Летопись – жанр древнерусской литературы

Жанры, вошедшие в состав летописи

Хронологический принцип изложения позволял летописцам включать в летопись разнородный по своему характеру и жанровым особенностям материал. Простейшей повествовательной единицей летописи является лаконичная погодная запись, ограничивающаяся лишь констатацией факта.

Однако само внесение в летопись той или иной информации свидетельствует о ее значительности, с точки зрения средневекового писателя. Например: «В лето 6377 (869). Крещена быстъ вся земля Болъгарьская…»; «В лето 6419 (911). Явися звезда велика на западе копейным образом…»; «В лето 6481 (973). Нача княжити Ярополк» и т.п.

Обращает на себя внимание структура этих записей: на первое место, как правило, ставится глагол, который подчеркивает значимость действия.

Обратите внимание

В летописи представлен также тип развернутой записи, фиксирующей не только «деяния» князя, но и их результаты. Например: «В лето 6391. Поча Олег воевати деревляны, и примучив а, имаше на них дань, по черне куне» и т.п.

И краткая погодная запись, и более развернутая – документальны. В них нет никаких украшающих речь тропов. Запись проста, ясна и лаконична, что придает ей особую значимость, выразительность и даже величавость.

В центре внимания летописца – событие – «што ся здея в лета сил». За ними следуют известия о смерти князей. Реже фиксируется рождение детей, их вступление в брак. Потом информация о строительной деятельности князей. Наконец, сообщения о церковных делах, занимающие весьма скромное место.

Правда, летописец описывает перенесение мощей Бориса и Глеба, помещает сказания о начале Печерского монастыря, смерти Феодосия Печерского и рассказы о достопамятных черноризцах печерских.

Это вполне объяснимо политическим значением культа первых русских святых Бориса и Глеба и ролью Киево-Печерского монастыря в формировании начальной летописи.

Важную группу летописных известий составляют сведения о небесных знамениях – затмениях солнца, луны, землетрясениях, эпидемиях и т.п. Летописец усматривает связь между необычными явлениями природы и жизнью людей, историческими событиями.

Исторический опыт, связанный со свидетельствами хроники Георгия Амартола, приводит летописца к выводу: «Знаменья бо в небеси, или звездах, ли солнци, ли птицами, ли етеромь чим, не на благо бываютъ; но знаменья сиця на зло бываютъ, ли проявленъе рати, ли гладу, ли смерть проявляютъ».

Разнообразные по своей тематике известия могут объединяться в пределах одной летописной статьи. Материал, входящий в состав «Повести временных лет», позволяет выделить историческую легенду, топонимическое предание, историческое предание (связанное с дружинным героическим эпосом), агиографическую легенду, а также историческое сказание и историческую повесть.

Важно

Связь летописи с фольклором. О событиях далекого прошлого летописец черпает материал в сокровищнице народной памяти.

Обращение к топонимической легенде продиктовано стремлением летописца выяснить происхождение названий славянских племен, отдельных городов и самого слова «Русь». Так, происхождение славянских племен радимичей и вятичей связывается с легендарными выходцами из ляхов – братьями Радимом и Вятко.

Эта легенда возникла у славян, очевидно, в период разложения родового строя, когда обособившаяся родовая старшина для обоснования своего права на политическое господство над остальными членами рода создает легенду о якобы иноземном своем происхождении. К этому летописному сказанию близка легенда о призвании князей, помещенная в летописи под 6370 (862) г.

По приглашению новгородцев из-за моря «княжить и володеть» Русской землей приходят три брата-варяга с родами своими: Рюрик, Синеус, Трувор.

Фольклорность легенды подтверждает наличие эпического числа три – три брата. Сказание имеет чисто новгородское, местное происхождение, отражая практику взаимоотношений феодальной городской республики с князьями. В жизни Новгорода были нередки случаи «призвания» князя, который выполнял функции военачальника.

Внесенная в русскую летопись, эта местная легенда приобретала определенный политический смысл. Она обосновывала права князей на политическую власть над всей Русью. Устанавливался единый предок киевских князей – полулегендарный Рюрик, что позволяло летописцу рассматривать историю Русской земли как историю князей Рюрикова дома.

Легенда о призвании князей подчеркивала политическую независимость княжеской власти от Византийской империи.

Таким образом, легенда о призвании князей служила важным аргументом для доказательства суверенности Киевского государства, а отнюдь не свидетельствовала о неспособности славян самостоятельно устроить свое государство, без помощи европейцев, как это пытались доказать некоторые ученые.

Совет

Типичной топонимической легендой является также сказание об основании Киева тремя братьями – Кием, Щеком, Хоривом и сестрой их Лыбедью.

На устный источник внесенного в летопись материала указывает сам летописец: «Ини же, не сведуще, рекоша, якой Кий есть перевозник был». Версию народного предания о Кие-перевозчике летописец с негодованием отвергает.

Он категорически заявляет, что Кий был князем, совершал успешные походы на Царьград, где принял великую честь от греческого царя и основал на Дунае городище Киевец.

Отзвуками обрядовой поэзии времен родового строя наполнены летописные известия о славянских племенах, их обычаях, свадебных и похоронных обрядах.

Приемами устного народного эпоса охарактеризованы в летописи первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

Олег – это прежде всего мужественный и мудрый воин. Благодаря воинской смекалке он одерживает победу над греками, поставив свои корабли на колеса и пустив их под парусами по земле.

Он ловко распутывает все хитросплетения своих врагов-греков и заключает выгодный для Руси мирный договор с Византией.

В знак одержанной победы Олег прибивает свой щит на вратах Царьграда к вящему позору врагов и славе своей родины.

Удачливый князь-воин прозван в народе «вещим», т.е. волшебником (правда, при этом летописец-христианин не преминул подчеркнуть, что прозвище дали Олегу язычники, «людие погани и невеголоси»), но и ему не удается уйти от своей судьбы. Под 912 г.

летопись помещает поэтическое предание, связанное, очевидно, «с могилой Ольговой», которая «есть… и до сего дни». Это предание имеет законченный сюжет, который раскрывается в лаконичном драматическом повествовании.

Обратите внимание

В нем ярко выражена мысль о силе судьбы, избежать которой никто из смертных, и даже «вещий» князь, не в силах.

В несколько ином плане изображен Игорь. Он также мужествен и смел, одерживает победу над греками в походе 944 г. Он заботлив и внимателен к нуждам своей дружины, но, кроме того, и жаден.

Стремление собрать как можно больше дани с древлян становится причиной его гибели.

Жадность Игоря осуждается летописцем народной пословицей, которую он вкладывает в уста древлян: «Аще ся въвадить волк в овце, то выносить все стадо, аще не убъють его…»

Жена Игоря Ольга – мудрая женщина, верная памяти своего мужа, отвергающая сватовство не только древлянского князя Мала, но и греческого императора. Она жестоко мстит убийцам своего мужа, но жестокость ее не осуждается летописцем. В описании четырех местей Ольги подчеркивается мудрость, твердость и непреклонность характера русской женщины. Д. С.

Лихачев отмечает, что основу сказания составляют загадки, которые не могут разгадать незадачливые сваты-древляне.

Загадки Ольги строятся на ассоциациях свадебного и похоронного обрядов: несли в лодках не только почетных гостей, но и покойников; предложение Ольги послам помыться в бане – не только знак высшего гостеприимства, но и символ похоронного обряда; направляясь к древлянам, Ольга идет творить тризну не только по мужу, но и по убитым ею древлянским послам.

Недогадливые древляне понимают слова Ольги в их прямом значении, не подозревая о другом, скрытом смысле загадок мудрой женщины, и тем самым обрекают себя на гибель. Все описание мести Ольги строится на ярком, лаконичном сценическом диалоге княгини с посланцами «Деревьской земли».

Важно

Героикой дружинного эпоса овеян образ сурового, простого и сильного, мужественного и прямодушного воина Святослава.

Ему чужды коварство, лесть, хитрость – качества, присущие его врагам-грекам, которые, как отмечает летописец, «лстивы и до сего дни».

С малой дружиной он одерживает победу над превосходящими силами врага: краткой, мужественной речью воодушевляет своих воинов на борьбу: «…да не посрамим земле Руские, но ляжем костьми, мертвый бо срама не имам».

Святослав презирает богатство, он ценит только дружину, оружие, с помощью которых можно добыть любое богатство. Точна и выразительна характеристика этого князя в летописи: «…

легъко ходя, аки пардус, войны многи творяше.

Ходя, воз по себе не возяше, ни котьла, ни мяс варя, но потонку изрезав конину ли, зверину ли или говядину на углех испек ядяше, ни шатра имяше, но подъклад послав и седло в головах; такоже и прочий вой его ecu бяху».

Святослав живет интересами своей дружины. Он даже идет наперекор увещеваниям матери – Ольги и отказывается принять христианство, боясь насмешки дружины.

Но постоянное стремление Святослава к завоевательным войнам, пренебрежение интересами Киева, его попытка перенести столицу Руси на Дунай вызывает осуждение летописца. Это осуждение он высказывает устами «киян»: «…

ты, княже, чюжея земли ищеши и блюдеши, а своея ся охабив (оставил), малы (едва) бо нас не взята печенези…»

Прямодушный князь-воин гибнет в неравном бою с печенегами у днепровских порогов.

Совет

Убивший Святослава князь печенежский Куря, «взяша главу его, и во лбе (черепе) его съделаша чашю, оковавше лоб его, и пъяху из него».

Летописец не морализует по поводу этой смерти, но общая тенденция все же сказывается: гибель Святослава является закономерной, она – следствие его ослушания матери, следствие его отказа принять крещение.

К народным сказаниям восходит летописное известие о женитьбе Владимира на полоцкой княжне Рогнеде, о его обильных и щедрых пирах, устраиваемых в Киеве, – Корсунская легенда.

С одной стороны, перед нами предстает князь-язычник с его необузданными страстями, с другой – идеальный правитель-христианин, наделенный всеми добродетелями: кротостью, смирением, любовью к нищим, к иноческому и монашескому чину и т.п. Контрастным сопоставлением князя-язычника с князем-христианином летописец стремился доказать превосходство новой христианской морали над языческой.

Княжение Владимира было овеяно героикой народных сказаний уже в конце X – начале XI в.

Духом народного героического эпоса проникнуто сказание о победе русского юноши Кожемяки над печенежским исполином. Как и в народном эпосе, сказание подчеркивает превосходство человека мирного труда, простого ремесленника над профессионалом-воином – печенежским богатырем.

Образы сказания строятся по принципу контрастного сопоставления и широкого обобщения. Русский юноша на первый взгляд – обыкновенный, ничем не примечательный человек, но в нем воплощена та огромная исполинская сила, которой обладает народ русский, украшающий своим трудом землю и защищающий ее на поле брани от внешних врагов.

Печенежский воин своими гигантскими размерами наводит ужас на окружающих. Хвастливому и заносчивому врагу противопоставляется скромный русский юноша, младший сын кожевника. Он совершает подвиг без кичливости и бахвальства.

При этом сказание приурочивается к топонимической легенде о происхождении города Переяславля – «зоне перея славу отроко тъ», но это явный анахронизм, поскольку Переяславль уже не раз упоминался в летописи до этого события.

С народным сказочным эпосом связано сказание о Белгородском киселе. В этом сказании прославляется ум, находчивость и смекалка русского человека.

И сказание о Кожемяке, и сказание о Белгородском киселе – законченные сюжетные повествования, строящиеся на противопоставлении внутренней силы труженика бахвальству страшного только на вид врага, мудрости старца – легковерию печенегов.

Обратите внимание

Кульминацией сюжетов обоих сказаний являются поединки: в первом – единоборство физическое, во втором – единоборство ума и находчивости с легковерием, глупостью.

Читайте также:  Образ и характеристика чацкого в комедии горе от ума 9 класс с цитатами

Сюжет сказания о Кожемяке типологически близок сюжетам героических народных былин, а сказания о Белгородском киселе – народным сказкам.

Фольклорная основа явно ощущается и в церковной легенде о посещении Русской земли апостолом Андреем. Помещая эту легенду, летописец стремился «исторически» обосновать религиозную независимость Руси от Византии.

Легенда утверждала, что Русская земля получила христианство не от греков, а якобы самим учеником Христа – апостолом Андреем, некогда прошедшим путь «из варяг в греки» по Днепру и Волхову, – было предречено христианство на Русской земле.

Церковная легенда о том, как Андрей благословил киевские горы, сочетается с народным сказанием о посещении Андреем Новгородской земли. Это сказание носит бытовой характер и связано с обычаем жителей славянского севера париться в жарко натопленных деревянных банях.

Составители летописных сводов XVI в. обратили внимание на несоответствие первой части рассказа о посещении апостолом Андреем Киева со второй, они заменили бытовой рассказ благочестивым преданием, согласно которому Андрей в Новгородской земле оставляет свой крест.

Таким образом, большая часть летописных сказаний, посвященных событиям IX – конца

X столетий, связана с устным народным творчеством, его эпическими жанрами.

Источник: https://3ys.ru/nachalnyj-etap-formirovaniya-drevnerusskoj-literatury/zhanry-voshedshie-v-sostav-letopisi.html

Летописи

Одним из древнейших жанров письменности на Руси была летопись – форма исторических сочинений древнерусской литературы.

Русская летопись ярко отразила национальные интересы и стала показателем роста национального самосознания народа.

Литературное значение летописей определяется большим количеством вошедших в них сказаний, повестей и легенд, которые чередуются с изложением исторических фактов.

Запечатленное время

В русских летописях события излагаются по годичному принципу (лето в древнерусском языке означает «год»). Вехами истории обычно являются какие-то знаменательные события: победы русского князя над врагами, строительство соборов и т.д.

По замыслу летописцев, их повествование должно продолжаться, пока существует мир. Некоторые ученые (например, И.Н.

Данилевский) полагают, что летописи составлялись не для людей, а для Страшного суда, на котором Бог будет решать судьбы людей в конце мира: в летописи перечислялись грехи и заслуги правителей и народа. Летописец не истолковывал события, а просто описывал их.

Важно

Классическое изображение русского летописца дано А.С. Пушкиным в образе Пимена («Борис Годунов»), который так формулирует кредо средне-векового историка: «Описывай не мудрствуя лукаво.

Все то, чему свидетель в жизни будешь: Воину и мир, управу государей. Угодников святые чудеса. Пророчества и знаменья небесны…

» По мысли Пушкина, историческая память является и уроком современности и основой народной нравственности.

Все происходящее он объяснял волей Божией и рассматривал в свете Страшного суда. Летописцами были обычно монахи, описание событий велось при монастырях, при дворах князей, епископов и митрополитов.

Летописи делятся на общерусские и местные. В общерусских летописных сводах соединены известия о событиях, происходивших в самых разных княжествах. Составители местных летописей интересуются случаями, связанными только со своим городом или княжеством.

Почти все русские летописи представляют собой своды — соединение нескольких более ранних вариантов. Первые дошедшие до нашего времени летописи относятся к рубежу XIII—XIV вв. Но летописание велось на Руси и раньше.

«Повесть временных лет»

«Нестор-летописец». Скульптор М. Антокольский. 1889 г.

В 1110-1113 гг.

была завершена первая версия «Повести временных лет» — летописного свода, вобравшего многочисленные сведения по истории Руси, легенды и предания: о войнах русских с Византийской империей, о княжении в Киеве легендарного князя Кия, его братьев Щека, Хорива и сестры Лыбиди, о происхождении названия города Киева от имени князя Кия, о княгине Ольге, хитроумно и жестоко мстящей племени древлян за убийство своего мужа, о призвании на княжение на Русь в 862 г. трех скандинавов (варягов) Рюрика, Трувора и Синеуса, об истории Киево-Печерского монастыря.

Эта летопись — не только исторический, но и литературный памятник. Академик Д.С. Лихачев считал ее «не просто собранием фактов русской, истории и не просто историко-публицистическим сочинением, связанным с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельной, литературно изложенной историей Руси».

Название летописи обыкновенно переводится как «Повесть минувших лет». Существуют и другие толкования: «Повесть, в которой повествование распределено по годам» или «Повествование в отмеренных сроках», т.е. рассказ не о вечном, а о преходящем – кануне конца света и Страшного суда. Вероятный автор этой летописи — монах Киево-Печерского монасты-ря Нестор.

В XII в. текст «Повести временных лет» переработал монах Сильвестр. Так возникли вторая и третья редакции «Повести временных лет», дошедшая до нас в составе Лаврентьевской (XIV в.) и Ипатьевской летописей (XV в.).

Позднейшие летописные своды

Успенский собор Киево-Печерской лавры.

Важным этапом в истории русского летописания было завершение Киевского великокняжеского летописного свода (конец XII в.), в состав которого вошли местные летописи. В1212 г. был создан Владимирский свод. В XIII в. на юго-западе Руси была составлена Галицко-Волынская летопись. Одним из центров летописания после монголо-татарского нашествия стала Тверь.

В начале XV в. центр летописания переместился в Москву: здесь по инициативе митрополита Киприана был создан первый Московский летописный свод. В XVI в.

при Московском великокняжеском дворе была составлена обширнейшая Никоновская летопись. В этой работе, по-видимому, лично участвовал царь Иван Грозный. В XVII в.

Совет

летописание постепенно приходит в упадок, возникают новые, не летописные формы исторических сочинений.

Традиция летописи прослеживается в сочинениях XVIII-XIX вв. Ориентация на стиль летописи присутствует в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. В пародийных целях форма летописи использовалась А.С. Пушкиным («История села Горюхина») и М.Е. Салтыковым-Щедриным («История одного города»).

Источник: http://tululu.org/drevneruss/letopis.html

«Повесть временных лет». Летопись как жанр исторического повествования

«Повесть временных лет». Летопись как жанр исторического повествования
1. Летопись — жанр древнерусской литературы. 2. «Повесть временных лет»: о чем она? 3. Произведение, пронизанное патриотизмом и лю­бовью.

Прежде чем говорить о «Повести временных лет» необходимо сказать, что же представляет собой летопись. Летописи — это памятники исторической письменности и литературы Древней Руси. Особенность летописи состоит в том, что все записи в ней велись в хронологической последовательности по годам.

Летописи не создавались одним человеком, над ними трудились многие летописцы. Новая летопись непременно опиралась на предыдущие, составители включали в свои тексты материалы других летописцев. Отличительная особенность летописи состояла в том, что она не была сухой и беспристрастной.

Летописцы давали событиям свои субъективные оценки, сопровождали различными дополнениями, комментариями. Итак, летопись можно назвать сводом разнородных жанров. В летопись входили тексты погодных записей, воинские повести, материалы из княжеских архивов.

По определению Дмитрия Сергеевича Лихачева, летопись относится к числу «объединяющих жанров».

Самыми древними летописными сводами являются Лаврентьевская и Ипатьевская летописи. Лаврентьевская получила свое название по имени монаха Лаврентия, который переписал ее по заказу нижегородско-суздальского князя Дмитрия Константиновича в 1377 году. Ипатьевская летопись названа по Ипатьевскому монастырю в Костроме.

Вообще, летопись можно назвать главным, основополагающим жанром древнерусской литературы.

Летописание на Руси началось очень давно: примерно в первой половине. XI века. Центрами летописания стали крупные и развитые города — Киев и Новгород. Как правило, летописи писались монахами. Ведь именно монастыри в то время были центрами грамотности. Дело это было государственное, и зачастую летопись составлялась по поручению князя, игумена или епископа.

Порой летопись отражала именно те события, которые были угодны князю, и реальное поражение на бумаге превращалось в победу. Но составители летописей, даже выполняя определенный «заказ», нередко проявляли самостоятельность, независимость мысли, а порой подвергали критике действия и поступки князей, если они казались им заслуживающими порицания.

Летописец стремился к правдивости.

«Повесть временных лет» является выдающимся памятником не только древнерусской литературы, но и истории. Читая его, мы можем проследить историю становления древнерусского государства, его политический и культурный расцвет, начавшийся процесс феодального дробления.

«Повесть временных лет» была создана в первые десятилетия XII века, но до современного читателя дошла в составе летописных сводов более позднего времени. К самым старшим из них относятся вышеупомянутые Лаврентьевская и Ипатьевская летописи, а также Первая Новгородская летопись, датированные 1377, 1420, и 1330 годами.

Все последующие летописные своды XV-XVI веков непременно включали в себя «Повесть временных лет», кончено, подвергая ее обработке — как редакционной, так и стилистической.

Обратите внимание

Летописец, создавший «Повесть временных лет», не известен нам. Ученые лишь могут предполагать, что автором ее был Нестор, монах Киево-Печерского монастыря.

Летописец сравнивал книги с реками: «Се бо суть реки, напояющие вселенную». Это сравнение можно применить и к самой летописи. Ведь она является не только литературным, но и историческим памятником.

Летопись величаво, неспешно, повествует нам о событиях, происходивших на русской земле, и каждый ее герой — реально существующее лицо. Самые различные жанры, входящие в «Повесть временных лет», являются как бы притоками этой. полноводной и бурной реки.

Они не только делают ее уникальным произведением, но и придают ей неповторимые, яркие черты, делают этот памятник более сильным в художественном смысле.

«Повесть временных лет» — это зеркало, в котором ярко и четко отразилась жизнь того времени. Здесь мы видим и идеологию верхов феодального общества, и народные думы и чаяния.

Великий памятник начинается простыми и вместе с тем величественными словами: «Вот повести минувших лет, откуда пошла русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла русская земля».

Изначально летопись повествует о славянах, их возникновении, обычаях, жизненном укладе, отделении от тех 72- х народов, которое произошло после вавилонского столпотворения.

Летопись рассказывает нам о самых важных событиях в истории страны: создании славянской азбуки Кириллом и Мефодием, призвании варягов, походе на Византию, завоевании Киева Олегом, его жизни и смерти, о княжении Ольги.

Большую роль в «Повести временных лет» играет такая тема, как крещение Руси. Ведь с приходом христианства на Русь жизнь наших предков сильно изменилась.

Важно

Немалое место в «Повести…» отводиться различным преданиям и сказаниям, созданным народом. Они не только обогащают летопись как художественное произведение, но и выражают точку зрения простых людей на историю нашей страны.

«Повесть временных лет» проникнута патриотической идеей объединения русской земли против внешних врагов и осуждением братоубийственных усобиц. Этим объясняется введение в летопись исторических свидетельств княжеских преступлений.

В летописи также можно встретить большое количество похвал — как князьям, так и книгам.

По мнению летописца, мудрый князь непременно должен быть начитанным, а книга есть источник мудрости: «Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это реки, напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания».

«Повесть временных лет» стала также источником вдохновения для многих талантливых писателей. Образы Владимира, Святослава, Олега отразились в произведениях А. С. Пушкина, К. Ф. Рылеева и др.

На мой взгляд, главный урок, который мы можем извлечь из «Повести временных лет» — это уважение к историческому прошлому нашего народа. Прикасаясь к истории нашей родины, мы лучше понимаем своих предков, их психологию и уклад жизни.

Читайте также:  Анализ произведения солдатское сердце платонова

Источник: http://www.testsoch.com/povest-vremennyx-let-letopis-kak-zhanr-istoricheskogo-povestvovaniya/

XI – XVII вв.. Произведения древнерусской литературы представлены разными жанрами: летописи хождения поучения житии послания сочинения ораторского жанра. – презентация

1 XI – XVII вв.<\p>

2 Произведения древнерусской литературы представлены разными жанрами: летописи хождения поучения житии послания сочинения ораторского жанра идр.<\p>

3 Летописание началось на Руси в XI веке. Первым летописцем был монах Киево-Печерской Лавры Никон, которого называли Велики. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских. Из-за этого ему пришлось дважды бежать в Тмутаракань. В конце жизни Никон стал игуменом Киево- Печерского монастыря. Видно тогда0то он и трудился над летописью.<\p>

4 Слово «летопись» произошло от двух слов: «лето», то есть год, и «писать» Таким образом, летопись – это сочинение, где повествование излагается по годичному принципу. Основные виды повествования в летописи – годовая запись, летописная повесть и некрологическая характеристика(описание смерти князя и похвала ему). Составитель летописи считал себя не автором, а лишь регистратором происходящих событий.. Чаще всего летописцами были ученые монахи.<\p>

5 Изготовление летописи многотрудное и дорогое дело. До появление бумаги летописцы писали на пергаменте – специально выделанная кожа.<\p>

6 Самый первый древнерусский памятник указать невозможно. Начало древнерусской литературы, связано с принятием христианства на Руси, с церковным богослужением и проповедничеством.<\p>

7 Около 1113 году монах Нестор составил повесть по хронологии годов и назвал её «Повестью временных лет». Эта поветь дошла до нас переписанная отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. При переписывание летописи последователь неизбежно вносил какие-то добавления, поправки, а то и ошибался иногда. Кроме того добавляли новые сведения, поскольку летопись велась строго погодам. Таким образом летопись не дошла до нас в первозданном виде.<\p>

8 «Повесть временных лет» объединяет в себе разный материал- рассказы из библейских историй, этнографические сведения о других славянах, устные легенды о первых князьях Древней Руси, юридические документы (уникальные тексты договоров Руси с Византией), политические повести о княжеских междоусобицах, церковные поучения и пр. Но всё читается как единое повествование.<\p>

9 Зачем мы изучаем Древнерусскую литературу ?<\p>

Совет

10 Читая летопись, мы слышим живой голос далеких предков. Произведения прошлого разрушают преграды времен, и мы силой воображения можем представить себя участником тех далеких событий.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/563100/

Основные жанры древнерусской литературы: летопись, житие, слово

Первые произведения оригинальной древнерусской литературы, дошедшие до нас, относятся к середине XI столетия.

Их создание обусловлено ростом политического, патриотического сознания раннефеодального общества, стремящегося упрочить новые формы государственности, утвердить суверенность Русской земли.

Обосновывая идеи политической и религиозной самостоятельности Руси, литература стремится закрепить новые формы христианской этики, авторитет власти светской и духовной, показать незыблемость, “вечность” феодальных отношений, норм правопорядка.

Основные жанры литературы этого времени исторические: предание, сказание, повесть – и религиозно-дидактические: торжественные слова, поучения, жития, хождения.

Исторические жанры, опираясь в своем развитии на соответствующие жанры фольклора, вырабатывают специфические книжные формы повествования “по былинам сего времени”. Ведущим жанром становится историческая повесть, основывающаяся на достоверном изображении событий.

В зависимости от характера отражаемых в повестях событий они могут быть “воинскими”, повестями о княжеских преступлениях и т. д. Каждый вид исторических повестей приобретает свои специфические стилистические особенности.

Центральным героем исторических повестей и сказаний является князь-воин, защитник рубежей споен страны, строитель храмов, ревнитель просвещения, праведный судия своих подданных.

Его антипод – князь-крамольник, нарушающий феодальный правопорядок подчинения пассата своему сюзерену, старшему в роде, ведущий кровопролитные междоусобные воины, стремящийся добыть себе власть силой. Повествование о добрых и злых деяниях князей опирается на свидетельства очевидцев, участников событий, устные предания, бытовавшие в дружинной среде.

Исторические понести и сказания не допускают художественного вымысла н современном значении этого слова. Факты, изложенные и них, документированы, прикреплены к точным датам, соотнесены с другими событиями.

Исторические жанры древнерусской литературы, как правило, бытуют не отдельно, а в составе летописей, где принцип погодного изложения давил возможность включать в нее разнообразный материал: погодную запись, сказание, повесть.

Обратите внимание

Эти исторические жанры были посвящены важнейшим событиям, связанным с военными походами, борьбой против внешних врагов Руси, строительной деятельностью князя, усобицами, необычными явлениями природы-небесными знамениями. В то же время летопись включала и церковную легенду, элементы жития и даже целые жития, юридические документы.

Одним из древнейших дошедших до нас величайших исторических и литературных памятников второй половины XI – начала XII столетия является “Повесть временных лет”.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Основные жанры древнерусской литературы: летопись, житие, слово

Другие сочинения по теме:

  1. “Житие Протопопа Аввакума” шедевр древнерусской литературы Протопоп Аввакум был самым известным и значительным писателем в XVII веке. Да и по сегодняшний день в стиле и пафосности…
  2. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров Лекция. Обучение конспектированию Древнерусская литература возникла в XI веке и развивалась в течение семи веков, до Петровской эпохи. Киевскую Русь…
  3. Жанры средневековой русской литературы Жанры средневековой русской литературы были тесно связаны с их употреблением в быту – светском и церковном. В этом их отличие…
  4. Реализм и историзм Древнерусской литературы Прежде всего историзм органически связан с открытием ценности отдельной человеческой личности и с особым интересом к историческому прошлому. Представление об…
  5. “Летопись Русская”: “Повесть временных лет” и “Киевская летопись” Проходят времена, исчезают в безвестности государства, рассыпаются величественные здания и памятники, высыхают деревья и реки, а написанное слово остается, чтобы…
  6. Легендарно-исторические сказания в древнерусской литературе Легендарно-исторические сказания, получившие широкое распространение в XIV-первой половине XV в.; в жанровом отношении стоят на грани жития и повести. Реальные…
  7. Повести временных лет: Житие Бориса и Глеба ЖИТИЯ БОРИСА И ГЛЕБА. Борис и Глеб – одни из первых святых, канонизированных русской православной церковью, младшие сыновья Владимира Святославича….
  8. Европейское просвещение: основные идеи, ведущие жанры Эпоха просвещения – это значимая часть развития культуры Европы 18 века. Европейское просвещение, с одной стороны, имело общие черты в…
  9. “Повесть о разорении Рязани Батыем” один из шедевров древнерусской литературы Описание нашествия Батыя на Рязань носит сюжетный характер. Читатель с напряженным вниманием следит за развитием событий. Он сопереживает трагичности происходящего…
  10. Агиографии в древнерусской литературе Характерной чертой агиографии было стремление соблюсти в житийных произведениях требования жанровых канонов, выработанных многовековой историей агиографического жанра. Эти каноны придавали…
  11. Предвозрождение (переходный период и жанры) Предвозрождение (переходный период и жанры) Предвозрождение (или Проторенессанс) – переходный период между средними веками и эпохой Возрождения. А. Ф. Лосев,…
  12. Черты поэтики времени в древнерусской литературе Основные черты поэтики художественного времени в древнерусской литературе подробно исследованы Д. С. Лихачевым в его фундаментальном труде “Поэтика древнерусской литературы”….
  13. “Повесть временных лет” – древнейшая летопись нашего народа На уроке литературы я познакомился с “Повестью временных лет” – величественным произведением о прошлом нашего народа времен Киевской Руси. Читая…
  14. “Волынская летопись” как цельное единое произведение “Волынская летопись” была составлена как цельное единое произведение в 90-х гг. XIII в. В ней, как и в “Летописце Даниила…
  15. Сатирические произведения в древнерусской литературе – “Шемякин суд” Ярким выражением критицизма общественного сознания эпохи является возникновение разнообразной, по преимуществу демократической, сатирической литературы. Она бичует типичные для того времени…
  16. Некоторые итоги развития русской литературы в первой половине XIII века Подведем некоторые итоги развития русской литературы в первой половине XIII века Благодаря переписке с болгарских оригиналов и непосредственным переводам с…
  17. Тема: Центральный образ и главный герой в “Слово в полке Игоре” “Слово в полке Игоре” – удивительная памятка древней литературы, которая поражает нас своим художественным совершенством. Автор рассказывает нам об исторических…
  18. Описание сюжета произведения “Слово о полку Игореве” Композиция “Слова” необычна для исторической повести. Мы видим, что в центре внимания автора не столько последовательный рассказ о самих событиях…
  19. Эпические жанры в литературе Основными эпическими жанрами являются эпопея, роман, повесть, рассказ, басня. Классический образец эпопеи – “Илиада” Гомера. Одним из основных условий” эпопеи…
  20. ИНОКА ФОМЫ “СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ” ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ БОРИСУ АЛЕКСАНДРОВИЧУ Идея преемственности Русской землей и русским князем византийского церковного и политического наследства в связи с событиями Флорентийской унии и завоеванием…

Источник: https://ege-russian.ru/osnovnye-zhanry-drevnerusskoj-literatury-letopis-zhitie-slovo/

Летопись как жанр. Наиболее известные памятники древнерусской литературы | Шпаргалки.ру —

Летопись как жанр. Наиболее известные памятники древнерусской литературы

Одновременно с космологическими, историческими и учи­тельными книгами появились книги и сочинения, отражавшие представления писателей о самой Руси. Главными здесь стали летописи, которые велись при монастырях и при дворах митро­политов и князей. Прочие произведения о Руси, гораздо мень­шие по объему, нередко включались в летописи.

Хронология создания летописей в настоящее время выгля­дит следующим образом (хотя точное время их возникновения не всегда можно определить с уверенностью).

В конце Х в. были    сделаны первые летописные записи в Киеве;

с 1017 г. стали вести летопись в Новгороде; в 1039 г. или в начале 1040-х годов был создан «Древнейший Киевский летописный свод»;

 в 1073 г. монах Киево-Печерского мо­настыря Никон создал «Первый Киево-Печерский летописный свод», гораздо более обширный, чем свод «Древнейший»;

в 1093—1095 гг. появился «Второй Киево-Печерский летописный свод», или «Начальный свод», или «Временникъ, иже нарицаеться летописание Русьскыхъ кънязь и земля Русьскыя»;

около 1113 г. монах Нестор составил знаменитую летопись «Повести врЪмяньных л'Ьт, откуда есть пошла Руская земля».

Памятники древнейшего летописания в первоначальном виде до нас не дошли.

Не сохранилось ни «Древнейшего свода» времен киевского князя Ярослава Владимировича Мудрого, ни свода Никона, относящегося ко времени распрей между сыновь­ями Ярослава, ни «Начального свода», ни даже «Повести вре­менных лет» Нестора, которая ориентировалась на политичес­кие интересы внука Ярослава, киевского князя Святополка Изяславича.

Важно

В настоящее время в нашем распоряжении име­ются лишь две переработки-редакции «Повести временных лет », дошедшие в поздних списках. Одну переработку, в 1116 г., предпринял игумен киевского Выдубицкого монастыря Силь­вестр, сторонник другого внука Ярослава — Владимира Всево­лодовича Мономаха.

Реально дошедшая до нас «Повесть временных лет» (второй и третьей редакции) начинается с рассказа о разделении земли после потопа между сыновьями библейского Ноя и о расселении славян по Дунаю, Висле, Днепру, Двине, Десне и другим рекам и озерам.

Затем на пергаменных страницах летописи излагается множество эпизодов из жизни Руси; о создании Киева братьями Кием, Щеком и Хоривом, о нравах разных славянских племен, о походах Олега и Игоря на Царьград, о княжении Ольги, о кре­щении Владимира и т.д. С 852 г.

и далее уже проставлены даты, и под каждым годом летопись повествует о тех или иных случа­ях, событиях, социальных и природных явлениях на Руси; эти рассказы нередко превращаются в довольно большие повести.

В «Повести временных лет» не было особо выделенного цель­ного описания Русской земли.

Более того, в летописи названия «Русь» и «Русская земля» употреблялись то в широком смыс­ле, обозначая все восточнославянские земли, то в узком смыс­ле и тогда обозначали лишь земли Поднепровья и Посемья. Од­нако в обоих случаях подразумевалась обширная территория, указывались некоторые общие черты облика Руси.

Читайте также:  Сочинение по рассказу теплый хлеб паустовского 5 класс рассуждение

Независимо от того, в узком или широком смысле употреб­лялись понятия «Русь» и «Русская земля», древнейшая часть летописи была проникнута особо теплым чувством по отноше­нию к этой земле.

В течение короткого времени русские книжники познакомились с богатой и разнообразной переводной литературой.

Совет

На новую почву была перенесена целая система жанров: хроники, исторические повести, жития, патерики, апокрифы, торжественные «слова» и поучения.

Переводные произведения обогатили русских книжников историческими и естественнонаучными сведениями, познакомили их с сюжетами античных мифов и эпическими преданиями, с разными типами сюжетов, стилей, манер повествования.

Но неверно полагать, что именно переводная литература явилась единственной и основной школой литературного мастерства для древнерусских переводчиков и писателей. Огромное влияние оказали на них богатые традиции устного народного творчества, и прежде всего традиции славянского эпоса.

Народные эпические предания представляют собой исключительно яркое художественное явление, не имеющее точной аналогии в известных нам памятниках переводной литературы.

Древнерусские книжники использовали богатые традиции устных публичных выступлений: краткие речи князей, в которых те вдохновляли своих воинов перед битвами, речи, с которыми выступали свидетели и судьи на судебных процессах, речи, произносившиеся на вечевых собраниях, речи, с которыми князья посылали своих послов к другим князьям или иноземным правителям, и т.

д. Договоры, юридические документы и установления также вносили свой вклад в формирование русского литературного языка, а в какой-то мере участвовали и в формировании языка русской литературы.

Первые оригинальные произведения литературы Киевской Руси самобытна не только в языке, не только в системе образов или сюжетных мотивов, но и в жанровом отношении: не имеют себе жанровой аналогии в византийской и болгарской литературах ни русские летописи, ни «Слово о полку Игореве», ни «Поучение Владимира Мономаха», ни «Моление Даниила Заточника», ни некоторые другие памятники.

Одним из первых, важнейших жанров возникающей русской литературы явился жанр летописи.

Историческая память восточнославянских народов простиралась на несколько веков вглубь: из поколения в поколение передавались предания и легенды о расселении славянских племен, о столкновениях славян с аварами (обрами), об основании Киева, о славных деяниях первых киевских князей.

Возникновение письменности позволило зафиксировать устные исторические предания и побудило в дальнейшем в письменном виде регистрировать все важнейшие события своего времени. Так возникло летописание.

Именно летописи было суждено на несколько веков, вплоть до XVII в.

, стать не простой погодной записью текущих событий, а одним из ведущих литературных жанров, в недрах которого развивалось русское сюжетное повествование.

Обратите внимание

Летопись изображала благоденствующую Русскую землю, озаренную солнечным восходом после крещения.

По-видимому, уже в «Древнейшем летописном своде» го­ворилось, что княгиня Ольга, принявшая христианство еще в 955 г., явилась на Руси «аки деньница предъ солнцемь и аки зоря предъ св'Ьтомъ».

Сыновья князя Владимира Борис и Глеб «луча светозарна явистася, яко св'Ьтил'Ь озаряюща всю землю Русьскую.

У Руси появились надежные заступники. Первым из них в «Древнейшем летописном своде» был назван киевский князь Владимир Святославич, крестивший Русь. Когда он умер, вспо­минает летопись, «людье бещисла снидошася и плакашася по немь, боляре — акы заступника, убозии [бедные] — акы заступ­ника и кормителя».

«Древнейший летописный свод» рисовал ряд картин полно­го благополучия Русской земли.

Продолжатели «Древнейшего свода» вставили в летопись рассказы, свидетельствовавшие о материальном благополучии Руси еще до крещения, в период язычества.

Так, излагая ле­генду о призвании первых князей на Русь из варягов, летопи­сец привел и знаменитое высказывание тогдашних обитателей Руси: «Земля наша велика [многолюдна] и обилна [хлебна], а наряда [государственного порядка] в ней н^тъ».

В рассказе о киевском князе Святославе, отце Владимира, перечислялись богатства его земель.

Другие ранние произведения вносили новые краски при соз­дании образа благополучной Русской земли.

Важно

Так, где-то между 1037 и 1050 гг. пресвитер киевского князя Ярослава Владимировича Мудрого, а затем первый русский мит­рополит Иларион написал и, вероятно, публично произнес «Слово о законе и благодати». Искусно составленное «Слово» Илариона с богословских позиций обосновывало закономерность принятия христианства Русью.

Последняя часть «Слова» была посвящена восхвалению Руси и ее крестителя князя Владимира. Неизвест­но, в какую книгу первоначально входило «Слово». До нас до­шли лишь пергаменный лист XII—XIII вв. с фрагментом «Сло­ва» и полные списки «Слова» в сборниках XIV—XVI вв.

К счас­тью, редакторы и переписчики с пиететом и тщательностью пе­реписывали высказывания Илариона о Русской земле.

Как яркое проявление благополучия Русской земли Илари­он выставлял ее застроенность и ухоженность.

Картину благополучия Руси завершали упоминания о миро­вой славе Русской земли..

Лирическое одушевление «Слова» Илариона было подхваче­но и усилено «Сказанием о Борисе и Глебе», которое в 1050-х го­дах было сочинено не известным нам автором. Правда, о време­ни появления «Сказания» существуют разногласия: некоторые ученые относят его к 1089—1115 гг.

Но редкий случай: «Сказа­ние о Борисе и Глебе» дошло до нас в пергаменных «Минеях Четьих» конца XII — начала XIII в., написанных всего лишь через 100—150 лет после составления «Сказания». Однако труд­но решить, где «Сказание» находилось первоначально. Ведь род­ственная «Сказанию» «Повесть о Борисе и Глебе» под 1015 г.

была вставлена в летопись — в «Повесть временных лет».

«Сказание о Борисе и Глебе» начиналось с рассказа о двенад­цати сыновьях Владимира, которые были посажены отцом кня­жить в разных городах Руси. Как только скончался Владимир, один из его сыновей — Святополк — решил избавиться от Бо­риса и Глеба: их особенно любил Владимир.

Основное содержа­ние «Сказания» и составляет рассказ о том, как Борис и Глеб, зная о замысле окаянного Святополка, не подняли меча на стар­шего брата и по его приказу были зарезаны, как агнцы.

Но тут Святополка постигли недуг и злая смерть, а у могил Бориса и Глеба стали происходить чудеса.

Совет

Образ Русской земли в «Сказании» трогателен и мягок. Бла­гополучие добыто братской кровью, и Русская земля в «Сказа­нии» выглядит особенно человеколюбивой.

Русская земля, по «Сказанию о Борисе и Глебе», защищена не только от болезней, но и от врагов.

Аналогичный образ благополучной и осиянной Русской зем­ли рисовали и другие произведения, сочиненные в конце XI — начале XII в., например, «Память и похвала Владимиру», «По­хвала Феодосию Печерскому», игумену первого на Руси Киево-Печерского монастыря, сказания о чудесах Николы Мирликий-ского на Руси.

Образ цветущей и мирной Русской земли в произведениях XI — начала XII в. отражал быстроту успехов Руси в полити­ческом и культурном развитии после принятия христианства. Всю древнерусскую культуру того времени отличает оптимис­тический, жизнерадостный, торжествующий характер.

Повествование о Руси в памятниках велось в особом литератур­ном стиле, выработанном не без влияния библейских книг, — в стиле «монументального историзма», как определил его Д.С. Лихачев. Этот стиль «характеризуется прежде всего стремле­нием рассматривать предмет изображения с больших дистанций: пространственных, временных, иерархических. Это стиль, в пре­делах которого все наиболее значимое и красивое представляется монументальным, величественным. Стремясь видеть окружающее в рамках представлений этого стиля, летописцы, авторы житий, церковных слов смотрят на мир как бы с большой высоты или с большого удаления — удаления времени или пространства»2. При всем том художественно-изобразительное творчество еще очень долго не являлось осознанной целью древнерусских писателей.

Источник: http://shpargalki.ru/news/3833.html

Жанры древнерусской литературы.ppt – Интерактивный плакат “Жанры древнерусской литературы”

Поиск материалов:Количество Ваших материалов: 0.

Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатноВидеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Жанры древнерусской литературыЖитиеДуховные стихиПатерик СловоЛетописьПоучениеЛетопись – это повествование об Повесть – это текст эпического исторических событиях. Это самый древний Это жанр, в котором, древнерусские Апокриф – буквально переводится с характера, повествующий о князьях, о Слово – является разновидностью жанр древнерусской литературы. В Древней Жизнеописание святых.Духовные стихи – песни, Четьи­минеи (буквально Сборник коротких рассказов летописцы пытались представить древнегреческого языка как воинских подвигах, о княжеских Руси летопись играла очень важную роль, жанра древнерусского Хронограф – это тексты, имеющие религиозные модель поведения любого Очень известно и «сокровенный, тайный». Это преступлениях. Примерами воинских т.к. не только сообщала об исторических «чтение по месяцам») – о монахах и мирских людях ­ красноречия. Примером повестей являются «Повесть о древнерусского человека.произведения религиозно­легендарного событиях прошлого, но и была содержания, заимствованное содержащие описание политической разновидности собрание произведений о почитаемо «Житие благочестивых и грешниках.«Поучение Владимира битве на реке Калке», политическим и юридическим документом, характера. Апокрифы получили особое из Житий святых и других времени 15­16 веков.Киево – Печерский древнерусского красноречия Мономаха»,«Повесть о разорении Рязани свидетельствовала о том, как необходимо святых людях.распространение в 13­14 веках, но Протопопа Аввакума»патерикпоступать в определенных ситуациях. служит «Слово о полку Игореве». религиозных источников.ханом Батыем», «Повесть о церковь не признавала этот жанр и не ХронографДревнейшей летописью является «Повесть житии Александра Невского».признает до настоящего времени. временных лет» Повесть Четьи-минеиАпокрифТарасова Светлана Евгеньевна, Державинский лицей

Сборник коротких рассказов о монахах и мирских людях ­ благочестивых и грешниках.Киево – Печерский патерикЭто жанр, в котором, древнерусские летописцы пытались представить модель поведения любого древнерусского человека.«Поучение Владимира Мономаха»,Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия.

Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве». Повесть – это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях.

Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского». Апокриф – буквально переводится с древнегреческого языка как «сокровенный, тайный». Это произведения религиозно­легендарного характера.

Апокрифы получили особое распространение в 13­14 веках, но церковь не признавала этот жанр и не признает до настоящего времени. Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т.к.

не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом, свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях. Древнейшей летописью является «Повесть временных лет» Четьи­минеи (буквально «чтение по месяцам») – собрание произведений о святых людях.

Хронограф – это тексты, содержащие описание времени 15­16 веков.Духовные стихи – песни, имеющие религиозные содержания, заимствованное из Житий святых и других религиозных источников.Жизнеописание святых.Очень известно и почитаемо «Житие Протопопа Аввакума»

Использованные материалы:Марина Мещерякова. Литература в таблицах. Теория. История. Словарь. ООО «Издательство «АЙРИС – пресс». 2000 г.Т. Р. Наумова, учитель русского языка и литературы, МБОУ “СОШ № 18 имени А. М. Горького”

города Воткинска Удмуртской Республики

Обратите внимание

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
– выберите тему – пройдите небольшой тест

– получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/interaktivnyj_plakat_zhanry_drevnerusskoj_literatury-128607/151092

Ссылка на основную публикацию