История создания рассказа один день ивана денисовича (история написания, публикации и интересные факты)

Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича»

Статьи

Среднее общее образование

Литература

Рассказ «Один день Ивана Денисовича» стал литературным дебютом писателя Александра Солженицына. А также вызвал крайне неоднозначную реакцию у читателей: от похвалы до критики. Сегодня мы вспомним историю создания этого произведения и анализируем её ключевые особенности.

15 июня 2018

Во время пребывания в исправительно-трудовом лагере, в котором Солженицын отбывал срок наказания по статье 58 УК РСФСР, у него зародилась идея рассказа, описывающего неимоверно трудную жизнь заключенного. В этом рассказе один лагерный день, а в нем вся жизнь в нечеловеческих условиях одного среднего, ничем не примечательного человека. Тяжелый физический труд помимо физического истощения вызывал истощение духовное, убивал всю внутреннюю жизнь человеческой личности. У заключенных оставался лишь инстинкт выживания. Солженицын хотел ответить на вопрос, что позволяет человеку остаться человеком в условиях насилия над телом и духом его. Этот замысел автору не давал покоя, но возможности писать в лагере, естественно, не было. Только лишь после реабилитации, в 1959 году, Солженицын написал этот рассказ.

Русский язык и литература. Литература. Углубленный уровень. 11 класс. Учебник. Часть 2

Купить

С публикацией рассказа Солженицыну помог его приятель и бывший сокамерник по спецтюрьме МВД «НИИ Связи» литературовед Л. З. Копелев. Благодаря своим связям, Копелев передает рукопись рассказа тогдашнему главному редактору литературного журнала «Новый мир» Александру Твардовскому. «Ничего подобного давно не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши…» — таким было первое впечатление Твардовского об авторе. Вскоре, журнал добивается разрешения на публикацию рассказа «Один день…». Предвосхищая успех рассказа, А. А. Ахматова спросила Солженицына: «Знаете ли вы, что через месяц вы будете самым знаменитым человеком на земном шаре?» И он ответил: «Знаю. Но это будет недолго». Когда в конце 1962 года произведение было опубликовано, вся читающая публика была ошеломлена рассказом-откровением о бесчеловечности советской системы.
Читатель смотрит на мир лагерной жизни глазами простого мужика, крестьянина Ивана Денисовича Шухова. Семьянин — жена, две дочери, до войны он жил в небольшой деревеньке Темгенёво, где и работал в местном колхозе. Любопытно, что на протяжении повествования у Шухова не возникает воспоминаний о своем прошлом — последние оказались просто-напросто вытравлены в нём тюремным режимом. Попадает Шухов и на войну: боевое ранение, потом госпиталь, из которого он сбегает на фронт раньше положенного, снова война, окружение, немецкий плен, побег. Но вернувшегося из плена Шухова арестовывают как подельника нацистов. Соответственно, ему грозит срок за пособничество оккупантам. Так Шухов и оказывается в лагере.
В рассказе изображена целая вереница характеров заключенных, которая представляет собой срез современного Солженицыну общественного строя: военные, рабочие, люди искусства, представители религии. Все эти персонажи пользуются авторской симпатией, в отличие от тюремных надзирателей и персонала, которых автор не стесняется называть «придурками» и «лакеями». Солженицын подчеркивает нравственный аспект характеров заключенных, раскрывается это в сценах споров, столкновений героев и показывает сложные взаимоотношения узников. Ещё одной особенностью является то, что персонажи наделены своими неповторимыми портретными чертами, которые раскрывают внутреннюю сторону человека. Солженицын не даёт подробного, развёрнутого портрета Ивана Денисовича, но по его высказыванию существенными чертами характера героя являются отзывчивость и способность к состраданию.

Неизвестный Солженицын. Гений первого плевка…

Купить

Шухов даже в самых драматических ситуациях продолжает быть человеком с душой и сердцем, верит, что когда-нибудь справедливость вновь восторжествует. Автор много рассуждает о народе и его инстинкте нравственного сохранения в деморализующих условиях лагеря. Солженицын словно говорит: есть в каждом из нас то нетленное, что никакое зло до конца не истребит. В самых тяжких и ужасающих условиях жизни людям удаётся сохранить своё человеческое достоинство, доброту к людям, терпимость и внутреннюю свободу. Один день из лагерной жизни, описанный автором во всех мельчайших подробностях, становится днем из жизни всей страны, символизирует собой исторический этап — время тотального государственного насилия, и бросает ему смелый вызов.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/analiz-rasskaza-odin-den-ivana-denisovicha/

Анализ повести «Один день Ивана Денисовича»

Повесть «Один день Ивана Денисовича» была написана в период времени, когда Солженицын был на лагерных работах. Описан день суровой жизни. В этой статье мы проведем анализ повести «Один день Ивана Денисовича», рассмотрим разные стороны произведения – историю создания, проблематику, композицию.

История создания повести и анализ ее проблематики

Произведение написано в 1959 году, в перерыве написания другого крупного романа, за сорок дней. Повесть вышла в свет по распоряжению самого Хрущева в журнале «Новый мир». Произведение классическое для данного жанра, но к повести прилагается словарик жаргонных слов. Сам Солженицын называл это произведение рассказом.

Проводя анализ повести «Один день Ивана Денисовича» отметим, что основная идея — это проблема нравственности. В описании одного дня из жизни лагерного заключенного описаны эпизоды несправедливости.

В противовес тяжелым будням осужденных показана жизнь местной власти. Командиры наказывают за малейшую повинность. Их безбедная жизнь сравнивается с лагерными условиями.

Палачи уже исключили себя из общества, ведь живут не по законам Божьим.

Обратите внимание

Несмотря на все трудности, повесть носит оптимистичный характер. Ведь даже в таком месте можно оставаться человеком и быть богатым душой и нравственностью.

Анализ повести «Один день Ивана Денисовича» будет неполный, если мы не отметим характер главного персонажа произведения. Главный герой — настоящий русский мужик. Он стал воплощением главной задумки автора — показать природную стойкость человека. Это был крестьянин, который оказался в ограниченном пространстве и не мог сидеть без дела.

Другие детали анализа повести «Один день Ивана Денисовича»

В повести Солженицын показал умение Шухова выживать в любой ситуации. Благодаря своей сноровке, он собирал проволоку и изготавливал ложки. Его манера достойно держаться в таком обществе поражает.

Лагерная тематика была запретной темой для русской литературы, но и данную повесть нельзя назвать лагерной литературой. Один день напоминает устрой всей страны со всеми проблемами.

История и мифы лагеря жестоки. Заключенных заставляли складывать хлеб в чемодан и подписывать свой кусок. Условия содержания в 27 градусов мороза закаляли и так сильных духом людей.

Но, не все герои были добропорядочными. Был Пантелеев, который принял решение остаться в лагере, чтобы продолжать сдавать своих сокамерников начальству. Фетюков, полностью потерявший хоть какое-то чувство достоинства, облизывал миски и докуривал сигаретные бычки.

Солженицын показал всю разноплановость персонажей и их методы выживания в лагере. Надеемся, что данный краткий анализ повести «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына будет вам полезен. Вы также можете прочитать краткое содержание повести.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-povesti-odin-den-ivana-denisovicha

История создания рассказа «Один день Ивана Денисовича»: история написания и интересные факты

Иван Денисович Шухов (актер Том Кортни).Кадр из фильма 1970 г.

В этой статье представлена история создания рассказа «Один день Ивана Денисовича» Солженицына. В статье вы найдете материалы об истории написания и публикации рассказа, интересные факты о рассказе и т.д. (Источник: «Собрание сочинений А. Солженицына в 30 томах», том 1, 2007 г.)
Смотрите: 
Краткое содержание рассказа
— Все материалы по рассказу
Почти треть тюремно-лагерного срока — с августа 1950 по февраль 1953 г. -Александр Исаевич Солженицын отсидел в Экибастузском особом лагере на севере Казахстана. Там, на общих работах, и мелькнул долгим зимним днём замысел рассказа об одном дне одного зэка.

Вот как описывает свой замысел сам Солженицын:

Рассказ написан в Рязани, где Солженицын поселился в июне 1957 г. и с нового учебного года стал учителем физики и астрономии в средней школе №2. Рассказ был начат 18 мая 1959 г. и закончен 30 июня. Работа заняла меньше полутора месяцев. Вот что об этого говорит сам Солженицын в одном из интервью: Сочиняя в лагере, Солженицын, чтобы сохранить сочинённое в тайне и с ним самого себя, заучивал наизусть сначала одни стихи, а под конец срока диалоги в прозе и даже сплошную прозу.
В ссылке, а затем и реабилитированным он мог работать, не уничтожая отрывок за отрывком, но должен был таиться по-прежнему, чтобы избежать нового ареста. После перепечатки на машинке рукопись сжигалась. Сожжена и рукопись лагерного рассказа. А поскольку машинопись нужно было прятать, текст печатался на обеих сторонах листа, без полей и без пробелов между строчками.

Только через два с лишним года, после внезапной яростной атаки на Сталина, предпринятой Н.С.Хрущёвым на XXII съезде партии (17-31 октября 1961 г.), Солженицын рискнул предложить рассказ в печать.10 ноября 1961 г. рукопись рассказа без указания имени была передана в отдел прозы журнала «Новый мир» Анне Самойловне Берзер. Настоящее имя автора было заменено псевдонимом «А. Рязанский».

Читайте также:  Характеристика и образ сатина в пьесе на дне горького

8 декабря 1961 г., А. Берзер передает рукопись рассказа А. Твардовскому — главному редактору «Нового мира». Твардовский берет рукопись с собой до утра. В ночь с 8 на 9 декабря он читает и перечитывает рассказ. Утром по цепочке дозванивается до того же Копелева, расспрашивает об авторе, узнаёт его адрес и через день телеграммой вызывает Солженицына в Москву. 

11 декабря, в день своего 43-летия, Солженицын получает эту телеграмму: «Прошу возможно срочно приехать редакцию нового мира зпт расходы будут оплачены = Твардовский».

Для себя же Твардовский записал в рабочей тетради 12 декабря: «Сильнейшее впечатление последних дней — рукопись А. Рязанского (Солонжицына), с которым встречусь сегодня». Настоящую фамилию автора Твардовский записал с голоса. 12 декабря Твардовский принял Солженицына, созвав для знакомства и беседы с ним всю головку редакции.

«Предупредил меня Твардовский, что напечатания твёрдо не обещает (Господи, да я рад бы, что в ЧКГБ не передали!), и срока не укажет, но не пожалеет усилий». Тут же главный редактор распорядился заключить с автором договор, как отмечает Солженицын, «По высшей принятой у них ставке (один аванс — моя двухлетняя зарплата)».

Важно

Преподаванием Солженицын зарабатывал тогда «шестьдесят рублей в месяц». Первоначальные названия рассказа — «Щ-854» и «Один день одного зэка». Окончательное заглавие сочинено в редакции «Нового мира» по настоянию Твардовского.

По всем правилам советских аппаратных игр Твардовский стал исподволь готовить многоходовую комбинацию, чтобы в конце концов заручиться поддержкой главного аппаратчика страны Хрущёва — единственного человека, который мог разрешить публикацию лагерного рассказа.

По просьбе Твардовского для передачи наверх письменные отзывы об «Иване Денисовиче» написали К. И. Чуковский (его заметка называлась «Литературное чудо»), С. Я. Маршак, К. Г. Паустовский, К. М. Симонов. Сам Твардовский составил краткое предисловие к повести и письмо на имя Н.С.Хрущёва. 6 августа 1962 г.

спустя девять месяцев рукопись «Одного дня Ивана Денисовича» с письмом Твардовского была отправлена помощнику Хрущёва- В.С.Лебедеву, согласившемуся, выждав благоприятный момент, познакомить патрона с необычным сочинением. Спустя месяц Лебедев на досуге начал читать Хрущёву рассказ.

Одобрение Хрущева 

15 сентября Лебедев по телефону передал Твардовскому, что Солженицын («Один день») одобрен Никитой Сергеевичем и что в ближайшие дни шеф пригласит его для разговора.

 

Однако и сам Хрущёв счёл нужным заручиться поддержкой партийной верхушки. Решение о публикации «Одного дня Ивана Денисовича» принято 12 октября 1962 г. на заседании Президиума ЦК КПСС под давлением Хрущёва.

 И только 20 октября он принял Твардовского, чтобы сообщить о благоприятном результате его хлопот. 

О самом рассказе Хрущёв заметил: 

Публикация рассказа

Рассказ для весомости был назван редакцией повестью и был опубликован в журнале «Новый мир» (1962. №11. С. 8-74).

11 июня 1963 г. Владимир Лакшин записал:

Солженицын о публикации рассказа

Солженицын в радиоинтервью к 20-летию выхода «Одного дня Ивана Денисовича» для Би-би-си, 8 июня 1982 г.:

Солженицын в телеинтервью компании CBS 17 июня 1974 г.:

Солженицын в радиоинтервью для Би-би-си 8 июня 1982 г.:

Со второй половины 60-х гг. рассказ «Один день Ивана Денисовича» изымался из обращения в СССР вместе с другими публикациями Солженицына. 

Окончательный запрет на них введён приказом от 14 февраля 1974 г., где перечислены подлежащие изъятию из библиотек общественного пользования номера журнала «Новый мир» с произведениями писателя (№11, 1962; №1, 7, 1963; №1, 1966) и отдельные издания «Одного дня Ивана Денисовича», включая перевод на эстонский язык и книгу «Для слепых». 

Приказ снабжён примечанием: «Изъятию подлежат также иностранные издания (в том числе газеты и журналы) с произведениями указанного автора». 

Снятие запрета

Запрет снят запиской Идеологического отдела ЦК КПСС от 31 декабря 1988 г. 

С 1990 г. «Один день Ивана Денисовича» снова издаётся на родине. 

Это была история создания рассказа «Один день Ивана Денисовича» Солженицына — история написания и публикации рассказа и интересные факты о рассказе.

Смотрите: Все материалы по рассказу

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/02/istorija-sozdanija-Odin-den-Ivana-Denisovicha-Solzhenicyn.html

Об истории создания и появлении в печати произведения А. И. Солженицына «Одного дня Ивана Денисовича»

По мнению самого А. И. Солженицына, история создания произведения довольно-таки проста. Первоначально мысль о таком рассказе возникла у него в 1952 году. Находясь в тот момент в заключении, писатель не мог её осуществить. Так продолжалось долгих 7 лет.

Произведение первоначально имело название «Щ-854 (Один день одного зэка)». Автор вспоминал: «Сел, и как полилось! со страшным напряжением! Потому что в тебе концентрируется сразу много этих дней. И только чтоб чего-нибудь не пропустить.

Я невероятно быстро написал “Один день Ивана Денисовича”».

«Как это родилось?» — продолжал рассказывать писатель. — Просто такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно было описать весь лагерный мир — одним днём.

Конечно, можно описать вот свои десять лет лагеря, там всю историю лагерей, — а достаточно в одном дне всё собрать, как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра и до вечера. И будет всё».

По признанию писателя, главный образ произведения был собирательный, он сложился из личного опыта автора, наблюдений за осуждёнными, а также отчасти прототипом образа стал никогда не сидевший солдат Шухов, воевавший с Солженицыным в годы войны. Остальные герои были взяты все из лагерной жизни, с их настоящими биографиями.

Первому появлению рассказа в печати предшествовала настоящая драматическая история.

Писатель, хранивший всё написанное в специальных тайниках, осенью 1961 года через своего бывшего тюремного друга передал «облегчённую» после авторской редакции рукопись рассказа «Щ-854» в журнал «Новый мир».

«Я отдал, — вспоминал Александр Исаевич, — и охватило меня волнение, только не молодого славолюбивого автора, а старого огрызчивого лагерника, имевшего неосторожность дать на себя след».

Главный редактор журнала — известный российский поэт А. Т. Твардовский — очень высоко оценил рукопись. Вскоре А. И. Солженицын получил телеграмму из журнала с приглашением прибыть в редакцию. Ближайшие недели и месяцы были посвящены тому, как получить разрешение на печать рассказа. С просьбой решить этот вопрос А. Т. Твардовский решил написать письмо самому Н. С.

Совет

Хрущёву — руководителю страны в тот период. Письмо долго сочинялось и редактировалось, но всё же попало в нужные руки. После двукратного обсуждения рассказа руководство страны разрешило напечатать «Ивана Денисовича». 20 октября 1962 года Н. С. Хрущёв принял Твардовского и объявил своё «высочайшее добро».

Читайте также:  Сочинение-анализ рассказа челкаш горького

Рассказ появился уже в ноябрьском номере журнала и сразу стал настоящей сенсацией. Как писал ближайший соратник А. Т. Твардовского, литературный критик и литературовед Владимир Лапшин, ещё «не было такого мгновенного и ослепительного успеха книги. Два её отдельных издания разошлись в считанные часы.

Находились энтузиасты, которые, не имея шанса достать журнал или книгу, переписывали для себя и своих знакомых её текст от руки, просиживая вечера в библиотеке до самого её закрытия».

Источник: http://www.sochuroki.com/ob-istorii-sozdaniya-i-poyavlenii-v-pechati-proizvedeniya-a-i-solzhenicyna-odnogo-dnya-ivana-denisovicha/

«Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына: жанровое определение, история создания, общественный резонанс, поэтика. «В круге первом»: жанровые признаки, пространственно-временная организация, система образов

Повесть А. Солженицина «Один день Ивана Денисовича», опубликованная в 11-м номере ж. «Новый мир» за 1962г., стала важнейшим событием литературной и общественной жизни страны. Читателей поразила правда об огромной лагерной зоне ГУЛАГ.

Солженицин поставил в центр не коммуниста, незаслуженно пострадавшего от репрессий, но при этом оставшегося верным революционным идеалам, а простого мужика.

Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего вместе с автором в советско-германскую войну, общего опыта пленников и личного опыта автора в особом лагере каменщиком.

Герою дано имя, ставшее олицетворением понятия «русский»: Иван. Характер главного героя совсем не затронут влиянием социальной среды, его словно бы не коснулись исторические условия, в которых он сформировался, идеология того времени.

Есть в Иване Денисовиче и чувство родства к товарищам по бригаде, на многие годы заменившим ему семью и друзей, почтение к старшему бригадиру, уважительное отношение к вере.

Всё это и составляет ту твёрдую нравственную основу, которая не даёт человеку сломаться, помогает выжить и вызывает уважение к нему.

Особое значение в ряду нравственных ценностей народа занимает отношение к труду. Шухов – первый в бригаде мастер. В центре внимания писателя оказывается неистребимость человеческого в человеке.

Обратите внимание

Трудовой порыв зэков – это момент истины, когда сквозь трагические обстоятельства, прорывается генетически заложенное в человеке уважение к хорошо сделанной работе  и умение трудиться.

Автор стремится передать читателю своё понимание того, какое духовное спасение – труд, позволяющий бесправным заключённым почувствовать себя людьми.

В первоначальном варианте автор назвал произведение «Щ-854(Один день одного зэка)», а затем, по совету Твардовского, изменил название на «Один день…». В результате произошла смена акцентов: с мысли о типичности судьбы заключённого на философскую по универсальности своей идею стойкости национального характера, прочности нравственных устоев человека. 

С 1960-х годов продолжается спор о жанре «Одного дня…». По словам автора, он писал своё произведение как рассказ, но журнал «Новый мир» с согласия писателя дал «Ивану Денисовичу» определение «повесть», и эта жанровая характеристика стала общеупотребительной.

Но в произведении заключён столь значительный эпический потенциал, что для него тесны определения рассказа и повести. Здесь зашифрована важнейшая информация о судьбе русского в суровых испытания ХХ века.

Столь значительное, свойственное жанру эпопеи, спрессовано в рамках повести, что приводит к необходимости использовать приёмы максимальной концентрации изображаемого.

Так формируется важнейший принцип композиции – «узел», который позднее будет положен в основу крупнейших произведений Солженицина. Наличие смысловых и композиционных узлов помогает добиться плотности и ёмкости повествования.

Таким узлом в повести становится день. Здесь, как замечает западный исследователь Ж. Нива, решается задача, интересная для Солженцина-математика:  «День – математическая точка, через которую проходят все планы-плоскости жизни».

В центре изображения один день обычного заключённого. «В пять часов утра, как всегда, пробило подъём…» — такой фразой начинается произведение, сразу акцентируя повторяемость, типичность всего, что будет здесь изображено.

Рядовой день этот оказывается слепком целой жизни.

Ничего особенного не происходит, главное событие – сам лагерь, его устройство, его трудно постигаемая непосвящёнными жизнь. Правила этой жизни, люди, включённые в неё, даны глазами главного героя.

Важно

Лагерь представляет собой срез общества, лишь конфликты здесь выражены более отчётливо и резко. Среда заключённых неоднородна, и главный принцип этого расслоения – не отмеренный срок или какие-либо социальные критерии.

В лагере облетают «вынесенные за скобки» фактом ареста общественное положение, образование, возраст, остаётся человек таков, какой он есть.

День главного героя вместил в себя целую жизнь ещё и потому, что включает многое выходящее за рамки забот о хлебе насущном. Это воспоминания о прошлом и размышления о том, чем живет страна.

Автор прикоснулся к целому комплексу отдельных проблем, которые в те годы даже не были поставлены: начало и размах репрессий, национальный опрос, преследования за инакомыслие, гонения на веру.

Особую красочность придают языку точные, ёмкие, близкие к пословицам  и поговоркам выражения. Органично включаются сами пословицы и поговорки. Особый речевой строй произведения становится формой выражения народного сознания.

«Один день Ивана Денисовича» знаменует собой «новое летоисчисление в литературе».        

В традиционном ключе, написан ироман А. Солженицына «В круге первом» (1955-1968, 1990). Здесь речь идет о «шарашке» — тюрьме, где специально отобранные заключенные вели по заданию администрации научную работу.

Известно, что через «шарашки» прошли такие знаменитые люди, как ракетчик С.П. Королев, авиаконструктор А.Н. Туполев. В романе Солженицына угадываются прототипы персонажей, в их числе и сам автор.

В этом произведении писатель обнаружил дар увлекательного изложения, мастерского строения сюжета. 

Источник: https://students-library.com/library/read/46441-odin-den-ivana-denisovica-ai-solzenicyna-zanrovoe-opredelenie-istoria-sozdania-obsestvennyj-rezonans-poetika-v-kruge-pervom-zanrovye-priznaki-prostranstvenno-vremennaa-organizacia-sistema-obrazov

«Это было как взрыв бомбы»: 55 лет назад в СССР напечатана первая повесть Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

18 ноября 1962 года в журнале «Новый мир» была напечатана небольшая повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича», рассказывающая о жизни заключённого ГУЛАГа.

Публикация произвела эффект разорвавшийся бомбы: советскому читателю впервые открылась правда о сталинских лагерях.

О том, каким образом «взрывоопасному» литературному произведению удалось пройти советскую цензуру и как повесть повлияла на сознание современников, — в материале RT.

Совет

Сюжет «Одного дня Ивана Денисовича» тесно связан с биографией автора. В 1945 году капитан Красной армии Александр Солженицын был арестован прямо на фронте за письмо другу, в котором, по мнению цензуры, содержалась критика Сталина. Через несколько месяцев молодого офицера приговорили к восьми годам лагерей и ссылке.

С августа 1950-го по февраль 1953 года Солженицын отбывал заключение в Экибастузском каторжном лагере на севере Казахстана. Именно там, на общих работах, у него возник замысел повести об одном дне из жизни заключённого.

«Я в 1950 году, в какой-то долгий лагерный зимний день таскал носилки с напарником и подумал: как описать всю нашу лагерную жизнь? По сути, достаточно описать один всего день в подробностях, в мельчайших подробностях, притом день самого простого работяги, и тут отразится вся наша жизнь. И даже не надо нагнетать каких-то ужасов, не надо, чтоб это был какой-то особенный день, а рядовой, вот тот самый день, из которого складываются годы», — вспоминал Александр Солженицын спустя 20 лет после выхода повести в одном из радиоинтервью.

Читайте также:  Сочинение анализ оды ломоносова на день восшествия елизаветы петровны

В 1957 году решением Военной коллегии Верховного суда СССР Солженицына реабилитировали. Писатель поселился в Рязани, где преподавал старшеклассникам физику и астрономию.

Спустя два года Солженицын вспомнил о замысле девятилетней давности: «только в 1959-м, через девять лет, я сел и написал. Писал я его недолго совсем, всего дней сорок, меньше полутора месяцев.

Это всегда получается так, если пишешь из густой жизни, быт которой ты чрезмерно знаешь, и не то что не надо там догадываться до чего-то, что-то пытаться понять, а только отбиваешься от лишнего материала, только-только чтобы лишнее не лезло, а вот вместить самое необходимое».

Главным героем произведения стал простой, необразованный человек, далёкий от творческих занятий и замыслов, — Иван Денисович Шухов.

Также по теме

В темнице сырой: 10 знаменитых литераторов, побывавших в заключении

105 лет назад поэт Гийом Аполлинер был арестован и заключён в тюрьму в связи с подозрением в похищении экспонатов Лувра. Пять дней…

«В лагерную летопись Солженицына, которую он вёл с 1947 года, пришёл новый герой: политический зэк из самых низов. На долю такого выпадает только чёрный труд в течение всего срока — общие работы, от которых бегут все, кто может зацепиться за профессию и образование, хитрость или нахальство.

У того, кто до войны был простым колхозником, а на войне — рядовым солдатом нет привычки образованного человека к занятиям, которые просветляют мрак тюрьмы и барака, нет в памяти книжных образов и стихов, нет самой привычки к чтению, чтобы заполнить краткий досуг», — так описывает Ивана Денисовича в своей книге «Александр Солженицын» доктор филологических наук Людмила Сараскина.

Сам писатель так объяснял свой выбор: «Ивана Денисовича я с самого начала так понимал, что не должен он быть такой, как вот я, и не какой-нибудь развитой особенно, это должен быть самый рядовой лагерник.

Обратите внимание

Мне Твардовский потом говорил: если бы я поставил героем, например, Цезаря Марковича, ну там какого-нибудь интеллигента, устроенного как-то в конторе, то четверти бы цены той не было. Нет.

Он должен был быть самый средний солдат этого ГУЛАГа, тот, на кого все сыпется».

Как Хрущёв и Твардовский читали рукопись

Солженицын написал повесть за 40 дней, а затем ещё год ждал её публикации. История выхода произведения в свет оказалось довольно непростой.

По итогам XXII съезда КПСС в октябре 1961 года Никита Хрущев усилил меры борьбы с культом личности Сталина. Тогда же Солженицын решил передать машинописный экземпляр рассказа через своих товарищей в отдел прозы журнала «Новый мир». На рукописи автор указан не был, редакторы увидели лишь некий код Щ-854 — лагерный номер, который был на телогрейке главного героя повести Ивана Шухова.

  • Александр Твардовский
  • © Wikimedia Commons

Спустя несколько дней Твардовский отправил Солженицыну телеграмму с просьбой срочно приехать в московскую редакцию «Нового мира». На встрече по предложению Твардовского рассказ решили переименовать в «Один день Ивана Денисовича» и «для весомости» назвать повестью.

Также по теме

От Толстого до Алданова: какие русские писатели могли бы получить Нобелевку по литературе

Совсем скоро станет известен лауреат Нобелевской премии по литературе 2016 года. За всю историю только пять отечественных писателей и…

Однако одного желания главреда «Нового мира» опубликовать произведение было недостаточно.

«Организационная, техническая и политическая стороны публикации какого-либо текста в Советском Союзе сильно отличалась от современного положения.

Любой текст, напечатанный в СССР, должен был пройти цензуру —Главлит (Главное управление по охране военных и государственных тайн в печати при Совете министров СССР) — огромное учреждение со штатом цензоров. Если посмотреть на выходные данные журналов и книг того времени, то можно найти там странные буквы и цифры, напоминающие шифры.

Эти таинственные знаки — личный код цензора, сотрудника Главлита, который читал и давал разрешение на публикацию», — пояснил в интервью RT главный редактор журнала «Новый мир» Андрей Василевский.

Пропустить столь «взрывоопасный» текст советская цензура не могла. По словам Василевского, повесть была напечатана с разрешения Никиты Хрущёва.

  • Никита Хрущёв
  • РИА Новости

«Была очень специфическая минута, когда содержание текста совпало с интересами первого лица в государстве. Вдруг оказалось, что это произведение с точки зрения политики десталинизации — как раз то, что нужно. Второе обстоятельство заключалось в том, что Хрущёву произведение действительно понравилось.

Ему понравилось, что главный герой не интеллигент, а простой мужик, человек из народа. Но чтобы Хрущёв дал разрешение на печать, сначала ему надо было про эту рукопись узнать.

Если бы не упорство редакции «Нового мира» и самого Твардовского, который передал письмо с рукописью помощнику Хрущёва, журналисту Владимиру Лебедеву, глава государства про рассказ, вероятно, так бы и не узнал», — рассказал Василевский.

В книге «Бодался телёнок с дубом» Солженицын пишет: «На даче в Пицунде Лебедев стал читать Хрущёву вслух. Никита хорошо слушал эту забавную повесть, где нужно смеялся, где нужно ахал и крякал, а со средины потребовал позвать Микояна, слушать вместе. Всё было одобрено до конца. Микоян Хрущёву не возражал, судьба рассказа была решена».

«Где вся правда написана»

12 октября 1962 года Президиум ЦК КПСС принял решение о публикации рассказа, а спустя неделю Хрущёв объявил об этом решении Твардовскому. Наконец, 18 ноября вышел 11-й номер «Нового мира», в котором был напечатан «Один день Ивана Денисовича».

  • Номер журнала«Новый мир», где был опубликован первый повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Журнал вышел тиражом 96 тыс. экземпляров, но уже очень скоро было принято решение допечатать ещё 25 тыс. Правда, и этого оказалось мало: произведение перепечатывали на машинках, переписывали от руки, рассказывали друзьям и знакомым.

Очень скоро весть о публикации облетела весь мир.

  • Американское издание повести «Один день Ивана Денисовича»
  • © Издательство Signet Classic, 1963 год

Солженицын стал знаменитостью, к которой потоком поступали письма читателей. «Когда напечатался «Иван Денисович», то со всей России как взорвались письма ко мне, и в письмах люди писали, что они пережили, что у кого было. Или настаивали встретиться со мной и рассказать, и я стал встречаться.

Все просили меня, автора первой лагерной повести, писать ещё, ещё, описать весь этот лагерный мир. Они несли и несли мне недостающий материал. Так я собрал неописуемый материал, который в Советском Союзе и собрать нельзя, — только благодаря «Ивану Денисовичу».

Так что он стал как пьедесталом для «Архипелага ГУЛАГа», — вспоминал Солженицын в одном из интервью.

  • Первое издание отдельной книгой (Москва, издательство «Советский писатель», 1963 год)

После отставки Хрущёва, в годы застоя, произведение Солженицына начали подвергать критике. В 1974 году писателя выслали из России, и все его произведения, изданные в СССР, в том числе «Один день Ивана Денисовича», были изъяты из советских библиотек.

Лишь с 1990 года этот рассказ снова стали печатать на родине Александра Солженицына.

Источник: https://russian.rt.com/science/article/450733-solzhenicin-odin-den-ivana-denisovicha

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector