Анализ произведения шолохова родинка

Анализ рассказа Родинка Шолохова

Шолохов написал огромное количество разных произведений и «Родинка» как и многие другие произведения, входит в цикл «Донских рассказов». И именно здесь и рассказывается вся история и биография автора. Кроме этого здесь затрагиваются самые трудные и опасные моменты, которые происходят во времена гражданской войны.

Наверное, ни для кого не секрет, что из-за войны страдают люди, а может быть даже и страна. Здесь воевал брат против брата, а ведь раньше они дружили и заступались друг за друга. Кроме этого отец поднимал автомат против своего сына, и в глазах не было ни капельки жалости.

Все события происходят не только на Доне, но еще и в Кубани.

Многим критикам совсем не нравились произведения автора, а все потому что он слишком жестоко и открыто описывал все события, которые происходили здесь. А ведь все это можно немного приукрасить или частично скрыть. Кроме этого он ни одному из героев не давал ни положительных ни отрицательных черт, и этим предоставлял каждому читателю самому выбрать какую сторону он примет.

Обратите внимание

Главными героями здесь становятся совершенно разные люди. Один герой Николай. Он является красным командиром. И хотя ему всего лишь восемнадцать лет, но он уже имеет небольшой опыт и ему удалось разбить две страшные и опасные банды.

Бойцы готовы пойти за ним куда угодно и всегда помочь, если вдруг у него случится беда. Кроме этого за глаза они его называют Николкой. Он очень рано потерял сначала отца, который отправился на войну и не вернулся. А немного погодя мать очень сильно заболела и через несколько дней умерла.

До того как он решил отправиться на войну, он пытался устроиться на работу, ему приходилось работать и официально и не официально. Порой не хватало денег на еду. Теперь он живет лишь одной мыслью отомстить немцам.

Также ему хочется, чтобы все поскорее закончилось, и началась спокойная жизнь для всех людей. А Николай сможет пойти учиться и устроиться на нормальную работу.

А вторым героем является казачий атаман. Как только началась война, то он сразу же отправился на войну и с тех пор ни разу не видел своей семьи. Кроме этого он даже не знает, что с ней происходит, и как они живут без него. Он частенько вспоминает о том, как работал до наступления войны.

А ведь раньше ему нравилась его работа, он вспахивал поля и косил траву. Руки все еще помнят плуг и косу. Сначала рассказывается история каждого из героев. Начинается история с их прошлого и заканчивается настоящим.

Дальше идет описания там, где они находятся и в каких условиях проживают, а потом переходит к описанию пейзажа, окружающий героев.

И вот однажды Николаю удалось поймать самую знаменитую и опасную банду, за которой они уже давно гоняются. Ему удалось разобраться со всей бандой, остался только один атаман.

Важно

И только они схватились, как вдруг атаман видит родимое пятно, которое было на ноге у его сына. Оказывается, его сын жив, а ведь он думал, что убил его тогда. Больше всего на свете атаман рад, что так все произошло.

Он обнимает своего сына и говорит ему очень много разных хороших и ласковых слов.

Анализ 2

Произведение М.А.Шолохова «Родинка» было напечатано в газете «Молодой ленивец» в 1924 году. Оно вошло в цикл произведений, называемый «Донские рассказы».

Основными персонажами данного рассказа являются командир красных Николка Кошевой и старый атаман. В рассказе описывается их жизненная история, все, что происходило с ними в прошлом и настоящем. Описание главных персонажей начинается с ознакомления бытовой обстановки, окружающей героев. Действие рассказа происходит в военные будни, период запустения.

Молодой командир в детстве был обычным ребенком, но он рано повзрослел, столкнувшись с горем. Его мать умерла, а отец бесследно пропал. Командир сражается уже на протяжении 3 лет, и война порядком надоела ему. Все, что напоминает Николке о прошлом – это родинка, знак родства. Точно такая же родинка находилась на левой ноге у его отца — крупная с голубиное яйцо.

Второй главный герой – атаман. Шолохов рассказывает о его тяжелой военной судьбе. Его душа зачерствела, поэтому он много пьет.

Особая роль отводится образам животных, с которыми автор сравнивает этого героя. Атамана он сопоставляет сначала с волком – одиноким, злым и несчастным. Затем автор приводит и другое сравнение атаману — с коршуном – сильной, волевой птицей. Но впоследствии он называет эту птицу стервятником. В данном случае она олицетворяет душевное состояние атамана, метание в мире, разрушенном войной.

Оба этих героя устали от войны. Первый желает начать учиться, а второй скучает по родной земле, на которой не бывал много лет.

Кульминацией произведения является кровавая битва, а самым острым моментом – противостояние друг другу главных героев. При этом ни один из них не подозревает, с кем каждый из них ведет бой. Николка отважно кидается в схватку с атаманом и падает от удара его шашки.

Совет

Трагически заканчивается жестокий бой красных и белых: сын погибает от рук отца. Священные семейные узы разрушены. И тут происходит озарение. Атаман видит такую же родинку, как и у него на ноге мертвого Николки. Страшные крики от понимания содеянного вырываются у атамана. Он осознает, что убил своего сына, свою кровиночку.

Затем атаман, подавленный горечью утраты убивает сам себя.

В рассказе «Родинка» писатель показывает, что самое святое в нашей жизни — это любовь родителей и детей. Шолохов дает понять, что никакая война не способна уничтожить эти сильнейшие человеческие чувства.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/sholohov/analiz-rasskaza-rodinka

Анализ рассказа М. Шолохова «Родинка»

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Разное / Анализ рассказа М. Шолохова «Родинка»

  Скачать сочинение
Тип: Идейно-художественный анализ произведения

    Рассказ М. Шолохова «Родинка» входит в цикл «Донские рассказы», впервые был опубликован в газете «Молодой ленинец» в 1924 году. С него, собственно, и начинается творческая биография Шолохова. Тема гражданской войны, актуальная в то время, в этом рассказе проливает свет на ещё одну её трагическую сторону, показывая всю жестокость и нелепость.

«Родинка» написана узнаваемым, своеобразным по стилистике «шолоховским» языком.     В рассказе два главных героя, таких разных, сражающихся против друг друга, каждый за свою правду. Это красный командир Николка Кошевой и старый казачий атаман. Автор повествует читателю историю их судеб, рассказывая о прошлом и настоящем.

Интересно, что знакомство начинается с бытовых, пейзажных зарисовок того, что окружает героев.     «На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба» — это хата, где квартирует Николка. Она стоит над Доном: «Из окон видно зеленое расплескавшееся Обдонье и вороненую сталь воды».

Третья часть начинается с такого описания: «По кочковатому летнику, по колеям, ветрами облизанным, мышастый придорожник кучерявится, лебеда и пышатки густо и махровито лопушатся».     Через эту местность ведет атаман свою банду. Обе зарисовки далеки от эстетического идеала, помогают передать запустение, будни никому не нужной войны.     Молодому командиру всего восемнадцать лет.

Его детство – детство обычного ребенка, но он рано узнал горечь утраты: пропал отец, умерла мать. Он уже три года воюет, и война успела ему надоесть. Единственное, что связывает героя с прошлым – воспоминания и такая же, как у отца, «величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки» родинка – символ родства, связи поколений.

Николка молод, смел и горяч, «раскрылатившись, скачет один и шашкой помахивает». В этих строках он сравнивается с молодой птицей, в то же время, он «неук, сосунок», ( как жеребенок), вся жизнь впереди.     Другой главный персонаж — атаман. Шолохов показывает его нелегкую военную судьбу. «Семь лет не видал атаман родных куреней», его душа зачерствела.

Всю трагичность этого помогает передать метафора: «следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги», с которыми автор сравнивает внутренний мир атамана. Поэтому атаман ни дня не бывает трезвым, все кучера и пулеметчики пьяно кособочатся на рессорных тачанках.     Большое значение в рассказе имеют образы животных-символов, созданные автором.

Атаман сравнивается с волком: «…ведет атаман банду…как набедившийся волк». А потом уже в образе живого волка мы видим образ атамана: «Из бурелома на бугор выскочил волк, репьями увешанный. Прислушался, угнув голову вперед…Постоял волк и не спеша, вперевалку, потянул в лог, в заросли пожелтевшей нескошеной куги…».

Обратите внимание

Волк – существо неприятное, отрицательное, но, в то же время, в менталитете русского человека сложился образ одинокого, голодного и поэтому несчастного волка.     Также зол, обозлен и несчастен атаман. Другое сравнение помогает лучше понять его :«…поводья пустил и налетел коршуном».

С одной стороны, коршун – смелая, сильная птица, но в последних строках рассказа Шолохов называет эту птицу стервятником. Здесь использована метафора: стервятник – это душа атамана, которая «нехотя» покидает мертвое тело. Птица тает «в сереньком, по-осеннему бесцветном небе», то есть в этом разрушенном и скучном мире.     Оба героя устали от войны.

Николки мечтает пойти учиться, закаменевшая душа атамана тоскует по земле.     Старый мельник Лукич, как рука судьбы, сводит вместе два отряда. И вот в бою встречаются, полные ненавистью друг к другу, отец и сын, не зная, с кем на самом деле они сражаются. Жестокий бой – кульминация рассказа. «У опушки отчаянно застучал пулемет, а те, на шляху, быстро, как на учении, лавой рассыпалась».

Самый «горячий» эпизод — бой один на один.     По биноклю, метавшемуся на груди, по бурке догадался атаман, что не простой красноармеец скачет, а командир. Николка смело нападает на атамана и падает под ударом его шашки. Драматичное противостояние красных и белых оборачивается семейной трагедией: отец убивает сына. Оказываются разрушены самые святые узы семьи.

Вновь появляется символ кровных уз – родинка на теперь уже мертвой ноге Николки. Страшный крик увидевшего её атамана «Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя…»- главные слова в рассказе. Атаман убивает себя. Самое страшное, что виновник их смерти, другая война — германская. Ведь если бы отец не ушел на фронт, может быть, и не оказались они по разные стороны, и может быть, не случилось бы этой трагедии.     Огромное горе всей страны, гражданская война, в рассказе сводится к трагедии конкретной семьи, становясь при этом более понятным и страшным.

    Нет ничего более святого, чем любовь родителей и детей. Автор в рассказе не встаёт ни на сторону красных, ни на сторону белых. Он выступает за мир, лишенный бессмысленного противостояния.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Разное / Анализ рассказа М. Шолохова «Родинка»

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00031201184864216418

Анализ произведения Шолохова Родинка

В произведении, написанном в 1924 году и положившем началу циклу «Донских рассказов», автор показал свое отношение к трагическим событиям, которые пришлось пережить ему и всей стране.

Шолохов стремился показать страшный характер Гражданской войны, разрушающей даже родственные связи, с этой целью главными героями рассказа он сделал командира красного эскадрона молодого Николку и старого казачьего атамана, принявшего сторону белых.

Старый казак убивает в бою молодого, но по большой родинке узнает в нем своего сына. Показав такую развязку, писатель стремился продемонстрировать страшный характер смуты, постигшей страну.

Показательно, что и отец, узнав, что он убил своего сына, тут же кончает с собой. Автор не стремился демонизировать белых, его целью было показать психологическое состояние героев. Николка устал от войны, он хочет учиться, то есть развиваться и строить свою жизнь.

Важно

Атаман также, хотя и продолжает вести борьбу, понимая ее безнадежный характер, и огрубел душой, все же чувствует всю ненормальность положения, в котором он оказался.

Он не был садистом, получившим возможность убивать, а, скорее, жертвой обстоятельств, приведший его в отряд, который теперь превратился в банду.

Автор подчеркивает это самоубийством старого казака, который все же остался человеком и не смог продолжать жить после этого.

Шолохов вводит в свое произведение ностальгические воспоминания молодого красного казака о мирной жизни, показывает в них и его отца неплохим человеком.

Именно он научил будущего молодого командира эскадрона Красной Армии любви к лошадям, смелости и выносливости.

 Это должно продемонстрировать неестественность ситуации, в которой оказались герои, показать, что виновен не старый атаман, а в гораздо большей степени, смута, охватившая страну.

Конечно, Шолохов, стоявший на стороне красных, показывает их в лучшем свете.

Намеком на это служит молодость Николки, хотя автор и подчеркивает, что постоянное участие в боевых действиях сделало его человеком, уставшим от жизни.

Совет

Его отец принадлежит к старому миру, который неизбежно должен уйти в небытие. Однако политические симпатии писателя не умаляют художественные достоинства произведения.

Рассказ учит тому, что Гражданская война – это страшное испытание для людей, заставляющая их проявлять жестокость, к которой они, в принципе, не склонны, она противна человеческой природе.

Вариант 2

Рассказ Шолохова «Родинка» о казачестве. О тех лихих временах, когда воевали против красных, когда земля особо не радовала урожаем. Действие происходит близ реки Дон.

Автор описывает главного героя почти как старика. Много повидал командир эскадрона Кошевой Николай. Николка широкоплечий парень, молодой, но его глаза в морщинах и спина сутулая. Командиру эскадрона всего лишь восемнадцать лет.

Многие в эскадроне подсмеиваются над ним. Мол парнишка еще, молодой, зеленый. Но с Николаем все готов идти в бой, так, как только он может без потерь уничтожить две банды и водить эскадрон в битвы и сражения, как профессионал.

Кошевой Николай стыдится своего возраста. Но что поделаешь? Отец Кошевого казак. Он попал в германскую войну, да и пропал. Ни слуху, ни духу родного отца. Мама Николая умерла. Так и стал Николка не учиться, а зарабатывать себе на пропитание, на существование. Была одна особенность у Кошевого в виде родинки на левой ноге, выше щиколотки. Размером та родинка была примерно с голубиное яйцо.

Однажды на двор, где жил Николай приехал гонец и сказал, что из Сальского округа свора казаков пришла. Захватила Грушинский совхоз. Просят Николая прибыть с эскадроном на помощь против недруга. Кошевой не отказывается и берется помогать.

Читайте также:  Сочинения по рассказам максима горького

В произведении «Родинка» автор очень тщательно описывает атаманов и казацкую жизнь. Шолохов рассказывает о природе так, что читая его рассказ, как будто оказываешься там и чувствуешь полную свободу. По этим самым просторам и скакал атаман. Он был очень сильно пьян.

С тех пор, как попал в германский плен, потом Врангель, потом в Константинополь, так и пьет по-черному. Но сердце атамана почувствовало, что на родной земле. Доскакал он вместе с остальными казаками до совхоза.

Обратите внимание

Местного деда разбудил и заставил ему в верности поклясться, при этом, чтобы дед землю ел.

Тогда Лукич решил просить помощи у Николая Кошевого. Добрался до него через лес. Николка не отказал. Решил помочь простому мужику.

Как только рассвело, сразу эскадрон Николая пошел в атаку. Но казаки ловко отбивали атаки эскадрона Кошевого. Тогда лицом к лицу столкнулись в битве атаман и Николка. Обстреливались атаман и Николай. Атаману было интересно с Николкой, так как юноша был достойным противником. Но все-таки опыт и года взяли свое. Атаману удалось убить Николая.

После этого вожак решил снять сапоги с мертвого тела. Как только он поднял штанину на левой ноге вверх, то увидел родинку. И тут все стало на свои места. Атаман осознал, что убил родного сына. Обнял мужчина тело, начал трясти его. Но Николай так и не ответил отцу. Тогда атаман поцеловал руки сына и застрелился сам.

Рассказ Михаила Александровича Шолохова – это наглядный пример того, что человек не может предугадать все повороты судьбы. Произведение о том, что судьба порой бывает жестока к нам и нашим близким, а порой одаривает счастьем. Атаман не знал, что случилось с его сыном.

Он пробыл в плену очень много лет, скитался по городам, участвовал в непонятных боях. Также и Николай. После того, как матери не стало, а отец исчез, учился жить и добывался себе на еду деньги любыми способами. И так случилось, что отец и сын встретились на поле боя.

Причем столкнулись в схватке лицом к лицу, не зная, что пытаются убить родного человека.

← Анализ произведения Семейный человек ← Анализ произведения Пастух↑ ШолоховАнализ произведения Смертный враг → История создания романа Тихий Дон →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/sholohov/analiz-proizvedeniya-rodinka

«Родинка», анализ рассказа Михаила Шолохова

Есть войны, которые в истории условно (в оценке Льва Николаевича Толстого) называются справедливыми, освободительными: они, как правило, навязываются внешним агрессором, и тогда происходит небывалое сплочение народа, поднимающегося на борьбу с общим врагом, на защиту отечества. История России знает примеры таких Отечественных войн – 1812 и 1941-1945 годов. Не случайно слово «Отечественная», как бы в напоминание об исключительной важности этих войн для сохранения народа и государственности, пишется с большой буквы.

Гражданская война не бывает «справедливой» никогда. Она обычно является следствием социальных взрывов и революций. Так Октябрьская революция 1917 года породила Гражданскую войну 1918-1920 годов.

И хотя в изображении многих писателей 20-х годов ХХ века это было героическим временем, однако в восприятии других это событие выглядело как трагедия – братоубийственная война, когда брат воевал против брата, а сын против отца.

В результате каких-то непостижимых процессов врагами становились люди, разговаривающие на одном языке, порой родные друг другу по крови.

Важно

Именно такой предстает война в «Донских рассказах» Михаила Шолохова. Все произведения этого цикла объединяются не просто общим местом действия – Доном, Кубанью, но схожими идеями.

Война в этих рассказах проходит кровавой полосой через семью, сталкивает отца с сыном, и смерть обоих происходит нелепо. Многие критики даже осуждали Шолохова за слишком кровавые детали гибели и «белых», и «красных».

При этом писатель не давал каких-то оценок описываемым событиям, а позволял самому читателю разобраться в том, кто прав, кто виноват.

В рассказе «Родинка», об анализе которого пойдет речь далее, действие разворачивается в двух планах: во внешнем сюжете автор знакомит читателей с молодым командиром эскадрона Красной Армии Николаем Кошевым, которого даже бывалые бойцы ласково зовут Николкой. В свои 18 лет он уже полгода командует эскадроном и за это время разбил две банды.  Он сирота, ведь отец сгинул еще в германскую войну, а мать умерла. До 15 лет парню приходилось перебиваться случайными заработками, а потом он ушел воевать с красными.

Единственное, что осталось от отца, — воспоминания о том, как его, шестилетнего пацана, отец сажал на своего коня, и родимое пятно на ноге величиной с голубиное яйцо: у отца было такое же.

За три с лишним года войны Николай устал от такой жизни и сейчас мечтает о том, чтобы закончилась война и он смог учиться. Однако в самом начале рассказа становится известно, что командир получает известие о появлении в округе банды белых, а значит, снова в бой.

И Николай невесело размышляет: «А тут банда … Опять кровь, а я уж уморился так жить … Опостылело все …»

Параллельно с изображением Николая Кошевого читатель узнает о судьбе атамана банды белых казаков.

Совет

Семь лет не видел он отчего дома – с тех пор, как ушел воевать с немцами: германский плен, служба у Врангеля, «в солнце расплавленный Константинополь», «камыши кубанские» и, наконец, банда из бывших белогвардейцев, во главе которой он оказался.

И теперь на душе у него тоже не спокойно: «чудная и непонятная боль точит изнутри, тошнотой наливает мускулы». Атаман устал от войны, руки помнят плуг и косу, а ему приходится воевать, вместо того чтобы заниматься привычным земледелием. И не забыть эту боль, и «не залить никаким самогоном».

Остановившись у старого мельника Лукича, члены банды, казаки, «властью Советской недовольные», обижают его, забрав последнее зерно для своих загнанных лошадей.

Кроме того, старый атаман, разочарованный во всех и не верящий никому, заставляет старика есть землю, чтобы доказать, что тот «не за красных стоит».

Лукич незаметно от «лакающих водку в горнице» бандитов убегает к красному командиру, чтобы рассказать, что банда, за которой отряд гонялся уже три дня, скрылась у него на мельнице и «смывалась» над ним.

И вот кульминация рассказа: бой, во время которого Николка во главе эскадрона настигает банду, но остается в итоге один на один с атаманом. Эта схватка напоминает дуэль: с одной стороны матерый волк (не зря в начале этой последней главки из лесу появляется волк), и молодой командир с «безусым лицом, злобой перекошенным, и сузившимися от ветра глазами».

И если пуля атаманская не берет «щенка белогубого», то решает атаман взять хитростью: налетает только тогда, когда кончилась обойма у Николки. Налетел он коршуном и шашкой махнул.

Не знал только одного старый атаман, что, стягивая хромовые сапоги с «мертвяка», увидит на ноге, чуть выше щиколотки, родимое пятно размером с голубиное яйцо – как раз как у него самого.

Обратите внимание

Вот тогда и настал момент истины: оказывается, отец непреднамеренно убивает собственного сына.

Узнав в красном командире, зарубленном им, своего сына, он обнимает его, говорит ему ласковые слова, напрасно пытаясь вернуть его к жизни, называя и Николушкой, и «кровинушкой», и сынком.

А убедившись, что сын мертв, «поцеловал атаман стынущие руки своего сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…» Кто же виноват? Роковое стечение обстоятельств? Какая стоящая над людьми стихийная сила сталкивает их друг с другом помимо их воли?

Михаил Шолохов не дает прямого ответа на эти вопросы, но благодаря силе художественной выразительности на примере частной истории семьи Кошевых показывает крупномасштабную трагедию целого народа.

По произведению: «Родинка»

По писателю: Шолохов Михаил Александрович

Источник: https://goldlit.ru/sholokhov/578-rodinka-analiz

Конфликт поколений в рассказе м. шолохова «родинка» — успехи современного естествознания (научный журнал)

1

Постижение художественного смысла рассказа М. Шолохова «Родинка» [1]. невозможно без интерпретации отраженного в нем архетипического конфликта отцов и детей, представленного не только в системе персонажей, но и в многочисленных деталях. Внимание к этой стороне человеческой жизни акцентировано названием рассказа. «Родинка — врожденное пятнышко на коже человека» [2, С.

592], пятнышко, которым природа наделяет человека независимо от его желания. В работах, посвященных шолоховскому рассказу, неоднократно указывалось, что «родинка» — однокоренное слово с «родом», «народом», «родиной», «природой», «урожаем», «родником».

А значит, родинка — знак влияния на человека неподвластных ему мировых сил и одновременно указание на глубинную связь человека с миром, вселенной.

Уже предложение, начинающее текст, помогает нам создать первичное представление об основном конфликте произведения и порождает в читателе своеобразное «предвосхищение» смысла целого. Этот процесс понимания текста, как справедливо указывают ученые, определяется мифопоэтической моделью мира, которая «предполагает тождество макрокосма и микрокосма» [3, С. 162].

Представленные образы чрезвычайно важны, так как «корректируют» спектр читательских ожиданий: «На столе(здесь и далее выделено нами — Т.Б.) гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба. Все это на столе…» [1, С. 3].

Лежащие на столе полевая карта и сводка делают главенствующей тему войны. Краюха хлеба, завершающая это описание (не она главная на этом столе), — образ повседневной мирной жизни.

Так уже в первом предложении, объединяющем гильзы и хлеб, читатель ощущает драматизм этой обыденности, ее внутреннюю противоречивость, реализующую универсальную антиномию жизни: война — мир. И мир здесь не противопоставлен войне, а втянут в нее.

Но нельзя не увидеть и другого значения образов, представленных в первом предложении. Они призваны выделить важнейшие темы произведения, соединить разрозненные, на первый взгляд, картины жизни.

Так, указанные в начале рассказа патронные гильзы, «пахнущие сгоревшим порохом» соотносятся и с опустевшей обоймой Николки, предопределившей исход его поединка с отцом, и с тем выстрелом маузера, которым подвел итог своей жизни сам атаман.

Упоминаемая в первом предложении «уздечка наборная с душком лошадиного пота» увязывает в одно целое и смерть загнанной нарочным лошади, и гибель от пули атамана коня Николки.

Важно

Среди предметов, расположенных на столе в комнате Николая Кошевого, указана баранья кость как знак сакральной жертвы.

В контексте сюжета о сыноубийце, реализованном в рассказе «Родинка», этот образ ассоциируется с библейским героем Авраамом, который готов был принести в жертву Богу единственного своего сына Исаака. По воле Господа в роли жертвы оказался ягненок (Быт. 22:12-13).

Готовность Авраама пожертвовать Исааком — доказательство глубокой веры старца и его «самого полного послушания» Господу [4, С. 139]. У атамана же «зачерствела душа…, как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги степной» [1, С. 6].

Ни на мгновение не возникло у него чувства жалости к юному противнику: «Неук, сосун, горяч, через это и смерть его тут налапает». Ассоциации такого рода явно отражает авторскую оценку событий, составивших основу рассказа.

Смерть Николая Кошевого как кульминация внешнего конфликта, конкретно-исторического, воплощающего борьбу 2-х сторон в гражданской войне, является важнейшим событием конфликта внутреннего, воплощающего в самом широком значении взаимодействие человека и природы, мира в целом, представленного в архетипических образах.

При создании картины гибели молодого командира эскадрона М.

Шолохов следует традициям фольклора и древнерусской литературы: «Солнце закрылось тучей, и на степь, на шлях, на лес, ветрами и осенью потерханный, упали плывущие тени» [1, С. 10].

Таково, например, описание природы накануне последней битвы русичей с половцами в «Слове о полку Игореве»: « …черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солн- ца…» [5, С. 60].

Встретились в смертельной схватке не только сын с отцом, но гибнет все, что находится рядом с ними. Это мы видим в сцене смерти загнанного нарочным коня, оставившей равнодушными окружающих людей: Николка же только «глянул на черную ленту крови, точившуюся из пыльных ноздрей» лошади, и отвернулся.

Совет

Об этом же говорит нам и эпизод на мельнице, когда члены банды под ноги лошадям сыпали и двор устилали золотистым зерном. Атаман же, сам коренной донской казак, не думал о том, как будет земля весной без сева.

Таким образом, война художественно интерпретируется в рассказе как преступление против земли, ее животворящей силы.

Повествование о поединке отца и сына отсылает нас и к известной былине «Бой Ильи Муромца с сыном», где реализуется характерная для мифопоэтической модели мира оппозиция «свой-чужой».

Отрицательным персонажем (чужим), надругавшимся над матерью Златыгоркой (землей-матушкой, ее творческой силой), здесь является Сокольник, который вероломно готов убить и спящего безоружного отца, Илью Муромца (своего). В рассказе М. Шолохова отрицательным персонажем (чужим) повествователь является атаман.

Подобно Сокольнику, не испытывавшему в былине уважения ни к родине, ни к старым людям, атаман мешает земле проявить жизнетворческую силу: по его приказу на мельнице «ячмень и пшеницу под ноги лошадям сыплют и двор устилают золотистым зер- ном» [1, С. 8].

Сходство с Сокольником, унижающим русских богатырей, проявляется и в насмешке казацкого атамана над мельником Лукичом, который, боясь смерти, «ртом беззубым жует песок из пригоршней» атамана и целует ему сапоги[1, С. 7].

Сближает Сокольника с атаманом стремление хитростью достичь победы. Так, выждав, когда у Николки кончилась обойма, атаман «налетел коршуном» на него [1, С. 10].

В поступках Николая Кошевого проявляются черты защитника русской земли и русского народа, т.е. «своего». Это можно увидеть в том, что он «сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои» [1, С. 3], и в том, что к нему обращаются обиженные люди с просьбой «управу сыскать» [1, С. 9] на банду.

Читателю неизвестно, что стало с телом командира Кошевого, но четко определен финал жизни самоубийцы атамана: вечером… «с лохматой головы атамана нехотя сорвался коршун- стервятник» [1, С. 11]. Этот эпизод заставляет нас также вспомнить финал былины. Илья Муромец бросает убитого Сокольника «да сорокам, воронам да на расклеванье, // Да серым-де волкам да на растарзанье» [6, С. 44].

Таким образом, определение мифопоэтического контекста рассказа «Родинка» позволяет писателю интерпретировать основной конфликт гражданской войны как противоестественный, находящийся в противоречии со всем ходом развития человечества.

Читайте также:  Анализ и мораль басни обоз крылова 8 класс

Список литературы

  1. Шолохов М. Рассказы. — Л., 1983.
  2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — 16-е изд. — М., 1984.
  3. Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2-х т. — М., 1997. — Т.2.

Источник: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=29029

Лингвистический анализ отрывка рассказа М.Шолохова «Родинка «(11 класс)

Перед нами отрывок из рассказа М.А.Шолохова «Родинка». Это один из «Донских рассказов» писателя. М.А.Шолохов – удивительный писатель, большой мастер слова. Нам предстоит погрузиться в художественное пространство данного текста, выделить особенности языковой манеры автора текста, понять авторскую идею в данном отрывке и постигнуть тайну творчества этого писателя.

Итак, это текст, единое целое, характеризующееся связностью составных частей. Предложения здесь связаны контактной цепью связью при помощи лексического повтора: «по летнику» (1 и 2 предложения), «столбы»(2 и 3).

3,4,5 предложения соединены одинаковыми видо – временными формами глаголов, глаголов несовершенного вида настоящего времени: «бегут», «перешагивают», «ведёт», «уходят», «призадумывается», «привстаёт», «излапывает», «считает».

Обратите внимание

Есть в тексте и глагол прошедшего времени «возили». Наличие этих форм позволяет нам прийти к мысли, что для Шолохова важна перекличка времен, прошлого и настоящего, просматривается и будущее время.

Изображая настоящие реалии, автор тоскует по прошлому, по мирной жизни, по красоте мирного труда. В то же время с надеждой смотрит в будущее, «вёрсты считает до голубенькой каёмки лесов».

Текст относится к художественному стилю, это повествование с элементами описания. Поэтому в нем много ярких эпитетов, метафор, сравнений. Но в первую очередь мы замечаем в тексте диалектизмы: «летник», «придорожник», «пышатки», «лопушаться», «гумнам», «шлях», «вназирку», «служивший», «излапывает». Эти слова из речи донских казаков.

Благодаря им, мы как бы сразу оказываемся на месте событий. Но кроме этого, и это очень важно, автор через них передает дух своего народа, ласковое, доброе отношение донских казаков к своей земле, к родным просторам («пышатки», «лопушатся»). Именно в этих диалектных словах мы замечаем аллитерацию на «ш».

Элемент звукозаписи Шолохов применят также для выражения духа своего народа: звук «ш» напоминает звук угасающего огня, казаки — люди с огнем в груди, но эти люди вступили в гражданскую войну, в братоубийство, то есть огонь в душе притушен, народ показан не в лучшее свое время.

Есть ассонанс на «и» в словах «летнику», «облизывает», «вназирку», говорящий о желании простора, свободолюбии этого народа. Анализируя лексику данного текста, необходимо выделить такие существительные, как «столбы», «шлях», «муть», завершайте братоубийственную войну. Только время мирное, спокойное, бессуетное- настоящее время.

И здесь Шолохов подчеркивает идею торжества мира на земле. Существительное «балки», наречия «бугром», «бездорожно», глагол «перешагивают» говорят о трудностях пути.

Остановимся на тропах. Ключевыми предстают в тексте эпитеты «янтарными брызгами» и «голубенькой каёмкой лесов». «Янтарными брызгами» — это и сравнение тоже, это образное выражение из прошлой, мирной жизни. Янтарный цвет — цвет света, солнца, цвет жизни на земле, цвет божественный. Слова «степь», «сено» тоже говорят об этом цвете.

Важно

Отсюда мы выходим к мировидению автора. Мир, жизнь, по Шолохову,- это радость и дар божий, но это и боль и трагедия тоже. Что же позволят нам говорить так? Это следующие, стоящие рядом же, эпитеты: «в муть осеннюю, белесую». Белый цвет — цвет чистоты, стремлений к лучшему, а существительное «муть» говорит о нелепости, трагедийности событий.

Это прием антитезы. Очень важен и эпитет в сочетании «до голубенькой каёмки». Голубой цвет — цвет надежды, мира на земле. Значит, и через цветопись писатель подчеркивает свою идею. Есть в тексте явное сравнение «как набедившийся волк от свечей отары», волк — банда, ведет атаман свою банду.

В стае волков тоже есть ведущий волк, и здесь тоже атаман оберегает свою банду, призадумывается, зорко следит за положением. Глагол «излапывает» дан для характеристики поведения атамана. Это слово имеет грубоватый оттенок, что говорит об осуждении автором положения банды и атамана.

Но в то же время это слово применительно к донскому казачеству выражает и другое проявление чувств. Автор не только осуждает, но и жалеет членов банды. Это его народ, часть казачества, которая оторвалась от основной массы . В архитектуре русского народа «лес» — понятие очень важное, это символ народа.

Поэтому банда, спешащая «до голубенькой каёмки леса», стремится слиться с народом. Но возможно ли это? Встаёт проблема выбора: исчезнет банда, часть народа, или сохранится, соединится с народом?

Голубенькая каёмка янтарные бездорожье перешагивает,

леса брызги считает вёрсты

Автор нам немного говорит о красноармейском отряде. Может быть, для Шолохова это тоже не идеал. Идеал для него — что-то другое.

О суровости реального мира, трудностях выбора в классовой борьбе говорит и скрытое сравнение «шлях улёгся бугром у столбов телеграфных», метафоры «ветрами облизанным», «бегут столбы», «перешагивают».

Из стилистических фигур можно выделить анафору в первых двух предложениях «по летнику», антитезу «в муть, осеннюю, белесую», градации «отъявленный народ в банде , служивский, бывалый», «призадумывается атаман, привстаёт, излапывает, считает вёрсты», очень много инверсий: «в муть, осеннюю, белесую», «шляхом глянцевитым», «властью Советской», «призадумывается атаман». Все эти стилистические фигуры применяются автором для выделения наиболее важных для идеи слов, сочетаний.

Говоря о знаках препинаниях и союзах, важно сказать , что автор соединяет реалии природы сочинительных союзом «и»: «лебеда и пышатки густо и махровито лопушатся». Это говорит о том , что Шолохов видит согласие и гармонию в природе, в мирной жизни.

Совет

А в обществе людей он наблюдает противоположное — дисгармонию, трагедию бытия, гражданскую войну. Поэтому употребляет противительный союз «а» : «бегут столбы, а атаман ведет».

Отсюда мы делаем вывод, что истина для Шолохова не в классовой борьбе между гражданами одной страны, а в гармонии, в согласии, в красоте природы. В ней она есть.

Значит, мировидение автора таково, что он принимает мир, но с тревогой задумывается о социальных неурядицах, с надеждой смотрит в будущее. Это мировоззрение его чётко представлено в данном тексте. Необходимо миром, мирным путем решать сложные вопросы жизни. И тем более, когда это в одной стране, нельзя допускать братоубийства. Здесь не может быть правды, такой путь ведет к тупику.

Источник: https://infourok.ru/lingvisticheskiy-analiz-otrivka-rasskaza-msholohova-rodinka-klass-959658.html

Презентация по рассказу М.А. Шолохова «Родинка»

Слайд 1

РАССКАЗ М.А.ШОЛОХОВА «РОДИНКА».

Слайд 2

Двадцатые годы в изображении Шолохова – это время, необратимо расколовшее русский мир; это эпоха великого горя народного. Т.Р.Гавриш

Слайд 3

В рассказе » Родинка » трагедия раскрывается не в социально-классовом плане, а в общечеловеческом, она во многом случайна: отец не знает, что гонится за сыном.

Слайд 4

ЭПИЗОД ИЗ РАССКАЗА «РОДИНКА».

Слайд 5

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАССКАЗА. На столе валяются патроны, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка, краюха хлеба. За столом сидит Николка Кошевой, командир эскадрона, он заполняет анкету. «Шершавый лист скупо рассказывает: Кошевой Николай. Командир эскадрона. Землероб. Член РКСМ, возраст — 18 лет».

По виду зелёный мальчишка, но сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водил эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира. Николка ненавидит свой возраст, стыдится его. Отец Николки — казак, и сам Николка тоже казак.

Он вспоминает, как лет в пять-шесть сажал его отец на коня, приучал к верховой езде. В «германскую» отец сгинул. Мать умерла. От отца Николка унаследовал любовь к лошадям, неимоверную отвагу и родинку с голубиное яйцо на левой ноге выше щиколотки. В пятнадцать лет Николка ушёл с красными на Врангеля.

Квартирует Николка в хате, стоящей над самым Доном. Утром он вышел во двор и лёг в росистую траву. За ним пришёл казак и доложил, что прибыл нарочный, сообщивший о новой банде из Сальского округа, уже занявшей Грушинский совхоз. Нарочный скакал сорок вёрст без отдыху, загнал насмерть лошадь.

Николка прочитал приказ ехать на подмогу. Он стал собираться, думая, что не мешало бы поучиться где-нибудь, а тут банда объявилась .

Слайд 6

Обратите внимание

ТРОЕ СУТОК УХОДИТ БАНДА ОТ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ОТРЯДА НИКОЛКИ КОШЕВОГО. НАРОД В БАНДЕ БЫВАЛЫЙ, УХОДИТ ПО-ВОЛЧЬИ. АТАМАН ПЬЯН, ДА И ВСЕ КУЧЕРА И ПУЛЕМЁТЧИКИ ПЬЯНЫ. СЕМЬ ЛЕТ АТАМАН НЕ БЫЛ В РОДНЫХ КРАЯХ: СНАЧАЛА БЫЛ В ГЕРМАНСКОМ ПЛЕНУ, ПОТОМ У ВРАНГЕЛЯ, УШЁЛ В ТУРЕТЧИНУ, НО ЗАТЕМ ВОЗВРАТИЛСЯ С БАНДОЙ. «ВОТ ОНА, АТАМАНОВА ЖИЗНЬ, КОЛИ НАЗАД ЧЕРЕЗ ПЛЕЧО ОГЛЯНУТЬСЯ.

ЗАЧЕРСТВЕЛА ДУША У НЕГО, КАК ЛЕТОМ В ЖАРЫНЬ ЧЕРСТВЕЮТ СЛЕДЫ В СТЕПИ… БОЛЬ ЧУДНАЯ И НЕПОНЯТНАЯ, ТОЧИТ ИЗНУТРИ, ТОШНОТОЙ НАЛИВАЕТ МУСКУЛЫ, И ЧУВСТВУЕТ АТАМАН: НЕ ЗАБЫТЬ ЕЁ И НЕ ЗАЛИТЬ ЛИХОМАНКУ НИКАКИМ САМОГОНОМ». ЗАРЁЮ СТУКНУЛИ ЗАМОРОЗКИ. МЕЛЬНИК ЛУКИЧ ПРИХВОРНУЛ, НА ПЧЕЛЬНИКЕ ОН ПРИЛЁГ ОТДОХНУТЬ; КОГДА ПРОСНУЛСЯ, ЕГО ОКЛИКНУЛИ ДВОЕ ВОЕННЫХ, ВЫЕХАВШИХ ИЗ ЛЕСУ.

АТАМАН ПРИКИНУЛСЯ КРАСНЫМ И НАЧАЛ ВЫВЕДЫВАТЬ У МЕЛЬНИКА, НЕТ ЛИ ЧУЖИХ ПОБЛИЗОСТИ. ОН СПУСТИЛСЯ С КОНЯ И ПРИЗНАЛСЯ, ЧТО ЛИКВИДИРУЕТ КРАСНЫХ, ПОТОМ ПОТРЕБОВАЛ ЗЕРНА КОНЯМ. МЕЛЬНИКУ ЖАЛЬ ЗЕРНА, СОБИРАЕМОГО ПО КРОХАМ, НЕ ХОЧЕТСЯ ОТДАВАТЬ; АТАМАН ГРОЗИТСЯ ЕГО УБИТЬ ЗА ПОСОБНИЧЕСТВО КРАСНЫМ. СТАРИК ВАЛЯЛСЯ В НОГАХ, ПРОСИЛ ПОЩАДЫ. АТАМАН СМЕЯСЬ ПРОСТИЛ СТАРИКА.

А ПОДЪЕХАВШИЕ БАНДИТЫ УЖЕ КОРМЯТ ЗЕРНОМ КОНЕЙ, ПРОСЫПАЯ ЗОЛОТЫЕ ЗЕРНА ПОД НОГИ.

Слайд 7

Сквозь туман на зорьке двинулся Лукич на хутор и попал на конного, который повёл его к командиру. Лукича ввели в хату к Николке. Мельник обрадовался, что попал к красным. Он припомнил Николке, как поил его недавно молоком, когда его отряд проезжал мимо мельницы.

Мельник жалуется на бандитов, потравивших у него все зерно. Сообщает, что они до сих пор на мельнице, пьяные, спят. Николка приказывает седлать коней и напасть на банду, уже выступавшую по шляху (дороге).

Атаман увидел скакавшего на него командира с шашкой, которого он определил по биноклю, висящему на груди молодого бойца. Атаман злобно прицелился и выстрелил. Лошадь под Николкой упала, а сам он, стреляя, бежал ближе к атаману.

Атаман ждал, когда Николка расстреляет обойму, а потом коршуном налетел на парня. Он шашкой махнул, и обмякло тело Николки, сползло наземь. Атаман снял бинокль и хромовые сапоги с убитого. Сдёрнув с трудом сапоги вместе с носками, атаман увидел родинку.

Он перевернул Николку к себе лицом и заплакал: «Сынок! Николушка! Родной! Кровинушка моя…» Атаман, поняв, что убил сына, достал револьвер и выстрелил себе в рот. А вечером, когда над перелеском замаячили конные, с лохматой головы атамана сорвался коршун-стервятник.

Важно

Слайд 8

Показывая, что охватившая Дон классовая борьба разрушает семейные устои, Шолохов изображает реальность как противоречащую норме человеческих отношений, и разрешает это противоречие между идеальным и реальным абсолютным отрицанием последнего.

Слайд 9

ОБРАЗ НИКОЛКИ КОШЕВОГО Командир эскадрона, хотя ему 18лет. Бесстрашный (так учил его отец) Плечист Николка, не по летам выглядит. Неизмеримая любовь к лошадям (от отца). Мечтает об учёбе. Родинка, такая же как у отца.

Слайд 10

ОБРАЗ АТАМАНА Семь лет не видал родных куреней. Пьёт, так как боль, чудная и непонятная, точит изнутри. Зачерствела душа. Внимательный. Сильный. Родинка величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки.

Слайд 11

ВЫВОД. Острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Отец и сын оказываются по разные стороны баррикады.

Конфликт между красными и белыми уступает место конфликту – между нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны. Гражданская война для М.Шолохова — катастрофа, в которой рушатся человеческие связи.

Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/03/28/prezentatsiya-po-rasskazu-ma-sholokhova-rodinka

Соченение-рецензия на рассказ М.А. Шолохова «Родинка»

Творчество М. А. Шолохова связано с решением ряда проблем, появившихся в жизни целого народа в результате революции, когда на смену одному строю пришел другой, когда гражданская война сделала лютыми врагами представителей одной и той же национальности и развела отца с сыном. Недаром Марина Цветаева, осмысливая происшедшее, вспомнила библейское предание о Каине и Авеле:

Братья, вот она,

Ставка крайняя,

Третий год уже

Авель с Каином

В этой братоубийственной войне не было победителей. Разгул насилия, самосудов, грабежей вытеснили из сознания людей идеалы добра и сострадания. «Озверение» было всеобщим. Революция заставила каждого сделать свой выбор, дать ответ на вопросы: С кем? За кого я?

О произведениях М. А. Шолохова написано много, я думаю, напишут еще. Для меня это писатель – автор «Тихого Дона» и «Поднятой целины» — человек, много испытавший и переживший на своем веку.

Совет

Мне кажется, все произведения Шолохова объединены одним глубоким внутренним смыслом, это одна большая книга о судьбе народа. Началом этой книги можно считать «Донские рассказы», написанные и опубликованные в 20-х годах ХХ столетия.

Несмотря на то что речь в этих рассказах идет о революционной борьбе, становлении новой, советской, власти в стране, их тематика и проблематика актуальна и для нашего времени.

Постигнуть человеческую жизнь, с ее падениями и взлетами, безысходностью и счастьем, помогали и помогают также такие писатели, как А. Серафимович, А. Фадеев, А. Толстой, И. Бабель, М. Булгаков, Б. Пастернак и другие. Но М.

Шолохов, как никто другой, позволяет в ярких красочных тонах представить жизнь донского казачества, Дон, ставший местом братоубийственной войны, разделяющий уже не берега, а людей, приносящий в курень казаков страшные вести. У нас появляется возможность сравнить то, что было, с тем, что происходит сейчас.

Мы как бы приподнимаемся над землей и видим жизнь людей – всю целиком, с ее падениями и борьбой, безысходностью и счастьем. Писатель создает мир реальный, полный трагизма и печали.

Я считаю, что М. Шолохова справедливо называют «писателем мужественной правды». И что бы о нем ни говорили, какие бы критические статьи ни писали, для меня он мужественный человек, с яркой гражданской позицией. Он избрал трудный путь – достигнуть в своих произведениях наибольшей убедительности. И ему это удалось в полной мере.

На мой взгляд, интерес к теме гражданской войны не только не ослабевает в настоящее время, а, наоборот, возрастает. Войны, периодически возникающие на территории бывшего СССР, имеют самое непосредственное отношение к России.

В результате террористических актов полыхают и рушатся дома, люди теряют кров, гибнут, убивают друг друга, часто принадлежа к одной национальности и даже к одной семье. История, к сожалению, повторяется. Утрачиваются нравственные ориентиры, и современному молодому человеку трудно разобраться в происходящем.

Обратите внимание

Но жить нужно по законам добра, не нарушая вечные истины: «Не убий», «Не укради», «Возлюби ближнего своего как самого себя».

Читайте также:  Сочинение по картине золотая осень поленова 3, 4, 7 класс описание

Именно М. Шолохов, продолжая традиции русской классической литературы, как писатель-гуманист, говорил о недопустимости войны вообще и гражданской войны, в частности. Наиболее ярко эта тема звучит в «Донских рассказах» (Москва, «Просвещение», 1984). Рассказ «Родинка» (1924) является программным, он открывает этот цикл.

Прошло 86 лет. Эпоха революции кажется такой далекой и невероятной, но отголоски слышны ее и в наши дни. Мы должны знать свою историю, стараться не повторять ее ошибок. И не может быть полноценной жизни в настоящем и будущем, если мы не будем знать свое прошлое. Возможно, многие ошибки, допущенные в наше время, объясняются тем, что мы не хотим знать свое прошлое.

Читая «Родинку», мы оказываемся в водовороте исторических потрясений. Нас захватывает драматизм судеб героев. Их боль передается нам. Мы чувствуем убежденность писателя в непреходящей ценности человеческой жизни. Как никто другой М.

Шолохов показывает в этом рассказе жажду земных радостей, жизни, не подвергаемой опасностям.

Благодаря мастерству писателя, мы вместе с Николкой и его отцом, главными героями рассказа «Родинка», ощущаем это бездомное скитание по земле человека, нас не оставляет ощущение разрушенного дома.

Сюжет рассказа заключается в том, что в разных лагерях оказались отец и сын Кошевые, то есть самые близкие по крови люди. Отец-атаман во время схватки убивает сына. У каждого своя правда. И страшной представляется картина, когда отец по родинке узнает в зарубленном им командире своего сына.

И нет ему ни прощения, ни забвения на всю оставшуюся жизнь. И поэтому атаман, «к груди прижимая, поцеловал стынущие руки сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот». Писатель не рассказывает о том, что развело этих людей в разные станы.

Мы можем только догадываться, как оказался Николка среди «красных», а его отец – среди «белых» или «зеленых». Мы не знаем. Но себе мы можем это объяснить так: казачья молодежь легче рвала со старым миром, в то время как пожилые люди отдавали предпочтение уже сложившимся взглядам.

Поэтому нередко члены одной и той же семьи оказывались врагами на поле сражения.

Известно, что в качестве главных героев шолоховских произведений выступают, как правило, простые люди, представители народа – донские казаки. Николка и его отец борются за правду, каждый за свою. И, как видим, они не щадят за нее ни своей крови, ни своей жизни. Ожесточенное столкновение приводит к гибели обоих.

Важно

В рассказе мало революционной романтики, вернее, она как бы совсем отсутствует. Конечно, схватка между героями идет ради какого-то неясного светлого будущего. Но финал трагичен: старый и новый мир схватились не на жизнь, а на смерть.

Заслуга писателя в том, что в небольшом по объему произведении ему удалось сказать многое об эпохе, о драматических судьбах героев, заставить увидеть в каждом из них прежде всего человека. Этому также способствует композиция рассказа «Родинка» — параллельное изображение жизни сына и отца, сравнение их судеб в шести небольших частях.

М. Шолохов утверждает, что родной дом и мирный труд – главные ценности жизни. Он помогает нам заглянуть вглубь души, в самое сердце человека. Вряд ли можно было сильнее передать, выразить всю безнадежность, отчаяние, переживаемое отцом Николки. Перед нами образ немой безголосой смерти.

И другой образ – образ волка – на минуту врывается в наше сознание. «Увешанный репьями» волк – это атаман, который, находясь на родной земле, рыщет со своей бандой, скрываясь от погони. «Как набедившийся волк от овечьей отары», уходят бандиты от настигающего их отряда Николки Кошевого.

Банды «эти самые и зерно начисто стравили коням!» А вот и сам атаман, прошедший германский плен, службу у Врангеля, Константинополь, лагерь в колючей проволоке, всегда пьяный и уже потерявший человеческий облик – зверь, волк со своей стаей. И все они – люди.

Все они хотят одного – жить, так же, как этого хотим и мы.

Многогранность и сложность внутреннего мира человека – всегда в центре внимания Шолохова. Индивидуализируя судьбы своих героев, автор заставляет читателя делать обобщения, позволяет ему увидеть, как сложна и противоречива жизнь, труден выбор истинного пути. А проверкой моральных качеств становится жизнь человеческая и смерть.

Раскрывая тему гражданской войны, Шолохов ставит в рассказе проблемы выбора, счастья, добра и зла, жестокости, заложенной в каждом человеке. Не зря уже в этом, первом, рассказе мы не однажды сталкиваемся с такой деталью, как «кровь» («черная лента крови», «руки измазал кровью», «веки, кровью залитые» и, наконец, «Сынок!. Кровинушка моя»). Да, это страшная действительность.

М. Шолохов затрагивает еще одну, очень важную, тему – тему дома. Мы понимаем, что дома нет ни у сына, ни у его отца. Они оба одиноки и несчастны.

Совет

Николка вспоминает «будто в полусне», как отец сажал его в детстве на своего коня и говорил: «За гриву держись, сынок!». А мать в это время «широко раскрытыми глазами смотрела из дверей на ножонки» сына.

Да и сам атаман «семь лет не видал родных куреней».

М. Шолохов помогает читателю представить родных по крови людей, оказавшихся волею судьбы по разные стороны баррикады: Николка – «красный командир». Его отец – бывший белогвардеец, а теперь просто бандит. Никто из них в настоящее время не ожидает счастья, вполне естественного чувства для каждого человека.

Нет в рассказе ни слова о любви к женщине: некогда, идет война. События затягивают героев в хаос и мрак безвыходной ситуации. В азарте творящегося кругом убийства у людей как бы наступает помрачнение души, приведшее к страшной развязке. Мы, как наяву, слышим: «Сынок!. Николушка!. Родной!.

Кровинушка моя Да скажи же хоть слово! Как же это, а!».

Писатель утверждает: нет милосердия – нет и величия души. Поэтому трудно определить правоту того или иного героя: оба они убивают. Парадокс: убивают «ради жизни на земле». Действительно, революция причинила много горя героям рассказа и всему казачеству. И была она только началом испытаний, выпавших на долю нашего народа.

М. А. Шолохов — противник всякой фальши. Мы представляем картины происходящего на Дону так ярко, что как бы сами становимся участниками событий. Нас захватывает драматизм судеб героев. Их боль передается нам.

Являясь настоящим гуманистом, автор переживает за обоих своих героев. Ему одинаково больно и за сына, и за отца.

Писатель обладает провидением. Рассказ начинается со слов: «На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом». Именно патронные гильзы.

Но они не последние, есть и другие у всех воюющих, которым предстоит выстрелить в кого-то. Есть и другое оружие.

Обратите внимание

А вот финал: «С седла перевесившись, шашкой махнул, на миг ощутил, как обмякло под ударом тело и послушно сползло наземь». И еще: «Стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот».

И все же, вопреки сказанному выше, рассказ призывает к мирной жизни, выступает в защиту права человека на счастье, для которого он должен жить на земле!

В «Родинке» мало героев, но мы ощущаем в каждой сценке глубокий фон народной жизни: это и Лукич со своей мельницей, это и Николка со своим эскадроном и своими воспоминаниями, это и атаман со своими бедами и горестями. Все они представители из народа. И судьбы их типичны для эпохи революции и гражданской войны.

Мы верим писателю во всем, так как он сам, выходец из станицы Вешенской, расположенной на левом берегу Дона, хорошо знал жизнь донского казачества. Больше того, он сам являлся непосредственным участником происходивших там событий. Автору хотелось передать, как отражается в сознании людей, в их психике и поступках новое время.

Вслед за Л. Толстым М. Шолохов с большой убедительностью утверждает: война – это преступление, а в гражданской войне не может быть победителей: все побежденные. Война губит человеческие жизни, рушит хлебное поле — труд человека, основное условие его жизни. Вместе с автором мы скорбим о выжженных, вытоптанных, заброшенных полях.

Для писателя как бы существует связь между стихией войны, истребляющей все живое, и природными бедствиями. Уничтожая результаты труда рук своих, человек сам нарушает связь между собой и природой. Нарушается гармония жизни.

Например, в рассказе Николка-казак, командир эскадрона, стыдится своих восемнадцати лет, хотя успел ликвидировать две банды и водит свой «эскадрон в бой и схватки не хуже старого командира!».

Да, 18 лет, почти наш ровесник, а что он видел в жизни? Рос сиротой: отец пропал в германскую войну, мать умерла, до 15 лет «мыкался по работникам», а потом ушел воевать с Врангелем. И хоть и сказал ему контуженный в голову военком, что «родинка – это, говорят, счастье», не видел никогда его, этого счастья, Николка. Устал он воевать, «уморился жить опостылело все».

Важно

Создавая картину войны, Шолохов рисует картину заброшенного поля. В рассказе нет, например, описания зеленого стебля пшеницы, тянущегося к солнцу, теплу.

Здесь «днями летними, погожими в степях донских, под небом, густым и прозрачным звоном серебряным вызванивает и колышется хлебный колос».

Но здесь и другое: «из закромов тащат наехавшие конные ячмень и пшеницу, под ноги лошадям сыплют и двор устилают золотистым зерном».

В хлебном колосе для Шолохова – символ жизни. В нем – труд поколений. В нем – залог будущего. Пока колосится поле, будет жив человек. Вытоптанное поле – самая страшная беда, которая может обрушиться на человека. Вот и Николка, уставший от войны, «уморился жить». Ему «опостылело все», «учиться бы ему поехать куда-нибудь».

Мы как будто слышим, как он повторяет про себя: «В город бы уехать Учиться б». Даже приходскую школу не успел он окончить. А ему бы жить, хлеб и детей растить! Состояние природы неотрывно от состояния героев. Природа всегда гармонична, она проверяет пути человека.

Она утверждает: жизнь продолжается вопреки социальным потрясениям.

Благодаря мастерству М.

Шолохова, в нашем воображении появляются яркие картины происходящего: вот, например, плечистый Николка, со старящими его глаза лучистыми морщинками и с сутулой по-стариковски спиной, еще совсем мальчишка («мальчишка ведь, пацаненок, куга зеленая», — говорят о нем его бойцы), бывший землероб, член РКСМ, в свои восемнадцать лет командир эскадрона. Вот его отец – грозный атаман, который «дня не бывает трезвым». И хотя «пахуче и сладко цветет жито в степях донских», пьет атаман потому, что зачерствела его душа, а боль точит изнутри, «и не залить лихоманку никаким самогоном». Вот военком (эпизодическая фигура), много повидавший, он обещает Николке счастливую жизни («Родинка – это, говорят, к счастью»). Вот старый мельник Лукич, не желающий отдавать зерно бандитам и помогающий Николке определить местонахождение банды.

Мир жизни, мир природы писатель передает с помощью увиденных им мельчайших деталей и подробностей. Уже приближается осень – пора уборки урожая, а люди все воюют и воюют. Устали и те, и другие. Но война идет до победного конца.

Читая рассказ «Родинка», с одной стороны, мы представляем красоту окружающей природы с ее вечными животворящими силами, а с другой – кровь, страдания, гибель людей в результате гражданской войны.

Совет

Таким образом, автор помогает нам понять идею рассказа: наступить на живое – значит нанести тяжкое оскорбление самой жизни.

Параллельные ряды «природа – люди» дают возможность разобраться в событиях большой социальной значимости.

Являясь самобытным художником, М. А. Шолохов продолжает традиции русского литературного языка – языка Пушкина, Лескова, Толстого, Чехова. Но его язык вобрал в себя образцы народно-поэтической, живой, разговорной речи.

В рассказе «Родинка» мало диалогов, здесь преобладает авторская речь, для которой характерны интонации, близкие народно-поэтической речи с вопросами без ответов, с повторами типа: «Ты счастли счастливый! Ну да, счастливый! Родинка – это, говорят, счастье!» У Шолохова особое строение речи: часто рядом стоят близкие по смыслу слова, или просто повторяется одно и то же слово: «Посреди двора упала та (лошадь) на передние ноги, потом на бок, захрипела отрывисто и коротко и издохла Потому издохла, что на пакете, привезенным нарочным, стояло три креста, и с пакетом этим скакал сорок верст, не передыхая, нарочный».

Своеобразные метафоры, новые фразеологические сочетания, просторечные выражения («вороненая сталь воды», «в пальцах его иззябших, недвижимых», «скулы полыхают досадным румянцем», «нонешним летом», «я с мальства сирота, в работниках всю жизнь гибнул – а он – счастье!», «лег на траву, заплаканную, седую от росы», «черная лента крови, точившаяся из пыльных ноздрей» и др. ) создают яркие, неповторимые образы, передают авторское отношение к происходящему.

«Образный, цветной язык», «тонкий схватывающий глаз», о которых говорил наставник Шолохова А. С. Серафимович, наглядно проявились в рассказе «Родинка». «Вот она, атаманова жизнь, коли назад через плечо оглянуться. Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги степной» — разве можно этот язык и эти образы перепутать с другими?

Шолоховские фразы лаконичны, но исполнены глубокой любви к людям труда. Видно, что писатель хорошо понимает чувства и переживания своих героев.

Рассказ «Родинка» читается на одном дыхании, это поистине поэтическое произведение о трагической судьбе народа в годы гражданской войны. Конечно, в нем можно выявить и недостатки. Ведь Шолохов – начинающий писатель. Художественной форме не хватает отточенности.

Может быть, излишне упрощенно изображен сам конфликт, недостаточно развиты и разработаны образы главных героев. Может быть, излишне натуралистично нарисована сцена гибели отца и сына. Может быть, в языке чрезмерное обилие местных слов и оборотов. Может быть. Но не это главное в рассказе. Важно то, что здесь показаны страдания человеческие.

Обратите внимание

Это правдивый, реалистический рассказ, написанный вдумчивым, чутким и незаурядным человеком – М. А. Шолоховым.

Писатель обладает провидением. Этот рассказ как бы призывает к мирной, созидательной, жизни, выступает в защиту права человека на счастье, для которого он должен жить на земле. К сожалению, история повторяется: войны вспыхивают, унося жизни тысяч и тысяч ни в чем неповинных людей.

Источник: http://www.microanswers.ru/article/sochenenie-retsenzija-na-rasskaz-rodinka.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector