Анализ поэмы кому на руси жить хорошо некрасова 10 класс

Школьные сочинения

 «По словечку» в течение 20-ти лет накапливал он материал для этой книги, а затем 14 лет работал над текстом произведения. Итогом этого колоссального труда явилась поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо».

 «Счастлив ли народ?» — этот главный вопрос, волновавший поэта всю жизнь, стоял перед ним и при создании поэмы.

Поэт не ограничивается прямым ответом — изображением народного горя и бедствий, а стремится выяснить, в чем смысл человеческого счастья, каковы пути его достижения, может ли быть счастлив отдельный человек среди всеобщего горя.

Поэма показывает ничтожность тех, кто строит свое благополучие на страданиях других, и прославляет «народных заступников», отдающих свою жизнь борьбе за счастье народа. Поэма Некрасова явилась развернутым ответом на вопрос «Что делать?», поставленный вождем революционных демократов Н. Г. Чернышевским.

Когда Некрасов приступил к созданию поэмы, ответ еще не вполне был ему ясен. Это было время реакции, последовавшей за разгромом революционного движения начала 60-х годов. Намечая план произведения, Некрасов хотел показать, что жизнь, крестьянства после отмены крепостного права оставалась тяжелой. По первоначальному замыслу странники возвращались домой, не найдя счастливого.

Обратите внимание

По мере работы над поэмой уточнялся ее замысел. Этому способствовал новый подъем революционной волны, сочувствие поэта молодежи, нашедшей свое счастье в «хождении в народ».

На письмо учительницы Малоземовой, сообщившей поэту, что она вполне счастлива работой среди народа, тяжело больной Некрасов отвечал: изображение такого счастья должно было   составить   содержание, последней части   поэмы.

Поспорившие мужики назвали шесть возможных «счастливцев»: помещика, чиновника, попа, купца, «вельможного боярина, министра государева» и самого царя. Странники поговорили с попом и помещиком, а от встречи с остальными четырьмя отказались.

Это объясняется не только невозможностью осуществления замысла (станет ли разговаривать с мужиками министр или царь?!), но и тем, что по ходу поэмы у мужиков (и у самого автора) уточнился волновавший их вопрос: их интересует не счастье вообще, а счастье трудового

народа, крестьянства.

  • «Мы ищем, дядя Влас, Непоротой губернии, Непотрошеной волости, Избыткова села!..» — говорят странники в части «Последыш». Но такой губернии и волости, такого села, крестьяне так и не нашли в «свободной» пореформенной России.

По широте охвата русской жизни и яркости ее изображения поэма «Кому на Руси жить хорошо» стоит в одном ряду с величайшими созданиями русской классической литературы — «Евгением Онегиным» А. С. Пушкина и «Мертвыми душами» Н. В. Гоголя.

В   ней   множество крестьянских портретов — групповых и индивидуальных, нарисованных подробно и мимоходом, несколькими штрихами. Пожалуй, самый типичный — портрет Якима Нагого, крестьянина из деревни Босово:

  • Грудь впалая; как вдавленный
  • Живот; у глаз, у рта
  • Излучины, как трещины
  • На высохшей земле;
  • И сам на землю-матушку
  • Похож он: шея бурая,
  • Как пласт, сохой отрезанный,
  • Кирпичное лицо,
  • Рука — кора древесная,
  • А волосы — песок.

Лишь поэт, смотревший на мир глазами народа, мог найти такие сравнения, так выразительно передать облик труженика-пахаря. В этом описании передан не только внешний вид крестьянина — мы читаем за этими строчками историю целой жизни, заполненной непрерывным изнурительным трудом.

Действие  в   поэме   происходит   в   1863   году,   через два года после отмены крепостного права. Крепостные порядки свежи в памяти крестьянина, но и «освобождение» не принесло счастья народу.

  • Досыта не едавшие,
  • Несолоно хлебавшие
  • Которых вместо барина
  • Драть будет волостной

так выглядят пореформенные крестьяне. Уже сам выбор названий деревень, в которых живут крестьяне: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобипшно и т. д., красноречиво характеризует условия их жизни.

В поисках счастливого семеро крестьян-правдоискателей встречаются со многими людьми, и перед читателем встает картина бедствий народа на многострадальной Руси.

Для большей живости и убедительности повествования автор вводит в поэму рассказы различных людей: попа, помещика, каменщика Трофима, ставшего инвалидом из-за жадности подрядчика, крестьянина Федосея, рассказавшего историю жизни Ермила Гирина, и многих других.

В повесть Матрены Тимофеевны (часть «Крестьянка») вставлен рассказ Савелия. Картину народной жизни дополняют многочисленные песни созданные Некрасовым на основе устного, народного творчества.

Жизнь крестьянина тесно связана с природой, и описания ее постоянно вплетаются в повествование. Множество деталей создает типичную бытовую картину. Характерно, например, описание «богатого» и «грязного» торгового села Кузьминского:

  • Две церкви в нем старинные,
  • Одна старообрядская,
  • Другая православная,
  • Дом с надписью: училище
  • Пустой, забитый наглухо,
  • Изба в одно окошечко,
  • С изображеньем фельдшера,
  • Пускающего кровь.

Помещик — главный враг крестьянина. Отношение крестьян к помещикам ощутимо уже при первом упоминании о них. Жители «скромных деревень» кормили и поили барина, обеспечивали своим трудом его разгульную жизнь, «праздники, не день, не два — по месяцу», а он, неограниченно властвуя, устанавливал свои законы:

  • помилую, казню.
  • Кого хочу
  • Кого хочу

 Зверски выколачивал полковник Щалашников из своих крестьян оброк, угрожая содрать с них шкуру и на-паАпъ ее на барабан. Об истязаниях крестьян повествует и песня «Барщинная».

Какой духовной силой должен был обладать простой крестьянин, чтобы выдержать бесконечное угнетение и издевательства и при этом сохранить человеческое достоинство и чувство морального превосходства над извергами-помещиками! Откровенной насмешкой встречают крестьяне хвастливый рассказ Оболта-Оболдуева о его родословной, начинающейся с татарина Оболдуя, тешившего государыню «волками и лисицами».

Хорошее сочинение? Тогда в закладки — » Анализ поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» . Это нужно, ведь не потеряешь!

Новые сочинения:

Источник: http://soch-russ.narod.ru/index-888.htm

Урок – исследование по литературе в 10 классе по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо…»

6

Урок – исследование

по литературе в 10 классе по поэме Н.А. Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо…»

Тема:«Душа народа русского…»

Цель- определить, в чём заключается глубина и духовная мощь русского народа в поэме Н.А.Некрасова « Кому на Руси жить хорошо…»

Задачи:

образовательные:

  1. показать на примерах из текста трудную судьбу крестьянства России в пореформенный период;

  2. раскрыть образы крестьян, пользуясь алгоритмом композиционных приёмов создания художественных образов;

  3. доказать народность творчества поэта путём аналитического исследования;

развивающие:

  1. развивать интерес к личности и творчеству А.Н Некрасова;

  2. формировать навыки творческого восприятия и выразительного чтения поэтического текста;

  3. способствовать развитию образного мышления, творческих способностей и познавательной активности учащихся;

воспитательные:

      1. воспитывать любовь к Родине и уважение к историческому наследию России;

      2. пробуждать чувство патриотизма и гражданственности;

      3. укреплять основы духовно- нравственной культуры.

Оборудование: тексты поэмы «Кому на Руси жить хорошо…», компьютер, мультимедиа, интерактивная доска, мультимедийная презентация по теме урока, раздаточный материал, таблицы по теме урока.

Ход урока

Добрый день! Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с поэмой Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо…».

  1. Вступительное слово учителя.

— Перед вами картина Г.Г. Мясоедова «Косцы», которая иллюстрирует эпизод поэмы.Чтение отрывка из поэмы на фоне музыки (Картина Г.Г. Мясоедова «Косцы»)

(Слайд)

— Какое впечатление вызывает у вас эта картина? Попробуйте сформулировать одним словом.

(Красота, широта, труд, радость, раздолье, песня)

Слова, которые вы назвали, составляют образ русского народа, его души.

Сообщение темы и цели урока.

Так и будет звучать тема нашего урока: «Душа народа русского…»

Эпиграф на доске:

Душа страны – народ,

Душа народа – вера.

Иеромонах Роман, 2003г.

Слова эпиграфа выражают цель нашего урока:

— Сегодня на уроке нам предстоит определить, в чём заключается глубина и духовная мощь русского народа в понимании Н.А. Некрасова на материале поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

IV. Актуализация знаний учащихся по теме.

— Собирательный образ русского народа в поэме складывается из вполне конкретных образов крестьян.

— Назовите представителей крестьян в поэме.

(Семь странников, Савелий, Матрёна, Яким Нагой, Ермил Гирин…)

V. Организация исследовательской деятельности учащихся по теме урока.

-Каждый из этих образов несёт определенные черты. В этом можно убедиться на примерах из текста.

-Впервые в поэме с крестьянами мы встречаемся в прологе:

Семь странников сошлися и заспорили,

Кому живётся весело, вольготно на Руси…

-Существует алгоритм, основанный на композиционных приёмах создания художественного образа. На интерактивной доске вы видите образец выполнения анализа художественного образа по алгоритму на примере анализа образа семи странников.

-Первым шагом этого алгоритма является портретная характеристика героев. (Разный тип людей, объединённых принадлежностью к крестьянскому сословию).

-Вторым шагом алгоритма является речевая характеристика героев. (Сказочность речи).

-Третьим шагом является художественная деталь. ( Дорога).

-Четвёртым шагом- взаимодействие с другими персонажами. (Спор).

-Итогом алгоритма является конкретный образ с определёнными чертами, раскрывающими его характер. (Странники).

–В образе странников проявляется такая черта русского народа, как правдоискательство.

-А упорство характеризуется такой фразой:

Мужик, что бык….

Всяк на своём стоит.

(Слайд)( Учитель выразительно читает отрывок из поэмы).

-Автор даёт характеристику героям, нацеливающую на дальнейшее восприятие образов.

-Обратите внимание на доске также записаны слова, которые обозначают основные черты характера семи странников, в течение урока мы продолжим этот вид деятельности с целью наглядного сопоставления характеров героев.

-И сейчас, пользуясь алгоритмом создания композиционного образа и словесным рядом, мы дадим характеристики героям поэмы.

Яким Нагой-представитель крестьян, с которым мы встречаемся в главе « Пьяная ночь).

-На примерах из текста раскройте образ Якима.

-Пользуясь алгоритмом композиционного приёма создания художественного образа, выполним анализ образа Якима.

-Первый шаг.Слова из текста: Яким, старик убогонький …

-Второй шаг: «говорящая фамилия».

-Третий шаг: картиночки.

-Четвёртый шаг: удивление крестьян поступком героя.

-Итог.

— Какие слова отражают характер Якима? (Тяга к красоте, чувствительность, наивность) (Дети ключевые слова записывают на доске)

(Слайд)-Выразительно прочитайте отрывок из поэмы.

-В этих словах наиболее ярко отражены черты характера героя.

-Сейчас, пользуясь текстом поэмы, алгоритмом композиционного приёма создания художественных образов, словесным рядом, вы продолжите самостоятельно анализировать образы крестьян, разделяясь на группы:

1ряд- образ Ермилы Гирина;

2ряд- образ Матрёны Тимофеевны;

3ряд- образ Савелия-богатыря-святорусского.

-Заслушаем результаты вашей работы и подведём итоги.

Ермил Гирин

Какие слова наиболее ярко отражают характер Ермилы? (Честность, справедливость)

-Какой поступок, совершённый Гириным, заставил его душу страдать? Зачитайте отрывок из поэмы.

Какая черта открывается в характере Гирина в этой ситуации? (Совестливость)

(Слайд) — Выразительно прочитайте отрывок из поэмы. Характеристика, которая раскрывает образ героя через взаимодействие с другими персонажами.

Физминутка

Расслабьтесь, закройте глаза, представьте себя в поле.

Над полем плывут облака. Поднимите руки, попытайтесь дотянуться до облака. Потянитесь вверх. Вот какой-то шум, это прилетела птица, оглянитесь по сторонам. Где она? Откройте глаза, продолжим работу.

Матрёна Тимофеевна

-Единственный женский образ в поэме, но какой колоритный!

Какие слова отражают характер Матрёны Тимофеевны как яркой представительницы крестьянских женщин. (Красота, долготерпение, вера).

(Слайд) -Выразительно прочитайте отрывок из поэмы. Эти слова говорят о тяжёлой доле русской женщины-крестьянки.

Савелий – богатырь святорусский

— Только русская земля рождает таких богатырей. Обратимся к образу Савелия – богатыря святорусского. Какие слова отражают характер богатыря — святорусского? ( Сила духа, свободолюбие, доброта).

(Слайд) -Выразительно прочитайте отрывок из поэмы. Эти слова убеждают нас в богатырской силе духа Савелия.

-Характер героев раскрывается через портрет, речь, художественные детали, взаимодействие героев с другими персонажами. Характер в свою очередь раскрывает внутренний мир героев, их душу.

-Теперь объединим все черты, составляющие духовные начала народа, в одно понятие: душа народа русского.

( Слайд)-Образ солнца — воплощение тепла и света русской души.

Разминка для глаз.

VI. Творческая работа.

-Я предлагаю вернуться к началу урока и обратить внимание на эпиграф. Как вы понимаете слова эпиграфа? (В душе человек сохраняет веру в Бога, в любовь, в добро). Сейчас мы выполним небольшую творческую работу. На слайде вы видите предложения, начатые мной. Ваша задача закончить мысль.

Н. А. Некрасов, создавая образы крестьян, хотел донести до читателя мысль о том, что… главное богатство России- народ.

Проявления величия русской души поэт отразил в… силе духа, свободолюбии, долготерпении, доброте и справедливости.

Какая почва добрая-

Душа народа русского…,- писал Н.А. Некрасов, а мы убеждаемся в… глубине и духовной мощи русского народа.

VII. Создание коллажа как итог урока.

-Если условно изобразить русскую душу, какие элементами-символами вы воспользуетесь? (Поле- широта, колокола- красота, стремление к светлому, образ Георгия Победоносца- сила, непобедимость духа). На чём же стоит земля русская? Ещё народу русскому пределы не поставлены! Вольной птицей поднимается душа его ввысь!

-Каждый из нас частица великого русского народа ! Поэтому будущее России зависит от того, какие духовные приоритеты мы для себя определим, по какому пути пойдём!

Читайте также:  Анализ повести портрет гоголя сочинение

VIII. Домашнее задание.

На материале 1,2 и 3 частей поэмы сформулировать определение «счастья» в понимании героев поэмы.

IX. Выставление оценок учащимся, применяя таблицы самооценки.

Учитель ____________________________________________ И.В. Чумакова

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/urok-issliedovaniie-po-litieraturie-v-10-klassie-po-poemie-n-a-niekrasova-komu-na-rusi-zhit-khorosho

Анализ «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов

«Кому на Руси жить хорошо» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

В феврале 1861 года в России было отменено крепостное право. Это прогрессивное событие сильно всколыхнуло крестьян и вызвало волну новых проблем.

Главную из них Некрасов описал в стихотворении «Элегия», где есть афористичная строка: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?».

В 1863 году Николай Алексеевич начал работать над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», в которой затрагиваются проблемы всех слоев населения страны после отмены крепостного права.

Важно

Несмотря на довольно простой, фольклорный стиль повествования, произведение является достаточно сложным для правильного восприятия, поскольку в нем затрагиваются серьезные философские вопросы. На многие из них Некрасов искал ответы всю жизнь. Да и сама поэма, которая создавалась долгих 14 лет, так и не была завершена.

Из задуманных восьми частей автор успел написать четыре, которые не следуют одна за другой. После смерти Николая Алексеевича издатели столкнулись с проблемой: в какой последовательности публиковать части поэмы.

Сегодня мы знакомимся с текстом произведения в том порядке, который предложил Корней Чуковский, скрупулезно работавший с архивами писателя.

Некоторые современники Некрасова утверждали, что идея поэмы возникла у автора еще в 50-е годы, до отмены крепостного права. Николай Алексеевич хотел уместить в одно произведение все, что знал о народе и слышал от многих людей. В какой-то мере это ему удалось.

Для поэмы «Кому на Руси жить хорошо» подобрано много жанровых определений. Одни критики утверждают, что это «поэма-путешествие», другие отзываются о ней как о «Русской Одиссее». Сам автор считал свой труд эпопеей, поскольку здесь изображена жизнь народа в переломный момент истории. Таким периодом может быть война, революция, а в нашем случае – отмена крепостного права.

Автор стремился описывать происходящие события глазами простых людей и с применением их лексики. Как правило, в эпопее нет главного героя. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» вполне отвечает этим критериям.

Но вопрос о главном герое поэмы был поднят не раз, он не дает покоя литературным критикам и по сей день. Если подходить формально, то главными героями можно считать мужиков-спорщиков, отправившихся искать счастливых людей на Руси.

Отлично подходит на эту роль и Гриша Добросклонов – народный просветитель и спаситель. Вполне можно признать, что главным героем в поэме выступает весь российский народ. Это наглядно отражено в массовых сценах гуляний, ярмарки, сенокоса.

Совет

Важные решения принимаются на Руси всем миром, даже облегченный вздох после смерти помещика вырвался у крестьян одновременно.

Сюжет произведения достаточно прост – на дороге случайно встретились семь мужиков, которые затеяли спор на тему: кому хорошо живется на Руси? Чтобы решить его, герои отправляются в путешествие по стране.

В долгой дороге они знакомятся с самыми разными людьми: торговцами, нищими, пьяницами, помещиками, священником, раненым солдатом, князем.

Довелось спорщикам повидать и много картин из жизни: острог, ярмарку, рождение, смерть, свадьбы, праздники, торги, выборы бургомистра и т. д.

Семь мужиков не описаны Некрасовым в деталях, их характеры практически не раскрыты. Странники идут вместе к одной цели. А вот персонажи второго плана (сельский староста, Савелий, холоп Яков и другие) вырисованы ярко, с множеством мелких подробностей и нюансов. Это позволяет сделать вывод, что автор в лице семи мужиков создал условно-аллегорический образ народа.

Проблемы, которые поднял Некрасов в своей поэме, очень многообразны и касаются жизни разных слоев общества: алчность, бедность, безграмотность, мракобесие, чванство, моральная деградация, пьянство, высокомерие, жестокость, греховность, сложность перехода на новый жизненный уклад, безграничное терпение и жажда бунта, угнетенность.

Но ключевой проблемой произведения является понятие счастья, которое каждым персонажем решается по собственному разумению. Для богатых людей, таких как поп и помещик, счастье – это личное благополучие. Для мужика очень важно уметь уходить от бед и напастей: медведь гнался, но не догнал, на работе сильно били, но до смерти не забили и т. д.

Но есть в произведении персонажи, которые не ищут счастье только для себя, они стремятся сделать счастливыми всех людей. Такими героями являются Ермил Гирин и Гриша Добросклонов. В сознании Григория любовь к своей матери переросла в любовь ко всей стране.

В душе парня бедная и несчастная мать отождествилась с такой же бедной страной. И семинарист Гриша считает целью своей жизни просвещение народа.

Из того, как Добросклонов понимает счастье, вытекает главная идея поэмы: это чувство способен в полной мере ощутить только тот человек, который готов посвятить свою жизнь борьбе за счастье народа.

Основным художественным средством поэмы можно считать устное народное творчество. Автор широко использует фольклор в картинах жизни крестьян и в описании будущего заступника Руси Гриши Добросклонова.

Народную лексику в тексте поэмы Некрасов применяет по разному: как прямую стилизацию (пролог составлен), начало сказки (скатерть-самобранка, мифическое число семь) или косвенно (строки из народных песен, ссылки на разные легенды и былины).

Язык произведения стилизован под народную песню. В тексте есть много диалектизмов, многочисленных повторов, уменьшительных суффиксов в словах, устойчивых конструкций в описаниях.

Обратите внимание

Из-за этого произведение «Кому на Руси жить хорошо» многие воспринимают как народное творчество.

В середине девятнадцатого века фольклор изучали не только с точки зрения науки, но и как способ общения интеллигенции с народом.

Подробно проанализировав произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», легко понять, что даже в незаконченном виде оно является литературным наследием и представляет огромную ценность.

И сегодня поэма вызывает живой интерес у литературных критиков и читателей.

Изучая исторические особенности русского народа, можно сделать вывод, что они немного изменились, но суть проблемы осталась прежней – поиск своего счастья.

Источник: http://libaid.ru/katalog/n/nekrasov-nikolaj/3760-analiz-komu-na-rusi-zhit-khorosho-nekrasov

Анализ поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) – вершина творчества Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение, грандиозное по широте замысла, глубине проникновения в психологию людей различных классов тогдашней России, правдивости, яркости и многообразию типов.

Поэме Некрасов отдал долгие годы неустанного труда, вложив в нее все сведения о русском народе, накопленные, как говорил поэт, «по словечку» в течение двадцати лет. Пожалуй, ни в одном произведении русской литературы не проявились с такой силой и правдой характер, привычки, взгляды, надежды русского народа, как в этой поэме.

Тяжелая болезнь и смерть прервали работу Некрасова, но и то, что он успел создать, ставит поэму «Кому на Руси жить хорошо» в один ряд с самыми замечательными творениями русскойи мировой художественной литературы.

Сюжет поэмы очень близок к народному сказу о поисках сюжет поэмы доли человеческой, о поисках счастья и правды. Герои поэмы ишут «Непоротой губернии, Непотрошенной волости, Избыткова села». Поэма открывается обычным сказочным зачином: «В каком году – рассчитывай, в какой земле – угадывай.

»; столбовая «дороженька», на которой «сошлись семь мужиков», – именно то место, где начинается действие многих народных сказок о правде и кривде. И как в сказках, спорщики расходятся во мнениях, ссорятся, а потом, при помощи чудесной птички, говорящей человечьим языком, мирятся и отправляются искать счастливого.

Эти поиски им облегчает та же чудесная птичка: благодарная мужикам за то, что они спасли ее птенчика, она дает им скатерть-самобранку.

Описание того, что видели правдоискатели во время странствования по Руси, рассказы о себе воображаемых счастливых, к которым обращаются крестьяне, и составляют содержание поэмы.

Замысел поэмы несколько раз изменялся Некрасовым за время работы над ней. Поэт начал ее после «освобождения» крестьян и первоначально хотел показать, что в «раскрепощенной» России все несчастливы.

«Счастливым» себя должен был назвать только пьяный бедняк, пропившийся догола.

Важно

С горькой иронией Некрасов тем самым как бы говорил, что, только одурманив себя водкой, могут несчастные найти себе минутное забвение.

Но поэма дописывалась в 70-е годы, годы подъема революционного движения в стране, когда сотни и тысячи юношей и девушек шли «в народ» для революционной работы и в служении народу находили высшее счастье. Некрасов знал эту самоотверженную молодежь и горячо сочувствовал ее работе.

Молодое поколение революционеров чутко откликалось на поэтические призывы Некрасова и поддерживало с ним тесную связь.

Об этом свидетельствует, например, письмо, полученное поэтом от сельской учительницы Мало-зсмовой, которая, говоря о поэме Некрасова, называла себя счастливой и указывала, что нашла счастье в служении народу.

Тяжело больной поэт ответил ей теплым письмом, в котором, между прочим, говорилось: «Счастье, о котором вы пишете, составило бы предмет продолжения моей поэмы. Ей не суждено окончиться».

Поэме, действительно, было «не суждено окончиться», по в последней ее части все же дан настоящий счастливец: это Гриша Добросклонов, «народный заступник», «воплощение счастья народного».

Источник: http://schoolessay.ru/analiz-poemy-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho/

Анализ легенды из поэмы Н. А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт 19 века. Основной темой его творчества является народ. Некрасов пишет о судьбе народа, о его жизни, быте, о радостях и горестях народа. Таким произведением является поэма «Кому на Руси жить хорошо?». Эта поэма написана о народе и для народа. Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» — это энциклопедия русской жизни.

Свое произведение Н. А. Некрасов начал писать в 1863 году. И эта работа продолжалась до конца жизни Некрасова, хотя так и осталась незаконченной. В этой поэме Некрасов рассказывает о путешествии семи мужиков, о том, как они искали такого человека, которому «живется весело, вольготно на Руси». И вот в главе «Пир на весь мир» мужики встречаются с Григорием Добросклоновым.

И эта встреча завершает поиски того, «кто счастлив на Руси», и придает поэме законченный характер. Гриша Добросклонов родился в семье обнищавшего дьячка.

Совет

Семья жила бедно и, если бы не крестьяне, Гриша и его брат Савва давно бы умерли с голоду: … Благо — хлебушком Вахлак делился с Домною Давно в земле истлели бы Ее родные деточки, Не будь рука вахлацкая Щедра чем бы послал. О жизни Гриши в семье нам говорит песня его матери «Соленая».

В семье Гриши был хлеб, потому что: «Нет хлеба — у кого–нибудь попросит…», а за соль надо платить деньги, а их нет. Не радостными впечатлениями Гриша вспоминает учебу в семинарии: Тихонько в семинарии, Где было темно, холодно, Угрюмо, строго, голодно… Там было не лучше, чем в доме.

Еще ночью он просыпается от голода и ждет, когда же ему принесут ситник и сбитель, «который им выдавался по утрам». И только после приезда домой Гриша и Савва «отъедались», благодаря «мужикам и Власу — крестному». И Гриша и Савва платили им «по мере сил работаю, по их делишкам хлопоты справлялись в городу». Гриша любит свой народ.

Он видит все нужды народа, так как он выходец из народа. Так же Гриша знал возможности своего народа, знает, какие силы есть у народа, Уже с детства он знает, «что будет жить для счастья народа». В главе «Пир на весь мир» автор нам показывает два пути «одна просторная, дорога — торная, страстей раба».

По этой дороге идут все, по ней нетрудно идти. Эта дорога ведет к богатству, карьере, власти: Другая — тесная, Дорога честная А по этой дороги идут люди, которые борятся за счастье народа. По ней идти трудно, и ен каждый выберет эту дорогу. Григорий Добросклонов выбрал именно этот путь.

Путь за который: Судьба ему готовила Путь славный, Имя громкое Народного заступника Чахотку и Сибирь.

Некрасов хочет показать в истории Добросклонова чистое сердце, любовь к народу, смелость духа и то, что он борется за счастье народа: Немало Русь уж выслала Сынов своих отмеченных Печатью дара божьего, На честные пути, Немало их оплакала… Григорий Добросклонов — это посланец народа.

Народ сам послал его бороться за счастье и свободу крестьян: Как ни темна вахлачина, Как не забита барщиной И рабством – и она Благословясь, поставила В Григорье Добросклонове такого посланца. Мы видим, что народ не будет сидеть сложа руки, а будет бороться за свое освобождение. Гриша идет по трудной дороге и он знает, что народ поддержит его.

Обратите внимание

Об этом говорят его песни; а эти песни близки народу, так как они сложены о народе, о его несчастной доле. И Гриша верит в народную силу: Рать подымается Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая! Гриша Добросклонов — это революционер-демократ. Он по истине счастливый человек, потому что он имеет великую цель в жизни. Цель эта — борьба за счастье народа.

Читайте также:  Сочинение по картине широкова друзья 7 класс описание

Пленительные образы! Едва ли В истории какой-нибудь страны Вы что-нибудь прекраснее встречали. Их имена забыться не должны. Н. Некрасов Николая Алексеевича Некрасова называют певцом женской доли. Многие его произведения посвящены этой теме. Лучшим среди них, на мой взгляд, является поэма «Русские женщины».

Высок и свят их подвиг незабвенный! Как ангелы-хранители они Являлися опорой неизменной Изгнанникам в страдальческие дни. Поэт восхищается подвигом жен декабристов, последовавших добровольно вслед за мужьями.

Их было сто двадцать три, но Некрасов описал лишь двух первых, которым было едва ли не труднее всех: они «другим дороги проложили» — это Екатерина Трубецкая и Мария Волконская. Поэма композиционно делится на две части.

В первой поэт рассказывает о тяжелом пути княгини Трубецкой в Сибирь и ее героическом противостоянии иркутскому губернатору. Поэма начинается описанием поездки Трубецкой в Сибирь.

В набегающих в дорожном одиночестве воспоминаниях, в полусне рисуется ей прошлое: блестящая светская жизнь, веселье балов, где она восхищает всех своей красотой; замужество, поездка за границу в Италию… Сон прерывается суровой страшной правдой — печальным кандальным звоном партии ссыльных. Суров контраст между воспоминаниями прошлого, полного неги и беззаботности, и суровой, нищей, «забытой Богом стороны». Исчезли радужные сны.

Пред нею ряд картин Забытой Богом стороны: Суровый господин И жалкий труженик-мужик С понурой головой… Некрасов тонко и глубоко показывает, как эта картина страшного «царства нищих и рабов» помогает Трубецкой, исполненной «наивного ужаса», понять, что та роскошная, праздная жизнь, которую она вела раньше, находится в полном отрыве от жизни ограбленного народа,— понять справедливость и благородную цель того дела, во имя которого боролись декабристы. Поэт наделяет своих героинь не только чертами мужества и благородной самоотверженности, но и показывает их горячее сочувствие народу. Все виденное и пережитое героиней подготавливает ее к встрече с иркутским губернатором. Трубецкая отвергает увещевания губернатора, пытающегося отговорить ее от поездки на каторгу: У вас седая голова, А вы еще дитя! Вам наши кажутся права Правами — не шутя. Нет! ими я не дорожу, Возьмите их скорей! Где отреченье? Подпишу! И живо — лошадей!.. На лживое обвинение в адрес мужа княгиня отвечает горячей отповедью, полной пафоса патриотизма и гражданской зрелости: не жалкая раба, Я женщина, жена! Пускай горька моя судьба — Я буду ей верна! О, если б он меня забыл Для женщины иной, В моей душе достало б сил Не быть его рабой! Но знаю: к Родине любовь — Соперница моя, И если б нужно было, вновь Ему простила б я!.. Это волнующая драматическая сцена, в которой раскрывается героический характер русской женщины. Воспоминания, о Николае I вызывают у Трубецкой ненависть и презрение: Будь проклят мрачный дом, Где первую кадриль: Я танцевала… Та рука Досель мне руку жжет… Некрасов показывает княгиню не высокодобродетельной и кроткой сердцем женщиной, а резко протестующей против существующих в высшем обществе лжи и лицемерия. Мужество, героизм и стойкость этой хрупкой женщины сломили старого вояку-губернатора, он восклицает: Я вас в три дни туда домчу…

 

Источник: http://www.getsoch.net/analiz-legendy-iz-poemy-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho/

Анализ поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма-эпопея создавалась несколько лет. Автор пытался изобразить крестьянский народный быт. В данном произведении отражена эпоха жизни народа. При создании эпопеи, автора волновал насущный вопрос о том, как живётся людям? Счастливы ли они? Изображая горе и несчастье, он пытался найти ответ на поставленный вопрос, которым задавался на протяжении долгого времени.

Главная суть заключается не в отражении тяжёлой крестьянской жизни, а в определении: « Кто счастлив на Руси?» и счастлив ли народ в целом? Пытаясь выяснить образ счастливого человека среди бедствий и горя, он изобразил тех, кто строит своё счастье за счёт бедных и несчастных крестьян.

В поэме присутствует прямой намёк на Чернышевского. Чернышевский — вождь революции и открылся ответ на вопрос «Что делать?».

Важно

Автор сам не знал, каков будет ответ на заданный вопрос, когда создавал поэму. В те времена (60-е годы), автор создавал план произведения.

Несомненно, он пытался отразить саму эпоху того времени, поэтому изображал тяжёлый крестьянский быт после отмены крепостного права.

Сначала, автор рисует нам картину того, что странники после долгого пути, возвращаются домой так и не найдя пути к счастью. Впоследствии менялся основной замысел, так как накалялся строй революции.

Далее мы видим спор странников. Они спорят о том, какие люди по-настоящему счастливы: помещик, поп, купец, или чиновник, «вельможный боярин, министр государев» и царь его величества. Но беседовали они лишь с попом и помещиком.

К людям высшего класса они просто не смогли бы подойти. Да и замысел основной темы заключался в создании бедного народа. Так как их интересует счастье не богатых, а бедных. Это видно из одной части поэмы.

Мы ищем непоротой губернии и непотрошеной власти — говорят они.

Автор смог довольно широко изобразить крестьянский строй. Данная поэма, неким образом, схожа с великими поэмами классической литературы. В поэму, встраиваются как мимолётные сюжеты, так мимоходные ситуации. Показывается яркий образ Якима Нагого — это крестьянин из деревни Босово.

Целый мир эпохи нарисован глазами усердного труда этого крестьянина. Автор ярко показал не только образ труженика — пахаря, но и смог найти сравнение, которое искал.

Хронология действия поэмы приходилось на 60-е годы. Это как раз то время, когда отменили крепостное право. Некрасов показывает то время, о котором мечтали люди в поэме. Но даже после отмены крепостного права, люди не нашли своего счастья. Освобождение от крепостничества не принесло народу то, о чём они мечтали.

Совет

В тексте присутствует не только художественное описание быта крестьян, но и символическое значение. Взять, к примеру, название деревень, которые перечисляются в поэме: Заплатово, Дырявино и т. п. В текст не зря вписывается и символичное число семь.

В самом начале поэмы изображены семь странниках, которые искали правду. Так же для более ясного описания, автор вводит людей, которые отличаются друг от друга. Мы видим отличие как внутреннего мировоззрения, так принадлежности их к тому, или иному роду. Они ведут как реплику, так и рассказы.

Автор сумел правильно изобразить порок души человеческой.

Каменщик Трофим стал инвалидом из-за собственной жадности. Немаловажную роль играет в тексте и фольклор. Песни сопровождают рассказы крестьян на протяжении всей поэмы. Например, «Барщинная» песня описывает моменты истязания крестьян.

Главным врагом крестьянина считается помещик. Именно он презирается простолюдином практически в каждой главе. Крестьяне работают с утра до ночи и снабжают своим трудом и потом мещан, а они устанавливали закон. Одним из них был Шалашников, который брал оброк.

Поэма не совсем объёмная по содержанию, хотя отразила практически жизнь всей эпохи того времени. Мы смогли увидеть, как крестьяне, не смотря на рабское отношение и издевательство со стороны помещиков, смогли сберечь честь и достоинство. Тем самым они как-бы возвысились над извергами.

Источник: http://vip-gdz.ru/analiz-poe-my-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-horosho/

Анализ поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Время работы над поэмой (60-70-е годы. Спад освободительного движения и новый подъем). Источники поэмы — личные наблюдения, рассказы современников, фольклор.

Замысел поэмы — странствование по России в поисках счастливого человека; постепенно странники от мысли найти конкретного человека приходят к мысли поиска счастья для всех (здесь отражается рост национального самосознания не только семи мужиков, но и всего русского народа). Поэма не закончена — Некрасов умер, не успев завершить работу над ней.

Жанровые особенности (эпическая поэма позволяет показать широкую панораму русской жизни, не проводя при этом сюжетную линию жизни отдельного героя или отдельной семьи (как в романе), не заостряя внимание на переживаниях лирического героя (как в обычной поэме). Сюжетообразующий элемент — путешествие. Основа сюжета — сказочный мотив поиска счастья.

Использование сказочных элементов (сказочные формулы, предметы). Установка на создание коллективного, собирательного портрета русского общества. Включение фольклорных жанров (легенда, былина, народные песни, пословицы и поговорки).

Действие завязывается в «Прологе»: семеро крестьян спорят, кому на Руси хорошо живется. Сначала странники ищут счастливцев, потом «счастливцы» сами приходят к ним.

Народная жизнь в разнообразных проявлениях. Величие русского человека в бедах и невзгодах, рабском терпении, вековых страданиях, в грехах, разгуле. Многообразие типов крестьян. Основные черты крестьянства. 

Многочисленные образы русских крестьян в поэме Некрасова: Вавила, пропивший деньги, на которые хотел купить внучке подарок; Яким Нагой, вынесший из горящего дома картинки; «злющая старообрядка», которая в «бабьих красных юбках» видит знак беды; дворовой, заработавший господскую болезнь — подагру и многие другие. Цель писателя — показать во всех подробностях дореформенную и пореформенную жизнь крестьянства. Странники, выслушивающие рассказы крестьян, пытаются выяснить, живется ли «сегодня на Руси» кому-нибудь хорошо, и кого можно назвать по-настоящему счастливым человеком.

Образ Якима Нагого.

«Говорящая» фамилия персонажа. Внешность Якима, поступки, умение держаться (цитаты из текста). Деньги в представлении Якима. Счастлив ли Яким? 

Образ Ермила Гирина.

Внешность, поступки, умение держаться (цитаты из текста). Счастлив ли Ермил? Ермил — подвижник, борец за народные интересы, он жертвует своим благополучием ради правды народной. Таких людей Некрасов считает образцом для подражания.

Образ Матрены Тимофеевны.

Обратите внимание

Портрет героини, ее жизнь до и после замужества. Жизнь Матрены типична для ее времени —

это судьба русской крестьянки. Можно ли назвать Матрену счастливой?

Образ Гриши Добросклонова.

Действия и мысли Гриши. Истинное счастье в понимании Некрасова.

Выводы: Крестьяне понимают причины своего бедственного положения, не желают дальше терпеть гнет. Некрасов с большой симпатией рисует образы крестьян. Крестьяне в поэме выглядят не как безликая масса, а как ряд неповторимых характеров, соединяющих в себе типичность с яркой индивидуальностью.

Несмотря на то, что прямой ответ о том, кому же живется на Руси счастливо, в поэме отсутствует, однако он заявлен в главе, посвященной Грише Добросклонову, посвятившему свою жизнь служению народу. Он-то и является единственным по-настоящему счастливым персонажем поэмы.

Авторская позиция: счастливым может быть только человек, отдавший себя без остатка на благо родины и народа.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2013/08/blog-post_9.html

10 класс. Литература. Н.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». — История создания поэмы Н.А.Некрасова

Историческая справка.

           19 февраля 1861 года Александр издал Манифест и Положение, отменявшее крепостное право. Что же получили мужики от господ?

           Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.

Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика.

Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу земельных наделов, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп — временнообязанными.

За право пользоваться полученным от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности (платить оброк или отрабатывать барщину).

Установление временнообязанных отношений сохраняют феодальную систему эксплуатации на неопределённый срок. Стоимость надела определялась не действительной рыночной стоимостью на землю, а доходами, получаемыми помещиком с имения при крепостном праве.

          При выкупе земли крестьяне платили за неё вдвое и втрое выше действительной стоимости. Помещикам же выкупная операция давала возможность сохранить в полном размере тот доход, который они получали до реформы.

Нищенский надел не мог прокормить крестьянина, и ему приходилось идти к тому же помещику с просьбой принять на испольщину: обрабатывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая.

Закончилось это массовое закабаление крестьян массовым разорением старой деревни. Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после «освобождения» такого разорения, такой нищеты, как в России.

Важно

Вот почему первой реакцией на Манифест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразившееся в отказе принять эти документы.

Читайте также:  Сочинение по картине маковского боярский свадебный пир xvii века описание

Литература того времени имела бурный характер. Сами за себя говорят произведения, написанные в то время. Роман Чернышевского «Что делать?», Тургенева «Отцы и дети» и т.д.

           Как же воспринял Н. А. Некрасов реформу, которая не дала народу желаемого освобождения? Поэт переживал события тех лет трагически, о чём свидетельствуют, в частности, воспоминания Н.Г.

Чернышевского: «В день объявления воли я пришёл к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части «Положения» о крестьянах». «Да разве это настоящая воля! — говорил он.

– Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами».

История создания поэмы.

             Вскоре после Крестьянской реформы, в 1862 году возник замысел поэмы.

Её целью Некрасов считал изображение обездоленных крестьянских низов, среди которых – как и во всей России – нет счастливого. Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877год,т.е. около 14 лет.

За это время замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о её композиции. До сих пор не решён вопрос о порядке расположения её частей.

Наиболее аргументированным можно считать порядок расположения частей по хронологии их написания.

«Пролог» и 1 часть — 1868 г.

«Последыш» — 1872 г.

«Крестьянка» -1873 г.

«Пир – на весь мир» Некрасов писал уже находясь в состоянии смертельной болезни, но он не считал эту часть последней, намереваясь продолжить поэму изображением странников в Петербурге.

              Литературный критик В.В.

Гиппиус в статье «К изучению поэмы «Кому на Руси жить хорошо» ещё в 1934 году писал: «Поэма осталась незавершённой, замысел поэта не прояснённым; отдельные части поэмы следовали друг за другом в разное время и не всегда в последовательном порядке.

Совет

Два вопроса, первоочередные при изучении поэмы, остаются до сих пор спорными: 1) о взаимном расположении дошедших да нас частей и 2) о реконструкции частей ненаписанных и, прежде всего, развязки. Оба вопроса, очевидно, теснейшим образом связаны, и решать их приходится совместно».

Именно В.В.Гиппиус нашёл в самой поэме объективные указания на последовательность частей: «Время расчислено в ней «по календарю»: действие «Пролога» начинается весной, когда птицы вьют гнёзда и кукует кукушка. В главе «Поп» странники говорят: «А время уж не раннее, подходит месяц май».

В главе «Сельская ярмонка» есть упоминание: «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась»; видимо, в день Николы(9 мая по старому стилю)проходит и сама ярмарка. «Последыш» также начинается точной датой: «Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос.» В «Пире на весь мир» сенокос уже кончается: крестьяне едут на базар с сеном. Наконец, в «Крестьянке» — жатва.

События, описанные в «Пире на весь мир», относятся к ранней осени (Григорий собирает грибы), а задуманная, но не осуществлённая Некрасовым «петербургская часть» должна была происходить в зимнее время, когда странники придут в Петербург икать доступа «к вельможному боярину, министру государеву».

Можно предположить, что петербургскими эпизодами и могла завершиться поэма. В современных публикациях главы располагаются по времени их написания.

Жанр, композиция поэмы.

            Сам Некрасов называл «Кому на Руси жить хорошо» поэмой, однако ни на одну из поэм, известных в русской литературе до Некрасова, его произведение в жанровом отношении не похоже. Содержание «Кому на Руси жить хорошо» требовало для своей реализации какой-то новой жанровой формы, и Некрасов создал её.

Поэма (от греческого «творить», «творение») — большое эпическое стихотворное произведение.

Эпопея (от греческого «собрание песен, сказаний») — наиболее крупная монументальная форма эпической литературы, которая даёт широкую, многогранную, всестороннюю картину мира, включающая глубокие раздумья над судьбами мира и интимные переживания личности. Своеобразие поэмы заключается в том, что это произведение реалистическое – по художественному методу, народное – по своему значению и тематике, эпическое – по широте изображения действительности и героическому пафосу.

                  В жанровом отношении поэма представляет собой народную эпопею, которая по замыслу поэта должна была в завершённом виде включить в себя жанровые особенности всех трёх видов некрасовских поэм: «крестьянской», сатирической, героико-революционной.

Использованная в произведении форма путешествия, встреч, расспросов, рассказов, описаний была очень удобной для того, чтобы дать всестороннее изображение жизни.

 Выводы. В Некрасове всю жизнь как бы жило два человека: один, обладающий поэтическим талантом, способный воспевать тончайшие движения человеческой души, и другой, кому долг и совесть не позволяли «красу долин, небес и моря и ласку милой воспевать».

Обратите внимание

Поэтому его угрюмая муза им самим была обречена стать музой мести и печали, музой, которую ударами кнута поэт заставлял изображать картины горя народа и звать к борьбе за его освобождение.

Отвергая «искусство для искусства» с его воспеванием эстетического чувства и будучи сознательным защитником сатирического «гоголевского направления», Некрасов считал истинными поэтами тех, кто служит народу, истинными гражданами тех, кто не стремится писать стихи, а своим образом жизни содействует борьбе за освобождение угнетенного народа. Стихотворение «Отрывок» («Ночь. Успели мы всем насладиться…», 1858) звучит как молитва за русский народ, пребывающий в рабском труде и долготерпении. За тот народ, «чьи работают грубые руки, предоставив почтительно нам погружаться в искусства, в науки, предаваться мечтам и страстям». Некрасов всю жизнь упрекал себя в недостаточно активном служении народу, поэтому и учил свою музу петь пламенные песни борьбы. Предназначение поэта, по Некрасову, — беззаветно служить народу, даже если сам темный и забитый народ этого никогда не узнает и не оценит.

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» занимает особое место как в истории русской классической литературы, так и в творческом наследии поэта. Она представляет собою синтез поэтической деятельности Некрасова, завершение многолетней творческой работы поэта-революционера.

Все то, что Некрасов разрабатывал в отдельных произведениях на протяжении тридцати лет, собрано здесь в едином замысле, грандиозном по содержанию, размаху и смелости.

В нем слились все основные линии его поэтических исканий, наиболее полно выразились общественно-политические и эстетические принципы поэта.

Поэма создавалась долгие годы. Интенсивно трудился Некрасов над ней десять лет, вынашивал же отдельные образы и собирал материал и того дольше. Работая над ней с необыкновенной напряженностью и неослабной энергией, поэт проявлял по отношению к себе большую требовательность.

Эта необычайная авторская взыскательность и увлечение материалом в значительной степени обусловливались тем, что поэме «Кому на Руси жить хорошо» как произведению, синтезирующему его творческие искания, Некрасов придавал исключительное значение и возлагал на него большие надежды.

Умирая, поэт глубоко сожалел о том, что не закончил своего любимейшего творения, в котором обобщил весь свой жизненный и поэтический опыт.

Важно

В одном из писем к С. И. Пономареву, редактору посмертного издания произведений Некрасова, сестра поэта А. А. Буткевич, утверждая, что -. поэма «Кому на Руси жить хорошо» «была любимым детищем брата», приводит подлинные слова Некрасова по этому поводу: «Одно, о чем сожалею глубоко, это — что не кончил своей поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Считая своим патриотическим долгом «воспеть страдания терпением изумляющего народа», Некрасов не раз с болью жаловался друзьям и близким, что его поэзия, всецело посвященная интересам и стремлениям народа, якобы «до народа не дошла». Это. часто служило предметом горьких размышлений и мучительных терзаний поэта. Восполнить этот пробел он думал своим последним крупным творением — народной поэмой «Кому на Руси жить хорошо».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» и по времени, затраченному на ее создание, и по значению, которое придавал ей Некрасов, занимает центральное место в творчестве поэта, несмотря на то, что замысел, положенный в ее основу, осуществлен далеко не полностью.

Некрасов начал писать поэму после крестьянской реформы 1861 г., хотя отдельные образы ее возникли у поэта еще в 50-х годах.

Дата написания поэмы до сих пор точно не установлена, так как сам автор не оставил ясных указаний по этому поводу. Н. Г. Потанин предполагал, будто бы Некрасов начал поэму в 1850 г.. Это мнение опровергнуто Чешихиным-Ветринским, а затем и К. Чуковским, датирующим начальные главы 1863 годом. Указанная дата подтверждается тем, что в одном из первых вариантов главы «Помещик» есть такие строки:

  • Да  мелкие чиновники,
  • Да глупые посредники,
  • Да  полячишки  ссыльные.

Поэма выходила в свет отдельными главами. Впервые появился в печати «Пролог» поэмы в 1866 г. в журнале «Современник». В 1869 г. этот же пролог без изменений был напечатан вместе с первой главой «Поп» в № 1 «Отечественных записок», а в № 2 (февраль) помещены были главы вторая («Сельская ярмонка»)  и третья  («Пьяная ночь»).

В том же журнале за 1870 г. в № 2 напечатаны две главы первой части: «Счастливые» и «Помещик».

Затем часть поэмы под заглавием «Последыш» была опубликована в № 3 «Отечественных записок» за 1872 г. и часть «Крестьянка» в № 1  «Отечественных записок» за  1874 г.

Совет

Что же касается последней — четвертой части поэмы, то она при жизни поэта так и не появилась в печати, хотя этого очень желал умирающий Некрасов.

Цензура дважды вырезывала ее из готовой к выпуску книжки «Отечественных записок» (1876 г., № 9 и 1877 г., № 1). И только три года спустя после смерти поэта, в 1881 г.

, Салтыкову-Щедрину, заменившему Некрасова в «Отечественных записках», все же удалось напечатать эту часть, однако со значительными цензурными купюрами.

Поэма неоднократно подвергалась жестоким цензурным го • нениям, на которые поэт реагировал очень болезненно.

Изложив кратко содержание напечатанной главы поэмы, цензор заключает: «В общем своем содержании и направлении означенная первая глава этой поэмы не заключает в себе ничего противного цензурным постановлениям, так как собственно сельское духовенство представляется униженным вследствие необразованности мужика, бедным вследствие окружающей его среды, которая сама ничего не имеет, так что в этой поэме выливается только гражданская скорбь на беспомощность сельского населения и духовенства.

Однако уступки цензуре, переделки и исправления не помогли поэту. Цензура вторично вырезала «Пир на весь мир» из январской книжки «Отечественных записок» за 1887 г. Эта новая расправа цензуры все же окончательно не убила в Некрасове надежды на возможность появления в печати «Пира на весь мир».

Встретившись с главным цензором, он буквально умолял его разрешить напечатание этой заключительной главы поэмы. В ответ на доводы к просьбы Некрасова цензор начал ссылаться на то, что если он пропустит стихи, то может лишиться службы: «Не лишайте нас куска хлеба, мы люди семейные. Не водружайте свои стихи на развалинах нашего существования.

Завершите свое поприще добрым делом: отложите печатание этих стихов» .

Но и после этого эпизода Некрасов решил все же не складывать оружия. Узнав от Достоевского, будто начальник Главного управления по делам печати В. В. Григорьев считает возможным напечатание части «Пир на весь мир», он обратился к нему с просьбой прочесть его поэму.

При редактировании поэмы текстологам пришлось решать трудную задачу — устанавливать, в каком порядке печатать отдельные части и главы поэмы, так как сам автор не оставил достаточно точных указаний по этому поводу и работал над отдельными частями или одновременно, или же в такой последовательности, которая обусловливалась творческим и замыслом. Печатать их. в том порядке, в каком они были написаны, оказалось невозможным, хотя наследники поэта публиковали их именно так. Еще в 1920 г. Чуковский отверг этот принцип на том основании, что в архивах Некрасова нашел его собственноручную запись о том, что «Пир на весь мир» должен располагаться непосредственно за «Последышем». Основываясь на этом указании поэта, Чуковский напечатал последние главы в таком порядке: «Последыш», «Пир на весь мир», «Крестьянка».

Обратите внимание

Первоначально Некрасов думал дать в поэме широкую картину жизни всех классов русского общества в годы, непосредственно следовавшие за так называемым «освобождением» крестьян.

Но сохранившиеся черновые варианты свидетельствуют о том, что замысел Некрасова был значительно шире и что поэт собирался приступить к работе над главами, посвященными встрече пытливых странников с чиновником,    купцом и царем.

Источники

http://5klass.net/zip/literatura/Nekrasov-Komu-na-Rusi-zhit-khorosho.zip

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/04/23/urok-lektsiya-istoriya-sozdaniya-poemy-epopei-nnekrasova-komu

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/2175/lesson

Ссылка на основную публикацию