Анализ произведения затеси астафьева

«Комплексный анализ рассказа-миниатюры В.П. Астафьева «Хвостик»

Урок русского языка в 11 а классе

Учитель МБОУ г. Астрахани «СОШ № 49» В.В. Саблина

Тема урока

«Комплексный анализ рассказа-миниатюры В.П. Астафьева «Хвостик»

Цели урока:

1. Формирование у учащихся навыка анализа текста в рамках ЕГЭ: умение определять проблему текста, позицию автора , выражать собственное мнение, аргументировать его примерами из жизни и художественной литературы.

2. Расширить и углубить представления об изобразительно-выразительных средствах языка.

3. Готовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения.

1. Формирование умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

2. Развивать умение использовать тропы языка в своей речи.

1. Вызвать интерес к творчеству В. П.Астафьева.

2. Способствовать осмыслению своего назначения.

3. Воспитывать ответственное отношение к окружающей природе .

Методы работы: беседа, совместный анализ текста, работа со словарем, рефлексия, написание сочинения.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование, техническое оснащение: компьютер, медиапроектор, презентация в программе Microsoft Office Power Point, дидактический материал (рассказ В. П.Астафьева «Хвостик», «План написания сочинения-рассуждения»)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Объявление темы и цели урока.

Вступительное слово учителя.

II. Выступление ученика с презентацией «В.Астафьев-самобытный русский писатель»

Учитель: — В 1961 году В. П. Астафьев начал писать короткие рассказы-миниатюры, которые составили цикл «Затеси». В «Затесях» в лаконичной и иносказательной форме выражены все проблемы, которые рассмастривал В. П.

Обратите внимание

Астафьев в своих «больших» произведениях, его боль по поводу того, что происходит вокруг: оскудение человеческой души, безжалостное отношение к природе, состояние культуры и искусства; все так же звучит тема войны и значит, тема бесценности человеческой жизни, тема самопожертвования.

«Затеси» создавались на протяжении всего позднего творчества писателя.

3. Словарная работа.

Затеси –зарубки. В старину люди, уходя далеко в лес, делали по дороге зарубки на деревьях, чтобы не заблудиться. Белеющие на стволах зарубки или меты были видны издалека, и люди по ним узнавали обратный путь. В разных местах их называли по- разному : В Сибири – затесь.

4. Комплексный анализ текста.

А)Перед вами рассказ-миниатюра В.П.Астафьева «Хвостик». Внимательно прочитайте текст и поделитесь своими впечатлениями.

Исходный текст

1)Смеется, заливается, хохочет мальчик…2) Овсянский остров напоминал когда-то голову — туповатую с затылка и заостренную, чубатую со лба.

3) В любое время года была та голова в окладе венца — бледная зимняя плешь обметана чернолесьем; весной плешь острова нечесано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черемушника.

4)Пока черемуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черемухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника…

5)В осени мягкий лист кустарников бронзовел, и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке зеленой отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена.

6)И всю-то зимушку покрыто было боязливое темечко земли пухлой шапкой сена, и серебряно звенел венец, надетый на чело острова. 7)Желтая птица кружилась и кружилась над зимним стогом.

Важно

8) Ветер с Енисея гнал ее встречь бурям, и алым флагом вспыхивало крыло высокой птицы под широкой зарею в часы предвечерья.

9)Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. 10)Захудала на нем некошеная трава, усохли кустарники.11) По оголившейся отноге и пологим берегам налет зеленого помета — цветет малопроточная вода.

12) Перестала цвести и рожать черемуха, обуглились, почернели ее ветви и стволы; не полыхают более цветы — они вытоптаны или вырваны с корнем.

13) Лишь живучий курослеп сорит еще желтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.

14)Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были — уже не найти. Нынче сооружен здесь деревянный причал.

15)Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощь, цветы, ягоды,16) В субботу и воскресенье — пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.

17)Под бравую песню «То ли еще будет…» расползаются они пo затоптанному клочку земли, глядя на который еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может — ни птица, ни зверь… 18)Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене — гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит — ведь они приехали отдыхать от трудов.

19)Оглохла земля, коростой покрылась. 20)Если что и растет на ней, то растет в заглушье, украдкой, растет кривобоко — изуродованное, пораненное, битое, обожженное…

Совет

21)Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.

22)Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из нее торчит хвостик суслика, и скрюченные задние лапки.

23)И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте ее, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В защиту природы…»

24)Шапка подчеркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».

25)— Что же ты смеешься, мальчик?!

26)— Хво… хво… хвостик!

27)Да, хвостик суслика смешон — напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик — не сеют нынче в заречье хлеба.

28) Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали веселые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обертке, засунули живого.

29)И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.

Учитель: — Итак,…

  • Что увидели, услышали?
  • Какие ощущения испытали?
  • Какие картины предстают перед глазами?
  • На что настраивает первая фраза?
  • А потом?
  • Какие проблемы вы могли бы выдвинуть? (Основные проблемы записать на доске)
  • Что такое бездуховность?
  • Какова композиция рассказа?
  • Каковы особенности композиции?

(Проблемы: добра и жестокости, воспитания ребенка в семье, ответственности и долга перед тем, что нас окружает; проблема жестокости, доходящей до цинизма.)

Анализ текста и подготовка рабочих материалов для сочинения.

1.Рассказ «Хвостик» действительно, очень пронзительный, волнующий. Выберите одну проблему, которую затрагивает Виктор Астафьев в рассказе.

(Учащиеся выявляют проблему экологическую- человек и его отношение к окружающей природе. История мальчика — это зеркальное отражение позиции взрослых по отношению к природе. Итак, проблема этого рассказа не столько экологическая ,сколько нравственная.)

(Влияние равнодушного отношения взрослых к природе на воспитание нравственных качеств молодежи.)

2.Комментарий проблемы. Какие аргументы подходят для комментария проблемы?

3.Сформулируйте позицию автора. В чем будет сложность?

(Стиль текста- художественный – значит авторская позиция заявлена не одним или двумя предложениями, но читатель все равно понимает, что Виктор Петрович с болью в сердце пишет о равнодушном и даже циничном отношении человека к природе, для автора остров живой!

Виктор Петрович, содрогаясь, пишет о реакции мальчика, который «заливается, хохочет», глядя на бедную зверушку!

4.Выражение согласия с позицией автора и собственный тезис

(Чтобы слышать боль каждого, нужно жить по правилу четырех “СО”:

cожалеть,

cочувствовать,

cострадать,

cопереживать.

И тогда меньше будет зла на Земле, а больше радости.

Научить этому должна семья.)

5.Подбор аргументов

См. распечатку о милосердии.

(Тема людской жестокости во все времена была актуальна. Многие из русских писателей обращались к ней. Например, Ф. М. Достоевский, А. Платонов, В. Железников и другие. В их произведениях показывается противостояние сильных и слабых людей.

«Сильные мира» — это жестокие, бездушные и не понимающие друг друга

люди. Но особенно становится страшно, когда речь идет о жестокости детей. Они словно колючий леденящий поток сильного ветра, который сбивает все слабое и неустойчивое на своем пути.

Такие, как Миронова из повести В.

Железникова « Чучело», беспощадная и безжалостная, которая никогда не отступала от своих принципов, или же взрослые люди, не осознающие своих поступков, черствые и бездушные, как в рассказе А. Платонова «Юшка».

«Слабые мира» — тихие, покорные, безропотные люди. Они живут своей особенной, понятной только им одним жизнью. Их можно сравнить с листиками, боящимися упасть с большого дерева жизни.

Некоторые слетели от сильного порыва ветра, как, например, Юшка погибает из-за злых и безнравственных людей.

Обратите внимание

А те, что посильнее, еще держатся на ветвях этого старого дерева, но скоро поток воздуха унесет их души, потому что зло не даст житья людям с чистыми и ранимыми сердцами, хотя и некрасивыми обликами.

Читайте также:  Катерина измайлова в повести леди макбет мценского уезда характеристика, образ сочинение

Откуда же берется жестокость у детей? В чем причины бездушного, подчас леденящего душу от сухих цифр статистики криминального поведения детей?

Ведь все начинается с малого: издевательства над животными, ссор, а потом драк с одноклассниками и сверстниками. Затем все кончается огромными цифрами статистики детской преступности, ростом криминальных проявлений в пятидесяти трех регионах страны и шокирующими делами о зверских убийствах.

Поэтому в выборе темы сказалась и наша личная заинтересованность.

Ведь такие люди живут среди нас, и если ты не столкнешься с ними, то очень велика вероятность того, что твои близкие люди могут пострадать от их жестокости.

К тому же, на наш взгляд, очень важно знать, из-за чего и почему дети становятся жестокими. Это важно знать, чтобы заметив корни, задатки безжалостности, жестокосердия в ком-либо из своих друзей).

6.Заключение сочинения

— Какую же затесь оставил в вашем сердце маленький рассказ большого писателя?

НАПИСАНИЕ ОЧИНЕНИЯ.

Источник: https://multiurok.ru/files/kompleksnyi-analiz-rasskaza-miniatiury-v-p-astafev.html

Учимся у В.П. Астафьева

Семёнова Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ

«Усть-Абаканская СОШ» п. Усть-Абакана (Республика Хакасия).

Тема: Учимся у В.П.Астафьева…(Подготовка к ЕГЭ на миниатюрах из книги «Затеси»).

Цель уроков:

  1. совершенствовать навык анализа текста в рамках ЕГЭ, формировать умение видеть недостатки выполненной работы в соответствии с существующими критериями;

  2. учить редактированию через устранение речевых и грамматических ошибок;

  3. воспитывать на миниатюрах Астафьева ответственное отношение к жизни, окружающим, самому себе.

1. Вступительное слово учителя.

каждый человек есть отдельный мир, плохой ли, хороший ли, преступный, больной ли, но мир, и процесс самопознания есть процесс постижения смысла жизни «через себя».

В.П.Астафьев.

— Определите ключевые слова высказывания.

— В чём пытается убедить нас Астафьев?

— Какова его задача как писателя?

(Главная задача Астафьева – помочь каждому из нас постичь смысл жизни, познать себя и через это познание, возможно, измениться и найти своё место в жизни).

Вот поэтому мы так часто обращаемся к его книге «Затеси», которая стала настольной, так как учит не только думать, размышлять, но и владеть словом, творить во имя добра.

2. Анализ речевых и грамматических ошибок, допущенных в творческой работе «Слово об Астафьеве» (по фильму Никиты Михалкова о писателе).

Исправьте речевые и грамматические ошибки.

  1. С глубоким вниманием и огромным интересом Никита Михалков слушал удивительные рассказы нашего земляка, товарища, поэта…

  2. Начал свой рассказ писатель с войны, которая до сих пор в его памяти.

  3. Спустя много лет Астафьев вернулся на родину, в любимое и дорогое сердцу село Овсянку.

  4. Прадеда его забрали в ссылку.

  5. Просмотрев фильм, Астафьев предстал передо мной «большим русским писателем – естественный, живой, в общем, настоящий сибиряк».

  6. Просмотрев фильм, у меня сложилось приятное впечатление об Астафьеве.

  7. Кладбище – священное место для писателя: тишина помогает подумать, поразмышлять и повспоминать родных и друзей.

  8. Своё призвание мужчина нашёл в писательской деятельности.

3. Разные виды комплексного анализа текста.

В.П. Астафьев. Дождик.

Шалый дождик налетел с ветром, пыль продырявил, заголил хвосты куриц, разогнал их во дворе, качнул и растрепал яблоню под окнами, убежал торопливо и без оглядки.

Всё замерло удручённо и растерянно. Налетел дождик, нашумел, но не утешил, не напоил.

Снова зной. Снова зажило всё разомлелой, заторможенной жизнью, и только листья на яблоне всё дрожали, и сама, кривая, растопорщенная, яблоня напоминала брошенного, обманутого ребёнка.

Ознакомительные вопросы для учащихся

1. Сколько предложений в данном тексте? (Всего пять, но перед нами произведение известного автора; пытаюсь удивить ребят).

2) Чем осложнено каждое из них? (однородными членами предложения, значит присутствует интонация перечисления: сказуемые передают движение, динамику окружающего мира, определения характеризуют состояние природы).

3) Что заключено в названии: тема или основная мысль? (тема, обращаем внимание на

Важно

слова «дождик» и «дождь», уменьшительно-ласкательный суффикс подчёркивает кратковременность и незначительность дождя).

4) Как определить основную мысль и позицию автора? (Они выражены опосредованно, чтобы разобраться в вопросе, нужно обратиться к приёмам автора и определить их значение в данной миниатюре).

Практическая пятиминутка по выявлению художественно-выразительных средств языка с указанием их роли в тексте.

Метафорические эпитеты: «шалый», «торопливо и без оглядки» — напоминают маленького ребёнка, легкомысленного, озорного, беспечного.

Однородные сказуемые, выраженные глаголами: «налетел», «продырявил», «заголил», «разогнал», «качнул», «растрепал», «убежал», — подчёркивают быстроту событий, его молниеносность и скоротечность).

Инверсия в сочетании с эпитетами помогает почувствовать состояние природы, а союз НО с противопоставлением («налетел, нашумел, но не утешил, не напоил») усиливает разочарование окружающего мира, передаёт сожаление автора о несбывшихся надеждах и мечтах.

Лексический повтор («Снова зной. Снова…») в сочетании с развёрнутым олицетворением в последнем абзаце (образ яблони, её незавидная судьба, испытания, выпавшие на её долю) усиливают чувство досады, охватившее природу; подчёркивают невыносимость жары, которая затянулась и губительна для всего живого на земле.

В тексте нашли сочетание различные типы речи:

повествование (первый абзац) – автор рисует обыкновенное явление природы, на первый взгляд ничем не примечательное);

описание(второй абзац) – писатель обращает внимание на состояние природы в этот день;

элемент рассуждения(последний абзац) – делает вывод, изображает результат работы дождика, одновременно с этим размышляет о жизни, превратностях судьбы и испытаниях (развёрнутое сравнение с «брошенным, обманутым ребёнком»).

Итоговые вопросы для учащихся

  1. О чём данная миниатюра? (О жизни, её испытаниях и сложностях).

  2. Какой характер носит произведение? (Философский. Вместе с Астафьевым читатель не только созерцает окружающий мир, но и размышляет о жизни, о времени и о себе).

  3. Какова же основная мысль данного текста? (Зачем автор повествует нам о привычном факте?) — Выдержит жизненные испытания самый сильный, настойчивый и терпеливый. Слабые же нуждаются в помощи, и человек как никто другой должен быть милосердным и сострадательным ко всему живому на земле. (Познакомить с понятием «подтекста», «подводного течения»).

  4. Что можно сказать о художественном мире писателя, судя по данной зарисовке?

Примерная итоговая работа

Вчитываясь в миниатюрную зарисовку Астафьева, понимаешь, как интересен окружающий мир. Жаль, что он часто проходит мимо нас, иногда не затрагивая ни чувств, ни мыслей, ни сердце.

Писатель – мастер слова, в самых обыкновенных, обыденных явлениях природы видит какую-то неповторимость, с помощью художественного слова заставляет читателя размышлять о жизни, о времени и о себе.

Убеждаешься в талантливости Астафьева — человека, в его умении воздействовать на нас незаметно, но достаточно определённо.

Дождик… С ним связаны самые светлые надежды и у природы, и у человека. Вот он «налетел, продырявил, заголил, разогнал, качнул, растрепал и увы! убежал», так и не совершив своего благого, святого дела. Жаль! Мечта об обновлении окружающего мира

прошла стороной. А как хочется вдохнуть полной грудью, почувствовать влажное прикосновение дождя, расправить веточки, листочки, выпрямиться и улыбнуться… Но чуда, о котором мечтает всё живое, не происходит. Наступившая тишина тяжела: « всё замерло удручённо и растерянно». Этой тяжести не выдерживает яблоня, поэтому она, «кривая, растопорщенная», «напоминает брошенного обманутого ребёнка».

Астафьев называет дождик «шалым» (эпитет), потому что он напоминает ребёнка, легкомысленного, озорного, беспечного.

Чтобы передать динамичность в изображении природного явления, автор использует однородные сказуемые, представленные выразительными глаголами («налетел», «продырявил», «заголил», «разогнал», «качнул», «растрепал», «убежал»). Они подчёркивают быстроту события, его молниеносность и скоротечность.

Совет

Однако природа не дождалась очистительной и упоительной влаги и поэтому выглядит «удручённо и растерянно» (эпитеты). Разочарование чувствуется во всём, оно подчёркивается в тексте лексическим повтором: «Снова зной. Снова зажило всё разомлелой, заторможенной жизнью…» Чувство досады заключено и в названии миниатюры.

Уменьшительно-ласкательный суффикс помогает представить его маленьким, бесполезным, хотя и долгожданным… Становится грустно, оттого что жизнь замирает от проблем, и обидно за яблоню, которая «напоминает брошенного, обманутого ребёнка» (олицетворение).

Разочарованию нет предела… Но жизнь продолжается…

И выдержит её испытания самый сильный, самый выносливый и терпеливый! А бедной, старой яблоне помочь в силах только человек, человек неравнодушный, способный жалеть беспомощных, готовый в трудную минуту оказать бескорыстную помощь нуждающимся. Надеемся, что милая яблоня не погибнет и останется украшением земли, олицетворяя вечную борьбу за жизнь.

В.П.Астафьев. Записка.

«На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна».

Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» ее на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа чудесный доктор куприна

Примерный анализ текста

Астафьев не идеализирует человека, не умалчивает о его жестокости, неблагодарности и чёрствости. Читаешь его бытовую зарисовку под названием «Записка» и диву даёшься, как очерствели люди.

«На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна»,- так начинается небольшой рассказ. Вместе с писателем задумываешься, о ком же пойдёт речь, кто заслужил такую нелестную характеристику. Вчитываешься и с ужасом узнаёшь, что с такой запиской оставил «родной сынок …

собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» её на вокзале». Судьба бедной, несчастной женщины предопределена сыном: она ему не нужна, пусть кто-нибудь возьмёт её в качестве няньки, домработницы, сторожихи.

Обратите внимание

Вот как решается порой в наше время вечная проблема отцов и детей! Автор негодует по поводу увиденного и сожалеет о том, что «отменена публичная порка».

Он выносит сыновьям, жестоко относящимся к своим матерям, суровый приговор: «Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно».

Записка, найденная «в кармане выходной плюшевой жакетки матери», для Астафьева становится настоящим обвинительным актом жестокости, человеческой неблагодарности. Заслуга писателя в том, что на основе мрачных зарисовок автор пытается пробудить в наших душах чувство сострадания и милосердия к самым близким и родным.

4. Сравнительная характеристика миниатюр.

В.П. Астафьев. Кровью залитая книжка.

На улице Предмостной ткнулся в меня человек в помятом пиджаке:

— Восемь копеек, — хрипит. – До дому доехать…- И суёт мне красную книжку. Пригляделся – инвалидный билет. – Восемь копеек. Ну, гривенник! – и всё суёт и суёт книжку.

— Ты что? – растерялся я.- Ты что?

Хотел крикнуть: «Кого позоришь? Чего позоришь?..»

Да ведь бесполезно. Не поймёт. И только повторялось и повторялось, беспомощно, растерянно: «Ты что? Ты что?..»

У меня у самого под грудью лежит инвалидная книжка – самый горький и дорогой документ. Я его редко достаю – нас мало осталось. Скоро и книжки, и инвалиды войны исчезнут…

А этот людям в лицо тычет, на выпивку серебрушку вымогает кровью облитой книжкой.

Стыдно-то как, господи!

«Записка» и «Кровью залитая книжка»

— выразительное чтение произведения;

— читаем части созданного анализа (вступление, основная часть, заключение);

— чтение созданных работ, оценка по предложенным критериям:

— проблема, поднятая автором,

— комментарий проблемы,

— позиция автора,

— моя позиция.

3. Что объединяет эти произведения? Какое нравственное понятие?

(Совесть).

4. Чему же учит Астафьев? (Жить по совести).

5. Грамматическое задание.

Найдите и узнайте меня!

I. С чистой совестью, совесть нечиста, угрызения совести, на его совести, сделать на совесть, поступить по совести, говоря по совести, не хватило совести; ни ума, ни совести; со спокойной совестью, жить по совести.

1. Выписать выражения, которые словосочетанием не являются.

  1. Указать вид связи в словосочетаниях.

  2. Найти словосочетание, в котором — два вида связи.

  3. Назовите тип связи, который не представлен в словосочетаниях.

  4. Определите тип связи в выражении «ни ума, ни совести».

II. Записать предложение, расставить знаки препинания.

Дать характеристику. Построить схему.

Да жалок тот в ком совесть не чиста.

Миниатюрные зарисовки из книги Астафьева использую для выполнения творческих заданий. Самостоятельно подбираю их к тексту, учитывая особенности данного текста, и провожу как тестирование с записью ответов словами и числами.

В.П.Астафьев. Игра.

Мальчишки гоняли шайбу. Она щёлкала звонко, летала легко и отчего-то крошилась.

Я приблизился и увидел: мальчишки играют пряником вместо шайбы, ржаным, медовым, круглым пряником, какие в детстве нам давали по праздникам, и, бывало, прежде чем надкусишь пряник, долго слизываешь с него сладь, застывшую разводами, пятнами и лунками.

Пряник походил на маленькую далёкую луну и так же, как луна, был манящ, недоступен и призрачен.

Грамматическое задание к тексту

  1. Определить тему и основную мысль текста.

  2. Записать все сравнения.

  3. Сосчитать количество грамматических основ.

  4. Найти и назвать обособленные члены предложения.

  5. Сосчитать словосочетания с видом связи согласование. Выписать их.

  6. Выписать составное именное сказуемое.

  7. Построить схему предложения второго абзаца.

  8. Назвать все придаточные в тексте, их тип.

  9. Выписать все слова, образованные приставочным способом.

  10. Сосчитать количество букв и звуков в словах: пряник, детство, маленькая.

6. Пишем сочинения.

Нравственность есть правда.

План.

I. Слово об Астафьеве и его книге «Затеси». (Фильм Никиты Михалкова «Встречи с Астафьевым»).

II. Раздумья о жизни, о времени, о себе.

▪ Дождик.

▪ Игра.

▪ Записка.

▪ Вздох.

▪ Кладбище.

▪ Кровью залитая книжка.

▪ Лунный блик.

▪ «И милосердия…»

▪ Герань на снегу.

▪ Рукою согретый хлеб.

▪ Древнее, вечное…

III. Жить по совести – главный урок Астафьева.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/uchimsya_u_v.p._astafyeva-32167.htm

Колоративная лексика в цикле рассказов В. П. Астафьева «Затеси» — презентация, доклад, проект

Слайд 1
Описание слайда:

Исследовательская работа Тема «Колоративная лексика в цикле рассказов В. П. Астафьева «Затеси»»

Слайд 2
Описание слайда:

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001г)

Слайд 3
Описание слайда:

Автор: Мария Шмонова, Автор: Мария Шмонова, учащаяся 9 класса МОУ Большекосульская СОШ

Слайд 4
Описание слайда:

Руководитель: Лещенко Евгения Ивановна, учитель русского языка и литературы.

Слайд 5
Описание слайда:

В. П. А с т а ф ь е в

Слайд 6
Описание слайда:

Предметом работы является исследование языковых явлений, связанных с цветообозначениями в произведениях писателя. Предметом работы является исследование языковых явлений, связанных с цветообозначениями в произведениях писателя. Объект исследования — цикл рассказов «Затеси»

Слайд 7
Описание слайда:

Важно

В исследовательской работе проанализирована проблема использования цветописи с точки зрения психолингвистики на примере творчества В.П. Астафьева. В исследовательской работе проанализирована проблема использования цветописи с точки зрения психолингвистики на примере творчества В.П. Астафьева.

Слайд 8
Описание слайда:

Цель исследования Изучение цветообозначений, использованных автором с психолингвистической точки зрения.

Слайд 9
Описание слайда:

Задачи исследования Изучить и проанализировать литературу по теме исследования. Проанализировать колоративную лексику в произведении В.П. Астафьева «Затеси».

Слайд 10
Описание слайда:

Данная работа актуальна в научном плане, и имеет практическую значимость, так как произведения писателя изучаются Данная работа актуальна в научном плане, и имеет практическую значимость, так как произведения писателя изучаются на уроках литературы в школе, представляют интерес для школьников, интересующихся творчеством В. П. Астафьева.

Слайд 11
Описание слайда:

Методы и приемы Прием сплошной выборки. Психолингвистический анализ произведений В. П. Астафьева. Исследовательско – поисковый метод.

Слайд 12
Описание слайда:

Структура исследовательской работы Введение. История цветообозначений. Психолингвистический аспект изучения цвета. Описание цветов в применении к человеку и природе (черный, белый, желтый, голубой, зеленый).

Слайд 13
Описание слайда:

«Затеси» — своеобразный «дневник» жизни В.П. Астафьева, хранимый в памяти писателя. «Затеси» — своеобразный «дневник» жизни В.П. Астафьева, хранимый в памяти писателя.

Слайд 14
Описание слайда:

Примеры психолингвистики в произведениях В.П. Астафьева Описание цвета в применении к человеку (его внешность, быт, одежда, дом).

Черный цвет – это цвет: Торжественности и достоинства («самодовольные мужики в черных фраках и костюмах, и тоже сплошь в золоте!» («Благословляю Вас»)); траура, смерти и греха («Каплан, или как его там, в черной длинной одежде и черном головном уборе…» («Открытие костела»));

Слайд 15
Описание слайда:

Совет

болезни, тяжелой доли («…одежда на ней того же цвета, что и земля, — серовато–черная, с разводами выступившей на ней соли.

» («Паруня»)); болезни, тяжелой доли («…одежда на ней того же цвета, что и земля, — серовато–черная, с разводами выступившей на ней соли.

» («Паруня»)); несчастья, скорби, порчи («Глянешь в пустой черный ствол дерева… кто-то убегает вглубь ствола, в темень – от страшного человеческого глаза» («Гнездышки»));

Слайд 16
Описание слайда:

символа горя, печали («Бабушка строга, почти сурова, всегда одета в черное – на ней вечный траур по мужу, по сыновьям и родным…» («Просьба пионерки»)); символа горя, печали («Бабушка строга, почти сурова, всегда одета в черное – на ней вечный траур по мужу, по сыновьям и родным…» («Просьба пионерки»)); ассоциации с криминалом («В Сибири вороны черные, что головешки, никакого просвета на теле, никаких теней и оттенков, и характер у здешней вороны, как у черного каторжника: ни себе, ни птицам, ни людям от нее покоя нет» («Тихая птица»));

Слайд 17
Описание слайда:

гнетущая атмосфера тюрьмы, состояние арестованного отца («…показался низенький человек в черной косоворотке с белыми пуговками…»); гнетущая атмосфера тюрьмы, состояние арестованного отца («…показался низенький человек в черной косоворотке с белыми пуговками…»); маркер социально-политического положения («ничего не переменилось в их отношениях с чернью»); символа привилегированности («Нас подвезли на черной крайкомовской «Волге» («Одна минута»));

Читайте также:  Сочинение хлестаков и хлестаковщина в комедии гоголя ревизор 8 класс

Слайд 18
Описание слайда:

страха («Грозный дядька, явившийся из тьмы, и сам, как тьма черный», «тяжело и долго ставил меня на ноги тот, черный и «страшный» — доктор Иван Иванович Сабельников» («Запоздалое спасибо»)); страха («Грозный дядька, явившийся из тьмы, и сам, как тьма черный», «тяжело и долго ставил меня на ноги тот, черный и «страшный» — доктор Иван Иванович Сабельников» («Запоздалое спасибо»)); выражение черствости души («Живи с миром в душе на чужой стороне, русский человек, не дай почернеть и обуглиться своему сердцу» «Раздумья на небе»)).

Слайд 19
Описание слайда:

Описание черного цвета в применении к природе (птицы, животные, растения). Картина приближаю-щейся грозы («Я вырос на кромке енисейского берега, черной нахмуренной бровью вдавшегося в реку…» («Змей»));

Слайд 20
Описание слайда:

умирание природы («Перестали цвести и рожать черемуха, обуглились, почернели ее ветви и стволы; не полыхают белые цветы – они вытоптаны или вырваны с корнем».

(«Хвостик»); умирание природы («Перестали цвести и рожать черемуха, обуглились, почернели ее ветви и стволы; не полыхают белые цветы – они вытоптаны или вырваны с корнем».

(«Хвостик»); смерть («Молодые и старые тополя, все они черны и с обломившимися ветками» («Кладбище»).

Слайд 21
Описание слайда:

Черный цвет

Слайд 22
Описание слайда:

Белый цвет

Слайд 23
Описание слайда:

Зеленый цвет

Слайд 24
Слайд 25
Описание слайда:

Голубой цвет

Слайд 26
Описание слайда:

Желтый цвет

Слайд 27
Описание слайда:

Красный цвет

Слайд 28
Описание слайда:

Заключение В.П.Астафьев — мастер слова, использующий яркие выразительно-изобразительные средства языка. В результате психолингвистического анализа текста «Затесей», мы пришли к выводу, что в языке В.П. Астафьева употреблены различные слова – цветообозначения.

Слайд 29
Описание слайда:

У писателя они имеют те же значения, что и в русской языковой традиции. На наш взгляд, автор «Затесей» особенно часто использует три цвета: белый, черный, зеленый.

У писателя они имеют те же значения, что и в русской языковой традиции.

Обратите внимание

На наш взгляд, автор «Затесей» особенно часто использует три цвета: белый, черный, зеленый.

Вероятно, эта цветовая семантика была сформирована еще в детстве писателя, которое он провел в сибирской деревне, воспитываясь в семье бабушки – хранительницы народной мудрости.

Слайд 30
Описание слайда:

Проведя психолингвистический анализ, мы видим, что не в один день пришел автор к своей страшной автоэпитафии: Проведя психолингвистический анализ, мы видим, что не в один день пришел автор к своей страшной автоэпитафии:

Слайд 31
Описание слайда:

«Я пришел в мир добрый, родной и любил его безмерно. Ухожу из мира чужого, злобного, порочного. Мне нечего сказать вам на прощанье».

Источник: https://myslide.ru/presentation/kolorativnaya-leksika-v-cikle-rasskazov-v-p-astafeva-zatesi

Исследовательская работа Тема «Колоративная лексика в цикле рассказов В. П. Астафьева «Затеси»» — презентация

1 Исследовательская работа Тема «Колоративная лексика в цикле рассказов В. П. Астафьева «Затеси»»<\p>

2 Виктор Петрович Астафьев ( г)<\p>

3 Автор: Мария Шмонова, учащаяся 9 класса МОУ Большекосульская СОШ<\p>

4 Руководитель: Лещенко Евгения Ивановна, учитель русского языка и литературы.<\p>

5 В. П. А с т а ф ь е в<\p>

6 Предметом работы является исследование языковых явлений, связанных с цветообозначениями в произведениях писателя. Объект исследования — цикл рассказов «Затеси»<\p>

7 В исследовательской работе проанализирована проблема использования цветописи с точки зрения психолингвистики на примере творчества В.П. Астафьева.<\p>

8 Цель исследования Изучение цветообозначений, использованных автором с психолингвистической точки зрения.<\p>

9 Задачи исследования Изучить и проанализировать литературу по теме исследования. Проанализировать колоративную лексику в произведении В.П. Астафьева «Затеси».<\p>

10 Данная работа актуальна в научном плане, и имеет практическую значимость, так как произведения писателя изучаются на уроках литературы в школе, представляют интерес для школьников, интересующихся творчеством В. П. Астафьева.<\p>

11 Методы и приемы Прием сплошной выборки. Психолингвистический анализ произведений В. П. Астафьева. Исследовательско – поисковый метод.<\p>

Важно

12 Структура исследовательской работы Введение. История цветообозначений. Психолингвистический аспект изучения цвета. Описание цветов в применении к человеку и природе (черный, белый, желтый, голубой, зеленый).<\p>

13 «Затеси» — своеобразный «дневник» жизни В.П. Астафьева, хранимый в памяти писателя.<\p>

14 Примеры психолингвистики в произведениях В.П. Астафьева Описание цвета в применении к человеку (его внешность, быт, одежда, дом). Черный цвет – это цвет: Торжественности и достоинства («самодовольные мужики в черных фраках и костюмах, и тоже сплошь в золоте!» («Благословляю Вас»)); траура, смерти и греха («Каплан, или как его там, в черной длинной одежде и черном головном уборе…» («Открытие костела»));<\p>

15 болезни, тяжелой доли («…одежда на ней того же цвета, что и земля, — серовато– черная, с разводами выступившей на ней соли.» («Паруня»)); несчастья, скорби, порчи («Глянешь в пустой черный ствол дерева… кто-то убегает вглубь ствола, в темень – от страшного человеческого глаза» («Гнездышки»));<\p>

16 символа горя, печали («Бабушка строга, почти сурова, всегда одета в черное – на ней вечный траур по мужу, по сыновьям и родным…» («Просьба пионерки»)); ассоциации с криминалом («В Сибири вороны черные, что головешки, никакого просвета на теле, никаких теней и оттенков, и характер у здешней вороны, как у черного каторжника: ни себе, ни птицам, ни людям от нее покоя нет» («Тихая птица»));<\p>

17 гнетущая атмосфера тюрьмы, состояние арестованного отца («…показался низенький человек в черной косоворотке с белыми пуговками…»); маркер социально-политического положения («ничего не переменилось в их отношениях с чернью»); символа привилегированности («Нас подвезли на черной крайкомовской «Волге» («Одна минута»));<\p>

18 страха («Грозный дядька, явившийся из тьмы, и сам, как тьма черный», «тяжело и долго ставил меня на ноги тот, черный и «страшный» — доктор Иван Иванович Сабельников» («Запоздалое спасибо»)); выражение черствости души («Живи с миром в душе на чужой стороне, русский человек, не дай почернеть и обуглиться своему сердцу» «Раздумья на небе»)).<\p>

19 Описание черного цвета в применении к природе (птицы, животные, растения). Картина приближаю- щейся грозы («Я вырос на кромке енисейского берега, черной нахмуренной бровью вдавшегося в реку…» («Змей»));<\p>

Совет

20 умирание природы («Перестали цвести и рожать черемуха, обуглились, почернели ее ветви и стволы; не полыхают белые цветы – они вытоптаны или вырваны с корнем». («Хвостик»); смерть («Молодые и старые тополя, все они черны и с обломившимися ветками» («Кладбище»).<\p>

21 Черный цвет ЦветЗначение цвета в применении к человекуприроде Торжественность и достоинство. Болезнь тяжелая доля Несчастье, скорбь, порча. Траур, смерть, грех. Гнетущая атмосфера тюрьмы, криминал Черствость души. Маркер социально – политического положения. Темнота, мрак. Картина приближающейся грозы. Трагизм. Смерть, умирание природы.<\p>

22 ЦветЗначение в применении к человекуприроде Белый Легкость, единство. Совершенство и завершенность решения. Нетронутость. Открытость. Самоотдача. Бесплодность Скука. Вдохновение. Вера и надежда на спасение. Возрождение жизни. Символ белизны, чистоты.<\p>

23 Зеленый цвет ЦветЗначение цвета в применении к человекуприроде Зеленый Нездоровье. Неблагополучие. Упадок. Военная разруха Лиственная одежда всего растительного царства.<\p>

24<\p>

25 Голубой цвет ЦветЗначение в применении к человекуприроде Голубой Безмятежность. Покой. Чистота. Печаль. Название цвета небесного. Название водных источников. Название слабых синеватых оттенков дыма, тумана, воздуха.<\p>

26 Желтый цвет ЦветЗначение в применении к человекуприроде Желтый Свобода и творчество. Стремление к бесконечным переменам. Жажда нового. Независимость. Экстравагантность. Болезненность. Расцветка растений. Окрас животных. Описание солнца.<\p>

27 Красный цвет ЦветЗначение в применении к человекуприроде Красный «Траурно – свадебное» значение. Погребальные обряды. Оберег. Мифологические персонажи. Символ свободы. Символ власти. Символ огня. Плодородие. Обилие.<\p>

28 Заключение В.П.Астафьев — мастер слова, использующий яркие выразительно- изобразительные средства языка. В результате психолингвистического анализа текста «Затесей», мы пришли к выводу, что в языке В.П. Астафьева употреблены различные слова – цветообозначения.<\p>

29 У писателя они имеют те же значения, что и в русской языковой традиции. На наш взгляд, автор «Затесей» особенно часто использует три цвета: белый, черный, зеленый. Вероятно, эта цветовая семантика была сформирована еще в детстве писателя, которое он провел в сибирской деревне, воспитываясь в семье бабушки – хранительницы народной мудрости.<\p>

Обратите внимание

30 Проведя психолингвистический анализ, мы видим, что не в один день пришел автор к своей страшной автоэпитафии:<\p>

31 «Я пришел в мир добрый, родной и любил его безмерно. Ухожу из мира чужого, злобного, порочного. Мне нечего сказать вам на прощанье».<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/443224/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector