Анализ и мораль басни лебедь, щука и рак крылова

Анализ и мораль басни Лебедь, щука и рак Крылова

Иван Андреевич Крылов (13.02.1769-21.11.1844) — поэт, издатель, публицист. Известен читателям как талантливый баснописец. Из-под его пера вышли 236 басни и были изданы еще при жизни автора. Многие басни были переведены им на русский язык и переделаны на собственный лад. А басни И.А.Крылова переведены на 53 языка.

Басня «Лебедь, щука и рак» написана в мае 1814 года и напечатана в сборнике «Новые басни Крылова» в 1816 году.

Герои басни: лебедь, рак и щука — три, абсолютно разных по характеру и среде обитания персонажа, хотят делать одно важное дело. Но в их действии нет слаженности. Каждый остается верен своим интересам и пристрастиям.

Стихия лебедя – небо, все мысли и действия птицы направлены ввысь. Щука инстинктивно тянется в воду. А рак, в принципе, ничего не может, кроме как, пятиться назад. И как бы они не старались, сдвинуть с места телегу они не смогут.

Мораль: В командной работе, важна не только единая общая цель, но и слаженность действий всех участников мероприятия.

Обратите внимание

Даже если возникают обстоятельства, которые противоречат личным жизненным идеалам, для достижения коллективной цели, иногда нужно отступить от своих принципов и пойти на уступки, на благо общего дела. Конечно же, героям надо было договориться о роли каждого из них.

Проблема еще и в том, что они не способны даже осознать в чем причина их неудачи. Так и в жизни, люди живут в своем маленьком мирке, со своими примитивными способностями.

Работают в коллективе и выполняют какие-то совместные проекты, но так и остаются в рамках своих ограниченных стихий, с узким кругом способностей и умений. Пересмотреть свое отношение к жизни, к своим действиям, за гранью их разума.

Соотечественники Крылова считали, что прототипами героев произведения стали члены общественного совета. Видимо сказалась очевидность схожести ситуации с неподвижным возом и не слаженной работы.

Крылов вырос среди простого народа, и не понаслышке знал обо всех трудностях жизни обычного человека. Иван Андреевич, отличался умением увидеть суть проблемы. Прекрасно знал народную речь, поговорки и пословицы, и уместно применял их в обычном разговоре.

Подмечая суть проблемы, мастерски излагал в её тексте. Поэтому его произведения не только приятны на слух, но и наполнены глубоким смыслом. Темы басен актуальны во все времена.

Фразы из басен Крылова стали крылатыми выражениями и не потеряли своей актуальности и в современном мире.

Вариант 2

Эту басню написал Иван Андреевич Крылов, на его счету много произведений, в которых он высмеивает трусость жадность, глупость и другие пороки человека с помощью аллегорического приема.

Басня — это небольшое произведение написанное в стихотворной форме. С ее помощью обличают различные проблемы. В иносказательной форме можно выражать мысли и не бояться наказания. Хотя все понимают о ком или о чем идет речь, прямых доказательств нет, этим и удобна басня.

В нашем произведении пойдет речь о трех героях, которые решили объединить усилия, чтобы сдвинуть с места воз. Договориться, как это сделать, у товарищей не получилось. Каждый думал, что делает правильно, поэтому так у них ничего не получилось.

Важно

На примере басни становится видно, что каждый должен заниматься своим делом которое он знает и может сделать лучше чем другой. Допустим лебедь прекрасно летает поэтому он даже если захочет то не сможет быть таким же искусным извозчиком как лошадь.

Так же как щука, которая плавает и ее стихия вода, ей тоже не под силу тащить воз. Писатель на рассказывая про животных птиц и рыб показывает как не надо поступать.

И что же все таки надо сделать чтобы дело стало спориться? Прежде всего должна быть договоренность между товарищами в какой последовательности и как делать. Только тогда можно в короткий срок добиться успеха.

Часто так бывает и в наше время в государственных структурах, каждое ведомство требует свое. Получается одно требование противоречит другому, но никто это не хочет замечать и только руками разводят почему же ничего не получается. От такого непонимания и не желания прислушаться к здравому смыслу страдает общее дело. Иногда это делается специально, что бы спасти свою репутацию.

При помощи басни поэт нам указывает на промахи и недостатки других и показывает как сделать чтобы исправить положение. В нашей басне автор подытоживает деятельность друзей и сетует на то, что если нет согласья между ними, то и дела не будет.

← Анализ басни Стрекоза и муравей ← Анализ басни Листы и корни↑ КрыловАнализ и мораль басни Мартышка и очки → Анализ и мораль басни Квартет →

  • Сочинение по картине В сельской школе Маковского В.Е. 6 классЭто такая многообразная картина, то есть тут так много персонажей, достаточно много ситуаций школьных. Мне интересно было рассматривать эту картину.
  • Образ и характеристика Алёши Пешкова из повести Детство Горького сочинениеВ первой части своей автобиографической трилогии, Алексей Максимович Горький описывает своё детство. Алексей Пешков рано потерял отца, и детство будущего писателя прошло в семье его деда, Василия Васильевича Каширина.
  • Сочинение Мой Чацкий. Мое отношение к ЧацкомуЯ считаю, что зря Чацкого кое-кто ругает, говорит, что он слишком гордый, злой, что он вносит смуту. Я считаю, что он всё делал правильно. Так и нужно! Слышал я, что он зря своё здоровье портит
  • Соня Гурвич в повести А зори здесь тихие сочинение«А зори здесь тихие ….» повесть, которая показывает, что война не только для мужчин. Беречь семейный очаг это конечно дело женщин, но на войне они также могут бить врага и совершать подвиги
  • Сочинение Тема любви в лирике Пушкина (в творчестве)Особое место в творчестве А. С. Пушкина занимает тема любви, она проходит через всё его творчество, этим чувством пронизаны все произведения писателя. Так как сам поэт являлся личностью влюбчивой

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/krylov/analiz-i-moral-basni-lebed-shchuka-i-rak

Басня Крылова Лебедь, щука и рак

Лебедь, щука и рак рисунокКогда в товарищах согласья нет,На лад их дело не пойдёт,И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да ЩукаВезти с поклажей воз взялисьИ вместе трое все в него впряглись;Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!Поклажа бы для них казалась и легка:Да Лебедь рвётся в облака,Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Мораль басни

Когда в товарищах согласья нет,На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Лебедь, щука и рак

Общее дело нужно делать дружно, иначе будет не результат, а одно мучение.

Анализ басни Лебедь, щука и рак

В 1814 году чудесный баснописец Иван Крылов выпустил свое знаменитое на весь мир творение под названием «Лебедь, Рак да Щука» и поднял ее на небывалую высоту. Этой басне можно смело давать дополнительное название «Шедевр», ведь она, как и все остальные до воли оригинальна, значима даже в нынешнее время.

А к написанию данного творения Ивана Андреевича, скорее всего, подтолкнуло поведение людей, которые скрывают или действительно не понимают своих возможностей и намерений для общего благого дела.

Большую часть своих сатирических произведений Крылов писал, критикуя и всячески высмеивая власть царей, чиновников и всех правителей.

Совет

Три главных героя этого произведения стали абсолютно разные по натуре личности. С одной стороны мораль и смысл очень просты, а с другой все достаточно запутано и сложно.

Прекрасный лебедь способен только на физические и мысленные полеты, расторопный рак постоянно двигается задом, как бы ни старался сделать шаг вперед ну, а шустрой щуке только плаванье под силу.

Показав главных героев басни именно такими, автор, наверное, хотел сказать, что не всех можно переделать и переучить. И если же человеку суждено плыть, то взлететь он не сможет, как бы ни стремился.

Если рассматривать героев как друзей, то им катастрофически не хватает согласия и понимания. Не обращая внимание на желание и возможности других все стараются «вывернуться на изнанку» но сделать по своему. В жизни так не бывает и всегда кто-то будет прав, а кто-то виновен, а кому то придется и уступить.

В примере данного случая изложена картина, где каждый думает о себе и о своих инстинктах, а не об общем деле.

Баснописец писал не только от своего имени, а и от имени простого здравомыслящего народа.

Он считал, что чиновники лишены нужного образования, острого ума и ораторской культуры, а имели всего лишь положение высшего класса, в котором родились, поэтому и не вышло из их руководства никакого толку.

Обратите внимание

Эту мысль и тему автор продолжил в небольшой, но одной из наилучших и достойных вниманию читателя басен «Лебедь, Рак, да Щука».

Наличие острой сатирики помогает читателю сразу понять, о чем были мысли автора во время написания универсальной басни. Скорее всего он описывал конкретный сюжет того времени, но его произведение подходит ко многим ситуациям нынешнего часа и подойдет к будущим ситуациям. В этом и есть достоинство чудесных произведений, которые не стареют и не имеют срока давности.

Главные герои басни (персонажи)

Лебедь

 Лебедь рвется в небо, непонимая, что он один не сможет поднять телегу.

Рак

 Рак пятится назад, хотя другие тянут в иные направления.

Щука

 Щука тянет в воду, но воз не поддается.

Крылатые выражения, которые пошли из басни

Слушать Басню Лебедь, щука и рак

 Слайд-фильм на основе произведения от VERA AMEL

Мультфильм по басне И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак»

 экранизация одноименной басни И.А.Крылова. Режиссер-аниматор Шаповал А.В.

3 класс, 4 класс.

← Мартышка и очки↑ Басни КрыловаСлон и Моська →

Несколько интересных Басен

Картинка Басня Крылова Лебедь, щука и рак

Источник: http://sochinite.ru/basni/basni-kryilova/basnya-kryilova-lebed-shhuka-i-rak

Анализ басни И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука»

«Лебедь, Рак и Щука» 2 класс

Иван Андреевич Крылов — великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни.

Иван Андреевич Крылов

1769-1844

Ба́сня — это короткое, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни. В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.

Лебедь, Рак и Щука

Герои басни

  • Лебедь -рвётся в облака
  • Рак — пятится назад
  • Щука –тянет в воду
Читайте также:  Анализ произведения достоевского преступление и наказание

Крылов заимствует свои образы из фольклора, благодаря этому писателю не нужны развернутые характеристики героев, стереотипы уже сложились на протяжении веков. Этим он добивается лаконичности и точности характеристик, безошибочного попадания в истину.

Определение образов

Лебедь

Рак

Рвётся

Щука

Стремительный

Пятится

Неповоротливый

Быстрый

Тянет

Знает только своё дело

Упрямый

Упрямая

Знает только своё дело

Знает только своё дело

Мораль

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

Дружно негрузно, а врозь хоть брось.

Где лад , там и клад.

Крылатое выражение

А воз и ныне там.

Сравни басню и сказку о животных

  • Сказка
  • Герои :животные
  • События : помогают друг другу
  • Вывод : добро побеждает зло
  • Басня
  • Герои : животные, птицы, деревья
  • События :выступают в роли человека, показывают его недостатки
  • Вывод : понять недостаток и исправить его

С героями на этот раз всё очень складно и просто, три разных по натуре: лебедь может только летать и физически и в своих мыслях, рак, что не поделай, пятиться назад, а щуке только плавать суждено. Мораль басни в том, что есть вещи, заложенные природой в зверей и людей, с которыми нельзя ничего поделать, их не удастся изменить, как ни старайся.

В дружбе важно сочетание единых духом и в стремлениях персонажей, а если нет в товарищах согласья, то, как бы они не лезли из кожи вон, никто из них не будет прав иль виноват – дело спориться не будет.

Каждый следует своему инстинкту, работает во благо, да только воз и ныне там.

Какая идея вдохновила Крылова на эту басню? Вероятно люди, скрывающие или сами непонимающие свои истинные намерения в создании общего дела.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/analiz-basni-i-a-krylova-liebied-rak-i-shchuka

Мораль басни И.А Крылова: Лебедь, Рак и Щука

Басня Крылова «Лебедь, рак и щука», мораль которой до сих пор носит актуальный характер, впервые была опубликована в девятнадцатом веке. В те времена было очень распространено написание текстов в аллегорической форме, поскольку только так можно было обойти строгую цензуру.

Это позволяло предложить читателям многоплановое трактование описываемых событий, в особенности социальных отношений и господствовавших тогда нравов в самых различных аспектах. В основе сюжета «Лебедь, рак и щука» лежит история о трёх абсолютно разных и непохожих друг на друга животных: лебеде, щуке и раке.

Персонажи басни приняли решение объединить свои усилия, чтобы везти поклажу. Вроде бы груз был не очень велик, да только повозка совершенно не хотела двигаться с места, поскольку участники не могли договориться межу собой: лебедь стремился взлететь в небеса, рак привычно пятился назад, а щука пыталась попасть в воду, в результате чего повозка осталась стоять на своём месте.

Основной смысл басни кроется в самых первых её строках: если между участниками общего мероприятия отсутствует согласие, то не стоит ждать положительного исхода. Вероятнее всего, автор не просто так выбрал столь разных персонажей. Крылов хотел как можно ярче отобразить идею о том, что стремление к общей коллективной цели должно быть выше индивидуальных интересов.

Только в этом случае «повозка сдвинется с места», но для этого необходимо договариваться. Порой уметь услышать другого человека, понять иную позицию или принять противоположное мнение во имя компромисса, не так-то легко. Это целое искусство, прожить без которого достаточно сложно.

Иван Андреевич, будучи настоящим мастером своего дела, без лишних нравоучений наделяет простой сюжет детской басни глубоким взрослым смыслом. Используя свое красноречие, Крылов создал массу ярчайших произведений о людских пороках, высмеивая жадность, лень, эгоизм, а также алчность, глупость и тщеславие.

Богатый русский язык, блестящее остроумие, тонкая ирония, лёгкая сатира – основные инструменты великого баснописца. Отсутствие излишнего морализаторства даёт возможность читателям сделать свои умозаключения. Можно с уверенностью сказать, что его творчество актуально и по сей день, поскольку помогает человеку увидеть себя со стороны, чтобы избавиться от своих дурных качеств и стать лучше.

На этой странице искали :

  • Лебедь рак и щука анализ басни

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/moral-basni-i-a-krylova-lebed-rak-i-shhuka.html

Какая мораль в басне Крылова Лебедь, щука и рак?

Какая мораль в басне Крылова Лебедь, щука и рак?

  • Далеко не все знают басню Крылова quot;Лебедь, щука и ракquot;. В этой истории каждый тянул обоз в свое русло, в свою сферу существования. Они хотели сделать общее дело, а вот как — не сообразили, не стали действовать сообща, вот ничего у них и не получалось, а воз и ныне там.Мораль той басни такова — если за что-то собираетесь взяться, то вначале обсудите как это собираетесь делать. Ведь только сообща ваш коэффициент полезного действия преумножается в разы!
  • А мораль сей басни такова: если хотите сделать дело качественно, то соберите команду готовую идти на компромиссы и двигаться в одном направлении. А если каждый будет тянуть одеяло на себя, то ни к чему толковому это не приведет!
  • Здесь действительно все более, чем просто. Если команда делает одно дело, то они обязательно должны скоординировать все свои действие. Если это не произойдет, результат будет точно такой же как в басне. Для этого и существуют руководители, это их задача устранить ненужные личные мотивы и направить трудовую деятельность в нужное русло для достижения цели.
  • Если перевести на современный лад, то речь идет о том, что в рабочем коллективе нужно помогать друг-другу, а самому по-себе будет нелегко. И всегда должна быть дружба и взаимопонимание в рабочем коллективе. Примерно так.
  • Урок, который должен был вынести каждый, кто басню прочитал, звучит так. Разрозненность действий не принесет успеха никому, победа не достанется никому, поражение потерпит каждый. Даже враги объединяют свои силы, чтобы выиграть, а уж друзьям или соратникам подавно надо бы объединится и уступить пальму лидера наиболее сильному. В данном случае можно было выбрать Лебедя, он высоко летает и никакие речные обитатели его бы не достали, в то время как рак и щука могли бы поругаться. Сделали бы дело, каждый бы выиграл чуточку и разошлись бы с частицей победы, а так ничего и ни у кого.Басни Крылова весьма поучительны, а животный мир похож на человеческий.
  • По моему, в той басне мораль довольно проста: quot;Когда в друзьях согласья нет…quot;. Суть басни в том, что для решения какого-либо сложного дела силами небольшого коллектива нужно скоординированное действие в одном направление всех участников такого коллектива, иначе получится полный раздрай.
  • Эта басня говорит о дружности и собранности компании/коллектива, о том что в коллективе нужно думать и других а не только о себе, а не так как в басне: лебедь, щука и рак взялись делать одно дело но не получилось так как действовали они так как им удобно.
  • Басня эта очень поучительна и актуальна. По сюжету лебедь, рак и щука тянули воз каждый в своем направлении и понятное дело, воз с места не сдвинулся. То есть налицо несогласованность действий по достижению какой-либо цели. Если бы хотя бы два персонажа этой басни объединили бы свои усилия, воз медленно, со скрипом, преодолевая сопротивления третьего участника, тормоза, сдвинулся бы в выбранном направлении. Объедини они все свои силы, возок пошел бы как по маслу. Отсюда вывод, или мораль, в большом коллективе должен быть четко определен план действий и все усилия скоординированы. Для этого лучше всего иметь начальника, которой и задаст нудное направление. А если все будут считать себя главными, ничего хорошего не получится.
  • Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдт. Другими словами можно сказать, что любое дело будет спориться, если все действия хорошо скоординированы между всеми участниками. Именно в этом, кроется успех любого дела.
  • Мораль такая собрались вместе сделать одно дело, так делайте, а не каждый сам по себе, quot;сам по себеquot; для общего успеха не подходит. Надо вместе действовать в одном направлении, тогда придт успех и дело сделается.

Источник: http://info-4all.ru/dosug-i-razvlecheniya/kakaya-moral-v-basne-krilova-lebed-shuka-i-rak/

Анализ басен «Квартет» и «Лебедь, рак и щука»

Иван Андреевич Крылов — великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни.

Крылов в своих баснях не просто критиковал царскую власть, правительство и чиновников, во многих своих произведениях он изображал сатирически и высмеивал конкретные события и определенные исторические личности. Так, в басне “Квартет” поэт высмеял Государственный совет и его руководителей, оказавшихся неспособными и беспомощными перед конкретными политическими задачами.

Крылов обращает свою сатиру против пустопорожних болтунов и неучей. Басня была написана через год после того, как приступил к своим обязанностям сформированный Александром I Государственный совет. Царь разделил его на четыре отдела, во главе были поставлены высокородные вельможи: князь Лопухин (Козел), граф Аракчеев (Медведь), Завадовский (Осел), Мордвинов (Мартышка).

Проказница-мартышка,

Осел, Козел Да косолапый Мишка ;

Затеяли сыграть квартет”

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

И вот пошли длиннейшие споры о том, кому из вельмож начальствовать над каким из отделов. Несколько раз им пришлось по воле царя меняться ролями, пока наконец, роли были окончательно распределены:

Вот, пуще прежнего пошли у них разборы

И споры

Кому и как сидеть.

Важно

Но мудрый Соловей — народ — понимает необходимое условие слаженной игры квартета — работы Государственного совета — профессионализм:

“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней”,

Им отвечает Соловей.

И почти как афоризм, коротко и категорично звучат слова приговора:

“А вы, друзья, как ни садитесь.

Все в музыканты не годитесь”.

Крылов от имени народа, всех здравомыслящих людей… говорит, что для занятия политикой, делами государства, недостаточно просто принадлежать к высшему классу по рождению, необходимы специальное образование и культура, природный ум и способности оратора. Всего этого лишены назначенные вельможи, оттого и не вышло толку от их деятельности.

Эту же тему Крылов продолжает в басне “Лебедь, Рак и Щука”. По объему басня совсем небольшая, но это не умаляет ее достоинства. Она остро сатирична; мораль, данная автором в начале произведения, помогает читателям настроиться на нужный лад, сразу и безошибочно понять мысли автора, завуалированные эзоповым языком. Современники Крылова прекрасно понимали аллегории поэта.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка,

Да Лебедь рвется в облака,

Читайте также:  Пирогов в рассказе невский проспект гоголя характеристика и образ героя

Рак пятится назад,

а Щука тянет в воду.

Мастерство Ивана Андреевича заключается в универсальности его произведений. Написанные на конкретные события, они в силу своей многозначности могут быть приложены к любому подходящему моменту. Они существуют вне времени и пространства, в этом их главное достоинство. Они так же актуальны сегодня, как и сто лет назад.

Как объяснить этот феномен? У него много составляющих: это и талант Крылова, нашедший свой выход в сатире, в жанре басен. И прекрасный, образный и лаконичный язык, которым так мастерски пользуется автор, переходя с литературного на разговорный, даже порой на диалектный.

И конечно же, знание материала, о котором пишет Иван Андреевич.

Крылов заимствует свои образы из фольклора, благодаря этому писателю не нужны развернутые характеристики героев, стереотипы уже сложились на протяжении веков. Этим он добивается лаконичности и точности характеристик, безошибочного попадания в истину.

Крылов — подлинно народный писатель, художник огромной силы, его влияние на русскую литературу было огромным. У Ивана Андреевича учились такие мастера слова, как Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский.

В наше время басни Крылова обрели новую жизнь. Они по-прежнему борются с ханжеством и лицемерием, пошлостью и чванством — в этом секрет их долголетия.

Источник: http://MirZnanii.com/a/353519/analiz-basen-kvartet-i-lebed-rak-i-shchuka

И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука». Видеоурок. Чтение 4 Класс

Мы уже знаем, что басня – это рассказ, чаще всего в стихотворной форме, который содержит в себе поучение, совет или мораль. Басни занимают весомое место в литературе и играют важную роль в жизни людей. Они нужны для того, чтобы люди могли избавляться от своих пороков, т. е. от дурных привычек.

Рис. 1. Памятник И. А. Крылову в Санкт-Петербурге (Источник)

На предыдущих уроках мы узнали, что Иван Андреевич Крылов был великим русским баснописцем. По всей стране ему возведены памятники. Один из них стоит в Санкт-Петербурге, в Летнем саду, где любил гулять дедушка Крылов (рис. 1). Памятник выполнен скульптором П. Клодтом.

Рис. 2. Пьедестал памятника Крылову (Источник)

Пьедестал памятника украшают фигурки героев басен Крылова (рис. 2). Многие выражения из басен дедушки Крылова стали крылатыми. Мы часто их произносим, даже не задумываясь, что эти слова впервые произнесли герои Крылова. Вспомним их и назовём басни, из которых взяты эти строчки.

У сильного всегда бессильный виноват.

(басня «Волк и Ягнёнок»);

Сильнее кошки зверя нет.

(басня «Мышь и Крыса»);

А Васька слушает, да ест.

(басня «Кот и повар»);

Видит око, да зуб неймет.

(басня «Лисица и виноград»);

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

(басня «Квартет»).

Познакомимся с новыми словами и словосочетаниями, чтобы текст басни был понятнее.

Из кожи лезут вон – очень стараются.

А воз и ныне там – воз стоит на прежнем месте.

А возу все нет ходу – герои не сдвинули воз с места.

Поклажа – груз или багаж.

Прочтём басню И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

«Лебедь, Щука и Рак» (рис. 3).

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Рис. 3. Лебедь, Щука и Рак (Источник)

Давайте охарактеризуем персонажей как животных. Лебедь – это большая сильная птица, летает на высоте, у неё большой размах крыльев. Рак двигается по-особенному. Он пятится назад. А живёт рак под корягами. Щука плавает в озере куда захочет. Героям не удалось сдвинуть поклажу, потому что каждый тянул в свою сторону.

Персонажи вызывают у нас чувство сожаления. Автор басни тоже жалеет о том, что у товарищей согласия нет, и не удалось им поклажу сдвинуть с места.

Иван Крылов написал эту басню потому, что хотел научить нас действовать в данной ситуации и хотел подсказать нам, как учиться на чужих ошибках. В басне есть слова, которые подсказывают, что воз можно было бы свезти.

Совет

Автор называет героев произведения товарищи и говорит, что «поклажа бы для них казалась и легка».

У читателей вызывает улыбку то, как герои выполняли свою работу. Но этот смех добрый, не злой.

Мораль басни такова:

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.

Давайте составим вопросы к басне и ответим на них крылатыми выражениями из неё.

1. Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак?

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись.

2 Как они старались выполнить работу?

Из кожи лезут вон.

3. Получилась ли их затея?

А возу все нет ходу.

Крылатые выражения каждый образованный человек должен знать и умело употреблять в своей речи.

Прочитаем отрывок из басни и найдём слова, которые помогают увидеть образ каждого героя.

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;

Да только воз и ныне там.

«Лебедь рвется в облака» – он стремительный, упрямый, быстрый (рис. 4).

Рис. 4. Лебедь (Источник)

«Рак пятится назад» – он неповоротливый, нерасторопный (рис. 5).

Рис. 5. Рак (Источник)

«Щука тянет в воду» – настойчиво выполняет свое дело (рис. 6).

Рис. 6. Щука (Источник)

Список литературы

  1. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 4. – М.: Просвещение.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 4. – М.: Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В. и др. / Под ред. Виноградовой Н.Ф. Литературное чтение. 4. – ВЕНТАНА-ГРАФ.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Выучить наизусть басню «Лебедь, Щука и Рак». Выразительно её прочитать.
  2. Выписать крылатые фразы из басни. Потренируйтесь употреблять их в речи, составьте с ними предложения.
  3. * Нарисовать героев басни «Лебедь, Щука и Рак» так, как вы их себе представляете.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/chtenie/4-klass/basni/i-krylov-lebed-rak-i-schuka

И. А. Крылов. Лебедь, Рак и Щука

Ответы к стр. 38 — 39

Басня «Лебедь, Рак и Щука» состоит из двух частей: картина жизни, в основе которой лежит определённое событие, и вывод басни (мораль, нравоучение).

  • О каком событии рассказывается?

Однажды Лебедь, Рак и Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись…

  • Найди в тексте слова, которые являются моралью (нравоучением). Объясни их смысл.

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.

Смысл морали в том, что общее дело нужно делать сообща, дружно, в согласии друг с другом, объединив общие усилия, иначе вместо отличного результата, как бы кто не пытался лезть из кожи вон сам по себе, получится одно мучение.

  • Сравни басню и сказку о животных. Данные занеси в таблицу.
Сказка о животных Басня
Герои Животные. В сказках животные олицетворяют определённые черты людей (ум, доброту, хитрость). Животные. В баснях животные действуют как люди.
События Обыкновенные или выдуманные. Сатирического и юмористического характера. Обыкновенные или выдуманные, нравоучительного и сатирического характера. Иллюстрация к известному житейскому или нравственному правилу
Выводы Наставления и поучения в иносказательной, завуалированной форме. Прославление товарищества и прославление победы. Прямая мораль. Вывод поучительного характера, содержащий совет читателю поступать тем или иным образом или афористическое суждение, житейская мудрость. Мораль направлена к поощрению навыков, полезных в жизни.
  • В чём причина неудачи Лебедя, Рака и Щуки? Ответь словами басни.

Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

  • Обсудите с другом, выполнялись ли в басне условия совместной работы. Что нужно сделать, чтобы не вышло как у Лебедя, Рака и Щуки?
  • Договориться с товарищами; выслушать всех, потом начинать работу; распределить обязанности,

В басне не выполнялись условия совместной работы. Для удачного исхода дела и чтобы не получилось как у героев басни, нужно сначала выслушать всех, договориться с товарищами, затем распределить обязанности и только потом начинать работу.

Читать  Крылов И. А. «Лебедь, Рак и Щука»

Ответы по литературному чтению. 2 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

Источник: http://volzsky-klass.ru/i-a-krylov-lebed-rak-i-shhuka/

«Басни. И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

Конспект урока

(технологическая карта)

в соответствии с ФГОС НОО

и учебной программой Л. А. Ефросининой, М. И Омороковой «Начальная школа XXI века»

по теме: «Басни. И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».

Подготовила:

Руденко Ирина Леонидовна,

учитель начальных классов

Тема урока:Басни. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».

Предмет

Литературное чтение

Класс

второй

Тип урока: комбинированный с элементами творчества обучающихся

Педагогические задачи:

  • ознакомление обучающихся с басней И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»;

  • обучение обучающихся определению жанровых особенностей басен (аллегоричность, мораль, поучительность), нахождению морали в произведении;

  • способствовать развитию речи обучающихся и получению ими навыков выразительного чтения;

  • обучение практическим навыкам работы в группе по созданию инсталляции по изучаемому произведению;

  • ссодействовать воспитанию интереса к личности баснописца и жанру «басня».

Планируемые

образовательные

результаты:

Предметные:обучающиеся работают с басней, ее структурой и формой; знакомятся со стихотворной формой басни; понимают значения понятий: басня, баснописец, мораль.

Метапредметные:

познавательные:

  • адекватное восприятие на слух басни И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак»,овладение навыками смыслового чтения текста басни в стихотворной форме;

  • воспроизведение обучающимися по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи;

  • осуществление анализа текста, сравнения;

  • обучающиеся учатся делать вывод.

регулятивные:

  • принимают и сохраняют поставленную учебную задачу,

  • адекватно воспринимают оценку;

коммуникативные:

  • учатся рассуждать и договариваться;

  • высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других;

  • умеют работать в группе.

Личностные: обучающиесявысказывают свое мнение; соотносят поступки и события с принятыми этическими принципами; знают моральные нормы и умеют выделять нравственный аспект поведения.

Методы и формы обучения:

  • ценностная ориентировка,

  • кейс-стади,

  • мозговой штурм (работа в группе),

  • рефлексия

Оборудование:

портрет И. А. Крылова,

книги И.А.Крылова (выставка),

иллюстрация к басне «Лебедь, щука и рак»,

бумага формата А3,

цветные карандаши, ножницы, клей,

рисунки с черно-белым изображением животных – героев произведения.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание

деятельности

обучающихся

(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Приветствие обучающихся и наблюдение за их действиями при подготовке к уроку.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку пять!

Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие Рабочей тетради по литературному чтению, учебника, наличие цветных карандашей, ручки.

Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке

II. Самоопределение к деятельности.

1. Постановка учебной
задачи

– Ребята, сегодня мы познакомимся с творчеством очень интересного человека. Послушайте внимательно эпиграф к нашему уроку и скажмте о ком пойдет сегодня речь на уроке.

Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

М. Исаковский

– Прочитайте, что написано на доске, справа налево. КАР И АКУЩ, ЬДЕБЕЛ.

– Автор этого произведения Иван Андреевич Крылов и сегодня на уроке мы познакомимся с его произведением «Лебедь, щука и рак».

Обучающиеся делают предположения о содержании урока.

– Лебедь, Щука и Рак.

Анализируют задание, формируют свое мнение для ответа на поставленный вопрос.

https://www.youtube.com/watch?v=qnh6aXzRVQI

Аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают
в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы.

Воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя.

Учатся оформлять свою мысль и воспроизводить её в устной речи.

Учатся ориентироваться в своей системе знаний

2. Актуализация опорных знаний

– Ребята, кто из вас уже знаком с произведениями Ивана Андреевича Крылова? Что он писал?

– Кто такие баснописцы?

– Что такое басня?

Басня – небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить.

— Подумайте!

На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди?

В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По художественным, а иногда и по цензурным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и др. Еще в басне всегда есть поучение или мораль, совет, осуждающие глупость или плохие поступки.

Внимание!

Наша задача сегодня – найти в басне «Лебедь, Щука и Рак» мораль и понять, чему она учит.

– Басни.

(ответы обучающихся)

– Баснописцы – авторы басен.

– Басня – это краткий иносказательный, нравоучительный рассказ или стихотворение.

– На сказку

3. Знакомство

с творчеством
И.
А. Крылова

Демонстрирует портрет И. Крылова. Рассказывает
о баснописце.

Тема урока«Басни. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».

Мы познакомимся с известным произведениемИ. А. Крылова, узнаем библиографические сведения

об авторе, определим мораль в басне «Лебедь, Щука и Рак».

Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

Физкультминутка

Утром встал петух на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух,

Поскорей за парту плюх!

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя.

III. Изучение нового материала.

1. Первичное чтение
учителя

– Сейчас я прочитаю басню И. Крылова «Лебедь, щука и рак», а вы послушайте и постарайтесь ответить, что обозначает слово на доске.

(учитель читает басню наизусть)

Обучающиеся внимательно слушают басню.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей

системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Формулируют ответы

на вопросы

2. Беседа
по содержанию прочитанного.

– Назовите героев басни. О чем эта басня?

— Что пытались сделать герои басни?

— Получилось ли у героев басни то, что они хотели? Почему?

– Что произошло с героями басни?

– Как сказано об этом в басне? Найдите и зачитайте эти строки.

– Что общего у героев басни?

– Понравилась вам басня?

– Что заставило вас улыбнуться?

– Что вы узнали из басни? Какое событие описывает
И. Крылов?

.

– В басне всегда есть нравоучительный вывод, он может находиться как в начале произведения, так и в конце. Собственно говоря, в басне мы учимся на отрицательном примере. Не зря сам Крылов говорил «Люблю, где случай есть, пороки пощипать…».

– Слова, в которых выражается главная мысль басни, называются моралью.

– Как вы думаете, эта басня действительно о Лебеде, Щуке и Раке?

(Вспомним что такое иносказание? Иносказание – выражение, содержащие иной (другой) смысл (т.е. аллегория).

– А вы встречали подобное в жизни? Расскажите

– Герои басни – Лебедь, Щука и Рак.

Басня о трех товарищах – Лебеде, Щуке, Раке; о том, как они собрались везти поклажу, но у них ничего не получилось, так как каждый тянул воз в свою сторону.

Высказывают свои предположения.

– Нет, это иносказание.

Рассказывают

3. Словарная работа

– Встретились ли незнакомые слова?

На лад– успешно.

Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.

Воз– колесная повозка или сани с кладью.

Впряглись – принялись за длительную, трудную работу.

Ныне – теперь, в настоящее время.

Отвечают на вопросы

IV. Закрепление темы.

1. Чтение басни про себя

– Найдите в тексте басни слова, которые помогают охарактеризовать каждого героя

– «Лебедь рвется в облака» – он стремительный, упрямый, быстрый.

– «Рак пятится назад» – неповоротливый, нерасторопный.

– «Щука тянет в воду» – упрямая, только свое дело знает

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают
в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы

2. Работа над содержанием басни

– Обратите внимание на глаголы (действия), которые очень точно передают характер каждого героя.

– Какие слова подчеркивают усердие персонажей?

– Есть ли в тексте слова, которые подсказывают, что воз можно было сдвинуть?

– Почему же «воз и ныне там»? Предлагаю вам три варианта ответа. Выберите тот, который считаете верным:

• не спели вместе;

• не договорились, как будут действовать;

• не позвали на помощь кого-то более сильного.

– Найдите главную часть басни – мораль. В жизни людей может произойти такая же ситуация?

– Чему же нас учит басня И. Крылова?

– Как надо читать эту басню? С каким настроением?

– «Из кожи лезут вон».

– «Поклажа бы для них казалась
и легка».

Рассуждают, отвечают на вопросы.

3. Выразительное чтение басни

– Какое чувство вызывают у вас герои?

Читают текст басни вслух, выразительно.

4. Работа
в тетради

– Найдите в тексте мораль (нравоучение). Объясните смысл

Выполняют письменное задание
в рабочей тетради самостоятельно.

Осуществляют взаимопроверку, устное объяснение смысла слов.

5. Игра «Верно – неверно»

– Верно ли, что эта басня о дружбе?

– Верно ли, что Лебедь, Щука и Рак в воз впряглись?

– Верно ли, что воз стал причиной разлада?

– Верно ли, что каждый из героев стремился достичь своей цели?

– Верно ли, что старания героев басни были ненапрасными?

– Верно ли, что И. А. Крылов наделил своих героев чертами характера людей?

– Верно ли, что без согласья любое дело по плечу?

Отвечают на вопросы игры.

6. Работа в группах с элементами творчества.

Ставит перед обучающимися задачу:

Выполнить инсталляцию к рассмотренному на уроке произведению. Основная цель выполнения задания: договориться в группе о том, кто что делает, прийти к единому мнению. Презентовать выполненную работу, рассказать, трудно ли было работать в группе, что помогло справиться с заданием.

Обучающееся работают в группах.

Презентуют результат групповой деятельности.

Рассуждают и договариваются о том, кто что делает.

Высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других.

Успешно (дружно, слаженно) работают в группе.

V. Итог
урока. Рефлексия

Предлагает обучающимся продолжить фразы:

– Сегодня я узнал …..

— Я понял(а), что …..

— Самым интересным на уроке было …..

Предлагает обучающимся оценить урок (зеленая карточка – «здорово!», желтая карточка – «мне понравилось!», красная карточка – «могло бы быть и лучше!», синяя карточка – «мне не понравился урок»).

— Вот уже третий век, как басни Крылова полюбились людям, и, думается, что в своем мастерстве баснописца он пока никем не превзойден.

Так что ребята, читайте Крылова, и перечитывайте постоянно!

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Оценивают урок (показывают цветную каточку).

Обратите внимание

Умеют проводить самооценку и оценку на основе критерия учебной деятельности на уроке.

Домашнее

задание

Выразительное чтение басни И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак» наизусть.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Читайте также:  Образ и характеристика гаева в пьесе вишнёвый сад чехова сочинение

Дополнительный материал к уроку (для учителя).

Рассказ о И. А. Крылове.

Иван Андреевич Крылов родился в городе Москве 13 февраля 1769 года в семье бедного дворянина. После смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. Жизнь Ивана Крылова в детстве сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. И.

Крылов вынужден был пойти работать в канцелярию Калязинского земского суда. Потом он работал в Тверском магистрате, а на досуге самостоятельно изучал французский и итальянский языки, математику и русскую литературу.

Стремление к образованию у него было настолько велико, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

Приехав в Петербург, он стал журналистом, а потом – библиотекарем в Публичной библиотеке, где проработал 30 лет.

Иван Крылов очень рано познакомился с такими явлениями, как ябедничество, взяточничество, судейский произвол, с человеческим бесправием, всё это, безусловно, произвело на него громадное впечатление, которое в дальнейшем послужило основой для всего его сатирического творчества. Своим оружием против этих негативных явлений того времени Крылов избирает басни.

Басни – это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, деревья, вещи, а подразумеваются под ними люди, говорится о жизни человека…

Басни И. Крылова понятны всем читателям. Под звериными масками скрываются сложные человеческие характеры. Под маской осла – глупость, лисы – хитрость, зайца – трусость.

Важно

И животные и люди в баснях Крылова сказочные, но как в настоящей сказке, они в то же время достоверны. В наше время басни Крылова обрели новую жизнь. Они по-прежнему борются с ханжеством и лицемерием, пошлостью и чванством – в этом секрет их долголетия.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/basni-i-a-krylov-liebied-shchuka-i-rak.html

Ссылка на основную публикацию