«Комплексный анализ рассказа-миниатюры В.П. Астафьева «Хвостик»
Урок русского языка в 11 а классе
Учитель МБОУ г. Астрахани «СОШ № 49» В.В. Саблина
Тема урока
«Комплексный анализ рассказа-миниатюры В.П. Астафьева «Хвостик»
Цели урока:
1. Формирование у учащихся навыка анализа текста в рамках ЕГЭ: умение определять проблему текста, позицию автора , выражать собственное мнение, аргументировать его примерами из жизни и художественной литературы.
2. Расширить и углубить представления об изобразительно-выразительных средствах языка.
3. Готовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения.
1. Формирование умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
2. Развивать умение использовать тропы языка в своей речи.
1. Вызвать интерес к творчеству В. П.Астафьева.
2. Способствовать осмыслению своего назначения.
3. Воспитывать ответственное отношение к окружающей природе .
Методы работы: беседа, совместный анализ текста, работа со словарем, рефлексия, написание сочинения.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование, техническое оснащение: компьютер, медиапроектор, презентация в программе Microsoft Office Power Point, дидактический материал (рассказ В. П.Астафьева «Хвостик», «План написания сочинения-рассуждения»)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Объявление темы и цели урока.
Вступительное слово учителя.
II. Выступление ученика с презентацией «В.Астафьев-самобытный русский писатель»
Учитель: — В 1961 году В. П. Астафьев начал писать короткие рассказы-миниатюры, которые составили цикл «Затеси». В «Затесях» в лаконичной и иносказательной форме выражены все проблемы, которые рассмастривал В. П.
Астафьев в своих «больших» произведениях, его боль по поводу того, что происходит вокруг: оскудение человеческой души, безжалостное отношение к природе, состояние культуры и искусства; все так же звучит тема войны и значит, тема бесценности человеческой жизни, тема самопожертвования.
«Затеси» создавались на протяжении всего позднего творчества писателя.
3. Словарная работа.
Затеси –зарубки. В старину люди, уходя далеко в лес, делали по дороге зарубки на деревьях, чтобы не заблудиться. Белеющие на стволах зарубки или меты были видны издалека, и люди по ним узнавали обратный путь. В разных местах их называли по- разному : В Сибири – затесь.
4. Комплексный анализ текста.
А)Перед вами рассказ-миниатюра В.П.Астафьева «Хвостик». Внимательно прочитайте текст и поделитесь своими впечатлениями.
Исходный текст
1)Смеется, заливается, хохочет мальчик…2) Овсянский остров напоминал когда-то голову — туповатую с затылка и заостренную, чубатую со лба.
3) В любое время года была та голова в окладе венца — бледная зимняя плешь обметана чернолесьем; весной плешь острова нечесано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черемушника.
4)Пока черемуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черемухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника…
5)В осени мягкий лист кустарников бронзовел, и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке зеленой отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена.
6)И всю-то зимушку покрыто было боязливое темечко земли пухлой шапкой сена, и серебряно звенел венец, надетый на чело острова. 7)Желтая птица кружилась и кружилась над зимним стогом.
8) Ветер с Енисея гнал ее встречь бурям, и алым флагом вспыхивало крыло высокой птицы под широкой зарею в часы предвечерья.
9)Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. 10)Захудала на нем некошеная трава, усохли кустарники.11) По оголившейся отноге и пологим берегам налет зеленого помета — цветет малопроточная вода.
12) Перестала цвести и рожать черемуха, обуглились, почернели ее ветви и стволы; не полыхают более цветы — они вытоптаны или вырваны с корнем.
13) Лишь живучий курослеп сорит еще желтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.
14)Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были — уже не найти. Нынче сооружен здесь деревянный причал.
15)Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощь, цветы, ягоды,16) В субботу и воскресенье — пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.
17)Под бравую песню «То ли еще будет…» расползаются они пo затоптанному клочку земли, глядя на который еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может — ни птица, ни зверь… 18)Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене — гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит — ведь они приехали отдыхать от трудов.
19)Оглохла земля, коростой покрылась. 20)Если что и растет на ней, то растет в заглушье, украдкой, растет кривобоко — изуродованное, пораненное, битое, обожженное…
21)Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.
22)Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из нее торчит хвостик суслика, и скрюченные задние лапки.
23)И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте ее, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В защиту природы…»
24)Шапка подчеркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».
25)— Что же ты смеешься, мальчик?!
26)— Хво… хво… хвостик!
27)Да, хвостик суслика смешон — напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик — не сеют нынче в заречье хлеба.
28) Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали веселые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обертке, засунули живого.
29)И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.
Учитель: — Итак,…
- Что увидели, услышали?
- Какие ощущения испытали?
- Какие картины предстают перед глазами?
- На что настраивает первая фраза?
- А потом?
- Какие проблемы вы могли бы выдвинуть? (Основные проблемы записать на доске)
- Что такое бездуховность?
- Какова композиция рассказа?
- Каковы особенности композиции?
(Проблемы: добра и жестокости, воспитания ребенка в семье, ответственности и долга перед тем, что нас окружает; проблема жестокости, доходящей до цинизма.)
Анализ текста и подготовка рабочих материалов для сочинения.
1.Рассказ «Хвостик» действительно, очень пронзительный, волнующий. Выберите одну проблему, которую затрагивает Виктор Астафьев в рассказе.
(Учащиеся выявляют проблему экологическую- человек и его отношение к окружающей природе. История мальчика — это зеркальное отражение позиции взрослых по отношению к природе. Итак, проблема этого рассказа не столько экологическая ,сколько нравственная.)
(Влияние равнодушного отношения взрослых к природе на воспитание нравственных качеств молодежи.)
2.Комментарий проблемы. Какие аргументы подходят для комментария проблемы?
3.Сформулируйте позицию автора. В чем будет сложность?
(Стиль текста- художественный – значит авторская позиция заявлена не одним или двумя предложениями, но читатель все равно понимает, что Виктор Петрович с болью в сердце пишет о равнодушном и даже циничном отношении человека к природе, для автора остров живой!
Виктор Петрович, содрогаясь, пишет о реакции мальчика, который «заливается, хохочет», глядя на бедную зверушку!
4.Выражение согласия с позицией автора и собственный тезис
(Чтобы слышать боль каждого, нужно жить по правилу четырех “СО”:
cожалеть,
cочувствовать,
cострадать,
cопереживать.
И тогда меньше будет зла на Земле, а больше радости.
Научить этому должна семья.)
5.Подбор аргументов
См. распечатку о милосердии.
(Тема людской жестокости во все времена была актуальна. Многие из русских писателей обращались к ней. Например, Ф. М. Достоевский, А. Платонов, В. Железников и другие. В их произведениях показывается противостояние сильных и слабых людей.
«Сильные мира» — это жестокие, бездушные и не понимающие друг друга
люди. Но особенно становится страшно, когда речь идет о жестокости детей. Они словно колючий леденящий поток сильного ветра, который сбивает все слабое и неустойчивое на своем пути.
Такие, как Миронова из повести В.
Железникова « Чучело», беспощадная и безжалостная, которая никогда не отступала от своих принципов, или же взрослые люди, не осознающие своих поступков, черствые и бездушные, как в рассказе А. Платонова «Юшка».
«Слабые мира» — тихие, покорные, безропотные люди. Они живут своей особенной, понятной только им одним жизнью. Их можно сравнить с листиками, боящимися упасть с большого дерева жизни.
Некоторые слетели от сильного порыва ветра, как, например, Юшка погибает из-за злых и безнравственных людей.
А те, что посильнее, еще держатся на ветвях этого старого дерева, но скоро поток воздуха унесет их души, потому что зло не даст житья людям с чистыми и ранимыми сердцами, хотя и некрасивыми обликами.
Откуда же берется жестокость у детей? В чем причины бездушного, подчас леденящего душу от сухих цифр статистики криминального поведения детей?
Ведь все начинается с малого: издевательства над животными, ссор, а потом драк с одноклассниками и сверстниками. Затем все кончается огромными цифрами статистики детской преступности, ростом криминальных проявлений в пятидесяти трех регионах страны и шокирующими делами о зверских убийствах.
Поэтому в выборе темы сказалась и наша личная заинтересованность.
Ведь такие люди живут среди нас, и если ты не столкнешься с ними, то очень велика вероятность того, что твои близкие люди могут пострадать от их жестокости.
К тому же, на наш взгляд, очень важно знать, из-за чего и почему дети становятся жестокими. Это важно знать, чтобы заметив корни, задатки безжалостности, жестокосердия в ком-либо из своих друзей).
6.Заключение сочинения
— Какую же затесь оставил в вашем сердце маленький рассказ большого писателя?
НАПИСАНИЕ ОЧИНЕНИЯ.
Источник: https://multiurok.ru/files/kompleksnyi-analiz-rasskaza-miniatiury-v-p-astafev.html
Учимся у В.П. Астафьева
Семёнова Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ
«Усть-Абаканская СОШ» п. Усть-Абакана (Республика Хакасия).
Тема: Учимся у В.П.Астафьева…(Подготовка к ЕГЭ на миниатюрах из книги «Затеси»).
Цель уроков:
-
совершенствовать навык анализа текста в рамках ЕГЭ, формировать умение видеть недостатки выполненной работы в соответствии с существующими критериями;
-
учить редактированию через устранение речевых и грамматических ошибок;
-
воспитывать на миниатюрах Астафьева ответственное отношение к жизни, окружающим, самому себе.
1. Вступительное слово учителя.
… каждый человек есть отдельный мир, плохой ли, хороший ли, преступный, больной ли, но мир, и процесс самопознания есть процесс постижения смысла жизни «через себя».
В.П.Астафьев.
— Определите ключевые слова высказывания.
— В чём пытается убедить нас Астафьев?
— Какова его задача как писателя?
(Главная задача Астафьева – помочь каждому из нас постичь смысл жизни, познать себя и через это познание, возможно, измениться и найти своё место в жизни).
Вот поэтому мы так часто обращаемся к его книге «Затеси», которая стала настольной, так как учит не только думать, размышлять, но и владеть словом, творить во имя добра.
2. Анализ речевых и грамматических ошибок, допущенных в творческой работе «Слово об Астафьеве» (по фильму Никиты Михалкова о писателе).
Исправьте речевые и грамматические ошибки.
-
С глубоким вниманием и огромным интересом Никита Михалков слушал удивительные рассказы нашего земляка, товарища, поэта…
-
Начал свой рассказ писатель с войны, которая до сих пор в его памяти.
-
Спустя много лет Астафьев вернулся на родину, в любимое и дорогое сердцу село Овсянку.
-
Прадеда его забрали в ссылку.
-
Просмотрев фильм, Астафьев предстал передо мной «большим русским писателем – естественный, живой, в общем, настоящий сибиряк».
-
Просмотрев фильм, у меня сложилось приятное впечатление об Астафьеве.
-
Кладбище – священное место для писателя: тишина помогает подумать, поразмышлять и повспоминать родных и друзей.
-
Своё призвание мужчина нашёл в писательской деятельности.
3. Разные виды комплексного анализа текста.
В.П. Астафьев. Дождик.
Шалый дождик налетел с ветром, пыль продырявил, заголил хвосты куриц, разогнал их во дворе, качнул и растрепал яблоню под окнами, убежал торопливо и без оглядки.
Всё замерло удручённо и растерянно. Налетел дождик, нашумел, но не утешил, не напоил.
Снова зной. Снова зажило всё разомлелой, заторможенной жизнью, и только листья на яблоне всё дрожали, и сама, кривая, растопорщенная, яблоня напоминала брошенного, обманутого ребёнка.
Ознакомительные вопросы для учащихся
1. Сколько предложений в данном тексте? (Всего пять, но перед нами произведение известного автора; пытаюсь удивить ребят).
2) Чем осложнено каждое из них? (однородными членами предложения, значит присутствует интонация перечисления: сказуемые передают движение, динамику окружающего мира, определения характеризуют состояние природы).
3) Что заключено в названии: тема или основная мысль? (тема, обращаем внимание на
слова «дождик» и «дождь», уменьшительно-ласкательный суффикс подчёркивает кратковременность и незначительность дождя).
4) Как определить основную мысль и позицию автора? (Они выражены опосредованно, чтобы разобраться в вопросе, нужно обратиться к приёмам автора и определить их значение в данной миниатюре).
Практическая пятиминутка по выявлению художественно-выразительных средств языка с указанием их роли в тексте.
Метафорические эпитеты: «шалый», «торопливо и без оглядки» — напоминают маленького ребёнка, легкомысленного, озорного, беспечного.
Однородные сказуемые, выраженные глаголами: «налетел», «продырявил», «заголил», «разогнал», «качнул», «растрепал», «убежал», — подчёркивают быстроту событий, его молниеносность и скоротечность).
Инверсия в сочетании с эпитетами помогает почувствовать состояние природы, а союз НО с противопоставлением («налетел, нашумел, но не утешил, не напоил») усиливает разочарование окружающего мира, передаёт сожаление автора о несбывшихся надеждах и мечтах.
Лексический повтор («Снова зной. Снова…») в сочетании с развёрнутым олицетворением в последнем абзаце (образ яблони, её незавидная судьба, испытания, выпавшие на её долю) усиливают чувство досады, охватившее природу; подчёркивают невыносимость жары, которая затянулась и губительна для всего живого на земле.
В тексте нашли сочетание различные типы речи:
повествование (первый абзац) – автор рисует обыкновенное явление природы, на первый взгляд ничем не примечательное);
описание(второй абзац) – писатель обращает внимание на состояние природы в этот день;
элемент рассуждения(последний абзац) – делает вывод, изображает результат работы дождика, одновременно с этим размышляет о жизни, превратностях судьбы и испытаниях (развёрнутое сравнение с «брошенным, обманутым ребёнком»).
Итоговые вопросы для учащихся
-
О чём данная миниатюра? (О жизни, её испытаниях и сложностях).
-
Какой характер носит произведение? (Философский. Вместе с Астафьевым читатель не только созерцает окружающий мир, но и размышляет о жизни, о времени и о себе).
-
Какова же основная мысль данного текста? (Зачем автор повествует нам о привычном факте?) — Выдержит жизненные испытания самый сильный, настойчивый и терпеливый. Слабые же нуждаются в помощи, и человек как никто другой должен быть милосердным и сострадательным ко всему живому на земле. (Познакомить с понятием «подтекста», «подводного течения»).
-
Что можно сказать о художественном мире писателя, судя по данной зарисовке?
Примерная итоговая работа
Вчитываясь в миниатюрную зарисовку Астафьева, понимаешь, как интересен окружающий мир. Жаль, что он часто проходит мимо нас, иногда не затрагивая ни чувств, ни мыслей, ни сердце.
Писатель – мастер слова, в самых обыкновенных, обыденных явлениях природы видит какую-то неповторимость, с помощью художественного слова заставляет читателя размышлять о жизни, о времени и о себе.
Убеждаешься в талантливости Астафьева — человека, в его умении воздействовать на нас незаметно, но достаточно определённо.
Дождик… С ним связаны самые светлые надежды и у природы, и у человека. Вот он «налетел, продырявил, заголил, разогнал, качнул, растрепал и увы! убежал», так и не совершив своего благого, святого дела. Жаль! Мечта об обновлении окружающего мира
прошла стороной. А как хочется вдохнуть полной грудью, почувствовать влажное прикосновение дождя, расправить веточки, листочки, выпрямиться и улыбнуться… Но чуда, о котором мечтает всё живое, не происходит. Наступившая тишина тяжела: « всё замерло удручённо и растерянно». Этой тяжести не выдерживает яблоня, поэтому она, «кривая, растопорщенная», «напоминает брошенного обманутого ребёнка».
Астафьев называет дождик «шалым» (эпитет), потому что он напоминает ребёнка, легкомысленного, озорного, беспечного.
Чтобы передать динамичность в изображении природного явления, автор использует однородные сказуемые, представленные выразительными глаголами («налетел», «продырявил», «заголил», «разогнал», «качнул», «растрепал», «убежал»). Они подчёркивают быстроту события, его молниеносность и скоротечность.
Однако природа не дождалась очистительной и упоительной влаги и поэтому выглядит «удручённо и растерянно» (эпитеты). Разочарование чувствуется во всём, оно подчёркивается в тексте лексическим повтором: «Снова зной. Снова зажило всё разомлелой, заторможенной жизнью…» Чувство досады заключено и в названии миниатюры.
Уменьшительно-ласкательный суффикс помогает представить его маленьким, бесполезным, хотя и долгожданным… Становится грустно, оттого что жизнь замирает от проблем, и обидно за яблоню, которая «напоминает брошенного, обманутого ребёнка» (олицетворение).
Разочарованию нет предела… Но жизнь продолжается…
И выдержит её испытания самый сильный, самый выносливый и терпеливый! А бедной, старой яблоне помочь в силах только человек, человек неравнодушный, способный жалеть беспомощных, готовый в трудную минуту оказать бескорыстную помощь нуждающимся. Надеемся, что милая яблоня не погибнет и останется украшением земли, олицетворяя вечную борьбу за жизнь.
В.П.Астафьев. Записка.
«На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна».
Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.
В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» ее на вокзале.
В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.
Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.
Примерный анализ текста
Астафьев не идеализирует человека, не умалчивает о его жестокости, неблагодарности и чёрствости. Читаешь его бытовую зарисовку под названием «Записка» и диву даёшься, как очерствели люди.
«На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна»,- так начинается небольшой рассказ. Вместе с писателем задумываешься, о ком же пойдёт речь, кто заслужил такую нелестную характеристику. Вчитываешься и с ужасом узнаёшь, что с такой запиской оставил «родной сынок …
собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» её на вокзале». Судьба бедной, несчастной женщины предопределена сыном: она ему не нужна, пусть кто-нибудь возьмёт её в качестве няньки, домработницы, сторожихи.
Вот как решается порой в наше время вечная проблема отцов и детей! Автор негодует по поводу увиденного и сожалеет о том, что «отменена публичная порка».
Он выносит сыновьям, жестоко относящимся к своим матерям, суровый приговор: «Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно».
Записка, найденная «в кармане выходной плюшевой жакетки матери», для Астафьева становится настоящим обвинительным актом жестокости, человеческой неблагодарности. Заслуга писателя в том, что на основе мрачных зарисовок автор пытается пробудить в наших душах чувство сострадания и милосердия к самым близким и родным.
4. Сравнительная характеристика миниатюр.
В.П. Астафьев. Кровью залитая книжка.
На улице Предмостной ткнулся в меня человек в помятом пиджаке:
— Восемь копеек, — хрипит. – До дому доехать…- И суёт мне красную книжку. Пригляделся – инвалидный билет. – Восемь копеек. Ну, гривенник! – и всё суёт и суёт книжку.
— Ты что? – растерялся я.- Ты что?
Хотел крикнуть: «Кого позоришь? Чего позоришь?..»
Да ведь бесполезно. Не поймёт. И только повторялось и повторялось, беспомощно, растерянно: «Ты что? Ты что?..»
У меня у самого под грудью лежит инвалидная книжка – самый горький и дорогой документ. Я его редко достаю – нас мало осталось. Скоро и книжки, и инвалиды войны исчезнут…
А этот людям в лицо тычет, на выпивку серебрушку вымогает кровью облитой книжкой.
Стыдно-то как, господи!
«Записка» и «Кровью залитая книжка»
— выразительное чтение произведения;
— читаем части созданного анализа (вступление, основная часть, заключение);
— чтение созданных работ, оценка по предложенным критериям:
— проблема, поднятая автором,
— комментарий проблемы,
— позиция автора,
— моя позиция.
3. Что объединяет эти произведения? Какое нравственное понятие?
(Совесть).
4. Чему же учит Астафьев? (Жить по совести).
5. Грамматическое задание.
Найдите и узнайте меня!
I. С чистой совестью, совесть нечиста, угрызения совести, на его совести, сделать на совесть, поступить по совести, говоря по совести, не хватило совести; ни ума, ни совести; со спокойной совестью, жить по совести.
1. Выписать выражения, которые словосочетанием не являются.
-
Указать вид связи в словосочетаниях.
-
Найти словосочетание, в котором — два вида связи.
-
Назовите тип связи, который не представлен в словосочетаниях.
-
Определите тип связи в выражении «ни ума, ни совести».
II. Записать предложение, расставить знаки препинания.
Дать характеристику. Построить схему.
Да жалок тот в ком совесть не чиста.
Миниатюрные зарисовки из книги Астафьева использую для выполнения творческих заданий. Самостоятельно подбираю их к тексту, учитывая особенности данного текста, и провожу как тестирование с записью ответов словами и числами.
В.П.Астафьев. Игра.
Мальчишки гоняли шайбу. Она щёлкала звонко, летала легко и отчего-то крошилась.
Я приблизился и увидел: мальчишки играют пряником вместо шайбы, ржаным, медовым, круглым пряником, какие в детстве нам давали по праздникам, и, бывало, прежде чем надкусишь пряник, долго слизываешь с него сладь, застывшую разводами, пятнами и лунками.
Пряник походил на маленькую далёкую луну и так же, как луна, был манящ, недоступен и призрачен.
Грамматическое задание к тексту
-
Определить тему и основную мысль текста.
-
Записать все сравнения.
-
Сосчитать количество грамматических основ.
-
Найти и назвать обособленные члены предложения.
-
Сосчитать словосочетания с видом связи согласование. Выписать их.
-
Выписать составное именное сказуемое.
-
Построить схему предложения второго абзаца.
-
Назвать все придаточные в тексте, их тип.
-
Выписать все слова, образованные приставочным способом.
-
Сосчитать количество букв и звуков в словах: пряник, детство, маленькая.
6. Пишем сочинения.
Нравственность есть правда.
План.
I. Слово об Астафьеве и его книге «Затеси». (Фильм Никиты Михалкова «Встречи с Астафьевым»).
II. Раздумья о жизни, о времени, о себе.
▪ Дождик.
▪ Игра.
▪ Записка.
▪ Вздох.
▪ Кладбище.
▪ Кровью залитая книжка.
▪ Лунный блик.
▪ «И милосердия…»
▪ Герань на снегу.
▪ Рукою согретый хлеб.
▪ Древнее, вечное…
III. Жить по совести – главный урок Астафьева.
Источник: https://www.metod-kopilka.ru/uchimsya_u_v.p._astafyeva-32167.htm
Колоративная лексика в цикле рассказов В. П. Астафьева «Затеси» — презентация, доклад, проект
Слайд 1
Описание слайда:
Исследовательская работа Тема «Колоративная лексика в цикле рассказов В. П. Астафьева «Затеси»»
Слайд 2
Описание слайда:
Виктор Петрович Астафьев (1924-2001г)
Слайд 3
Описание слайда:
Автор: Мария Шмонова, Автор: Мария Шмонова, учащаяся 9 класса МОУ Большекосульская СОШ
Слайд 4
Описание слайда:
Руководитель: Лещенко Евгения Ивановна, учитель русского языка и литературы.
Слайд 5
Описание слайда:
В. П. А с т а ф ь е в
Слайд 6
Описание слайда:
Предметом работы является исследование языковых явлений, связанных с цветообозначениями в произведениях писателя. Предметом работы является исследование языковых явлений, связанных с цветообозначениями в произведениях писателя. Объект исследования — цикл рассказов «Затеси»
Слайд 7
Описание слайда:
В исследовательской работе проанализирована проблема использования цветописи с точки зрения психолингвистики на примере творчества В.П. Астафьева. В исследовательской работе проанализирована проблема использования цветописи с точки зрения психолингвистики на примере творчества В.П. Астафьева.
Описание слайда:
Цель исследования Изучение цветообозначений, использованных автором с психолингвистической точки зрения.
Слайд 9
Описание слайда:
Задачи исследования Изучить и проанализировать литературу по теме исследования. Проанализировать колоративную лексику в произведении В.П. Астафьева «Затеси».
Слайд 10
Описание слайда:
Данная работа актуальна в научном плане, и имеет практическую значимость, так как произведения писателя изучаются Данная работа актуальна в научном плане, и имеет практическую значимость, так как произведения писателя изучаются на уроках литературы в школе, представляют интерес для школьников, интересующихся творчеством В. П. Астафьева.
Слайд 11
Описание слайда:
Методы и приемы Прием сплошной выборки. Психолингвистический анализ произведений В. П. Астафьева. Исследовательско – поисковый метод.
Описание слайда:
Структура исследовательской работы Введение. История цветообозначений. Психолингвистический аспект изучения цвета. Описание цветов в применении к человеку и природе (черный, белый, желтый, голубой, зеленый).
Слайд 13
Описание слайда:
«Затеси» — своеобразный «дневник» жизни В.П. Астафьева, хранимый в памяти писателя. «Затеси» — своеобразный «дневник» жизни В.П. Астафьева, хранимый в памяти писателя.
Слайд 14
Описание слайда:
Примеры психолингвистики в произведениях В.П. Астафьева Описание цвета в применении к человеку (его внешность, быт, одежда, дом).
Черный цвет – это цвет: Торжественности и достоинства («самодовольные мужики в черных фраках и костюмах, и тоже сплошь в золоте!» («Благословляю Вас»)); траура, смерти и греха («Каплан, или как его там, в черной длинной одежде и черном головном уборе…» («Открытие костела»));
Слайд 15
Описание слайда:
болезни, тяжелой доли («…одежда на ней того же цвета, что и земля, — серовато–черная, с разводами выступившей на ней соли.
» («Паруня»)); болезни, тяжелой доли («…одежда на ней того же цвета, что и земля, — серовато–черная, с разводами выступившей на ней соли.
» («Паруня»)); несчастья, скорби, порчи («Глянешь в пустой черный ствол дерева… кто-то убегает вглубь ствола, в темень – от страшного человеческого глаза» («Гнездышки»));
Слайд 16
Описание слайда:
символа горя, печали («Бабушка строга, почти сурова, всегда одета в черное – на ней вечный траур по мужу, по сыновьям и родным…» («Просьба пионерки»)); символа горя, печали («Бабушка строга, почти сурова, всегда одета в черное – на ней вечный траур по мужу, по сыновьям и родным…» («Просьба пионерки»)); ассоциации с криминалом («В Сибири вороны черные, что головешки, никакого просвета на теле, никаких теней и оттенков, и характер у здешней вороны, как у черного каторжника: ни себе, ни птицам, ни людям от нее покоя нет» («Тихая птица»));
Слайд 17
Описание слайда:
гнетущая атмосфера тюрьмы, состояние арестованного отца («…показался низенький человек в черной косоворотке с белыми пуговками…»); гнетущая атмосфера тюрьмы, состояние арестованного отца («…показался низенький человек в черной косоворотке с белыми пуговками…»); маркер социально-политического положения («ничего не переменилось в их отношениях с чернью»); символа привилегированности («Нас подвезли на черной крайкомовской «Волге» («Одна минута»));
Слайд 18
Описание слайда:
страха («Грозный дядька, явившийся из тьмы, и сам, как тьма черный», «тяжело и долго ставил меня на ноги тот, черный и «страшный» — доктор Иван Иванович Сабельников» («Запоздалое спасибо»)); страха («Грозный дядька, явившийся из тьмы, и сам, как тьма черный», «тяжело и долго ставил меня на ноги тот, черный и «страшный» — доктор Иван Иванович Сабельников» («Запоздалое спасибо»)); выражение черствости души («Живи с миром в душе на чужой стороне, русский человек, не дай почернеть и обуглиться своему сердцу» «Раздумья на небе»)).
Слайд 19
Описание слайда:
Описание черного цвета в применении к природе (птицы, животные, растения). Картина приближаю-щейся грозы («Я вырос на кромке енисейского берега, черной нахмуренной бровью вдавшегося в реку…» («Змей»));
Слайд 20
Описание слайда:
умирание природы («Перестали цвести и рожать черемуха, обуглились, почернели ее ветви и стволы; не полыхают белые цветы – они вытоптаны или вырваны с корнем».
(«Хвостик»); умирание природы («Перестали цвести и рожать черемуха, обуглились, почернели ее ветви и стволы; не полыхают белые цветы – они вытоптаны или вырваны с корнем».
(«Хвостик»); смерть («Молодые и старые тополя, все они черны и с обломившимися ветками» («Кладбище»).
Слайд 21
Описание слайда:
Черный цвет
Слайд 22
Описание слайда:
Белый цвет
Слайд 23
Описание слайда:
Зеленый цвет
Слайд 24
Слайд 25
Описание слайда:
Голубой цвет
Слайд 26
Описание слайда:
Желтый цвет
Слайд 27
Описание слайда:
Красный цвет
Слайд 28
Описание слайда:
Заключение В.П.Астафьев — мастер слова, использующий яркие выразительно-изобразительные средства языка. В результате психолингвистического анализа текста «Затесей», мы пришли к выводу, что в языке В.П. Астафьева употреблены различные слова – цветообозначения.
Слайд 29
Описание слайда:
У писателя они имеют те же значения, что и в русской языковой традиции. На наш взгляд, автор «Затесей» особенно часто использует три цвета: белый, черный, зеленый.
У писателя они имеют те же значения, что и в русской языковой традиции.
На наш взгляд, автор «Затесей» особенно часто использует три цвета: белый, черный, зеленый.
Вероятно, эта цветовая семантика была сформирована еще в детстве писателя, которое он провел в сибирской деревне, воспитываясь в семье бабушки – хранительницы народной мудрости.
Слайд 30
Описание слайда:
Проведя психолингвистический анализ, мы видим, что не в один день пришел автор к своей страшной автоэпитафии: Проведя психолингвистический анализ, мы видим, что не в один день пришел автор к своей страшной автоэпитафии:
Слайд 31
Описание слайда:
«Я пришел в мир добрый, родной и любил его безмерно. Ухожу из мира чужого, злобного, порочного. Мне нечего сказать вам на прощанье».
Источник: https://myslide.ru/presentation/kolorativnaya-leksika-v-cikle-rasskazov-v-p-astafeva-zatesi
Исследовательская работа Тема «Колоративная лексика в цикле рассказов В. П. Астафьева «Затеси»» — презентация
1 Исследовательская работа Тема «Колоративная лексика в цикле рассказов В. П. Астафьева «Затеси»»<\p>
2 Виктор Петрович Астафьев ( г)<\p>
3 Автор: Мария Шмонова, учащаяся 9 класса МОУ Большекосульская СОШ<\p>
4 Руководитель: Лещенко Евгения Ивановна, учитель русского языка и литературы.<\p>
5 В. П. А с т а ф ь е в<\p>
6 Предметом работы является исследование языковых явлений, связанных с цветообозначениями в произведениях писателя. Объект исследования — цикл рассказов «Затеси»<\p>
7 В исследовательской работе проанализирована проблема использования цветописи с точки зрения психолингвистики на примере творчества В.П. Астафьева.<\p>
8 Цель исследования Изучение цветообозначений, использованных автором с психолингвистической точки зрения.<\p>
9 Задачи исследования Изучить и проанализировать литературу по теме исследования. Проанализировать колоративную лексику в произведении В.П. Астафьева «Затеси».<\p>
10 Данная работа актуальна в научном плане, и имеет практическую значимость, так как произведения писателя изучаются на уроках литературы в школе, представляют интерес для школьников, интересующихся творчеством В. П. Астафьева.<\p>
11 Методы и приемы Прием сплошной выборки. Психолингвистический анализ произведений В. П. Астафьева. Исследовательско – поисковый метод.<\p>
12 Структура исследовательской работы Введение. История цветообозначений. Психолингвистический аспект изучения цвета. Описание цветов в применении к человеку и природе (черный, белый, желтый, голубой, зеленый).<\p>
13 «Затеси» — своеобразный «дневник» жизни В.П. Астафьева, хранимый в памяти писателя.<\p>
14 Примеры психолингвистики в произведениях В.П. Астафьева Описание цвета в применении к человеку (его внешность, быт, одежда, дом). Черный цвет – это цвет: Торжественности и достоинства («самодовольные мужики в черных фраках и костюмах, и тоже сплошь в золоте!» («Благословляю Вас»)); траура, смерти и греха («Каплан, или как его там, в черной длинной одежде и черном головном уборе…» («Открытие костела»));<\p>
15 болезни, тяжелой доли («…одежда на ней того же цвета, что и земля, — серовато– черная, с разводами выступившей на ней соли.» («Паруня»)); несчастья, скорби, порчи («Глянешь в пустой черный ствол дерева… кто-то убегает вглубь ствола, в темень – от страшного человеческого глаза» («Гнездышки»));<\p>
16 символа горя, печали («Бабушка строга, почти сурова, всегда одета в черное – на ней вечный траур по мужу, по сыновьям и родным…» («Просьба пионерки»)); ассоциации с криминалом («В Сибири вороны черные, что головешки, никакого просвета на теле, никаких теней и оттенков, и характер у здешней вороны, как у черного каторжника: ни себе, ни птицам, ни людям от нее покоя нет» («Тихая птица»));<\p>
17 гнетущая атмосфера тюрьмы, состояние арестованного отца («…показался низенький человек в черной косоворотке с белыми пуговками…»); маркер социально-политического положения («ничего не переменилось в их отношениях с чернью»); символа привилегированности («Нас подвезли на черной крайкомовской «Волге» («Одна минута»));<\p>
18 страха («Грозный дядька, явившийся из тьмы, и сам, как тьма черный», «тяжело и долго ставил меня на ноги тот, черный и «страшный» — доктор Иван Иванович Сабельников» («Запоздалое спасибо»)); выражение черствости души («Живи с миром в душе на чужой стороне, русский человек, не дай почернеть и обуглиться своему сердцу» «Раздумья на небе»)).<\p>
19 Описание черного цвета в применении к природе (птицы, животные, растения). Картина приближаю- щейся грозы («Я вырос на кромке енисейского берега, черной нахмуренной бровью вдавшегося в реку…» («Змей»));<\p>
20 умирание природы («Перестали цвести и рожать черемуха, обуглились, почернели ее ветви и стволы; не полыхают белые цветы – они вытоптаны или вырваны с корнем». («Хвостик»); смерть («Молодые и старые тополя, все они черны и с обломившимися ветками» («Кладбище»).<\p>
21 Черный цвет ЦветЗначение цвета в применении к человекуприроде Торжественность и достоинство. Болезнь тяжелая доля Несчастье, скорбь, порча. Траур, смерть, грех. Гнетущая атмосфера тюрьмы, криминал Черствость души. Маркер социально – политического положения. Темнота, мрак. Картина приближающейся грозы. Трагизм. Смерть, умирание природы.<\p>
22 ЦветЗначение в применении к человекуприроде Белый Легкость, единство. Совершенство и завершенность решения. Нетронутость. Открытость. Самоотдача. Бесплодность Скука. Вдохновение. Вера и надежда на спасение. Возрождение жизни. Символ белизны, чистоты.<\p>
23 Зеленый цвет ЦветЗначение цвета в применении к человекуприроде Зеленый Нездоровье. Неблагополучие. Упадок. Военная разруха Лиственная одежда всего растительного царства.<\p>
24<\p>
25 Голубой цвет ЦветЗначение в применении к человекуприроде Голубой Безмятежность. Покой. Чистота. Печаль. Название цвета небесного. Название водных источников. Название слабых синеватых оттенков дыма, тумана, воздуха.<\p>
26 Желтый цвет ЦветЗначение в применении к человекуприроде Желтый Свобода и творчество. Стремление к бесконечным переменам. Жажда нового. Независимость. Экстравагантность. Болезненность. Расцветка растений. Окрас животных. Описание солнца.<\p>
27 Красный цвет ЦветЗначение в применении к человекуприроде Красный «Траурно – свадебное» значение. Погребальные обряды. Оберег. Мифологические персонажи. Символ свободы. Символ власти. Символ огня. Плодородие. Обилие.<\p>
28 Заключение В.П.Астафьев — мастер слова, использующий яркие выразительно- изобразительные средства языка. В результате психолингвистического анализа текста «Затесей», мы пришли к выводу, что в языке В.П. Астафьева употреблены различные слова – цветообозначения.<\p>
29 У писателя они имеют те же значения, что и в русской языковой традиции. На наш взгляд, автор «Затесей» особенно часто использует три цвета: белый, черный, зеленый. Вероятно, эта цветовая семантика была сформирована еще в детстве писателя, которое он провел в сибирской деревне, воспитываясь в семье бабушки – хранительницы народной мудрости.<\p>
30 Проведя психолингвистический анализ, мы видим, что не в один день пришел автор к своей страшной автоэпитафии:<\p>
31 «Я пришел в мир добрый, родной и любил его безмерно. Ухожу из мира чужого, злобного, порочного. Мне нечего сказать вам на прощанье».<\p>
Источник: http://www.myshared.ru/slide/443224/