Анализ и мораль басни обоз крылова 8 класс

План-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему: И.А.Крылов «Обоз»

                                                                                      Тема: И.А.Крылов. Басня  « Обоз».

Автор: Козлова Ирина Петровна, учитель русского языка и литературы,

 ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук , Самарская область м.р.Борский, 2014г.

Тип урока : изучение лит.произвед.

Форма: у-беседа с элементами исследования

Образовательные:

-раскрыть идейно-художественное своеобразие басни

-совершенствовать навыки работы с худ. словом

-соверш. навыки анализа худ произвед.

Развивающие:

-развивать логическое, аналитическое мышление учащихся;-совершенствовать речь и творческую деятельность учащихся;-развивать эмоциональную восприимчивость художественного текста.Воспитательные-воспитывать бережное отношение к художественному слову;-воспитывать чувство долга, ответственности, уважительного отношения к истории Отечества Приемы обучения:  слово учителя, выразительное чтение,  анализ басни, работа с терминами, лексикой и со смежными видами искусства.
Предполагаемый результат:
-осмысление идейно-художественного содержания басни «Обоз».

                                                                                                  Ход урокаЭмоциональный настрой.
Учитель приветствует учащихся и предлагает посмотреть иллюстрации с изображением баснописца И.А.Крылова (Слайд 1

+ портрет в книге!!!)Учитель:  мы сегодня будем изучать басню Крылова «Обоз» (записывают в тетради число, тему урока ) Мотивационный этап.
Для начала вспомним, что такое басня и что такое мораль в басне? (ответы уч-ся)

Прослушивание басни (мп3). Текст перед глазами:  следим по тексту!

Отыщем мораль басни. Зачитаем.
Учитель:  в басне  « Обоз»  баснописец  высмеивал  нетерпеливость  и  оправдывал  осторожность  и  рассудительность, которые приходят  с  годами  и  опытом.

  В морали  басни  явный намек  на  Александра  I ,самоуверенность которого  в  войне  с  теми  же  французами  в  1805 – 1807  годах привела  ко многим  неудачам.

(Слайд 2:  портрет Александра I), например, было  проиграно Аустерлицкое сражение. (Слайд 3: Аустерлицкое сражение)

Обратите внимание

Басни  Ивана  Андреевича   читались  даже  на  заседаниях  Государственного  совета. Успех   басен  Крылова  в  армии  был  колоссальным.  Они  распространялись  в  списках, печатались  в  походной  типографии  Кутузова.  (Слайд 4: портрет Кутузова)

Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 г.

Полководец подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодежи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы и после сдачи ее Наполеону, Крылов оправдывал неспешные, но продуманные действия Кутузова,  должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеона, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам.  (Слайд 5: портрет Наполеона)

Также не менее досадны были для Кутузова ропот и горькие нарекания его молодых сподвижников.

Историческая справка: поэт Батюшков  испытывал  глубокое  уважение  к  великому  баснописцу   и  говорил :  «…Его  басни  переживут  века…» (Слайд 6Целеполагание.

Учитель: обратите внимание на тему урока и скажите, что мы должны выяснить в ходе рассмотрения басни, на какие вопросы ответить? Содержательный этап.
Учитель: назовите главных героев произведенияВы уже знаете, что такое аллегория (напомним)

Учитель предлагает организовать работу следующим образом —  каждый ряд рассматривает определенный образ:

1 ряд — «обоз» и  + созвучное  слово «воз»;

2 ряд – «горшки», «осел»;

3 ряд – «конь» и « лошадь»). Работать можно в парах, совещаясь, задавая друг другу вопросы, объясняя эти понятия. Запишем в тетрадь.

Вопрос: сколько действующих лиц в басне?

В начале урока я говорила о  стратегии и тактике Кутузова. Найдите эти понятия. Объясните.

Вопрос: какое понятие шире?

Слайд 7: Страте́гия (др.-греч. στρατηγία — «искусство полководца») — наука о войне, в частности наука полководца, общий, недетализированный план военной деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, позднее вообще какой-либо деятельности человека.

Важно

Слайд 8: Тактика (др.-греч. τακτικός «относящийся к построению войск», от τάξις «строй и расположение») — составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями различных видов вооружённых сил, родов войск (сил) и…Искусство ведения боя.| Наука о ведении боя.

Предлагаю посмотреть атаку, как искусство ведения боя. (видеофрагмент)

Выразительное чтение текста.
Записываем в тетради  слова, характеризующие главных героев:

-Конь – добрый – (на крестце) понес!

-Лошадь — молодая – ругает (коня).

Зачитываем, как ругает ( конь хваленый, лепится как рак, таскал бы воду. Интересное замечание: воду таскать тоже надо уметь, чтобы не расплескать!) Самонадеянно говорит, что возик скатим, а не свезем)

Вопрос: что вышло на деле?

(телега раскатилась, конь помчал и упал  БУХ в канаву. В итоге – потеря среди «горшков» Интересное слово БУХ привносит в текст некую иронию.)

Рефлексивный этап.
Зачитываем еще раз главные слова в басне ( мораль=идея) – запишем ее в тетради!

Ответьте на вопросы:

-В  каких  жизненных  ситуациях  можно  использовать  слова  этого  морального  вывода?
-Какой герой понравился больше?

-На чьей стороне вы как читатели?
-На чьей стороне автор?

Аналитический этап.

— Что вы унесете сегодня с урока? Над чем задумались?-Что понравилось  и запомнилось больше всего?Домашнее задание  для всех: выучить басню наизусть.

Доп.задание: вспомните русские  пословицы  и  поговорки, связанные   с   моралью басни.

Спец.задание: нарисовать понравившегося героя.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/11/30/iakrylov-oboz

Басня Крылова Обоз

Басня Крылова «Обоз» показывает нам людей, попавших в сложную ситуацию и по-разному реагирующих на обстоятельства – одни продолжают тихо и сосредоточенно делать свое дело, а вторые занимаются пустой критикой, хотя сами не могут сделать лучше.

С горшками шел Обоз,И надобно с крутой горы спускаться.Вот, на горе других оставя дожидаться,Хозяин стал сводить легонько первый воз.

Конь добрый на крестце почти его понес,Катиться возу не давая;А лошадь сверху, молодая,Ругает бедного коня за каждый шаг:»Ай, конь хваленый, то-то диво!Смотрите: лепится, как рак;Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!Смелее! Вот толчок опять.А тут бы влево лишь принять.

Какой осел! Добро бы было в горуИли в ночную пору,-А то и под гору, и днем!Смотреть, так выйдешь из терпенья!Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!Гляди-тко нас, как мы махнем!Не бойсь, минуты не потратим,И возик свой мы не свезем, а скатим!»Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,Тронулася лошадка с возом в путь;Но, только под гору она перевалилась,Воз начал напирать, телега раскатилась;Коня толкает взад, коня кидает вбок;Пустился конь со всех четырех ногНа славу;По камням, рытвинам пошли толчки,Скачки,Левей, левей, и с возом — бух в канаву!

Читайте также:  Образ и характеристика сони мармеладовой в романе преступление и наказание достоевского сочинение

Прощай, хозяйские горшки!

Совет

Как в людях многие имеют слабость ту же:Всё кажется в другом ошибкой нам;А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.

Совет

Как в людях многие имеют слабость ту же:Всё кажется в другом ошибкой нам;А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.

Мораль басни Крылова «Обоз» можно выразить знакомой всем нам поговоркой: «у других в глазу видишь соломинку, у себя и бревна не заметишь». С критиками, которые готовы оспорить любое действие окружающих, мы сталкиваемся, чуть ли не ежедневно, но мудрый человек не должен обращать на них внимания. Так поступил Конь – он, хоть и с огрехами, но выполнил свою задачу – довез воз в целости.

Но анализ басни Крылова «Обоз» затрагивает и другую сторону конфликта – молодую Лошадь. Она не является отрицательным персонажем, автор говорит, что «многие имеют слабость ту же» — то есть, в глазах нас всех зачастую действия других людей кажутся нелепыми и лишенными смысла.

Но стоит оказаться в их положении – и мы оказываемся еще хуже.

Как часто приходится стыдиться собственной критики, когда она оказывается не соответствующей действительности! Отсюда вывод – прежде, чем судить, нужно ставить себя на место другого человека, пытаться представить – а могу ли я сделать лучше, чем он?

Источник: https://deti-online.com/basni/basni-krylova/oboz/

Сочинение по басне Крылова «Обоз»

В басне нарисована ситуация, которая действительно мог­ла случиться в жизни: с крутой горы спускались две лошади с телегами, груженными горшками. Первого коня вел опытный хозяин, он не торопился, продумывал каждый шаг. При этом благополучно свез горшки.

А вторая, молодая лошадь, стоя на­верху, изругала бедного коня за медлительность, думая, что справится с делом быстрее и лучше. Но, поторопившись, она разбила все горшки.

Одновременно с этим басня имеет аллего­рический смысл, на что имеется указание в заключительной части, где выражена мораль всего произведения.

Обратите внимание

Басню действительно можно соотнести с историческими событиями 1805-1807 года, когда русская армия воевала в каче­стве союзнической армии с австрийцами против Наполеона. Известно, что позиция Кутузова, назначенного главнокоман­дующим, не совпадала с позицией бюрократической верхуш­ки.

Кутузов любил и жалел русскую армию, не считал, что она готова к решительным действиям, выбирал, где мог, тактику отступления. Но Александр I принудил его принять диспози­цию (план сражения) австрийского главнокомандующего Вей- ротера, которую Кутузов сразу оценил как проигрышную.

Это было сражение под Аустерлицем, которое было проиграно рус­скими и австрийцами.

Намек на Аустсрлицкое сражение содержится в той части басни, где молодая лошадь критикует опытного коня, говорит, что всё сделает быстрее и лучше. При этом она принижает дей­ствия коня, а её бурная, торопливая деятельность заканчивает­ся тем, что она свалилась в канаву. Тем самым автор отдает яв­ное предпочтение деятельности и позиции Кутузова.

Мораль этой басни заключена в последних четырех стро­ках. Она очень ясно выражена: нам часто кажется, что мы ка­кое-то дело делаем (или сделаем) лучше всех, и уж точно лучше тех, чью деятельность мы наблюдаем в данный момент. Мы склонны давать непродуманные советы, не представляя себе, какие последствия они могут иметь. Так часто бывает в жизни. Примером может послужить такая история.

«Мы выпускали школьную газету. Как любое печатное изда­ние, оно подвергалось критике. Особенно старалась Наташа. Она ругала все подряд: и внешнее оформление, и иллюстрации, и подбор материалов, даже название газеты “Школьная пора” ей не нравилось.

Досталось от неё всем: и корреспондентам, и художникам. А больше всех главному редактору Паше. “Это он не умеет ниче­го организовывать! — едко произносила она после каждого вы­пуска. — Полная ерунда!”

Однажды у ребят лопнуло терпение. “А давай дежурным ре­дактором нового номера будешь ты!” — предложили они Ната­ше Та легкомысленно согласилась. И…

Корреспонденты протянули с написанием статей, иллюст­ратор потерял рабочие материалы, компьютерная верстка «по­терялась» из-за того, что не вовремя погас свет. В обшем, газета к сроку не появилась.

На этой странице искали :

  • анализ басни обоз
  • сочинение по басне обоз
  • сочинение по басне Крылова Обоз
  • мораль басни обоз
  • сочинение обоз

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-basne-krylova-oboz.html

И. А. Крылова «Обоз» в 8 классе. «Его басни переживут века» К. Н. Батюшков. Цели урок

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Изучение басни И.А. Крылова «Обоз» в 8 классе.

«Его басни переживут века»

К.Н. Батюшков.

Цели урока:

Обучающие:

  1. Продолжить знакомство учащихся с баснями И.А.Крылова.

  2. Повторить и обобщить знания о баснях.

  3. Обратить внимание на язык, крылатые выражения, пословицы и поговорки.

Воспитывающие:

  1. Формировать эмоциональную культуру личности и коллектива.

  2. Работать над воспитанием чувства ответственности за общее дело.

  3. Формировать навыки общения со сверстниками.

Развивающие:

  1. Работать над развитием воображения и ассоциативного мышления.

Оборудование:

    • Портрет И.А.Крылова
    • Фотография памятника И.А.Крылову в Летнем саду
    • Выставка книг И.А.Крылова и о И.А.Крылове
    • Выставка работ, выполненных учащимися в предыдущие годы.

Ход урока:

Организационный момент – приветствие.

Актуализация знаний – слово учителя, беседа.

— Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить о баснях Ивана Андреевича Крылова. Конечно, все вы знаете и Ворону, и Лисицу, и Волка, и Слона, и Моську, и Ягнёнка. Вспомните, как мы работали с баснями в предыдущие годы?

— Мы читали басни, инсценировали их

— Мы анализировали текст

— Искали мораль

— Учили наизусть

— Делали иллюстрации к басням

— Готовили костюмы и декорации

— Писали сочинения о героях басен

— Объясняли какую роль, как, и почему я играю в инсценировке

Мотивация деятельности учащихся.

— Теперь я хочу предложить вам другие подходы к работе. И то, насколько интересным получится урок, зависит от вас. Конечно, мы будем работать с текстом, как обычно. Важно, чтобы вы находили и тему, и главную мысль. Видели ключевые слова. Хорошо владели терминологией.

Нам нужно повторить теоретические основы басни. Вспомнить об аллегории, морали. Нам необходимо умение хорошо воображать ситуацию, о которой мы читаем в произведении. А начнём работу мы с нового для многих слова: «центон» (Слово записано на доске).

Кто знает, что обозначает это слово?

Усвоение новых знаний и умений.

Задание по группам:

Используя предложенные листы (Приложение 1), содержащие словарные статьи, объясняющие значение слова, ученики должны объяснить как они воспринимают понятие.

Идёт обсуждение в группах. Каждая группа выбирает то объяснение значения, которое она для себя освоила и сможет запомнить.

Социализация работы групп. Похвальное слово лучшим.

Выслушиваются представители групп.

Учитель читает центон, составленный из басен И.А. Крылова:

Читайте также:  Сочинение по картине васнецова после побоища игоря святославича с половцами описание

В июне, в самый зной, в полуденную пору, («Муха и дорожные»)Сыпучими песками в гору, («Обоз»)Из дальних странствий возвратясь, («Лжец»)По улицам слона водили,

Как видно, напоказ, —

Известно, что слоны в диковинку у нас, —Так за слоном толпы зевак ходили; («Слон и Моська»)Какой-то повар-грамотейС поварни побежал своей, («Кот и повар»)Со всех дворов собак сбежалося с полсотни,Как вдруг из подворотни («Прохожие и собаки»)Проказница мартышка,    Осел,    КозелДа косолапый МишкаЗатеяли сыграть квартет. («Квартет»)Когда в товарищах согласья нет,На лад их дело не пойдет,И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды лебедь, рак да щука

Везти с поклажей воз взялись

И вместе все в него впряглись.

Из кожи лезут вон

А возу всё нет ходу… («Лебедь, рак и щука»)

Задание по группам:

Какие басни вы узнали?

Какие строчки остались неопознанными?

Социализация работы групп. Похвальное слово лучшим.

— Чувствуете ли вы, ребята, какую-то незавершённость истории?

Я предлагаю вам самим дописать последние строчки, используя материал домашнего задания – басни «Обоз». Вспомните значения слов «Воз» и «Обоз». Свяжите их между собой. Вчитайтесь в текст произведения ещё раз. Что вы видите?

Важно

Включите своё воображение и вспомните себя. Приходилось ли вам когда-нибудь спускаться с крутой горы на велосипедах, санках, бегом или пешком? Вспомнили?

— Какое чувство вы испытывали? Что для вас было важнее: скорость или безопасность? Как обычно поступаете вы? В ком из героев вы себя узнаёте? В «добром коне» или «лошади молодой»?

— Обратите внимание на те слова, которые передают движения и состояния героев, их поведение. Приготовьтесь изобразить движение животных. И интонацию высказываний «молодой лошади».

Выступают желающие, комментируя своё восприятие.

Учитель читает текст басни.

— Подумайте, данная ситуация возможна только при спуске с горы или в любом деле, при выполнении любой работы? Приведите свои примеры и, опираясь на текст, расскажите что и как вы видите, представляете, о чём размышляете?

Какие пословицы и поговорки можете вы вспомнить, чтобы лучше представить себе прочитанное и услышанное?

Делаем вывод:

-Мы сейчас говорили о бытовом уровне восприятия. О том, как мораль басни можно применить в повседневной жизни.

Усвоение новых знаний.

— По отработанной доме статье учебника, вы узнали, что у этой басни есть не только бытовой, философский, но и исторический, политический смысл.

— С какими событиями связан «Обоз»? Что вы знаете о Наполеоновских войнах и об отечественной войне 1812 года?

— Кого и как защищала эта басня?

— Чью сторону в историческом споре заняли бы вы?

Выслушиваются ответы учащихся.

— Обратите внимание на фразу:

«Левей, левей, и с возом — бух в канаву!

Прощай, хозяйские горшки!»

— Можете ли вы за этими «горшками» увидеть русских солдат и офицеров, жизнь которых старался сберечь Кутузов?

Видите ли вы императора, который «Взял Париж и основал лицей»? Александр I всегда спешил. А на поле Аустерлица он был ещё очень молод.

Намёк Крылова прекрасно понимали современники, а сейчас о нём знаем и мы.

Прочитайте мораль басни.

Подойдёт ли она нам для завершения центона, с которого мы начинали работу?

Как в людях многие имеют слабость ту же:Всё кажется в другом ошибкой нам:А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.

Выслушиваются мнения представителей групп.

Усвоение новых знаний.

— Вспомните первую статью нашего учебника. Мы узнали, что до XVIII века в России не было разделения на историю, публицистику и литературу.

Крылов, продолжая традиции XVIII века, бы писателем, в баснях которого отразилась не только война 1812 года, но и вся эпоха наполеоновских войн. Басни Крылова 1805-1807-1812 гг.

«превращались в живую историю», объясняя современникам происходящее в доступной форме.

— Совершенно бытовая, на первый взгляд, басня «Кот и Повар» относится к началу столкновения России, её молодого императора Александра, с Наполеоном. Как вы думаете, кто из героев Кот, а кто Повар? Обоснуйте свой ответ.

(Наполеон завоёвывал одну территорию за другой, одну страну за другой.) Очень советую вам почитать об этих событиях. Очень интересная история. «Но мы истории не пишем. А вот о том, как басни говорят».

Так как же говорят в баснях? Мы отмечаем и серьёзность обозначенных проблем, и смех. Смех помогает людям раскрыть их пороки, их глупость.

Давайте подведём итоги.

Отметим что нового узнали мы сегодня? В чём состояла особенность работы на уроке?

Давайте отметим, какие из поставленных нами целей мы не достигли? О чём забыли? Какие теоретические сведения нам нужно ещё повторить? Над какими словами нужно ещё поработать?

Домашнее задание:

Обратиться к двум-трём неизвестным вам басням Крылова.

Повторить «Волка и Ягнёнка», цитату из которого вы только что услышали.

Попытаться проанализировать басню «Лягушки, просящие царя», опираясь на вопросы учебника.

Использованная литература и электронные источники:

  1. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др.

  2. Басни Ивана Крылова. В.И. Коровин. Издательство Московского Университета. 1997г.

  3. Материалы Фестиваля «Открытый урок», рассматривающие работу с баснями И.А. Крылова.

  4. Басни. И.А.Крылов. Москва. «Детская литература» 1978г.

  5. «Поэтический словарь» Квятковского.

  6. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства.

  7. Большая советская энциклопедия

Приложение

ЦЕНТО́Н (от лат.

cento — одежда или покрывало, сшитое из разнородных материалов) — род литературной игры, стихотворение, составленное из известных читателю стихов какого-либо одного или нескольких поэтов; строки должны быть подобраны таким образом, чтобы все «лоскутное» стихотворение было объединено каким-то общим смыслом или, по крайней мере, стройностью синтаксического построения, придающего ему вид законченного произведения. Составление Ц. было известно в древности (например, центон Авзония, составленный из отдельных стихов Вергилия). Греческие или латинские Ц. составлять было не так уж трудно, поскольку античные стихи не рифмовались. Гораздо труднее подобрать для Ц. стихи рифмованные. Известны Ц., составленные испанским поэтом Лопе де Вега. Являясь стихотворной шуткой, Ц. всегда бывают тем комичней, чем лучше знаком читатель со стихотворениями, из которых взяты нужные строки. В дореволюционное время, когда эстрадный репертуар был чрезвычайно скуден, большим успехом у публики пользовался анонимный Ц., составленный из стихов разных басен Крылова;

Литературовед и пушкинист Н. Лернер составил удачный Ц. — четверостишие, стихи которого принадлежат четырем поэтам:

Лысый с белой бородою (И. Никитин)Старый русский великан (М. Лермонтов)С догарессой молодою (А. Пушкин)

Упадает на диван. (Н. Некрасов)

«Поэтический словарь» Квятковского

ЦЕНТО́Н (греч., лат. centonis — «лоскут, заплата, лоскутное одеяло») — жанр классической поэзии, произведение, составленное из стихов и полустиший, принадлежащих одному или нескольким древним авторам. Соединенные вместе, они обретают новый, актуальный смысл. Центон — художественная игра, представляющая собой форму, как бы обратную интермедиации

Читайте также:  Анализ и мораль басни лебедь, щука и рак крылова

Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства

Центон (от лат.

Совет

cento — лоскутное платье или одеяло), стихотворение, целиком составленное из строк других стихотворений, обыгрывающее подобие или контраст нового и прежнего контекста каждого фрагмента. Наиболее известны позднеантичные Ц.

из стихов и полустиший Вергилия («Брачный Ц.» Авсония, 4 в.; «Христианский Ц.» Проба, 5 в.). В литературе нового времени Ц. выходит из употребления и сохраняется лишь как поэтическая забава.

Пример современного Ц. у И. Сельвинского (эпиграмма на А. Жарова):

Буду петь, буду петь, буду петь (С. Есенин)

Многоярусный корпус завода (А. Блок)

И кобылок в просторах свободы, (Н. Некрасов)

Чтоб на блоке до Блока вскрипеть (С. Кирсанов).

Большая советская энциклопедия

Источник: https://refdb.ru/look/2832553.html

Анализ басни Крылова «Обоз»

Многие басни И. А. Крылова посвящены конкретным историческим ситуациям, в частности войне 1812 года.

Автор использует характерный для басни прием – аллегорию, то есть иносказание. Такова басня «Обоз». Из истории известно, что полководец М.И. Кутузов подвергался постоянным нападкам Александра I за свою стратегию и тактику. Нетерпеливый царь не мог понять уклонения Кутузова от решительных действий и сдачи Москвы Наполеону.

Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, веря его военному опыту и житейской мудрости. Поэтому автор рисует опасную ситуацию, где Обоз с горшками должен был спуститься с крутой горы. Старый добрый конь не спешит, осторожно везет хозяйский груз. Молодая лошадь критикует коня за все его, как ей кажется, ошибки:

Какой осел! Добро бы было в гору

Или в ночную пору, –

А то и под гору, и днем!

Смотреть, так выйдешь из терпенья!

Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!

И, конечно, сама лошадь считает, что она сделает все намного лучше:

И возик свой мы не свезем, а скатим!

Но, не зная законов движения, лошадь жестоко просчиталась:напирающий сверху воз заставил телегу раскатиться и сделал ее неуправляемой. Промчавшись «по камням, рытвинам», конь уронил воз в канаву:

Прощай, хозяйские горшки!

Под образом «Коня доброго» Крылов имел в виду Кутузова – осторожного и опытного полководца. А в образе «Лошади молодой» – Александра I, нетерпеливого, торопившего полководца к необдуманным, поспешным действиям.

В конце басни звучит авторская мораль – нравоучение, выражающее основной смысл произведения:

Как в людях многие имеют слабость ту же:

Все кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.

В последних словах скрыт намек на поражение Александра I в битве при Аустерлице (русской армией там командовал сам царь).

Обратите внимание

Таким образом, мы видим, что басня раскрывает отношение автора к конкретному историческому событию. Образы главных героев убедительны, они рисуются через их поведение, а также речевую характеристику. Автор использует разговорные просторечные выражения:

«Ай, конь хваленый, то-то диво!»;

«Гляди-тко нас, как мы махнем!»;

«… и с возом – бух в канаву!»

Это еще раз подтверждает то, что И.А. Крылов – поистине народный писатель, чьи басни читатели знают и любят с детства.

(3 votes, average: 3.00

Источник: https://school-essay.ru/analiz-basni-krylova-oboz.html

Мораль басни Обоз и ее анализ (Крылов И. А.)

“Обоз”, как известно,- выступление в защиту стратегии и тактики Кутузова в ведении войны. Тактики, кроме всего прочего, гуманной. Фельдмаршал берег солдат, русских людей. Он не пускал их тысячами в распыл и в расход. Не пользовался старым, “досюльным” приемом стратегии – чем больше жертв, тем больше славы. Великая победа при наименьших потерях.

Победа (имея в виду масштабы войны), одержанная “малой кровью”,- такова победа Кутузова.

Это потом стало официальной доктриной нашей армии, но уже в советское время.

Но “Обоз” как басня, как художественное произведение замечателен и тем, что он почти не басня. Рассказ, “применение”, доведен до такой степени естественности и совершенства, что самого “применения” уже не чувствуешь. Перед нами простая, истинная, ни на что не претендующая

история.

С горшками шел Обоз,

И надобно с крутой горы спускаться.

Только и всего. И далее – без единого отклонения от извозчичьей практики. И с таким подкупающим знанием обозного дела, что диву даешься. Тургенев однажды спросил Толстого: “Лев Николаевич, а вы были когда-нибудь лошадью?”. Видимо, был. Но это надо еще проверить. А что Крылов “был” и лошадью и извозчиком – в этом сомнений быть не может.

Читая финал рассказа мы уже забыли (да и не помнили), что это – басня, аллегория, и не прямой рассказ, а некое применение. Совсем забыли.

Мы восхищаемся старым “добрым” конем, который первый воз “на крестце почти его понес, катиться возу не давая”; нас невольно беспокоит прыть молодой лошадки, которая, вероятно, разбилась.

Но более всего нас восхищает бесподобное описание скачки под гору, заставившей забыть Мы забыли, что читали басню. Лишь в самом конце ее Крылов решил намекнуть на это. Намекнуть на то, что необходимо подумать над разбитыми горшками.

Он включил аналитику нашего сознания, указал на нашу причастность к произошедшему. Он приглашает нас подумать вместе с ним. И подумать про себя. Лошадь-то лошадью. А вот как у людей-то? И он говорит:

Как в людях многие имеют слабость ту же:

Все кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.

Важно

Очень расширительное толкование, настолько широкое, что в нем стирается конкретная определенность рассказа. А слово “напроказишь” уводит куда-то в сторону от большой темы. Но Крылова надо брать таким, каков он есть. Надо привыкнуть к нему, всмотреться и вдуматься в его словарь, а не торопиться “поправлять” поэта.

И в этой связи не следует ли вновь сказать о замечательном суждении декабриста Александра Бестужева об “осязательности нравоучения” басен Крылова. Вероятно, нравоучение тем осязательнее и нравоучительнее, чем меньше мы о нем думаем, читая басню.

Тогда-то басня и воздействует на читателя как подлинность рассказа первого плана. Как целое.

И тогда-то аналитическая работа сознания, расширяя радиус действия рассказа и перенося и сопоставляя данное с подобным и аналогичным, через уверование в подлинность первого плана рассказа, и приходит к осязательности. То есть к той же подлинности нравоучения.

В басне “Обоз” в конкретности ее исторического содержания, в конкретности восприятия современниками Крылов выступает как военный стратег в защиту плана Кутузова, направляя свои стрелы против бойкой и норовистой лошаденки, о которой спустя несколько лет Пушкин скажет:

Под Австерлицем он бежал,

В двенадцатом году дрожал!

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/moral-basni-oboz-i-ee-analiz-krylov-i-a/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector