Сравнительная характеристика рыбака и сотникова сочинение

Образы Сотникова и Рыбака в повести Быкова “Сотников”

Творчество Василя Быкова почти полностью посвящено теме Великой Отечественной войны. Уже в первых повестях писатель пытался освободиться от стереотипов при показе военных действий и поведения солдат и офицеров.

В произведениях Быкова всегда изображаются острые ситуации на войне. Его герои обычно поставлены перед необходимостью срочного принятия решений.

Быков разрабатывает героико-психологическую разновидность повести, делая в ней упор на трагической стороне войны.

Обратите внимание

Писатель заставляет задуматься над смыслом понятия “подвиг”. Можно ли считать героем учителя Мороза из повести “Обелиск”, если он только принял смерть от рук фашистов вместе со своими учениками? Лейтенант Ивановский из повести “Дожить до рассвета” рисковал жизнями своих солдат и погиб вместе с ними, не выполнив задания.

Герой ли он? Почти в каждой повести Быкова встречается предатель. Это смущало критиков, об этом предпочитали не писать.

Для художественной манеры писателя характерно сведение в одном произведении контрастных персонажей, с помощью которых он проводит нравственный эксперимент. Яркий пример тому – повесть “Сотников”, написанная в 1970 году. Автор ставит своих героев перед тяжелым выбором: либо спасти свою жизнь и предать, либо погибнуть от рук фашистов.

Сотников и Рыбак – это партизанские разведчики, которые отправились добыть продовольствие для укрытого в лесу отряда. Мы знакомимся с ними, когда они зимой пробираются с Горелого болота на хутор за продовольствием, чтобы спасти от голодной смерти партизан.

Их отряд причинил оккупантам много вреда. После этого были посланы три роты жандармов для уничтожения партизан.

“За неделю боев и беготни по лесам люди измотались, отощали на одной картошке, без хлеба, к тому же четверо были ранены, двоих несли за собой на носилках.

А тут полицаи и жандармерия обложили так, что, пожалуй, нигде не высунуться”.

Рыбак – сильный, находчивый боец, был старшиной в стрелковой роте. Когда его ранили, он оказался в глухой деревне Корчевке, где его выходили местные жители. После выздоровления Рыбак ушел в лес.

О Сотникове мы узнаем, что он до войны окончил учительский институт, работал в школе. В 1939 году его призвали в армию, а когда началась война, он командовал батареей. В первом бою батарея была разбита, а Сотников попал в плен, из которого со второй попытки бежал.

Быков отличался умением выстраивать психологические, нравственные парадоксы. Читатель не может угадать, как поведут себя его герои в экстремальных условиях.

Важно

Писатель показывает, что судьба несколько раз предоставляет возможность герою сделать выбор, но что выберет он? Часто человек не знает самого себя. У каждого есть определенное мнение о себе, иногда даже уверенность в том, как он поступит в той или иной ситуации.

Но это лишь придуманный образ собственного “я”. В ситуации жесткого выбора проявляется все, что есть в глубине души, истинное лицо человека.

В повести автор параллельно раскрывает характеры своих героев, он хочет выяснить, какие нравственные качества дают человеку силы противостоять смерти, не уронив собственного достоинства. Быков не ставит вопрос, кто герой, а кто – нет, он знает, что героем может стать любой, а становится не каждый.

Героем может стать только человек с твердыми нравственными принципами, которые закладываются в семье и укрепляются всю жизнь, когда человек не позволяет себе морально пасть ни при каких условиях. Сотников размышляет о том, что “в борьбе с фашизмом нельзя принимать во внимание никакие, даже самые уважительные причины”. Победить можно было только вопреки всем причинам.

Те, кто думают, что выше головы не прыгнешь, а против силы не попрешь, никогда не победят.

В повести Рыбак постоянно помогает больному Сотникову. Он берет на себя переговоры со старостой, чтобы Сотников согрелся, тащит на себе тушу овцы, возвращается к нему, когда раненый Сотников не смог уйти от обстрела. Рыбак мог бы уйти, бросить товарища, но именно совесть не дала ему так поступить.

В целом Рыбак ведет себя правильно до последнего момента, когда надо выбрать: жизнь или смерть. У Рыбака нет таких нравственных ценностей, на которые можно было бы опереться в момент выбора. Он не может заплатить жизнью за убеждения. Для него “появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом”.

Потом можно попробовать как-нибудь выкрутиться и опять причинять вред врагу.

Быков в своей повести исследует не жизненную ситуацию, у которой всегда есть несколько решений, а нравственную, для которой необходимо совершить только один поступок.

Совет

Для Сотникова последним поступком стала попытка взять на себя вину, чтобы не были расстреляны за помощь партизанам староста и Демчиха.

Автор пишет: “По существу он жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо ему самому”. По убеждениям Сотникова, лучше смерть, чем жить предателем.

Сцена пыток и избиения Сотникова производит тяжелое впечатление.

В этот момент герой понимает, что по сравнению с телесной жизнью есть что-то более значимое, то, что делает человека человеком: “Если что-либо еще и заботило его в жизни, то это последние обязанности по отношению к людям, волею судьбы или случая оказавшимся теперь рядом. Он понял, что не вправе погибнуть прежде, чем определит свои с ними отношения, ибо эти отношения, видно, станут последним проявлением его “я” перед тем, как оно навсегда исчезнет”.

Открытием для Рыбака становится простая истина: не так страшна физическая смерть, как нравственная. Каждый бесчеловечный поступок приближает моральную гибель. Страх смерти физической заставляет Рыбака стать полицаем.

Герой должен пройти первую проверку на лояльность новой власти. Он казнит Сотникова, и тот умирает, как герой. Рыбак же остается жить, но жить, каждый день вспоминая сцену гибели Сотникова, старосты Петра, Демчихи, еврейской девочки Баси.

Рыбак после казни Сотникова хочет повеситься, но писатель не дает ему сделать этого. Быков не дарит своему герою облегчения, это была бы слишком легкая смерть для Рыбака. Теперь он будет помнить виселицу, глаза людей, мучиться и проклинать день, когда родился.

Он будет слышать слова Сотникова “Пошел к черту!” в ответ на сказанную шепотом просьбу простить его, Рыбака.

(2

Источник: https://ege-essay.ru/obrazy-sotnikova-i-rybaka-v-povesti-bykova-sotnikov/

Образы Сотникова и Рыбака в повести Быкова «Сотников»

Но все же в повестях «Дожить до рассвета» (1973), «Обелиск» (1973), «Волчья стая» (1975), а затем в «Его батальоне» (1976) изображался один выбор, который совершает один человек.

А Быкова с самого начала волновала проблема нравственного размежевания: почему люди, которых объединяет многое: эпоха, социальная среда, духовная атмосфера, даже боевое содружество — оказавшись перед лицом «страшной беды», порой принимают настолько взаимоисключающие решения, что оказываются в конечном итоге по разную сторону нравственных и политических баррикад? Новая «быковская ситуация» требовала такой жанровой формы, которая давала бы возможность выслушать обе стороны, проникнуть во внутреннюю логику совершения выбора каждым из участников конфликта. Такая форма была найдена в повести «Сотников» (1970). Эта повесть словно по законам драматургии написана.

Здесь уже нет привычного для Быкова монологического повествования, здесь равноправны два взгляда — Сотникова и Рыбака. Даже формально повествование организовано строгим чередованием глав с «точки зрения» то одного, то другого персонажа.

Обратите внимание

Но главное — между Сотниковым и Рыбаком идет непрекращающийся прямой и скрытый диалог: происходит столкновение их представлений об этой войне, их нравственных принципов, принимаемых ими решений.

В свете двух поляризующихся взглядов и весь художественный мир организуется диалогически: в нем четко, порой даже с жесткой симметричностью со-противопоставлены и воспоминания героев, и второстепенные персонажи, и детали, и подробности.

Все образы — большие и малые — подчинены здесь драматически напряженному сюжету, выявляющему неумолимую логику размежевания вчерашних единомышленников, превращения двух товарищей по борьбе с общим врагом в непримиримых антагонистов, восхождения одного к подвигу самопожертвования и погружения другого в бездну предательства.

Так почему же столь непримиримо разошлись пути партизан Сотникова и Рыбака, добровольно вызвавшихся выполнить задание и волею жестоких обстоятельств попавших в руки врага? Проще всего было бы объяснить это трусостью одного и мужеством другого. Но как раз такое объяснение автор отметает. У Сотникова нервы тоже не из стали, и ему «перед концом так захотелось отпустить все тормоза и заплакать». А Рыбак — тот вовсе не трус.

«Сколько ему представлялось возможностей перебежать в полицию, да и струсить было предостаточно случаев, однако всегда он держался достойно, по крайней мере, не хуже других», — так оценивает своего бывшего соратника сам Сотников уже после того, как Рыбак согласился стать полицаем, то есть в тот момент, когда уже нет никаких иллюзий насчет этого человека. Корни размежевания Сотникова и Рыбака залегают значительно глубже. Далеко не случайно сюжет повести состоит из двух этапов. На первом — герои проходят испытание крайне неладно складывающимися обстоятельствами: хутор, на который они направлялись, сожжен, в предрассветных сумерках попались на глаза полицейскому патрулю, в перестрелке Сотникова ранило в ногу… Как ни горестны эти коллизии, они составляют прозу войны, ее ненормальную норму, к которой волей-неволей приноравливался человек, чтоб не дать себя убить.

И здесь, на первом этапе испытаний, Рыбак ничуть не уступает Сотникову. Там, где требуется ловкость и сила, где пригодны стандартные решения, к которым по уставу приучен боец, где может выручить инстинкт, Рыбак вполне хорош. И чувства у него при этом срабатывают хорошие — чувство локтя, благодарности, сострадания.

https://www.youtube.com/watch?v=UEVZOj7uYps

Доверяясь им, он порой принимает мудрые решения: вспомним эпизод со старостой Петром, которого Рыбак (заслужив, кстати, упрек от Сотникова) пощадил только потому, что «очень уж мирным, по-крестьянски знакомым показался ему этот Петр». И чутье не подвело.

Словом, там, где можно обойтись житейским здравым смыслом, Рыбак совершает безупречно верный выбор.

Но всегда ли можно уповать на здоровый инстинкт, на крепкое «нутро», всегда ли спасителен житейский здравый смысл? С того момента, когда Рыбак и Сотников попали в лапы полицаев, начинается второй, несравненно более драматический этап испытаний.

Важно

Ибо до предела обострилась ситуация выбора, и характер выбора, и его «цена» обрели новую значимость. На первом этапе жизнь человека зависела от шальной пули, от случайного стечения обстоятельств, теперь же — от его собственного, вполне осознанного решения, предать или не предать. Начинается противоборство с машиной тотального подавления, именуемой фашизмом.

Что может хрупкий человек противопоставить этой грубой силе? Вот тут-то и расходятся пути Сотникова и Рыбака. Рыбак ненавидит полицаев, он хочет вырваться из их лап, чтоб вновь быть со своими. Но в борьбе с «машиной» он продолжает руководствоваться все теми же резонами житейского здравого смысла, солдатской смекалки и изворотливости, которые не раз выручали его в прошлом.

«Действительно, фашизм — машина, подмявшая под свои колеса полмира, разве можно бежать ей навстречу и размахивать голыми руками? Может, куда разумнее будет попытаться со стороны сунуть ей меж колес какую-нибудь рогатину. Пусть напорется да забуксует, дав тем возможность потихоньку смыться к своим». Вот образчик логики Рыбака.

Но сам-то Рыбак хочет сделать как лучше. Руководствуясь самыми благими намерениями, он начинает вести свою «игру» со следователем Портновым. Чтоб перехитрить врага, — подсказывает житейская мудрость, — «надо немного и в поддавки сыграть», чтоб не дразнить, не раздражать зверя, надо чуток и поступиться…

Рыбаку хватает патриотизма на то, чтоб не выдать дислокацию своего отряда, но не хватает — чтоб умолчать о местоположении соседнего отряда, им можно и поступиться.

И ведя эту «игру», которая все больше смахивает на торг, Рыбак незаметно для себя все дальше и дальше отступает, отдавая в жертву «машине» Петра, Демчиху, Сотникова.

А Сотников, в отличие от Рыбака, с самого начала знает, что с машиной тотального порабощения играть в кошки-мышки нельзя. И он сразу отметает все возможности компромисса. Он выбирает смерть.

Читайте также:  Образ и характеристика родиона раскольникова в романе преступление и наказание достоевского сочинение

Что же поддерживает Сотникова в его решимости, чем крепит он свою душу? Ведь поначалу Сотников чувствует свою слабость перед полицаями. Те освобождены от морали, ничем не удерживаемая звериная сила хлещет в них через край, они способны на все — на обман, клевету, садизм.

А он, Сотников, «обременен многими обязанностями перед людьми и страной», эти обязанности ставят массу моральных запретов. Больше того, они заставляют человека обостренно чувствовать свой долг перед другими людьми, испытывать вину за чужие несчастья.

Совет

Сотников «мучительно переживал от того, что так подвел Рыбака, да и Демчиху», его гнетет «ощущение какой-то нелепой оплошности по отношению к этому Петру».

С таким тяжелым бременем заботы о тех, кто вместе с ним попал в страшную беду, Сотников идет на казнь, и чувство долга перед людьми дает ему силы улыбнуться одними глазами мальчонке из толпы — «ничего, браток».

Выходит, груз обязанностей перед людьми и страной не ослабляет позиции человека перед звериной силой, вырвавшейся из узды моральных запретов. Наоборот! Чем тяжелее этот груз, тем прочнее, тверже стоит душа, доказывает Василь Быков.

Чем суровей узы нравственных императивов, тем свободнее, увереннее совершает человек свой последний выбор — выбор между жизнью и смертью.

Источник: http://sochbox.com/obrazy-sotnikova-i-rybaka-v-povesti-bykova-sotnikov/

Проблема нравственного выбора в повести В.Быкова «Сотников»

 Проблема нравственного выбора в повести В. Быкова «Сотников».

Образы Сотникова и Рыбака, две «точки зрения» в повести.

Цель урока: 

1. Обучающая: обучение умению составлять сравнительную характеристику литературных героев, работать по тексту, взаимодействовать в группе.

2. Развивающая: развитие умения анализировать, сопоставлять жизненные позиции героев, делать выводы.

3. Воспитывающая: формирование принципиальной позиции учащихся по отношению к нравственному выбору главных героев повести; воспитание

у обучающихся чувства человеческого достоинства, уважения к своей родине и своему народу

Вид: урок-исследование.

Тип: урок-семинар.

План урока.

Содержание этапов урока Методы и формы работы
1 Оргмомент. Приветствие. Постановка целей и задач урока.Слово преподавателя.
2 Этап организации групповой работы Групповые форма организации познавательной деятельности.
3 Общая дискуссия.
4 Подведение итогов.
5 Этап информирования о домашнем задании.

                                       Подготовка к уроку.

 Обучающиеся делятся на 4 группы, собирают материал по тексту и отвечают на вопросы. Преподаватель заранее проводит консультации, рекомендует критическую литературу. В кабинете формируются четыре «круглых» стола, за каждым из которых будет заседать определен группа.

Из состава обучающихся выбирается секретарь, ведущий протокол семинара. Он записывает имена и фамилии выступающих, записывает основополагающие выводы по разбираемым вопросам. Заранее оговаривается, сколько времени отводится на выполнение задания. Преподаватель не вмешивается без необходимости в работу групп. Если же это происходит, то уделяет группам равное внимание.

Задание для всех групп:

— Найдите в тексте повести портреты Сотникова и Рыбака, сопоставьте их. Чем отличаются герои повести друг от друга? Как каждый из них попал в партизаны?

— Как вы понимаете финал повести? Объясните его смысл.

1 группа:

— Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилась разность нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

— Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?

2 группа:

— Почему струсивший было Рыбак,  всё же возвращается на выручку товарищу?

— Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем   которой оказался Сотников во время допроса в плену?

3 группа:

— Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан? Сравните поведение женщины и Рыбака в этой ситуации?

— Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов? Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.

4 группа:

— Какой нравственный выбор делает Рыбак, пытаясь спастись?

  Можно ли его назвать закоренелым негодяем?

— Какой нравственный выбор делает Сотников? Как он ведёт себя накануне смерти? Прокомментируйте сон героя.

— Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю, думает:

«Одна на двоих»?

1. Оргмомент. Слово преподавателя.

20 век – век глобальных перемен, катастроф, век революций и жесточайших войн. Это переломная эпоха в истории человечества.

Люди, попавшие в жернова истории, вынуждены были делать свой нравственный выбор: совершить благородный поступок и погибнуть, отказаться от своих нравственных принципов и сохранить себе жизнь. Что важнее – это каждый решал для себя сам.

Обратите внимание

Порой этот выбор был невыносимо тяжек, раздавливая человека, отступившего от понятий чести, справедливости и добра. Порой и порядочные, честные люди не могли совладать с естественным желанием спасти свою жизнь, во что бы то ни стало.

Эпоха ломала человеческие души и крушила представления человека о морали, этике, заставляя отрекаться от привычных нравственных ценностей. И только те люди, которые сумел сохранить человеческое достоинство, которые остались верны своим убеждениям, которые не предали свои идеалы,  достойны именоваться героями.

В повести Василя Быкова, как и во многих других произведениях 20-го века, проблема нравственного выбора является основной. Обсуждению этой проблемы мы и посвящаем сегодня урок литературы. Раскрыть тему нравственного выбора невозможно без сопоставительной характеристики главных героев повести – Сотникова и Рыбака.

2. Организация групповой деятельности.

Мобилизация обучающихся на выполнение учебных задач, информирование о ходе урока. Каждая группа выступает с заранее подготовленными по заданным вопросам сообщениями. При этом обучающиеся из других групп также могут принять участие в обсуждении данных вопросов и проблем, высказать свои мнения, идеи.

3. Общая дискуссия.

а) Сравнительная характеристика образов Сотникова и Рыбака.

Обучающиеся работают по тексту, оформляют таблицу, записывают в неё свои замечания и выводы.

— Найдите в тексте повести портреты Сотникова и Рыбака, сопоставьте их. Чем отличаются герои повести друг от друга? Как каждый из них попал в партизаны?

Параметры характеристики Сотников Рыбак
Физическое здоровье физически нездоров полон жизненных сил
Социальное положение интеллигент,до войны работал учителем деревенский парень, привык к тяжёлому крестьянскому труду
Выносливость, способность справлятьсяс жизненными трудностями преодолевает трудности партизанской жизни благодаря силе духа, упорству преодолевает тяготы партизанского быта благодаря физической силе и крепкому здоровью
Как оказалсяв партизанском отряде оказался в партизанском отряде по идейным соображениям,после того как трижды совершал попытки выйтииз окружения; стремился бороться с врагом в любых условиях пошёл в партизаны, потому что так поступали многие; оставатьсяв деревне было опасно – его могли отправитьв германское рабство

— Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилось различие нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

Склонность к компромиссам
Сотников Рыбак
К компромиссам не склонен вообще.Прекрасно понимает законы войны:если ты пощадишь врага, то погибнешь сам; война диктует свои жестокие условия.Сотников уже знает, что такое предательство. Пожалев предателя Петра, партизаны подставляют под удар самих себя. Готов идти на компромисс с врагом.Он терпимее относится к старосте Петру, служащему немцам.Ему недостаёт твёрдости характера и последовательности в своих действиях.

— Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?

— Почему струсивший было Рыбак, всё же возвращается на выручку товарищу?

(Только мысль о том, как он объяснит произошедшее командиру отряда,   вызывающая раздражение.)

— Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников во время допроса в плену?

(Невозможны уступки злу во имя добра. Вступив на путь измены, впоследствии с него не свернёшь. Отказ полковника от любых компромиссов стал его последней победой над врагом. Поступок полковника – идеал поведения истинного патриота.)

— Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан? Сравните поведение женщины и Рыбака.

(Дёмчиха не упрекает партизан в своей трагедии, несмотря на то, что её дети останутся круглыми сиротами.)

Дёмчиха Рыбак
Винит в своей беде палачей-фашистов, пришедших на её землю. Даже страх за детей не способен пересилить в ней ненависть к полицаям.

 Проблема нравственного выбора в повести В. Быкова «Сотников».

Образы Сотникова и Рыбака, две «точки зрения» в повести.

Цель урока: 

1. Обучающая: обучение умению составлять сравнительную характеристику литературных героев, работать по тексту, взаимодействовать в группе.

2. Развивающая: развитие умения анализировать, сопоставлять жизненные позиции героев, делать выводы.

3. Воспитывающая: формирование принципиальной позиции учащихся по отношению к нравственному выбору главных героев повести; воспитание

Важно

у обучающихся чувства человеческого достоинства, уважения к своей родине и своему народу.

Вид: урок-исследование.

Тип: урок-семинар.

План урока.

Содержание этапов урока Методы и формы работы
1 Оргмомент. Приветствие. Постановка целей и задач урока.Слово преподавателя.
2 Этап организации групповой работы Групповые форма организации познавательной деятельности.
3 Общая дискуссия.
4 Подведение итогов.
5 Этап информирования о домашнем задании.

                                      Подготовка к уроку.

 Обучающиеся делятся на 4 группы, собирают материал по тексту и отвечают на вопросы. Преподаватель заранее проводит консультации, рекомендует критическую литературу. В кабинете формируются четыре «круглых» стола, за каждым из которых будет заседать определен группа.

Из состава обучающихся выбирается секретарь, ведущий протокол семинара. Он записывает имена и фамилии выступающих, записывает основополагающие выводы по разбираемым вопросам. Заранее оговаривается, сколько времени отводится на выполнение задания. Преподаватель не вмешивается без необходимости в работу групп. Если же это происходит, то уделяет группам равное внимание.

Задание для всех групп:

— Найдите в тексте повести портреты Сотникова и Рыбака, сопоставьте их. Чем отличаются герои повести друг от друга? Как каждый из них попал в партизаны?

— Как вы понимаете финал повести? Объясните его смысл.

1 группа:

— Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилась разность нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

— Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?

2 группа:

— Почему струсивший было Рыбак,  всё же возвращается на выручку товарищу?

— Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем   которой оказался Сотников во время допроса в плену?

3 группа:

— Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан? Сравните поведение женщины и Рыбака в этой ситуации?

— Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов? Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.

4 группа:

— Какой нравственный выбор делает Рыбак, пытаясь спастись?

  Можно ли его назвать закоренелым негодяем?

— Какой нравственный выбор делает Сотников? Как он ведёт себя накануне смерти? Прокомментируйте сон героя.

— Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю, думает:

«Одна на двоих»?

2. Организация групповой деятельности.

Мобилизация обучающихся на выполнение учебных задач, информирование о ходе урока. Каждая группа выступает с заранее подготовленными по заданным вопросам сообщениями. При этом обучающиеся из других групп также могут принять участие в обсуждении данных вопросов и проблем, высказать свои мнения, идеи.

Источник: https://multiurok.ru/blog/probliema-nravstviennogho-vybora-v-poviesti-v-bykova-sotnikov.html

План-конспект урока по литературе (11 класс) на тему: Проблема нравственного выбора в повести В.В. Быкова «Сотников»

Урок литературы

11 класс

с использованием современных образовательных технологий

«Проблема нравственного выбора в повести В.В. Быков «Сотников»

Гулимова Т.О.

Учитель ГБОУ СОШ № 210

Санкт-Петербург

Задачи урока:

Личностные

  1. совершенствование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе;
  2. совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.

Метапредметные

  1. развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;
  2. развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;
  3. развивать умение работать с разными источниками информации.

Предметные

  1. развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;
  2. развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
  3. развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;
  4. развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  5. закрепление умения определять элементы сюжета произведения, роль изобразительно-выразительных средств языка;
  6. закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;
  7. закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог
  8. закрепление умения писать сочинение, связанное с проблематикой изученного произведения.
Читайте также:  Молчалины блаженствуют на свете - горе от ума грибоедова сочинение 9 класс

Ход урока

Нравственный человек много делает ради

своих друзей и ради отечества, даже если бы

 ему при этом пришлось потерять жизнь.

Аристотель

       20 век – век глобальных перемен, катастроф, век революций и жесточайших войн. Это переломная эпоха в истории человечества.

Люди, попавшие в жернова истории, вынуждены были делать свой нравственный выбор: совершить благородный поступок и погибнуть, отказаться от своих нравственных принципов и сохранить себе жизнь. Что важнее – это каждый решал для себя сам.

Порой этот выбор был невыносимо тяжек, раздавливая человека, отступившего от понятий чести, справедливости и добра. Порой и порядочные, честные люди не могли совладать с естественным желанием спасти свою жизнь во что бы то ни стало.

Эпоха ломала человеческие души и крушила представления человека о морали, этике, заставляя отрекаться от привычных нравственных ценностей. И только те люди, которые сумел сохранить человеческое достоинство, которые остались верны своим убеждениям, которые не предали свои идеалы, достойны именоваться героями.

В повести Василя Быкова, как и во многих других произведениях 20-го века, проблема нравственного выбора является основной. Обсуждению этой проблемы мы и посвящаем сегодня урок литературы. Раскрыть тему нравственного выбора невозможно без сопоставительной характеристики главных героев повести – Сотникова и Рыбака.

(На доске) «… прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощенно можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?»

  1. Слово о писателе (сообщение ученика)

Василь Владимирович Быков (1924 – 2003)

        Родился в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс. Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления, в Белгороде, отстал от своей колонны и был арестован и чуть не расстрелян как немецкий шпион.

Воевал в составе армейского инженерного батальона. Призван в армию в 1942 году, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в освобождении Румынии, с действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии.

О войне в книге воспоминаний «Долгая дорога домой»  вспоминал так:

«Предчувствую сакраментальный вопрос про страх: боялся ли? Конечно, боялся, а, может, порой и трусил. Но страхов на войне много, и они все разные. Страх перед немцами — что могли взять в плен, застрелить; страх из-за огня, особенно артиллерийского или бомбежек. Если взрыв рядом, так, кажется, тело само, без участия разума, готово разорваться на куски от диких мук. Но был же и страх, который шел из-за спины — от начальства, всех тех карательных органов, которых в войну было не меньше, чем в мирное время. Даже больше»

В 1955 г. Окончательно демобилизовался из армии. С конца 1997 г. Жил за границей в политической эмиграции в Финляндии, Германии, Чехии. Похоронен в Минске.

Повесть «Сотников» была написана в 1970 году.

  1. Сравнительная характеристика Сотникова и Рыбака

— Сравните портреты героев. Какой вывод можно сделать?

Параметры Сотников Рыбак
Портрет, физическое состояние Физически нездоров Полон жизненных сил
Социальное происхождение Интеллигент, до войны работал учителем Деревенский парень, привык к тяжёлому крестьянскому труду
Выносливость, способность справляться с жизненными трудностями Преодолевает трудности партизанской жизни благодаря силе духа, упорству. Перед тем как попасть в окружение, подбил несколько танков. Преодолевает тяготы партизанского быта благодаря физической силе и крепкому здоровью
Как оказался в партизанском отряде По идейным соображениям;после того как трижды совершал попытки выйти из окружения;стремился бороться с врагом в любых условиях Пошёл в партизаны, потому что так поступали многие; оставаться в деревне было опасно – его могли отправить в германское рабство

— Какие качества характера располагают к Рыбаку?

— В какой момент по отношению к нему появляется настороженность?

2) У старосты

— Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилось различие нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

Склонность к компромиссам

Сотников Рыбак
К компромиссам не склонен вообще. Готов идти на компромисс с врагом.
Прекрасно понимает законы войны: если ты пощадишь врага, то погибнешь сам; война диктует свои жёсткие условия Он терпимее к старосте Петру, служащему немцам.
Уже знает, что такое предательство. Пожалев старосту Петра, партизаны подставляют под удар самих себя. Ему недостаёт твёрдости характера и последовательности в своих действиях.

— Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?

— Почему струсивший было Рыбак всё же возвращается на выручку товарищу?

(Только мысль о том, как он объяснит произошедшее командиру отряда, заставила Рыбака вернуться за раненым)

Отношение к товарищу

Сотников Рыбак
Стреляет, задерживая врага и давая возможность товарищу уйти Хочет уйти, но возвращается, боясь объяснений в отряде

— Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан?

— Сравните поведение женщины и Рыбака.

(Дёмчиха не упрекает партизан в своей трагедии, несмотря на то, что её дети останутся круглыми сиротами.)

— Что тревожит каждого из героев?

Дёмчиха Рыбак Сотников
Винит в своей беде палачей-фашистов. Даже страх за детей не способен пересилить в ней ненависть к полицаям. В своих неудачах и аресте винит Сотникова, из-за которого он вынужден был вернуться и попал в плен к фашистам. Винит себя в аресте женщины и Рыбака.

— Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов?

— Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.

(Автор глубоко презирает предателей. Отступив от нравственных законов, они перестали быть людьми. Полицаи в повести «взвизгивают», «вызвериваются», «ощетиниваются», т.е. ведут себя, как шавки, выслуживающиеся перед своими хозяевами. Стась предал даже родной язык, говоря на дикой смеси белорусского с немецким»: «Яволь в подвал! Биттэ прошу!»)

— Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников во время допроса в плену?

(Невозможны уступки злу во имя добра. Вступив на путь измены, впоследствии с него не свернёшь. Отказ полковника от любых компромиссов стал его последней победой над врагом. Поступок полковника – идеал поведения истинного патриота.)

– Что ужаснуло Рыбака, когда он увидел Сотникова, вернувшегося после допроса?

(Пётр: «Звери». Рыбак: это же самое будет с ним.)

– Какую позицию во время допроса избрал Рыбак?

(Подстраиваться, хитрить.)

– Что раздражает его в Сотникове? (Принципиальность.)

– А Сотникова? (Молчание. Сначала хотел взять все на себя, чтобы закрыть других.)

– Почему Рыбака не пытали?

– Чем закончится его путь?

– В чём видит Сотников причину падения (предательства) Рыбака? (Партизан он хороший, а человеческие качества не дотягивают.)

— Какой нравственный выбор делают Сотников и Рыбак?

Сотников Рыбак
Любую цену за возможность выжить не принимает. Ради жизни способен пойти на предательство

— Прокомментируйте сон героя.

Сон: отец во сне говорит: «Был огонь, и была высшая справедливость на свете…». Есть Высший суд, перед которым ответственны все без исключения. Мальчик в будёновке – олицетворение грядущего поколения: Сотников должен повторить подвиг русского полковника перед лицом будущего, передать завет грядущим поколениям.

(Сотников берёт на себя всю вину, пытаясь спасти других людей – для него важно достойно умереть, совершив добро.)

— Обратите внимание, как меняется лексика героя в финале. Отступает на второй план физическая немощь. Мы слышим голос мудрого, уставшего человека. В его речи звучат слова высокой духовности, вневременные.

(Совесть – мерило поступков. Милость, терпеть, совесть, нравственность, Бтблия)

— Нет слова Бог, не звучит молитва, но слова молитвы прочитываются в семантике текста. Пророк Исайи:

Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким!Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!..Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;Научитесь делать добро; ищите правды…

(Книга пророка Исаии: гл. 5: 20-21; гл. 1:16-17)

— Как будто звучат строки из отцовской Библии. Кажется, что взошёл Сотников не на эшафот, а на какую-то немыслимую высоту, с которой мог посмотреть без злости даже на Рыбака.

– Подтвердите текстом эту высоту Сотникова и падение Рыбака.

– Что видит Сотников с этой высоты?

(Природу, глаза ребёнка, церковь – мир, который его не предаст.)

— Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю, думает: «Одна на двоих»?

(Рыбак собственноручно казнит товарища. И хотя он спасён от физической смерти, он обрекает себя на долгую, позорную смерть предателя, Иуды. Рыбак, как Иуда, пытается повеситься, и нигде иначе, как в уборной, среди вони человеческих отходов, даже готов броситься головой вниз, но не решается. Унизительное рабское существование становится для него пожизненным наказанием.)

На доске изображение старой церкви.

– Церковь… Опишите её… («Заброшенная людьми, но недалеко от деревни» – надежда на то, что может быть, люди снова обратят свой взгляд на неё, и, тогда вновь вернется то, что потеряли их души.)

– Глаза мальчика. В русской литературе есть художественный прием, который Блок позже назовет «встречей глаз». Искра – духовное понимание – преемственность здесь.

Л.Н. Толстого благодаря такой встрече глаз французский офицер не отправил на смерть Пьера Безухова. У Достоевского встреча светлых глаз Сонечки и темных Раскольникова объединяет их.

— В трудной ситуации выбора Рыбак оказался Иудой, предавшим и Сотникова, и товарищей, он сам определил цену своей жизни перед лицом грозившей смерти.

Совет

Сотников перед лицом неумолимой смерти делает единственно возможный для себя выбор заветов отца – спасения чести, совести, души.

И, как знать, может быть, будь в последние минуты жизни у Сотникова Библия отца, он перечитывал бы именно эти строки…

Прислушайтесь и вы к ним. Постарайтесь найти отзвук в собственной душе:

Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать…И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне…Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

(Евангелие отМатфея: гл. 10:19, 28; гл. 7:13-14)

— Как вы понимаете финал повести?

(Оступившись один раз, человек уже не может остановиться, как бы он того ни хотел. Жизнь, купленная предательством, достойна только презрения. Человек, не изменивший своим нравственным убеждениям, даже погибнув, остаётся вечно живым в памяти потомков.)

      А) Слово учителя

Для прозы Быкова характерно противопоставление физического и нравственного здоровья человека. Однако ущербность души раскрывается не сразу, не в обыденной жизни: необходим «момент истины», ситуация категорического нравственного выбора.

В партизанскую разведку отправляются двое: полный жизненных сил Рыбак и не отличающийся мощью интеллигентный Сотников, сам вызвавшийся пойти на задание, несмотря на хворь. Сотников – сугубо штатский человек, до войны работавший учителем в школе.

Физическую силу ему заменяет упрямство и сила характера.

Рыбак же с 12 лет занимался тяжёлым крестьянским трудом, он легче переносил физические нагрузки и тяготы партизанского быта. Рыбак более склонен к нравственному компромиссу.

Он отказывается расстрелять старосту Петра, служившего фашистам. Но то, что хорошо в мирной жизни, губительно в условиях войны.

Сотников прекрасно понимает законы войны, он познал, что такое плен, предательство, потому на компромиссы с совестью не шёл.

Быков не жалеет чёрных красок для изображения полицаев: люди, отступившие от нравственных законов, перестают быть для него людьми.

Читайте также:  Сочинение на тему благородная мечта

Рыбак пытается перехитрить своего врага, не понимая, что уже вступил на путь предательства, потому что поставил собственное спасение выше законов чести, товарищества.

Обратите внимание

Шаг за шагом он постепенно уступает врагу, предавая сначала Дёмчиху, затем Сотникова. Сотников, в отличие от Рыбака пытается взять на себя вину других людей, чтобы спасти их, для него важно достойно умереть.

Как Христос, Сотников идёт на смерть за «други своя», во имя человечества. Как и Христос, он будет предан товарищем.

 Б) Оценка выступлений и работы учащихся на уроке.

(Отчёт о принятом в группе решении, о том, как работала группа. Оценивание работы в группах проводят сами учащиеся.)

 В) Задание для тех, кто не сумел проявить себя в ходе семинара:

— Дайте толкование следующим словам и выражениям: нравственность, нравственный выбор, честь, предательство, благородство, патриотизм.

 Г) Записать вывод по теме урока в рабочую тетрадь. 

Написать развёрнутый ответ на вопросы:

— «В чём заключается суть подвига Сотникова?»

— «Как Рыбак становится предателем?»

 Приложение

Задание к уроку по группам

Задание для всех групп:

— Найдите в тексте повести портреты Сотникова и Рыбака, сопоставьте их. Чем отличаются герои повести друг от друга? Как каждый из них попал в партизаны?

— Как вы понимаете финал повести? Объясните его смысл.

1 группа:

— Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилась разность нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

— Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?

2 группа:

— Почему струсивший было Рыбак всё же возвращается на выручку товарищу?

— Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников во время допроса в плену?

3 группа:

— Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан? Сравните поведение женщины и Рыбака в этой ситуации?

— Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов? Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.

4 группа:

— Какой нравственный выбор делает Рыбак, пытаясь спастись?

Можно ли его назвать закоренелым негодяем?

— Какой нравственный выбор делает Сотников? Как он ведёт себя накануне смерти? Прокомментируйте сон героя.

— Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю, думает: «Одна на двоих»?

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/11/04/problema-nravstvennogo-vybora-v-povesti-vv-bykova-sotnikov

В чем трагизм образа рыбака из произведения «сотников» василя быкова? сравните его с любым другим литературным героем-предателем из русской классики

Сочинения › Быков В. › Сотников

Готовые Домашние Задания

Тема Великой Отечественной войны оставалась одной из главных в творчестве писателей и поэтов ещё многие годы спустя после её окончания.

В первых военных книгах главным было изображение героических поступков наших воинов. Но со временем особое внимание стало уделяться вопросам морали и гуманизма.

И всё чаще такие произведения открывали большую правду о военных событиях той поры.

Писателя Василя Быкова интересует, как на войне проявляет себя человек, что движет им в критические моменты. В повести «Сотников» (1970) проблема нравственного выбора становится ключевой.

Действие происходит на территории оккупированной немцами Западной Белоруссии. Сотников и Рыбак – партизаны, отправившиеся в деревню за провизией для своего отряда. Но, проскитавшись всю ночь по окрестным деревням, по зимнему полю, бойцы попали в плен к полицаям и были казнены… Правда, каждый по-своему.

У автора не было цели изобразить героизм на поле боя, передать историческую точность событий. Серьёзные боевые действия показаны только в коротких воспоминаниях Сотникова и Рыбака. Мне кажется, Быков ставит вопрос, не какой выбор делают герои, а почему каждый из них идёт своей дорогой. Поэтому всё произведение насыщено размышлениями автора и самих героев над своими поступками.

https://www.youtube.com/watch?v=9C8wFQoWPlg

Рыбак — сложный и противоречивый человек. Это опытный солдат, психолог, который умеет оценить обстановку. К каждому, с кем Рыбак встречается в деревне (староста, женщины, дети), он предельно внимателен и подозрителен.

Из любой сложно ситуации, где нужно незамедлительно принять решение, он находит верный выход.

Он по своему понял смысл партизанской войны: «отстаивая собственную жизнь, чинить вред врагу, и тут он чувствовал себя полноценным партизанским бойцом».

Важно

Рыбак на протяжении этого долгого и сложного пути ведёт с собой непрерывную нравственную борьбу. Постепенно нарастает в нём досада и злость на раненого напарника, ставшего причиной всех злоключений. Герой пытается договориться с совестью, оправдать себя, хотя знает, что поступает подло, не как солдат, не как гражданин.

Рядом с партизанами в одной клетке старик, женщина и ребёнок – те, ради спасения которых миллионы проливают кровь на фронте. Рыбака же до последних минут не оставляет мысль о спасении.

Вступить в сговор со старостой, Сотниковым, выкрутиться, запутать следствие и выиграть время, даже перейти на сторону немцев, — как за ниточку, цепляется он за каждую возможность спастись.

Этот герой окончательно усыпил свою совесть перед Сотниковым, а главное, перед собой, когда мысль о скорой смерти товарища показалась ему спасательным кругом.

Полон трагизма и душераздирающей боли эпизод повешения пленных, когда Рыбак вместе с полицаями ведёт своего товарища к петле, с которым вчера они ели из одного котелка, и сам убирает подставку из-под ног.

Но после казни он вдруг понял, что надежды перехитрить полицаев и немцев и сбежать рухнули. Внутренняя несвобода, подчинённость обстоятельствам помешала Рыбаку в его попытке покончить жизнь самоубийством. В случившемся он готов винить Сотникова, войну, судьбу – только не себя.

«Наверное, ничего уж не поделаешь – такова судьба», — обречённо делает вывод Рыбак.

Конечно, страдания и смерть на войне неизбежны. И рядом с подлинным героизмом уживаются предательство, малодушие, слабость, отчаяние, страх. Но оставаться человеком с чистой совестью в любых обстоятельствах, по мысли Быкова, — единственно верный нравственный выбор.

Того же мнения придерживается и еще один классик русской литературы – М.А. Булгаков. Его роман «Белая гвардия», в том числе, и об этом. Булгаков так же выводит в своем произведении образ предателя, раскрывая подлость и ничтожность натуры псевдо-интеллигента Тальберга.

Совет

Капитан Сергей Тальберг сбежал из захваченного Киева еще до начала военных действий и бросил свою жену, свой город, свою родину. Тальберг бежит, как крыса с тонущего корабля. Неслучайно он и похож на крысу: гетманская серо-голубая кокарда, щетки «черных подстриженных усов», редко расставленные, но крупные и белые зубы», «желтенькие искорки» в глазах.

Сергей Иванович с легкостью меняет свои принципы — без особых усилий и угрызений совести. Он всегда там, где легче жить, хотя и ему не чужды эмоции. Однако забота о собственной жизни для этого героя превыше всего. В этом он похож на Рыбака. А также в том, что Тальберг, как и Рыбак, – эгоист-одиночка, по-настоящему не привязанный ни к кому и ни к чему.

Таким образом, предатели – особый тип героев в русской литературе. Они обладают сложной и противоречивой натурой, однако всех их объединяют трусость, эгоизм, отсутствие четких моральных нравственных принципов, внутренняя слабость. Именно таков Рыбак из «Сотникова» В. Быкова.

Сочинения по теме:

  • «Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился…» сочинение
  • «Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился…» сочинение
  • В. Быков «Сотников». сочинение
  • Нравственные образы повести Василя Быкова «Сотников» сочинение

Источник: http://1soch.ru/bykov-v/sotnikov/v-chem-tragizm-obraza-rybaka-iz-proizvedeniya

Сочинение по литературе по повести Василя Быкова «Сотников»

Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве Василя Быкова. Честь, совесть, достоинство, верность своему долгу – именно эти проблемы затрагиваются писателем. Но все-таки главной темой творчества Быкова остается, безусловно, тема героизма.

Причем писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок.

Характерной особенностью военных повестей Быкова является то, что в центре изображения оказывается человек в экстремальной ситуации, и положение таково, что герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя.

И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в обычной обстановке не может полностью раскрыться характер человека. В этом отношении не составляет исключения и повесть «Сотников».

На первых страницах повести перед нами предстают два бойца одного из партизанских отрядов – Сотников и Рыбак, которые морозной, ветреной ночью отправляются на задание. Им поручено во что бы то ни стало добыть продовольствие для усталых, измученных товарищей.

Но мы видим, что бойцы в неравном положении: Сотников идет на задание с тяжелой простудой. А на вопрос Рыбака, почему тот не отказался идти, если болен, отвечает: «Потому и не отказался, что другие отказались».

Эти слова Сотникова говорят нам о его сильно развитом чувстве долга, сознательности, мужестве, выносливости.

Обратите внимание

По ходу повествования мы видим, что главных героев преследует одна неудача за другой. Во-первых, оказался сожженным хутор, где они надеялись достать продовольствие. Во-вторых, Сотникова ранили в перестрелке с врагом.

Интересна такая деталь – автор внешнее действие сопровождает действием внутренним. Особенно это заметно в развитии образа Рыбака. Сначала Рыбак немного недоволен Сотниковым, его недомоганием, которое не позволяет им двигаться достаточно быстро.

Это легкое недовольство сменяется то жалостью и сочувствием, то невольным раздражением. Но Быков показывает вполне достойное поведение Рыбака, который помогает Сотникову нести оружие, не бросает его одного, когда тот не может идти из-за ранения.

По натуре Рыбак отнюдь не предатель и тем более не замаскированный враг, а нормальный человек со своими достоинствами и недостатками. Рыбак – крепкий и надежный парень, в котором живет чувство братства, товарищества, взаимовыручки. Но таков он в обычной боевой обстановке.

Оставшись же наедине с задыхающимся от кашля раненым Сотниковым среди снежных сугробов, без пищи и в постоянной тревоге быть схваченным фашистами, Рыбак срывается. И когда он попадает в плен, в его душе происходит надлом. Он хочет жить. Боец не хочет предавать Родину, пытается найти выход из той ситуации, в которой он оказался.

Примечателен его разговор с Сотниковым после допроса:

«Ты послушай, – помолчав, горячо зашептал Рыбак. – Надо прикинуться смирными. Знаешь, мне предложили в полицию, – как-то сам не желая того, сказал Рыбак. Веки у Сотникова вздрогнули, затаенным тревожным вниманием сверкнули глаза. – Вот как! Ну и что ж – побежишь? – Не побегу, не бойся.

Я с ними поторгуюсь. – Смотри, проторгуешься, – язвительно просипел Сотников». Рыбак соглашается служить полицаем. Он надеется воспользоваться этим, чтобы бежать к своим.

Но Сотников не ошибся, предвидя то, что мощная гитлеровская машина уничтожит Рыбака, что хитрость обернется предательством.

Финал повести весьма трагичен: бывший партизан по приказу гитлеровцев казнит своего бывшего товарища по отряду.

Важно

После этого жизнь Рыбака, ранее такая дорогая ему, вдруг теряет свой смысл, оказывается настолько невыносимой, что он задумывается о самоубийстве.

Но и это ему не удается сделать, так как полицаи сняли с него ремень. Такова «коварная судьба заплутавшегося на войне человека», – пишет автор.

А что же Сотников? У него иной путь. Он выбирает смерть, тем самым пытаясь спасти ни в чем не повинных людей. Героическая смерть ради спасения жизней других людей – вот единственный возможный для него путь.

Ведь не зря перед казнью Сотников заметил среди согнанных к этому месту деревенских жителей маленького мальчика в старой отцовской буденовке.

Боец улыбнулся ему одними глазами, подумав при этом, что ради таких, как этот малыш, идет на смерть.

Произведения В. Быкова о Великой Отечественной войне раскрывают нам весь ужас этого грозного и трагического события, заставляют понять, какой ценой была завоевана победа. Он
и учат добру, человечности, справедливости.

Источник: http://www.getsoch.net/sochinenie-po-literature-po-povesti-vasilya-bykova-sotnikov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector