Анализ романа прокляты и убиты астафьева сочинение

«Прокляты и убиты» (Астафьев): анализ романа

Роман «Прокляты и убиты» был задуман в трех книгах, в свое время опубликованы две, предполагалось, что в третей будет рассказано о сегодняшнем дне фронтовиков, но в последнее время писатель все чаще говорил о тем, что силы на исходе и третья книга так и не была написана.

Первая книга романа «Чертова яма» (1992) — это метафорическое обозначение казармы, а точнее, полутемных землянок, срубленных из неокоренных сосновых бревен, где в течение двух месяцев обитает карантин. Один из новобранцев, увидев все это, приходит к грустному выводу: «И здесь бардак!»

Время действия романа — поздняя осень 1942 г., место действия — казармы в военном городке, расположенном под Бердском, в Сибири, где призывники 24-го года рождения (ровесники В-Астафьева) должны пройти политическую и боевую подготовку и отправиться на фронт. Но это намерения, а реальность совсем другая.

Обратите внимание

В 21-м стрелковом полку много больных, драки, истязания и даже безнаказанное убийство красноармейца Попцова, совершенное ротным командиром Пшенным, и ответное нападение взбунтовавшегося взвода, чуть было не поднявшею на штыки виновника-офицера.

Вершина ужасов — грозный приказ № 227 и начавшиеся показательные расстрелы солдат, невинных братьев Снегиревых.

В. Астафьев не ищет (во всяком случае в первой книге) истоков и мотивов будущей победы, а погружает своих героев в военный быт — писатель вправе выбрать свой, наиболее адекватный его замыслу, творческой индивидуальности ракурс изображения.

Он стремится показать то, что еще не было объектом внимания «военной» прозы — страшную изнанку армейской жизни, ее «тягучий, изморный ход», когда за неполных два месяца призывники превращались в доходяг, согбенных старичков с пожухшими глазами, равнодушных ко всему, кроме спанья и еды.

Главный пафос первой книги — обличительный, здесь писатель выступает продолжателем традиций Л.И. Солженицына («Архипелаг ГУЛАГ»). Астафьев не жалеет сатирических красок для изображения политработников армии, с сарказмом повествует об активистах 20-30-х годов.

Автор высмеивает показательный суд над отпетым человеком, картежником, пронырой Зеленцовым, едва не убившим добрейшего капитана Дубельта. Но сатирическое острие направлено не на Зеленцова, а на судей, членов военного трибунала, в разоблачении которых автор использует значащую деталь.

На сцене зала, где разыгрывается судебное действо и восседают двое солидных мужчин с малиновыми петлицами, — барельеф («упряжка с вождями мирового пролетариата»).

Когда на суде разразился скандал (Зеленцов требовал отправить на фронт жирных судей и его поддержали красноармейцы, согнанные на показательный процесс), «полковник вместе с судебной обслугой поскорее ретировался за сцену, скрылся за упряжку из четырех вождей».

Важно

Во второй книге романа под названием «Плацдарм» (1994) обличительный тон так же силен. Здесь описывается сражение за один из двадцати семи плацдармов на правом берегу при форсировании Великой реки (Днепра) осенью 1943 г.

По убеждению писателя, это та же чертова яма, только вынесенная на линию фронта. Боеприпасов нет! Продуктов нет! То же равнодушное отношение к солдату, издевательства отцов-командиров, предпочитающих «руководить» операцией с безопасного левого берега реки.

Во второй книге достается не только политотдельцам, но и Александру Васильевичу Суворову.

Правда войны — проблема наиважнейшая для каждого писателя-фронтовика. В. Астафьев в разные годы по-разному оценивал то, что и как писалось о войне.

В начале 70-х ему казалось, что слишком много создано хороших книг о войне, в 1988 г. он говорил обратное («Я был на другой войне»). Автор поставил перед собой, можно сказать, амбициозную цель рассказать о своей войне.

Действительно, до Астафьева никто не писал так обнаженно о войне с точки зрения солдата.

Источник: Зайцев В.А. и др. История русской литературы второй половины XX века. М.: Высшая школа, 2004

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/astafev_v_p/prokljaty_i_ubity_astafev_analiz_romana/37-1-0-133

Сочинение-рецензия на произведение В. П. Астафьева «Прокляты и убиты»

Великая Отечественная война оставила свой неизгладимый след в душах людей.

Теперь, когда многие годы отделяют нас от тех страшных событий, мы попрежнему, с нескрываемым душевным трепетом прикасаемся к страницам книг, приоткрывающим нам события тех далеких лет.

Несколько поколений художников, среди которых были поистине замечательные (А. Твардовский, К. Симонов, М. Шолохов, Л. Леонов, В. Кондратьев и другие), вновь и вновь возвращались к изображению войны, используя всякую возможность сказать о ней правду.

Произведения Виктора Астафьева отличаются от других и системой образов, и затронутыми в них проблемами. Герои Астафьева, выдернутые из нормальной жизни, поставлены перед необходимостью жизненного выбора.

Совет

Всю свою непростую жизнь в литературе Астафьев шел к роману о войне.

Более десяти лет он вел разговор о нем с коллегами, журналистами, критиками, высказывая попутно интереснейшие замечания и соображения о военной прозе.

Роман появился в начале девяностых годов на страницах «Нового мира». Книга первая – «Чертова яма» – в 1992 году, книга вторая – «Плацдарм» – в 1994.

Название романа связано с одним из героев – сибиряком Колей Рындиным, символизирующим силу и мощь той части народа, которую обошла репрессивная машина, которая сохранила лучшие национальные черты: уважение к человеку, самодостаточность, стойкость, выносливость. Именно Рындин с великим убеждением рассказывает капитану Щусю о старообрядческом стихаре, где написано, что «все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут прокляты Богом и убиты».

«Чертовой ямой» назван учебный батальон, в котором должны пройти обязательную подготовку новобранцы. Целая книга (книга первая) посвящена процессу «воспитания» бойцов доблестной Красной Армии. Отсутствие элементарной заботы о завтрашнем воине вопиюще: жизнь в полутемном подвале, в холоде, голоде, страхе и болезнях. Быт полка напоминает тюремный, ГУЛАГовский.

О нравственном климате в полку свидетельствуют несколько страшных запоминающихся сцен: пробуждение после первой ночи в казарме, случайное убийство «доходяги» Попцова одним из командиров, которого рота едва не подняла на штыки, показательный расстрел братьев Снегиревых за отлучку из расположения полка. Полк начинает нести потери еще до фронтовой действительности.

Центром второй книги является переправа через большую русскую реку. Это событие встречается и в творчестве Твардовского, Симонова, Гроссмана.

Почему именно переправа? Потому что она позволяет показать степень участия в военных действиях самых разных подразделений войск снизу доверху.

«Плацдарм» у Астафьева – картина величайшей безответственности сверху, когда победа могла быть достигнута исключительно за счет нечеловеческого напряжения низового состава армии.

Теснейшим образом с «солдатской линией» в романе «Прокляты и убиты» переплетается «линия партии», на представителей которой обрушивается весь гнев автора.

Книга Астафьева многогеройна: многочисленные и пестрые персонажи ее то выступают как единая масса, то распадаются на великое множество разных личностей. При таком построении в ней практически нет главных действующих лиц, хотя несколько выделяется группа оставшихся в живых после переправы.

Обратите внимание

В романе Астафьев разрушает сложившиеся традиции изображения народа на войне. Он не является победителем. Автор заявляет, что народ смертен и уничтожим вследствие незалечиваемых ран, нанесенных не только фашистской армией, но, прежде всего своими – тоталитарной машиной, без совести и счета губящей русского мужика.

Народ в романе «Прокляты и убиты» не является героем, он – покинутый Богом, униженный страдалец, вынужденный воевать между двух страшных сил. Высокие понятия «доблесть», «подвиг», «героизм» – несоотносимы с изображенными в романе В. Астафьева событиями.

Роман получился не просто тяжелый и страшный, он не только поражает фактами, о которых раньше не принято было говорить, – его отличает удивительная даже для Астафьева резкость, страстность, категоричность авторской интонации. Произведения этого автора выдержали проверку временем, именно благодаря этим качествам.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа лапти бунина



Источник: https://scribble.su/work/400/347.html

Правда жизни в романе В. Астафьева «Прокляты и убиты»

Слайд 1

Конкурс : «Наш Астафьев» Название : Правда жизни в романе В. Астафьева «Прокляты и убиты» Выполнила : Толкачева Виктория Павловна. МАНОУ «Лицей №4», 10 «Г(2)» класс Руководитель : Серкова Галина Николаевна 12+ Правда жизни в романе В . Астафьева «Прокляты и убиты»

Слайд 2

«Первостепенная задача писателя – противостоять злу, утверждая добро» В.П . Астафьев [ 1924-2001] Выдающийся советский и российский писатель. Лауреат двух Государственных премий СССР и трёх Государственных премий РФ. Герой Социалистического Труда.

Слайд 3

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военную подготовку получил в учебном автомобильном подразделении в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом в гаубичной артиллерии, после тяжёлого ранения в конце войны служил во внутренних войсках на Западной Украине.

Слайд 4

Важнейшие темы творчества Астафьева — военная-патриотическая и деревенская. Прокляты и убиты — роман в двух книгах Виктора Астафьева , написанный в 1995 году. Самая сильная вещь, написанная о Великой Отечественной Войне.

Слайд 5

« Прокляты и убиты» Постановка: МХТ им. Чехова. Режиссер: Виктор Рыжако в Ч удовищные условиях, в которых приходилось существовать новобранцам, которые ещё и до фронта-то не дошли — сидели в учебных лагерях.

Мальчишки мучились от болезней и голода, заедаемые вшами и крысами, обворованные своими же однополчанами-урками . Пренебрежение командования к своим же солдатам. Виктор Петрович всю войну прошёл рядовым, сам всё это пережил.

И как никто другой имеет право отстаивать свою точку зрения.

https://www.youtube.com/watch?v=ab2qBnfUgFo

Слайд 6

«Каждый, кто берется за перо, набирается мужества словом поведать миру о том, что он любит, что тревожит его и печалит, должен сначала услышать музыку в себе, опьянеть от нее до того, что про себя уж «петь» невозможно, и тогда, только тогда, не разрывая мелодию пошлыми рассуждениями, конъюнктурными подтасовками и соображениями материального порядка, запеть для людей без фальшивого крика, без истеричного надрыва, а так, как звучит слово, исторгнутое жизнью и озвученное человеческим сердцем». В.П. Астафьев

Слайд 7

Тестирование 1. Назовите, что считалось первостепенной задачей писателя а) противостояние злу б) прославиться, как автор в) 2. Кем на фронте служил Астафьев? а) шофер б) артиллерист в) танкист 3. Основная тема творчества Астафьева а) любовная б) военно-патриотическая в) пейзажная 4.

Назовите самый сильный роман о Великой Отечественной Войне а) Последний поклон б) Царь-рыба в) Прокляты и убиты 5. Основа сюжета а) героические подвиги б) война с Гитлером в) пренебрежение к своим солдатам 6.

Писательская позиция Астафьева а) писать, что вижу, не задумываясь б) писать без фальши и истерики в) писать, чтобы стать знаменитым ПРОТИВОСТОЯНИЕ ЗЛУ ШОФЕР ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПРОКЛЯТЫ И УБИТЫ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ К СВОИМ СОЛДАТАМ ПИСАТЬ БЕЗ ФАЛЬШИ И ИСТЕРИКИ

Слайд 8

Список источника основного содержания: 1. Астафьев, В.П. Прокляты и убиты [ Текст ] / В.П. Астафьев // М.: Эксмо , 2010 г. Серия: К 65-летию Великой Победы Тираж: 4000 экз. ISBN 978-5-699-40494-0 2 . Астафьев, В.П. Кража; Последний поклон.[Текст] / В.П. Астафьев // – М.: Просвещение, 1990 г. – 448с. – ISBN 5-09-002922-9 3 . https ://ru.wikipedia.

Важно

org/wiki/%D0%90%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%84%D1%8C%D0%B5%D0%B2,_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_% D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 4. https ://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D1%8F%D1%82%D1%8B_%D0%B8_% D1%83%D0%B1%D0%B8%D1%82%D1%8B 5. http:// www.aif.

ru/culture/person/viktor_astafev_prishel_v_mir_rodnoy_i_dobryy_uhozhu_iz_chuzhogo_i_porochnogo

Слайд 9

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2016/01/15/pravda-zhizni-v-romane-v-astafeva-proklyaty-i-ubity

Роман В. Астафьева «Прокляты и убиты»

ПодробностиКатегория: Произведения о Великой Отечественной войнеОпубликовано 28.11.2018 12:16Просмотров: 83

Роман «Прокляты и убиты» создавался в 1990-1994 гг. и после выхода в свет вызвал массу противоречивых оценок и споров.

В нём было показано принципиально новое ви́дение сурового времени нашей истории – Великой Отечественной войны, а также личное осмысление судьбы рядового солдата: по мнению писателя, она была трагичной.Так об этой войне не писал никто. Автор имел право на собственный взгляд, т.к.

лично испытал все тяготы войны: он сам ушёл добровольцем на фронт в 1942 г. Пережитое на войне стало центральной темой творчества писателя. Создание своей книги Астафьев объяснил так: «молчать … невозможно». В аннотации издательства «Красноярск: офсет», 1997 г.

сказано, что «именно этим романом Астафьев подвел итог своим размышлениям о войне как о «преступлении против разума».

Но когда роман появился в печати, в чём только не упрекали писателя! – в натурализме, неубедительности религиозной темы (писатель считал, что война – это грех), излишней риторичности, крайнем пессимизме, в нарушении традиции в истолковании войны и т.д.

Виктор Астафьев 

Астафьев выразил в романе сомнение в триумфальном характере победы и был убеждён, что те многочисленные жертвы, которые понёс советский народ, были преступными просчётами советского командования.

Совет

Однако роман актуален и сегодня, когда вокруг продолжаются военные конфликты и гибнут люди, поэтому сто́ит прислушаться к словам автора, хотя он сам считал, что «всю правду о войне знает только Бог, и правда эта неподъёмна».

Роман «Прокляты и убиты» не окончен, автор сам заявил о прекращении работы над ним. 

О сюжете романа

1-я книга «Чёртова яма»

                                                                           Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы                                                                           вы не были истреблены друг другом.

                                                                           Святой апостол Павел

Действие романа разворачивается поздней осенью 1942 г. и зимой 1943 г. недалеко от города Бердска в Новосибирской области. Сюда, в 21-ый запасной стрелковый полк, осенью прибыли новобранцы. Это совсем ещё мальчишки, в основном только что достигшие призывного возраста. Они все очень разные и по национальности, и по характеру, и по социальному положению.

Личности многих из них писатель рисует подробно, и мы, читая роман, испытываем определённые чувства к каждому из них: старообрядец Коля Рындин привлекает своей силой, душевностью, обликом настоящего богатыря: «он и есть несгибаемый человек. Гнется он только перед Богом в молитве», но военная наука не давалась Коле, он никак не мог на ученьях воспользоваться штыком винтовки.

Командир был бессилен и говорил:

— Тебя же вместе с твоими святыми в первом бою прикончат.
— На все воля Божья, — отвечал Коля Рындин.

Лёха Булдаков своеволен, но добр, он добытчик, в любой ситуации не остающийся голодным, притом всегда делится с товарищами. Ашот Васконян – интеллигент, любящий правду, его все уважают за ум и знания, он щедро делится ими с ребятами, которые в массе своей малограмотны, их набрали из отдалённых посёлков и деревень. Некоторые из них уже успели нарушить законы.

И вот из этой разношёрстной толпы призывников в тяжелейших условиях складывается вполне боеспособный и в целом сплочённый коллектив.

Читайте также:  Историческая основа слова о полку игореве

Но условия, в которых оказались призывники, даже по военным меркам бесчеловечны: ребята постоянно недоедают, живут в холоде, сырости, в отсутствии элементарных бытовых удобств, поэтому возникают постоянные конфликты между самими призывниками и между призывниками и их командирами.

Астафьев пишет: «Страна не была готова к затяжной войне не только в смысле техники, оружия, самолетов, танков – она не настроила людей на долгую, тяжкую битву и делала это на ходу, в судорогах, в спешке, содрогаясь от поражений на фронтах, полной бесхозяйственности, расстройства быта и экономики в тылу.

Обратите внимание

Сталин привычно обманывал народ, врал напропалую в праздничной ноябрьской речи о том, что в тылу уже полный порядок, значит, и на фронте тоже скоро все изменится».Некоторые описания хотелось бы посчитать чудовищной неправдой, но … писатель всё прочувствовал лично. «С каждым месяцем, неделей, днем прибывало и прибывало в полку доходяг.

Овладев порожней миской, доходяги толкались возле раздаточных окон, канючили, ныли, выпрашивали добавки, мешая старшим десятка получать тазы с похлебкой, с кашей, с чаем, если мутную, банным веником пахнущую жижу можно было назвать чаем, но, намерзшись на занятиях, вечерами пили того чаю много, пили жадно, мочились ночью, биты бывали эти соколики нещадно.

Меж столов сновали серые тени опустившихся, больных людей — не успеет солдат выплюнуть на стол рыбью кость, как из-за спины просовывается рука, цап ту кость, миску вылизать просят, по дну таза ложкой или пальцем царапают. Этих неприкаянных, без спроса ушедших из казармы людей ловили патрули, дневальные, наказывали, увещевали.

Но доходяги утратили всякое человеческое достоинство, забыли, где они и зачем есть, дошли даже до помоек, отбросных ларей, что-то расковыривали там палками, железом, совали в карманы, уносили в леса к костеркам».

Командиры также были разными: справедливыми, заботливыми, думающими о подчинённых (младший лейтенант Щусь, старшина Шпатор), но и бессердечными, жестокими, как, например, ротный командир Пшенный, который в порыве злой ярости на глазах у мальчишек забил насмерть больного новобранца Попцова.

«Дисциплина в полку не просто пошатнулась – с каждым днем управлять людьми становилось все труднее». «Постепенно расходясь в праведном гневе, накаляясь, дежурный по роте, им чаще всего был Яшкин, тоже шибко сдавший, совсем желтый, начинал сдергивать бойцов с нар, которые оказывались поближе.

Всех ближе на нижних нарах ютились горемыки больные, на которых дуло из неплотно закрытой двери, тянуло от сырого пола, и как им ни запрещали, как их ни наказывали, они волокли на себя всякое тряпье, вили на нарах гнезда.

Стащенные за ноги, сброшенные на пол, снова и снова упрямо заползали на нары, лезли в грязное, развороченное, но все же чуть утепленное гнездо — только бы не на улицу, только бы не на мороз в мокрых, псиной пропахших штанах, побелевших от мочи на заду и в промежности».«Люди слабеют – условия в казармах-то невыносимые, скотина не всякая выдержит, больных много».Одним из самых трагичных эпизодов первой книги является расстрел братьев Снегирёвых. Призывники погибли не только из-за своей неопытности и наивности, но и из-за отсутствия в людях и обществе Божьей милости.Основной сюжет романа прерывается подробными описаниями довоенной жизни персонажей романа, в их судьбах выражена вся народная трагедия.И вот маршевые роты полка отправлены на фронт. Перед отправкой на фронт на короткое время призывники были отправлены в деревню Осипово на зимние хлебозаготовки, где немного поправили свое здоровье. Писатель утверждает, что непосредственно военная подготовка сводилась только к строевой муштре на плацу, а большинство призывников на учениях держали в руках не настоящее оружие, а лишь деревянные макеты.

Эпиграф к первой книге несёт мысль о приоритете общечеловеческих ценностей – она не только о Великой Отечественной войне, но и о тянущейся веками вражде между народами. Война – это великая мировая трагедия.

2-я книга «Плацдарм»

                                                                                                       Вы слышали, что сказано древним:                                                                                                       «Не убивай. Кто же убьет, подлежит суду».

                                                                                                       А Я говорю вам, что всякий, гневающийся                                                                                                       на брата своего напрасно, подлежит суду…

                                                                                                       Евангелие от Матфея, 5, 2122

Важно

Во второй книге герои романа на фронте. Подробно и натуралистично описаны боевые действия в ходе форсирования Днепра, захвата и удержания плацдарма на его берегу в течение семи и «всех последующих» дней.

Автор описывает войну предельно подробно и жестоко, явно разграничивая тех, кто на плацдарме (в основном те же мальчишки и ряд командиров), и тех, кто остался на восточном берегу (политотдел, особый отдел, походно-полевые жёны, заградотряды и просто трусы). При этом война описывается как глазами советских солдат, так и отчасти немецких.

Во второй книге также основной сюжет прерывается описаниями довоенной или уже военной жизни отдельных персонажей. Военные события описаны ярко, но это можно увидеть и в других произведениях о войне, а вот описание солдатского быта, различий в жизни простого солдата и тех, кто рангом чуть повыше, — это традиции Льва Толстого в военной литературе.

Политрук Мусёнок со своими политическими лозунгами вызывает чувство омерзения, как и начальник артиллеристов – сытый, упитанный, пахнущий одеколоном, балующийся заграничными винами, сухофруктами, шоколадом, когда простые солдаты на том берегу Днепра жевали полынь…

 Многие из персонажей книги были убиты или тяжело ранены на плацдарме; судьба других остаётся неизвестна читателям.В книге «Плацдарм» рассказано и о тех, кто не смог выдержать тот непомерный груз войны, который выпал на их долю. Война подавляет человека, выворачивает наизнанку его душу, иногда искажая в ней лучшее.

Читайте также:  Характеристика и образ барыни из рассказа муму тургенева сочинение

Страшное время войны породило уродливые явления военных будней: недальновидные решения, глупые просчёты, безответственность военного руководства, которые тяжким бременем легло на плечи защитников страны.По мысли автора, самое страшное преступление на войне – предательство, а оно «начинается в высоких, важных кабинетах вождей … и заканчивается здесь, …

где фронтовики подставляют друг друга». Иногда даже честные и чистые помыслами люди ощущали растерянность перед войной: Феликс Боярчик, не готовый для военной жизни, бросается к немцам, умоляя убить его. Астафьев считает, что война неизбежно приводит человека к духовному опустошению.

Честный солдат Лёшка Шестаков понимает: «Главное губительное воздействие войны в том, что … подступившая массовая смерть становится обыденным явлением».Однако война выявляет в человеке и самые высокие чувства: патриотизм, чувство единения солдат, готовность поделиться последним, умение сохранить в себе человеческое достоинство, внутреннюю силу.

Таковы в романе Щусь, Шестаков, Булдаков, Рындин и другие.Немцы в романе Астафьева – прежде всего обычные люди, которые никогда не желали и не желают быть участниками этой войны. Из рук врага получают санитарки Фая и Неля медикаменты, еду. Немец Лемке верит в Бога и осознаёт войну как вселенскую катастрофу. Астафьев старался донести до читателей мысль о том, что война – трагедия, независимо от того, кто погибает: русский или немецкий солдат.

Но человек беззащитен и не может противостоять стихии войны. Одной из трагических страниц «Плацдарма» является переправа на Днепре, где бессмысленно гибнут русские и немецкие солдаты.

Заключение

Астафьев уверен, что потомки предадут забвению солдата Великой Отечественной войны: «Через десяток лет покроет место боёв толстой водой нового, рукотворного моря и замоет песком, затянет илом белые солдатские косточки».

В то же время он считает, что бойцы Великокриницкого плацдарма стали жертвами кровавых событий, искупая вину своих отцов, творивших революцию 1917 года, и свою собственную. С этим можно соглашаться или не соглашаться, но это позиция автора.
Для произведений Астафьева вообще характерен мотив покаяния.

В романе «Прокляты и убиты» этот мотив проявляется во внутреннем монологе смертельно раненного сержанта Финифатьева.

Но что же означает название романа?

Совет

Конечно, не солдаты прокляты, а те, кто посылал их на смерть. Но убиты ведь солдаты.

Почему же в названии романа объединены эти два слова, относящиеся к разным категориям людей? Видимо, частично проклятие относится ко всем за то, что отступили и забыли Бога, совершили и поддержали революцию, сталинский режим, братоубийственную войну…

Но дух человека в любой системе, даже самой тоталитарной, может быть свободным. Именно духовность и нравственность считает Астафьев той силой, которая может изменить человека и помочь ему даже в самых страшных обстоятельствах остаться человеком.

В. Астафьев был одним из первых русских писателей, поднявших проблему братоубийства, поставивших вопрос о цене победы, так волновавший его все послевоенные годы. Мучительная память о войне сопровождала его всю жизнь.

Источник: http://ency.info/slovesnost/proizvedeniya-o-velikoj-otechestvennoj-vojne/888-roman-v-astafeva-proklyaty-i-ubity

Роман «Проклят и убит» В.П. Астафьева в контексте идейно-художественной эволоции творчества писателя..

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.Ф. КАТАНОВА

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ

КАФЕДРА ЛИТЕРАТУРЫ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Роман Прокляты и убиты

В.П. Астафьева в контексте

идейно-художественной эволюции

творчества писателя

Студента V курса ОЗО КИЮ

Кукарцева Ивана Юрьевича

Научный руководитель

к.ф.н., доцент

Прищепа Валерий Павлович

К защите допускаю

Зав. каф. литературы

____________________

Работа защищена в ГЭК

___________ 2000 г.

с оценкой ___________

Председатель ГЭК

_____________________

Члены ГЭК

_____________________

Абакан, 2000

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………………………………………………………………… 02

Глава 1. Общая характеристика творческого пути писателя 06

Глава 2. Идейно-эстетические особенности прозы

В. Астафьева 90-х годов …………………………………………………………………………… 18

2.1. Проблема выбора между советским патриотизмом

и христианской совестью …………………………………………………………………… 19

2.2. Основные характеры в романе Прокляты и убиты,

Адово место ……………………………………………………………………………………………… 22

2.3. Идейно-художественная специфика романа ……………………… 33

Заключение ……………………………………………………………………………………………………………………… 44

Литература ……………………………………………………………………………………………………………………… 46

А. Твардовский

Две строчки

Из записной потертой книжки

Две строчки о бойце-парнишке,

Что был в сороковом году

Убит в Финляндии на льду.

Лежало как-то неумело

По-детски маленькое тело.

Шинель ко льду мороз прижал,

Далёко шапка отлетела.

Казалось, мальчик не лежал,

А всё ещё бегом бежал,

Да лёд за полу придержал…

Среди большой войны жестокой,

С чего ума не приложу, —

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мёртвый, одинокий,

Как будто это я лежу,

Примерзший, маленький, убитый

На той войне незнаменитой,

Забытый, маленький, лежу.

1943

ВВЕДЕНИЕ

Когда были опубликованы первые главы романа Астафьева Прокляты и убиты, в Молдавии, Таджикистане и Нагорном Карабахе шла война. Назревала война в Абхазии. Публикация последних глав совпала с началом войны в Чечне. Наверное, классик, живи он сегодня, создал бы такую редакцию знаменитой строфы:

Одна война сменить другую

Спешит, дав миру полчаса.

Совершенно очевидно, что этот роман написан под непереносимым впечатлением сегодняшней нашей жизни. Огню и тлену предает он не сороковые годы, а наши полувоенные девяностые. Чтобы так написать о войне, — нашей величайшей славе и печали, — надо вконец разувериться в человечестве.

Видишь страшные сцены форсирования Великой реки, а за печатными знаками слышишь астафьевский крик: Зачем!? Ради чего, ради кого принесено столько жертв?! Ради сытого холеного вора, дорвавшегося до власти?! Ради временщиков, обуреваемых единственной страстью как можно быстрее и как можно толще набить свою бездонную мошну?! Ради того, чтобы наши, доморощенные русские офицеры-фашисты, презрев немыслимые жертвы мировой, поднимали штандарты со свастикой и портретами Гитлера? Ради шпаны, королями разгуливающей по русским городам и весям? Ради того, чтобы атомной бомбой и бандитским обрезом быть пугалом всему миру?! Да будьте вы все прокляты! … Убиты! ….

Своего рода В.П. Астафьев создал новый апокалипсис, и человеку неподготовленному, с незакаленной психикой нечего делать ни в первой книге романа, ни во второй.

Если в первой книге Чертова яма царят мат и смрад, то во второй части Плацдарм — смерть. Если в первой похабщина и гнусность солдатской тыловой жизни, то во второй расплата за содеянное. В. Астафьев расплачивается с десятками тысяч.

Ему нет разницы между достойным майором Зарубиным и зэком Шороховым, доктором интеллигентом Сабельниковым и его товарищами по оружию из штрафной роты, славным связистом Лешкой Шестаковым и безымянными солдатами, канувшими на дно Великой реки, — все они герои, и все они прокляты и убиты.

Цель его книги, как бы, сводится к тому, что бы расплатиться со всеми, кто прикоснулся к этому смраду. В уста Коли Рындина автор вкладывает фразу, доказывающую эту мысль: … все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут прокляты и убиты.

В дипломной работе мы пытаемся решить три основные задачи:

  1. рассмотреть идейно-эстетическое своеобразие прозы В.П. Астафьева на примере романа Прокляты и убиты;
  2. раскрыть смысл нравственно-философской проблематики романа и его основных образов;
  3. определить место романа в контексте творческой эволюции писателя.

Проза Астафьева, отливается ли она в сюжетное повествование или лирический рассказ-раздумье, — это всегда размышление о нашей жизни, о назначении человека на земле и в обществе и его нравственных устоях, о народном русском характере и о способности натур живы�

Источник: https://www.studsell.com/view/153375/

Ссылка на основную публикацию