Сочинение равнодушие в рассказе матренин двор солженицина

Сочинение на тему «Человек и власть в рассказе А. Солженицына Матренин двор», — Сочинения по литературе

Читайте также:
Краткое содержание «Матренин двор» А. Солженицын

КРЕСТЬЯНСКАЯ ТЕМА В РАССКАЗЕ АЛЕКСАНДРА СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЕНИН ДВОР»
Фотография Матрены Васильевны Захаровой

Вокруг имени Александра Исаевича Солженицына всегда много эмоций, интеллектуального напряжения и дискуссий.

Наш современник, возмутитель спокойствия в застойное лихолетье, изгнанник с неслыханной мировой славой, один из «зубров» литературы русского зарубежья, Солженицын соединяет в своем личностном облике и творчестве многие тревожащие наше сознание начала. Характерен этим и рассказ писателя «Матренин двор». В центре повествования — судьба деревенской женщины.

Обратите внимание

Волею обстоятельств, после освобождения из сталинских лагерей, писатель соприкоснулся с судьбой старой одинокой женщины. Проработавшая всю жизнь в колхозе не за деньги, а за «палоч- ки», она не получала пенсии. Скудным убранством и единственным украшением ее избы были горшки и кадки с фикусами, тусклое зеркало да два ярких дешевых плаката на стене.

На склоне лет, тяжело больная, Матрена не имеет покоя и вынуждена буквально в поте лица добывать себе кусок хлеба. Без какой-либо особой наро читости автор повествует, как бесконечно долго и упорно, почти ежедневно, преодолевает эта женщина неблизкий путь до сельсовета, хлопоча о пенсии. И не потому дело Матрены не продвигается, что она не заслужила ее у государства.

Причина бесплодности этих усилий самая, к сожалению, обычная. Мы сталкиваемся в рассказе с совсем будничной картиной: «Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, и просто так вот нет, как это бывает в селах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди.

А четвертый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались».

В рассказе достаточно наглядно раскрыты отношения власти и человека. У Матрены есть одна-единственная коза, но и для нее собрать сена — «труд великий».

«У полотна, — объясняет Матрена, — не скоси — там свои хозяева, и в лесу косить нету — лесничество хозяин, и в колхозе мне не велят — не колхозница, мол, теперь… Председатель новый, недавний, присланный из города, первым делом обрезал всем инвалидам огороды. Пятнадцать соток песочка Матрене, а десять соток так и пустовало за забором».

Но еще труднее старой женщине разживаться топливом: «Стояли вокруг леса, а топки взять было негде. Рычали кругом экскаваторы на болотах, но не продавалось торфу жителям, а только везли начальству, да кто при начальстве, да по машине — учителям, врачам, рабочим завода.

Топлива не было положено, и спрашивать о нем не полагалось. Председатель колхоза ходил по деревне, смотрел в глаза требовательно или мутно, или простодушно, о чем угодно говорил, кроме топлива. Потому что сам он запасся… «.

Вот и приходилось деревенским женщинам собираться по нескольку человек для смелости и носить торф тайком в мешках. Иногда по два пуда несли за три километра. «Спина у меня никогда не заживает, — признается Матрена. — Зимой салазки на себе, летом вязанки на себе, ей-богу, правда!».

Да еще к тому же страх — постоянный спутник ее и без того безрадостной жизни: по деревне иногда ходили с обыском — искали незаконный торф. Но наступающие холода снова по ночам гнали Матрену искать топливо.

Важно

В размеренных, колоритных зарисовках постепенно предстает перед нами образ не только одинокой и обездоленной женщины, но и человека с безмерно доброй, щедрой и бескорыстной душой.

Похоронившая шестерых детей, потерявшая на фронте мужа, больная, Матрена не утратила способности откликаться на чужую нужду. Ни одна пахота в деревне не обходилась без нее. Вместе с другими женщинами впрягалась она в соху и тащила ее на себе.

Ни одной родственнице, близкой или дальней, не могла Матрена отказать в помощи, часто оставляя свои неотложные дела. Не без некоторого удивления рассказчик подмечает и то, как искренне радуется она чужому хорошему урожаю, хотя у самой на песке никогда такого не бывает.

Ничего, в сущности, не имея, эта женщина умеет отдавать. Она смущается и волнуется, стараясь угодить своему постояльцу: варит ему в отдельном котелке картошку покрупнее — это лучшее, что у нее есть.

Если в первой части произведения Матрена и ее жизнь описывается через восприятие рассказчика, то во второй героиня сама рассказывает о себе, о своем прошлом, вспоминает молодость, любовь. В юные годы судьба круто обошлась с Матреной: не до ждалась она своего любимого, без вести пропавшего на войне. Смерть матери Фадея и сватовство его младшего брата как бы определили ее судьбу.

И она решилась войти в тот дом, где, казалось, уже давно и навсегда поселилась ее душа. И все же не о себе думала тогда Матрена: «Мать у них умерла… Рук у них не хватало».

Понял ли ее жертвенность вернувшийся вскоре из венгерского плена Фадей? Страшная, жестокая его угроза: «…если б то не брат мой родной — я бы вас порубал обоих», — о которой спустя десятилетия вспоминает Матрена, заставляет содрогнуться ее постояльца. Десять лет воспитывала Матрена «кровиночку Фадея» — его младшую дочь Киру. Сама и замуж выдала. Своей воспитаннице отдает она горницу.

Нелегко ей решиться ломать дом, в котором прожила сорок лет. И хотя для нее самой это означает конец жизни, не жалко ей «горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда».

Совет

Однако все заканчивается трагично: Матрена погибает, а вместе с нею один из сыновей Фадея и тракторист. Писатель изображает потрясение людей от происшедшего на железнодорожном переезде. И только один Фадей всецело поглощен другим стремлением — спасти брошенные бревна горницы.

Именно это «терзало душу чернобородого Фадея всю пятницу и всю субботу». Дочь его сходила с ума, зятю грозил суд, в его собственном доме лежал погибший сын, на той же улице — убитая им женщина, которую он когда-то любил, — Фадей только ненадолго приходил постоять у гробов.

Высокий лоб его был омрачен тяжелой думой, но дума эта была — как «спасти бревна горницы от огня и козней Матрениных сестер».

Почему же они такие разные — Фадей и Матрена? В сочувствующем и в то же время негодующем тоне рассказа как бы все время звучит этот вопрос. Ответ же заключен в самом сопоставлении героев: как бы ни тяжела и неотвратима была судьба, она только ярче проявляет меру человеческого в каждом из людей.

Содержание рассказа убеждает, что идейно-художественный поиск Солженицына находится в русле христианско-православного мировоззрения. В рассказе им отражены разные стороны жизни русской деревни 50-х годов, но все же доминирующим в нем является нравственно- духовное содержание.

Героиня Солженицына неистово набожна, хотя рассказчик подмечает, что никогда даже не видел, чтобы она молилась. Но все поступки и помыслы Матрены бескорыстны и как бы окружены ореолом святости, что не всегда понятно окружающим. Вот почему у людей такое разное к ней отношение.

Все отзывы золовки, например, неодобрительны: «…и нечистоплотная она была; и за обзаводком не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала,. и глупая, помогала чужим людям бесплатно… И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением».

Но такая чудная Матрена хоть и немногим, но была дорога. Сын Фадея признается квартиранту, что очень любит свою тетю. Безутешна в горе воспитанница Кира, когда погибает Матрена. Особенность «Матрениного двора» в том, что главная героиня раскрывается в нем не только через восприятие постояльца и не только через его личные отношения с ней.

Обратите внимание

Читатель узнает Матрену и через ее участие в происходящих событиях, в описании которых слышится голос автора, но еще явственнее он звучит в описании того, что происходит на глазах у рассказчика. И здесь голоса автора и рассказчика становятся почти неразличимыми.

Именно автор позволяет нам увидеть героев в экстремальных условиях, когда активно действующим лицом становится сам рассказчик.

Невозможно не заметить, с какой самоотверженностью Матрена накатывает на сани тяжелые бревна. Автор до мельчайших подробностей описывает хлопоты этой женщины.

Именно здесь мы впервые видим не ту Матрену, которая несправедливо обделена судьбой, обижена людьми и властью, а ту, которая, вопреки всему, сохранила способность любить и делать добро. Описывая ее, автор отмечает: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

Праведница крестьянка жила в окружении недоброжелательных и корыстных колхозников. Их убогая и несчастная жизнь мало чем отличалась от существования лагерных узников. Они жили по исконно заведенным порядкам.

Даже после смерти Матрены, сделавшей для всех так много добра, соседи не особенно переживали, хотя и плакали, а в избу к ней шли с детьми, будто на спектакль. «Те, кто считал себя покойнице роднее, начинали плач еще с порога, а достигнув гроба, наклонялись голосить над самым лицом усопшей».

Плач родственников был «своего рода политикой»: в нем каждый излагал свои собственные мысли и чувства. И все эти причитания сводились к тому, что «в смерти ее мы не виноваты, а насчет избы еще поговорим!». Жаль, что добром, народным или своим, называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо.

Рассказ «Матренин двор» невозможно читать без слез. Эта грустная история праведницы крестьянки не является художественным вымыслом автора, а взята из реальной жизни.

Лучше всего о своей героине сказал сам писатель: «Все мы рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город, ни вся земля наша».

В этих словах выражена основная мысль рассказа.

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-chelovek-i-vlast-v-rasskaze-a-solzhenitsyna-matrenin-dvor/

Крестьянская тема в рассказе А. Солженицына «Матренин двор»

   «Матрёнин двор» — это рассказ о беспощадности человеческой судьбы, злого рока, о глупости советских послесталинских порядков, о жизни простых людей, далёких от городской суеты и спешки, о жизни в социалистическом государстве. 

    Этот рассказ, как замечал сам автор, «полностью автобиографичен и достоверен». Отчество рассказчика — Игнатич — созвучно с отчеством А. Солженицына — Исаевич.

Действие происходит в 1956 году, через три года после смерти Сталина.

Люди ещё не знают, как жить дальше: из «пыльной горячей пустыни» бесчисленных лагерей они попадают «просто в Россию», чтобы навсегда затеряться где-нибудь в средней полосе — «без жары, с лиственным рокотом леса».

    Фабула рассказа А.Солженицына «Матренин двор» проста и незамысловата. Повествование ведется от первого лица – человека, который осуществляет свою мечту: поселяется в глуши, вдали от больших городов, шума и суеты. На постой определили его к некой Матрене. 

Важно

    Центральная тема рассказа – трудная крестьянская жизнь. Автор с горечью говорит о том, что о сельчанах власти на проявляют никакой заботы. Особенно тяжело крестьянам из-за того, что не выдают им топлива.

Получилась парадоксальная ситуация: «Стояли вокруг леса, а топки взять было негде. Рычали кругом экскаваторы на болотах, но не продавалось торфу жителям, а только везли – начальству, да кто при начальстве…».

 

    Несправедливо, некрасиво поступили с Матреной власти. Тяжело живется Матрене, поскольку здоровье у нее очень слабое: «Она была больна, но не считалась инвалидом».

Четверть века – двадцать пять лет – проработала Матрена в колхозе, честно трудилась. А теперь старая стала, больная и никому, соответственно. она не нужна.

Даже пенсии власти ей не начислили, хотя полагалась она ей по праву: муж героини пропал в начале войны.

    Крохотно Матренино хозяйство: коза да огород. Козье молоко да картошка – вот вся незамысловатая пища этой женщины. 

    Матрёна отличалась трудолюбием: вставала в четыре-пять утра, «тихо, вежливо, стараясь не шуршать, топила русскую печь, ходила доить козу, по воду ходила и варила в трёх чугунках». Матрёна никому не могла отказать: без неё ни одна пахота огорода не обходилась. Денег она не брала, получала удовольствие, прилив сил от работы. 

    Матрёнина покорность шла от сердца. Она не прислуживала, но служила окружающим, всегда была готова поделиться последним. 

    Матрёне Васильевне досталась несладкая личная жизнь. Её дети умерли в младенчестве, на войне без вести пропал муж. Ей долго не оформляли за него пенсию.

Её дом — сквозной символический образ рассказа — как бы ковчег библейского праведника Ноя, в котором он спасается от потопа вместе с семьёй и парами всех земных животных, чтобы продолжить род людской. 

    Матрёна — праведница. Но односельчане не ведают о её утаённой святости, считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности. 

    Автор пишет о плохом снабжении сельчан продукцией. Крупы и той трудно было достать жителям деревни. Разве это справедливо, что женщина, всю жизнь честно трудившаяся в колхозе, потерявшая в войну мужа, больная, живет в старой избе без копейки денег, скудно питается?

    Разве справедливо, что крестьяне, окруженные лесными массивами, вынуждены идти на воровство топлива? Ведь власти ставят людей в униженное положение, заставляя идти на воровство. Раньше лес у барина воровали, теперь тянули торфу у треста. Даже корову Матрена не в состоянии содержать.

    Возмутила меня и другая несправедливость по отношению к крестьянам. Председатель колхоза «первым делом обрезал всем инвалидам огороды». Как же ему не стыдно обирать немощных людей!

    Матрена больна. Иногда, когда нападал на нее недуг, «Матрена сутки – двое лежала пластом». А колхоз, выбросивший женщину за ненадобностью, тем не менее беззастенчиво ею пользуется. И едет больная Матрена навоз возить, картошку копать…

    Матрена все-таки добилась пенсии, вздохнула спокойно, но недолгой была радость старой больной женщины. Героиня гибнет после того, как у нее украли котелок со святой водой и она, не имея возможности причащаться в слишком далеком от ее деревни храме, оказывается беззащитной перед силами зла.

Обратите внимание

Предвестием катастрофы становится разрушение замкнутого пространства ее дома: Фаддей добивается, чтобы она отдала еще при жизни бревна от горницы, завещанные ею дочери Фаддея Кире. По словам рассказчика, на эту горницу «легло проклятие с тех пор, как руки Фаддея ухватились ее ломать».

Матрена погибает, помогая перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы.

    В центре проблематики рассказа – нравственное разложение и умирание русской деревни. Физически больная и немощная Матрена оказалась тем столпом, который еще удерживает устои деревни. В свете этого гибель Матрены осмысливается как грозное предвестие надвигающейся катастрофы и для Города, и для Села, и для всей России.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/solzhenitsyn-a-i/matrenin-dvor/7327-krestyanskaya-tema-v-rasskaze-a-solzhenitsyna-matrenin-dvor

Анализ рассказа Солженицына «Матренин двор» | Литерагуру

В журнале «Новый мир» было опубликовано несколько работ Солженицына, среди них и «Матренин двор». Рассказ, по словам писателя, «полностью автобио­графичен и достоверен». В нём говорится о русском селе, о его жителях, об их ценностях, о добре, справедливости, сочувствии и сострадании, труде и помощи, — качествах, которые умещаются в праведнике, без которого «не стоит село».

Суть рассказа

«Матренин двор» — история о несправедливости и жестокости судьбы человека, о советских порядках послесталинских времён и о быте самых обычных людей, обитающих далеко от городской жизни.

Повествование ведётся не от лица главной героини, а от лица рассказчика, Игнатьича, который во всей истории будто бы играет роль только стороннего наблюдателя.

Описанное в рассказе датируется 1956 годом — прошло три года после гибели Сталина, и тогда российский народ ещё не знал и не осознавал, как жить дальше.

«Матренин двор» разделён на три части:

  1. Первая рассказывает историю Игнатьича, начинается она на станции Торфпродукт. Герой сразу раскрывает карты, не делая из этого никакой тайны: он — бывший заключённый, а теперь работает учителем в школе, приехал в туда в поисках умиротворения и спокойствия. В сталинское время людям, побывавшим в заключении, практически невозможно было найти рабочее место, а после смерти вождя очень многие становились школьными учителями (дефицитная профессия). Игнатьич останавливается у пожилой трудолюбивой женщины по имени Матрена, с которой ему легко в общении и спокойно на душе. Жилище её было бедно, крыша иногда протекала, но это вовсе не значило, что в нём не было уюта: «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша».
  2. Вторая часть рассказывает о юности Матрёны, когда ей пришлось многое пережить. Война отняла у неё жениха Фадея, и ей пришлось выйти за его брата, у которого на руках остались дети. Пожалев его, она стала его женой, хотя и не любила его вовсе. Но спустя три года вдруг вернулся Фадей, которого женщина любила до сих пор. Вернувшийся воин возненавидел ее и брата за предательство. Но тяжёлая жизнь не смогла убить в ней доброту и трудолюбие, ведь именно в труде и заботе о других она находила утешение. Даже погибла Матрена, занимаясь делами – она помогала возлюбленному с сыновьями перетаскивать через железнодорожные пути часть своего дома, которая была завещана Кире (его же дочери). И эту смерть повлекла за собой жадность, алчность и чёрствость Фадея: наследство он решил отнять, пока Матрена ещё была жива.
  3. В третьей части говорится о том, как рассказчик узнаёт о смерти Матрены, описывает похороны и поминки. Родные ей люди плачут не от горя, а скорее, потому, что так принято, а в головах у них только мысли о разделе имущества погибшей. Фадея на поминках нет.

Главные герои

Матрена Васильевна Григорьева – пожилая женщина, крестьянка, которую освободили от работы в колхозе из-за болезни. Она всегда была рада помочь людям, даже чужим.

В эпизоде, когда рассказчик поселяется у неё в избе, автор упоминает, что намеренно квартиранта она никогда не искала, то есть заработка на этой почве не хотела, не наживалась даже на том, на чём могла.

Её богатством были горшки с фикусами и старая домашняя кошка, которую она взяла на улице, коза, а ещё мыши и тараканы. Замуж за брата своего жениха Матрена вышла тоже из желания помогать: «Мать у них умерла…рук у них не хватало».

У самой Матрены тоже родились детишки, шестеро, но все умерли в раннем детстве, поэтому на воспитание она опосля взяла младшую дочь Фадея Киру. Матрена поднималась ранним утром, работала до самой темноты, но никому не показывала усталости или недовольства: со всеми была добра и отзывчива.

Она всегда очень боялась стать кому-то обузой, не жаловалась, даже позвать доктора лишний раз опасалась. Повзрослевшей Кире Матрена захотела подарить свою горницу, для чего требовалось поделить дом – во время переезда вещи Фадея застряли в санках на железнодорожных путях, и Матрена попала под поезд.

Теперь не у кого было просить подмоги, не было человека, готового бескорыстно прийти на помощь. Зато родственники погибшей держали в уме только мысль о наживе, о разделении того, что осталось от бедной крестьянки, уже на похоронах задумываясь об этом.

Матрена очень сильно выделялась на фоне односельчан, была тем самым незаменимым, незаметным и единственным праведником.

Рассказчик, Игнатьич, в какой-то мере является прототипом писателя. Он отбыл ссылку и был оправдан, после пустился на поиски спокойной и безмятежной жизни, хотел работать школьным учителем. Прибежище он нашёл у Матрены. Судя по желанию отдалиться от городской суеты, рассказчик не очень общителен, любит тишину.

Важно

Он беспокоится, когда женщина по ошибке берёт его телогрейку, и не находит себе места от громкости репродуктора. С хозяйкой дома рассказчик сошёлся характерами, это показывает, что он всё же не совсем асоциален.

Тем не менее, в людях он разбирается не очень хорошо: смысл, которым жила Матрена, он понял только после того, как она ушла из жизни.

Темы и проблемы

Солженицын в рассказе «Матренин двор» рассказывает о быте жителей русской деревни, о системе взаимоотношений власть-человек, о высоком смысле бескорыстного труда в царствии эгоизма и алчности.

Из этого всего ярче всего показана тема труда. Матрена – человек, который не просит ничего взамен, и готов отдать себя всего на благо другим.

Её не ценят и даже не пытаются понять, а ведь это человек, переживающий каждый день трагедию: поначалу ошибки юности и боль утраты, после – частые болезни, надрывный труд, не жизнь, а выживание. Но от всех проблем и тягот Матрена находит утешение в работе.

И, в конце концов, именно работа и непосильный труд приводят её к смерти. Смысл жизни Матрены – именно это, а ещё забота, помощь, желание быть нужной. Поэтому деятельная любовь к ближним – основная тема рассказа.

Так же важное место в рассказе занимает проблема нравственности. Материальные ценности в селе превозносятся над человеческой душой и ее трудом, над человечностью вообще.

Понять глубину характера Матрены второстепенные герои просто неспособны: алчность и желание обладать большим застилает им глаза и не позволяет видеть доброту и искренность.

Фадей потерял сына и жену, зятю грозит заключение, но мысли его занимает то, как уберечь брёвна, которые не успели сжечь.

Помимо этого, в рассказе есть тема мистики: мотив неопознанного праведника и проблема проклятых вещей – которых касались люди, полные корысти. Фадей сделал горницу избы Матрены проклятой, взявшись валить её.

Идея

Вышеупомянутые темы и проблемы в рассказе «Матренин двор» направлены на то, чтобы раскрыть глубину чистого мировоззрения главной героини. Обычная крестьянка служит примером тому, что сложности и потери только закаляют русского человека, а не ломают его. Со смертью Матрены всё то, что она фигурально выстраивала, рушится.

Её дом растаскивают, остатки имущества делят между собой, двор остаётся пустым, бесхозным. Поэтому жизнь ее выглядит жалко, потери никто не осознает. Но не то же ли самое случится с дворцами и драгоценностями сильных мира сего? Автор демонстрирует бренность материального и учит нас не судить окружающих по богатству и достижениям.

Истинное значение имеет нравственный облик, который не меркнет даже после смерти, ведь остается в памяти тех, кто увидел его свет.

Совет

Может, со временем герои заметят, что не хватает очень важной части их жизни: неоценимых ценностей.

Зачем же раскрывать глобальные нравственные проблемы в таких убогих декорациях? И в чем тогда заключается смысл названия рассказа «Матренин двор»? Последние слова о том, что Матрена была праведницей, стирают границы её двора и раздвигают их до масштабов всего мира, делая тем самым проблему нравственности общечеловеческой.

Народный характер в произведении

Матрену от остальных отличает способность сохранить человечность и твёрдый стержень внутри. Тем, кто бессовестно пользовался её помощью и добротой, могло бы показаться, что она безвольная и податливая, но помогала героиня, исходя только из внутренней бескорыстности и нравственного величия.

Читайте также:  Анализ повести пушкина пиковая дама

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-rasskaza-solzhenitsyna-matrenin-dvor/

Сочинение «Нравственная проблематика рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»»

В начале 20 века Россия подвергалась тяжелым испытаниям. Война и голод, бесконечные восстания и революции оставили свой отпечаток на судьбах людей. Бедам и радостям русского народа посвящено все творчество А.И. Солженицына.

В своем рассказе «Матренин двор» (1959) он описал положение русской деревни в послевоенные годы. С уверенностью можно сказать, что этот писатель был одним из первых, кто открыл правду о судьбе крестьянства, изобразил трагическую жизнь русского человека и причины его несчастья.

Жители деревни Тальново, в которой происходит действие рассказа, существуют в ужасных условиях. У них отсутствует электричество, больницы, магазины.

Вот как описывает Солженицын дом главной героини: «Изгнивала щепа, почернели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка», «темноватая изба с тусклым зеркалом, в которое совсем нельзя было смотреться, с двумя яркими рублевыми плакатами о книжной торговле и об урожае, повешенными на стене для красоты».

Сюжет рассказа концентрируется вокруг события, происшедшего «на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани». Рассказчик прошел путь к Матрениному двору «из пыльной горячей пустыни».

Судьба привела его к «одинокой женщине лет шестидесяти», бедной и измотанной «черным недугом».

Именно в этой «темноватой избе» рассказчик находит не только желанную тишину, уют, но и особую жизнь («безмолвная, но живая толпа» фикусов, заполняющая «одиночество хозяйки»).

Обратите внимание

В рассказе «Матренин двор» автор изобразил народный характер, сумевший сохранить себя в страшной смуте 20 века. Жизнь Матрены была нищенской: «…Год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала…ни рубля.

Потому что пенсии ей не платили… А в колхозе она работала не за деньги – за палочки». «Много было у Матрены обид», с ней «наворочено было много несправедливостей».

Но, привыкнув, героиня остается «простодушной», «доброжелательной», «лучезарной», «просветленной».

Главным в образе Матрены является доброта («доброе расположение духа», «добрая улыбка»), побеждающая в ее душе все тяготы и заботы.

Никакие враги («…воровали раньше лес у барина, теперь тянули торф у треста», «Из канцелярии в канцелярию…гоняли ее два месяца…») не могли надолго «омрачить» настроения героини. «Верным средством вернуть» внутренний свет была для нее работа.

Матрена работала для колхоза, «для любой родственницы дальней или просто соседки». Все это она делала бескорыстно («Не берет она денег»).

Солженицын показывает, что крестьянство не могло пользоваться продуктом своего труда. Все доставалось государству: «рычали кругом экскаваторы на болотах, но не продавалось торфу жителям, а только везли начальству». Бабы вынуждены были воровать торф, чтобы выжить зимой.

Государство отрезало огороды у тружеников, лишало их платы за тяжелый труд. Поэтому в народе к нему не было доверия: «А что – пенсия? Государство – оно поминутное. Сегодня, вишь, дало. А завтра отымет».

Героиня в рассказе оказывается в центре вечного противостояния добра и зла, пытаясь «совестью своей», самой жизнью соединить края пропасти. Кульминацией является момент гибели Матрены на переезде во время перевоза сруба своей горницы: «На переезде – горка, въезд крутой. Шлагбаума нет. С первыми санями трактор перевалил, а трос лопнул, и вторые сани… застряли… туда же… понесло и Матрену».

Трагические события предвещают и страх Матрены перед поездом («Боялась… больше всего почему-то…»), и пропажа котелка на водосвятие («…как дух нечистый его унес»), и то, что «в те же дни кошка колченогая сбрела со двора…». Даже природа противится перевозу – двое суток кружит метель, после чего начинается оттепель: «Две недели не давалась трактору разломанная горница!»

Среди своих односельчан Матрена остается «непонятой», «чужой».

Важно

Но, если ранее в речи героев использовались пословицы, отразившие горький опыт народной жизни («Незнайка на печи лежит, а знайку на веревочке ведут…», «Две загадки в мире есть: как родился – не помню, как умру – не знаю»), то в финале рассказа народная мудрость становится основой для оценки героини: «…она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

В чем суть праведности Матрены? В том, что жизнь ее строится на правде.

Матрена испытывает на себе все трудности советской сельской жизни 1950-х годов: проработав всю жизнь, вынуждена хлопотать о пенсии не за себя, а за мужа, пропавшего с начала войны.

Не имея возможности купить торф, который добывается везде вокруг, но не продается колхозникам, она, как и другие, вынуждена брать его тайком. Но, несмотря ни на что, эта героиня сохранила все самое светлое, сохранила свою душу.

Создавая этот характер, Солженицын ставит его в самые обыденные обстоятельства того времени, с его бесправием и пренебрежением к обычному человеку. И от того еще ценнее становится характер Матрены. Праведность этой героини состоит в ее способности сохранить свое, человеческое, в столь недоступных для этого условиях.

Источник: http://litsochinenie.ru/nravstvennaya-problematika-rasskaza-a-i-solzhenitsyina-matrenin-dvor.html

Сочинение на тему «Анализ произведения А.Солженицына «Матренин Двор»

Сочинение на тему «Анализ произведения А.Солженицына «Матренин Двор» 5.00/5 (100.00%) 1 vote

В произведении «Матренин Двор» А.Солженицын описывает жизнь одной женщины, которая мудра и трудолюбива, но, к сожалению, очень одинока. Матрёна, так зовется эта женщина, очень отзывчива. Этим пользуются люди, но никто никогда не пытался ей помочь. И это не может не удручать читателя.

Название  произведения «Матренин двор» можно истолковать по-разному. Читатель сам для себя определит, как же он видит всю суть повествования. Слово «двор» может характеризовать уклад жизни этой женщины, е6е хозяйство и заботы бытового содержания. Также можно подучить, что слово «двор» акцентирует внимание благодарного читателя на судьбе этой женщины и ее хозяйства.

Но в каждом приведенном примере заключен тот трагизм, который подходит каждой женщине, так или иначе похожей на Матрену. И здесь имеется в виду не только суровые условия жизни и та действительность, которая не может радовать.

Но даже и то, что смерть не может изменить равнодушия к человеку и полной апатии общества к тем достоинствам, которыми обладает человек. Гораздо сильнее в людях преобладают негативные черты характера, с которыми они не хотят справляться.

Да и не могут, поскольку не обладают широтой души и взглядов, интеллектуальными способностями и добротой. Страх за себя и за свою жизнь – вот это основное и преобладающее начало в такой жизни: «Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода пометина.

Слетелись три сестры Матрены, захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрене близкие».

В произведении удивительным и трагичным образом сосредотачиваются части одежной безрадостной картины: бездушность людей, судьба Матрены и ее трагичная гибель, судьба ее избы после смерти.

Совет

Основной      особенностью литературного языка А.Солженицына является то, что Александр Исаевич дает читателю пояснительную трактовку ко многим диалогам героев рассказа.

Это и приоткрывает читателю занавесу того, что же скрывается за этими диалогами и каково настроение самого автора? Но в этом случае, авторские трактовки имеют ироничный характер, и автор ничего не приукрашивает при этом: «Ах, тетенька-тетенька! И как же ты себя не берегла! И, наверно, теперь они на нас обиделись! И родимая же ты наша, и вина вся твоя! И горница тут ни при чем, и зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла — не думала! И что же ты нас не слушалась? (То есть, из этих причитаний был явно виден только ответ на вопрос о том, что никто не виноват в смерти героини, а вопрос избы очень и очень волнует).

Читая между строк мнение самого автора, можно отчетливо понять, что он делает выводы, которые меньше всего можно ожидать от него. Посмотрим, что же он пишет: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

Источник: https://online-urok.ru/sochinenie-na-temu-analiz-proizvedeniya-a-solzhenitsyina-matrenin-dvor/

Размышления по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор»

Трудно и непросто сложилась судьба А. И. Солженицына. Фронт, тяжелый путь от Орла до Восточной Пруссии, медали за проявленное мужество, а затем арест, восьмилетнее пребывание в тюрьмах зловещего «архипелага ГУЛАГ».

В 1970 году Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе. Рассказ «Матрёнин двор» Напечатан в 1963 году. Он полностью автобиографичен и достоверен.

Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и смерть её воспроизведены как были.

Истинное название деревни – Мильцево Купловского района Владимирской области.

По многочисленным деталям (лагерная телогрейка, задержка с возвратом «годков на десять», привычка есть «дважды в день, как на фронте», неприязнь к ночным приходам людей в шинелях) нетрудно догадаться, что рассказчик – человек трудной судьбы, за плечами которого война и лагерь.

Не случайно он стремится «затесаться и затеряться в самой нутряной России», обрести покой и тот душевный лад, который утрачен им в его многотрудной жизни и который, по его мнению, сохранился в народной среде. Поэтому он хочет удалиться от железной дороги и радио, чтобы порвать связь с миром цивилизованной лжи.

Но несмотря на то, что он во многом разделил судьбу своего народа, его представления о народной жизни весьма далеки от реальности. В благословенном уголке России с возвышенным названием Высокое Поле «не пекли хлеба», «не торговали ничем съестным». Жизнь деревенской, «нутряной России» оказывается разъеденной ложью, жестокостью.

И только в избе Матрёны герой ощутил нечто родственное своему сердцу. «Жребий мой был поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом». Матрёна оказывается «самим символом нутряной России». И одинокая женщина почувствовала доверие к своему постояльцу.

Только ему она рассказывает о своём горьком прошлом, только её открывает он, «что много провёл в тюрьме». Героев роднит и драматизм их судьбы, и многие жизненные принципы. Как и Матрёну, жизнь научила Игнатича «не в еде находить смысл повседневного существования»; как и хозяйка, постоялиц склонен к ограничению.

Потому её нехитрый быт становился и его бытом: «Комнату мы не делили». В Матрёне всё просто, всё человечно, а значит – красиво. Солженицын не даёт развёрнутого портрета Матрёны. Ему важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз.

Читайте также:  Мертвые души смысл названия поэмы гоголя

«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью». Даже после страшной гибели героини её «лицо осталось целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое». Несмотря на все жизненные трудности, она сохранила в себе добрую, отзывчивую душу. Всё её хозяйство – это колченогая кошка, коза, фикусы и мыши.

В смысле всего остального: она «не имела», у неё «не было», она ни за чем «не гналась». Матрёна не ощущает своего одиночества, потому что день её заполнен делами, помощью другим, причём бескорыстной. Она «праведница». У неё совсем иная система ценностей, нежели у всех остальных. Она «не гналась за нарядами», «не скопила имущества к смерти».

Обратите внимание

В ней нет жажды накопительства, стяжательства, которой обладают её золовки, соседи, родственники, уже при жизни делящие её скудное имущество. Жизненных неурядиц она словно не замечала, а на обиды не обращала внимания.

Матрёна была больна, но «не считалась инвалидом», она лишена пенсии, так как четверть века проработала не на заводе, а в колхозе, зарплаты ей не платили, получала она лишь палочки трудодне». Труд доставляет ей истинное наслаждение, возвращает доброе расположение духа. Бесплатная работа в колхозе, бескорыстная помощь просящему – она всегда безотказна.

Окружающие охотно пользуются её добротой, никогда не просят, а просто констатируют факт: «Надо будет помочь колхозу»; «Завтра Матрёна придешь мне пособить». Сами же односельчане не только не помогают Матрёне, но дружно осуждают её именно за то, что помогала людям бесплатно. Необходимая всем и каждому Матрёна остаётся в своей деревни абсолютно одинокой.

Глубоко народный характер Матрёны проявляется в её речи. Выразительность, яркую индивидуальность придаёт её языку обилие просторечной, диалектной лексики(приспею, к ужоткому, летость, молонья:) Глубоко народна и манера её речи, то, как она выговаривает свои «доброжелательные слова». «Они начинались каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

Однако при жизни Матрёны Игнатич не сумел до конца понять её, подчас не замечал её присутствия или был к ней преувеличенно требователен. И только смерть хозяйки заставила рассказчика постичь её духовную сущность, потому так сильно звучит в финале рассказа мотив покаяния. Солженицын утверждал истинное величие, в основе которого, как писал Л.

Толстой, – «простота, добро и правда».

В своих поисках «нутряной России» герой не находит «идеального» народа с его патриархально – праведным укладом бытия, но он встречает личность, воплотившую в себе те ценности, которые народ в массе своей утрачивает, но без которых не стоит ни село, ни горд, ни вся земля, – личность праведника. Ведь недаром исходное название рассказа – «Не стоит село без праведника».

Рекомендуем почитать ►

Сюжетные линии пьесы Чехова «Вишневый сад»

Взгляд А. И. Солженицына на деревню 50-60-х годов отличается суровой и жестокой правдой. Детали, подмеченные автором, красноречивее длинных рассуждений.

Важно

Что на завтрак, она не объявляла, да это и догадаться было легко: картовь необлупленная, или суп картонный (так выговаривали все в деревне), или каша ячневая (другой крупы в тот год нельзя было купить в Торфопродукте, да и ячневую-то с бою как самой дешевой, ею откармливали свиней и мешками брали). Поэтому редактор журнала Новый мир А. Т.

Твардовский настоял заменить время действия рассказа с 1956 на 1953 год. Это был редакторский ход в надежде пробить к публикации новое произведение Солженицына: события в рассказе переносились во времена дохрущевской оттепели.

Уж слишком тягостное впечатление оставляет изображенная картина. Облетели листья, падал снег и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся. В основе рассказа обычно лежит случай, раскрывающий характер главного героя.

По этому принципу строит свой рассказ и Солженицын. Судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием Торфопродукт. Здесь стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. Но потом их вырубили, свели под корень.

В деревне уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным тол стал скуден и беден. Колхозники до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз, а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега. Характер главной героини рассказа, Матрёны, автор раскрывает через трагическое событие её гибель.

Только одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором лучезарная, добрая, извиняющаяся улыбка Матрёны. Окружающий мир Матрёны в её темноватой избе с большой русской печью это как бы продолжение её самой, частичка её жизни.

Всё здесь ограничено и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал далекий шум океана, и колченогая кошка, и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрёны так метались за обоями, как будто сама Матрёна невидимо металась и прощалась тут с избой своей.

Любимые фикусы заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Те самые фикусы, что спасала однажды Матрёна при пожаре, не думая о скудном нажитом добре. Испуганной толпой замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы…

Рекомендуем почитать ►

Нужен ли Сократ и его философия обществу

 

Источник: http://www.getsoch.net/razmyshleniya-po-rasskazu-a-i-solzhenicyna-matryonin-dvor/

Тип праведника в творчестве А. Солженицына (по рассказу «Матренин двор»)

Тема праведничества звучит в творчестве художни­ков слова разных времен. Не остались к ней равно­душными и современные писатели. Свое видение этой проблемы дает в рассказе «Матренин двор» А. И. Сол­женицын.

«Матренин двор» — произведение, полностью ав­тобиографичное и достоверное. Описываемая Солже­ницыным история произошла в деревне Мильцево Купловского района Владимирской области. Там и жила Матрена Васильевна Захарова.

Героиня солженицынского рассказа скромна и не­приметна. Автор наделяет ее неброской внешностью и не дает читателю ее развернутого портрета, зато он по­стоянно обращает внимание на улыбку Матрены, лу­чезарную, светлую, добрую.

Так Солженицын подчер­кивает внутреннюю красоту Матрены, которая для него куда более важна, чем красота внешняя. Речь Матрены необычна. Она изобилует просторечными и устаревшими словами, диалектной лексикой.

Совет

Кроме того, героиня постоянно использует слова, придуман­ные ею самой (Не умемши, не варемши — как утрафишь?»). Таким образом автор раскрывает мысль о народности характера Матрены.

Героиня живет «в запущи». Дом Матрены «с че­тырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сто­рону, крытый щепою», «изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и прореди л ась их обвершка». Быт героини неустроен: мыши, тараканы. Она ничего не нажила, кроме фику­сов, козы, колченогой кошки и пальто, перешитого из шинели.

Матрена бедна, хотя проработала всю жизнь. Даже крохотную пенсию себе она выхлопота­ла с огромным трудом. Тем не менее описание быта ге­роини дает ощущение гармонии, которой наполнен ее небогатый дом. Рассказчик в ее доме чувствует себя уютно, решение остаться именно у Матрены приходит к нему сразу же. Он отмечает о Матренином дворе: «..

в нем не было ничего злого, в нем не было лжи».

Матрена прожила нелегкую жизнь. Коснулись ее судьбы события Первой мировой войны, на которой попал в плен Фаддей, события войны Великой Отече­ственной, с которой не вернулся муж. Не обошла сто­роной и коллективизация: в колхозе героиня прора­ботала всю свою жизнь, причем «не за деньги — за па­лочки».

Ей и в последние дни живется непросто: целыми днями она ходит по инстанциям, пытаясь по­лучить справки для оформления пенсии, у нее боль­шие проблемы с торфом, у нее новый председатель об­резал огород, она не может завести корову, потому что косить нигде не разрешают, даже на поезд билет ку­пить невозможно.

Казалось бы, человек давно должен озлобиться, ожесточиться против жизненных обстоя­тельств. Но нет — Матрена не держит зла ни на лю­дей, ни на свою долю. Главные ее качества — неспособность к злу, любовь к ближнему, умение сочувст­вовать и сострадать.

Еще при жизни героиня отдает на слом для Киры свою горницу, потому что «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». Она на­ходит утешение в работе и «ко всякой работе ловка». Рассказчик замечает: «..у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа». Встает Матрена ежедневно в четыре-пять утра.

Копа­ет «картовь», ходит за торфом, «по ягоды в дальний лес», и «на каждый день приходилось у нее какое-ни­будь другое дело». По первому зову идет героиня на помощь и колхозу, и родственникам, и соседям. При­чем за свой труд она не ждет и не требует вознагражде­ния. Работа для нее — удовольствие.

«В охотку копа­ла, уходить с участка не хотелось»,— произносит она однажды. «Возвращалась Матрена уже просветлен­ная, всем довольная, со своей доброй улыбкой»,— го­ворит о ней рассказчик. Окружающим кажется странным такое поведение Матрены. Сегодня они зо­вут ее на помощь, а завтра осуждают за то, что она от нее не отказалась.

Обратите внимание

О ее «сердечности и простоте» гово­рят « с презрительным сожалением». Сами же сельча­не Матрениных проблем будто не замечают, они и проведать-то ее не заходят. Даже на поминках Матре­ны о ней самой никто не говорит. В мыслях у собрав­шихся одно: как поделить ее нехитрое имущество, как ухватить для себя кусок побольше. Героиня была одинока при жизни, одинокой оставалась она и в тот скорбный день.

Матрена противопоставлена другим героям расска­за, да и всему окружающему ее миру тоже. Фаддей, например, озлоблен, бесчеловечен, корыстен. Он по­стоянно истязает свою семью, а в день трагедии дума­ет лишь о том, как «спасти бревна горницы от огня и от козней матрениных сестер». Противопоставлены Матрене и ее подруга Маша, и ее сестры, и ее золовки.

Основа отношений в окружающем героиню мире — ложь, безнравственность. Современное общество ут­ратило нравственное ориентиры, и его спасение Сол­женицын видит в сердцах таких одиноких праведни­ков, как Матрена. Она — тот самый человек, «без ко­торого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

А. Солженицын — продолжатель толстовской тра­диции. В рассказе «Матренин двор» он утверждает толстовскую истину о том, что в основе истинного ве­личия «простота, добро и правда».

Источник: http://5litra.ru/soch/330-tip-pravednika-v-tvorchestve-a-solzhenicyna-po-rasskazu-matrenin-dvor.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector