Дуэль печорина и грушницкого анализ эпизода сцены сочинение

анализ эпизода. Дуэль Печорина и Грушницкого

Агния Малинина Мудрец (10014) 10 лет назадРоман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — психологический. Он посвящен незаурядной личности, человеку, который, к сожалению, не может найти применения своим способностям. Чтобы глубже раскрыть характер главного героя, автор изображает его друзей и недругов.

Так, страдающему Печорину противопоставлен Грушницкий – его «кривое зеркало» , которое носит «маску разочарованности» , постоянно играет «в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания» .Этот юнкер считает себя честным и порядочным человеком, но стоит затронуть его самолюбие, и он сразу забудет о своем благородстве.

Лучшее тому подтверждение – ссора и дуэль героя с Печориным. Эпизод поединка является одним из ключевых в романе: здесь, находясь между жизнью и смертью, каждый из соперников открывает свое истинное лицо.

Дуэль в «Княжне Мери» не похожа ни на какую другую в русской литературе, потому что этот трагический способ решения ссоры обычно исключает любое коварство и отличается безупречной честностью участников. Здесь же в основе поединка – подлый сговор Грушницкого с неким драгунским капитаном.

Обратите внимание

Последний, конечно, не помышляет о страшном исходе дела, его цель – позабавиться, представив Печорина трусом и опозорив, но это не уменьшает вины. Грушницкий глуп: он доверился самоуверенному и безответственному человеку.

В начале дуэли капитан убежден, что события будут разворачиваться по его плану: «Мы давно уж вас ожидаем» , -говорит он с иронической улыбкой Вернеру и Печорину, намекая на их опоздание. А ведь герои прибыли вовремя! Вместо того чтобы примирить участников поединка, капитан пытается усилить конфликт.

Секундант Грушницкого нарушает первое правило поведения на дуэли. Но Вернер дипломатично исправляет ситуацию: «… вы бы могли, господа, объясниться и кончить это дело полюбовно» . Печорин выражает свою готовность помириться, но тут опять вступает драгунский капитан, который «мигнул Грушницкому» . Вот здесь мы понимаем, насколько опасен секундант юнкера.

Он олицетворяет мнение общества, которое с огромным удовольствием будет издеваться над Грушницким, если тот откажется от дуэли. Теперь для юнкера нет пути назад. «Мы будем стреляться» , -говорит Грушницкий, еще не подозревая, что подписывает себе смертный приговор.Печорин — хороший психолог.

Я думаю, из него получился бы также прекрасный педагог, потому что он искусно пытается «перевоспитать» соперника, пробудить его совесть. Грушницкий и раскаялся бы, но он так слаб духом, а тут еще рядом драгунский капитан!Надо также отметить мужество Печорина. Смертельно рискуя, он держится уверенно. Успевает заметить даже красоту пейзажа.

И без того жестокие условия дуэли герой усложняет, продолжая испытывать не только Грушницкого, но и себя, а еще заранее освобождаясь от грядущих мук совести. По жребию юнкеру выпадает стрелять первому.«Он покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного… но как признаться в таком подлом умысле?. .

» Жаль беднягу: за самолюбие и эгоизм он заплатил очень дорого. Грушницкий целит Печорину в лоб. Неужели он хочет совершить убийство? Зачем? Ответ один: чтобы избавиться от позора, от обвинений в трусости. В роковой для Печорина момент интересно ведет себя Вернер.

Он обязан предотвратить трагедию, как честный секундант, знающий о заговоре, наконец, как врач, дававший клятву Гиппократа, однако не делает этого. Как же так? Я осуждаю Вернера и сочувствую Печорину, который обречен на гордое одиночество среди безвольных людей. Главному герою все подчиняются, но ему от этого только хуже.

Грушницкий не успел довести до конца свое черное дело: помешала та же слабость. Пуля оцарапала Печорину колено, и он смог удержаться на узкой площадке. Можно сказать, что здесь уже судьба дает Грушницкому еще один шанс. Но вместо раскаяния герой продолжает свою гнусную игру. Он спокоен, даже весел: вот-вот все закончится. Сейчас Грушницкого не интересуют ни Бог, ни душа. А зря. «Доктор, эти господа, вероятно второпях, забыли положить пул

Источник:

** Просветленный (24883) 10 лет назад«Печорин и Грушницкий в сцене дуэли»Главным действующим лицом романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” является Печорин. События, описанные в произведении, происходят на Кавказе. И это, вероятно, не является случайностью, так как в то время сюда отправлялись люди, преследуемые правительством. К их числу принадлежал и Печорин, сосланный на Кавказ за какую-то нашумевшую в Петербурге историю. Здесь он увиделся с Грушницким, прибывшим на воды залечивать раны. Печорин и Грушницкий вместе служили в действующем отряде и встретились как старые приятели. Грушницкий — юнкер, он как-то по-особому носит свою толстую солдатскую шинель, говорит пышными фразами, маска разочарованности не сходит с его лица. Производить эффект — основное его наслаждение. Цель его жизни — сделаться героем романа. Он самолюбив. Скучающий Печорин от нечего делать решил сыграть на самолюбии приятеля, заранее предчувствуя, что одному из них несдобровать. И случай не замедлил себя ждать. Печорин вынужден был вызвать Грушницкого на дуэль за гнусную клевету, которую распространил тот в отношении своего друга. Подстрекаемый “своими друзьями”, Грушницкий, чтобы не выглядеть трусом, принял вызов. В ночь перед дуэлью Печорин не мог заснуть и мысленно спрашивал себя: “Зачем я жил? Для какой цели я родился? ” И с тоской заметил, что он не угадал своего “назначенья высокого”, “утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни и играл роль топора в руках судьбы”. Печорин ощущает присутствие в нем двух человек: “…один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его… ” Герой наш, глубоко и тонко чувствующий природу, перед поединком всматривается в каждую росинку и говорит: “Я не помню утра более голубого и свежего… ” И вот Печорин стоит под дулом пистолета. Условия дуэли очень жесткие. При малейшем ранении можно очутиться в пропасти. Сколько самообладания, выдержки у него! Он знает, что его пистолет не заряжен, что через минуту может оборваться его жизнь. Ему хочется до конца испытать Грушницкого. Но тот забывает о чести, совести и порядочности, когда затронуто его самолюбие. В мелкой душе Грушницкого не пробудилось великодушия. И он выстрелил в безоружного человека. К счастью, пуля только оцарапала колено соперника. Презрение и злоба охватили Печорина при мысли, что этот человек с такой легкостью мог убить его. Но несмотря ни на что, Печорин готов простить своего противника и говорит: “Грушницкий, еще есть время. Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все, тебе не удалось подурачить, и мое самолюбие удовлетворено”. Грушницкий, сверкнув глазами, ответил: “Стреляйте. Я себя презираю, а вас ненавижу.. . Нам на земле вдвоем нет места… ” Печорин не промахнулся. Автор показал, что перед лицом смерти герой романа оказался таким же двойственным, каким мы видели его на протяжении всего произведения. Ему искренне жаль Грушницкого, попавшего с помощью интриганов в глупое положение. Печорин готов был простить его, но в то же время не смог отказаться от дуэли в силу существовавших в обществе предрассудков. Чувствуя свое одиночество среди водяного общества, среди людей, подобных Грушницкому, осуждая это общество, Печорин сам является рабом его Морали.

Важно

Печорин неоднократно говорит о своей двойственности, и двойственность его, как мы видим, — не маска, а действительное состояние души.

артём века Ученик (141) 2 года назад

Комментарий удален

Oleg Poltaretskiy Знаток (302) 1 год назад«Печорин и Грушницкий в сцене дуэли»Главным действующим лицом романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” является Печорин. События, описанные в произведении, происходят на Кавказе. И это, вероятно, не является случайностью, так как в то время сюда отправлялись люди, преследуемые правительством. К их числу принадлежал и Печорин, сосланный на Кавказ за какую-то нашумевшую в Петербурге историю. Здесь он увиделся с Грушницким, прибывшим на воды залечивать раны. Печорин и Грушницкий вместе служили в действующем отряде и встретились как старые приятели. Грушницкий — юнкер, он как-то по-особому носит свою толстую солдатскую шинель, говорит пышными фразами, маска разочарованности не сходит с его лица. Производить эффект — основное его наслаждение. Цель его жизни — сделаться героем романа. Он самолюбив. Скучающий Печорин от нечего делать решил сыграть на самолюбии приятеля, заранее предчувствуя, что одному из них несдобровать. И случай не замедлил себя ждать. Печорин вынужден был вызвать Грушницкого на дуэль за гнусную клевету, которую распространил тот в отношении своего друга. Подстрекаемый “своими друзьями”, Грушницкий, чтобы не выглядеть трусом, принял вызов. В ночь перед дуэлью Печорин не мог заснуть и мысленно спрашивал себя: “Зачем я жил? Для какой цели я родился? ” И с тоской заметил, что он не угадал своего “назначенья высокого”, “утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни и играл роль топора в руках судьбы”. Печорин ощущает присутствие в нем двух человек: “…один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его… ” Герой наш, глубоко и тонко чувствующий природу, перед поединком всматривается в каждую росинку и говорит: “Я не помню утра более голубого и свежего… ” И вот Печорин стоит под дулом пистолета. Условия дуэли очень жесткие. При малейшем ранении можно очутиться в пропасти. Сколько самообладания, выдержки у него! Он знает, что его пистолет не заряжен, что через минуту может оборваться его жизнь. Ему хочется до конца испытать Грушницкого. Но тот забывает о чести, совести и порядочности, когда затронуто его самолюбие. В мелкой душе Грушницкого не пробудилось великодушия. И он выстрелил в безоружного человека. К счастью, пуля только оцарапала колено соперника. Презрение и злоба охватили Печорина при мысли, что этот человек с такой легкостью мог убить его. Но несмотря ни на что, Печорин готов простить своего противника и говорит: “Грушницкий, еще есть время. Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все, тебе не удалось подурачить, и мое самолюбие удовлетворено”. Грушницкий, сверкнув глазами, ответил: “Стреляйте. Я себя презираю, а вас ненавижу.. .Нам на земле вдвоем нет места… ” Печорин не промахнулся. Автор показал, что перед лицом смерти герой романа оказался таким же двойственным, каким мы видели его на протяжении всего произведения. Ему искренне жаль Грушницкого, попавшего с помощью интриганов в глупое положение. Печорин готов был простить его, но в то же время не смог отказаться от дуэли в силу существовавших в обществе предрассудков. Чувствуя свое одиночество среди водяного общества, среди людей, подобных Грушницкому, осуждая это общество, Печорин сам является рабом его Морали.

Важно

Печорин неоднократно говорит о своей двойственности, и двойственность его, как мы видим, — не маска, а действительное состояние души.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/14685615

Анализ дуэли Печорина и Грушницкого (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») | Литерагуру

Как много жизней унесли дуэли! Ущемлённая честь обязательно требовала вмешательства оружия, а горячее молодое сердце вторило ей. Чья-то честь торжествовала, а противник получал пулю или удар шпаги.

Тема сатисфакции коснулась и героев великолепного романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Поединок Печорина и Грушницкого не мог иметь иного исхода как смерть.

Чтобы понять причину такой развязки, стоит обратиться к истории взаимоотношений героев романа.

Краткая характеристика героев

  1. Итак, Печорин Григорий Александрович – центральная ось романа, которая держит на себе весь сюжет. Он — личность неординарная, горделивая, самолюбивая, и в то же время мы видим его как потерявшегося человека, человека без цели и места в мире. Задача жизни героя – понять, кто он есть и зачем существует.

  2. Грушницкий – это человек с пылкой душой, но со слабым и трусливым характером. Он способен на красивую речь, чтобы покорить дам, готов размахивать шашкой в сражении. Но не это делает его слабым. Наш герой слаб из-за того, что не умеет признавать свою неправоту.

    Он — некая ущемлённая личность, которая старается прикрыть свою слабину фарсом и обольщением.

История их дружбы

Казалось бы, такие две натуры просто не могут находиться рядом друг с другом. Но сначала героев сводит служба, а потом уже лечебные воды Пятигорска. Их нельзя назвать друзьями, скорее они — знакомые по вине обстоятельств.

Печорину дружба не нужна, он считает, что к ней не имеет способности. Своего якобы «товарища» он видит насквозь, все его недостатки и слабость. Грушницкий же видит в нём того, кому может рассказать о своих любовных интригах или же поговорить о службе.

Но он также в тайне ненавидит своего «друга» за то, что тот полностью раскусил его жалкую душонку.

Между Печориным и Грушницким возникают натянутые отношения, которые выливаются в инцидент с печальным финалом.

Причина дуэли

Дуэль между нашими героями является самой напряжённой сценой всего романа.

Из-за чего она, собственно, происходит? Ответом на это вопрос является безнравственный поступок Грушницкого по отношению к княжне и самому Печорину. Дело в том, что между героями возник любовный треугольник.

Грушницкий влюблен в Мери, та любит Печорина, но он к ней совершенно холоден, любовь девушки для него лишь игра. Задето самолюбие юнкера.

За то, что Лиговская ему отказала, герой сеет сплетни о княжне и Печорине. Это могло полностью испортить репутацию барышни, а вместе с тем и её дальнейшую жизнь. Узнав об этом, Григорий вызывает клеветника на дуэль.

Подготовка поединка

Грушницкий продолжает мстить, используя даже вызов на дуэль, и замышляет подлость. Ещё больше он может опозорить Печорина, дав незаряженный пистолет. Но судьба не на стороне героя, и гнусный умысел раскрыт.

Стоит отметить душевное состояние Григория перед дуэлью. Герой понимает, что может умереть, не исполнив цель жизни. Настроению Печорина вторит природа.

Описание дуэли

Перейдём к самой дуэли. В ходе неё Григорий даёт оппоненту шанс исправиться. Этим жестом он намекает, что не желает смерти противника. Но глупое чванство мешает Грушницкому это понять, ведь он убеждён, что его спасёт подлость. Тогда Печорин требует заряженный пистолет, и противники стреляют на равных.

Всё заканчивается смертью Грушницкого, такой глупой и страшной.

Смысл эпизода и его роль в романе

Очевидно, автор добавил этот фрагмент не просто так. В нем он наиболее полно отражает характер Печорина.

Основной особенностью произведения и его новаторством является психологизм (детальное описание внутреннего мира героев и их чувств через обстановку, жесты и внешность, интерьер дома и т.д.

), поэтому Лермонтову было очень важно раскрыть душу Григория Александровича. Данной цели подчиняются все персонажи и события. Поединок — не исключение.

Как же дуэль раскрыла характер героя? Она показала его хладнокровие и равнодушное отношение к окружению. Даже за честь Мери он вступается потому, что охраняет свои скелеты в шкафу, а именно роман с замужней гостьей Лиговских.

Григорий оказался на их территории в поздний час на глазах у Грушницкого, но не потому, что шел к Мери. Он покидал покои Веры. Поединок стал отличным средством избавления от ненужных догадок, которые могли бы поставить на кон репутацию самого Печорина.

Значит, его можно назвать расчетливым эгоистом и лицемером, ведь он заботится лишь о внешнем соблюдении приличий. Также героя можно охарактеризовать такими качествами, как мстительность и жестокость.

Он убил человека за то, что тот попытался его обмануть и не признал этого. Об этом поступке он ни капли не сожалел.

Таким образом, сцена дуэли завершает тот портрет, который автор набросал в других главах. В последующих описаниях он лишь набросает последние штрихи.

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-dueli-pechorina-i-grushnitskogo-po-romanu-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

Сочинение Дуэль Печорина и Грушницкого

Действие романа «Герой нашего времени» происходит на Кавказе. Сам конфликт и последующая сатисфакция происходят «на водах» куда оба действующих лица, − Печорин и Грушницкий приехали, лечится. Место действие выбрано автором тоже не случайно. На Кавказ, в то время отправлялись люди, которые оказались не угодны правительству. К числу неугодных принадлежал и Печорин (и сам автор).

Грушницкий и Печорин вместе служили и были друзьями. Грушницкий, молодой человек, юнкер, любит говорить пышными фразами, любит пафос. Он разжалован в солдаты, за какой то проступок и пытается играть роль «байроновского героя». Сначала он играет роль страдальца-героя войны в солдатской шинели, затем получив чин корнета, справляет себе роскошный мундир.

Он высокомерен и поглядывает с жалостью и снисхождением на Печорина. Грушницкий не желает трезво взглянуть на окружающую действительность в этом причина его зазнайства. Он влюблён в княжну Мери но она влюбляется в Печорина. Сам же Печорин не упускает возможности уколоть Грушницкого. Вообще Печорин двойственен в своём характере.

Ценя дружбу с Грушницким, он в то же время сводит её к нулю, провоцируя конфликт.

Совет!

Грушницкий теряет голову от ревности, начинает плести интриги, клеветать. В результате между Печориным и Грушницким происходит дуэль.

Несколько интриганов, окружавших Грушницкого сговорившись, совершает подлость, − не положить пулю в пистолет Печорина.

Сама дуэль проходит на краю пропасти. Печорин в минуту опасности проявляет недюжинное самообладание и зная что его оружие не заряжено, спокойно становится на мушку. Тут выступает фатум героя, его призрение к смерти и в то же время он желает испытать своего противника на честь.

Но, Грушницкий призрев благородство, стреляет в Печорина (у которого не заряжено оружие). Грушницкий промахнулся и только оцарапывает ногу своего противника. Теперь черёд Печорина стрелять (ему заряжают пистолет, не смотря на протесты секундантов Грушницкого).

Печорина охватывает чувство отмщения, он готов стрелять в Грушницкого, но решает дать тому шанс на спасение, таким образом, хочет ещё уязвить самолюбие Грушницкого.

«Грушницкий, еще есть время. Откажись от своей клеветы, и я вам прощу все, вам не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено», − говорит ему Печорин. Грушницкий, пристыжен собственным бесчестным поступком, отвечает: «Нам нет места вдвоём на земле. Стреляйте!».

Выстрел был точным. Печорин убивает Грушницкого. Лермонтов показал двойственность ипостаси Печорина.  С одной стороны ему искренне жаль Грушницкого, попавшего в нелепое положение, с другой по условиям поединка он должен выстрелить, но в то же время он мог бы и промахнуться, тем самым спасти жизнь Грушницкому.

Анализ дуэли Печорина с Грушницким

Роман «Герой нашего времени» выдающегося писателя девятнадцатого века Михаила Юрьевича Лермонтова открывает для читателя тип человека нового времени, у которого чувства и эмоции занимают в жизни одно из последних мест.

Главный герой произведения Григорий Александрович Печорин достаточно умный молодой человек, но уже не стремящийся ни к чему в этой жизни. Грушницкий в романе – это приятель Печорина. Знакомство двух молодых людей происходит на Кавказе во время их службы. Вторая встреча Печорина с Грушницким происходит на водах в Пятигорске.

Это глава «Княжна Мэри» в романе. Грушницкий в это время лечится, так как ранен. Несмотря на то что они приятели, дружбы между ними нет. Оба не выносят друг друга, но тем не менее продолжают общаться. Печорина раздражает всё в Грушницком: его хвастливость, трусость, глупость, напыщенность, притворство.

Печорин видит, что его так называемый приятель фальшивый насквозь.

Дуэль между молодыми людьми – это одно из главных и центральных событий в романе. Происходит она по причине того, что Грушницкий ведет себя очень недостойно по отношению к княжне Мэри.

Обратите внимание

Он распускает про нее сплетни о том, что Печорин якобы похаживает к ней по ночам. В то время для молодой незамужней девушки было просто неприемлемо и могло бы испортить ее репутацию. Грушницкий просто-напросто влюблен в княжну Мэри.

Она не отвечает ему взаимностью. Поэтому Грушницкий решает отомстить ей таким низким образом.

Печорин, как и подобает порядочному молодому человеку, возмущен таким поведением Грушницкого. Он вызывает его на дуэль. Но даже здесь Грушницкий хочет совершить плохой поступок: подсунуть Печорину незаряженный пистолет.

Но Григорий Александрович раскрывает этот обман. Печорин и в этой ситуации ведет себя благородно: он предлагает Грушницкому отменить дуэль и признать свой проступок. Но тот отказывается.

В итоге Печорин убивает Грушницкого на дуэли.

Эпизод очень хорошо раскрывает характер главного героя. В отличие от других персонажей Печорин благородный, уважает мнение других, умеет слушать, честный. Но несмотря на ряд положительных качеств, он живет без цели и не верит в искренность чувств.

Перед предстоящей дуэлью Печорин анализирует прожитую жизнь и приходит к выводу, что она прошла впустую, без какого-либо смысла.

После дуэли Григорий Александрович чувствует себя весьма подавленным. Но и этот момент с гибелью Грушницкого не меняет героя: Печорин остается все таким же безучастным ко всему происходящему вокруг.

Лермонтов изобразил в своем произведении героя его времени: апатичного, без эмоционального, не стремящегося к какому-либо идеалу в жизни.

Дуэль Печорина и Грушницкого

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/sochinenie-duel-pechorina-i-grushnickogo

Анализ сцены дуэли Печорина с Грушницким (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

    Михаил Юрьевич Лермонтов – один из немногих писателей в мировой литературе, чьи проза и стихотворения одинаково совершенны.

В последние годы жизни Лермонтов создает свой удивительно глубокий роман «Герой нашего времени» (1838 – 1841). Это произведение можно назвать образцом социально-психологической прозы.

Через образ главного героя романа Григория Александровича Печорина автор передает мысли, чувства, искания людей 30-х годов 19 века.

Важно

    Основные черты характера Печорина – «страсть к противоречиям» и раздвоенность личности. В жизни герой противоречив и непредсказуем. Кроме того, он очень эгоистичен. Часто кажется, что Печорин живет только ради того, чтобы развлечься, потешить себя. Страшно то, что поводом для его развлечений становятся окружающие героя люди. Однако Григорий Александрович не всегда ведет себя как злодей.

    В.Г. Белинский говорил, что «трагическое» заключается «в столкновении естественного веления сердца» с долгом, в «проистекающей из того борьбе, победе или падении». Подтверждением его слов является одна из самых важных сцен в романе – сцена дуэли Печорина с Грушницким.

    В Грушницком Григорий Александрович хочет найти что-то хорошее, хочет помочь ему разобраться в себе, стать нормальным человеком. Мы понимаем и не осуждаем Печорина, когда он перед дуэлью говорит, что хочет дать себе моральное право не щадить Грушницкого. Печорин предоставляет этому герою свободу выбора и пытается подтолкнуть его к верному решению.

    Григорий Александрович решает рискнуть своей жизнью ради одного психологического эксперимента, ради пробуждения в Грушницком лучших чувств и качеств. Пропасть, на краю которой стоит новоявленный офицер, – пропасть в буквальном и переносном смысле. Грушницкий падает в нее под тяжестью собственной злобы и ненависти. Как же проходил этот психологический эксперимент?

    Грушницкий вместе с драгунским капитаном задумали «проучить» Печорина за то, что тот начал ухаживать за княжной Мери. План их был довольно прост: на дуэли зарядить только пистолет Грушницкого. 

    Грушницкий хотел напугать Печорина и унизить его. Но только ли это? Ведь могло случиться так, что он попал бы в Печорина. Получается, что Грушницкий задумал практически убийство ни в чем не повинного человека. Законы чести для этого «офицера» оказались неписаны.

    Печорин случайно узнает о заговоре, но решает не отказываться от дуэли. Лермонтов пишет, что «во взгляде Грушницкого было какое-то беспокойство, изобличавшее внутреннюю борьбу». К сожалению, эта борьба в душе героя закончилась победой низости и подлости.

    Однако Печорин не сразу решается идти на дуэль с заряженным пистолетом. Григорий Александрович не один раз должен был убедиться в том, что подлость в Грушницком неискоренима, прежде чем он решился на возмездие. Но Грушницкий не воспользовался ни одной из данных ему возможностей на примирение или покаяние.

    Видя это, Печорин все же решается идти на дуэль.

Там, на горе, «ему было стыдно убить человека безоружного…» Но в этот момент Грушницкий выстрелил! Пусть пуля оцарапала лишь колено, но он выстрелил! «Досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба, рождавшаяся при мысли, что этот человек…хотел убить его, как собаку, не могли не взбунтоваться в душе Печорина. Грушницкий не испытывал раскаяния, хотя если бы рана была хоть немного серьезнее, он свалился бы с утеса», — пишет Лермонтов.

Совет!

    Только после всего этого Печорин попросил зарядить свой пистолет. Но и перед этим он дал Грушницкому еще одну возможность извиниться. Но: «Стреляйте, — отвечал он, — я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места!» И Печорин выстрелил…

    Я думаю, что жестокость Печорина вызвана оскорбленностью не только за себя. Он был поражен, что человек и перед смертью может кривляться и лгать. Печорина покоробило до глубины души то, что мелкое самолюбие в Грушницком оказывается сильнее чести и благородства.

    Кто прав, а кто виноват в сцене дуэли Печорина с Грушницким, на первый взгляд, очевидно. Можно подумать, что людские пороки должны быть наказаны. Здесь, может быть, даже неважен и способ наказания.

С другой стороны, каждый человек имеет право на защиту своей чести, своего достоинства.

Но возникает вопрос: кто дал право Печорину судить других людей? Почему этот герой взял на себя обязанности Господа Бога решать, кому жить, а кому умереть?

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/lermontov-m-yu/geroj-nashego-vremeni/4359-analiz-stseny-dueli-pecho

Дуэль Печорина и Грушницкого в романе «Герой нашего времени»: конфликт, причина дуэли

Дуэль Печорина и Грушницкого.Художник М. Врубель

Дуэль Григория Печорина и его приятеля Грушницкого является одним из самых напряженных эпизодов в романе «Герой нашего времени» Лермонтова.

История отношений Печорина и Грушницкого

Прапорщик Печорин и юнкер Грушницкий знакомятся во время службы на Кавказе. В какой-то момент они служат в одном действующем отряде в полку К.:
После выполнения военного задания Печорин едет в Пятигорск на воды. Здесь он снова встречает раненного юнкера Грушницкого:
В Пятигорске Печорин и Грушницкий проводят вместе время:

Существует ли дружба между Печориным и Грушницким? 

Между Печориным и Грушницким нет дружбы. Почему? На это есть несколько причин. Во-первых, Печорин не верит дружбу. У него есть только приятели. И Грушницкий для Печорина не более чем приятель:

Как известно, Печорин хорошо знает людей и видит их насквозь. Печорин видит все недостатки и слабости Грушницкого: его трусость, хвастовство и т.д. Грушницкий на любит Печорина за то, что тот его «раскусил». Между Печориным и Грушницким существует взаимная неприязнь, хотя внешне они кажутся приятелями:
Печорин предвидит, что напряженные отношения с Грушницким однажды могут вылиться в конфликт, который может плохо кончиться:

Грущницкий и княжна Мери.Художник М. Врубель

В чем причина дуэли Печорина и Грущницкого?Причиной дуэли Печорина и Грущницкого становится недостойное поведение Грушницкого по отношению к княжне Мери и Печорину. Как известно, находясь Пятигорске, Грушницкий влюбляется в княжну Мери: Однако княжна Мери не отвечает ему взаимностью — она влюблена в Печорина. Грушницкий ревнует и злится на княжну Мери за то, что та дала ему ложные надежды:

В конце концов Грушницкий решает отомстить княжне Мери за то, что та якобы обманула его:

Обиженный Грушницкий распускает сплетни о том, что Печорин по ночам тайно посещает княжну Мери:

Подобные сплетни во времена Лермонтова могли испортить репутацию девушки навсегда. Узнав об этих сплетнях, Печорин вызывает Грушницкого на дуэль, чтобы защитить честь княжны Мери:

Обратите внимание

Грушницкий отказывается извиняться за свою клевету. В результате приятели встречаются на дуэли. 

Дуэль и гибель Грушницкого

Перед дуэлью Грушницкий замышляет подлость: он хочет подсунуть Печорину незаряженный пистолет и тем самым опозорить его. Но Печорин случайным образом раскрывает этот подлый замысел:

В ходе дуэли Печорин предлагает Грушницкому перемирие и просит отказаться от своей клеветы о княжне Мери:

Но Грушницкий идет до конца. Он предпочитает погибнуть на дуэли вместо того, чтобы признать свою неправоту:

Наконец Печорин требует себе заряженный пистолет, и подлый замысел Грушницкого не удается. Противники стреляют на равных. Печорин ранит Грущницкого. От полученного ранения тот падает с обрыва и погибает:

Это были материалы о дуэли Печорина и Грушницого в романе «Герой нашего времени» Лермонтова: анализ причин дуэли, история конфликта.

Смотрите: Все материалы о «Герое нашего времени»

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/10/dujel-pechorina-i-grushnickogo-prichina-otnoshenija-druzhba.html

Дуэль Печорина с Грушницким (анализ и сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Грушницкий – представитель целого разряда людей – по выражению Белинского, – имя нарицательное. Он из числа тех, которые, по мнению Лермонтова, носят модную маску разочаровавшихся людей.

Меткую характеристику Грушницкому дает Печорин. Он, по его словам, позер, выдающий себя за романтического героя. «Его цель – сделаться героем романа», говорит он «пышными фразами, важно драпируя в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – его наслаждение».

С одной стороны, Грушницкий – реальный и весьма распространенный жизненный тип, с другой же – это до предела «овнешненный» двойник Печорина. Чем больше между ними внешнего сходства, тем разительнее их внутренняя полярность. Если Печорин – лицо, то Грушницкий – личина. Именно поэтому так непримиримо относится Печорин к Грушницкому.

Грушницкий по своей натуре мелок и завистлив; он не может простить Печорину того, что тот понял его сущность; он способен на любую подлость, способен нанести удар ножом в спину. Печорин это предчувствует и пишет в своем дневнике: «Я его так же не люблю: я чувствую, что мы когда‑нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».

Важно

Печорин последовательно и неумолимо лишает Грушницкого его павлиньего наряда, снимает с него взятую напрокат трагическую мантию, ставя в истинно трагическую ситуацию, чтобы «докопаться» до его душевного ядра, разбудить в нем человеческое начало.

При этом Печорин не дает себе ни малейших преимуществ в организуемых им жизненных «сюжетах», требующих от него, как и от его партнеров, максимального напряжения духовных и физических сил.

В дуэли с Грушницким он преднамеренно ставит себя в более сложные и опасные условия, стремясь к объективности результатов своего смертельного эксперимента, в котором рискует жизнью не меньше, а больше противника.

Благородство сочетается с беспощадностью: «Я решился, – говорит он по ходу их дуэльного и душевного поединка, – предоставить все выгоды Грушницкому; я решил испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия и тогда все устроилось бы к лучшему…».

Однако тут же он справедливо замечает: «Но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать!» Казалось бы, Печорин здесь не сомневается: характер человека – это и есть его судьба. Печорину важно, чтобы выбор был сделан предельно свободно, из внутренних, а не из внешних побуждений и мотивов.

Создавая по своей воле экстремальные пограничные ситуации, Печорин не вмешивается в принятие человеком решения, предоставляя ему возможность абсолютно свободного нравственного выбора, хотя совсем не безразличен к результатам. Так он замечает: «я с трепетом ждал ответ Грушницкого,… Если б Грушницкий не согласился, я бросился бы ему на шею».

Это право свободного выбора он много раз предоставлял по ходу дуэли Грушницкому: «Теперь он должен был выстрелить на воздух, или сделается убийцей, или, наконец, оставит свой подлый замысел и подвергнется со мной одинаковой опасности». Но Грушницкий все‑таки выстрелил: «пуля оцарапала мне колено» – комментирует Печорин. Теперь ответный удар за ним. И он беспощадно убивает противника. Окровавленный труп Грушницкого скатывается в пропасть. Но победа не доставляет никакой радости Григорию, свет меркнет в его глазах: «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели».

Источник: http://resoch.ru/duel-pechorina-s-grushnickim-analiz-i-sochinenie/

Дуэль Печорина с Грушницким (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

В центре романа Лермонтова «Герой нашего времени» стоит проблема личности, «героя времени», который, вбирая в себя все противоречия своей эпохи, в то же время находится в глубоком конфликте с обществом и окружающими его людьми. Этот конфликт определяет образную систему произведения. Все персонажи группируются вокруг главного героя — Печорина, и, вступая с ним в разнообразные отношения, помогают выделить ту или иную черту его личности.

По своему характеру Печорин романтик байронического типа. Он, личность яркая, сильная и крайне противоречивая, выделяется на фоне всех остальных героев и сам осознает свою неординарность, презирая других людей и стремясь сделать их игрушками в своих руках. Интересно, что и в глазах, окружающих он тоже предстает в ореоле романтического героя, но отношение к нему неоднозначно.

Все это проявляется во взаимоотношениях Печорина и Грушницкого, изображенных в главе «Княжна Мери». Грушницкий — антипод Печорина. Он. личность вполне ординарная и заурядная, всеми силами старается выглядеть романтиком, человеком необычным. Как иронично замечает Печорин, «его цель — сделаться героем романа».

Совет!

С точки зрения раскрытия характера «героя времени», псевдоромантизм Грушницкого подчеркивает глубину трагедии истинного романтика — Печорина.

С другой стороны, развитие их взаимоотношений определяется тем, что Печорин презирает Грушницкого, смеется над его романтической позой, чем вызывает раздражение и злость молодого человека, который поначалу с восторгом смотрит на него.

Все это ведет к развитию конфликта между ними, который обостряется тем, что Печорин, ухаживая за княжной Мери и добиваясь ее расположения, окончательно дискредитирует Грушницкого.

Все это приводит к их открытому столкновению, которое заканчивается дуэлью. Эта сцена очень важна как для понимания характера Печорина, так и для общей концепции романа.

Она вызывает в памяти другую сцену дуэли — из романа Пушкина «Евгений Онегин». Это неудивительно: если Печорина еще Белинский назвал «Онегиным нашего времени», то и Грушницкого часто сравнивают с Ленским.

Основания для этого имеются вполне достаточные.

Ленский и Грушницкий представляют собой тип романтика, берущего прежде всего внешнюю сторону романтизма — манеру поведения, восторженную речь, стиль одежды, — что сразу вызывает сомнение в его подлинности.

Оба молодых человека восхищаются своим старшим товарищем (соответственно, Онегиным и Печориным), прислушиваются к его суждениям, а потом, разозлившись на него из-за ухаживания за девушкой, которая была для них предметом романтического увлечения и далее любви, вызывают на дуэль. Оба оказываются убиты на дуэли.

Но, пожалуй, именно разница в этой сцене наиболее ярко выражает и различие двух этих образов и их места в каждом из романов.

Дуэль Ленского, каким бы ничтожным ни казался ее повод, серьезна и по-настоящему трагична. Ленский, увлеченный своим воображением, готов на самом деле положить жизнь за честь возлюбленной. Он смело идет до конца и погибает, отстаивая свой, пусть и не вполне правомерный, взгляд на жизнь.

Он человек, безусловно, честный и благородный, и гибель его вызывает искреннее сожаление и сочувствие автора и читателей. Пушкин отмечает, что, «может быть, и то: поэта / Обыкновенный ждал удел», — то есть внешняя сторона его романтизма могла со временем исчезнуть, обнажив натуру вполне заурядную.

Обратите внимание

Но в то же время автор не исключает и того, что романтизм Ленского мог быть по-настоящему серьезен и отражать подлинную неординарность его личности.

Дуэль Грушницкого — грязная игра от начала и до конца. Вместе с драгунским капитаном он еще до открытого столкновения с Печориным задумал «проучить» его, выставив перед всеми трусом.

Но уже в этой сцене для читателя очевидно, что трусом является сам Грушницкий, который соглашается на подлое предложение драгунского капитана оставить пистолеты незаряженными.

Печорин случайно узнает об этом заговоре и решает перехватить инициативу: теперь уже он, а не его противники, ведет партию, задумав проверить не только меру подлости и трусости Грушницкого, но и вступив в своеобразный поединок с собственной судьбой.

Вернер сообщает Печорину о том, что планы противников изменились: теперь они задумали зарядить один пистолет.

И тогда Печорин решает поставить Грушниц-кого в такие условия, чтобы тому не оставалось ничего другого, как либо признать себя перед всеми подлецом, раскрыв заговор, либо стать настоящим убийцей.

Ведь возможность просто удовлетворить свою месть, слегка ранив Печорина и не подвергая себя самого при этом опасности, теперь была исключена: Печорин потребовал, чтобы дуэль проводилась на краю обрыва и стреляли по очереди. При таких условиях даже легкая рана противника становилась смертельной.

Очевидно, что по сравнению с дуэлью Ленского и Онегина, ситуация здесь намного острее.

Важно

Там исход дуэли в какой-то мере предрешен только тем, что Онегин, опытный в такого рода делах человек, имеет преимущество перед молодым и неопытным противником, к тому же еще находящимся в крайне нервном состоянии. И все же для Онегина гибель друга — неожиданный и страшный удар.

В дальнейшем мы узнаем, что именно эта история стала для Онегина начатом коренного пересмотра своих жизненных позиций, в результате приведшего к отказу от романтического индивидуализма и открывшим путь к истинной любви.

У Лермонтова, при всей важности ее идейно-композиционной роли, сцена дуэли Печорина с Грушницким, очевидно, не может рассматриваться как центральный эпизод всего романа, хотя в данной главе она в какой-то мере таковой все же является. Но никак нельзя сказать, что эта история изменила в существенных чертах жизнь Печорина, повлияла на изменение его характера и внутреннего облика.

В результате дуэли с Грушницким Печорин оказывается в отдаленной крепости, рассказ о которой открывает роман (повесть «Бэла»). Так что к тому моменту, когда происходят события в «Княжне Мери», читателю уже хорошо известно, что и там, в крепости, Печорин остался таким же, как и здесь.

Дуэль для него — лишь один из аргументов в его постоянном споре с окружающими его людьми, с самим собой и своей судьбой.

Проблема судьбы в романе является важнейшей, окончательное ее решение будет представлено только в заключительной части — философской повести «Фаталист». Но вопрос о судьбе так или иначе ставится и в других его частях.

В сцене дуэли Печорин тоже решает испытать свою судьбу: «Что, если его счастье перетянет? Если моя звезда, наконец, мне изменит? — думает он накануне дуэли. — И немудрено: она гак долго служила верно моим прихотям; на небесах не более постоянства, чем на земле».

Как и затем в «Фаталисте», Печорин предлагает довериться фортуне: они с Грушницким бросают жребий, кому стрелять первым. И счастье улыбнулось противнику.

https://www.youtube.com/watch?v=9qsdW3Xho6I

Но спор Печорина продолжается. У него есть еще время, чтобы все изменить -достаточно сказать, что он знает о заговоре. Именно этого ждет от него его секундант доктор Вернер. Но Печорин хочет испытать Грушницкого, в котором борются противоречивые чувства: стыд убить безоружного человека и раскаяние, боязнь признаться в подлости и одновременно страх перед смертью.

Печорин, несмотря на угрожающую ему самому смертельную опасность, смотрит на бедного молодого человека с любопытством, как на подопытного кролика. Ведь он сознательно поставил «эксперимент», чтобы проверить человеческую натуру: чего в ней больше — подлости, злобы и страха или раскаяния и добрых порывов.

«С минуту мне казалось, что он бросится к ногам моим»,- думает Печорин о Грушницком, которому предстоит стрелять. В какой-то момент кажется, что совесть и добрые начала могут возобладать в нем: «Не могу, — сказал он глухим голосом».

Но окрик драгунского капитана-«трус!» — возвращает все на свои места: Грушницкий привык позировать и не может изменить своей привычке: он стреляет и чуть не убивает Печорина, поскольку ранит его в колено.

Совет!

Дальше дело за Печориным. Если ранее он пытался разобраться в психологии поступков Грушницкого, то теперь его тонкий аналитический ум, как под микроскопом, рассматривает все мельчайшие движения собственной души. Что в ней: «и досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба»? Объяснить себе это сложное чувство герой так и не может.

Но испытание Грушницкого продолжается. Печорин еще раз предлагает ему отказаться от клеветы и попросить прощения. Зачем ему это нужно? Я думаю, не только -для «чистоты эксперимента».

Чуть ранее Печорин, предоставляя возможность бросить жребий, думает о том, что «искра великодушия», которая могла бы проснуться в Грушницком, наверняка будет побеждена «самолюбием и слабостью характера». Он, знаток человеческих душ, прекрасно изучивший Грушницкого, в этом не ошибся.

Но есть и еще один аргумент, касающийся его самого: «Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала». И дальше он точно соблюдает эти «условия с своею совестью», заключенные здесь.

После того, как Печорин требует зарядить пистолет, он последний раз взывает к Грушницкому: «Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все… вспомни — мы были когда-то друзьями».

Что это: искренне желание мирно кончить ссору или нечто иное? Если учитывать весьма специфическое отношение Печорина к дружбе (фактически он в нее не верит, а уж тем более о дружбе с Грушницким вообще говорить проблематично), а также его взгляды на врагов («Я люблю врагов, но не по-христиански»), то можно сделать следующий вывод.

Печорин уже убедился в слабости Грушницкого, он уже выставил его полным подлецом и трусом перед всеми, и теперь борьба с ним стала для него неинтересной: слишком ничтожен оказался противник. И тогда Печорин, дергая за нужные веревочки, как кукловод, добивается того, чтобы иметь перед собой настоящего врага: «Стреляйте! — кричит Грушницкий. -…Нам на земле вдвоем нет места…

» Это уже не просто слова отчаяния насмерть испуганного мальчишки. И Печорин хладнокровно убивает Грушницкого, заключая разыгранную только что сцену словами: «Finita la commedia». Комедия, но такая, в которой играют настоящие люди, а не актеры, и погибают они по-настоящему. Поистине, жестокая комедия!

А как чувствует себя ее режиссер? «У меня на сердце был камень», — отмечает Печорин. Даже природа, с которой у него, в отличие от людей, не было противоречий, и та как будто осуждает его: «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели».

Обратите внимание

Не случайно всю сцену обрамляет пейзаж: прекрасное описание «голубого и свежего» утра в начале показывает то единственное, что по-настоящему дорого ге-рою-романтику: «В этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу». Описание места дуэли на скале и мрачной пропасти внизу также вполне соответствует духу и настроению героя.

А уехав после дуэли далеко от людей и проскакав на коне по незнакомым местам до вечера, Печорин вновь обретает душевное спокойствие.

Романтик остался романтиком: жизнь человека для него ничего не стоит по сравнению с могуществом и красотой природы, а своя индивидуальность всегда будет значительнее и важнее, чем все, что касается других: «Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих!..» — эта позиция героя осталась неизменной.

Можно ли оправдать ее? Автор не скрывает двойственного отношения к своему герою, но он — сам романтик и, вероятно, для него в чем-то поведение Печорина было если не ближе, то, по крайней мере, понятнее, чем нам.

Может быть, он и сам решился в свое время поставить такой «эксперимент» со своим давним приятелем Мартыновым? Но жизнь оказалась более жестокой к своему герою — пуля Мартынова пробила навылет сердце поэта.

Таков трагический финал дуэли, протянувшей нить из художественного мира романа в мир реальный.

Источник: http://lit-helper.com/p_Duel-_Pechorina_s_Grushnickim_Analiz_epizoda_iz_glavi_Knyajna_Meri_romana_M_Yu__Lermontova_Geroi_nashego_vremeni

Как характеризует Печорина и Грушницкого сцена дуэли? (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Как характеризует Печорина и Грушницкого сцена дуэли? Композиционная сложность романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» неразрывно связана с психологической сложно­стью образа главного героя.

Неоднозначность и противоречивость мятежного характера Григория Печорина проявляются не только в его поступках и его душе, — наиболее ярко эти черты проступа­ют в соотнесении героя с другими персонажами.

Чтобы показать благородные чувства и стремления своего ге­роя, А. С. Грибоедов противопоставил Чацкому подхалима Мол- чалина, А. С. Пушкин ввел в роман «Евгений Онегин» образ моло­дого поэта-мечтателя Ленского, а М. Ю. Лермонтов страдающему Печорину, с его непреклонной волей и жаждой борьбы, противо­поставил Грушницкого.

Важно

Печорин встретился с Грушницким, с которым они «были ког- да-то друзьями» в Пятигорске на водах.

«Грушницкий — пишет он в своем дневнике, — …из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, воз­вышенные страсти и исключительные страдания».

Цель таких людей — производить эффект. В обществе Мери Грушницкий ра­зыгрывал роль разжалованного в солдаты, гонимого обществом и судьбой страдальца.

Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное на какие-то тайные страдания, что, по словам Печорина, сам почти в этом уве­рился, «он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. Его цель — сделаться героем романа…».

Печорин же всегда стремился к активным действиям; «любо­пытство» толкало его ставить «эксперименты» над собой и окру­жающими, вмешиваться в дела, до него не касающиеся; его без­рассудная храбрость и романтическое мироощущение были под­линными, а не воображаемыми. И, главное, что отличало его, — стремление понять, что движет людьми; выявить мотивы их по­ступков, постичь их психологию.

Почему же этот «романтический» мальчишка так не нравится прапорщику Печорину? Он мечтает о славе, об офицерских эпо­летах, но ведь кто об этом не мечтает в столь молодые годы? Он наивный, недалекий человек, но и это ему можно простить.

Груш­ницкий насквозь фальшив, а фальши, неискренности наш герой не выносит, и именно этого он не может простить. Григорий Пе­чорин действительно переживает чувство глубокого разочарова­ния в жизни, которое для юнкера лишь поза.

Во всем внешнем облике, речи, поступках Грушницкого Печорин видит ничтожность его натуры.

Ему вообще всегда были неприятны самовлюбленность и эгоизм людей, которые на все случаи жизни запаслись «пышны­ми фразами», которые в молодости разыгрывают роль разочаро­ванных, а под старость «делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, — иногда тем и другим».

Совет!

Печорин откровенно признается, что не любит Грушницкого, чувствует к нему неприязнь и играет на самолюбии приятеля, зная наперед, что одному из них несдобровать. Раздраженный, Печо­рин желает досадить бывшему сослуживцу.

От скуки, без каких- либо угрызений совести, он вмешивается в судьбу юнкера, влюб­ляет в себя Мери, чем восстанавливает против себя Грушницкого.

Атот, когда затронуто самолюбие, желая отомстить Печорину, за­думывает высмеять его и представить перед всеми трусом.

Печорин случайно стал свидетелем этого «заговора», и мысль, что он мог сделаться «посмешищем этих дураков» не давала ему покоя. С одной стороны, он недоумевал, за что его все так ненави­дят, а с другой — чувствовал, что «ядовитая злость» наполняла его душу.

С этого момента судьба юнкера была решена: «Берегитесь, господин Грушницкий! — писал Печорин в своем дневнике, — Со мной так не шутят… Я вам не игрушка!..» Печорин так зол, потому что боится «показаться смешным даже самому себе».

Он иногда презирает себя, и не от того ли он презирает и других?

Перед самой дуэлью Печорин откровенно признается доктору Вернеру, что «думая о близкой возможности смерти», он думает только «об одном себе».

Настоящих друзей он не приобрел, ажен- щины, которые, по его мнению, обнимая других, будут смеяться над ним, чтоб возбудить ревность к усопшему, не достойны его внимания.

Из жизненной бури Печорин «вынес несколько идей — и ни одного чувства», он давно уже живет «не сердцем, а головою» и разбирает свои поступки со строгим любопытством, но без жи­вого участия.

Обратите внимание

Печорин признается также, что «стал не способен к благород­ным порывам», однако перед дуэлью именно он выражает готов­ность примириться с противником, хотя и предлагает условия, на которые тот не может согласиться.

Желая в полной мере подтвер­дить правильность своих суждений о низости и трусости Грушниц- кого, Печорин намеренно «…поставил его в затруднительное по­ложение».

«Стреляясь при обыкновенных условиях, — пишет Пе­чорин, — он мог целить мне в ногу, легко меня ранить и удовлетво­рить таким образом свою месть, не отягощая слишком своей сове­сти; но теперь он должен был выстрелить в воздух, или сделаться убийцей…» Печорин даже предоставляет «все выгоды» Грушниц- кому, желая проверить, насколько Грушницкий подчинен злу, хва­тит ли у него решимости убить безоружного (мы ведь знаем, что пистолет Печорина не был заряжен).

Печорин, со своей страстью к исследованию человеческой природы, хотел испытать Грушницкого. Вечное любопытство, стремление наблюдать и экспериментировать над страстями и чув­ствами других людей толкали его на это.

Печорин надеялся, что в душе молодого юнкера еще «могла проснуться искра великоду­шия, и тогда все устроилось бы к лучшему; но самолюбие и сла­бость характера должны были торжествовать…».

Используя ду­шевную слабость противника, сам Печорин хотел таким образом оправдать свое «полное право не щадить его».

Он и сам толком не мог объяснить, какие чувства более всего владели им в тот момент: «…то были и досада оскорбленного самолюбия, и пре­зрение, и злоба, рождавшаяся при мысли, что этот человек, те­перь с такой уверенностью и… дерзостью на меня глядящий, две минуты назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить как собаку..».

Несколько минут Печорин наблюдал за Грушницким, в послед­ний раз надеясь увидеть в нем хоть «легкий след» раскаяния, но тот, зная, что пистолет Печорина не заряжен, не проявил никаких угрызений совести и даже «удерживал улыбку».

Печорин раскрыл заговор, самолюбие его было удовлетворе­но, и он предложил Грушницкому отказаться от своей клеветы. Однако «лицо у него вспыхнуло, глаза засверкали… «Стреляйте! — отвечал он. — Я себя презираю, а вас ненавижу… Нам наземле вдво­ем нет места…» И Печорин выстрелил…

Важно

Таким образом, сцена дуэли, задуманная Печориным как ко­медия, превратилась в трагедию.

Автор пытается показать нам, что эта трагедия была как бы предрешена всей логикой событий, по которой Грушницкий неизбежно был жертвой, а Печорин лишь невольно сыграл в судьбе юноши фатальную роль.

Вспомним, как Печорин сам говорил об этом: «Я его… не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».

Эту же обреченность юноши чувствовал и Вернер, говоря Печорину: «Я предчувствую, что бедный Грушниц­кий будет вашей жертвой…». Вот почему автор отчасти оправды­вает ту жестокость, какую проявил Печорин в поединке с Груш- ницким, Однако какое оправдание можно найти поступкам Печо­рина, когда жертвами его эгоизма становятся люди, достойные уважения и любви?

В лице Печорина перед нами предстает не только своеобраз­ный человек, типичный для своей эпохи. Герой времени — это лич­ность, сформированная данным веком, и ни в какой другой эпохе подобный человек появиться не мог бы.

В нем сконцентрированы все черты, все достоинства и недостатки его времени.

В предисло­вии к роману Лермонтов полемически заявляет: «Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего по­коления, в полном их развитии».

Источник: https://prepodka.net/kak-xarakterizuet-pechorina-i-grushnickogo-scena-dueli-po-romanu-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

Ссылка на основную публикацию