Символика имен и фамилий в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
В романе Достоевского «Преступление и наказание» множество символических деталей. Символичны пейзажи, интерьеры, портреты, имена и фамилии персонажей.Главный герой романа — Родион Романович Раскольников. Само имя — Родион — греческого происхождения, что означает «житель острова Родос». Этимологически к тому же корню восходят слова «руда», «рыжий», «роза».
«Руда» — в старославянском языке означает «кровь». Так, уже в самом имени главного героя задается мотив крови, который затем реализуется в сюжете.Однако здесь есть связь и с самой теорией героя. Остров Родос славился великими полководцами, там обучались Пом-пей, Цезарь, Тиберий. Так, здесь возникает мотив сильных мира сего, людей, которые смогли преступить через кровь и страдания.
Раскольников не может стать Цезарем и Тиберием, поэтому он становится «обыкновенным» убийцей. Здесь у Достоевского воспроизводится известный афоризм Эзопа: «Здесь Родос, здесь и прыгай!». Эта басня рассказывала о некоем путешественнике, прибывшем на Родос и хваставшем тем, что некогда он совершил грандиозный прыжок в длину.
В ответ на его хвастовство местные жители предложили ему «продемонстрировать свое умение». Так и Раскольников в романе Достоевского. Его Родосом становится убийство старухи-процентщицы.Отчество Раскольникова — Романович. Роман — в переводе с латинского означает «римлянин», происходит от греческого слова «крепость», «сила».
Обращаясь к содержанию романа, вспомним, что Раскольников хотел силу в себе испытать, крепость духа, хотел «Наполеоном сделаться». Таким образом, в отчестве героя продолжает развиваться мотив «наполеонов», сильных мира сего.Наконец, сама фамилия — Раскольников — указывает на мучительное раздвоение его личности, раскол души героя на две половинки.
Одна часть души его — бескорыстна, сострадательна и по-детски невинна (детская улыбка Раскольникова, детский плач его в первом сне), другая — холодна, эгоистична, самолюбива, переполнена гордыней и индивидуализмом.
Раскольников бескорыстно помогает Мармеладовым, товарищу по учебе. Обожженный, он спасает из огня детей. Благороден он и по отношению к Дуне, не принимая ее жертвы в виде брака с «прекрасным человеком» Лужиным. И вместе с тем жизнь человеческая для Раскольникова ничего не стоит: проверяя свою теорию, вместе со «злой и вредной старушонкой» он убивает ни в чем не повинную Лизавету.
Интересную интерпретацию имени, отчества и фамилии Раскольникова мы также находим у С. В. Белова. Исследователь замечает, что имя Родион по своему звучанию ассоциируется со словом «родина». «Раскольников „раскалывает» породившую его мать-землю, „раскалывает» родину» Романовых (отчество героя — Романович).
Таким образом, Достоевский выступает здесь как бы гениальным предвестником грядущих исторических событий, когда во имя «великих» идей разрешена была «кровь по совести», а родина Романовых, Россия, оказалась «расколотой» в буквальном смысле этого слова.Побочная сюжетная линия романа — линия Мармеладовых.
Эта фамилия, напоминающая о сладостях и ассоциирующаяся с довольством, комфортом, чем-то приятным, призвана оттенить бедственное положение героев. Жизнь этого несчастного семейства совершенно противоположна этим ассоциациям.
Постоянная нужда, нищета, голод, болезнь Катерины Ивановны, пьянство Мармеладова, Соня, вынужденная получить «желтый билет», — беды и несчастья сопровождают героев на протяжении всего повествования. «Семья Мармеладовых — фокус, в котором преломлены все несчастья неправильно устроенного…
общества, и, как „сладок» этот мир, рисуется уже горько-иронической фамилией, подобранной Достоевским», — писал В. Я. Кирпотин.
Многозначительно в романе и имя Лизаветы, ставшей невинной жертвой Раскольникова. Имя Елизавета древнееврейского происхождения, означает «Божья клятва», «Обет Богу». Лизавета изображена в романе наподобие юродивой.
Это «высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть ли не идиотка, … бывшая в полном рабстве у сестры своей».
В лице Лизаветы есть что-то детское, защищаясь от нападения Раскольникова, она по-детски закрывается рукой.
Юродивые всегда считались на Руси людьми, близкими к Богу. .Убив Алену Ивановну, а заодно и Лизавету, оказавшуюся в квартире случайно. Раскольников, по Достоевскому, убивает обет Богу, почтение к нему. И после этого жизнь как будто уходит из него.
А затем в финале романа его воскрешает любовь к Соне, той самой Соне, которая читала ему Лизаветино Евангелие и которая сама казалась похожей на нее.Ситуация здесь в высшей степени символична: в духовном воскресении героя, возвращении его к жизни незримо участвует та, которую он этой жизни лишил.
И в этом Достоевский видит высший смысл и высшую мудрость, заложенную в христианстве.
Таким образом, имена и фамилии героев в романе Достоевского глубоко знаменательны, связаны с идейным смыслом произведения, с символикой, с развитием сюжета.
Источник: http://lit-helper.com/p_simvolika_imen_i_familii_v_romane_f_m__dostoevskogo_prestuplenie_i_nakazanie
Символика имен в «Преступлении и наказании» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
Роман Достоевского «Преступление и наказание» просто изобилует символическими деталями, нюансами, несущими в своём значении скрытый подтекст. Это произведение по праву можно считать образцом символизма в русской литературе XIX века.
Главный герой «Преступления и наказания» – Родион Романович Раскольников. В самом его имении скрыт мотив крови: «Родион», с древнегреческого – житель острова Родос. Но это – не единственное значение имени. Старославянское «руда» (кровь) берёт своё начало здесь же.
И это – ещё не всё. На острове Родос была размещена школа полководцев, в которой, в своё время осваивали военное искусство Юлий Цезарь, Тиберий, Помпей. Таким образом, это – прямое указание на сильных мира сего, людей, могущих спокойно перешагнуть через кровавые реки и смерть.
Исторически сложилось, что никем, вроде Цезаря, Раскольников стать не может, судьба его – судьба обычного убийцы. Далее, обращаясь к Эзопу: «Здесь Родос, здесь и прыгай». Афоризм этот, лейтмотивом прослеживающийся сквозь всё «Преступление и наказание», вытянут из басни о страннике.
Однажды, занесла странника судьба на Родос, да не простого странника – всем хвастающего своим гигантским прыжком, совершенным им когда-то. Только вот хвастовство его – не по душе пришлось жителям острова, хотели они убедить его подтвердить свой подвиг.
Родос Раскольникова – убийство старухи.
Отчество у Раскольников «Романович» – тоже не так просто. «Роман» — римлянин, сильный. Таким образом, мы опять сталкиваемся с упором автора на силу этого персонажа, вернее, на ту силу, которой он хотел бы обладать.
Фамилия «Раскольников» – явно говорящая. Раскол души, отсутствие согласия в самом себе – главный герой вёл бесконечные внутренние диалоги с самим собой, при этом, принимая переменно разные точки зрения, разные стороны.
Поведение его двояко: он помогает, совершенно бескорыстно Мармеладову, сострадает Дуне, спасает из огня детей.
С другой стороны, только лишь чтобы проверить теорию зла, возникшую в его голове – он убивает Лизавету, жизнь человека для него – пустой звук.
Мармеладовы – немаловажные герои повествования. В звучании фамилии – довольство, праздность дней, сытость и сладость. Только на деле – всё наоборот.
По сути, фамилия призвана ещё больше подчеркнуть бедственное положение семьи, их нищету и голод, болезни и отсутствие денег даже на необходимые лекарства.
Эта семья – порождение неправильно устроенного общества, а их фамилия призвана подчеркнуть «сладость» жизни в таком обществе.
Лизавета, случайная жертва Раскольникова – юродивая, по-детски несмышлёная барышня, она даже от нападения Раскольникова защищается «по-детски». В переводе с древнееврейского имя это означает «клятва Богу», «ответ богу».
Попавшая под руку Лизавета символизирует отсутствие почтения к Богу, Раскольников, убивая её, заодно с Алёной Ивановной, как бы убивает в себе обет праведности, уважение к Божьим законам.
Именно после её убийства жизнь как будто покидает Раскольникова, в нём гаснет Божья искра.
Символично и воскрешение главного героя в финале, его возвращение к жизни под чтение Евангелия, принадлежавшего когда-то покойной Лизавете Соней.
В этом – понимание Достоевским догм христианства, даже за смерть свою Лизавета не держит зла на Раскольникова, даже, несмотря на её убийство, она готова, пусть через другого, лишь только напоминавшего её, человека – Соню – помочь своему убийце вернуться к жизни.
Как мы видим, имена и даже фамилии в произведении Достоевского «Преступление и наказание» наполнены глубоким смыслом, они оттеняют идейность произведения, придавая сюжетной линии больше глубины.
Источник: http://resoch.ru/simvolika-imen-v-prestuplenii-i-nakazanii/
Говорящие имена и фамилии в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Отличительными чертами великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского являются глубина, проникновенность, нравственная сила, недаром именно от него пошло философское течение «почвенничество». Социально-философский роман «Преступление и наказание» – популярный и известный не только в России, но и в мире шедевр Достоевского.
Роман представляет собой яркое и правдивое отражение жизни российского общества середины девятнадцатого века – нищета, алкоголизм, девушки бедных семейств, вынужденные жить по жёлтому билету (Соня Мармеладова), беспредел ростовщиков (старуха-процентщица Алёна Ивановна).
Роман открывает читателю все уголки и закоулки тогдашней жизни, порой жестокие и мрачные. Следуя за Родионом Романовичем Раскольниковым, мы видим десятки человеческих судеб, все стороны российской действительности, разных людей – «тварей дрожащих» и «власть имеющих».
Имена и фамилии главных героев романа являются «говорящими» – с первого прочтения у читателя легко складывается определённое мнение о личности, характере этих персонажей.
Главным героемсоциально-философского романа «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского является Родион Раскольников, бывший студент, живущий в глубокой нищете. Родион умён, добр. Он наблюдает за окружающим его обществом, видит страдания людей, размышляет об общественном устройстве. Будучи окружённым бедностью и людским горем, Раскольников создаёт бесчеловечную теорию.
Говорящая фамилия Раскольников произошла от слова «раскол», раскольниками называют тех, кто отделился, отвергнул основное течение.
Родион подобно раскольникам отринул нравственные законы, изобрёл свою собственную нравственную теорию, которая противоречила жизни. Он был отколот от всех групп и слоёв, от всех течений и законов.
Его последующее раскаяние, понимание всей тяжести преступления раскололо его душу, привнесло противоречие разума и души, теории и жизни.
Крах теории для Родиона означал крах всего, все жизненных установок. Он теперь отделён от общества, отныне он – раскольник. Если бы не Соня Мармаледова, Раскольников не смог бы жить дальше.
Соня – дочь Мармеладова, чистая девушка, робкая, о чем говорит её фамилия, но верующая, духовно богатая, даже долгое время работая по желтому билету (занимаясь проституцией), она не потеряла чистоты души. Соня показала Родиону свою «правду» – добро, веру в людей и Бога, искренность.
Имя Софья выбрано Достоевским не случайно. Святая София – мать святых Веры, Надежды, Любви – мучениц, воспитанных своей матушкой в духе христианских ценностей и претерпевших страшные страдания от римских властей.
Так и Соня Мармеладова «воспитала» Раскольникова, показала ему праведную жизнь по христианским заветам, ценность и благостность веры в Бога. Она, как и стародавние мученицы, борцы за веру, не помутнела душой, даже занимаясь неблагочестивым занятием, ради выживания.
Андрей Семёнович Лебезятников – молодой человек, полный идей и теорий. Умом он не отличается, поэтому все его социальные и философские размышления робки и зачастую глупы.
При этом Андрей Семёнович хочет показать себя умным человеком и преклоняется перед новыми, необычными социальными теориями, такими например как построение коммун.
Здесь просматривается аналогия фамилии Лебезятникова со словом «лебезить» – заискивать.
Дмитрий Прокофьевич Разумихин – друг Раскольникова, так же как и он, бывший студент. Без труда можно заметить аналогию его фамилии со словом «разум». Разумихин искренне заботиться о своём друге Родионе, даёт ему мудрые советы. Дмитрий Прокофьевич личность сильная, рациональная.
Заметов Александр Григорьевич – письмоводитель, сотрудник полицейской конторы. Можно проследить аналогию его фамилии со словами «заметка», «замечать». Он был человеком проницательным и подозревал Раскольникова в убийстве, пытался его дразнить, но при этом не открывал всех карт.
(4 votes, average: 5.00
Источник: https://school-essay.ru/govoryashhie-imena-i-familii-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.html
Значение имен в романе «Преступление и наказание»
Раскол в сознании, душе героя приводят его к созданию собственной теории, обоснованию особого пути для избранных , преступлению и в результате — отторжению себя от других миров , даже самых близких из них: от родной матери и сестры, ради которых, казалось бы, это преступление совершалось.
О значении же слова раскольник читаем в Полном православном богословском энциклопедическом словаре:
Раскольник — человек, избегающий единения с Православною Церковью и держащийся особенных обрядов .
Следует заметить, что эта фамилия в романе почти не употребляется, когда речь идет о матери и сестре главного героя.
Имя героя также не кажется случайным. Родион — напоминает о словах, имеющих в романе особое значение: родина , родимый .
Что может означать отчество героя — Романович? Имя Роман в переводе с латинского означает римлянин , а на древнегреческом значит крепкий, сильный . Здесь уже крепкое, но не родное.
Специалисты обращают внимание и на трехкратное повторение буквы Р в инициалах главного героя, что придает особое звучание и усиливает значение составляющих этого загадочного треугольника: Родина — крепкий римлянин — раскол.
Мармеладов. С этой фамилией прямых ассоциаций с православной семантикой нет. Буквально мармелад — мягкий, желеобразный, на натуральной основе, не подлежащий длительному хранению, очень (даже слишком) сладкий продукт.
Основные качества мармелада, особенно мягкий , слишком сладкий соответствуют чертам характера героя и его манере изъясняться.
Можно лишь вспомнить, что Православие учит воздерживаться от удовольствий, многословия и остерегаться чрезмерности (ассоциации со словом слишком ) во всем: не только в земных делах, но даже в духовных подвигах.
Соня. Софья — мудрость. Чаще употребляется в романе: Соня, Сонечка, этим подчеркивается ее детскость. Раскольников называет героиню вначале (даже про себя) Софьей Семеновной, как бы признавая недетскую мудрость маленькой героини, хотя и не понимая ее до конца.
Лизавета. Так в народе называют Елизавету.
Имя Елизавета в переводе с еврейского означает давшая клятву .
Лебезятников. Корень этой фамилии лебезить означает: егозить, елозить прислуживаясь, льстить, ластиться, ухаживать, увиваться, угодничать, подъезжать; сплетничать .
Настасья. Так зовут кухарку и единственную служанку хозяйки Роскольникова. Полное имя этой простой, доброй, отзывчивой женщины-труженицы — Анастасия , что в переводе с греческого означает воскресение .
Лужин. Фамилия, как и герой, ассоциируется с мелким грязным временным водоемом: если попасть в лужу, можно испачкаться, промокнуть, заболеть, в общем, последствия могут оказаться самыми неприятными.
Разумихин. Эта фамилия содержит более глубокий смысл, нежели распространенное ныне житейское понимание слова разум . Следует рассмотреть семантику трех слов: разум , разумный и разумие .
Разум — духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать) , судить (соображать, применять, сравнивать) и заключать (решать, выводить следствие) ; способность верного, последовательного сцепления мыслей, от причины, следствия ее и до цели, конца, особенно в приложении к делу . Разумный — одаренный разумом . Разумие — разумность, состояние разумного . _____
И по ссылке (Источник) — тоже неплохое толкование есть
Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/literatura/znachenie-imen-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie/
Сочинение на тему: Имена в романе Достоевского «Преступление и наказание»
1.Раскольников Родион Романович
Раскольников. Фамилия образована от прозвища раскольник. Раскольник это тот, кто отделился от основной части, у него отклоняющееся от принятых норм поведение. Возможно, его потомок отделился от церкви.
Имя Родион означает, что его носитель крепкий и сильный, несколько самоуверенный, спокойный и рассудительный. Взрослые Романы обычно скрытные и не пускают в свой внутренний мир даже близких людей.
Отчество Романович означает, что мужчина, который носит это отчество, импульсивен, сложен в общении.
2.Раскольникова Пульхерия Александровна Романовна
Пульхерия переводится с греческого как красивая. Это терпеливая, неконфликтная, организованная, честная женщина.
Женщина, носящая это отчество, трудолюбивая, добрая, гордая и упрямая.
3.Раскольникова Авдотоя Романовна
Значение имени. Авдотья — «благоволение». Женщина с таким именем самостоятельная и самодостаточная, уверенная в себе личность, целеустремленна, добиться своего ей помогает трудолюбие.
Значение отчества. Женщина с отчеством Романовна гордая, никогда не сожалеет о содеянном, уступчивая.
4.Мармеладов Семен Захарович
В этой фамилии чувствуется ирония автора над героем, возможно, этой фамилией он подчеркивает его далеко не сладкую жизнь.
Мужское имя Семён “слышащий Бога”. Семён обладает такими качествами как доброта, энергичность и самолюбие. Он мягкий, упрямый, обидчивый.
Нестабильный в привычках, не хочет обеспечивать себя сам, тяжело даются перемены в жизни.
5.Мармеладова Софья Семеновна
Мармеладова, то есть сладкая, давая героине такую фамилию, автор, может быть, в переносном значении так называл ее жизнь.
Женское имя Софья ( мудрость). Характер Софьи отличается серьёзностью и в то же время импульсивностью. Женщина, названная этим именем, будет подвижной, деятельной, стремящейся многого достичь и успеть.
Женщина с таким отчеством может постоять за себя, умеет найти выход из конфликтных ситуаций, находчивая, сентиментальная.
6. Мармеладова Катерина Ивановна
Катерина (чистая, непорочная) , она импульсивна, горда, самолюбива, запасливая и жадноватая, надежная.
Женщины с отчеством Ивановна импульсивные, расчетливы. В общении просты, искренние, готовы прийти на помощь.
7. Разумихин Дмитрий Прокофьевич
Разумихин — рассудительный, толковый, понятливый, мудрый человек. Стремиться вразумить что-то другим, передать свой опыт.
Имя Дмитрий. Характер Дмитрия отличается практичностью, коммуникабельностью и предприимчивостью. Как правило, это открытый, склонный к риску человек, очень одарённый.
Человек ставит перед собой завышенные цели или несколько целей одновременно, надежный человек, стабильный.
8. Заметов Александр Григорьевич
Заметов склонен замечать всякие мелочи, находчивый, внимательный человек.
Александр (греч. «Мужественный защитник»). Он старается добиваться всего сам, также обладает мужественностью, напористостью, властью.
Мужчины с отчеством Григорьевич спокойные, покладистые, но хитрые.
9. Свидригайлов Аркадий Иванович
Аркадий — образцовый мужчина, пропитанный жизненной энергией и любовью к людям, вызывающий симпатию и уважение, смелые, инициативные, ответственные.
Иванович – спокойный, уравновешенный и вдумчивый.
10. Марфа Петровна
Женское имя Марфа означает “госпожа”, “хозяйка”, характер Марфы изобилует сильными чертами, такими как настойчивость, решительность, прямолинейность, упрямство.
Петровна — Раздражительна и прямолинейна, принципиальна и расчетлива. В общении проста, обладает развитым чувством юмора. Добра, идет навстречу чужим желаниям.
11. Лужин Петр Петрович
Раньше лужей называли и водоемы, поэтому эту фамилию мог получить человек, живущий рядом с водоемом.
Характер Петра не отличается какими-то яркими особенностями: это простой, независимый, немного нервный человек.
Петровичи – противоречивы, им не откажешь в хитрости, упрямстве, эгоизме.
12. Алена Ивановна
Алёна издавна ассоциируется с чем-то солнечным, красивым и добрым.
Женщины с отчеством Ивановна импульсивные, расчетливы. В общении просты, искренние, готовы прийти на помощь.
13. Порфирий Петрович
Мужское имя Порфирий произошло от греческого слова “порфир”, которое означает “багряный”.
Характер у Порфирия простой и уравновешенный. Обычно это очень сильный духом, спокойный, человек.
Характер Петра не отличается какими-то яркими особенностями: это простой, независимый, амбициозный, немного нервный человек.
14. Лизавета
Елизавета амбициозная женщина, вся жизнь которой подчинена её эмоциям. Обычно она умеет их сдерживать, иногда действует импульсивно, непродуманно, напролом.
15. Зосимов
Зосимов – живой, энергичный, жизнерадостный
Источник: http://testsoch.ru/prestuplenie-i-nakazanie/sochinenie-na-temu-imena-v-romane-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.html
Сочинение Образ ребенка и его значение в романе Ф.Н. Достоевского «Преступление и наказание»-Сочинения по русскому языку и литературе для 1-11 классов
В романе Ф.Н. Достоевского образ ребенка используется несколько раз. Этот образ мы видим во сне Раскольникова и снах Свидригайлова, в образе детей Мармеладовых, в образе Сони и в образе Лизаветы.
Роль образа ребенка в романе велика потому, что дает возможность понять психологические состояния героев. Этот образ показывает беззащитность, душевную чистоту героев. Мы знаем, что Раскольников в своем сне о лошади видит себя в образе ребенка.
В этом эпизоде романа Раскольников еще не совершил преступления, и его подсознание подсказывает ему, что он чисто психологически не способен на это.
Он возникает в образе ребенка, потому что он еще чист нравственно и внутри себя бунтует против своей мысли об убийстве.
Затем мы узнаем, что Лизавета, сестра старухи, тоже представляет собой беззащитного ребенка. Сводная сестра бьет ее и отбирает все деньги. Лизавета перед ней совершенно беззащитна.
Лиза не совершила ничего незаконного, она ребенок, который вырос физически, но не психологически. В ней есть частица ребенка – ее душа, она даже ведет себя, как ребенок, когда видит Раскольникова с топором.
Лиза закрывается руками от опасности, как это делают маленькие дети, когда они чем-то напуганы.
В следующий раз мы видим образ ребенка в Соне Мармеладовой, когда она приходит к Раскольникову домой. Он видит перед собой восемнадцатилетнюю девушку с чертами ребенка. Соня в душе ребенок. Она и ведет себя, как ребенок, смотрит испуганно, очень робкая и готова убежать в любой момент, как маленький ребенок.
В романе есть не только образ ребенка, но и представители этого возраста – дети Мармеладовых. Они робки, беззащитны, все время чего-то бояться. Эти дети представляют собой чистоту, которая в дальнейшем может стать грязью и позором.
Образ ребенка в снах Свидригайлова возникает два раза. Первый раз мы видим образ мертвой девочки в пустом доме. Образ этой девочки – воспоминание Свидригайлова, призрак загубленной им души. Я думаю, что у этого образа есть еще одна сторона.
Ребенок представляет собой похороненную навсегда хорошую сторону Свидригайлова. Второй раз образ ребенка возникает в другом сне Свидригайлова, когда ему снится, что он увидел внизу гостиной маленькую девочку, сбежавшую из дома, потому что она разбила чашку матери.
Буквально на глазах Свидригайлова маленький ребенок теряет свой детский образ и из ангела превращается в дьявола. Это был бердовый сон, но, возможно, именно в нем Свидригайлов увидел свое превращение. Это было быстро прокручено перед ним как кино, которое показало жизнь его души.
В реальности этот процесс мог длиться несколько лет, а может, несколько минут.
Я считаю, что образ ребенка есть еще в одном герое этого романа, хотя открыто он там не появляется. Этот образ появляется иногда в Разумихине. Я так считаю, потому что Разумихин ведет себя расковано, много говорит. Он ребенок, большой ребенок, который взрослеет буквально на глазах. За время суда над Раскольниковым, образ ребенка затух в Разумихине окончательно.
Зачем же был нужен образ ребенка в этом романе? Какова его роль?
Он был нужен для полноты психологической картины романа. Этот образ представляет собой неотъемлемую часть романа. Он – одна из красок, использовавшаяся для изображения романа. Без него произведение вышло бы совсем другим и уже не было бы настолько сильным.
Что такое образ ребенка в этом романе? Это все доброе, светлое, что есть только в героях и жителях этого выдуманного Петербурга.
Поделись сочинением с друзьями!
Источник: http://alfasoch.ru/sochineniya-po-avtoram/obraz-rebenka-i-ego-znachenie-v-romane-f.n.-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.html
Сочинение: Смысл романа «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский) | Литерагуру
(330 слов) На момент прочтения первой части романа Достоевского «Преступление и наказание» невольно задаешься вопросом: в чем же интрига произведения, если убийца известен с самого начала? Однако суть вовсе не в том, когда же, наконец, героям станет ясно, кто совершил злодеяние. Смысл социально-философского романа автор прячет в мыслях, поступках и рассуждениях персонажей, поэтому здесь важна каждая строчка.
Мотив преступления главного героя раскрывается в его собственной теории об обыкновенных и необыкновенных людях. Первых, по мнению Раскольникова, большинство, и они становятся жертвами вторых – необыкновенных, которым позволено убивать во имя благой цели.
Восторгаясь Наполеоном, Родион решает проверить теорию на себе, и, таким образом, понять, кто же он – «тварь дрожащая или право имеет».
Молодой человек рассчитывает, что после убийства старухи-процентщицы – жертвы, по которой и плакать-то никто не станет, его не будет мучить совесть, ведь такие ужасные средства оправдывают благородные намерения – помочь бедным выбраться из нищеты. В итоге Раскольников чуть не сходит с ума.
Его состоянием обеспокоены родные и близкие – мать и сестра Дуня, друг Разумихин, Соня Мармеладова и талантливый следователь Порфирий, догадывающийся обо всей ситуации. К концу романа Родион убеждается в том, что раскаяние – лучший выход из этой истории. Страницы романа пропитаны опровержением адской теории, а поведение героя и его сны лишь подтверждают невозможность ее воплощения.
Читатели, несогласные с этим, могут привести в качестве аргумента следующего персонажа – Свидригайлова. Казалось бы, герой нисколько не страдает от мук совести, а на его счету уже не одно злодеяние.
Но стоит подойти к финальным главам произведения, и читатель обнаруживает, что даже такой стойкий персонаж просто не выдерживает.
Самоубийство Свидригайлова – еще одно доказательство того, что бесчеловечная теория Раскольникова не может быть реализована.
Однако смысл произведения не только в опровержении теории Раскольникова, но и в силе человеческой веры. Соня Мармеладова помогает герою выбраться на путь возрождения, побуждая его признаться и покаяться перед Богом.
И только в эпилоге у Родиона действительно появляется шанс начать жить заново, искренне раскаявшись в своих грехах.
Обращаясь к названию романа, читатель понимает, что самое страшное наказание героя – не каторга, а его совесть, пробудившаяся сразу после совершенного им преступления.
Источник: https://LiteraGuru.ru/sochinenie-smysl-romana-prestuplenie-i-nakazanie-f-m-dostoevskij/
Родион Раскольников
Автор: Евгения Кошечкина
Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Замысел романа Достоевского «Преступление и наказание» очень глубок и сложен. С самого начала автор просто знакомит нас с главным героем, но атмосфера романа уже ясна – атмосфера духоты перед грозой. Сразу же передается болезненно-нервозное состояние Раскольникова, и можно почувствовать, что произойдет дальше.
Поскольку в романе отображена единая линия действия, связанная с убийством старухи-процентщицы, нет побочных линий, и все произведение посвящено психологической проблеме Раскольникова, то можно сказать, что во всем романе основная идея заключается в осознании главным героем собственной теории.
Раскольников три раза переживает убийство: до преступления – расчет, во время преступления – осуществление роковых планов, и после него – осознание происшедшего. Даже во сне его мучают угрызения совести. Три сна отражают все его переживания.
Раскольников сначала еще не осознает толком, по каким причинам у него возникают странные, нелепые мысли о будущем преступлении (причем их неизбежность неминуема), он боится об этом думать, но все равно какая-то сила заставляет его обращать внимание на все мелочи, касающиеся старухи-процентщицы.
Не только теория о двух категориях человечества, но и просто случайные совпадения постоянно способствуют преступлению. Например, разговор двух студентов в распивочной, услышанный Раскольниковым, — не один он думал, что старуху нужно убить.
Потом Раскольников в безумном монологе признается сам себе, что он замышляет ужасное убийство: «Да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп». После этого признания он уже чувствует, что «нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что все вдруг решено окончательно». Он не может найти себе покоя.
Встревоженный одной постоянной мыслью, он уже не в силах противостоять ей. Эта мысль исходит из его теории.
Но почему он, так убежденный в своих рассуждениях о «тварях дрожащих» и «сильных мира сего», ужаснулся, когда увидел, как его теория отражается на практике? Может быть, он решил проверить свои принципы? Или доказать самому себе, что он сам не «вошь»?
Раскольников жил в бедных условиях, и ему, несомненно, хотелось лучшей жизни. Но стоило ли это все жизней старухи и Лизаветы, даже если они и были «тварями дрожащими»? По теории Раскольникова – да.
Сама фамилия главного героя характеризует его. Раскол происходит в его душе, в ней уживаются и добро, и зло. И постоянно происходит борьба этих двух начал.
Достоевский рисует раскольникова то как хладнокровного убийцу, не отступившего перед убийством двух человек, то как заботливого брата, доброго друга. Сначала зло торжествует – Раскольников совершил преступление.
Но после, осмыслив все свои поступки, он раскаялся, обретя веру. Его же теория выдала его и помогла Порфирию раскрыть преступление.
Достоевский вводит практически всех героев романа в тупиковые ситуации. Многие не находят выхода из этого лабиринта и погибают (старуха, Катерина, Мармеладов, Свидригайлов) по воле судьбы или по своей воле. Но другие герои выживают в трудных условиях (Раскольников, Соня, Дуня).
Что же помогло Раскольникову избежать тупика, что толкнуло его на осознание совершенного, на раскаяние? Безусловно, не появись в его жизни Сони, все кончилось бы тем, что он покончил бы с собой. Именно Соне он открыл свою душу, ей первой он рассказал правду. Может быть, уже при чтении Библии Раскольников осознал свою вину до конца?
« Назад к списку
Источник: http://www.rhapsody.ru/compositions/po_dostoevsk.html
Сочинение: Особенности психологизма в романе Достоевского «Преступление и наказание» — Сочинение
Особенности психологизма в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Философская проблематика романа «Преступление и наказание» во многом обусловила особенности его психологического стиля. Можно сказать, что психологизм стал стихией всего романного повествования, для которого характерна предельная сосредоточенность на душевной жизни героев.
Герои «Преступления и наказания» погружены в себя, в свой внутренний мир, стремятся разрешить сложные жизненные вопросы.
Так, например, Родион Раскольников сосредоточен на решении важной для него философской проблемы: «Тварь ли я дрожащая или право имею…» Одержимый этой идеей, герой забывает о еде, об одежде, полностью пренебрегает бытовой жизнью.
Интересно, что не только Раскольников, но и другие герои романа поглощены какой-либо идеей. Так, в рассуждениях Свидригайлова обнаруживается мысль о полном своеволии, отсутствии нравственного долга перед собой и окружающими людьми.
Лужин воплощает собой идею экономического хищничества, он исповедует философию приобретательства. Идеи любви и самопожертвования свойственны Соне. Без идеи, вне идеи трудно представить себе жизнь героев Достоевского. По мнению писателя, часто именно идея определяет нравственную сущность человека, поиск им своего места в мире.
Не случайно система изобразительно-выразительных средств романа служит передаче динамики мыслей и чувств героев. Средствами внешнего и внутреннего монолога, напряженного диалога, с помощью емкой детали автор раскрывает колебания своих героев, непрекращающуюся борьбу противоречий в их душах.
Внутренняя жизнь человека показана у Достоевского в моменты максимального психологического напряжения, интенсивности, когда боль и страдания практически невыносимы. Так, идя «делать пробу», Раскольников в то же время говорит себе: «О боже, как все это отвратительно! И неужели, неужели я… нет, это вздор, это нелепость!..
И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!..»
Герой колеблется от одной крайности к другой, испытывает странное переплетение и смешение чувств: «Так мучил он себя и поддразнивал этими вопросами, даже с каким-то наслаждением»; «Прежнее, мучи- тельно-страшное, безобразное ощущение начинало все ярче и живее припоминаться ему… и ему все приятнее и приятнее становилось».
Как подлинный психолог, Достоевский понимает, что невозможно до конца постичь тайну человеческой души. Для писателя ее глубины неисчерпаемы. Отсюда так часты на страницах романа слова «странно», «странное чувство», «неожиданно для себя», «как бы невольно», «какое-то непонятное ощущение» и пр.
Душевный мир героев Достоевского во многом напоминает хаос, является разрозненным, алогичным: герой часто совершает поступки «вопреки» и назло себе, «нарочно», хотя и предвидит губительные последствия своих «деяний». Об этом, в частности, свидетельствует следующий самоанализ Раскольникова.
«Я должен был это знать, — думал он с горькой усмешкой, — и как смел я, зная себя, предчувствуя себя, брать топор и кровавиться. Я обязан был заранее знать… Э! Да ведь я же заранее и знал!..
» — прошептал он в отчаянии… «Эх, эстетическая я вошь, и больше ничего, — прибавил он вдруг рассмеявшись, как помешанный… — Потому, потому я окончательно вошь, — прибавил он, скрежеща зубами, — потому, что сам-то я, может быть, еще сквернее и гаже, чем убитая вошь, и заранее предчувствовал, что скажу это себе уже после того, как убью».
Среди психологических форм изображения следует назвать символические сны Раскольникова, авторские ремарки, смешение и взаимопереходы различных форм речи — внутренней, прямой, несобственно-прямой.
Замечательно использование портретных деталей, таких, например, как глаза: у Раскольникова «прекрасные темные глаза», у Сони «замечательные голубые глаза», глаза Свидригайлова смотрят «холодно, пристально и вдумчиво», у Дуни «глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые». Так же разнообразна динамика улыбок: «странная улыбка искривила его лицо, жалкая, печальная, слабая улыбка, улыбка отчаяния», «безобразная, потерянная улыбка выдавилась на его устах», «прибавил он с осторожною улыбкой», «задумчиво улыбнулся», «неловко усмехнулся», «горькая усмешка», «неопределенно улыбаясь», «ядовито улыбнулся», «насмешливая улыбка искривила его губы» и т. д.
В целом при анализе внутреннего мира человека Достоевский оставляет глубинные его пласты неосвещенными. Писатель умеет передавать напряженнейшие душевные состояния человека, владеет всеми способами и приемами психологического анализа, что позволяет считать психологизм его романов разработанным и художественно совершенным.
Источник: http://sochineniye.ru/sochinenie-osobennosti-psihologizma-v-romane-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/
Женские образы в романе Преступлении и наказании сочинение
Женские образы в классических произведениях имеют очень большую роль и значение. В романе Достоевского , который очень глубок по своей психологии , эти образы уникальны. В то же время они собирательные. Каждая героиня олицетворяет собой определенный тип людей.
Злая старуха процентщица , которая с самой первой встречи не вызывает никаких симпатий , вбирает в себя образы алчных , ищущих везде выгоду, низких и подлых людей. Сухая старушонка с вострыми и злыми глазками , вострым носом. Ее описание сразу же характеризует ее как человека плохого.
В душе Раскольникова она вызывает массу переживаний и всей своей сущностью подталкивает его к совершению преступления. Не то что бы он являлся человеком злым , он таким образом , в своем понимании , пытался избавить мир от таких мерзких людей , какой являлась эта старушонка. Он не пытал ненависть конкретно лишь к ней.
Он действительно считал таких людей лишними , без которых мир был бы намного лучше , и все эти его размышления сосредоточились на ней.
Полный антипод Алены Ивановны – ее сестра Лизавета. Это кроткая девушка , не сделавшая никому зла , олицетворяющая собой униженных и оскорбленных. И жизнь свою она заканчивает как жертва обстоятельств.
Вообще интересен контраст не столько таких разных по своей сущности сестер , сколько их гибели. Умирает плохой человек и вместе с ним хороший. Это утяжеляет вину Родиона , все больше терзает его. Смерть Лизаветы и является наказанием за совершенное преступление.
Это словно говорит о том , что как бы нам не хотелось , мы все же не в праве вершить правосудие таким образом.
Большое значение для героя , естественно , имеют его мать и сестра. Пульхерия Раскольникова – любящая мать, радеющая о благополучии своих детей. Но , к сожалению , для той социальной ниши , к которой они относились , зачастую благополучие было не совместимо с счастьем.
Так Дуня , сестра Родиона , готова была выйти замуж за довольно успешного человека ради того , чтобы ее родные не бедствовали. Она любила брата более себя самой , как писала Пульхерия в письме сыну. Авдотья была девушкой рассудительной , терпеливой , не страдала честолюбием. Была в ней и гордость.
Но она не была ее пороком , не затмевала ее достоинств и широты души.
Несомненно , самой главной из всех героинь романа является Соня Мармеладова.
Именно она оказывала на Раскольникова огромное влияние , помогала ему разобраться в себе , не оставила в тяжелый период его душевных терзаний. «Так не на земле ,а там..
о людях тоскуют, плачут , а не укоряют» это характеристика Сони. Девушка обладает ангельской внешностью и характером , готова приносить себя в жертву.
Она искренна и благодушна. А приходится ей заниматься неблагопристойным делом ради того , чтобы прокормить семью. Между тем Соня верующая девушка , ей приходится нарушать заповедь.
Но она находит в себе силы жить с этим. Она является отверженной в обществе , но живет ради высших идеалов , печась о других людях и их душах. Рядом с Раскольниковым она в действительности выполняет роль ангела.
Она как бы приставлена к нему в этой роли.
В романе автор раскрывает душу героя , претерпевшую много мучений и нравственные переломы. Женские же образы здесь , напротив , все стойкие , не уступающие своим позициям. В каждой из героинь преобладают определенные качества. Плохие остаются плохими , хорошие – хорошими , в отличии от Родиона , который из бедного юноши превращается в безжалостного убийцу , а затем в раскаявшегося грешника.
Женские образы в романе Преступлении и наказании
- Сочинение на тему Некрасова стихотворение Железная дорога 6 классСтихотворение отражающее социальную позицию великого русского поэта Некрасова было издано в 1864 году, через несколько лет после начала проведения реформы крепостного права
- Сочинение на тему Хлеб и война (15.3 9 класс )Главным является то, что среди трех вышеперечисленных ценностей хлеб занимает именно первое место. Вероятно, что многие люди пока что не знают о ценности хлеба.
- Сочинение на тему Лесная поляна (описание)Конец августа — хорошее время для сбора грибов в средней полосе России. Выбраться на лесную поляну, вдохнуть полной грудью свежий воздух, забыть о времени и вернуться домой с полными корзинами и ведрами. Что может быть лучше?
- Сочинение на тему Если бы я был президентомЕсли бы я была президентом, то я бы постаралась сделать мир чуточку лучше. Ведь, очень приятно пройтись весенним деньком в солнечную погоду по чистому родному городу?
- Сочинения по литературе
- Сочинение по картине Бродского Летний сад осенью 7 классОсень по праву считается самой красивой и загадочной порой. Каждый из нас может воспринимать осень по- разному, для кого-то это пора грусти, ведь лето закончилось, впереди холодная долгая зима. А для кого-то напротив осень- это красочное,
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/zhenskie-obrazy-v-romane-prestuplenii-i-nakazanii
Сочинения на Getsoch.ru
Сочинение на тему «Смысл названия романа «Преступление и наказание»
Одним из величайших авторов-новаторов, своего времени, считается Ф. М. Достоевский. Общеизвестно, что роман «Преступление и наказание» в списке самых читаемых произведений на земле. Актуальность романа возрастает с каждым новым поколением, ведь в нем затронуты важные философские темы, описаны судьбы обычных людей, стоящих перед выбором, поставлены вопросы, требующие ответа.
Это не единственное сочинение автора, в котором речь идет о преступлении. Достоевский считал, что жизнь его современников переполнена злодеяниями. Причина, по его мнению, заключается в падении моральности и нравственных ценностей.
Уже в самом названии сочинения заложена интрига: поставлен вопрос о цене жизни человека, на который автор предлагает читателю ответить самому. Через всё произведение просматривается взаимосвязь между понятиями «плохо» и «хорошо», сразу же возникает понимание того, что любое зло должно быть наказано. Эту истину автор раскрывает через образ Родиона Раскольникова.
Родион совсем не доволен своей жизнью, он запутался и уже не понимает, в чем смысл нравственных ценностей.
Он представляет себе смысл жизни по-своему и считает, что достоин носить звание «сверхчеловека», не только решающего свои проблемы, но и вершащего судьбы других людей.
На формирование таких взглядов оказали воздействие жизненные обстоятельства и идеологические устои того времени.
Такое мировоззрение приводит к тому, что Раскольников начинает верить в возможность убийства ради счастья других людей. Он искренне считает, что смерть старухи, постоянно мешающей и портящей жизнь людям, — это не преступление. В убийстве ради счастья других, по мнению героя, нет ничего плохого. Именно в этом Достоевский видит причину преступлений ряда своих современников.
Необходимость преступления – проверки на «сверхчеловечность» и одновременно устранения вредного человеческого существа — кажется герою очевидной. После долгих, мучительных размышлений, и попыток выработать новые правила морали, Раскольников убивает старуху и (случайно) ее сестру Лизавету.
Казалось бы, все замечательно – убийство не раскрыто, преступника не видели, но Раскольникова одолевают мрачные мысли, он не получил ничего кроме разочарования.
Убийство, совершенное Раскольниковым, не достигло своей цели. Его желание пустить богатство процентщицы во благо людям осталось нереализованным. «Наполеон» тоже не получился из студента: ему не удается убить в себе громко протестующее нравственное чувство.
В чем же тогда суть наказания? На первый взгляд все просто: совершил преступление – получи взыскание. Для этого есть много способов: тюрьма, каторга или ссылка. Но, автор хочет донести своему читателю мысль о том, что юридическое наказание преступника без изменения его взглядов на жизнь не будет результативным.
Страх в душе и муки совести – это путь к изменению. Самое главное наказание убийце – осознание совершенного зла, искренние раскаяние.
Раскольникову трудно было самостоятельно разобраться в себе, поэтому он доверился Соне Мармеладовой. Именно эта героиня способствовала изменению мировоззрения преступника.
Соня доказала, что зло способно породить лишь зло, необходимо искать способы, которые помогут через добрые поступки изменить человека.
Главный герой отбывает наказание на каторге, перед ним долгий путь душевного исцеления и понимания общей сути ценности человеческой жизни, добра во имя спасения.
Название произведения «Преступление и наказание» очень точно и лаконично раскрывает проблему преступности в обществе, побуждает к размышлениям о роли убийства и последующем за ним наказании.
Автор дает ответы на эти глобальные вопросы и доказывает, что чудеса творит вера, а не насилие. Во имя спасения души нужно следовать заповедям добра и нравственности.
Выбор есть у каждого человека, нужно просто помнить, что за все плохие поступки неминуемо придется ответить не только перед обществом, но и перед собой.
Источник: http://getsoch.ru/po-literature/379-sochinenie-na-temu-smysl-nazvaniya-romana-prestuplenie-i-nakazanie.html
Сочинение «Автор и герой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление к наказание»»
В тысяча восемьсот шестьдесят шестом году был опубликован в журнале “Русский вестник” роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Появившееся произведение далеко не во всем соответствовало первоначальному замыслу автора.
Начиная работать над романом, Достоевский хотел назвать его “Пьяненькие” и описать в нем судьбу современного ему “маленького человека”, образ которого сохранился в итоге под именем Семёна Мармеладова. Однако в процессе создания произведения автора захватила новая идея: рассказать о развитии, воплощении и крахе некоей идеи, во многом похожей на популярную тогда идею бонапартизма.
Теория эта, по замыслу автора, должна была зародиться в голове молодого человека, студента, принадлежащего беднейшему классу, живущего в среде “униженных и оскорбленных”.
Но и этот роман о молодом мыслителе не сразу принял тот вид, в котором каждый из нас может его прочитать: в первых редакциях произведения повествование велось от первого лица, то есть читатель все видел и воспринимал точно так же, как и главный герой.
В дальнейшем Достоевский отказался от этого способа изложения и стал показывать нам все действия героя со стороны, так как при таком методе изображения можно легче и полнее показать все противоречия, возникающие между теорией “сильной личности” и «живою жизнью».Одним из главных объектов романа Ф. М.
Достоевского “Преступление и наказание” является теория, созданная главным героем, Родионом Романовичем Раскольниковым.
Основная идея этой теории заключается в том, что все люди на Земле делятся на “обыкновенных”, “то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных”, и “необыкновенных”, “то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово”.
Ключевым моментом этого разделения было то, что люди “необыкновенные” имеют полное право на преступление для достижения своей цели и способны пролить кровь “во имя лучшего”.Сутью и основным содержанием романа является своеобразный диалог автора и главного героя, результатом которого становится развенчание этой теории.
Раскольников решается на преступление не сразу, к убийству его подталкивают страдания человеческие: нелегкая судьба Мармеладова, встреча с пьяной девочкой на бульваре, сон о забитой Миколкой лошади и многие другие. Он решается проверить “тварь ли я дрожащая” или “право имеющий”, способен ли переступить через чужую жизнь ради спасения людей.
Несостоятельность теории главного героя начинает обнаруживаться уже во время совершения преступления.
В идеях Раскольникова нет строгой логической завершенности, и в самый неподходящий момент в злополучной квартире появляется сводная сестра Алены Ивановны — Лизавета. Ока является одной из тех “страждущих”, ради которых Родион Раскольников и идет на преступление, но ему пришлось убить и Лизавету, а также, вероятно, ее еще не рожденного ребенка.
Одним из подтверждений ложности высказанной теории является совершенное уединение главного героя от внешнего мира, людей, естественных человеческих чувств: “…Мрачное ощущение мучительного, бесконечного… отчуждения вдруг сознательно сказались в душе его… Одно новое, непреодолимое ощущение овладевало им все более и более…
это было какое-то бесконечное, почти физическое отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, упорное, злобное, ненавистное”.
Раскольников 352после совершения убийства прячет награбленное под “большим неотесанным камнем” не только потому, что боится обыска в своей квартире, но большею частью потому, что человек в нем не может воспользоваться плодами преступления.
Душевное состояние Раскольникова совершенно отдаляет его от родных и близких: “…он стоял, как мертвый; невыносимое внезапное сознание ударило в него, как громом. Да и руки его не поднимались обнять их: не могли…”В роман Ф.
Источник: https://shdo.net/sochinenie-avtor-i-geroj-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-k-nakazanie/