Характеристика и вадик вадика в рассказе распутина уроки французского сочинение

Сочинение по рассказу Распутина «Уроки французского»

Знаменитый русский писатель Валентин Распутин родился в Сибири, в простой и очень бедной крестьянской семье.

Очень часто в своём творчестве писатель рассказывал о невзгодах и радостях жителей далёких сибирских сёл, их положительных и отрицательных поступках, их нелёгких жизнях.

Сам пройдя тяжёлый жизненный путь, Распутин описывал жизнь простых людей настолько реалистично, что каждый человек может узнать себя в персонажах его произведений, в не зависимости от возраста.

Обратите внимание

Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» основан на реальных событиях, которые имели место быть в жизни писателя. Прототипом учительницы французского языка Лидии Михайловны стала его собственная преподавательница, женщина с большим и очень добрым сердцем.

Сюжетная линия «Уроков французского» довольно проста, но в то же время, очень интересна. Маленький мальчик из далёкого сибирского села, голодное детство которого заставляет играть с другими мальчишками на деньги в «чику».

При этом он сам остаётся очень добрым, искренним и чистым душою мальчиком. Главный герой справедливый человек, поэтому он не может мириться с обманами, ложью.

Однако отстоять справедливость ему не дают другие ребята, которые его постоянно бьют, унижают.

Вытащить ребёнка из неприятностей берётся его учительница – Лидия Михайловна, узнавшая о том, что ребята играют на деньги. Узнав, что главный герой играет в азартные игры только для того, чтобы иметь деньги на еду, она начинает его подкармливать. Мальчик в свою очередь начинает делиться с ней своими переживаниями, открывается ей.

Для того чтобы ученик начал лучше питаться Лидия Михайловна приглашает его домой после уроков – дополнительно позаниматься французским языком. Но гордый характер главного героя не позволяет ему принимать продукты от учительницы. Тогда добрая женщина решает схитрить – и предлагает ему играть с ней на деньги.

И хоть парень пытался проследить, чтобы она не поддавалась ему, иногда ей это удавалось.

Благодаря этому доброму и бескорыстному поступку, мальчик смог начать нормально питаться и ушёл из плохой компании. Я считаю, что Валентин Распутин в рассказе «Уроки Французского» хотел показать то, какие чудеса может творить доброта, и то, что не надо проходить мимо бед окружающих людей.

На этой странице искали :

  • сочинение по рассказу уроки французского
  • сочинение уроки французского
  • Сочинение на тему Уроки французского
  • Уроки французского сочинение
  • Сочинение по рассказу Распутина Уроки французского

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-rasskazu-rasputina-uroki-francuzskogo.html

Распутин, Анализ произведения Уроки французского

Рассказ Распутина «Уроки французского» — это произведение, где автор изобразил небольшой промежуток из жизни деревенского мальчика, который родился в бедной семье, где голод и холод были привычным явлением.

Ознакомившись с работой Распутина «Уроки французского» и его кратким содержанием, мы видим, что писатель затрагивает проблему сельских жителей, которым приходится адаптироваться к городской жизни, здесь затронута и тяжелая жизнь в послевоенные годы, также автор показал взаимоотношения в коллективе, а еще, и это наверное основная мысль и идея данного произведения, автор показал тонкую грань между такими понятиями, как аморальность и нравственность.

Героями рассказа Распутина «Уроки французского» являются учительница французского языка и одиннадцатилетний мальчик. Именно вокруг этих персонажей строится сюжет всего произведения.

Важно

Автор рассказывает о мальчике, которому пришлось уехать в город, чтобы продолжить свое школьное образование, так как в деревне школа была только до четвертого класса.

В связи с этим ребенку пришлось рано покинуть родительское гнездо и самостоятельно выживать.

Конечно, он жил с тетей, но от этого легче не становилось. Тетя со своими детьми объедала парня. Они ели продукты, передаваемые матерью мальчика, которых и так не хватало.

Из-за этого ребенок не доедал и чувство голода преследовало его постоянно, поэтому он связывается с компанией мальчиков, которые на деньги играли в игру.

Чтобы заработать денег, он решается также с ними играть и начинает выигрывать, становясь лучшим игроком, за что и поплатился в один прекрасный день.

Тут приходит на помощь учительница Лидия Михайловна, которая видела, что ребенок играет из-за своего положения, играет, чтобы выжить. Учительница предлагает школьнику заниматься французским дома.

Под видом подтянуть его знания по этому предмету, учительница таким образом решила кормить школьника, но мальчик отказывался от угощений, ведь он был горд. Отказался он и от посылки с макаронами, раскусив замысел учительницы. И тут учительница идет на хитрость.

Совет

Женщина предлагает ученику играть в игру на деньги. И вот здесь мы видим тонкую грань между нравственным и аморальным.

С одной стороны это плохо и ужасно, но с другой стороны мы видим добрый поступок, ведь цель этой игры не обогащение за счет ребенка, а помощь ему, возможность справедливо и честно заработать деньги, на которые бы мальчик купил еду.

Учительница Распутина в произведении «Уроки французского» жертвует своей репутацией и работой, всего лишь решившись на бескорыстную помощь, и в этом кульминация произведения. Потеряла работу, так как за игрой на деньги ее и школьника застал директор.

Мог ли он поступит иначе? Нет, ведь он увидел аморальный поступок, не разбираясь в мелочах. Могла ли поступить иначе учительница? Нет, так как ей очень хотелось спасти ребенка от голодной смерти.

Причем она не забыла о своем ученике и на своей родине, прислав оттуда ящик с яблоками, которые ребенок видел только на картинках.

Распутин «Уроки французского» краткий анализ

Прочитав работу Распутина «Уроки французского» и делая его анализ, мы понимаем, что здесь ведется речь не столько об школьных уроках по французскому, сколько автор учит нас доброте, чуткости, сопереживанию.

Автор показал на примере учительницы из рассказа, каким должен быть на самом деле учитель и это не только человек, который дарит детям знания, но и который воспитывает в нас искренние, благородные чувства и действия.

Источник: http://sochinyshka.ru/rasputin-analiz-proizvedeniya-uroki-francuzskogo.html

Сочинение на тему: Второстепенные герои рассказа В. Распутина «Уроки французского» | Українська та світова література

Несмотря на небольшой объем, рассказ Валентина Распутина отличается насыщенностью красок повествования и достаточно большим количеством второстепенных персонажей, которые так или иначе формируют образ главного героя, являются катализаторами его личностного роста и помимо того, представляют собой несколько распространенных типичных образов.

<\p>

Например, ребята, с которыми учится главный герой, а впоследствии еще и сталкивается с ними на площадке за игрой на деньги. Попав впервые на пустырь, где ребята после школы собираются для игры в «чику», он сразу для себя отмечает Вадика: «Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного — рослого и крепкого, заметного своей силой и властью, парня с длинной рыжей челкой.

Я вспомнил: он ходил в седьмой класс».

Вадик является типичным представителем вожака, отличающегося не умом, а силой и хитростью. Его боятся из-за того, что он старше, его уважают из-за его силы. Его боятся, так как ему присущи коварство и желание удержать первенство и авторитет любой ценой. Его конфликт с главным героем как раз и связан с успехами последнего в игре.

Когда герой начинает выигрывать и бесхитростно этому радуется, не скрывая гордости, авторитет Вадика, как лучшего игрока оказывается под угрозой, и он решает проблему единственным известным ему способом – силой, предварительно обманув его в игре.

Персонаж Вадика контрастирует с честностью и добросовестностью самого главного героя, и вызывает у него в то же время желание защищать чувство собственного достоинства.

Естественно, что у таких вожаков как Вадик всегда есть прихвостни. В данном случае это Птаха: «За Вадиком, как тень, следовал большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу Птаха».

Лодырь – переросток, застрявший на второй год в пятом классе очевидно представляет единственно возможным для себя примкнуть к сильному лидеру, чтобы самому не оказаться в изгоях. Именно его руками Вадик осуществляет физические наказания.

Обратите внимание

Птаха противопоставляется главному герою, подчеркивая мужество и достоинство последнего.

Еще один персонаж – Тишкин. Тихоня-подхалим как флюгер, вертится туда, куда «ветер дует». Именно он сдает учительнице главного героя, рассказывая в подробностях о причинах его синяков. Тишкин выступает как образ слабака-приспособленца, готового подстраиваться под любые условия и не имеющего никаких моральных принципов.

Кроме образов ребят, с которыми главный герой столкнулся в городской школе, важно отметить еще образ его матери. Она сама воспитывает троих детей, трудится, живет непростой и бедной жизнью.

Она хочет для детей лучшего будущего, потому находит возможность отправить старшего сына, отличающегося хорошими способностями к учебе, в городскую школу, осознавая, что, во-первых, остается без его помощи по хозяйству, а во-вторых, должна будет как-то обеспечить ему еду и кров в городе.

На протяжение всего рассказа главный герой в кратких, скупых фразах проявляет искреннюю благодарность к своей матери.

Хотелось бы еще остановиться на образе директора школы. Застав учительницу и мальчика за игрой на деньги, он не стал разбираться в ситуации, выяснять мотивы героев, обстоятельства.

Он просто слепо проследовал букве «педагогического» закона – наказал «виноватых».

Его образ – это образ типичного управленца советских времен, которого не волнуют личные проблемы подчиненных, несмотря на то, что он педагог и работает с детьми.

Как видно, каждый из второстепенных персонажей внес свое дополнение в раскрытие личности главного героя, побуждая его образ динамично развиваться на протяжении всего рассказа.

Источник: http://litera.net.ua/?p=2063

Распутин «Уроки французского» – анализ произведения

Рассказ «Уроки французского», анализ которого мы сейчас проводим, был напечатан в 1973 году. Несмотря на небольшой объём, произведение занимает важное место в творчестве Валентина Распутина. Многое внесено в повествование из собственного жизненного опыта, непростого детства и встреч с разными людьми.

Рассказ автобиографичен: в основу положены события послевоенного времени, когда Распутин учился в посёлке Усть-Уда за много километров от дома.

Впоследствии Распутин говорил, что часто люди испытывают вину перед учителями так же, как и перед родителями, но не за то, что было в школе, а за то, что «сталось с нами после».

Читайте также:  Тема родины в творчестве тютчева (в лирике) сочинение

Именно в детстве, по мнению писателя, ребёнок получает самые важные уроки в своей жизни. Об этих уроках, о дорогих людях, о становлении человека написан рассказ «Уроки французского».

Образ главного героя в рассказе Распутина «Уроки французского»

Герой рассказа во многом повторяет детскую судьбу автора, и анализ «Уроки французского» это хорошо иллюстрирует. В одиннадцать лет началась его самостоятельная жизнь: мать отправила его учиться в райцентр.

В селе мальчик считался грамотеем: хорошо учился, читал и писал за старух письма, да ещё умел заполнять облигации. Но простого желания получать знания оказалось мало.

Жил в райцентре была нелёгкой, как и везде в голодные послевоенные годы.

Часто мальчику нечего было есть, запасы картошки, привезённые матерью, быстро заканчивались. Как обнаружил ребёнок, продукты потихоньку воровал сын хозяйки дома, где он ютился.

Важно

Уже здесь мы видим характер мальчика: его упорное желание хорошо учиться, несмотря на недоедание и тоску по дому, твёрдость воли и ответственность.

Неслучайно он считал постыдным вернуться домой недоучившись и боролся со всеми сложностями. Продолжим анализ произведения «Уроки французского».

Чтобы избежать мучительного голода подростку пришлось решиться на не совсем законное дело: играть на деньги со старшими ребятами. Смышлёный мальчик быстро понял суть игры и разгадал секрет выигрыша. И вот в очередной раз мать прислала немного денег – мальчик решил сыграть. Распутин подчёркивает, что деньги он тратил на молоко и теперь не так остро чувствовал голод.

Но, разумеется, постоянные выигрыши чужака не радовали Вадика и его компанию. Поэтому вскоре герой поплатился за свою удачливость. Вадик поступил нечестно: перевернул монету. Во время драки, а точнее, избиения ребёнка тот всё равно пытался доказать свою правоту, твердил «перевернул». Эта ситуация показывает его упорство и нежелание соглашаться с ложью.

Но, конечно, не только эта ситуация стала для мальчика назиданием. Настоящим жизненным уроком стала для него помощь учительницы в непростой момент. После того как её ученика избили во второй раз, Лидия Михайловна поняла, что без её помощи не обойтись.

Если вы делаете анализ «Уроки французского», отметьте такую мысль: в произведении два рассказчика: повествование ведётся от первого лица, то есть от имени одиннадцатилетнего подростка, но события и люди показаны и прокомментированы уже взрослым человеком, писателем, с мудростью оглядывающимся на себя юного. Именно этот повзрослевший человек вспоминает свою застенчивость и гордость одновременно, когда он приходил к учительнице заниматься французским и отказывался от ужина, когда возмущённо говорил ей, что не может принять посылку. Именно этот взрослый человек понимает, как много значила для него Лидия Михайловна и как много сделала. Она научила его помогать людям и не бросать их в тяжёлой ситуации, быть благодарным и делать добро, не думая о признательности и не ожидая награды. В этом и заключается смысл названия рассказа «Уроки французского».

Образ учительницы в рассказе Распутина «Уроки французского»

Лидия Михайловна – реальный человек, учительница французского языка, преподававшая в небольшом посёлке. Мы видим её глазами героя. Она молода, красива, сам таинственный французский язык как будто придавал ей загадочность, мальчику казалось, что лёгкий запах духов – это «самое дыхание».

Она показана тонким и чутким человеком. Внимательна к ученикам, не ругает за провинность (как это постоянно делает директор школы), а расспрашивает и вдумчиво слушает.

Узнав, почему герой играл на деньги, несмотря на запреты, Лидия Михайловна пытается разными способами ему помочь: приглашает к себе домой заниматься французским, одновременно надеясь подкормить его, отправляет посылку с яблоками и макаронами.

Совет

Но когда всё это не действует, решается сыграть на деньги с учеником. А впоследствии всю вину берёт на себя. Благодаря анализу произведения «Уроки французского» эта мысль ясно видна.

В ней есть искренность и весёлый задор. Она рассказывает, как сама училась в институте, какие красивые яблоки растут на её родине, а играя в «замеряшки», увлекалась и спорила. Именно она говорит в рассказе: «Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком».

Душевная красота и доброта учительницы запомнились мальчику на долгие годы. В рассказе он отдаёт дань памяти таким открытым, честным, бескорыстным людям.

Вы прочитали анализ произведения “Уроки французского” Распутина. Надеемся, что эта статья оказалась интересной для вас. Посетите раздел нашего сайта – литературный блог.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/rasputin-uroki-francuzskogo-analiz-proizvedeniya

Жизнь мальчика в рассказе уроки французского в. Распутин. Нужно мини сочинение

Я прочитала произведение В. Г.Распутина «Уроки французского», главным героем которого является обычный одиннадцатилетний мальчик. Этот мальчик родился в деревне, в бедной семье. У его матери было трое детей, он – самый старший.

Казалось бы, ничего хорошего, но природа наделила мальчика прекрасным умом и трудолюбием. И его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила его в район на учебу. Учился главный герой хорошо, очень ответственно относился к учебе.

Единственное, с чем у мальчика были проблемы, так это с французским. Он очень неплохо знал французские слова и переводил французские тексты, но с произношением как-то не ладилось. В районе у мальчика была еще одна проблема – голод. Главный герой все время не доедал. Ведь жил он не один, а вместе со знакомой его матери и ее тремя детьми, которым, как и ему, хотелось есть.

Они воровали у него еду. Денег у мальчика не было, лишь иногда мать присылала ему вместе с едой по пятерке на молоко. Молоко главному герою было необходимо пить от малокровия. Но однажды, получив деньги, мальчик пошел играть в азартную игру «чику».

Сначала мальчик ничего не выигрывал, но со временем он приноровился к игре и стал выигрывать некоторые деньги. Владик – главный из играющих – сначала не обращал на это внимания, но потом частые выигрыши героя рассказа задели его самолюбие. Ведь Вадик обычно выигрывал. На самом деле никакого азарта у главного героя не было.

Он всего лишь выигрывал рубль на молоко, а потом уходил. И однажды Вадик вместе с дружком его избил. На следующий день его классная руководительница Лидия Михайловна увидела искровавленную физиономию мальчика и все поняла. После уроков она спокойно с ним побеседовала, взяв с него обещание больше в «чику» не играть.

Главный герой пообещал больше такого не делать, но со временем голод стал невыносимым, и мальчик опять отправился на свалку. Сначала все шло нормально, но когда он взял кассу, его снова избили.

Правда, уже не так сильно, но у него сильно была повреждена губа. На следующий день Лидия Михайловна, как на зло, вызвала его к доске и снова все поняла. Дело в том, что был урок французского языка, а у мальчика и без того проблемы с произношением. С окровавленной губой вообще говорить было нереально. Тогда учительница назначила ему дополнительные занятия по французскому языку у нее дома.

Разумеется, она сделала это не только из-за ужасного произношения мальчика, но еще и для того, чтобы отвлечь его от «чики». Дополнительные занятия проходили не очень хорошо.

От этих уроков главный герой не особо продвинулся во французском, к тому же Лидия Михайловна все время просила, чтобы он у нее поужинал. При этих словах у мальчика пулей выскакивал всякий аппетит.

В общем, учительница все время хотела накормить мальчика.

Обратите внимание

Однажды она даже прислала ему посылку с макаронами, но мальчик все равно категорически отказывался от любой заботы. Потом все как-то восстановилось: появились успехи во французском да и посылки с едой учительница больше не присылала. Но разумеется, Лидия Михайловна не оставила свои попытки помочь мальчику, и однажды она предложила ему сыграть вместе с ней в азартную игру на деньги.

Источник: http://www.sochuroki.com/zhizn-malchika-v-rasskaze-uroki-francuzskogo-v-rasputin-nuzhno-mini-sochinenie/

Нравственное значение рассказа В. Распутина «Уроки французского»

В. Г. Распутин — один из крупнейших современ­ных писателей. В своих произведениях он проповеду­ет вечные жизненные ценности, на которых держится мир.

Рассказ «Уроки французского» — произведение автобиографичное. Герой рассказа — простой дере­венский мальчик. Нелегко живет его семья. Мать одна воспитывает троих детей, которые хорошо зна­ют, что такое голод и лишения. Тем не менее она все же решается отпустить своего сына в район на учебу.

Не потому что не ведает, что там ему будет тяжело, не потому что бессердечна, а потому, что «хуже уже не будет». Мальчик и сам соглашается уехать учиться. Несмотря на возраст, он достаточно целеустремлен и имеет тягу к знаниям, да и природные задатки у него неплохие. «Башковитый у тебя парень растет,— гово­рили все в селе его матери.

Вот и пошла она «напере­кор всем несчастьям».

Оказавшись среди чужих людей, обездоленный мальчик вдруг осознает, как одиноко ему, как «горь­ко и постыло», «хуже всякой болезни». Тоска по дому одолевает его, по материнской ласке, по теплу, по род­ному углу. От душевной тоски он и физически ослабе­вает, худеет так, что это сразу бросается в глаза прие хавшей к нему матери.

Материных передачек мальчику не хватает, он по-настоящему голодает. Проявляя душевную чут­кость, он не берется искать, кто ворует у него небога­тые запасы — измотанная тяжелой долей тетя Надя или кто-то из ее таких же полуголодных, как и он сам, детей.

Маленький человек осознает, как тяжело достают­ся матери и эти жалкие куски, он понимает, что она отрывает последнее от себя и от его брата с сестрой. Изо всех сил он старается учиться, и все ему дается легко, кроме французского.

Вечное недоедание и голодные обмороки толкают героя на путь поиска денег, и находит он его довольно быстро: Федька приглашает его играть в «чику». Смышленому мальчику ничего не стоило разобраться в игре, и, довольно быстро к ней приноровившись, он скоро начал выигрывать.

Вадик и Птаха брали верх не только тем, что были взрослее и физически развитей остальных, они не гнушались пускать в ход кулаки, открыто хитрили, мошенничали в игре, вели себя раз­вязно и нагло. Герой не намерен потакать им в их не­добрых поступках и незаслуженно терпеть обиды.

От­крыто говорит он о замеченном обмане и, не умолкая, твердит б этом, все время, пока его за это избивают. Не сломить этого маленького, честного человека, не растоптать его нравственные принципы!

Игра на деньги для героя не средство наживы, а путь к выживанию. Он заранее устанавливает для себя порог, за который никогда не заходит. Мальчик выигрывает ровно на кружку молока и удаляется.

Ему чужд агрессивный азарт и страсть к деньгам, ко­торые управляют Вадиком и Птахой. Он крепко вла­деет собой, имеет твердую и несгибаемую волю.

Это стойкий, смелый, самостоятельный, упорный в дос­тижении цели человек.

Впечатлением, оставшимся на всю жизнь, стала в его жизни встреча с учительницей французского, Лидией Михайловной. По праву классного руково­дителя она больше других интересовалась ученика­ми того класса, где учился герой, и скрыть от нее что-либо было трудно.

Увидев первый раз синяки на лице мальчика, она спросила его о случившемся с доброй иронией. Конечно, он соврал. Рассказать все значит подставить под удар всех, кто играл к деньги, и это неприемлемо для героя. А вот Тишкин, не колеблясь, сообщает, кто и за что избил его одно­классника.

В своем предательстве он не видит ничего предосудительного.

После этого герой уже не ожидал ничего хорошего. «Пропал!» — думал он, ведь за игру в деньги его легко могли исключить из школы.

Но Лидия Михайловна оказалась не таким челове­ком, чтобы ни в чем не разобравшись, поднимать шум. Она строго пресекла насмешки Тишкина, а с ге­роем решила поговорить после уроков, один на один, так, как это и должен был сделать настоящий учи­тель.

Узнав, что ее ученик выигрывает только рубль, ко­торый тратится на молоко, Лидия Михайловна мноroe поняла о его не по-детски тяжелой многострадаль­ной жизни. Прекрасно понимала она и то, что игра в деньги и такие вот драки не доведут мальчика до доб­ра. Она стала искать для него выход и нашла его, ре­шив назначить ему дополнительные занятия по фран­цузскому, с которым у него не ладилось.

Совет

План Лидии Михайловны был незатейлив — отвлечь мальчика от походов на пустырь и, приглашая его к себе в гости, подкармливать. Такое мудрое решение приняла эта неравнодушная к чужой судьбе женщина. Но совла­дать с упрямым мальчишкой было не так-то легко. Он чувствует огромную пропасть между собой и учитель­ницей. Не случайно автор рядом рисует их портреты.

Ее — такой умной и красивой, пахнущей духами и его, неопрятного без матери, тощего и жалкого. Ока­завшись у Лидии Михайловны в гостях, мальчик чув­ствует себя неуютно, неловко. Самым страшным ис­пытанием для него становятся не занятия по француз­скому языку, а уговоры учительницы сесть за стол, от которых он упорно отказывается.

Сесть за стол рядом с учительницей и утолять свой голод за ее счет и на ее глазах для мальчика страшнее смерти.

Лидия Михайловна старательно ищет выход из этой ситуации. Она собирает нехитрую посылку и на­правляет ее герою, который быстро догадывается, что его бедная мать не могла прислать ему ни макарон, ни тем более яблок.

Следующий решительный шаг учителя — игра на деньги с мальчиком. В игре мальчик видит ее совсем другой — не строгой тетенькой, а простой девчонкой, не чуждой игре, азарту, восторгу.

Все рушит внезапное появление в квартире Лидии Михайловны директора, заставшего ее в самый раз­гар игры с учеником на деньги. «Это преступление. Растление. Совращение»,— кричит он, не намерева­ясь ни в чем разбираться.

Достойно ведет себя Лидия Михайловна в разговоре с начальником. Она проявля­ет смелость, честность, чувство собственного достоин­ства.

Ее поступком руководили доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость, но Ва­силий Андреевич не захотел увидеть этого.

Обратите внимание

Слово «урок» в названии рассказа имеет два зна­чения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во-вторых, это нечто поучи­тельное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова.

Уро­ки доброты и сердечности, преподанные Лидией Ми­хайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Литературовед Семенова называет поступок Лидии Михайловны «высшей педагогикой», «той, что прон­зает сердце навсегда и светит чистым, простодуш­ным светом естественного примера,…

перед которым стыдно за все свои взрослые отступления от самого себя».

Нравственное значение рассказа Распутина — в воспевании вечных ценностей — доброты и человеко­любия.

Источник: http://5litra.ru/soch/350-nravstvennoe-znachenie-rasskaza-v-rasputina-uroki-francuzskogo.html

Сочинение «Краткое содержание Уроки французского (Распутин)»

«Странно: почему мы так же, как и перед ро­дителями, всю жизнь чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в шко­ле, — нет, а за то, что сталось с нами после».

Рассказчик пошел в сорок восьмом году в пя­тый класс. Он жил в деревне, где была только на­чальная школа. И поэтому ему пришлось отпра­виться в город, уехать из родного дома. Мальчику было только одиннадцать лет, он был старшим из троих детей. В деревне было голод­но.

И иногда, когда было особенно тяжело, маль­чик «глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, — тогда не придется все время думать о еде». У главного ге­роя не было отца, семья жила очень бедно.

Но мальчик очень хорошо учился, и поэтому мать решила отправить его в город.

Учился он по-прежнему хорошо. Пятерки бы­ли по всем предметам, кроме французского. У главного героя было плохое произношение.

Жизнь мальчика была тяжелой. Он очень тос­ковал по дому. Он также очень страдал от голо­да. Конечно, мать присылала ему еды. Но этого было недостаточно. Больше ничего мать присы­лать не могла, ведь у нее было еще двое детей. К тому же запасы съестного кто-то потихоньку воровал. Мальчик не знал, кто это делает — хо­зяйка дома, где он жил, или ее дети.

Однажды мальчик Федька спросил главного героя, умеет ли он играть в «чику» на деньги. Главный герой играть на деньги не умел, его пригласили посмотреть. «Разобраться в игре ни­чего не стоило.

Каждый выкладывал на кон по десять копеек, стопку монет решками вверх опу­скали на площадку, ограниченную жирной чер­той метрах в двух от кассы, а с другой стороны, от валуна, вросшего в землю и служившего упо­ром для передней ноги, бросали круглую камен­ную шайбу.

Бросать ее надо было с тем расчетом, чтобы она как можно ближе подкатилась к черте, но не вышла за нее, — тогда ты получал право первым разбивать кассу. Били все той же шайбой, стара­ясь перевернуть монеты на орла.

Перевернул — твоя, бей дальше, нет — отдай это право следую­щему.

Но важней всего считалось еще при брос­ке накрыть шайбой монеты, и, если хоть одна из них оказывалась на орле, вся касса без разгово­ров переходила в твой карман, и игра начина­лась снова».

У главного героя не было денег, поэтому он не принимал участия в игре. Ему казалось, что он мог бы выиграть. Мальчик понимал, что та­кие качества, как меткость и ловкость у него есть.

Важно

Мать отправляла ему продукты, потому что денег у нее не было. Очень редко она посылала ему деньги, чтобы сын купил себе молока. Маль­чику молоко нужно было пить от малокровия. Но купить молока ему удавалось крайне редко.

Однажды, когда мать прислала ему пять рублей, мальчик не пошел за молоком, а разменял день­ги на мелочь и отправился играть на деньги. Сначала мальчик только проигрывал. Однако он постепенно приобретал навыки к игре.

И вот на­ступил день, когда он выиграл.

Стояла теплая осень. Погода была прекрас­ная. Теперь каждый день после школы мальчик приходил играть. Он стал выигрывать. У маль­чика появились свои методы, которые и позво­ляли ему оставаться в выигрыше. Теперь у него появились деньги, и он мог купить молока.

Сначала мальчики спокойно относились к то­му, что главный герой всегда выигрывает. Но по­том они заметили, что он быстро выходит из иг­ры. Им это не понравилось. Однажды завязалась драка. Главного героя избили и прогнали.

На следующий день мальчик с тоской смотрел на свою избитую физиономию в зеркало. Ему бы­ло страшно идти в школу. Первым уроком был французский. Учительница, Лидия Михайлов­на, обратила внимание на лицо своего ученика.

Она спросила у него, что случилось. Мальчик от­ветил, что упал. Один из учеников, Тишкин, сказал: «Хи, упал! Это ему Вадик из седьмого класса поднес. Они на деньги играли, а он стал спорить и заработал. Я же видел.

А говорит, упал».

Это было настоящее предательство. Главный герой остолбенел. За игру на деньги могли ис­ключить из школы. Но Лидия Михайловна слов­но не обратила внимания на слова Тишкина. Она вызвала его к доске.

А главному герою рассказа велела остаться после уроков. Мальчик боялся, что учительница поведет его к директору. Но Лидия Михайловна стала спрашивать, выиг­рывает он или проигрывает. Мальчик ответил, что выигрывает.

Учительница спросила, что он делает с деньгами.

«—Ну, так что ты делаешь с деньгами, кото­рые выигрываешь? Покупаешь конфеты? Или книги? Или копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их, наверное, теперь много?»

— Нет, немного. Я только рубль выигрываю.

Читайте также:  Сочинение по картине взятие снежного городка сурикова описание

— И больше не играешь?

— Нет.

— А рубль? Почему рубль? Что ты с ним дела­ешь?

— Покупаю молоко.

— Молоко?»

Совет

Очевидно, слова мальчика поразили молодую учительницу. Она только лишь сказала, что на деньги играть не надо, нужно обходиться без этого. Мальчик пообещал Лидии Михайловне, что больше играть не будет.

В этот период мальчику приходилось очень тяжело. Из деревни никто не приезжал и не пе­редавал ему продукты. Мальчику все время хо­телось есть. Однажды он не выдержал и пришел к ребятам, которые играли на деньги. Теперь мальчику нужен был рубль не на молоко, а на хлеб. Его встретили недоброжелательно.

Не­сколько дней он играл очень осторожно, но по­том опять выиграл рубль. Его снова избили. Это опять заметила Лидия Михайловна. Учительни­ца вызвала мальчика читать. У него были разби­ты губы, и читал он еще хуже обычного. Учи­тельница решила заниматься с ним отдельно.

Лидия Михайловна сказала, чтобы мальчик ве­чером приходил к ней домой. Мальчик очень стеснялся. Он неловко чувствовал себя в доме учительницы. После занятий Лидия Михайлов­на приглашала своего ученика ужинать. Он чув­ствовал себя от этого еще хуже.

Он не мог заста­вить себя есть в присутствии учительницы, все время убегал. И Лидия Михайловна перестала приглашать его к столу.

Однажды мальчику сказали, что ему прине­сли посылку. Посылка находилась в школе в раздевалке. Мальчик подумал, что посылку привез шофер из деревни. Он радостно бросился в раздевалку. Здесь ему дали белый фанерный ящичек, в каких снаряжают посылки по почте. Мальчик удивился, ведь мать посылала ему еду в обычном мешке. На посылке была написана его фамилия и его класс.

Мальчик открыл по­сылку, там были макароны. Он был поражен, ведь это для него было целое богатство. Мальчик съел несколько сырых трубочек и стал думать, куда спрятать макароны, чтобы сберечь их. Но вдруг главный герой задумался. В его дерев­не не продавались макароны. И где же могла мать взять деньги, чтобы их купить.

В посылке главный герой нашел и несколько кусков саха­ра, и две плитки гематогена. Тогда он оконча­тельно понял, что посылку отправляла не мать. Мальчик пошел искать учительницу. Лидия Михайловна сделала вид, что ничего не понима­ет. Но мальчик сказал, что знает: посылку от­правила она. Лидия Михайловна смутилась. Ученик сказал, что в деревне нет макарон и ге­матогена.

Обратите внимание

Учительница удивилась. И она сказа­ла, что всегда жила в городе, поэтому понятия не имеет, что есть в деревне. Лидия Михайловна сказала, что знает о бедственном положении уче­ника. И она стала уговаривать его взять макаро­ны. Мальчик отказывался. Она сказала: «Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться.

Столько у нас в школе сытых лоботрясов, кото­рые ни в чем ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».

Мальчик все-таки отказался от подарка и убе­жал.

Лидия Михайловна по-прежнему занималась с ним. И главный герой стал делать успехи во французском языке. Лидия Михайловна уже хвалила его, обещала в скором времени твердую пятерку. Главный герой уже не так скованно чувствовал себя в квартире учительницы. Одна­ко за стол по-прежнему не садился.

Однажды учительница спросила, играет ли он теперь на деньги. Была зима, и мальчик отве­тил, что теперь не играет. Ведь выпал снег, а иг­ра проводилась на улице. Учительница спроси­ла, что это была за игра. Мальчик объяснил. Лидия Михайловна сказала, что в детстве они играли в другую игру, она называлась «присте­нок».

Учительница рассказала об этой игре: «Я бью монетой о стену. — Лидия Михайловна легонько ударила, и монета, зазвенев, дугой от­летела на пол. — Теперь, — Лидия Михайловна сунула мне вторую монетку в руку, — бьешь ты. Но имей в виду: бить надо так, чтобы твоя моне­та оказалась как можно ближе к моей. Чтобы их можно было замерить, достать пальцами одной руки.

По-другому игра называется “замеряшки”. Достанешь — значит, выиграл».

Рассказав об игре, учительница предложила сыграть. Мальчик не верил своим ушам. Он не понимал, как можно играть с учительницей. Од­нако потом она все-таки убедила его попробовать поиграть. Сначала они просто играли, но Лидия Михайловна сказала, что играть просто так не­интересно. Нужно играть на деньги.

После этого учительница стала практически каждый день играть с учеником. Мальчик разо­брался в игре, стал выигрывать. У него снова по­явились деньги, он мог покупать молоко.

Однажды во время игры мальчик и Лидия Михайловна заспорили о счете. И вдруг услыша­ли голос директора. Он вошел в квартиру и уви­дел, что Лидия Михайловна играет со своим уче­ником.

Он начал кричать: «Ну, знаете… — Директор задыхался, ему не хватало воздуха. — Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это пре­ступление. Растление. Совращение.

И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…»

Через три дня Лидия Михайловна уехала. Она сказала, что поедет домой к себе, на Кубань. Мальчику она сказала, что его никто не будет ру­гать за игру, ведь виновата только она. Больше он ее никогда не видел. Зимой ему пришла по почте посылка. Там лежали макароны и три красных яблока. Раньше мальчик видел яблоки только на картинах. Но сразу догадался, что это они.

Важно

Произведение рассказывает нам о трудностях послевоенного времени. Главный герой, малень­кий мальчик, талантлив и трудолюбив. Он стра­стно желает учиться и подходит к этому со всей ответственностью, несмотря на многочисленные проблемы.

Главному герою присуще чувство собственно­го достоинства. Он никому не говорит о своих проблемах, он слишком горд для этого. Мальчик сам ищет выход из сложной ситуации. Учительница добра и внимательна.

Она желает помочь талантливому мальчику и поэтому принимает столь странное решение — играть с ним на деньги.

Несомненно, что учительница не просто по­могла ребенку в голодное время, она дала ему подлинные уроки доброты, которые не забылись на протяжении всей дальнейшей жизни.

Источник: http://litsochinenie.ru/kratkoe-soderzhanie-uroki-frantsuzskogo-rasputin.html

«Уроки французского» главные герои

«Уроки французского» главные герои рассказа Распутина живут в тяжелое время, но не забывают о чести и доброте.

Распутин «Уроки французского» главные герои

Главными героями рассказа являются одиннадцатилетний мальчик и учительница французского языка Лидия Михайловна.

Второстепенные герои:

  • мать мальчика,
  • директор школы – Василий Андреевич.
  • Тетя Надя – женщина, у которой живет главный герой.
  • Птаха — одноклассник главного героя
  • Вадик
  • Федька — младший сын тети Нади.

«Уроки французского» характеристика учительницы

Лидия Михайловна — учительница французского языка, умная и красивая. «Человек необыкновенный, непохо- жий на всех остальных», «…особенное, какое-то сказочное существо».

Черты характера Лидии Михайловны: чуткость, милосердие, чувство собственного достоинства, щедрость, отзывчивость, честность, смелость, мужество

Лидии Михайловне было не более двадцати пяти лет и «в лице ее не было жестокости». «Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, …, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание».

Лидия Михайловна предстает образцом человечности и милосердия, решаясь помочь одинокому мальчишке адаптироваться к жизни в городе. Узнав о его играх на деньги и целях это игры (иметь возможность купить еду), она проникается сочувствием к мальчишке и под предлогом дополнительных уроков по французскому берет над ним негласную опеку.

Главный же герой, где-то подсознательно ощущает то, что Лидия Михайловна сама одинока до глубины души, что выдают обрывки ее фраз, порой задумчивый и отрешенный взгляд, он ощущает ее искренне, а порой и неуклюжее желание помочь, что в итоге заставляет его душу открыться перед этой некогда загадочной и недосягаемой учительницей.

Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.

Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы.

«Уроки французского» характеристика главного героя

В центре рассказа главный герой – неуклюжий мальчишка из села. Он приехал учиться в районную школу в послевоенное время.

«Тощий диковатый мальчишка …, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах» — так внешне можно описать главного героя.

Черты характера мальчика: честность, упорство, смелость, мужество, стойкость, воля, самостоятельность. Очевидно, что данные особенности его характера были сформированы как раз на фоне неблагополучной послевоенной жизни, именно поэтому он научился ценить и уважать окружающих.

Мальчик получил уроки добра и мужества. Он не только дополнительно занимался французским, а еще получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел опыт переживания одиночества. Он понял, что истинное добро не требует награды, оно бескорыстно, добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого исходило.

Совет

Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он  узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.

Теперь Вы знаете кто главные герои рассказа «Уроки французского» Распутина и как они помогли в жизни друг другу.

Источник: https://kratkoe.com/uroki-frantsuzskogo-glavnyie-geroi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector