Важен ли для современного человека опыт предыдущих поколений? | Литерагуру
(420 слов) Сегодня мир развивается все стремительнее и стремительнее, и то, что еще вчера казалось нам незыблемым и постоянным, завтра уже перестанет вообще кого-то интересовать.
В таких условиях сложно сохранять опыт предыдущих поколений, поэтому большая его часть осталась на музейных полках или вовсе ушла в небытие. Например, кто сейчас помнит, как варить мыло? А когда-то в СССР был такой дефицит, что в глубинке мыло приходилось делать самостоятельно.
Однако есть такие важные вещи, которые человечеству ни в коем случае нельзя забывать. К примеру, это опыт нацистской Германии, которая развязала самую кровавую войну в истории.
Люди тогда научились многому: запретили пропаганду нацизма и расизма, закрепили в законах права человека и др. Вот это мы никогда забывать не должны, чтобы никогда не повторить ошибку, которая стоила многих жизней.
Примеры, подтверждающие мою позицию, можно найти в романе Замятина «Мы». В этом произведении государство было построено по принципу подавления личности и полного контроля над ней. У людей не было индивидуальности и фантазии, они просто были винтиками одной системы, строили Интеграл и жили только национальной идеей.
В этой стране исчезли любовь и семья, не стало дружбы и других моральных ценностей, без которых мы не мыслим своей жизни. Но они не только мыслили, но и принимали это лишенное смысла существование, поэтому перестали быть людьми.
Уцелеть от тлетворного влияния новой системы удалось только тем, кто обращался к опыту предков в виде уцелевших музейных домов, старых вещей, повествующих о личном пространстве, несправедливо отнятом у граждан.
Человечность проснулась в главном герое лишь тогда, когда он пришел в такое место, которое навеяло атмосферу, вкус жизни предков и пронесло сквозь время социальный и бытовой опыт прошлых поколений.
Другой пример можно отыскать в повести Булгакова «Собачье сердце». Автор изображает образ нового человека, сотворенного революцией – искусственным вмешательством в ход истории. Метафорой такого вмешательства стал эксперимент Преображенского.
Глядя на невежественного, грубого и диковатого Шарикова, мы понимаем, что новому человеку не хватает связи с опытом предков, с их культурными, научными и социальными достижениями. Этот пришелец не знает, куда и зачем пришел, попусту растрачивает свой потенциал, а ведь он мог бы, подобно Ньютону, стоять на плечах гигантов и служить прогрессу.
Его же попытки качать права приводят лишь к деградации и «разрухе». Очевидно, что Шариковым и Швондерам, несмотря на весь их пафос, не выжить без Преображенских и их жизненного опыта.
Я думаю, опыт предков важен, ведь без него никто не сможет двигаться вперед и развиваться. Невозможно каждый век изобретать велосипед, развязывать мировые войны и лишать человека права на духовную самобытность, ведь тогда цивилизация просто выродится в нескончаемом падении на граблях. Чтобы этого не случилось, мы должны учитывать опыт предыдущих поколений.
Источник: https://LiteraGuru.ru/vazhen-li-dlya-sovremennogo-cheloveka-opyt-predydushhih-pokolenij/
Сочинение. Опыт и ошибки
Пример сочинения на тему: «Опыт – сын ошибок трудных»
Жизненный опыт… Из чего он складывается? Из совершённых поступков, сказанных слов, принятых решений, как верных, так и неверных. Зачастую опыт – это те выводы, которые мы делаем, допуская ошибки. Есть вопрос: чем жизнь отличается от школы? Ответ звучит так: жизнь дает контрольную прежде урока.
И действительно, человек порой неожиданно для себя оказывается в сложной ситуации и может принять неверное решение, совершить опрометчивый поступок. Иногда его действия ведут к трагическим последствиям. И лишь позже он осознаёт, что допустил ошибку, и усваивает урок, преподанный ему жизнью.
Обратимся к литературным примерам. В рассказе В.Осеевой «Рыжий кот» мы видим двух мальчиков, которые извлекли жизненный урок из собственной ошибки. Случайно разбив окно, они были уверены, что хозяйка, пожилая одинокая женщина, непременно пожалуется их родителям и тогда наказания не избежать.
В отместку они украли у нее ее любимца, рыжего кота, и отдали того незнакомой старушке. Однако вскоре мальчики поняли, что своим поступком причинили невыразимое горе Марье Павловне, ведь кот был единственным напоминанием о рано умершем единственном сыне женщины.
Видя, как она страдает, мальчики прониклись сочувствием к ней, поняли, что совершили ужасную ошибку, и попытались исправить ее. Они отыскали кота и вернули его хозяйке. Мы видим, как они меняются на протяжении рассказа.
Если в начале рассказа ими руководят эгоистические побуждения, страх, желание избежать ответственности, то в конце герои уже не думают о себе, их поступки продиктованы состраданием, желанием помочь. Жизнь преподала им важный урок, и ребята усвоили его.
Вспомним рассказ А.Масс «Ловушка». В нем описывается поступок девочки по имени Валентина. Героиней испытывает неприязнь по отношению к жене брата Рите.
Это чувство настолько сильно, что Валентина решает устроить невестке ловушку: вырыть ямку и замаскировать ее, чтобы Рита, наступив, упала. Она осуществляет свой замысел, и Рита попадает в приготовленную ловушку.
Только вдруг выясняется, что она была на пятом месяце беременности и в результате падения может потерять ребенка. Валентина в ужасе от содеянного. Она не хотела никого убивать, тем более ребенка! Теперь ей придется жить с непреходящим чувством вины.
Совершив, возможно, непоправимую ошибку, героиня приобрела хотя и горький, но ценный жизненный опыт, который в будущем, возможно, убережет ее от неверных шагов, изменит отношение к людям и к себе, заставит задуматься над последствиями своих действий.
Подводя итоги сказанному, хочется добавить, что опыт, будучи часто следствием «ошибок трудных», оказывает большое влияние на нашу дальнейшую жизнь. С опытом приходит понимание многих важных истин, меняется мировоззрение, наши решения становятся более взвешенными. И в этом его главная ценность.
(394 слова)
Пример сочинения на тему: «Важен ли для нас опыт предыдущих поколений?»
Важен ли для нас опыт предыдущих поколений? Размышляя над этим вопросом, нельзя не прийти к ответу: конечно, да.
Опыт наших отцов и дедов, всего нашего народа, несомненно, значим для нас, ведь накопленная за века мудрость указывает нам дальнейший путь, помогает избежать многих ошибок. Так, старшее поколение россиян прошло испытание Великой Отечественной войной.
Неизгладимый след оставила война в сердцах тех, кому довелось своими глазами видеть ужасы военных дней. Нынешнее поколение, хотя и знает о них лишь понаслышке, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, тоже понимает, что ничего страшнее нет и быть не может.
Горький опыт суровых военных лет учит нас не забывать о том, сколько горя и страданий может принести война. Мы должны помнить об этом, чтобы трагедия не повторялась вновь и вновь.
Страшные испытания военных дней ярко показаны в произведениях русской и зарубежной литературы. Вспомним роман А.Лиханова «Мой генерал». В главе «Еще одна история. Про трубача» автор повествует о человеке, попавшем в концлагерь во время Великой Отечественной войны. Он был трубач, и немцы заставили его вместе с другими пленными музыкантами играть веселые мелодии, провожая людей в «баню».
Только это была вовсе не баня, а печи, где пленных сжигали, и музыканты знали об этом. Невозможно без содрогания читать строки, в которых описываются зверства фашистов. Николай, так звали героя этой истории, чудом остался жив после расстрела. Автор показывает, какие страшные испытания выпали на долю его героя.
Его освободили из лагеря, он узнал, что во время бомбежки пропала его семья – жена и ребенок. Он долго искал своих близких, а потом понял, что война погубила и их. Лиханов так описывает состояние души героя: «Словно умер трубач. Живой, да не живой. Ходит, ест, пьет, но будто не он ходит, ест, пьет. А другой человек совсем. Музыку до войны больше всего любил. После войны слышать не может».
Читатель понимает, что рана, нанесенная человеку войной, никогда не затянется до конца.
В стихотворении К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» также показана трагедия войны. Мы видим маленького мальчика, которого отец вывез из Брестской крепости. Ребенок прижимает к груди игрушку, а сам – седой.
Читатель понимает, какие недетские испытания выпали на его долю: у него погибла мать, а сам он всего за несколько дней видел столько страшного, что нельзя передать словами. Недаром писатель говорит: «За десять лет на том и этом свете ему зачтутся эти десять дней».
Мы видим, что война не щадит никого: ни взрослых, ни детей.
И нет более важного урока будущим поколениям: мы должны беречь мир на все планете, не позволять трагедии снова повторяться.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод: опыт предыдущих поколений учит нас не повторять трагических ошибок, предостерегает от неверных решений. Показателен эксперимент, проведенный журналистами Первого канала.
Они подходили к людям на улице с вопросом: нужно ли нанести превентивный удар по США? И ВСЕ опрошенные однозначно отвечали «нет».
Эксперимент показал, что современное поколение россиян, знающее о трагическом опыте отцов и дедов, понимает, что война несет только ужас и боль, и не желает, чтобы это повторилось.
(481 слово)
Пример сочинения на тему: «Какие ошибки можно назвать непоправимыми?»
Возможно ли прожить жизнь, не совершив ошибок? Думается, нет. Человек, идущий по жизненному пути, не застрахован от неверного шага. Порой он совершает поступки, которые приводят к трагическим последствиям, ценой неверных решений становится чья-либо жизнь. И, хотя человек в конце концов понимает, что поступил неправильно, изменить уже ничего нельзя.
Непоправимую ошибку совершает героиня сказки Н.Д. Телешова «Белая цапля». Принцесса Изольда пожелала иметь необыкновенный свадебный наряд, в том числе украшение из хохолка цапли. Она знала, что ради этого хохолка цаплю нужно будет убить, но это не остановило принцессу.
Подумаешь, одна цапля! Она ведь все равно умрет раньше или позже. Эгоистическое желание Изольды оказалось сильнее всего. Позже она узнала, что ради прекрасных хохолков цапель стали убивать тысячами и в итоге полностью уничтожили. Принцесса была потрясена, узнав, что из-за нее истреблен весь их род.
Она поняла, что совершила ужасную ошибку, которую теперь невозможно было исправить. В то же время эта история стала жестоким уроком для Изольды, заставила ее задуматься над своими поступками и их последствиями.
Героиня решила, что больше никогда никому не причинит зла, более того, она станет творить добро, будет думать не о себе, а о других.
Вспомним рассказ «Каникулы на марсе» Р.Бредбери. В нем описывается семья, прилетевшая на Марс. Сначала кажется, что это увеселительная поездка, но позже мы узнаем, что герои – одни из немногих, кто успел спастись с Земли.
Человечество совершило страшную, непоправимую ошибку: «Наука слишком стремительно и слишком далеко вырвалась вперед, и люди заблудились в машинных дебрях… Не тем занимались; без конца придумывали все новые и новые машины — вместо того, чтобы учиться управлять ими». Мы видим, к каким трагическим последствиям это привело.
Увлекшись научно-техническим прогрессом, люди забыли о самом важном и стали уничтожать друг друга: «Войны становились все более разрушительными и в конце концов погубили Землю… Земля погибла». Человечество само уничтожило свою планету, свой дом. Автор показывает, что ошибка, совершенная людьми, непоправима.
Однако для горстки спасшихся она станет горьким уроком. Возможно, человечество, продолжив жить на Марсе, выберет иной путь развития и избежит повторения подобной трагедии.
Подводя итоги сказанному, хочется добавить: некоторые ошибки, совершаемые людьми приводят к трагическим последствиям, которые невозможно исправить. Однако даже самый горький опыт — наш учитель, который помогает пересмотреть свое отношение к миру и предостерегает от повторения неверных шагов.
(368 слов)
Пример сочинения на тему: «Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?»
Что добавляет читательский опыт жизненному опыту? Размышляя над этим вопросом, нельзя не прийти к ответу: читая книги, мы черпаем мудрость поколений.
Должен ли человек постигать важные истины лишь на собственном опыте? Конечно, нет. Книги дают ему возможность учиться на ошибках героев, осмысливать опыт всего человечества.
Уроки, извлеченные из прочитанных произведений, помогут человеку принимать верные решения, предостерегут от совершения ошибок.
Обратимся к литературным примерам. Так, в произведении В. Осеевой «Бабка» рассказывается о пожилой женщине, к которой пренебрежительно относились в семье. Главную героиню в семье не уважали, часто упрекали, даже не считали нужным здороваться. Ей грубили, даже называли не иначе как «бабка».
Никто не ценил того, что она делала для близких, а ведь она целыми днями чистила, мыла, варила. Ее забота не вызывала чувства признательности у семьи, воспринималась как нечто само собой разумевшееся. Автор подчеркивает беззаветную, всепрощающую любовь бабушки к детям и внуку.
Прошло много времени, прежде чем внук Борька стал понимать, как он и его родители были неправы по отношению к ней, ведь ни разу никто из них не сказал ей доброго слова. Первым толчком стал разговор с приятелем, который рассказал, что в его семье бабушка — самая главная, ведь она всех вырастила.
Это заставило Борьку задуматься об отношении к собственной бабушке. Однако только после ее смерти Борька понял, как сильно она любила свою семью, как много для нее делала. Осознание ошибок, мучительное чувство вины и запоздалое раскаяние пришли лишь тогда, когда уже ничего нельзя было исправить.
Глубокое чувство вины охватывает героя, но изменить уже ничего нельзя, бабушку не вернуть, а значит нельзя сказать слова прощения и запоздалой благодарности. Этот рассказ учит нас ценить близких людей, пока они рядом, проявлять к ним внимание и любовь.
Несомненно, эту важную истину человек должен усвоить до того, как станет слишком поздно, и горький опыт литературного героя поможет читателю избежать подобной ошибки в собственной жизни.
В рассказе А.Масс «Трудный экзамен» говорится об опыте преодоления трудностей. Главная героиня — девочка по имени Аня Горчакова, которая сумела выдержать непростое испытание. Героиня мечтала стать актрисой, хотела, чтобы родители, приехав на спектакль в детский лагерь, оценили ее игру.
Она очень старалась, но ее ждало разочарование: в назначенный день ее родители так и не приехали. Охваченная чувством отчаяния, она решила не выходить на сцену. Доводы воспитательницы помогли ей справиться со своими чувствами. Аня поняла, что не должна подводить товарищей, ей нужно научиться владеть собой и выполнить свою задачу, несмотря ни на что.
Так и вышло, она играла лучше всех. Именно этот случай научил героиню владеть собой. Первый опыт преодоления трудностей помог девочке добиться своей цели – впоследствии она стала известной актрисой. Писатель хочет преподать нам урок: как бы ни были сильны негативные чувства, мы должны уметь справляться с ними и идти к поставленной цели, несмотря на разочарования и неудачи.
Опыт героини рассказа поможет читателю задуматься над собственным поведением в трудных ситуациях, укажет верный путь.
Таким образом, можно сказать, что читательский опыт играет важную роль в жизни человека: литература дает нам возможность понять важные истины, формирует наше мировоззрение. Книги – это источник света, который озаряет нам жизненный путь.
(497 слов)
Пример сочинения на тему: «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть, набираться опыта?»
Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть, набираться опыта? Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что это могут быть самые разные события.
Быстрее всего ребенок взрослеет, когда оказывается в тяжелой ситуации, например во время войны. Война отнимает у него близких, на его глазах погибают люди, рушится мир. Испытывая горе и страдания, он начинает иначе воспринимать действительность, на этом его детство заканчивается.
Обратимся к стихотворению К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете». Мы видим маленького мальчика, которого отец вывез из Брестской крепости. Ребенок прижимает к груди игрушку, а сам – седой.
Читатель понимает, какие недетские испытания выпали на его долю: у него погибла мать, а сам он всего за несколько дней видел столько страшного, что нельзя передать словами. Недаром писатель говорит: «За десять лет на том и этом свете ему зачтутся эти десять дней».
Война калечит душу, отнимает детство, заставляет преждевременно взрослеть.
Но не только страдания дают толчок к взрослению. Для ребенка важен опыт, который он приобретает, когда самостоятельно принимает решения, учится отвечать не только за себя, но и за других, начинает о ком-то заботиться.
Так, в повести А.Алексина «А тем временем где-то…» главный герой Сергей Емельянов, случайно прочитав письмо, адресованное отцу, узнает о существовании его бывшей жены. Женщина просит о помощи. Казалось бы, Сергею нечего делать в ее доме, и его первым порывом было просто вернуть ей ее письмо и уйти.
Но сочувствие горю этой женщины, покинутой когда-то мужем, а теперь и приемным сыном, заставляет его выбрать другой путь. Сережа решает постоянно навещать Нину Георгиевну, помогать ей во всем, спасать от самой страшной беды – одиночества. И когда отец предлагает ему поехать на каникулах к морю, герой отказывается.
Ведь он обещал Нине Георгиевне быть рядом с ней и не может стать ее новой потерей. Автор подчеркивает, что именно этот жизненный опыт героя делает его взрослее, недаром Сергей признается: «Быть может, потребность стать чьим-то защитником, избавителем пришла ко мне первым зовом мужской взрослости.
Нельзя забыть того первого человека, который стал нуждаться в тебе».
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что ребенок взрослеет, когда в его жизни наступают переломные моменты, кардинально меняющие его жизнь.
(342 слова)
Источник: http://tehurok.ru/sochinenie-opyt-i-oshibki
Подготовка к итоговому сочинению по литературе. 11 класс. 2018/2019 учебный год
Инфоурок › Литература ›Презентации›Подготовка к итоговому сочинению по литературе. 11 класс. 2018/2019 учебный год
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Подготовка к итоговому сочинению по литературе 11 класс
2 слайд Описание слайда:
Итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации.
3 слайд Описание слайда:
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения для каждого часового пояса отдельно. Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
4 слайд Описание слайда:
Темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.
5 слайд Описание слайда:
Время написания – 3 часа 55 минут.
6 слайд Описание слайда:
Результатом итогового сочинения будет «зачет» или «незачет»
7 слайд Описание слайда:
Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, композиция; качество речи; грамотность.
Требование № 1 «Объем итогового сочинения « (Рекомендуемое количество слов – от 350 Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные),то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу вцелом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
9 слайд Описание слайда:
Требование № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения» Итоговое сочинение выполняется самостоятельно.
Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
10 слайд Описание слайда:
Структура сочинения. Вступление. Формулируется тезис, который в основной части будет доказываться. Основная часть. Раскрытие темы. (Работа с аргументами из художественной литературы) тезис-доказательство-микровывод. 3. Заключение. Главный вывод всего сочинения.
Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год Отцы и дети Мечта и реальность Месть и великодушие Искусство и ремесло Доброта и жестокость
12 слайд Описание слайда:
Направление «Отцы и дети» В чем заключается конфликт между поколениями? Правда ли, что родители всегда хотят, чтобы дети были лучше их? Нужно ли учитывать опыт старших поколений? Каковы последствия разрушения преемственности поколений? Почему разные поколения не понимают друг друга? Дети и детство в русской литературе «Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? Что такое семейные традиции и зачем они нужны? Роль родительского наставления в жизни человека. Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»? Что может мешать отцам и детям понять друг друга?
13 слайд Описание слайда:
Направление «Отцы и дети» А.С. Грибоедов «Горе от ума»; Д.И. Фонвизин «Недоросль»; И.С. Тургенев «Отцы и дети»; Л.Н. Толстой «Война и мир»; А.Н. Островский «Гроза»; А.П. Чехов «Вишневый сад»; Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы» В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой». Горький «Детство»
14 слайд Описание слайда:
Мечта и реальность Что такое мечта? Почему между мечтой и реальность пролегает пропасть? Что общего между мечтой и реальностью? Почему люди убегают от реальности? Нужно ли претворять свои мечты в жизнь? Нужно ли быть верным своей мечте? Что такое «бегство от реальности»? Что необходимо для того, чтобы мечта стала реальностью? Чем опасны мечты
15 слайд Описание слайда:
Мечта и реальность 1. Достоевский «Преступление и наказание» 2. Пушкин «Капитанская дочка» 3. Чехов «Ионыч», «Крыжовник» 4. Булгаков «Мастер и Маргарита» 5. Толстой «Война и мир» 6. Горький «На дне» 7. Грин «Алые паруса» 8. Гончаров «Обломов» 9. Куприн «Гранатовый браслет» 10. Васильев «А зори здесь тихие»
16 слайд Описание слайда:
Месть и великодушие Месть или отказ от мести. 2. Можно ли оправдать месть? 3. Что такое великодушие? 4. Почему человек отказывается от мести? 5. Какие чувства испытывают люди во время войны 6. Сохранить великодушие на войне… (По страницам литературы XIX-XXI вв.)
17 слайд Описание слайда:
Месть и великодушие Пушкин «Капитанская дочка», «Дубровский», «Выстрел» 2. Лермонтов «Герой нашего времени» 3. Андреев «Иуда Искариот» 4. Толстой «Война и мир» 5. Шолохов «Алёшкино сердце», «Шибалково семя», «Коловерть», «Смертный враг», «Родинка». 6. Шолохов «Тихий дон» 7. Васильев «А зори здесь тихие»
18 слайд Описание слайда:
Искусство и ремесло Что такое настоящее искусство? Что такое талант? Почему искусство называют вечным? Можно ли научиться искусству? Кого можно назвать истинным творцом? Что значит для человека ремесло и искусство, как они отражаются в его жизни, на что влияют? Что Вас волнует больше: красота природы или красота, сотворённая человеком? Может ли искусство помочь человеку понять себя?
Искусство и ремесло Тургенев «Отцы и дети» Тургенев «Певцы» (из Записок охотника) Гоголь «Портрет», «Невский проспект» Гончаров «Обломов» Куприн «Гранатовый браслет» Толстой «Война и мир» Булгаков «Мастер и Маргарита» Лесков «Очарованный странник»
20 слайд Описание слайда:
Доброта и жестокость Что такое доброта? Что такое жестокость? Почему человек должен быть добрым? Может ли человек быть жестоким по отношению к братьям нашим меньшим? Кого можно назвать добрым человеком? Кого можно назвать жестоким человеком? Уместна ли жестокость на войне? Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?
21 слайд Описание слайда:
Доброта и жестокость Платонов «Юшка» Андреев «Кусака» Железняков «Чучело» Шолохов «Алешкино сердце», «Коловерть», «Смертный враг», «Судьба человека». «Тихий дон» Лесков «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда» Лермонтов «Герой нашего времени» Толстой «Война и мир» Бунин, «Господин из Сан-Франциско» Достоевский «Преступление и наказание»
22 слайд Описание слайда:
Источник: https://infourok.ru/podgotovka-k-itogovomu-sochineniyu-po-literature-klass-uchebniy-god-3210522.html
Итоговое сочинение ЕГЭ 2018-2019 Что написать в сочинении: Почему нужно уважать старших (Отцы и дети)?
С детства нас приучают к тому, что старших нужно уважать. Как правило, эта мысль просто доводится до ребенка как аксиома, то есть утверждение, которое не требует доказательств и пояснений.
С одной стороны, это правильно. Есть законы жизни и правила поведения в обществе, которые обязательны к исполнению, не важно согласны Вы с ними или нет. Свое мнение по этому поводу, разумеется может иметь каждый член общества, но это мнение не освобождает своего обладателя от неукоснительного соблюдения законов и правил, с которыми он, возможно, не согласен.
С другой стороны, если детям с раннего возраста разъяснять, почему старшие являются авторитетом для младших и почему следует чтить отца и мать, маленький человек будет делать это осознанно, а, значит, искренне. А всем нам известно, что результат действий из-под палки и поступков, идущих от сердца, разный.
Почему же старшие, поколение отцов, достойны уважения.
Первое, и это аксиома, они подарили нам жизнь, вырастили и воспитали. За одно это мы, дети, обязаны почитать родителей всю жизнь. К сожалению, эта простая мысль доходит гораздо лучше и быстрее, когда поколение детей начинает растить и воспитывать уже своих детей. В детском, подростковом и юношеском возрасте эта мысль известна, но душу не затрагивает.
«Отцы» более опытны и мудры, в силу этого их решения, как правило, правильны, и стоит к ним прислушиваться, подавив в себе мысли «Я и сам все знаю».
С годами «отцы», к сожалению, не молодеют, и это еще одна причина относится к ним с уважением, заботой и нежностью.
В заключение можно отметить, что отцы и деды — это наши корни, наша история, без уважительного отношения к которой мы можем потерять себя настоящих и разрушить будущее своих детей.
Отцы и дети: Почему нужно уважать старших, что писать в итоговом сочинении?
Потому что жизнь очень непростая вещь и прожить ее очень трудно, даже если у кого-то не получается прожить ее так, как хотелось бы, не молодому поколению судить его, ведь они еще даже не пробовали сделать это — прожить достойно жизнь, воспитать своих детей (свое младшее поколение).
Молодые судят все со своей, пока теоретической, часто максималистской точки зрения, им кажется, что уж они то не сделали бы таких ошибок, не стали бы такими, как стали их родители, что у них все будет по другому, гораздо лучше.
Но когда начинаешь жить по-настоящему, когда начинаешь понимать, каких усилий стоит каждый шаг, тогда начинаешь ценить старшее поколение, своих родителей, ценить их и одновременно жалеть, появляется понимание и уважение.
К сожалению, большая часть молодежи, начинают ценить и уважать родителей лишь только после смерти родителей. Наглядный пример тому рассказ «Телеграмма».
Настя уехала из деревни в большой город зарабатывать деньги. В деревне у нее осталась мать. Настя очень редко вспоминала про мать, письма писала домой редко. Старушка понимала свою дочь и не обижалась на нее. Но пришло время, когда мать почувствовала, что силы ее покидают, приближается смерть.
Тогда она отправила дочке телеграмму, чтобы та приехала срочно попрощаться с ней. Но Настя была слишком занята, чтобы вчитываться в написанное. Она даже и не подумала, что мама не вечна и она может нуждаться в уходе. Когда Настя приехала проведать маму, она уже умерла.
Настя почему-то решила, что она стала взрослой и самостоятельной сама, без участия мамы. <\p>
А мы то знаем, что именно родители, жертвуя собой, своим временем, подготавливали нас к взрослой жизни, заботились о нас не досыпая ночи.
Поэтому, мы так же должны уделять внимание уже постаревшим родителям.
Функция старшего поколения по отношению к детям — дать им жизнь, обеспечить существование и подготовить молодых к самостоятельной жизни.
Воспитание и формирование сознательной личности — дело сложное, требующее большого труда, вложения моральных и физических сил. Старшие чувствуют свою ответственность за то, какими вырастут дети, своим примером преподают самые главные жизненные правила, передают лучшие черты и ценности тем, кто взрослеет.
Юным не всегда заметно, каких усилий стоит родителям и другим взрослым вырастить и воспитать их. Повзрослев, они осознают, сколько сил вложили старшие в их воспитание. Старшее поколение заслуживает благодарности и глубокого уважения.
Источник: http://faston24.ru/itogovoe-sochinenie-ege-2018-2019-chto-napisat-v-sochinenii-pochemu-nuzhno-uvazhat-starshih-ottsy-i-deti/
Итоговое сочинение: в поисках аргумента
Фото: new.vzaimodeystvie.ru
Лишь на пятом году в критериях ФИПИ появилось одно важное изменение, избавившее пишущих сочинение от существенной нелепицы.
Критерий «Аргументация» теперь нацелен на «проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала» вместо «на проверку умения использовать литературный материал… для аргументации своей позиции», как это было еще год назад.
Иначе говоря, рассуждая на ту или иную морально-этическую тему, школьник не обязан больше обосновывать необходимость поступать нравственно тем, что нравственно ведут себя положительные герои литературы, а безнравственно – отрицательные.
Потому как эксперты, перепроверяющие в вузе сочинения, теряются, не зная, как оценивать «аргумент», что «беречь честь смолоду» следует потому, что так поступал Петя Гринев, а Швабрин – наоборот.
Правда, вновь остро встает вопрос о том, что же тогда является «аргументом», при помощи которого можно «доказать свою позицию», если не пересказ программного текста (за искажение которого и незачет можно получить!).
Вот, скажем, выберешь ты (как, судя по прошедшим в нашем Лицее «пробникам», и большинство твоих одноклассников) тему из тематического направления этого года «Отцы и дети»: бог весть, как конкретно она будет сформулирована, но, скорее всего, будет крутиться вокруг либо конфликта поколений, либо их преемственности.
Чем можно аргументировать твое, возрастным максимализмом обусловленное, убеждение, что старшее и младшее поколение всегда конфликтуют и не понимают друг друга? Пример из романа Тургенева «Отцы и дети» (который, боюсь, возненавидят после проверки сочинений многие учителя), как уже было сказано, в качестве аргумента больше не засчитывается, тем более что старший и младший Кирсановы в романе вовсе не конфликтуют, а напротив, обнаруживают полное согласие и по вопросам любви и брака, и по вопросам работы в поместье. Остается надеяться на одного себя и свою сообразительность.
Сказано: «береги честь смолоду»… А что такое «честь», как ее понимали тогда и как сейчас; что значит ее «беречь»; почему ее надо беречь именно «смолоду»? Уже есть о чем поговорить, по каждому из вопросов высказав свое суждение. То же и с конфликтом (ну или с преемственностью) поколений.
Логично предположить, что если бы дети совершенно не учитывали опыта своих родителей, слепо повторяя их ошибки, как и если бы, напротив, жили только этим опытом («богаты мы, едва от колыбели, ошибками отцов и поздним их умом»), то жизнь попросту остановилась бы.
Значит, можно уже сделать вывод, как важно, учитывая чужой опыт, не бояться получить свой собственный; преодолевать родительское сопротивление, помня при этом, чем продиктованы родительские тревоги и предостережения.
Правда, если так писать, сочинение выйдет несколько умозрительным, голословным в своих тезисах. Поэтому самое время прибегнуть еще к двум разновидностям аргументов – апелляции к личному опыту и/или к авторитетному мнению.
Тем более что личный опыт необязательно означает, что ты сам пережил то, о чем рассуждаешь: так, нынешние школьники вряд ли могут авторитетно говорить о том, как нужно хранить «верность в браке» или даже «верность Родине» (была и такая тема), так как далеко не все имели соответствующий опыт.
Но знания из истории, далекой или недавней, жизнь современного общества подбрасывают немало весомых аргументов в пользу высказанной тобой точки зрения: скажем, найти примеры в прошлом и в настоящем, когда сын не подчинился родительской воле – и доказал свою правоту, вовсе не сложно (от Ломоносова и Некрасова – до рокера Фредди Меркьюри и рэпера Оксимирона: вопрос только, примут ли такие аргументы проверяющие сочинения эксперты). Что касается «авторитетного мнения», то здесь подойдет не только высказывание известного лица, но даже художественное произведение! Просто взято это произведение должно быть не как некий кейс, не как описание реального случая с реальными людьми, но как художественное высказывание писателя на избранную тему. То есть говорить придется не о поведении героев, а о том, почему автор захотел, чтобы герои повели себя так, а не иначе (в том числе подобно Татьяне Лариной и якобы вопреки собственному авторскому намерению).
Боюсь только, такой уровень постижения художественного произведения далеко не для всех доступен – просто в силу того, как устроен школьный предмет «литература» (причем с грустью имею в виду тут вовсе не только школьников).
А значит, и в нынешнем году придется ожидать вала работ, авторы которых, не успев высказать тезис, тут же бросаются его «аргументировать» развернутыми пересказами сюжетов программных произведений – так, как будто они не сочинены досужим автором со своими целями, а произошли непосредственно с близкими или знакомыми автора сочинения.
Что, боюсь, станет еще одним шагом к естественному завершению проекта под названием «Школьный предмет “литература”», по крайней мере в его нынешнем формате.
Источник: https://vogazeta.ru/articles/2018/12/3/quality/5396-itogovoe_sochinenie_chto_takoe_argumentatsiya_i_kak_ee_pokazat
Итоговое сочинение 2016-2017 по теме Опыт и Ошибки
С 2014-2015 учебного года в программе государственной итоговой аттестации школьников присутствует итоговое выпускное сочинение. Этот формат существенно отличается от классического экзамена.
Работа носит внепредметный характер, опираясь при этом на знания выпускника в области литературы. Сочинение имеет своей целью выявить способности экзаменуемого рассуждать на заданную тему и аргументировать свою точку зрения.
Главным образом, итоговое сочинение позволяет оценить уровень речевой культуры выпускника. Для экзаменационной работы предлагается пять тем из закрытого перечня.
Дата итогового сочинения 2016-2017 – 7 декабря.
Как правило, рекомендуется придерживаться следующей структуры, представляющей шаблон итогового сочинения:
- Вступление
- Основная часть – тезис и аргументы
- Заключение – вывод
Итоговое сочинение 2016 предполагает объем от 350 слов.
Время, отводимое для экзаменационной работы, – 3 часа 55 минут.
Темы итогового сочинения
Вопросы, предлагаемые для рассмотрения, обычно обращены к внутреннему миру человека, личным взаимоотношениям, психологическим особенностям и понятиям общечеловеческой морали. Так, темы итогового сочинения 2016-2017 учебного года включают следующие направления:
Здесь представлены понятия, раскрыть которые экзаменуемому предстоит в процессе рассуждения, обратившись кпримерам из мира литературы. В итоговом сочинении 2016 выпускник должен выявить отношения между данными категориями на основе анализа, построения логических взаимосвязей и применения знаний литературных произведений.
Одна из таких тем – «Опыт и ошибки».
Как правило, произведения из курса школьной программы по литературе – этобольшая галерея разных образов и характеров, которые можно использовать для написания итогового сочинения по теме «Опыт и ошибки».
Рекомендованная литература
- Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
- Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
- Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
- Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
- Повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
Аргументы для итогового сочинения 2016 «Опыт и ошибки»
- «Евгений Онегин» А.С.Пушкина
В романе в стихах «Евгений Онегин» наглядно демонстрируется проблема непоправимых ошибок в жизни человека, которые могут привести к серьезным последствиям. Так, главный герой – Евгений Онегин своим поведением с Ольгойв доме у Лариных спровоцировал ревность своего друга Ленского, который вызвал его на дуэль.
Друзья сошлись в смертельной схватке, в которой Владимир, увы, оказался не таким проворным стрелком, как Евгений. Недостойное поведение и внезапная дуэль друзей, таким образом, оказалась большой ошибкой в жизни героя. Также здесь стоит обратиться к любовной истории Евгений и Татьяны, чьи признания Онегин жестоко отвергает.
Лишь спустя годы он понимает, какую роковую ошибку совершил.
- «Преступление и наказание» Ф. М.Достоевского
Центральным вопросом для героя произведения Ф.М.
Достоевского становится желание понять свою способность действовать, вершить судьбы людей, пренебрегая нормами общечеловеческой морали – «Тварь я дрожащая, иль право имею?» Родион Раскольников совершает преступление, убив старуху-процентщицу, и позже осознает всю тяжесть совершенного поступка.
Проявление жестокости и бесчеловечности, огромная ошибка, повлекшая за собой страдание Родиона, стали для него уроком. Впоследствии герой становится на путь истинный, благодаря душевной чистоте и состраданию Сонечки Мармеладовой. Совершенное же преступление остается для него горьким опытом на всю жизнь.
- «Отцы и дети» И.С.Тургенева
В произведении И.С. Тургенева Евгений Базаров – прогрессивно мыслящий молодой человек, нигилист, отрицающий ценность опыта предыдущих поколений. Он говорит о том, что совершенно не верит в чувства: «Любовь – это белиберда, непростительная дурь».
Герой встречает Анну Одинцову, в которую влюбляется и боится признаться в этом даже себе, ведь это значило бы противоречие собственным убеждениям всеобщего отрицания. Однако позже он смертельно заболевает, не сознаваясь в этом родным и близким. Будучи тяжело больным, он, наконец, понимает, что любит Анну.
Только на исходе жизни Евгений осознает, насколько сильно ошибался в своем отношении к любви и нигилистическом мировоззрении.
Пример сочинения
На своем жизненном пути человеку приходится принимать большое количество жизненноважных решений, выбирать, как поступить в той или иной ситуации.
В процессе переживания различных событий человек приобретает жизненный опыт, который становится его духовным багажом, помогая в дальнейшей жизни и взаимодействии с людьми и обществом.
Однако зачастую мы попадаем в непростые, противоречивые условия, когда не можем гарантировать правильность своего решения и быть уверенным, что то, что мы считаем верным сейчас, не станет для нас большой ошибкой.
Пример влияния на жизнь человека совершенных им поступков можно увидеть в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В произведении демонстрируется проблема непоправимых ошибок в жизни человека, которые могут привести к серьезным последствиям.
Так, главный герой – Евгений Онегин своим поведением с Ольгой в доме у Лариных спровоцировал ревность своего друга Ленского, который вызвал его на дуэль. Друзья сошлись в смертельной схватке, в которой Владимир, увы, оказался не таким проворным стрелком, как Евгений. Недостойное поведение и внезапная дуэль друзей, таким образом, оказалась большой ошибкой в жизни героя.
Также здесь стоит обратиться к любовной истории Евгений и Татьяны, чьи признания Онегин жестоко отвергает.
Лишь спустя годы он понимает, какую роковую ошибку совершил.
Также стоит обратиться к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети», где раскрывается проблема ошибки в непоколебимости взглядов и убеждений, что может привести к плачевным последствиям.
В произведении И.С. Тургенева Евгений Базаров – прогрессивно мыслящий молодой человек, нигилист, отрицающий ценность опыта предыдущих поколений. Он говорит о том, что совершенно не верит в чувства: «Любовь – это белиберда, непростительная дурь».
Герой встречает Анну Одинцову, в которую влюбляется и боится признаться в этом даже себе, ведь это значило бы противоречие собственным убеждениям всеобщего отрицания. Однако позже он смертельно заболевает, не сознаваясь в этом родным и близким. Будучи тяжело больным, он, наконец, понимает, что любит Анну.
Только на исходе жизни Евгений осознает, насколько сильно ошибался в своем отношении к любви и нигилистическом мировоззрении.
Таким образом, стоит говорить о том, как важно правильно оценивать свои мысли и поступки, анализируя действия, которые могут привести к большой ошибке. Человек постоянно находится в развитии, совершенствует свой образ мыслей и поведение, и поэтому он должен действовать обдуманно, полагаясь на жизненный опыт.
Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк: Вопросы Абитуриента
Источник: https://www.abitura.pro/news/entries/itogovoe-sochinenie-2016-2017-po-teme-opyt-i-oshibki