуцией отец Вареньки, тот самый статный полковник, еще недавно так мило танцевавший с дочерью у губернского предводителя.
Суровая реальность поразила Ивана Васильевича. Он не мог и не хотел поверить, что рядом с праздником существует боль, страдание, жестокость, несправедливость. Герой признается, что “любовь с этого дня пошла на убыль”, потому что образ Вареньки постоянно воскрешал в его памяти картину “полковника на площади”. Более того, он отказался от карьеры военного, как планировал раньше.
В душе Ивана Васильевича все пело, и изредка слышался мотив мазурки, но он услышал в то утро и какую-то другую, жестокую, нехорошую музыку, став при этом свидетелем ужасного зрелища. Он увидел, как солдаты прогоняли через строй за побег татарина, который был привязан к ружьям двух солдат, и на которого с обеих сторон сыпались удары.
При каждом ударе наказываемый поворачивал сморщенное от страданий лицо в ту сторону, с которой падал удар, и не говорил, а всхлипывал: “Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте”. Но его голос не был услышан.
Спина татарина представляла собой “что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное”, что Иван Васильевич не поверил, чтобы это могло быть тело человека.
Увиденное произвело на него сильное впечатление, но особенно он был потрясен тем, что высоким военным, возглавлявшим отряд солдат, оказался отец Вареньки. Ивану Васильевичу стало до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто он был уличен в самом постыдном поступке, он опустил глаза и поторопился уйти домой.
После этого случая он решил вообще нигде не служить, чтобы всегда быть в ладах со своей совестью. Герой меняется нравственно. Происходит как бы прозрение, появляется другой взгляд на мир.
“А любовь с этого дня пошла на убыль. Когда она, как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно… И любовь так и сошла на нет”.
Как пробуждается в человеке совесть, чувство ответственности за ближнего и любви к нему показывает в своем произведении Л.Н.Толстой. Особенно силен в рассказе “После бала” обличительный пафос.
В нем есть элементы притчи, а идея просветительства противопоставляется идее духовного совершенствования. Такой взгляд на жизнь характерен для поздних произведений писателя.
На мой взгляд, этот рассказ очень хорошо раскрывает человеколюбие Толстого, его настоящее отношение к жизни.
Рассказ “После бала” поражает своей контрастностью, но именно такое построение сюжета позволяет Л. Н. Толстому более полно раскрыть идею произведения.
(2 вариант)
Само название рассказа настраивает читателя на увлекательное чтение, кажется, что нас ждет повествование о пышной и красивой жизни, о любви и счастье героев.
Позднее произведение Толстого, написанное в 1903 году, в эпоху назревающего в стране кризиса, перед русско-японской войной, которую Россия позорно проиграла, и первой революцией, оказывается, имеет вовсе не описательно-развлекательную направленность, и само поражение это показало несостоятельность государственного режима, ведь состояние армии в первую очередь отражает ситуацию в стране.
Действие рассказа разворачивается в 40е годы XIX века, в николаевскую эпоху. Толстой не зря возвращается к прошлому, так как для него очевидны параллели между положением и в обществе, и в армии в эти столь разные на первый взгляд эпохи.
И главный акцент сделан на вопросах нравственных, а не “армейских”. Я думаю, что главная проблема в том, что формирует человека — общественные условия или случай.
Иван Васильевич — герой рассказа — дворянин николаевской эпохи, обыкновенный человек, хороший, но простой, мало рассуждающий: “…не было у нас в то время в нашем университете никаких кружков, никаких теорий, а были мы просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились”. Мы видим, что глобальные вопросы рассказчика не интересовали. Он пребывает в мире балов, кутежей, влюбленности в Вареньку, не задумываясь о том, что происходит вокруг, в стране, в которой он живет. Это — обыкновенный обыватель, хотя добрый и порядочный, с хорошей душой.
Иван Васильевич, полковник, отец Вари — девушки, в которую был влюблен рассказчик, и сама Варя – вот, пожалуй, основные герои рассказа. Да и Варя, скорее, объект, с ее “помощью” завязывается история. Главная проблема решается через образы ее отца и главного героя. Автор показывает, что все же общественное устройство, а не случай влияет на формирование личности.
Рассказ состоит из двух частей — бал и после бала, притом первая часть намного объемнее. Прекрасный светский вечер, всем весело, герой очарован Варенькой, ее замечательным, добрым, тихим отцом-полковником. Юноша на седьмом небе от радости. Но, возвращаясь с бала, он видит ужасную сцену на плацу — избиение татарина солдатами под командованием “доброго” и обаятельного отца Вареньки.
Изнанка действительности грубо вторглась в интимную жизнь рассказчика, поломав мирок, так тщательно им созданный.
Главный герой потрясен тем, что увидел, здесь Толстой использовал прием противопоставления: полковник на балу и после него.
В первом случае это милый и обходительный человек, во втором же — символ жестокой военной машины, безжалостной, ни о ком не заботящейся и ни о ком не думающей.
Даже веселая музыка мазурки и звуки барабана и флейты, под которые истязали солдата, противопоставлены друг другу.
Этот случай перевернул жизнь Ивана Васильевича. Но если глубже анализировать текст, мы поймем, что не случай, а среда сломала наивный мир героя, она нанесла ему ошеломляющий удар.
Герой испытывает угрызения совести, будто бы он сам, а не полковник бьет солдата по лицу наотмашь – в этом большая смысловая нагрузка рассказа. Не случайно ведь он назван “После бала”. Мне кажется, что смысл рассказа в том, что среда влияет на человека, она как будто срывает покровы приличий, обнажая нутро социальной действительности.
Герой, прожив жизнь, не понял, что же с ним случилось и почему. Он остался одиноким, вероятно, был не в силах преодолеть недоверие к людям, рожденное в то утро. И не только любовь к женщине с тех пор “пошла на убыль”, но и вера в чистоту и искренность человеческих отношений.
Источник: https://school-essay.ru/problematika-rasskaza-lva-tolstogo-posle-bala.html
Сочинение «Любовь с этого дня пошла на убыль» (По рассказу Толстого «После бала»)
«Любовь с этого дня пошла на убыль…» (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, как никто другой, интересовался проблемой социального зла. Многие из его произведений отличаются высоким пафосом.
Нередко в основе его творений были реальные факты. Так было и с рассказом «После бала», где описывается событие, о котором Толстой слышал еще в молодые годы. Автор мастерски пользуется приемом создания контраста. Этой цели призвана служить и двухчастная структура рассказа.
В первой части дается восторженное описание светского бала.
Толстой использует эпитеты «счастливый», «великолепный», «сияющий», чтобы вызвать у читателя ощущение настоящего праздника. Главный герой — Иван Васильевич — юноша из богатой семьи. Он впечатлителен и горяч. Иван Васильевич наблюдает, как предмет его страсти — дочь полковника — танцует мазурку со своим красивым статным отцом.
Чувство юноши получает как бы новый толчок. Вторая часть рассказа написана в мрачных темных тонах. Иван Васильевич видит, как сильная рука полковника, нежно поддерживавшая еще вчера в мазурке дочь, бьет сегодня по лицу слабосильного солдатика.
Юноша в недоумении: неужели можно иметь два лица: одно для бала и другое — для муштры?
Ведь полковник ведет себя совершенно естественно в обеих ситуациях. Иван Васильевич чувствует, что сама жизнь, само общество влияют на человека, заставляя его менять свои обличья — две стороны одной медали.
Юноша думает так: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал».
Однако в собственной душе Иван Васильевич не может найти оправдания изуверству полковника.
Лев Толстой отмечает, что подобный случай не мог не повлиять на человека, сохранившего свою нравственность. Иван Васильевич отказывается от карьеры и посвящает себя служению другим людям. Любовь постепенно уходит из сердца юноши. «Вот какие бывают дела и от чего переменяется и направляется вся жизнь человека», — говорит автор.
Можно сказать, что Иван Васильевич утратил не только свою любовь к дочери полковника, но и любовь и уважение к российскому обществу того времени. Лев Николаевич Толстой — мастер психологического портрета. Иван Васильевич, выступающий в произведении в роли рассказчика, может считаться типичным представителем прогрессивной части российского общества X
Источник: http://www.sochuroki.com/sochinenie-lyubov-s-etogo-dnya-poshla-na-ubyl-po-rasskazu-tolstogo-posle-bala/