Анализ повести невский проспект гоголя (смысл, суть и идея произведения)

Анализ повести “Невский проспект”

Тема Петербурга в творчестве писателей XIX века занимает отнюдь не последнее место.

Город, построенный вопреки всем законам природы, по воле одного только человека; город, созданный за небывало короткий срок, словно в сказке; город, ставший воплощением различных человеческих противоречий, символом извечной борьбы благополучия с нищетой, великолепия с уродством, – таким Петербург предстает перед нами в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, многих писателей так называемой натуральной школы.

Оценка Петербурга всегда была неоднозначна: ненависть и любовь сплетались воедино. Именно сюда стремились, будучи молодыми, самые выдающиеся деятели России, здесь они превращались в замечательных писателей, критиков, публицистов.

В Петербурге осуществлялись их честолюбивые мечты.

Обратите внимание

Но с другой стороны, здесь им приходилось терпеть унижение и нужду; город будто засасывал людей в болото болото пошлости, глупости, показной роскоши, за которой нередко скрывалась крайняя нищета, и центром этого болота, сердцем Петербурга был знаменитый Невский проспект.

Н. В. Гоголь в повести “Невский проспект” писал; “Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все”.

Петербург предстает перед читателем не просто как столица, грандиозный мегаполис с великолепными дворцами, прекрасными улицами и Невой, “одетой в гранит”, а как оживший великан, обладающий своим лицом, своим характером, своими особенными привычками и капризами.

И люди, в течение дня сотнями проходящие по Невскому проспекту, также являются носителями самых разнообразных характеров. “Создатель! Какие странные характеры встречаются на Невском проспекте!”.

Но несмотря на огромное количество народа, проходящего в любое время по проспекту, все же меж ними не создается ощущения общности, целостности. Единственное, что объединяет их, – место встречи, Невский проспект. Как будто “какойто Демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе”.

И вот из этой людской мешанины встают перед читателем двое: поручик Пирогов и “молодой человек во фраке и плаще” Пискарев.

Первый хорошо ориентируется в современной ему действительности, он прекрасно знаком с “рулеткой” величественного города: риск, вечный риск, и если ты готов пойти на него, то Петербург – жестокий и беспощадный, но в то же время способный помочь осуществлению самых сокровенных, самые безнадежных, самых нелепых мечтаний станет твоим.

Поручик идет на риск и оказывается в проигрыше, но для него в этом нет ничего необычного, а тем более трагичного. Он без особого труда справляется с охватившим его “гневом и негодованием”, причем происходит это не без влияния Невского проспекта: “Прохладный вечер заставил его несколько пройтись по Невскому проспекту; к девяти часам он успокоился…”.

Важно

А вот другой персонаж – герой в плаще и фраке – следует примеру своего друга и так же, как он, проигрывает. Однако для него – одинокого и чужого в северной столице – этот проигрыш становится роковым.

“Застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при случае превратиться в пламя”, художник Пискарев доверяет Невскому проспекту всю свою жизнь, в то время как Пирогов, рискуя вроде бы всем, не теряет ничего. Для него это игра, а для Пискарева – жизнь.

Тонко чувствующий мир человек не может в один день сделаться черствым и грубым, перестать верить миру, позабыть о разочаровании, которое принес ему знаменитый проспект.

Параллельно ведущийся рассказ о двух героях, противоположных по характеру и судьбе, помогает читателю лучше понять противоречивость самого Невского проспекта.

Комичная ситуация, в которую попал поручик Пирогов, противопоставляется трагичности судьбы бедняги Пискарева.

Точно так же и комическая пошлость утреннего проспекта сочетается с вечерней, трагической пошлостью, с обманом, ведь “он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него…”.

Маленьким огоньком, пляшущим пред глазами, манящим за собой и заманивающим в опасные сети, представляет Н. В. Гоголь нам Невский проспект. Любому человеку трудно пережить испытания, выпавшие на долю Пискарева, тем более художнику. Автор пишет: “В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата”.

Для художника встреча с Невским проспектом, с его обитателями стала причиной краха всех надежд, она буквально опустошила его душу.

Не видеть красоты мира – значит не хотеть жить, а когда красота на твоих глазах превращается ни во что, невольно задаешься вопросом: если это все мираж и призрак, то что же тогда реально? И реальным остается Невский проспект с его вечной загадкой и вечным обманом.

Источник: https://ukrtvir.com.ua/analiz-povesti-nevskij-prospekt/

Н. Гоголь, «Невский проспект». Анализ произведения

Искусство и развлечения 27 января 2014

Многие писатели, творившие в XIX веке, обращались в своём творчестве к теме Петербурга. Не является исключением и Николай Васильевич Гоголь и его «Невский проспект».

Анализ этой повести – это, в первую очередь, изучение образа этого города и того, каким он предстаёт перед нами в произведении. Петербург – это поистине удивительный город, ведь он был возведён наперекор всем законам природы за чрезвычайно короткий срок, и по воле всего лишь одного человека.

На протяжении веков он являлся символом борьбы контрастов: нищета и благополучие, красота и уродство – все эти крайности каким-то непостижимым образом уживались здесь.

Образ Петербурга в произведении Н. В. Гоголя

Наиболее выдающиеся умы России с ранних лет стремились в Петербург, и именно в этом городе завоёвывали статус лучших публицистов, писателей, критиков и т. д.

Однако здесь же они сталкивались лицом к лицу с нуждой и унижением. Город как будто засасывал людей в болото показной роскоши, пошлости и глупости.

Центром и местом, где встречались эти, казалось бы, несовместимые понятия, была главная улица города – тот самый Невский проспект.

Анализ повести Н. Гоголя обязательно уделяет большое внимание именно образу самого города, который будто наделён своей собственной душой.

Это не просто столица, не просто мегаполис с удивительно красивыми улицами, величественными дворцами и живописной Невой.

Петербург в представлении автора – это своеобразный оживший великан, который обладает своим уникальным лицом, нравом, капризами и привычками.

Совет

Сотни людей ежедневно проходят по Невскому проспекту. И они также являются обладателями самых разных характеров.

Гоголь отдельно подчёркивает, что, несмотря на то что в любое время суток на проспекте можно встретить огромную толпу людей, между ними не возникает чувства единства, какой-то общности. Единственное, что объединяет всех их, – это место встречи.

Описывая улицу, автор говорит о том, что на ней создаётся ощущение, как будто какой-то демон весь мир раскрошил на множество крохотных осколков и «без толку, без смысла смешал вместе».

Схожесть судеб и противоречивость характеров Пирогова и Пискарёва

Однако по мере повествования в повесть «Невский проспект», анализ которой мы проводим, включаются целых два героя, которым автор уделяет пристальное внимание. Первый – это поручик Пирогов, а второй – Пискарев, «молодой человек во фраке и плаще».

Пирогову хорошо известны законы современного мира. Он знает, что жизнь в величественном городе во многом подобна игре в «рулетку».

Но тот, кто готов постоянно идти на риск ради исполнения наиболее сокровенных, безнадежных и даже порой нелепых своих мечтаний, сумеет покорить его.

Поручик, следуя своим убеждениям, идёт на риск. В своём проигрыше он не видит ничего необычного или трагичного и, не без влияния прохладного вечернего Невского проспекта, быстро справляется с обуявшим его «гневом и негодованием».

Второй же герой – Пискарёв, тот самый «молодой человек в плаще и фраке», пытается действовать так же, как его приятель. Его тоже постигает неудача. Но для него, ощущающего себя одиноким и чужим в северной столице империи, такое событие становится роковым.

Робкий и застенчивый по натуре художник, всю жизнь носивший в своём сердце искры чувства, которые всегда только ждали своего часа, чтобы «превратиться в пламя», буквально доверил свою судьбу Невскому проспекту.

Анализ произведения «Невский проспект» — это анализ двух похожих внешне, но совершенно разных по сути своей историй. Оба героя рискуют всем, но Пирогов, для которого всё происходящее – игра, не теряет, в сущности, ничего. Для Пискарёва же это – жизнь.

Обратите внимание

Человек, который тонко ощущает мир, неспособен вмиг сделаться грубым и чёрствым, перестать доверять миру. Однако и быстро забыть о том разочаровании, которое он испытал по вине знаменитого проспекта, не может.

Что хотел показать, завершая «Невский проспект», Гоголь? Анализ этой повести – это анализ параллельно ведущегося повествования о двух персонажах, которые являются противоположностями друг друга по характеру и мироощущению. Читателю же такой контраст позволяет глубже понять противоречивость самого Невского проспекта.

Комичность ситуации, в которой оказывается поручик Пирогов, противопоставляется трагичной судьбе бедолаги Пискарёва. Таким же образом атмосфера комической пошлости, характерная для Невского поутру, сочетается с трагичной вечерней пошлостью и ложью. «…он лжет во всякое время, этот Невский проспект», — говорит Гоголь.

Видео по теме

Заключение

Крохотный огонёк, что пляшет перед глазами, манит за собой и завлекает в опасные сети, – именно так стремится представить автор читателю Невский проспект. Анализ повести заставляет задуматься над глубоко философскими вопросами.

Читайте также:  Анализ рассказа царь-рыба астафьева

Для художника Пискарёва встреча с Невским и его обитателями становится фатальной, она буквально опустошает его душу.

На его глазах красота мира превращается в ничто, и сам по себе встаёт вопрос: «Если всё это – призрачный мираж, что в таком случае реально вообще?» И автор даёт ответ – реальным остаётся сам Невский проспект, в котором вечная загадка сочетается с вечным обманом.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/132263/

«Невский проспект»: описание и анализ повести из энциклопедии

«Невский проспект» — повесть Н.В. Гоголя. Создана в 1833—1834 гг. Впервые опубликована в книге «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя» (СПб., 1835. Ч.2). Позднее повесть открыла третий том «Сочинений» 1842 г.

Будучи подчиненной строгой композиции всего цикла повестей, она непосредственно соотнесена с окончанием его — «Римом». К ее литературному фону принадлежат произведения Бальзака, Ж. Жанена, Ф.

Булгарина, петербургская журналистика.

Обращаясь в «Невском проспекте» к картинам демонической жизни, Гоголь осмысливает причины ее одержимости и опустошенности. Невский проспект — метафора ада, который обустраивает сатана на земле.

Демон силится придать видимость светоприсутствия, и этому подчинился человек, принявший обман за истину. Причуды зла неограниченны в городе-иллюзионе.

Герой повести Пискарев, пораженный превращением красавицы в обитательницу публичного дома, задумывается о двойственности человека и предпочтении, оказываемом «адскому духу».

Если герой разочарован, то автор проникает в суть явлений. Герой-мечтатель дорог создателю «Невского проспекта» верой в божественное совершенство душевной гармонии и любви, неведением метаморфоз зла, но Гоголь показывает несостоятельность такой романтической возвышенности, уязвимость этой мечтательности.

Сонные наваждения Пискарева, опиумные видения еще более разрушают цельность, результат чего — потеря себя, попадание во власть дьявола, о реальном существовании которого узнает романтик. Соответствующий итог — гибель души, самоубийство. Гоголь же требует от личности трезвения, духовного бодрствования, отдания воли творцу.

Писателя волнует, как воздействует атмосфера петербургской действительности на мечтателя.

Не менее интересен ему и «пошлый» тип, двойник Пискарева Пирогов, и место того в фантасмагорическом пространстве. Изображение двух героев, двух способов мироотношения должно показать бытие в его целостности. В основе повести «Невский проспект» Гоголя лежит принцип зеркального отражения.

Если Пискарев преследует волшебный образ красавицы, а попадает в обстоятельства пошлейшей действительности, то Пирогов из рамок обыденности включается в комическую гиперболу немецкого дома. Его обитатели — сниженные двойники Шиллера и Гофмана, эстетических столпов русского романтизма.

Травестия порождает гротесковую ситуацию. Пародируется романтическая фантастика, иронически обытовляется авантюрный сюжет (любовная интрига, любовный треугольник), он не получает в повести традиционной развязки.

Одновременно через абсурдность событий объясняется тип петербургского обывателя.

Важно

Оскудение и опошление Гоголь связывает с демоническим произволом. Само соединение реального и фантастического, их взаимное перетекание друг в друга близко к поэтике «Пиковой дамы» Пушкина.

Эта метаморфоза реальности осуществима из-за вмешательства инфернального начала в течение жизни, из-за искажения ее в преломлениях ложного света. Но в отличие от романтиков, Гоголь видит зараженность всего мира.

Драматизм «физиологических» картин «Невского проспекта» обусловлен эсхатологической направленностью авторской мысли. «Невский проспект» задает в цикле гоголевских повестей план исторического конца.

Важен и авторский голос, предвосхищающий учительное начало в «Мертвых душах» и «Выбранных местах из переписки с друзьями». Гоголь, изображая бесценностный мир и мир крушимых ценностей, взывает к очищению воли, к чистоте помыслов и сердца, к разделению света ложного и истинного, к жизни «внутреннего человека».

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/gogol_n_v/nevskij_prospekt_opisanie_i_analiz_povesti_iz_ehnciklopedii/35-1-0-1363

Анализ повести Гоголя «Невский проспект» Помощь по литературе

Над повестью «Невский проспект» Николай Гоголь начал работать в 1831 году, а опубликовал ее в сборнике «Арабески» четыре года спустя. Это произведение относится к циклу петербургских повестей Гоголя, куда вошли также «Шинель». «Портрет». «Записки сумасшедшего».

«Нос». «Коляска» и «Рим». Автор с различных сторон запечатлел особенности и нравы российской столицы. Кроме сатирического разоблачения пороков общества, в каждом произведении петербургского цикла есть «маленький человек».

который отчаянно борется за право на достойную жизнь.

«Невский проспект» состоит из трех частей. Первая часть – это реальный город, хорошо знакомый каждому жителю столицы.

Во второй части перед нами предстает причудливое пространство иллюзий, в котором развиваются две истории. Гоголь как бы случайно выхватывает из толпы двух молодых людей и отправляет их в любовные приключения.

Третья часть повести – своеобразный метафизический опыт восприятия Невского проспекта и Петербурга в целом.

Начинается повесть с описания главной столичной магистрали. Гоголь называет Невский «всеобщей коммуникацией Петербурга» . Здесь в течение дня проходят тысячи людей, за которыми с интересом наблюдает писатель и вовлекает в свои размышления читателей. Для Гоголя этот проспект – главный действующий персонаж: со своим лицом, манерами, привычками, характером.

Герои повести – поручик Пирогов и художник Пискарев. Они не друзья, поскольку совершенно разные по мировосприятию. И Гоголь умело подчеркивает этот антагонизм: один – комический персонаж, другой – фигура трагическая.

Пирогов – наглый и самоуверенный карьерист, для которого главное в жизни – выслужиться, достичь обеспеченного положения в обществе. Ради этого он готов выгодно жениться на нелюбимой женщине, переступить через многие моральные препоны.

Пирогов высокомерно относится к тем, кто ниже его по чину, и слепо подражает всему, что в моде у избранной публики. Поручик не задумывается над проблемами, от жизни он стремится получать только удовольствия.

Совет

Наивного Пискарева Пирогов опекает по-барски, приучая того к жизни, наполненной пустотой и праздностью.

Совсем другой художник Пискарев. Он наивный романтик, тонкий и ранимый. «Застенчивый, робкий, но в душе носивший искры чувства, готового превратиться в пламя» . – так характеризует Гоголь своего героя. В каждой женщине Пискарев видит Музу, потому восхищается ими…и боготворит.

Как-то раз, прогуливаясь по Невскому проспекту, приятели встретили очаровательных незнакомок и пустились в авантюрное приключение: художник последовал за брюнеткой, сразу же влюбившись в нее, а поручик выбрал блондинку, рассчитывая на мимолетную интрижку.

Избранница художника оказалась девушкой из публичного дома, за «небесным обликом» которой скрывалась пошлая и глупая натура. Но придуманный образ не дает молодому таланту покоя. Чтобы увидеть девушку хотя бы во сне, Пискарев начинает принимать опиум.

Следуя велению сердца, художник вновь находит свою красавицу и предлагает ей честную и простую жизнь, но та только смеется в ответ. Пискарев потрясен и раздавлен. Он запирается у себя в комнате, где спустя неделю его и находят с перерезанным горлом.

«Так погиб, жертва безумной страсти, бедный Пискарев, тихий, робкий, скромный, детски-простодушный, носивший в себе искру таланта, быть может, со временем бы вспыхнувшего широко и ярко» . – сокрушается Гоголь.

Приятель Пирогов не пришел даже на похороны, поскольку в это время переживал свои приключения. Его дама сердца оказалась женой немецкого жестянщика Шиллера. Самоуверенный поручик достаточно долго добивался расположения красавицы.

Когда же вожделенная цель была близка, Шиллер с друзьями застукал парочку на горячем. Горе-ловеласа жестоко наказали и вышвырнули на улицу. Пирогов в бешенстве осыпал жестянщика и его приятелей проклятиями и пригрозил Сибирью.

Но затем зашел в кондитерскую, съев пирожков и почитав газету, успокоился и просто забыл о неприятном инциденте.

Вот так по-разному закончилось эти истории: талантливый и многообещающий Пискарев стал жертвой безумной страсти, а циник и карьерист Пирогов отделался легким испугом. Два разных приключения объединяет проигранный финал: герои так и не получили того, «к чему, казалось, были приготовлены все их силы» .

Невскому проспекту верить нельзя, поскольку там царит сплошной обман. Такой неутешительный вывод делает Николай Гоголь, предупреждая читателя об изнаночной стороне красивой жизни и ее скрытом коварстве. Грустные размышления писателя о несбыточности человеческих надежд завершают эту необычную повесть.

Обратите внимание

В «Невском проспекте» Гоголь впервые попытался объединить смешное и трагическое, высокое и низменное, святое и пошлое. В дальнейшем этот выразительный художественный прием станет основным в его творчестве.

Источник: http://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/4691_analiz_povesti_gogolya_171_nevskiy_prospekt_187.htm

Анализ повести Гоголя «Невский проспект»

Петербург всегда оценивали неоднозначно: кто-то его любил, кто-то его ругал, но людей, относящихся к этому городу равнодушно, никогда не было. Сюда стремились попасть самые выдающиеся деятели России: они приезжали в город, творили в нем, писали здесь свои произведения, которые позже приобрели мировое имя.

В этом городе осуществлялись мечты, но также именно здесь приходилось терпеть лишения, унижение и нужду.

Многие сравнивали Петербург с болотом, которое расчетливо засасывало людей: за показной роскошью Петербурга зачастую скрывались пороки этого города, его алчность. Центром же болота, безусловно, считался центр самого города – его несравненный Невский проспект.

Именно Невскому проспекту и посвящена повесть Николая Васильевича Гоголя. В его повести Петербург показывается читателям не только как столица страны, как огромный мегаполис, имеющий шикарные здания, красивейшую реку – Неву, но и как великан, который вдруг ожил и стал обладать своим собственным лицом, своим характером.

Ежедневно по Невскому проспекту проходит множество людей, но между ними нет ничегообщего, нет ничего того, что соединяло бы их. Единственное, что объединяет их – это Невский проспект, о чем Гоголь говорит так: «словно демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе».

Читайте также:  Город калинов и его обитатели в пьесе гроза островского сочинение

Перед читателями предстают двое героев: это поручик Пирогов и юноша во фраке и плаще – Пискарев. Они оба решают рискнуть и Пирогов проигрывает, но не видит в этом ничего из ряда вон выдающегося: с легкостью справляется с гневом, прибегая к помощи Невского проспекта: поручик несколько раз проходится по нему и успокаивается.

Другой же герой, Пискарев, тоже проигрывает, но вот для него этот проигрыш оказывается роковым. Он разочаровывается в жизни, делается черствым и грубым, а подталкивает его на это все тот же Невский проспект.

Важно

Параллельно Гоголь мастерски ведет рассказ, который помогает нам понять судьбу героев. Пирогов и Пискарев противопоставляются друг другу, их характер также различен, каким и может быть Невский проспект.

Он заманивает людей в свои ловко расставленные сети, играет их жизнями, коварно опустошает их душу. Ранимый художник Пискарев теряет веру в жизнь, веру в лучшее, больше не ощущает ее буйства красок, а значит, не живет, а существует.

Вся красота в его глазах превращается в призрак, а реальность смешивается с фантастикой.

(4 votes, average: 4.00

Источник: https://school-essay.ru/analiz-povesti-gogolya-nevskij-prospekt.html

Сочинение на тему Какую общую мысль выразил Гоголь в повести «Невский проспект» читать бесплатно

­Какую общую мысль выразил Гоголь в повести

Николай Васильевич Гоголь много лет прожил в Петербурге и знал его с разных сторон. В своих петербургских произведениях он зачастую изображал его как положительным, так и отрицательным городом.

Он один из немногих мог показать все пороки большого города, скрывающиеся за внешней красотой. Невский проспект — это, конечно же, сердце Северной столицы.

По нему оживленно снуют туда-сюда люди с самого утра и до вечера.

Именно о нем автор и рассказал в одной из своих знаменитых повестей, написанной в 1830-х гг. Главные герои произведения «Невский проспект» — молодой, подающий надежды художник Пискарев и его друг прожженный карьерист Пирогов.

Друзья, прогуливаясь по проспекту, ищут для себя новых знакомств с противоположным полом. Пирогов поучительно наставляет Пискарева и рекомендует быть посмелее в делах амурных.

Он настаивает на том, что наглость и праздный образ жизни основа всего.

В ходе сюжета выясняется, что Пискарев для себя избрал красавицу-брюнетку, которая оказалась работницей публичного дома, а Пирогов — замужнюю блондинку. Художник теряет покой от желания видеть свою музу. Он принимает опиум и встречается с ней в своих грезах. Набравшись наконец смелости, он отправляется туда, где живет привлекательная особа и удивляется, когда она сама ему открывает двери.

Пискарев из лучших побуждений начинает уговаривать ее оставить эту недостойную профессию и выйти за него замуж, но девушку его предложение не интересует. Более того, она оказывается довольно пошлой и глупой. Через неделю художника находят у него в квартире с перерезанным бритвой горлом. Так закончилась жизнь благородного человека творческой профессии. Пирогов на похоронах не появился.

Тем временем он активно ухаживал за блондинкой, которая ему понравилась на Невском. Она оказалась женой некоего жестянщика Шиллера, который узнав о его притязаниях, приказывает своим подвыпившим работникам изрядно поколотить пройдоху. К вечеру Пирогов уже вовсю танцевал у друзей мазурку, забыв о былом неудачном приключении. В этом и заключается весь смысл повести великого писателя.

Талантливый и скромный художник с легкостью стал жертвой страсти, а наглый и расторопный карьерист отделался легким испугом. Именно эту мысль Гоголь хотел донести до своих читателей, подчеркивая в который раз несправедливость жизни и скрытые пороки общества. Повесть завершается грустными размышлениями о несбывшихся надеждах.

см. также:
Другие сочинения по произведению Невский проспект, Гоголь

Характеристики главных героев произведения Невский проспект, Гоголь

Краткое содержание Невский проспект, Гоголь

Краткая биография Николая Гоголя

Источник: http://www.sdamna5.ru/mysl_nevsky

Невский проспект Гоголя – краткое содержание: о чем написана повесть и какова характеристика проспекта

Повесть «Невский проспект» была написана в 1834 году. Этот и следующий год были самыми плодотворными в жизни писателя Николая Гоголя. В этот период он не только создал множество великих произведений, но и задумал все те, что были написаны впоследствии.

Одна из знаменитых повестей носит название Невский проспект (Гоголь), краткое содержание и анализ ее основных идей будут предложены далее.

История создания

Молодой Гоголь был достаточно близок к художественному миру столицы. Три года (1930-1931) он посещал курсы Художественной академии, где учился рисованию. У него было много знакомых живописцев, включая таких светил, как Венецианов или Брюллов.

Николай Гоголь очень хорошо изучил мир художников, знал, что это за люди, чем они живут.

Творческой жизни посвящены два известных произведения писателя: «Невский проспект» и «Портрет». В них автор высказал свои взгляды, сомнения и мысли о роли, значении и возможностях творчества. Образом человека-творца в произведениях писателя всегда является именно художник, живописец.

Совет

Однако если читать краткое содержание Невский проспект, то оно не сможет заменить собой целое произведение великого писателя. Читать краткий пересказ по главам — это значит не прочитать классическое произведение совсем.

Повесть «Невский проспект» была задумана, как полагают, в 1831 году, а написана к октябрю 1934. Произведение входит в знаменитый цикл «Петербургские повести», где собраны произведения разных лет. Объединяет их место действия – Санкт-Петербург.

Сам Гоголь не собирал эти повести в один цикл. Такая традиция появилась в литературе уже после ухода из жизни писателя. Все «Петербургские повести» принято считать во многом близкими между собой по тематике. Литературоведы находят в них художественное единство. Такова история создания повести.

Краткое содержание

Повествование начинается с описания Невского проспекта, в котором заключена вся душа Петербурга. Здесь можно увидеть множество характерных типов людей из самых разных общественных слоев.

Здесь никогда не прекращается жизнь, только меняется в разное время суток.

Гоголь описывает сановников, дам, мужиков, владельцев магазинов, гувернанток с дворянскими детьми, ремесленников, купцов, чиновников разных рангов, которые, словно вереницей, проходят по Невскому. Наконец, из всей этой толпы автор выделяет двух людей, ставших главными героями повести — молодого художника Пискарева и его легкомысленного приятеля — поручика Пирогова.

Оба они гуляли по вечернему проспекту, когда их внимание привлекли женщины. Поручик заметил какую-то «блондинку» и сразу увязался за ней, надеясь на легкую любовную интрижку. Мысли же и чувства художника были намного возвышенней. Он увидел юную темноволосую девушку, которая показалась ему идеалом красоты.

В ее лице он разглядел что-то «божественное», «святое». Художник пошел за ней, без всякой дурной мысли, которой просто не могла вместить его чистая душа, желая лишь увидеть, где может жить такая великолепная красавица.

«Дама» заметила молодого человека, улыбнулась ему, а подойдя к своему дому, знаком пригласила молодого человека войти внутрь. Мечтательному художнику представился целый роман. Он подумал, что какие-то таинственные обстоятельства заставляют прекрасную даму искать его помощи и, наверняка, она хочет дать ему очень важное поручение.

Молодой романтик не верил своему счастью, всей душой жаждал служить этому идеалу красоты, выполнять любые ее повеления. Так художник поднялся на четвертый этаж, вслед за своей «дамой» зашел в одну из квартир и, оглядевшись, с ужасом осознал, что он находится в публичном доме.

Это открытие очень болезненно подействовало на чистого, скромного юношу. Ведь красота для него была предметом религиозного поклонения, явлением Бога на земле.

Но вот перед его глазами была «красота, тронутая тлетворным дыханием разврата».

Художник чувствовал здесь что-то мистическое: «она какою-то ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить гармонию жизни, брошена с хохотом в эту страшную пучину».

Тут красавица обратилась к нему и о чем-то заговорила. Голос был «нежным», «мелодичным», но слова ужасали своей глупостью и пошлостью. Это было выше всяких сил! Художник со всех ног бросился бежать.

Обратите внимание

Вернувшись домой, он долго не мог уснуть от потрясения, наконец, уже далеко за полночь, начал дремать. Вдруг в дверь кто-то постучал. Это оказался богато одетый лакей. Он доложил, что пришел от барыни, которую художник видел несколько часов назад.

Дама прислала за ним карету и просит ее навестить. Молодой человек очень обрадовался. Значит, его красавица — знатная дама и не может работать в том ужасном доме. Здесь какая-то тайна! Он охотно сел в карету.

Так художник Пискарев оказался во дворце с «мраморными колоннами», где праздновали бал. Залы были переполнены людьми. Молодой человек несколько потерялся от шума, незнакомых лиц и окружающей роскоши. Он прислонился к колонне и стал смотреть на толпу.

Мимо проходило множество великолепных дам, но одна из них особо выделялась изяществом наряда и красотой. С трудом протиснувшись сквозь толпу, художник приблизился к красавице, желая хорошо ее рассмотреть. Оказавшись с ней лицом-к-лицу, он вдруг понял, что эта царица бала — та самая девушка, которую он видел накануне.

Дама тоже узнала художника и позвала его в другой конец зала, где можно было бы поговорить. И вот они там встретились. Красавица что-то ему объясняла, говорила о каких-то загадочных обстоятельствах, по вине которых оказалась вчера в том ужасном доме.

Но что здесь была за тайна, художник не успел узнать, их разговор прервал неизвестный пожилой человек, и красавица была вынуждена на минуту отойти.

Читайте также:  Анализ произведения достоевского преступление и наказание

Художнику не терпелось продолжить беседу, будучи не в силах ждать, он пошел искать свою даму. Пискарев долго ходил из комнаты в комнату, но нигде ее не находил. Наконец, устав, прислонился к стене… и проснулся.

Реальность снова предстала перед ним такой, какая есть. Но он не мог с этим примириться. Сон был куда лучше! И он стал жить только снами, а чтобы как можно меньше бодрствовать, начал принимать опиум. Теперь смысл его существования был в том, чтобы снова и снова вызывать у себя грезы.

Важно

Вновь видеть то воплощение идеальной красоты, понимать, что на самом деле она вовсе не работает в публичном доме, такое просто невозможно! Всему причиной сложные, загадочные обстоятельства…

Просыпаясь он думал: «Лучше бы ты вовсе не существовала! Не жила в мире, а была бы созданием вдохновенного художника!»

Однажды ему приснилось, что эта девушка стала его женой. Он был совершенно счастлив. А когда проснулся, подумал: «А вдруг эту красоту еще можно спасти?» Что, если он действительно женится на ней и вытащит из пучины разврата? С этой мыслью художник вновь пришел в публичный дом.

Дверь отворила та самая девушка, все такая же прекрасная, хотя выглядевшая теперь несколько заспанной и бледной. Художник открыл красавице свои чувства, предложил выйти за него замуж и начать вместе с ним новую трудовую жизнь – он будет писать картины, она заниматься каким-нибудь рукоделием.

Но, оказалось, девушка вовсе не в восторге от его предложения. Разврат ее нисколько не тяготил, напротив, ей нравилось, что можно бездельничать, пить, спать до двух часов.

Благородная жизнь в бедности и трудах девицу не привлекала. Художник понял, что ее душа уже совершенно опустошена. Последней каплей стали пошлые шутки присутствовавшей при этом разговоре подруги красавицы.

Художник выбежал из дома и целый день бродил по городу, не зная куда идет. Ум его помутился. Наконец, он вернулся к себе и заперся. Через неделю в доме почуяли неладное и взломали дверь. Художник Пискарев лежал на полу с перерезанным горлом, а рядом лежала бритва.

Сразу после этой трагедии, идет комедия – история товарища погибшего художника, того самого поручика Пирогова, который увязался за какой-то блондинкой. Как оказалось, это была жена немца-жестянщика, которого звали Шиллер.

Пирогов проследовал за белокурой немкой до самого ее дома, откуда был грубо выгнан ее пьяным мужем. Однако, поручик не сдавался. Он пришел к жестянщику на следующий день и заказал себе шпоры, чтобы иметь предлог наведываться в его дом. Потом ему понадобились ножны для кинжала.

Совет

Все это время Пирогов тайком пытался заигрывать с женой мастера, однако та не отвечала на его ухаживания. Наконец, поручик пришел в воскресенье, когда немца-жестянщика не было дома, и стал приставать к его жене, несмотря на ее возмущение и крики.

Тут как-раз пришел муж со своими товарищами–ремесленниками. Все они были пьяны. Пирогова подвергли порке и выставили за дверь.

Поручик был крайне возмущен таким оскорблением своей дворянской чести, хотел жаловаться на немца во все судебные инстанции страны, вплоть до самого государя.

Однако посетив кондитерскую, почитав газету, прогулявшись по Невскому, сходив на вечер к друзьям, совершенно успокоился и забыл все неприятное.

Краткий анализ

В повести «Невский проспект» можно выделить несколько смысловых пластов: философский, социальный, психологический.

Вот основные идеи этого произведения:

  1. Прежде всего, следует сказать о социальной тематике повести. Произведение начинается и заканчивается описанием Петербурга, а точнее его главной улицы – Невского проспекта. Это город контрастов, богатства и нищеты. Это город обманов, где «все не то, чем кажется».
  2. Гоголевское описание Петербурга по стилю можно назвать «ироничной патетикой». Так Гоголь изображает жизнь этого города, внешне – великолепную, внутренне – пошлую и пустую.
  3. Затем писатель останавливается на двух героях, как-бы случайно выбрав их из толпы. Один из них, художник, по духу – полная противоположность тому миру, в котором он живет.
  4. «Этот молодой человек принадлежал к тому классу, который составляет у нас довольно странное явление и столько же принадлежит к гражданам Петербурга, сколько лицо, являющееся нам в сновидении, принадлежит к существенному миру» — вот характеристика, данная Гоголем своему герою. Пискарев – романтик, чистый сердцем мечтатель, совершенно чуждый всякой пошлости и грязи. Его история – трагедия идеалиста, не сумевшего примириться с безобразной реальностью.
  5. Другой герой, в отличие от художника, совершенно вписывается в окружающую его жизнь. Если первый «не от мира сего», второй – вполне дитя своего мира. Если первый гибнет, не вынеся встречи с пошлостью, второй прекрасно с ней уживается.
  6. История похождений поручика следует сразу после трагедии художника и поэтому кажется нелепой, неуместной. Так Гоголь еще ярче подчеркнул парадоксальность, неразумность реальной жизни, где фарс перемешан с подлинной трагедией, высокое с глупым и пустым.

Здесь повесть «Невский проспект» перекликается с тремя другими творениями Гоголя – «Вием», «Тарасом Бульбой» и «Записками сумасшедшего», каждое из которых освещает вопрос с особой стороны.

В «Невском проспекте» мысль сформулирована наиболее четко. Красота, как считает герой-художник, а вместе с ним сам Гоголь, имеет божественную природу, она, по-сути, явление небесного на земле. 

В реальном мире все извращено, находится во власти зла.

Красота обречена на гибель сама и губит других:

  • в повести «Тарас Бульба» она толкает героя на предательство отчизны,
  • в «Записках сумасшедшего» — доводит до безумия,
  • в произведении «Вий» двусмысленность красоты воплощается в демоническом образе панночки-ведьмы.

В «Невском проспекте» этот вопрос рассматривается, прежде всего, в свете творчества, глазами «служителя красоты». То есть, по-сути, речь идет о соотношении искусства с реальностью. Главный герой, ощутив всю неправильность, извращенность действительности, полностью отказывается от нее в пользу вымышленного идеала.

Однако бегство от реальности не спасает художника и оказывается невозможным. Он все-равно, в конце-концов, делает отчаянную попытку сблизить действительность с мечтой и в результате погибает.

Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/povest-nevskij-prospekt.html

Анализ повести «Невский проспект» Гоголя: суть, смысл и идея произведения

Повесть «Невский проспект» Гоголя входит в цикл повестей, которые Гоголь писал о Петербурге. Каждая из повестей данного цикла, содержит свои особенности и мораль, которую читатель мог постигнуть при анализе произведения.

В повести «Невский проспект» повествование начиналось с того, что однажды два товарища поручик Пирогов и художник Пискарев, прогуливаясь по Невскому проспекту, встречают  двух очаровательных девушек – блондинку и брюнетку.

Посчитав, что они просто обязаны добиться расположения этих юных дам, товарищи решают пойти за ними, а после этого снова встретиться и поделиться результатами своей «охоты». Однако, судьба решила распорядится совсем по-другому.

Прежде всего, начать необходимо с того, что после следования за брюнеткой, Пискарев оказывается совершенно не в том месте, где он ожидал оказаться – брюнетка привела его в неприличное заведения.

Вернувшись к девушке, Пискарев предлагает ей выйти за него замуж и сменить профессию. Однако, недолго сомневаясь, девушка ему отказывает, так как считает, что ее ремесло достаточно прибыльное и приносит ей удовольствие. Разочарованный Пискарев убегает домой. А спустя 4 дня его находят мертвым в своей квартире.

Одновременно со всеми случившимися событиями, следует за своей незнакомкой и Пирогов. Провожая ее домой, он обнаруживает, что блондинка давно замужем, а ее муж – мастер-жестянщик Шиллер.

Будучи полностью уверенным в том, что своей любви необходимо добиваться, Пирогов решает придумать способ, чтоб заполучить роковую блондинку. Недолго думая, Пирогов решает заказать у Шиллера результаты его труда – шпоры и оправу для кинжала. Итак, получив способ приходить в гости к своей возлюбленной, Пирогов начинает проявлять знаки внимания.

Обратите внимание

Один раз Пирогов застает блондинку дома в одиночестве и начинает проявлять знаки внимания все более вызывающе – пригласив ее на танец, Пирогов начинает целовать ей ноги. Застав эту картину, придя домой, Шиллер вместе со своим приятелем вышвыривают Пирогова из дому. Начав строить планы мести немцу, Пирогов, достаточно скоро забыв свою обиду, решает оставить ситуацию так, как есть.

Анализ повести, позволяет нам прочувствовать одновременную схожесть и различие судьбы персонажей, которые являются полной противоположностью друг другу. Гоголь показал нам то, как может сложиться судьба людей, при схожих обстоятельствах, однако с различным мировосприятием. Ведь и Пирогов, и Пискарев рискуют всем, ради прекрасных незнакомок.

Однако, для Пирогова данная ситуация всего лишь игра, и он не рискует ничем. А вот для Пискарева, который был достаточно восприимчив и романтичен, сложившаяся ситуация являлась краховой.

Источник: http://sochinenieliteratura.com/1509

Ссылка на основную публикацию