Сочинения
Творчество Михаила Михайловича Пришвина (1873—1954), большого мастера советской литературы, обширно и многогранно. Неутомимый путешественник и знаток жизни народа, наделенный необычайно тонким чувством прекрасного в природе и человеке, Пришвин счастливо сочетал в себе ученого и художника.
Начиная от ранних произведений и кончая такими совершенными, как «Фацелия», «Лесная капель», писатель искал в природе человеческое, в образах и явлениях мира животных и растений находил отражение собственных чувств и раздумий о сущности жизни.
Реализм Пришвина — не приземленное копирование действительности, а постижение родственных связей между природой и людьми, он рожден мироощущением человека — творца и созидателя, призванного к устроению природы для человеческого блага. Это чувство родственной связи со всем живым близко мироощущению нормально развивающегося ребенка.
Оно-то и сделало Пришвина прекрасным писателем для детей. Из собранных за долгую жизнь наблюдений и впечатлений охотника и натуралиста, неутомимого странника и собирателя фольклора черпал писатель и сюжеты своих детских рассказов.
Творчество писателя для детей началось в 20-е годы и продолжалось всю жизнь. Широко известны и вошли в школьные хрестоматии
«Матрешка в картошке», «Ярик», «Еж», «Рассказы егеря Михал Михалыча», «Колобок», «Зверь бурундук», «Дедушкин валенок». В военные и послевоенные годы выходят «Соловей» («Рассказы о ленинградских детях»), «В краю дедушки Мазая», «Кладовая солнца», сборник «Золотой луг».
Рассказы Пришвина всегда сюжетны, но в самом сюжете кроется глубокая связь между человеком и всем миром живого в природе.
Поэтическая прелесть рассказа «Лисичкин хлеб» в том, что маленькая Зиночка поверила дедушкиной выдумке о «лисичкином хлебе», обнаружившемся в тяжелой охотничьей сумке.
Но поверила девочка этой выдумке потому, что дед рассказал ей и про рябчика и даже дал посвистеть в дудочку «по-рябчиному», и про то, как лечатся деревья «смолкой». Если деревья в лесу сами умеют лечиться, почему бы не быть правдой и «лисичкину хлебу»?
В рассказе «Ребята и утята» отражен в малом зеркале конфликт— исконный, древний конфликт человека и природы. Ребятишки закидали было шапками дикую уточку-чирка после того, как переловили ее птенцов.
Эмоциональная сила рассказа в том, как автор показывает волнение матери: «бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов», сидела на близком холмике парового поля «с раскрытым от волнения ртом».
Вот почему, когда утята возвращены маме, радость ребятишек передается и читателям.
- «И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята:
- — До свиданья, утята!»
Возможность дружбы, близости, теплоты в отношении к беззащитному перед человеком зверьку определяет ход рассказа «Еж».
Поступки хозяина-человека и ежика-гостя в начале этого коротенького повествования ни в чем не совпадают: человек курит, читает газету, пишет за столом.
Потом оказывается, что ежик, осмотревшись, начинает вести себя в комнате, как на лесной поляне: делает из газеты гнездо, таскает туда яблоки из завалившегося мешка.
«Так вот и устроился у меня жить ежик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко — выпьет, то булочки дам — съест».
Часто сюжет рассказа кроется в тонком наблюдении, по-новому раскрывающем таинственную жизнь природы. Цветы одуванчика к вечеру сжимают, как ладонь, свои лепестки и прячут все желтое, а с восходом солнца опять «раскрывают свои ладони», выставляя желтое, и луг снова становится золотым («Золотой луг»).
Произведения писателя для маленьких детей предельно лаконичны. Пришвин прекрасно учитывает особенности восприятия ими художественного текста, относительно быструю утомляемость малышей.
Всего лишь несколько строк в таких маленьких шедеврах, как «Глоток молока» или «Осинкам холодно», но и в них отразилась частица той трогательной любви к живому, которую понемногу, исподволь, но настойчиво воспитывает автор в своих маленьких читателях.
«Оригинальнейшим русским художником» называл Пришвина М. Горький. В проникновенном изображении русской природы, в удивительном по полноте слиянии научного и художественного познания действительности Пришвин «достиг совершенства, небывалого в русской литературе». До него, как отмечал А. М. Горький, «так писать никто не умел».
Среди послевоенных произведений Пришвина «Кладовая солнца» в особенности заслужила широкое признание у детей и взрослых. Эта повесть — сказка военных лет о мужественных детях из района древнего города Переславля-Залесского.
Дружные между собой, трудолюбивые и умелые, эти крестьянские ребята, оставшиеся сиротами во время Великой Отечественной войны, самостоятельно ведут свое хозяйство, во всем подражая родителям, которых уже нет с ними.
Настя каждый день «встает по трубе пастуха», и весь день эта «золотая курочка на высоких ножках» проводит в хлопотах. Митраша на два года моложе сестры, но помогает ей по хозяйству и к тому же еще изготовляет для соседей лоханки и бочонки (этому ремеслу научил его отец).
Настя и Митраша отправились к страшному Блудову болоту за клюквой, но в дороге поссорились и пошли по разным тропинкам. Настя нашла богатое клюквой место, много набрала ягод и, стараясь набрать еще больше, забыла о брате.
А Митраша забрел в болото и едва не погиб, но сумел выбраться с помощью сильной охотничьей собаки Травки. Потом мальчик убил из ружья матерого волка, получившего прозвище «Серый помещик», а Настя тоже сделала хорошее дело: отдала всю собранную клюкву эвакуированным из Ленинграда детям.
Этот нехитрый по сюжету рассказ под пером мастера приобретает черты волшебной и торжественной сказки, в которой активно действуют и звери и птицы и каждый ее участник выступает как носитель идеи добра или зла.
Глубокой преданностью к людям полна Травка, тоскующая по умершему хозяину. Лютой ненавистью ненавидит людей «Серый помещик». Утопая в болоте, Митраша слышит горестный плач чибиса, голоса сорок.
Маленькие, но хозяйственные люди, занятые трудовыми заботами, Настя и Митраша здесь, в лесу, среди торфяных болот, живут общей жизнью с прекрасной родной природой.
Писатель тонко, без нажима, но глубоко и верно раскрывает это родство и вместе с тем дает нравственную оценку их поведения: охваченная жадностью Настя не замечает лося, который, в свою очередь, не видит в ней в этот момент человека.
Сказочная повесть написана необыкновенно уплотненно, в ней отразились не только наблюдения натуралиста, но и длительные раздумья художника, его светлый взгляд на жизнь, любовь к людям труда.
За неспешно развивающимся действием вырисовываются величественные образы природы, ее загадки и тайны, которые не сразу, а только при повторном чтении начинают привлекать внимание читателей-детей.
Таково ритмичное, сказовое по тону обращение автора к птице-ворону: «Живешь ты, может быть, сам триста лет, и кто породил тебя, тот в яичке своем пересказал все, что он тоже узнал за свои триста лет жизни. И так от ворона к ворону переходила память обо всем, что было в этом болоте за тысячу лет.
Сколько же ты, ворон, видел и знаешь и отчего ты хоть один раз не выйдешь из своего вороньего круга и не перенесешь к сестре на своих могучих крыльях весточку о брате, погибающем в болоте от своей отчаянной и бессмысленной смелости!»
Трагедия разъединения человеческого и нечеловеческого в природе разрешается, однако, радостно, оптимистически.
Таков скрытый подводный ход нравственного начала в этом глубоком и поэтичном произведении. А где-то рядом течет в сказке и ее сильная познавательная струя, мысли о богатствах торфяного болота, за многие тысячи лет накопленных работой солнца, о прошлом Блудова болота, остатка древнего, когда-то разливавшегося здесь моря.
Точно так же познавательное искусно переплетено с эмоциональным, человеческое — с природным, мечта — с действительностью и в повести о людях, создающих на Кольском полуострове пчеловодство,— «Заполярный мед» (1951).
Завершая свой творческий и жизненный путь, писатель с особенной теплотой написал о «милых людях», открывших мед на далеком севере, об «Эльзе из тундры» — девушке, чей труд радостен и по-своему героичен.
Породнившийся с природой, внимательный и мудрый наблюдатель, Пришвин зорко смотрел в будущее и хорошо понимал необходимость научного подхода к использованию и умножению природных богатств. Писатель говорил, обращаясь к подросткам, на слете юных туристов:
[/smszamok]«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять,— их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы.
В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе—вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».
Все произведения замечательного русского писателя участвуют в решении этой большой задачи современности — охранять природу, охранять чувство Родины в человеке.
Сочинение! Обязательно сохрани — » Творчество Михаила Михайловича Пришвина . Потом не будешь искать!
Источник: http://www.vse-znayka.ru/tvorchestvo-mixaila-mixajlovicha-prishvina.html
Сочинение по произведению м. Пришвина кладовая солнца на тему человек и природа . Благодарна)
Пришвин «Кладовая солнца» — сочинение «Любовь к человеку и природе» Для того, чтобы писать о природе, нужно не только любить, но и хорошо знать ее. Читая сказку-быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца», сразу понимаешь, что писатель не понаслышке знаком с родным краем и всегда готов поделиться своими знаниями с читателем.
Так, например, мы узнаем, что «самая сладкая клюква бывает тогда, когда она перезимует под снегом», что торфяные болота — это и есть самая настоящая кладовая солнца, потому что «горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждой болотной ягоды», которые, «умирая и разлагаясь, превращались в горячий торф». Вместе со своими героями водит нас по осеннему лесу М. М. Пришвин.
Настя и Митраша — не новички в лесу, и писатель гордится, что такие маленькие жители села не только умеют самостоятельно заработать себе на хлеб, но и грамотно ведут себя в таящем неожиданности и опасности лесу. Даже попав в беду, они достойно сумели выбраться из нее, приобретая новый опыт и сделав соответствующие выводы. В сказке М.
Пришвина «Кладовая солнца» природа помогает человеку, предупреждает об опасности — нужно только уметь слышать ее голос.
А для этого необходимо любить свой край, каждую веточку и цветок, каждую птичку и зайчика, как любят их главные герои сказки и сам писатель. Пришвин «Кладовая солнца» — сочинение «Любовь к человеку и природе (2)» Богатство и красоту мира природы раскрывают в своем творчестве многие русские писатели.
Но если Фета привлекает природа в ее изменчивости, постоянной смене состояний, если в творчестве Тургенева, Никитина, Паустовского главная мысль — гармония человека и природы, то Пришвин ставит в своих произведениях вопросы о смысле жизни. Он размышляет сам и заставляет задуматься нас о том, как надо жить, чтобы оставить свой след на земле.
Он учит любить всех, сохраняя внимание к каждому.
В его рассказах мы чувствуем огромную любовь к природе и человеку, а эти два понятия для Пришвина находятся в неразрывной связи. Любовь писателя к природе рождается из его любви к человеку, и все его произведения наполнены родственным вниманием к человеку и к той земле, где живет и трудится этот человек.
Так, например, в «Лесной капели» писатель стремится найти «ключ к собственной душе». Эта книга наполнена его меткими наблюдениями, точными описаниями природы, и в то же время автор пишет о нравственных исканиях человека, о чувствах, наполняющих душу.
Читая миниатюры, вошедшие в сборник, мы словно вместе с автором слышим звон «лесной капели», очарованы запахом «ореховых дымков» и понимаем, что всю эту красоту необходимо сберечь, сохранить, чтобы всем этим могли восхищаться и другие. Произведения Пришвина, говоря его же собственными словами, «бесконечная радость постоянных открытий».
И действительно, удивительна способность Пришвина в любом явлении видеть и открывать что-то интересное.
И говорить об этом удивительным, волшебным языком. Вот, например, в «Кладовой солнца» он поэтически описывает красоту весеннего утра, когда первые лучи солнца пролетели над елочками и березками, «и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы».
Отовсюду стало раздаваться пение птиц, посвященное «восходу великого солнца», а Косач, примостившись на мостике между двумя деревьями, «будто стал расцветать в лучах восходящего солнца». На голове его гребешок «загорелся огненным цветком…
И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост». Я полностью согласна с Константином Паустовским, который писал: «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина».
Источник: http://geum.ru/opus/os-index-6204.php
Сочинение «Фантастическое в произведениях Пришвина»
В 1945 г. появляется «сказка-быль» «Кладовая солнца», по которой в 1947 г. был создан киносценарий «Серый помещик». Ее основная тема — становление детских характеров, единство человека и природы.
Олицетворение природы роднит «Кладовую солнца» с произведениями фольклора. Задача автора состояла в создании современной сказки, в которой символ и вымысел не разрушают реалистической основы сюжета.
Центральным мотивом этого произведения, как и многих других, является мотив пути-дороги. Он соединяет в себе многое: размышление о жизненном пути, пути рода человеческого, пути матери-Родины.
Автор сумел не только изобразить видимый пейзаж, но и воспроизвести звуки лесной жизни.
Голоса птиц и животных позволяют физически ощутить обстановку леса, создавая тем самым особый эмоциональный настрой.
Таким образом, пейзаж и человек предстают в неразрывном единстве. Пришвин рассказывал об особенностях этой книги: «Сказка тем сказка, что она подчинена ритму, не как рассказ, механическому, а песенному. Я это понял по «Кладовой солнца».
Я буду говорить о значении сказки при моих попытках творчества, но я должен предупредить, что сказку я понимаю в широком смысле слова как явление ритма, потому что сюжет сказки с этой точки зрения есть не что иное, как трансформация ритма».
Произведение было удостоено первого места на конкурсе Министерства просвещения РСФСР на лучшую книгу для детей. В 1953 г. завершена работа над повестью-сказкой «Корабельная чаща» (первоначальное название «Слово правды»), опубликованной в 1954 г. уже после смерти писателя. В основу «Корабельной чащи» легли впечатления от путешествия в леса по бассейну реки Пинеги.
«Кладовую солнца» и «Корабельную чащу» объединяют одни герои. Внешне схожи и сюжеты обоих произведений. Настя и Митраша отправляются в дальние странствия, а новый герой Ве-селкин ставит перед собой цель — найти Корабельную чащу, с которой связана надежда на победу в войне.
Развитие мотива «поиска правды» приобретает некий философский характер. Герой «Корабельной чащи» в определенной степени условен — властелин природы и Земли, но в то же время и ее часть.
Сказочная форма характерна для послевоенного творчества Пришвина, так как именно в ней писатель видит неограниченные возможности для соединения мечты и реальности, для осуществления идеи религиозного преображения мира.
В течение почти 20 лет Пришвин работал над романом-сказкой «Осударева дорога» (начало работы относится к 1933 г.
, 1-я редакция была закончена в 1948-м, а опубликована в 1956-м). В основе произведения лежат впечатления от двух поездок в Заонежье и на строительство Беломорканала.
Этот роман является авторской исповедью и трудом всей жизни. В произведении переплетены история и биографии современников.
По законам жанра романа-сказки главное в «Осударевой дороге» не сюжет и не конкретные исторические детали, а философские раздумья.
Столкновение нового социального устройства со старым укладом жизни, этикой, моралью составляет основу конфликта произведения. Рождение нового человека — сквозная тема произведения — решается Пришвин в духе христианства.
К сожалению, сдержанность писателя, вызванная цензурными запретами, затрудняет верное восприятие глубокого религиозно-философского подтекста. В 1942 г.
в дневниковой записи Пришвин, задумавшись над стихами Тютчева, описал тем самым и свою творческую эволюцию: «…
еще читал Тютчева. Проследил, что в первых стихотворениях у него был параллелизм: природа и вслед за тем человеческая душа, а в последних совершенно природа и человек соединяются в единство. Я тоже так шел, достигнув совершенства в детских рассказах».
Источник: http://litsochinenie.ru/fantasticheskoe-v-proizvedeniyah-prishvina.html
Михаил Михайлович Пришвин
Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля 1873 года в Орловской губернии, близ города Ельца. О своем детстве он рассказывает в романе «Кощеева цепь». Жилось семье трудно — мать осталась вдовой с пятью детьми.
Всякое бывало в жизни будущего писателя. Он убегал из первого класса гимназии в «золотую страну Азию» — его вернули обратно, но затем из гимназии все-таки исключили. Заканчивал обучение уже в Тюменском реальном училище.
В 1983 году Пришвин поступил в Рижский политехнический институт, где увлекся идеями марксизма. Заучастие в одном из марксистских кружков в 1987 году Михаил был арестован, отсидел год в Митавской тюрьме, после чего вынужден был уехать за границу. В Лейпциге Пришвин окончил университет, стал агрономом.
https://www.youtube.com/watch?v=s2Ql—R6cFI
Он собирался заниматься наукой, даже писал агрономические книги, но к тридцати годам твердо решил стать писателем. Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал.
Затем вышла еще одна книга — «За волшебным колобком». Писатель стал известным в литературных кругах, сблизился с Дмитрием Мережковским, Максимом Горьким, Алексеем Толстым.
После путешествия по Заволжью в 1908 году появилась книга «У стен града невидимого». Горький, с которым дружил писатель, содействовал появлению первого собрания сочинений Пришвина в 1912-1914 гг.
Во время Первой мировой войны Пришвин работал военным корреспондентом.
После Октябрьской революции 1917 года некоторое время работал учителем на Смоленщине. Страстное увлечение охотой и рыбалкой отразилось в написанной Пришвиным серии охотничьих и детских рассказов, вошедших впоследствии в книгу «Календарь природы», и прославивших его как повествователя о жизни природы, певца Средней России.
Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору — принадлежали ему самому или его друзьям.
Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи!
» Особенно нравилась Пришвину природа средней полосы России. Дом, где жил писатель в последние свои годы, — в деревне Дунино, недалеко от Звенигорода, — давно стал музеем.
В годы Великой Отечественной войны писатель создал «Рассказы о ленинградских детях», «Повесть нашего времени», сказку-быль «Кладовая солнца».В последние годы жизни писатель много сил и времени отдавал дневникам.
Почти все его творчество посвящено описаниям собственных впечатлений от встреч с природой: описания эти отличаются необычайной красотой языка.
Константин Паустовский справедливо называл его «певцом русской природы». Возможно по этому его книги и сегодня читаются с большим удовольствием как детьми, так и взрослыми. Умер Михаил Пришвин в Москве 16 января 1954 года.
Источник: http://www.sochuroki.com/mixail-mixajlovich-prishvin/
Сочинение по тексту М. Пришвина (о природе)
Известный русский писатель М.М. Пришвин в своём тексте ставит философскую проблему влияния природы на человека. Он задаётся вопросом: способна ли природа сделать человека счастливее и исцелить его?
Затронутая автором проблема чрезвычайно актуальна, поскольку в наше технократическое время очень важно, чтобы люди не теряли связь с природой, не перестали ощущать себя частью природы. Ощущая эту связь, человек не может совершить зло, убийство или предательство. Ощущая эту связь, человек стремится делать добро и укреплять то, что именуется жизнью в любом её проявлении.
Автор повествует нам историю о раненом мальчике, который вот-вот умрет. Его последним желанием было увидеть ручей. Рассказчик выполняет просьбу умирающего: относит на берег ручья.
Природа не только радует мальчика, а еще и дает ему силы для борьбы за жизнь. «Раненый слушал, закрыв глаза, его губы, бескровные и сухие, судорожно двигались, выражая сильную борьбу».
А ведь рассказчику он казался уже неизлечимым: «казалось тогда, что надежды на спасение у него нет, и что врачи будут бессильны».
Позиция автора предельно ясна. Пришвин — певец природы. Он сам из этого источника черпал и полагал, что природа способна помогать и даже спасать.
Пришвин подводит читателя к мысли о том, что красота природы способна исцелять, дать силы, укрепить, подтолкнуть к чему-то важному.
Докторам спасти жизнь умиравшему человеку «помогла красота ручья и решительные и взволнованные слова рассказчика о том, «что голубая стрекоза летает над заводью».
Я полностью разделяю точку зрения автора и также считаю, что природа может радовать человека и придавать ему силы. Справедливость данной мысли подтверждается целым рядом примеров из жизни и литературы.
В рассказе О. Генри «Последний лист» главная героиня, Джонси, заболевает пневмонией. Она лежит в постели и считает, сколько листьев осталось на старом плюще.
Джонси уверена, что когда упадет последний лист, она умрет. Но лист долго держится на ветке, несмотря на дождь, снег, ветер, он отчаянно сопротивляется непогоде.
И видя такое упорство листа, девушка тоже начинает бороться за свою жизнь и, в конце концов, выздоравливает.
В рассказе Куприна «Сбрось мешок» главные герои любуются красотами природы: дивной радугой, земляникой, обильно распростершейся по полянке, яркими цветами, пушистыми облаками. Куприн призывает учиться видеть красоту природы, говорит о том, что это делает человека счастливым, даем ему возможность подняться над обыденностью.
Природа является неотъемлемой частью нашей жизни. Человеческая душа расцветает в общении с природой — животными, цветами, деревьями, поэтому, общаясь с природой, человек становится духовно богаче. Исцеляет только родимая земля и её материнское дыхание – с детства до боли милые запахи родных лесов и полей. Известный русский поэт Николай Рубцов в стихотворении «Тихая моя родина» написал:
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Валерия Гумовская©
Источник: http://s.bacenko.ru/priroda-sposobna-istselyat/
Пример сочинения ЕГЭ по тексту М.М. Пришвина
Views: 11915
— (1)Учился я плохо и никогда этого себе не прощу: я был очень рассеян и ленив и недостаточно стремился побороть этот свой порок.
— (2)Как же, — спрашивают, — при таком недостатке вы всё-таки научились и сделались достаточно известным мастером слова?
(З)Тому, о чём вы спрашиваете, научиться нельзя: тут дело не в выучке, даже не в мастерстве, а скажу: в поведении.
(4)Дело было не в том, чтобы научиться, а в том, чтобы встретить свой родной язык, как друга, и нужно было искать этой встречи… (5)Я получил своё мастерство, как понимание законов родного языка, от своей матери, от школы и от своего народа даром, как все.
(6)Не в мастерстве моя заслуга, а в поведении, в том, как страстно, как жадно метался я по родной земле в поисках друга, и когда нашёл его, то этот друг, оказалось, и был мой родной язык.
(7)У каждого яблока на одной и той же яблоньке такое разное выражение. (8)Есть яблоко умное, выглядывает из-за листика выпуклиной своего лобика, а есть яблоко любимое — наверху круглое, с круглыми дольками, всегда мне сверху весело смеётся. (9)И, бывает, я ему даже пальцем погрожу и скажу…
(10)Благодарю язык мой, спасающий меня от тяжёлого молчания, вызывающий мне друга даже из яблоньки!
(11)Искусство — это сила восстановления утраченного родства. (12)Родства между чужими людьми. (13)Искусство приближает предмет, роднит всех людей одной земли.
(14)Да, так и можно сказать, что всякое истинное творчество есть замаскированная встреча близких людей. (15)Часто эти близкие живут на таких отдалённых окраинах места и времени, что без помощи книги, картины или звука никогда бы не могли друг друга узнать.
(16) Через тоску, через муки, через все препятствия сила творчества выводит одного человека навстречу другому.
(17) Случается каждому писателю на склоне лет среди своих писаний, убегающих в Лету, найти одну страницу необыкновенную. (18)Как будто весенний поток выбросил эту мысль, заключённую в железную форму, как льдину на берег. (19)И вот вода, выбрасывающая льдину, давно уже в море исчезла, а льдина все лежит, лежит и тратится только по капельке.
(20)Когда я у себя в радостный день встречаю такую страницу, я всегда изумляюсь, как это я, ленивый, легкомысленный и вообще недостойный, мог написать такую страницу? (21)После раздумья я отвечаю себе, что это не совсем я писал, что со мной сотрудничали неведомые мои друзья, и оттого у нас вместе получилась такая страница.
(22) У меня в жизни друзей не было, но зато к каждому я стремился, как к другу.
(23) Сегодня мысль моя вертится вокруг той силы души человека, которая развивается и раскрывается в борьбе с одиночеством: иду с человеком по тропе и говорю ему. (24)Человек ушёл — я один на тропе, мне не хватает слушателя, я вынимаю книжку и записываю.
(25)Нет мудрости в том, что кто-то, завидев прекрасное, бросается к нему, присоединяет к себе и делает своей собственностью: эта собственность неминуемо рано или поздно сделает его своим рабом.
(26)Настоящая мудрость приходит к человеку, когда, завидев прекрасное, он не бросается к нему, а собирает друзей и показывает.
(27)Тогда прекрасное само приходит к нему, как к хозяину своему и другу, и свободно садится со всеми за стол.
(28)В жизни, кроме меня, действует другой человек, и путь к этому другу и есть наш жизненный путь.
(По М. Пришвину*)
*Михаил Михайлович Пришвин (1873—1954 гг.) — русский писатель, автор произведений о природе.
Искусство. Какова его роль в жизни человека? Именно такую проблему поднимает М.М. Пришвин в предложенном для анализа тексте.
Размышляя над этим вопросом, писатель замечает, что «всякое истинное творчество есть замаскированная встреча близких людей».
В размышлениях автора звучит мысль о том, что очень часто люди могут узнать, понять друг друга лишь благодаря искусству. М.М.
Пришвин с уверенностью говорит о том, что «через тоску, через муки, через все препятствия сила творчества выводит одного человека навстречу другому». Поэтому автор текста призывает читателей любить и ценить искусство.
Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно и раскрывается в следующем предложении: «Искусство приближает предмет, роднит всех людей одной земли». М.М. Пришвин убеждён: роль искусства в человеческой жизни заключается в том, что оно объединяет всех людей мира.
Я разделяю точку зрения автора текста и также убеждена в том, что цель искусства – роднить людей со всего света.
В доказательство своей точки зрения приведу следующий пример из публицистической литературы. Вспомним «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва. В одном из них академик говорит о том, что человек, понимающий искусство, становится счастливее.
Ведь благодаря искусству к человеку приходит доброе понимание мира, окружающих людей, человеку становится легче подружиться с другими людьми, культурами и национальностями, иными словами, другие люди становятся ему роднее.
Таким образом, роль искусства в жизни человека заключается в том, что оно сближает разных людей со всего мира.
Приведу ещё один пример, который показывает, как искусство способствует сроднению людей. Один мой знакомый работал в храме художником-реставратором. Однажды в этот храм пришла устраиваться на работу девушка, которая также была реставратором.
Мой знакомый начал с этой девушкой общаться, разговаривать об искусстве, которое они оба очень любили. Со временем они почувствовали, что стали близки друг другу и решили пожениться.
У молодой семьи появился круг общения, который составляли, в основном, художники, причём не только из города, где жила эта семья. У них есть знакомые даже из других стран, с которыми они обсуждают изобразительное искусство, делятся своими работами.
Так искусство поспособствовало объединению разных людей. Следовательно, роль искусства заключается в том, что оно роднит людей со всего мира.
В заключение важно отметить: сила искусства настолько велика, что она способна сблизить даже тех людей, которые кажутся совсем разными по характеру и мировоззрению, но искусство помогает им понять и принять друг друга.
Какие ещё проблемы подняты автором данного текста?
Источник: http://physmath.tech/primer-sochineniya-ege-po-tekstu-m-m-prishvina/
Сочинение на тему: “Мир природы в творчестве М.М. Пришвина”
Жизнь Пришвина была типична для русского человека, который пережил три войны и революцию. Судьба М. М. Пришвина — это характерная судьба русского человека именно потому, что почти всегда истинная жизнь его проходит в тени.
Она никогда о себе не заявляет громко и в то же время присутствует каждое мгновение в слове писательском. Каждая фраза, даже каждое слово у Пришвина, как в стихах, несет большую смысловую нагрузку. Это такая мудрая поэзия в прозе.
В ней нет назиданий, но есть родственное, целомудренное внимание ко всему, и к человеку прежде всего: ты голоден — я тебя накормлю, ты одинок — я тебя полюблю.
Все у писателя — мир, природа, человек — в общей совокупности и составляет красоту жизни, которую необходимо отстаивать, борясь со злом в любых его проявлениях. Именно этой теме была посвящена сказка-быль “Кладовая солнца”.
В ней мы встречаем знакомые приметы народной русской сказки, начиная от сказочного пейзажа, разговоров птиц, животных и кончая счастливой развязкой с победой добра над злом. И в то же время — это повесть, которая расширяет наши знания о жизни.
Читая эту книгу, мы узнаем о бондарном ремесле и о целебных свойствах клюквы, о значении леса для человека и о том, как охотник устраивает облавы на волков, и какие повадки у зайца и лисицы, у волка и у тетерева, почему надо, особенно на болоте, держаться твердой тропы и что собой представляют большие торфяные болота.
Многое, о чем пишет в своих произведениях Пришвин, не фантазия. В основу всего его творчества положены действительные события, собственные наблюдения и впечатления.
“Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский, — писал Пришвин. — Вот возьми, например, слово “Родина”.
Сколько слов с тем же корнем: родина, род, родственники, родимый, родник, родничок, родственный, родственное внимание…” Пришвин — один из своеобразнейших писателей. Он ни на кого не похож — ни у нас, ни в мировой литературе.
Горький о нем писал: “Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас”.
И еще: “Отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых, удивительно богат и широк мир, познанный Вами”.
Слово Пришвина необыкновенно современно, особенно в трагические моменты нашей жизни, на переломе, хотя кажется, что творчество Пришвина довольно благополучно: писал он о природе и известен как певец природы, но думать так — то же самое, что, входя в лес, быть уверенным, что он только для отдыха и предназначен. А ведь жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам.
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину.
Творчество Пришвина — это как заново рождающийся, вновь услышанный нами звон, который идет сейчас все шире и шире. В такой трудный час нашей жизни слово Пришвина звучит все громче и громче. Он пережил тяжелейшие исторические катаклизмы и все-таки служил вечному.
Жизнь Пришвина была типична для русского человека, который пережил три войны и революцию. Судьба М. М. Пришвина — это характерная судьба русского человека именно потому, что почти всегда истинная жизнь его проходит в тени. Она никогда о себе не заявляет громко и в то же время присутствует каждое мгновение в слове писательском.
Каждая фраза, даже каждое слово у Пришвина, как в стихах, несет большую смысловую нагрузку. Это такая мудрая поэзия в прозе.
В ней нет назиданий, но есть родствен- ное, целомудренное внимание ко всему, и к человеку прежде всего: ты голоден — я тебя накормлю, ты одинок — я тебя полюблю. Все у писателя — мир, природа, человек — в общей совокупности и составляет красоту жизни, которую необходимо отстаивать, борясь со злом в любых его проявлениях. Именно этой теме была посвящена сказка-быль “Кладовая солнца”.
В ней мы встречаем знакомые приметы народной русской сказки, начиная от сказочного пейзажа, разговоров птиц, животных и кончая счастливой развязкой с победой добра над злом. И в то же время — это повесть, которая расширяет наши знания о жизни.
Читая эту книгу, мы узнаем о бондарном ремесле и о целебных свойствах клюквы, о значении леса для человека и о том, как охотник устраивает облавы на волков, и какие повадки у зайца и лисицы, у волка и у тетерева, почему надо, особенно на болоте, держаться твердой тропы и что собой представляют большие торфяные болота. Многое, о чем пишет в своих произведениях Пришвин, не фантазия.
В основу всего его творчества положены действительные события, собственные наблюдения и впечатления. “Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский, — писал Пришвин. — Вот возьми, например, слово “Родина”, Сколько слов с тем же корнем: родина, род, родственники, родимый, родник, родничок, родственный, родственное внимание…” Пришвин — один из своеобразнейших писателей.
Он ни на кого не похож — ни у нас, ни в мировой литературе.
Горький о нем писал: “Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас”. И еще: “Отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых, удивительно богат и широк мир, познанный Вами”. Слово Пришвина необыкновенно современно, особенно в трагические моменты нашей жизни, на переломе, хотя кажется, что творчество Пришвина довольно благополучно: писал он о природе и известен как певец природы, но думать так — то же самое, что, входя в лес, быть уверенным, что он только для отдыха и предназначен. А ведь жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам.
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину. Творчество Пришвина — это как заново рождающийся, вновь услышанный нами звон, который идет сейчас все шире и шире. В такой трудный час нашей жизни слово Пришвина звучит все громче и громче. Он пережил тяжелейшие исторические катаклизмы и все-таки служил вечному.
Источник: http://sochineniee.ru/sochinenie-na-temu-mir-prirodyi-v-tvorchestve-m-m-prishvina/