Сочинение сильный человек значение слова 15.3 9 класс огэ

Сочинение 15.3 «Сильный человек» — Cдам русский язык!

(1)Ста­ри­чок с длин­ной седой бо­ро­дой сидел на ска­мей­ке и зон­ти­ком чер­тил что-то на песке.

— (2)По­двинь­тесь, — ска­зал ему Пав­лик и при­сел на край.

(3)Ста­рик по­дви­нул­ся и, взгля­нув на крас­ное сер­ди­тое лицо маль­чи­ка, ска­зал:

— (4)С тобой что-то слу­чи­лось?

— (5)Ну и ладно! (6)А вам-то что? — по­ко­сил­ся на него Пав­лик.

— (7)Мне ни­че­го. (8)А вот ты сей­час кри­чал, пла­кал, ссо­рил­ся с кем-то…

— (9)Ещё бы! — сер­ди­то бурк­нул маль­чик. — (10)Я скоро со­всем убегу из дома. (11)Из-за одной Ленки убегу. — (12)Пав­лик сжал ку­ла­ки. — (13)Я ей сей­час чуть не под­дал хо­ро­шень­ко! (14)Ни одной крас­ки не даёт! (15)А у самой сколь­ко!

— (16)Не даёт? (17)Ну, из-за этого убе­гать не стоит.

— (18)Не толь­ко из-за этого. (19)Ба­буш­ка за одну мор­ков­ку из кухни меня про­гна­ла.

(20)Пав­лик за­со­пел от обиды.

— (21)Пу­стя­ки! — ска­зал ста­рик. — (22)Один по­ру­га­ет, дру­гой по­жа­ле­ет.

— (23)Никто меня не жа­ле­ет! — крик­нул Пав­лик. — (24)Брат на лодке едет ка­тать­ся, а сам меня брать не хочет. (25)Я ему го­во­рю: (26)«Возь­ми лучше, всё равно я от тебя не от­ста­ну, вёсла утащу, в лодку за­ле­зу!»

(27)Пав­лик стук­нул ку­ла­ком по ска­мей­ке и вдруг за­мол­чал.

— (28)А по­че­му вы всё спра­ши­ва­е­те?

(29)Ста­рик раз­гла­дил длин­ную бо­ро­ду.

— (30)Я хочу тебе по­мочь. (31)Есть такое вол­шеб­ное слово… (32)Я скажу тебе это слово. (33)Но помни: го­во­рить его надо тихим го­ло­сом, глядя прямо в глаза… (34)Помни — тихим го­ло­сом, глядя прямо в глаза тому, с кем го­во­ришь …

— (35)А какое слово?

(36)Ста­рик на­кло­нил­ся к са­мо­му уху маль­чи­ка и про­шеп­тал что-то.

— (37)Я по­про­бую, — усмех­нул­ся Пав­лик, — я сей­час же по­про­бую. — (38)Он вско­чил и по­бе­жал домой.

(39)Лена си­де­ла за сто­лом и ри­со­ва­ла, но, уви­дев, что к ней при­бли­жа­ет­ся брат, она сей­час же сгреб­ла крас­ки в кучу и на­кры­ла рукой. (40)«Разве такая поймёт вол­шеб­ное слово!» — с до­са­дой по­ду­мал маль­чик, но всё же подошёл к сест­ре, по­тя­нул её за рукав и, глядя ей в глаза, тихим го­ло­сом ска­зал:

— (41)Лена, дай мне одну крас­ку… по­жа­луй­ста…

(42)Лена ши­ро­ко рас­кры­ла глаза, паль­цы её раз­жа­лись, и, сни­мая руку со стола, она смущённо про­бор­мо­та­ла:

— (43)Какую тебе?

— (44)Мне синюю, — робко ска­зал Пав­лик.

(45)Он взял крас­ку, по­дер­жал её в руках, по­хо­дил с ней по ком­на­те и отдал сест­ре. (46)Ему не нужна была крас­ка. (47)Он думал те­перь толь­ко о вол­шеб­ном слове.

(48)«Пойду к ба­буш­ке. (49)Она как раз го­то­вит обед. (50)Про­го­нит или нет?» (51)Пав­лик от­во­рил дверь в кухню. (52)Ста­руш­ка сни­ма­ла с про­тив­ня го­ря­чие пи­рож­ки.

(53)Внук под­бе­жал к ней, обе­и­ми ру­ка­ми по­вер­нул к себе её лицо, за­гля­нул в глаза и про­шеп­тал:

— (54)Дай мне ку­со­чек пи­рож­ка… по­жа­луй­ста.

(55)Ба­буш­ка вы­пря­ми­лась. (56)Вол­шеб­ное слово так и за­си­я­ло в каж­дой мор­щин­ке, в гла­зах, в улыб­ке.

— (57)Го­ря­чень­ко­го за­хо­тел, го­луб­чик мой! — при­го­ва­ри­ва­ла она, вы­би­рая самый луч­ший, ру­мя­ный пи­ро­жок.

(58)Пав­лик под­прыг­нул от ра­до­сти и рас­це­ло­вал её в обе щеки.

(59)«Вол­шеб­ник! Вол­шеб­ник!» — по­вто­рял он про себя, вспо­ми­ная ста­ри­ка. (60)За обе­дом Пав­лик сидел при­тих­ший и при­слу­ши­вал­ся к каж­до­му слову брата. (61)Когда брат ска­зал, что по­едет ка­тать­ся на лодке, Пав­лик по­ло­жил руку на его плечо и ти­хонь­ко по­про­сил:

— (62)Возь­ми меня, по­жа­луй­ста.

(63)За сто­лом все за­мол­ча­ли, а брат под­нял брови и усмех­нул­ся.

— (64)Возь­ми его, — вдруг ска­за­ла сест­ра. — (65)Что тебе стоит!

— (66)Ну, от­че­го же не взять? — улыб­ну­лась ба­буш­ка. — (67)Ко­неч­но, возь­ми.

— (68)По­жа­луй­ста, — по­вто­рил Пав­лик.

(69)Брат гром­ко за­сме­ял­ся, по­тре­пал маль­чи­ка по плечу, взъеро­шил ему во­ло­сы:

— (70)Эх ты, пу­те­ше­ствен­ник! (71)Ну ладно, со­би­рай­ся!

(72)«По­мог­ло! (73)Опять по­мог­ло!» (74)Пав­лик вы­ско­чил из-за стола и по­бе­жал на улицу. (75)Ни на ска­мей­ке, ни во всём пу­стын­ном скве­ре ста­ри­ка не было. (76)И толь­ко на песке оста­лись на­чер­чен­ные зон­ти­ком не­по­нят­ные знаки. (По В. Осе­е­вой) *

* Осе­е­ва-Хмелёва Ва­лен­ти­на Алек­сан­дров­на (1902—1969) — дет­ская пи­са­тель­ни­ца. Шест­на­дцать лет про­ра­бо­та­ла с без­над­зор­ны­ми и труд­ны­ми детьми, для ко­то­рых и на­ча­ла пи­сать сказ­ки, стихи и рас­ска­зы. Са­мы­ми из­вест­ны­ми её про­из­ве­де­ни­я­ми стали по­ве­сти «Динка», «Динка про­ща­ет­ся с дет­ством».

Источник: http://sdam-rus.ru/silnyj-chelovek/

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Сочинение рассуждение по тексту.

(1)Антипка вжал голову в плечи, на лбу выступила испарина. (2)Он попятился к парте, судорожно пытаясь нащупать стоявшую на ней коробку. (З)Если бы только можно было сейчас воспламениться на этом самом месте, и охва-титься огнём вмиг, с головой, и заполыхать, и сгореть, как полыхал тот стог заготовленного дедом сена, что подожгли мальчишки!..

(4)И    пусть бы огнём схватились и доска, и целый класс, и стоявший в проёме двери человек, и вся эта школа!…(5)Когда    в шестой «Б» пришёл Воля Горелов, Антипка не мог себе представить, какое испытание его ждёт.

(б)Волькины родители брали мясо птицы у деревенских, сдавали его знакомому директору магазина в ближайшем городе, а выручкой, истинный размер которой никогда никому не был известен, делились нехотя, словно давали в долг. (7)Гореловы кур на продажу выбирали важно, осознавая, в какой зависимости от их выбора находятся многие сельчане.

(8)Антипке и деду хватало их небольшого хозяйства. (9)До поры, пока в конце учебного года завуч школы не объявила о том, что летом есть возможность отправить ребят на экскурсию за полцены в столицу…(10)Дед увязал в мешок все до единой птицы и отправился к Гореловым. (И)Первым из мешка напоказ был вынут старый петух с вылинявшими редкими перьями.

(12)Старший    Горелов поднял брови:(13)—    Да ты, дед, выжил из ума такого старого петуха держать! (14)Вот снесёт он мне спорышка-Антипку, нечисти на дворе ещё не хватало!(15)Ходило по деревне поверье, что старый петух может снести яйцо — «спорышок», из которого выведется нечистая сила, обратится цыплёнком, исполнит желания хозяина, а потом заберёт его душу.

(16)Старухи говорили, что зовётся такой нечистик Антипкой.(17)Понять,    зачем именно сейчас нужно было ожить этому предрассудку, дед не успел, потому что тут же загыгы-кал, загоготал в голос Волька, повторяя: «Спорышок-Антипка! Внук евоный! Антипка — спорышок!»(18)Дед    ринулся к Вольке, схватил его за ухо сухонькой, но сильной ещё рукой, и отшвырнул с дороги…

(19)Вернулся    домой дед только через несколько часов: (20)— Учительница сказала, что деньги мы позже можем отдать, не пропустишь ты поездку, внучок! (21)Через месяц, как вылупятся цыплята, отнесёшь их ей, хоть так спасибо за добро скажем…(22)С    тяжёлым предчувствием взял Антипка из рук деда мешок…(23)Авторитет    Вольки среди мальчишек деревни был непререкаем.

(24)И тот, с кем не водился он, становился изгоем для всех деревенских ребят. (25)Скоро простые насмешки над «спорышком» наскучили, и Горелов предложил: «Нечистая сила во дворе у деда бродит, только он всё не верит, а давайте мы ему зенки-то раскроем!»(26)Они подожгли сено….

(27)Дед молча сбивал фуфайкой огонь, пока Антипка рыдал в голос: за что?(28)— Спорышок, ты слышишь? (29)Понесёшь цыплят — скараулим да головы им свернём, — прокричал кто-то за забором.(ЗО)Антипка плохо спал в ту ночь: уснуть мешала горькая обида. (31)Но страшнее всего была не она.

(32)3автра предстояло донести окольными тропками до деревенского сада, потом до дверей школы, а затем и до кабинета учительницы дюжину цыплят, маленьких, тёплых, ни в чём не виноватых… (ЗЗ)Как же Волька узнал про них?…(34)Мальчик    ворочался несколько часов, и, измученный, уснул под утро.(35)«Проспал!»    — первое, что мелькнуло в голове, когда он открыл глаза.

(З6)Наспех собраться, в коробку уложить на дно мягкую шаль, пересчитать — один, второй, трое, десять, двенадцать — все на месте! — и бегом, бегом, бережно неся неплотно прикрытую крышкой попискивающую ношу… (37)Сад, школа, поворот коридора, заветная дверь….

(38)Где, где же она, где же ты, учительница, миленькая?(39)3апыхавшись, он осторожненько поставил на парту коробку и вздрогнул, услышав, как скрипнула дверь. (40)Антипка обернулся.(41)На    пороге, зловеще ухмыляясь, стоял Волька.(42)«Душа    человека живёт вечно», — однажды сказал Антипке его дед, но только сейчас стало понятно: дед был неправ.

(43)Потому что именно сейчас — и осознание было внезапным и ясным — охваченная диким ужасом, душа Ан-типки умерла. (44)Но немая мольба о пламени, нужном, чтобы покончить со всем здесь и сейчас, улетела в небо над утренней деревней и достигла цели.(45)Умерла, сгорела в огне отчаяния душа спорышка, но в этом же пламени возродилась новым, пока незнакомым ему существом.

(46)Антипка сжал кулаки и кинулся на Вольку как дикая птица, защищающая свой выводок, своё будущее, сбил, и тот выпал в коридор к ногам дружков.

(47)Волька    перепуганно, совсем как девчонка, заверещал:(48)—    Снимите! (49)Снимите спорышка с меня!(50)Антипка    встал, отряхнулся и сказал в пол, не поднимая глаз на одноклассников:(51)—    Кто к птенцам подойдёт, тому несдобровать.(52)Он    не видел, что и притихший класс, в ногах которого лежал его хнычущий вожак, тоже не мог поднять на него глаз. (53)А кто посмел бы, тот увидел бы, как рассветное солнце, горизонтально стелившее свои лучи, обняло Анти-пку и огнём вычертило в проёме двери его вытянутый в струну силуэт.(54)Силуэт    не птенца-нечистика, а сильной, новой, большой и бесстрашной птицы.(55)—    Меня зовут Антип, — громко и спокойно сказал он.(56)Медленно    развернулся и твёрдыми шагами пошёл к столу с цыплятами.(57)Ребята    поднимали глаза ему вслед и зажмуривались: лучи солнца, сходящиеся за спиной Антипа и поглощавшие его фигуру, слепили их…

(По О. Павловой )

Вариант 1

Характер — это совокупность всех качеств человека. Как правило, он проявляется в отношении к окружающим.Давайте попробуем описать характер главного героя текста О. Павловой. Антипка не знал, как ещё, кроме слёз, реагировать на обиды и не был агрессивным (предл. 27).

Он жалостлив: вспомним, как боялся мальчик за птенцов в ночь перед тем, как отнести их в школу (предл. 32). Антипка способен на отчаянные поступки, чтобы защитить слабого (предл. 46). Одним словом, у него добрый характер.А вот дедушку Антипки отличает чувство собственного достоинства.

Испытывая нужду в деньгах, он не стал умолять Горелова купить у него птицу. Не простил старик и оскорбительного хохота невоспитанного мальчишки Вольки (предл. 18), чем вызвал моё искреннее уважение.

Я считаю, что дела человека и поведение лучше всего раскрывают его положительные или отрицательные качества.

Вариант 2В моём понимании характер — это качества личности, которые являются постоянными и определяют поведение человека. Под характером также часто подразумевают принципиальность человека, умение настоять на своём, сдержать слово.Например, дедушка Антипки из текста О.

Обратите внимание

Павловой — человек с характером! Несмотря на нужду в деньгах, он не стал уговаривать Горелова купить у него птицу. Хохот Вольки оскорбил его, и старик просто откинул невоспитанного мальчишку в сторону (предл. 18) и нашёл другой выход из ситуации (предл. 20).Я могу назвать своего лучшего друга Вадима человеком с характером. Я учусь у него силе воли.

Два года назад он пообещал отцу не получать троек и держит слово.

Я считаю, что люди с сильным характером помогают расти тем, кто их окружает.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Вариант 3Я думаю, что характер — это набор отличительных черт человека. Они проявляются в его отношениях с другими людьми, в том, какие он принимает решения, как он относится к работе, к самому себе.

Иногда для того, чтобы характер проявился, человек должен попасть в какую-то критическую или сложную ситуацию.Так произошло с героем текста О. Павловой Антипкой. Его решимость и сила проявились только тогда, когда появилась необходимость защитить дюжину цыплят от Вольки Горелова.

Сначала Антип был в отчаянии, но потом он взял себя в руки и ринулся с кулаками на Горелова (предл. 46). А вот смелость Вольки куда-то делась, и он показал себя трусом (предл. 47).Примеры проявления характера есть и в жизни.

Недавно в походе, в который мы отправились всем классом, самой выносливой оказалась хрупкая Катя, которая прошла всю дистанцию, ни разу не пожаловавшись на усталость!

Характер действительно определяет поведение человека.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/sochineniya-na-oge/43-oge-15-3-9-klass-sochinenie-na-temu-kharakter-po-o-pavlovoj

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) на тему

Слайд 1

ОГЭ: задание 15.3 Сочинение – рассуждение о значении слова Учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа №1354 г.Москвы Королева Ольга Олеговна

Читайте также:  Сочинение анализ романа воскресение толстого

Слайд 2

Критерии оценивания Композиционная стройность работы Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет – 2 б. Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста – 1 б. В работе допущено две и более ошибки в построении текста — 0 б .

Слайд 3

Структура сочинения-рассуждения 15.3. ОГЭ по русскому языку: 1. Тезис. 2. Аргумент 1 + пример + комментарий. 3. Аргумент 2 + пример + комментарий. 4. Заключение (по тезису). Каждая часть сочинения пишется с красной строки.

Слайд 4

Примерная формулировка задания (по демоверсии ФИПИ 2017): Как вы понимаете значение слова ОБИДА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое обида», взяв в качестве тезиса данное вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём балов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 5

Тезис ( вступ-ление ) Вывод Пример из прочитанного текста Пример из жизненного опыта

Слайд 6

Важно

С3К1 Толкование значения слова Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение и прокомментировал его – 2 б. Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение, но не прокомментировал его – 1 б. Экзаменуемый дал неверное определение или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует – 0 б. Критерии оценивания

Слайд 7

Три мифа о сочинении 15.3 МИФ 1. Определение понятия может находиться только в начале сочинения . Реальность: определение понятия можно написать в начале сочинения или в конце . Официальное подтверждение: Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развёрнутым ответом. (стр. 59)

Слайд 8

Вступление. Тезис По условию задания в качестве тезиса берём сформулированное нами определение. Обратите внимание на то, что определение понятия и комментарий к нему зависят от содержания текста ! Есть разные способы толкования лексического значения слова.

Слайд 9

Синонимический способ Д искуссия — спор , обсуждение какого-либо вопроса ; К лише — рисунок , чертеж на бумаге , О ригинал — подлинник . Коммерция – торговля . Зодчий – архитектор . Аморальный – безнравственный . Крах — разорение, банкротство. Каверза — интрига, происки, подвох. Реестр -список, перечень. Инертны й — бездеятельный, неподвижный.

Слайд 10

Перечислительный способ Морфема – это приставка, корень суффикс, окончание. Приматы – это полуобезьяны , обезьяны , человек . Гнус – комары , мошки , слепни .

Описательный способ Источник – то , из чего берется , черпается что-либо ; то , что дает начало чему-либо , служит основой чего–либо .

Наглядны й – такой , который можно непосредственно созерцать , очевидный из непосредственного наблюдения

Слайд 11

Отрицательный способ Бескультурье – отсутствие культуры. Инвалид – человек, утративший трудовую способность вследствие болезни или старости Комбинированный Сострадание – это жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем или бедой другого

Слайд 12

Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания. Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

Например: Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу .

Комментарий

Слайд 13

Вступление

Слайд 14

Из словаря Обида — оскорбление, огорчение, причинённое кому-либо несправедливо, незаслуженно; чувство, вызванное этим оскорблением, огорчением. Обида — несправедливо причиненное огорчение, оскорбление.

Совет

ОБИДА — всякая неправда, тому, кто должен переносить ее; все, что оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняет боль, убыток или поношение.

(Даль) Обида – неприятное чувство, возникающее, если ты увидишь, что твой друг пренебрегает твоими интересами или тот, кого ты любишь, ведёт себя с тобой совсем иначе, чем ты ожидаешь.

Слайд 15

ОБИДА – огорчение – оскорбление – досада – несправедливость – боль . Обида — это страдание, возникающее, когда тебя не понимают или игнорируют. Когда тебя обижают, то ты испытываешь досаду боль, понимаешь, что к тебе отнеслись несправедливо.

Обида — чувство горькое на вкус, холодно-угловатое на ощупь. Как много в этом коротком слове, как оно ранит, оставляет шрамы, порождает ненависть и месть.

Мы стали просто так из-за плохого настроения обижать любимых, родных, близких, не задумываясь, что для человека это удар в спину, это чувство, которое может привести даже к смерти.

Слайд 16

В основной части аргументируется тезис. Необходимо привести 2 примера-аргумента 1) из указанного текста; 2) из жизненного опыта (случай, действительно имевший место в жизни автора; свидетельство очевидцев и т.п.). Примеры должны соответствовать данному понятию; иллюстрировать данное определение. Основная часть. Аргументы

Слайд 17

МИФ 2 . Второй аргумент нельзя приводить тоже из прочитанного текста , как первый. Реальность: оба аргумента могут быть приведены из прочитанного текста , НО не во всех текстах можно найти второй аргумент. Официальное подтверждение: Критерии оценивания задания 15.3. (см. критерий С3К2)

Слайд 18

МИФ 3 . Второй аргумент можно приводить только из личного жизненного опыта . Реальность : второй аргумент можно приводить из прочитанного текста , литературного произведения , кинофильмов , СМИ (в том числе из Интернета ), личного опыта, опыта других людей. Официальное подтверждение: Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развёрнутым ответом. (стр. 60)

Слайд 19

Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише : Попробуем разобраться в смысле этого понятия. Как можно понять это определение? Попробуем объяснить данное определение. Переход к рассуждению

Слайд 20

Обратите внимание

Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише: Чтобы подтвердить сказанное, обратимся тексту (автор). Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (автор).

Предложение … подтверждает мысль о том, что … . Примеры (понятие) можно встретить в жизни. Это определение можно доказать на таком примере. В подтверждение приведу также пример из жизни.

Включение примеров

Слайд 21

Как найти аргументы в тексте? Самым трудным является поиск аргументов в тексте . Если Вы не очень хорошо разбираетесь в средствах художественной выразительности, то перед экзаменом их, конечно, лучше повторить. В задании 15.3. использовать их в качестве аргумента не обязательно, но умелое использование выразительных средств обязательно будет оценено проверяющим.

На самом экзамене большим подспорьем Вам станет, как ни странно, сама экзаменационная работа. Аргумент № 1 Вы берете из прочитанного текста. Задумайтесь о проблеме, поднятой в тексте, о том, как разрешается данная проблема в тексте. Аргумент № 2 Вам подскажет собственный жизненный опыт.

Задумайтесь о том, актуальна ли данная проблема в настоящее время? Как проявляется проблема в наши дни? И напишите об этом.

Слайд 22

1 аргумент Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. Взрослые, а за ними и дети, обидели безвинного ребёнка. Пятилетняя девочка не должна отвечать за поступки отца.

Она ведь даже не понимает, почему к ней так относятся: избегают, выгоняют, игнорируют. Девчушка стала «задыхаться от нахлынувшей обиды», а ещё ей было «не по-детски горько и больно от чувства собственного бессилия».

Память об этом событии она пронесла через всю жизнь.

Слайд 23

2 аргумент С этим горьким чувством я не раз встречался в жизни. Никогда мне не забыть тот случай, когда одноклассники не взяли меня в поход.

Важно

Они прямо в лицо мне сказали, что я «слабак» и маменькин сынок, а потом добавили, что на меня нельзя положиться и я их подведу. Это была моя самая большая обида, но я недолго расстраивался. Твёрдо решил доказать, что я не такой.

Записался в спортивную секцию, перестал плакать по пустякам, жаловаться. А через год меня взяли в поход!

Слайд 24

С3К2 Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста – 3 б . Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста – 2 б . Экзаменуемый привёл пример(- ы )-аргумент(- ы ) из жизненного опыта– 1 б . Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента– 0 б . Критерии оценивания

Слайд 25

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.

Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом или речевым клише мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д. Заключение. Вывод

Слайд 26

Вывод Таким образом, мы понимаем, что гадкая Обида живёт среди людей, но ей нельзя поддаваться, нельзя обижать других, нельзя мстить за нанесённое оскорбление. В жизни действует закон компенсации, и он неотвратим: сотворенное нами и добро и зло возвращается к нам обязательно, причем умноженное многократно…

Слайд 27

С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2 б .

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста – 1 б.

Совет

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста – 0 б. Критерий оценивания

Слайд 28

Помните , что задания 1 (изложение) и 15 (сочинение) будут проверять эксперты. Поэтому старайтесь писать не только ГРАМОТНО , но и АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО , чтобы написанное можно было прочитать без труда. Ещё раз о почерке

Слайд 29

Практическая работа 1. Формулируем ТЕЗИС. Даём определение слову ДРУЖБА. Обратите внимание: 1. Дать определение понятию вам может помочь текст сжатого изложения , т.к. его тема часто перекликается с темой сочинения 2.

Прежде чем сформулировать определение, проанализируйте содержание текста для изложения и сопоставьте его с содержанием текста, это необходимо сделать для того, чтобы избежать несоответствия между определением слова дружба и примерами-аргументами из указанного текста и вашего жизненного опыта; в тексте для изложения названо несколько отличительных признаков дружбы, но не нужно в определении перечислять все признаки, укажите только тот, который можно проиллюстрировать примером из текста ;

Слайд 30

3. объясняя смысл слова дружба , избегайте такой формулировки: Дружба — это когда … ; выстраивайте своё определение по следующей СХЕМЕ: а) назвать понятие (дружба), б) назвать более широкое понятие (например, отношения), в) указать отличительный признак (например, основанные на …

); Дружба — это близкие отношения, основанные прежде всего на взаимопонимании и искренности. Настоящий друг от души порадуется твоим успехам, и в его сердце никогда не будет зависти. Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах. (34 слова) 4.

Другие варианты определения слова дружба : а) Дружба — это одна из основных добродетелей, выражающаяся во взаимном понимании, искренности . б) Дружба — это разновидность отношений между людьми, которые характеризуются … в) Дружба — это форма общения людей, основанная на …

г) Дружба — это одно из лучших нравственных чувств человека, выражающее …

Слайд 31

2. Приводим АРГУМЕНТ из прочитанного текста, подтверждающий наши рассуждения 5. Не забудьте логически связать эту часть сочинения с предыдущей (см. последнее предложение вступления). Аргумент 1 Обратимся к тексту Ю.Олеши .

В нём повествуется о взаимоотношениях двух лицеистов — Пушкина и Кюхельбекера.

Вильгельм — настоящий друг, потому что он не только не обижается на адресованные ему строки, но и осознаёт гениальность юного поэта и не скрывает своего искреннего восхищения (предложения 49 — 56). (40 слов)

Слайд 32

Обратите внимание

3. Приводим АРГУМЕНТ из собственного жизненного опыта. Аргумент 2 У меня тоже есть подруга. Её зовут Марина. Она надёжная, понимающая, отзывчивая. Вот уже шесть лет Марина успешно занимается спортивной гимнастикой.

Я всегда искренне радуюсь её победам и достижениям. Совсем недавно Марина заняла первое место в областных соревнованиях. Я знаю, каким трудом она добилась этой победы.

Читайте также:  Сочинения по рассказам пришвина

Я очень горжусь своей подругой и дорожу нашей дружбой! (55 слов)

Слайд 33

4. Формулируем ВЫВОД Таким образом , одно из основных условий дружбы — отсутствие зависти и конкуренции. (16 слов) Всего в сочинении 145 слов (норма — не менее 70 слов). Помните, что в сочинении должно быть как минимум 3 абзаца ! В данной работе получилось 4 абзаца : 1. Объяснение смысла предложений из текста. 2. Аргумент 1. 3. Аргумент 2. 4. Вывод.

Слайд 34

Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку Часть (абзац) Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений) 1. Тезис На мой взгляд, человечность — это… (или) По моему мнению, человечность — это… (или) Мне кажется, что человечность — это…

(или) Я думаю, что человечность — это… (или) Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что… 2. Аргумент 1 Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о… (или) В тексте Б.Васильев поднимает проблему… В предложении № … автор говорит о том, что… (или) 3.

Аргумент 2 Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта… (или) В жизни мы часто наблюдаем… (или) Однажды я был свидетелем события, которое… Как-то раз… 4. Заключение Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что… (или) Таким образом, можно заключить, что…

(или) В заключение я хочу сказать, что…

Слайд 35

Сочинение-рассуждение (клише) Тема 15.3 ( о значении слова ) Что такое дружба (красота, сострадание и т.п.)? На этот вопрос можно ответить по-разному. На мой взгляд, дружба (красота) – это…………………………. Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах.

О настоящей дружбе (красоте…) повествует в представленном тексте известный русский писатель……………..

(очень кратко, несколькими предложениями, в качестве примера изложить основное содержание текста) О настоящей дружбе (красоте……) говорится и в произведении (ФИО писателя и название произведения) В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

( Привести конкретный пример из произведения или из личного опыта) Вывод очевиден: настоящую дружбу надо ценить и беречь, ради нее нужно уметь прощать ошибки своих друзей. (Или: вывод очевиден: настоящая красота – это то , что делает нас добрее.

Слайд 36

Данные клише призваны лишь помочь Вам в формулировании мыслей, использовать именно эти фразы вовсе не обязательно. Сочинение по заданию 15.3. может выглядеть и более творчески, обязательным условием является соблюдение структуры сочинения: Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость.

Важно

В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу. Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика из текста Б. Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой старой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны Федотовны. Бесчеловечный поступок ребят привёл к тому, что душа её «ослепла и оглохла».

Ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них. Добрые чувства должны формироваться с детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин.

Без человечности невозможна душевная красота человека. (125 слов)

Слайд 37

Использованные материалы http :// nsportal . ru / shkola / russkii — yazyk — i — literatura http://festival.1september.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki http://images.yandex.ru/yandsearch http://www.onelegend.ru

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/12/02/oge-zadanie-15-3-sochinenie-rassuzhdenie-o-znachenii-slova

Образцы сочинений- рассуждений15.3 для ОГЭ по русскому языку

Что такое сострадание?

    Сострадание — это умение понять проблемы другого человека, сочувствовать и переживать вместе с ним. Людям, обладающим этим чувством, не знакомо равнодушие и эгоистичность, они стараются помочь  человеку в беде.

   В тексте А.

Лиханова повествуется о девушке Наде, которая пришла работать в детский дом и проявила сострадание к малышам, лишенным родительской заботы:  «помню то острое чувство вины, которое пронзило меня, и пришли простые мысли: у малышей никого нет, им нужен кто-то, очень близкий нужен» (предложение 12). Учительница  прочувствовала  боль детей и сделала все, чтобы ребята не ощущали себя брошенными.

    Ярким примером проявления сострадания является девочка Дина, героиня рассказа Л.Толстого «Кавказский пленник». Проникшись сочувствием к русскому пленному офицеру и не побоявшись гнева своего отца, девочка украдкой бегала к яме, где сидел Жилин, носила ему молоко, лепёшки и ,наконец, устроила его побег. Тем самым Дина спасла жизнь офицеру.

  Итак, приведённые примеры  доказывают, что человек, умеющий сострадать, никогда не оставит в беде  других людей.

Как Вы понимаете значение слова УЧИТЕЛЬ?

   Учитель, на мой взгляд, — это не только тот, кто занимается преподаванием какого-либо предмета, но и оказывает влияние на нравственное развитие своих учеников, формирование их характеров. У каждого учителя должен быть свой метод обучения.

   Так, в тексте Ф.Искандера описывается метод учителя Харлампия Диогеновича. Главное его оружие в работе со школьниками было «делать человека смешным».

Никто из ребят не хотел оказаться в таком положении, а если уж оказывался, то стремился во что бы то ни стало доказать, что он «не такой уж окончательно смехотворный».

Совет

Автор текста благодарен учителю за этот метод, смехом закалявший лукавые детские души.

  В моей школе тоже у  учителей есть свои методы работы. Так,  учитель алгебры любит приводить в пример веселые истории из жизни или математические стишки, которые нам помогают ярче представить ту или иную задачу и побыстрее справиться с заданием.

Таким образом, каждый учитель имеет свой подход к ученику, оказывающий влияние на формирование детских характеров.

Что такое сильный человек?

    Сильный человек – это тот, кто обладает твердой волей, стойкостью во время суровых жизненных испытаний. Сильным мы можем назвать и того, кто, несмотря на опасность, исполняет все, что задумал.

  Так, в тексте Л.Н.Андреева рассказывается о девочке, которая «… осторожно, говоря так ласково, как это можно было, … подвигалась к собаке и сама боялась: вдруг укусит» (предложение 15). Но она, пересилив свой страх, подошла к чужой бродячей собаке. Вот он, маленький, но сильный человек!

 А. А. Лиханов в одной из глав романа « Лабиринт» рассказывает о Теме, который своим поступком доказал, что он сильный человек. Мальчик во время пожара не побоялся вбежать в горящий дом, чтобы спасти «желтых перепуганных цыплят» (предложение 47). Тема обгорел на пожаре, но, несмотря на страх и боль, помог беззащитным существам.

Могу сделать вывод, что сильные люди никогда не сдаются, они не оставят в беде, а обязательно помогут.

Что такое красота ? 

 Красота — это то, что вызывает восхищение у людей, наполняя их души счастьем и восторгом,  печалью и состраданием.  Говоря об этом качестве человека,  мы имеем в виду не только красоту внешнюю, но и душевную, которая освещает нашу жизнь радостью, приносит  нравственное удовлетворение. 

  Так, герой текста Ю.Сергеева дед Гриничка очень любил петь. Он обладал хорошим, молодым голосом и своими песнями сводил сердце печалью, вызывал горячую слезу.

Обратите внимание

Автор говорит, что ходили к нему люди, как на исповедь, потому что, когда «Гриничка пел, теплела душа, и уходил дурман суетного дня, и каждый становился добрее и чище» (предложение 32).

Вот она, красота, приносящая моральное удовлетворение!

  Почти сорок лет нет с нами прекрасной певицы Анны Герман. Но её песнями и по сей день восхищаются любители музыки, потому что они дают силу миллионам людей.  Анна Герман вкладывала в свои песни душу, так как пела о радостях жизни, о любви, о счастье, о том, что может взволновать любого человека. Песни Герман – истинная красота!

     Таким образом, все, что вызывает восхищение у людей, освещает их жизнь счастьем, и есть красота.

Что такое человечность?

   Человечность — это моральное качество, отражающее милосердное отношение к окружающим. Я считаю, что человечность — это и уважение к людям, сочувствие, доверие и великодушие. 

 Так, учительница Анна Сергеевна, героиня текста Е.А.Пермяка, решила пробудить в своём ученике Андрюше чувство доброты  к его соседке по парте, поведав историю из своего детства. Мальчику ее рассказ понравился, и он решил подружиться с Асей. Андрюша стал встречать её с утра, провожать в школу, защищая от собак и шипящих гусей. Так он проявил лучшее свое качество-человечность.

     Однажды мой знакомый Алексей шёл домой с работы через лес и вдруг услышал какое-то поскуливание. Наклонившись к кустам, парень увидел щенят, замерзших и голодных. Алексей вспомнил, что у него остался пирожок с обеда, и накормил щенят. Но это еще не все! Он не смог оставить беззащитных малышей в лесу и забрал их домой. Вот оно, милосердие!

     Итак, человечность – это доброта и сочувствие к тем, кто в этом нуждается, она может быть проявлена не только к людям, но и к животным.

Что такое СПРАВЕДЛИВОСТЬ?   

        Каждый человек задаётся вопросом: «Что такое справедливость»? Для меня смысл понятия «справедливость» заключается в том, что  всё в мире должно быть оценено объективно и в соответствии с нравственным законом. 

Важно

       А. Алексин в тексте  рассматривает это понятие на примере семьи Кольки. Мама сделала жизнь своих родных ярче и интереснее, этим она заслужила право быть главой семьи. Колька и его отец «подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы». 

               Проблема справедливости актуальна и в наше время. Взять, к примеру, гражданскую войну в Украине. Мирные жители страдают от жестокости государственной власти. Они не хотят конфликтов, а их убивают, сжигают их дома и обстреливают. Я считаю, что такое отношение несправедливо по отношению к простым гражданам, так  как они не заслужили  его  со стороны власти. 

              Таким образом, мы видим, что справедливость – важное понятие, но не всегда она достижима в жизни. 

Что такое самовоспитание?

   Самовоспитание – это сознательная  работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Самовоспитание играет огромную роль в жизни ребенка, так как именно в юношеском возрасте формируется характер.  

  Так, в тексте Л.Пантелеева описывается история мальчика, который во время игры получил задание охранять «пороховой склад». Вечером все мальчишки разошлись по домам, забыв про маленького  часового.

А тот, дав честное слово, не мог покинуть пост, потому что его «сильная воля и такое крепкое слово» ( предложение 53 )  не позволяли малышу нарушить приказ.

«Воля» и «слово» у героя сформированы за счет самовоспитания.

  Ярким примером того, как надо закалять свою волю, является Александр Суворов. Будущий великий полководец  в детстве был слабым и болезненным ребенком.

Но он мечтал о карьере военного! И  двенадцатилетний Саша  решил научиться переносить усталость и холод, тренировать выносливость, волю и силу. Вставая рано, он обливался холодной водой, скакал на коне в одной рубашке навстречу осеннему ветру и дождю.

Совет

Был настойчив в достижении цели, упорен и даже непреклонен. Именно самовоспитание помогло ему осуществить свою мечту.

   Таким образом, эти примеры убеждают нас в том, что самовоспитание способствует формированию у человека положительных качеств.

Что такое природа ? 

     Природа…Это леса и поля, моря и реки, животные и птицы. Все то, без чего жизнь человека будет намного беднее. Особую роль в жизни многих людей занимают братья наши меньшие. 

   Так, героя текста В.К.Железникова Валеру интересовало, почему собака Яна, живущая в квартире по соседству с его другом Юркой, выла каждый день до пяти часов вечера.

Человек неравнодушный, он решил встретиться с хозяином собаки, у которого сразу спросил, почему она так себя ведет. Тот, осознав, что мальчик не жалуется на то, что Яна мешает своим воем, а хочет помочь, очень обрадовался.

Предложение мальчика, думаю, пришлось по вкусу и собачонке, желающей «прогуляться». Вот оно, милосердное отношение к животным! 

Читайте также:  Сочинение по картине возвращение блудного сына рембрандта эссе 6, 7, 9, 11 класс описание

Этим же качеством обладает и мальчик Тёма, герой повести  Н.Гарина-Михайловского, который вытаскивает  свою собаку из колодца, куда «какой-то ирод» бросил несчастное животное. Рискуя жизнью, преодолевая свой страх в темном колодце, мальчик спасает Жучку. Если бы не Темина любовь к собачке и не его смелость, уверена, что у него бы ничего не получилось.

Таким образом, природа, дарящая нам дружбу с братьями нашими меньшими, очень щедра по отношению к человеку.

«Что такое душевные силы?»

Что такое душевные силы? Душевные силы – это те силы, что связаны с внутренним миром человека, те искренние, сердечные порывы, которые  идут от души.  Это умение увидеть, почувствовать и понять окружающий мир, природу, умение любить всё живое. 

      Старый Тарас, герой рассказа Мамина –Сибиряка, не только умеет чувствовать, любить природу, но и помогает, спасает беззащитных живых существ. В предложениях 28-30 Тарас говорит о лебеде, как о ребёнке: «Сиротой остался», жалеет его, беспокоится о нём. Старик не только обладает большой душой, великими душевными силами, но и щедро делится ими с окружающим миром. 

Обратите внимание

Мне в жизни тоже встретился такой человек. Старый охотник, Иван Васильевич, всегда говорил, что охота- это тоже работа, только больше работа для души, потому что не «всякое животное или там птичушку» можно убивать. «Иной раз и спасать приходится от безумков», — говорил он.

Таким образом, душевные силы скрыты в каждом из нас, нужно просто научиться ими пользоваться и их развивать.

Источник: https://multiurok.ru/files/obraztsy-sochinienii-rassuzhdienii15-3-dlia-oge-po-russkomu-iazyku.html

Сочинение 15.3 (Какого человека можно считать сильным)

По толковому словарю Ожегова у понятия «сильный» есть несколько значений. Вот некоторые из них: Сильный – обладающий большой физической силой. Сильный – обладающий твердой волей, стойкий.

 Эти два определения понятия «сильный» относятся к человеку, характеризуют его с той или иной стороны. Например, сильный человек – это человек, обладающий большой физической силой. Или, сильный человек – это человек, отличающийся твердым волевым характером.

И первое, и второе определение абсолютно правильны. Безусловно, сильным человеком можно назвать человека с развитыми мышцами, обладающего большой силой руки, способного поднимать большие тяжелые предметы или делать тяжелую физическую работу.

Но в данном сочинении я хочу рассмотреть человека, обладающего свойствами из второго определения. Человека, который обладает стойким характером и твердой волей.

Именно такого человека в первую очередь можно считать сильным. Именно такого человека я считаю сильным.

Сила воли дается не каждому человеку. Но различить в толпе остальных людей человека с твердой волей не трудно. В течение жизни человека его сила воли проявляется в разных поступках. И судя именно по этим поступкам можно сказать о воле человека и о его силе.

Сильного человека отличают следующие признаки:

— уверенный (уверен в себе, верит в себя и свои силы);

— умеющий контролировать свои эмоции;

— независимый (от окружающих людей, их мнения, от предрассудков, от общественного мнения);

— настойчивый (всегда знает, чего хочет от жизни; достигает поставленных целей);

— разумный (умеет правильно и здраво анализировать и оценивать события).

Это конечно не все признаки и черты сильного человека, но это основные из всех остальных.

Важно

Чаще всего сильных людей можно встретить среди спортсменов. Причем такие люди сильные в обоих смыслах этого слова. Они сильны и духом, характером, волей и сильны телом, физически. Сильные люди также часто встречаются среди инвалидов и людей с ограниченным возможностями.

 Каким твердым характером и несгибаемой силой воли нужно обладать, чтобы каждый день преодолевать свои недостатки и делать то, что способны делать только обычные люди. Есть много примеров таких людей. Приведу некоторых из них.

Это спортсмены Мария Иовлева, Роман Петушков, Елена Ремизова.

Всех этих людей, без сомнения можно считать сильными людьми. Композитор Людвиг Бетховен, музыканты Стиви Уандер и Рей Чарьлз, советский летчик Алексей Маресьев, художник Григорий Журавлев и многие другие.

Источник: http://vsesoch.ru/sochineniya-na-raznuyu-temu/1493-sochinenie-153-kakogo-cheloveka-mozhno-schitat-silnym.html

Сочинение-рассуждение ОГЭ 15.3. Что такое характер?

Вариант 1

Характер — это совокупность всех качеств человека. Как правило, он проявляется в отношении к окружающим.

Давайте попробуем описать характер главного героя тек­ста О. Павловой. Антипка не знал, как ещё, кроме слёз, реагировать на обиды и не был агрессивным (предл. 27). Он жалостлив: вспомним, как боялся мальчик за птенцов в ночь перед тем, как отнести их в школу (предл. 32). Анти­пка способен на отчаянные поступки, чтобы защитить сла­бого (предл. 46). Одним словом, у него добрый характер.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

А вот дедушку Антипки отличает чувство собственного достоинства. Испытывая нужду в деньгах, он не стал умо­лять Горелова купить у него птицу. Не простил старик и ос­корбительного хохота невоспитанного мальчишки Вольки (предл. 18), чем вызвал моё искреннее уважение.

Я считаю, что дела человека и поведение лучше всего раскрывают его положительные или отрицательные качества.

Вариант 2

В моём понимании характер — это качества личности, которые являются постоянными и определяют поведение человека. Под характером также часто подразумевают принципиальность человека, умение настоять на своём, сдержать слово.

Например, дедушка Антипки из текста О. Павловой — человек с характером! Несмотря на нужду в деньгах, он не стал уговаривать Горелова купить у него птицу. Хохот Вольки оскорбил его, и старик просто откинул невоспитан­ного мальчишку в сторону (предл. 18) и нашёл другой вы­ход из ситуации (предл. 20).

Я могу назвать своего лучшего друга Вадима человеком с характером. Я учусь у него силе воли. Два года назад он по­обещал отцу не получать троек и держит слово.

Я считаю, что люди с сильным характером помогают расти тем, кто их окружает.

Вариант 3

Я думаю, что характер — это набор отличительных черт человека. Они проявляются в его отношениях с другими людьми, в том, какие он принимает решения, как он отно­сится к работе, к самому себе.

Иногда для того, чтобы характер проявился, человек должен попасть в какую-то критическую или сложную си­туацию.

Так произошло с героем текста О. Павловой Антипкой. Его решимость и сила проявились только тогда, когда поя­вилась необходимость защитить дюжину цыплят от Вольки Горелова. Сначала Антип был в отчаянии, но потом он взял себя в руки и ринулся с кулаками на Горелова (предл. 46). А вот смелость Вольки куда-то делась, и он показал себя трусом (предл. 47).

Совет

Примеры проявления характера есть и в жизни. Недавно в походе, в который мы отправились всем классом, самой выносливой оказалась хрупкая Катя, которая прошла всю дистанцию, ни разу не пожаловавшись на усталость!

Характер действительно определяет поведение человека.

Текст для работы

(1)Антипка вжал голову в плечи, на лбу выступила ис­парина. (2)Он попятился к парте, судорожно пытаясь нащу­пать стоявшую на ней коробку. (З)Если бы только можно было сейчас воспламениться на этом самом месте, и охва- титься огнём вмиг, с головой, и заполыхать, и сгореть, как полыхал тот стог заготовленного дедом сена, что подожгли мальчишки!..

(4) И    пусть бы огнём схватились и доска, и целый класс, и стоявший в проёме двери человек, и вся эта школа!…

(5) Когда  в шестой «Б» пришёл Воля Горелов, Антипка не мог себе представить, какое испытание его ждёт.

(б)Волькины родители брали мясо птицы у деревенских, сдавали его знакомому директору магазина в ближайшем городе, а выручкой, истинный размер которой никогда ни­кому не был известен, делились нехотя, словно давали в долг.

(7)Гореловы кур на продажу выбирали важно, осозна­вая, в какой зависимости от их выбора находятся многие сельчане.

(8)Антипке и деду хватало их небольшого хозяйства. (9)До поры, пока в конце учебного года завуч школы не объявила о том, что летом есть возможность отправить ре­бят на экскурсию за полцены в столицу…

(10)Дед увязал в мешок все до единой птицы и отправил­ся к Гореловым. (И)Первым из мешка напоказ был вынут старый петух с вылинявшими редкими перьями.

(12) Старший Горелов поднял брови:

(13)   —  Да ты, дед, выжил из ума такого старого петуха держать! (14)Вот снесёт он мне спорышка-Антипку, нечисти на дворе ещё не хватало!

(15)Ходило по деревне поверье, что старый петух может снести яйцо — «спорышок», из которого выведется нечистая сила, обратится цыплёнком, исполнит желания хозяина, а потом заберёт его душу. (16)Старухи говорили, что зовётся такой нечистик Антипкой.

(17)  Понять,  зачем именно сейчас нужно было ожить это­му предрассудку, дед не успел, потому что тут же загыгы- кал, загоготал в голос Волька, повторяя: «Спорышок- Антипка! Внук евоный! Антипка — спорышок!»

(18)  Дед  ринулся к Вольке, схватил его за ухо сухонькой, но сильной ещё рукой, и отшвырнул с дороги…

(19) Вернулся домой дед только через несколько часов: (20)— Учительница сказала, что деньги мы позже можем отдать, не пропустишь ты поездку, внучок! (21)Через месяц, как вылупятся цыплята, отнесёшь их ей, хоть так спасибо за добро скажем…

(22)  С   тяжёлым предчувствием взял Антипка из рук деда мешок…

(23) Авторитет Вольки среди мальчишек деревни был не­пререкаем. (24)И тот, с кем не водился он, становился изго­ем для всех деревенских ребят. (25)Скоро простые насмешки над «спорышком» наскучили, и Горелов предложил: «Не­чистая сила во дворе у деда бродит, только он всё не верит, а давайте мы ему зенки-то раскроем!»

(26)Они подожгли сено…. (27)Дед молча сбивал фуфай­кой огонь, пока Антипка рыдал в голос: за что?

(28)— Спорышок, ты слышишь? (29)Понесёшь цыплят — скараулим да головы им свернём, — прокричал кто-то за забором.

(ЗО)Антипка плохо спал в ту ночь: уснуть мешала горь­кая обида. (31)Но страшнее всего была не она. (32)3автра предстояло донести окольными тропками до деревенского сада, потом до дверей школы, а затем и до кабинета учи­тельницы дюжину цыплят, маленьких, тёплых, ни в чём не виноватых… (ЗЗ)Как же Волька узнал про них?…

(34) Мальчик  ворочался несколько часов, и, измученный, уснул под утро.

(35) «Проспал!»  — первое, что мелькнуло в голове, когда он открыл глаза.

(Зб)Наспех собраться, в коробку уложить на дно мягкую шаль, пересчитать — один, второй, трое, десять, двена­дцать — все на месте! — и бегом, бегом, бережно неся не­плотно прикрытую крышкой попискивающую ношу… (37)Сад, школа, поворот коридора, заветная дверь…. (38)Где, где же она, где же ты, учительница, миленькая?

(39)3апыхавшись, он осторожненько поставил на парту коробку и вздрогнул, услышав, как скрипнула дверь. (40)Антипка обернулся.

(41) На пороге, зловеще ухмыляясь, стоял Волька.

(42) «Душа       человека живёт вечно», — однажды сказал Антипке его дед, но только сейчас стало понятно: дед был неправ. (43)Потому что именно сейчас — и осознание было внезапным и ясным — охваченная диким ужасом, душа Ан- типки умерла. (44)Но немая мольба о пламени, нужном, чтобы покончить со всем здесь и сейчас, улетела в небо над утренней деревней и достигла цели.

(45)Умерла, сгорела в огне отчаяния душа спорышка, но в этом же пламени возродилась новым, пока незнакомым ему существом. (46)Антипка сжал кулаки и кинулся на Вольку как дикая птица, защищающая свой выводок, своё будущее, сбил, и тот выпал в коридор к ногам дружков.

(47) Волька перепуганно, совсем как девчонка, заверещал:

(48)  — Снимите! (49)Снимите спорышка с меня!

(50) Антипка встал, отряхнулся и сказал в пол, не под­нимая глаз на одноклассников:

(51) — Кто к птенцам подойдёт, тому несдобровать.

(52) Он не видел, что и притихший класс, в ногах которо­го лежал его хнычущий вожак, тоже не мог поднять на него глаз. (53)А кто посмел бы, тот увидел бы, как рассветное солнце, горизонтально стелившее свои лучи, обняло Анти- пку и огнём вычертило в проёме двери его вытянутый в струну силуэт.

(54) Силуэт    не птенца-нечистика, а сильной, новой, большой и бесстрашной птицы.

(55)  — Меня зовут Антип, — громко и спокойно сказал он.

(56) Медленно     развернулся и твёрдыми шагами пошёл к столу с цыплятами.

(57) Ребята поднимали глаза ему вслед и зажмуривались: лучи солнца, сходящиеся за спиной Антипа и поглощавшие его фигуру, слепили их…

(По О. Павловой )

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://referat5top.ru/sochineniya-po-russkomu-yazyku/sochinenie-oge/7502-sochinenie-rassuzhdenie-oge-15-3-chto-takoe-kharakter

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector