Анализ поэмы пушкина цыганы сочинение 9 класс

Проблематика поэмы Пушкина «Цыганы» — Сочинение на заданную тему

В романтическом и руссоистском сюжете поэмы любовные отношения приобретают первостепенную важность: они определяют счастье и несчастье героев и судьбу их.

В художественном мире, основанном на резких антиномиях, па столкновениях идеологически противоположного, любовь оказывается единственно возможным (или невозможным) средством преодоления рокового одиночества человека.

Она все решает, она становится для героя роковой любовью — или роковой нелюбовью.

Покинув обжитый цивилизованный мир и встретив Земфиру, Алеко не жалеет о том, что покинул. Но, убежав от «предрассуждений», от «толпы безумного гоненья», Алеко не может убежать от самого себя. Он был невольником страстей и остался им.

В этом заключается источник основного конфликта поэмы — и источник ее трагического пафоса.

Обратите внимание

Современному человеку, с его кипящими страстями, невозможно успокоиться и среди вольных детей природы, ни вообще не способен на гармоническое существование, он обречен на вечную внутреннюю неволю.

В «Цыганах» Пушкин показал несостоятельность руссоистских иллюзий. Но если и можно с известным основанием говорить об антируссоистской направленности поэмы, то не может быть и речи об ее антиромантизме.

Поэма вся написана в романтическом ключе, она романтична по своему сюжету, по приемам изображения, по своей стилистике, что не мешает ей, разумеется, как и любой другой романтической поэме, приближаться в отдельных местах и отдельными признаками к тому, что мы называем реализмом.

Реальное в «Цыганах» выражено в романтическом свете.

Об этом хороню сказал Достоевский в своей речи о Пушкине: «В тине Алеко, герое поэмы «Цыганы», сказывается уже сильная и глубокая, совершенно русская мысль, выраженная потом в такой гармонической полноте в «Онегине», где почти тот же Алеко является уже не в фантастическом свете, а в осязаемо реальном и понятном виде. В Алеко Пушкин уже отыскал и гениально отметил того несчастного скитальца в родной земле, того исторического русского страдальца, столь исторически необходимо явившегося в оторванном от народа обществе нашем…».

В своей пушкинской речи Достоевский говорит только об Алеко и ничего не говорит о Пленнике. Но говорить об Алеко — это значит сказать и о Пленнике. Алеко от последнего отличает лишь степень его соотнесенности с современностью и современным героем.

Путь Пушкина к Онегину — это путь от Пленника через Алеко. Алеко — важный и решающий этап на пути.

В герое «Цыган» природа социального типа проясняется в необычном и романтическом свете, прежде чем она прояснится потом реально и во всей глубине г, романе «Евгений Онегин».

Переход Пушкина па почву исторически конкретного и исторически обусловленного, реалистического изображения действительности в пору создания «Цыган» был уже внутренне подготовлен.

Важно

Недаром работа над «Цыганами» даже по времепи совпадает с написанием первых глав «Онегина» и непосредственно предшествует «Графу Нулину». В «Цыганах» Пушкин еще не перестал быть романтиком, но был готов к принятию новой художественной веры.

Проблематика поэмы, ее глубинная связь с современностью, живая актуальность поставленных в поэме вопросов уже сами по себе предполагали возможность для автора «Цыган» обращения к иной, реалистической поэтике.

Источник: http://schooltask.ru/problematika-poemy-pushkina-cygany/

Анализ поэмы Пушкина «Цыганы»

Поэма «Цыганы» – завершение спора с Байроном, который наметился в первой южной поэме Пушкина «Кавказский пленник».

Не выходя за рамки романтизма, но превращая его в «романтизм критический», Пушкин показывает в этой поэме, что мечты Байрона и его кумира Руссо о возврате человека в «естественное состояние», по существу, являются игрой «на понижение».

Она ведет человека не вперед, а назад: это измена высшему предназначению, к которому зовет нас морская стихия голосом Творца, заключенным в ней.

Пушкин на собственном опыте испробовал возможность возврата человека в природу. Будучи в Кишиневе, он несколько недель провел в цыганском таборе. В «Цыганах» Пушкин осудил эту прихоть как слабость, как самодовольство и эгоизм.

Алеко, утверждающий свободу для себя среди нетронутых цивилизацией «естественных» людейв цыганском таборе, не терпит никаких ограничений этой свободы и тем самым становится деспотом по отношению к Земфире и молодому цыгану, ее любовнику.

Двойное убийство, совершенное Алеко, вызывает осуждение старого цыгана:

Оставь нас, гордый человек!

Мы дики, нет у нас законов,

Мы не терзаем, не казним,

Не нужно крови нам и стонов;

Но жить с убийцей не хотим.

Ты не рожден для дикой доли,

Ты для себя лишь хочешь воли.

Но Пушкин, по словам Д. Д. Благого, вскрывает и «тщету руссоистско-байроновской иллюзии о возможности для цивилизованного человека вернуться назад, в «природу», на не тронутую «просвещением» первобытную почву. Независимо от Алеко самый быт цыган не так уж безоблачно идилличен.

«Роковые страсти» и связанные с ними «беды» существовали в таборе и до прихода Алеко.

«Счастья нет» и у носителя простоты, мира и правды в поэме – старика цыгана, уход от которого Мариулы, охваченной неодолимой любовной страстью к другому, при всей «естественности» этой страсти, с точки зрения самого же старика цыгана, навсегда разбил его личную жизнь.

«Я припоминаю, Алеко, старую печаль». И эта «старая печаль» живет в душе цыгана на протяжении всего его жизненного пути. Тем самым разбивается иллюзия руссоизма о ничем не омрачаемом счастье «золотого века» – докультурного, дикого человечества».

Зрелый Пушкин, опережая восторги своих современников, видевших в нем «русского

Байрона», решительно одолел искус «байронизма» и вышел к новому, трезвому и реалистическому взгляду на жизнь.

(Пока оценок нет)
Loading…

Вы сейчас читаете сочинение Анализ поэмы Пушкина «Цыганы»Анализ произведения Лескова “Левша” »

Источник: http://schoolessay.ru/analiz-poemy-pushkina-cygany/

Краткий анализ поэмы Пушкина «Цыгане»

Категория: Сочинения по поэме Цыганы

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Поэму «Цыгане» (1824) Пушкин начал на юге, но закончил уже в Михайловском. Подобно другим поэмам здесь также сильно выражено авторское начало.

В Алеко есть много от Пушкина, начиная с имени (Алеко — Александр) и заканчивая мыслями героя о неволе душных городов, об Овидии (о нем часто вспоминал Пушкин в Молдавии, сопоставляя судьбу сосланного римского поэта со своею), о славе. Однако отношение к герою меняется, усиливается объективное и критическое начало.

В «Цыганах» (как несколько ранее и в «Кавказском пленнике») используется сюжет, получивший широкую популярность со времен французского писателя и мыслителя Жан Жака Руссо.

Совет

Алеко, разочарованный цивилизованным «городским» обществом, попадает в экзотический для читателя цыганский табор, в новый для себя мир «естественных» людей — простых, свободных, близких к природе, лишенных предрассудков, без какой бы то ни было искусственности и притворства.

Казалось бы, именно здесь Алеко должен обрести душевное спокойствие, внутренне раскрепоститься. В действительности этого не произошло. Даже любовь к Земфире не приносит герою желанного обновления. Алеко так и не может преодолеть своего рокового одиночества.

Герой, презирающий людей за то, что они «торгуют волею своей»; сам носит на себе печать отвергаемого им общества. Гармоническое успокоение на лоне природы, пропагандировавшееся некогда Руссо, оказывается невозможным для современного человека, зараженного индивидуализмом. Еще до убийства Земфиры Алеко гордо заявляет, что он никогда не откажется «от прав своих». Но какое право имеет человек на чувства и тем более жизнь другого человека? Так Алеко, обвинявший покинутый им мир за то, что там «любви стыдятся», оказывается защитником рабства — пусть духовного. Алеко терпит моральное поражение — ив этом заключается великий нравственный урок пушкинской поэмы.

В ранних романтических поэмах центральное место обычно занимал герой, точка зрения которого приближалась к авторской. «Цыганах» Алеко дан объективно, Пушкин смотрит на него как бы со стороны.

Более четко и определенно поставлена в «Цыганах» проблема «человек и среда»: уже намечена зависимость героя от породившего и воспитавшего его общества.

Так протягивается нить к достижениям Пушкина-реалиста.



Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» — это попытка автора показать всю жизнь России, постичь характер русского народа, определить дальнейшие пути его развития. Сам Н.В.

Гоголь говорил, что сюжет «Мертвых душ» хорош тем, что «дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров». Поэтому такую важную роль в поэме играет мотив дороги, путешествия.

В разъездах героя происходят с ним случайные встречи (заблудившись, приехал к Коробочке, в трактире н

Чем я люблю заниматься больше всего? Люблю печь торты! Раньше я не любила готовить и не умела толком даже яичницу поджарить. Но всё из­менилось в тот день, когда мама решила мне показать, как испечь торт.

Четыре толстых журнала с плотным шрифтом пугали, но я «мужественно» подступил к ним. Два раза, запасшись терпением, я начинал роман. Дважды откладывал, не справившись с обилием имен и эпизодов в его начале. Книга манила, как не взятая высота.

Обратите внимание

Наконец в третий раз — вчитался. Книга увлекла, взволновала, покорила меня. Когда я вчитываюсь в какое-то произведение, то долго живу созданным автором миром. Так и теперь. Я и до сих пор под впечатлением от «Доктора Живаго».

Революция открылась мне с новой,

  «Ти знаєш, що ти — людина?» З таким вимогливим запитанням звер­тається Василь Симоненко до кожного свого читача. Без зайвих слів і «кра­сивостей», чітко, ясно, лаконічно. Задуматися має кожен.

Хто я в цьому світі? Навіщо живу? З відповідями на ці питання рано чи пізно доводить­ся визначатися кожній людині. Будучи дуже молодим, Симоненко відчу­вав, що життя надто швидкоплинне, аби розбазарювати його.

Автор нага­дує про найвищу цінність, неповторність людського життя. Хто не вірить в себе, свої

Два противостоящих друг другу лагеря: лагерь молодой России и лагерь крепостников, выведенных Грибоедовым на сцену, были явлением самой русской жизни десятых — двадцатых годов XIX века.

В это время из общей массы дворянства выделяются дворяне-революционеры — сторонники борьбы со всем отжившим в социальном и политическом строе, сторонники боя за новое, за движение страны вперед.

Александр Андреевич Чацкий по своему общественному положению принадлежит к дворянскому классу, но образ мыслей его и по

Творчество и жизнь Данте так всесторонне освещены научными работниками, критиками, философами, что добавить что-то новое маловероятно. Ребенок знает, что его гений стал предтечей Ренессанса.

Читайте также:  Сочинения по рассказам шолохова

Он не перестает быть идеалом и образцом для миллионов людей уже несколько столетий. Его фантазия и воображение создали то, что не смогли изобразить тысячи рукописей, полотен, скульптур, фресок средневековья.

Важно

Он — самый доскональный архитектор в мировой поэзии. Доменико ди Микелино изобразил его, увенчанного

Состояние неосознанного бытия Замятин подвергает критике в повести «Алатырь» (1914), в которой преобладает комически-пародийное начало.

Шаржированный быт провинциального городка в известной степени спроецирован на российское претенциозное бытие накануне революции.

Изуродованное сознание русского провинциала вызывает не гнев, а сожаление художника, поэтому эта повесть лишена резкой сатиризации. Большей гротесковостью отличается повесть «На куличках» (1914), в которой описана бездуховность, мораль

Ничего не нужно: жизнь, как спокойная река, текла мимо. И. Гончаров Иван Александрович Гончаров в романе “Обломов” дает резкую критику существующему строю с его несправедливостями и пороками.

Осуждая бездеятельность героя, автор в то же время показывает пагубность общественного строя, которому не хочет служить Обломов. Временами кажется, что Гончаров не столько осуждает, сколько умиляется своему герою.

Но это только внешнее впечатление, путь Обломова гибельный, он скорее похож на тупик. Пас

Жизнь И.С. Тургенева, знаменитого русского писателя, проходила в одну из самых насыщенных эпох в жизни России.

Совет

Именно в этот период, в начале шестидесятых годов XIX века, в России зарождался новый тип борца — разночинца-демократа, человека дела, стремящегося к борьбе во имя изменения общественного строя России. Образ, воплотивший в себе все эти черты, создал И.

С. Тургенев в своем романе “Отцы и дети”.     В главном герое — Базарове — Тургеневым многое подмечено исторически точно. Базаров умен —

С выходом романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” начинается оживленное обсуждение его в печати, которое сразу же приобрело острый полемический характер. Почти все русские газеты и журналы откликнулись на появление романа.

Произведение порождало разногласия как между идейными противниками, так и в среде единомышленников, например, в демократических журналах “Современник” и “Русское слово”. Спор, по существу, шел о типе нового революционного деятеля русской истории.

    “Современник” откликнулся на

Сейчас смотрят:{module Пушкин:}Actionteaser.ru — тизерная рекламаActionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-pushkina/sochineniya-po-poeme-tsygany/12557-kratkij-analiz-poemy-pushkina-tsygane.html

Анализ поэмы А.С.Пушкина «Цыганы»

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Анализ поэмы А.С.Пушкина «Цыганы»

  Скачать сочинение

    Поэма «Цыганы» — завершение спора с Байроном, который наметился в первой южной поэме Пушкина «Кавказский пленник». Не выходя за рамки романтизма, но превращая его в «романтизм критический», Пушкин показывает в этой поэме, что мечты Байрона и его кумира Руссо о возврате человека в «естественное состояние», по существу, являются игрой «на понижение».

Она ведет человека не вперед, а назад: это измена высшему предназначению, к которому зовет нас морская стихия голосом Творца, заключенным в ней.     Пушкин на собственном опыте испробовал возможность возврата человека в природу. Будучи в Кишиневе, он несколько недель провел в цыганском таборе.

В «Цыганах» Пушкин осудил эту прихоть как слабость, как самодовольство и эгоизм. Алеко, утверждающий свободу для себя среди нетронутых цивилизацией «естественных» людей в цыганском таборе, не терпит никаких ограничений этой свободы и тем самым становится деспотом по отношению к Земфире и молодому цыгану, ее любовнику.

Двойное убийство, совершенное Алеко, вызывает осуждение старого цыгана:     Оставь нас, гордый человек!     Мы дики, нет у нас законов,     Мы не терзаем, не казним,     Не нужно крови нам и стонов;     Но жить с убийцей не хотим.     Ты не рожден для дикой доли,     Ты для себя лишь хочешь воли…     Но Пушкин, по словам Д. Д.

Благого, вскрывает и «тщету руссоистско-байроновской иллюзии о возможности для цивилизованного человека вернуться назад, в «природу», на не тронутую «просвещением» первобытную почву. Независимо от Алеко самый быт цыган не так уж безоблачно идилличен. «Роковые страсти» и связанные с ними «беды» существовали в таборе и до прихода Алеко.

«Счастья нет» и у носителя простоты, мира и правды в поэме — старика цыгана, уход от которого Мариулы, охваченной неодолимой любовной страстью к другому, при всей «естественности» этой страсти, с точки зрения самого же старика цыгана, навсегда разбил его личную жизнь. «Я припоминаю, Алеко, старую печаль».

И эта «старая печаль» живет в душе цыгана на протяжении всего его жизненного пути. Тем самым разбивается иллюзия руссоизма о ничем не омрачаемом счастье «золотого века» — докультурного, дикого человечества».

    Зрелый Пушкин, опережая восторги своих современников, видевших в нем «русского Байрона», решительно одолел искус «байронизма» и вышел к новому, трезвому и реалистическому взгляду на жизнь.

31300 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Анализ поэмы А.С.Пушкина «Цыганы»

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00029801184864154335

Анализ стихотворения Пушкина Цыганы

Когда в 1821 году писателя Александра Сергеевича отправили в кишиневскую ссылку, он несколько провел в компании местных цыган. Он кочевал с их табором, что-то познавал, чему-то учился.

Поэт был под большим впечатлением, именно переполняемые чувства от тех моментов, подвигли его написать интересную поэму под названием «Цыганы». Пушкин закончил ее писать в 1824, когда уже находился в Михайловском. Немного спустя это произведение вышло в отдельном экземпляре.

Обратите внимание

Можно считать, что «Цыганы» одно из последних произведений поэта, написанное в романтическом стиле. Здесь хорошо просматривается творческий кризис Пушкина. Он словно проходил какие-то глубинные изменения в своем мировоззрении.

Приступив к написанию поэмы, автор хотел постараться заменить устоявшиеся идеалы, но он не нашел как правильно это сделать. Именно по этой причине финал произведения получился слишком мрачным.

На то время, многие хотели все бросить и примкнуть к, казалось бы, свободным дикарям цыганам. Пушкин смог доказать, что эта идея слишком утопична и фальшива. Главный герой поэмы молодой человек Алеко, который в один момент стал изгнанником, преследуемым законом.  Он совершил преступление, о котором автор произведения решает промолчать.

Юноша хочет избежать наказания, он даже подумывает о том, чтобы сбежать от городской суетливой жизни. Воплотив свои действия в реальность, герой покидает город и решает примкнуть к табору цыган. Именно здесь Алеко думает, что отыщет настоящие искренние чувства и обретет долгожданную свободу.

Пушкин ничего не рассказывает о прошлой жизни героя, становится понятно только, что он образованный человек, хорошо знающий жизнь. Когда Алеко оказался среди цыган их быт его не испугал, он все принял с большой легкостью и уверенностью. Его даже не пугало то, что придется всю жизнь кочевать, ходить по селам в лохмотьях, выступать с ручным медведем, чтобы заработать на хлеб.

Казалось бы, что Алеко хорошо вписался в цыганскую жизнь, но где-то в душе, сам того не понимая, он грустить по былой жизни и образованными людьми.

В этом таборе герой встречает девушку, в которую влюбляется. Но оказывается, у местных цыганских девушек нет моральных понятий и норм поведения. Они не хотят быть обязанными ни мужчинам, ни детям. Мать свободно может бросить ребенка и уйти к новому мужчине, и этого никто из цыган не осудит.

Что касается главного героя, такое поведение он осуждает и не разделяет. Молодой человек, полюбив девушку, узнает, что она ему не верна, его охватывает злость и ненависть. Герой решает из ревности убить свою возлюбленную и ее нового мужчину. Цыгане не оправдывают его поступка.

Отец девушки ясно дает понять, что настроен на то, чтобы убийцу наказали. Хотя сам же герой в своем поступке не видит ничего плохого.  Он лишь боролся за свое, и так как девушка не стала его, он решил избавиться от всех.

Важно

Алеко не вызывает сочувствия, напротив, он эгоистичен, своенравен, он словно пришел и нарушил устоявшийся быт и покой цыганской жизни. 

Несмотря на все старания, он так и не смог стать частью цыган. Алеко нажил себе здесь недругов, ведь он убийца. В один момент Пушкин ломает стереотип романтической жизни цыган. Произведение открывает глаза на то, что у них так же есть свои выяснения отношений, смерти и ненависть.

Цыганы — дикий народ, погрязший в нищете и невежестве. Они настолько свободны в любви, не ограничивают себя ни чем, что это приносит им лишь разочарования и боль. Кажется, что простому человеку, из обычного цивилизованного мира не понять их жизни, даже при всем желании.

Данная поэма так и не прижилась в России, большого восторга она вызвала только среди европейских читателей.

По плану 9 класс

  • Анализ стихотворения Ахматовой Песня последней встречиНи для кого не будет секретом, что Анна Ахматова достаточно иронично, правильно и чувственно может передавать все самые сокровенные мысли своих героинь. Каждое ее творение вызывало бурю восторга, почитатели ее творчества с большим
  • Анализ стихотворения Маяковского Хорошее отношение к лошадямЗнаменитое стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» великого русского писателя Владимира Маяковского, было написано в сложные для нашей страны годы, а именно во время гражданской войны. Это произведение
  • Анализ стихотворения Державина Властителям и судиям 7, 9 классЛюбая творческая личность абсолютно, всегда старается добиться намеченных высот, заполучить уважение и любовь других людей и так далее. В общем, такие люди в любое время своей жизни стараются быть в центре событий.
  • Анализ стихотворения Фета Какая грусть конец аллеиАфанасий Афанасьевич Фет написал стихи, «Какая грусть!», которые содержат в себе нотки пейзажной лирики, но основной идеей является внутреннее переживание лирического героя, его состояние души. Он переносит нас в конец аллеи, что
  • Анализ стихотворения Брюсова Да можно любить ненавидяСтихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «Да, можно любить ненавидя», было опубликовано в его третьем сборнике, в 1897 году «Me eum esse», что в переводе на русский означает «Я люблю…». На тот момент, ему было 23 года, и он все ещё был

Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/czyiganyi

Анализ поэмы «Цыганы» Пушкина: суть, смысл, идея

Алеко, Земфира и ее отец.Художник Н. Альтман
Читайте также:  Образ и характеристика любви раневской в пьесе вишнёвый сад чехова сочинение

Поэма «Цыганы» была написана Пушкиным в 1824 г., а впервые опубликована в 1827 г.В этой статье представлен анализ поэмы «Цыганы» Пушкина: суть, смысл, идея произведения.

Смотрите: 
Все материалы по поэме «Цыганы»Все материалы по творчеству Пушкина
(из статьи С. М.

 Бонди «Рождение реализма в творчестве Пушкина», 1978 г.)
…Сама по себе свобода не обеспечивает счастия — вот что хочет сказать Пушкин в поэме «Цыганы»…

Идейный смысл «Цыган», как документа мировоззренческого кризиса Пушкина, раскрывается не только в образе Алеко.

Не менее важен с этой точки зрения и образ свободного цыганского общества и его представителей — старого цыгана и Земфиры.<\p>

Считается, что осуждаемому Пушкиным эгоисту-насильнику Алеко он противопоставляет как воплощение своего собственного идеала свободной жизни в обществе цыганский табор и его представителя — старого цыгана, а как воплощение своего идеала свободной любви — Земфиру.

К этому нередко присоединяется мысль о том, что, рисуя свободное цыганское общество, Пушкин дает (хотя и несколько идеализированное) изображение народа… Эта идея вызывает самые решительные возражения.<\p>

…Пушкин все время подчеркивает в поэме, что его цыганы свободны, вольны и не трудятся.

Какой неправдоподобной в устах Пушкина клеветой на народ (то есть крестьян) было бы отождествление с ним ленивых и вольных цыган! Пушкин в своей поэме давал не «изображение народа», а нарочитое противопоставление ему, искусственно созданное поэтом свободное общество, живущее без труда и общественного порядка («Мы дики, нет у нас законов»).

Пушкинские цыгане вольны, дики, то есть свободны от «оков просвещенья», они ленивы, не трудятся. Но не только. Пушкин рисует их трусливыми, робкими. Когда утром цыгане узнали, что пришедший в их табор чужой человек убил двух юных их товарищей — красавицу Земфиру и красавца молодого цыгана, — они почти никак не реагируют на это страшное преступление: они только встревожились и оробели.

Робость — характерная черта пушкинских цыган. Эту характеристику их Пушкин повторяет еще раз устами старого цыгана, прямо противопоставляющего робких и добрых цыган смелому, гордому и злому Алеко. У пушкинских цыган нет законов, поэтому они не организуют суда над Алеко. Но если они «дики», им было бы естественно просто, без суда расправиться с ним.

Совет

Однако они не только не убивают Алеко, они пальцем не касаются его, они даже не бранят, не упрекают его… И это вовсе не по каким-нибудь высоким принципиальным соображениям (у Пушкина нет и намека на это!), а просто потому, что они «робки и добры душою». Им до такой степени чуждо насилие, что они даже не изгоняют Алеко из своей среды, а просто сами уходят от него.

Дважды повторяющиеся слова старого цыгана — «Оставь нас, гордый человек» и «оставь же нас» — обозначают, очевидно, не требование к Алеко уйти из табора, а просьбу не следовать за ними, когда они уйдут от него… Пушкинские цыгане — это анархическая община непротивленческого характера.

Пушкин обнаружил удивительную глубину, ясность и проницательность мысли, когда именно такими чертами рисует общество, где царит полная, ничем не ограниченная свобода для действия его членов.

Люди, ставящие выше всего личную свободу, могут объединяться в группу, в коллектив только при тех условиях, которые показывает Пушкин в своей поэме: во-первых, если требования личности у них очень невелики, примитивны, и, во-вторых, если чье-нибудь посягательство на их свободу, на их счастье, даже на их жизнь не встречает активного сопротивления с их стороны, если их свобода, вольность — «смиренная вольность», если они робки и добры душою… Верно подчеркнуто Пушкиным и отсутствие трудовой деятельности у его безгранично свободных цыган. Как только их общество стало бы трудовым обществом (а труд при этом неминуемо стал бы коллективным трудом) — сейчас же возникли бы общественные связи между членами коллектива, возникли бы те или иные обязанности каждого члена, непременно была бы ограничена идеальная свобода действий каждого, и сочиненная поэтом анархическая община превратилась бы в реальное общество, подчиненное неумолимым законам социальной жизни. Таким образом, Пушкин в своих «Цыганах» показал, как выглядела бы в действительности та идеальная среда, где царит полная, неограниченная свобода для каждого и куда так жадно стремился его романтический герой, покидая «неволю душных городов». Неужели же эта среда, эта «толстовская» непротивленческая, анархическая община была для Пушкина в 1824 году положительным идеалом общественности? Неужели же Пушкин, осудивший злого и смелого Алеко как эгоиста, собственника и насильника, противопоставлял ему как положительный идеал добродушных и робких непротивленцев — цыган? Надо сказать, что никому из современников, первых читателей «Цыган», не приходила в голову эта мысль. Никто из них не понимал идею (или «цель», по тогдашней терминологии) поэмы в том смысле, что в ней, развенчав романтического героя — эгоиста и «неволю душных городов», Пушкин создает апофеоз «цыганской» свободы. Правда, современные читатели-романтики вообще неправильно понимали идею поэмы, видя в ней обычное (то есть возвышающее, идеализирующее) изображение традиционного романтического изгнанника. …Положение… о том, что для Пушкина эта цыганская община является общественным идеалом, который он противопоставляет индивидуализму Алеко — прочно вошло в наше литературоведение, хотя нет никаких оснований ни в самой поэме, ни в других высказываниях Пушкина считать, что он когда-нибудь мог видеть в ничем общественно не организованной, лишенной законов, трудовой деятельности общине ленивых, робких и добрых цыган — идеал общественного устройства! Мысль Пушкина, как уже сказано, совершенно иная. Он показывает, что в реальной действительности, а не в романтической мечте должна была бы представлять собой эта «свобода» в ее полном осуществлении. …Пушкин показал в своей поэме, что не только любимый его романтический герой не способен к истинной свободе, что он «для себя лишь хочет воли», но что и эта «свобода» (в ее романтическом понимании) ничего привлекательного в себе не заключает: она осуществима только в среде добрых, робких, ленивых, бездельных и примитивных по своим потребностям людей, да и им она вовсе не гарантирует счастья. Глубоко пессимистический вывод из этой поэтически доказанной «теоремы» Пушкин дает в заключительных стихах эпилога: …Главная тогдашняя мысль Пушкина о том, что нет никакого выхода из трагических противоречий жизни, что бегство романтического героя от городской жизни в природу, к простым, свободным племенам бесполезно; и там то же самое! …Конец эпилога, задуманный Пушкиным как подведение идейного итога всей поэме, точно соответствует ее содержанию.

Другая распространенная ошибка в понимании поэмы касается образа Земфиры. Пушкин будто бы рисует ее как свой идеал подлинной свободной любви, противопоставляемой эгоистической, собственнической любви Алеко. Стоит только внимательно прочитать «Цыган», чтобы стало ясно, как малоправдоподобна эта мысль.<\p>

Нет никакого сомнения, что для Пушкина (даже в мрачную эпоху его кризиса) поведение старого цыгана по отношению к изменившей жене выше с моральной точки зрения, чем поведение Алеко. Но какие у нас основания считать, что любовь Земфиры (и Мариулы), не создающая никаких духовных связей между любящими, не налагающая на них никаких моральных обязательств, что эта «цыганская любовь» была для Пушкина идеалом свободной любви, а Земфира — идеалом свободно любящей женщины? Как и в отношении общественной жизни, Пушкин показывает в поэме, что полная «свобода» любви, то есть возможность легко и без всяких препятствий внешних и внутренних отдаваться непосредственному чувству, осуществима только для общества примитивного, живущего почти животной жизнью. Абсолютная «свобода» в любви, говорит Пушкин своими «Цыганами», несовместима с подлинно человеческими отношениями, она отвергает всякие взаимные обязанности между любящими, всякие связи между ними — духовные, моральные, интеллектуальные, кроме физических. Неужели Пушкин такую любовь считал идеальным образцом свободной любви и женщину, подчиняющую все свои действия одной животной страсти, которая берет верх у нее даже над материнским чувством, рисовал как идеал женщины? Это совершенно неправдоподобно!.. Земфира никак не могла быть для Пушкина воплощением положительного идеала свободной любви. Да и вообще в поэме Пушкина нет ни одного «положительного», идеального образа. Она вся целиком критическая. В ней Пушкин с громадной лирической силой подвергнул «неумолимому суду», по выражению Белинского, и свой вчерашний идеал — образ романтического героя, и идеал романтической свободы как в общественной жизни, так и в любви. И приговор этого суда, окончательный вывод из поэмы был самый мрачный и безнадежный: романтический свободолюбивый герой — эгоист и нарушитель свободы; романтическая свобода в реальном осуществлении — удел ленивых, робких и добрых примитивных существ: абсолютная свобода в любви — это животные отношения, при которых неминуемо страдает сторона, любящая не «шутя», глубоко, по-человечески; счастья нигде нельзя найти, «и всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет». …Содержание «Цыган» отражает… едва ли не самую глубокую фазу пушкинского мировоззренческого кризиса…

Современники, как уже сказано, не поняли вовсе «Цыган» Пушкина (исключая, может быть, Жуковского).


(из статьи С. М. Бонди «Рождение реализма в творчестве Пушкина», 1978 г.)

Это был анализ поэмы «Цыганы» А. С. Пушкина: суть, смысл, идея произведения.

Смотрите: 

Все материалы по поэме «Цыганы»

Все материалы по творчеству Пушкина

Источник: http://www.literaturus.ru/2018/04/analiz-pojema-cygany-pushkin-sut-smysl-ideja.html

План-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему: Разработка урока по поэме А.С.Пушкина «Цыганы»

Тема урока: Судьбы романтических героев в поэма А.С. Пушкина «Цыганы»

*Показать мастерство Пушкина в изображении характера цыган, своеобразие разрешения проблемы человеческой свободы в поэме.

*Выяснить, как страсть влияет на судьбы героев поэмы.

*проанализировать своеобразное разрешение проблемы человеческой свободы в поэме.

*Продолжать развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста, определять авторскую позицию, слушать, воспринимать и интерпретировать поэтическое произведение.

*Способствовать формированию понимания личной свободы, формированию музыкального вкуса. 

 Ход урока

Эпиграф:        

… И всюду страсти роковые,

                И от судеб защиты нет.

I. Оргмомент

II. Сообщение темы урока

https://www.youtube.com/watch?v=X4CZMHvLU1k

Слово учителя: Сегодня на уроке мы будем говорить о поэме Пушкина «Цыганы».

Мы с вами окунёмся в мир этого вольнолюбивого народа, вместе с ними пройдёмся по степям Бессарабии, посидим у ночного костра, послушаем цыганские песни.

Читайте также:  Характеристика героев повести капитанская дочка пушкина

Вы все прочитали поэму? Понравилась вам она? Осталось ли что-то для вас неясным в поэме? Как вы думаете: каковы будут наши с вами сегодня задачи на уроке, исходя из темы урока?

Объявление целей и задач урока

  • Показать мастерство А.С. Пушкина в изображении характера цыган.
  • Выяснить, как страсть влияет на судьбы героев романтической поэмы «Цыганы».
  • Своеобразие разрешения проблемы человеческой свободы в поэме.
  • Проанализировать характер, поступки героев, проследить за их судьбами;
  • Обобщить материал, сделать вывод.

III. Работа по теме урока

Беседа по содержанию поэмы
— Где происходят события? (В цыганском таборе).

— Как вы думаете, почему Пушкин выбрал именно эту нацию? (Она была для него необыкновенной). Просмотр клипа (в клипе будут демонстрироваться табачные изделия, поэтому я хочу вам напомнить о вреде курения).

 Слово учителя: У Пушкина были особые отношения с цыганами. Дело в том, что находясь в южной ссылке среди незнакомого ему народа, он изучил его историю, фольклор, литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь. Поэма Пушкина достаточно биографична.  Об этом более подробно нам расскажет ________ (Сообщение обучающегося)

Около трёх лет пробыл Пушкин в Кишинёве. Жил он в доме своего начальника Ивана Никитича Инзова, человека доброго, прямого, честного. Инзов полюбил его как сына, и Пушкин тоже привязался к нему. Службой Инзов его не обременял.

Обратите внимание

Пушкин много ездил, навещал знакомых, однажды несколько дней провёл в цыганском таборе в молдавских степях. Об этом он написал в эпилоге поэмы. Пушкин был влюблён в цыганку, которая была брошена свое матерью на попечение отца. Эта цыганка убежала из табора, а позднее была убита ревнивым цыганом.

Автобиографичность отразилась и в именах: Сравните имена: Алеко – Александр. А девушку, в которую по преданию был влюблён Пушкин, звали Земфирой. 
Давайте прочитаем  начало поэмы. (Можно включить аудиозапись).

— Какие картины возникли в вашем воображении? (Цыганы кочуют по степям Бессарабии, они ночуют в изодранных шатрах под звездами, несмотря на это их сон мирный, жизнь в таборе идет своим чередом. Они привыкли к воле, их не смущают бескрайние степи, вечное движение, непогода, они просто живут).

— В чем привлекательность такой жизни? (Они свободны, вольны. Их ничто не тяготит, не держит на одном месте. Они в постоянном движении. Их жизнь полна романтики.)

— Кто из героев поэмы олицетворяет вольную жизнь? Является символом вольности? (Земфира).

— Расскажите о ней подробнее.  (Она юная, хрупкая, и в то же время полная жизненных сил девушка. Она – дитя природы, свободная птица, живет сердцем, чувствами, она своенравна, естественна. Она как вольный ветер. Не стремится к свободе, а живет в ней, не задумываясь о будущем, не заглядывая вдаль).

-И все-таки романтиком автор считает другого героя. Кого? (Алеко). 

— Давайте попробуем найти признаки романтического произведения в поэме, но сначала я вам напомню основные черты романтизма (запись в тетради признаков):

  • В центре произведения стоит личность, наделённая страстью.
  • Существует конфликт между личностью и обществом.
  • Герой обладает сильным характером, выделяется среди окружающих.
  • Он не совместим с обыденным миром; любимая романтическая среда- история и экзотика.
  • «Исключительный герой в исключительных обстоятельствах» — формула направления.
  • Перекликается настроение героя и пейзажа.
  • Отсутствует эволюция характера героя, так как обстоятельство не влияют на личность.  

— Алеко похож на такого героя? (Да, похож).

— Докажите, что Алеко – романтический герой поэмы.  (Работа обучающихся в группах).

Запись в тетради: Алеко — необычный человек в необычных обстоятельствах. Человек, не похожий на других, с особенно сильными чувствами, отвергающий законы, которым подчиняются другие. Если любит, то любит до беспамятства. Если ненавидит, то ненависть не имеет границ.

Он жаждет свободы, он сменил жизнь среди богатого народа « на бродящую бедность и волю», как говорит старый цыган. Он с презрением отвергает общество, где люди стыдятся любви, мысли гонят, просят денег и цепей. Он стремится к свободной жизни «естественного» народа, далекого от цивилизации, т. к.

считает, что они свободны от страстей и пороков просвещенного общества, от корыстолюбия и тщеславия.- Давайте прочитаем диалог Земфиры и Алеко, подтверждающий эти мысли.
— Скажите, как Алеко попал в цыганский табор? (Именно Земфира приводит его в табор, объясняя отцу, что Алеко тоже хочет быть цыганом. И тут же называет себя его подругой).

— А как отец реагирует на это?  (По ответу мы видим, что цыган рад гостю. Он приглашает Алеко остаться под «сенью шалаша», пробыть в нем столько, сколько он сам захочет. Старик не противится мгновенному увлечению дочери, он предоставляет ей полную свободу, как и Алеко. Они вправе сделать выбор своего жизненного пути.

И они сделали этот выбор, Алеко остался в таборе, он живет жизнью цыган, он волен. И так пролетели 2 года).

— Но свободен ли Алеко, счастлив ли он, доволен жизнью? (Нет, он видит, что все складывается не так, как он задумывал. Земфира изменилась. Она уже не так относится к нему. В нем растет чувство тоски и тревоги).

— Почему несчастлив Алеко? (Его разлюбила Земфира.)

— Об этом песня Земфиры. Давайте прочитаем диалог Алеко и Земфиры, когда она поет песню, по ролям.

 — Так почему же страдает Алеко, ведь он сам выбрал жизнь, полную свободы, где каждый волен поступать так, как ему вздумается?  (Он не смог до конца отбросить условности того мира, в котором он раньше жил, и смирить свои страсти, он, так стремящийся к свободе, стал тюремщиком другого сердца, злым ревнивцем («моя Земфира») и поэтому страдает). 

— Мудрый старик, узнав, что Земфира разлюбила Алеко, и, увидев, что в душе Алеко происходит смятение, рассказывает ему историю о самом себе, преподает ему урок доброты). Что это за история? Зачем ее рассказывает старик? (Чтобы Алеко понял, что воля, не скованная законами, жизнь дикого человека не так уж безоблачна. «Страсти роковые» приносят беды и страдания и им.

Он объясняет, что нет на земле силы, которая могла бы удержать любовь. Цыган милосерден, он прощает Мариулу, желая только счастья любимой.)

— Что говорит Алеко, выслушав рассказ старика.  (Что он не такой. Ничего его не остановит. Он не простит измены. Он готов даже спящему, т. е. беззащитному человеку отомстить.

Алеко не умеет и не хочет ценить свободу других людей. Он не задумываясь посягает на нее).

— Какую жестокость совершает Алеко, когда видит Земфиру с ее новым возлюбленным? (Он убивает и молодого цыгана, и саму Земфиру).

—  Как цыганы поступают с ним?Итак, мы видим, что герои попадают в сходные ситуации, но как по-разному решается сходный конфликт.

Сопоставляя героев, автор показывает два разных понимания свободы эгоиста Алеко и Старика.- Так как же понимают свободу главные герои? (Для Земфиры свобода – веселая беззаботная жизнь, которая ни к чему не обязывает. Она ничего не требует и хочет, чтобы и от нее ничего не требовали.
   Для Старика свобода – это покой, это жизнь в согласии с собой и с другими.

Он понимает свободу, как умение прощать и понимать других.

Важно

  У Алеко свобода сочетается с эгоизмом. Это и жизнь на воле, и в то же время полное подчинение ему. Он может быть свободным, а Земфира – нет. Она должна подчиняться ему).

— Что такое эгоизм? (Эгои́зм (др.-греч. Εγώ , лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других).

— А какова авторская позиция по отношению к своим героям? (Он любит своих героев, он соглашается со стариком, он с сожалением расстается с Алеко. Любуется Земфирой.

И всем своим произведением показывает, что цивилизованному человеку нельзя жить в мире, где нет законов. Появление Алеко в нетронутом (диком) мире привело к кровавой драме.
А. С. Пушкин не дает прямого ответа на вопросы: что значит быть свободным? Может ли человек быть свободным? Он предоставляет право решить это самому читателю).

— Как вы думаете вы, что значит быть свободным?

— А теперь возвращаемся к эпиграфу урока. Развенчав в своей поэме и романтический идеал свободы, и романтического героя, Пушкин еще тогда, в 1826 году, не знал, чем заменить эти идеалы, как на реальной основе построить свое мировоззрение… Поэтому и заключение поэмы звучит трагически безнадежно (эпиграф):

И всюду страсти роковые,

И от судеб защиты нет.

— Однако в поэме присутствуют и реалистические ноты. В чем проявились элементы реализма? (Отбор четких и глубоких эпитетов. Они варят  «нежатое пшено», украдкой взятое с чужого поля. Эпитеты к слову след  «чуть приметный след», потом этот след становится «зловещим».

В пору создания поэмы «Цыган» поэт пишет и первые главы своего реалистического романа в стихах «Евгения Онегина». Завершая романтический период творчества Пушкина, поэма «Цыганы» стояла в преддверии нового, реалистического).

— Сейчас я хочу, чтобы вы вспомнили, какие композиторы положили в основу своих музыкальных произведений сюжеты Пушкина? (Произведения Пушкина вдохновили многих композиторов.

По произведениям Пушкина было создано еще ряд опер: «Сказка о царе Салтане», «Золотой Петушок» — композитор Римский-Корсаков; «Русалка» — Даргомыжский; «Руслан и Людмила» — былинно-эпическая опера Глинки. Среди них Сергей Рахманинов, который тоже был вдохновлён гением Пушкина.

  Опера «Алеко» была экзаменационной работой Рахманинова при окончании консерватории. Эта опера была написана девятнадцатилетним Рахманиновым за 17 дней. Экзаменационная комиссия во главе с Чайковским поставила Рахманинову высшую оценку. Премьера состоялась 9 мая 1893 года в московском Большом театре и имела огромный успех. До сих пор ведущие театры мира ставят оперу «Алеко». Давайте прослушаем арию Алеко из оперы Рахманинова.

Человек всесокрушающих страстей, Алеко  с первой ноты мрачен, терзаем ревнивыми подозрениями. Композитор с сочувствием раскрывает трагедию одиночества отвергнутого героя. Музыка «от первого лица» рассказывает о всеоправдывающем чувстве любви, которое возвышает  Алеко  над возлюбленной и соперником).

 Прослушивание аудиозаписи.

IV. Подведение итогов урока.          V.  Домашнее задание.

1. Творческая история романа «Евгений Онегин»;

2. «Евгений Онегин» — первый реалистический роман.

3. В.Г. Белинский о романе.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/12/10/razrabotka-uroka-po-poeme-a-s-pushkina-tsygany

Ссылка на основную публикацию