Женские образы в комедии горе от ума 9 класс сочинение

Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

  Скачать сочинение

    Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” явилась выдающимся явлением в русской литературе 20-х годов XIX века. Значение этого произведения сразу же оценили современники, хотя после написания комедия была запрещена к печати цензорами, усмотревшими в грибоедовских стихах критику московского дворянства, его устоев и нравов.

Но комедия с радостью была принята декабристами, которые почувствовали ее революционный пафос.     Грибоедов представил в комедии картину нравов своего времени, то есть 10-20-х годов XIX века, поэтому Москву этого периода принято называть “грибоедовской”.     Большую роль в изображении картины нравов эпохи играют женские образы.

Они, так же как и мужские, влияют на развитие и развязку общественного конфликта комедии. Женщины в пьесе — представительницы “века минувшего”, поэтому они обладают такими же качествами, как и мужчины.     Главной героиней комедии является Софья, дочь Павла Афанасьевича Фамусова, управляющего в казенном месте.

Обратите внимание

Она умна и хорошо воспитанна, как большинство богатых московских девушек того времени. Воспитанная на французских романах, она составила в своем уме облик идеального героя “своего романа”. Молчалин как будто специально создан для этой роли: “услужлив, скромненький, в лице румянец есть”.

Софья достаточно умна и понимает, что с таким мужем она сможет руководить семьей и домом. Ей гораздо спокойнее будет с безмолвным “мужем-мальчиком, мужем-слугой” Молчаливым, чем с резким обличителем Чацким или с полковником Скалозубом, который “слова умного не выговорил сроду”.

Софье будет легче последовать примеру Натальи Дмитриевны, которая распоряжается своим мужем как хочет.     Отдельный разговор — служанка Лиза. Она сохраняет традиционное амплуа для классицистической комедии — она субретка, молодая горничная, помогающая своей госпоже в делах сердечных. Лиза искренне любит свою хозяйку и помогает устраивать встречи с Молчаливым.

Но последний влюблен в Лизаньку, та же, узнав об этом, все же продолжает помогать своей госпоже, а сама говорит про себя:     А я… одна лишь я любви до смерти трушу.     Яркая представительница самой старшей части московского общества — Анфиса Ниловна Хлестова, свояченица Фамусова.

Это отпечаток екатерининского века с “арапкой-девкой и собачкой”, которых она ставит на один уровень. Хлестова вершит общественный суд, потому что являет собой старшую часть общества вместе с сестрой Прасковьей. Все спрашивают ее совета, делают все с оглядкой на нее и пытаются подслужиться, дабы получить хорошую должность или повышение по службе.

    Все остальные женские образы являют собой особый пласт типичных московских барынь. Они таскаются по балам и званым вечерам, чтобы выдать замуж своих незадачливых многочисленных дочерей, охотно сплетничают, без устали всех обсуждают и судят. В комедии дамы являются главными распространителями новости о безумии Чацкого. Все сразу поддаются сплетне, как гипнозу.

    Князь же и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми, типичными московскими девицами, умеющими, по словам Фамусова, “себя принарядить тафтицей, бархатцем и дымкой”, также типичны.

Тугоуховские -обедневший княжеский род, и поэтому князю и княгине нелегко выдать своих шесть дочерей замуж:     К нам на вечер, в четверг, проси скорее     Натальи Дмитриевны знакомого: вон он!     Они таким образом стараются набрать женихов для своих дочерей.

Важно

    Наталья Дмитриевна- московская модница с “мужем-мальчиком,     мужем-слугой”, который слушается ее во всем и которым она вертит как хочет. Дополняют картину женского общества графиня-бабушка с внучкой-сплетницей, старой девой, вечно всем недовольной: “Зла в девках целый век, уж бог ее простит”. Все это женские образы, характерные для “грибоедовской Москвы”.

Все они похожи: речь их изобилует галлицизмами, они все до единой сплетницы, а главное что их объединяет — чрезмерная любовь к мундиру и особенно к военным: “И в женах, в дочерях к мундиру та же страсть”. Их портреты очень схожи друг с другом.     Кроме главных женских персонажей, в комедии присутствуют также и внесценические. Это Прасковья Федоровна, княгиня Власова, Татьяна Юрьевна, которая “балы дает нельзя богаче”, а также княгиня Марья Алексевна, которую так боится даже Фамусов. Все эти героини, казалось бы, не столь уж и нужные, играют большую роль в изображении картины московского общества, они расширяют и дополняют ее. Введение внесценических персонажей в пьесу подчеркивает типичность сценических и делает изображение более обширным и рельефным.

    Женские образы влияют и на развитие конфликта в произведении, на завязку, кульминацию и развязку. Все это делает их роль в пьесе значительной.

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Смотрите также по произведению «Горе от ума»:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00055501184864066613

Женские образы в комедии «Горе от ума» (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов изобразил дворянскую Москву 10-20-х годов XIX столетия. В обществе того времени преклонялись перед мундиром и чином, отвергали книги, просвещение. О человеке судили не по личным качествам, а по количеству крепостных душ. Все стремились подражать Европе и поклонялись чужой моде, языку и культуре.

Для «века минувшего», представленного ярко и полнокровно в произведении, характерна власть женщин, их большое влияние на формирование вкусов и взглядов общества. Московские дворянки являют собой ряд сценических и внесценических персонажей.

Они или участвуют в конфликте пьесы, или помогают автору с большей глубиной раскрыть мир старой барской Москвы первой четверти XIX века.

Женские образы в комедии ярки, красочны и характерны для своего времени и являются не только разнообразными типами, но и индивидуальностями.

На дворянских женщин не оказало глубокого влияния чинопочитание, бывшее яркой чертой «века минувшего» и наложившее свою печать на психологию любого мужчины. Женщины в значительно меньшей степени были втянуты в систему служебно-государственной иерархии.

Это давало им относительную свободу мнений и личную независимость. Несмотря на это военные пользовались большей благосклонностью у дам, чем штатские служащие, потому что военная служба считалась более престижной.

Чацкого возмущает слепое преклонение женщин перед мундиром, который в их глазах часто заслонял собой личность: «И в женах, дочерях к мундиру та же страсть! » Все же Софью не соблазняет возможность выйти замуж за будущего генерала.

В полковнике Скалозубе она видит лишь «созвездие маневров и мазурки». Ей не нравится его грубость, неспособность к проявлению тонких чувств.

Совет

Одной из важнейших тем, занимающих всех персонажей комедии, в особенности женщин, является тема семьи. Рассуждения о браке, женитьбе, поисках и выборе женихов почти постоянно присутствуют в разговорах, планах и оценках людей в кругу Фамусова.

Идеалом всех женщин «века минувшего» является «муж-мальчик, муж-слуга». Именно такую семейную пару представляет собой чета Горичей.

Женитьба на Наталье Дмитриевне сделала бывшего военного Платона Михайловича безвольным человеком, обязанным беспрекословно выполнять все капризы жены: ездить с нею на балы, «пускаться по команде в пляс», беречься от сквозняков и непонятно откуда взявшегося «рюматизма».

На формирование женского идеала супружеской жизни повлияло также чтение английских классицистических романов, представлявших добродетельного героя в качестве образца для подражания. Софья остановила свой выбор на Молчалине, бедном, тихом, скромном, но благородном, по ее мнению, человеке. Она ценит его за то, что он «враг дерзости», «уступчив, скромен, тих».

Рисуя Чацкому портрет своего избранника, она формулирует свой нравственный идеал, внешне напоминающий героя, прочитанных ею романов, с его смирением и готовностью жертвовать собой. Ослеплённая любовью девушка не хочет видеть в своём возлюбленном пороки, свойственные его природе.

Не подозревая об истинных чувствах Молчалина по отношению к ней, она властно и самоуверенно управляет его поступками.

Чрезмерное пристрастие к иностранной культуре, характерное для общества в целом, также свойственно московским барышням и барыням.

Общественная жизнь Франции стала эталоном для русского дворянского общества, а французы — кумирами столичных дам, поэтому в Москве находят радушный прием многие иностранцы.

Обратите внимание

Их воспринимают как хорошо воспитанных и приятных кавалеров, к ним с уважением относятся в светском обществе, хотя у себя на родине они могли быть портными, поварами или даже солдатами.

Увлечение французской культурой и литературой приводит к тому, что в речи почти всех героинь, кроме графини Тугоуховской и старухи Хлестовой, бывшей осколком екатерининских времен, присутствуют галлицизмы.

На смесь «французского с нижегородским» жалуется Чацкий, остро чувствующий рабскую зависимость московского общества от иностранной культуры. Приехавшие на вечер гости при встрече в доме Фамусова обмениваются приветствиями, и дамы обсуждают свои наряды, щеголяя иностранными словами.

Наталья Дмитриевна употребляет французское слово «тюрлюрлю», совсем не уместное в устах дамы света.

Становится очевидным, что пристрастие дворянок к иностранному –это просто увлечение внешними атрибутами чужой культуры.

Отвернувшись от национальной почвы, они не обрели ничего, кроме ложных ценностей, обусловленных капризами моды.

Обладая определенной властью как в семье, так и в свете, женщины оказывали большое влияние на формирование общественного мнения. Все общество вынуждено было считаться с их вкусами.

Читайте также:  Шарлотта ивановна в пьесе вишневый сад образ и характеристика

В комедии женщины выступают в и роли общественных судей и законодательниц, способных властно скомандовать «перед фрунтом» или даже присутствовать в Сенате:

— так отзывается Фамусов об авторитете московских барынь. Даже ему, признанному московскому тузу, далеко не безразлично, что о нем «станет говорить княгиня Марья Алексевна».

Важно

Многие молодые люди угодливо заискивали перед влиятельной Татьяной Юрьевной, имевшей широкие связи в Москве и Петербурге, и охотно оказывавшей покровительство тем, кто хотел сделать карьеру.

Молчалину нравилось бывать на балах в ее богатом доме, а летом посещать ее в числе прочих гостей на даче во время праздников. Он даже советует Чацкому, не преуспевшему в карьере, съездить к ней с тем, чтобы обрести протекцию.

Как многие женщины, московские дворянки испытывают страсть к сплетням. Любая фраза тут же подхватывается дамами и моментально разносится по всей Москве.

Сплетнями занимается озлобленная на весь мир графиня-внучка и графиня-бабушка, шесть безликих княжон и Наталья Дмитриевна.

И стоит только кому-нибудь усомниться в правдивости очередного слуха, как грозный взгляд графини или другой дамы ставит все на свои места.

Итак, яркие женские образы, как сценические так и внесценические, представляют собой картину жизни московского дворянства первой четверти XIX века. По словам Гончарова, и общее и детали, все это не сочинено, а целиком взято из московских гостиных и перенесено в книгу со всем «особым отпечатком» Москвы.

Источник: http://resoch.ru/zhenskie-obrazy-v-komedii-gore-ot-uma-sochinenie/

Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

    Комедия Грибоедова была написана в первой четверти XIX века, после войны 1812 года. В это время общество в России разделилось на два лагеря. В первый входили сановники XVIII века, люди, исповедующие старые принципы жизни. Вторые стремились к изменениям в стране.

Этот конфликт нашел отражение в пьесе “Горе от ума”. Принадлежность к какому-либо лагерю стала одним из принципов организации системы образов, в том числе и женских. 
    К “веку минувшему” относятся все гостьи на вечере у Фамусова.

 
    Прежде всего это типичная русская барыня екатерининского времени Хлестова. В ее репликах можно обнаружить многие идеи, свойственные “всем московским”. Свояченица Фамусова “от скуки взяла с собой арапку-девку”.

Старуха говорит о ней не как о человеке, а как о вещи, полученной в подарок. Вторит Фамусову Хлестова, рассуждая об образовании:

    И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних, 

    От пансионов, школ, лицеев, как бишь их, 
    Да от ланкарточных взаимных обучений.

Совет

    В унисон процитированным звучат слова другой представительницы старшего поколения, княгини Тугоуховской, вспоминающей профессоров Петербургского педагогического института, которые “упражняются в расколах и в безверьи”, и своего племянника, князя Федора, учившегося у них. 

    Еще одна колоритная представительница старой московской знати — это графиня бабушка Хрюмина. Она так стара, что уже не может быть идеологом своего века. Единственное разумное замечание, которое мы услышим от нее: “Когда-нибудь я с бала да в могилу”. Это отголосок философии хозяина дома, чья жизнь состоит из обеда, погребенья и крестин: существование графини — это бал, заканчивающийся смертью. Остальные же реплики Хрюминой служат для усиления комизма пьесы. 
    Моложе трех описанных почтенных барынь Наталья Дмитриевна, но она готовится повторить их своими манерами и пристрастиями. Так же как и княгиня, у которой муж на посылках, Горич распоряжается своим супругом. Ее фраза “Мой муж — прелестный муж…” перекликается со словами Молчалина, сказанными Хлестовой: “Ваш шпиц — прелестный шпиц…” Тем самым когда-то деятельный Платон Михайлович уподобляется декоративной собачке. 
    Замужняя Наталья Дмитриевна по своим интересам, однако, близка и к молодым княжнам Тугоуховским, вместе с которыми она с удовольствием обсуждает наряды. В том числе и об этих барышнях были сказаны слова Фамусова: “Умеют же себя принарядить тафтицей, бархатцем и дымкой…” Еще одна девушка, которая, как и княжны, ищет жениха, — графиня-внучка. Все московские невесты — те самые “девицы”, любящие военных, отличающиеся благонравием и патриотизмом, о которых говорит Фамусов в монологе о Москве. Но в то же время именно княжны произносят так возмутившие Чацкого слова: “Ах! Франция! Нет в мире лучше края!” Преклонение всех женщин, кроме Хлестовой, перед иностранным проявляется и в изобилии галлицизмов в их речи. 
    Идеолог “века минувшего” дает характеристику не только молодежи; он не забывает дам, которые “судьи всему, везде, над ними нет судей”. Это, конечно, о Хлестовой, наверное, о Хрюминой. Но в своем монологе Павел Афанасьевич упоминает других:

    Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна! 

    Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!

    О последних двух в комедии выскажутся еще Чацкий и Молчалин. Первый посмеется над традиционной любовью ко всему французскому княгини Пульхерии Андревны, второй расскажет нам о необыкновенной влиятельности Татьяны Юрьевны. Это черты неиндивидуальные. Они присущи каждой из перечисленных дам, а вероятно, и загадочной Марье Алексееве, мнения которой так боится Фамусов. 

    Из всех героев “Горя от ума”, принадлежащих к фамусовскому лагерю, только Скалозуб пока более или менее независим от женщин. Свободны от их влияния и представители “века нынешнего”. Все остальные боятся дамского суда. 
    Женские образы, встречающиеся в произведении, либо служат для усиления комизма (это и тетушка Софьи, у которой из дому сбежал “молодой француз”, и княгиня Ласова, ищущая мужа, и мать Чацкого, Анна Алексеевна, которая “с ума сходила восемь раз”), либо как-то связаны с действующими лицами (Прасковья Федоровна и вдова докторша упоминаются в календаре Фамусова. Настасья Николаевна — родственница Скалозуба, дочь барона фон Клоца — жена Репетилова). Все эти внесценические персонажи помогают раскрыть характеры действующих лиц. 
    Отдельно надо говорить о Софье Павловне и служанке Лизе. Эти героини включены в любовную интригу. Поэтому многое в них обусловлено традициями трактовки комедийных образов. 
    Но в то же время обе героини — индивидуальности, не укладывающиеся в классические рамки. 
    В соответствии с системой ампира Софья должна бы быть идеальной героиней. Но в 4Горе от ума” этот образ неоднозначен. С одной стороны, дочь Фамусова была воспитана своим отцом, мадам Розье, дешевыми учителями — “побродягами”, сентиментальными французскими романами. В словах и поведении девушки проглядывает мечта о “муже-слуге”. Но с другой, Софья предпочитает бедного Молчалина богатому Скалозубу, не преклоняется перед чинами, способна на глубокое чувство, может сказать: “Что мне молва? Кто хочет, тот и судит!” Гончаров И. А. видел в дочери Фамусова “задатки недюжинной натуры”. Действительно, только она способна понимать Чацкого и на равных отвечать ему, мстить, распустив сплетню о его сумасшествии; только ее речь можно сопоставить с языком Чацкого. Любовь Софьи к Молчали-ну —это вызов воспитавшему ее обществу. 
    Не укладывается в рамки образа субретки и Лиза. Конечно, она сообразительна и хитра. Благодаря этим двум ее качествам Фамусов не застает Молчалина в комнате Софьи. Она смелая и готова возразить господину. “Позвольте мне, сударь…” — начинает она, когда Павел Афанасьевич говорит о своем “монашеском” поведении. Веселость служанки отмечают Молчалин и хозяин дома. Лиза входит в два дополнительных к основному любовных треугольника. Она же играет роль второго (после Чацкого) резонера, давая характеристику Фамусову, Скалозубу, Чацкому, обобщая идеи московского общества (“…Грех не беда, молва не хороша”), высказывая мысли Грибоедова: 
    …Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь. 
    Женских образов в комедии Грибоедова необычайно много. Все они служат для выполнения стоявшей перед автором задачи, заключавшейся в том, чтобы как можно полнее отразить эпоху со всеми ее противоречиями и перспективами на будущее.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/griboedov-a-s/2967-zhenskie-obrazy-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma

Образ и характеристика Софьи Фамусовской в комедии Горе от ума 9 класс сочинение

Интересным персонажем в комедии «Горе от ума» является Софья Фамусова.  Она не разделяет позиций Чацкого, но и не относится к фамусовскому обществу, занимая промежуточное положение.

Раньше Софья была влюблена в Чацкого, но к его приезду всё изменилось. Она не только потеряла к нему интерес, но и перестала разделять его мысли и идеалы. Теперь девушка живет французскими романами и возвышенными мечтами о своём возлюбленном.

Она не стремится создать выгодный брак, как того желает её отец. Её мысли заняты Молчалиным. Но серьезна ли её любовь? Софья влюблена в идеальный образ из романа, который она сама создала, ей нравится запретность этой любви, тайные встречи и кроткие взгляды.

Что чувствует Молчалин никто не знает.

Чацкий своим приездом нарушает спокойную жизнь в доме. Он пытается образумить Софью, заставить увидеть истинного Молчалина, пошлость и недалёкость фамусовского общества, необходимость перемен и действий.

В ответ Софья еще больше сталкивает Чацкого и фамусовское общество, распуская слух о сумасшествии гостя. Это было последней каплей для Чацкого, поэтому он решает уехать.

Девушка, в которую он был влюблён, так жестоко поступила с ними, и больше его ничто не держит в этом доме.

 Этот поступок показывает, как умна и хитра Софья. Она хотела защитить своё счастье и умело воспользовалась ситуацией. Она знает, как устроено фамусовское общество, поэтому смогла дать им такую приманку.

Софья не глупа для понимания идей Чацкого, просто в ней нет того духа(который позже назовут духом декабризма), чтобы совершать революции и отказываться от своего счастья во имя других. У неё есть свой мир, в котором ей хорошо, она создала его своими силами и не даст так просто разрушить.

Читайте также:  Партизанская война в романе война и мир 10 класс сочинение

Молчалин стал его частью, поэтому Софья так переживает, когда он падает с лошади.

Характеристика и образ  Софьи Фамусовской

Знаменитая и известная комедия «Горе от ума» великого русского писателя Грибоедова по праву считается произведением высокого уровня.

Основной целью автора было показать образ жизни и нравов такого сословия людей как дворяне, в начале девятнадцатого века.

Автор данного произведения очень четко показывает конфликт, который разгорается между двумя слоями людей, а именно старым и так называемым новым сословием.

Обратите внимание

Особое внимание уделяется, без исключения каждому действующему лицу данного произведения, так как каждый герой вводится в данное произведение не случайно, и это нужно признавать.

Сегодня более подробно хотелось бы поговорить об образе Софьи, и том какую роль в данном произведении играет данный персонаж.
Первое, что просто нельзя не отметить, так это то, что образ Софьи является довольно таки наполненным и сложным, по сравнению с другими персонажами.

Автор показывает это тем, что общая характеристика данной героини является весьма и весьма противоречивой. С одной стороны, девушка является единственным человеком, который по своим взглядам и духу близок другому герою, а именно Чацкому.

Но, с другой же стороны именно Софья является главной причиной всех страданий главного героя данного произведения.

Кстати, очень важным будет заметить, что именно из-за этой девушки в итоге главного героя изгоняют из фамусовского общества, попасть в которое не так то просто, можно сказать даже невозможно.

Именно за эти качества Чацкий полюбил данную девушку, хотя она не воспринимала данные чувства всерьез, считая что это не что иное, как самая обыкновенная юношеская увлеченность и симпатия.

Очень важным будет заметить, что Софья является очень образованной девушкой, которая достаточно много времени тратить на свое образование и получение новых знаний.

Образ Софьи в комедии Горе от ума

Александр Сергеевич Грибоедов поистине на века создал свое шедевральное творение – комедию «Горе от ума». Всем со школьной скамьи известно, что в ней он столкнул интересы двух временных периодов.

Это представители, которые живут прошлым. И те, кто смотрит с надеждой в будущее. Но у автора есть один единственный женский образ, который нельзя отнести ни к той, ни к иной категории..

Это образ Софьи Фамусовой.

Итак, приступим к анализу этого сложного и противоречивого героя пьесы Грибоедова. Если взглянуть на этого литературного героя бегло, то напрашивается вывод, что Софья и Чацкий – это люди, у которых есть нечто общее. Но если же всмотреться в Софью въедливо, то именно она «яблоко раздора», причина, по которой Чацкого объявляют сумасшедшим и ясно, что ему необходимо уехать.

Важно

Если рассматривать любовный сюжет, то Чацкий когда-то в далекой юности недаром обратил свой взор на Софью. Она обладает живым умом, силой воли, собственной позицией по любому вопросу. И Александр Андреич приглянулся ей по тому же принципу.

Несмотря на тот факт, что отцом Софьи является сам Фамусов, но все же он дает своей ненаглядной дочурке блестящее образование. Хотя сам отзывается об учебе, как о чуме. Софья много читает, она обладает по этой причине достаточно широким кругозором; именно поэтому она навлекает на себя гнев отца.

Именно страсть Софьи к чтению породила ее увлечение Молчалиным. Из-за чтения романов на французский манер, Софья принимает Молчалина за некий возвышенный романтический образ. Она-то думала, что он таинственный рыцарь…. А на самом деле это двуличное существо. Он лицемер. Она для него не более чем материальное благополучие.

Также важно, что в отношениях с Молчалиным Софье плевать, что говорится, на общественное мнение. Это сближает ее с образом Чацкого.

Как гласит народная пословица: «Яблоко от яблони недалеко падает». Так и Софьей Фамусовой. Естественно, что гены и принцип воспитания дали свои плоды. Если вернуться к любовной линии в пьесе, то ответ на вопрос: «Почему Софья выбрала Молчалина?», вполне очевиден. В обществе представителей со старыми взглядами на жизнь царит матриархат.

Яркий пример тому чета Горичей. У них, несомненно, решает в семье все жена за мужа своего. Так, может быть, хотела бы и Софья в собственной семье управлять мужем.

А не задумывались ли вы над вопросом: «В чем трагедия Фамусовой Софьи?» Попробуем разобраться в причинах такого предположения.

Во-первых, Софья, можно сказать, появилась на свет не в том месте и не  у тех родителей. Она не может реализовать задатки, данные ей от природы. А все потому, что она живет в обществе и по законам этого общества. Свою индивидуальность и непосредственность она проявить не может.

 Во-вторых, связь с Чацким на момент действий, происходящих в комедии, давно, что говорится, быльем поросла. А он внезапно появляется в доме Софьи. А она наметила себе в супруги Молчалина. Чтобы Чацкий не помешал ее планам, она вынуждена, хоть ей и непросто это сделать, избавиться от бывшего пылкого возлюбленного, а попросту сказать, что он не в себе, то есть попросту сумасшедший.

Совет

В-третьих, связь Софьи с Молчалиным критична, она просто обречена на провал. Молчалин же подлец. И в этом факте Софья утверждается, когда нечаянно становится невольным свидетелем его беседы со служанкой. Все! Она подавлена. А довершает удар тот факт, что подлость ее избранника вскрывается в присутствии Чацкого.

Таким образом, анализируя вышесказанное, приходим к выводу, что образ Софьи противоречив и многогранен. Она яркий, но в то же время трагичный женский образ комедии.

Характеристика Софьи Фамусовской

Величайшее произведение драматического плана, написанное непревзойденным А.С. Грибоедовым не перестает волновать умы  читателей и по сей день. А все потому, что затрагивает автор в нем животрепещущие вопросы, отнюдь ни чуждые современным реалиям.

Желание избавиться от стереотипов прошлого, уже закостенелого мироустройства, и  непреодолимая тяга к переменам, жажда свободы – такими двумя полярными лагерями представлены герои комедии.

Многие узнают в них современных  политических деятелей, возможно, найдут общие черты характера даже с самими собой.

 К примеру образ Софьи,  казалось бы скопированный в своем поведении с романов, так похож на некоторых представительниц прекрасного пола в 21 веке.  Но так ли она проста собой?!

Персонаж этой миловидной особы создан драматургом целенаправленно, для того, чтобы в полном объеме раскрыть главного героя – новодумца Чацкого.

Как верно подмечают критики, барышня эта  имела прекрасные  умственные задатки, свойственную женской натуре страсть  и мягкость, но задохнулась в том  мирке, куда невозможно проникнуть ничему и никому, кроме тех, что будут одобрены любимым папенькой.    

В семнадцать лет Софья отличается особой красотой, что подмечает Чацкий. Не чужда ей и  благовоспитанность, ведь по тем временам она получила достаточно хорошее образование из уст француза и мадам Розье. Но самое  главное не боится суждений, в отличии от, казалось бы, умудренного опытом отца и Молчалина.

Обратите внимание

Мужественность, проявляющаяся в  её характере,  помогает   перенести предательство возлюбленного, укоры отца и  столь язвительные усмешки в её адрес со стороны Чацкого.  Возможно, не получив должной материнской ласки, её душа так  жаждет страстей, которым нет места в доме Фамусовых.

  Отсюда и любовь к чтению романтической литературы, создание в своих мыслях истинного рыцаря, которым стал Молчалин, искренняя привязанность и разочарование в этом человеке.

Нет, она не безгрешный ангел, ведь не гнушается пойти на обман и скрыть ото всех роман с Молчалиным, который всего лишь подыгрывал ей ради получения заветной выгоды.

Знающая Чацкого, безнадежно в неё влюбленного, она становится в этих отношениях на строну отца, не понимая   вольнодумств. Её подобное поведение раздражает вплоть до того, что она решается пустить слух о сумасшествии молодого человека. Ломая судьбу юноши, толкая его на вынужденный отъезд из Москвы, она так и не отказывается от своих лживых сплетен.

Примечательно еще одно замечание критиков, о том, что  ей были удобны отношения с Молчалиным, он был идеальным кандидатом, не блещущий умом, не отличающийся разговорчивостью, но такой удобный, для того, чтобы «любить молча».

 Стандартная  для литературной традиции  возможность четкого деления персонажей на плохих и хороших в данном случае, безусловно,  возможна, но именно Софья не вписывается в эти рамки, тем самым делая комедию опять же новаторством.

  Какой бы не была Софья в своих поступках, продиктованных духом, царящим в её доме, ближе всего она все же находится к Чацкому. Критики до сегодняшнего дня не могут прийти к единому мнению относительно роли данного персонажа в произведении, значения её реплик и характерных поведенческих черт.

Однако, бесспорно одно, эта милая девушка  является  одним из первых росточков едва едва зародившегося реализма в русской литературе.

Именно благодаря столь колоритным героям, так умело вписанным в драматические рамки, за счёт, казалось бы, иногда даже коротких реплик желание читать  и перечитывать подобного рода литературу не пропадет никогда.

9 класс

Читайте также:  Анализ рассказа студент вампилова

← Образ и характеристика Фамусова↑ По литературеСильная личность →

Образ и характеристика Софьи Фамусовской

  • Сочинение на тему Делай добро 6 классКаждый человек обладает этим великим благом, которое помогает другим людям почувствовать себя не одинокими, так как добрый человек, всегда придет на помощь и не сможет бросить другого человека в беде. Человек, устроен следующим образам:
  • Характеристика и образ Лизы в комедии Горе от ума сочинениеДанное произведение относится к комедиям. «Горе от ума» отличается от других произведений, которые были написаны до его. Отличие заключается в отображении героев. Автор изобразил своего героя в образе Лизы, при этом он её наделил положительными и, конечно
  • В чем состоит трагедия жизни Обломова сочинение рассуждениеГончаров, в своё романе, «Обломов» показывает нам судьбу «лишнего» человека, которому за всю свою жизнь так и не удалось найти в ней место. Не удалось понять, для чего он нужен обществу. Мать и отец Ильи Ильича являлись помещиками.
  • Сочинение на тему Путь Васи к правде и добру для 5 классаПрочитав повесть Владимира Короленко « В дурном обществе» я познакомился с мальчиком Васей, сыном судьи. Его мама умерла, когда ему было шесть лет. Папа же любит, жалеет и ласково разговаривает с младшей сестрой Васи – Соней, очень
  • Без прошлого нет будущего сочинениеУдивительно, но человечество всегда смотрит вперед, в будущее. Кто-то с надеждой, верой, а кто-то с уверенностью в предстоящие дни. Где-то там, в мыслях о будущем, мы представляем себя лучше, счастливее, обиваемся успеха и финансовой независимости.
  • Сочинение на тему Прогулка по весеннему лесуВесной лес выгладить волшебно, а прогулка по нему способна доставить удовольствие любому человеку. Весна – это золотая серединка между холодной и мрачной зимой и теплым, ласковым летом.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-i-harakteristika-sofi-famusovskoj-v-komedii-gore-ot-uma

Московские барыни в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Сочинения › Грибоедов А.С. › Горе от ума

Готовые Домашние Задания

В своей комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов показал нам старую барскую Москву 10-20-х годов XIX столетия. Это общество, в котором царствует мундир и чин, все презирают книги, ученье, о человеке судят не по личным качествам, а по количеству крепостных душ, все подражают загранице, поклоняются чужой моде, языку и культуре.

Для “века минувшего”, представленного так ярко и полнокровно в произведении, характерна власть женщин, их большое влияние на формирование вкусов и взглядов. Грибоедов одновременно типизировал и индивидуализировал женские образы в комедии. Они ярки, красочны, но в то же время характерны для своего общества и времени.

Московские барыни — это вереница сценических и внесценических персонажей, участвующих в конфликте пьесы, помогающие автору с большей глубиной раскрыть мир старой барской Москвы первой четверти XIX века.

Героини грибоедовской комедии не только дополняют картину жизни московских помещиков-крепостников, но и играют в ней не последнюю роль.

Важно

Как типичные представительницы своего общества, московские кокетки преклоняются перед высокопоставленными людьми. В этом они солидарны со своими мужьями и отцами.

Чинопочитание — одна из наиболее ярких черт “века минувшего”, которая присутствует и в женщинах, и в мужчинах. У дам также особой любовью пользуются военные:

К военным людям так и льнут,

А потому что патриотки…

И в женах, дочерях к мундиру та же страсть!

Но одной из главных заслуг московских барынь является широкое распространение французской культуры. Именно чтение французских романов, язык, мода заставили Софью, главную героиню комедии, остановить свой выбор на Молчалине, тихом, скромном, бедном, но благородном, по ее мнению, человеке. Он “враг дерзости”, “и на душе проступков никаких”,, “уступчив, скромен, тих”.

По этой же причине в речи всех героинь, кроме Софьи Павловны и старухи Хлестовой, являющейся осколком екатерининских времен, присутствуют галлицизмы, которые широко и с большим удовольствием используются городскими кокетками.

Благодаря тому, что Франция — кумир столичных дам, в Москве находят приют многие иностранцы. Они становятся уважаемыми людьми, любимцами женщин, большинство из них — воспитатели и учителя господских детей, хотя на родине они были портными, сапожниками, поварами или просто слугами.

Из этого видно, что все страсти по иностранному — не что иное, как увлечение внешними атрибутами чужой культуры. Таким образом, отвернувшись от своей культуры, московское дворянство не обрело ничего, кроме новых женских капризов. Но оно вынуждено подчиняться, так как столичные барыни играют главенствующую роль как в семье, так и в обществе.

Идеалом всех женщин “века минувшего” является “муж-мальчик, муж-слуга”.

Именно такую семейную пару мы встречаем на балу — Наталью Дмитриевну и Платона Михайловича, который находится под каблуком у своей жены и обязан беспрекословно выполнять все ее капризы: ездить с нею на балы, веселиться и развлекаться, прятаться в жилеты от непонятно откуда взявшихся “головных болей” и “рюматизма”.

Видимо, тем же правилом пользуется и Софья Павловна, когда, то ли сознательно, то ли несознательно, останавливает свой выбор на Молчалине, так как он гораздо ниже ее по положению, и, возвысив его до своего уровня, она уже обеспечивала себе его повиновение и ставила в один ряд с такими, как Платон Михайлович.

Но женщины не только командуют мужьями, они еще и вершат общественный суд.

А дамы? Сунься кто, попробуй, овладей,

Судьи всему, везде, над ними нет судей, —

Совет

так заявляет Фамусов, поэтому он и боится того, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”.

Ну и конечно же, как без женской слабости к сплетням? Любая фраза тут же подхватывается дамами и моментально разносится по всей Москве.

Сплетнями занимается озлобленная на весь мир графиня-внучка и графиня бабушка, шесть безликих княжон и та же Наталья Дмитриевна.

И стоит только кому-нибудь усомниться в правдивости очередного слуха, как грозный взгляд графини или княжны ставит все на свои места.

Но как бы ни были индивидуализированы и ярки женские образы, появление внесценических персонажей только подчеркивает типичность сценических, а вместе они гармонично вписываются в картину жизни московского барства первой четверти XIX века.

Сочинения по теме:

  • Прекрасные представительницы фамусовского общества сочинение
  • «И в женах, в дочерях к мундиру та же страсть» (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») сочинение
  • Дамы света (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») сочинение
  • Галерея женских портретов А. С. Грибоедова (по комедии «Горе от ума») сочинение

Источник: http://1soch.ru/griboedov-as/gore-ot-uma/moskovskie-baryni-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma

Сочинение на тему: Женские образы в комедии Горе от ума Грибоедов

Женские образы

Сатирическая комедия Александра Сергеевича Грибоедова, “Горе от ума”, была написана в первой половине девятнадцатого века. В это время все поклонялись чужой моде, языку и культуре, подражали Европе, в основном Франции. В обществе отвергали учение, книги, судили человека по богатству и количеству крепостных.

Московские дворянки представлены Натальей Дмитриевной Горич, Анфисой Ниловной Хлестовой, графиней Тугоуховской и графинями Хрюминами. Все они принадлежат к “веку минувшему”, так как живут по старым законам общества.

Все они обладают безграничной властью в обществе московских дворян. Одной из важных тем, обсуждаемых женщинами, была тема семьи и брака. В кругу Фамусова постоянно были разговоры о выборе женихов, о планах и оценках людей.

У женщин пользовались большей благосклонностью

Обратите внимание

военные, чем штатские, так как военная служба была престижней. В комедии все женские образы обладают своей индивидуальностью.

Барыня Хлестова, так же как и старшая графиня Хрюмина, представительница старшей части московского общества. Анфиса Ниловна – своячница Фамусова, очень властная и резкая женщина.

Она приветствует крепостное право и считает крепостных вещами. Даже на бал, чтоб не было скучно, приводит свою девушку – арапку и собачку, ставя их на один уровень.

Хлестову все боятся, спрашивают ее совета, пытаются угодить, чтоб получить повышение по службе или хорошую должность.

Княгиня Тугоуховская отличается от всех своим командирством. Всех неженатых людей она рассматривает как потенциальных женихов для своих шести дочек. Она сразу теряет интерес к Чацкому, как только узнает, что он беден и не имеет никакой высокой должности.

Наталья Дмитреевна Горич – московская модница, которая превратила своего мужа в слугу. Она помыкает им, обращается как с мальчиком,

а он беспрекословно ей подчиняется.

Отдельно можно сказать о главной героине комедии, Софье Фамусовой и о ее служанке Лизе. Софью воспитывал отец, мадам Розье и дешевые учителя. На ее представление о будущем муже сильно повлияло чтение французских любовных романов.

Она создала для себя образ добродетельный, поэтому и влюбилась в покорного, немногословного, скромного и романтического Молчалина, каким он себя преподнес ей.

Важно

Чацкий ей подходил больше, но она боялась его прямоты и не захотела с ним создавать семью.

Лиза – субретка, молодая горничная, которая помогает своей хозяйке в любовных делах. Лизе оказывает внимание и Фамусов, и Молчалин, но она боится любви, не хочет с ними связываться, считая свое место возле барышни.

Все дамы московского общества любят кокетничать, обсуждать наряды и французскую моду, сплетничать, посещать балы и светские приемы. Их объединяет любовь к военным, безграничная власть над мужчинами и одинаковые взгляды на жизнь.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-zhenskie-obrazy-v-komedii-gore-ot-uma-griboedov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector