Сочинение причины преступления раскольникова

Сочинение на тему: Причины преступления Раскольникова

Родион Раскольников — главный герой романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Он типичный представитель «низов», бедный студент, который в глубине души, как и многие, мечтает о лучшей жизни. Нищета, голод, долги — вот какая повседневность окружает Родиона, вот чем он живет, и вот от чего мечтает убежать.

К сожалению, Петербург его времени — это суровое, беспощадное место. По улицам проезжают роскошные кареты, запряженные лошадьми, вокруг снуются люди, которым совершенно нет дела до его бед и лишений. В этой обстановке Раскольников как никто другой чувствует страшное одиночество, которое с каждым днем порождает все больше мыслей.

Возможно, все сложилось бы по-другому, не будь он так одинок.

Именно одиночество Раскольникова стало его союзником. В одиночестве крепла его решимость совершить преступление.

Обратите внимание

Парадокс заключается в том, что с каждым днем, предаваясь все более глубоким раздумьям, он все меньше думал об этом как о преступлении, оправдываясь тем, что это необходимость.

Голодный студент, снимавший маленькую комнатку, он взрастил в себе ненависть к тем, кто, как он считал, недостоин того, чтобы иметь сытый желудок и теплую постель пока он, Раскольников, влачит жалкое существование без надежды на светлое будущее.

В одиночестве рождается страшный, но, как кажется самому Родиону, вполне практичный план, который поможет ему распрощаться с нищетой, голодом и долгами. Старуха-процентщица в понимании Раскольникова — просто ненужное звено в цепи, которым можно пожертвовать ради собственного блага.

Раскольников, планируя убийство старухи, не считает себя злодеем. Ему не кажется, что все люди равны по своей природе, и что каждый из них заслуживает того, чтобы жить наравне с остальными. Нет, ради великих умов и грандиозных идей можно пожертвовать так называемым «расходным материалом», к которому Родион и относит старуху-процентщицу. Ее жизнь кажется Раскольникову какой-то ошибкой.

С его точки зрения старуха не приносит никакой пользы, лишь дразня и раздражая его тем, что она имеет то, что недоступно самому Родиону.

Почему она живет в достатке и сытости, а он должен со страхом ждать каждого нового дня? Почему этот новый день должен внушать ему такой ужас, в то время как она, нисколько не ценя того, что имеет, живет, не ведая тех забот, которыми полна жизнь Родиона?

Так и рождается теория Раскольникова, делящая людей на две неравные группы, одной из которых можно пожертвовать во благо второй. Люди, представляющие собой просто расходный материал, и те, ради которых и возможна жертва.

Жалеет ли он тех, кого сам низверг до уровня «расходного материала»? Нисколько. Сам Родион уверен, что ради таких, как он, можно принести в жертву старуху-процентщицу. Жизнь ее бесполезна и пуста, она и без того уже подходит к закату, а для него, для Раскольникова все еще только начинается.

Важно

Поэтому ему не жаль принести старуху в жертву ради своей цели — собственного благополучия. Ведь он, Родион Раскольников должен как-то пробиться в жизни, оставить в ней значимый след, выбиться в люди, но на пути у него тяжелое, почти непреодолимое препятствие — нищета.

И вот появляется шанс оставить неудачи позади, для чего и нужно-то сделать всего один шаг — устранить старуху.

Поддался ли бы Раскольников такому страшному, всепоглощающему раскаянию, если бы вместе со старухой ему не пришлось так же жестоко расправиться с Елизаветой, как с невольной свидетельницей его преступления? Вряд ли его бы так мучила совесть, останься старуха его единственной жертвой, ведь он столько раз прокручивал в голове сценарии ее убийства, ни разу не ужаснувшись тому, что за мысли приходят ему в голову. Но Елизавета в понимании Раскольникова явно не вписывалась в категорию тех, кем можно с легкостью и без зазрения совести пожертвовать ради высокой цели.

Потерпела ли бы теория Раскольникова крах, если бы он совершил преступление точно по задуманному им сценарию? Если бы, убив старуху и разжившись ее деньгами, он тихо скрылся в шумном и многоголосом Петербурге, в котором каждый второй прячет за душой тайну или проступок, за которым могло бы последовать наказание? Так или иначе, но именно смерть Елизаветы — невинно загубленной души — помогает ему прозреть, и с каждым днем чаша раскаяния наполняется все больше и больше, пока не начинает переливаться до краев.

И только тогда, сдавшись на милость беспощадному палачу — собственной совести — и признавшись во всем, Раскольников, наконец, обретает покой.

Источник: http://sochinyalka.ru/2016/12/prichiny-prestuplenija-raskolnikova.html

Сочинение на тему

Читайте также:
Сочинение на тему «Жизнь и война в произведении М. Шолохова «Судьба человека»

Не убий. Кто же убьет, подлежит суду.
Евангелие от Матфея

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», написанный в 1866 г., затрагивает сложные социальные, философские, морально-этические проблемы, которые волновали писателя не один год.

Уже само название заставляет задуматься: почему Ф. Достоевский так назвал этот роман? Первое слово понятно: Раскольников совершил преступление — убил двух женщин.

А «наказание»? В чем оно? Наказание — это осознание самим Раскольниковым губительности теории «сильной личности», оправдывающей право убивать. И вместе с этим осознанием — муки совести за содеянное.

Убив старуху и ее сестру, он убил часть самого себя. И в этом, я думаю, психологическая коллизия романа.

Совет

Что же превратило Родиона Раскольникова в преступника? Что стало мотивом его преступления? Деньги, попытка устроить свою жизнь и облегчить жизнь близких ему людей? Или же созданная им теория и стремление доказать правильность ее на практике, проверить самого себя: может ли он «преступить закон» и на этом основании считать себя личностью «необыкновенной»? Так в судьбе Раскольникова тесно переплелись социальные, философские и психологические проблемы романа.

Что же сформировало эту теорию, послужило ее основой? Часть ответа на этот вопрос мы находим на первых страницах романа. Родион Раскольников беден, его подавляет эта бедность, чуть ли не нищета. Его жизнь в тесной каморке, где низкие потолки и тесные комнаты «душу и ум теснят», невыносима.

Она особенно невыносима для человека, у которого есть чувство собственного достоинства, который мнит себя «высшим существом», способным стоять над людьми и законом. Для осуществления эгоистических мечтаний не хватает малого — денег. У Раскольникова их нет. А совсем рядом — у старушки-процентщицы — лежат деньги, которые ничего не стоит взять.

Правда, при этом нужно убить. Но разве он человека убьет Нет, он убьет никому не нужное, вредное существо, недостойное жить на свете. В этом ужасная суть теории Раскольникова: убить, разрешить себе убить «по совести». И оправ дание этому он находит в том, что, забрав деньги, он сможет помочь матери и сестре.

На примере семьи Мармеладовых он видит, что безысходная бедность ведет человека к моральному преступлению против самого себя. Нищета ставит дилемму: нарушить нравственность — преступно, не нарушить — тоже преступно по отношению к близким.

Узнав о судьбе Сонечки, за счет «падения» которой выживает семья и пьет ее отец, Раскольников думает: «Ко всему-то подлец человек привыкает!» Так логика жизни вступает в противоречие с нравственными законами и служит оправданием любого преступления.

Сама идея Раскольникова предполагает выживание и возвышение за счет других. Он, поделив человечество на два разряда — высших и низших, наделив первых правом убивать, убирать со своего пути тех, кто мешает, пытается понять, к какой категории принадлежит он сам.

Раскольников наделяет себя правом убивать, причисляя себя к Наполеонам, оправдывая себя тем, что по их вине погибли тысячи, а он-то покушается на жизнь всего одного человека ради, как ему думается, благополучия многих. Он идет с топором к старухе, сомневаясь и не веря до последнего момента в то, что он «это» совершит.

Обратите внимание

Даже самому себе он не хочет признаться, что идет убивать, чтобы проверить действенность своей теории и узнать про себя — «тварь» ли он «дрожащая» или «право имеет».

Он поймет это позже, осознает и скажет Соне: «Я просто убил; для себя убил, для себя одного…» К нему приходит страшная правда: да, он смог переступить через кровь, но убив, он убил самого себя: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку».

Вот это уничтожение самого себя заставляет его вновь и вновь мысленно переживать убийство, вызывает муки совести. Совершив убийство, он не смог переступить через самого себя, через свою «натуру», через понимание того, что он преступник.

Раскольников не чувствует себя победителем, он не обрел успокоения и счастья, поступив по праву «необыкновенных людей». А это значит, что его теория о праве сильного на преступление потерпела крушение, а сам он, как и любой другой человек, не имеет права убить человека.

Божий закон «Не убий!» сильнее всех теорий. Не случайно поэтому именно к Сонечке приходит Раскольников с раскаянием и именно она советует ему просить прощения у всего мира. Автор наказывает своего героя по законам совести, доброты и морали.

Не случайно поэтому наказание по юридическим законам, суд над Раскольниковым и все последовавшее за ним занимает в романе совсем немного места. Для Достоевского важнее суд совести.

Одинок ли Раскольников в идее сильной личности? Достоевский, будучи мастером социально-психологического романа, создает образы «двойников» главного героя: расчетливого дельца-предпринимателя Лужина и циничного авантюриста с садистскими наклонностями Свидригайлова.

Их поступки и образ жизни есть лишь социальные варианты доведенной до логического завершения идеи сильной личности, стоящей над людьми и имеющей над всеми власть.

Важно

Экономическая теория Лужина способна, по зрелому размышлению, привести к теории Раскольникова, а ее дальнейшее развитие приводит к «свидригайловщине», к утрате различия между добром и злом, к полнейшему нравственному разложению личности и ее гибели. Этим Достоевский хотел показать губительность идеи Раскольникова для общества и личности.

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-prestuplenie-raskolnikova-motivy-pobudivshie-pojti-na-prestupleniya/

Сочинение на тему: Причины преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» характер героя шестидесятых годов XIX века, разночинца, бедного студента Раскольникова. Он совершает преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету.

Что заставило Раскольникова совершить убийства, каковы мотивы преступления? Читая роман, мы шаг за шагом следим за тем, как и почему созревает идея убийства, но и в конце романа не получаем простого, односложного ответа.

В основе романа лежит психологическая и фило­софская тайна.

Своего героя Достоевский наделил прекрасными чело­веческими качествами: Родион был «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок, строен».

В его поступках, высказывани­ях, переживаниях мы видим высокое чувство человечес­кого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную.

Рискуя жизнью, он спасает из огня детей; сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова. Он не из тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем от природы нет дурных и низ­ких черт.

Лучшие герои романа Разумихин, Соня, Дуня любят Родиона, восхищаются им, его преступление рож­дает в них боль и недоумение. И вот такой человек совер­шает чудовищное преступление. Как, почему это могло случиться?

Нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят героя до изнеможения. Он перестает посещать универси­тет, потому что нечем платить за обучение. Ему приходит­ся избегать хозяйку, так как накопился долг за комнату. В довершение ко всему он узнает, что его любимая сес­тра Дуня, чтобы помочь брату, собирается выйти замуж за развратного Лужина.

«Не бывать этому браку, пока я жив, и к черту господина Лужина!» — восклицает Рас­кольников, отказываясь принять жертву сестры. Перед его глазами постоянно встают картины нищеты и униже­ния.

То он выслушивает исповедь Мармеладова, то сам видит то, о чем рассказывает Мармеладов, то встречается с бедной обманутой девочкой, то, проходя по окраинам

Петербурга, сталкивается с теми, кто пытается совершить самоубийство. Все страдания человеческие проходят через его сердце, поэтому психика героя надломлена, отличает­ся болезненностью, а сознание его постоянно раздваива­ется. В душе героя поднимается протест, «бунт» против несправедливых условий.

Совет

Но «бунт» Раскольникова не согласуется с человечес­кой моралью. Не зная, как выйти из своего трудного по­ложения, он замышляет убийство старухи-процентщицы.

Ему кажется, что, убив никому не нужную, жадную ста­рушонку, он выступает в защиту попранной справедли­вости, проверяет свою силу в борьбе за благородные цели. Поэтому он решается на преступление.

Но никакая, даже самая светлая, идея не стоит человеческой жизни.

Но есть еще другая причина, толкнувшая героя на преступление. Размышляя о жизни в своей каморке, он приходит к теории, которая чудовищна по своей сути, но имеет стройный и убедительный вид.

Родион Расколь­ников пишет статью, в которой высказывает мысль, что люди делятся на два разряда: на «материал» и на «не­обыкновенных» людей, которые способны сказать новое слово в истории. Последних очень мало, и они имеют пра­во властвовать над людьми, они могут переступить закон. Таковы Наполеон, Ликург, Магомет.

Они не останавлива­ются ни перед преступлением, ни перед великой кровью, чтобы совершить задуманное. По его мнению, это вечный закон: «кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властен».

Раскольников считает, что можно в одиночку проложить путь к всеобщему счастью, так как он убеж­ден, что воля и разум сильной личности могут осчастли­вить толпу. Он убежден в непогрешимости своей теории, считает, что она открывает выход из всех жизненных ту­пиков.

Читайте также:  Образ и характеристика кутузова в романе война и мир толстого сочинение

Не зная, с чего начать действовать, Раскольников решил проверить себя, к какому разряду людей он при­надлежит: «тварь ли я дрожащая или право имею». Все доброе, чистое, человеческое восстает в Раскольникове против убийства, но он смиряет себя своей теорией, его подталкивают «некоторые случайности», и он решается совершить убийство.

Совершив преступление, Раскольников продолжает верить в свои идеи, хотя он и испытывает муки совести. Он говорит Соне: «Свобода и власть, а главное власть». Душевные муки героя становятся все напряженнее, они идут по множеству направлений, но каждое заводит в ту­пик.

Обратите внимание

Он старается не думать о своей матери и сестре, по­тому что тогда нужно будет решать вопрос, куда отнести их по его теории, к какому разряду людей. Ведь, по его теории, они должны быть отнесены к низшему разряду, а значит, и на их головы может опуститься чей-то топор. Трагедия Раскольникова усиливается тем, что теория, которая должна была вывести его из тупика, оказыва­ется несостоятельной.

Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он — не Наполеон, а «тварь дро­жащая», «вошь», сознание бессмысленности совершенно­го преступления — все это невыносимым гнетом ложит­ся на душу Раскольникова. Теория «сильного человека» не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, оказавшийся во власти ложной идеи.

Раскольникову предстоит пройти долгий и трудный путь преодоления внутреннего тупика, найти в себе силы для «жизни по совести».

И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который пытается противостоять злу, хочет избавить мир от страданий, но жестоко ошибается в выборе пути и не­сет справедливое наказание за свое преступление.

Источник: http://lit-helper.com/p_Sochinenie_na_temu_Prichini_prestupleniya_Raskol-nikova_po_romanu_F__M__Dostoevskogo_Prestuplenie_i_nakazanie

Причина преступления Раскольникова

Родион Раскольников, главный герой романа “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского, совершает одно из самых страшных, с точки зрения Библии и человеческой морали, преступлений – убийство.

Он – бедный студент, разночинец, принимает решение убить старую женщину – процентщицу Алену Ивановну.

В ходе убийства он обрекает на смерть и ее безобидную сестру Лизавету, которая к тому же была беременна.

Писатель представляет на суд читателя не просто убийцу, а персонажа трагедийного, наделенного массой положительных черт: внешней привлекательностью, невероятно красивыми глазами, стройной фигурой, а также благородными поступками, бескорыстными и искренними. Для Родиона чужая боль видится намного ужаснее, чем своя собственная. Он, не задумываясь, бросается в огонь, спасая детей, отдает последнее отцу

умершего приятеля. Будучи сам в стеснительном материальном положении, он решительно предлагает воспользоваться его деньгами родственникам погибшего Мармеладова, которого почти не знает. Герой презирает равнодушных к человеческим страданиям людей. Он, казалось бы, не может совершить ничего плохого.

Искренне восторгаются его альтруизмом верный друг Разумихин и жертва общественного положения Соня Мармеладова. И даже информация о том, что Раскольников – убийца, не способна изменить их мнение о нем.

Даже следователь Порфирий Петрович, изначально подозревающий героя в жестоком преступлении, не может скрыть своего уважения к этой личности.

Почему же человек с таким благородным сердцем и душей решается на убийство? Что ним движет? Какова причина преступления Раскольникова?

Писатель показывает нам, что герой приходит к убийству после сформировавшейся в его голове под влиянием картин социальной несправедливости и духовного тупика теории. Герой страдает от собственной нищеты, от нищеты окружающих, от униженности людей, находящихся

в этом положении, из которого нет выхода. Эта антигуманная теория “крови по совести” зародилась в Раскольникове от условий его существования, а позже была проверена ним на процентщице.

Важно

Эта идея формировалась долго. Из романа мы узнаем, что некоторые положения теории были изложены студентом несколько ранее в одном из журналов. К активным действиям герой переходит после того, как жизнь сталкивает его сразу с несколькими примерами человеческой трагедии, произошедших за три дня.

Одной из них является случайное знакомство Раскольникова с горьким пьяницей Мармеладовым, с его исповедью о нищете и деградации.

История о Соне, вынужденной поддерживать семью отца, продавая себя на улице, становится кульминационным моментом, поразившим Родиона до глубины души. Он тяжело переживает и не может смириться с таким положением вещей.

В нем все бунтует против сложившихся обстоятельств. Человек рожден, чтобы переступать обстоятельства, бороться с ними, считает он.

Письмо матери о решении сестры Дуни выйти замуж на нелюбимого, чтобы помочь брату и матери, становится еще одним ударом судьбы. Как и Соня, Дуня намерена стать жертвой.

Последней каплей терпения можно назвать знакомство с Соней. После него Раскольников готов пойти на убийство процентщицы, которую, по его мнению, является воплощением жестокости окружающего мира.

Убийство Раскольников воспринимает как проверку своей теории. Как он пройдет испытание кровью? Тварь ли он дрожащая или право имеет? Человек он или вошь? Именно в этом причина преступления Раскольникова.

После совершенного герой страдает, анализируя свои чувства и ощущения. Согласно размышлениям, он так и не смог переступить через кровь и остаться невозмутимым, он не прошел испытание, которое сам же и придумал. Выходит, что он не может назвать себя “необыкновенным” человеком.

Совет

Писатель с невероятной психологической глубиной показывает трагедию человека, описывает его душевные муки всесторонне, во всей силе его безмерных страданий.

Именно это дает основания сделать вывод, что наказанием для Раскольникова является не каторга, а муки совести.

Это вызывает сочувствие к герою, старающегося найти выход из мира, полного зла и страданий, бедности и безвыходности для таких простых людей, каким является он сам.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/prichina-prestupleniya-raskolnikova/

Причины преступления Раскольникова сочинение

“Преступление и наказание” – одно из самых сложных и совершенных произведений Достоевского. Автор попытался решить в нем множество проблем: от социальных и нравственных до философских.

Как отмечал Федор Михайлович, его новый роман – это “психологический отчет одного преступления”, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу. Однако в романе речь идет не об обычном уголовном преступлении. Раскольников – не просто убийца.

Это “идеологическое” преступление, где преступник – мыслитель и философ. Мир Достоевского противоречив, “за” и “против” находятся в постоянной борьбе – и в душах героев, и в отношении к ним автора.

Двойственно относится к Раскольникову и сам автор. С одной стороны, он сочувствует способности героя глобальноставить вопросы бытия, исследовать самого себя и наделяет Раскольникова впечатлениями, которые были родственны его собственной душе.

Честность Раскольникова помогает нам понять, что причины его преступления кроются не только в страшных социальных условиях, которые действительно угнетают человека, но и в отчуждении от людей, от которых он ожидает зла, и в добрые их намерения не верит.

Сестру и мать Родион обвиняет в шиллеровском прекраснодушии. Таким образом, мы видим, что на преступление Раскольников идет не из героического желания осчастливить бедных, хотя он им сочувствует, и не из любви к человечеству.

У Раскольникова есть своя вина, которая ведет к преступлению. Она противоположна вине Мармеладова, который хочет, чтобы его любили. Раскольников исходит из презрения к людям, которых он считает “тварями дрожащими”.

Он человек отдельный, отчужденный от других людей, интересующийся больше не миром, а собой.
Почему Достоевский дал ему эту фамилию и такое имя? Отчуждение от людей, обрубание связей с ними, раскол – вот суть героя.

Обратите внимание

Совершив убийство, Раскольников еще более отделен от человечества: “Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось в душе его…”.

Жестокое неприятие друзей, даже таких преданных, как Разумихин, приводит Раскольникова к жажде одиночества. “Вы все надоели мне смертельно, и я хочу быть один”, – спокойно отвечает Раскольников на взволнованную речь Разумихина, в смятении и беспокойстве за друга ищущего выход.

Раскольников грубо отказывается от благодеяний не только из гордости, но и из-за равнодушия к жизни. Раскольников “никого не любит, может, и никого не полюбит”.

Разумихин, любя друга, возмущен его отщепенством: “Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорее жестокость сделает, чем словами выскажет сердце.

Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера сменяются”.

Закрытость, жизнь “про себя” – признак гордости и недоверия к людям – сопровождают всю жизнь Раскольникова в романе. Выходя из дома, задумав черное дело, он крадется осторожно, неслышно, как кошка. Но так было и раньше, когда он учился в университете.

Примечательно, что Раскольников, пребывая в университете, почти не имел друзей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него вскоре все отвернулись. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это героя уважали, но никто не любил.

Впрочем, рассудочность, жестокий рационализм героя не отменяют трепет чувств, который рождается из несогласованности его побуждений.

Важно

Теория, основу которой Родион подслушал в трактире у студента, сродни натуре Раскольникова. Отчуждение от людей, презрение к ним и сухой рационализм говорят о неслучайности идеи, которая так захватила Раскольникова, что странная мысль “наклевывалась в его голове, как из яйца цыпленок”.

О теории Раскольникова мы поначалу узнаем из уст Порфирия Петровича, заинтересовавшегося статьей Раскольникова: “Все люди как-то разделяются на обыкновенных и необыкновенных. Обыкновенные должны жить в послушании и не иметь права преступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные.

А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон – собственно, потому что они необыкновенные”. Право на преступление, по теории Раскольникова, дается природным неравенством людей. Но Родион не соглашается с этим примитивом, он тут же вступает в спор с Порфирием, выдвигая более высокие причины права на преступление.

Высокие цели оправдывают в глазах героя любые средства, вплоть до кровопролития.

И в конце романа Раскольников остается пылким приверженцем своей теории, даже готовясь сделать явку с повинной. Объясняя Дуне, почему его великолепный замысел обратился в глупость, Раскольников оправдывает себя. Он хотел добра людям, хотел сделать тысячи добрых дел: “…ну, я решительно не понимаю: почему лупить в людей бомбами, правильною осадой, более почетная форма. “.

В эпилоге романа, через полтора года после преступления, эгоцентризм Раскольникова, скрывшего на суде истинные причины преступления, не развеян случившимся. Герой “углублен в самого себя и ото всех как бы заперся”. Таким образом, роман Достоевского убеждает нас в том, что не столько социальные условия, сколько нравственное заблуждение, утрата человечности ведут к преступлению.

Источник: http://schoolessay.ru/prichiny-prestupleniya-raskolnikova-sochinenie/

Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Родион Раскольников является главным героем романа «Преступление и наказание» Достоевского. В этой статье представлен анализ причин и мотивов преступления Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание».

Смотрите:
Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Все материалы по Раскольникову
Важно понимать, что ни одна из указанных ниже причин не может служить оправданием преступлению Раскольникова или любого другого преступника.

Главная причина преступления Раскольникова 


На первый взгляд можно подумать, что Раскольников идет на убийство ради денег старухи. Да, Раскольников беден и ему хочется выбраться из нищеты быстро и без усилий. Но деньги не являются главной причиной и мотивом убийства.

Главной причиной преступления Раскольникова становится его теория об обыкновенных и необыкновенных людях. Суть теории Раскольникова заключается в том, люди делятся на два вида:

  • люди гениальные, особенные, великие
  • люди обычные, то есть «материал» для великих

Раскольников решает проверить свою теорию на практике и доказать себе, что он принадлежит к числу великих людей, как Наполеон, и не является «тварью дрожащей».



Что еще подталкивает Раскольникова к преступлению?

Раскольников определенно считает старуху-процентщицу «вошью», которая недостойна жить.

Он оправдывает свой замысел тем, что старуха-процентщица:

  • злая, жестокая и жадная женщина 
  • наживается на чужой беде, давая деньги под залог на невыгодных условиях 
  • использует свою слабоумную сестру Лизавету в качестве рабыни 
  • написала завещание, согласно которому почти все ее состояние переходит не к ее сестре Лизавете, а какому-то монастырю
Читайте также:  Сочинение по роману шолохова тихий дон рассуждение

Незадолго до совершения убийства в жизни Раскольникова происходит несколько событий, которые подталкивают его к преступлению:

  • Незадолго до преступления Раскольников подслушивает разговор двух незнакомцев в трактире. Незнакомцы обсуждают злую старуху-процентщицу, которая портит людям жизнь и плохо обращается со своей сестрой. Раскольников понимает, что многие люди ненавидят процентщицу и желают ей зла.   
  • Накануне преступления Раскольников знакомится с Мармеладовым и узнает историю его жизни, а также печальную историю Сони Мармеладовой, которая вынуждена зарабатывать на жизни непристойным ремеслом. Рассказ о Соне оставляет в душе Раскольникова глубокое впечатление. 
  • Накануне убийства Раскольников получает письмо от матери, в котором говорится о предстоящей свадьбе его сестры Дуни с подлецом Лужиным, а также о страданиях Дуни в семье Свидригайловых. Раскольников чувствует свою вину за то, что вынуждены терпеть его мать и сестра. Раскольников против того, чтобы Дуня шла замуж за подлеца ради денег. Раскольников злится на себя за то, что не может дать матери и сестре достойную жизнь.
  • Незадолго до преступления Раскольников видит на улице пьяную обманутую девушку на бульваре. Это печальное зрелище заставляет Раскольникова задуматься о судьбе своей бедной сестры Дуни. Раскольников переживает, что из-за нищеты с Дуней может случиться что-то подобное. 
  • Накануне преступления Раскольников случайно слышит, что сестра старухи-процентщицы, Лизавета, будет отсутствовать дома в определенное время («завтра в 7 часов вечера»). 
  • Каморка Раскольникова угнетает его психику и наводит на мрачные мысли. По мнению матери, комната Раскольникова отчасти виновата в том, что он несчастен.  
  • Последние месяцы Раскольников не дает частных уроков и бросает учебу в университете. Он ничем не занимается и целыми днями проводит в своей каморке. Отсутствие занятости отчасти становится причиной его мономании, то есть «зацикленности» на своей теории об обычных и необычных людях. Когда мономания достигает апогея, он решается проверить свою ужасную теорию. 

Еще раз подчеркиваем, что, каковы бы ни были причины и мотивы убийства, они не оправдывают Раскольникова, как преступника.


Раскольников после преступления

Сразу после совершения преступления Раскольников понимает, что глубоко ошибался в своей теории.

Он понимает, что не является «Наполеоном» и не способен ценой преступления строить «светлое будущее». Раскольников понимает, что не может жить спокойно и счастливо с таким страшным грехом на душе.

Наказание настигает Раскольникова не на каторге в Сибири, а сразу же после преступления: душевные терзания не покидают его ни на секунду. В конце концов он сам является с повинной в полицию и отправляется на каторгу.

Смотрите:

Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Все материалы по Раскольникову
Душевное состояние Раскольникова после преступления
Почему теория Раскольникова потерпела крах?

Источник: http://www.alldostoevsky.ru/2014/12/Prichiny-prestuplenija-Rodiona-Raskolnikova.html

Сочинение: Причины преступления Раскольникова. Скачать бесплатно и без регистрации

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Выбранная мною тема для зачётного сочинения кажется простой и уже разобранной на уроках до мелочей, но на этот раз первое впечатление оказывается обманчивым.

Подобные философские вопросы, которые снова и снова задаёт Достоевский сменяющим друг друга поколениям не только школьников, но и людей старшего возраста, не могут быть исчерпаны до конца. С годами психология поколений меняется и каждое из них находит новые ответы.

Литературные произведения, затрагивающие эти темы, бессмертны. Достоевский гениален и это – аксиома.

Совет

Ещё одного такого тонкого психолога, объясняющего все действия человека, блестящего социолога, соединяющего повседневные мелочи жизни народа в один яркий портрет, мудрого философа, вписывающего между строк романа собственное видение данной проблемы и путей её решения, в мировой литературе нужно ещё поискать. Несомненно, появление Достоевского стало крупным приобретением не только для России, но и для всего мирового культурного наследия.

Но вернёмся всё же к роману. С вашего позволения, я, не имея достаточно богатого опыта в этом деле, попытаюсь частично проанализировать его, и в конце моего рассказа вы убедитесь, что это творение действительно бессмертно, так как даже мои безграмотные издевательства над ним (а иначе данный «анализ» назвать нельзя) не смогут ему навредить.

Итак, первое, что приходит к нам в голову, когда мы задумываемся о мотивах преступления, есть собственная бедность Раскольникова. Но уже в следующее мгновение эта идея принимается и отбрасывается безжалостно на второй план, так как подсознательно мы чувствуем нечто большее, чем простую материальную выгоду (но об этом позже).

А может не стоит так быстро гнать события, подражая быстротечности жизни? Да, у Раскольникова была иная, идеологическая цель, но о чём бы вы думали в первую очередь, не имея ни копейки в кармане и даже заложив дорогой сердцу отцовский подарок? Скорее всего эта цель занимала в голове нашего героя далеко не первое место, но и категорически отвергать её тоже не стоит. Сегодня большинству из нас хорошо известно, что на характер и поведение человека существенно влияет обстановка, в которой он находится. Давайте вспомним Петербург, так щедро окрашенный Достоевским в серые тона. Если бы сама обстановка города не влияла на ход развития событий и не вносила бы свои коррективы в душевное состояние Раскольникова, то писатель не уделял бы этому столько внимания. Чем больше город, тем больше он втягивает в свою чёрную пасть усталого безразличия от бесконечной суеты и угнетённости любого человека. Это напоминает мне небольшое по объёму, но чрезвычайно бездонное по глубине содержания произведение гениального (на мой взгляд) украинского писателя М. Коцюбинского «Intermezzo». Здесь главный герой чувствует, что становится безразличным к еженедельным кровавым убийствам, жестоким ограблениям. Выехав далеко за город его душа и мозг отдыхают, вырвавшись из бешеной скорости жизни. Набравшись сил, герой произведения вновь отдаёт себя городу.

Убивая старуху, Раскольников считает, что он всего лишь раздавил вошь, избавил мир от бесполезного существа. Но любое живое существо на Земле существует для определённой цели. В кабаке Раскольников слышит разговор с упоминанием процентщицы, которая «и рублём не гнушается».

Скажите, к кому бы пошли бедняки с грошовыми закладами, если не к ней? Но герой не думает об этом – удобная возможность проверить себя только манит его.

Часто, уверенно следуя на поводу своего желания, в происходящих событиях мы видим лишь положительное, способствующее нашему делу, а времени на поиск «минусов» просто не остаётся (как нам кажется). Подобную ситуацию мы наблюдаем и здесь.

Наши родители, упустив в молодости возможность достигнуть каких-нибудь высот, сожалея о своих ошибках, пытаются оградить нас от этого и увидеть нас успешными, преуспевающими, но часто из-за нашего упрямства и желания самостоятельности всё происходит с точностью до наоборот.

Обратите внимание

Пожилая мать Раскольникова надеется выучить своего сына на юриста и помочь с поиском работы, высылая для этого последние деньги. Боясь огорчить самого родного человека, последний тщательно скрывает от неё тот факт, что его уже давно отчислили из университета.

Получив известие о приезде своих сестры и матери в Петербург, Раскольников чувствует близость разоблачения тайны, и это вносит ещё больше неопределённости в его жизнь. Но даже не это помогло сделать ему последний шаг.

В молодости наше мнение подобно положению корабля во время бури. Приняв какую-нибудь теорию единственно правильной, мы начинаем (благодаря тому же свободолюбию) отстаивать её перед своими товарищами и не успокоимся, пока не опробуем её на себе.

Вскоре это происходит (главное не сделать серьёзных ошибок в это время), но на этой почве возникают противоречия с людьми старшего поколения. Частично поэтому Раскольникова не понимают на каторге. В нашем случае он решил примерить на себе теорию о сильной личности немецкого философа Ницше.

По ней все люди делятся на «имеющих право», способных ради удовлетворения собственных амбиций перешагнуть через трупы невинных жертв, и «тварей дрожащих», которые после совершения малейшего преступления не смогут больше жить в мире со своей совестью.

Вместе с Достоевским эту проблему оспаривает и Толстой в романе «Война и мир» Наполеон повёл своё войско в далёкие края и погубил его, убил миллионы ни в чём не повинных жителей Европы этот человек, оказавшись на взлёте лишь по удачному стечению обстоятельств (и я в этом полностью согласен с писателем), считается великим.

Кутузов же, ценивший людей своего войска больше самого себя, приведший русский народ к победе, упоминается в учебниках истории всего один раз. Одержимый идеей опробовать на себе теорию Ницше, Раскольников продумывает план убийства до мелочей и даже делает «пробу». Но жить после этого, не понеся наказания, спокойно он уже не может. На каторге простые люди не поймут пострадавшего за идею юношу…

В заключение своего рассказа мне вспомнились строки на задней обложке взятой мною в библиотеке книги «Преступление и наказание».

«Ты – настоящий губитель душ человеческих», — сказала (согласно подписи) в своё время видимо по отношению к Раскольникову Роза Люксембург. Каждое поколение по-своему читает роман.

Мы не можем навязывать личное мнение своим детям, так как нельзя со стопроцентной уверенностью определить, что именно хотел сказать нам Достоевский…

Источник: https://ReferatBank.ru/referat/preview/6670/sochinenie-prichiny-prestupleniya-raskolnikova.html

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «В чем причины преступления Раскольникова в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»»

       Русская литература пестрит разноплановыми произведениями, абсолютно не похожими между собой, что довольно хорошо, так как каждый читатель способен подобрать свое особое произведение, частично отображающее его душу и восприятие картины миры.

Среди огромного числа писателей мне больше всего импонирует Ф. М. Достоевский, точнее сказать, его творчество, которое написано в оригинальной, присущей лишь ему манере.

Конечно, больше всего меня впечатлило произведение «Преступление и наказание», которое я считаю идейным, содержательным и даже, возможно, слегка противоречивым.

Важно

       Огромный интерес у меня как у читателя вызвал не сам главный герой произведения – Раскольников, а его причина, которая побудила к убийству.

Читая творение столь великого автора, мне удалось для себя выделить основную причину, которая толкнула Раскольникова к совершению такого ужасного преступления, как лишение жизни несчастной старухи. Я считаю, что основной причиной преступления  могла стать такая проблема социального характера, как бедность.

Голод, унижающие достоинства человека обстоятельства вполне могли стать толчком для такого злодеяния.  Но, на мой взгляд,  к причине Достоевский добавил несколько мотивов личностного характера, и соединил их воедино, тем самым создав своеобразную интригу, завлекающую читателя.

Кроме того, автор мастерски отобразил ужасающую действительность того времени с преобладающими в ней бедностью, подавленностью моралью, бессилием и внутренним протестом некоторых людей.

       Кстати говоря, опираясь на предоставленный образ, я могу сказать с абсолютной уверенностью, что Раскольников — не злой человек. Он, напротив, весьма талантливый, отзывчивый, добрый эмпатичный, участливый и чувственный.

Убийство старушки для него стало неким спасением от нищеты, в которой он буквально утопал.

И как помнится, Раскольников совершил ни одно убийство, а два, тем самым дав читателю некое нравоучение относительно того, что одно преступление, несомненно, повлечет за собой и следующее.

       Нельзя не отметить, как проникновенно великий писатель описывает душевные переживания, терзания и муки Раскольникова. В его строках чувствуется не большая доля сожаления к персонажу, который попадает во власть страха, отчаянья и смятения.

Совет

  Мне даже показалось, что главный герой нравственно и морально погибает, терзая себя мыслями о совершенном, как теперь ему кажется абсолютно не нужном злодеянии.

Лишив жизни двоих людей, Раскольников лишился души, что привело к его личностной деградации, отрешенности от внешнего мира, погрузив его в бесконечные страдания.

       Мне кажется, что трагедия Раскольникова – это гибель его нравственности и морали. Благодаря детализации Достоевского, мне практически удалось прочувствовать главного героя, прожить его духовную жизнь, понять сложность идеологии и стремлений. Я думаю, автор своим произведением сумел затронуть ряд социальных проблем, которые актуальны и сегодня.

Читайте также:  Своеобразие жанра и композиции романа мастер и маргарита

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/331-sochinenie-na-temu-v-chem-prichiny-prestupleniya-raskolnikova-v-romane-f-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.html

Мотивы преступления Родиона Раскольникова. Сочинение по роману “Преступление и наказание”

Сочинение по творчеству Ф. М. Достоевского на тему:

Мотивы преступления Родиона Раскольникова.

Роман “Преступление и наказание” – это произведение об убийстве, о муках главного героя, о грехе и раскаянии. Это своего рода детектив, где мы изначально уже знаем убийцу.

Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу Алену Ивановну, был бедным студентом, жил в крошечной каморке, денег у него было очень мало.

Его комната выражает его состояние на тот момент: “Это была крошечная клетушка, шагов с шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко…”.

Обои в комнате желтого цвета, этот цвет в романе символизирует болезнь и уныние, часто его можно встретить в описании других людей, что создает напрягающую атмосферу в романе.

Раскольников страдает. Он получает письмо от матери, которое “добивает” его. К преступлению, во-первых, его толкает нищета, во-вторых, желание снять с себя ответственность за мать и сестру Дуню, которые тоже жили очень бедно.

Третья и самая главная причина – проверка Раскольниковым своей собственной теории, которая заключается в разделении людей на два типа – “твари дрожащие” и “право имеющие”. Он затрудняется отнести себя к тем или иным, но постоянно желает это выяснить.

Раскольников становится одержимым этой идеей, остальные причины убийства меркнут на фоне главной – понять, кто же он такой.

Для этого он и совершает преступление – осознать, имеет ли он право распоряжаться судьбой незначительного, по его мнению, и мелкого человека, исчезновение которого никак не отразится на жизни общества. Он говорит Соне: “я захотел осмыслиться и убил… я только осмыслиться захотел, Соня, вот и вся причина!”.

Обратите внимание

Раскольников часто задается такими вопросами, как: “вошь ли человек?”, “пошел бы Наполеон или нет?”. Наполеон является кучером для Раскольникова и он часто думает, что тот сделал бы, оказавшись на его месте.

В душе Родиона Раскольникова идет борьба между злой его стороной и доброй. Отсюда и происхождение фамилии: она символизирует раскол его души на две половины  – невинную и бескорыстную и эгоистичную и холодную.

После совершения преступления Раскольников поначалу не чувствует своей вины и не раскаивается, считает, что не причинил вреда никому, кроме себя самого. “Для себя убил, для себя одного…” – говорит он.

Он признается Соне, что “тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства”.

В конце романа Родион смог раскаяться в содеянном, в этом ему помогла Соня, которая приняла его таким, какой он есть, и помогла ему встать на путь истинный.

Следовательно, хорошая и чистая сторона личности Родиона Раскольникова победила плохую и ему удалось оставить в прошлом свои навязчивые идеи и бредовые теории и начать новую жизнь.

Источник: https://otvetto.ru/notes/3972

Причины преступления раскольникова

В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60?х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху?процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету.

Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим. Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен».

Его поступки, высказывания, переживания выдают в нем высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Родион воспринимает чужую боль немного острее, чем собственную.

Важно

Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, сам нищий, он дает деньги на похороны Мармеладова, которого едва знает. С презрением он относится к тем, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем нет дурных и низких черт.

Разумихин – преданный друг Раскольникова, и Соня – несчастная жертва гниющего общества – восхищаются им. Даже его преступление не может поколебать эти чувства. С уважением относится к нему следователь Порфирий Петрович, человек умный, раньше других догадавшийся о его преступлении.

Как же могло так случиться, что такой человек совершает чудовищное злодеяние?

Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за «униженных и оскорбленных», совершил убийство «по теории», которая была рождена социальной несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком.

Сам раскольников находится в нищенском состоянии, на каждом своем шагу он видит нищету и унижение близких ему людей, таких же «униженных и оскорбленных», как и он сам.

Условия жизни, в которых приходится существовать молодому человеку, и породили антигуманную теорию «крови по совести», а теория вылилась в преступление. Сама идея «убийства по совести» родилась у Раскольникова уже давно.

Он рассказывает, что ее принципы изложены им в статье, которую опубликовал некоторое время назад. От простой теории до ее осуществления на практике Родиону пришлось сделать всего несколько шагов.

В последние три дня перед преступлением он сталкивается с тремя человеческими трагедиями, которые и толкают его на преступную тропу. В отвратительном, грязном трактире, под крики пьяных, слушает раскольников исповедь Мармеладова о своей жизни, о том, как он опустился на дно, пропил все, что у него было, обрек на нищенское существование свою семью. И теперь старшая дочь Сонечка вынуждена работать на улице, чтобы хоть как?то помочь семье.

Этот рассказ производит на Родиона большое впечатление. Его бунтующая душа не может смириться с такими трагедиями. По его мнению, человек не должен смиряться и терпеть, а должен выйти за преграды, переступить их. Еще одним ударом стало письмо матери, сообщившей, что сестра Дуня готова выйти за нелюбимого и противного ей человека.

Совет

Подобно Соне, она готова пожертвовать собой ради своего брата и матери. Встреча с Соней становится для него последним толчком, после которого он и идет на убийство старухи, которая воспринимается им как воплощение жестокости окружающего мира. Для Раскольникова убийство старухи становится своего рода проверкой.

Сможет ли он выдержать испытание кровью? Вошь ли он, как все, или же человек? Поэтому для Раскольникова человеком становится только тот, кто может переступить через кровь, а все остальные приравниваются к «тварям дрожащим».

Но чем больше Родион анализирует свое преступление и те нравственные мучения, происходящие в нем после него, тем больше понимает, что он «не переступил, на этой стороне остался». Он не выдержал испытания на «необыкновенного» человека.

Достоевский, как настоящий психолог, с такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: эти муки совести для героя – наказание намного сильнее, чем наказания каторгой. Читатель не может не сочувствовать герою Достоевского, который ищет выход из мира зла и страданий, жестоко ошибается и терпит страшное наказание за свое преступление.

(нет оценок)
Loading…

Источник: http://sochinenienatemupro.ru/sochinenie/prichinyi-prestupleniya-raskolnikova/

Каковы причины преступления Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

    «Преступление и наказание» — одно из самых сложных и совершенных произведений Достоевского. Автор попытался решить в нем множество проблем: от социальных и нравственных до философских.

Как отмечал Фёдор Михайлович, его новый роман – это «психологический отчет одного преступления», которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу. Однако в романе речь идет не об обычном уголовном преступлении. Раскольников — не просто убийца.

Это «идеологическое» преступление, где преступник – мыслитель и философ. Мир Достоевского противоречив, «за» и «против» находятся в постоянной борьбе — и в душах героев, и в отношении к ним автора.

    Двойственно относится к Раскольникову и сам автор. С одной стороны, он сочувствует способности героя глобально ставить вопросы бытия, исследовать самого себя и наделяет Раскольникова впечатлениями, которые были родственны его собственной душе.

    Честность Раскольникова помогает нам понять, что причины его преступления кроются не только в страшных социальных условиях, которые действительно угнетают человека, но и в отчуждении от людей, от которых он ожидает зла, и в добрые их намерения не верит.

    Сестру и мать Родион обвиняет в шиллеровском прекраснодушии. Таким образом, мы видим, что на преступление Раскольников идет не из героического желания осчастливить бедных, хотя он им сочувствует, и не из любви к человечеству.

    У Раскольникова есть своя вина, которая ведет к преступлению. Она противоположна вине Мармеладова, который хочет, чтобы его любили. Раскольников исходит из презрения к людям, которых он считает «тварями дрожащими». Он человек отдельный, отчужденный от других людей, интересующийся больше не миром, а собой. 

    Почему Достоевский дал ему эту фамилию и такое имя? Отчуждение от людей, обрубание связей с ними, раскол – вот суть героя. Совершив убийство, Раскольников ещё более отделён от человечества: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось в душе его…».

    Жестокое неприятие друзей, даже таких преданных, как Разумихин, приводит Раскольникова к жажде одиночества. «Вы все надоели мне смертельно, и я хочу быть один», — спокойно отвечает Раскольников на взволнованную речь Разумихина, в смятении и беспокойстве за друга ищущего выход.

Обратите внимание

Раскольников грубо отказывается от благодеяний не только из гордости, но и из-за равнодушия к жизни. Раскольников «никого не любит, может, и никого не полюбит».

Разумихин, любя друга, возмущён его отщепенством: «Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорее жестокость сделает, чем словами выскажет сердце.

Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нём два противоположные характера сменяются».

    Закрытость, жизнь «про себя» – признак гордости и недоверия к людям – сопровождают всю жизнь Раскольникова в романе. Выходя из дома, задумав чёрное дело, он крадётся осторожно, неслышно, как кошка. Но так было и раньше, когда он учился в университете.

Примечательно, что Раскольников, пребывая в университете, почти не имел друзей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него вскоре все отвернулись. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это героя уважали, но никто не любил.

Впрочем, рассудочность, жестокий рационализм героя не отменяют трепет чувств, который рождается из несогласованности его побуждений.

    Теория, основу которой Родион подслушал в трактире у студента, сродни натуре Раскольникова. Отчуждение от людей, презрение к ним и сухой рационализм говорят о неслучайности идеи, которая так захватила Раскольникова, что странная мысль «наклёвывалась в его голове, как из яйца цыплёнок».

    О теории Раскольникова мы поначалу узнаём из уст Порфирия Петровича, заинтересовавшегося статьёй Раскольникова: «Все люди как-то разделяются на обыкновенных и необыкновенных. Обыкновенные должны жить в послушании и не иметь права преступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные.

Важно

А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон – собственно, потому что они необыкновенные». Право на преступление, по теории Раскольникова, даётся природным неравенством людей. Но Родион не соглашается с этим примитивом, он тут же вступает в спор с Порфирием, выдвигая более высокие причины права на преступление.

Высокие цели оправдывают в глазах героя любые средства, вплоть до кровопролития. 

    И в конце романа Раскольников остаётся пылким приверженцем своей теории, даже готовясь сделать явку с повинной. Объясняя Дуне, почему его великолепный замысел обратился в глупость, Раскольников оправдывает себя. Он хотел добра людям, хотел сделать тысячи добрых дел: «…ну, я решительно не понимаю: почему лупить в людей бомбами, правильною осадой, более почётная форма?..». 

    В эпилоге романа, через полтора года после преступления, эгоцентризм Раскольникова, скрывшего на суде истинные причины преступления, не развеян случившимся. Герой «углублён в самого себя и ото всех как бы заперся». Таким образом, роман Достоевского убеждает нас в том, что не столько социальные условия, сколько нравственное заблуждение, утрата человечности ведут к преступлению.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/dostoevskij-f-m/prestuplenie-i-nakazanie/3381-kakovy-prichiny-prestupleniya-raskolnikova-po-romanu-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector