История создания романа пушкина капитанская дочка история написания

Первоначальные задумки автора и переосмысление всего произведения. Процесс создания повести «Капитанская дочка»

Сочинения › Пушкин А.С. › Капитанская дочка

Готовые Домашние Задания

С середины 1832 года А. С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева.

Поэту царем была предоставлена возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению. Пушкин обращается к неопубликованным документам из семейных архивов и частных коллекций.

В его «Архивных тетрадях» сохранились копии именных указов и писем Пугачева, выписки из донесений о боевых действиях с отрядами Пугачева.

В 1833 году Пушкин решает поехать в те места Поволжья и Приуралья, где происходило восстание. Он рассчитывает на встречи с очевидцами этих событий. Получив разрешение императора Николая I, Пушкин выезжает в Казань.

«Я в Казани с пятого Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону», – пишет он жене Наталье Николаевне 8 сентября.

Обратите внимание

Далее поэт направляется в Симбирск и Оренбург, где тоже посещает места боев, встречается с современниками событий.

Из материалов о бунте сложилась «История Пугачева», написанная в Болдине осенью 1833 года. Этот труд Пушкина вышел в 1834 под названием «История Пугачевского бунта», которое дал ему император.

Но у Пушкина зрел замысел художественного произведения о пугачёвском восстании 1773–1775 годов. Он возник ещё во время работы над «Дубровским» в 1832 году. План романа о дворянине-отщепенце, оказавшемся в лагере Пугачёва, несколько раз менялся.

Это объясняется и тем, что тема, к которой обращался Пушкин, в идейно-политическом плане была острой и сложной. Поэт не мог не думать о цензурных препятствиях, которые предстояло преодолеть.

Архивными материалами, рассказами живых пугачёвцев, которые он слышал во время поездки по места восстания 1773–1774 годов, можно было пользоваться с большой осторожностью.

По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Прототипом его был подпоручик 2-го гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который «предпочел гнусную жизнь – честной смерти». Имя его упоминалось в документе «О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников».

Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачёвских событий – Башарине. Башарин был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв.

В правительственном сообщении о ликвидации пугачёвского восстания и наказании Пугачёва и его сообщников от 10 января 1775 года имя Гринёва числилось среди тех, кто вначале подозревались «в сообщении с злодеями», но «по следствию оказались невинными» и были освобождены из-под ареста.

Важно

В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гринёву противопоставлен дворянин-изменник, «гнусный злодей» Швабрин, что могло облегчить проведение романа через цензурные преграды.

Пушкин продолжал работать над этим произведением в 1834 году. В 1836 году перерабатывал его. 19 октября 1836 года – дата окончания работы над «Капитанской дочкой». «Капитанская дочка» была напечатана в четвертом номере пушкинского «Современника» в конце декабря 1836 года, за месяц с небольшим до гибели поэта.

Каков жанр «Капитанской дочки»? Пушкин писал цензору, передавая ему рукопись: «Имя девицы Мироновой вымышленное. Роман мой основан на предании…».

Что такое роман, Пушкин объяснял так: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». То есть Пушкин считал свое произведение историческим романом.

И все же «Капитанскую дочку» – небольшое по величине произведение – в литературоведении чаще именуют повестью.

Сочинения по теме:

  • Превращение из бесславной трусихи в решительную героиню на страницах повести Пушкина сочинение
  • Нерешительная по натуре, но такая смелая и героичная Маша Миронова в повести «Капитанская дочка» сочинение
  • Упорство и решительность Маши Мироновой в плену у Швабрина сочинение
  • Пушкинское разрешение проблемы, или как разделить все общество и каждого отдельного человека сочинение

Источник: http://1soch.ru/pushkin-as/kapitanskaya-dochka/pervonachalnye-zadumki-avtora-i-pereosmyslenie-vsego-proizvedeniya

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы (Пугачёв и Гринёв)

С середины 1832 года Александр Сергеевич Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Ивановича Пугачёва.

Император Николай I разрешил поэту ознакомиться с секретными материалами о восстании. А также о действиях властей по его подавлению.

Пушкин изучает неопубликованные документы из семейных архивов и частных коллекций. Он отыскал многое. В его «Архивных тетрадях» сохранились копии писем и именных указов Пугачёва, выписки из донесений о боях с отрядами Пугачёва.

Совет

С разрешения императора в 1833 году Пушкин выезжает в те места, где происходило восстание. Он побывал в Казани, в Симбирске и Оренбурге. Там Пушкин посетил места боев, встретился с современниками событий.

Из материалов о бунте сложилась «История Пугачёва», написанная в Болдине осенью 1833 года. Этот труд Пушкина вышел в 1834 году под названием «История Пугачёвского бунта». Название произведению присвоил сам император.

Однако Пушкин задумал написать и художественное произведение о пугачёвском бунте.

Каков же жанр «Капитанской дочки»? Пушкин писал цензору, передавая ему рукопись: «Роман мой основан на предании…».

Что такое роман, Пушкин объяснял так: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». То есть Пушкин считал своё произведение историческим романом.

И все же «Капитанская дочка» – это небольшое по величине произведение. Поэтому его чаще называют повестью.

Несколько раз автор менял план произведения, по-разному строил сюжет и переименовывал героев. Сначала героем произведения задумывался молодой дворянин, согласившийся служить Пугачёву.

Поэт изучал историю дворянина Шванвича, который добровольно перешёл на сторону восставших.

Эта фамилия упоминалась в царском указе «О наказании смертною казнью изменника бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников».

А вот главный герой «Капитанской дочки» Гринёв был создан автором на основании реальной истории офицера Башарина, взятого под стражу властью. Его подозревали в связях с Емельяном Пугачёвым, но позже это не подтвердилось. Офицер был признан невиновным и освобождён.

Обратите внимание

Главная героиня «Капитанской дочки» — Мария Миронова, дочь капитана Белогорской крепости.

Именно из-за неё дерутся на дуэли Гринёв и Швабрин. Хотя она не может принадлежать ни одному из них. Петру родители запретили и думать о женитьбе на бесприданнице, а бесчестному Швабрину нет места в сердце девушки. Она не поддалась ему во время захвата крепости, когда он силой пытался добиться её благосклонности.

В Маше собраны лучшие черты характера русской женщины: чистота нрава, душевное тепло, терпение и готовность к самопожертвованию, стойкость духа и умение быть верной своим принципам.

Когда Гринёва арестовали по подозрению в сочувствии Пугачёву, Маша доходит до самой императрицы, — очень сложное по тем временам дело. Ей удаётся отстоять свою любовь: Екатерина Великая милует Гринёва.

Емельян Пугачёв – один из самых ярких образов повести. Его Пушкин показывает с двух разных сторон. Один Пугачёв – это умный, с большой смекалкой и проницательностью мужик, которого мы видим как простого человека, описанного в личных отношениях с Гринёвым. Он помнит добро, оказанное ему, и испытывает глубокую признательность за это.

С другой стороны, Пугачёв – жестокий и беспощадный палач, отправляющий людей на казнь. Эта сторона Пугачёва – отвратительная, поражающая своей  жестокостью.

Повесть «Капитанская дочка» даёт понять, что Пугачёв — злодей поневоле. Он выбран на роль «вожатого» старейшинами и после был предан ими же.

Но в то же время Пугачёв не бездушная марионетка в руках старейшин, он прилагает все мужество, настойчивость и душевные силы для успеха восстания.

Пугачёв понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. Пугачёв назвался царём-избавителем, но люди не пошли бы за ним, если бы он не вёл себя, как настоящий повелитель и избавитель.  

Последняя встреча Пугачёва и Гринёва происходит за минуту до казни пленённого бунтовщика.

Важно

 В это страшное мгновение Пугачёв узнает того, кого полюбил за честность, храброе и доброе сердце, и кивает ему. «Через минуту его голова, мёртвая и окровавленная, была показана народу».

Ещё один образ, без которого повесть была бы гораздо беднее, – яркий, сочный образ Савельича, выходца из народа. Крепостной Савельич свято верит, что рождён лишь для того, чтобы служить своему господину.

 Другой жизни он себе и представить не может. Но его служение господам — это не раболепие, он полон чувства собственного достоинства и благородства. Своего молодого хозяина он любит по-отечески, заботится о нем и страдает от несправедливых упрёков в свой адрес.

Жизнеописание Гринёва является основой сюжета романа. Уехав из дома, Гринёв то и дело попадает в ситуации нравственного выбора.

Сначала они ничем не отличаются от тех, что бывают в жизни каждого человека (проигрыш ста рублей Зурину, буран, любовный конфликт).

И уже в эти моменты мы видим, что герой абсолютно не готов к жизни и должен полагаться только на нравственное чувство. Семья не смогла дать ему знания жизни и людей.

Нравственные качества героя раскрываются во время бунта. Уже в день взятия Белогорской крепости ему несколько раз приходится выбирать между честью и бесчестием, между жизнью и смертью.

Так, например, Гринёв должен поцеловать руку Пугачёва, то есть признать в нем царя. Пугачёв пытается получить от Гринёва обещание «хотя бы не воевать» против него.

Во всех этих случаях герой, рискуя жизнью, проявляет твёрдость и неуступчивость.

Но самое главное испытание впереди. В Оренбурге, получив письмо Маши, Гринёв должен сделать решающий выбор: солдатский долг требует остаться в осаждённом городе. А долг чести требует откликнуться на отчаянный призыв Маши: «вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную».

 Гринёв-человек побеждает Гринёва-солдата, присягнувшего императрице. Герой решается уехать из Оренбурга, а затем воспользоваться помощью Пугачёва.

Даже во время следствия Гринёв демонстрирует высокую нравственность. Страхом запятнать честь Маши был вызван отказ Гринёва назвать её во время следствия (сама «мысль впутать имя её между гнусными изветами злодеев» показалась ему «ужасной»). Из всех испытаний Гринёв вышел с честью, сохранив в себе достоинство человека.

Совет

Честь стала в романе Пушкина мерой человечности и порядочности всех героев. Отношение к чести и долгу развело Гринёва и Швабрина. Искренность, открытость и честность Гринёва привлекли к нему ПугачёваМоя искренность поразила Пугачёва», — замечает автор записок).

Читайте также:  Сочинение юрий гагарин первый космонавт

 «Сравнительно с «Капитанской дочкой», — восхищённо замечал Николай Васильевич Гоголь, — все наши романы и повести кажутся приторной размазнёю. Чистота и безыскусственность взошли в ней на такую высокую степень, что сама действительность кажется перед нею искусственной и карикатурною…».

Источник: https://videouroki.net/video/11-a-s-pushkin-kapitanskaya-dochka-istoriya-sozdaniya-proizvedeniya-geroi-i-ih-istoricheskie-prototipy-pugachyov-i-grinyov.html

История создания повести Пушкина «Капитанская дочка»

«Капитанская дочка» – исторический роман, над которым А.С. Пушкин работал в течение трех лет (1833-1836). Написанию произведения предшествовала долгая и кропотливая текстологическая и историческая работа.

Изначально Пушкин, интересовавшийся историей Пугачевского восстания, намеревался создать документальное произведение. Поэт получил разрешение Николая I на доступ к неопубликованным материалам и документам о восстании, а также семейным архивам.

В 1833 году Пушкин отправился в Приуралье и Поволжье, где происходили основные действия восстания. Там он расспрашивал современников Пугачева, участников и свидетелей восстания.

Именно эти уникальные материалы легли в основу исторического труда Пушкина «История Пугачевского бунта».

Однако этим работа над материалами о восстании была не закончена: тогда же рождается замысел художественного произведения о Пугачевском бунте. Яркая и, безусловно, заслуживающая внимания фигура Пугачева интересовала Пушкина не только как историка, но и как поэта. Кроме того, острый политический и социальный конфликт восстания наталкивал на идею о создании романа.

Однако именно это могло и вызвать сложности для публикации из-за цензуры, ужесточившейся при Николае I. Из-за этого Пушкин переписывал роман множество раз – сохранились черновики с несколькими планами произведения. Первый вариант был написан еще в 1833 году, однако переработка романа длилась вплоть до октября 1836 года.

Дошедшие до нас редакции доказывают сложность работы над произведением.

Для создания главного персонажа Пушкин изучал исторические данные о сообщниках Емельяна Пугачева.

Прототипами Швабрина и Гринева считаются два человека: подпоручик Шванвич, перешедший в ходе восстания на сторону Пугачева, и пленник Пугачева Башарин, который сумел сбежать и присоединиться к армии, пытавшейся подавить восстание.

Обратите внимание

Фамилия Гринева (в первых редакциях – Буланина) тоже выбрана не случайно. Некто Гринев числился в списках людей, которых подозревали в причастности к организации бунта, но потом оправдали как невиновных.

Запланированная изначально противоречивая фигура главного героя-дворянина в последних редакциях была заменена двумя совершенно разными персонажами: в романе мы видим благородного, честного Гринева и безнравственного изменника Швабрина. Такой прием противопоставления антагониста главному герою устранил сложности при прохождении цензуры.

Известно, что толчком к созданию Пушкиным исторического романа послужили появившиеся в 30-х гг. XIX в. в России переводы романов Вальтера Скотта.

Правильно уловив жанровую суть художественного произведения, опирающегося на реальные исторические данные, Пушкин правдоподобно воссоздал в своем романе эпоху и раскрыл личность важной исторической фигуры с помощью неповторимого стиля и мастерства художника.

Источник: https://PoetPushkin.ru/proza/kapitanskaya-dochka/istoriya-sozdania-kapitanskoy-dochki.html

История создания повести «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина

Меню статьи:

Работа над произведением

Над своей повестью «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин трудился в продолжение трех лет – с 1833 по 1836 год, а его написанию предшествовала кропотливая работа над исследованием исторических фактов. Первоначально целью автора было создать документальное произведение, но постепенно родился замысел написать художественную повесть о Пугачевском бунте.

Чтобы труд был полезным грядущим поколениям, автор опирался на факты, изложенные в документах о восстании, длившемся с 1773 по 1774 год, а также семейных архивах, разрешение на использование которых он получил от Николая Второго.

Но этого было мало, и Александр Сергеевич поехал в Приуралье и Поволжье – места, где происходили основные события Пугачевского восстания. Огромный вклад в работу внесли свидетельства очевидцев – непосредственных участников, а также свидетелей Пугачевской войны.

Прототипы главных героев произведения

Немаловажен тот факт, что прототипами произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» стали реальные люди.

Изучая исторические данные о том, кто был сообщниками Пугачева, автор произведения решил создать образ Швабрина, используя факты о подпоручике Шваниче, который в ходе войны перешел на сторону бунтовщика Емельяна Пугачева. Главный герой повести Петр Гринев имел своим прототипом человека по фамилии Башарин.

Он будучи пленником, смог сбежать и присоединиться к армии, которая пыталась подавить восстание бунтовщика и его приверженцев. Фамилия Гринев тоже выбрана Александром Сергеевичем вовсе не случайно: некто с такой же фамилией числился в списках людей, которых поначалу считали виновными в организации бунта, но позже оправдали.

Работа над образами главных героев

Первоначально автор планировал создать главного героя с противоречивыми чертами характера, но позже его замысел изменился, и Пушкин решил, чтобы в сюжете романа фигурировали два совершенно противоположных по характеру и взглядам персонажа – Петр Гринев и Алексей Швабрин. Эти антиподы создают основу произведения, и характер каждого из них раскрывается в отношении к одной личности – девушке Маше Мироновой. Но, чтобы сделать правильные выводы о роли этих героев, нужно рассмотреть поведение каждого в контексте повести.

Личность Петра Гринева

Этот юноша получил нравственное воспитание у себя дома, отец старался по мере возможности контролировать поведение мальчика. Наконец, он отправил его служить в Белогородскую крепость в надежде, что сын получит важные жизненные уроки. Там Петр Гринев проявил себя добрым и благородным, не терпящим подлости и наглости.

Он смело вступается за честь любимой девушки Марии, прося освободить ее из заточения, даже невзирая на то, что при этом самому грозит опасность от Емельяна Пугачева. Для Гринева характерно безошибочное нравственное чутье. Он умеет быстро распознавать характеры окружающих его людей.

Так, оказавшись в Белогородской крепости и познакомившись с новыми людьми, герой смог оценить душевную чистоту Маши Мироновой и распознать подлую и низменную натуру Алексея Швабрина.

А вот в грозном бунтовщике Емельяне Пугачеве, казалось бы, отрицательном персонаже, Петр сумел рассмотреть незаурядного человека, которому наряду с отрицательными чертами характера присущи такие качества как широта русской души, ум и находчивость.

Несмотря на нормальное отношение к бунтовщику, Гринев никогда бы не смог сделаться предателем. Он предпочитал принять смерть через повешение, чем присягнуть на верность самозванцу, но Савельич спас своего господина.

А жертвенность Петра, который подарил простому мужику (которого впоследствии Гринев узнал в Пугачеве) заячий тулуп, спустя время, окупилась сторицей.

Описание характера Алексея Швабрина

Алексей Швабрин – полный антипод Петра Гринева, человек подлый, дерзкий, наглый и самовлюбленный. Убивший во время игры на шпагах своего знакомого, даже переведенный в наказание в крепость, он не изменил свой образ мышления, но снова проявлял свой скверный характер..

Не умеющий дружить, он из зависти клевещет на своего друга Петра Гринева, высмеивая его талант писать стихи. Несмотря на свой дворянский титул, Алексей в своем самолюбии не гнушается даже предательством и подлостью, причем совершает плохие поступки неоднократно.

Первый раз Алексей проявляет себя крайним подлецом на дуэли с Петром Гриневым, когда, воспользовавшись тем, что он отвернулся на окрик слуги, тяжело ранит его.

Важно

Яркое предательство мы видим после взятия бунтовщиками Белогородской крепости, когда в минуту опасности он, спасая свою шкуру, трусливо перебегает на сторону самозванца Пугачева! А как деспотично Швабрин отнесся к Марии Мироновой! Несмотря на то, что девушка осталась круглой сиротой в день нападения Пугачева на крепость, он запер ее в избе и держал на хлебе и воде, принуждая силой выйти замуж.

Создавая образ Швабрина, автор хотел показать человека, лишенного каких-либо моральных принципов и душевных качеств.

Образ Емельяна Пугачева

«Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай» – эти слова произнес Емельян Пугачев, предводитель крестьянского восстания, описанный в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Образ этого героя вызвал немало споров и возмущения в то время, ведь в первый раз смутьян и бунтовщик, являющийся предводителем крестьянского восстания, предстал перед читателем не в роли жестокого, кровожадного убийцы, а как талантливый и храбрый вождь народа, который сумел возглавить крестьянское восстание благодаря смекалке, уму, неиссякаемой энергии и выдающимся способностям.

В дворянстве он видел исключительно зло и жестоко расправлялся с теми, кто, по его мнению, угнетал простой бедный народ, крестьян. Александр Сергеевич Пушкин в лице Пугачева создал образ человека, который, несмотря ни на что, помнит о сделанном ему добре.

Из благодарности за заячий тулупчик и чарку водки, которыми Петр Гринев поделился во время бурана, Емельян Пугачев неоднократно сохраняет ему жизнь. Петр не раз убеждается в том, что этот человек не такой ужасный, каким преподносит его людям царская власть.

Александр Пушкин описывает Пугачева в своей повести не только как предводителя крестьянской войны, но и в образе простого казака. В его речи слышны присказки, пословицы, поговорки, иносказания.

Он заставляет называть себя «царем-батюшкой», и объясняет это требование тем, что на Руси всегда будет жить вера в доброго царя. В отношениях с подчиненными можно заметить демократизм и отсутствие чинопочитания.

Каждый имеет право высказать собственное мнение и не согласиться с точкой зрения «государя».

Таким образом, Емельян Пугачев – личность противоречивая и загадочная. К сожалению, его жизнь закончилась трагически – предводителя крестьянского восстания казнили через обезглавливание, но главными особенностями образа Емельяна Пугачева остаются героизм и величие.

Окончание работы над повестью «Капитанская дочка»

Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» была закончена , а затем опубликована в четвертом томе журнала «Современник» в 1836 году. Создав впервые реалистический исторический роман, автор мастерски и правдоподобно изобразил в произведении целую эпоху и раскрыл личность важной исторической фигуры – Емельяна Пугачева.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-pushkin/kapitanskaya-dochka-istoriya-sozdaniya.html

История создания «Капитанской дочки» Пушкина А.С

Замысел создать роман о восстании Пугачёва и участии в нём дворянина возникает у Пушкина в конце 1832 года, когда писатель работает над романом «Дубровский». Хотя «Дубровский» — роман из современной автору жизни, тема его важна для всей истории Российского государства: в нём идёт речь о роли русского дворянства в жизни общества и моральной ответственности дворянина.

Роман «Дубровский» не давал полного ответа на этот вопрос, возможно, поэтому Пушкин 6 февраля 1833 года завершает вторую часть романа и больше к нему не возвращается, даже не переписав созданное набело. На следующий день Пушкин обращается к военному министру А.И. Чернышёву с просьбой получить доступ к архивным материалам о восстании Пугачёва.

Эти дни считаются началом работы Пушкина над романом «Капитанская дочка».

В 1833 году Пушкин активно собирает исторические материалы для романа: изучает и делает выписки из архивных документов, читает исторические книги, посвящённые восстанию и личности Пугачёва.

Читайте также:  Сочинение по картине фельдмана родина 9 класс описание

В Болдине Александр Сергеевич прожил три осенних месяца в 1830 году. За это время писатель создал «Повести Белкина», завершил роман «Евгений Онегин» и многие другие произведения. Этот период творчества называется Болдинской осенью.

Совет

В 1833 году Пушкин пробыл в Болдине весь октябрь. За этот плодотворный месяц были написаны поэма «Медный всадник»,повесть «Пиковая дама», завершена «История Пугачёва», созданы многие поэтические произведения.

Писатель беседует со всеми, кто сохранил воспоминания о том времени, например с И.А. Крыловым, который был ребёнком в осаждённом Оренбурге.

Самым значительным событием в подготовке к написанию романа стала поездка Пушкина в августе — сентябре 1833 года по местам Пугачёвского восстания.

Писатель посетил Казань, Симбирск, Оренбург, оренбургские крепости, расспрашивал остававшихся в живых участников и очевидцев событий, записывал их рассказы. Многое из собранного впоследствии в художественной форме нашло отражение в романе «Капитанская дочка».

Работу над темой Пугачёвского восстания Пушкин разделяет на два этапа: сначала он пишет исторический труд «История Пугачёва», в котором описывает события и факты восстания, характеризует исторические лица того времени, воссоздаёт российскую действительность 70-х годов XVIII века. Над «Историей Пугачёва» Пушкин работает в 1833 году и заканчивает её после поездки по пугачёвским местам в своём селе Болдино, в октябре.

Затем на протяжении трёх лет Пушкин создаёт роман «Капитанская дочка» и печатает его в декабре 1836 года в журнале «Современник».

Благодаря тщательному изучению времени художественный вымысел — роман «Капитанская дочка» — создаётся на точной и достоверной исторической основе. Работа в два этапа также позволила Пушкину разделить задачи исторического и художественного произведения: в историческом труде автор описывает события и факты случившегося, в художественном — постигает суть и смысл событий.

Роман «Капитанская дочка» — последнее крупное произведение Пушкина.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/istorija_sozdanija_kapitanskoj_dochki_pushkina_a_s/53-1-0-2110

«Капитанская дочка» история написания

История создания «Капитанской дочки» может заинтересовать всех кто читал этот исторический роман Пушкина в сокращении или полностью.

Роман «Капитанская дочка», опубликованный в четвертой книжке журнала «Современник» за 1836 г., — итоговое произведение Пушкина. А как Пушкин писал «Капитанская дочка»?

С середины 1832 года А. С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева.

Поэту царем была предоставлена возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению. Пушкин обращается к неопубликованным документам из семейных архивов и частных коллекций.

В его “Архивных тетрадях” сохранились копии именных указов и писем Пугачева, выписки из донесений о боевых действиях с отрядами Пугачева.

Обратите внимание

В 1833 году Пушкин решает поехать в те места Поволжья и Приуралья, где происходило восстание. Он рассчитывает на встречи с очевидцами этих событий. Получив разрешение императора Николая I, Пушкин выезжает в Казань. “Я в Казани с пятого.

Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону”, – пишет он жене Наталье Николаевне 8 сентября.

Обратите внимание

Далее поэт направляется в Симбирск и Оренбург, где тоже посещает места боев, встречается с современниками событий.

Из материалов о бунте сложилась “История Пугачева”, написанная в Болдине осенью 1833 года. Этот труд Пушкина вышел в 1834 под названием “История Пугачевского бунта”, которое дал ему император. Но у Пушкина зрел замысел художественного произведения о пугачёвском восстании 1773–1775 годов.

План романа о дворянине-отщепенце, оказавшемся в лагере Пугачёва, несколько раз менялся. Это объясняется и тем, что тема, к которой обращался Пушкин, в идейно-политическом плане была острой и сложной. Поэт не мог не думать о цензурных препятствиях, которые предстояло преодолеть.

Архивными материалами, рассказами живых пугачёвцев, которые он слышал во время поездки по места восстания 1773–1774 годов, можно было пользоваться с большой осторожностью.

По первоначальному замыслу главным героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Прототипом его был подпоручик 2-го гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который “предпочел гнусную жизнь – честной смерти”. Имя его упоминалось в документе “О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников”.

Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачёвских событий – Башарине. Башарин был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв.

Важно

В правительственном сообщении о ликвидации пугачёвского восстания и наказании Пугачёва и его сообщников от 10 января 1775 года имя Гринёва числилось среди тех, кто вначале подозревались “в сообщении с злодеями”, но “по следствию оказались невинными” и были освобождены из-под ареста.

В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гринёву противопоставлен дворянин-изменник, “гнусный злодей” Швабрин, что могло облегчить проведение романа через цензурные преграды.

Работая над историческим романом, Пушкин опирался на творческий опыт английского романиста Вальтера Скотта (среди его многочисленных почитателей в России был сам Николай I) и первых русских исторических романистов М.Н.Загоскина, И.И.Лажечникова.

«В наше время под словом роман разумеют историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании» — так Пушкин определил основной жанровый признак романа на историческую тему. Выбор эпохи, героев и особенно стиль «вымышленного повествования» сделали «Капитанскую дочку» не только лучшим среди романов русских последователей В.Скотта.

По словам Гоголя, Пушкин написал «единственный в своем роде роман» — «по чувству меры, по законченности, по стилю и по изумительному мастерству обрисовывать типы и характеры в миниатюре…» Пушкин-художник стал не только соперником, но и «победителем» Пушкина-историка. Как заметил выдающийся русский историк В.О.

Ключевский, в «Капитанской дочке» «больше истории, чем в «Истории Пугачевского бунта», которая кажется длинным объяснительным примечанием к роману».

Пушкин продолжал работать над этим произведением в 1834 году. В 1836 году перерабатывал его. 19 октября 1836 года – дата окончания работы над “Капитанской дочкой”. “Капитанская дочка” была напечатана в четвертом номере пушкинского “Современника” в конце декабря 1836 года, за месяц с небольшим до гибели поэта.

Теперь вы знаете историю написания и создания романа Пушкина «Капитанская дочка» и сможете понять весь историзм произведения.

Источник: http://ktoikak.com/kapitanskaya-dochka-istoriya-sozdaniya/

История создания, смысл названия и историческая основа повести «Капитанская дочка»

Отчасти Пушкина на создание «Капитанской дочки» вдохновил Вальтер Скотт, мастер исторического романа. Его творения начали переводить, и русская публика была в восторге от авантюрных сюжетов и таинственного погружения в другую эпоху.

Тогда писатель как раз работал над хроникой восстания, научным трудом, посвященным крестьянскому бунту Пугачева.

У него скопилось много полезного материала для реализации художественного замысла раскрыть читателю кладезь богатой на события русской истории.

Совет

Вначале он планировал описать именно предательство русского дворянина, а не нравственный подвиг. Автор хотел сделать акцент на личности Емельяна Пугачева, а заодно и показать мотивы офицера, нарушившего присягу и присоединившегося к бунту.

Прототипом стал бы Михаил Шванвич, реально существующий человек, который из страха за свою участь состоял при канцелярии бунтовщика, а потом еще и дал на него показания.

Однако по цензурным соображениям книга вряд ли могла бы быть опубликована, поэтому писателю пришлось наступить на горло собственной песне и изобразить более патриотичный сюжет, тем более исторических примеров доблести у него было достаточно. А вот отрицательный пример сгодился для создания образа Швабрина.

Книга была издана за месяц до гибели автора в его же журнале «Современник», опубликована от лица Гринева.

Многие отмечали, что манера повествования того времени мастерки передана писателем, поэтому многие читатели были сбиты с толку и не понимали, кто же истинный творец мемуаров.

Кстати цензура все же взяла свое, изъяв из публичного доступа главу о крестьянском бунте в Симбирской губернии, откуда родом сам Петр.

Смысл названия

Произведение, как ни странно, озаглавлено не в честь Гринева или Пугачева, поэтому сразу и не скажешь, о чем же оно. Роман называется «Капитанская дочка» в честь Марии Мировой, главной героини книги. Пушкин, таким образом, отдает дань отваге девушки, которой никто от нее не ожидал. Она дерзнула просить за изменника у самой императрицы! И вымолила прощение для своего спасителя.

Кроме того, данная история так называется еще и потому, что Марья была движущей силой повествования. Из любви к ней юноша всегда выбирал подвиг. Пока она не заняла все его мысли, он был жалок: не хотел служить, проигрывал большие суммы в карты, высокомерно вел себя со слугой.

Как только искреннее чувство пробудило в нем мужество, благородство и смелость, читатель не узнал Петрушу: он превратился из недоросля в ответственного и храброго мужчину, к которому патриотизм и осознание собственного «я» пришли через сильные эмоции, обращенные к женщине.

Историческая основа

События в произведении происходили во времена правления Екатерины Второй. Историческое явление в романе «Капитанская дочка» носит название «пугачевщина» (этот феномен изучал Пушкин). Это бунт Емельяна Пугачева против царской власти. Он произошел в 18 веке. Описанные действия разворачиваются в Белгородской крепости, куда бунтовщик шел, набирая силы для штурма столицы.

Крестьянская война 1773 — 1775 развернулась на юго-востоке Российской Империи. В ней приняли участие крепостные и заводские крестьяне, представители национальных меньшинств (киргизы, башкиры) и уральские казаки. Все они были возмущены грабительской политикой правящей элиты и усиливающимся закрепощением простого народа.

Люди, не согласные с участью рабов, убегали на окраины страны и образовывали вооруженные банды с целью грабежа. Беглые «души» уже были вне закона, поэтому ничего другого им не оставалось. Над их трагической судьбой и размышляет автор, изображая предводителя восстания, не лишенного добродетели и похвальных черт характера.

Обратите внимание

А вот Екатерина Вторая демонстрирует крутой нрав и недюжинную жестокость. Императрица, по свидетельствам историков, действительно была волевой натурой, но не чуждалась самодурства и других прелестей абсолютной власти. Ее политика укрепляла дворянство, предоставляя ему всяческие привилегии, но вот простой народ вынужден был нести на себе ношу этих благодеяний.

Царский двор жил на широкую ногу, а не знатные люди голодали, терпели насилие и унижение рабского положения, проигрывались, продавались с молотка. Естественно, социальная напряженность только росла, а Екатерина не пользовалась народной любовью. Иностранка была замешана в заговоре и с помощью военных свергла своего мужа, законного правителя России.

Забитые и зажатые в тисках несправедливости крепостные верили, что убитый Петр Третий готовил указ об их освобождении, а супруга убила его за это. Суеверием и слухами воспользовался Емельян Пугачев, донской казак, объявивший себя спасшимся царем.

Читайте также:  Сочинения по рассказам шолохова

Он подстегнул недовольство вооруженных казаков, челобитные которых никто не слушал, и вдохновил на бунт крестьян, замученных произволом и барщиной.

Источник: https://rulit.online/articles/istoriya-sozdaniya-smysl-nazvaniya-i-istoricheskaya-osnova-povesti-kapitanskaya-dochka/

Пушкин А. С. «Капитанская дочка» История создания. Роман «Капитанская дочка»

Пушкин А.С. «Капитанская дочка»

История создания.

Роман «Капитанская дочка» писалась на протяжении нескольких лет: с 1833 по 1836 год. Пушкина давно привлекал замысел произведения о пугачевском бунте.

Стремясь к исторической точности, он тщательно штудировал печатные источники о Пугачеве, знакомился с документами о подавлении крестьянского восстания.

А в 1833 году даже предпринял поездку на Волгу и Урал, чтобы увидеть места грозных событий, услышать живые предания о пугачевщине, встретиться с участниками крестьянской войны 1773-1775 годов, услышать народные предания о пугачевском бунте.

Историческую основу романа составляют реальные события крестьянской войны. Пушкин подробно описал весь ход восстания: взятие крепостей, осаду Оренбурга. В художественном мире повести тесно переплелись исторические личности той эпохи (Пугачев, Хлопуша, Белобородое, Екатерина II) и вымышленные персонажи (Гринев, Швабрин, Маша Миронова).

Тема.

Историческая повесть «Капитанская дочка» — последнее произведение А. С. Пушкина, написанное в прозе. Это произведение отражает все наиболее важные темы пушкинского творчества позднего периода — место «маленького» человека в исторических событиях, нравственный выбор в жестких социальных обстоятельствах, закон и милосердие, народ и власть, «мысль семейная». Таким образом, «Капитанская дочка» — многотемное произведение. Основной темой повести является тема пугачевского бунта. Вторая тема (частная) — любовь разных поколений. В повести автор рассказывает о любви Марьи Ивановны и Петра Андреевича, Василисы Егоровны и Ивана Кузьмича.

Композиция.

Повесть построена в форме семейных записок. Такая форма изложения дала Пушкину возможность провести через цензуру произведение, в котором основной (но не единственной) является тема крестьянской революции. В то же время историческая линия (восстание под предводительством Пугачева) переплетается с частной (история взаимоотношений Гринева с с семьей Мироновых, с Швабриным и т. д.).
Важным композиционным элементом «Капитанской дочки» является сопоставление двух миров: народного, во главе которого стоит Пугачев, и дворянского, возглавляемого Екатериной II. Между ними идет борьба, и главные герой «семейственных записок» — Гринев и Маша Миронова — волею обстоятельств сталкиваются и с тем и другим.

Историческая линия. 

До десятой главы действие подчинено углублению конфликта и демонстрации контраста между дворянским и крестьянским мирами. Первый раз представители этих двух лагерей показаны во второй главе («Вожатый»): Пугачев и оренбургский генерал, начальник края. Вожатый — плоть от плоти народа, он кровно с ним связан. Генерал же оторван от народа, он даже плохо знает русский язык. Удовлетворяя просьбу старика Гринева, он назначает Петра Андреевича в Белогорскую крепость, так как там он будет «на службе настоящей, научится дисциплине». Однако, как вскоре становится ясно читателю, в Белогорской крепости не было ни службы, ни дисциплины.Это свидетельствует о том, что генерал имел весьма смутное представление о своих подчиненных и о том, что творилось на вверенных ему территориях.В восьмой главе описывается военный совет у Пугачева, а в десятой — у генерала. Они также даны контрастно. У Пугачева — живое, свободное обсуждение, в результате которого принимается смелое, правильное решение. Совет у генерала нарисован сатирически, и на нем принято совершенно противоположное решение: «всего благоразумнее и безопаснее внутри города ожидать осады», которая, как позднее отмечает Гринев, оказалась «гибельна для жителей».

Резко противопоставлены Гринев и генерал в отношении к судьбе Маши Мироновой, оказавшейся во власти Швабрина. Первый сам отправился в Белогорскую крепость выручать невесту. А генерал отказал ему в помощи.

При этом речи и действия генерала были совершенно справедливы и обоснованны с уставной точки зрения. Дав Гриневу войска, он нарушил бы правила военной теории; не дав их, он нарушает лишь требования человечности.

Генерал вовсе не жесток: как человек он сочувствует Гриневу, но действует как чиновник.

Пугачев. 

В то же время, безусловно, нельзя говорить о том, что Пушкин идеализирует Пугачева, представляющего крестьянский мир. С одной стороны, предводитель восстания Емельян Пугачев изображен Пушкиным не кровожадным убийцей, каким показывали его историки, а талантливым и смелым народным вождем.

Природные ум, сметка, энергичность, выдающиеся способности этого человека способствовали тому, что он возглавил крестьянское восстание.Пушкин изображает Емельяна Пугачева не только как предводителя восстания, но и как простого казака. Речь Пугачева наполнена пословицами, поговорками, иносказаниями, которых человеку из другой среды не понять.

Он заставляет называть себя царем-батюшкой, потому что в на-роде всегда жила вера в «доброго царя». В его отношениях с подчиненными полный демократизм, нет никакого чинопочитания, каждый может свободно Оспорить мнение своего «государя».

Важно

И все же главное в образе Емельяна Пугачева — это величие и героизм, что нашло выражение в символичном смысле сказки об орле и вороне. Герой считает, что лучше прожить жизнь короткую, но достойную, чем жить триста лет и питаться падалью.

Он ассоциирует себя с орлом, который живет «всего-навсего только тридцать три года», но зато пьет «живую кровь».

Подчеркивая в Пугачеве храбрость и героизм, ум и смекалку, Пушкин показывает в этом человеке лучшие черты русского национального характера. Но Пушкин далек от идеализации Пугачева — предводителя крестьянского восстания.

Он жестоко расправляется с теми, кого считает угнетателями крестьян. Для него нет хороших помещиков и представителей власти. В лице дворян он видит только врагов. Поэтому он так беспощаден к капитану Миронову и его подчиненным. Неслучайно в повести изображена трагическая смерть родителей Маши Мироновой, убитых пугачевцами.

Пушкин изображает Пугачева сложной и противоречивой натурой. С одной стороны, он вор и злодей, объявленный государственным преступником, но он же справедливый и благородный человек, помнящий добро, помогающий Гриневу выбраться занятой мятежниками крепости, а потом освобождающий Машу Миронову от тирании Швабрина.

Частная линия. 
В произведении соединяются две линии: историческая и частная.

В повесть, помимо крестьянского восстания под предводительством Пугачева, включается повествование об истории любви, ради которой Гринев отправляется в стан мятежников, а робкая и нерешительная Марья Ивановна Миронова едет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье.

Постепенно главной героиней романа становится Марья Ивановна — капитанская дочка. Из робкой «трусихи» она, по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню, сумевшую добиться торжества справедливости.

Маша Миронова. 

Семья Мироновых — простые, но сердечные люди. Их дочь впитала все лучшее от родителей. Маша внешне не представляет собой ничего необычного: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами»-. Однако она привлекает скромностью, добротой, чуткостью, естественностью. Гринев нашел в дочери капитана Миронова «благоразумную и чувствительную девушку». Она нравится всем, кто ее встречает: Гриневу и Швабрину, Савельичу и Пугачеву, попадье и царице.Маша спасает Гринева от позора и ссылки так же, как он спас ее от позора и гибели. Чувствуя себя «виновницей» случившегося несчастья, она едет к царице «просить милости». Непросто далось Маше это решение. Она в первый раз принимает на себя такую ответственность: не только за себя, но и за будущее, за честь Гринева и его семьи. Честность и искренность Маши помогли растопить холодное сердце величественной императрицы и получить прощение для Гринева. Добиться этого Маше было едва ли не труднее, чем Гриневу убедить Пугачева в необходимости помочь самой Маше, пленнице Швабрина. Маша Миронова в конце концов смогла преодолеть все преграды и устроить свою судьбу, свое счастье. Тихая и робкая «капитанская дочка» в сложных обстоятельствах сумела справиться не только с внешними препятствиями.

Капитан Миронов и Василиса Егоровна погибли в кровавом водовороте истории. Но Маша вопреки всему осталась в живых; Пушкин «спасает» капитанскую дочку и других своих любимых героев — Гринева и Савельича. Это не просто счастливая случайность. Пушкин дарит Гриневу и Маше простое человеческое счастье, потому что они поступают так, как их родители, — в согласии с нравственной логикой.

Гринев и Швабрин. 


Одна из центральных тем повести — тема чести и бесчестия. Реализация этой темы прослеживается в первую очередь на судьбах Гринева и Швабрина.
Это молодые офицеры. Оба служат в Белогорской крепости. Гринев и Швабрин — дворяне, близки по возрасту, образованию, умственному развитию. 

Гринев так описывает впечатление, которое произвел на него молодой поручик: «Швабрин был очень неглуп. Разговор его был остер и занимателен. Он с большой веселостью описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба». Однако друзьями герои не стали. Одна из причин неприязни — Маша Миронова.

Совет

Именно в отношениях с капитанской дочкой раскрылись нравственные качества героев. Гринев и Швабрин оказались антиподами. Отношение к чести и долгу окончательно развело Гринева и Швабрина во время пугачевского бунта.Гринев честен, открыт, прямодушен. Он живет и действует по велению сердца, а сердце его подчинено законам дворянской чести.

Гринев последовательно честен, а Швабрин совершает один за другим безнравственные поступки. Он с умыслом описал Гриневу Машу «совершенною дурочкою», утаил от него свое сватовство к капитанской дочке и т. д. Но главное преступление Швабрина в цепи его постоянных низостей — это переход на сторону Пугачева не по идейным, а по корыстным соображениям.

Пушкин показывает, как в исторических испытаниях в человеке до конца проявляются все качества натуры.Гриневу несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью. После того как Пугачев «помиловал» Гринева, тот должен был поцеловать ему руку, то есть признать в Пугачеве царя.

В главе «Незваный гость» сам Пугачев устраивает «испытание компромиссом», пытаясь получить от Гринева обещание «хотя бы не воевать» против него. Во всех этих случаях герой, рискуя жизнью, проявляет твердость и неуступчивость. У Швабрина же нет никаких нравственных принципов. Он спасает свою жизнь, нарушая присягу.

Гринев с изумлением увидел «среди старшин Швабрина, остриженного в кружок и в казацком кафтане». Гринев дает свою оценку поступкам Швабрина: «С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака».

Авторская позиция совпадает со взглядами рассказчика. Об этом свидетельствует эпиграф к повести («Береги честь смолоду»).

Гринев сохранил верность долгу и чести. Самые важные слова он сказал Пугачеву: «Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести». Швабрин же нарушил и дворянский долг, и человеческий.

Источник: http://ignorik.ru/docs/index-2841322.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector