Встреча чичикова с ноздревым в трактире анализ эпизода сочинение

Аналитическая характеристика встречи в трактире Чичикова и Ноздрева, в эпизоде 4 главы 1 тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Сочинения › Гоголь Н.В. › Мертвые души

Готовые Домашние Задания

«Мертвые души» Н.В. Гоголя явились главным делом его жизни.

Во время работы над произведением Гоголь писал: «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Россия явится в нем!» И действительно, в поэме мы видим глазами Чичикова и крупных чиновников города NN, и простых обывателей, и крестьян, и помещиков, и лакеев и многих других. Все это было очень важно для Гоголя.

Главное же внимание Чичикова направлено на помещиков. Манилову и Коробочке уже пришлось встретиться с этим человеком. А вот Собакевичу, Ноздреву и Плюшкину еще предстоит. Но серьезному разговору с каждым помещиком предшествуют эпизоды, подготавливающие сделку.

Так, эпизод встречи Чичикова с Ноздревым в трактире предваряет договор купли-продажи с этим помещиком. Вообще, с Ноздревым Чичиков встречается не впервые. Познакомился с ним герой у полицеймейстера.

Обратите внимание

Это был «человек лет тридцати, разбитной малый, который ему после трех-четырех слов начал говорить «ты». Кроме того, из первой главы мы узнаем, что все внимательно следили за игрой Ноздрева в карты. Наверное, это довольно ненадежный человек и шулер.

Это все, что знал Чичиков до их встречи в трактире.

Несомненно, во-первых, следует остановиться на самом трактире. «Деревянный потемневший трактир» был вроде русской избы, но более просторный.

Узенький навес, деревянная лестница, широкие сени, скрипучая дверь… Место довольно темное, неприглядное, но «разные узорчатые карнизы из свежего дерева вокруг окон и под крышей «говорили о том, что совсем не убытки» терпела вышедшая навстречу Чичикову старуха.

Она готова ради денег и поболтать и с посетителями о том о сем. Чичиков узнал от нее много интересного о местных помещиках, узнал кое-что и о Собакевиче, к которому, собственно, он и направлялся.

Но тут кое-что другое привлекло его внимание. Это была подъехавшая бричка, запряженная тройкой добрых лошадей. Два человека в ней особо заинтересовал его: высокий белокурый и чернявый пониже. Голос последнего Чичикову сразу показался знакомым. И он не ошибся, так как встречался уже с этим человеком. Это было Ноздрев.

Здесь впервые в поэме дается портрет этого помещика: «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с тонкими, румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

Стоит заметить, что автор особенно часто употребляет при описании Ноздрева сравнения.

Но для чего, казалось бы, нам портрет этого помещика? Для того, чтобы понять его образ жизни, характер, интересы. По поводу первого можно было бы сказать, что Ноздрев ведет здоровый образ жизни. Но дальнейшие слова героя опровергают это предположение. У всего разговора одна тематика: кутежи, разгулы.

Важно

Пристрастие к спиртному характеризует не только Ноздрева. Вспомним, что пил он с офицерами, да так они пили, что «приехал какой-то князь, послал в лавку за шампанским, нет ни одной бутылки во всем городе, все офицеры выпили». Таким образом, еще один социальный класс, военные, ранее не затрагиваемый в поэме, оказался на виду.

Образ жизни Ноздрева составляют не только кутежи, но и азартные игры. Чичиков как раз застает Ноздрева после того, как тот проиграл. Не зря в этой главе выведен образ зятя Ноздрева. С его помощью мы узнаем, что Ноздрев не может остановиться вовремя, что он слишком самонадеян и бессилен.

Кроме этих грехов, у Ноздрева имеются и другие: он не прочь поволочиться за прекрасным полом, даже способен на воровство. Собаки – страсть Ноздрева, но это вовсе не оправдывает его. Уважающий себя и других человек никогда не опустится до воровства.

Все в Ноздрева пошло, развратно. Законы и нормы не для него. Он позволяет себе говорить с человеком, которого видел один раз, на «ты», называть его «братец мой». Со всеми Ноздрев на короткой ноге.

Но грубость его проявляется даже при разговоре о хороших, с его точки зрения, людях: актриса – каналья, хотя ему понравилось, как она пела; Кувшинников – бестия.

А сколько у него плутов и мошенников!

Все время, пока Ноздрев говорил ( а его так и подмывало рассказать обо всех своих авантюрах), Чичиков наблюдал за ним и отмалчивался. Это был совершенно новый тип помещика, не похожий ни на Манилова, ни на Коробочку…

Привязчивость Ноздрева неприятна Чичикову, это видно вполне определенно. Но он сдерживает себя. Чичиков, живущий разумом, ко всему подходит с обдумыванием. Он размышляет о Ноздреве: «Такой же человек, да еще и проигрался. Горазд он, как видно, на все, стало быть, у него даром можно кое-что выпросить», — и решает подойти к Ноздреву.

Чичиков понял самую суть этого помещика – «горазд на все». Но он ошибался, считая, что у Ноздрева что-то можно выпросить.

Хоть последний и живет на широкую ногу, открыто для всех, он любит поживиться за чужой счет и не любит переплачивать. Да, водки-то цену он знает! Поэтому Чичиков не пожелал платить 80 копеек и все-таки удержал 30.

Таким образом, фрагмент этот занимает значимое место в портретной галерее помещиков. Он дал нам очень много сведений о Ноздреве. Уже то, что встреча произошла в трактире, заранее снизило образ помещика.

Мы можем с уверенностью сказать, что это пошляк из пошляков: постоянный посетитель распивочных, развращенный азартными играми, вечный должник и гуляка, разбитной и неугомонный, грубый и черствый, любящий только себя и своих куцых и борзых.

Сочинения по теме:

  • Характеристика визита Чичикова к одному из именитых помещиков в произведении Н. В. Гоголя «Мертвые души» сочинение
  • Может ли произойти возрождение проблематичного персонажа, Чичикова, в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» сочинение
  • Художественный обзор встречи Чичикова и Ноздрева в трактире, описанный в 4 главе 1 тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» сочинение
  • Описательный образ галереи помещиков в гениальной поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» сочинение

Источник: http://1soch.ru/gogol-nv/mertvye-dushi/analiticheskaya-harakteristika-vstrechi-v-traktire-chichikova

Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Чичиков познакомился с Ноздревым раньше, на одном из приемов в городе NN, но встреча в трактире – первое серьезное знакомство с ним как Чичикова, так и читателя.

Мы понимаем, к какому типу людей принадлежит Ноздрев, сначала видя его поведение в трактире, его рассказ о ярмарке, а затем прочитав непосредственную авторскую характеристику этого «разбитного малого», «исторического человека», имеющего «страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины». Чичикова мы знаем как совсем другого человека – степенного, серьезного, собранного. Однако существует гипотеза, что все помещики, которых посещает Чичиков, являются в какой‑то степени его двойниками, со всеми ними его что‑то объединяет. В частности, с Ноздревым объединяет их то, что оба они так или иначе плуты, но Ноздрев – плут «бескорыстный», а Чичиков – плут‑предприниматель. Впрочем, при сходстве этого внутреннего зернышка характеры их и манера поведения различны. Это можно проследить уже на материале эпизода в трактире.

Чичиков останавливается в трактире с определенной и естественной целью – дать отдохнуть лошадям и подкрепиться самому. Относился он к «господам средней руки», которые обладают прекрасным желудком – «завидным даянием неба», как говорит о нем автор.

Совет!

Поэтому Чичиков заказывает блюдо серьезное – поросенка, да чтоб непременно с хреном и сметаною. За едой он расспрашивает хозяйку обо всем, что касается ведения трактира, ее семейного достатка, разузнает, какие в окружности живут помещики.

В общем, ни на минуту не забывает о своем основном деле. Зачем остановился у трактира промотавшийся, проигравшийся, не имеющий денег заплатить даже за рюмку водки Ноздрев, так и не становится понятным.

Скорее всего остановился потому, что просто не может проехать мимо какого‑либо трактира, зная, что там нередко можно повстречать кого‑нибудь, положить начало очередному приключению.

Так и случилось. Ноздреву «посчастливилось» встретить Чичикова, последнему же можно лишь посочувствовать, потому что для него это была завязка приключения вряд ли интересного и желанного.

Ноздрев, зайдя в трактир, тут же будто заполняет собой все пространство, на задний план уходят и Чичиков, и зять Ноздрева, и хозяйка, которой удается предложить новому посетителю, забывшему, что в трактирах принято обедать, лишь рюмку анисовой.

Ноздрев безмерно рад видеть Чичикова, представляет его зятю как человека родственного и приятного ему, убеждает, что видит в их знакомстве и встрече чуть ли не вмешательство самой судьбы: «Мижуев, смотри, вот судьба свела: ну что – он мне или ему?».

Правда, никакого уважения в его отношении не видно: обращается он исключительно на «ты», называет нашего героя «брат Чичиков» и за весь разговор не дает ему вставить практически ни слова.

Не дождавшись даже ответа на приветствие, Ноздрев заявляет, что он с ярмарки, да так проигрался, что приехал на «обывательских», при этом он сам нагибает голову Чичикова, чтобы тот в окно увидел его «экипаж». И дальше следует рассказ о том, какова была ярмарка, кто и как кутил.

Обратите внимание

При этом иногда Ноздрев забывает, что Чичиков не знаком ни с его друзьями, ни с обстоятельствами его жизни: «Я ему сулил каурую кобылу, которую, помнишь, выменял у Хвостырева… Чичиков, впрочем, отроду не видел ни каурой кобылы, ни Хвостырева».

Читайте также:  Сочинение по картине мальчишки решетникова 5 класс описание

А иногда приписывает Чичикову такие свойства, которыми последний вовсе не обладает, но которые сам Ноздрев хотел бы в нем видеть. В частности, он убежден в том, что Чичиков непременно бы сошелся с поручиком Кувшинниковым, да так, что не расставался бы с ним.

Между тем Кувшинников – плут и кутила, картежник, который «и в гальбик, и в банчишку», волокита, отпускающий дамам комплименты на французском и пошло называющий это «попользовать насчет клубнички». Уж никак не смог бы Чичиков сойтись с таким человеком. Для Ноздрева человек хорош или плох в зависимости от того, сколько он способен выпить и прокутить. Чем большего масштаба разгул свойствен человеку, тем лучше он кажется Ноздреву. Поэтому прекрасны Кувшинников, штаб‑ротмистр Поцелуев, называющий бордо «бурдашкой», и поэтому неодобрительным смехом отмечает он намерение Чичикова ехать к Собакевичу – ведь у Собакевича не найдешь ни «банчишки», ни «доброй бутылки какого‑нибудь бонбона». Так, подчиняясь уговорам неугомонного Ноздрева и своему желанию выманить у него мертвые души, решает Чичиков заехать к «гостеприимному» помещику. Вряд ли бы он решился бы на это, откройся ему хоть на секунду, чем обернется это гостеприимство.

Источник: http://resoch.ru/vstrecha-chichikova-s-nozdrevym-v-traktire/

Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире (Анализ эпизода из главы 4 первого тома поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души”.)

У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, все свое сердце. Таким главным делом Н.В. Гоголя явилась поэма «Мертвые души». Его писательская биография продолжалась двадцать три года.

Из них около семнадцати лет были отданы работе над «Мертвыми душами». Белинский назвал поэму Гоголя «творением, глубоким по мысли, социальным, общественным и историческим». С потрясающей глубиной Гоголь изображает серую прозаическую обстановку помещичьей России, ее нищету и отсталость.

Его образы отличаются глубокой типизацией и являются правдивым обобщением общественных и психологических пороков, заслуживающих разоблачения везде, где они только обнаруживаются. Вместе с тем Гоголь сам великолепно чувствовал общечеловеческую широту созданных им типов.

Так, представив Ноздрева, он писал: «Ноздрев долго не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане».

Знакомство Чичикова с Ноздревым происходит на обеде у прокурора. Уже тогда Ноздрев поразил Чичиковасвоим фамильярным обращением, «в несколько минут сошелся с ним на такую короткую ногу, что начал говорить «ты», хотя, впрочем, он, со своей стороны, не подал к тому никакого повода». Возобновляется знакомство случайно — в трактире.

Чичиков ненадолго задержался в трактире по дороге к помещику Собакевичу. Осмотревшись в трактире, Чичиков заказал себе на обед поросенка с хреном и сметаной. Во время трапезы он вел неторопливый разговор с прислуживавшей ему женщиной. Услышав стук колес подъехавшего экипажа, Чичиков выглянул в окно и увидел двух мужчин, вылезающих из экипажа.

Один из них оказался знаком Чичикову. Это был местный помещик Ноздрев. Внешность его была примечательна: «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

Важно

Ноздрев обладает завидным здоровьем и поражает неудержимой энергией. Еще не успев войти в комнату, он сбросил с головы на стол свой картуз, молодцевато взъерошив рукой свои черные густые волосы.

Все краски лица очень ярки, но Гоголь придает облику Ноздрева что-то ярмарочное, пестровато-наглое, хвастливое: «Смотрите, какой я молодец!» Безудержная энергия как бы «подстрекает» Ноздрева затевать «истории» и быть «многосторонним человеком, то есть человеком на все руки.

В ту же минуту он предлагал вам ехать, куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что ни есть, на все, что хотите». Увидев Чичикова в трактире, Ноздрев обрадовался ему, стал называть его братом, подробно рассказывать о своих похождениях. Оказывается, он только что с ярмарки, где успел «продуться в прах».

Поражает его невероятная болтливость, сумбурность мыслей. Задавая вопрос, он не выслушивает ответ и продолжает рассказывать о себе. Заметим, что в трактире Ноздрев почти все время говорит один, не давая слова вставить оглушенным потоком небылиц собеседникам. Так, поражает воображение количество выпитых им бутылок шампанского — их семнадцать.

Все в нем сосредоточено на одном — привлечь к себе внимание собеседника, заставить восхищаться всем, что он говорит и делает. Но за этой неуемной энергией и псевдодеятельностью кроется безудержное мотовство, желание пожить в свое удовольствие.

Вспоминая о том, как выгодно удалось ему продать все привезенное из деревни, он в то же время не может расплатиться в трактире за рюмку водки. Некоторая доля хвастовства звучит в его словах: «Ну, брат, если бы ты знал, как я продулся! Поверишь ли, что не только убухал четырех рысаков — просто все спустил». Всю свою поразительную энергию Ноздрев тратит на скандальные истории, на хвастливую болтовню, на игру с карты и плутовство, на «страстишку нагадить ближнему». Гоголь постоянно подчеркивает бесцельность всех его действий, пустоту и ограниченность интересов.

Желая убедить собеседника в правоте своих выдуманных историй, Ноздрев горячится, спорит, бьется об заклад. Так, своему зятю Мижуеву он предлагает отдать ружье, купленное в городе, если окажется, что он не выпьет семнадцать бутылок шампанского. Чичикову Ноздрев показывает щенка, заранее предупреждая, что не отдаст его за десять тысяч, хотя этот щенок и даром не нужен Чичикову.

Ноздрев любит прежде всего себя, а потому не разбирается в окружающих его людях. Его характеристики поверхностны и предвзяты. Собакевич для него — «жидомор», потому что у него не найдешь «банчишку и добрую бутылку какого-нибудь бонбона».

А вот поручик Кувшинников — премилый человек,так как по всей форме кутила. Когда же Ноздреву приходится столкнуться с нежеланием разделить его вкус, он ужасно сердится.

Совет!

Вот почему от фамильярного «брат Чичиков» до презрительного «фитюк» у него недалеко.

Рисуя портреты и характеры своих героев, Гоголь в каждом подчеркивает какую-то черту внешнего облика и поведения, которая раскрывает внутреннее содержание. Бесхозяйственного помещика Данилова сменяет мелочная скопидомка Коробочка, безалаберного прожигателя жизни Ноздрева прижимистый Собакевич.

Завершает эту галерею помещиков Плюшкин — скряга, доведший свое имение и крестьян до полного разорения. Но есть и нечто общее, что роднит этих разных на первый взгляд людей. Это привычка жить за счет крепостного крестьянства, отсутствие каких-либо высоких идейных побуждений, ограниченность интересов, грубый эгоизм, отсутствие общественной деятельности.

Так смотрел на них и сам Гоголь. «Будьте не мертвые, а живые души», — писал он помещикам-дворянам.

Мастерство Гоголя в поэме «Мертвые души» проявилось в богатстве языка. Одно из самых прекрасных достижений искусства Гоголя — слово. Мало кто из русских писателей владел столь совершенно магией слова, искусством словесной живописи, как Гоголь.

Внутренний мир героев раскрывается не только в их внешнем портрете, в их образе мышления, в их отношении к людям и к самим себе, но и в языке. Характер Ноздрева будет обрисован неполно, если не сказать об особенностях его языка.

Язык героя изобилует грубостями, засорен до чрезвычайности то искаженными иностранными словами (находишься в эмпиреях, бутылка бонбона), то придуманными, нелепыми выражениями и бранными словами, вроде фитюк, свинтус, жидомор, бестия и др.

Приобщение к художественному миру Гоголя — сложный процесс. Каждое поколение не только заново прочитывает классика, но и обогащает его своим непрерывно развивающимся историческим опытом.

В этом состоит тайна неувядаемой силы и красоты художественного наследия.

Обратите внимание

Художественный мир Гоголя — это живой родник поэзии, вот уже на протяжении более полуторастолетия двигающий вперед духовную жизнь многих людей.

(No Ratings Yet)

Источник: https://school-essay.ru/vstrecha-chichikova-s-nozdrevym-v-traktire.html

Встреча Чичикова с Ноздрёвым в трактире (анализ эпизода из четвертой главы первого тома поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)

    Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» — одно из величайших произведений в мировой литературе. В. Г. Белинский писал: «Мертвые души» Гоголя – творение столь глубокое по содержанию и великое по творческой концепции и художественному совершенству формы, что одно оно пополнило бы собою отсутствие книг за десять лет…»

    Гоголь работал над своей поэмой целых 17 лет: от первоначальной идеи (1835) до последних фрагментов и штрихов (1852). На протяжении этого времени его замысел менялся. В итоге в своем произведении писатель дает возможность увидеть всю современную ему Россию, показывает множество разнообразных характеров и типов людей. 

    Сюжет «Мёртвых душ» состоит из внешне замкнутых, но внутренне очень связанных между собой звеньев: отдельных портретов людей, которых посещает Чичиков, пытаясь провернуть главное «дельце» своей жизни – покупку «мёртвых» душ. Каждое из этих звеньев помогает автору обстоятельнее и глубже раскрыть идейный и художественный замысел Гоголя.

    В поэме очень широк охват социального строя России начала 19 века: здесь и чиновники, и крестьяне, и, конечно же, помещики. Галерея крепостников выписана Гоголем особенно чётко.

    Одним из помещиков, с которым по ходу действия общается Чичиков, является Ноздрёв. Интересно, что поведение именно этого персонажа станет главным толчком к раскрытию аферы, которую задумал главный герой. 

Читайте также:  Искусство и ремесло - итоговое сочинение

    Чичиков — хороший психолог, он знал людей и чувствовал их слабые места. Ни с одним из помещиков (Манилов, Коробочка, Собакевич) герой не ошибся в своих расчетах. Но Ноздрёв, в силу своего необузданного темперамента, оказался полностью непредсказуем. В отношениях с ним Чичиков ошибся, и эта ошибка дорогого ему стоила.

    Важно отметить и ещё один момент: ко всем помещикам Чичиков едет сам, чётко продумывая свой план, выясняя все возможные сведения об этих людях. А встреча с Ноздрёвым произошла неожиданно, в трактире (глава четвёртая). 

Важно

    Читателю сразу становится известно, что герои давно знают друг друга: «Чичиков узнал Ноздрёва, того самого, с которым он обедал у прокурора и который с ним в несколько минут сошёлся на такую широкую ногу, что начал уже говорить «ты», хотя, впрочем, он с своей стороны не подал к тому никакого повода». Это короткое воспоминание даёт ясное представление о том, как на самом деле относится Чичиков к этому помещику. 

    Анализируемый эпизод практически не влияет на развитие сюжета (не считая решения Чичикова заехать к Ноздрёву в гости). Поэтому определить его место в канве произведения достаточно сложно, но и внесюжетным этот эпизод назвать нельзя. Композиционно он способствует развитию действия всего романа.

    По форме эпизод представляет собой разговор Чичикова, Ноздрева и его зятя Мижуева. Но по сути это монолог Ноздрёва, его рассказ о том, как он погулял на ярмарке. Речь героя перемежается краткими, но меткими авторскими характеристиками, что даёт более глубокое представление о внутреннем мире этого образа.

    Гоголь описывает Ноздрева следующим образом: «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и чёрными как смоль бакенбардами.

Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». Таким образом, помещик представляется эдаким «крестьянским сыном».

Действительно, по уровню образования и воспитания он недалеко ушёл от народа, которым повелевает. 

    Ноздрёв чрезвычайно груб в обращении с людьми. Когда он просит Чичикова посмотреть на бричку, в которой приехал, «он нагнул сам голову Чичикова, так что тот чуть не ударился ею об рамку».

Речь героя, манера выражаться и держать себя также не отличаются утонченностью. Барин кричит, бранится и постоянно целуется с Чичиковым, выражая таким образом своё расположение.

Чичикову, однако, подобная фамильярность неприятна. 

Совет!

    Ноздрёв называет главного героя «свинтусом» и «скотоводом» за то, что тот не был на ярмарке. Герой постоянно сетует, что Чичиков не покутил с ним вместе: «Эх, брат Чичиков, то есть как я жалел, что тебя не было. Я знаю, что ты бы не расстался с поручиком Кувшинниковым.

Уж как бы вы с ним хорошо сошлись!» Такое мнение о Чичикове вызывает недоумение у читателя. Зная биографию главного героя, невозможно предположить, что он заядлый кутила. Скорее всего, Ноздрёв перепутал его с кем-нибудь. Это лишний раз доказывает непредсказуемость действий и мыслей помещика.

А у Чичикова даже нет возможности возразить ему, потому что Ноздрёв не даёт никому и слова сказать.

    Важно отметить, что речь помещика свидетельствует не только о его необразованности и грубости, но и о том, что он заядлый игрок. Герой очень часто употребляет слова из жаргона картёжников («загнул утку», «мог сорвать банк», «играть дублетом»).

А покупка щенка на ярмарке говорит о том, что Ноздрёв ещё и охотник: «Настоящий мордаш… я, признаюсь, давно острил зубы на мордаша».

Таким образом, круг интересов нашего героя полностью соответствует тому, как проводили свою жизнь многие из тогдашних крепостников.

    Благодаря своей открытости в выражении чувств и достаточной безрассудности в делах, Ноздрёв производит впечатление глупого, импульсивного барина, который ради удовольствия может просадить всё своё имение.

Но, как мы убедимся позже, это мнение ошибочно. Гоголь специально использует приём умолчания в раскрытии данного образа, чтобы создать интригу.

Обратите внимание

Это свидетельствует о большом писательском мастерстве автора поэмы «Мёртвые души».

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/gogol-nikolaj-vasilevich/mertvye-dushi/2012-mertvie-dushi-8

Сочинение «Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире. (Анализ эпизода из главы 4 первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».)»

Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире. (Анализ эпизода из главы 4 первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».) Николай Васильевич Гоголь — прекрасный сатирик, увидев ший сам и показавший широкой читательской аудитории щ бельность крепостнического строя, его пагубное влияние на души помещиков и крестьян.

Народ, удрученный непосильной работой и нищетой, теряет интерес к беспросветной жизни, перерождаясь в рабочий скот Безделье же помещиков делает из них непонятно что, «деятелей» не способных не только руководить другими людьми, но нормально организовать свою жизнь.

Большинство помещиков, вырождаясь, мучаясь, терзая окружающих, живут иллюзорными представлениями о действительности и самих себе.

Таким помещиком является Ноздрев, случайно встреченный Чичиковым на постоялом дворе. Он не имеет никакого понятия о достоинствах человека, правилах общения и нормах морали. Автор называет его «историческим человеком», ибо он постоянно попадает в истории: « …

или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели». Описывая Чичикова прекрасным психологом, умеющим сразу же понять натуру человека, с которым ему предстоит вести дела, автор показывает, что и Павел Иванович ошибся, сделав ставку в своем мошенничестве на Ноздрева.

«А что ж, — подумал Чичиков, — заеду я в самом деле к Ноздреву. Чем же он хуже других.

Такой же человек, да еще проигрался. Горазд он, как видно, на все, стало быть, у него даром можно кое-что выпросить». Не будь Павел Иванович настолько алчен, он бы внимательнее пригляделся к Ноздреву, понял, что с ним невозможно вести никаких дел.

Он продаст, обманет, разнесет слух по всей округе, да еще и приврет «три короба», что в общем-то и случилось. Ноздрев навязывает окружающим совершенно непонятную форму общения-«Ноздрев во многих отношениях был многосторонний человек, т° есть человек на все руки.

В ту же минуту он предлагал вам поехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите преД' приятие, менять все что ни есть на свете на все что хотите».

Его мысли перескакивали с предмета на предмет, не было никакой логики в его действиях и речах и при этом он был патологическим лгуном, хамом и бездельником. У Ноздрева была страсть » людям неприятности, причем не от злой души, а просто ДеЛ безделиц.

Хозяйством он не занимается, жену давно уже Та1С' йЛ детей «бросил» на няньку, лишь на псарне помещик ве-Я ?Я как «отец среди семейства», а в остальное время он «че-Дв к-ДРЯНЬ »• Чичиков, затеяв с ним разговор о покупке мертвых Л° ТУТ же и пожалел об этом, но было уже поздно.

«Просто дуЩ, 1У,_, „ л дурак я>>)— говорил себе Павел Иванович.

Важно

Он понял, что очень гадал, связавшись с этим вралем. Ноздрев имеет привычку манивать» к себе очередного «приятеля», навязывать ему не-тслимые «сделки», а когда тот отказывается, избивает его, при-ывая на помощь своих крепостных.

Так, Чичикову он предлагает отдать мертвые души даром, но предварительно купить жеребца за 4 тысячи, купленного якобы им самим за 10 тысяч рублей.

Ноздрев забросил свое хозяйство, повесничает, ездит по ярмаркам, трактирам, проигрывая те гроши, которые собирает со своих разоренных крестьян.

Бывает, правда редко, когда ему везет — попадается простак, которого удается обыграть в карты, тогда Ноздрев покупает всякую всячину, но не довозит этого до дома, так как тут же проигрывает более удачливому заезжему шулеру. Чичиков не знает, как отвязаться от слишком навязчивого приятеля, который почти «прибил» Павла Ивановича.

И, если бы не приезд капитан-исправника, быть бы «нашему искателю приключения» с синяками. В эпизоде, описывающем посещение Ноздрева Чичиковым, Гоголь показал очередного опустившегося помещика из «галереи типов». Несмотря на бурную деятельность, Ноздрев представляется «мертвым» для общества.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-vstrecha-chichikova-s-nozdrevym-v-traktire-analiz-epizoda-iz-glavy-4-pervogo-toma-poemy-n-v-gogolya-mertvye-dushi/

Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире. (Анализ эпизода из главы 4 первого тома поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».)

Категория: Мертвые души

Actionteaser.ru — тизерная реклама

В поэме «Мертвые души» Гоголь ярко изобразил «хозяев страны», помещиков, отвечающих за экономическое и культурное состояние России, за судьбу народа. Один из них, Ноздрев, предстает перед нами в 4 главе первого тома. Во время встречи в трактире Чичиков продолжает знакомиться с ним, а мы – начинаем. Вот чем важен эпизод.

Читайте также:  Сочинение смысл жизни обломова в романе гончарова 10 класс

Автор описывает Ноздрева так: «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». Судя по портрету, энергии и сил герою не занимать.

Куда же он их тратит? Ноздрев рассказывает Чичикову, что возвращается с ярмарки, где «продулся в пух». Так мы выясняем, что герой необыкновенно азартен. Причем, это касается не только различных игр. Ноздрев и врет, например, азартно.

Совет!

Он настолько любит фантазировать и хвалиться, что, похоже, давно утратил чувство реальности: « А ведь будь только двадцать рублей в кармане, — продолжал Ноздрев, — именно не больше как двадцать, я отыграл бы все, то есть кроме того, что отыграл бы, вот как честный человек, тридцать тысяч сейчас положил бы в бумажник».

В разговоре участвует третье лицо, зять Ноздрева Мишуев, который постоянно пытается спускать тестя с небес на землю. Но это невозможно. Ноздрев лжет «вдохновенно» и сам искренне, горячо верит в собственную болтовню! Кроме того, он немыслимо упрям, и свою неправоту никогда не признает.

Например, в споре с Мишуевым по поводу собственного проигрыша Ноздрев сначала приводит доводы, не относящиеся к делу («А ты думаешь, майор твой хорошо играет?»), а потом меняет тему и собеседника («Зато, брат Чичиков, как покутили мы в первые дни!»). Но его реплика должна быть последней! Героя также нельзя заставить замолчать или перебить, чтобы он выслушал пространный монолог собеседника.

Ноздрев не имеет представления даже об элементарных правилах поведения в обществе. Такое ощущение, что воспитанием героя никто никогда не занимался, а ведь перед нами дворянин! Так Гоголь развенчал миф о представителях господствующего класса как людях высококультурных, образованных. Ноздрев даже здороваться не умеет. «Ба, ба, ба! – вскричал он вдруг, расставив обе руки при виде Чичикова.

Какими судьбами?» Это вместо приветствия! Здесь же мы узнаем, что Ноздрев говорит Чичикову «ты», хотя «он с своей стороны не подал к тому никакого повода». Ноздрев готов побрататься со всем миром, но такое «родство» налагает определенные обязательства на противоположную сторону. Герой как бы говорит: «Все мое – твое, однако и все, что есть у тебя, – давай мне».

Чужим имуществом Ноздрев пользуется без спросу и без всякого стеснения, последнее ему вообще не свойственно. Точно так же герой относится и ко времени других людей, поэтому на фразу Чичикова о том, что у него есть срочное дело, говорит: «Ну вот уж и дело! Уж и выдумал! Ах ты, Оподелдок Иванович!» Ноздрев просто не понимает, как люди могут заниматься чем-то серьезным, работать.

Жизнь для него – сплошной праздник, состоящий из пьяного разгула, карточной игры и псовой охоты. К развлечению герой постоянно готов и не знает в этом устали.

Он легко находит друзей, подобных себе, таких же бестолковых кутил: «…как начали мы, братец, пить…Штабс-ротмистр Поцелуев … такой славный! усы, братец, такие! Бордо называет просто бурдашкой… Поручик Кувшинников… Ах, братец, какой премилый человек! вот уж, можно сказать, во всей форме кутила». Ноздрев очень эмоционален. Это можно понять хотя бы по тем эпитетам, которыми он наделяет друзей.

Обратите внимание

Вообще людей герой четко делит на два лагеря: одни «премилые», «славные», другие же – «жидоморы», «свинтусы», «бестии», «мошенники», «подлецы». Причем Ноздрев противоречив, «плохие» у него могут мгновенно стать «хорошими» и наоборот. Герой непредсказуем, поэтому Чичиков ведет себя очень осторожно.

Боясь обидеть Ноздрева, он, например, рассматривает щенка и, что удивительно, находит нужные слова, чтоб похвалить покупку «приятеля»: говорит, что собака «доброй породы», имеет «хорошее чутье». В этом эпизоде Чичиков опять демонстрирует свое умение приспосабливаться к людям. На фамильярность Ноздрева, его грубость герой отвечает выносливостью, «олимпийским» спокойствием. Он терпит и поцелуи, и объятия «приятеля», даже соглашается поехать к нему: «заеду я в самом деле к Ноздреву. Чем он хуже других, такой же человек, да еще и проигрался. Горазд он, как видно, на все, стало быть, у него даром можно кое-что выпросить». Чичиков знает свое дело, он неуклонно движется к намеченной цели, преодолевая все преграды. Как опытный «бизнесмен», герой постоянно ищет новые, более легкие пути получения выгоды. Но с Ноздревым Чичиков ошибся: с непредсказуемым человеком договориться нельзя.

Эпизод встречи героев в трактире раскрывает характеры, явные и скрытые, потенциальные возможности собеседников. Главным образом, автор здесь изображает Ноздрева, в натуре которого выделяется бесцельная активность. Свою неуемную энергию герой растрачивает впустую. Это прожигатель жизни, один из многих в галерее «мертвых душ».



В ранних горьковских произведениях действовали социально конкретные лица — главным образом отвергнутые обществом босяки. Критическая направленность рассказов об их горькой доле — очевидна. Не вызывает сомнений значимость и другого мотива.

В своем презрении к уродливым собственническим устоям деклассированный люд нес в себе стихийное, часто странно проявленное влечение к воле, свободе, столь дорогое даже в этом качестве автору.

Все важные акценты проставляются, однако, только по мере открытия как

Мой попугай У меня дома есть домашний питомец-попугай.Он очень красивый и умный любит подражать разным птицам.Его расскраска зленовато-желтый с золотистым отливом.

Урок развития связной речи   (3 класс.)   Тема. Устное сочинение на тему « Приход весны ».   Цель: Учить составлять текст о весне. Задачи: Формировать умения создавать текст — описание, используя образные слова и выражения, олицетворение.

Вырабатывать свой взгляд на образ сравнения, сопоставляя, выражая мысли обощённо. Совершенствовать навыки чтения: правильного, сознательного, беглого чтения. Развивать и обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: карточки с загадками, карто

Важно

Желание исследовать одну из самых сложных проблем XX века – проблему приобщения человека к новой жизни проникнута трагическая мистерия о коллективизации, созданная Андреем Платоновым необычайно быстро: с декабря 1929 по апрель 1930 года, так же, как создавался знаменитый роман Чернышевского «Что делать?», тоже написанный на злобу дня. Теперь, когда мы знаем многочисленные произведения, посвященные коллективизации, мы можем с полным правом сказать, что процесс этот, сложный, неоднозначный. В «Кот

Н. С. Лесков потратил всю жизнь и все силы на то, чтобы создать «положительный» тип русского человека. Он отстаивал интересы крестьян, защищал интересы рабочих, обличал карьеризм и взяточничество. В поисках положительного героя Н. С.

Лесков часто обращается к людям из народа. «Левша» – одна из вершин художественного творчества писателя. Н. С. Лесков не дает имени своему герою, подчеркивая тем самым собирательный смысл и значение его характера.

«Там, где стоит „Левша“, надо читать „русский народ“

  На картині Катерини Білокур — чудові квіти на фоні чистого, погідно­го неба. Їх можна розподілити на два букети. Один, ближній, перебуває у затінку, другий — більш виразний, світлий, осяяний сонячними проме­нями.

Кольорів небагато: червоний, зелений, білий, голубий. Але вжито багато проміжних барв. Я думаю, майстриня дуже любить природу, безмірно закохана у кві­ти. А їх тут безліч. Тягнуться до сонця рожеві мальви.

По березовій гілці поплелась в'юнка берізка. Чарують око білосніжні ромашки й

Саша ПензинОсеньОсень – это очень красивая пора. Только осенью бывает такая разнообразная палитра красок. Листья меняют свой привычный зелёный цвет на красный, бурый, жёлтый, бордовый. А в середине осени деревья сбрасывают листья, чтобы отдохнуть зимой.

Интерес Гоголя к исторической тематике (из жизни эпохи европейского Средневековья автор имел уже незаконченную драму “Альфред”) в повести “Тарас Бульба” (1835) — это уже не мифологизация прошлого, что было приоритетным явлением не только в фольклорных произведениях, но преимущественно и в литературе пор романтизма. Собственно историзм “Тараса Бульбы” лишь в героико-пафосном воспроизведении прошлого, в восприятии того романтизма, который не мифологизировал трагическое прошлое, не противопоставлял

Однажды летом я гостил у своего дяди лесника. Он уходил рано, возвращался поздно.

Совет!

На мои вопросы, что он делает целый день в лесу, дядя отвечал: «Работы хватает и летом и зимой, Охраняю лес от браконьеров, участвую в санитарных рубках засохших деревьев, ухаживаю за молодыми деревцами.

Да мало ли работы и лесу!»Однажды дядя возвратился домой раньше обычного. Он принес раненого совенка. Я впервые увидел эту птицу не на картинке, а наяву. Совенок смотрел желтыми круглыми, как плошки, глазами. Глаза

  У нашому багатоповерховому будинку живе хлопчик Михайлик. На день народження йому подарували кошеня. Руденьке, а на сонці його шерсть переливалася і палахкотіла жовтогарячим вогнем. І Михайлик назвав своє кошенятко незвичним ім'ям Пожежа.

Наступного ранку хлопчик не знайшов свого вихованця у кімнатах. «По­жежа! Пожежа! До мене!» — кричав він, але кошеняти не було. Михайлик вибіг на балкон і побачив, що Пожежа переліз на сусідський балкон. «Пожежа! Пожежа!» — щосили закричав Михайлик.

На йог

Сейчас смотрят:{module Гоголь:}Actionteaser.ru — тизерная рекламаActionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/gogol-n-v/mertvye-dushi/2307-vstrecha-chichikova-s-nozdrevym-v-traktire-analiz-epizoda-iz-glavy-4-pervogo-toma-poemy-n-v-gogolya-mertvye-dushi.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector