Беликов в рассказе человек в футляре характеристика, образ

Человек в футляре, Символический смысл образа Белякова в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре»

Тему “футлярного человека” можно по праву считать сквозной в творчестве Чехова. Первый шаг в раскрытии этой темы писатель делает еще в своем раннем произведении “Учитель словесности”, но в 1898 году появляются три рассказа, так называемая “Маленькая трилогия”, которые можно объединить в цикл на основе их общей проблематики.

Наиболее гротескную картину “футлярной” жизни автор дает в первом рассказе трилогии, где тема заявлена уже в названии. Чехов рисует явно утрированный образ, который является художественным обобщением общественного явления того времени.

Так, перед нами предстает Беликов — человек с весьма интересным и даже “замечательным” характером и привычками: “в очень хорошую погоду” он “выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате.

Обратите внимание

И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый ворот”.

Не случайно автор уделяет особое внимание портрету героя. Он стремится при помощи характеристики быта, костюма Беликова раскрыть его душу, внутренний мир, показать его истинное лицо.

Так, уже из портретного описания мы видим, что учитель греческого языка полностью отгородился от живой жизни, наглухо заперся в своем “футлярном” мирке, кажущемся ему лучше подлинного. Футляр “обволакивает” мозг, контролирует мысли героя, подавляя положительные начала. Таким образом он лишается всего человеческого, живого, превращается в механическую машину правил и циркуляров.

Но страшнее всего то, что эти правила и предрассудки он навязывает всему окружающему миру, в котором к так все цели ставятся и достигаются только по необходимости.

Угнетая всех своей осторожностью, Беликов давит на людей, заставляет их боятся: “Наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!” Развивая мысль Чехова, мы понимаем, что “футляр” — это обобщенный образ всей России с его государственным режимом. Новый поворот в осмыслении проблемы вносит образ Мавры. Темнота и невежество людей из народа — тоже “футляр” охватывающий все большие стороны жизни.

Но в город проникают веяния нового времени. Появляются независимые, свободные личности (Коваленко, его сестра), вскрывающие с беспощадной силой “удушающую атмосферу” такой жизни.

Они находят ключ к решению проблемы, который заключен в главной фразе произведения: “Нет, больше жить так невозможно!” Действительно, с приходом таких людей заканчивается господство Беликова. Он умирает.

Но создается такое впечатление, что герой именно ради этого и жил, наконец он достиг своего идеала: “Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет”.

Важно

Да, Беликов умер, но “сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!”. Во время похорон стояла дождливая погода и все учителя гимназии “были в калошах и с зонтами”, как бы продолжая традиции покойного.

Что же ждет людей, ведущих “футлярный” образ жизни? Конечно, неизбежное одиночество, страшнее которого нет ничего в мире.

Но что же помогло автору создать такой оригинальный гротескный образ, который надолго запоминается читателю? Конечно, это различные художественные изобразительно-выразительные средства.

Интересуясь бытом, костюмом героя, писатель дает полную, развернутую характеристику его натуре, рисует точный портрет его души. Для такого описания Чехов использует сложные синтаксические конструкции с большим количеством однородных членов, расширяющих панораму действительности.

Фонетический состав произведения поражает своим разнообразием. Но мы отмечаем, что часто встречается звук “о” (ассонанс), который также передает замкнутость жизни героя, идущей по кругу, его отдаленность от мира.

Многие предметы быта Беликова носят символический характер. Так, чехол, очки, калоши и зонтик — это непременные атрибуты “футлярного” существования человека. Не случайно рассказ начинается и заканчивается их упоминанием.

Лексический состав рассказа также удивляет нас своим богатством. В нем встречаются как общеупотребительные, так и устаревшие слова (“извозчик”, “фуфайка”, “денщик” и др.), которые передают обстановку эпохи.

Совет

Хотелось бы отметить, что в самой главной, ключевой фразе произведения встречается инверсия: “Больше жить так невозможно”. Она как бы приковывает внимание читателя к этим словам, заставляет задуматься над их глубоким смыслом.

Язык Чехова отличается особой живостью, эмоциональностью и одновременно простотой, что делает его рассказы доступными и понятными.

Тонкости авторского мастерства поражают нас уже при первом прочтении рассказа, нам открывается истинный замысел его произведений.

Мне кажется, проблема, которую затрагивает Чехов в рассказе “Человек в футляре”, всегда останется актуальной. Писатель предупреждает об опасности обывательщины, житейской пошлости.

Незаметно для себя каждый может попасть в “футляр” собственных предрассудков, перестав думать и размышлять, искать и сомневаться.

И это действительно страшно, так как ведет к духовному опустошению и деградации личности.

Все произведения

Рейтинг сочинений

  • Тема: «Барионный гидродинамический удар глазами современников»

Вещество сингулярно ускоряет взрыв вне зависимости от предсказаний самосогласованной теоретической модели явления. Атом масштабирует. Все эссе.

Софи Жермен (Marie-Sophie Germain) (1 апреля 1776 — 27 июня 1831) — французский математик, философ и механик. Самостоятельно училась в библиотеке отца-ювелира. Все эссе.

  • Тест по литературе М Е Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» Ответы

    1. Сказки Салтыкова-Щедрина отличает: А) пафос; Б) иносказание; В) лиричность. 2. Иносказание — это: А) фраза, произнесённая на иностранном. Все эссе.

    «Новый год» Новый Год стучится в дверь! Открывай ему скорей. Краснощёкий карапуз – Твой теперь надёжный друг. Верно будете дружить. Все эссе.

  • Самостоятельная работа «Строение вещества Молекулы Диффузия Скорость движения молекул» 7 класс

    Вариант I 1. Выберите верное утверждение. А. Только твердые тела, состоят из молекул. Б. Только жидкости состоят из молекул. В. Только. Все эссе.

    Рейтинг сочинений

  • Источник: http://prochekhov.ru/2115-chelovek-v-futlyare-simvolicheskiy-smysl-obraza-belyakova-v-rasskaze-a

    Беликов — характеристика героя. «Человек в футляре»

    Категория: Характеристика героев

    Actionteaser.ru — тизерная реклама

    БЕЛИКОВ — герой рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре» (1898), учитель греческого языка. Образ Б. стал символом боязни жизни, олицетворением сакраментального «как бы чего не вышло». Не имеющий в рассказе имени-отчества, он — один из галереи чеховских «нелюдей» (Жмухин из «Печенега», или унтер Пришибеев).     Б.

    «всегда, даже в очень хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате.

    И зонтик у него был в чехле и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле… Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх». Но Б.

    не просто человек с причудами — его осторожность агрессивна, все новое, непривычное, вообще выдающееся, вызывает у него страх и упорное противодействие. Его коллеги не имеют мужества «отмахнуться», ненавидят, но подчиняются: по его указке выгоняют «сомнительных» гимназистов, терпят его мучительные визиты. Б.

    Обратите внимание

    страшен, а не смешон, в этом образе очевидны признаки демонического начала. Его смерть отдаленно напоминает рассказ Чехова «Смерть чиновника» (1883), герой которого тоже умирает от потрясения. Но обчихавший лысину важного лица Червяков — мелочь, ничтожество. Б.

    — колосс навеки застывшей, вечной догмы — погибает, потому что рухнули самые основы его «футлярного мира»: невеста катается на велосипеде, из дома, куда он по этому поводу пришел объясняться, вышвырнули, наговорив неслыханных грубостей, и в довершении всего его — демона — высмеяли. Безудержным «ха-ха-ха» Вареньки Коваленко, счастливым образом избежавшей брака с этим человеком, «завершилось все: и сватовство, и земное существование Беликова».

        На киноэкране образ Б. воплотил Н.П.Хмелев в фильме 1939 г.

    

    Рассказ «Чук и Гек» (1939), так же как и «Голубая чашка», не сразу был понят критиками, но сразу был принят ребятами.

    Прошли не года, а десятилетия, и произведения, которые в свое время показались некоторым критикам «во многом спорными», «элементарно простыми по сюжету», «композиционно не слаженными», «недоходчивыми» для детского читателя, живут в памяти современников их первых изданий и в чтении тех, кто растет сейчас. Не так просты эти «элементарно простые по сюжету» рассказы, и поэтическое об

    Большую роль в романе “Герой нашего времени” играет пейзаж. Отметим очень важную его особенность: он тесно связан с переживаниями героев, выражает их чувства и настроения.

    Отсюда и рождается страстная эмоциональность, взволнованность описаний природы, создающая ощущение музыкальности всего произведения.

        Серебристая нить рек и скользящий по воде голубоватый туман, убегающий в теснины гор от теплых лучей, блеск снегов на гребнях гор — точные и свежие краски лермонтовской прозы.     В “Бэле” на

    Самым важным элементом композиции романа «Война и мир» в идейном понимании является эпилог. Он несет большую смысловую нагрузку в общем замысле произведения. Л.Н.

    Толстой подводит итог своей огромной истории, затрагивая такие насущные темы, как семья и роль личности в историческом процессе.     Мысль о духовных основах семейственности как внешней формы единения между людьми получила особое выражение в эпилоге.

    В семье как бы стирается противоположность между супругами, в общении между ними взаим

    Важно

    Сюжет романа «Приключения Оливера Твиста» выстроен таким образом, что в центре внимания читателя оказывается мальчик, который столкнулся с неблагодарной действительностью. Он сирота с первых минут своей жизни.

    Оливер не только был лишен всех благ нормального существования, но и рос очень одиноким, беззащитным перед несправедливой участью.

    Поскольку Диккенс относится к писателям-просветителям, то он никогда не акцентировал внимание на нечеловеческих условиях, в которых жили бедняки того времени. Л

    Дж. Б. ШоуДом, где разбиваются сердцаДействие происходит сентябрьским вечером в английском провинциальном доме, по форме своей напоминающем корабль, ибо его хозяин, седовласый старик капитан Шатовер, всю жизнь проплавал по морям.

    В доме кроме капитана живут его дочь Гесиона, очень красивая сорокапятилетняя женщина, и её муж Гектор Хэшебай.

    Туда же приезжают приглашенные Гесионой Элли, молоденькая привлекательная девушка, её отец Мадзини Дэн и Менген, пожилой промышленник, за которого Элли собира

      План Традиції та новаторство у п'єсі Г. Квітки-Основ'яненка «Сватан­ня на Гончарівці». Іскрометний гумор, колоритні постаті, яскраві національні зви­чаї у п'єсі — складова успіху. Правдивий показ окремих сторін тогочасної дійсності.

    Тенденція до ідеалізації стосунків різних верств населення. Майстерність творення образів. Неперевершений гумор ситуацій, діалогів. Щасливий фінал. Оптимізм та національна своєрідність — запорука довгого жит­тя твору.

     {loadposition textmod} Зараз ди

    Совет

    Островский выступил со своими пьесами на переломе от 40-х к 50-м годам. Это был критический период в истории русской сцены, когда она оказалась заполоненной водевилями и мелодрамами, частично заимствованными с Запада.

    Собственно русского народного театра, который бы широко отображал быт России, не было. Островский выступил в своих пьесах прежде всего как первоклассный художник реалист.

    Превосходно зная русский быт, в особенности быт купечества, Островский перенёс на сцену русскую жизнь во всей е

    Лиснянская Инна Львовна (р. 1928), поэтесса. Родилась 24 июня в Баку. Не окончив института, уходит в поэзию. Первые стихотворения были написаны в 1949 в Баку, затем вышла первая книга стихов. В 1950-е публикует сборники «Это было со мною», «Верность».

    Ее стихи печатались в ведущих журналах и газетах. В 1960 переезжает в Москву, где выходят ее сборники: «Не просто любовь»(1963), «Из первых уст» (1966).

    С большим трудом проходит четвертая книга стихов и лишь через 10 лет — пятая — «Виноградный све

    Читайте также:  Сочинение жестокое обращение с животными

    Джонатан СвифтСказка бочки«Сказка бочки» — один из первых памфлетов, написанных Джонатаном Свифтом, однако, в отличие от создававшейся примерно в тот же период «Битвы книг», где речь шла по преимуществу о предметах литературного свойства, «Сказка бочки», при своем сравнительно небольшом объеме, вмещает в себя, как кажется, практически все мыслимые аспекты и проявления жизни человеческой. Хотя конечно же основная его направленность — антирелигиозная, точнее — антицерковная. Недаром книга, изданна

    Стихотворение «К обидам собственной персоны» А.Т.Твардовский написал в 1968 году, за три года до смерти. Этим стихотворением поэт хотел передать свой жизненный опыт читателю, он хотел научить людей жить правильно.

    Обратите внимание

    В стихотворении говорится о том, что человек должен сам отвечать за свои поступки, вести себя так, чтобы с ним легко было найти общий язык.

    Твардовский говорит, что нужно быть целеустремлённым, но «жить, как живешь», то есть оставаться таким, каким тебя привыкли видеть окружающие, «быт

    Сейчас смотрят:{module Характеристики}Actionteaser.ru — тизерная рекламаActionteaser.ru — тизерная реклама

    Источник: https://referat567.info/kharakteristiki/17699-belikov-kharakteristika-geroya-chelovek-v-futlyare.html

    Образ Беликова в произведении Чехова «Человек в футляре»: кто такие футлярные люди и чем они характеризуются?

    Образование 11 января 2017

    Кто такие футлярные люди? Они окружают нас повсюду, но мало кто догадывается, что их можно охарактеризовать именно таким интересным термином.

    Потому что не все читали знаменитый рассказ Антона Павловича Чехова, который так и назывался – «Человек в футляре». Именно этот русский прозаик-драматург впервые в истории предложил такой тип личности.

    Впрочем, обо всём – по порядку.

    Визуальный образ

    Тот, кто знаком с творчеством Чехова, знает, как богат мир его произведений на человеческие типы. Кто только не встречается в его рассказах! И совестливые личности, не удовлетворённые общественными законами и собой, и недалёкие обыватели, и благородные мечтатели, и чиновники-приспособленцы. И образы «футлярных» людей тоже встречаются. В частности – в упомянутом выше рассказе.

    В центре сюжета «Человека в футляре» — учитель гимназии по фамилии Беликов. Преподающий греческий язык – уже давно переставший быть кому-либо нужным. Он очень странный.

    Даже если на улице солнце – он одевает галоши, тёплое ватное пальто с высоким воротником и берёт зонтик. Обязательный «аксессуар» — тёмные очки. Уши он всегда закладывает ватой. Ездит на извозчике, с всегда поднятым верхом.

    А ещё у Беликова всё хранится в чехлах – зонтик, часы, и даже ножик перочинный.

    Но это только образ. Казалось бы, описание говорит лишь о том, что человек аккуратный и предусмотрительный, может, ещё немного педантичный. Но недаром говорят, что во внешнем проявлении отражается внутреннее состояние человека. И это действительно так.

    Личностная характеристика

    Примеры «футлярных» людей, встречающихся в жизни, отражаются в Беликове. Он – некая смесь социопата, параноика и интроверта. Всего живого он боится. Его жизненный девиз таков: «Как бы чего не вышло». Он ко всему, что его окружает, относится с осторожностью и страхом. Беликов не способен мыслить свободно, так как каждая его идея находится в «футляре».

    И ладно, если бы таким он был в обществе. Но ведь даже дома он ведёт себя аналогично! Одевается в длинный халат и колпак, ставни на окнах плотно запирает, защёлкивая задвижки. Кровать у него с пологом, и когда Беликов в неё ложится – то укрывается одеялом с головой.

    Естественно, он соблюдает все посты, и не заводит слуг женского пола – опасаясь, что другие его будут подозревать в отношениях с ними. Беликов – самый настоящий отшельник. Который, в прямом смысле слова, боится жить.

    Последствия

    Естественно, такой образ жизни, который ведёт Беликов, не может ни на чём не отразиться. Кто такие футлярные люди? Это самые настоящие отшельники, которые считают, что они живут вполне себе нормально, в отличие от остальных. Это проявляется и в чеховском герое.

    В один момент он встречает Вареньку – девушку, являющуюся сестрой нового учителя географии и истории. Она проявляет неожиданный интерес к Беликову. Которого общество начинает склонять к женитьбе на ней.

    Он соглашается, несмотря на то, что мысли о браке его угнетают и тревожат. Беликов худеет, бледнеет, становится ещё более нервозным и боязливым.

    И первое, что его беспокоит сильней всего – образ жизни «невесты».

    Кто такие футлярные люди? Те, кому не понять других в силу своей отрешенности. Варенька любит кататься на велосипеде с братом. И Беликов уверен, что это вполне обычное увлечение не является нормальным! Потому что негоже кататься на велосипеде тому, кто учит истории молодёжь. А женщина на этом транспортном средстве и вовсе выглядит неприлично.

    Беликов не постеснялся выложить свои мысли брату Вареньки, который того терпеть не может. И пригрозил доложить о его увлечении директору гимназии. В ответ брат Вареньки спустил Беликова с лестницы. Что в итоге? Беликов заболевает — от стресса, его не отпускают мысли о том, что о его позоре кто-то узнает. И через месяц умирает. Таков конец.

    Основная мысль

    Что ж, кто такие футлярные люди – на примере Беликова можно понять. И идею, в принципе, Чехов хотел донести простую. Прозаик пытался донести до читателей – «закрытая» от общества жизнь лишь калечит человеческую душу. Нельзя быть вне остальных.

    Мы все – члены единого общества. Всё, что человек сам себе напутал, настроил – лишь отгораживает его от жизни. От наполненной красками реальности. И это действительно так. Духовная убогость лишь ограничивает человеческое существование.

    О чём и размышляет Чехов в этом рассказе.

    Современность

    Человек XXI века, читавший Чехова, знает о том, какие люди называются футлярными. И он способен распознать их среди остальных. Сейчас они называются интровертами.

    Это люди, психический склад которых характеризуется сосредоточенностью за созерцательности, замкнутости и сосредоточенности на собственном внутреннем мире.

    Они не склонны к общению с остальными людьми – им трудно установить контакт с кем-либо.

    Важно

    Впрочем, чтобы понять суть данного термина, достаточно обратиться к этимологии. «Интроверт» — слово, произошедшее от немецкого introvertiert. Что дословно переводится как «обращённый внутрь».

    Источник: fb.ru

    Источник: http://monateka.com/article/179040/

    Бегство беликова от жизни (анализ рассказа а. п. чехова “человек в футляре”)

    Когда я пробую представить себе Беликова, мне видится человечек, запертый в тесной маленькой черной коробочке. Человек в футляре… Какое, казалось бы, странное выражение, а как точно оно отражает человеческую сущность.

    И самое Интересное, что этот человечек не пытается вырваться из окружающих его стен, ему там хорошо, уютно, спокойно, он отгорожен от всего мира, страшного мира, заставляющего людей мучиться, страдать, ставящего их перед сложными проблемами, для решения которых необходимо обладать определенной решительностью, благоразумием.

    Чехов рисует человека, которому не нужен этот мир, у него есть свой, кажущийся ему лучше. Там все облачено в чехол, покрыто им и внутри, и снаружи. Вспомним, как выглядел Беликов: даже “в очень хорошую погоду” он “ходил в калошах и с зонтиком и непременно в тепломпальто на вате”.

    И зонтик, и часы у него были в чехле, даже “…лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник”. Беликов всегда носил “темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх”.

    То есть стремление уйти в футляр давало о себе знать всегда и везде.

    Он “всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было”, а вот настоящее вызывало у него истинное отвращение. А его мышление? Оно тоже все закупорено, зашито. Он даже мысль свою прятал в футляр.

    “Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь”. Почему? Да потому что в запрещении все четко, определенно, понятно.

    Все в футляре, ничего нельзя! Вот это и есть идеальная жизнь в понимании Беликова.

    Казалось бы, живешь ты в своем футляре, – пожалуйста, живи и дальше. Но не таков был Беликов. Свои цепи, цепи правил, беспрекословного подчинения, истинной любви к начальству он навязывает всем окружающим.

    Он угнетает всех невероятной осторожностью, футлярными соображениями, давит на людей, как бы обволакивая их своим темным чехлом.

    Беликов против всего нового, яркого, постоянно опасается, как бы чего не вышло, как бы не дошло до начальства! Футляр “покрывает” его мозг, подавляя положительные эмоции на корню.

    Совет

    Этот “черный футляр” не выдерживает яркого света, поэтому долой все, даже самые невинные, но не положенные по циркуляру развлечения.

    Беликов осознает, работая в коллективе, что надо бы поддерживать отношения с сослуживцами, а потому старается проявить дружественность, быть хорошим товарищем. Это, конечно, прекрасно, но в чем же эти чувства находят выражение? Он приходит к кому-нибудь в гости, тихо садится в углу и молчит, тем самым, как он думает, выполняя долг настоящего товарища.

    Естественно, что эту робкую “серую мышку” никто не любит, да и от него любви не ждут. Но даже в таком человеке просыпаются какие-то чувства, пусть очень слабенькие, можно сказать, “еще в самом зародыше”, но они есть.

    И возникают эти чувства по отношению к Варваре Саввишне Коваленко, сестре нового учителя истории и географии. Но и тут Беликов “прячет голову в песок” – все де надо обдумать, проверить. “Варвара Саввишна мне нравится… и я знаю, жениться необходимо каждому человеку, но… все это, знаете ли, произошло как-то вдруг… Надо подумать”.

    Даже свадьба у Беликова должна быть строго “регламентирована”, а то ‘”женишься, а потом, чего доброго, попадешь в какую-нибудь историю”. Принять ответственное решение Беликову очень трудно. Ему надо долго готовиться, собираться, а там, глядишь, и проблема сама собой решится, все будет вновь тихо и спокойно.

    К тому же Беликов очень обидчивый, ранимый. Может быть, оттого и такой осторожный? Вспомним, как на него действует карикатура, что он испытывает, когда Варя видит его падающим с лестницы. Эти потрясения пробивают футляр, а для Беликова это равносильно смерти в прямом смысле слова.

    Когда Беликов умирает, создается впечатление, что именно ради этого момента он и жил. “Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что, наконец, его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет”.

    Да, Беликов не выйдет; но сколько еще таких человечков в футляре осталось, сколько их еще будет!

    Возможно, будет их еще много.

    Обратите внимание

    Но попробуем поразмыслить, что ждет человека, ведущего футлярный образ жизни, в старости. Ведь, наверное, в конце жизненного пути необходимо ощущение того, что не

    Зря жил на этом свете, нужен кто-то, кто позаботился бы о тебе, дал, так сказать, “водицы напиться”.

    А если человек жил в футляре, футляре “без окон, без дверей”, что же его ждет? Одиночество, я думаю, и нежелание окружающих принять, в его судьбе какое-либо участие. А одиночество – это страшно, даже для тех, кто покрыт чехлом с ног до головы.

    Источник: https://goldsoch.info/begstvo-belikova-ot-zhizni-analiz-rasskaza-a-p-chexova-chelovek-v-futlyare/

    Беликов

    Главный герой рассказа Антона Чехова «Человек в футляре». Учитель греческого языка, одинокий человек пожилых лет, закрытый от внешнего мира, трусливый и робкий.

    История создания

    Антон Павлович Чехов

    Антон Чехов написал рассказ «Человек в футляре» в 1898 году, и в том же году текст опубликовали в литературно-политическом журнале «Русская мысль». Рассказ стал первой частью серии «Маленькая трилогия», куда вошли еще тексты Чехова «Крыжовник» и «О любви».

    Автор задумал серию весной-летом 1898 года, когда жил в селе Мелихово Московской области. Первый рассказ Чехов написал за месяц, и в начале июня тот уже готовился к печати. Чехов не собирался закрывать серию рассказом «О любви», однако заболел туберкулезом, творческая активность писателя упала, и серия так и не была продолжена.

    Читайте также:  Сочинение я - личность 6 класс

    Иллюстрация к рассказу «Человек в футляре»

    Неизвестно, был ли у Беликова прототип, но некоторые современники Чехова считали, что прообразом героя стал некий Александр Дьяконов, инспектор одной таганрогской гимназии.

    По другой версии, в образе Беликова Чехов описал знаменитого в то время консервативного публициста Михаила Меньшикова. Однако исследователи отмечают, что сходство между Беликовым и Меньшиковым обнаруживается исключительно внешнее.

    Скорее всего, Беликов — собирательный образ.

    В 1939 году на студии «Беларусьфильм» вышел фильм «Человек в футляре» режиссера Исидора Анненского. Роль Беликова там исполнил актер Николай Хмелев.

    Рассказ «Человек в футляре»

    Беликов — пожилой учитель греческого языка, чье полное имя неизвестно. Герою давно за сорок, у него бледное маленькое лицо, похожее на морду хорька. Беликов носит темные очки и прячет лицо за поднятым воротником, а уши затыкает ватой.

    На лице героя временами появляется слабая кривая улыбочка, а фигура Беликова выглядит скрюченной и маленькой, будто того «вытащили клещами» откуда-то.

    Даже в теплую и ясную погоду герой носит пальто на вате, калоши и зонтик и стремится одеться потеплее даже летом.

    Человек в футляре

    Герой предпочитает одиночество и стремится отгородиться от окружающего мира, создать вокруг себя защитную оболочку, некий «футляр», внутри которого герой будет защищен от внешних влияний. Мысли Беликова писатель тоже называет «футлярными» — узкими. На окружающих «футлярные соображения» героя производят угнетающее впечатление.

    Принадлежащие Беликову вещи тоже хранятся в футлярах. Герой держит в чехлах все — зонтик, часы, которые хранятся у него в футляре из серой замши, и даже перочинный нож для заточки карандашей герой вынимает из чехольчика.

    У Беликова мнительный характер. Происходящее вокруг вызывает у героя тревогу, пугает и раздражает. Любимая фраза Беликова; «Как бы чего не вышло», — звучит в речи героя по любому поводу. Чтобы отдохнуть от отвратительной и тревожащей его действительности, герой занимается древними языками, любит вспоминать прошлое и нахваливать никогда не существовавшие взаправду нравы и обычаи.

    Беликов – арт

    По мнению Беликова, «что-нибудь выйти» может из всякой невинной затеи. Герой огорчается, когда в городе открывается новый драматический кружок или чайная, потому что любое нововведение может закончиться дурно.

    Беликова повергало в уныние отступление от правил, даже если происходящее не имело к нему прямого отношения. Герой начинал беспокоиться, когда слышал о проказе гимназистов или любовных похождениях посторонней классной дамы.

    В гимназии Беликов проработал пятнадцать лет, и все это время угнетал окружающих собственным присутствием. Герой создает атмосферу повышенной тревожности на педсоветах, беспокоясь, как бы не дошли до начальства сведения о том, например, что ученики шумят в классах.

    Важно

    К самому начальству Беликов относится с великим почтением и того же требует от окружающих. Беликова боятся и слушают коллеги и даже директор гимназии. Вокруг героя формируется удушающая атмосфера, «как в полицейской будке». Некоторые коллеги считают Беликова доносчиком.

    Кадр из экранизации «Человек в футляре»

    Вне работы Беликов ведет себя не лучше. Герой выходит в общество и посещает знакомых, но эти визиты даются ему тяжело и совершает их Беликов только приличия ради.

    В городе Беликова опасаются, дамы боятся устраивать по субботам домашние спектакли, люди боятся даже отправлять письма или повышать голос.

    А сам герой боится общественного мнения и поэтому не держит дома женской прислуги и даже в еде ориентируется не на собственные вкусы, а на то, что подумают люди, если увидят его за трапезой.

    Беликов постоянно всего боится и даже в собственной квартире не может спокойно спать: опасается за собственную судьбу, потому что думает, что или слуга во сне его зарежет, или в дом заберутся воры.

    Сама квартира героя похожа на ящик. Маленькая спальня, кровать с пологом, всюду задвижки и ставни.

    Герой боится людей до такой степени, что ему тяжело идти рядом с кем-то, и многолюдная гимназия, где Беликов работает, тоже вызывает у того страх.

    Беликов и Варя

    Однажды Беликову случилось влюбиться. Произошло это после знакомства с Варей, сестрой одного из молодых коллег Беликова. Однако эти отношения заканчиваются ничем.

    Герой боится жениться, потому что «как бы чего не вышло», а брат девушки однажды выгоняет Беликова из квартиры и спускает того с лестницы. Эта унизительная сцена происходит на глазах у Вари.

    Униженный Беликов возвращается домой, ложится в постель и больше не встает, а через месяц умирает, завершив таким образом свою печальную биографию. По мнению современных специалистов, чеховский Беликов — классический психастеник.

    Цитаты

    Фото

    Источник: https://24smi.org/person/6363-belikov.html

    «Человек в футляре» — анализ произведения А.П. Чехова

    Анализ «Человека в футляре» способствует пониманию художественного произведения, помогает проникнуться идеей автора и ясно определить его позицию.

    Антон Павлович Чехов в рассказе рисует картину обыденной мещанской жизни, разоблачает ничтожную сущность маленьких людей.

    Писатель вызывает в душе читателя массу противоречивых чувств и впечатлений.

    История создания произведения А.П. Чехова «Человек в футляре»

    Опубликованный в 1898 г. в июньском номере «Русской мысли» рассказ «Человек в футляре» не остался незамеченным в среде критиков и обыкновенных читателей.

    Сочинение открывает «Маленькую трилогию», включающую «Крыжовник» и «О любви». Эту серию Антон Павлович написал летом 1898 г. в Мелихове.

    Далее у Чехова наступил творческий спад. Затем ухудшение состояния здоровья, вызванное туберкулезом.

    Главные герои и их характеристика

    В произведении нет героев в полном смысле этого слова, людей, выражающих авторские взгляды, раскрывающих авторский смысл.

    Главный герой – преподаватель греческого Беликов, прозванный учениками Антропосом.

    Другие действующие лица:

    • Чимша-Гималайский – врач ветеринар, принадлежащий к дворянству;
    • Буркин – рассказчик, преподаватель, сослуживец Беликова;
    • Михаил Саввич Коваленко – персонаж повести Буркина, молодой преподаватель;
    • Варенька – незамужняя сестра Михаила Саввича около тридцати лет;
    • Повар Афанасий – шестидесятилетний старик, состоящий в прислугах у Беликова;
    • Мавра – супруга старосты, ни разу в жизни не выезжавшая из села. А в последние десять лет она покидает свой дом лишь по ночам. Воспоминание о Мавре наводит Ивана Иваныча и Буркина на разговор о футлярности.

    Автор дает персонажам краткие, но точные характеристики, рисующие перед читателем яркий реальный образ.

    Беликов – это человек, заключенный в несколько футляров. Это чехол, выражающийся не только наружно, состоящий из характерных атрибутов одежды, но и внутренний футляр. Жизнь Антропоса наполнена самоограничениями и ограничениями для других.

    Часто повторяемая им фраза «как бы чего не вышло» служит откликом на любое несоответствие установившимся стереотипам. Жизненные принципы этого человека сводятся к защите от окружающей жизни, к постоянной осторожности, предчувствию опасности и навязывании своих ограничений окружающим.

    Совет

    Чимша-Гималайский – сухощавый рослый старик с длинными усами. По мнению окружающих ему абсолютно не подходит странная фамилия Чимша-Гималайский. Поэтому все величают его просто Иван Иваныч. Судьба Беликова наталкивает Ивана Иваныча на размышления о социальном зле, несправедливости и невозможности открыто высказывать свою позицию.

    В противоположность врачу Чимше-Гималайскому Чеховым изображается наружность учителя Буркина. Это лысый толстяк небольшого роста с черной длинной бородой. Он смотрит с иронией на историю Беликова, являясь в то же время типичным представителем мещанского провинциального общества.

    И лишь один Коваленко, человек энергичный, открытый, откровенно презирает Антропоса, в лицо обвиняя его в фискальстве. Он не понимает, как могут окружающие педагоги существовать в таких условиях, в атмосфере «удушающей, поганой».

    Сестра Михаила Саввича Варвара обладает чертами яркими, выразительными. Автор рисует ее шумной хохотушкой, которая не прочь выйти замуж за Беликова.

    Афанасий предстает постоянно нетрезвым, полоумным стариком, который по обыкновению стоит у двери со скрещенными руками и невнятно бурчит одну и ту же непонятную фразу.

    Очень краткий пересказ

    «Человек в футляре» – это короткое литературное произведение. В нем чуть более 10 страниц печатного текста. Рассказ не разделяется по главам, являя собой цельное повествование.

    Это своеобразный рассказ в рассказе, случай из жизни, поведанный между делом на охоте. Сокращенно сюжет «Человека в футляре» умещается в несколько строк.

    В первом абзаце идет описание места для ночевки двух запоздавших охотников: Ивана Ивановича и Буркина. Им не спалось. Вспоминались различные истории. Разговор заходит о людях, прячущихся в защитную оболочку, выбирающихся одиночество.

    Преподаватель вспомнил о почившем около двух месяцев назад Беликове. Он был примечателен тем, что на протяжении жизни старался «окружить себя оболочкой».

    Обратите внимание

    Настоящее Беликову было отвратительно, он не выносил отступлений от правил и весь город терроризировал. Преподаватель греческого опасался всего и во всем осторожничал. Питался судаком на коровьем масле, в страхе быть обвиненным в несоблюдении постов.

    Размеренное течение жизни города нарушает приезд преподавателя географии и истории Коваленко с сестрой. Это новые люди «из хохлов». Обывателей от скуки захватывает идея поженить Варвару Коваленко и Беликова. Внушение делает свое дело, и Антропос склоняется к мысли, что «жениться надо». Но вся эта ситуация действует на учителя греческого угнетающе, он осторожничает.

    Тут следуют два решающих случая. В гимназии появляется карикатура «влюбленный антропос», изображающая Беликова с зонтом в калошах и подсученных брюках под руку с Варенькой. Однажды незадачливый влюбленный видит Варвару Саввишну и ее брата на велосипедах.

    Зрелище это до глубины души поражает его и приводит в негодование. Он решает объясниться с Коваленко. Беседа перерастает в ссору, и Михаил Саввич спускает Беликова с лестницы прямо под ноги Варваре. Девушка, видя смущенного и помятого учителя, полагая, что он упал нечаянно, заливается громким смехом. Этим завершается для Беликова все земное существование.

    Он слег в постель и уже больше не встал. Умер Антропос через месяц. После похорон все жители испытывают чувство большого удовольствия. Но через некоторое время жизнь возвращается в прежнее русло.

    В заключении следует рассуждение охотников на тему футлярности. Но история наводит их на разные мысли и выводы. Каждый, думая о своем, ложится спать.

    Анализ произведения

    Анализ сочинения Чехова поможет выявить особенности произведения, исследовать способы выражения замысла автора.

    Главная идея — что значит «человек в футляре»

    Основная мысль рассказа – это протест против футлярности и призыв к простой открытой жизни.

    Чехов расширяет значение понятия «футляр». Защитный чехол можно разделить на несколько слоев. Главный персонаж укрывается не только во внешнем футляре: в любую погоду он одет в теплое пальто на вате с поднятым воротником и калоши, носит зонт в чехле, темные очки. Он оберегает свое пространство, закрывается на все задвижки, затворяет ставни.

    Беликов защищается от внешних влияний, испытывает страх ко всему новому, неоднозначному. Он понимает лишь циркуляры и газетные статьи, содержащие запреты. Внутренний слой призван спрятать Беликова от раздражающей действительности.

    Важно

    Почему Беликова боялся весь город? Обратимся к цитате, в которой Буркин описывает Антропоса:

    Беликов угнетает всех своей осторожностью, давит на людей, заставляет их бояться всего и вся. Таким образом, имя Беликова становится нарицательным, характеризующим явление человеческой футлярности. В этом заключается смысл названия рассказа.

    Композиция

    Произведение отличает необычный композиционный прием. Повествование представляет собой один рассказ, вмещающийся в другой. Причем основная часть «Человека в футляре» принадлежит Буркину. Его стиль не чеховский, он публицистичен и отличается патетикой.

    Жанр

    Произведение «Человек в футляре» относится к жанру рассказа.

    Ему присущи характерные черты этого жанра:

    • малый объем — около 13 страниц;
    • немногочисленные действующие лица;
    • описывается один значительный эпизод из жизни;
    • большая роль отводится деталям;
    • повествование ведется от лица рассказчика;
    • в названии заложен ключевой смысл.

    Направление

    Литературное направление произведения Чехова – реализм. Автор воспроизводит типичные черты жизни своего времени, изображает характерные личности.

    В «Человеке в футляре» отражается историческая эпоха. А в образе главного героя воплощаются типические социальные качества.

    Особенности сюжета

    В основе сюжета произведения лежит столкновение двух несхожих людей одной профессии Беликова и Михаила Саввича. Конфликт разворачивается на фоне повседневной жизни. А повествование обрамляется в лирическую оболочку.

    Читайте также:  Историческая основа слова о полку игореве

    Неслучайно по окончании повести о жизни Антропоса звучит лирическое описание окружающей природы, тишины и безмятежности ночи.

    Проблематика

    В рассказе Чехов поднимает важные проблемы, касающиеся личности, ее места в обществе и роли в социальной жизни. Писатель рисует образ Беликова, как человека, отгородившегося от людей, спрятавшегося в футляр условностей и страхов.

    И здесь скрывается множество проблем: проблема одиночества и враждебности по отношению к прогрессу, бессмысленности жизни, страх перед любовью и поиск счастья.

    Заключение

    Критика высказывала неоднозначные отзывы о рассказе «Человек в футляре». Большинство современников писателя отмечали живой образ Беликова, явившийся «художественным откровением» и выражающий собою «целую общественную среду». И лишь немногие критики не увидели глубины произведения, назвав его плохим и бессодержательным.

    Читателю рекомендуется ознакомиться с полным содержанием рассказа, чтобы, основываясь на приведенном анализе произведения, сложить независимое мнение о «Человеке в футляре».

    Источник: https://1001student.ru/literatura/chelovek-v-futlyare-chekhov.html

    Человек в футляре характеристика образа Беликова

    ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ

    (Рассказ, 1898)

    Беликов — главный герой, гимназический учитель греческого языка. О нем рассказывает ветеринарному врачу Ивану Иванычу Чимше-Гималайскому учитель гимназии Буркин. В начале рассказа он дает полную характеристику В.

    : «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате.

    И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник.

    Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний.

    Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни».

    Главное опасение Б. — это «как бы чего не вышло». Любое отступление от принятых правил приводит его в уныние и беспокойство. Его страх имеет не только экзистенциальный, но и социальный характер — он боится, как бы не дошло до начальства.

    Несмотря на свою незаметность и серость, Б., по словам Буркина, «держал в руках» не только гимназию, но и весь город, где под его влиянием «стали бояться всего».

    Метафора футляра, обрастая все новыми подробностями беликовского страха жизни, развертывается на протяжении всего повествования.

    С появлением в городе нового учителя истории и географии Михаила Саввича Коваленко и его сестры Вареньки, которая неожиданно проявляет к Б. расположенность, общество решает женить на ней героя. Его убеждают, что брак шаг серьезный, что надо обязательно жениться, и Б.

    соглашается, однако мысли о женитьбе повергают его в изнурительную тревогу, так что он худеет, бледнеет и еще глубже уходит в свой футляр. Его смущает прежде всего «странный образ мыслей» его возможной невесты и ее брата. Он много гуляет с Варенькой и часто захо- дит к ним в гости, но с предложением тянет. Однажды Б.

    видит ] ее с братом катающимися на велосипедах, и это приводит его в оторопь. Он идет к Коваленко, который ненавидит его, и «как старший товарищ», предостерегает: такая забава, как езда на велосипеде, — «совершенно неприлична для воспитателя юношества».

    Совет

    Кроме того, он предупреждает коллегу, что должен будет доложить о состоявшемся разговоре директору гимназии. В ответ Коваленко заявляет, что не любит фискалов, и спускает Б. с лестницы. После всего случившегося герой заболевает и через месяц умирает.

    Буркин резюмирует: «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже) веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет».

    Образ Б. — «человека в футляре», фигуры комической, почти карикатурной, однако выражающей также трагизм жизни, стал нарицательным еще при жизни Чехова.

    Источник: http://lit-helper.com/p_Chelovek_v_futlyare_harakteristika_obraza_Belikova

    Образ и характеристика Беликова в рассказе «Человек в футляре»: описание и портрет в цитатах

    Беликов и Варенька.
    Художник Д. Дубинский

    Господин Беликов является главным героем рассказа «Человек в футляре» Чехова.

    В этой статье представлен образ и характеристика Беликова в рассказе «Человек в футляре», описание внешности и характера героя, его портрет в цитатах.

    Все материалы по рассказу «Человек в футляре»>>


    Беликов — учитель греческого языка: «…некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ…»

    Внешность Беликова:

    «…своими темными очками на бледном, маленьком лице, – знаете, маленьком лице, как у хорька…» «…и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой…» «…рядом с ней Беликов, маленький, скрюченный, точно его из дому клещами вытащили…» «…говорил он мне со слабой кривой улыбочкой…»

    Даже в хорошую погоду Беликов ходит в калошах, с зонтом и в теплом пальто:

    «…Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате…» «…однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком…» «…человек, который во всякую погоду ходит в калошах…» «…А под вечер оделся потеплее, хотя на дворе стояла совсем летняя погода…»

    Возраст Беликова — за 40 лет:

    «…Ему давно уже за сорок…»

    Беликова называют «человеком в футляре», потому что он любит одиночество и прячется от окружающего мира:

    «…еще глубже ушел в свой футляр…» «…у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний…»

    Беликов держит свои мысли в футляре. У него «футлярные», узкие соображения:

    «…И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр…» «…он просто угнетал нас своими чисто футлярными соображениями…»

    Беликов хранит свои вещи в футлярах и чехлах — зонт, часы, нож и т.д.:

    «…И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике…»

    Беликов — тревожный, робкий человек:

    «…Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было;

    Беликов любит древние языки, потому что они отвлекают его от действительности: «…древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни…»

    «…О, как звучен, как прекрасен греческий язык! – говорил он со сладким выражением…»

    Беликов все время боится, «как бы чего не вышло»:

    «…Когда в городе разрешали драматический кружок, или читальню, или чайную, то он покачивал головой и говорил тихо: – Оно, конечно, так‑то так, все это прекрасно, да как бы чего не вышло…»

    Беликов не любит, когда кто-то нарушает правила:

    «…Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? Если кто из товарищей опаздывал на молебен, или доходили слухи о какой‑нибудь проказе гимназистов, или видели классную даму поздно вечером с офицером, то он очень волновался и все говорил, как бы чего не вышло…»

    Беликов — чрезмерно осторожный и мнительный человек. Этим он угнетает окружающих:

    «…А на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот‑де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, – ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло…»

    Беликов — солидный, уважаемый человек:

    «…за такого солидного, всеми уважаемого человека, как Беликов…»

    Беликов работает в гимназии 15 лет:

    «…держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет!..»

    Беликов ходит в гости для приличия, а не ради удовольствия:

    «…ходить к нам и сидеть было для него тяжело, и ходил он к нам только потому, что считал это своею товарищескою обязанностью…»

    Учителя и даже директор боятся Беликова:

    «…Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся…» «…вот подчинились же, терпели… То‑то вот оно и есть…»

    Весь город боится Беликова:

    «…однако же этот человечек держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город! Наши дамы по субботам домашних спектаклей не устраивали, боялись, как бы он не узнал; и духовенство стеснялось при нем кушать скоромное и играть в карты…»

    Беликов создает вокруг себя удушающую атмосферу, как в полицейской будке:

    «…Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая. Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке…»

    Обстановка в квартире у Беликова похожа на футляр:

    «…И дома та же история: халат, колпак, ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, ограничений, и – ах, как бы чего не вышло.

    Спальня Беликова тоже похожа на футляр или ящик:

    «…Спальня у Беликова была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом…»

    Беликов боится общественного мнения. Он не хочет, чтобы о нем думали плохо:

    «…Женской прислуги он не держал из страха, чтобы о нем не думали дурно…» «…Постное есть вредно, а скоромное нельзя, так как, пожалуй, скажут, что Беликов не исполняет постов, и он ел судака на коровьем масле, – пища не постная, но и нельзя сказать чтобы скоромная…

    Беликов боится, что его слуга его убьет, что его обворуют и т.д.:

    «…И ему было страшно под одеялом. Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны…»

    Беликов по натуре одинокий человек. Он не любит быть среди людей:

    «…а утром, когда мы вместе шли в гимназию, был скучен, бледен, и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его и что идти рядом со мной ему, человеку по натуре одинокому, было тяжко…»

    Беликов не любит шум:

    «…Очень уж шумят у нас в классах, – говорил он, как бы стараясь отыскать объяснение своему тяжелому чувству…»

    Беликов очень почтительно относится к властям:

    «…И прошу вас никогда так не выражаться в моем присутствии о начальниках. Вы должны с уважением относиться к властям…» Учитель Коваленко считает Беликова «фискалом», «мерзкой рожей» и «Иудой»: «…не понимаю, как вы перевариваете этого фискала*, эту мерзкую рожу…» (*фискал — то есть ябедник, доносчик) «…Я не люблю фискалов…» «…Уеду, а вы оставайтесь тут со своим Иудой…» Однажды Беликов знакомится с девушкой Варей. Он почти женится на ней, но их отношения ни к чему не приводят: Однажды брат Вареньки выгоняет Беликова из квартиры и толкает с лестницы. Варя видит позор Беликова. Он не переносит этого и заболевает:
    Через месяц Беликов умирает:
    Это был цитатный образ и характеристика Беликова в рассказе «Человек в футляре» Чехова, описание внешности и характера, портрет в цитатах.

    Смотрите: Все материалы по рассказу «Человек в футляре»

    Источник: http://www.literaturus.ru/2016/03/belikov-chelovek-v-futljare-harakteristika-obraz.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector