Сочинение земфира в поэме цыганы пушкина характеристика и образ

Сочинение по поэме а. с. пушкина “цыганы”

Сочинение по поэме Александра Сергеевича ПушкинА “Цыганы”.

Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт и писатель, все его произведения любимы читателями вот уже нескольких поколений. Он бережно и трепетно относился к историческому наследию своей Родины, не раз прославлял их в своих произведениях. В своей поэме “Цыганы” А. С. Пушкин показал нам насколько разные эти “два мира” и насколько велико их противостояние друг другу.

Первый мир – это цивилизованное, правильное общество. Второй мир – это мир кочевников-цыган, их быт и культура остаются неизменными вот уже много веков. Главный герой поэмы “Цыганы” – Алеко. Он, как и многие представители этого общества, обладает стремлением к жизни, твердым характером, смиренно чтит и уважает обычаи цыган, верит в правильность их жизни.

Герой привык не привязываться ни к богатству, ни к славе, ни к наслаждениям. Храбрый и мужественный – он глядел опасности в лицо и никогда не отступал. Но из-за этого всего, а возможно и из-за образа его жизни, Алеко не испытывал душевного спокойствия, мира с самим собой. Его жизнь словно кочующее племя цыган, не находила своего постоянного места и покоя. А. С.

Обратите внимание

Пушкин пишет : ” … И жил, не признавая власти Судьбы коварной и слепой; Но боже, как играли страсти Его послушною душой!” Герой был уверен, что городская жизнь – это совсем нет то, что ему нужно, там он тем более не обретет своего счастья: “Когда бы ты воображала Неволю душных городов! Там люди, в кучах за оградой, Не дышат утренней прохладой, Ни вешним запахом лугов; Любви стыдятся, мысли гонят, Торгуют волею своей, Главы пред идолами клонят И просят денег да цепей”.

В примечаниях же сам А. С. Пушкин пишет: “… привязанность к дикой вольности, обеспеченной бедностью… ; мужчины занимаются ремеслами, необходимыми

для первых потребностей, торгуют лошадьми, возят медведей, обманывают и крадут, женщины промышляют ворожбой, пеньем и плясками”. В поэме помимо Алеко представлены еще два основных героя – это старик и Земфира. Старик, отец цыганки Земфиры, представлен мудрым, справедливым, добрым человеком, гостеприимным и опытным.

Земфира – его дочь свободная молодая цыганка, непоколебимая, независимая, сохранившая свои свободолюбивые качества, даже являясь женой Алеко. Алеко преследовали власти, он хотел обрести свободу.

Но вместе со свободой вольных цыган, он должен был принять и остальные их жизненные правила, в том числе и непостоянство местных девушек. Алеко сильно любил Земфиру, и из ревности погубил и ее, и ее нового избранника, подтвердив свою способность совершать преступления.

Он неосознанно причинил боль и отцу Земфиры, беспокоясь лишь о собственных чувствах, отомстив за несправедливое отношение к себе.

Главный герой искал свободы в неведомом ему краю, у цыган. Но доказал лишь то, что никогда не станет таким как они, не изменится, тем самым продолжая преступать закон.

Свободным он являлся только на словах. Живя среди нового общества, его стала одолевать тоска по всем тем принципам, что были сложены в его стране, – поэтому не понял сущность Земфиры и убил ее и нового избранника цыганки.

(No Ratings Yet)
Loading…

Сочинение по поэме а. с. пушкина “цыганы”

Источник: http://home-task.com/sochinenie-po-poeme-a-s-pushkina-cygany/

Образ Земфиры, как предельное выражение степной, цыганской свободы в поэме “Цыганы”

Образ Алеко породили такой живой и сочувственный отклик у К. Ф. Рылеева и других декабристов. Но вместе с тем уже в конце третьей главки намечается трагическая антиномия в характере Алеко, которая и ляжет в основу всей поэмы.

Рвущийся из “оков просвещенья”, из “неволи душных городов”, пламенный и решительный вольнолюбец, не признающий власти “судьбы”, идущий ей наперекор, Алеко оказывается “послушным” рабом и мучеником “страстей”: “Но боже! как играли страсти его послушною душой!”

Пока мы еще не знаем, что это за страсти; однако по ходу поэмы раскрывается глубоко эгоистическая, “злая” природа этих страстей, порожденная тем самым собственническим строем, на который Алеко так яростно ополчается. Со всей наглядностью это проявляется в отношениях Алеко и Земфиры. Земфира – предельное выражение степной, цыганской свободы. Эту свободу она вносит и в свое чувство.

Важно

Мгновенно и своенравно увлеклась она Алеко, с которым сошлась без всяких обрядов, без обязательств. Два года была она ему “подругой”, но затем его любовь ей прискучила: “Его любовь постыла мне, мне скучно; сердце воли просит”.

Когда сердце самого Алеко просило воли, он безоглядно бросил все и начал совершенно новую жизнь. Превращать себя – убежденного и горячего проповедника свободы – в тюремщика другого сердца, которое в свою очередь просит воли, казалось бы, никак ему не пристало.

Но тут-то и пробуждаются злые “страсти” в душе Алеко, все те инстинкты, которые вскормлены его прошлым, его общественной средой.

Требующий для себя безграничной свободы, Алеко ни в какой мере не склонен уважать свободу других. Вольнолюбец становится насильником.

Проповедник вольности оказывается беспредельным эгоистом, злым ревнивцем, собственником, рабовладельцем в душе, рассматривающим как неотъемлемо принадлежащую ему, неотчуждаемую вещь жизнь и судьбу другого человека.

Так вскрываются в поэме злобные, античеловечные “страсти” – сокровенная суть, изнанка души и характера героя, совершающего под влиянием их страшное преступление – двойное убийство. Здесь-то и проходит грань, отделяющая Алеко от героев подлинных. Они добиваются воли для других – для народа. Алеко жаждет воли “лишь для себя”.

Причем к такому пониманию и раскрытию характера героя поэмы поэт приходит отнюдь не в порядке бессознательного “непосредственно-творческого” процесса (“думал сказать не то, что сказал в самом деле”), как считал это Белинский. Еще до начала работы над “Цыганами” Пушкин ясно понял подлинную сущность романтического героя-индивидуалиста. Мы знаем, что уже в стихотворении 1821 г.

, посвященном характернейшему “герою времени”, Наполеону, Пушкин писал о нем как о великом честолюбце и эгоисте, как о человеке, проникнутом стремлением к “самовластью”, беспредельной жаждой личного возвеличения.

Во второй главе Пушкин прямо устанавливает связь между героем века и бесчисленными маленькими наполеонами, возникавшими в таком изобилии в эту пору и в жизни, и в литературе:

Все предрассудки истребя, Мы все глядим в Наполеоны; Мы почитаем всех нулями. Двуногих тварей миллионы А единицами – себя. Для нас орудие одно.

“Гордый человек” – это не только Алеко, это “байронический” герой вообще, это тот представитель “молодежи 19-го века”, тот “современный человек” – детище современного общества,

С его безнравственной душой, Себялюбивой и сухой, Мечтанью преданной безмерно, С его озлобленным умом, Кипящим в действии пустом,

Совет

Развернутую характеристику которого Пушкин даст в седьмой главе того же романа. И, как об этом свидетельствует предварительно составленный Пушкиным план “Цыган”, поэт с самого начала хотел сказать об Алеко именно то, что он о нем сказал.

Вторым, и не меньшим, чем обрисовка и раскрытие образа “современного человека”, замечательным достижением Пушкина является изображение им народной среды – цыган. Пушкин, правда, умалчивает о том, что молдавские цыгане находились в крепостной зависимости; явно идеализирован образ Старика.

Тем не менее, поэт имел право сказать о своей “повести”, что жизнь цыган описана в ней “довольно верно”. Причем в этом отношении “Цыганы” – также шаг вперед от “Кавказского пленника”, где черкесская вольница была показана только с ее поэтической, “красивой” стороны (“красота коней”, “красота одежды бранной и простой” и т. д.).

В описаниях цыганского кочевья, тоже непосредственно связанных с молдавскими впечатлениями Пушкина (есть свидетельство, что он сам несколько дней кочевал с цыганским табором; герой и назван его именем), при всей их романтической живописности встречаются такие “прозаические” детали, как пестрые “лохмотья” одежд, “изодранные шатры”, “убогий ковер”, “скрип телег” и т. п.

В поэме о цыганах, которая в значительной степени вырастает на материале народно-песенного творчества, Пушкин гораздо глубже проникает в существо изображаемого им национального характера.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Образ Земфиры, как предельное выражение степной, цыганской свободы в поэме “Цыганы”

Другие сочинения по теме:

  1. Психологический облик Алеко в поэме “Цыганы” С точки зрения сюжета и “главного лица” поэма “Цыганы” (1824) – как бы вариация “Кавказского пленника”. Подобно Пленнику, Алеко в…
  2. Проблематика поэмы Пушкина “Цыганы” В романтическом и руссоистском сюжете поэмы любовные отношения приобретают первостепенную важность: они определяют счастье и несчастье героев и судьбу их….
  3. Последняя романтическая поэма Пушкина “Цыганы” Он начал работать над поэмой с января 1824 г. в Одессе, а закончил уже в Михайловском, в октябре того же…
  4. Романтические поэмы “Кавказский пленник” и “Цыганы” Сочинения по литературе: Романтические поэмы “Кавказский пленник” и “Цыганы” Александр Сергеевич Пушкин – гениальный поэт, создавший ряд замечательных стихотворных произведений….
  5. Настроения и искания Алеко в поэме “Цыгане” Жизнь Пушкина в Михайловском, естественно, не могла быть богата внешними событиями. Но именно в эту пору гений поэта достигает своей…
  6. Образ “воина свободы” в стихотворениях Пушкина О революционных настроениях Пушкина в эту пору красноречиво свидетельствуют записи из дневника кишиневского сослуживца поэта, князя П. И. Долгорукова. Так,…
  7. Образ Мазепы в поэме Пушкина “Полтава” В биографии Мазепы Пушкина особенно поразили эпизоды обольщения стариком-гетманом своей крестницы и казни ее отца. Рылеев, сосредоточивший внимание на политической…
  8. Образ автора в поэме “Паломничество Чайльда Гарольда” Поэма Байрона “Паломничество Чайльд Гарольда” – это лирический дневник поэта. В ней он показал свое отношение к жизни, свои философские…
  9. Трагический образ типического героя в поэме “Демон” “Демон” Лермонтова, особенно в его наиболее последовательной и цельной шестой редакции,- значительнейшее произведение активного романтизма, где трагический образ типического героя…
  10. Образ матери – страдалицы в поэме Анны Ахматовой “Реквием” Года сталинских репрессий были ужасным периодом в жизни советского народа: миллионы лучших людей объявлялись “врагами народа”, исчезали безследно, попали в…
  11. Анализ поэмы Пушкина “Цыгане” Поэма написана А. С. Пушкиным в 1824 году. В ней отражается сильнейший кризис романтического мировоззрения, который переживал поэт в это…
  12. Образ города в поэме “Медный всадник” “Вступление”, посвященное торжественному описанию столицы, толкуется как прославление дел и личности Петра, как победа царя над стихией. Но Белинским же…
  13. ОБРАЗ РОССИИ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Особенно привлекла внимание Гоголя возможность показать при помощи “дорожного” сюжета всю Россию, с ее…
  14. Образ рассказчика в поэме Шевченко “Сон” Летом 1844 года Шевченко написал одно из величайших своих произведений, сокрушительную сатиру на деспотический режим Николая I – поэму “Сон”…
  15. Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов центральный образ поэмы В поэме изображено несколько типов людей, способных к состраданию и защите обездоленных. Но идеал Некрасова – человек, способный к самопожертвованию…
  16. Что в поэме “Мертвые души” утверждает образ Руси-тройки? В. Г. Белинский назвал поэму Н. В. Гоголя “Мертвые души” “творением, выхваченным из тайника народной жизни, творением глубоким по мысли,…
  17. Сочинение на тему: Образ Христа в поэме Блока “Двенадцать” Образ Христа в “Двенадцати” связан и с увлечением Блока историческими параллелями, точнее – с ошибочными историческими воззрениями, по форме своей…
  18. Образ Екатерины в одноименной поэме Тараса Шевченко Сочинение по поэме Т. Г. Шевченко “Екатерина”. Когда читаешь произведения Шевченко, начинаешь понимать, каким сгустком боли была для поэта женская…
  19. Образ матери в поэме Анны Ахматовой “Реквием” “Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад”. Анна Ахматова. Я поворачиваюсь взглядом к урокам, посвященным творчеству русского поэта Анне…
  20. Трагедия поколения в поэме А. Ахматовой “Реквием”; и в поэме А. Твардовского “По праву памяти” На протяжении всей своей истории Россия терпела множество невзгод. Войны с иноземным врагом, междоусобные распри, народные смуты – тени этих…

Источник: https://ege-russian.ru/obraz-zemfiry-kak-predelnoe-vyrazhenie-stepnoj-cyganskoj-svobody-v-poeme-cygany/

Анализ поэмы «Цыганы» Пушкина

В этой статье мы проведем анализ поэмы «Цыганы» Пушкина. Произведение стало завершающей романтической поэмой. Ниже мы затронем тему истории создания поэмы, ее композиции и проблематики. Поэма «Цыганы» до сих пор остается популярной, ее также изучают по школьной программе.

История создания и другие особенности поэмы

Произведение «Цыганы» было написано в Кишинёве в 1824, где Пушкин был в изгнании. Находясь несколько недель в цыганском таборе, поэт проникся их жизнью и написал эту поэму. Это некий ответ на южную поэму «Кавказский Пленник». В этот период было написано много мрачных и странных, но и неоконченных произведений.

Читайте также:  Образ чарткова в повести портрет характеристика героя гоголя

Если проводить анализ композиция поэмы «Цыганы», то стоит заметить, что она написана по правилам романтизма. Но в этом произведении поэт продолжает конфликт с Байроном и делает романтизм более критичным. Для Пушкина, возвращение к естественной среде не выход, а затормаживание в развитие личности и творчества.

Главный конфликт поэмы — столкновение двух миров: современного цивилизованного и просто первобытного. В одном есть законы, которые регулируют порядок жизни, а в другом есть ритуалы, которые тоже осуществляют контроль. В произведении прослеживается любовная линия Земфиры и Алеко.

Алеко — главный герой поэмы, основной образ. Он бежит из города, в котором он не может смириться с несправедливостью и лицемерием, фальшей. Образ Луны является отражением души Алеко. После его сна, Луна была затемненной, как и состояние души главного героя.

Общий анализ поэмы «Цыганы» Пушкина

Поэма содержит сюжет бегства молодого человека от гниющего общества в свободный цыганский табор. Герой по натуре романтик, который не хочется мириться со злодеяниями культурного общества.

Юноша, удрученный своими проблемами, сначала не приметил красавицу-цыганку. Вольный Алеко влюбляется в Земфиру, но и тут он сталкивается с человеческими пороками, такими как блуд. Его возлюбленная поет ему песню, которую пела ей в детстве мать.

Она поет о муже, о котором никогда не узнает Алеко, ведь он сильно ее любит. В одну из ночей, он ждал ее. Но Земфира не пришла, и он сам нашел влюбленную парочку. На глазах у цыганки он убил любовника, а затем и ее.

Он умирала с любовью к Алеко, умирала любя.

Обратите внимание

Алеко не находит того, что он искал в таборе, у них также нет полной свободы. Это было его ошибочная позиция. Но, есть и такие в таборе, как старый цыган, который уже смирился с участью своего общества и довольствуется тем, что есть.

Но и сущность странника раскрывается не с лучшей стороны. Он раскрывается как эгоист и убийца. Возможно, ему нужно было искать проблему в себе, а не в обществе. Ведь, человек украшает мир, а не наоборот.

Финальная сцена поэмы показывает, что ни один человек не из одного мира не сможет уйти от того, что ему предначертано свыше.

Мы провели сравнительно небольшой анализ поэмы «Цыганы» Пушкина. Мы рассмотрели, что побудило Александра Пушкина написать произведение, а также основные темы, которые поднимаются.

Хотя поэма «Цыганы» была написана почти двести лет назад, но проблемы, которые поднимаются писателем остаются актуальными до сих пор. Надеемся, что этот анализ поэмы «Цыганы» помог вам более точно понять замысел Пушкина.

Если вы хотите более подробно узнать сюжет произведения, то можете прочитать краткое содержание поэмы.
 

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-poemy-cygany-pushkina

Терзаемый страстями человек в поэме «Цыганы» А. С. Пушкина

1. Контрастность образов.

2. Дикий напев цыганской песни.

3. Несвободная душа Алеко.

Терзаемый страстями человек в поэме «Цыганы» А. С. Пушкина. В своем творчестве А. С. Пушкин обращается к природе страстей. Он, словно ювелир, пытается рассмотреть все грани и оттенки такого магического и в какой-то степени губительного чувства. Подобная тематика выявляется во всем творчестве писателя.

Это не только любовные переживания, но и страсть игры («Пиковая дама»), страсть изведать новые горизонты человеческой природы («Маленькие трагедии»). Самыми же загадочными являются южные поэмы, наполненные романтическими представлениями о жизни, в которой непременно горят свои страсти. Так поэму «Цыганы» Д. Д.

Благой называет драматизированным произведением. В нем человек проживает насыщенную жизнь, наполненную страстями и любовью. Для создания такого впечатления от произведения поэт использует различные приемы. В поэме «Цыганы» А. С. Пушкина, по мнению критика, драматичность положения создается благодаря контрастности образов.

Важно

Писатель словно рисует определенное обрамление для новой картины страстей. Это видно в изображении образа даже одного героя — Алеко. Внешне он остается спокоен и холоден даже в тот момент, когда попадает в табор, где царили дикость и нестройность, создававшие живую и неспокойную жизнь.

Но со временем молодая цыганка смогла заронить в его душу огонек любви, который превратился в пламя страсти.

— Но боже! как играли страсти

Его послушною душой!

С каким волнением кипели

В его измученной груди!

Так, Алеко страсть начинает рисовать своими особенными красками. Герой понимает, что вырвавшись из пустых и душных городов, освободился от цепей, которые его сковывали долгое время. Он впустил в свою измученную душу свободу и новый мир, который открывала ему юная Земфира.

Но старый цыган предупреждает его о том, что не каждому дано открыть свой душевный мир свободе. Это не удается сделать и Алеко. Проходит всего два года и в Земфире загораются новые чувства и страсти.

Но теперь их зажег не Алеко, а молодой цыган, который с детства предан такой же воле и свободе, как и она сама. Возможно, в душе гостя место оставалось не только пламенным чувствам, но и той тоске, которую он приобрел на родине.

Цыгане же довольно-таки быстро забывают о прошлом и находят в себе силы, чтобы вытеснить из своего внутреннего мира все неприятности.

Так и поступил старый цыган, когда от него ушла Мариула, мать Земфиры. Он просто смирился, так как понимал, что не сможет ничем затушить новый огонь страсти. Эту историю мы знаем со слов самого рассказчика. Но то, через что пришлось пройти самому Алеко, нам рассказывает автор произведения.

И мы понимает, что о такой большой огонь страсти можно только обжечься, даже есть ты его будешь просто тушить. А. С. Пушкин разделяет рассказ о новом чувстве Земфиры на две части.

Одна из них песня, которая позволяет высказать все свои чувства, а другая короткие встречи с цыганом, где нам слышны отдельные реплики, подтверждающие слова музыкального произведения.

Совет

Земфира вкладывает свою душу в исполнение старинного напева. Поэтому страстная мелодия нетолько раскрывает нам внутренний мир героини, но и служит своеобразной завязкой драматической ситуации. То есть изначально отношения между возлюбленными строятся на пламенной песне юной цыганки. Однако именно описанный в мелодии сюжет и становится своеобразной иллюстрацией для будущего развития событий.

Старый муж, грозный муж,

Режь меня, жги меня:

Я тверда; не боюсь

Ни ножа, ни огня-

В песне Земфиры слышен «дикий напев» подлинника. И Алеко внутренне догадывается о чем поет его жена, но не может остановить ни ее пения, ни своего волнения. Но Земфира продолжает несмотря на то что муж хочет остановить ее. Свою страсть к другому она уже не может хранить в себе. Поэтому решает ее выплеснуть в словах песни.

Это приоткрывает нам вольный и страстный характер самой женщины. Недаром А. С. Пушкин в качестве главной героини выбирает именно цыганку. Только она, а не светские барышни, которые встречались Алеко в другой жизни, способна на отчаянный поступок: отдаться целиком чувству, не внимая голосу разума. И ее новый возлюбленный имеет такие же черты.

Поэтому она создает в своей песне пылкий образ молодого человека.

Он свежее весны,

Жарче летнего дня;

Как он молод и смел!

Как он любит меня!

Пушкин располагает песню Земфиры в центре поэмы. Она становится своеобразным ключом, который словно разделяет повествование на две части. То есть то, о чем мы догадывались в первой части приводится в самой песне. В то же время дальнейшая жизнь героев идет точно по песенному сценарию.

Алеко не может понять, откуда появилась такая странная песня. Но старый цыган рассказывает ему о том, что этот напев Земфира слышала тогда, когда мать ее качала в люльке. То есть это традиционная песня, которая отражает страстную и дикую жизнь кочевого племени.

А ведь ничто так не раскрывает внутреннюю сущность того или иного народа, как его песни. Вольная и свободная жизнь цыган создает особую атмосферу в их душе, в которую может входит как добрый попутный ветер, пестрая жизнь табора, так и собственные пылкие чувства.

Однако старый цыган смог смириться с потерей любимого человека. Ведь женское сердце может любить только шутя. Но Алеко не останавливается на этом. В его душе Земфира заронила такой огонь, который он не может погасить даже в ночное время. Герой и во сне думает и живет только ей одной. Поэтому Алеко решает обуздать страсть Земфиры к ее любовнику.

Но он не понимал одного: это чувство настолько завладевает душой, что в ней совершенно не остается места рассудку. Человек начинает жить только своими эмоциями, голос разума остается ему чужд. Так и происходит в сцене убийства молодого цыгана. Алеко убивает его в ярости, когда находит свою жену недалеко от могилы с другим человеком.

Обратите внимание

Земфира, полная любви к молодому цыгану и потрясенная сделанным Алеко, говорит ему, что ничего не боится:

Нет, полно, не боюсь тебя! —

Твои угрозы презираю,

Твое убийство проклинаю…

Но она не заканчивает свою речь. Кинжал Алеко опускается и на нее. Но и это не помогло герою. Земфира все равно умирает любя.

Алеко смог убить человека, но то чувство, которое в ней возродил молодой цыган, так и осталось с ней: «Умираю любя». Страсть, снова вспыхнувшая в груди молодой и вольной цыганки, ушла с ней самой.

Но своими действиями Алеко убил не только человека, но и частичку своей души и той страсти, которую смогла когда-то заронить в нее прекрасная Земфира.

После этого старый цыган раскрывает тайну страсти и такой дикой и волнующей души природы кочующего народа. В любой ситуации они остаются свободными и добрыми. Эта и есть та почва, на которой расцветает множество чувств.

Но Алеко пришел к ним из иного мира, где страсть имеет совершенно другие характеристики. Она не делает людей свободными и прекрасными, а уничтожает их. Но Алеко даже за два года не научился жить по законам кочевого народа.

Поэтому старый цыган просит оставить их табор и вернуться к своим.

«Ты не рожден для дикой доли,

Ты для себя лишь хочешь воли;

Ужасен нам твой будет глас:

Мы робки и добры душою,

Ты зол и смел — оставь же нас,

Прости, да будет мир с тобою».

Так А. С. Пушкин показывает, что страсти кипят в любой душе, воспитанной светским миром или свободной и вольной. Прекрасная и ослепительная природа не являются утешением в горе. Наоборот, она становится своеобразным полотном, на котором жизнь может рисовать свою картину страсти. Об этом и говориться в эпилоге поэмы:

Но счастья нет и между вами,

Природы бедные сыны!..

И под издранными шатрами

Живут мучительные сны,

И ваши сени кочевые

В пустынях не спаслись от бед,

И всюду страсти роковые,

И от судеб защиты нет.

Для Алеко страсть оказывается губительной. Он не принимает законов той жизни, в которой ему выпал случай оказаться. Он не смог освободить свою душу от того бремени, какое было у него в светской жизни.

В этой поэме А. С. Пушкин показывает нам губительную силу страстей. Они только в первый раз приносят счастье, но потом разрушают не только жизнь отдельных людей, но и душу самого человека. Нам неизвестна дальнейшая судьба Алеко.

Но если в памяти цыгана осталась та песня и колыбель с дочерью, то Алеко навсегда сохранит в себе образ кровавого ножа, цвета страсти и потерянной любви. Но он не сможет жить спокойно.

Важно

Страсти продолжают кипеть в любой жизни, а судьба пишет свой закон, которому должны все подчиняться.

Источник: https://prepodka.net/no-schastya-net-i-mezhdu-nami-terzaemyj-strastyami-chelovek-v-poeme-cygany-a-s-pushkina/

Цыганы Александра Пушкина – краткое содержание: история создания и жанр поэмы, главные герои Алеко и Земфира

Истории любви и свободы – вечная и бездонная тема для многих романов и стихов. Кто не любил или не страдал, кто не искал сладкого плена или свободы от общественных оков? Из поэмы, которую написал Пушкин, «Цыганы» можно будет узнать все об этих бурных чувствах и эмоциях.

История создания

История создания поэмы «Цыганы» Пушкина начинается со ссылки под Кишинев, где он впервые так близко узнал быт цыган, и отразил его в своих стихах.

Его удивила свобода в отношениях между мужчинами и женщинами и философское понятие цыган о свободе чувств, ведь цивилизованный человек вкладывает в понятие любви столько ограничений и требований.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа счастье чехова

У поэмы «Цыганы» Пушкина год написания совпадает с временем ссылки – 1823 – 1824 годы.

Краткое содержание

Для того времени сюжет «Цыганы» Пушкина не совсем традиционен. Сначала все обычно – в кочующий стан цыган приходит молодой человек, он напоминает Печорина или Онегина, пресыщенный светом и его уловками, ищущий свободы и отдыха, чистой любви и настоящих людей.

Земфира, дочь старого цыгана, влюбляется в Алеко и становится его женой. Отец не мешает влюбленным, не учит и не запрещает.

Несколько счастливых лет проходят в любви, путешествии, заботе о хлебе. Но именно в этот момент меняется привычная линия романтических поэм.

В поэзию кочевой жизни врывается реальная жизнь и проверяет героя на прочность. Гениальность Пушкина в том, что его герои Алеко и Земфира не остались картонными образами романтиков, а превратились в живых и трагических персонажей.

После того, как юная жена признается сначала в песне, а потом открыто, что полюбила другого, герой из Манфреда превращается в Отелло при цыганке Земфире. Он забывает, что сам провозглашал свободу и честность, не слышит грустной истории любви отца жены о том, как он остался с брошенной ветреной матерью маленькой дочкой, но сохранил любовь в своем сердце.

В финале Алеко подстерегает любовников и убивает сначала мужчину, затем неверную жену. Цыгане в лице отца Земфиры обвиняют его в гордости и эгоизме, а также желании воли только для себя. Они бросают его с телегой и уходят по своему пути. Но и Алеко исчезает.

Краткая и емкая характеристика Алеко

Пушкину захотелось поселить ставшего уже популярным, благодаря Байрону и прочим романтикам, героя, уставшего от общества и его ограничений в чистую среду.

Алеко, будущий муж Земфиры, попав к детям степей провозглашает, что связи с прошлым и миром городов порваны. Он не хочет врать себе и другим, ищет простоты чувств и свободы от суеты наук и толпы.

Цыгане привлекают его именно внутренней свободой и детской искренностью. Герой хочет любить открыто и жить без условностей.

Внимание! Но как только мечты сталкиваются с реальными проявлениями этой нравственной свободы и призывами к чувственным порывам, герой вспоминает все надоевшие ему идеал

Земфира

Юная красавица Земфира – настоящее дитя любви и природы. Она непосредственна в своих привязанностях. Едва увидев Алеко, цыганка приводит его в семью и в свой дом, а потом вообще отдает ему сердце.

Если иногда ее тревожит страх, что возлюбленный покинет ее ради прошлой жизни, и она тут же делится своими переживаниями. Гневные проповеди Алеко о низости и грязи городов успокаивают ее.

И едва девушка почувствовала в сердце другую любовь, то и об этом не смогла молчать — сначала поет о своих новых чувствах, потом признается в желании уйти к другому, и отправляется, не таясь на свидание.

Совет

От непонимания того, как может быть иначе, девушка ведет себя, как мать, бросившая ее ради новой любви. Земфира видит, что отец признал право любимой уйти, если все прошло, и сама уходит так же легко.

Анализ произведения

Итак, ревнивец из поэмы «Цыганы», губящий сразу две молодые жизни поступает так только из-за чувства оскорбленной гордости, ведь его посмели бросить.

Он написан словно в пику всем романтическим героям, и в частности Байрону. Эти персонажи горели от ненависти и презрения к обществу и его обманчивым идеалам.

Они убегали в горы и поля, слали небесам проклятия с призывами излить свою ярость на эти прибежища порока.

Герои-романтики искали у природы истины и естественности, она примиряла их с миром, давала идеал. Алеко также скучает и тоскует от того, что все познал и перечувствовал. Он много страдал и теперь хочет покоя. Но когда мужчина попадает в тот мир, который считал идеальным, открывается его истинное лицо.

Гений автора выше романтических условностей, однобоких характеристик и обманов. Он рисует ситуацию, показывающую, что человек не умеющий построить отношения в своем круге, не нашедший друзей и любовь в своем мире, не способен делать это в новом.

Все то демоническое, косное и низменное, в котором Алеко обвиняет окружающее общество, находится в нем самом и проявляется при первых трудностях. Как только любимая хочет уйти он сразу же вспоминает о праве собственности мужчины на отдавшуюся ему женщину, о гордости мужской, поруганной изменой.

Внимание! Именно гордость, а не несчастная любовь и приводит к трагедии, и цыгане, сохранившие детские черты характера видят истинную причину и не смиряются с ней.

Особенности цыганской души

Вообще у Пушкина цыганы главные герои сильны, свободны, щедры и доверчивы, как дети. И вместе с тем, люди до краев наполнены мудростью, собирая ее по крупинкам ото всех, с кем встречаются на своем пути, и перерабатывая под свои идеалы.

Показательна история старика об Овидии, который в этих краях, обласканный любовью и заботой, горько страдал в тоске по родине. Мудрый цыган видит Алеко насквозь и говорит о том, что от себя сбежать невозможно – человек везде приносит свой внутренний мир с его кошмарами и проблемами.

В противовес Алеко, Земфира и ее отец не видят зла в других и не бегут от мира. Они живо реагируют на людей, радостно ищут встречи и доверчиво слушают чужие истории.

Обратите внимание

Законы общества, частной собственности, брака не интересуют их и им не понятны. Цыгане принимают пришлого человека, как родного и равного, его метания не затрагивают героев.

Удивлена и очарована только Земфира, но и она скоро разлюбила и променяла Алеко на своего.

Трагические персонажи по Пушкину

Страшный поступок, когда любящий человек хочет лишь мести любимому, а не счастья, пусть и далеко от него. Эти эмоции приписываются Пушкиным большинству, так называемых трагических персонажей, ставшим популярным в годы всеобщего сплина и тоски, покорившим высший свет.

Эти молодые люди носили трагические маски, томно вздыхали и ругали современное им общество с его не правильными и низкими устоями и правилами. Они стремились вернуться в «золотой век» где жилось смело и дерзко, чувства были настоящими, а люди искренними. Пушкин на примере своего героя показывает, что могут они принести в этот золотой мир – горе и смерть.

Поэма «Цыганы», краткий анализ

Пушкин, поэма «Цыганы», краткое содержание

Вывод

Все эти мотивы и настроения позволяют сказать,что Цыганы — жанр романтическим поэм, ведь в ней есть все необходимое. Трагические и яркие герои, несчастная история любви, смерть, конфликт общества и героя, любви и неверности, душевные метания и эмоциональный финал.

Источник: https://uchim.guru/literatura/tsygany-pushkina-kratkoe-soderzhanie.html

Поэма «Цыганы»

«Цыганы» — это поэма, написанная Пушкиным, которая стала завершающей в цикле «южных» поэм.

Свое произведение по поэме «Цыганы» и ее анализ я начну, пожалуй, с истории написания поэмы «Цыганы» Пушкина. Свою работу автор начал писать в 1821 году.

Идеей зарождения данного сочинения стала кишиневская ссылка, во время которой Пушкину пришлось странствовать с цыганами и наблюдать за их жизнью.

Их поведение и быт настолько поразил автора, что под впечатлением Пушкин взял перо, из-под которого и явилось данное произведение. Завершил свою работу писатель в 1824 году.

Конфликт поэмы Цыганы

Конфликт поэмы «Цыганы» построен на противоречии страстей самого героя. Здесь мы видим, как переплелись два разных мира: мир городских людей и людей воли и свободы.

Особенность конфликта в поэме «Цыганы» заключается в том, что Алеко – главный герой, смог вырваться из власти города, присоединился к цыганам, с которыми хотел прожить свободную жизнь, но по-настоящему так и не сумел стать человеком воли, поэтому и услышал свой приговор: «Оставь нас, гордый человек».

Мотив бегства Алеко из города и приход к цыганам

Каким же был мотив бегства Алеко из города и почему он решил примкнуть к циганам? Все очень просто. Герой поэмы свободолюбивый человек, такой себе, бунтарь, которому надоели рамки, который захотел стать свободным.

Алеко разочаровался в благах цивилизации, для него городская жизнь стала превращаться в ад, а тут еще и совершенное героем преступление, о котором автор нам не повествует.

Среди цыган же ему хорошо, он быстро вливается в жизнь цыган, принимая первобытный быт.

Вольность цыган. Несвобода человека в цивилизованном обществе

Продолжая анализ произведения, остановимся на цивилизованном обществе и несвободе человека в нем, а также на вольности цыган, что изобразил писатель в своем произведении.

Так вот, автор критикует жизнь людей среди цивилизации, где есть все блага, где есть все для того, чтобы жить свободно, но, люди здесь, как в клетке. Здесь люди теряют себя, живут по писанным правилам, скованы законами.

А вот жизнь вне цивилизации, где не имеется установленных законов, полна свободы действий, вот только, выбрав свободу, нужно быть готовым к бедному существованию, где приходится песнями и плясками зарабатывать себе на жизнь.

Роль лирического отступления о луне

Тема любви затронута в поэме Пушкина «Цыганы», а значит, рядом здесь и романтизм в поэме «Цыганы».
Любовь само по себе сложное чувство, здесь невозможно приказать сердцу любить или нет, невозможно и предугадать исход событий.

Так Земфира — героиня поэмы «Цыганы», полюбила другого, не задумываясь пошла на измену, причинив Алеко — герою поэмы «Цыганы» боль, а чтобы передать состояние души героя, автор прибегает природной картине, используя отступление о луне. И здесь она «Зашла в туманы».

К тому же луну автор неспроста использовал, видимо, хотел показать, насколько изменчивой может быть женщина и приказать женщине любить одного, невозможно как и заставить луну остановиться на месте.

Художественная роль образа Мариулы, жены Старого цыгана, в конфликте и композиции поэмы

Мариула – это мать Земфиры, которая бросила мужа с ребенком, ради новой любви.

И автор неслучайно нам рассказывает о Мариуле, тем самым показывая, что и дочь ее пошла той же дорогой, вот только их возлюбленные поступают по-разному.

И, если свободный старый цыган отпустил жену, ведь он знает, что любви не прикажешь, то Алеко, который жил среди правил, жил в мире, где существуют рамки, не смог простить и отпустить, поэтому он и пошел на такой шаг, как убийство.

Авторская позиция в поэме

Когда читаешь произведение Пушкина «Цыганы», то видим, что автор не выбирает ту или иную сторону, он не становиться на защиту Алеко или цыган, а попросту сочувствует старику и положительно относится к главному герою, правда, его поступок, когда герой решается на убийство, не одобряет, поэтому словами старика, он прогнал Алеко из табора.

Художественный смысл заключительной сцены. Роль эпилога

Каков художественный смысл последней сцены? Здесь писатель хотел нам показать, каким одиноким в своей жизни остался главный герой произведения. Он, как та телега среди поля, что осталась стоять брошенной в степи.

Именно так себя чувствовал и Алеко. Эпилог также играет свою роль. Здесь автор показывает нам, что независимо от того, в таборе ты живешь или среди цивилизации, невозможно избежать своей жизни, уготованной судьбой.

Судьба настигнет тебя, где бы ты ни был и куда бы ни спрятался.

  • место и время событий в произведении цыганы

Источник: http://sochinyshka.ru/poema-cygany.html

Земфира и Алеко в поэме Пушкина «Цыгане»

По мере обострения противоречий в самой действительности Пушкин все более отчетливо осознавал бесплодность протеста, возникающего на индивидуалистической, а подчас и прямо эгоистической основе.

Жизнь развенчивала романтические иллюзии, поскольку они не совпадали с фактическим развитием истории.

Эта новая, реалистическая оценка романтического отрицания сказалась в последней поэме южного цикла «Цыганы».

Пушкин сочувственно относится к Алеко, его критике пороков дворянско-буржуазной цивилизации, в то же время он не принимает индивидуализма героя. Алеко проклял свет, цивилизацию, бежал от нее.

Но он не ушел от собственных пороков — следствия развращающего влияния того мира, где властвует эгоизм. Когда Земфира, олицетворяющая (правда, в элементарной форме) идею свободного человека, полюбила молодого цыгана, Алеко убивает ее. Тем самым он поднял руку на право свободного выбора, т. е. поступил безнравственно, как собственник.

«Ты для себя лишь хочешь воли»,— говорит ему старый цыган. И это так. Алеко готов навязать «неволю» другим во имя утверждения своего личного счастья. Такой «протест» против общества опасен. Он оборачивается своеволием, диктатом личности, что и приводит к кровавой развязке. Индивидуализму, своекорыстию Алеко противопоставлены в поэме мудрость и великодушие старого цыгана.

Читайте также:  Тема одиночества в лирике лермонтова 6 класс (кратко сочинение)

Потеряв дочь, он не мстит убийце, а карает его судом чести. «Оставь нас, гордый человек!»— говорит он Алеко (в данном случае «гордый»— замкнутый в себе человек, не способный к вольной жизни, которая основана на уважении прав других). Так Пушкин приходит к выводу о том, что подлинная свобода несовместима с произволом личности, с отрицанием общественной морали.

Личность ответственна перед обществом и вне его благополучия не может обрести счастья.

Пушкин преодолевает романтическую односторонность в решении еще одного важного вопроса. В отличие от Руссо и Байрона он считает, что уход от цивилизации, возвращение к первобытному состоянию не приблизит человечество к счастью, свободе.

  • Но счастья нет и между вами,
  • Природы бедные сыны!..

— заключает поэт характеристику патриархального быта кочующих цыган. Их жизнь, как и жизнь цивилизованных народов в буржуазную эпоху, лишена гармонии .

«И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет»— это суждение реалиста, отказавшегося от иллюзорных надежд на выгоды «природного» состояния человека.

Категорическое признание победы «судьбы» над человеком заключало в себе элементы пессимизма, в целом не свойственного Пушкину, но необходимо учитывать время (1824) и условия завершения поэмы «Цыганы».

К 1823 г. реакционному «Священному союзу» удалось подавить революционные выступления в Западной Европе. В самой России также оставалась незыблемой твердыня деспотизма и реакции. Пушкин начинал осознавать противоречие между революционными порывами дворянской прогрессивной молодежи и ее оторванностью от народа.

Наметившийся перелом в пользу реакции («все пало — под ярмом склонились все главы») Пушкин во многом связывал с пассивностью общества и народа. В стихотворении «Свободы сеятель пустынный…» он высказывает пессимистическую мысль о том, что «рано» начал «рукою чистой и безвинной» бросать «живительное семя» в «порабощенные бразды».

Народы, как кажется поэту, еще не готовы к подлинному пробуждению. Отсюда вывод:

  • К чему стадам дары свободы?
  • Их должно резать или стричь.
  • Наследство их из рода в роды
  • Ярмо с гремушками да бич.

Эти настроения, навеянные спадом революционной волны в Европе, удалось преодолеть поэту только в Михайловском, куда он был переведен из Одессы после очередного столкновения с генерал-губернатором и полномочным наместником в Бессарабии М. С. Воронцовым.

В село Михайловское (Псковская губерния) Пушкин прибыл в августе 1824 г. Через местного священника за ним был установлен тайный надзор. Ссылка затягивалась, удручала разлука с друзьями («19 октября» и др.).

Поэт ведет уединенный образ жизни. Он много трудится: пишет, читает, размышляет о характере своей поэзии и русской литературы в целом. Важным моментом в творческом созревании поэта было общение с местными крестьянами.

Важно

Пушкин изучает нравы и обычаи народа, постигает его дух. «…Вечером слушаю сказки,— писал он брату,— и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания».

Пушкин убеждается в том, что с народом связаны надежды на будущие преобразования в России.

Источник: http://www.testsoch.info/zemfira-i-aleko-v-poeme-pushkina-cygane/

Анализ поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»

«Цыганы» — последнее романтическое произведение, сюжет которой был почерпнут во время южной ссылки Пушкина, и пребывания поэта в Бессарабии. Именно там Пушкин познакомился с таборными цыганами и услышал от них эту печальную повесть. Он начал работать над поэмой, будучи в Молдавии, а завершил ее осенью 1824-го года в Михайловском.

Сюжет поэмы прост и незамысловат. Через всю поэму проходит одна сюжетная линия, и три основных литературных героя. Цыганка Земфира познакомилась с мужчиной, успевшим приобрести житейский опыт и устать от жизни. Плененный красотой девушки, мужчина решается все бросить и прибиться к цыганскому табору.

Он ничего не рассказывает о себе, но по его отношению к городам, где он жил, и людям, среди которых ему приходилось вращаться, можно сделать вывод, что Алеко приобрел печальный жизненный опыт. Возможно, его уход с цыганским табором стал попыткой убежать от общества, в котором он не нашел себе места, от самого себя, своих воспоминаний.

Земфира говорит, что его преследует закон, но не уточняет, за что: за несогласие с существующим строем, или за уголовное злодейство.

Два года он кочевал с табором, стал мужем Земфиры. Но юная девушка, отдалась Алеко не столько потому, что любила его, сколько просто позволяла ему себя любить. Наконец, «пришла пора – она влюбилась», как сказал поэт в другом своем произведении. Но влюбилась молодая цыганка не в собственного мужа, а в юного цыгана, такого, же, как она сама.

Однажды ночью, Алеко проснулся, и не найдя рядом любимой жены, пошел искать ее, и нашел возле чьей-то старой могилы с молодым возлюбленным. Оскорбленный в своих чувствах, он заколол ножом сначала молодого любовника своей жены, а потом и Земфиру.

Цыгане скромно похоронили юных любовников, и старик прогнал Алеко из табора.

Поэма начинается красивой и лиричной экспозицией – описанием природы Бессарабии, таборного быта, увидеть который Пушкину довелось воочию. Наверное, поэтому описание стоянки табора столь гармонично, красочно и зримо.

Изодранные шатры, полуувешанные коврами, звон походной наковальни, ржание лошадей показывает непритязательный, даже в чем-то бедный быт цыган. Но эти люди не стеснены условностями. Они счастливы своей свободой, единением с природой тех мест, где останавливаются.

В таборе каждый, и даже дети, заняты своим делом.

Совет

Завязка начинается описанием старого цыгана, ожидающего свою дочь с прогулки. Старик беспокоится, что девушки долго нет, и стынет убогий ужин старика. Наконец, Земфира появляется в обществе неизвестного мужчины.

Здесь же поэт знакомит читателя с главными героями поэмы: стариком, отцом Земфиры, Алеко, мужчиной не цыганского происхождения, и Земфирой. Возможно, мужчину звали Александром, а имя Алеко дала ему Земфира.

Поэма оснащена диалогами, что приближает ее к драматическому произведению.

Во второй части описывается сбор табора в дорогу. Цыгане довольно быстро привычными движениями разобрали шатры, уложили на телеги свой скромный скарб, и степь опустела. Табор двинулся в путь, а вместе с ними и Алеко — вольный житель мира.

Здесь поэт сравнивает Алеко с перелетной птицей, не имеющей постоянного гнезда, то есть дома, семьи. Лирическое отступление о птичке беззаботной написано в ином ритме, чем вся поэма.

Тем самым, как отдельная песня выделяется из общего повествования и напоминает стих 26 из 6-й главы Матфея. Намек на Евангелие здесь не случаен.

Пушкин подчеркивает тем самым, что люди, считающие себя цивилизованными, в своих поступках оторвались от Бога и его заповедей, одна из которых – не убий.

Вся поэма написана четырехстопным ямбом, а песнь о птичке – четырехстопным хореем.

Третья часть поэмы переносит читателя во времени на два года вперед. За это время Земфира стала женой Алеко, но успела понять, что не любит его. Она пением намекает мужу, что разлюбила его, в тайной надежде, что тот ее отпустит. Песня вызывает у Алеко раздражение, но явного намека он не слышит.

Песня Земфиры написана двустопным ямбом и является своеобразным предисловием к кульминации.
Старику песня напоминает его жену, которая влюбившись, оставила его и ушла с возлюбленным. Можно сказать, что рассказ старика это отдельная сюжетная линия, контрастом вплетенная в повествование.

Обратите внимание

Старик рассказал о своей бывшей жене Алеко, на что тот заметил, что не сможет так спокойно отпустить женщину, если та поступит с ним также. Он должен будет насладиться местью.

Сцена у могилы – кульминация поэмы. Похороны влюбленных и последний разговор старика с Алеко – развязка.

Источник: https://PoetPushkin.ru/poemy/analiz-poemy-tsygany.html

Образ Земфиры, как предельное выражение степной, цыганской свободы в поэме «Цыганы» — Пример сочинения

Образ Алеко породили такой живой и сочувственный отклик у К. Ф. Рылеева и других декабристов. Но вместе с тем уже в конце третьей главки намечается трагическая антиномия в характере Алеко, которая и ляжет в основу всей поэмы.

Рвущийся из «оков просвещенья», из «неволи душных городов», пламенный и решительный вольнолюбец, не признающий власти «судьбы», идущий ей наперекор, Алеко оказывается «послушным» рабом и мучеником «страстей»: «Но боже! как играли страсти его послушною душой!»

Пока мы еще не знаем, что это за страсти; однако по ходу поэмы раскрывается глубоко эгоистическая, «злая» природа этих страстей, порожденная тем самым собственническим строем, на который Алеко так яростно ополчается. Со всей наглядностью это проявляется в отношениях Алеко и Земфиры. Земфира — предельное выражение степной, цыганской свободы. Эту свободу она вносит и в свое чувство.

Мгновенно и своенравно увлеклась она Алеко, с которым сошлась без всяких обрядов, без обязательств. Два года была она ему «подругой», но затем его любовь ей прискучила: «Его любовь постыла мне, мне скучно; сердце воли просит».

Когда сердце самого Алеко просило воли, он безоглядно бросил все и начал совершенно новую жизнь. Превращать себя — убежденного и горячего проповедника свободы — в тюремщика другого сердца, которое в свою очередь просит воли, казалось бы, никак ему не пристало.

Но тут-то и пробуждаются злые «страсти» в душе Алеко, все те инстинкты, которые вскормлены его прошлым, его общественной средой.

Требующий для себя безграничной свободы, Алеко ни в какой мере не склонен уважать свободу других. Вольнолюбец становится насильником.

Проповедник вольности оказывается беспредельным эгоистом, злым ревнивцем, собственником, рабовладельцем в душе, рассматривающим как неотъемлемо принадлежащую ему, неотчуждаемую вещь жизнь и судьбу другого человека.

Так вскрываются в поэме злобные, античеловечные «страсти» — сокровенная суть, изнанка души и характера героя, совершающего под влиянием их страшное преступление — двойное убийство. Здесь-то и проходит грань, отделяющая Алеко от героев подлинных. Они добиваются воли для других — для народа. Алеко жаждет воли «лишь для себя».

Важно

Причем к такому пониманию и раскрытию характера героя поэмы поэт приходит отнюдь не в порядке бессознательного «непосредственно-творческого» процесса («думал сказать не то, что сказал в самом деле»), как считал это Белинский. Еще до начала работы над «Цыганами» Пушкин ясно понял подлинную сущность романтического героя-индивидуалиста. Мы знаем, что уже в стихотворении 1821 г.

, посвященном характернейшему «герою времени», Наполеону, Пушкин писал о нем как о великом честолюбце и эгоисте, как о человеке, проникнутом стремлением к «самовластью», беспредельной жаждой личного возвеличения.

Во второй главе Пушкин прямо устанавливает связь между героем века и бесчисленными маленькими наполеонами, возникавшими в таком изобилии в эту пору и в жизни, и в литературе:

  • Все предрассудки истребя, 
  • Мы все глядим в Наполеоны;
  • Мы почитаем всех нулями.
  • Двуногих тварей миллионы
  • А единицами — себя.         
  • Для нас орудие одно.

 «Гордый человек» — это не только Алеко, это «байронический» герой вообще, это тот представитель «молодежи 19-го века», тот «современный человек» — детище современного общества,

  • С его безнравственной душой,
  • Себялюбивой и сухой,
  • Мечтанью преданной безмерно,
  • С его озлобленным умом,
  • Кипящим в действии пустом,

развернутую характеристику которого Пушкин даст в седьмой главе того же романа. И, как об этом свидетельствует предварительно составленный Пушкиным план «Цыган», поэт с самого начала хотел сказать об Алеко именно то, что он о нем сказал.

Вторым, и не меньшим, чем обрисовка и раскрытие образа «современного человека», замечательным достижением Пушкина является изображение им народной среды — цыган. Пушкин, правда, умалчивает о том, что молдавские цыгане находились в крепостной зависимости; явно идеализирован образ Старика.

Тем не менее, поэт имел право сказать о своей «повести», что жизнь цыган описана в ней «довольно верно». Причем в этом отношении «Цыганы» — также шаг вперед от «Кавказского пленника», где черкесская вольница была показана только с ее поэтической, «красивой» стороны («красота коней», «красота одежды бранной и простой» и т. д.).

В описаниях цыганского кочевья, тоже непосредственно связанных с молдавскими впечатлениями Пушкина (есть свидетельство, что он сам несколько дней кочевал с цыганским табором; герой и назван его именем), при всей их романтической живописности встречаются такие «прозаические» детали, как пестрые «лохмотья» одежд, «изодранные шатры», «убогий ковер», «скрип телег» и т. п.

В поэме о цыганах, которая в значительной степени вырастает на материале народно-песенного творчества, Пушкин гораздо глубже проникает в существо изображаемого им национального характера.

Источник: http://schooltask.ru/obraz-zemfiry-kak-predelnoe-vyrazhenie-stepnoj-cyganskoj-svobody-v-poeme-cygany/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector