История создания поэмы гоголя мертвые души (творческая история, замысел)

История создания поэмы “Мертвые души” Гоголя: творческая история, замысел

Чичиков.Художник П. Боклевский

Поэма “Мертвые души” Гоголя – это выдающееся произведение русской литературы XIX века. В этой статье представлена история создания поэмы “Мертвые души”: творческая история, интересные факты о поэме, замысле и т.д.

Смотрите: 
Краткое содержание поэмы
Все материалы по поэме “Мертвые души”
Замысел поэмы

После создания комедии “Ревизор” Гоголь чувствует потребность написать серьезное сочинение. В 1835 году А. С. Пушкин предлагает Гоголю любопытный сюжет (сюжет будущих “Мертвых душ”).

Гоголю нравится эта идея, и он с энтузиазмом приступает к работе:


Начало работы в Петербурге (1835 г.)


Гоголь начинает писать “Мертвые души” в Петербурге в 1835 году:

Работа за границей (1836 – 1839 гг.)

Вскоре после первого постановки “Ревизора” он едет за границу, где и протекает основная работа над “Мертвыми душами”.

Из Парижа Гоголь пишет Жуковскому следующее:
В конце 1837 года Гоголь пишет Жуковскому из Рима о том, что он спешит закончить поэму:
В 1839 году Гоголь завершает работу над черновиком “Мертвых душ”.

По мнению ученых, черновой вариант поэмы Гоголь завершает к осени 1839 года. С этого момента начинается “отделка” текста.

Возвращение в Россию и первые чтения (1839 г.)


Осенью 1839 года Гоголь возвращается из-за границы в Петербург. Он читает первые четыре главы “Мертвых душ” своим знакомым: Прокоповичу, Анненкову и др.:
Затем в начале 1840 года Гоголь читает шесть глав поэмы в доме у Аксаковых в Москве. Одновременно с этим писатель продолжает работу над текстом.

Правка текста за границей (1840 г.)


Летом 1840 года Гоголь снова уезжает за границу. В декабре 1840 года, после болезни, он приступает к “очистке” первого тома “Мертвых душ”:
В этот же период Гоголь обдумывает продолжение “Мертвых душ”:
Весной и летом 1841 года в Риме Гоголь работает над окончательной версией рукописи.

Прохождение цензуры (1841-1842 гг.)

Обратите внимание

В октябре 1841 года Гоголь приезжает в Москву с готовой рукописью “Мертвых душ”. Он отдает рукопись на проверку в московский цензурный комитет. 

Цензоров возмущает называние поэмы и другие детали. Гоголь предчувствует, что поэму могут запретить. Судя по всему, он решает не дожидаться официального запрета и сам забирает рукопись из цензуры:

Гоголь передает рукопись “Мертвых душ” цензорам в Петербург. Он надеется, что петербургские цензоры пропустят поэму. Тем временем Гоголь испытывает трудности с деньгами и едва сводит концы с концами:

Разрешение на печать (1842 г.)

Наконец 9 марта 1842 г. петербургский цензор А. В.

Никитенко подписывает цензурное разрешение на печать “Мертвых Душ”. Гоголь получает рукопись с цензурными правками. По требованию цензуры название поэмы изменяется – с “Мертвых душ” на “Похождения Чичикова, или Мертвые души”. Также к печати не допускается “Повесть о капитане Копейкине”:

Публикация “Мертвых душ” (1842 г.

)

Получив на руки рукопись 5 апреля 1842 года, Гоголь приступает к публикации. В это время он переделывает забракованную “Повесть о капитане Копейкине”, посылает ее еще раз на цензуру и получает разрешение.

21 мая 1842 года типография выпускает первые экземпляры “Мертвых душ”.

Опубликовав поэму, Гоголь вскоре снова уезжает за границу. 

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/05/istorija-sozdanija-mertvye-dushi.html

“Мертвые души”: замысел, история создания и жанр поэмы

Первые наброски будущего грандиозного творения Гоголь делает летом 1835 года, в то же время складывается и общий замысел поэмы. Гоголь задумывал написать три тома. Первый том должен был стать чем-то вроде «фасада» огромного строения (Гоголь изучал архитектуру и нередко использовал сравнения с этим видом искусства).

Писатель намеревался изобразить в первом томе грустную действительность, гнетущую жизнь, «раздробленные и холодные характеры». Второй том планировался иным: в нём автор хотел изобразить Русь меняющуюся, людей разных, но лучших по сравнению с галереей типов первого тома.

В героях дошедших до нас глав второго тома мы видим того же Чичикова, которого автор упорно подталкивает к исправлению, помещиков, образы которых симметричны помещикам первого тома, но они значительно сложнее и перспективнее. Третий же том, согласно плану Гоголя, должен был «живописать» Россию изменённую, нашедшую свой путь к полноценной и счастливой жизни.

Замысел поэмы и его структура, то есть возрастающая оптимистическая тональность в изображении мира, вызвали сравнение «Мёртвых душ» с «Божественной комедией» Данте Алигьери, также состоящей из трёх частей: «Ад», «Чистилище», «Рай».

Дальнейшая судьба гоголевского замысла такова: ещё работая над первым томом, Гоголь начал делать наброски второго (1840), однако ни завершить его, ни написать сколько-нибудь целостную большую часть не смог.

Из второго тома сохранилось лишь четыре главы в разных редакциях. Известно, что несколько близких Гоголю людей читали отдельные готовые главы второго тома, однако за десять дней до смерти Гоголь сжёг свою рукопись.

К написанию же третьего тома Гоголь так и не приступил.

Первое упоминание о работе над «Мёртвыми душами» Гоголь сделал в письме к Пушкину от 7 октября 1835 года: «Начал писать “Мёртвых душ”. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь».

Сообщение о «Мёртвых душах» появляется в том же письме, что и просьба о сюжете для новой комедии, следовательно, оба произведения возникли в творческом сознании Гоголя одновременно.

Желание показать «всю Русь» свидетельствует о масштабности замысла, выражение «хотя с одного боку» говорит о том, что Гоголь выбирает определённый ракурс в изображении Руси, то есть, высмеивая чиновничество в «Ревизоре», он намеревается, очевидно, сосредоточиться в «Мёртвых душах» на изображении помещичье-крестьянской России. Однако затем Гоголь на время отвлечён работой над «Ревизором» и другой литературной деятельностью и возобновляет активную работу над «Мёртвыми душами» лишь в 1836 году после отъезда за границу.

Важно

Обратите внимание, что в письме к Пушкину Гоголь называет своё произведение «предлинным романом». Тем не менее, вернувшись к своему замыслу через год, Гоголь отчётливее осознаёт грандиозный масштаб своего плана и сообщает в письме к Жуковскому: «…

какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!» Гоголь уже не оговаривается, что покажет Русь «хотя с одного боку», и не называет произведение романом.

Следовательно, вместе с расширением замысла перед писателем острее встаёт вопрос о характере «Мёртвых душ» и их жанре, поскольку автор не может обозначить жанр произведения произвольно.

Первый том «Мёртвых душ» Гоголь писал шесть лет, создав большую часть произведения в Риме.

За это время писатель называл своё творение по-разному: то романом, то повестью, то просто вещью, — и только к началу 1840-х годов жанровое определение сложилось у него окончательно — поэма.

Осенью 1841 года Гоголь вернулся в Россию, некоторое время добивался разрешения цензуры напечатать «Мёртвые души», и, наконец, 21 мая 1842 года поэма вышла в типографии Московского университета под названием «Похождения Чичикова, или Мёртвые души».

Главное значение для определения жанра «Мёртвых душ» — поэма — имеет тот факт, что произведение написано на стыке двух литературных родов: эпического и лирического.

Повествование об афере Чичикова, то есть его поездки по губернии, пребывание в городе, встречи, образует эпическую часть поэмы, главным героем которой Чичиков и является.

Совет

Лирическую чисть поэмы в основном составляют лирические отступления, передающие переживания, размышления, душевное волнение автора; в этих лирических отступлениях выражен положительный идеал автора. Героем же всей поэмы, в слиянии эпического и лирического начал, предстаёт Русь. Таково жанрово-родовое своеобразие «Мёртвых душ».

«Мёртвые души» нередко сопоставляют с эпическими по своему характеру поэмами Гомера, Вергилия и Данте. Однако поэма Гоголя создавалась уже во время существования зрелых национальных литератур, она изображает национальную жизнь и поэтому представляет собой национальную поэму.

Вместе с тем «Мёртвые души» имеют и жанровую основу романа, так как в них описываются похождения плута, мошенника — обычный сюжет популярного в европейской литературе жанра плутовского романа. Намечавшийся в поэме любовный сюжет между Чичиковым и губернаторской дочкой не получил развития.

Как и в «Ревизоре», где Гоголь также решил не включать в пьесу любовный конфликт, в «Мёртвых душах» это решение имеет идейное объяснение, ведь Чичиков, деятельность которого построена на обмане и «не стоит выеденного яйца», не заслуживает любви.

Поэма содержит и признаки нравоописательной повести, в которой благодаря сюжету, основанному на путешествии героя, перед нами проходит галерея лиц и характеров.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. – М.: Вентана-Граф, 2016

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/gogol_n_v/mertvye_dushi_zamysel_istorija_sozdanija_i_zhanr_poehmy/35-1-0-1975

Анализ поэмы «Мертвые души»: история создания и замысел поэмы

В названии «Мертвые души» заключен куда более важный и глубокий смысл, чем это отображено автором в первом томе произведения.

Уже долгое время говорят о том, то Гоголь первоначально задумал написать эту поэму по аналогии со знаменитой и бессмертной «Божественной комедией» Данте, а как известно, она состояла из трех частей – «Ад», «Чистилище» и «Рай». Именно им и должны были соответствовать три тома гоголевской поэмы.

В первом томе своей самой знаменитой поэмы автор задумывал показать ад российской действительности, устрашающую и по-настоящему ужасающую правду о жизни того времени, а во втором и третьем томе – уже подъем духовной культуры и жизни России.

В какой-то степени название произведения – это символ жизни уездного города N.

, а сам город является символом целой России, и таким образом – автор указывает на то, что его родная страна находится в ужасном состоянии, и самое печальное и страшное в том, что это происходит из-за того, что души людей постепенно охладевают, черствеют и умирают.

История создания Мертвых душ

Поэму «мертвые души» Николай Гоголь начал в 1835 году и продолжал над ней работать до конца жизни. В самом начале писатель выделял для себя, скорее всего, смешную сторону романа и создал сюжет Мертвых душ, как для длинного произведения. Бытует мнение, что основную идею поэмы Гоголь позаимствовал у А.С.

Пушкина, так как именно этим поэтом впервые была услышана реальная история о «мертвых душах» в городе Бендеры. Гоголь работал над романом не только у себя на родине, но и в Швейцарии, Италии и Франции.

Первый том «Мертвых душ» был закончен в 1842 год, и в мае уже был издан под названием «Похождения Чичикова или Мертвые души».

Впоследствии работы над романом, первоначальный замысел Гоголя значительно расширился, именно тогда и появились аналогия с тремя частями «Божественной комедии». Гоголь задумал, что его герои прошли своеобразные круги ада и чистилища, чтобы в конце поэмы духовно возвысится и возродиться.

Свою идею автору так и не удалось реализовать, полностью была написана только первая часть поэмы. Известно, что работу над вторым томом поэмы Гоголь начал в 1840 году, а к 1845 году у него уже были готовы несколько вариантов продолжения поэмы.

К сожалению, именно в этом году автор самостоятельно уничтожил второй том произведения, он бесповоротно сжег вторую часть «Мертвых душ», будучи недовольным написанным. До сих пор неизвестна точная причина такого поступка писателя.

Существуют черновые рукописи четырех глав второго тома, которые были обнаружены после вскрытия бумаг Гоголя.

Таким образом, становится понятно, что центральной категорией и одновременно главным замыслом поэмы Гоголя является душа, наличие которой делает человека полноценным и настоящим.

Именно это является основной темой произведения, и Гоголь старается указать на ценность души на примере бездушных и черствых героев, которые представляют особый социальный слой России. В своем бессмертном и гениальном произведении Гоголь одновременно поднимает тему кризиса России и показывает с чем напрямую это связано.

Автор рассказывает о том, что именно душа – это природа человека, без которой в жизни нет никакого смысла, без которого жизнь становится мертвой и что именно благодаря ей можно отыскать спасение.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Обзор творчества Гоголя
Следующая тема:   Мертвые души Гоголя: жанр, сюжет, характеристика героев

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/mertvye-dushi-zamysel-istoriya-sozdaniya

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. «Мертвые души» – история создания поэмы. Смысл названия поэмы. Первоначальный замысел и идея Гоголя

9 класс

ТЕМА: Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. «Мертвые души» – история создания поэмы. Смысл названия поэмы. Первоначальный замысел и идея Гоголя.

ЦЕЛЬ: обучающая: дать понимание основных этапов жизненного и творческого пути писателя; раскрыть своеобразие его личности; раскрыть смысл названия произведения «Мертвые души» и своеобразие его жанра;

развивающая: развивать интеллектно-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; развивать увлеченность исследованием текста;

воспитательная: воспитывать духовно-нравственную личность, адаптированную к современным условиям жизни общества.

ТИП урока: урок усвоение новых знаний

ХОД УРОКА

Эпиграф: «Книга, которой нельзя начитаться» (И.Андронников)

1. Орг. этап

2. Актуализация опорных знаний

Слово учителя: «Сегодня у нас с вами необычный урок. Новая встреча с великим писателем и его творчеством произойдет не так, как обычно это происходит на уроках.

Сегодня вы сами проведете эту встречу и сами познакомите друг друга с тем материалом, который подобрали в ходе ваших исследований. Вы «открываете Гоголя». Но сначала нужно ответить на вопросы по творчеству Н.

Гоголя , которое изучалось ранее( работа на карточках)

Работа по карточкам. Ответить на вопрос

1. Страна, где родился Н.В. Гоголь.

2. Комедия Гоголя, изученная нами в 10 классе.

3. Сын Бульбы, изменивший родине. О нем Гоголь сказал: «И погиб казак! Пропал для всего казацкого рыцарства».

5. Героем какой повести является Акакий Акакиевич?

6. Цикл повестей, названный по названию одного из родных мест Гоголя.

7. Один из почитателей ведьмы и отец главной героини из повести «Ночь перед Рождеством».

8. Козак Запорожской сечи, именем которого названа повесть.

9. «Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно быть хорошею в такие года. Однако она так умела причаровывать к себе самых степенных козаков…» («Ночь перед Рождеством»).

10. Герой, которого приняли за ревизора.

11. В каком селе родился Гоголь и впоследствии посвятил ему один из своих повестей?

12. Песни, которые поют герои «Ночи перед Рождеством».

13. Город, в котором Н.В. Гоголь учился в гимназии высших наук.

14. Кем по профессии был Вакула из повести «Ночь перед Рождеством»?

15. «Майская…, или Утопленница»

Ответы 1. Украина 2. «Ревизор»3. Андрий4. Родина5. «Шинель»6. «Миргород»7. Чуб 8. Тарас 9. Солоха 10. Хлестаков 11. Сорочинцы 12. Колядки 13. Нежин14. Кузнец15. Ночь

Слово учителя: Жизнь Николая Васильевича Гоголя так обширна и многогранна, что ученые-историки до сих пор исследуют биографию и эпистолярные материалы великого писателя, а документалисты снимают фильмы, которые рассказывают о тайнах загадочного гения литературы. Интерес к драматургу не угасает на протяжении двух сотен лет не только из-за его лиро-эпических произведений, но и потому что Гоголь – одна из самых мистических фигур русской литературы 19 века.

Проверка домашнего задания (задание по группам)

3. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя: «Сюжет произведения Гоголю подсказал Пушкин. А.С.Пушкин рассказал историю о похождении авантюриста, который скупал умерших крестьян, чтобы заложить их в Опекунский совет и получить деньги».

Запись на доске: «Мертвые души»? «Мертвые души»! «Мертвые души»…

Какое из высказываний ассоциируется у вас с этим произведением? Почему? (обмен мнениями в парах)

4. Работа над темой урока

Слово учителя: «Считают, что выражение «мертвые души» существует со времен крепостного права, но исследователи опровергают эту мысль.

Важно

Е. Смирнова-Чикина, проанализировав различные словарные статьи и Полное собрание законов Российской империи с 1649 года, делает вывод о том, что «это выражение не встречалось ни в правительственных актах, ни в указах, ни в других официальных документах, ни в художественной, ни в научной, ни в справочной литературе».

Ответ на проблемный вопрос: «Что значит «мертвые души»? Каков смысл названия поэмы?» (обмен мнениями в парах)

Вывод: «Мертвые души» – это особый художественный образ, отражающий противоречивую картину русской жизни.

Ответ на вопрос: «Можем ли мы применять это высказывание к нашей современной действительности?» (обмен мнениями в парах)

Вывод: «Мертвыми» можно назвать тех людей, кто ведет бессмысленный образ жизни, кто замер в развитии, кто духовно обнищал и омертвел.

Со времени появления поэмы оно стало крылатым и употребляется в значении: 1) люди, фиктивно числящиеся где-либо; 2) люди, «мертвые духом».

Проблемный вопрос: «Почему все население России первой половины XIX века видится Гоголю «мертвыми душами»? (Многие типы помещиков, к-рых показал Гоголь ведут праздную и нечестную жизнь. Какую пользу они приносят государству? Никакую. Как мёртвые души)

Физкультминутка

  • Смысл названия поэмы ( слово учителя)

Название произведения «Мёртвые души» многозначно. Гоголь, как известно, задумывал трёхчастное произведение по аналогии с «Божественной комедией» Данте. Первый том — Ад, то есть обитель мёртвых душ.

Во-вторых, с этим связана фабула произведения. В XIX веке «мёртвыми душами» называли умерших крестьян. В поэме Чичиков покупает документы на умерших крестьян, а потом продаёт их в опекунский совет. Мёртвые души в документах значились живыми, а Чичиков получал за это немалую сумму.

В-третьих, в названии подчёркивается острая социальная проблема. Дело в том, что в то время продавцов и скупщиков мёртвых душ было великое множество, это не контролировалось и не наказывалось властью.

Казна пустела, а предприимчивые аферисты наживали себе состояние.

Цензура настоятельно рекомендовала Гоголю изменить название поэмы на «Приключения Чичикова, или мёртвые души», переставив акцент на личность Чичикова, а не на острую общественную проблему.

Возможно, идея Чичикова покажется некоторым странной, но всё сводится к тому, что между мёртвыми и живыми разницы и нет. Продаются и те, и те. И умершие крестьяне, и помещики, согласившиеся продать документы за определённое вознаграждение.

Человек полностью теряет человеческие очертания и становится товаром, а вся его сущность сводится к бумажке, где указано, жив ты или нет. Получается, что душа оказывается смертна, что противоречит главному постулату христианства. Мир становится бездуховным, лишённым религии и любых морально-этических ориентиров.

Такой мир описывается эпически. Лирический компонент заключён в описании природы и духовного мира.

  • Замысел, история создания поэмы « Мертвые души».( Костырина, Тарик ведут рассказ вдвоем у доски)

У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровен­ные думы, все свое сердце.

Для Гоголя таким делом жизни стали «Мертвые души». Писатель­ская биография его продолжалась 23 года, 17 из них отданы были ра­боте над поэмой. Развитие Гоголя шло необыкновенно быстро и интен­сивно: между первым циклом его повестей «Вечера на хуторе…» и «Мертвыми душами» прошло всего 3—4 года.

Начало работы над поэмой относится к середине 1835 года. 7 октя­бря 1835 года писатель сообщал Пушкину (замыслом поэмы, как изве­стно, Гоголь обязан именно Пушкину, давно убеждавшему его написать большое эпическое произведение), что написаны уже 3 главы. Но вещь не захватила тогда Гоголя.

Совет

За «Мертвые души» он взялся по-настоящему после «Ревизора», за границей, в Италии. Заново он переписывает главы, бесконечно пе­рерабатывает страницы.

Поэма была задумана как произведение, состоящее из 3-х частей (подобно «Божественной комедии» Данте). Герои, следовательно, должны были пройти ад, чистилище, рай. Эти три ипостаси соответст­вовали трем частям «Мертвых душ».

Первый том представлялся Гоголю «крыльцом к дворцу невидан­ной красоты».

Весь смысл его работы в словах из 2-го тома: «Где же тот, кто бы на родном языке русской души нашей умел бы нам сказать это всемогущее слово: вперед?., кто…

мог бы устремить нас на высо­кую жизнь?» «Одним чародейным мановением» уничтожить бы страшное наваждение, помочь России «очнуться» — эти слова час­то встречаются в письмах Гоголя.

Его вдохновляло стремление преодолеть зло, заполнившее совре­менную жизнь, преобразить своих героев, дать читателям пути восхож­дения к добру. Он надеялся, что поднять Россию можно без кровавых потрясений, без ломки общественного порядка, только нравствен­ным совершенствованием человека.

Вот почему он стремился вызвать отвращение к пошлости и ни­чтожности в 1 -м томе, а далее показать живых добродетельных людей, чтобы они стали образцами для подражания. Тогда произойдет чудо. Но чуда не произошло. Второй том не получался, к третьему Го­голь так и не подступил.

Начав работу над поэмой, он был убежден в том, что она должна сы­грать какую-то особую роль в судьбах России и этим прославить автора. В июне 1836 года он пишет Жуковскому: «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригиналь­ный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем! Это бу­дет первая моя порядочная вещь, которая вынесет мое имя».

Гоголь так увлечен новым сочинением, что все написанное ранее кажется ему пустяком. (А это «Вечера на хуторе…», «Миргород», «Петербургские повести» и «Ревизор».)

Слово учителя:

Обратите внимание

Работа над «Мертвыми душами», захватывая новые стороны жизни, новых героев, заставляла предчувствовать возможности все более широкого развития произведения, и уже в 1836 году Гоголь называет «Мертвые души» поэмой.

 «Вещь, над которой сижу и тружусь теперь, – писал Гоголь Погодину из Парижа,– и которую долго обдумывал, и которую долго еще буду обдумывать, не похоже ни на повесть, ни на роман, длинное, длинное, в несколько томов, название ей «Мертвые души».

Если Бог поможет выполнить мне мою поэму, то это будет первое мое порядочное творение. Вся Русь отзовется в нем».

Роман – это жанр эпоса. Его особенности: большой объем произведения, разветвленный сюжет, широкая тематика и проблематика, большое количество персонажей, сложность композиции, наличие нескольких конфликтов.

Повесть – жанр эпоса, в древнерусской литературе – повествование о реальном историческом событии. Позднее повесть выступила как рассказ об одной человеческой судьбе.

Поэма – лиро-эпический жанр, стихотворное произведение большого объема на сюжетной основе, обладающее лирическими чертами.

В литературе есть смешанные жанры, к которым относят те произведения, которые по форме и содержанию не укладываются в рамки традиционного толкования того или иного рода или жанра литературы. Иначе говоря, по разным признакам их можно отнести к разным родам литературы.

Подобным произведением и является прозаическая поэма Гоголя «Мертвые души». С одной стороны, произведение написано прозаической речью и имеет все необходимые компоненты – наличие главного героя, сюжета, который ведется главным героем, и пространственно-временной организации текста.

Кроме того, как и любое прозаическое произведение, «Мертвые души» разделены на главы, содержат множественные описания других действующих лиц. Иначе говоря, гоголевский текст полностью отвечает требованиям эпического рода, за исключением одного. Гоголь не просто назвал свой текст поэмой.

  • Почему поэма? Каковы особенности этого жанра?

В поэме много лирических отступлений и вставных конструкций, в которых автор передает сои чувства, переживания, что характерно для этого жанра.

Лирическое отступление — внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования; авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение (лирические отступления в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина). Может принимать форму воспоминаний, обращений автора к читателям (лирическое отступление в 7 главе «Мертвых душ» Н. В. Гоголя). Применяется в эпических или лиро-эпических произведениях.

Если бы сюжет сводился к истории Чичикова, «Мертвые души» можно было бы назвать романом. Но автор не только рисует людей и их взаимоотношения – он сам вторгается в повествование: мечтает, печалится, шутит, обращается к читателю, вспоминает свою юность, говорит о тяжелом писательском труде.

Все это создает особую тональность повествования. А такие авторские отступления принято называть лирическими отступлениями.

Они дополняют картину жизни, нарисованную Гоголем, они помогают понять ту положительную мысль, которая руководила им в его обличениях, в его смехе, в бесстрашном его стремлении к правде.

5.Заключительный этап урока

Тест по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

1. Кто подарил Н.В.Гоголю сюжет произведения «Мёртвые души»?

а)  В.А.Жуковский;   б) М.Ю.Лермонтов;   в) никто;   г) А.С.Пушкин.  

2. Сколько томов «Мёртвых душ» запланировал написать Н.В.Гоголь?

а) 1   б) 2       в) 3        г) 4

3. Род литературы, к которому относится произведение Н.В.Гоголя?

а) эпос;    б) лироэпос;      в) драма;     г) лирика.

4. Определите жанр произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души»

а) роман;    б) повесть;          в) поэма;      г) рассказ.

5. Особенность композиции «Мертвых душ» состоит в отсутствии:

а) экспозиции;  б) развязки;     в) внесюжетных линий;    г) завязки.

6. Как звали Чичикова?

а) Пётр Иванович;     б) Павел Николаевич;   в) Николай Иванович;  

г) Павел Иванович. 

7. С какой суммы начиналась финансовая карьера Чичикова?

а) С копейки;        б) С полтины;  в) С рубля;   г) С пяти рублей. 

8. Как назывался каурый пристяжной конь Чичикова?

а) Председатель;          б) Заседатель;    в) Депутат;       г) Министр.

9. Кто из этих персонажей  не из «Мёртвых душ»?

а) Манилов;      б) Коробочка;    в) Земляника;      г) Ноздрёв. 

10. Назовите головной убор гоголевского Чичикова?

а) Картуз;        б) Берет;       в) Цилиндр;       г) Шапка-ушанка.

6.Итог урока

Автор так и не закончил свою поэму. Гоголь мечтал создать гармоничную трилогию. В первой части порок торжествует, во второй – перерождается в добродетель в третьей – творит добрые дела.

Однако если для первого тома «Мертвых душ» русская жизнь, давала материал в изобилии, то уже во втором – писателю приходилось полагаться исключительно на полет собственной фантазии.

Жулики почему-то не хотели превращаться в борцов за справедливость, помещики – жить для блага своих крепостных, чиновники – возвращать полученные взятки и публично каяться в свершении должностных преступлений. Дело ограничилось частичным крахом чичиковской аферы с мертвыми душами в финале первого тома.

Идеологическая задача писателя – показать привлекательные стороны российской действительности и превращение дурного человека в хорошего оказалась в неразрешимом противоречии как с правдой жизни, так и с творческими возможностями самого Гоголя.

И закончить этот урок я хочу словами нашего поэта современника Петра Вегина.

Николай Васильевич Гоголь, вечная шинель – внакид, озирая нашу оголь, во дворе своем сидит. Николай Васильевич Гоголь… Кто сумеет разгадать наподобие ожога на челе его печать? Сам с собой затеяв враки, Сунул он камину в пасть, Словно преданной собаке – «Мертвых душ» вторую часть!Но трубою дымохода рукописный вздыбив дым, сатанинским хороводом Сам герой и вслед за ним – 

все другие.

Вот так дело!Как такое может быть, Если рукопись сгорела, А герой остался жить? Через дали, через годы Он заброшен на беду Катапультой дымохода 

В современную среду

Николай Васильевич Гоголь,сколько ж так еще сидеть, не в ладах с собой и с богом, в чисту улицу глядеть? Там стоит на перепутье возле городских ворот средь героев наших будней мертвых душ старинный род.

 И как в цирке на манеже, в номерах своих не нов. все марьяжит да манежит хлюст, ханыга Хлестаков! Несгораемы, хоть тресни, в этом веке, как и в том… Видно, встать придется с кресла, Написать сожженный том.

 

П. ВЕГИН.

 7. Домашнее задание: подготовить тесты для проверки знания текста (индивидуальное задание); выписать из текста детали, характеризующие помещиков (индивидуальное задание); с. 360-366 читать.

Читайте также:  Характеристика главных героев в слово о полку игореве сочинение

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/n_v_gogol_zhizn_i_tvorchestvo_mertvye_dushi_istoriia_sozdaniia_poemy_smysl_nazva

История создания Мёртвых душ Гоголя (поэма)

Николай Васильевич Гоголь начал писать Мертвые души в 1835 году. Писал, находясь в сильнейшем душевном смятении и переживая драму в личной жизни.

Полотно об российской действительности он, задумал еще в начале 30-х годов 19 века, наблюдая за жизнью провинции и деятельности чиновничества.

Глубоко переживая бытовой ад российской провинции, с ее коррупцией,  невежественным населением и духовным застоем, писатель и задумал опус.

Важно

Работа проходила в постоянных разъездах писателя – Швейцария, Петербург, Германия, Италия.

Постепенно, Гоголь сформулировал свою творческую задачу в опусе- написать произведение состоящее из трех частей, наподобие Божественной комедии Данте.

Первые два тома должны были погрузить читателя во мрак российской провинции эпохи Николая 2, а главный герой Чичиков- символом всего наиболее отвратительного в России. Третий же том должен был поведать об духовном возрождении России.

Первый том опубликовали в 1842 году. Книга, моментально взбудоражила благородные сословия.  Реакция коллег оказалась полярной- от восторженных откликов до резкого неприятия.  Цензоры, старались вымарать из поэмы наиболее острые моменты повествования. Несмотря на всю противоречивость, все как один отдавали должное автору.

Работа над вторым томом началась сразу после публикации первой части. К 1845 году Гоголь, закончил несколько черновых вариантов второй книги, однако в порыве сильнейших сомнений и духовного кризиса Николай Васильевич сжег все рукописи.

Потомки могут только строить догадки, каким бы вышел цельный опус. Удалось бы Гоголю реализовать весь творческий замах, неизвестно. Сегодня возможна лишь констатация факта- Мертвые души по праву входят в сокровищницу мировой литературы. И пускай что неоконченное, но наше родное и удивительно правдивое полотно, погружающий нас в тьму человеческой души.

9 класс кратко

История создания поэмы Гоголя Мёртвые души

Гоголь принадлежал к тому типу творческих личностей, у кого время от времени возникают проблемы с замыслами новых произведений. Он не стеснялся в письмах обращаться к коллегам по писательскому «цеху»: мол, поделитесь темой или замыслом, а уж за мной дело не постоит.

В двух случаях – с комедией «Ревизор» и поэмой «Мертвые души» – помог сам Пушкин, уже находившийся в расцвете таланта и в зените славы. Причем наброски ненаписанных самим Пушкиным произведений, действительно, были потом найдены в его бумагах.

Получая творческий толчок извне, Гоголь работал чрезвычайно быстро. Он и не думал скрывать, что замыслом «Мертвых душ» обязан Пушкину. Сохранилось даже свидетельство Гоголя о том, что Пушкин успел послушать первые главы поэмы в авторском чтении, после чего сразу заметно погрустнел и сказал о том, что Россия грустна.

Совет

Но если «Ревизор» был написан за считанные месяцы, то работа над «Мертвыми душами» растянулась на годы. И причина была та, что первоначальный замысел невероятно разросся.

Первый том «Мертвых душ» был опубликован в 1842-м году. Конечно, возникли проблемы с цензурой и с названием. Была выброшена «Повесть о капитане Копейкине». И все же произведение увидело свет при жизни автора. Первый том вполне можно воспринимать как законченное произведение.

Сам же замысел заключался в том, чтобы, подражая великому Данте Алигьери, создать трилогию, состоящую из частей про ад, чистилище и рай.

Для первой части нужны были именно персонажи отрицательные, «небокоптители», у которых примитивные вкусы и интересы, у которых нет цели в жизни, они просто пассивно плывут по ее течению. «Один пошлее другого» – как выразился сам Гоголь.

Что же касается второго тома, то Гоголь несколько раз сжигал уже написанное. Сделал он это и перед тем, как отказаться от пищи и впасть в глубочайшую апатию, из которой его уже не смогли вывести никакие врачи и никакими мерами. От второго тома сохранились только отдельные главы в черновом варианте. По ним трудно судить, что собой представляло бы законченное целое.

Одно очевидно – планировалось появление положительных персонажей: помещика, священника и др. Вот только российская действительность не давала поводов для подобного оптимизма.

И, наверно, Гоголь сам чувствовал в своих логических построениях глубокую ложь, потому и раз за разом бросал рукопись в огонь. Третий том, который не был написан, должен был содержать раскаяние Чичикова в совершенных преступлениях.

Причем прощение этот «приобретатель и подлец» должен был получить из рук самого царя. Что на это скажешь? Чистой воды утопия.

Обратите внимание

Еще одна особенность таланта Гоголя заключалась в том, что писать о России сильно и проникновенно он мог только находясь за ее пределами. Конкретно – в столице Италии Риме. Именно там были написаны «Мертвые души», а также ряд других «петербургских» повестей.

Писательский труд Гоголь всегда воспринимал как высокое гражданское призвание. У него не было никакой личной жизни – все ушло в литературу.

9 класс кратко

История создания Мёртвых душ Гоголя

  • Сочинение по картине Комарова Наводнение 5 классАлексей Комаров был величайшим русским художником. Он хорошо показывал мельчайшие особенности каждого вида животных в своих произведениях. Художник любил рисовать картины о природе. К написанию своих шедевров Комаров
  • Сочинение на тему Комната моей мечты 6 классКомната моей мечты – это уютное место, свой личный уголок, в котором можно на время спрятаться. Она не должна быть слишком большой, но при этом должна иметь определенное свободное пространство
  • Сочинение по картине Пластова Первый снег 2, 4, 5, 6, 7 классА.А. Пластов – советский живописец и народный художник СССР, прославившийся множеством значительных работ. В творениях автора чаще всего изображен труд советских людей, детей и стариков в годы войны.
  • Сочинение Про путешествие 4 классЧеловек всегда хотел путешествовать. В давние времена люди открывали для себя новые земли и даже целые материки. Да и сейчас на планете полно загадочных мест, в которые не ступала нога человека. Рассказы о путешествиях заполонили теле- и радиоэфир,
  • Сочинение на тему Почему нужно беречь книгу 5 классКнига – это мудрость и память веков, собранная воедино. Если только на минуту представить себе, что на всей земле исчезли все книги, то сразу начнётся хаос. Нет книг, нет ценных уникальных сведений о том, что и как делать. Человеку придётся начинать всё
  • Сочинение Книга в современном мире 7 классКомпьютер прочно вошёл в нашу жизнь. В поисковых системах интернета можно найти много разнообразной информации. Но ведь книга не только источник информации, книга – это верный надёжный друг, который никогда не изменит и не предаст.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/istoriya-sozdaniya-myortvyh-dush-gogolya

Мертвые души. История создания поэмы Гоголя кратко

«Мёртвые души» являются одним из самых известных произведений, созданных Н.В.Гоголем. Первый том книги был выпущен в 1842 году, но работу над ним он начал ещё в 1835. Автор потратил на работу целых 17 лет упорного труда. Автор мечтал о создании большого эпического произведения, которое было бы посвящено России.

Идею для «Мёртвых душ» Гоголю подкинул Пушкин. Стоит упомянуть, что молодой писатель боготворил Александра Сергеевича. Он рассказал историю о помещике, который продавал мёртвые души, за что получал неплохие деньги.

Первоначально это была задумка к сатирическому произведению, но в течение всего времени создания сюжет, характеры героев усложнялись. Так, данное произведение стало отражением самых разнообразных характеров, которые можно встретить в поездке по России.

Об этом Николай Васильевич писал в своём дневнике. Русская широкая душа со всеми положительными и отрицательными чертами раскрывалась в каждом из героев. Три тома в планируемом произведении были отсылкой к «Божественной комедии» Данте Алигьери.

Они должны были повторить концепцию запечатление грехов – очищение и воскрешение.

Пушкин был для гоголя неким учителем и помощником в писательстве, поэтому автор зачитывал поэту первые главы, ожидая от второго смех. Но ему было совсем не до забавы: проблемы России вводили его в глубокие раздумья и даже тоску. Безнадёжность убивала.  «Боже, как грустна наша Россия!» – восклицал Пушкин.

Первые главы автор писал в России, но всё же большая часть произведения была написана за границей, в Риме. Только его неразрывная связь, которую он ощущал вдали от родины, была единственным источником мыслей.

За всё время написания произведение претерпело немало правок, переписываний. Автор часто шёл на уступки, удалял некоторые сцены.

Например, цензура не могла пропустить «Повести о капитане Копейкине» в печать, так как в ней ясно обличались многие пороки современной России: злоупотребление властью, высокие цены.

Гоголь ни при каком условии не хотел убирать эту часть, поэтому практически убрал в ней комичные мотивы. Проще было переделать и оставить смысл, чем совсем удалить из романа.

С выходом книги в печать народ ополчился на Гоголя. Его обвиняли в сплетнях в сторону России. Но на сторону автора встал известный литературный критик Белинский.

Гоголь снова уехал за границу и продолжил работу над произведением. Однако работа над вторым томом шла будто «из-под палки». Автор не мог справиться с внутренним конфликтом, история создания полна душевных страданий. Христианские идеалы Гоголя не совпадали с реальным миром.

Изначально, второй том задумывался как некое очищение главного героя – Чичикова – среди положительных помещиков. Это была полная противоположность первому тому.

Важно

В итоге автор сделал вывод, что в нём совершенно отсутствует правда, том был сожжён в 1845 году во время обострения болезни.

Несмотря на всю историю романа «Мёртвые души», оно играет значительную роль в истории русской литературы.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Скребицкий Четыре художникаОсень-художник выбрала для себя очень необычные и светлые краски, отправившись с ними к природе. Она начала рисовать свое произведение.
  • Краткое содержание Три мушкетёра в одном купе АлексинаМолодая учительница уезжала из командировки в курортном городке в Москву. В купе она познакомилась с актером Вадимом Померанцевым, который играл в фильме роль учителя.
  • Краткое содержание Чехов ЮбилейБанку некоего Общества взаимного кредита предстоит годовщина – пятнадцать лет. Сотрудники банка нарядно одеты, а вокруг обстановка праздника и роскоши.
  • Краткое содержание Чехов БеглецМать ведет своего сына Пашу к доктору. Дорога в больницу была долгой и запоминающейся для мальчишки. Пашка с матерью долго ждали своей очереди. Наконец назвали их фамилию, это было для них обоих неожиданно. Впервые в том странном месте мальчик узнал
  • Краткое содержание книги Гарри Поттер и Тайная комната РоулингЭто вторая книга о приключениях Гарри Поттера и его друзей. Повествование начинается с в доме Дурслей, родственников Гарри, у которых он проводит летние каникулы. Мальчик все лето не получает никаких известий от друзей

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/nikolaj-gogol-kratko/mertvye-dushi-istoriya-sozdaniya-poehmy-kratko

История создания романа “Мертвые души”

«Мертвые души» – одно из самых ярких произведений Николая Васильевича Гоголя. Поэма, описывающая российскую действительность ХIX века, представляет огромную ценность для русской литературы.

Большую значимость произведение имело и для самого автора: Гоголь называл его «национальной поэмой», которая создавалась для того, чтобы сначала обличить недостатки, а затем изменить в лучшую сторону облик Российской Империи.

Идея написать книгу о скупщике мертвых крестьян была подсказана Гоголю Александром Сергеевичем Пушкиным.

Содержание статьи

Из писем Николая Васильевича Гоголя следует, что первоначально произведение создавалось как легкий юмористический роман. Однако, по мере написания, сюжет представлялся автору все более оригинальным.

Примерно через год после начала работы, Гоголь окончательно определил другой, более глубокий и обширный литературный жанр для своего детища – «Мертвые души» стали поэмой. Писатель делит произведение на три части.

В первой он решил показать все недостатки современного общества, во второй – процесс исправления личности и в третьей – жизнь уже изменившихся в лучшую сторону героев.

Работа над первой частью произведения велась около семи лет. Гоголь начал писать ее в России осенью 1835 года. В 1836 году он продолжает свою работу за границей: в Швейцарии и в Париже.

Однако основная часть произведения была создана в столице Италии, где Николай Васильевича творил в 1838 по 1842 годы. На доме номер 126 римской улицы Систина (via Sistina) есть мемориальная доска, увековечивающая этот факт. Гоголь тщательно работает над каждым словом своей поэмы, помногу раз переделывая написанные строки.

Рукопись первой части произведения была готова к печати в 1841 году, однако она не прошла этап цензуры. Издать книгу удалось со второго раза, в этом Гоголю помогли влиятельные друзья, но с некоторыми оговорками. Так, писателю было поставлено условие изменить название. Поэтому первые публикации поэмы назывались «Похождения Чичикова или Мертвые души».

Таким образом цензоры надеялись сместить акцент повествования с общественно-политической системы, которую описывает Гоголь, на главного героя. Еще одним требованием цензуры было внесение изменений или удаление из поэмы «Повести о капитане Копейкине». Гоголь согласился значительно изменить эту часть произведения, чтобы не потерять его.

Книга вышла в печать в мае 1842 года.

Выход в свет первой части поэмы вызвал много критики.

На писателя обрушились как чиновники, которые обвиняли Гоголя в том, что он показал жизнь в России сугубо негативной, каковой она не является, так и приверженцы церкви, которые считали, что душа человека бессмертна, поэтому по определению не может быть мертвой. Однако коллеги Гоголя сразу высоко оценили значимость произведения для отечественной литературы.

Сразу после выхода первой части «Мертвых душ», Николай Васильевич Гоголь начинает работать над продолжением поэмы. Вторую главу он писал почти до самой смерти, однако так и не смог ее закончить.

Произведение казалась ему несовершенным, и в 1852 году, за 9 дней до смерти, он сжег чистовой вариант рукописи. Уцелевшими оказались лишь первые пять глав черновиков, которые сегодня воспринимаются как отдельное произведение.

Читайте также:  Город калинов и его обитатели в пьесе гроза островского сочинение

Третья часть поэмы осталась лишь задумкой.

Распечатать<\p>

История создания романа “Мертвые души”

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-838770-istoriya-sozdaniya-romana-mertvye-dushi

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». Замысел, творческая история, жанровое своеобразие

Поэма «Мертвые души» создавалась Гоголем 17 лет. Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Александром Пушкиным предположительно в сентябре 1831 года. Сам Пушкин узнал её во время своей кишинёвской ссылки. Пушкину якобы рассказали, о чём свидетельствует полковник Липранди, что в местечке Бендеры (где Пушкин был дважды) никто не умирает.

Дело в том, что начале 19 века в Бессарабию бежало достаточно много крестьян из центральных губерний Российской империи. Полиция обязана была выявлять беглецов, но часто безуспешно – они принимали имена умерших. В результате в Бендерах в течение нескольких лет не было зарегистрировано ни одной смерти.

Началось официальное расследование, выявившее, что имена умерших отдавались беглым крестьянам, не имевшим документов. Много лет спустя похожую историю Пушкин, творчески преобразовав, рассказал Гоголю. Документированная история создания произведения начинается 7 октября 1835 года.

Совет

В письме Пушкину, датированном этим днём, Гоголь впервые упоминает «Мёртвые души»: Начал писать Мёртвых душ. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. Вначале Гоголь мыслил свой сюжет в форме сатирического романа. В том же письме читаем: «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь».

К отказу от сатирической одностронности привел Гоголя опыт с «Ревизором», после которого у писателя возникла идея ввести в свои труд лирическое начало.

«После Ревизора я почувствовал, более нежели когда-либо прежде, потребность сочиненья полного, где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться», — писал он в «Авторской исповеди» Первые главы Гоголь читал Пушкину перед своим отъездом за границу. Работа продолжилась осенью 1836 года в Швейцарии, затем в Париже и позднее в Италии.

К этому времени у автора сложилось отношение к своему произведению как к «священному завещанию поэта» и литературному подвигу, имеющему одновременно значение патриотического, долженствующего открыть судьбы России и мира. Окончательной отделкой первого тома писатель занимался в Риме с конца сентября 1840 года по август 1841 года.

Вернувшись в Россию, Гоголь читал главы романа в доме Аксаковых и готовил рукопись к изданию. На заседании Московского цензурного комитета 12 декабря 1841 года выяснились препятствия к публикации рукописи, переданной на рассмотрение цензору Ивану Снегирёву, который, по всей вероятности, ознакомил автора с могущими возникнуть осложнениями.

Опасаясь цензурного запрета, в январе 1842 года Гоголь через Белинского переправил рукопись в Санкт-Петербург и просил друзей А. О. Смирнову, Владимира Одоевского, Петра Плетнёва, Михаила Виельгорского помочь с прохождением цензуры. 9 марта 1842 года книга была разрешена цензором Александром Никитенко, однако с изменённым названием и без «Повести о капитане Копейкине». Ещё до получения цензурного экземпляра рукопись начали набирать в типографии Московского университета. Гоголь сам взялся оформить обложку романа, написал мелкими буквами «Похождения Чичикова или» и крупными «Мертвые души».

В письмах В. Жуковскому он восклицает: “Клянусь, я что-то сделаю, чего не сделает обыкновенный человек… Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!” Действительно, замысел произведения был чрезвычайно сложен и оригинален.

Он во многом требовал переосмысления взглядов на жизнь, на Русь, на людей. Необходимо было найти и новые способы художественного воплощения замысла. Привычные рамки жанров становились для него слишком тесными. А потому Н. В. Гоголь ищет новые формы для завязки сюжета и его развития. В начале работы над произведением в письмах Н. В. Гоголя часто фигурирует слово “роман”.

В 1836 году Гоголь пишет: “…вещь, над которой я сижу и тружусь теперь, и которую долго обдумывал, и которую долго еще буду обдумывать, не похожа ни на повесть, ни на роман, длинная, длинная…” И все же впоследствии Н. В. Гоголь склоняется к следующему определению жанра своего произведения: поэма.

Обратите внимание

Разобраться в столь необычном определении жанра “Мертвых душ” нам помогают сделанные позже наброски Н. В. Гоголя к “Учебной книге словесности для русского юношества”. Н. В. Гоголь признает существование повествовательной поэзии и выделяет в ней несколько жанров.

“Величайшим” из них писатель считает эпопею, в которой отражается целая историческая эпоха, жизнь народа или всего человечества (“Илиада” Гомера). Роман Н. В. Гоголь называет “слишком условленным” и считает, что его предмет — не вся жизнь, а лишь “замечательное происшествие в жизни”. Внимание автора должно быть сосредоточено на характерах, и прежде всего на главном герое.

Кроме этого, Н. В. Гоголь выделяет еще один жанр — “меньший род эпопеи”, стоящий посередине между эпопеей и романом. Малая эпопея не имеет “всемирный” характер, но содержит “полный эпический объем замечательных частных явлений”. Ее герой — “частное и невидное лицо, но однако же значительное во многих отношениях для наблюдателя души человеческой”.

И далее: “Автор ведет его жизнь сквозь цепь приключений и перемен, дабы представить с тем вместе вживе верную картину всего значительного в чертах и нравах взятого им времени”. Кроме того, Н. В. Гоголь особо выделяет сатирическую и обличительную направленность “меньшего рода эпопеи”.

Как видим, именно эти сформулированные Гоголем характеристики малой эпопеи наиболее точно описывают характер “Мертвых душ”. Можно упомянуть и еще некоторые признаки этого жанра: более свободная, по сравнению с романом, композиция, стремление автора отыскать в прошлом “живые уроки для настоящего”. Возникает впечатление, что, описывая жанр малой эпопеи, Н. В.

Гоголь во многом анализировал главное произведение своей жизни. Действительно, Чичиков, герой “Мертвых душ”, — лицо незаметное, не выделяющееся, но именно такой человек представляет для автора огромный интерес как герои нового типа, герой своего времени, выходящий на арену общественной жизни “приобретатель”, который опошлил все, включая даже саму идею зла.

Именно похождения Чичикова являются связующим элементом сюжета. Проводя героя по русским дорогам, автору удается показать огромный диапазон русской жизни во всех ее проявлениях: помещиков, чиновников, крестьян, усадьбы, трактиры, природу и многое другое.

Исследуя частное, Гоголь делает выводы о целом, рисует страшную картину нравов современной ему России и, главное, исследует душу народа. Рассуждения Гоголя могут подниматься на общечеловеческий уровень, и судит он своих героев судом истории.

И кроме того, действительность писатель изображает с “сатирической стороны”, а именно это, по его мнению, позволяет писателю создать значительное произведение, “несмотря на мелочь взятого случая”. Н. В. Гоголь никогда не относился к писателям, которые стремились “уложить” свое произведение в рамки какого-либо общепринятого жанра.

Важно

Творческое воображение могло диктовать ему свои законы. А потому, начав с жанра традиционного авантюрного романа, Н. В. Гоголь, следуя все более и более расширяющемуся замыслу, выходит за рамки и романа, и традиционной повести, и поэмы. И в результате писатель создает, по словам Л. Н.

Толстого, “нечто совершенно оригинальное”, не имеющее аналогов — масштабное лиро-эпическое произведение. Эпическое начало в нем представлено похождениями Чичикова и связано с сюжетом.

Лирическое начало, присутствие которого становится все более и более значимым по мере развертывания событий, выражено в лирических авторских отступлениях, когда мысль писателя уходит далеко от событий с жизни главного героя и охватывает весь предмет изображения, “всю Русь”, и даже выходит на общечеловеческий уровень. И тогда “Мертвые души” действительно становится поэмой, посвященной пути автора в этом мире, процессу познавания им действительности и человеческой души. Итак, мы можем сказать, что в том виде, в котором “Мертвые души” предстали перед читателем, это произведение соединило в себе элементы различных жанров. Это и эпическое масштабное произведение, и плутовской роман, и лирическая поэма, и социально-психологический роман, и повесть, и сатирическое произведение — а в целом — единое произведение, которое еще долгое время будет поражать нас глубиной анализа русского характера и удивительно точным предсказанием будущего Руси, России.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №21

1. Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». Основной конфликт и композиция трагедии. Проблема историзма. Народ в трагедии.

Пушкин задумал “Бориса Годунова” как историко-политическую трагедию. Драма “Борис Годунов” противостояла романтической традиции. Как политическая трагедия она обращена была к современным вопросам: роли народа в истории и природы тиранической власти.

С “Бориса Годунова” и “Цыган” начинается новая поэтика: автор как бы ставит эксперимент, исход которого не предрешен. Смысл произведения — в постановке вопроса, а не в решении его.

Декабрист Михаил Лунин в сибирской ссылке записал афоризм: “Одни сочинения сообщают мысли, другие заставляют мыслить”. Сознательно или бессознательно, он обобщал пушкинский опыт. Предшествующая литература “сообщала мысли”.

С Пушкина способность литературы “заставлять мыслить” сделалась неотъемлемой принадлежностью искусства.

В “Борисе Годунове” переплетаются две трагедии: трагедия власти и трагедия народа. Имея перед глазами одиннадцать томов “Истории….

Карамзина, Пушкин мог избрать и другой сюжет, если бы его целью было осуждение деспотизма царской власти. Современники были потрясены неслыханной смелостью, с которой Карамзин изобразил деспотизм Грозного.

Рылеев полагал, что Пушкину именно здесь следует искать тему нового произведения.

Пушкин избрал Бориса Годунова — правителя, стремившегося снискать народную любовь и не чуждого государственной мудрости. Именно такой царь позволял выявить закономерность трагедии власти, чуждой народу.

Совет

Борис Годунов у Пушкина лелеет прогрессивные планы и хочет народу добра. Но для реализации своих намерений ему нужна власть. А власть дается лишь ценой преступления, — ступени трона всегда в крови.

Борис надеется, что употребленная во благо власть искупит этот шаг, но безошибочное этическое чувство народа заставляет его отвернуться от “царя Ирода”. Покинутый народом, Борис, вопреки своим благим намерениям, неизбежно делается тираном.

Венец его политического опыта циничный урок:

Милости не чувствует народ:

Твори добро — не скажет он спасибо:

Грабь и казни — тебе не будет хуже.

Деградация власти, покинутой народом и чуждой ему, — не случай, а закономерность (“… государь досужною порою/Доносчиков допрашивает сам”). Годунов предчувствует опасность. Поэтому он спешит подготовить сына Феодора к управлению страной.

Царь Борис считает, что искупил свою вину (смерть Дмитрия) умелым управлением государством. В этом его трагическая ошибка. Добрые намерения — преступление — потеря народного доверия — тирания гибель. Таков закономерный трагический путь отчужденной от народа власти.

Но путь народа трагичен. В изображении народа Пушкин чужд и просветительского оптимизма, и романтических жалоб на чернь. Он смотрит “взором Шекспира”. Народ присутствует на сцене в течение всей трагедии. Более того, именно он играет решающую роль в исторических конфликтах.

Однако позиция народа противоречива. С одной стороны, народ у Пушкина обладает безошибочным нравственным чутьем, — выразителями его в трагедии являются юродивый и Пимен-летописец. Так, общаясь в монастыре с Пименом, Григорий Отрепьев заключает:

Борис, Борис! Все пред тобой трепещет,

Никто тебе не смеет и напомнить

О жребии несчастного младенца —

А между тем отшельник в темной келье

Здесь на тебя донос ужасный пишет:

И не уйдешь ты от суда мирского,

Как не уйдешь от божьего суда.

Образ Пимена замечателен по своей яркости и неординарности. Это один из немногих образов монаха-летописца в русской литературе. Пимен полон святой веры в свою миссию: усердно и правдиво запечатлевать ход русской истории.

Пимен наставляет молодого послушника Григория Отрепьева, советуя ему смирять страсти молитвой и постом. Пимен признается, что в молодости и сам предавался шумным пирам, “потехам юных лет”.

Обратите внимание

Пимен был свидетелем смерти царевича Димитрия в Угличе. Он рассказывает подробности случившегося Григорию, не зная, что тот задумал стать самозванцем. Летописец надеется, что Григорий станет продолжателем его дела. В речи Пимена звучит народная мудрость, которая все расставляет по своим местам, всему дает свою строгую и верную оценку.

С другой стороны, народ в трагедии политически наивен и беспомощен, легко передоверяет инициативу боярам: “… то ведают бояре, / Не нам чета”. Встречая избрание Бориса со смесью доверия и равнодушия, народ отворачивается, узнав в нем “царя Ирода”.

Но противопоставить власти он может лишь идеал гонимого сироты. Именно слабость самозванца оборачивается его силой, так как привлекает к нему симпатии народа. Негодование против преступной власти перерождается в бунт во имя самозванца.

Поэт смело вводит в действие народ и дает ему голос — Мужика на амвоне

Народ, народ! В Кремль!

В царские палаты! Ступай!

Вязать Борисова щенка!

Народное восстание победило. Но Пушкин не заканчивает этим своей трагедии. Самозванец вошел в Кремль, но, для того чтобы взойти на трон, он должен еще совершить убийство. Роли переменились: сын Бориса Годунова, юный Федор — теперь сам “гонимый младенец”, кровь которого с почти ритуальной фатальностью должен пролить подымающийся по ступеням трона самозванец.

В последней сцене на крыльцо дома Бориса выходит Мосальский со словами “Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? Кричите да здравствует царь Димитрий Иванович!”

Жертва принесена, и народ с ужасом замечает, что на престол он возвел не обиженного сироту, а убийцу сироты, нового царя Ирода.

Финальная ремарка: “Народ безмолвствует” о многом говорит. Эта фраза символизирует и нравственный суд над новым царем, и будущую обреченность еще одного представителя преступной власти, и бессилие народа вырваться из этого круга.



Источник: https://infopedia.su/1×1111.html

Ссылка на основную публикацию