Характеристика и образ сатина в пьесе на дне горького

Сатин в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика, описание, биография, история жизни

Сатин в исполнении К. С. Станиславского.1902 г.

Господин Сатин является одним из центральных персонажей пьесы «На дне» Горького. Ниже представлен цитатный образ и характеристика Сатина в пьесе «На дне» Горького: описание, биография, история жизни, критика о персонаже и т.д.
Смотрите: 
— Краткое содержание пьесы
— Все материалы по пьесе «На дне»
Полное имя героя — Константин Сатин: «…Веселый ты, Костянтин…» «…Эдакий ты бравый… Костянтин…

Возраст Сатина — около 40 лет:

«…лет под 40…»

Сатин является бездомным пьяницей, жителем ночлежки для бедняков:

«…Ты бы, насчет совести, Сатина послушал… а то – Барона Они – поумнее тебя будут… хоть и пьяницы…» «…Нелепо, и всё тут! Дай, я пропью… а то – проиграю…»

Константин Сатин — шулер, карточный мошенник:

«…Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера?..» «…Продулся, брат, я – вдребезги! Еще не всё пропало, дед, – есть на свете шулера поумнее меня!..» «…Я видел! Жулик!..»

«…Ты, Асан, отвяжись… Что мы – жулики, тебе известно. Стало быть, зачем играл?..»

Сатин и его приятель Актер вместе пьянствуют. При этом деньги на пьянство они иногда выпрашивают у своего соседа, вора Васьки Пепла: 
«Сатин. Василий! Дай пятак…
Актер (Сатину). Эх ты… пятак! Вася! Дай нам двугривенный…
Пепел. Надо скорее дать… пока рубля не просите… на!»

Сатин — образованный, начитанный человек:

«…я много читал книг…» «…Есть очень хорошие книги… и множество любопытных слов… Я был образованным человеком… знаешь?..» «…Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я – знаю! я – читал!..»

Сатин — веселый и приятный человек:

«…Веселый ты, Костянтин… приятный!..»

Сатин — умный человек:

«…Эдакий ты бравый… Костянтин… неглупый… и вдруг…» «…Жулики – все умные… я знаю! Им без ума – невозможно. Хороший человек, он – и глупый хорош, а плохой – обязательно должен иметь ум…»

Сатин — рассудительный человек:

«…Чёрт тебя возьми… ты… умеешь рассуждать спокойно… А у меня… кажется, нет характера…» (Барон о себе и Сатине) «…Ты рассуждаешь… Это – хорошо… это, должно быть, греет сердце…»Сатин любит вставлять в речь необычные слова: «…Сатин. Макробиотика… ха! А то еще есть – трансцендентальный… «…Надоели мне, брат, все человеческие слова… все наши слова – надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…» «…Люблю непонятные, редкие слова…»

Сатин — скрытный человек. Он не любит рассказывать о себе:

«…Я не люблю, когда меня расспрашивают… Константин Сатин говорит жителям ночлежки правду, которую те не хотят слышать: «…Фата-моргана! Наврал тебе старик… Ничего нет! Нет городов, нет людей…ничего нет!..»

Сам себя Сатин считает уже «мертвым человеком»:

«Актер. Однажды тебя совсем убьют… до смерти…
Сатин. А ты – болван Потому что – дважды убить нельзя…»
Константин Сатин не хочет жить честно:
«Татарин (горячо). Надо играть честна!
Сатин. Это зачем же? Не знаю. А ты – знаешь?..» «…Ты – пойми! Коли им честно жить начать, они в три дня с голоду издохнут…» (о Сатине и его приятелях) Шулер Сатин не хочет работать как все: «…Когда я иду по улице, люди смотрят на меня, как на жулика… и сторонятся, и оглядываются… и часто говорят мне – «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?..» «…Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто – обременяй землю!..» (совет от Сатина)Сатин считает, что труд должен быть в удовольствие, иначе жизнь превращается в рабство: «…Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна – я, может быть, буду работать… да!Может быть! Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!..»
В молодости Сатин работал телеграфистом и много читал: «…Когда я был мальчишкой… служил на телеграфе… я много читал книг…»

«Бубнов. А ты был и телеграфистом?

Сатин.Был…»

Молодой Константин Сатин был веселым парнем и хорошо танцевал:

«…Я, брат, молодой – занятен был! Вспомнить хорошо!.. Рубаха-парень… плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей… славно!..»Сатин отсидел в тюрьме почти 5 лет за убийство, после того как заступился за сестру и по неосторожности убил человека: «…Тюрьма, дед! Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел…» «…Я – арестант, убийца, шулер… ну да!..» «…За подлеца… убил подлеца в запальчивости и раздражении…»

«…Лука. А убил – из-за бабы?

Сатин. Из-за родной сестры…»

В тюрьме Сатин научился шулерству:

«…В тюрьме я и в карты играть научился…»

После тюрьмы жизнь Сатина пошла под откос. Он стал бездомным шулером:

«…а после тюрьмы – нет ходу!..»

Ю. Юзовский об образе Сатина:

«…Сатин, который отражает позицию автора, направляет свои реплики и против бесперспективной философии Бубнова, и против утешительства Луки…  …в бодром, оптимистическом горьковском тоне пьесы, и в развитии сюжета, и в монологах Сатина, в его убежденности в способность человека строить свою жизнь…  …Показательно, что если у Луки преобладает момент моральный, то у Сатина — деяния, действия, созидания…  …По мнению Сатина, по горьковскому мнению, в людях заложена потребность творчества, способность к творчеству. Имеется в виду не только художник, поэт — а простой, рядовой человек, трудящийся человек, «заурядный» человек, такой, как столяр или сапожник…»

(Ю. Юзовский, «Драматургия Горького»)

Это был цитатный образ и характеристика Сатина в пьесе «На дне» Горького: описание, биография, история жизни, критика об образе Сатина.

Смотрите: Все материалы по пьесе «На дне»

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/01/Satin-Na-dne-Gorkij-obraz-harakteristika.html

Образ и характеристика Сатина в пьесе “На дне” Горького: роль Сатина в пьесе, материалы для сочинения

Меню статьи:

Пьеса Горького «На дне» стала прорывом в мире литературы того времени. Обличенное «дно» общества потрясло многих, даже тех, кто осознавал, что не все так хорошо в социуме и люди, которые полностью деградировали, есть.

Однако впервые в литературе Горький показал этих людей не как безликий сброд, а как личностей, которые стали такими под влиянием определенных событий в их жизни, они не смогли противостоять жизненным неурядицам и оказались за бортом жизни.

Все их попытки изменить свою жизнь к лучшему были обречены на провал еще с самого начала. Для них благополучная жизнь стала утопией. Один из таких персонажей «дна» является Сатин.

Жизненный путь Сатина

Сатин не всегда принадлежал к отбросам общества. Когда-то в свое время (по молодости), от был «приличным человеком и работал телеграфистом:

Когда я был мальчишкой… служил на телеграфе.

В молодости Сатин был веселым и компанейским человеком, он люби петь и плясать и делал это мастерски:
Я, брат, молодой — занятен был! Вспомнить хорошо!..

Рубаха-парень… плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей… славно! Сатин не был одинок в этом мире – у него была родная сестра. Именно события, связанные с ее личностью, стали роковыми в жизни молодого человека.

Однажды он заступился за честь своей сестры. В стычке он случайно убил своего противника.

За этот поступок Сатин был осужден и посажен в тюрьму на четыре года. После выхода из тюрьмы молодой человек уже не смог реализовать себя в жизни и начал спускаться на дно:
Из-за родной сестры… И… все это было давно… Сестра — умерла… уже девять лет… прошло… Славная, брат, была человечинка сестра у меня!..

Характеристика личности Сатина

Сатин определенно выделяется среди «дна» общества. У него есть своя философия. Во многих моментах, связанных с видением жизни и ее обустройства, у Сатина происходят стычки с другим персонажем «дна» – Актером. Именно в таких небольших дискуссиях и проясняется его жизненная позиция и философия.

Сатину нравится выговаривать разные слова иностранного происхождения. Он даже не старается запомнить их значение. При этом он не выдает их как умные изречения, а скорее как пародию по отношению к человеку их оглашающему, при этом Сатин намеренно коверкает их произношение: Организм… органон… Сикамбр… Макробиотика… ха!

Сатин. А то еще есть — транс-сцедентальный…

Бубнов. Это что?
Сатин. Не знаю… забыл… Так… Надоели мне, брат, все человеческие слова… все наши слова — надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз… Люблю непонятные, редкие слова… В свое время Сатин был образованным человеком, ему нравилось читать книги: я много читал книг…

Есть очень хорошие книги… и множество любопытных слов… Я был образованным человеком…

Сатин считает, что работа для человека не должна быть в тягость.

Обратите внимание

Она должна приносить человеку не только деньги, но и моральное удовольствие:
Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются… Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна — я, может быть, буду работать… да! Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!
Сатин часто играет в карты и постоянно жульничает во время игры – этому он научился в тюрьме:

Что мы — жулики, тебе известно.
Татарин. Надо играть честно!
Сатин. Это зачем же?
Татарин. Как зачем?
Сатин. А так… Зачем?
Татарин. Ты не знаешь?
Сатин. Не знаю. А ты — знаешь?

Часто карточные игры Сатина заканчиваются дракой:
Сатин. Кто это бил меня вчера?
Бубнов. А тебе не все равно?..
Сатин. Положим — так… А за что били?
Бубнов. В карты играл?
Сатин. Играл…
Бубнов. За это и били…

Пребывание в тюрьме сделало Сатина грубым, он понял, что порой отстаивание личных интересов и справедливости наказуемо:
Не обижай человека — вот закон! Сатин. Это называется «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных»…

Ну да… пришло время и дало «Уложение о наказаниях»… Крепкий закон… не скоро износишь!

Сатин не любит рассказывать о своей жизни:
Я не люблю, когда меня расспрашивают

Сатин не признает самоубийства, он думает, что лучше плыть по течению жизни, чем умереть:
Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто — обременяй землю!

Со временем Сатин перестал стыдиться своего низкого положения в обществе, он подметил, что многие люди так живут, и их совсем не смущает их нищета:
Брось! Люди не стыдятся того, что тебе хуже собаки живется… Подумай — ты не станешь работать, я — не стану… еще сотни… тысячи, все! — понимаешь? все бросают работать! Никто ничего не хочет делать — что тогда будет?

Сатин никогда не жалеет людей, не потому, что ему никого не жалко, а потому, что не видит смысла в жалости:
Какая польза тебе, если я тебя пожалею? Сатин считает, что многое в жизни зависит от самого человека.

Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!

Сатин не боится говорить об окружающих правду, даже если она самая неприглядная:
Вы — все — скоты! Вы — тупы, как кирпичи Ты, Барон, — всех хуже!..

Важно

Ты — ничего не понимаешь… и — врешь! Чего ты ругаешься? Ведь у тебя нет ни гроша, я знаю… Сатин умеет красиво изъясняться:

Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера? Да… я много позабыл, но — еще кое-что знаю!

Алкоголь помогает Сатину забыть о неприглядной действительности:
Когда я пьян… мне все нравится Сатин считает, что еда – не самая главная цель в жизни человека:

Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми.

Окружающие осуждают Сатина и считают его разбойником, общество даже не пытается разобраться в причинах его деградации и дать ему шанс на полноценную жизнь:
Я — арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… и сторонятся и оглядываются… и часто говорят мне — «Мерзавец! Шарлатан!

Читайте также:  Сочинения по рассказам носова

Сатин высокого мнения о старике, который жил вместе с ними. Он всегда скептически воспринимал позицию старика и его поощрение в активным действиям по изменению жизни представителей «дна», но после его смерти, смог осознать всю значимость его персоны:
Старик? Он — умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету

Сатин высоко ценит свободу. Он раньше был свободным человеком и осознает все прелести такой жизни:
Хорошо это… чувствовать себя человеком!

Сатин считает, что человек должен за все платить в этой жизни. Ничто не дается человеку бесплатно именно это, по мнению Сатина и делает человека свободным:
он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!

Сатин считает, что в мире существует много разновидностей лжи, и каждая из них имеет право на существование и нужна для людей слабых духом.

Только сильный духом человек, хозяин своей жизни не нуждается во лжи:
Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я — знаю! я — читал! Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… Я — знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь?

Образ Сатина необычен и уникален

Подведем итог: образ Сатина необычен и уникален. Он ярко выделяется из всеобщей толпы «дна». Сатин не всегда был на обочине дороги. В молодости он был вполне успешным и перспективным человеком, но по случайному стечению обстоятельств его жизнь пошла под откос.

Сатин умеет анализировать и делать выводы их ситуации, но уже не верит в то, что его жизнь изменится к лучшему, так как общество не дает ему ни малейшего шанса обрести былую свободу и считает его мерзавцем.

Источник: https://r-book.club/sovetskie-pisateli/maksim-gorkijj/na-dne-satin.html

Образ Сатина в пьесе «На дне» (Горький) | Литерагуру

(352 слова)

В своей пьесе «На дне» Максим Горький впервые в русской литературе изобразил не просто людей низшего класса, а людей, которых нельзя отнести ни к одной социальной группе.

Выкинутые жизнью на обочину обитатели убогой ночлежки утратили не только своё общественное положение, богатство и влияние, но и человечность, и смысл жизни.

Одним из самых ярких представителей этого мира является карточный шулер Сатин, играющий одну из важнейших ролей в произведении.

Совет

Когда-то Сатин работал в театре, но, защищая честь своей сестры, совершил убийство и попал в тюрьму. Выйдя на свободу, он уже не смог реализоваться и докатился до ночлежки и карт.

Даже по сравнению с другими такими же опустившимися людьми он кажется ещё более озлобленным и бесчеловечным. Он осознаёт весь ужас ситуации, в которой оказался, но, будучи не способным «подняться на верх», впал в апатию и пессимизм.

Его протест выражается в нежелании работать и презрении, как к окружающим, так и к себе.

По ходу пьесы в ночлежку попадает странник Лука. Добрый богобоязненный старичок искренне жалеет несчастных людей. Утешительными словами и обещаниями лучшей доле он изменяет саму атмосферу некогда мрачного места.

Актёр обретает надежду на исцеление от алкоголизма, а Пепел решает завязать с воровством и начать новую жизнь со своей возлюбленной Наташей. Однако Сатин не верит Луке, а все его увещевания считает вредными и далёкими от реальности. К сожалению, именно этот опустившийся, живущий без веры и надежды человек оказывается правым.

Из-за внешних обстоятельств Пепел попадает в тюрьму за убийство, Наташа бесследно исчезает, а Актёр заканчивает жизнь самоубийством.

Однако в самом конце, когда отчаяние снова сгустилось над персонажами пьесы, Горький вкладывает в уста Сатина пламенную речь, отображающую идеи самого автора. Понимая и защищая Луку, герой заявляет, что не жалость и сожаления спасут человечество, а долгий и упорный труд.

Именно тот, кто способен трезво взглянуть на мир и в итоге изменить его, победив обстоятельства, достоин называться «человеком». И настоящему «человеку» не нужна жалость.

Обратите внимание

К сожалению, из всех нахлебников только честно работающий кустарь Клещ, возможно, сумеет однажды стать «человеком», о котором говорил правдолюб.

Образ Сатина-неотъемлемая часть всей пьесы «На дне». Именно устами этого персонажа Горький провозглашает идею всесильности человечества, которое способно изменить под себя всю вселенную, построив дивный новый мир.

Источник: https://LiteraGuru.ru/obraz-satina-v-pese-na-dne-gorkij/

Сатин «Не дне»: образ и характеристика героя

На уроке литературы у нас произошло знакомство с произведением Горького На дне. Изучив пьесу, мы познакомились с разными образами людей, которых сложно отнести к какому-то из слоев общества.

Это лишние люди, которыми их сделала не судьба, а они сами, потеряв всякий смысл жизни, так и не сумев в нее вернуться, опустились на самое дно.

Одним из таких людей является Сатин, образ которого описывает Горький в своей пьесе На дне.

Характеристику и образ Сатина сделать не сложно. Ведь для этого достаточно хоть немного познакомиться с произведением Горького. Из него мы узнаем часть прошлой жизни Сатина героя и его настоящее. В прошлом он не был на дне общества. Сатин был начитанный человек, работающий телеграфистом.

Его можно было назвать компанейским, веселым и жизнерадостным, но в его жизни все круто поменялось, когда заступаясь за сестру, Сатин убивает человека.

Таким образом он попадает в тюрьму, а после тюремного срока он так и не смог или просто не хотел себя заново реализовать, поэтому и опустился но самое дно.

Образ Сатина

Знакомясь с Сатиным, мы видим необычность и уникальность данного героя. Он выделяется из толпы, и прежде всего своими умными словами.

Если бы не один случай, может он никогда и не оказался в ночлежке, но судьба послала испытание, которое он не смог пройти. Таким образом Сатин из успешного человека, у которого были перспективы в будущем, превращается в отброс общества.

Он падает на дно и становится ненужным человеком, который предпочитает теперь ничего неделание.

Характеристика Сатина

Продолжая давать характеристику Сатину по произведению Горького На дне, мы видим, как он попадает в ночлежку, становится шулером, у него пропадает желание честно трудиться. Другим Сатин советует ничего не делать, а лишь обременять жизнь. Выйдя из тюрьмы, он впадает в апатию, и отгораживается от реальности. И ему так удобно.

На дно он опускается по собственной воле, прожигая свои способности в вине и карточных играх. Сатин равнодушен к другим и для него нет нравственных ценностей. Как и другие герои, он рассуждает о жизни и о правде. По мнению Сатина ложь и сострадательные слова делают человека жалким, и никак не облегчают страданий.

Поэтому он и не поддерживает взгляды Луки, который разбрасывался утешительными словами и обещаниями лучшей жизни.

Роль Сатина в пьесе

Говоря о роли Сатина в пьесе, можно с уверенностью сказать, что она одна из важных. Ведь именно Сатин выражал авторскую позицию во многих аспектах. Поэтому только этому шулеру и смог доверить писатель знаменитый монолог о человеке, и о том, что звучит данное слово гордо.

Человека нужно уважать, и никак не унижать жалостью. Читая произведение, понимаешь, что речь Сатина не совсем совмещается с его ролью. Как-то не укладывается в голове, что именно шулеру доверено воспевать правду. Но тут все объяснимо. Сам Сатин говорит, что даже шулер имеет право говорить красиво.

Ведь могут же себе позволить порядочные говорить как шулера.

Как мы видим, роль и образ Сатина в пьесе важны. Его речи несут истину, пусть и идут наперекор с его характером и образом жизни.

Источник: http://sochinyshka.ru/satin-ne-dne-obraz-i-xarakteristika-geroya.html

Образ Сатина и его значение в пьесе М. Горького «На дне»

Задумывая свою пьесу «На дне», Горький опирался на образы реальных людей, реальные события и факты. Он посещает ночлежки, приюты. Хитров рынок, существовавший в то время в Москве, был скопищем воров, нищих, проституток и других людей, скатившихся на самую последнюю ступень жизни. Именно с них и рисует Горький своих героев. Один из самых ярких персонажей а пьесе — Сатин.

Горький не называет его по имени, подчеркивая тем ненужность самой жизни Сатина. Живет тот в ночлежке Костылева, подавляющей уже одним своим интерьером: тяжелые своды, законченные стены с обвалившейся штукатуркой, грязный стол и табуретки, нары вдоль стен. Уже одно это не оставляет человеку никакого шанса.

Впервые мы встречаемся с Сатиным, когда он просыпается в ночлежке. Впечатление о человеке складывается с первых минут: Горький наделяет Сатина чем-то звериным. Сатин лежит на нарах и рычит. В этом выражается его боль, усталость и отвращение к такой жизни.

За пристрастие к картам его когда-нибудь «совсем убьют до смерти», но Сатин уже не считает себя живым человеком. «Дважды убить нельзя», — говорит он. А ведь Сатин не всегда был таким. Это был «рубаха-парень… плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей». А потом… бывает случается что-то непоправимое, это решает всю дальнейшую судьбу.

Сатин убил человека из-за родной сестры и отсидел за это четыре года и семь месяцев. «А после тюрьмы нет ходу!».

Сатину говорят: «Легко ты жизнь переносишь!». Но ему приходится не так просто как может показаться. Он скептически ко всему относится, насмехается над собой и окружающими. Но это всего лишь способ отгородиться от реальности, потому что ничего обнадеживающего для него в ней нет. «А кому хорошо жить? Всем плохо».

Сатину, может быть, даже хуже, чем остальным. Он раньше много читал, мог назвать себя образованным человеком, Сатин отлично осознает, что то, как они живут, нельзя даже назвать жизнью. Он и любит «непонятные, редкие слова», потому что они ассоциируются с какой-то другой жизнью, с тем, что когда-то было или могло быть.

Важно

У Сатина сформировались очень интересные взгляды. Он сам себе пытается доказать, что стоит не ниже остальных людей. Он спрашивает, зачем работать. Он презирает работу ради еды, выживания. Он говорит: «Ты не станешь работать, я не стану… еще сотни тысяч.., все!».

Сатин говорит, что стал бы работать, если бы работа была ему приятна. Но, как нам кажется, не смог бы. Слишком уж сильно опутали его стены ночлежки. Всякий, кто там остается, становится ее заложником. Клещ еще не смирился, он пытается в себе что-то сохранить, как-то бороться.

Но прав Сатин, говоря, что и Клещ «привыкнет».

А нужны ли человеку, находящемуся «на дне», человеческие качества? По этому вопросу и происходит первое столкновение взглядов Сатина и Луки. Сатин говорит: «Всякий человек хочет, чтобы его сосед совесть имел, а никому, видишь, не выгодно иметь-то ее». Лука приветствует обитателей ночлежки словами: «Доброго здоровья, народ честной!».

И на всем протяжении пьесы Сатин является антагонистом Луки. Автор оставляет за нами выбор, как же лучше жить и что нужно человеку: правда или ложь. Лука словесно демонстрирует; что человек всегда остается человеком. Он успокаивает людей, вселяет в них надежду.

Он внушает Актеру мысль об излечении, рассказывает о лечебнице для алкоголиков. Актер загорается этой идеей. Сатин же называет все это миражом. Он говорит: «Ничего нет! Нет городов, нет людей… ничего нет!».

Появление Луки заставляет Сатина задуматься о своей жизни, об их мире: «Мертвецы не чувствуют… Кричи…реви… мертвецы не слышат!».

Но вот «на дне» наступает весна. Но даже она не кажется веселой. Снег стаял, а грязь как была, так и осталась. Все собираются на пустыре, занесенном грязью и мусором ( пакеты для мусора ). И серый цвет стен, и сучья деревьев без почек еще больше подчеркивают всю безысходность жизни. И единственный, кто пытается помочь несчастным, является Лука.

Совет

Он успокоил умирающую Анну, он утешает и расстроенную Настю. Лука говорит, что «надо кому-нибудь и добрым быть.. жалеть людей надо». Актер, благодаря ему, уже совсем решает бросить пить, пойти работать. На это у Сатина есть лишь одна фраза: «Нелепо». Поведение Сатина кажется жестоким, но он просто осознает бессмысленность происходящего.

Читайте также:  Образ народного заступника гриши добросклонова в поэме некрасова кому на руси жить хорошо сочинение

Он и Клещу, который уже ощутил безвыходность своего положения, дает совет: ничего не делать.

Но о человеке судят не по словам, а по делам. Тот же Сатин с неподдельной нежностью вспоминает о сестре: «Славная была человечинка сестра у меня». Ради нее он и в тюрьму-то сел. Когда бьют Наташу, Сатин сразу же бежит защищать ее. Даже Пепел говорит: «Ты — можешь… не то, что пожалеть можешь… ты умеешь не обижать…».

Сатин пытается быть сильным, противоречит Луке. Он говорит, что человека нельзя жалеть, «унижать его жалостью». Он говорит, что ложь нужна только тем, «кто слаб душой и кто живет чужими соками». Но эта жизнь к Сатину была слишком жестока.

Он считает, что смирился с реальностью, привык, но ему все, еще очень больно вспоминать прошлое. Лука говорит: «Не обижай человека». Но эта фраза слишком сильно жжет душу Сатина: «Не тронь…

не обижай человека! А если меня однажды обидели и — на всю жизнь сразу!».

Сатин говорит; что человека уважать надо, что ложь унижает человека. Но ведь Лука, уговаривал Пепла бросить воровство, тоже говорит, что «человек должен уважать себя». Он просто не считает жалость. и «ложь во спасение» унизительными.

Горький словами Сатина утверждает величие человека, говоря: «Человек! Это звучит гордо». Сатин называл себя «арестантом, убийцей, шулером», доказывая свое право быть человеком. Он говорит, что «человек — свободен». Очень хочется верить Сатину, но иногда так трудно быть смелым  сильным, независимым. И как порой хочется встретить своего Луку.

Сатин смеется над словами Луки, что «человек рождается для лучшего». Он был бы готов поверить Луке, если бы была хоть какая-то надежда.

Но её нет! Он, наверное, и Актера-то пытается оторвать от мыслей об излечении, потому что предвидят его конец. Горький говорят: «Правда — бог свободного человека!». Но он же и противоречит себе словами, что «правда и убить может».

Обратите внимание

Не удивляют Сатина слова Барона: «Актер удавился!». Он лишь констатирует: «Эх… испортил песню… дурак!».

Но эта смерть уж всем открывает глаза на безысходность жизни:

Источник: http://www.bolshoy-beysug.ru/sochineniya/gorkiy/315-obrazsatina.html

Образ и характер Луки и Сатина в пьесе На дне – художественный анализ. Горький Алексей Максимович

Духовная жизнь в костылевском подвале приняла более интенсивный характер с появлением странника Луки — наиболее значительной личности среди героев пьесы.

Образ Луки — это еще небывалый в русской литературе образ бродячего простонародного философа, образ, в котором воплотились поиски и блуждания известной части социальных низов, стремление к истине, к «порядку в жизни» и к «чистоте» (то есть к высокой нравственности) и путаница понятий, трезвый реализм мышления и фантастическое бегство в утопические страны, создаваемые воображением усталых тружеников… Лука — носитель христиански окрашенной и вместе с тем простонародно-самобытной, причудливой системы взглядов, в которой есть и детская вера, и холодный скепсис, есть снисходительное утешительство, но есть и доля истинной чуткости, есть и своя этика, и своя ирония; есть крайний индивидуализм и стремление к коллективу, есть свои понятия о государстве.

Странников на Руси всегда было предостаточно. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Луки и Сатина в пьесе На дне.

Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.

) При анализе пьесы на дне характер Луки — странник не совсем обычный: он гораздо умнее, острее, проницательнее многих своих собратьев; он довольно тонкий психолог. А главное, странствия его совершались в необычный период истории, когда духовная жизнь народа принимала все более интенсивный характер.

Это стремление к постижению социального бытия и бытия вообще затронуло и горьковского героя. Лука — неутомимый наблюдатель, ему очень хочется знать, как устроена и как устроится в будущем эта пестрая, интересная, страшная, исполненная несправедливости и зла жизнь. В нем, как заметил Франц Меринг, «кроется нечто философическое».

В сложном комплексе понятий и настроений этого бродячего философа заметны явная неприязнь к хозяевам, к полицейскому государству и элементы скептического отношения к идее «бытия божия».

Однако в сознании Луки, в его этических понятиях еще дает себя знать христианское начало. Лука распространяет евангельскую этику и в форме непосредственного призыва «терпеть», как велел Христос, и в форме повторения излюбленного христианами тезиса о том, что «все мь на земле странники», и особенно в форме утверждения универсальной, неразборчивой жалости («Христос-от всех жалел…

», «ни одна блоха — не плоха» и пр.). Проповедь Луки в защиту терпения объективно соответствует «программе» Костылева. Вот почему Боровский назвал Луку «шарлатаном гуманности». Не следует только всего Луку сводить к этой формуле. Он гораздо сложней, интересней. Кстати, по отношению к таким типам, как Костылев, Лука вовсе не проявляет христианской кротости, тут он явно изменяет христианству..

.

Важно

В сочинении на тему образ Луки — это яркое и целостное художественное обобщение особенностей простонародной формы христианства, еще цепляющегося за жизнь и пытающегося выполнять свою социальную функцию примирения рабов с их горькой участью, но уже лишенного внутренней убежденности, уже разъедаемого скепсисом.

В то же время образ Луки — и свидетельство дарований, таящихся в народе. Ибо человек этот, несомненно, даровит, оригинален.

В нем огромный запас бодрости, здорового юмора и ядовитой иронии, проявляющейся в столкновениях с хозяевами жизни.

Очень хорошо сказал о Луке тончайший русский художник Нестеров: «Лука — мужичонка, странник,, святая душа, балагур — вносит необыкновенно русскую ноту в действие, он полный оптимист и, главное, оптимист — живой».

Вряд ли мы согласимся с тем, что образ Луки — «святая душа», но своеобразный народный оптимизм ему действительно присущ. Жизнь человечества представляется Луке как процесс затейливый и сложный, с разнообразными устремлениями.

«И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее… и хоть живут — все хуже, а хотят — все лучше… упрямые!» Такое «упрямство» Лука поощряет и верит, что рано или поздно люди («Все ищут люди, все хотят — как лучше…») найдут то, что им надо.

Пусть эта вера Луки в будущее абстрактна, но она была социально полезна.

По отношению к обитателям ночлежки Лука выступает и как проповедник христианского терпения — это, конечно, вредная часть его философии, и как гуманист, пришедший к своеобразному культу человека («человек все может»), — этим Лука, конечно, полезен, и просто как умный и веселый знаток житейских дел.

Обычно осуждаемый литературной критиками за неприязненное отношение к суровой правде, Лука — вот парадокс его деятельности! — в каждой конкретной ситуации выступает как самый трезвый, деловой ^консультант.

Его практические советы — это своеобразная программа-минимум для обитателей ночлежки. Актеру он советует устроиться в лечебницу для алкоголиков, а пока что «готовиться», то есть перестать пить2.

Совет

Пеплу бродячий мудрец советует забрать Наташу и уехать в Сибирь, чтобы начать там трудовую жизнь. Наташе он советует поскорее уйти от Костылевых и резонно, психологически тонко объясняет ей, что она может довериться Ваське Пеплу, так как он «парень ничего.

, хороший» и, кроме того, она ему нужнее, чем он ей. И всем обитателям ночлежки он рекомендует (впрочем, это уже выходит из рамок чисто практических советов) немножко больше уважать друг друга.

В сочетании с разумным практицизмом мнение Луки о том, что не надо оглушать человека «обухом» правды, теряло значительную часть социальной вредоносности.

А в отдельных случаях художественное фантазирование Луки, пожалуй, приносило и некоторую пользу.

Разве, например, простодушно-романтическая мечта о «праведной земле» не могла послужить кому-то из деклассированных, отчаявшихся людей импульсом для того, чтобы подняться над кошмаром и грязью «Дна» и потянуться к более одухотворенной жизни?1

Практические советы, полученные Актером, Васькой Пеплом и Наташей от Луки, не были реализованы, но не потому, что советы были плохие, а потому, что обитателям «дна» не хватало энергии и воли для их претворения в жизнь. Но душа обитателей ночлежки была странником взбудоражена, их разум начал работать интенсивней.

Так, Васька Пепел — под воздействием Луки — произносит слова, в которых привычный нигилизм по отношению к нравственным ценностям уже соединяется с новыми стремлениями и, видимо, уступает им место: «Я — не каюсь… в совесть я не верю… Но — я одно чувствую: надо жить… иначе! Лучше надо жить! Надо так жить…

чтобы самому себя можно мне было уважать…»

Самые сильные духовные импульсы получил от Луки наиболее интеллигентный и умный человек «дна» — Сатин. Все, что оставалось в глубинах его души серьезного, настоящего, вдруг всколыхнулось.

Так возникают знаменитые тирады Сатина о правде, о человеке, в которых он несколько сбивчиво, но ярко и страстно ополчается и против узкой, слепой правды Бубнова или еще более ничтожной, анекдотической правды Барона, живущего как во сне, безвольно и бездумно плывущего по течению жизни, и против евангельских внушений Луки, прикрывающих угнетение человека человеком.

Обратите внимание

Одновременно Сатин как бы подхватывает и поднимает на высоту священного принципа гуманистическую мысль Луки о ценности человека («Он — каков ни есть—а всегда своей цены стоит», «Человек — все может… лишь бы захотел…», «Уважьте человеку…»).

То, что Лукой было выражено фрагментарно и непоследовательно (теория о том, что большие человеческие контингенты ценны не сами по себе, а лишь как материал для лучшего, несколько отдает ницшеанством), Сатиным было очищено и отчеканено в виде афоризма: человек—это звучит гордо.

По характеру Сатин — не герой дела, он лишь герой слова. Однако взволнованные речи Сатина свидетельствовали о том, что искра живой жизни, искра духа не погасла и на социальном «дне». Об этом свидетельствовали мучительные сомнения и других обитателей ночлежки.

А затейливая, соединившая в себе и полезные и вредные и трезво-реалистические и консервативно-утопические элементы проповедь Луки также по-своему говорила о живой искорке, разгорающейся в народных низах.

Не следует забывать, что Лука не профессор, не публицист, не священник, он простой крестьянин, человек необразованный, может быть, и неграмотный.

Тем замечательней, что он живет такой напряженной духовной жизнью, охвачен таким неугомонным стремлением разобраться в социальных отношениях, в разнообразных человеческих, характерах.(«Понять хочется дела-то человеческие…»), в том, что Горький назовет позже «адовой суматохой» века.

Пьеса Горького дает нам необычайно яркое представление не только о классовых антагонизмах и социальных язвах старого общества, но и о тех сложных процессах умственного брожения, которым были охвачены даже самые отсталые, выбитые из колеи, неприкаянные слои народа.

Она дает представление о той искорке, в которой, если воспользоваться словами Лескова, было много и «ограниченной народной наивности», и «бесконечных стремлений живого духа», — об искорке, которая никогда не умирала в народе и все сильнее разгоралась по мере приближения первой русской революции, разгоралась даже среди обитателей «дна».

Источник: http://www.testsoch.info/obraz-i-xarakter-luki-i-satina-v-pese-na-dne-xudozhestvennyj-analiz-gorkij-aleksej-maksimovich/

Пьеса «На дне». Сатин: характеристика героя

В пьесе «На дне» Горький хотел описать реальную жизнь людей, спустившихся на самую нижнюю ступень общества. Для этого писатель посещал приюты, ночлежки, общался с потерянными личностями. Все его персонажи списаны с реальных людей, которых Горький встречал во время путешествий по России.

В Москве на то время существовал Хитров рынок, являвшийся скопищем нищих, воров, проституток и убийц. Он и стал прототипом ночлежки. В пьесе под одной крышей встречаются люди с разными характерами и взглядами на жизнь: доверчивый Актер, мечтательная Настя, смертельно больная Анна, работящий Клещ, сострадательный Лука, скептически настроенный Сатин.

Читайте также:  Сочинение на тему пасха. праздник пасха в моей семье

Горький «На дне» написал, чтобы показать жизнь низов, их безнадежность.

Ошибки прошлого и никакого будущего

Раньше Сатин был очень веселым и общительным парнем, играл на сцене, любил танцевать, смешить людей. У умного и начитанного человека могло сложиться прекрасное будущее, но судьба распорядилась по-другому.

Защищая сестру, Сатин убил человека, за что сел в тюрьму, перечеркнувшую всю его жизнь, ведь с судимостью он никому не нужен. Герой не считает себя живым, он просто существует в ночлежке Костылева.

Спился, пристрастился к картам, потерял интерес к жизни – вот так и оказался на дне Сатин.

Характеристика Константина показывает, насколько он апатичен и пассивен в жизни. Главный его девиз – «Ничего не делай». Этот герой не просто был сброшен к низам, он сам сюда пришел, своими руками погубил жизнь.

Спрятаться ото всех, скрыться в подвале, играть в карты, пропивать деньги намного удобнее и проще, нежели пытаться пробить себе дорогу в мир нормальных людей, но Константин сам пожелал остаться на дне.

Характеристика Сатина показывает, что это персонаж с особой философией «свободного человека», для него правда важнее всего.

Противостояние горькой правды и сладкой лжи

Константин Сатин является антагонистом Луки, странника, жалеющего всех обитателей ночлежки и выдумывающего для каждого свою правду. Новый житель вселяет в других веру в лучшее будущее, хотя сам и не верит в то, что жизнь можно как-то изменить.

Лука обещает Актеру дать адрес бесплатной больницы для алкоголиков, успокаивает умирающую Анну, поддерживает иллюзии Насти. Он жалеет людей, оказавшихся по какой-то причине на дне. Сатин, характеристика которого выдает в нем здравомыслящего человека, называет все «миражом».

Кажется, он один понимает безысходность такой жизни и не верит сладким речам странника.

Правда делает человека свободным

Из речей героя и его поступков можно сделать вывод, что совершенно случайно оказался на дне Сатин. Характеристика показывает, какой он добрый в душе, ведь он любил свою сестру, первым побежал защищать Наташу. Герой не приемлет лжи, считая, что она унижает достоинство человека, делает его рабом.

Константин говорит правильные речи, но так сложно быть сильным, смелым и независимым, ведь намного проще встретить Луку и поддаться соблазну придумать себе иллюзорный мир. Человеческие слабости и то, к чему они могут привести, рассмотрены в пьесе Горького «На дне».

Сатин (характеристика говорит о нем как об умном, но скептически смотрящем на мир человеке) не строит для себя иллюзорный мир, он и рад бы поверить Луке, но надежды на лучшее будущее у него нет.

Источник: https://4u-pro.ru/iskusstvo-i-razvlecheniya/pesa-na-dne-satin-harakteristika-geroya

Две правды образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького На дне

Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького «На дне»)

Автор: Горький М.

“На дне” — сложное, противоречивое произведение. И, как всякое подлинно великое творение, пьеса не терпит однолинейного, однозначного толкования. Горький дает в ней два совершенно различных подхода к человеческой жизни, не показывая явно своего личного отношения ни к одному из них.

Главными героями этого произведения являются Лука и Сатин. Именно они выражают две правды, две точки зрения на человеческую судьбу. Насколько разнятся между собой эти две правды, настолько же разнятся образы их носителей.

Лука — странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст, — слова утешения. А такие слова герой находит практически для каждого из обитателей ночлежки.

Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сибири. Хроническому пьянице Актеру — о чудесной клинике, в которой бесплатно лечат от алкоголизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны старик находит другие слова: “Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно…

Важно

ничего больше не надо будет, и бояться — нечего!.. Смерть — она все успокаивает… Помрешь —отдохнешь…” Но эти утешения никому не помогли, так как герой не укреплял веры человека в свои силы, не готовил к жизненной борьбе. Например, Анна перед смертью, вопреки уверениям Луки о счастливой загробной жизни, мечтает хоть немножко пожить.

Пеплу предстоит попасть на каторгу за убийство Костылева. Актер после ухода старика потерял найденную было веру и повесился. Слабость странника очевидна. Но нельзя забывать и о его положительной роли в пьесе.

Это он, “старая дрожжа”, как его назвал Сатин, “проквасил” жителей ночлежки, возбудил в них все хорошее, что дремало беспробудно, и прежде всего чувство человеческого достоинства.

Но верит ли сам Лука собственным словам? Нет, не верит, и не верит в возможность решительного переустройства жизни, поскольку считает, что человек слаб изначально. Исходя из подобного мировоззрения, герой стремится не к изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди. Его правда — утешительная ложь.

Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция показана в образе босяка Сатина. Сатин — борец за истину. Он и в тюрьму попал только потому, что вступился за честь своей сестры. Человеческая несправедливость и годы страшной нужды не озлобили героя.

И вспоминает он об этом легко, с любовью к девушке: “Славная, брат, была человечинка сестра у меня!” Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но не видит выхода — облегчения страданий — в простом утешении людей.

И хотя нельзя сказать, что зтот герой выступает как сторонник более радикальных устремлений, именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав: “Человек — свободен, он за все платит сам”. Образ Сатина оставляет двойственное ощущение, ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и общим пассивным существованием персонажа.

Сатин любит выпить, поиграть в карты. Он выше всех по уму и по силе характера, но все же чувствует себя уютно в костылевской ночлежке. Какова же его правда? Никакой позитивной программы у Сатина нет, но, в противовес позиции Луки, герой решительно и бесповоротно отрицает ложь, называя ее “религией рабов и хозяев”.

Совет

Таким образом, в драме сосуществуют две правды: правда Луки, с ее безличностной добротой, христианским смирением, с ее “святой ложью”, и правда Сатина, d чем-то жестокая, но гордая — правда отрицания лжи.

И внутренний конфликт этих двух столь отличных друг от друга позиций разрешила история. История показала, что мир переделывается только сильными средствами и что слова утешения не помогут людям стать счастливее.

Но, как мне кажется, это не означает, что путь Сатина лучший, просто таково устройство нашего безжалостного мира, где даже добро “должно быть с кулаками”.

Источник: http://MirZnanii.com/a/360084/dve-pravdy-obrazy-luki-i-satina-v-pese-m-gorkogo-na-dne

Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»?

Свою пьесу «На дне» Максим Горький написал в 1902 году. В этом произведении перед читателем предстает как бы «обнаженный» человек. Он лишен всех внешних наслоений (культурных, классовых, профессиональных), приобретаемых в человеческом обществе.

Исследованием поведения «голого» человека, поставленного перед необходимостью жить и действовать в крайне тяжелых для него обстоятельствах, и является пьеса «На дне».
Само «дно» — это место, как бы находящееся вне мира людей. Ночлежка напоминает ад: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой».

Ночлежка находится ниже уровня земли. Герои пьесы — будто бы уже умершие люди. Это подчеркивается вначале произведения репликой Сатина: «Дважды убить нельзя».

В горьковском «аду» Сатин играет очень важную роль. Неслучайно уже и то, что его имя созвучно имени «Сатана». Первые звуки, которые издает на сцене этот персонаж, — рычание. Сатин говорит о себе, что в прошлом был образованным человеком, работал телеграфистом.

С самого начала пьесы из его уст звучат такие слова, как «макробиотика», «Сарданапал» и т.д. Этот герой отличается от остальных обитателей «дна».

О себе он говорит: «Надоели мне, брат, человеческие слова… все наши слова – надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…», «Я был образованным человеком…», «Я много книг читал…».

Так что же с ним случилось? Как он стал обитателем ночлежки? «Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел… а после тюрьмы – нет ходу!» Мы узнаем, что Сатин сидел в тюрьме за убийство, он убил обидчика своей родной сестры. А потом горячо любимая сестра умерла.

Обратите внимание

По собственной воле опустившись на самое дно жизни, Сатин прожигает свои способности и возможности. Этот герой способствует окончательной гибели некоторых персонажей. Сатин полушутливо подговаривает Ваську Пепла убить Костылева, а затем во многом провоцирует это убийство. Он сам бил Костылева, призывал, накаляя страсти: «Бей его… Лупи их!..».

Сатин равнодушен к людям, он проповедует презрение к нравственным ценностям. Усиленная работа – единственная возможность для ночлежников честным путем добыть себе пропитание. Сатин отвергает работу. Он — карточный шулер, на это и живет. Свое разлагающее влияние на сожителей Сатин прикрывает высокими фразами: «Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?..

Человек – выше! Человек – выше сытости!..».

О своем моральном облике этот персонаж говорит следующее: «Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть… честь-совесть богатым нужна, да!». Видимо, не зря Горький сделал своего героя шулером. Своими фразами Сатин помогает ночлежникам оправдать собственную аморальность.

Сам Сатин – человек сильный, имеющий хоть какое-то образование. Он мог бы если и не выбраться со дна, то хотя бы зарабатывать себе на жизнь честным трудом.

Он пренебрегает этой возможностью, сознательно выбирая преступную деятельность. Сатин проповедует философию «свободного человека», доводя ее до крайности. В его случае это уже человек, свободный от всего.

Поэтому этот герой утверждает «дно» как норму существования, единственно достойную настоящего человека.

Очень интересно, что именно этому персонажу достается роль проповедника. Именно он произносит известнейший монолог о Человеке: «Существует только человек, все же остальное – дело его рук и мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!»; «Что такое человек?..

Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!»; «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…»; «Ложь – религия рабов и хозяев…»; «Правда – бог свободного человека!»; «человек – вот правда!». Монологи Сатина отделяются от его образа. Необычно то, что правду воспевает не кто иной, как шулер, человек, живущий ложью.

Важно

На это сам герой отвечает: «Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера?».

Сатин во многом выражает авторскую позицию. Сам Горький писал о том, что, кроме данного персонажа, в пьесе сказать все это просто некому. Важно заметить, что образ Сатина схож с рядом героев ранних произведений Горького. Эти герои презрительно отворачивались от человеческого общества с его серостью, грязью, мелкой суетой.

Превыше всего они ставили собственную свободу, в том числе, и свободу от морали. Сатин похож на них, но он не только сам добровольно опускается на дно жизни, но и мешает другим персонажам сбросить с себя оковы нищеты и морального разложения. Он растлевает ночлежников, препятствует их попыткам уйти со «дна». Сатин действительно во многих моментах похож на Сатану.

Так, через образ этого персонажа Горький как бы сводит счеты со своими прежними героями.

Безусловно, образ Сатина чрезвычайно важен. Монологи Сатина несут в себе зерно истины, но все они противоречат образу жизни этого героя. Важность этого персонажа подчеркивается еще и тем, что именно ему принадлежит последняя страшная фраза — реакция на смерть Актера: «Испортил песню… дурак!».

Источник: https://kraidruzei.ru/sochineniya/gorkii-m/kakova-rol-obraza-satina-v-pese-m-gorkog.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector