Тема одиночества в лирике лермонтова 6 класс (кратко сочинение)

Одиночество в лирике Лермонтова

Одиночество – это состояние, в котором некоторые люди находятся одно лишь мгновение, а иные всю свою жизнь. Одним из великих людей, чья жизнь была наполнена одиночеством, является Михаил Юрьевич Лермонтов. Будучи еще ребенком, он испытал потерю самого дорогого человека – мамы.

Отношения с отцом не сложились и поэтому единственным близким человеком для него, была бабушка. Бабушка в нем души не чаяла, но молодой Михаил вскоре понял, что он не такой как все.

Воспитанный, умный и талантливый молодой человек, Лермонтов не мог быть понят окружающими, от чего он сильно страдал.

Обратите внимание

Жизнь не подарила ему ни друзей – единомышленников, ни женщины – ангела, которая бы его любила и могла понять. И поэтому его судьба неразрывно связана с одиночеством, а вследствие этого и его творчество.

Потому что поэзия – это своего рода лирический дневник, в котором Лермонтов отражал все чувства, мысли и переживания.

Для Лермонтова тема одиночества стала центральной, потому что он не нашел себе места в любви, в светском обществе, в дружбе, в Отчизне.

Одинокий в толпе

Лермонтов отважный боец, готовый вступить в самую жаркую схватку. Он остроумный и образованный человек, вокруг которого всегда много народу и веселья, но Михаил в обществе чувствует себя одиноким.

Несмотря на окружающую его атмосферу радости и веселья, люди рядом с ним не разделяют его жизненных принципов и убеждений, а вследствие чего у него нет товарищей и единомышленников. В стихотворении «как часто я пестрою толпою окружен..

» автор показывает всю бездушность и черствость людей, неспособных на проявление человеческого тепла.

Веселящаяся толпа давит на героя, и он понимает, что здесь ему не место и потому он забывается мечтой. Он убегает от всех в детство, где осталось все самое теплое и дорогое. Так же мечты ему дают любовь.

Лермонтов знает, что он никогда не полюбит ни одну из этих светских красавиц присутствующих на балу и поэтому он создает вымышленный образ возлюбленной, который овладевает его сердцем. Но мечты недолговечны и иллюзии рано или поздно рушатся.

Опомнившись, лирический герой понимает, что все обман.

А он все так же одинок.

Судьба Лермонтова – жизнь без друзей и близких по духу людей

Дружеская поддержка и утешение – это то, что жизненно необходимо людям, но Лермонтову они недоступны. Стихотворением «И скучно и грустно» автор показывает, что

Он совершенно одинок, рядом нет людей готовых помочь и выразить сочувствие.

Лермонтов желал найти в этом мире близкую душу человека, который бы его понял и поддержал. И стихотворение «На севере диком» тому доказательство. В нем рассказывается о сосне, которой снится такая же, как она одинокая пальма.

Пальма представляется сосне, как родственная душа, которая захочет с ней грустить. Основная идея этого стихотворения – это идея сочувствия, ощущения человека (дерева) находящегося рядом, но этому не бывать как на севере диком, так и в обществе Лермонтова.

Страдания любви, ведущие к одиночеству

Лермонтов был влюблен, и эта любовь для него была всем, но неуверенность в чувствах возлюбленной приносила ему боль. В стихотворении «Нищий» он себя сравнивает с бедняком, которому вместо взаимной любви в руку положили обман и притворство.

И он разочаровывается в любви и женщинах. Лермонтов посвятил и отдал любимой все, а она ничего не дала взамен. Поэт подозревает ее в измене, и они расстаются. В итоге он становится одинок, потому что, несмотря на измену и предательство его прежние чувства живы, но любимая не может ответить взаимностью.

Лермонтов одинок среди своего поколения

Стихотворение «Дума» является отражением пороков и состояния поколения в целом. Поэт считает, что люди его поколения лишены высоких идеалов и ценностей. Также автор высказывает мысль о том, что ему тоже свойственны пороки его времени, но все же, он выше общества, а потому имеет полное право судить современников. Автор порицает людей своего поколение за духовную спячку.

Лермонтову, которому натура не позволяет сидеть, сложа руки

“Так жизнь скучна, когда боренья нет”

Больно смотреть на своих современников, которые отошли от общественной жизни и углубились в занятия «бесплодной наукой». Автор не разделял мыслей и взглядов на жизнь своего поколения, а потому был одинок.

Подводя итог, следует сказать, что Лермонтов величайший поэт, одиночество которого подарило нам множество прекрасных произведений, которые никогда не перестанут восхищать потомков.

А следственно его одиночество это не рок, а избранность.

Источник: http://dp-adilet.kz/odinochestvo-v-lirike-lermontova/

Тема одиночества в лирике Лермонтова: любовные мотивы в творчестве Лермонтова

Тема одиночества в творчестве Лермонтова является основной. Она прослеживается в его произведениях самого разного масштаба, начиная от совсем небольших стихотворений и заканчивая внушительными поэмами. Интересно, что обратившись к биографии писателя, мы сможем увидеть, насколько тесно она связана с его творчеством.

Больше всего впечатлений вынес Лермонтов из детства. Мальчик остался на воспитании у бабушки, которая потакала каждому его капризу и чрезмерно его опекала.

Маленькому Мише неразрешено было видеться с отцом, которого ему так не хватало.

Однако бабушка Елизавета Алексеевна считала, что родитель имеет негативное влияние на отпрыска, поэтому ребёнок провёл в одиночестве, без друзей и взрослых людей, которые его понимали бы, всё своё детство и юношество.

Кроме того, М. Ю. Лермонтов был довольно болезненным, часто уезжал в горы и на воды в Петрозаводск. От постоянных проблем со здоровьем он не выходил в свет, не искал новых знакомств.

Сам поэт не раз говорил о том, что это уединение, отрешенность от яркой и насыщенной светской жизни, отсутствие близких людей, нисколько ему не мешает жить, а ,напротив, он свыкся с этим состоянием и рад ему.

К тому же следует помнить, в какое время вырос Лермонтов: война с Наполеоном, восстание декабристов — всё это повлияло на формирование характера не только молодого Михаила, но и всего его поколения.

Важно

Да и сам поэт считал, что души всех его сверстников пронизаны такими же настроениями.

Но несмотря на всё заверения Михаила о том, что он находится в абсолютной гармонии со своим внутренним я, лирический герой его стихотворений страдает. На него давит невыносимое одиночество, его пожирает тоска.

Он устал от шумной толпы и даже в окружении множества людей не может не почувствовать себя одиноким. Это «лишний человек», идеи и взгляды которого отличаются от большинства, который привык мыслить свободно, не соглашаться с другими.

Лермонтова сильно беспокоил тот факт, что его поколение нисколько не развивалось. Всё вокруг будто застыло на месте: сознание людей, общественное движение. Всё меньше было новшеств, новаторских идей. Люди жили, не думая о будущем своих потомков, просто плыли по течению и оставались всем довольны.

Тема одиночества в лирике Лермонтова: стихи

Наиболее известными произведениями с темой одиночества считаются следующие:

  • Стих «Отрывок»;
  • Стих «Монолог»;
  • Стих «И скучно, и грустно»;
  • Стих «Узник»;
  • Стих «Гляжу на будущность с боязнью»;
  • Сочинение «Смерть»;
  • Сочинение «На тёмной скале над шумящим Днепром»;
  • Стих «Одиночество»;
  • Сочинение «К друзьям».

Парус

Стихотворение «Парус», пожалуй, одно из самых известных произведений в лирике М. Ю. Лермонтова, главной темой и мотивом которого является одиночество. Его знает каждый школьник, и с первого взгляда оно очень простое, однако история сочинения «Паруса» довольно занятная.

Сотворил его Михаил Юрьевич ещё в подростковом возрасте, в семнадцать лет. В течение его учёбы в московском университета у молодого человека возникали определённые проблемы из-за сложного характера. И однажды между Лермонтовым и одним из профессоров произошёл серьёзный конфликт.

По настоянию бабушки юноша покинул учебное заведение и перевёлся в школу для юнкеров, находящуюся в Санкт-Петербурге. Образ бушующего моря, огромных волн и сильного ветра оказали на Михаила Юрьевича большое впечатление. В стихотворении, пронизанном грустью, скорбью и одиночеством Лермонтов находит себя. Парус — и есть образ поэта.

Такой же одинокий, мятежный, на протяжении всей жизни «ищущий бури».

Образ моря и паруса ещё появится в раннем творчестве поэта, как самая близкая его натуре ассоциация с душевными переживаниями, тоской и невозможностью найти себя в этой жизни.

Одиночество длиною в жизнь

Лермонтов был довольно образованным и интеллигентным человеком. Его ум был живой, личность Михаила Юрьевича могла заинтересовать многих. Однако даже на светских мероприятиях в полных залах людей, поэт редко находил себе приятелей.

И происходило это отнюдь не из-за умственной ограниченности окружавших его людей. Дело в том, что если верить воспоминаниям современников, Лермонтов был очень острым на язык, недобрым и едким человеком.

Он мог обидеть, оскорбить, и люди начинали не просто недолюбливать поэта, но и ненавидеть его.

И, разумеется, всё это находило отражение в его поэзии. Например, в стихотворении «Как часто пёстрой толпой окружён» Михаил описывает толпу бездушную и ограниченную, каждый член которой выступает копией другого.

Лирический герой произведения рисует в своём воображении прекрасную девушку, возлюбленную, которая отличалась бы от других, понимала его.

Но прилив одиночества и грусти разрушает его мечтания, он снова оказывается в серой действительности и приходит в отчаяние.

Стихотворение, написанное совсем незадолго до гибели, имеет название «Выхожу один я на дорогу». В нём писатель не просто размышляет о жизни, но подводит итоги своего существования.

«Жалею ли о чём?» — вопрошает поэт, и тут же говорит о том, что прошлого ему ничуть не жаль.

Испытываемое одиночество всё ещё тяготит его, и единственной мечтой лирического героя становится упокоение на природе, под дубом, под песни любимой.

Совет

Кульминацией всей лирики Михаила Юрьевича становится стихотворение «Пророк», написанное за две недели до кончины. Оно преисполнено невыносимого отчаяния, чувства одиночества, тоски.

И здесь Лермонтов сравнивает себя с «лишним человеком», которого общество не желает принимать. Он чужд всем и мысли его непонятны никому.

Лирический герой, пророк, вынужден бесконечно скитаться по миру, недопонятый и одинокий.

Любовные мотивы

Лермонтов был не только едким и порой жестоким человеком, но и не особенно привлекательным. Маленький рост, небольшой горб вкупе с неприятным характером не сослужили хорошую службу поэту в нахождении возлюбленной. Он не пользовался популярностью у женщин и даже имел некоторые комплексы, связанные с этим.

Любовью Лермонтова, которая нашла отражение на страницах его произведений, была очаровательная девушка, ставшая чужой супругой. Однако образ Варвары Лопухиной оставался с Михаилом Юрьевичем до самой смерти, и именно её отражение он пытался выискать в других женщинах.

Тот факт, что в любовной поэзии так ярко прослеживается тема одиночества и тоски, ведь многим женщинам просто нравилась играть с его чувствами. Так поступала и красавица Наталья Иванова, и известная Екатерина Сушкова, вдохновившая Михаила Юрьевича на написание прекрасных стихотворений.

  • Первое любовное стихотворение, посвящённое любви всей жизни М. Ю. Лермонтова, Варваре, называется «Мы случайно сведены судьбою». В нём автор осознаёт всю безнадёжность ситуации, невозможность взаимной любви. Он взывает к Лопухиной и просит стать единственной радостью в его жизни: «Будь, о, будь моими небесами, будь товарищ грозных бурь моих».
  • В основу сочинения «Нищий» легли отношения Михаила Юрьевича с Сушковой. Поэт сравнивает камень, поданный нищему вместо милостыни, со своей безответной любовью к Екатерине, ведь также и она вместо взаимности одарила его лишь насмешками и презрением.
  • А вот Наталье Ивановой Лермонтов сочинил целый цикл стихотворений. В них он рассказывает читателю о чувстве горького разочарования, которое настигло его после влюблённости в Иванову. «Болезнь груди моей» — так пишет поэт в своих строках. Казалось бы, какое светлое состояние — любовь! Однако в жизни Михаила Юрьевича ей всегда сопутствовали одиночество и тоска. «Я недостоин, может быть, твоей любви, не мне судить» — говорит Лермонтов в отчаянии и грусти.

Мотив одиночества и свободы

Одиночество в лирике Лермонтова нередко связано со свободой. Лирические герои тоскуют по вольной жизни, пытаются вырваться из оков обыденной жизни. Кавказ и горы — главные олицетворения свободы в произведениях М. Ю. Лермонтова. Знаменитая поэма «Мцыри» повествует о мальчике, отданным на воспитание к монахам.

Однако в нём течёт кровь свободолюбивых народов, и, не примиряясь со своей участью, Мцыри сбегает. Во время своего путешествия он сталкивается со многими опасностями, оказывается тяжело ранен.

После того как его принесли обратно в монастырь, юноша умирает со словами о том, что эти три дня на свободе он не променял бы никогда на долгую жизнь.

Так и жил поэт, свободно, мысля широко и вольно, не боясь суждений общества. И несмотря на то что он был обречён на постоянную тоску, дух его не был сломлен, а мотив одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова сделал все его произведения вечными.

Читайте также:  Сочинение любовь в жизни обломова по роману гончарова

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/tema-odinochestva-v-lirike-lermontova.html

Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

Тема одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова в значительной степени предопределена самой его биографией. Брак его родителей был недолгим; мать поэта умерла, не дожив и до двадцати двух лет, а отец по ряду причин был вынужден оставить сына на попечение бабушке.

Та обожала внука и занималась всесторонним развитием мальчика, однако любви родителей заменить была не в силах, что не могло не оставить отпечатка на мировосприятии впечатлительного и одаренного ребенка. В его детстве не было привычных шумных забав — в том числе из-за неважного состояния здоровья.

Зато он, как это в подобных случаях подчас и происходит, рано выучился искать лекарство от скуки в себе самом, развивая воображение и мечтательность. Внутренний мир превалировал над внешним уже сызмальства.

«Один среди людского шума возрос под сенью чуждой я…», «В младенческих летах я мать потерял…», «Как страшно жизни сей оковы нам в одиночестве влачить…» — список цитат подобного рода мог бы, полагаю, занять отдельный том среди собрания сочинений поэта. И это я, можно сказать, намеренно избегаю классических примеров: «Парус», «…пестрою толпою окружен», «Выхожу один я на дорогу…»

Одиночество М.Ю. Лермонтова было и бедой его, и отрадой. Герои его творчества — люди зачастую противоречивые, сложные, нравственно неоднозначные. И бесконечно одинокие в сердце своем. Евгений Арбенин, Мцыри, Григорий Печорин… Потрясающе точно выписанные, не могут они все быть исключительно плодом поэтического воображения.

Эгоцентризм в высшем своем проявлении характерен для жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. Отчасти это можно объяснить возрастом. Интересно было бы взглянуть, да простят мне мой цинизм, как бы сложилось дальнейшее мировоззрение поэта, дрогни рука у Н. Мартынова 15 июля 1841г.

Что-то, увы, подсказывает, что роковой выстрел все равно оборвал бы жизнь литературного гения — не в тот раз, так немногим позже.

Лирический герой М.Ю. Лермонтова резко контрастирует со своим окружением. Если взять три приведенных выше примера — Арбенин, Мцыри, Печорин — ни один из них не принадлежит обществу, в котором находится.

Обратите внимание

Проще всего с Мцыри — юноша оказался невольным гостем и пленником монастыря, он изначально всем чужой.

Что касается Арбенина, то он любит свою молодую супругу со всей необузданной силой души своей, внешне скучающей, и убивает, не в силах принять мысли о ее неверности. Убедившись в обратном, сходит с ума.

Люди этого типа любят страшно и для себя, и для других; живя в большей степени внутренними страстями, нежели внешними событиями, они и людей вовлекают в свою жизнь в качестве фигур на воображаемом игровом поле.

Горе и одним и другим, если роль не соответствует истинному амплуа! В наивысшей степени противостояние личности и общества проявляется в характере Григория Печорина.

Там не то что обществу — он сам себе противоречит, в нем словно два разных человека живут и действуют, вернее, один действует, второй его обличает и язвит бесконечно.

Лермонтовское одиночество различается интонационно и по смыслу. Оно проявляется как в нежно-мечтательных настроениях («надо мной чтоб, вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел…»), так и в откровенных дерзостях («Смерть поэта», там постоянное противопоставление: «он — вы»).

Что касается «Смерти поэта», то к тому моменту Лермонтов прожил уже двадцать три из отведенных ему неполных двадцати семи, и, будучи человеком своего времени, не мог не понимать, какая реакция последует за громкими высказываниями. Многие разделяли скорбь по погибшему А.С.

Пушкину, но такую публичную порку действующей власти организовал один.

В любви поэт не снискал счастья, что лишь усилило линию одиночества, неразделенного и отвергнутого чувства. На смену возможному отчаянью пришли остроумие и колкость — в качестве защитной реакции. Считая унизительным для себя проявление доброты и участия в обществе, он выбирает роль беспощадного тирана.

Одиночество, как фон для изучения своего внутреннего мира, порой подводило поэта практически к провидению.

Важно

Например, в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» есть фраза «спит земля в сиянье голубом…» При взгляде из космоса наша планета действительно окружена голубоватой дымкой, но, спрашивается, в начале XIX века откуда об этом было известно Лермонтову? Не говоря о его «автонекро-» стихотворениях, где он с пугающей точностью описывает картины своей будущей гибели. Стихотворение «Сон»: жар, долина, глубокая рана в груди, лежал один я, уступы скал кругом…» Реальность: середина июля, поляна у подножия Машука, ранение в грудь навылет, вокруг горы, тело увезли не сразу из-за грозы…

Жизнеутверждающий «Пророк» А.С. Пушкина, в котором взгляд автора направлен в будущее с надеждой, сменяется отчаяньем и разочарованием одинокого лермонтовского. В принципе, поэт-то всегда одинок, это явление трудно себе представить групповым, но, пожалуй, наиболее остро и пронзительно тема одиночества звучит именно у М.Ю.

Лермонтова — юноши, вся жизнь которого являла собой цепочку несчастливых для него событий (как у того же его Печорина…).

В раннем детстве остался без родителей, последние дни свои провел в кругу людей чужих, неблизких, погиб, не простившись ни с кем… Герои его трагичны — как трагична вся его неповторимо одинокая творческая жизнь.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/04/tema-odinochestva-v-lirike-lermontova.html

Сочинение: Тема одиночества в лирике Лермонтова – Сочинение

Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов — великий русский поэт, наследник литературной традиции А. С. Пушкина. Но их поэзия во многом не схожа. Если Пушкин в основном жизнерадостен, весел, ярок, то Лермонтов печален, грустен, пессимистичен. Его лирический ге­рои чувствует себя ненужным, брошенным, потерян­ным. Тема одиночества — одна из основных в лирике поэта.

В «Парусе», одном из самых известных стихотворе­ний Лермонтова, одиночество — душевное состояние, в котором лирический герой пребывает постоянно, — является основным мотивом.

Поэт рисует читателям романтический пейзаж: пе­ред нами парус, качающийся на волнах.

Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!..

Но это не просто картина природы: творческий мир Лермонтова намного богаче. Читая строки, мы чувству­ем настроение лирического героя. Он одинок, несчастен и потерян, сам не знает, к чему он стремится.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..

Мир, окружающий лирического героя, враждебен, агрессивен, хотя будущее для поэта не так безрадост­но, как может показаться на первый взгляд.

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнётся и скрыпит…

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

Лирический герой растерян. Эта неопределённости для него хуже любой опасности, любой преграды.

Увы, — он счастия не ищет И не от счастия бежит!

Созданию грустного настроения способствуют слова «одинокий», «туман», «свищет», «мятежный», «буря», несущие мрачную эмоциональную окраску. Трагедия лирического героя в том, что он не понимает, в чём его счастье и что ему нужно для внутреннего спокойствия.

А он, мятежный, просит бури,

Совет

Как будто в бурях есть покой!

Так и сам поэт, словно его лирический герой, нигде не мог обрести душевного покоя. Он прожил короткую драматичную жизнь, чувствуя себя непонятым окружающими людьми и одиноким.

Подобным же настроением окрашено стихотворе­ние «Утёс», в котором также используется приём оли­цетворения. Старый утёс, покинутый золотой тучкой, остался совершенно один. В произведении они проти­вопоставлены друг другу. «Утёс-великан» — старый, могучий, сильный, незыблемый, а тучка — легкомысленная, игривая, беззаботная. Они — представители разных природных стихий.

Лирический герой страдает, тяжело переживает разлуку, ему невыносимо одиночество.

Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко,

И  тихонько плачет он в пустыне.

Одно из самых известных стихотворений Лермонтова «На севере диком…». На первый взгляд перед нами произведение, рисующее картину природы: со­сна, покрытая снегом, обдуваемая всеми ветрами, стоит на вершине горы. Но это только первое впечат­ление.

Одинокая сосна олицетворяет лирического ге­роя, покинутого, брошенного, оставленного всеми. Фразы и слова «на севере диком», «одиноко», «на голой вершине» создают мрачное настроение. Мы слов­но чувствуем, как сосне холодно, неуютно, грустно на этой высоте.

Лирический герой тяготится своим одиночеством, мечтает избавиться от него. Сосне снится, что где-то далеко есть такая же одинокая душа

…В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем Прекрасная пальма растёт.

Одиночество — один из основных мотивов в лирике Лермонтова. Чувство потерянности, непонимания окружающим миром придают его стихам не толь

ко необыкновенную поэтичность, романтический

оттенок, но и глубокую, бесконечную печаль.

Здесь искали:

  • тема одиночества в лирике лермонтова сочинение
  • сочинение на тему одиночество в лирике лермонтова
  • одиночество в лирике лермонтова сочинение

Источник: http://sochineniye.ru/sochinenie-tema-odinochestva-v-lirike-lermontova/

Методическая разработка (литература, 6 класс) по теме: Методическая разработка урока литературы в 6 классе “Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова”

Тема урока:  Мотив одиночества в лирике М.Лермонтова (6 класс)

1.Вступительное слово учителя.

       Сегодня у нас третий урок по творчеству М. Лермонтова. Мы уже говорили, что Лермонтов был очень одинок, и тема одиночества, глубокая грусть и тревога звучат чуть ли не в каждом стихотворении поэта. А природа у Лермонтова правдиво и точно отражает внутренний мир поэта, его тоску и неумение до конца слиться с окружающим миром.

2. Анализ стихотворения «На севере диком стоит одиноко…»

      –  Незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ в 1841 году Лермонтов написал стихотворение «На севере диком…». Это был перевод стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне «Ein Fichtenbaum», «Сосна». Оно было  написано в 1822 году и входило в в большой цикл стихотворений о любви. Так что стихотворение Лермонтова – это художественный перевод стихотворения Г.Гейне.

    Чтение стихотворения Лермонтова.

    -А теперь прочитаем его подстрочный перевод. Обращаю ваше снимание на то, что в этом переводе не может быть рифмы, не сохранен и ритм, так как это дословный перевод. Поэтому мы его не можем назвать его стихотворением. Есть такой термин-подстрочник (читает учитель,  на партах  распечатанный текст).

Г.Гейне

Сосна стоит одиноко

На севере, на холодной вершине.

Она дремлет, белым покрывалом

Окутывают ее лед и снег.

Она мечтает о пальме,

Которая  далеко на востоке

Одиноко и молча печалится

На пылающей скале. .

-Каким настроением проникнут оригинал?   (интонация грустная, печальная, тоскливая)

-Передает ли перевод Лермонтова интонацию оригинала?  (да, в стихотворении Лермонтова та же печальная интонация, то же  щемящее чувство одиночества, та же неисполнимая мечта о далекой родной душе, тоже одинокой).

-Какие однокоренные слова звучат в стихотворении Лермонтова?   ( одиноко, одна)

    Такой устойчивый, значимый образ носит название мотива. Лермонтов не только удивительно точно передает настроение первоисточника, его стихи звучат еще более проникновенно и выразительно.

–  Разберемся, какие поэтические средства помогают  этому?

Обратим внимание на прием, о котором недавно говорили:  парус одинокий

                                                                                                      в тумане моря голубом

Да, это инверсия.  Вспомните определение инверсии. Инверсия – необычный порядок слов в предложении, он помогает выделить значимые слова, передать настроение.

-Давайте найдем примеры инверсии в стихотворении.

Обратите внимание

                            на    севере диком                                пустыне далекой

                            стоит одиноко                                        на  утесе горючем

                            снегом сыпучим

-Какова же роль инверсии в этом стихотворении? (она усиливает чувства одиночества, покинутости, страдания, обреченности –  вместе находим эти слова).

 – Далее в этих же примерах инверсии нельзя не увидеть использование еще одного изобразительно-выразительного средства. Какого?  (Конечно, это эпитеты, художественные, образные определения).

-Какой из этих эпитетов обращает на себя особое  внимание, потому что он фольклорный, глубокий, проникновенный?  (Горючий – он соединяет два значения: горячий и  горестный)

Читайте также:  Основные темы и мотивы лирики м. ю. лермонтова 9 класс сочинение

– А что еще в сказках бывает горючим?  (Конечно,  слезы.  Это  постоянный  эпитет).

-Давайте еще посмотрим на художественные средства, не разрубая на составляющие – слова, не теряя целостного образа. На что можно обратить внимание?  (на сравнение «как ризой»)

Сравнение великолепное. Обратим внимание на сноску в учебнике: риза – парадное, богато украшенное одеяние царя, священника.

-Какова роль этого  сравнения? (автор передает торжественную  красоту).

-Обращаем внимание на то, что сосна «дремлет, ей снится». Это еще одно изобразительно-выразительное средство. Какое?  (олицетворение). И оно тоже усиливает чувство одиночества.

А теперь сопоставим образы Лермонтова и Гейне (работаем на доске)

    Лермонтов                                                           Гейне

На голой вершине                                             на холодной вершине

-В каком случае, на ваш взгляд, сильнее выражена бесприютноть,  обездоленность?

( у Лермонтова, так как голой – пустой, незащищенной)

Снегом сыпучим                                                  белым покрывалом  окутывает ее снег и лед

 Одета, как ризой, она

-Чем  Лермонтовский  перевод интересен? ( у Лермонтова усилено великолепие убранства, есть возвышенная торжественность, но и в торжественном одеянии одиночество приносит страдание)

На утесе горючем                                                 на пылающей скале

У Лермонтова эпитет «горючий» фольклорный, а значит, более проникновенный, глубокий.

М. Лермонтов не только  точно передал мысль об одиночестве и невозможности счастья, он обогатил стихотворение Гейне поэтическими изобразительными средствами.

-Можем ли мы сказать, что в стихотворении Лермонтова удваивается мотив одиночества?

Конечно, перевод настолько совершенен, что является скорее самостоятельным стихотворением, навеянным лирикой Генриха Гейне.

-Словесное рисование. Художник рисует кистью, а мы словом. Попробуем после такого детального разбора  нарисовать  словесную картину. ( Ученик реализует домашнее задание).

Стихотворение Гейне переводили и другие поэты. Вот переводы Тютчева и Фета.   (Они на партах).

Фет и Тютчев учли, что в немецком языке сосна мужского рода и заменили ее существительными того же рода «кедр» и «дуб». Давайте прочитаем  их стихотворения .

Ф.Тютчев

На севере мрачном, на дикой скале

Кедр одинокий, подъемлясь, белеет,

И сладко заснул он в инистой мгле,

И сон его буря лелеет.

Про юную пальму снится ему,

Что в краю отлаленном востока

Под мирной лазурь, на светлом холму

Стоит и цветет одиноко.

А.Фет

На севере дуб одинокий

Стоит на пригорке крутом;

Он дремлет, сурово покрытый

И снежным и льдяным покровом.

Во сне ему видится пальма,

В далекой, восточной стране,
В безмолвной, глубокой печали,

Одна на горячей скале…

Переводы Фета  Тютчева ближе к Гейне по характеру лирического переживания( именно любовного чувства).  Оригинальность  Лермонтова в изменении акцентов, изменении характера переживания – чувство безысходного одиночества.

4.Анализ стихотворения «Утес».

-В 1841 году, пробыв недолго в отпуске в Петербурге, Лермонтов снова едет на Кавказ. Обращаемся к материалам учебника (статья об истории создания стихотворения «Утес»).

После чтения статьи стихотворение «Утес» читает ученик.

-Какие качества, свойства олицетворяют образы тучи и утеса?

Важно

ТУЧКА – воплощение легкости, беззаботности, легкомыслия,  беспечности (работаем над словом вместе, ищем синонимы). Тучка какая? (Эпитет «золотая» придает образу привлекательность,  подчеркивает красоту.

УТЕС –  воплощение мощи, суровости, одиночества, неприступности, неподвижности. Утес – высокая скала. Какой  он? ( Эпитет    «старый»   одухотворяет образ,  придает ему  основательности, мудрости. Великан  –  тоже  определение,  выраженное существительным).

-Как  соотносятся  эти образы? (Они  противопоставлены. Это определяет невозможность их соединения, усиливает одиночество старого утеса.

-Какой прием использует  автор? (антитеза – противопоставление образов, картин, слов, понятий). Подводим итог,   озвучиваем все изобразительно – выразительные средства, которые работают в стихотворениях Лермонтова для создания  определенного настроения.

Итак, мотив одиночества очень значим в произведениях М.Лермонтова. Мастерство поэта восхищает, стихотворения поражают глубиной переживаемого чувства. На его красивых, но грустных стихотворениях об одиночестве мы учимся сочувствовать и  сопереживать.

Домашнее задание: выучить Стихотворение «На севере диком…» наизусть.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/12/20/metodicheskaya-razrabotka-uroka-literatury-v-6-klasse-motiv-0

Чувство одиночества в стихотворении м. ю. лермонтова «тучи»

7 класс

Сочинения по русской литературе

Чувство одиночества в стихотворении м. ю. лермонтова «тучи»

1 вариант

Много стихотворений посвятил М. Ю. Лермонтов теме родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни прославляли народ и его победы над врагами своей отчизны, другие восхищались ее природой. Лермонтов, продолжая развивать идеи Радищева и Пушкина, мечтал увидеть свою страну цветущей и свободной, народ — сильным и счастливым. Поэт бесконечно любит свою родину.

В стихотворении «Тучи» Лермонтов сначала сравнивает себя с тучками («мчитесь вы, будто как я же, изгнанники»), а потом противопоставляет себя им («чужды вам страсти и чужды страдания»).

У туч нет родины, а поэту очень жаль расставаться с «милым севером», с местами, где остаются его друзья и единомышленники.

В стихотворении Лермонтов называет причины возможного гонения человека. Что может вынудить лирического героя покинуть милый край? Среди причин, кроме «судьбы решения», Лермонтов называет все то, что исходит от человека: зависть, сплетни, злоба, преступления и самое страшное — клевета:

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Как же должен быть одинок такой человек! На кого ему надеяться? Поэт не дает ответа, а в заключительной строфе звучит слово «нет»:

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В стихотворении выражена мысль о разобщенности природы и человека. Эта мысль раскрывается в ряде намеков, недоговоренных противопоставлений: свободная природа — скованный властью поэт-изгнанник, холодность — пламенность, бесчувствие — страдание.

Через все стихотворение проходит мысль, что поэт не отдал бы своих страданий за безмятежность, не променял бы тяжкую участь изгнанника на холодное блаженство. Тучи — символ свободы и вечного поиска.

Поэт изображает страдания лирического героя, вынужденного стать изгнанником. Мотив изгнания передает драму целого поколения передовых людей 1840-х годов.

Совет

Чувство личной несвободы, чувство одиночества — вот что с особой силой звучит в финале стихотворения «Тучи».

2 вариант

М. Ю. Лермонтов — продолжатель идейно-художественных традиций А. С. Пушкина. Так, например, дух сомнения, размышления, отрицания, который мы встречали у Пушкина в его «Демоне », характерен и для всего творчества М. Лермонтова. Но все же своеобразие творчества этого замечательного поэта несомненно.

Поэзия М. Лермонтова несет мрачный колорит. В ней встречаются такие темы и мотивы, каких не было у А. Пушкина. Например, темы одиночества, предчувствия собственной трагической гибели, ощущения своего «избранничества», обрекающие на непонимание окружающих и отчужденность.

Тема изгнанничества и одиночества является центральной в стихотворении «Тучи». По свидетельству современников, М. Лермонтов написал это произведение перед отъездом в кавказскую ссылку, поэтому оно проникнуто печалью и мыслями о тяготах и превратностях человеческой жизни.

Лирический герой стихотворения несвободен и подавлен. Он обращается к «тучкам небесным» и сравнивает их с собой. Они — «вечные странники», они свободны и бесцельно мчатся «степью лазурною ». А лирический герой — изгнанник.

И не по собственной воле покидает он «милый север». Большое количество риторических вопросов выражают тоску, переживание и бесконечное одиночество лирического героя.

Также они показывают те тяготы человеческой жизни, которые способны омрачить душу и изгнать из родимой стороны:

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Эмоциональная напряженность в стихотворении возрастает с каждым новым вопросом. Автор приходит к заключению, что тучи — изгнанники по собственному желанию, ведь они «вечно холодные, вечно свободные», им «чужды… страсти и чужды страдания». На земле нет ничего, что было бы дорого им, что они любили бы и о чем могли бы тосковать в разлуке.

«Нет у вас родины, нет вам изгнания», — с печалью говорит лирический герой. Он остается с пониманием своего полного одиночества, которое никто и ничто не может разделить с ним.

Обратите внимание

Путь М. Лермонтова оказался трагически кратким: поэт погиб. Но мир, созданный им, нетленен, как образ совершенства.



Источник: https://scribble.su/work/zolotaya/181.html

Тема одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова (На примере стихотворений «Как часто, пестрою толпою окружен…», «И скучно и грустно…»)

Известно, что мотив одиночества, который пронизывает практически все произведения М. Ю. Лермонтова, связан со многими фактами его биографии: раннее сиротство, распри в семье, трагическая личная судьба.

Индивидуальные особенности характера поэта мешали ему легко сходиться с людьми. Известно, что его высказывания отличались прямотой, а порой и язвительностью. Он не терпел пошлости и ограниченности в людях.

Кроме того, на особенности склада личности Лермонтова повлияла та обстановка, которая была характерна для современной ему России.

И в этом смысле Лермонтова можно сравнить с его героем Печориным: он одинок потому, что ему скучно в том обществе, где его энергия и ум никому не нужны.

Лирический герой в стихотворениях Лермонтова обречен всю жизнь существовать среди людей, которые не близки ему духовно, в том обществе, которое пропитано скукой и фальшью.

В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840) действие происходит на новогоднем балу-маскараде. Лирический герой предстает перед читателем как мыслящий и умный человек. Он страдает оттого, что одинок в толпе «бездушных людей».

Место действия выбрано автором не случайно. Маскарад — это символ всего общества, где нет ниего, кроме «приличьем стянутых масок». А светские дамы, царящие здесь, красивы лишь внешней красотой: речи их давно «затвержены», руки «бестрепетные», как их души и сердца.

Важно

Картина бала с его весельем и смехом усиливает ощущение контраста между лирическим героем и окружающими его людьми.

Живя в царстве фальшивых маок и притворных улыбок, герой стихотворения находит отраду лишь в воспоминаниях о детстве, когда память рисует милые его сердцу картины: «спящий пруд», «сад с разрушенной теплицей». Таким образом, простая русская природа противостоит блестящей мишуре маскарада.

Для Лермонтова природа всегда была отдушиной и даже живым существом, с которым можно разделить свое одиночество. Именно там, на лоне природы, он чувствовал себя ребенком, чистым и искренним.

Давняя жизнь в старой усадьбе на мгновение становится реальностью, а светский бал — сном.

Возвращение из мира детства в шумную атмосферу бала к разряженным людям-маскам заставляет лирического героя еще острее почувствовать свое одиночество. Именно поэтому в его душе рождается «железный стих, // Облитый горечью и злостью», который ему хочется бросить в толпу, чтобы вывести ее из состояния привычного равновесия.

В стихотворении «И скучно и грустно» (1840) звучит совсем другая тональность. В нем уже нет той напряженности, того взрыва эмоций и экспрессии, которые характерны для рассмотренного выше произведения. Здесь взгляд лирического героя вполне холоден и спокоен.

Он уже не питает надежд на то, что сумеет освободиться от гнетущего его одиночества: любить некого, не с кем дружить, не с кем разделить ни радости, ни горести. Герой как бы смотрит «с холодным вниманием» на свою жизнь со стороны. Он ничего уже не желает, потому что не видит «пользы напрасно и вечно желать».

Он не хочет любить «на время», как принято любить в свете, заводя интрижку или роман. А в большую, настоящую любовь лирический герой Лермонтова уже не верит.

Совет

В сердце его ничего не осталось, кроме пустоты. Теперь перед нами не тот эмоциональный юноша, который хотел бросить в толпу свой «железный стих», как камень в воду, чтобы хоть как-то взбаламутить людское болото. Сейчас в душе героя от «прошлого нет и следа: // И радость, и муки, и все там ничтожно…»

Вывод лермонтовского героя безрадостен. Нет ниего в окружающей его жизни, что он не презирает, чем он дорожит. А, значит, он все так же одинок, как и раньше, только теперь лишен юношеских порывов, эмоций и надежд.

Таким образом, в стихотворении «И скучно и грустно» звучит мысль о том, что в фальшивом и пустом обществе нет места искренним чувствам, нет места красоте и настоящей любви.

Читайте также:  Критика и отзывы о романе капитанская дочка пушкина

«Лучшие годы проходят», а саа жизнь воспринимается как «пустая и глупая шутка».

Лермонтовская лирика полна скорби об одиночестве мыслящего человека в бездушном обществе. Конечно, Лермонтов писал прежде всего о себе и своем времени.

Лирический герой его стихотворений напоминает нам человека, которому общество не дало возможности реализовать свои немалые способности.

Но все же можно сделать и такой вывод: талантливый и умный человек почти всегда одинок и не понят. Так было и будет во все времена.

Источник: http://5litra.ru/soch/999-tema-odinochestva-v-tvorchestve-m-yu-lermontova-na-primere-stihotvoreniy-kak-chasto-pestroyu-tolpoyu-okruzhen-i-skuchno-i-grustno.html

Сочинение на тему: «Одиночество в творчестве Лермонтова»

Сочинение на тему: «Одиночество в творчестве Лермонтова» 3.00/5 (60.00%) 2 votes

Одной из ключевых тем во всем творчестве Лермонтова является тема человеческого одиночества. Проследить это можно за тем, как написаны стихи и лирика этого писателя.

Будучи поэтом-романтиком, Лермонтов нередко формировал особый, своеобразно романтический образ своих героев. Они были наделены такими качествами как гордость, противопоставление себя окружающему миру, конфликтность.

Все это в результате приводило к тому, что лирический герой Лермонтова представлялся одиноким человеком.

Обратите внимание

Еще в самом начале своей писательской деятельности Лермонтовым было написано произведение, а именно стих, под названием «Одиночество». Уже это показывало, что тема одиночества для писателя чрезвычайно важна.

В этом стихотворении рассказано о человеке, который не может встретить родную душу, а потому обречен на постоянное одиночество.

Одиночество в плане близких отношений с девушкой описано поэтом в его произведении «Я не унижусь пред тобою…», где автор описывает впечатления лирического героя от того, как с ним обращалась возлюбленная. В итоге, герой был лишь отвергнут возлюбленной, что только усугубило его внутреннее чувство одиночества.

Но человеческое одиночество в творчестве Лермонтова касалось не одной лишь личной жизни человека, в нем также описано, что такое одиночество, переживаемое в обществе, где человека окружают люди.

В поэме «Как часто пестрою толпою окружен…» лирический герой оказывается на бал-маскараде, но остро ощущает безразличие толпы к нему, это убеждает его в том, что на этом мероприятии он может быть лишь одинок.

В результате герою приходится вспоминать собственное детство, когда мир на казался ему настолько безразличным.

В некоторых случаях причиной острого ощущения одиночества служило то, что лирический герой Лермонтова противопоставлял себя большинству представителей своего поколения, полагая, что он лучше и успешнее, чем они.

Тем самым, никто не может сравниться с героем, понять его, что делает его чрезвычайно одиноким и непонятым. В частности, о таком случае идет речь в стихотворении Лермонтова под названием «Дума».
Перечень вышеуказанных произведений не является исчерпывающим.

В связи с тем, что тема одиночества является чуть ли не центральной для всего творчества Лермонтова, подобные примеры в разных формах можно отыскать практически во всего произведениях автора.

Тема одиночества делает авторские произведения глубокими с философской точки зрения, потому что герои зачастую размышляют о своей судьбе, но в то же время и грустными, печальными, потому что эти размышления зачастую носят негативный характер.

Источник: https://online-urok.ru/sochinenie-na-temu-odinochestvo-v-tvorchestve-lermontova/

Сочинение Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова

М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов.

Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.

Лирический герой Лермонтова — это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. В лирике Лермонтова выразился протест против внутреннего и наружного рабства.

Одиночество — центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.

Важно

Его одиночество в свете отразилось в стихотворении “Дума”. Здесь он показал, насколько современное поколение отстало в духовном развитии.

Малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, вызывало у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимение “мы”.

Его причастность к духовно обанкротившемуся поколению позволяет ему выразить трагичность мироощущения своих современников и одновременно вынести им суровый приговор с позиции будущих поколений.

Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен”. Здесь он чувствует себя одиноким среди “приличьем стянутых масок”, ему неприятно прикосновение “красавиц городских”. Он один противостоит этой толпе, ему хочется “дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью”.

Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы великих дел.

В стихотворении “И скучно и грустно” вся жизнь сведена к “пустой и глупой шутке”. И действительно, она не имеет смысла, когда “некому руку пожать в минуту душевной невзгоды”. В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви и дружбе. Явно прослеживается его неверие в любовь:

В стихотворении “Благодарность” присутствует все тот же мотив одиночества. Лирический герой благодарит, по-видимому, свою возлюбленную “за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету друзей”, но в этой благодарности слышится упрек в неискренности чувств, поцелуй он считает “отравой”, а друзей — лицемерами, оклеветавшими его.

В стихотворении “Нет, не тебя так пылко я люблю…” видна связь с прошлым. Лирический герой вспоминает “прошлое страданье и молодость погибшую свою”.

Совет

Он устремляется в воспоминания, и перед ним предстают “уста живые” и “огонь в глазах”. Реальность же ему преподносит совсем иное, и он не хочет думать о том, что уста “давно немые”, что огонь в глазах “давно погас”.

Он опять один в прошлом и надеется не встречаться с настоящим.

В стихотворении “Завещание”, написанном в форме исповеди умирающего на войне солдата, Лермонтов изобразил женщину с “пустым сердцем”. Армеец говорит о ней: “Пустого сердца не жалей. Пускай она поплачет… Ей ничего не значит”.

Эта женщина вобрала в себя все то жестокое и несправедливое, что испытал в жизни умирающий боец. Здесь также прослеживается мотив одиночества. Лирический герой имеет отца и мать, но, несмотря на это, он одинок и не верит в любовь.

“Сон” — стихотворение с новеллистическим сюжетом. Оно написано от имени человека, находящегося на грани жизни и смерти, который видит во сне свою возлюбленную, видящую сон о смерти любимого ею мужчины. В этом стихотворении переплетены мотивы любви и смерти. В своем сне герой как бы прощается с любимой женщиной перед тем, как хочет отойти в мир иной.

Стихотворение “Молитва” построено как монолог лирического героя. В нем он молится о счастье любимой, о ее душе.

Здесь присутствует трагедия духовного одиночества, но она не разрушила глубокого участия и заинтересованности лирического героя в судьбе другого человека, духовная чистота которого не справится с силами “мира холодного”.

В “Утесе” Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”.

В стихотворении “На севере диком” рассказывается о сосне, стоящей “одиноко на голой вершине”. Ей снится пальма, которая “в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход”, стоит, как и сосна, “одна и грустна”. Эта сосна мечтает о родственной душе, находящейся в далеких теплых краях.

В стихотворении “Листок” мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Дубовый листок ищет себе пристанища. Он “прижался у корня чинары высокой”, но она прогнала его. И он опять один на белом свете. Лермонтов, как и этот листок, искал себе приюта, но так и не нашел.

Большое место в лирике Лермонтова занимает тема Родины, тесно связанная с темой одиночества. Его отношение к России было двояко. С одной стороны, он любил русскую природу. С другой стороны, Лермонтов не принимал самодержавия и тех порядков, которые царили в русском обществе в 30-е годы XIX столетия.

В стихотворении “Родина” поэт говорит: “Люблю отчизну я, но странною любовью!” Он любит ту Россию, в которой были “дрожащие огни печальных деревень”, “дымок спаленной жнивы”, “на холме средь желтой нивы чету белеющих берез”. В стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен” он раскрыл тему “малой Родины”, изобразив имение Тарханы.

Завершая тему одиночества в лирике Лермонтова, надо сказать, что поэту принадлежит несколько замечательных произведений, полных энергии и благородного негодования, желания изменить существующую реальность. В его лирике отразился весь сложный духовный мир поэта.

Источник: https://sochinenienatemupro.ru/sochinenie-na-temu-kratkoe-soderzhanie/sochinenie-motivyi-volnosti-i-odinochestva-v-lirike-lermontova/

Тема одиночества в лирике Лермонтова

Трагическая с рождения судьба Лермонтова во многом определила настроение его поэзии. Николаевская эпоха наложила свой отпечаток на творчество поэта. Это усугублялось тяжелыми обстоятельствами жизни Лермонтова, особенностями его натуры. Детство его было омрачено сложными отношениями в семье, что отразилось в стихах:

Ужасная судьба отца и сына –

Жить розно, и в разлуке умереть.

Кроме того, у него не было лицея в жизни, как у Пушкина, с его лицейским братством. По натуре своей Лермонтов был человеком едким, скрытным, часто вызывал по отношении к себе неприязнь и ненависть. В нем не было пушкинской легкости, веселости.

Свою непохожесть на других он ощутил еще с детства, поэтому тема одиночества всегда присутствовала в его лирике.

Обратите внимание

Благородный, язвительный, наделенный могучими страстями, Лермонтов глубокострадал от невозможности быть понятым: Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью, Ищу кругом души родной.

Вспомним стихотворение “Парус” с его строчками: “Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.” Одинокий. Да, парус не мыслит жизни без борьбы, без поиска, без стремления к неизведанному, но он одинок.

В стихотворении “Утес “( “Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана.) противопоставляется ветреная душа тучки и одинокая душа утеса, жаждущая любви и нежности.

В стих-и “Листок “( “Дубовый листок оторвался от ветки родимой. “) звучит мотив отрыва от родной почвы, от родины, от корней. В этом причина одиночества многих. И Лермонтов в этом стихотворении рассматривает тему одиночества с этой стороны.

В известных строчках стих-я: “Выхожу один я на дорогу.” лирический герой опять один. Дорога – это жизненный путь. И путник-человек. одинокий в этом мире. Лирический герой ощущает торжественность мироздания. Он творец, упивающийся единением со звездами, воспаряющий в высоты духа.

Но риторические вопросы: “Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем?” – создают тревожный, неспокойный ритм. Герой на распутье. В то же время здесь звучит мотив утраты иллюзий. Герой стар душой, как и Утес. Но, в отличие от Утеса, он не ищет родной души в этом мире. Он ищет счастья в свободе и покое.

Как тут не вспомнить пушкинское: “На свете счастья нет, но есть покой и воля.” Сон души герой не воспринимает, он мечтает о сне, несущем вдохновение, энергию.

Ранняя разочарованность в политической ситуации, невозможность применить свои силы на гражданском поприще в 40-е годы, после поражения декабристов, – все это было истинной трагедией для Лермонтова. Скорбь и одиночество, вызванные общественными и личными причинами, наполняют творчество Лермонтова.

Важно

Чувство скорби не покидает Лермонтова, когда он обращается к теме назначения поэзии. Толпа не понимает и не признает дар гения. И тогда возникает “Пророк” как продолжение пушкинской темы в новое время: “С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока.

” Это страшное признание Лермонтова сделано в последний год его жизни. Как будто предчувствуя скорую гибель, поэт смотрит на пройденный путь. В его взгляде с новой силой воплощается глубокая скорбь, всегда сопутствовавшая Лермонтову. “Пророк” – последняя капля в чаше его страданий.

И если пушкинское последнее стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный.” устремлено в будущее, то лермонтовский “Пророк” полон отчаянья, в нем нет надежды на признание потомков, нет уверенности в том, что годы труда не пропали даром.

Осмеянный, презираемый пророк – вот лермонтовское продолжение и опровержение строк Пушкина:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.

В русской литературе скорбь и одиночество Лермонтова приходят на смену жизнеутверждающей, светлой поэзии Пушкина. Противоборство между поэтом и окружающим миром, породившее скорбь и тоску творчества, приводит Лермонтова к трагической гибели.

Источник: http://schoolessay.ru/tema-odinochestva-v-lirike-lermontova/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector