Анализ рассказа царь-рыба астафьева

Анализ рассказа Царь-рыба Астафьева

Произведение «Царь-рыба» достаточно современное. В рассказе поднимается вопрос о жестоком обращении человека с природой. Вроде бы нет голода, но многие относятся к живой природе, так как будто ее ресурсы никогда не иссякнут. Нет ни жалости, ни уважения к необъятному живому миру, которому тоже нужно время для восстановления.

Писателю тяжело давалось написание этого жизненного произведения. Он хотел показать всем, что человек не просто потребитель природных благ, но еще и созидатель. Опустошая природу человек, начинает разрушаться как личность.

Название тоже не случайно выбрано. Астафьев уже названием произведения хотел показать, насколько могуча, бывает природа, и в случае если провинишься, она будет безжалостна.

Обратите внимание

В рассказе писатель старается донести до нас, что люди и природа не разделима. Все взаимосвязано и подчинено законам природы, хотим мы этого или нет. Действие происходит на бескрайних просторах Сибири. Именно здесь от человека требуется бережное отношение и к природе, и к таким же, как он людям. Сюжет развивается постепенно. Автор то возвращается к прошлому, то повествует о настоящем.

Поступки людей накладываются описание природы. Прекрасна и могуча красота Сибири она не позволит фальшивить. Тихая и прекрасная она накажет человека за все его грехи. Вот только вопрос поймет ли провинившийся и прекратит так делать? Вот об этом писатель и рассказывает на примере главного героя Зиновия Игнатьевича.

Игнатьевич родился и вырос в этих суровых краях, каждый его знает и уважает. Он и рыбак, и охотник, и хозяин хороший, но за всем этим скрывается какая-то червоточинка. Никогда и никому не отказывал он, но все что ни делал, было не от чистого сердца, а с каким-то умыслом, жаждой наживы. Вот поэтому и был богачем.

У каждого народа связанного с рыбалкой и охотой есть свои предания и поверья, которых придерживаются даже самые опытные мастера. Зиновий знал, что осетр в их краях это царь-рыба и ее следует отпускать, но жадность взяла верх.

Поймав огромную рыбу, Игнатьевич не смог побороть жадность и решил завладеть им. Забыв про осторожность, он попал сам же в свои сети. Только оставшись один на один с природой, он понял что есть силы, которые превосходят его. Вся жизнь пронеслась за мгновения.

За все свои деяния человек понесет наказание или получит благодарность, а может быть и будет прощен. Самое главное осознать и не повторять своих ошибок.

Анализ 2

Астафьев Виктор Петрович является выдающимся советским и русским писателем.

Его рукой были созданы бессмертные произведения, а по его рассказам экранизированы такие фильмы как «Сюда не залетали чайки», «Звездопад», «Таёжная повесть».

 Виктор Астафьев является автором цикла рассказов «Царь-рыба», в котором поднимается  очень непростую, но в тоже время важную психологическую тему взаимоотношения личности и общества.

Основной герой рассказа – это Игнатьич. В поселке Чуш, где проживал главный герой, он считался мастером на все руки. Игнатьич в любое время поддержит и поможет в трудную минуту и не бросит в беде.  При том, за свою помощь, он не просит благодарности.

Важно

В рассказе ярко выражена самостоятельность главного персонажа. С раннего возраста Игнатьич рассчитывал лишь на свои силы и возможности.  Он не просил помощи ниу кого, и полагал, что в жизни требуется добиваться всего самостоятельно. В итоге, Игнатьич добивается всего сам, но за все это время, он сильно отдалился от общества, в котором жил, что достигнув много, остался сам по себе.

Если затронуть характер главного персонажа, то он не положительный и не отрицательный. Автор хотел показать читателям обычного человека, со своими мыслями, проблема, взглядами на жизнь и положением в обществе. На последнем Астафьев делает акцент.

А именно, Игнатьич действительно, помогает окружающим людям и не просит благодарности в замен, но при этом, люди чувствуют себя должными Игнатьичу. И тот это понимает и ставит себя выше общества.

««Я делаю всё, что вам надо и как надо, и от вас за это ничего не требую, поэтому и вы не трогайте меня и не учите меня, как жить».

Помимо общества, демонстрируется и отношения Игнатьича к природе. Он занимается незаконной рыбалкой. И, движет им не голодная нужда, а скорее жадность. Несмотря на это, Игнатьич боится за свою безопасность, поэтому следит, чтобы его не заметили рыбнадзор.  Поэтому, следит за каждым шорохом и звуком.

В один из дней, проводя досуг за рыбалкой, попалась Игнатьичу необычная рыба.  «Что-то первобытное показалось ему в ее облике». Игнатьич вспоминает старое поверье, которое гласит, что если поймать царь-рыбу, то отпусти ее и никому о ней не рассказывай, так как она символизирует превосходство человека, поймавшего ее, над себе равным. Царь-рыба является легендой, о которой мечтают все рыбаки.

После такого улова главного героя одолевают думы: оставить рыбу себе и продемонстрировать односельчанам свое превосходство, либо отпустить ее.  Собравшись с мыслями, Игнатьич все-таки оставляет рыбу себе, жадность в нем побеждает.  Пытаясь вытащить рыбу, главный герой теряет равновесие и падает в воду и путается в самоловах. Рыба начинает тянуть его ко дну.

В этот момент, Игнатьич понимает, что это наказание ему за браконьерство, за отношение к людям и чувствам к своей невесте Глаше. Он просит прощение и кается. После этого, царь-рыба его отпускает, и главный герой остается живым. Сама природа дала Игнатьичу шанс на исправление себя и своих ошибок.

С этого момента, начинается настоящая и полноценная жизнь главного героя, а не существование вне общества и над ним.

Помимо главного и важного посыла, что нужно учиться жить с окружающими людям, помогать им и принимать благодарность от них, затронута тема браконьерства.

Совет!

Незаконное истребление животных является важной и острой проблемой современности. Мы должны прикладывать больше усилий для сохранения животных и поддерживать их популяцию.

Ведь есть и те, кто полностью истреблены и задачей каждого человека является сохранение природы и представителей флоры и фауны.

← Анализ рассказа Ванька Тепляшин ← Анализ рассказа Верую↑ ШукшинАнализ произведения Микроскоп → Анализ произведения Стенька Разин →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/shukshin/analiz-rasskaza-car-ryba

Анализ произведения «Царь-рыба» Астафьева

Анализ произведения

«Царь-рыба» Астафьева

Основные герои повествования в рассказах Астафьева «Царь-рыба» — Человек и Природа. Повествование объединено одним героем — образом автора — и одной всепоглощающей идеей -идеей неотделимости человека от природы.

Глава «Царь-рыба», давшая название всему повествованию, символична: единоборство человека с царь-рыбой, с самой природой завершается драматически. Эта глубина содержания определила жанр произведения, его композицию, выбор героев, язык, полемический пафос.

Жанр «повествование в рассказах» позволяет автору свободно переходить от сцен, картин, образов к размышлениям и обобщениям, к публицистике. Произведение пронизано публицистическим пафосом, подчинено задаче обличения, осуждения браконьерства в самом широком смысле этого слова, браконьерства в жизни, касается ли это природы или общества.

Автор стремится к провозглашению и утверждению дорогих ему нравственных принципов.

В произведении нередко используется прием или хронологического развертывания сюжета, или нарушения хронологии. Обращение к прошлому времени не столько художественный прием, сколько необходимость осмыслить жизненный опыт.

Размышляя над историей становления характеров Грохотало или Герцева, автор приходит к выводу: социальное и экономическое не существует раздельно, независимо. Все взаимообусловлено и подчинено объективным законам развития природы и человека.

Само место действия романа — огромные пространства Сибири — требует от человека таких незаурядных качеств, как мужество, доброта.

Обратите внимание

Образ автора объединяет все главы произведения. Это образ искреннего и открытого человека, который рассматривает настоящее сквозь призму прошедшей мировой войны.

Вот как он оценивает повседневный, частный случай — обыденный разбой, учиняемый барыгами-охотниками на реке Сым: «Аким запамятовал, что я на войне был, в пекле окопов насмотрелся всего и знаю, ох как знаю, что она, кровь-то, с человеком делает! Оттого и страшусь, когда люди распоясываются в стрельбе, пусть даже по зверю, по птице, и мимоходом, играючи, проливают кровь».

Писатель — лирический герой произведения. Первая же глава открывается признанием его в любви к родному краю, к Енисею. Часы и ночи, проведенные у костра на берегу реки, названы счастливыми, потому что «в такие минуты остаешься как бы один на один с природой» и «с тайной радостью ощущаешь: можно и нужно довериться всему, что есть вокруг!..»

Пейзаж сам по себе, независимо от героя, словно бы и не существует в повествовании, он всегда как открытое сердце человека, жадно впитывающее в себя все, что дает ему тайга, поле, река, озеро, небо: «На речке появился туман.

Его подхватывало токами воздуха, тащило над водой, рвало о подножие дерева, свертывало в валки, катило над короткими плесами, опятнанными кругляшками пены». Речка, покрытая туманом, преображается в его душе: «Нет, нельзя, пожалуй, назвать туманом легкие, кисеей колышущиеся полосы.

Это облегченное дыхание зелени после парного дня, освобождение от давящей духоты, успокоение прохладой всего живого».

Глава «Туруханская лилия» публицистична. Старый енисейский бакенщик Павел Егорович, родом с Урала, но занесен в Сибирь необоримой любовью к «большой воде». Он относится к тем людям, что «сами все свое отдают, вплоть до души, всегда слышат даже молчаливую просьбу о помощи».

О нем рассказано немного, но главное: он из той породы людей, которые «отдают больше, чем берут». Бездумное, варварское отношение к природе вызывает у героя недоумение и протест: «Нет и никогда уже не будет покоя реке! Сам не знающий покоя, человек с осатанелым упрямством стремится подчинить, заарканить природу…

» Тоска по гармонии в природе, тоска по гармоничному человеку и в авторских словах: «Ну почему, отчего вот этих отпетых головорезов надо брать непременно с поличным, на месте преступления? Да им вся земля место преступления!» Охваченный возмущением против браконьерского разбоя в природе, писатель думает: «Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа». Северная лилия примиряет автора с миром, смягчает его душу, наполняет верой в «нетленность жизни», «никогда не перестает цвести» в его памяти.

Важно

В. Астафьев изображает людей самых разных слоев общества: одних подробно, других — несколькими штрихами, как, например, старуху-переселенку, которая не могла и за тридцать лет забыть своего скорбного пути по Угрюм-реке. Исключительно привлекателен образ Николая Петровича, брата писателя.

Он с малых лет, как только отец был осужден, стал кормильцем большой семьи. Отличный рыбак и охотник, отзывчив, приветлив, радушен, всем норовит помочь, как бы ни было трудно самому.

Мы встречаемся с ним, когда он уже умирает, поверженный и раздавленный непосильным трудом: «С девяти лет таскался по тайге с ружьем, поднимал из ледяной воды сети…

» Николая Петровича мы видим не только умирающим, но и на охоте, в семье, в дружбе с Акимом, в дни, когда он, Архип и Старшой подрядились в тайге промышлять песца. Песец в ту зиму не пошел, охота сорвалась, пришлось в тайге зазимовать.

В этих труднейших условиях и выделился из троих Старшой — умом, пытливостью, опытностью в таежных делах. Обаятелен Парамон Парамонович. Правда, он «крепко выпивает», а потом «искупает свою вину перед человечеством» раскаянием. Но открыта добру душа Парамона Парамоновича, это он заметил желание одинокого мальчишки попасть на свой пароход и принял отеческое участие в судьбе Акима.

В главе «Уха на Боганиде» изображена артель рыбаков. Необычная это была артель: не оседлая и по составу непостоянная.

Не менялись в ней лишь бригадир, о котором ничего существенного не сказано, приемщик продукции по прозвищу «Киряга-деревяга», радист, повариха (она же кастелянша, завхоз и ворожея), акушерка Афимья Мозглякова. Киряга-деревяга был на войне снайпером, награжден медалью.

Но пропил ее Киряга однажды в тяжелую минуту и страшно казнил себя за это. В остальном — прекраснейший человек, рачительный хозяин артельного дела.

«Уха на Боганиде — это гимн коллективным началам жизни. А образы героев, все вместе взятые, есть поэма о доброте и человечности. Аким не получил образования, не приобрел больших знаний. Это беда многих из военного поколения.

А вот трудился он честно и разные профессии приобрел с малых лет, потому что нелегкое выпало на его долю детство. Аким рано начал понимать мать, случалось, укорял ее за беспечность, но любил и про себя думал о ней с нежностью. Мать умерла молодой.

Как Аким страдал, когда подъезжал к родной, но уже пустой, безлюдной Боганиде! И как по-своему осмыслил слово «мир», запомнившийся ему нарисованным на косынке матери.

Аким думает, обращаясь памятью к прошлому: мир — «это артель, бригада, мир — это мать, которая, даже веселясь, не забывает о детях…» Аким заботится о заболевшем Парамоне Парамоновиче, становится в нужную минуту нравственной опорой для Петруни.

Большая сцена отъезда из зимовья, когда Аким с трудом поставил Элю на ноги, и невольного возврата — одна из лучших. В ней Аким сделал нечеловечески тяжелую героическую попытку вырваться из плена зимней тайги и едва не замерз.

Совет!

В главе «Сон в белых горах» примечателен образ Гоги Герцева, антипода Акима. Герцев не вредил тайге, уважал законы, но пренебрегал тем, что именуется душой. Гога — образованный человек, умеет делать многое, но он погубил в себе хорошие задатки. Он индивидуалист, много хочет взять от жизни, но ничего не хочет отдавать. Он внутренне пуст, циничен.

Читайте также:  Жизнь евгения онегина в деревне описание с цитатами

Авторская ирония и сарказм сопровождают Герцева всюду — и в столкновении с Акимом из-за медали Киряги-деревяги, переклепанной Герцевым на блесну, и в сценах с библиотекаршей Людочкой, которой он от скуки душу растоптал, и в истории с Элей, и даже там, где рассказано, как Герцев погиб и каким стал после смерти.

Астафьев показывает закономерность такого страшного конца Гоги, обличает эгоцентризм, индивидуализм, бездушие.

Все браконьеры: Дамка, Грохотало, Командор, Игнатьич — вышли из старинного рыбацкого поселка Чуш или оказались тесно с ним связанными. Командор знающ, потому более агрессивен и опасен.

Сложность его образа в том, что временами он задумывается о своей душе, дочь свою Тайку-красавицу любит до самозабвения и готов для нее сделать все. Однако браконьерничал Командор профессионально, так как урвать побольше и всюду, где можно, — смысл его жизни.

Грохотало — бывший бандеровец, когда-то творил черное дело: жег красноармейцев и взят был с оружием в руках. Портрет человекообразного животного с умствен ной неразвитостью и нравственной пустотой полон сарказма.

В приемах изображения Грохотало и Герцева много общего.

Как-то не по-человечески дико пережил Грохотало свою неудачу с великолепным осетром, которого у него конфисковали: «Грохотало шевельнул горою спины, простонал вдруг детски жалобно и сел, озирая потухшими глазами компанию, узнал всех, растворил с завыванием красную пасть, передернулся, поцарапал грудь и удалился…» В этом удалении Грохотало во тьму проявляется астафьевская «теория возмездия» за зло, за «браконьерство» в широком смысле.

В главе «Царь-рыба» повествование идет от третьего лица и перемежается внутренними монологами главного героя рассказа — Игнатьича. Он тоже браконьер, но самого «высокого класса», все остальные перед ним — мелюзга.

Обратите внимание

Игнатьич — фигура символическая, он тот самый царь природы, который в столкновении с царь-рыбой потерпел жесточайшее поражение. Физические и нравственные страдания — вот возмездие за дерзкую попытку покорить, подчинить или даже уничтожить царь-рыбу, рыбу-мать, несущую в себе миллионы икринок.

Человек, признанный царь природы, и царь-рыба связаны у матери-природы единой и нерасторжимой цепью, только пребывают они на разных ее концах.

В повествовании «Царь-рыба» Астафьев говорит о необходимости, безотлагательности «возвращения к природе». Вопросы экологии становятся предметом философского рассуждения о биологическом и духовном выживании людей. Отношение к природе выступает в качестве проверки духовной состоятельности личности.

Источник: http://libaid.ru/katalog/a/astafev-viktor/2855-analiz-proizvedeniya-tsar-ryba-astafeva

Анализ произведения Астафьева Царь-рыба сочинение

Название произведения – это самый важный ключевой момент во всем рассказе. Суть рассказа раскрывается постепенно. Главный персонаж сталкивается с такой ситуацией, в которой он стал жертвой собственного увлечения.

Игнатьич расхищал матушку – природу, не хотел просить Бога об еще одном шансе, когда чуть не стал едой для речных рыб. Царь – рыба наказывал подобных грешников. В Древней Руси царем всех рыб считался осетр. Писатель изобразил осетра в качестве символа главного достоинства и разума матери – природы.

Автор много работал над созданием рассказа. После окончания творческой работы рассказ был опубликован в 1976 году.

В своем произведений Астафьев затрагивает тему взаимоотношений человека к обществу и природе. В 20 столетий природа была источником пропитания. Природа дает человеку все, но ничего не получает взамен. Герой произведения Зиновий Игнатьич всегда помогает всем жителям поселка, является умелым хозяином и механиком. Кроме того Игнатьич занимался рыбалкой.

У героя был самый большой дом в округе со всеми условиями для комфортной жизни. Он никогда не бедствовал, при этом забирал у природы все.  Идея произведения состоит в том, что человек обязан проживать в созвучии с природой.

История, произошедшая в жизни Игнатьича, олицетворяет будущее всего человечества. Рассказ имеет классическую композицию из 3 частей с отсутствием эпилога. Произведение имеет неожиданную развязку. После того, как рыба уплыла, герой понимает, что получил возможность жить.

Игнатьич поклоняется перед силой природы, которая предоставила ему шанс исправиться.

По сюжету и объему повествование Астафьева подходил под жанр романа. Произведение автора «Царь-рыба» созвучен и в то же время драматичен. Вся книга оснащена энтузиазмом, несущим отличительный характер. Вред природе автор описает как браконьерство внутри общества и в природе. Тяга к моральным идеалам обхватывает весь рассказ.

Астафьев обращается к прошлому. В момент встречи с царем — рыбой главный герой обдумывает свою жизнь, прошлое и начинает ценить каждую прожитую минуту. Становление характера героя тесно связано с экономическим и общественным фактором. Несмотря на свое добродушие и храбрость Игнатьич поддается влиянию социального общества.

Храбрый и сильный человек как Игнатьич потерпел поражение при столкновении с царем — рыбой. За попытку покорить и подчинить себе рыбу главный персонаж испытал настоящие эмоциональные и физические страдания. В творении автор советует читателям беречь матушку — природу. Отношение к природе в повествовании считается проверкой духовного развития человека.

Вариант 2

Знаменитое произведение Астафьева «Царь-рыба» изучается в школе. Главными героями данного произведения являются не только человек, но и сама природа. Человек напрямую зависит от природы. Здесь все располагается по порядку, и сюжет развивается медленно.

Главным героем является молодой человек, которому больше всего на свете нравится ходить на рыбалку. Вот только он даже и представить не мог, что с ним произойдет такое. Оказывается, он вдруг стал сам кормом для рыб. И они бы его скушали, но парень вспомнил про Бога и решил попросить у него помощи.

Конечно, дед ему постоянно рассказывал про одну большую рыбу, от которой он чуть не погиб. И теперь предупреждает внука, чтобы с ним ничего не случилось. Вот только парень думал, что дедушка шутит и ничего с ним не случится. А вот для того чтобы этого не случилось нужно идти на рыбалку с чистыми мыслями.

Именно данное происшествие и меняет все взгляды на жизнь нашего главного героя.

Важно

Больше всего на свете Астафьеву нравится бывать возле реки Енисей. Там он разжигает небольшой костер, а потом садится лицом к реке и размышляет на разные темы. Если он проведет здесь еще и ночь, то эти он считает самыми счастливыми на свете.

Много лет назад рыбаки называли Царь – рыбой осетра, а вот орел был царем птиц. А поскольку об этом мало кому известно, то автор решил тем, кто давно знал, но забыл напомнить об этом, а вот кто об этом не знал, просто рассказать. Оказывается, царь – рыба это намного сильнее и могущественнее человека рыба, которая может справиться хоть с кем. Она никого и ничего не боится.

Собирать все это было процедурой не из легких, и поэтому автор делал это очень долгое время. Он собирал различный материал в литературе. Существовало огромное количество разных моментов, которые ни в коем случае нельзя было упустить и не поведать своему читателю.

Данная проблема остается актуальной и сегодня. Человек старается взять у природы очень много, а вот взамен ей ничего не дает. И если все это будет продолжаться и дальше, то может случиться настоящая беда, которую никто не сможет предотвратить.

В деревне каждый житель старается добыть для себя и своей семьи еду любыми способами. И порой приходится идти рыбачить и добывать рыбу. И это они делают наперегонки друг с другом.

Вроде бы Игнатьич может жить спокойно и не переживать о том, что завтра ему будет нечего кушать. Ведь он уже давно насобирал для себя необходимую сумму денег, которыми пока не хочет пользоваться. В любой момент он может пойти и снять нужную сумму и потратить на себя. Вот только больше всего на свете ему так и нравится рыбачить и добывать себе еду.

Автор в легкой форме рассказывает все, что происходит с каждым из героев, а потом переходит к рассуждениям, а потом обратно к героям.

Помимо этого здесь присутствуют и другие герои. Это бабушка, которая много лет назад сплавлялась по этой самой реке и эти воспоминания остались у нее в голове до сих пор.

Совет!

Николай старался во всем походить на отца. Но однажды его посадили, и теперь парню ничего не оставалось, как заменить семье отца. Он стал стараться сделать все для того чтобы заработать деньги и принести их домой.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/astafev-v.p/analiz-proizvedeniya-car-ryba

Астафьев, «Царь-рыба»: краткое содержание, анализ :

Творчество Виктора Петровича Астафьева в основном посвящено военной тематике, но в данной статье мы обратимся к произведению, описывающему деревенский уклад.

Изображением суровых жизненных реалий на грани цензуры – вот чем всегда отличался Астафьев.

«Царь-рыба» (краткое содержание и анализ будут основными темами статьи) – ключевая повесть сборника с одноименным названием, потому ее рассмотрение поможет понять смысл всего произведения и замысел автора.

О книге

Не чужд деревенской тематике был Виктор Астафьев. «Царь-рыба» — это сборник рассказов, состоящий из двенадцати произведений. Основная тема всего сборника – единство природы и человека. Кроме того, здесь присутствует философская, социальная, нравственная проблематика, особое внимание уделено вопросам экологии.

Природа и человек неразрывно связаны, и в этой связи есть их бессмертие: ничего не исчезает бесследно, полагает Астафьев. «Царь-рыба» (краткое содержание подтвердит это) – центральная повесть всего сборника, в ней сконцентрированы основные мысли автора. Без ее прочтения и анализа невозможно понять всю глубину авторского замысла.

В. Астафьев, «Царь-рыба»: краткое содержание

Главный герой рассказа – Игнатьич. Работает он наладчиком станков, любит копаться в технике и страстно увлекается рыбалкой. Это неплохой человек, готовый бескорыстно помочь даже незнакомому человеку, но относящийся к окружающим несколько снисходительно.

Игнатьич был непревзойденным рыболовом. Не было ему равных в этом деле, и потому никогда он не просил ничьей помощи и справлялся сам. И всю добычу тоже забирал себе.

Брат

Хорошее знание человеческих взаимоотношений показывает в своем произведении Астафьев («Царь-рыба»).

Краткое содержание рассказывает о самом страшном завистнике Игнатьича – его младшем брате, тоже заядлом рыболове.

Часто ему удавалось вытеснять Игнатьича на безрыбные места, но даже там он умудрялся ловить отборную рыбу. Командор злился на нашего героя и за то, что он во всем преуспевал, и всякое дело у него спорилось.

Однажды встретились братья на реке. Младший начал угрожать старшему ружьем. Командор был взбешен, он ненавидел и завидовал брату. Но Игнатьичу удалось уйти от него. В деревне узнали об этом случае, и Командору пришлось идти извиняться перед старшим братом.

Царь-рыба

Начинает описывать обычный поход на рыбалку своего героя Виктор Астафьев. «Царь-рыба» — произведение экологической направленности, поэтому автор не упускает случая отметить, что Игнатьич занимается браконьерством. Вот почему персонаж находится в постоянном напряжении, боится появления рыбнадзора. Любая проходящая мимо лодка становится причиной для паники.

Игнатьич проверяет заранее поставленные самоловы. В них обнаруживается много рыбы, среди которой рыбак замечает очень большую.

Это оказался осетр, который настолько устал вырываться из сети, что теперь просто тянет ко дну. Игнатьич присмотрелся поближе, и что-то в облике рыбы показалось ему первобытным.

Обратите внимание

Ужас охватывает рыбака, он пытается подбодрить себя шутками и всаживает в добычу новые крючки.

Продолжает развитие действий новеллы «Царь-рыба» Астафьев. Содержание по главам повествует о том, что Игнатьича начинают одолевать сомнения. Внутреннее чутье подсказывает ему – один ты с рыбой не справишься, надо звать брата. Но мысль о том, что придется делить добычу, тут же отгоняет другие доводы.

Жадность овладевает Игнатьичем. Он думает о том, что и сам ничуть не лучше остальных хапуг. Но тут же начинает себя подбадривать, жадность воспринимается как азарт.

Тут ему в голову приходит мысль о том, что в сети его попалась царь-рыба. Такое счастье выпадает только раз в жизни, поэтому упустить ее нельзя.

Хотя дед когда-то говорил, что если попадется царь-рыба, ее нужно отпустить. Но Игнатьич не может допустить и мысли об этом.

Рыбак пытается затащить рыбу в лодку, но падает вместе с ней за борт и запутывается в сетях. Чудом ему удается выплыть и ухватиться за лодку. Игнатьич начинает молиться о спасении, кается в том, что отважился поймать царь-рыбу.

Рыбак и его добыча жались друг к другу, опутанные сетью, и слабели. Игнатьич начинает думать о том, что их судьбы с царь-рыбой сплелись, и впереди их ждет неизбежная смерть.

Зверь и человек

Произведение Астафьева «Царь-рыба» рассказывает о неразрывной связи человека и природы. Так, Игнатьич начинает размышлять о том, что участь у природы и людей одна.

Вдруг герой проникается ненавистью к рыбе, начинает ее бить, уговаривает смириться со смертью. Но все тщетно, рыбак только изматывает себя. В миг отчаяния Игнатьич зовет брата, но вокруг никого нет, кроме рыбы.

Темнеет, рыбак понимает, что умирает. Ему кажется, что рыба прижимается к нему как женщина, и что рыба – оборотень. Игнатьич начинает припоминать свою жизнь. Детство, занятое мыслями о рыбалке, а не учебой или играми… Смерть племянницы Тайки… Деда с его советами о том, что нельзя ловить царь-рыбу, если на душе есть грехи…

Важно

Игнатьич раздумывает, за что он так жестоко наказан и понимает, что все из-за Глашки. Когда-то он приревновал ее, чем сильно обидел невесту. Девушка его так и не простила, а расплата настигла рыбака сейчас.

Читайте также:  Анализ произведения достоевского преступление и наказание

Тут раздается шум лодочного мотора. Раба оживает, начинает биться и, выпутавшись из сети, уплывает. Игнатьич тоже получил свободу. И не только телесную, но и душевную.

В. Астафьев, «Царь-рыба»: анализ

Рассказ «Царь-рыба» одновременно символичен и драматичен. В нем изображается одновременно борьба и единство человека с природой.

Все произведение пронизано пафосом, который несет обличительный характер. Автор осуждает браконьерство, понимая его в самом широком смысле — браконьерство не только в природе, но и обществе.

Стремление к утверждению нравственных идеалов охватывает все повествование.

Неслучайно постоянно обращается к прошлому герой и сам Астафьев.

«Царь-рыба» (анализ эпизодов это подтверждает) дает понять, что именно в момент близости к смерти происходит осмысление жизненного опыта Игнатьича.

Становление характера героя напрямую оказывается в зависимости от социальных и экономических факторов. И даже несмотря на свою природную доброту и смелость Игнатьич оказывается неспособным противостоять им.

Таким образом, Астафьев подчеркивает огромную силу социума, которая оказывает влияние не только на человека, но и на природу в целом.

Источник: https://www.syl.ru/article/204999/new_astafev-tsar-ryiba-kratkoe-soderjanie-analiz

Анализ рассказа «Царь-рыба»

/ Сочинения / Астафьев В.П. / Царь-рыба / Анализ рассказа «Царь-рыба»

  Скачать сочинение

    В рассказ «Царь-рыба», с моей точки зрения, поднимается очень сложный и важный психологический вопрос, заключающийся в отношении между индивидуумом и обществом. В роли первого здесь выступает Игнатьич, а в роли второго — жители его родного поселка Чуш.

Игнатьич — это мастер на все руки, готовый прийти на помощь любому и ничего не требующий за это, хороший хозяин, умелый механик, и истинный рыбак. Но не это главное в нем. Главное в Игнатьиче — это его отношение к остальным чушанцам с некоей долей снисходительности и превосходства.

Именно эти снисходительность и превосходство, хотя и не выказываемые им, образуют пропасть между ними. Со стороны это выглядит так, как будто Игнатьич стоит на одну ступень выше своих же земляков.

    Мне особенно хотелось бы подчеркнуть, как сам автор говорит об Игнатьиче: «Был он родом здешний — сибиряк и природой самой приучен почитать «опчество», считаться с ним, не раздражать его, однако шапку при этом лишка не ломать, или, как здесь объясняются, — на давать себе на ноги топор ронить.

» Именно это одно предложение, по моему мнению, и заключает в себе весь смысл рассказа. Разбираться же в характере Игнатьича нужно последовательно. К нему ни в коем случае не применимы строгие, однозначные ярлыки «отрицательный» или «положительный» герой.     И так, первая мысль при прочтении рассказа — это «характер Игнатьича очень противоречив».

Да, это действительно так, но это легко объясняется его самостоятельностью. Да, именно самостоятельностью. Мне кажется, что Игнатьич, в детстве просто Зинка, рос, надеясь только на себя самого. Он не хотел просить помощи у других, считая, что всего сможет добиться сам.

И действительно он добился всего сам, но только пока рос, настолько отдалился от общества, в котором жил, что, достигши всего, так и остался сам по себе.     По-моему, пока он так рос, в его душе сформировался его собственный мирок со своими порядками и законами.

К тому же, помогая другим людям вроде бы и бескорыстно, Игнатьич на самом деле вырабатывал в них особое отношение к своей личности. Поначалу это было не заметно, но, как только Игнатьич уверенно встал на ноги, он заявил о своем положении в обществе.

Совет!

Скорее всего, он думал так: «Я делаю все, что вам надо и как надо, а за это еще и ничего не беру, поэтому не трогайте меня и не учите, как жить». Все это усугублялось приобретенной Игнатьичем привычкой молчаливого общения, той, которая так отталкивала от него людей.     Вставши на ноги, Игнатьич невольно становится над обществом, которому он все время помогал.

Это объясняется тем, что все, скорее всего, ему что-то должны, так как когда-то в свое время он им чем-то помог. Таким образом и объясняется некий психологический террор Игнатьича, заключающийся в чистой одежде, хорошем доме, блестящем умении удить. Это давлению он подвергает весь поселок.

То есть на самом деле опровергается данное самим автором определение отношения «опчества» и Игнатьича. На самом деле он не почитает его, не считается с ним и постоянно раздражает своим поведением.     Показав это, дав понять читателю: кто есть на самом деле Игнатьич, автор приступает к свершению наказания для своего героя. Это наказание явилось ему в образе царь-рыбы, о которой очень много узнал от всего деда-рыбака. Понадеявшись, как и всегда, только на свои силы, Игнатьич на этот раз жестоко поплатился. Это необдуманное решение почти стоило ему жизни. Но пока он находился в воде с этой рыбой, он, как мне кажется, сильно изменился. Все дело в том, что он впервые по-настоящему попросил у всех прощения, почти не владея ртом, но все же надеясь, что хоть кто-нибудь, да услышит его. И только попросив прощения, он ощутил душой какое-то особое освобождение, еще не постигнутое умом.

    Только теперь, по моему мнению, и начинается настоящая жизнь рыбака Игнатьича, а не жалкое подобие, которое он вел до встречи с царь-рыбой.

96852 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Астафьев В.П. / Царь-рыба / Анализ рассказа «Царь-рыба»

Смотрите также по произведению «Царь-рыба»:

  • Краткое содержание

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00038101184864156315

Методическая разработка (литература, 11 класс) на тему: Урок по Виктору Астафьеву по повести «Царь-рыба»

Проект  «Человек и природа  в рассказе

В. Астафьева  « Царь – рыба»».

Левшина Инна Александровна

                                                                             учитель русского языка и литературы

МОУ « ЛИЦЕЙ № 1 пос. Львовский»

Подольского муниципального района М О

84967606194

            Inna.levshina07@yandex.ru

Цель проекта: разработка  урока по творчеству В. П.  Астафьева.

Предмет: Литература

Программа: В Коровина, Просвещение , 2008г.

Класс: 11класс

Учебник: «Литература», В.П. Журавлёв, М. ,Просвещение, 2010г.

Тема: «Человек и природа в повести В. Астафьева «Царь-рыба»».

Тип урока: комбинированный, урок- размышление.

Цель:

 способствовать воспитанию негативной позиции к хищническому, потребительскому отношению к природе; умения связывать экологические проблемы с нравственными; развивать самостоятельность суждений; формировать навыки сравнения анализа; обобщения.     

 Задачи                                                      

Образовательные: проверка уровня знаний по материалу рассказа, умения анализировать текст и делать выводы.

Воспитательные: развитие нравственных качеств, обеспечение ситуации эмоционального переживания.

Развивающие: продолжить формирование развития речи учащихся путём  самостоятельного формирования выводов и обобщений; продолжить формирование дискуссионных навыков.

Оборудование: портрет В.П.Астафьева,  иллюстрации к рассказу, компьютер.

Эпиграф: « Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них».

И. В.Гёте.

Ход урока

Этап урока Вре-мя Метод обучения Деятельность педагога Деятельность учащихся Средства обучения Примечания
Организационный 1 мин. Проверка готовности класса к уроку Доклад дежурного об отсутствующих
Актуализация знаний учащихся 3 мин. Рассказ Вступительное слово Восприятие рассказа Иллюст-рация Портрет В.П. Астафьева,слайды1-4
Работа над новым материалом 4 мин. Беседа Постановка цели Осмысление содержания рассказа «Царь-рыба» Демонстрация иллюстраций к книге «Царь-рыба»,слайд5 Использование материалов презентации
Самостоятельная работа 5 мин. Метод самостоятельной работы  со словарём Задание учащимся Выяснение значения слов по теме урока с записью в тетради СловарьВ. Даля,слайды 6-7
Проверка домашнего задания 5 мин. Метод проверки знаний Постановка вопроса, направленного на выяснение   сформированности  уровня читательского  суждения Обмен читательскими впечатлениями Слайд 8
Работа с текстом 15 мин. Беседа Постановка вопросов на знание содержания текста рассказа Анализ рассказа Слайды 9-11
Закрепление знаний 5 мин. Диспут Постановка вопроса, направленного на выявления позиции автора Обсуждение идейного содержания Слайды 12-13
Творческая работа 5 мин. Рассказ Проверка творческого задания Сообщение по теме домашнего задания ПрезентацияСлайды 14-17
Рефлексия 2 мин. Заключительное слово Подведение итога урока, обобщение Слайд 18

План – конспект урока

              по литературе в 11 «С-Г» классе.

Тема урока: Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева  «Царь рыба»

Цель: способствовать воспитанию негативной позиции к хищническому,     потребительскому отношению к природе; формировать навыки сравнения, анализ, общения. Умения связывать экологические проблемы с нравственными; развивать самостоятельность суждений.

Задачи:

Образовательные:

Проверка уровня  знаний по материалу рассказа, умения анализировать текст и делать выводы

Воспитательные:

Развитие нравственных качеств:

Обеспечить ситуацию эмоционального переживания.

Развивающие:

Продолжить формирование развития речи  учащихся путем  самостоятельного формирования выводов и обобщений.

Продолжить  формирование дискуссионных навыков.

Тип урока: Урок – размышление

Оборудование: портрет В.П.Астафьева, иллюстрации к рассказу, презентация.

Эпиграф:

Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них

Обратите внимание

                                                                                             И.В.Гете.

                                         Ход  урока.

I. Вступительное слово учителя

Виктор Петрович Астафьев (1924-2002) ушел из жизни совсем недавно. Таких людей, как он, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече  со злом, предельная честность и способность по-новому видеть мир, жесткая требовательность к самому себе и

 сентиментальность – лишь некоторые черты его неординарной личности.

В «повествовании в цикле рассказов  «Царь-рыба» (1976)  автор говорит о необходимости  безотлагательности  «возвращения к природе» В.П.Астафьева связь человека и природы интересует в нравственно-философском аспекте. Отношение к природе выступает в качестве проверки духовной состоятельности личности.

II. Работа по содержанию рассказа.

Вспомните краткое содержание рассказа «Царь-рыба»

— Браконьер  Игнатьич  поймал на Енисее огромную рыбу-осетра, но  при попытке перевалить ее в лодку сам упал в воду и зацепился за крючки самолова. Так человек оказался в ловушке вместе со своей жертвой.

Выбившись из сил, запутавшись в крючках из собственных самоловов, связанный одной гибельной цепью с царь-рыбой, в итоге герой покаялся в своих грехах и отказался от добычи. В конце рыба освобождается и уходит.

III. Словарная работа.

Задание: значения слов «человек», «природа», «душа «, «духовный», «духовность»

Результат: запись в тетради:

«Человек- часть природы», человек и природа – единое целое»

IV. Обмен читательскими впечатлениями.

Книга «Царь-рыба» оказалась возмутителем литературного спокойствия, вокруг нее завязались дискуссии на страницах журналов и газет.

«Царь-рыба» угодила в самое больное место проблемы «Человек и природа»

Что же вас взволновало, когда вы читали книгу?

V.Анализ рассказа «Царь-рыба»

— Что говорит В.Астафьев о браконьерах?

— Почему так много внимания уделял им?

( Браконьерство  —  страшное   зло. Автор показывает браконьера  Игнатьича.  В чем есть своя золотинка человеческой любви, человеческого достоинства, но все это подавляется безграничным хищничеством,  превратившимся в стремление урвать лишний кусок ) .

— В чем смысл показа судьбы этого героя?

(смысл в том, что человек, творящий зло и находящий себе оправдание, допускает существование зла везде).

— В чем состоит самая главная  вина  Игнатьича? ( Это –  надругательство над любившей его девушкой.  Получается, что начав творить зло, остановится почти невозможно. Убийца дочери Командора – духовный двойник  Игнатьича.  Круги  жестокости распространяются  широко и  беспощадно ).

— Какова же авторская позиция по отношению к  браконьерству?  

(Астафьев осуждает браконьерство как зло многогранное и страшное по своей разрушающей силе,  причем писатель ведет речь не только об уничтожении живой и неживой природы вне нас, говорит о своеобразном самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека, человеческой природы).

— Что вызывает откровенно неприязненное отношение автора к таким людям, как Гога и браконьеры?

( Это бездуховность.  Бездуховность не  в смысле отсутствия культурных интересов, а в смысле отказа признать нравственные законы, объединяющие людей и природу, отсутствие ответственности за все, что не «я» ).

VI. Обсуждение идейного содержания.

— Что вы заметили в отношении автора к своим героям?

( Астафьеву больно смотреть, как его земляки  преступили старинную  заповедь  и решились на разбойный  зверский  лов рыбы.  Он не судит героев, а заботится об их душевном исцелении, выступает с позиций добра, гуманности, против варварской позиции ) .

— Что можно сказать об идее произведения?

( Вмешиваясь в жизнь природы,  грубо нарушая экологическую среду,  человек совершает  нравственное преступление.  Кто беспощаден к природе, беспощаден ко всему живому, а стало быть , к себе самому. В символической  картине единоборства человека с природой ни на чьей стороне не может быть победы, так как человек и  природа «повязаны одним смертным концом» )

Гармония отношений может быть сохранена только благодаря духовно — историческому опыту предшествующих поколений. Человек у Астафьева не торжествует, доказывая свое превосходство, а вымаливая у рыбы  спасение. Можно согласиться, что люди действуют против законов  природы, но повинуются законам природы.

Читайте также:  Анализ повести портрет гоголя сочинение

VII. Сообщение учащегося «Особенности пейзажа в рассказе «Царь-рыба»

VIII.Итог урока. Слово учителя.

Мир для В.П.Астафьева – это мир людей и природы, пребывающей в вечном. Неразрывном и противоречивом  единстве,  нарушение которого грозит  вырождением и  гибелью.  Велика его вера в торжество добра, в то, что каждый из нас сможет познать себя как человека.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/06/09/urok-po-viktoru-astafevu-po-povesti-tsar-ryba

Виктор Астафьев. Критика. Анализ повествования «Царь-рыба» В. Астафьева

Н. Молчанова

«Понимать добро, утверждать его, не доводить человека до самоистребления и уничтожения всего живого на земле есть истинное и высшее назначение литератора, в том числе и мое».
В. Астафьев

Внимание современной литературы направлено к тем сторонам жизни, которые особенно важны для воспитания высокосознательного, гармонически развитого человека.

Тема «человек и природа» стала прежде всего нравственной, темой сохранения физического и духовного здоровья человечества, приобрела глубоко гуманистический смысл.

В лучших произведениях на эту тему допрос о необходимости защиты природы от бездумного или рваческого потребления перерастает в проблему совершенствования человеческой личности и ее отношений с миром, в проблему нравственного климата общества.

Эта тема издавна волнует и В. Астафьева. Еще в рассказах начала 60-х годов прозвучал мотив о разных следах, которые оставляет человек в природе. Он пишет: «Главным создателем на земле является человек. С него и спрос за все горести и беды, причиненные матери-земле, ему честь и увала за все то прекрасное, что он сделал с тех пор, как начал мыслить и творить».

Писатель с возмущением пишет о следах тех, «кто привык только брать и ничего не отдавать», об их отношении к плодам земли и человеческого труда, к памяти предков.

В произведениях Астафьева лейтмотив любви к родине неизменно соединяется с мотивом любви к родной природе. В своем новом «повествовании в рассказах» — «Царь-рыба» — автор возвращается к дорогим его сердцу местам и людям.

Важно

Это снова Сибирь, Красноярский край, Енисей и его притоки, богатство и величие таежной природы, суровая красота сибирской тундры.

Рассказы, объединенные в художественное целое местом действий, образами рассказчика и героя, открывают перед читателем огромный живой мир, органической частью которого является человек.

Этот мир включает и удивительный цветок тундры, «цепкий, приручивший само солнце», и таежную лилию, которую нашел автор в туруханских дебрях, и верных друзей человека — собак, начиная от верного, преданного друга, историей которого открывается повествование, и кончая собакой Акима Розкой, его главной помощницей и труженицей.

Астафьев не раз обнаруживал свое умение нарисовать сибирский пейзаж, точность и поэтичность в передаче природных красок, звуков, запахов. В «Царь-рыбе» глубоко ощущаешь не самодельность образов природы, а их включенность в авторскую концепцию мира и человека.

Герой-повествователь у ночного таежного костра, оставшись наедине с мирозданием, напряженно и серьезно размышляет о проблемах современного человека. Радость в общении с природой, душевный покой, рожденный ее красотой и величием, сменяются беспокойством, тревогой о будущем, о детях.

Принципиальной установкой творческой манеры писателя, характерной ее чертой стало тяготение к обобщению, к философскому осмыслению реальных, земных картин и процессов.

Художник по-новому поворачивает известные, хорошо знакомые образы, метафоры, сравнения, так свежо и интересно, как музыкальный рефрен, звучит в начале рассказа-главы образ капли, отражающей мир, освещенный солнцем, в которой сосредоточиваются и его красота, и его тяжесть, — действительность, преображенная фантазией писателя, его чувство счастья: «На заостренном конце продолговатого ивового листа взбухла, созрела продолговатая капля и, тяжелой силой налитая, замерла, боясь обрушить мир своим падением. И я замер».

Искреннюю радость человека вызывают маленькие чудеса окружающего мира, например «ленок, редчайшая по красоте рыба, прекрасный каприз природы». Иные чувства, более глубокие и сложные, внушает героям картина «белых гор».

«Небесно-чистые» горы позволяют герою надеяться на свершение надежды на счастье, мечты о любви. Частицы, элементы природы для писателя — самостоятельно, полнокровно живущие организмы со своим обликом и повадками.

Совет!

Хороши сибирские реки, описываемые автором, вольная красота и первозданность, их чистые, богатые рыбой воды. Для каждой из них он находит особые слова и определения. «Нижняя Тунгуска всю жизнь… будет знать, тянуть к себе молчаливой печалью.

Одетая в каменное платье, украшенная то оподолью то тяжелыми блескучими алмазами вечных льдов, то жарко полыхающими цветами, то вспененной пушицей…», река похожа на красивую эвенкийку, которую встретил рассказчик в Турухенске.

Писатель не обожествляет, не идеализирует природу, его восторг и преклонение очень земного, человеческого свойства. Нет умиления перед природным миром и в его рыбаках, охотниках-промысловиках. Эти люди знают цену природным богатствам.

Их работа на промысле, или в рыболовецкой артели, или на судах своенравных рев требует «постоянного мужества, терпения».

Таковы бывший бакенщик Павел Егорович, моряки с туеров, боганидские рыбаки, наконец, главный герой большинства рассказов — Аким.

Утверждая неразрывность человека и природы, показывая духовную неразвитость, хищничество в поступках некоторых людей, писатель подчеркивает в них жестокое, животное начало, поэтому в рассказе о зимовке Коли с товарищами на Таймыре он изображает, как «нарушилась душевная связь людей», лишенных главного а жизни — работы. Звериная злоба живет и в браконьерах, теряющих человеческий облик в погоне за наживой. «Вооруженные до зубов любители острых ощущений», по лицензии расстреливающие лося, кажутся ему «отвратительно, страшно пахнущим зверем», который «никого и ничего щадить не способен: ни леса, ни животных, ни себя».

Он хочет показать, как «неразумный человек, уродуя природу, и сам несет нравственный урон». Накопив достаточное количество фактов, документальных свидетельств о «немилосердном избиении природы», Астафьев дает им публицистическое, глубоко гражданское толкование.

Обратите внимание

Жанровое своеобразие рассказов-глав — в чередовании этой лирической публицистики с реалистически-бытовыми сценами, с чисто художественными образами и картинами. «Чересполосица», по выражению А.

Макарова, как «особенность и главная сила прозы Астафьева, выявляющая связи общего и частного», позволяет автору дать художественное исследование человека нашего времени, чья высокая духовность должна противостоять нравственной нищете мира собственничества и насилия.

Он пишет о редких видах рыб, уничтожаемых местными браконьерами самыми варварскими средствами. Он рассказывает о бессмысленном расстреле глухарей, когда они слетаются на берега рек глотать речную гальку, которой перетирается лесная пища.

Он вспоминает о тополях на енисейских берегах, свороченных от нечего делать трактористами, которые «не услышали, как предсмертно хрустят, безгласно вздымают вверх обломанные лапы добрые, нездешние деревья, дававшие приют птицам и детям, тень в саду, прохладу дому, красоту реке», с возмущением говорит писатель о равнодушных, бездумных туристах — «на просторах они так резвятся, что за ними, как после Мамаева войска, — сожженные леса, загаженный берег, дохлая от взрывчатки и отравы рыба».

Бой равнодушию к чужой жизни, себялюбию дает не только лирико-публицистический материал, но и целая галерея художественных образов рвачей и хапуг. Стилевая палитра художника рисует их портреты выразительно, с разнообразием интонации — от тонкой иронии до откровенной сатиры.

Командор — самый злой и завистливый из чушанских браконьеров, «мужик с яростным костлявым лицом и оловянного свечения взглядом». Жизнь наказывает Командора так же безжалостно, как он расправляется с рыбой: его дочь Тайка, единственное любимое существо, гибнет под колесами пьяного шофера, «сухопутного браконьера».

Потеря еще более ожесточает его, озлобляет против всего и всех. «Сердце Командора почернело, обуглилось от горя и злости».

Начисто лишен признаков какой-либо духовности Грохотало, здоровенный мужик с гладким, залуженным лицом, признающий, «кроме себя и сала… еще гроши». В молодости струсивший перед бандеровцами и вовлеченный ими в преступление, Грохотало и через много лет остался тем же нравственно примитивным существом с примитивными, но огромными материальными потребностями.

Среда чушанских браконьеров выделяется фигура Зиновия Игнатьевича Утробина, «мастерового, деловитого, удачливого человека». Именно ему попалась на самолов царь-рыба, редкостный матерый осетр, который стащил браконьера с лодки в ночную ледяную воду.

Важно

Поединок человека и рыбы не на жизнь, а на смерть написан рукой зрелого мастера. Истекающие кровью, «повязались одной долей человек и «рыба». Царь-рыба превращается в символ беспощадного рока, загадочный, таинственный и холодный.

Мысли, переживания погибающего человека подводят итог прожитой жизни, начинается суд человека над собой. Позднее раскаяние мучает его: «Из-за этакой гады забылся в человеке человек.

Жадность его обуяла!» Вспоминается прошлое — совершенное в молодости надругательство над девушкой приносит теперь «заслуженную кару, ибо природа тоже женского рода», внутренний монолог Игнатьича переходит как бы в диалог с царь-рыбой, которая выполняет роль проснувшейся совести — судьи.

Это лучшие сказовые страницы произведения, насыщенные народной речью. Небольшая по объему глава дала название всему повествованию, ибо в ней, в ситуации драматической, даже трагедийной, решается судьба человека, забывшего в себе человека! Здесь диалектика сложных отношении человека и природы поворачивается глубоким социально-нравственным аспектом.

В «Царь-рыбе» Астафьев показал еще одну сторону своего самобытного дарования: не ограничившись обвинениями против хищнического отношения к природе, он заклеймил его в серии портретов потерявших себя нравственно людей, начиная от «ничтожного рыбачишки» Дамки и кончая «свободным человеком» Гогой Герцевым.

Но Астафьев не был бы Астафьевым, если бы не противопоставил потребительскому отношению к жизни, к природе безмерность человеческой доброты, неизбывность тепла, готовность помочь, давать, а не брать.

И эти качества всегда связаны у него с простыми людьми труда, с народной средой, соединившей традиции высокой нравственности с «духовными ценностями, которые принесло наше социалистическое общество» (В. Астафьев).

Рыболовецкая артель в Боганиде, где первым подходит к артельному котлу не главный добытчик, а малый ребенок, считает, что «в советской державе всегда и все вперед отдавалось и должно отдаваться детям, потому как дети есть наше будущее». Среди тех, кто вырос у щедрого артельного котла, был Аким, с детства закаленный суровой жизнью, ранним трудом.

Совет!

Судьба Акима не обычна, не ординарна. Беззаботное детство в Боганиде быстро кончилось. Заботы о матери, братьях и сестрах приучают к ранней самостоятельности. Смерть матери разлучает Акима с младшими «касьяшками». Он бродит по земле, безотказный трудяга, моряк, охотник — промысловик, рыбак.

За достоверностью, художественной убедительностью образа Акима скрывается более существенный пласт изображения, это обобщающий характер, несущий опыт народной жизни. Народную основу характера Аким обнаруживает в нелегких испытаниях, в любви и ненависти, в отношениях с Элей и Георгием Герцевым.

Неясная тоска, желание обрести душевную и житейскую пристань привели героя на промысел в глухую тайгу, к «белым горам». В своем зимовье он находит умирающую девушку, спутник которой Герцев погиб в тайге. Как и в главе «Царь-рыба», в центре маленькой повести-главы «Сон о белых горах» — кризисная ситуация, поединок человека с суровым миром природы.

В этом поединке спутник Эли в таежном путешествии оказался побежденным. В намеренном противопоставлении образов Акима и Герцева, контрастных в понимании нравственного долга, писателем разрабатывается социально-нравственный аспект проблемы «человек и природа». В беседе о замысле «Царь-рыбы» В.

Астафьев говорит о своей позиции художника в борьбе за совершенствование, духовное развитие личности, об опасности физической и моральной растраты себя по пустякам современным человеком, особенно молодым, в отношениях с природой, в общении с другими людьми.

«Герцев не считал людей ни друзьями, ни товарищами, он сам по себе и для себя жил, Акиму же любой человек, в тайге встреченный, — свой человек». Писатель рассказывает о нескольких встречах Герцева и Акима, превратившихся в столкновение непримиримых противников. «Мыслитель» Герцев не просто эгоист и потребитель, вроде примитивных чушанских браконьеров. Он идейно подготовил себя к «независимой от других людей жизни». Свою философию «свободного человека» он обосновывает в дневниковых записях — желание встать выше человеческого муравейника. Цитаты из Ницше теоретиков «свободного мира» с комментариями хозяина дневника оказываются в понимании прозревшей Эли дешевым «словоблудием».

Не только в слитности с природой видит Астафьев нравственную силу личности, он исследует ее социальные связи, ее отношения с обществом.

В невзрачном внешне, в невидном по сравнению с Герцевым Акиме читатель чувствует силу хозяина жизни, хозяина своей земли, смелость социально активной личности.

Одиннадцать глав-рассказов, при неоднородности материала, разнообразии приемов, средств изображения, смене интонаций и перебивке планов, соединяются цельным авторским взглядом, его устойчивым интересом к внутреннему миру современника.

Обратите внимание

Формирование личности, ее сопротивление обстоятельствам, ее победы над собой все теснее связаны в творчестве писателя с путями родины, с историческим развитием народа, с опытом нации.

Сочетание бытовых картин, страстной публицистики, монологов лирического героя, сказовых историй создает объемность, глубину «повествования в рассказах», позволяя» говорить о его эпическом качестве. Сам автор называет «Царь-рыбу» «вещью эпического характера».

Автор не приемлет индивидуализма, алчности, бездуховности. Определяющими чертами состоявшейся личности он считает стремление жить и работать для людей, человечность и совестливость.

Л-ра: Звезда. – 1976. – № 11. – С. 214-217.

Биография

Произведения

  • Васюткино озеро
  • Конь с розовой гривой
  • Ясным ли днём

Критика

Ключевые слова: Виктор Астафьев, «Царь-рыба», критика на творчество Виктора Астафьева, критика на произведения Виктора Астафьева, анализ рассказов Виктора Астафьева, скачать критику, скачать анализ, скачать бесплатно, русская литература 20 в.

Источник: http://md-eksperiment.org/post/20170613-prekrasnyj-golos-zhizni

Ссылка на основную публикацию