Сочинение вера ростова в романе война и мир толстого характеристика и образ

Образы русских женщин в романе л. н. толстого «война и мир» (вариант 2)

Образы русских женщин в романе л. н. толстого «война и мир» (вариант 2)

В романе «Война и мир» Толстой рисует много женских образов.

Наташе Ростовой, одной из любимых героинь автора, Марье Болконской, к которой Толстой относится с такой же теплотой и симпатией, противопоставлены красивая, развращенная и патологически глупая княгиня Элен Курагина, воплотившая в себе всю скверну столичного общества, княгиня Друбецкая — мать-наседка, юная «маленькая княгиня» Лиза Болконская — нежный и скорбный ангел. Меньше места отведено в романе Вере Ростовой, Соне — воспитаннице семьи Ростовых и другим женщинам, которые играют эпизодическую роль. Отношение Толстого ко всем женщинам довольно своеобразное. Это подметил Горький, когда писал о Толстом; «Больше всего он говорил о Боге, о мужчине и женщине. К женщине, на мой взгляд, относился непримиримо враждебно и любит наказывать ее, — если она не Кити и не Наташа Ростова, женщина есть существо ограниченное…» Да, Толстой действительно любил свою героиню Наташу Ростову. Ее образ наиболее полно раскрыт в романе. Кто же такая Наташа Ростова?

Когда Марья Болконская попросила Пьера рассказать о Наташе, тот оказался в тупике: «Я решительно не знаю, что это за девушка. Она обворожительна. А отчего, я не знаю. Вот все, что можно сказать про нее».

Наташу совершенно не интересует интеллектуальная жизнь и общественные интересы. Нельзя даже сказать умна ли она, «она не удостаивает быть умной», как в той же беседе с княжной Марьей выразился Пьер.

Обратите внимание

Но она удивительным образом оказывает могущественное влияние на нравственное становление и умственную жизнь князя Андрея и Пьера. Для Наташи не существует сложного вопроса о смысле бытия, над которым задумываются и который пытаются решить Андрей и Пьер.

Но этот вопрос она решает как бы между прочим самим фактом своего существования. После встречи с Наташей резко меняются взгляды Андрея на жизнь.

Наташа всегда мила, прекрасна. Находясь рядом с другим человеком, она исцеляет и обновляет его, и никто не может понять, каким образом это у нее получается. Наташа, не подозревая о том, определяет общественное поведение людей — такова ее роль в жизни князя Андрея и Пьера. Своим поведением Наташа отрывает людей от всего ложного, содействует их объединению на какой-то общей основе.

Даже Друбецкого притягивает сила, исходящая от Наташи. Твердо вначале собиравшийся дать понять Наташе, что связывавшие их некогда, совсем еще в детстве, отношения не могут возобновиться, Борис находит совсем не ту Наташу, которую он знал ранее. Теперь он уже не может не видеть ее, реже бывает у Элен, уезжает как в тумане, не зная, чем это может кончиться, и совсем запутывается.

Наташа искренне любит Андрея Болконского, возвращает его к жизни. Эпизод с Анатолем Курагиным не более, чем ошибка. Чистая ее душа не могла увидеть фальши этого человека, потому что она не могла допустить нечистые помыслы у других людей.

В эпилоге мы видим счастливую Наташу. Толстой рисует ее любящей и любимой женой и заботливой матерью и сам любуется этой ее новой ролью.

Также любимой героиней Толстого является княжна Марья Болконская. Кроткая и нежная княжна Марья воспитывалась без матери, отец, хотя и безумно любил дочь, предъявлял к ней повышенные требования.

Тем не менее она всегда кротко сносила капризы и придирки отца, никогда не перечила ему и не считала наказания несправедливыми. Покорность и религиозность, над которой подтрунивал отец, сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья.

Важно

Ее покорность — покорность дочери, которая не имеет никакого морального права судить своего отца. Но в то же время — это сильная и мужественная натура с развитым чувством собственного достоинства.

Именно это чувство помогло ей проявить необходимую твердость, когда к ней посватался Анатоль Курагин. Марья жаждет счастья, но она не может выйти замуж за нелюбимого.

Такую же силу духа проявляет Марья, когда оскорбляют ее патриотические чувства. Она даже запретила пускать к себе компаньонку-француженку, узнав, что та связана с неприятельским командованием. О богатстве ее внутреннего мира говорит ее дневник, посвященный детям, и ее облагораживающее влияние на мужа.

Толстой с любовью описывает «лучистые глаза», которые делают прекрасным ее некрасивое лицо. Княжна Марья — глубокая и искренняя натура, ей, как и Наташе, чужды мелочность, зависть, фальшь, лицемерие. Ее душевная мягкость, внутреннее благородство возбудили в Николае Ростове искреннюю любовь.

Мягкость Марьи благотворно сказывается на их семейной жизни.

В образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской Толстой отображает типичные черты лучших представительниц дворянской среды XIX века.

Если Наташа и Марья красивы внутренней красотой, то Элен Курагина очень красива внешне, но в ее красоте нет возвышенного, она возбуждает гадливость. Элен эгоистична и потому во всех своих действиях руководствуется только собственными прихотями.

Элен действительно красива внешне, но уродлива душевно, она неразвита и вульгарна, Элен прекрасно осознает свою красоту и знает, как она действует на других. Да, ею любуются, но любуются лишь как прекрасной и драгоценной вещью. Это она использует в личных целях. Вспомним эпизод, когда Элен обольщает Пьера.

Совет!

Любила ли она его? Вряд ли. Она любила его деньги. Ведь когда Пьер был всего-навсего незаконнорожденным сыном графа Безухова, им мало кто интересовался из общества Элен и ей подобным. Только после получения наследства он стал желанным во всех домах. Элен устроила ему ловушку.

Она, можно сказать, силой заставила его произнести; «Я вас люблю». Исход был предрешен. Она вышла замуж за Пьера, стала богатой, а значит, получила в руки власть.

Элен тоже проверяется войной 1812 года, которая обнаруживает в ней существо подлое и ничтожное. Она мечтает о новом браке при живом муже, для чего даже переходит в католичество, в то время как весь народ объединяется против врага под знаменем православия. Смерь Элен закономерна и неизбежна. Толстой даже не указывает точной причины ее смерти, ему это уже не важно. Элен мертва духовно.

Вера Ростова играет в романе эпизодическую роль. Эта старшая сестра Наташи, но они так не похожи друг на друга, что мы даже удивляемся их родству. Толстой рисует ее как холодную, недобрую женщину, которая слишком дорожит мнением света и всегда поступает в соответствии с его законами. Вера непохожа на всю семью Ростовых.

Еще одна женщина семьи Ростовых — это Соня. Толстой осуждает и не любит эту героиню, делает ее в конце романа одинокой и называет «пустоцветом». Но, на мой взгляд, она способна вызывать симпатию. Соня искренне любит Николая, она может быть доброй и самоотверженной.

В их разрыве с Николаем виновата не она сама, виноваты родители Николая. Именно Ростовы настаивают на том, чтобы свадьба Николая и Сони была отложена. Да, Соня не умеет подобно Наташе восторгаться красотой звездного неба, но это не значит, что она не видит эту красоту.

Вспомним, какой прекрасной была эта девушка на святки во время гадания. Она не лицемерила и не притворялась, была искренней и открытой. Такой ее и увидел Николай. Я не совсем согласна с высказыванием автора о том, что у нее подрезаны крылья для любви. Своей любовью Соня могла бы сделать многое, даже с таким человеком, как Дол охов.

Может быть, своей преданностью и самоотверженностью она бы возродила и очистила этого человека. Ведь умеет же он любить мать.

Лиза Болконская — маленькая героиня романа, жена князя Андрея Болконского. Толстой нам показал ее очень мало, так же коротка ее жизнь.

Обратите внимание

Мы знаем, что у них с Андреем не совсем ладилась семейная жизнь, да и свекор считал ее такой же, как и все остальные женщины, у которых больше недостатков, чем достоинств. Тем не менее — это любящая и верная жена.

Она искренне любит Андрея и скучает по нему, но покорно терпит долгое отсутствие мужа. Жизнь Лизы коротка и незаметна, но не пуста, после нее остался маленький Николенька.

Отношение Толстого к своим героиням показано и в эпилоге. Наташа счастлива с Пьером, у них три дочери и сын. Счастливы и Марья с Николаем. Семью Николая и княжны Марьи Толстой вообще считает идеальной, образцом семейного счастья.

Недаром к ним тянутся все и все собираются под крышей лысогорской усадьбы: и Безуховы, и Денисов, и старая графиня, и Соня, нашедшая смысл жизни в службе дому, и давно осиротевший Николенька Болконский.

Даже крестьяне окрестных деревень просят Ростовых купить их и включить, таким образом, в свой мир.



Источник: https://scribble.su/work/10000/434.html

Готовые школьные сочинения

Апр 13 2010

Характеристика образа полковника Берга в романе Толстого «Война и мир»

Зачем он взял шпагу в левую руку, когда его ранили в правую, и пошел вперед? Берг напоминает Молчалина: у того два качества — умеренность и аккуратность», этот, в свою очередь, «во время похода получив роту, успел своею исполнительностью и аккуратностью заслужить доверие начальства».

Действительно, Молчалив и Берг — одного толка чиновники. Но люди они разные, и, может быть, Берг сложнее. Мы еще не знакомы с ним, когда слышим впервые его имя, — Наташа, «разгорячась», говорит Вере: «У каждого свои секреты.

Мы тебя с Бергом не трогаем… Ты кокетничай с Бергом сколько хочешь…» Уже то, что с Бергом кокетничает Вера — красивая, холодная, спокойная Вера, всегда говорящая неприятные вещи, так непохожая на остальных Ростовых, — уже одно это настораживает.

Но вот и он сам — «свежий, розовый… безупречно вымытый, застегнутый и причесанный» — сидит в кабинете старого графа Ростова и «розовыми губами» выпускает дымок «из красивого рта».

Берг неприятен нам сразу, как неприятен Толстому, и он не изменится; с первых страниц до последних он останется тем же аккуратным, рассудительным, чисто вымытым розовым офицером; только чины его будут меняться.

  • «Берг говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор его всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, когда говорили о чем-нибудь, не имеющем прямого к нему отношения… Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием».

Все его рассказы — это рассуждения вслух о своей выгоде: «Будь я в кавалерии, я бы получал не более двухсот рублей в треть, даже и в чине поручика; а теперь я получаю двести тридцать…», «Я, знаете, граф, не хвалясь, могу сказать, что я приказы по полку наизусть знаю… Поэтому, граф, у меня по роте упущений не бывает.

Вот моя совесть и спокойна». Бергу выгодно не только получать двести тридцать рублей, но и быть честным. Он заботится не только о повышении в чине, но и о спокойной совести.

Читайте также:  Сочинение равнодушие в рассказе матренин двор солженицина

Он по-своему патриот: встретившись с Ростовым на войне, «надел чистейший, без пятнышка и соринки, сюртучок, взбил перед зеркалом височки кверху, как носил Александр Павлович, и… с приятной улыбкой вышел из комнаты».  Его патриотизм — в подражании и преданности царю.

У него тоже есть свой нравственный идеал: «В нашей породе фон Бергов, граф, все были рыцари…» Согласно этому нравственному идеалу, он и совершил «подвиг» при Аустерлице: взял шпагу в левую руку и пошел вперед. Ему было страшно, но он преодолел страх. Он имел право уйти с поля боя, но не ушел, остался…

Зато уж потом он выжмет из своего «рыцарского» поведения все, что возможно.

Это не грубый расчет, нет. Это такой самоуверенный эгоизм, что можно было бы ему удивляться, если бы он редко встречался в людях. Но, к сожалению, он встречается не так уж редко.

Берг не просто расчетлив, эгоистичен, скуп — он твердо убежден, что иначе жить нельзя; поэтому ему не стыдно рассказывать о том, как переводом в гвардию он уже выиграл чин перед своими товарищами по корпусу, как в военное время ротного командира могут убить и он, оставшись старшим в роте, может очень легко быть ротным…». Это напоминает уже не Молчалина, а Скалозуба: «Довольно счастлив я в товарищах моих; вакансии как раз открыты: то старших выключат иных; иные, смотришь, перебиты…» Но Скалозуб — тупой полуграмотный солдафон, а Берг — милый, учтивый, аккуратный…

Для графини Веры Ростовой Берг вовсе не блестящая партия. Несколько лет назад его предложение, несомненно было бы отклонено, да и он сам, четыре года назад показав Веру своему товарищу и сказав: «Она будет моею же^ ною», — не торопился делать предложение.

Он был безвестный дворянин из обрусевших немцев; она — девушка из богатой и знатной семьи.

Важно

Но Берг терпелив — он ждал четыре года, и за это время многое изменилось: «дела Ростовых были очень расстроены… а главное, Вере было двадцать четыре года, она выезжала везде, и, несмотря на то, что она несомненно была хороша и рассудительна, до сих пор никто никогда ей не сделал предложения».

Граф Илья Андреевич объясняет Верину непохожесть на всю свою семью тем, что «графинюшка мудрила» со старшей дочерью. Мало вероятно, чтобы любящая мать могла так много «намудрить».

Ростовы, живущие открыто, по-старинному, не задумываясь, просто ие заметили, как их старшая девочка становилась все холоднее и эгоистичнее по мере того, как появлялись новые дети и требовали своей доли материнских забот.

Конечно, ее баловали, как баловали и Николая, и Наташу, и Петю, — но те трое любили друг друга, учились у отца быть добрыми и думать не только о себе.

Рядом с ними росли Соня и Борис, нуждавшиеся в душевном тепле… Вера же с детства поняла, что ей мешают остальные дети, что они лишние; недаром она делает выговор Николаю за взятую у нее чернильницу; недаром возмущается «секретами» Наташи и Сонис все они ее раздражают; у нее  одна  забота   —  о  себе.    

Берг правильно выбрал себе жену и правильно рассчитал время, когда сделать предложение. К 1809 году он уже не тот безвестный офицер, который сидел в кабинете графа Ростова в 1805 году.

«Берг недаром показывал всем свою раненную в Аустерлицком сражении правую руку и держал совершенно ненужную шпагу в левой.

Он так упорно и с такою значительностью рассказывал всем это сокрытие, что все поверили в целесообразность и достоинство этого поступка, — и Берг получил за Аустерлиц две награды».

Еще две награды он получил за то, что в Финляндской войне «поднял осколок гранаты, которым был убит адъютант подле главнокомандующего, и поднес начальнику этот осколок».

Самое поразительное, что, упорно повторяя рассказы об этих своих подвигах, Берг вовсе не думает о карьере: он любит себя и убежден, что каждый его поступок значителен и важен другим людям, что всем интересно знать, как он отличился. В результате в «1809-м году он был капитан гвардии с орденами и занимал в Петербурге какие-то особенные выгодные места».

И женился он вовсе не по расчету. Вера давно произвела на него впечатление. Еще в 1805 году он «с нежной улыбкой говорил с Верой о том, что любовь есть чувство не земное, а небесное», и верил тому, что говорил.

Вера — та жена, какая ему нужна, «прекрасная, почтенная девушка… Вот другая ее сестра — одной фамилии, а совсем другое, и неприятный характер, и ума нет того, и эдакое, знаете?..

Совет!

Неприятно…» Берг женился по любви, как он понимает любовь, «но надо, чтоб жена принесла свое, а муж свое», поэтому он торгуется со старым графом самым натуральным образом: «Берг, приятно улыбаясь, объяснил, что, ежели он не будет знать верно, что будет дано за Верой, и не получит вперед хотя части того, что назначено ей, то он принужден будет отказаться. теряется, ему чего-то стыдно, и он хочет поскорей покончить с расчетами. Трудно представить себе таких разных людей, как Илья Андреевич Ростов и Берг. Старый граф разорился, угощая обедами и ужинами всю Москву, а Берг даже товарищу своему хотел было сказать: «вот будете приходить к нам обедать», но сказал: «чай пить». Но ведь расточительный граф Ростов оставил своих детей без денег, и жена его, став вдовой, будет перебиваться только благодаря самоотречению сына; а Берг и родителям своим устроил аренду, и детям своим оставит приличное состояние.

Чем же плох аккуратный, старательный, очень твердо соблюдающий свое представление о долге и чести Берг? Это обнаружится со всей ясностью гораздо позже, когда наполеоновская армия подойдет к Москве, и русские, еще вчера втридорога продававшее сено своим, сегодня будут жечь его, чтобы не досталось врагу; Наташа начнет выкидывать из подвод вещи всей семьи, чтобы увезти с собой раненых; весь народ — то есть каждый человек! — будет думать не только о себе. Но люди, подобные Бергу, останутся собой — и сам он, такой же чистенький, как всегда, будет озабочен покупкой шифоньер очки для своей любимой жены.

Не стану уверять, что Берг когда-нибудь расплатился за то, что жил так мелко и самодовольно. Нет. Он всю жизнь будет чувствовать себя счастливым и таких же вырастит детей; он никогда ни в чем не раскается. Чацкий был по-своему прав, когда говорил: «Молчалины блаженствуют на свете».

Они блаженствуют потому, что их счастье легко достижимо. Да, Берг счастлив. Но ведь нетрудно — добиться его идеала счастья.

Вот он сидит, уже полковник, в «чистеньком мундире, с припомаженными наперед височками, сил государь Александр Павлович», в своем «новом, светлом, убранном бюстиками, и картинками, и новой мебелью кабинете», рядом красивая жена его в новой кружевной пелеринке, какая была на княгине Юсуповой… К ним съезжаются гости, и Берг счастлив оттого, что «вечер был как две капли похож на всякий другой вечер… все было, как и у всех», и в серебряной корзинке были точно такие же печенья, «какие были у Паниных на вечере, все было совершенно так же, как у других».

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Характеристика образа полковника Берга в романе Толстого «Война и мир» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/xarakteristika-obraza-polkovnika-berga-v-romane-tolstogo-vojna-i-mir/

Сочинения на Getsoch.ru

Характеристика семьи Ростовых в романе «Война и мир»

       Л.Н.Толстой один из первых писателей-реалистов, который затронул тему семьи и ее значения в своих произведениях.

Его знаменитый роман-эпопея «Война и мир» раскрывает одну из главных сюжетный линий – «мысль семейную» в русской литературе. В романе представлено три семьи с подробным описанием их традиций, ценностей, моральных устоев.

Это семьи Ростовых, Болконских и Курагиных. Семейным идеалом Л.Толстой представил семью Ростовых.

       Граф Илья Андреевич, графиня Наталья, дочери Наташа и Вера, сыновья Николай и Петр, племянница Соня – это члены семьи Ростовых, представленные читателю в романе. Л.Н.Толстой считает ее образцовой семьей светского общества. В основе ее лежат любовь и гармония, чувственное отношение друг к другу, живое участие в жизни всех членов семьи.

Граф и графиня – радушные хозяева, они принимают гостей без корысти и чванства. Здесь нет наигранного гостеприимства или нечестных целей, как это принято у Курагиных. Они рады любому гостю в любое время. Здесь всегда звучит детский смех, слышны светские разговоры, все спокойно, тактично и с любовью.

«До сих пор я была, слава богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием», — говорит графиня Ростова.

       Николай, старший сын Ростовых, воспитан в патриотическом духе. Он даже записался в гусары, потому что считал, что должен быть обязательно военным. В сражениях войны 1812 года он проявит все свои лучшие качества истинного патриота.

«…я не дипломат, не чиновник, не умею скрывать того, что чувствую», — говорил Николай. После смерти старого графа, заботу об имении Ростовых Николай взял на себя.

Много не получалось, было трудно, но Николай «всеми силами души любил этот наш русский народ и его быт».

Обратите внимание

       Петя, младший сын Ростовых, пятнадцатилетним мальчиком ушел на войну и погиб в бою, даже не успев толком понять, что же такое война. Вера, старшая дочь, была сдержанна.

Она единственная в семье не лелеяла чувства доброты к людям, не была радушна и искренна. Соня, племянница Ростовых, «…как кошка, прижилась не к людям, а к дому».

Она всегда была рядом, помогала с детьми, потом ухаживала за графиней, но, как сказала Наташа, оказалась «пустоцветом», в ней жила любовь не к людям, а к семье.

       Но более всех занимает читателя Наташа. Это идеал доброты, душевной чистоты, самоотверженности и любви к людям. Она готова помочь, не прося ничего взамен, не требуя награды.

Пройдя сложный путь исканий истины, любви, Наташа находит свой идеал жизни: «Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, — была семья…». Соединившись с Пьером Безуховым, Наташа обрела семейное счастье.

Продолжение семейных традиций и ценностей семьи Ростовых Наташа воплотила в новой семье.

       Тема семьи является у Л.Толстого центральной сюжетной линией романа. Семья – основа жизни человека. Главная ценность – любовь и гармония. Семья Ростовых в романе «Война и мир» — идеал семейных отношений.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/514-kharakteristika-semi-rostovykh-v-romane-vojna-i-mir.html

Характеристика семьи Ростовых в романе «Война и мир»

Семья – это своеобразный духовный круг, где каждый член семьи должен чувствовать себя родным, близким, нужным другому. Этот круг часто определяет твою дальнейшую судьбу, твою личность. Так и в романе Л.Н.

Читайте также:  Сочинение про бабушку и дедушку

Толстого «Война и мир» читатель может проследить несколько главных семейных линий, сравнение которых приводит к осознанию важности семьи в жизни человека. Одной из показательных семей является семья Ростовых.

<\p>

Важно

Дворяне Ростовы представляют собой идиллическую картину: любящие, заботливые отец и мать, послушные, хорошенькие дети, неугасающие гостеприимство и хлебосольность. «Да, это добрые, славные люди», – думал про них Андрей Болконский. Но ведь, как говорят, и на солнце бывают пятна.

Чтобы понять эту семью лучше, нужно разобраться в характере каждого её члена и начать, конечно, следует с главы семейства – старого графа Ильи Андреевича Ростова.

Граф Ростов был человеком добродушным, весёлым, в нём сквозь столько лет не угасала искренняя любовь к своей жене, так же горячо он любил своих детей, стараясь всегда их понять и поддержать. Но безграничной добротой графа пользовались многие, проживая и кормясь у Ростовых, а поскольку Илья Андреевич был ещё и расточительным, нехозяйственным, это привело к разорению семейства.

Жена графа, Наталья Ростова, была под стать своему мужу — доброй, любящей женой. Она смогла построить удивительно доверительные отношения со своими детьми, так что у них не было от неё секрета. Графиня была такой же неэкономной, как и её муж, но это только помогло Ростовым не впасть в хаос после разорения, жена смогла побороть своё отчаяние и понять любимого мужа.

Старший сын Николай был всеобщим любимцем. Весёлый, красивый, добрый, решительный, он вызывал приятные чувства у всех домочадцев. Поступив на военную службу, он и там прослыл «славным малым» и добился значительных успехов.

Хотя он и испытывал минуты слабости (вспомнить, например, его бегство во время атаки французов), это лишь помогло взрастить настоящую мужественность и стойкость.

Его отношения с Соней, племянницей графа, доказывают порядочность молодого человека: даже разлюбив девушку, он не изменял ей, не бросил её, встретив свою настоящую любовь – Марью Болконскую, он расстался с ней только после её собственного отказа.

Младший брат Николая Петя был также задорным юношей, открытым и добрым, но жизнь не дала ему раскрыться полностью: в 15 лет он ушёл защищать Родину и трагически погиб. Его смерть стала жестоким ударом по домочадцам.

Отдельное слово стоит замолвить о Вере Ростовой, старшей дочери Ростовых. Она была не похожа на представительницу этого дворянского рода. Вера отличалась рассудительностью, холодностью и какой-то неискренностью, она считала (и незаслуженно) себя выше всех братьев и сестёр, что сделало её нелюбимой дочерью родителей.

Совет!

И, наконец, Наташенька Ростова. Её характер стоило рассматривать именно в заключение предыдущих, нарушая старшинство, потому что эта девочка является сердцем семьи Ростовых. Доброта, прямота, простота, искренность, эмоциональность, задорность, заботливая нежность, подвижность – эти черты характера истинно «ростовские».

Её характер – прославление семейного патриархального уклада. Именно Наташе Ростовой, как средоточию добродетельных качеств, Л.Н.

Толстой дал возможность выразить в себе великую идею романа – идею единения: единство семьи, единство всех людей друг с другом, дворянина с народом, любого человека с природой, – вот то, что должна оберегать каждая семья.

Название произведения:

Источник: http://po-literature.ru/harakteristika-semi-rostovyh-v-romane-voyna-i-mir.html

Система персонажей романа Толстого Война и мир: Вера и Соня Ростовы, граф Болконский и другие герои

Главная > Литература > Персонажи романа Л. Н. Толстого Война и мир: Петр, Соня и Вера Ростовы

Лев Толстой не просто написал прекрасное произведение «Война и мир», но и показал русскую жизнь на протяжении нескольких десятков лет.

Исследователи произведения Толстого подсчитали, что на страницах своего романа писатель изобразил более 600 персонажей. Причём каждый их этих действующих лиц имеет чёткую и меткую характеристику писателя.

Это даёт возможность читателю нарисовать подробный портрет каждого героя.

Система персонажей в романе «Война и мир»

Безусловно, главным героем произведения Толстого является народ. По мнению автора, это самое лучшее, что есть в русской нации. По роману, к народу относятся не только простые люди, которые ничего не имеют, но и дворяне, которые живут не для себя, а для других. Но народу в романе противопоставлены аристократы:

  1. Курагины.
  2. Наполеон.
  3. Посетители салона Анна Шерер.

Сразу же по описанию можно определить, что все эти герои – отрицательные персонажи романа. Их жизнь бездуховна и механична, они совершают искусственные и безжизненные поступки, неспособны к состраданию, эгоистичны. Эти герои не могут измениться даже под влиянием жизни.

Совсем иначе Лев Николаевич изображает положительных своих персонажей. Их поступками руководит сердце. К таким положительным действующим лицам можно отнести:

  1. Кутузова.
  2. Наташу Ростову.
  3. Платона Каратаева.
  4. Алпатыча.
  5. Офицера Тимохина.
  6. Офицера Тушина.
  7. Пьера Безухова.
  8. Андрея Болконского.

Все эти герои способны сопереживать, развиваться и изменяться. Но именно война 1812 года, испытания, которые она принесла, даёт возможность понять, к какому лагерю можно отнести персонажей романа Толстого.

Петр Ростов — центральный герой романа

Граф Петр Ростов — это младший ребёнок в семье, брат Наташи. В начале романа читатель видит его ещё совсем ребёнком. Так, в 1805 году ему было всего лишь 9 лет. И если в этом возрасте писатель лишь замечает, что он толстый, то к характеристике Петра в 13 лет прибавляется ещё и то, что подросток оказывается красивым и весёлым.

В 16 лет Петр отправляется на войну, хотя должен был поступить в университет, и вскоре уже становится настоящим мужчиной, офицером. Он патриот и переживает за судьбу своей Отчизны. Петя прекрасно говорил на французском и мог жалеть пленного мальчика-француза. Отправляясь на войну, Петя мечтает совершить что-то героическое.

И несмотря на то что родители сначала не желали отпускать его на службу, а затем нашли место, где было безопаснее, тот все равно вместе с другом переходит в действующую армию. Как только он был назначен помощником генералом, его тут же берут в плен. Решив поучаствовать в сражении с французами, помогая Долохову, Петя погибает, получив ранение в голову.

Его именем назовёт своего единственного сына Наташа Ростова, которая так никогда и не сможет забыть своего брата, с которым она была так близка.

Второстепенные мужские персонажи

В романе «Война и мир» много второстепенных действующих лиц. Среди них особенно выделяются следующие герои:

  1. Друбецкой Борис.
  2. Долохов.

Высокий и белокурый Борис Друбецкий воспитывался в семье Ростовых и был влюблён в Наташу. Его мать, княгиня Друбецкая, приходилась семье Ростовых дальней родственницей. Он горд и мечтает о военной карьере.

Попав в гвардию благодаря хлопотам своей матери, он участвует и в военном походе 1805 года. Характеристика его писателем нелестна, так как Борис старается заводить лишь только «полезные» знакомства. Так, он готов потратить все деньги, чтобы прослыть богатым человеком. Он становится мужем Жюли Курагиной, так как она богата.

Офицер гвардии Долохов — яркий второстепенный персонаж романа. В начале романа Федору Ивановичу 25 лет. Рождён он был почтенной дамой Марьей Ивановной, относящейся к небогатому дворянскому роду.

Офицер Семёновского полка нравился женщинам, так как он был красив собой: среднего роста, с курчавыми волосами и голубыми глазами. Твёрдый голос и холодный взгляд гармонично сочетался в Долохове с его образованностью и умом.

Несмотря на то, что Долохов игрок и любит кутежную жизнь, в обществе всё-таки его уважают.

Отцы семейств Ростовых и Болконских

Генерал Болконский уже давно находится в отставке. Он богат, в обществе пользуется уважением. Свою службу он исполнял ещё во времена правления Екатерины Второй, поэтому его хорошим товарищем является Кутузов. Но характер отца семейства Болконских тяжёл. Николай Андреевич бывает не только строгим, но и суровым. Он следит за своим здоровьем и ценит во всём порядок.

Граф Илья Андреевич Ростов – это положительный и яркий герой романа. Его жена — Анна Михайловна Шиншина. Илья Андреевич воспитывает пятерых детей. Он богат и весел, по характеру добрый и самоуверенный. Старый князь очень доверчив, и его легко обмануть.

Илья Андреевич – отзывчивый человек, патриот. В своём доме принимает раненых солдат. Но он совершенно не следил за состоянием семьи, поэтому становится виновником разорения. Умирает князь в 1813 году, стараясь пережить трагедии своих детей.

Второстепенные женские персонажи

В произведении Л.Н.Толстого много второстепенных действующих лиц, которые позволяют понять те события, которые описывает автор. В произведении «Война и мир» персонажи женские представлены следующими героинями:

  1. Соней Ростовой.
  2. Жюли Курагиной.
  3. Верой Ростовой.

Соня Ростова – троюродная сестра Наташи Ростовой, главной героини романа «Война и мир». Софья Александровна – сирота и бесприданница. Впервые читатели видят её в начале романа. Тогда, в 1805 году, ей едва исполнилось 15 лет. Выглядела Соня прекрасно: талия была тоненькой и миниатюрной, большая и густая чёрная коса два раза обвивала её голову. Даже взгляд, мягкий и замкнутый, привораживал.

Чем старше девушка становилась, тем прекраснее она выглядела. А в 22 года она, по описанию Толстого, чем-то была похожа на кошечку: плавную, гибкую и мягкую. Она была влюблена в Николеньку Ростова. Она даже своей любви отказывает «блестящему» жениху Долохову. Соня умела мастерски читать перед разной публикой. Читала она обычно тоненьким голосом и очень старательно.

Но Николай предпочёл жениться на Марье Болконской. А хозяйственная и терпеливая Соня, которая так умело вела домашнее хозяйство, осталась жить в доме молодой семьи Ростовых, помогая им. В конце романа писатель показывает её в возрасте 30 лет, но она также не замужем, а возится с детьми Ростовых и ухаживает за больной княгиней.

Обратите внимание

Жюли Курагина — второстепенная героиня романа. Известно, что после гибели братьев на войне, оставшись с матерью, девушка становится богатой наследницей. В начале романа Жюли уже 20 лет и читатель узнаёт о том, что она из приличной дворянской семьи. Воспитывали её добродетельные родители, да и вообще семейству Ростовых Жюли была знакома с детских лет.

Особых внешних данных у Жюли не было. Девушка была круглолица и некрасива. Но зато она одевалась модно и старалась всегда улыбаться. Из-за её красного лица, плохо осыпанного пудрой, и влажных глаз никто не желал брать её замуж. Жюли немного наивна и очень глупа. Она старается не пропускать ни одного бала, ни театральной постановки.

Кстати, графиня Ростова мечтала выгодно женить на Жюли Николая. Но ради денег на ней женится Борис Друбецкой, который ненавидит Жюли и надеется после свадьбы видеть ее очень редко.

Ещё одним второстепенным женским персонажем в романе Льва Толстого «Война и мир» является Вера Ростова. Это старшая и нелюбимая дочь княгине Ростовой. После замужества она стала Вера Берг.

В начале романа ей было 20 лет, и девушка была на четыре года старше своей сестры Наташи. Вера — красивая, неглупая и хорошо воспитанная и образованная девушка с приятным голосом.

И Наташа, и Николай считали, что она слишком правильная и какая-то бесчувственная, словно у неё совсем нет сердца.

Читайте также:  Сочинение по роману шолохова тихий дон рассуждение

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/personazhi-romana-l-n-tolstogo-vojna-i-mir-petr-sonya-i-vera-rostovy.html

Сочинение: Ростовы в романе «Война и мир» (образ и характеристика семьи) | Литерагуру

(353 слова) В своём историческом романе «Война и мир» Л.Н. Толстой представил нам срез целой эпохи от начала 19 века до конца Отечественной войны против Наполеона.

Писатель показывает читателю дворянство, живущее в роскоши, оторвавшееся от земли и давно позабывшее истинные ценности, вроде любви и семьи.

Но вместе с тем автор демонстрирует немало примеров искренности, доброты и непосредственности на примере семьи Ростовых, являющейся светлым пятном в беспросветном мраке высшего света.

Любимая героиня автора, Наташа Ростова, с самого начала романа предстаёт перед нами ангелом с детской душой.

Её живость и непосредственность скрашивают самые мрачные моменты жизни персонажей и привлекают к ней людей, которые, несмотря на её нескладность и незрелость, видят за этим настоящую личность, хоть порой эта эмоциональность вредит и ей, и всем окружающим.

Наташа демонстрирует читателю сильную национальную память, почтение к исконно русским традициям и силу духа, которая не позволяет ей сломаться в самых трудных ситуациях. В конце романа с героиней происходит интересная метаморфоза.

Важно

Наталья выходит замуж, толстеет, погружается в заботу о доме и ребёнке. Для Толстого, женщина, прежде всего, мать, и Ростова проходит идеальный, по мнению писателя, жизненный путь от искренней и милой девушки, до хозяйственной и заботливой жены.

Ещё один член семьи — Николай Ростов. На протяжении романа он проходит путь от молодого романтика, мечтающего только о воинской славе, до благородного офицера и настоящего патриота своей родины.

Когда Наполеон вторгается в Российскую империю, Николай, в отличие от большей части высшего общества, которая озабочена лишь своим благополучием, вместе с остальным русским народом защищает Россию на деле, а не на словах. Движимый такими же патриотическими чувствами его брат, Петя Ростов, идёт на войну и погибает.

Отец семейства – Илья Андреевич, когда французская армия входила в Москву, вместо спасения собственного имущества и личного обогащения, вывозил людей из горящего города.

Но эта семья примечательна не только поведением каждого члена по отдельности, но и взаимодействием между ними. Родители не рассматривают детей, как возможность продвинуться вверх по социальной лестнице.

Дети не рассматривают родителей, только как источник денег. И все они готовы поддерживать друг друга в трудные времена, терпя неудобства и лишения. Ростовы, по мнению Толстого, представляют собой идеал русской семьи и русских дворян.

Именно на таких людях держался, держится и будет держаться мир.

Источник: https://LiteraGuru.ru/sochinenie-rostovy-v-romane-vojna-i-mir-obraz-i-harakteristika-semi/

Образ и характеристика Николая Ростова в романе Война и мир

В литературе наличие слишком идеальных персонажей – явление не единичное.

Читая произведение, понимаешь, что при всей реалистичности изображения фона событий, исторической основы и других персонажей именно этот герой резко выделяется – при всем желании найти в нем какой-то изъян становится немыслимым делом. В качестве такого героя в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого выступает образ Николая Ростова.

Внешность Николая Ростова

Образ Николая Ростова лишен каких-либо отличительных характеристик. «Николай был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица». У него по-детски милое, красивое лицо с правильными чертами лица, на котором «добрые и честные глаза».

Он обладает стройной фигурой и грациозностью движений. Ему присущи обаяние и кокетство молодости.

Характеристика личностных качеств

Во многих вещах Николай напоминает своего отца – он обладает веселым нравом, сангвиник по натуре, ему чужды уныние и сплин.

«Не умею скрывать того, что чувствую» – говорит он так о себе. И действительно, его милое, детское лицо является открытой книгой, на страницах которой можно прочитать все его эмоции и чувства.

Он довольно рассудительный, несмотря на его молодой возраст – «двадцатилетний старик». Его душа полна» благородства, истинной молодости, которую встречаешь так редко в наш век».

Николай наделен музыкальным талантом. Он часто со своей младшей сестрой Натальей пел и играл.

Совет!

На балах от тоже не отсиживается, а охотно показал себя как «ловкий танцор», вызвав недоумение и восхищения публики.

С не меньшей страстью Николай предавался охоте, которая была в почете у его отца. После женитьбы, он не оставляет свое увлечение, «уходя на месяц и на два в отъезд с своей охотой».

Николай прекрасно разбирается в лошадях, они вызывают у него такой же интерес, как и охота.

«Ростов был правдивый молодой человек, он ни за что умышленно не сказал бы неправды». Ложь – противоречит его жизненным принципам.

Со временем жизнь научила его еще одному принципу – тактичности, Ростов начинает понимать, что правду нужно говорить во время. Не вовремя сказанные фразы могут стать причиной многих проблем как для него лично, так и для окружающих.

Так, например, его правдивость, сказанная после Шенграбенского сражения полковому командиру, нанесла значительный удар по репутации всего полка.

Не чужды Ростову и чувства гордости и независимости. Он часто кидается с крайности в крайность и не знает золотой средины во время споров и дискуссий.

В целом Николай Ильич наделен положительными качествами – честен, добропорядочен, искренен и добр.

Детство и окружение

С точки зрения биографии – он самый обычный аристократ. Его родители также имеют аристократические корни. Мать его – Наталья, в девичестве Шиншина, добрая и милая женщина, она пыталась быть строгой со своими детьми, но часто, по доброте душевной давала им поблажки.

«Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо, изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек».

Несмотря на то, что многие из ее детей не выжили, графиня сохраняет позитивный настрой, к концу романа, под влиянием военных событий, разорения и смерти сына она стала заметно унылой.

Отец Николая – Илья Андреевич Ростов, был человеком веселого нрава, сентиментальным и впечатлительным. Он, подобно своей супруге, не умеет экономно обращаться со своим состоянием.

Обратите внимание

Вполне вероятно, что на этом сказался тот факт, что оба супруга были из обеспеченных семей, которым не приходилось никогда выкручиваться из финансовых трудностей.

Лишенные такого печального опыта, они беззаботно тратят непомерные деньги на обустройство своего жилья и на помощь оказавшимся в затруднительном положении знакомым и друзьям.

Кроме Николая в семье воспитываются еще трое родных детей Ростовых, приемная дочка Соня ( является родственницей матери), а также Борис и Митя – мальчики из обедневших дворянских семей, взятые на воспитание Ростовыми.

Добродушная позитивная атмосфера благоприятно влияет на Николая. Благодаря своей наблюдательности и умению сделать выводы из различных ситуаций Николаю удается избежать многих неприятных ситуаций в своей личной жизни – вопреки общепринятой тенденции, он предпочитает учиться на ошибках других, а не на своих собственных.

Образование и военная карьера

Невзирая на предрасположенность, физические данные и материальное состояние, в то время все молодые люди стремились примерить на себя военный мундир.

Это было веянием моды, карьера в любой другой отрасли была одобрена только в том случае, если других вариантов не оставалось (например, последствия травм не могли позволить осуществить службу).

Невзирая на то, что военная карьера была общепринятой для аристократов, «несмотря на отвращение к статской службе» сына, Ростовы отправляют Николая, учиться в университет.

В 20 лет, молодой человек резко меняет свое решение – русско-австро- французская война заставляет его пересмотреть свои взгляды на долг и призвание. К всеобщему ужасу, любимый всеми «Николушка» – «порывистый, чистый юноша превращается в защитника отечества, связанного с товарищами по оружию корпоративным понятием чести».

Поначалу все думают, что его поступок обоснован желанием не отставать от своего друга – Бориса, которого взяли офицером, а Николай их разубеждает: «просто чувствую призвание к военной службе».

Начать службу Николай предпочитает с низов – Ростов далек от мудреностей военного дела, ему не хочется отягощать себя этими сложностями: «я затем в гусары и пошел, думал, что здесь не нужно тонкостей» , но как оказалось, это не так.

Со временем, Николай убеждается, что сделал правильный выбор: «я знаю, что никуда не гожусь, кроме как в военную службу; я не дипломат, не чиновник».

Важно

Во время Шенграбенского сражения Ростов получает свое первое ранение: «Кисть была как чужая… Капитан, ради Бога, я контужен в руку, – сказал он робко».

Первое ранение стало переломным моментом в сознании Ростова – естественно, что он понимал тот факт, что на поле битвы его могут убить или же серьезно ранить, но только теперь он осознает это.

Николай долго дожидался начала битвы, чтобы «изведать наслаждение атаки». «Поскорее бы» – думает он.

Однако оказавшись в затруднительном положении после ранения, грозящим ему закончиться пленом – спасается бегством.

Получение офицерского звания

Усердие и старания Николая во время двух битв не прошли мимо глаз командование – его «определяют в офицеры».

В письмах домой Николай старается не рассказывать о сложностях военной службы, ранениях – это причинило бы немало беспокойства родным.

«Немножко ранен, но произведен в офицеры; он теперь здоров, он сам пишет» – но даже положительные новости становятся причиной слез – родные переживают за него.

Новые военные действия опять становятся причиной переживаний и страданий, и между тем, гордости для его родных.

Николай принимает участие в бое под Аустерлицом. На этот раз более успешно. «Теперь он – гусарский поручик в серебряном ментике, с солдатским Георгием».

В дальнейшем продвижение по карьерной лестнице для Николая все так же стремительно. В 1807 – он уже сам командир. Ростов отмечает, что военная служба ему приятна, ему здесь приятно находиться. «Полк был тоже дом, и дом неизменно милый и дорогой, как и дом родительский».

Ростов сумел добиться уважения со стороны сослуживцев. Добился он этого непреднамеренно – человечность и храбрость сделали гораздо больше, чем желание быть любимцем солдат. Ростов «был любим и уважаем товарищами, подчиненными и начальством».

В 1812 году Николай принимает активное участие в войне с Наполеоном. Он получает звание ротмистра. Знаменательной для него становится битва по Островно: «Ростов все думал об этом своем блестящем подвиге, который, к удивлению его, приобрел ему Георгиевский крест и даже сделал ему репутацию храбреца».

Со своей армией Ростов сумел дойти до Парижа. После войны, он должен был получить повышение до командира, но этого не случилось. Убитая горем и потерей младшего сына графиня Ростова выступает против дальнейшей службы. Николай на этот раз уступает матери и «сняв любимый им мундир», осваивает новую для себя должность чиновника.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/lev-tolstoj/vojna-i-mir-nikolaj-rostov-obraz.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector