Характеристика и образ главной героини в рассказе чистый понедельник бунина сочинение

Психологизм бунинской прозы в рассказе «Чистый понедельник» И. А. Бунина

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Рассказ «Чистый понедельник» входит в цикл рассказов Бунина «Темные аллеи». Этот цикл был последним в жизни автора и занял восемь лет творчества. Время создания цикла пришлось на период Второй мировой войны. Мир рушился, а великий русский писатель Бунин писал о любви, о вечном, о единственной силе, способной сохранить жизнь в ее высоком предназначении.

Сквозной темой цикла является любовь во всей ее многоликости, слиянии душ двух уникальных, неповторимых миров, душ влюбленных.

Рассказ «Чистый понедельник» содержит важную мысль, что душа человека — тайна, а женская — особенно. И о том, что каждый человек ищет свой путь в жизни, часто сомневаясь, делая ошибки, и счастье — если найдет.

Бунин начинает свой рассказ с описания серого зимнего дня в Москве.

Обратите внимание

К вечеру жизнь в городе оживлялась, жители освобождались от дневных забот: «…гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи, — в сумраке уже было видно, как с шипением сыпались с проводов красные звезды, — оживленнее спешили по тротуарам чернеющие прохожие». Пейзаж подготавливает читателя к восприятию истории «странной любви» двух людей, пути которых трагически разошлись.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Рассказ потрясает искренностью в описании большой любви героя к своей возлюбленной. Перед нами своеобразная исповедь мужчины, попытка вспомнить давние события и понять, что же тогда произошло.

Почему женщина, говорившая, что кроме отца и него у нее никого нет, без объяснений оставила его. Герой, от лица которого ведется рассказ, вызывает симпатию и сочувствие. Он умен, красив, весел, говорлив, безумно любит героиню, готов на все ради нее.

Писатель последовательно воссоздает историю их взаимоотношений.

Образ героини окутан таинственностью. Герой с обожанием вспоминает каждую черточку ее лица, волосы, платья, всю ее южную красоту. Недаром на актерском «капустнике» в Художественном театре знаменитый Качалов восторженно называет героиню Шамаханской царицей. Они были прекрасной парой, оба красивые, богатые, здоровые. Внешне героиня ведет себя вполне нормально.

Принимает ухаживания возлюбленного, цветы, подарки, ездит с ним в театры, на концерты, в рестораны, но внутренний мир ее закрыт для героя. Она немногословна, но иногда высказывает мнения, которых ее друг не ждет от нее. Он почти ничего не знает о ее жизни. С удивлением герой узнает, что его возлюбленная часто посещает храмы, много знает о службах в них.

В то же время говорит, что она не религиозна, а в храмах ее восхищают песнопения, обряды, торжественная духовность, какой-то тайный смысл, которого нет в суетной городской жизни. Героиня замечает, как пылает от любви ее друг, но сама не может ответить ему тем же. По ее мнению, в жены она тоже не годится.

В ее словах часто проскакивают намеки на монастыри, куда можно уйти, но герой не воспринимает это серьезно.В рассказе Бунин погружает читателя в атмосферу дореволюционной Москвы. Он перечисляет многочисленные храмы и монастыри столицы, вместе с героиней восхищается текстами древних летописей.

Здесь же даны воспоминания и рассуждения о современной культуре: Художественный театр, вечер поэзии А. Белого, мнение о романе Брюсова «Огненный ангел», посещение могилы Чехова. Множество разнородных, иногда несовместимых явлений составляют канву жизни героев.

Важно

Постепенно тон рассказа становится все более грустным, а в конце — трагическим. Героиня приняла решение расстаться с любящим ее мужчиной, уехать из Москвы. Она благодарна ему за настоящую любовь к ней, поэтому устраивает прощание и позже присылает ему последнее письмо с просьбой не искать ее.

Герой не может поверить в реальность происходящего. Не в силах забыть любимую, он два последующих года «долго пропадал по самым грязным кабакам, спивался, всячески опускаясь все больше и больше. Потом стал понемногу оправляться — равнодушно, безнадежно…».

Но все равно в один из похожих зимних дней он ездил по тем улицам, где они бывали вдвоем, «и все плакал, плакал…». Повинуясь какому-то чувству, герой заходит в Марфо-Мариинскую обитель и в толпе монахинь видит одну из них с глубокими черными глазами, смотрящую куда-то в темноту.

Герою показалось, что смотрит она на него.

Бунин ничего не объясняет. Была ли это действительно возлюбленная героя, остается загадкой. Но ясно одно: была великая любовь, сначала осветившая, а потом перевернувшая жизнь человека.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/psixologizm-buninskoj-prozy-v-rasskaze-chistyj-ponedelnik-i-a-bunina/

«Чистый понедельник» Бунина: идея очищения общества

«Чистый понедельник» И.А. Бунин считал лучшим своим произведением. Во многом из-за его смысловой глубины и неоднозначности интерпретации. Рассказ занимает важное место в цикле «Тёмные аллеи». Временем его написания считается май 1944 года. В этот период своей жизни Бунин находился во Франции вдали от родины, где шла Великая Отечественная война.

В таком свете маловероятно, что 73-летний писатель посвятил своё произведение только теме любви. Правильнее сказать, что через описание отношений между двумя людьми, их взглядов и мировоззрений перед читателем открывается правда современной жизни, её трагическая подоплёка и насущность многих нравственных проблем.

В центре рассказа история отношений вполне состоятельных мужчины и женщины, между которыми появляются чувства друг к другу. Они интересно и приятно проводят время, посещая рестораны, театры, трактиры и мн. др. Рассказчика и главного героя в одном лице тянет к ней, но возможность брака сразу исключается – девушка однозначно считает, что не годится для семейной жизни.

Анализ произведения и краткое содержание текста

Однажды накануне Чистого понедельника в Прощёное воскресенье, она просит заехать за ней немного раньше. После чего они отправляются в Новодевичий монастырь, посещают местное кладбище, гуляют среди могил и вспоминают похороны архиепископа.

Героиня понимает, как сильно её любит рассказчик, а сам мужчина подмечает большую религиозность своей спутницы. Женщина рассуждает про жизнь в монастыре и сама грозится отправиться в самый глухой из них.

Правда, рассказчик не придаёт её словам особой важности.

На следующий день уже вечером по просьбе девушки они отправляются на театральный капустник. Достаточно странный выбор места – особенно учитывая то, что героиня не любит и не признаёт подобных сборищ. Там она пьёт шампанское, танцует и весело проводит время. После чего уже ночью рассказчик привозит её домой. Героиня просит подняться мужчину к ней. Они сближаются окончательно.

Наутро девушка сообщает, что уезжает ненадолго в Тверь. Спустя 2 недели от неё приходит письмо, в котором она прощается с рассказчиком, просит не искать её, так как «в Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг».

Мужчина выполняет её просьбу. Однако не брезгует времяпрепровождением в грязных кабаках и трактирах, предаваясь равнодушному существованию – «спивался, всячески опускаясь, все больше и больше». Затем долго приходит в себя, а через два года и вовсе решается на поездку во все те места, которые вместе с любимой они посетили в то Прощёное воскресенье.

В какой-то момент героя охватывает некое безнадёжное смирение. Подъехав к Марфо-Марьинской обители, он узнаёт, что там идёт служба и даже проходит внутрь. Здесь в последний раз герой видит свою возлюбленную, которая участвует в службе вместе с другими монахинями. При этом девушка не видит мужчину, но взгляд её как раз направлен в темноту, где и стоит рассказчик.

После чего он тихо покидает церковь.

Читая произведения и переходя от одной части к другой, видно духовное взросление не только героини, но и самого рассказчика. В конце рассказа перед нами уже не легкомысленный человек, а мужчина, испытавший горечь расставания с любимой, способный переживать и осмысливать свои поступки прошлого.

Совет!

Учитывая, что герой и рассказчик – одно лицо, увидеть изменения в нём можно даже с помощью самого текста. Мировоззрение героя после грустной истории любви кардинально меняется.

Рассказывая о себе в 1912 году, повествователь прибегает к иронии, показывая свою ограниченность в восприятии любимой.

Важна только физическая близость, а сам герой не пытается понять чувств женщины, её религиозность, взгляды на жизнь и мн. др.

В заключительной части произведения мы видим рассказчика и мужчину, который понимает значение переживаемого опыта. Свою жизнь он оценивает ретроспективно и меняется общая тональность написания рассказа, что говорит о внутренней зрелости самого повествователя. При прочтении третьей части складывается впечатление, что она написана совсем другим человеком.

По жанровым особенностям большинство исследователей относят «Чистый понедельник» к новелле, потому что в центре сюжета имеется переворотный момент, который заставляет по-другому интерпретировать произведение. Речь идёт об уходе героини в монастырь.

Новелла И.А. Бунина отличается сложной пространственно-временной организацией. Действие происходит в конце 1911 – начале 1912 годов.

Это подтверждается упоминанием конкретных дат и текстовыми отсылками к реальным историческим лицам, которые были известны и узнаваемы в то время.

Например, герои впервые встречаются на лекции Андрея Белого, а на театральном капустнике перед читателем появляется деятель искусств Сулержицкий, с которым как раз и танцует героиня.

Обратите внимание

Временной диапазон небольшого произведения достаточно широк. Существует три конкретные даты: 1912 год – время сюжетных событий, 1914 год – дата последней встречи героев, а также некое «сегодня» рассказчика.

Весь текст наполнен дополнительными временными ориентирами и ссылками: «могилы Эртеля, Чехова», «дом, где жил Грибоедов», упоминается допетровская Русь, концерт Шаляпина, раскольничье Рогожское кладбище, князь Юрий Долгорукий и много другое.

Получается, что события рассказа вписываются в общий исторический контекст, оказываются не просто конкретным описанием отношений между мужчиной и женщиной, а олицетворяют собой целую эпоху.

Неслучайно ряд исследователей призывают видеть в героини образ самой России, а её поступок трактовать как призыв автора идти не революционным путём, а искать покаяние и сделать всё, чтобы изменить жизнь целой страны. Отсюда и название новеллы «Чистый понедельник», который как первый день Великого поста должен стать отправной точкой на пути к лучшему.

Главные герои и их характеристика

Основных действующих лиц в рассказе «Чистый понедельник» всего два. Это героиня и сам рассказчик. Их имена читатель так и не узнаёт.

В центре произведения находится образ героиня, а герой показан уже через призму их отношений. Девушка умна. Часто говорит по-философски мудро: «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету».

В героине уживаются противоположные сущности, в её образе много противоречий. С одной стороны, её нравится роскошь, светская жизнь, посещение театров, ресторанов.

Однако это не мешает внутренней тяги к иному, значительному, прекрасному, религиозному. Она увлекается литературным наследием, причём не только отечественным, но и европейским.

Часто цитирует известные произведения мировой классики, житийную литературу рассказывает о старинных обрядах и похоронах.

Девушка категорически отрицает возможность брака, считает, что не годится в жены. Героиня ищет себя, зачастую пребывает в раздумьях. Она умна, красива и зажиточна, но рассказчик каждый день убеждался: «похоже было на то, что ей ничего не нужно: ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом…» В этом мире она постоянно и до какой-то поры бессмысленно ищет себя.

Её привлекает роскошная, весёлая жизнь, но вместе с тем она ей противна: «Не понимаю, как это не надоест людям всю жизнь, каждый день обедать, ужинать». Правда, сама она и «обедала и ужинала с московским пониманием дела. Явной слабостью её была только хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех…». Именно такой противоречивый образ героини создаёт И.А.

Бунин в своём произведении.

Важно

Желая найти для себя что-то иное, она посещает церкви, соборы. Девушке удаётся вырваться из привычного окружения, пусть и не благодаря любви, которая оказывается не настолько возвышенной и всемогущей. Найти себя ей помогает вера и уход от мирской жизни.

Такой поступок подтверждает сильный и волевой характер героини. Именно так она отвечает на собственные размышления о смысле жизни, понимая бесполезность той, которую ведет в светском обществе.

В монастыре главным для человека становится любовь к Богу, служение ему и людям, тогда как всё пошлое, низменное, недостойное и обыденное больше не станет беспокоить её.

Главная идея рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник»

В этом произведении Бунин выводит на первый план историю отношений между двумя людьми, но основные смыслы скрыты намного глубже.

Однозначно интерпретировать этот рассказа не получится, так как он одновременно посвящён и любви, и нравственности, и философии, и истории. Однако основное направление мысли писателя сводится к вопросам судьбы самой России.

Читайте также:  Сочинение на тему что такое нравственность 9 класс огэ 15.3

По мнению автора, страна должна очиститься от своих грехов и возродиться духовно, как это сделала героиня произведения «Чистый понедельник».

Она отказалась от прекрасного будущего, от денег и положения в обществе. Решилась уйти от всего мирского, потому что невыносимо стало пребывание в свете, где исчезла истинная красота, а остались только «отчаянные канканы» Москвина и Станиславского и «бледный от хмеля, с крупным потом на лбу», еле держащийся на ногах Качалов.

Продолжать галерею подобных образов можно долго. Просто в описании светской Москвы 1910-х годов, в размышлениях над поступком героини, понимании её собственных мыслей и высказываний становится понятна главная идея рассказа.

Она довольно проста и сложна одновременно: когда-нибудь Чистый понедельник наступит для каждого человека, живущего в России, и для всей страны в целом. Рассказчик, пережив расставание с любимой, проведя 2 года в постоянной рефлексии, смог не только понять поступок девушки, но и встать на путь очищения.

По мнению автора, только через веру и стремление к нравственным устоям можно избавиться от оков пошлой светской жизни, измениться морально и духовно для новой и лучшей жизни.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/ivan-bunin/chistiy-ponedelnik.html

Сочинение «Тема любви в творчестве И. А. Бунина (по рассказу «Чистый понедельник»)»

Одной из основных тем творчества писателя является тема любви. К этой теме Бунин шел навстречу всей душой, и ни война, ни революция не могли пошатнуть этой его привязанности. В этой области, полной невыраженных оттенков и неясностей, его дар находил себе достойное применение.

Он описывал любовь во всех состояниях, а в эмиграции еще пристальней, сосредоточенней относился к этому чувству. Любовь в изображении Бунина поражает не только силой художественной изобразительности, но и своей подчиненностью каким-то внутренним, неведомым человеку законам.

Совет!

Но и эти законы прорываются на поверхность нечасто — большинство людей не испытывают их рокового воздействия до конца своих дней. Такое изображение любви неожиданно придает трезвому, «беспощадному» бунинс-кому таланту романтический отсвет.

Близость любви и смерти, их сопряженность были для Бунина фактами очевидными, никогда не подвергались сомнению.

Однако катастрофичность бытия, непрочность человеческих отношений и самого существования — все эти излюбленные бунинские темы после гигантских социальных катаклизмов, потрясших Россию, наполнились новым грозным значением.

«Любовь прекрасна» и «любовь обречена» — эти понятия, окончательно совместившись, совпали, неся в глубине каждого рассказа личное горе Бунина-эмигранта. В годы войны Бунин закончил книгу рассказов «Темные аллеи», которая вышла в полном составе в 1946 году в Париже. Это единственная в русской литературе книга, в которой «все о любви».

Тридцать восемь новелл сборника дают великое разнообразие незабываемых женских образов — Руся, Антигона, Галя Ганская, героиня «Чистого понедельника».

В рассказе Бунина «Чистый понедельник» героиня безымянна. Имя не важно, имя для земли, а Бог знает каждого и без имени. Бунин называет героиню — она.

Она с самого начала была странной, молчаливой, необычной, будто чужой всему окружающему миру, глядящей сквозь него, «все что-то думала, все как будто во что-то мысленно вникала; лежа на диване с книгой в руках, часто опускала ее и вопросительно глядела перед собой».

Она была будто совсем из другого мира, и, только чтобы ее не узнали в этом мире, она читала, ходила в театр, обедала, ужинала, выезжала на прогулки, посещала курсы.

«Мы оба были богаты; здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами», — рассказывает герой «Чистого понедельника». Казалось бы, у них есть все для абсолютного счастья. Что еще нужно?

«Счастье наше, дружок, — приводит его любимая слова Платона Каратаева, — как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету». Герой и героиня рассказа — разные натуры. Герой «Чистого понедельника» — «обычный» человек, при всей своей физической привлекательности и эмоциональной наполненности. Но героиня иная.

В ее странных поступках ощущается значительность характера, редкостность «избранной натуры». Ее сознание разорвано.

Она не прочь окунуться в «сегодняшнюю» жизнь той элитарной Москвы — концертов Шаляпина, «капустников» Художественного театра, каких-то курсов, чтения модных западных писателей начала века: Гофмансталя, Шницлера, Пшибышевского, лекций Андрея Белого и т. д.

, однако внутренне она чужда (как и сам Бунин) всему этому. Ее всегда тянуло к чему-то более светлому, нематериальному, к вере, к Богу, и так же, как храм Спасителя был близок к окнам ее квартиры, так Бог был близок ее сердцу.

Обратите внимание

Она часто ходила в церкви, посещала обители, старые кладбища. Она напряженно ищет что-то цельное, героическое, самоотверженное и находит свой идеал в служении Богу. Настоящее кажется ей жалким и несостоятельным.

И вот наконец она решилась. В последние дни мирской жизни она испила ее чашу до дна, простила всех в Прощеное воскресенье и очистилась от пепла этой жизни в «Чистый понедельник»: ушла в монастырь. «Нет, в женыя не гожусь».

Источник: https://shdo.net/sochinenie-tema-lyubvi-v-tvorchestve-i-a-bunina-po-rasskazu-chistyj-ponedelnik/

Сочинение на тему «рассказ И.А.Бунина «Чистый понедельник» герои, их любовь, неожиданность финала.»

В искусстве передачи темы любви И.А.Бунин предстает как писатель ошеломительного таланта, как филигранный мастер, психолог, умеющий тонко и точно передать состояние души влюбленного человека. Писатель умеет так говорить о сложных, откровенных темах, что они ни в коем случае не выглядят пошлыми, а напротив, раскрывают удивительно достоверно самые глубокие

душевные переживания человека.

Герои рассказа Бунина «Чистый понедельник» вызывают у читателя симпатию, и читатель переживает за них. Мы не знаем их имен, но это и неважно. Писатель дает молодым людям, полюбившим друг друга, точные характеристики, причем пытается быть объективным, рассказывая о своей жизненной драме. Они оба красивы: «Я, будучи родом из Пензенской губернии, был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой, был даже «неприлично красив», как сказал мне однажды один знаменитый актер…». Его возлюбленная была такая же удивительно красивая: «А у нее красота была какая-то индийская, персидская: — смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, черные, как бархатный уголь, глаза…». Герой предстает перед нами как человек вполне земной, который имеет простые преставления о счастье с любимым человеком, ему хочется создать с ней семью, быть всегда вместе. Но героиня, ее внутренний мир, представляется нам более сложным. Сам герой говорит об этой их разнице, отмечая различия во внешнем поведении. То есть с самого начала она выглядел странной, необычной, словно чуждой всей окружающей действительности. Она сама говорит о том, что чувствует себя не созданной для привычных в сознании многих радостей жизни. Действительно, по мере развития повествования мы видим, что она вполне искренне относится к герою, она искренне любит его .но есть в ней что-то, что тревожит ее, мешает ей принять однозначное решение. Девушка изумляет своим непостоянством в увлечениях и интересах, в ней как будто существует несколько людей, она постоянно следует разными путями. Возлюбленный не в силах до конца понять ее, поскольку видит, насколько несовместимые вещи объединены в ней. Так, временами она ведет себя как обыкновенная девушка ее круга и возраста: посещает курсы, ездит на прогулки, в театр, обедает в ресторанах. И становится непонятным, зачем она училась на курсах, зачем разучивала начало «Лунной сонаты», для чего повесила над диваном портрет босого Толстого. Девушка уезжает из Москвы свой отъезд объяснив тем, что хочет идти на послушание. А затем принимает решение – в Чистый понедельник, после Прощеного воскресенья, героиня уходит в монастырь. Не найдя красоты, духовности в современном ей мире, героиня уходит из него туда, где, как ей кажется, они есть. Чувство любви в этом рассказе – чувство и печальное, и красивое одновременно. Любовь захватывает все помыслы человека, но тем не менее герои расстаются.

Нужно сказать, что одна из особенностей творчества Бунина состоит в том, что

любовь у него долго не живет. Это чувство подобно короткой, ослепительной

вспышке, озарившей души влюбленных. А затем неизбежен трагический финал.

Источник: https://online-urok.ru/sochinenie-na-temu-rasskaz-i-a-bunina-chistyiy-ponedelnik-geroi-ih-lyubov-neozhidannost-finala/

Герои без имен в рассказе И.А. Бунина

Сочинения › Бунин И.А. › Чистый понедельник

Готовые Домашние Задания

И.А. Бунин оставил достаточно богатое литературное наследие. Он писал рассказы, повести, романы, был восхитительным поэтом. Но, пожалуй, известнейшим произведением Бунина является цикл «Темные аллеи». Каждый рассказ этого цикла посвящен теме любви. Это чувство для Бунина непостижимое, неистовое, пронзительное, счастливое и горестное в один и тот же миг.

Одним из самых замечательных произведений этого цикла, на мой взгляд, является рассказ «Чистый понедельник», написанный в 1944 году. Бунину шел 74 год, в мире бушевала Вторая мировая война, Россия попала под страшный удар вражеской армии, решалась судьба нашей Родины.

Писатель очень переживал за Россию, всей душой был со своей страной. Состояние нестабильности, тревожности не могло не отразиться на творчестве Бунина.

Именно в это время особенно остро встает перед писателем вопрос об истоках и сути русского национального характера, о загадке русской души, о тайнах национальной психологии.

Очень трудно увидеть все эти размышления, читая рассказ «Чистый понедельник» поверхностно, обращая внимание только на сюжет. Это произведение очень глубокое и неоднозначное.

В рассказе есть всего два героя: он и она. У них нет даже имен, хотя замечается это не сразу – так легко, интересно, захватывающе ведется повествование. Отсутствие имени характерно, пожалуй, скорее для героини, ведь ее духовный облик чересчур сложен, неуловим, она таинственна, загадочна. Всю историю мы слышим будто бы из первых уст, рассказывает ее сам герой.

Примечательно то, что хоть сами герои не названы по именам, Бунин дает нам очень четкие временные рамки. Действие происходит в декабре 1911 – марте 1912 годов. Писатель окружает нас реальными историческими лицами, современниками Бунина, которые стали своеобразными «символами» эпохи.

Герои знакомятся на лекции, которую читает Андрей Белый, на театральном капустнике мы видим Станиславского и Москвина, которые выделывают под «хохот публики отчаянный канкан», героиню приглашает на танец известный театральный деятель Сулержицкий, а изрядно подвыпивший Качалов едва не падает, пытаясь поцеловать руку «царь-девице».

Важно

Довольно интересно выстраивание героев в произведении. В центре рассказа находится героиня, герой как бы при ней. Она составляет смысл его жизни: «… был несказанно счастлив каждым часом, проведенным возле нее». Героиня мудра, она, как кажется, глубже героя.

Поражают ее высказывания: «Кто же знает, что такое любовь?..», «Счастье, счастье… Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету».

Герой все время пытается разгадать, что составляет секрет ее женского обаяния: внешность? жесты? манера держаться? Он пытается понять ее, осознать, каков источник ее духовного странничества?

В героине Бунина совмещены противоположные начала, ее душа просто соткана из противоречий. С одной стороны, она любит роскошь, светскую жизнь, но это уживается в ней с внутренней тягой к иному, значительному.

Она увлекается западно-европейскими модными писателями и, в то же время, любит, прекрасно понимает и хорошо знает русскую литературу, которую периодически цитирует наизусть. За видимым европейским лоском скрывается исконно-русская душа.

Героиня с тихим восторгом рассказывает о старообрядческих похоронах, наслаждается звучанием древнерусского имени. Сложность, самобытность ее души раскрывается нам не явно, а вскользь, в неожиданных фразах, мудрых и оригинальных изречениях.

Переживания героини недоступны рассказчику, он не понимает ее поведения. Девушка принимает его дерзкие ласки, но не позволяет дойти до конца, она прерывает его разговоры о свадьбе, об узаконивании их отношений.

Мне кажется, что герой чересчур зациклен на своих чувствах к ней, именно поэтому он не способен узнать ее глубже, понять суть ее поступков.

Для него становится шоком тот факт, что девушка посещает Рогожскую старообрядческую церковь, Новодевичий монастырь, храм Христа Спасителя.

Совет!

Героиня умна, красива, независима, богата, но «похоже было на то, что ей ничего не нужно: ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом…» В этом мире она лишь мучительно ищет себя.

Окончание рассказа, на мой взгляд, довольно предсказуемо: девушка отдается герою в их последнюю ночь, а на следующий день уезжает.

Из письма рассказчик узнает, что она находится в монастыре на послушании, готовится принять постриг.

Герой очень тяжело воспринимает это расставание. Он ходит по самым грязным кабакам, спивается, опускается. В один момент его все-таки настигает некое безнадежное смирение. Именно в этот момент он в последний раз встречает свою возлюбленную в церкви среди других монахинь.

Читайте также:  Борис годунов в трагедии борис годунов пушкина характеристика, образ

Можно ли себе представить героиню в ситуации мирского счастья? Думаю, это невозможно. В ее душе живет вечная потребность в душевной чистоте, жажда веры.

И решение изменить жизнь приходит к ней именно в чистый понедельник, в первый день Великого поста.

Мне кажется, в этом произведении Бунин выразил свою надежду на то, что вскоре такой чистый понедельник наступит для всей России, она очистится от своих грехов и духовно возродится для новой, лучшей жизни.

Сочинения по теме:

  • Заключительный эпизод рассказа «Чистый понедельник» И.А. Бунина — как философский итог цикла «Темные аллеи» сочинение
  • Любовь — это прекрасное чувство. сочинение

Источник: http://1soch.ru/bunin-ia/chistyy-ponedelnik/geroi-bez-imen-v-rasskaze-i-a-bunina

Тема любви в творчестве И. А. Бунина (по рассказу «Чистый понедельник»)

Категория: Чистый понедельник

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Одной из основных тем творчества писателя является тема любви. К этой теме Бунин шел навстречу всей душой, и ни война, ни революция не могли пошатнуть этой его привязанности. В этой области, полной невыраженных оттенков и неясностей, его дар находил себе достойное применение.

Он описывал любовь во всех состояниях, а в эмиграции еще пристальней, сосредоточенней относился к этому чувству. Любовь в изображении Бунина поражает не только силой художественной изобразительности, но и своей подчиненностью каким-то внутренним, неведомым человеку законам.

Но и эти законы прорываются на поверхность нечасто — большинство людей не испытывают их рокового воздействия до конца своих дней. Такое изображение любви неожиданно придает трезвому, «беспощадному» бунинс-кому таланту романтический отсвет. Близость любви и смерти, их сопряженность были для Бунина фактами очевидными, никогда не подвергались сомнению.

Обратите внимание

Однако катастрофичность бытия, непрочность человеческих отношений и самого существования — все эти излюбленные бунинские темы после гигантских социальных катаклизмов, потрясших Россию, наполнились новым грозным значением. «Любовь прекрасна» и «любовь обречена» — эти понятия, окончательно совместившись, совпали, неся в глубине каждого рассказа личное горе Бунина-эмигранта.

В годы войны Бунин закончил книгу рассказов «Темные аллеи», которая вышла в полном составе в 1946 году в Париже. Это единственная в русской литературе книга, в которой «все о любви». Тридцать восемь новелл сборника дают великое разнообразие незабываемых женских образов — Руся, Антигона, Галя Ганская, героиня «Чистого понедельника».

В рассказе Бунина «Чистый понедельник» героиня безымянна. Имя не важно, имя для земли, а Бог знает каждого и без имени. Бунин называет героиню — она.

Она с самого начала была странной, молчаливой, необычной, будто чужой всему окружающему миру, глядящей сквозь него, «все что-то думала, все как будто во что-то мысленно вникала; лежа на диване с книгой в руках, часто опускала ее и вопросительно глядела перед собой».

Она была будто совсем из другого мира, и, только чтобы ее не узнали в этом мире, она читала, ходила в театр, обедала, ужинала, выезжала на прогулки, посещала курсы. «Мы оба были богаты; здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами», — рассказывает герой «Чистого понедельника».

Казалось бы, у них есть все для абсолютного счастья. Что еще нужно? «Счастье наше, дружок, — приводит его любимая слова Платона Каратаева, — как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету». Герой и героиня рассказа — разные натуры. Герой «Чистого понедельника» — «обычный» человек, при всей своей физической привлекательности и эмоциональной наполненности.

Но героиня иная. В ее странных поступках ощущается значительность характера, редкостность «избранной натуры». Ее сознание разорвано.

Важно

Она не прочь окунуться в «сегодняшнюю» жизнь той элитарной Москвы — концертов Шаляпина, «капустников» Художественного театра, каких-то курсов, чтения модных западных писателей начала века: Гофмансталя, Шницлера, Пшибышевского, лекций Андрея Белого и т.д., однако внутренне она чужда (как и сам Бунин) всему этому.

Ее всегда тянуло к чему-то более светлому, нематериальному, к вере, к Богу, и так же, как храм Спасителя был близок к окнам ее квартиры, так Бог был близок ее сердцу. Она часто ходила в церкви, посещала обители, старые кладбища. Она напряженно ищет что-то цельное, героическое, самоотверженное и находит свой идеал в служении Богу. Настоящее кажется ей жалким и несостоятельным. И вот наконец она решилась. В последние дни мирской жизни она испила ее чашу до дна, простила всех в Прощеное воскресенье и очистилась от пепла этой жизни в «Чистый понедельник»: ушла в монастырь. «Нет, в жены я не гожусь». Она с самого начала знала, что не сможет быть женой. Ей суждено быть вечной невестой, невестой Христа. Она нашла свою любовь, она выбрала свой путь. Можно подумать, что она ушла из дома, но на самом деле она ушла домой. И даже ее земной возлюбленный простил ей это. Простил, хотя и не понял. Он не мог понять, что теперь «она может видеть в темноте», и «вышел из ворот» чужого монастыря.

Таков один из рассказов «Темных аллей».

В этом сборнике можно встретить и грубоватую чувственность, и просто мастерски рассказанный игривый анекдот («Сто рупий»), но сквозным лучом проходит через книгу тема чистой и прекрасной любви.

Героям свойственна необычайная сила и искренность чувства, в них нет самоценного смакования рискованных подробностей. Любовь как бы говорит: «Там, где я стою, не может быть грязно!».



В рассказе Горького «Старуха Изергиль» мы знакомимся с главной героиней произведения – старой, скрюченной женщиной, которая знает много сказок и легенд. Она с удовольствием делится с автором своими знаниями и воспоминаниями.

   Старуха Изергиль рассказывает о своей молодости, о поисках счастья. Оказывается, эта бедная женщина в молодом возрасте сбежала из дому – и с тех пор ни разу не возвращалась в отчий дом.

Самое удивительное – это полное отсутствие чувства сожаления в словах этой женщины. Пра

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (1901–1902) стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на «новую поэзию», которая отражала философское учение Вл. Соловьева о Вечной Женственности, или о Душе мира.

«Стихи о Прекрасной Даме» были связаны для Блока с его юношеской любовью к будущей жене Л. Д. Менделеевой и поэтому были дороги для него всю жизнь. Вл.

Соловьев в своем учении утверждал, что только через любовь можно постичь истину, соединиться с миром в гармо

Совет!

Люди думают, что водка не влияет на здоровье. Но это не так. Водка очень вредит здоровью. Люди, которые ведут здоровый образ жизни, живут долго. Люди, которые употребляют водку, — слабые, безвольные.

Спиртные «напитки» разрушают тело и душу. Они не знают, что существует счастливую, здоровую жизнь. Я хочу прожить свою жизнь в гармонии, здравии и любви.Моя семья живет трезво.

{loadposition textmod}

Вот и пришла зима-волшебница. На улице холодно, а дома тепло и уютно. Мороз разрисовал окошки. На деревьях лежит белоснежная шубка. Все вокруг серебристо-белое и прекрасное.

Солнышко светит своими лучиками и снег переливается ярко-ярко. Зима — время свершения мечтаний. Ведь именно зимой мы світкуємо Новый год и Рождество.

Зима умеет удивлять своей красотой, на которую способна лишь волшебница.{loadposition textmod}

Максим ГорькийКоноваловРассказчик Максим повествует нам о своей встрече с неким Коноваловым, и поводом к рассказу стала газетная заметка о том, что в тюремной камере вероятно по причине меланхолии повесился мещанин города Мурома Александр Иванович Коновалов, арестованный за бродяжничество. Максим своей повестью решил несколько яснее осветить причину самоубийства этого «славного малого»…* * *Максиму было восемнадцать, когда он встретил Коновалова. Тогда Максим жил в небольшом приволжском городе и

В повести «Фома Гордеев» Горький продолжил традиционную тему русской классической литературы — разоблачение античеловеческого характера власти денег (А.Н. Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.).

Работу над повестью он считал «переходом к новой форме литературного бытия». Джек Лондон назвал произведение «большой книгой»: «…в ней не только простор России, но и широта жизни». Это «целительная книга», ибо «она утверждает добро».

Повесть была подготовлена развитием русского реализма второй полови

Обратите внимание

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии. Среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшей популярностью пользуются его сказки.

Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина.

Литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народных представлений, народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы: вспомним сказки Пушкина «О попе и о работни

Повесть Николая Васильевича Гоголя “Шинель” сыграла большую роль в развитии русской литературы. “Все мы вышли из “Шинели” Гоголя”, — сказал Ф. М. Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей. Рассказ в “Шинели” ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников.

Рассказ «Один день Ивана Денисовича» — это рассказ о том, как человек из народа соотносит себя с насильно навязанной ре­альностью и ее идеями.

В нем в сгущенном виде показан тот ла­герный быт, который подробно будет описан в других, крупных произведениях Солженицына — в романе «Архипелаг ГУЛАГ» и «В круге первом».

Сам рассказ и был написан во время работы над романом «В круге первом», в 1959 году. Произведение представляет собой сплошную оппозицию ре­жиму. Это клеточка большого организма, страш

Образ литературного героя, олицетворяющего собой или иной человеческий тип, создается автором литературного произведения сообразно целям и задачам, ставящимся перед его детищем.

Чтобы правильно осветить проблему, обозначить возможные исходы ее разрешения, автору необходимо «оживить» не только главных героев, но и наиболее полно связать перипетии их судеб со второстепенными персонажами. Комедия А. С.

Важно

Грибоедова «Горе от ума», стоящая на рубеже классицизма и реализма и лаконично соединившая в себ

Сейчас смотрят:{module Бунин:}Actionteaser.ru — тизерная рекламаActionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/bunin-i-a/chistyj-ponedelnik/1784-tema-lyubvi-v-tvorchestve-i-a-bunina-po-rasskazu-chistyj-ponedelnik.html

Анализ рассказа И. А. Бунина “Чистый понедельник”

Рассказ “Чистый понедельник” удивительно прекрасен и одновременно трагичен. Встреча двух людей приводит к возникновению прекрасного чувства-любви. Но ведь любовь – это не только радость, это огромное мучение, на фоне которого кажутся незаметными многие проблемы и неприятности. В рассказе было описано, как именно встретились мужчина и женщина.

Но начинается повествование с того момента, на который их отношения уже продолжались достаточно давно. Бунин обращает внимание на мельчайшие подробности, на то, как “темнел московский серый зимний день”, или на то, куда ездили обедать влюбленные – “в “Прагу”, в “Эрмитаж”, в “Метрополь”.

Трагедия расставания предчувствуется уже в самом начале рассказа Главный герой не знает, к чему приведут их отношения. Об этом он предпочитает простоне задумываться: “Чем это должно кончиться, я не знал и старался не думать, не додумывать: было бесполезно – так же, как и говорить с ней об этом: она раз навсегда отвела разговоры о нашем будущем”.

Почему героиня отвергает разговоры о будущем? Она не заинтересована в продолжении отношений любимым человеком? Или же она уже имеет какое-то представление относительно своего будущего? удя по тому, как описывает Бунин главную героиню, она предстает совершенно особой женщиной, не похожей на многих вокруг. Она учится на курсах, не сознавая, впрочем, зачем ей нужна учеба.

На вопрос, зачем она учится, девушка отвечала: “А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках?”.

Девушка любит окружать себя красивыми вещами, она образованна, утонченна, умна. Но вместе с тем она кажется какой-то удивительно отстраненной от всего, что окружало ее: “Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом”. При этом она умеет

наслаждаться жизнью, получает удовольствие от чтения, от вкусной еды, интересных впечатлений. Казалось бы, влюбленные имеют все, что необходимо для счастья: “Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами”. Сначала может показаться, что в рассказе описана настоящая любовная идиллия.

Но на самом деле все было совсем иначе. Главному герою не случайно приходит в голову мысль о странности их любви. Девушка всячески отрицает возможность брака, она объясняет, что не годится в жены. Девушка не может найти себя, она пребывает в раздумьях. Ее привлекает роскошная, веселая жизнь. Но одновременно она противится ей, желает найти для себя что-то иное.

Совет!

В душе девушки возникают противоречивые чувства, которые непонятны многим молодым людям, привыкшим к простому и беззаботному существованию. Девушка посещает церкви, кремлевские соборы. Она тянется к религии, к святости, сама, может быть, не сознавая, отчего ее это привлекает.

Читайте также:  Сочинение народ в повести капитанская дочка пушкина

Совершенно внезапно, никому ничего не объясняя, она решает покинуть не только своего возлюбленного, но и привычный образ жизни. После отъезда героиня сообщает в письме о своем намерении решиться на постриг. Она никому ничего не желает объяснять. Расставание с любимой оказалось тяжким испытанием для главного героя. Только спустя долгое время он смог увидеть ее среди вереницы монахинь.

Рассказ назван “Чистый понедельник”, потому что именно в канун этого святого дня произошел между влюбленными первый разговор о религиозности. До этого не думал, не подозревал главный герой о другой стороне натуры девушки. Она казалась вполне довольной привычной жизнью, в которой было место театрам, ресторанам, веселью.

Отказ от светских радостей ради монашеской обители свидетельствует о глубоких внутренних терзаниях, которые происходили в душе молодой женщины. Возможно, именно этим и объясняется то равнодушие, с которым она относилась к привычной жизни. Она не могла найти себе места среди всего, что ее окружало. И даже любовь не смогла помочь ей в обретении духовной гармонии.

Любовь и трагедия в этом рассказе идут рука об руку, как, впрочем, и во многих других произведениях Бунина. Любовь сама по себе представляется не счастьем, но тяжелейшим испытанием, которое нужно перенести с честью. Любовь посылается людям, которые не могут, не умеют вовремя ее понять и оценить.

В чем трагедия главных героев рассказа “Чистый понедельник”? В том, что мужчина и женщина так и не смогли понять и оценить друг друга в должной мере. Каждый человек – это целый мир, целая Вселенная. Внутренний мир девушки, героини рассказа, очень богат. Она находится в раздумьях, в духовном поиске.

Ее привлекает и одновременно пугает окружающая действительность, она не находит того, к чему можно привязаться. И любовь предстает не спасением, а еще одной тяготившей ее проблемой. Именно поэтому героиня и решает отказаться от любви. Отказ от мирских радостей и развлечений выдает в девушке сильную натуру. Именно таким образом она отвечает на собственные вопросы о смысле бытия.

В монастыре ей не приходится задавать себе какие-то вопросы, теперь смыслом жизни для нее становится любовь к Богу и служение ему. Все суетное, пошлое, мелкое и незначительное больше никогда ее не коснется. Теперь она может пребывать в своем одиночестве, не беспокоясь, что оно будет нарушено. Рассказ может показаться грустным и даже трагичным.

Обратите внимание

В какой-то степени это действительно так. Но одновременно рассказ “Чистый понедельник” возвышенно прекрасен. Он заставляет задуматься об истинных ценностях, о том, что каждому из нас рано или поздно приходится столкнуться с ситуацией нравственного выбора. И далеко не каждому хватает мужества признать, что выбор сделан неправильно.

Сначала девушка живет так, как живут многие из ее окружения. Но постепенно она понимает, что ее не устраивает не только сам образ жизни, но и все мелочи и детали, которые окружают ее. Она находит в себе силы искать иной вариант и приходит к выводу, что спасением для нее может стать любовь к Богу.

Любовь к Богу одновременно возвышает ее, но в то же время делает совершенно непостижимыми все ее поступки. Главный герой, влюбленный в нее мужчина, практически ломает свою жизнь. Он остается в одиночестве. Но дело даже не в том, что она оставляет его совершенно неожиданно. Она поступает с ним жестоко, заставляя его страдать и мучиться. Правда, мучится вместе с ним.

Мучится и страдает по собственной воле. Об этом свидетельствует письмо героини: “Пусть бог даст сил не отвечать мне – бесполезно длить и увеличивать нашу муку… “.

Влюбленные разлучаются не потому, что складываются неблагоприятные обстоятельства. На самом деле причина совсем в ином. Причина – в возвышенной и одновременно глубоко несчастной девушке, которая не может найти для себя смысл существования. Она не может не заслуживать уважения – эта удивительная девушка, которая не побоялась так резко изменить свою судьбу. Но вместе с тем она кажется непостижимым и непонятным человеком, так непохожим на всех, кто ее окружал.

(No Ratings Yet)
Loading…

Твір на тему вихованість.

Ви зараз читаєте: Анализ рассказа И. А. Бунина “Чистый понедельник”Олександр Олесь – Княгиня Ольга »

Источник: https://ukr-lit.com/analiz-rasskaza-i-a-bunina-chistyj-ponedelnik/

Рецензия на рассказ И.А.Бунина «Чистый понедельник» | В мире литературы. Сочинения, анализ, характеристики героев

« «Трилогия о русских праведниках». (А.Солженицын «Матренин двор», «Захар Калита», «Один день Ивана Денисовича») | Главная | «В чем трагедия Григория Мелехова?» (по роману М.Шолохова «Тихий Дон». Перечитывая заново.) »

Рецензия на рассказ И.А.Бунина «Чистый понедельник»

Автор: Раиса Фёдоровна | 11 Окт 2010

«Рассказ И.А.Бунина «Чистый понедельник» входит в известный цикл «Темные аллеи». «Все рассказы этой книги только о любви, о ее темных и чаще всего мрачных и жестоких аллеях», — писал Бунин. Мрачных и жестоких потому, что любовь в «Темных аллеях», как правило, всегда очень краткосрочна; более того: чем она сильнее, совершеннее, тем скорей ей суждено оборваться.

Оборваться, но не погибнуть, а осветить всю память и жизнь человека. Написан рассказ в 1944 году. По воспоминаниям В.Н.Муромцевой – Буниной писатель написал его на обрывке бумаги в одну из своих бессонных ночей, оставив запись: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник». Впервые появился в печати более сорока лет назад.

«Чистый понедельник» — это рассказ об истории одной «странной» любви в «странном» городе. Так понимает свои отношения с любимой женщиной герой рассказа. А герой рассказа Он и Она не имеют имени. Рассказ построен на контрасте. И он прослеживается уже в самом повествовании. Вся сюжетная линия повествования ведется от лица героя.

А вот лирическая, поэтизированная линия строится на её духовном восприятии времени, истории, культуры, традиции. Она, завладевшая сердцем рассказчика, для него загадочна, непонятна. Странны для него и их отношения, неясно будущее этих отношений. Но вместе с тем он был «несказанно счастлив каждым часом, проведенным возле нее».

Каждый вечер в определенный час он ехал к храму Христа Спасителя: она жила против него. Каждовечерние встречи героев определяются словами: обеды в «Праге», «Эрмитаже», «Метрополе», театры, концерты, «Яр», «Стрельня», капустники. Он красив, богат, влюблен и послушен ей. Она – «Шамаханская царица» — женщина образованная и глубокая.

В один из вечеров он идет за ней по улице, глядя с умилением на ее маленький след. «…Она вдруг обернулась, почувствовав это. — Правда, как вы меня любите! – сказала она с тихим недоумением, покачав головой».

В Чистый понедельник, в первый день Великого поста, когда церковь особенно строго запрещает физическую близость между женщиной и мужчиной, она, с глубоким уважением относясь к православным обычаям, отдается Ему.

Самый кульминационный момент рассказа, главная мысль которого в том, что люди не совершают греха, если их близость освящена духовным единением, а не проявлением бездушной похоти. И вот развязка. Как правило, неожиданная для читателя, но традиционна для рассказов «Темных аллей». Любовь оборвалась. Возлюбленная уезжает в Тверь, оттуда присылает герою прощальное письмо.

«Шамаханская Царица» ушла в монастырь. Так кто же она, странная загадочная женщина? Действительно, загадочность ее чувствуется уже с первой фразы, произнесенной ею.

В ней чувствуется скрытый философский смысл: «А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках?» А чуть позже выведет и свою формулу счастья, так напоминающую нам каратаевскую: «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нет». Действие в рассказе происходит в Москве – контрастном, «странном» городе.

Важно

В облике Москвы сочетается на первый взгляд несочетаемое: «Странный город! – говорил я себе, думая об Охотном ряде, об Иверской, о Василии Блаженном. – Василий Блаженный – и Спас – на – бору, итальянские соборы и что-то киргизское в остриях башен и кремлевских стенах…». Так же странна, как этот город, сочетающий в себе христианские и мусульманские начала, и героиня.

Она словно воплощает в себе разные миры, разные культуры, разные традиции. В портрете ее была «какая-то индийская, персидская» красота и «тихий свет». Пение старого цыгана в казакине с галунами для нее равноценно канкану Станиславского «с белыми волосами и черными бровями». Она читает наизусть отрывок из летописного сказания и вдруг изъявляет желание пойти на «пошлый капустник».

Он дарил ей цветы, привозил ей коробки шоколаду – и в ответ слышал лишь рассеянное: «Спасибо…». «Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые, все книги… она прочитывала, шоколаду съедала за день целую коробку…» Сколько каких-то несовместимых, несогласованных действий в ее поведении.

Какая загадочность, ослепительная прелесть. Все это и влечет молодого, красивого, богатого героя к «Шамаханской царице». Но между ними – духовная пропасть, она гораздо больше, чем от Красных Ворот до храма Христа Спасителя. Герой не интересуется её душевной жизнью. Ему безразлично, чем закончатся их отношения, каково будущее у них. Не знал и старался не думать, не додумывать.

Он просто наслаждался своим чувством. «Это вы меня не знаете», — мягко упрекает она его. Для него последней чертой, отделяющей его от возлюбленной, — физическая близость. Героиня же взвешивает чувства, пытаясь понять, любовь или не любовь это: «Да, все-таки это не любовь, не любовь…». И сам повествователь признается: «… мы говорили о чем-нибудь постороннем».

Несовместимы их жизненные стремления и внутренний мир. Внутренней неустроенностью объясняется и столь необъяснимое порой поведение героини. В чем же видит писатель истинную причину этой внутренней неустроенности? Дело в том, что героиня, оказывается, наделена исторической памятью. Ее нравственные поиски переплетаются во внутреннем противоборстве с настоящим и прошлым.

Для героини настоящее – это прошлое: русская старина, русское летописное, русские сказания, которые она перечитывает до тех пор, пока не заучит наизусть. Это необыкновенность «Рече Гюреи…», это Русь, сохранившаяся только «в каких-нибудь северных монастырях да в церковных песнопениях».

Для героини прошлое символизирует тот мир, где красота была красотой, добро – добром, искусство – искусством. В настоящем – настоящим для нее является один «незабвенный» Чистый понедельник, день за Прощенным воскресеньем и первый день Великого поста.

Совет!

А реальность для нее ассоциируется не только с любовью молодого, «несравненно» красивого юноши, но и с пошлостью «капустников», где самые интеллигентные, образованные, талантливые люди танцуют канкан. Заглавие «Чистый понедельник» символично: им подчеркивается перелом в судьбе героини.

Стихией «Шамаханской царицы» станет допетровская Русь, ее «красота и ужас», ее покой, смирение и покаяние. Память прошлого поставила героиню перед выбором. Она избрала путь покаяния и поста. И вновь по контрасту удивительно светлый и чистый финал: «вся в белом, длинном, тонколикая, в белом обрусе с нашитым на него золотым крестом на лбу, высокая, медленно, истово идущая с опущенными глазами, с большой свечой в руке, великая княгиня…» — белоснежная послушница, вобравшая в себя чистоту и свежесть первозданной Руси… Во имя высшей идеи и цели героиня делает свой выбор, отвергнув единственный, «незабвенный» Чистый понедельник – такова главная мысль рассказа. Отсюда – «шаткость», «двойственность» характера героини и его трагичность, сложность выбора пути. Мысль о том, что в каждом человеке живет «память веков», память поколений, которая движет его дурными и хорошими поступками, определяет его эмоции, побуждения, склонности –познавательна и интересна для нас, читателей. «Из нас, как из дерева, — и дубина, и икона, — в зависимости от обстоятельств, от того, кто «это дерево обрабатывает: Сергей Радонежский или Емелька Пугачев», — такую мудрую мысль подарил писатель каждому «юноше, обдумывающему житье».

А о силе эмоционального воздействия я бы сказала словами Л.Н.Толстого: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его, — цените их, живите ими». Такие эмоциональные переживания счастья именно как зарница, которая вспыхнула – и исчезла, — переживает и читатель вместе с безымянными героями «Чистого понедельника».

Темы: Бунин И.А. | Ваш отзыв »

Источник: http://mir-lit.ru/?p=297

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector