Сочинения по литературе

Сочинения по литературе

В сочинение идет речь о восхищении природой  и родной землей известного писателя.

Повесть «Тарас Бульба», написанная Николаем Васильевичем Гоголем, по праву считается одной из самых прекрасных в русской литературе. В центре повести мы видим героический и бесстрашный образ народа, который сражается за независимость и свободу. Никогда прежде народная жизнь не была …

Подробней…

08 декабря 2016

«Горбун» – история о маленьком человеке, которому испортили жизнь завистливые люди и предатели.

Рассказ повествует историю о жизни в небольшом городке Ольдершот, где была размещена воинская часть. Здесь убили полковника Джеймса Барклея, смерть которого всколыхнула всех жителей. Он был примерным семьянином и просто без ума был от своей жены Нэнси. Убитый пользовался уважением у своих …

Подробней…

28 октября 2016

История о мелком незначительном человеке, который хоть и после смерти, но отомстил своему обидчику, отобрав у него его шинель

К теме «маленького человека» обращались многие писатели и художники. Первым писателем, который затронул в своих работах эту тему, считается А.С. Пушкин. Именно его «Повести Белкина» являются началом развития «маленького человека» и представителем нового, …

Подробней…

28 октября 2016

Дарья Пинигина –сильная по духу женщина, которая притягивает к себе людей, и рядом с ней они набираются силы.

В основе сюжета произведения Распутина «Прощание с Матерой» лежит расставание с «малой родиной», где ранее жили деды и прадеды. А теперь этот кусочек земли, у которого есть свой незримый Хозяин, должен исчезнуть из-за строительства ГЭС. Автор талантливо показывает, как новый …

Подробней…

28 октября 2016

История о добром и романтическом человеке, который восхищает своей чистой душой и интересным внутренним миром

Повествование в произведении Ф.М. Достоевского «Белые ночи» ведется от имени романтического героя. Его неспроста назвали «петербургским мечтателем», ведь он живет в своем маленьком мире отстраненно от всех. Таких людей, как он, сейчас довольно редко встретишь, да и …

Подробней…

28 октября 2016

Обратите внимание

Идея автора заключается в том, что счастье приходит к тем, кто «видит скрытое» в повседневных заботах и мелочах

В пьесе бельгийского писателя Мориса Метерлинка «Синяя птица» описываются приключения брата и сестры из семьи бедного дровосека. Митиль и Тильтиль отправляются на поиски волшебной синей птицы. Говорят, что эта птица является символом счастья и любви. По сюжету сказки синяя птица …

Подробней…

28 октября 2016

Сочинение описывает колоссальные впечатления после прочтения рассказа В. Тендрякова «Хлеб для собаки».

Произведение В. Тендрякова «Хлеб для собаки» является автобиографичным и пронизано страшными воспоминаниями событий 1933 года. Это было страшное время голода и нищеты. Страна переживала процесс «раскулачивания». Людей, так называемых «врагов народа», отправляли …

Подробней…

28 октября 2016

Рассказ «Хлеб для собаки» создан на реальных событиях, а именно из воспоминаний автора о своем тяжелом детстве, на которое оставил свой отпечаток период послереволюционной России.

Детство Владимира Тендрякова проходило в период послереволюционной России, поэтому в его памяти сохранился весь ужас того времени. Именно эти воспоминания и послужили основой для рассказа. На примере одного поселка автор показал жизнь всего государства. Действие произведения разворачиваются в …

Подробней…

28 октября 2016

Матрена – главное действующее лицо рассказа, которой пришлось пережить немало горя и несправедливости

В центре произведения А.И. Солженицына «Матренин двор» простая деревенская женщина – Матрена Васильевна, которая проработала всю жизнь в совхозе и прожила в нищете. Замуж героиня вышла еще до революции. С первого дня супружеской жизни она принялась за домашние хлопоты. Но на …

Подробней…

28 октября 2016

Главный герой Николай Иванович – человек, которому присущи алчность и самолюбие, поэтому ради мечты стать богатым помещиком он отказался от семейного счастья и друзей

Чимша-Гималайский Николай Иваныч является главным героем произведения. О нем рассказывает своим друзьям – учителю гимназии Буркину и помещику Алехину –его брат, ветеринар Иван Иваныч Чимша-Гималайский. Заветной мечтой Николая Иваныча, доброго и кроткого человека, становится …

Подробней…

28 октября 2016

Повесть «Первая любовь» покоряет своей искренностью, эмоциональностью и задушевностью, где показана самая первая и настоящая любовь.

Произведений, которые описывают тему любви и расставаний, представлено очень много. Все они разные: это и комедии, и трагедии, и мелодрамы. Тему первой и самой настоящей любви раскрыл особенно ярко и красиво в своем произведении И.С. Тургенев под названием «Первая любовь». С одной …

Подробней…

28 октября 2016

«Первая любовь» – история о возникновении и развитии самой прекрасной и светлой любви главного героя.

Действия повести разворачиваются в 1833 году. Главный герой – Володя, шестнадцатилетний парень, который живет со своими родителями в подмосковной даче. Он тщательно готовится к экзаменам в университете. По соседству с ними поселяется княгиня Засекина со своей дочерью. Парень сразу обратил …

Подробней…

28 октября 2016

Источник: https://www.kursoteka.ru/essay

примеры итогового сочинения по литературе | Сайт о русском языке, литературе и…о Санкт-Петербурге. Всё об итоговом сочинении, ЕГЭ и ОГЭ

Ноябрь 16th, 2018risusan7

Итоговое сочинение по литературе за горами, и большинство выпускников усиленно к нему готовятся.  Многие одиннадцатиклассники не знакомы с общими требованиями к итоговому сочинению.

Удивительно, но факт: некоторые письменные работы получают «незачёт», так как их авторам никто не объяснил общие требования. Давайте разберём необходимые условия для получения «зачёта».

Позволю себе процитировать отрывок из «Методических рекомендаций для […]

Ноябрь 14th, 2018risusan7

Интересно, существовал ли когда-нибудь человек, в воображении которого не было места мечте? Если да, то, вероятно, он лишился чего-то важного в жизни… Мечта похожа на влюблённость. Она может не сбыться, но подарит вдохновение и полёт души хотя бы на краткий миг. Тем не менее между мечтой и реальностью без сомнения пролегает пропасть. Осталось понять: почему? […]

Ноябрь 12th, 2018risusan7

Желание отомстить обидчику знакомо многим, если не каждому человеку, столкнувшемуся с несправедливостью по отношению к себе или своим близким.

И, на первый взгляд, в желании отплатить той же монетой нет ничего страшного.

Действительно, почему зло должно быть безнаказанным? Может быть, месть обидчику необходима, и без неё невозможно обрести покой? Но почему же тогда существует мнение, […]

Ноябрь 8th, 2018risusan7

Друзья, знакомясь с примерами сочинений, помните, что их автор — это человек, которому тоже свойственно ошибаться.

Важно

Не списывайте эти работы, так как получите «незачёт» из-за невыполнения требования № 2:«Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»Итоговое сочинение выполняется самостоятельно.

 Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в […]

Ноябрь 7th, 2018risusan7

Друзья, знакомясь с примерами сочинений, помните, что их автор — это человек, которому тоже свойственно ошибаться.

Важно

Не списывайте эти работы, так как получите «незачёт» из-за невыполнения требования № 2:«Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»Итоговое сочинение выполняется самостоятельно.

 Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в […]

Ноябрь 5th, 2018risusan7

Друзья, знакомясь с примерами сочинений, помните, что их автор — это человек, которому тоже свойственно ошибаться.

Не списывайте эти работы, так как получите «незачёт» из-за невыполнения требования № 2: «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»Итоговое сочинение выполняется самостоятельно.

 Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный […]

Сентябрь 15th, 2017risusan7

Друзья, знакомясь с примерами сочинений, помните, что их автор — это человек, которому тоже свойственно ошибаться.

Не списывайте эти работы, так как получите «незачёт» из-за невыполнения требования № 2: «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» Итоговое сочинение выполняется самостоятельно.

Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого […]

Сентябрь 13th, 2017risusan7

  Друзья, знакомясь с примерами сочинений, помните, что их автор — это человек, которому тоже свойственно ошибаться.

Не списывайте эти работы, так как получите «незачёт» из-за невыполнения требования № 2: «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» Итоговое сочинение выполняется самостоятельно.

Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа […]

Сентябрь 12th, 2017risusan7

  Друзья, знакомясь с примерами сочинений, помните, что их автор — это человек, которому тоже свойственно ошибаться.

Не списывайте эти работы, так как получите «незачёт» из-за невыполнения требования № 2: «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» Итоговое сочинение выполняется самостоятельно.

Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа […]

Сентябрь 11th, 2017risusan7

Друзья, знакомясь с примерами сочинений, помните, что их автор — это человек, которому тоже свойственно ошибаться.

Не списывайте эти работы, так как получите «незачёт» из-за невыполнения требования № 2: «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» Итоговое сочинение выполняется самостоятельно.

Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого […]

Источник: http://samarus-school.ru/tag/primery-itogovogo-sochineniya-po-literature

Как писать сочинение по литературе: образец, примеры :

Написание сочинения одним школьникам дается легко, а для других представляет трудности. Однако подобную работу вполне можно написать на хорошую оценку. Тренировка в написании сочинений, соблюдение некоторых правил, широкий кругозор школьника – это залог получения высокого балла.

Соответствие нормам

Как писать сочинение по литературе, чтобы получить по нему хорошую оценку? Работа школьника всегда должна соответствовать заданным параметрам. Она должна раскрывать тему, а поэтому школьнику необходимо понимать, что именно нужно писать и каким образом.

Уже более трех столетий не теряют своей актуальности знаменитые слова Буало: «Что ясно понято, то четко прозвучит». Полезно помнить об этих словах и сегодня, ведь одна из самых распространенных ошибок школьников в написании сочинений – это неумение систематизировать материал, которое напрямую связано с недостатком понимания темы.

Еще одна проблема – это неумение связывать все сочинение с его ведущей мыслью. Серьезной помехой может послужить и незнание жанровых форм.

Сочинение-описание

Три основных формы сочинения, которые считаются классическими, – это повествование, описание и рассуждение. В сочинении-описании обычно сначала учащийся раскрывает общее впечатление о том или ином явлении, а затем описывает его основные признаки.

Последовательность изложения этих фактов свободна. Она может определяться отношением школьника к данным характеристикам. Ключевым фактором для успешного написания такого сочинения является правильный выбор художественно-изобразительных инструментов.

Как писать сочинение по литературе, если преподаватель задал работу в данном жанре? Прежде всего, необходимо придерживаться основного плана:

  1. Сначала необходимо описать общее впечатление о каком-либо явлении.
  2. Затем дать характеристику отдельно взятым признакам или деталям.
  3. Описать собственное отношение к описанному.

Пример сочинения-описания

Основная причина, которая заставляет школьников (а нередко и их родителей) задуматься над вопросом, как писать сочинение по литературе, – ЕГЭ. Однако не нужно дожидаться старших классов, чтобы учиться творческой работе.

Если школьник приложит достаточно усилий и уже начиная с младших и средних классов отточит умение писать сочинения, в будущем это сыграет ему на руку. Поэтому не стоит пренебрегать написанием обычных работ.

Рассмотрим пример, позволяющий школьнику научиться составлять сочинения-описания.

«На морском берегу около деревни Северное погода меняется всегда внезапно. Точно так же произошло и в этот раз. Еще с утра светило яркое солнце, но уже к обеденному времени картина начала меняться.

Грозные тучи заволокли небо до самого горизонта. Вдалеке можно было увидеть, как танцуют яркие молнии, вспыхивая то с одной стороны, то с другой.

Где-то далеко можно было увидеть стену дождя, которая словно соединяла воедино небесную твердь и море. Волны разбивались о берег, становились все сильнее, словно их с каждой секундой наполняло негодование. Поселок опустел.

Резкие порывы ветра тревожно развевали листья деревьев, раскачивали плетеные изгороди. Близился сильный шторм».

Где пригодится умение писать сочинения-описания?

Сочинение-описание является заданием не только для младших классов. Нередко учащимся средней и старшей школы необходимо описать особенности изображения природы в различных стихотворениях. Например, задание может звучать так: «Описание красот родной земли в поэзии Сергея Есенина».

Тренировка позволит школьнику научиться писать сочинения быстрее, и он уже не будет задумываться о том, как писать сочинение по литературе. План – это основа, которой необходимо придерживаться в любом жанре. Что касается описания, здесь важно помнить о первом пункте.

Оно непременно должно начинаться с подачи общего впечатления о явлении.

Как писать сочинение (ЕГЭ, литература): шаблон работы в жанре рассуждение

Чтобы написать хорошее сочинение подобного плана, школьник может придерживаться следующего шаблона:

  • Введение к работе. Оно может состоять буквально из 2-3 предложений. Цель введения – подвести читателя сочинения к описываемой в нем проблеме. Можно рассмотреть структуру работы на примере сочинения-рассуждения «Нужны ли человеку жизненные цели?». Введение к подобному эссе может быть таким: «Каждый человек с юных лет слышит о том, что в жизни должна быть цель. У того, кто не ставит перед собой высоких задач, существование постепенно становится скучным и однообразным».
  • Обозначение проблемы. Время, когда школьники уже достаточно серьезно задумываются о том, как писать сочинение по литературе, – 11 класс. Ведь впереди их ждут выпускные экзамены, от сдачи которых во многом будет зависеть дальнейшая судьба учащегося. В этом возрасте школьники – это уже вполне взрослые юноши и девушки, и они смогут правильно сформулировать проблему в сочинении. Постановка проблемы также должна составлять от 2 до 4 предложений. Задача данной части – сформулировать ту проблему, к которой у школьника есть аргументы. Например: «Однако в последнее время все больше людей отказываются от постановки профессиональных и личных целей в пользу размеренного существования. Врачи и психологи уже давно бьют тревогу по поводу повышения количества нервных расстройств и различных телесных болезней среди тех, кого в обществе принято называть «успешными людьми», достигающими целей. Все большую популярность приобретает направление так называемых дауншифтеров – тех, кто отказался от блистательной карьеры ради земных радостей».
  • Собственный комментарий к описываемой проблеме. Объем данной части – от 4 до 7 предложений. «Люди неспроста выбирают для себя отказ от жизни, связанной с постоянным достижением целей. Ведь многие из этих целей являются не более чем иллюзией, ведь чем больше человек зарабатывает, тем больше ему хочется тратить. Помимо этого за статус и богатство нередко приходится платить слишком большую цену. Это стрессы, заболевания, недостаток свободного времени. Люди отказываются от бесконечной гонки за карьерой, даже несмотря на то что родные и близкие люди могут истолковать их решение превратно».
  • Позиция школьника. Учащийся может выразить свое согласие либо несогласие с описываемой проблемой. Ему необходимо сформулировать свой тезис, который необходимо доказать в следующем абзаце. Объем данной части должен быть небольшим и составлять 1-2 предложения. Например: «Однако я не могу согласиться с такой позицией. Ведь человек, который отказывается от сознательного стремления к увеличению благосостояния, подводит не только себя, но и свою семью».
  • Приведение аргументов. Это одна из наиболее объемных частей сочинения. Основной экзамен, заставляющий школьников задуматься над вопросом, как писать сочинение по литературе, — ЕГЭ. А для допуска к данному экзамену сочинение-рассуждение является обязательным. Поэтому над умением формулировать хорошие аргументы учащийся должен подумать заранее. Продолжим пример, описываемый в предыдущих пунктах шаблона. Как писать сочинение по литературе? Этот вопрос после детального рассмотрения алгоритма уже не будет таким болезненным для школьника. «Ведь человек, который не ставит перед собой серьезных целей, в конечном счете лишает финансовой стабильности и себя, и близких людей. Жизненные обстоятельства не являются данностью, которая устанавливается раз и навсегда. На поворотах судьбы человека могут ждать препятствия, трудности, опасности. И нередко от них невозможно избавиться, если не иметь хорошей материальной базы, которая в ряде случаев возможна для человека только при построении хорошей карьеры. Например, моя знакомая Марья Пантелеевна в возрасте 18 лет решила посвятить всю свою жизнь семье и воспитанию детей. Она сознательно отказалась от получения высшего образования и постановки карьерных целей, рассчитывая на поддержку своего супруга, Иннокентия Агафоновича. Но ее надежды не оправдались – Иннокентий Агафонович повстречал на склоне лет юную доярку Прасковью и оставил Марью Пантелеевну на одних алиментах с четырьмя детьми. Теперь моя знакомая очень жалеет, что в молодости не стала уделять внимание вопросам целеполагания. В этом отношении я могу согласиться с цитатой Э.М. Ремарка: Настоящий идеалист стремится к деньгам. Деньги — это свобода. А свобода — жизнь».
  • Заключение. Так как писать сочинение по литературе без хорошего заключения – сомнительная затея, школьнику важно подумать и о емкой концовке. В данной части школьник обобщает основные идеи своей работы. Он делает выводы, подводит итоги. Можно также призвать читателя к размышлениям на проблемную тематику. «Таким образом, без правильно поставленных целей человеческая жизнь становится не только более скучной и однообразной, но и подвергается опасности. Тот же, кто ставит перед собой достойные задачи, обеспечивает себе возможность для личностного роста, а также может противостоять жизненным проблемам и неурядицам».
Читайте также:  История жизни раневской в пьесе вишневый сад чехова: судьба и прошлое героини

Многие школьники ломают головы над тем, как писать сочинение по литературе. Шаблон позволит упростить это задание, сэкономить время и силы.

Сочинение-рассуждение. Подбор аргументов

Одним из наиболее частых заданий является сочинение-рассуждение. И важнейшей частью в его подготовке является подбор правильных тезисов.

Аргументы представляют собой доказательства в пользу тезиса, доводы и объяснения автора сочинения.

Так как писать итоговое сочинение по литературе в жанре рассуждения без хорошо подготовленных аргументов вряд ли получится, то к этому вопросу необходимо подойти с особой щепетильностью. Есть несколько типов аргументов:

  • Логические. Их еще называют рациональными доводами. С помощь данного вида аргументов отражается логика человеческого разума. Логические доводы – это факты, теории, гипотетические предположения, статистические данные, различные свидетельства очевидцев и т.д.
  • Иллюстрации. Без различных примеров из жизни или книг вряд ли будет полноценным сочинение по литературе. Как писать? Образец и шаблон позволяют школьнику упростить задание, но иллюстрации ему необходимо подобрать самостоятельно, проявив креативность. Данный тип аргументов – это примеры из личной жизни школьника или же из жизни его друзей. Полезно также дополнить сочинение яркими примерами из литературы. Можно также описать случай, который мог бы иметь место при стечении конкретных обстоятельств.
  • Авторитетные мнения. Это могут быть высказывания великих людей, выдающихся деятелей науки, искусства, политики, воспринимаемые в обществе как аксиомы. Можно приводить пословицы и поговорки, ведь в них также отражается глубокая мудрость народа.

Аргументы за и против

Для учащегося, который умеет аргументировать свою точку зрения, вопрос о том, как научиться писать сочинения по литературе, уже не будет столь острым. Школьник может спокойно использовать аргументы обоих видов – как за, так и против.

Ведь доказательства могут как подтверждать какой-либо тезис, так и опровергать его. Здесь учащемуся необходимо уметь проявлять сдержанность и корректность.

Развитое чувство такта позволит критиковать тезисы других авторов, с которыми школьник может не согласиться.

Пример аргумента

Например, учащемуся нужны аргументы к тезису «Орфография является важным аспектом в письменном общении». Если учащийся согласен с данным утверждением, он может привести доказательства за. То, как писать сочинение по литературе и подбирать к нему правильные аргументы, лучше всего рассмотреть на примерах. Можно подбирать тезисы исторического плана.

Например: «Как-то раз, в военное время, на стене дома в полуразрушенном городе кто-то написал указатель «Оптека» и этим ввел в заблуждение своих бойцов. Ведь если за углом находилась аптека, то ради того, чтобы добыть лекарства раненым товарищам, можно было, рискуя жизнью, пробежать из одного конца улицы к другому.

Совет

Но что если там находится оптика? Кому понадобятся очки и аксессуары в это опасное время?»

Данный пример может послужить аргументом в пользу необходимости соблюдать правила орфографии.

Сочинение-повествование

Еще одним классическим типом сочинения является повествование. В нем события излагаются одно за другим. В качестве самого краткого сочинения-повествования можно привести слова Цезаря: «Пришел, увидел, победил».

Всего лишь три слова ярко и точно передают суть того, что произошло.

Работа данного типа тесно связана со временем и пространством – ученику необходимо обозначить конкретное время и место действия, имена лиц, названия предметов.

Пример сочинения в жанре повествования

Как писать сочинение по литературе данного плана? Рассмотрим пример.

«Стоял тихий вечер в небольшом городке Ивановской области. В восемь вечера продавщица продуктового магазина Елена Павловна возвращалась домой. Когда она проходила мимо заброшенной гостиницы, ей почудился странный звук, похожий на скуление.

Елена Павловна подошла к заросшей изгороди и увидела там двух небольших щенков. Видимо, кто-то решил избавиться от них и поэтому выбросил прямо около забора.

Продавщица, недолго думая, достала из кармана тряпичную продуктовую сумку, завернула бедных щенят и понесла домой.

Однако уже через несколько месяцев оказалось, что щенки эти были вовсе не простыми дворнягами. Маленькие создания вымахали в двух огромных мастифов. Поэтому Елене Павловне пришлось подумать о смене работы, ведь прокормить этих двух друзей на свою зарплату она никак не могла. Продавщица поначалу очень расстроилась.

Ведь выбросить щенков ей не позволяли внутренние убеждения. Но затем ей в голову пришла замечательная идея. Она решила открыть гостиницу для животных. Ее заведение стало настолько знаменитым, что Елена Павловна стала зарабатывать в несколько раз больше.

Весь свой доход благородная женщина теперь тратит на то, чтобы обеспечить домашним животным комфортные условия обитания в то время, пока их хозяева находятся в отпуске».

Заключение

С помощью образцов ученик сможет понять, как писать сочинение по литературе. Примеры позволяют быстрее разобраться, каким образом структурировать материал в работе того или иного жанра. Сочинение по литературе – это не такое сложное задание, как может показаться на первый взгляд.

Если школьник хорошо знает тему, обладает грамотностью и богатым словарным запасом, такая задача не составит для него труда.

Так как правильно писать сочинение по литературе – это не просто работать с заранее данным планом или шаблоном, но и уметь выражать собственное мнение по поводу конкретной проблемы, то во многом такая работа требует умения мыслить, выявлять проблемы, подбирать аргументы. Все эти навыки под силам развить любому школьнику.

Источник: https://www.syl.ru/article/373320/kak-pisat-sochinenie-po-literature-obrazets-primeryi

Сочинение ЕГЭ по литературе

Написание сочинения на ЕГЭ по литературе считается самым сложным заданием. Правильно структурированное и оформленное рассуждение с элементами анализа художественного произведения оценивается в 14 баллов. Чтобы получить максимально возможную отметку, надо учесть все требования разработчиков КИМ. Итак, каким должно быть сочинение. 

Содержание

  • План
  • Советы по написанию сочинения

План сочинения по литературе в формате ЕГЭ состоит из трех основных пунктов: никаких открытий — это вступление, основная часть и заключение, но содержание каждого из них должно быть подчинено выполнению задачи раскрыть тему сочинения с опорой на анализ художественных произведений определенного автора, конкретного периода или предложенного жанра.

30 занятий

6 сочинений

220 ₽ / час

  1. Вступление. В этом разделе надо обозначить главную проблему исходного текста. Вступление может начинаться с риторического вопроса либо же с интересной цитаты из опорного произведения. При этом выбранные фразы должны быть явно связаны с его основной идеей и постепенно подводить повествование к размышлениям автора. В этой части сочинения можно написать несколько слов о биографии писателя, привести интересные факты, связанные с историей создания произведения, или прокомментировать историческую, социально-культурную обстановку времени написания романа, стихотворения и т.д.
  2. Основная часть. Понятно, что этот раздел должен быть наиболее содержательным. Чтобы добиться максимальной информативности минимальными средствами (не забывайте об ограничениях объема), надо выполнить несколько важных задач. Во-первых, необходимо прокомментировать поднятую в произведении проблему. Если у вас нет собственных светлых мыслей по этому вопросу, то вы всегда можете воспользоваться размышлениями автора и рассказать о его точке зрения. Для этого обратитесь к тексту и выберете в нем несколько предложений, которые подтверждают основную тему. Во-вторых, свою позицию все-таки придется обозначить, хотя бы поддержкой авторской идеи или несогласием с ней. Важно, чтобы ваше мнение не было расплывчатым, а представляло собой четко сформулированные тезисы, подкрепленные литературоведческим анализом текста опорного произведения.
  3. Заключение. На ЕГЭ в этой части сочинения по литературе важно сделать логический вывод, который должен соответствовать вашим рассуждениям. Для этого нужно вновь коснуться проблем, затронутых во вступлении. Во многом идеи первого и третьего разделов работы повторяют друг друга: разница лишь в том, что во вступлении форма мысли вопросительная, а в заключении – утвердительная.

Советы по написанию сочинения

Чтобы получить максимальную оценку за сочинение на ЕГЭ по литературе:

  1. Выбирайте наиболее близкую вам тему по хорошо знакомым (возможно, даже любимым) произведениям.
  2. Попробуйте подобрать подходящий эпиграф.
  3. Делайте только такие утверждения, которые сможете подтвердить аргументами — не просто цитатами из текста, а литературоведческим анализом фрагментов, образов, деталей.
  4. Набросайте предварительный план сочинения, запишите в черновик первые тезисы.
  5. Поразмыслите о доказательствах, которые будете приводить в сочинении. В качестве аргументов должны использоваться цитаты из произведения, ярко иллюстрирующие тему.
  6. Определитесь со стилем сочинения.
  7. Позаботьтесь о композиционной целостности своего текста. Вступление и заключение должны быть логически связаны. Этого можно добиться, высказывая одни и те же идеи, но разными словами: во вступлении — с позиции приглашения к рассуждению, в заключении — в качестве вывода-утверждения. К примеру, сочинение ЕГЭ по литературе на тему родной природы в лирике Есенина можно начать риторическим вопросом: «Любил ли Россию поэт?» Закончить его можно уже однозначным ответом: «Безусловно!» Основная часть в соответствии с требованиями ЕГЭ будет посвящена анализу трех стихотворений, который послужит доказательной базой для вывода, сделанного в заключении.
  8. Определившись с примерной структурой, снова обратитесь к теме сочинения и соотнесите ее с вашими задумками.
  9. Приступите к написанию вступления. Постарайтесь мысленно исключить из него пару первых предложений, и если без них смысл теряется, оставьте их в своей работе, если нет, смело вычеркивайте.
  10. В случае, когда возникают трудности с написанием вступления, не теряйте времени и приступите к основной части. Возможно, раскрытие основной проблемы поможет вам правильно организовать начало сочинения.
  11. Написав несколько первых абзацев в основном разделе, обязательно перечитайте их. Проверьте, соответствуют ли они заданной тематике, а затем продолжайте работу.
  12. Прежде чем перейти к заключению, обязательно перечитайте основную часть, выделите карандашом ключевые мысли и используйте их в конце сочинения, пересказывая их другими фразами.
  13. По окончании всей работы прочтите ее несколько раз, исправьте лексические неточности и грамматические ошибки.
  14. Проверьте сочинение на наличие пунктуационных ошибок.
  15. Запомните, что эпиграф оформляется без кавычек, Ф. И. О. писателя без скобок. Если цитируете стихи, оформляйте их в столбик также без кавычек.
Читайте также:  Анализ произведения быкова его батальон

Эксперты ФИПИ и опытные преподаватели советуют начинать выполнение заданий ЕГЭ по литературе с написания сочинения: сначала набросать примерный текст на черновике, причем потратить на это не больше часа, отложить его и перейти к ответам на остальные вопросы.

После завершения работы с первой частью снова вернуться к сочинению, свежим взглядом оценить написанное, если все устроит, переписывать в чистовик — бланк № 2. Если возникнут сомнения, еще останется время внести коррективы в первоначальный вариант.

Главное — помнить, что вы пишете экзаменационное сочинение по литературе, а не опус свободной формы на вольную тему, поэтому без анализа художественных произведений и использования соответствующих терминов никак не обойтись.

Возможно, у вас есть дар критика, вы войдете во вкус, а первым шагом в карьере будет сочинение, написанное на ЕГЭ по литературе. Дерзайте, успеха!

Отзывы и обсуждения

Источник: https://edunews.ru/ege/literatura/kak-pisat-sochinenie.html

Сочинения в ЕГЭ по литературе 2018

Большая часть ЕГЭ 2018 по литературе состоит из сочинений, различающихся по объему. Разберемся, что это за задания и как именно писать разные сочинения по литературе.

В УЦ «Годограф» вы найдете квалифицированных репетиторов по подготовке к ОГЭ по литературе для учеников 9, 10 и 11 классов. Мы практикуем индивидуальные и коллективные занятия по 3-4 человека, предоставляем скидки на обучение. Наши ученики в среднем набирают на 30 баллов больше!

Итоговое сочинение по литературе

Важно: не путайте итоговое декабрьское сочинение и сочинения в ЕГЭ по литературе – это принципиально разные вещи! Декабрьское сочинение пишут абсолютно все выпускники, независимо от того, какие экзамены они выбрали — это необходимо, чтобы получить допуск к ЕГЭ. А вот сочинения из ЕГЭ по литературе пишут только те выпускники, которые выбрали литературу в качестве дополнительного экзамена.<\p>

Темы сочинений ЕГЭ по литературе 2018

Заранее узнать точные формулировки тем сочинений, которые будут в экзаменационной работе, к сожалению, нельзя, эта информация не разглашается вплоть до дня сдачи экзамена.

Но решая типовые варианты и задания прошлых лет, можно составить представление о темах сочинений. При этом надо учитывать важный момент: есть мини-сочинения, т.е.

задания с развернутым ответом объемом в 5-6 предложений (задания 8, 9, 15, 16) и большое сочинение на тему по выбору (задание 17). Соответственно, формулировки тем и заданий отличаются:

Примерные темы ЕГЭ по литературе 2018 задание 8

* Кто из героев одерживает победу в данном «поединке»? (Свой ответ обос-нуйте.)

* Почему описанную во фрагменте сцену можно назвать трагикомической?

* Как проявляется во фрагменте авторское отношение к семье Мармеладовых?

Примерные темы ЕГЭ по литературе 2018 задание 9

* В каких произведениях русских писателей изображены быт и нравы обыва-телей и в чём эти произведения созвучны чеховскому «Ионычу»?

* В каких произведениях русской литературы изображены картины крестьян-ской жизни и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с «Обломовым»?

* В каких произведениях русской литературы изображены яркие женские ха-рактеры и в чём их можно сопоставить с характером некрасовской героини?

Примерные темы ЕГЭ по литературе 2018 задание 15

* Как различные поэтические приемы помогают автору передать чувства, охватившие лирического героя?

* Какую роль в раскрытии главной мысли стихотворения играет образ дождя?

* Как финальные строки содержательно соотносятся с основной частью стихо-творения?

Примерные темы ЕГЭ по литературе 2018 задание 16

* В чем особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких сти-хотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?

* В каких стихотворениях отечественных авторов звучит тема поэтического творчества и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.А. Костро-ва?

* В каких произведениях отечественной любовной лирики присутствуют кар-тины природы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Тар-ковского?

Примерные темы ЕГЭ по литературе 2018 задание 17

* Что внутренне объединяет «отцов города» и помещиков в поэме Н. В. Гого-ля «Мёртвые души»?

* Как в драме А. Н. Островского «Гроза» перекликаются тема любви и тема совести?

* Каким образом финал поэмы А. А. Блока «Двенадцать» связан с её основ-ным содержанием?

* В чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике М. Ю. Лермон-това?

* Как в прозе И. А. Бунина раскрывается тема земного и вечного?

Ориентируясь на данные формулировки тем, можно тренироваться писать развернутые ответы и сочинения.

Сочинения по литературе ЕГЭ 2018.
Примеры выполненных заданий 8, 9, 15, 16

Пример задания 8 ЕГЭ по литературе: «Чем объясняется негативная реакция Раневской и Гаева на лопахинский проект спасения имения?»

Любовь Андреевна и Гаев не принимают лопахинский проект спасения имения, потому что вишневый сад является их семейной реликвией, родовым гнездом. Вырубка сада символизирует для Раневских распад семьи, разрыв со счастливым прошлым, беспечным детством.

Лопахин в продаже вишневого сада видит только получение прибыли и удовлетворение собственных амбиций (его дед и отец были рабами в поместье, а он станет хозяином). Но, с другой стороны, это единственный для Раневских способ выбраться из долгов.

Поэтому их негативная реакция объясняется осознанием собственного бессилия перед надвигающейся бедой — крушением последних надежд.

Задание 9 ЕГЭ по литературе: «В каких произведениях русской классики основу сюжета составляет столкновение представителей разных эпох и в чем эти произведения можно сопоставить с «Вишневым садом»?»

Обратите внимание

Основу сюжета многих произведений русской литературы составляет конфликт представителей разных эпох. Так, в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» происходит столкновение мировоззрений Чацкого («века нынешнего») и Фамусова («века минувшего»).

Чацкий, как и Лопахин, пытаясь привнести в свет новые идеи, наталкивается на непонимание общества. В свою очередь, в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» нигилизм Базарова как философия разночинцев-демократов была отвергнута либеральными дворянами в лице Кирсановых.

Исход основного конфликта в этих произведениях во многом схож: нравственно-философские позиции героев не воплощаются в жизнь и остаются нереализованными.

Задание 15 ЕГЭ по литературе: «В чем заключается основная мысль стихотворения С. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…»?»

Тема родины является ведущей в творчестве С. Есенина, который создал неповторимый образ своей страны. Он один из первых воспел в лирических произведениях крестьянскую Русь — простую, деревенскую, «избяную». В стихотворении «Спит ковыль.

Равнина дорогая…» тема родины в сочетании с размышлениями о миссии поэта приобретает особое звучание.

Лирический герой открыто говорит о безграничной любви к России, к её просторам, природе, но при этом не идеализирует её, честно признавая и трудности: «Радуясь, свирепствуя и мучась, / Хорошо живётся на Руси».

Глубокие патриотические чувства, желание жить и умереть в России не способна вытеснить из души поэта «чужая новь» города: «Дайте мне на родине любимой/ Всё любя спокойно умереть!». Он ощущает неразрывную связь собственной судьбы с судьбой Родины: «Никакая родина другая/ Не вольёт мне в грудь мою теплынь».

Таким образом, основная мысль стихотворения заключается в том, что лирический герой осознает своё истинное предназначение – быть поэтом деревни, «поэтом золотой бревенчатой избы».

Задание 16 ЕГЭ по литературе: «В каких литературных произведениях герои размышляют о связи человеческих судеб с судьбами Родины и в чем эти произведения созвучны стихотворениям С. Есенина?»

Важно

Размышления о связи человеческих судеб с судьбами страны занимают значительное место в русской литературе. Так, М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Родина» открыто говорит о любви к России, принимая все трудности и тяготы деревенской жизни.

Эта любовь, как и чувство Есенина, исходит из самого сердца, не подчиняясь разуму: «Люблю отчизну я, но странною любовью!/ Не победит её рассудок мой».

Очевидно сходство произведений в том, что лирический герой находит красоту в богатстве русской природы, в простом, незамысловатом укладе жизни крестьян и отождествляет свою жизнь с жизнью народа.

Созвучно мотивам есенинской лирики и стихотворение А. Блока «На поле Куликовом». Описывая крестьянскую Русь, поэт создает неповторимый образ родины-жены: «О, Русь моя! Жена моя! До боли/ нам ясен долгий путь!/… наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной».

Лирический герой не только становится соучастником исторических событий, он чувствует боль всей России, и, ощущая духовное единение с родной страной, готов встать на её защиту: «И вечный бой! Покой нам только снится!».

Уникальность изображения России сближает поэтические шедевры Блока и Есенина.

Таким образом, произведения и Лермонтова, и Блока, и Есенина объединяет мысль о том, что между человеком и его Родиной существует нерасторжимая связь и только в единстве со своей страной можно обрести душевную гармонию.

План сочинения ЕГЭ по литературе: задание 17

Сочинение 17 должно быть четко структурировано и состоять из 3-х частей:

1 часть – вступление. Здесь можно написать несколько предложений о писателе, либо об истории создания произведения. Универсальный способ – привести цитату какого-либо критика касательно данного произведения (но только если вы дословно помните эту цитату и ее автора!).

2 часть – основная. В ней нужно отразить следующее:

* Тезис — ответ на вопрос, который вы выбрали;

* Изложение авторской позиции;

* Выражение собственного мнения;

* Аргументация мнения: это могут быть цитаты с комментариями к ним; интерпретация содержания; анализ проблемы, описанной в произведении и т.д.);

* Необходимые историко-литературные термины.

3 часть – заключение. Подводим итог, делаем обобщение вышеописанного. Никаких новых тезисов и мыслей (а то нужно будет начинать новое сочинение).

Итак, друзья, всё в ваших руках! Читайте классику, анализируйте произведения, пишите сочинения и получайте от этого удовольствие, ведь литература – одно из самых великих богатств нашей культуры.

Источник: https://godege.ru/blog/literatura/sochinenie-v-ege-po-literature-2017.html

Сочинения на тему..


К сочинениям

        В данном разделе представлено около 7000 сочинений школьной и вузовской программы.

       Прочитав готовые сочинения на нашем сайте, Вы можете почерпнуть какие-то полезные мысли, рассуждения по данной теме, что даст Вам возможность составить свое мнение о произведении и более полно раскрыть его суть в своей работе.

Мы рекомендуем не зацикливаться на названии сочинений, если Вы не нашли работы на подходящую тему, можно попробовать отыскать нужный образ в других сочинениях на это произведение.

Например, Вам задали сочинение на тему «Образ Татьяны — идеал русской женщины» по «Евгению Онегину». Для начала вы идете в нужный раздел. В данном случае это — «Все сочинения по Евгению Онегину».

Находите тексты, где есть в названии слова «Татьяна» и «идеал», например, Татьяна — «милый идеал» автора и Татьяна — «милый идеал» Пушкина, а дальше Вам поможет Ваша врожденная сообразительность.

Поверьте, подогнать эти сочинения под тему «идеальный образ русской женщины» проще простого. Дерзайте, и Ваше сочинение легко обретет нужную форму. Только не забывайте про правильный русский язык. Это еще один плюс к вашей оценке.

        Внимание! Скачивая готовое сочинение, Вы должны понимать, что учитель может легко разоблачить Ваш обман. Мы рекомендуем воспользоваться нашим разделом кратких содержаний и на основе чужого сочинения попытаться написать своё. Обычно это занимает не так много времени. Выбор за Вами…

Сочинения по русской и зарубежной литературе

Алфавитный каталог авторов

  • XIX век
  • Древнерусская литература
  • Мифы
  • О Великой Отчественной войне
  • Обзорные темы по произведениям русской литературы XX века
  • Песни
  • Поэты античной литературы
  • Прочее
  • Разное
  • Русская литература конца 20 столетия
  • Сатирическая проза 20-30-х годов
  • Серебряный век русской поэзии
  • Слово о полку Игореве
  • Современная авторская песня
  • Современные поэты
  • Сочинения на свободную тему (5-11 кл)
  • Тема любви
  • Тема сталинизма в литературе
  • Фольклор
  •        • Наверх •

    До того, как начать писать сочинение на выбранную тему, прочитай наши советы и старайся следовать им!

    Вот несколько обязательных советов по написанию сочинения:

  • Школьное сочинение состоит из предисловия, главной части и вывода.
  • Предисловие и вывод — это тридцать процентов всего сочинения. Не более.
  • Для хорошей работы составьте проект на черновике по нашим советам.

  • Содержание сочинения обязано раскрывать главное — его тему.
  • Сочинение не может быть обычным пересказом своими словами.
  • Хорошо показать свою эрудицию и искусство сравнивать, задействуя в сочинении образцы из иных творений, из жизни.

    Хотя не переборщи с этим, не уходи от главной темы.

  • Дели своё сочинение на абзацы и части — учителя любят это.
  • Последовательность написания сочинения:

  • Проект сочинения на черновике.
  • Что делать в черновике? В мыслях задай себе вопрос об основной теме сочинения. Ответ на него и станет главной идей твоей работы. Запиши. Далее пиши пункты, по которым ты будешь двигаться в своем сочинении. Это поможет тебе лучше ориентироваться в чистовике. Не бойся что-то вычеркивать.

  • Предисловие
  • Предисловие очень важная часть сочинения — не забывай это. Есть разные варианты предисловия сочинения. Можно начать с описания времени, когда происходило действие произведения.

    Можно — вставить эпиграф из любого литературного произведения, тем самым подтвердив свою начитанность. Или, например, сравнить это произведение с каким-то другим. Также можно описать свой жизненный опыт.

    Экспериментируй!

  • Главная часть
  • Эту часть пиши, следуя проекту на черновике. Главное — постарайся конкретно дать ответ на тот самый вопрос, докажи его верность, подкрепляя это цитатами и собственным красноречием. Здесь можно использовать такие приемы, как спор с воображаемым оппонентом. И не дай этому оппоненту победить тебя, доказывай свою правоту. Приводи примеры. Побеждай!

  • Вывод
  • Читайте также:  Образ и характеристика ярославны в поэме слово о полку игореве сочинение 9 класс

    В этой части ты должен правильно и точно указать на главное из всего написанного в сочинении. Подумай, над проблемой вечности, так как любой писатель вкладывал в свое произведение и эту проблему тоже.

    Взгляни на то, как отразилось произведение на тебе самом и в целом современниках. Как оно изменило мир и почему. Что еще оно принесет людям. Залог успеха сочинения во много кроется в этой часть.

    Не поленись!

    Надеемся наши советы, помогут тебе грамотно, а главное — необычно написать сочинение на любую тему. Следуй им и все получится!

    Искренне Ваш, vsekratko.ru

    Еще несколько рекомендаций по написанию сочинения:

    «Тема не раскрыта полностью», «сочинение написано не на ту тему», «не доказана основная мысль сочинения», «выводы сделаны неправильные» — эти упреки постоянно слышит ученик при оценке его сочинения.

    Действительно, необходимо, чтоб ученик четко сформулировал для себя как непосредственно тему сочинения, так его основную мысль.

    Ученик, прежде чем приступить к написанию сочинения, должен четко представить, о чем он хочет и будет писать, какая цель его сочинения и как он будет вести свой рассказ. Одним словом, ученик, перед написанием сочинения, обязан определить тему, главную (основную) мысль и способ, каким материал будет изложен. Рассмотрим подробнее каждое из требований.

    Тема — это вопрос, на который нам предстоит ответить при написании сочинения. Также темой может быть проблема, которую мы затрагиваем. В общем все самое главное, о чем повествует сочинение.

    Главная (основная) мысль сочинения — это исчерпывающий ответ на заданный темой вопрос, нахождение решения поставленной проблемы или размышления о ей решении, если проблема не подразумевает решения.

    Материал в сочинении может быть изложен в самой разнообразной форме – здесь нет каких-либо ограничений. Это может быть и описание, и рассуждение, и повествование. Также можно смело сочетать эти формы, руководствуясь вкусом.

    Совет

    Из жанров хороши для написания сочинения также все виды: хоть сравнительная характеристика, хоть отзыв или рецензия, хоть критическая статья или литературный портрет.

    Подойдут также: фельетон, эпистолярный жанр, репортаж, дневник, воспоминания, очерк, рассказ, и многие многие другие.

    Определившись с темой, главной (основной) мыслью сочинения, а также способом, каким сочинение будет рассказано, необходимо начать подбирать аргументы, при помощи которых будет

    

    Источник: http://vsekratko.ru/sochinenie/

    ЕГЭ. Как написать экзаменационное сочинение по литературе в декабре? Рекомендации

    Дорогие выпускники, посетители моего сайта! Совсем скоро вы будете писать сочинение по литературе, это ваш первый экзамен! Хочу дать вам некоторые рекомендации по написанию, думаю, они помогут вам на экзамене.

    Сначала хочу сказать немного о тех АРГУМЕНТАХ, которые я для вас подготовила. Это лишь мои рекомендации по поводу того, какие произведения можно использовать, что именно из них анализировать, как не отойти от темы. Это ни в коем случае не готовые части ваших сочинений.

    Не нужно слепо их только переписывать. Если учесть,  что ежедневно эти мои статьи читают более 20 тысяч  человек, то вы понимаете, что аргументы просто будут  узнаваемы  проверяющими, не будет творческого подхода, индивидуальности в работе.

    Возьмите их за ОСНОВУ, но пишите своё, опираясь на тему.

    Несколько слов о цитатах. Мне пишут ребята письма с вопросом, почему их так много в моих аргументах. Вы же понимаете, что эти цитаты вы не будете использовать в сочинении. Вы их просто не запомните.

    Я их привожу с той целью, чтобы вы видели, как именно та или иная мысль изложена автором, чтобы потом суметь это пересказать , проанализировать, дать свою оценку.

    Ведь произведения вы читали давно, какие — то моменты  просто забыли. И я вам напоминаю их.

    Ну а теперь начинаю разговор о конкретных рекомендациях к сочинению.

    Как написать экзаменационное сочинение по литературе

    • Любая работа начинается с изучения того,  каковы требования к ней. В данном случае это критерии. Внимательно изучите их, пишите сочинение с их учётом.
    • Объём сочиненияне менее 250 слов. Ни в коем случае не пишите меньше, иначе работа просто не будет зачтена.

      Но и слишком много тоже не пишите — можете допустить лишние ошибки, отойти от теме. Самый оптимальный объём— 300- 450 слов. Заранее посмотрите, сколько слов умещается на листе А4, чтобы примерно знать, каким должен быть ваш объём внешне.

    • Вам было предложено 5 направлений тем.

      Это, ребята, НЕ ТЕМЫ, а лишь, НАПРАВЛЕНИЯ. Какими будут темы, вы не знаете. На то это и экзамен, что сами темы прозвучат лишь на нём.

    • Давайте на примере одной из тем разберём, как же надо писать сочинение, что учитывать при его написании.

    Рекомендации по написанию сочинения

    Какими могут быть темы.

    • Тема, сформулированная на основе данного направления. Пример: «Сложный выбор между сердцем и разумом – одна из проблем художественной литературы»
    • Может быть дана цитата по теме. Пример: «Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге» (В.Г.Белинский).

    1.Внимательно вдумайтесь в тему, поймите смысл каждого слова в ней.

    Данные темы вроде похожи, но в то же время они  и различны.

    Давайте вдумаемся в эти темы.

    • В первой речь идёт об одной из проблем в литературе. Поэтому во вступлении это обязательно надо будет отметить.
    • Во второй — слова «литература» нет вообще. Поэтому аргументы будут лишь средством раскрытия проблемы, отражающейся в теме.

    2.Вступление. Основные требования:

    • Во вступлении необходимо показать , как вы поняли тему сочинения, какова её проблема, основная мысль
    • Обязательно сузьте тему ВОПРОСАМИ, на которые вы будете отвечать в сочинении
    • Запомните принцип написания вступления, который никогда вас не подведёт: «От общего к частному». Это значит, что начать рассуждать необходимо с общих мыслей, постепенно переходя к теме.

    Примеры

    Вступление к теме №1.

    Художественная литература не случайно называется «учебником жизни». Много различных актуальных тем и проблем поднимают в ней авторы (это общее) .Одна из них- как соотносятся разум и чувств в жизни человека.  ( переход к частному).

    Людям  свойственно в определённые минуты выбирать между голосом разума и велением сердца,  а иногда  именно их гармония позволяет достичь желаемого.

    Рассмотрим на примерах,  как авторы освещают эту проблему, какой выбор делают их герои и почему (ставим вопросы, которые определят круг ваших рассуждений)

    Всего  63 слова.

    Вступление к теме № 2

    Разум и чувства — две огромные силы, которые влияют на ход событий в жизни человека.

    Гармония или противостояние этих чувств должны определять действия людей ( общее)? Данная проблема не раз находила отражение в произведениях художественной литературы (переход к частному).

    Как поступить в той или иной ситуации, следовать велению сердца или полностью отдаться разуму (вопросами ограничиваем ход наших рассуждений)?Герои литературы делают свой выбор. Какой и почему? Рассмотрим это на примерах .

    Всего 59 слов

    1. Основная часть. Рекомендации
    • В основной части должно быть два аргумента. Не пишите больше, лишние аргументы не будут засчитываться.
    • Приводите примеры, в которых показана борьба разума и чувств в душе одного героя. Не нужно приводить такие примеры, чтобы в одном произведении было показано, как преобладают чувства, а в другом — разум. Это худший из вариантов ваших рассуждений.
    • Постарайтесь привести примеры, разные по своей сути. Например, в одном покажите , как в герое победило чувство, затмив разум, а в другом- как и разум , и чувство были в гармонии, помогая друг другу.
    • Ни в коем случае не переходите на пересказ содержания. Приводите только свои мысли по поводу произведения.
    • Важным является ещё одно. Помните, ваша задача — это не анализ произведения ( вы не литературоведы, да и до вас многие учёные уже давно это сделали).Вы должны показать своё видение проблемы, подтверждая это примерами из произведений. Чётко должна прослеживаться ваша позиция. Просто стороннее комментирование текста, где нет вашей оценки, — это тоже самый худший вариант аргументирования проблемы. В таких случаях я всегда спрашиваю своих учеников: «А где же здесь вы?»

    Приведу примеры, используя аргументы, которые я вам предложила в своей статье. Кстати, аргументы могут быть одинаковыми по обеим предложенным темам.

    Аргумент № 1

    Татьяна Ларина и Евгений Онегин — герои знаменитого романа А.С.Пушкина. Почему они не смогли быть счастливы друг с другом, что помешало этому? Татьяна . Сколько в ней желания любить, как она тянется в Онегину! Преодолевая стыд, переходя границы установленных в обществе принципов, она первая признаётся  в любви, ждёт ответного чувства. Любовь затмила разум героини.

    В конце же романа, наоборот, побеждает разум. Замужняя женщина, Татьяна не смеет переходить границы дозволенного, она верна мужу, сумела подчинить свои чувства разуму, хотя по-прежнему так сильно любит Онегина. Евгений же   показан слишком рассчётливым.  Он, как ему кажется, хорошо познал свет, не верит в настоящую любовь, не способен сам к сильному чувству.

    В конце же романа, во время объяснения с Татьяной, чувства переполняют героя. Но уже поздно. Татьяна «другому отдана». Да, « счастье было так возможно, так близко».

    Обратите внимание

    Читая строки романа, задумываешься над тем, как важно осознавать последствия своих поступков, но в то же время как грустно и обидно, когда чувства не находят отклика в душе другого, или это происходит тогда, когда вернуть уже ничего нельзя.

    Всего 167 слов

    Аргумент № 2

    Пытается жить в согласии с разумом и чувствами героиня романа М.Булгакова Маргарита. Она  ради любви оставила свою внешне благополучную жизнь. Всё у неё было вроде бы хорошо: муж, занимающий престижную должность, большая квартира, в то время, когда множество людей ютилось в коммуналках.

      Но не было главного — любви, было одно одиночество. И когда любовь  пришла, Маргарита ушла к любимому. Что здесь сыграло главную роль? Чувства? Конечно, да. Разум? Наверное, и он, ведь Маргарита сознательно отказалась от благополучной внешне жизни. И ей уже не важно, что живёт она в маленькой квартирке.

    Главное, что рядом он — её Мастер. Так что и разум, и чувства были в душе Маргариты в согласии. Осуждаем ли мы героиню? Здесь каждый ответит по-своему. Но всё же жизнь с нелюбимым человеком — это тоже неправильно.

    Так что героиня сделала выбор , избрав дорогу любви- сильнейшего чувства, которое может испытывать человек.

    Всего 138

    3. Заключение. Рекомендации

    • В заключении необходимо подвести итоги всему тому, что было сказано во вступлении: ответить на поставленные вопросы, подытожить мысли по проблеме.
    • Здесь тоже важен принцип, но уже другой: « от частного к общему».
    • Здесь обязательно «должны быть вы», то есть чётко должна звучать именно  ваша позиция.
    Заключение № 1

    Таким образом, проблема соответствия разума и чувства достаточно широко освещена в художественной литературе. Авторы  пытаются показать, как важно жить  в гармонии с самим собой, уметь руководить разумом и подчинять чувства( это частое) .

    Быть хозяином своих поступков, понимать и предугадывать последствия слов, действий — это так важно. Не сразу человек приходит к такому выводу, допускает ошибки, обуреваемый эмоциями и страстями.

    Но сила каждого в том-то и заключена, насколько он может жить , прислушиваясь к разуму и сердцу( это общее) Я уверена, что такое согласие возможно, нужно только стремиться к самосовершенствованию (а это – «я»)

    Всего 83 слова

    Заключение № 2

    Таким образом, человек должен сам сделать свой выбор: подчиниться разуму или  отдаться во власть чувствам  и эмоциям. Герои произведений сделали свой выбор. Авторы обозначили проблему( это частное) Читатель же делает уже свои выводы.

    Лучше пытаться прислушиваться к разуму, уметь руководить чувствами. Как правильно отметил В.Г.Белинский, « это две силы, рано нуждающиеся друг в друге»( это общее).Я полностью с ним согласна.

    Только самосовершенствование, стремление работать над собой, размышления  и анализ слов и  поступков приведёт к гармонии разума и чувств ( это «я»).

    Всего 74 слова

    Итого слов:

    1 — ое сочинение: 465

    2-ое сочинение: 458

    Рекомендации по учёту критериев

    1.Соответстиве теме

    Важно

    Сочинение должно соответствовать теме. Это аксиома. Если этого нет, неверно тема понята, искажена, то ставится «незачёт»

    2.Аргументация. Привлечение литературного материала

    Необходимо привести два аргумента именно из художественной литературы (отечественной или зарубежной).

    Приводите те произведения, которые вы читали, иначе можете исказить смысл. Нельзя лишь пересказывать текст.

    Ошибкой будет и вторая позиция, когда ученик лишь упоминает произведения, но совершенно не комментирует их, не подтверждает ими свои мысли.

    Композиция — это структура, построение сочинения. Части сочинения должны чётко следовать одна за другой, необходимо красиво соединять их. Никаких  «перескакиваний» с одной мысли на другую. Всё чётко, продуманно.

    Качество речи — это отсутствие речевых ошибок, правильное построение предложений, точность мыслей, богатство лексики, отсутствие речевых штампов. Избегайте разговорных слов и выражений.

    Чтобы получить «незачёт» по данному критерию, надо очень «постараться». Ведь допустить 5 ошибок на каждые 100 слов, согласитесь, это ужасно. Проверяйте, вспоминайте правила, не спешите. На экзамене будет дана возможность пользоваться орфографическим словарём — пользуйтесь! В общем, проверяйте работу, что я ещё могу сказать.

    Таковы мои рекомендации.

    Желаю вам, ребята, хорошо подготовиться к экзамену и получить долгожданный  «зачёт»!

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

    Источник: http://literatura-ege.ru/sochinenie-v-dekebre/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector