Оболт-оболдуев в поэме кому на руси жить хорошо сочинение

Образ и характеристика помещика Оболта-Оболдуева в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение

Нельзя не сказать, что одним из ключевых моментов в знаменитом произведении “Кому на Руси жить хорошо” отдано двум совершенно разным сословиям, которые существовали в истории России, это дворянство и духовенство. Оба этих сословия считались довольно богатыми в России и имели некую власть над другими людьми которые входили в них. Каждый персонаж и герой произведения очень тщательно продуман автором и введен не просто так.

Образ одно из героев Оболта-Оболдуева становиться понятным читателям уже по одной фамилии.

Ведь автор не зря дал ему фамилию, которая сама за себя говорит об этом герое намного больше, чем он пожалуй сам мог бы рассказать.

Ни для кого не секрет, что оболдуем принято называть невежественного человека, неопрятного, неприятного как внешне, так и внутренне по своему общению. Именно таким и предстает перед читателями данный герой.

Обратите внимание

Нужно отметить и тот факт, что данный герой становиться отличным представителем людей того времени, у которых не было возможности жить лучше, получать образование и улучшать своё материальное положение, работая на себя, а не на кого-то либо.

Кстати, эти люди настолько привыкли и смерились со свей судьбой, что даже не пытаются что-то изменить. И на вопрос об своём образовании совершенно откровенно говорят об его отсутствии.

Многим читателям как ни странно очень близки оказываются такие герои, так как очень часто даже в наши дни сложно позволить себе то, что хочется.

Так же нельзя не отметить, что знаменитый русский писатель, написавший данное произведение не выдумывал фамилии своим героям, а брал их из исторических справок. Этот факт может подтвердить лишь то, что герои данного произведения действительно жили в нашей стране и действительно испытывали всё то, о чем так много пишут различные писатели, ученые и так далее.

Варинт №2

Действующим лицам  из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» по определенным обстоятельствам приходиться обратиться к государству. Но по пути они знакомятся с помещиком ,который заводит разговор о своей  жизни. Его зовут Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев и это один из важных персонажей в поэме.

Только одна фамилия этого человека говорит сама за себя. Оболдуй – это грубый человек, некультурный, дурак и т.д. Именно такую фамилию выбрал Некрасов для того чтобы передать ,то как относятся простые крестьяне к Руси которая была в те времена. Стоит отметить, что для произведения поэт далеко не придумал такую необычную фамилию, а существовала она на самом деле.

Гаврила Афанасьевич показан как таинственная персона. С одной стороны он любит подурачиться и похохотать, что располагает его к себе как доброго человека. Корни его были татарским, и у него всегда была гордость. Но это скорее тоже было положительной стороной. Для крестьян он стал как ласковый отец.

Для него тяжелы воспоминания о том, что прошло то время, когда он часто общался с крестьянами и думал о них как о собственной семье.

Он вспоминает, что у него также была своя прекрасная земля, на которой находились луга, леса озера и многое другое. Эти воспоминая  были полны искренности и восхищения.

Оболдуев прекрасно знает, что, к  сожалению этого больше не вернуть и жалеет о том, что потерял власть.

Важно

Образ героя Оболдуева полон трагизма. Но Некрасов  также напоминает о том, что хорошая жизнь помещиков существовала благодаря работе крестьян. Оболт-Оболдуев раньше жил именно так. Когда-то он считал, что раз они обычные рабочие, то можно относиться к ним не серьезно. Он пользовался своей властью.

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдует символизирует собой образ порабощения крестьян. Существует  огромный плюс в том, что он  больше не помещик. Некрасов в произведении был нацелен на то, чтобы показать будущую Россию, и на то, как следует отпускать прошлое и прошлую жизнь.

Характеристика и образ помещика Оболта-Оболдуева

Семь мужичков встречаются с представителями господствующих сословий,  разговор с которыми должен дать ответ на вопрос, ставший названием произведения.

Родовое дворянство олицетворяет помещик Оболт-Оболдуев. На его примере демократ Некрасов хочет показать необоснованность ссылок аристократии на заслуги предков, которыми они обосновывали свое привилегированное положение.

Оболт-Оболдуев, также, как и многие дворяне, говорит о древности рода. В сатирической форме Некрасов рисует необоснованность подобных претензий. Выясняется, что предки Оболт-Оболдуева пытались поджечь Москву для грабежа и выслуживались, развлекая царицу дрессированными животными.    

Однако, несмотря на отсутствие от Оболта-Оболдуева общественной пользы, он не показан злым или безнравственным человеком. К крестьянам он относится «по-отечески». Помещик любит свою страну и говорит с восхищением о ее просторах и природе.

Однако есть в образе  Оболт-Оболдуева и негативные черты. Он считает естественным свое превосходство над крестьянами, содержавшими его предков своим трудом.

Хотя, вместе с тем, Оболт-Оболдуев прекрасно понимает, что времена дворянского господства прошли безвозвратно.

Вводя неоднородный образ Оболт-Оболдуева, автор стремится показать паразитический образ жизни помещиков и их бесполезность для дальнейшего развития страны.

Совет

Реформа, отменившая крепостное право, значительную часть земли оставила у них, и Некрасов демонстрирует несправедливость такого положения вещей. С его точки зрения, земля должна не обеспечивать паразитическое существование таких, как Оболт-Оболдуев, ее необходимо передать работающим на ней.

По собственному признанию помещика, встреченного семью мужичками, он, прожив всю жизнь в деревне, ничего не понимает в сельском хозяйстве.

Некрасов рисует Оболт-Оболдуева не дряхлым стариком, а человеком с «молодецкими ухватками», подчеркивание значительные жизненные силы старого порядка.

Образ и характеристика помещика Оболта-Оболдуева в поэме Кому на Руси жить хорошо

  • Характеристика и образ Платова из рассказа Левша 6 класс сочинениеПлатов является одним из важных персонажей в рассказе “Левша”. Автор упоминает казака в первых главах довольно часто, чтобы подчеркнуть его важность в данном произведении. Платов предстает перед читателями бывалым и смелым воякой.
  • Сочинение Профессия архитектор или Почему я хочу стать архитектором 5 классНам в школе часто говорят о выборе профессии. Я понимаю, что это очень важно для нас , ведь от выбора профессии зависит наше будущее. В первом классе я хотела быть певицей, потом художницей.
  • Сочинения на тему Весна
  • Образ Пьера Безухова в романе Война и мир сочинениеОдним из героев, которого с таким блеском и любовью описывает автор в своем произведении – эпопеи, является Пьер Безухов. Вначале романа перед читателями предстает недоросль-увалень. Большой, неуклюжий парень, он плохо видит и носит очки,
  • Нравственные уроки древнерусской литературы 7 класс сочинениеПроизведения древнерусских авторов представляют собой определенную литературную ценность. В первую очередь это, конечно же, наше национальное достояние и источники сведений о культуре и быте того далекого времени.
  • История души человеческой в романе Герой нашего времени сочинениеВ романе “Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтов представил образ Григория Александровича Печорина, к которому можно относиться по-разному: с сожалением – в связи с потерей героем ориентира в жизни, с осуждением – так как он принес

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-i-harakteristika-pomeshhika-obolta-oboldueva-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-horosho

Оболт-Оболдуев в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: образ, характеристика, описание, портрет

Помещик Оболт-Оболдуев.Иллюстрация В. Нагаева

Помещик Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев является одним из ярких персонажей поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Оболта-Оболдуева в поэме “Кому на Руси жить хорошо”, описание внешности и характера, портрет в цитатах.

Смотрите: 
Краткое содержание поэмы
Все материалы по поэме “Кому на Руси жить хорошо”


Главные герои поэмы, семеро мужиков, встречают на своем пути помещика Гаврилу Афанасьевича Оболта-Оболдуева. Помещик жалуется мужикам на свою “несчастную” жизнь. Он грустит о крепостном праве, которое отменили в 1861 г.

Полное имя героя – Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев:

“…Соседнего помещика / Гаврилу Афанасьича / Оболта-Оболдуева / Та троечка везла…”

Возраст Оболта-Оболдуева – около 60 лет:

“…Шестидесяти лет…”


О внешности Оболта-Оболдуева известно следующее:

“…Какой-то барин кругленький, / Усатенький, пузатенький, / С сигарочкой во рту…” “…Помещик был румяненький, / Осанистый, присадистый, / Шестидесяти лет; / Усы седые, длинные, / Ухватки молодецкие, / Венгерка с бранденбурами*, / Широкие штаны…” (*венгерка – короткая мужская куртка) “…Как сам, такой же толстенький…”

Оболт-Оболдуев – дворянин, помещик:

“…Извольте: слово честное, / Дворянское даю!..” “…Помещик начал так…” “…Твои деревни скромные, / Твои леса дремучие, / Твои поля кругом!..”

Оболт-Оболдуев гордится тем, что он – дворянин:

“…Я не крестьянин-лапотник — / Я Божиею милостью / Российский дворянин!..” “…Нам чувства деликатные, / Нам гордость внушена!..”

Оболт-Оболдуев происходит из старых дворянских родов. Помещик гордится своим древними корнями:

“…Я роду именитого. / Мой предок Оболдуй / Впервые поминается / В старинных русских грамотах / Два века с половиною / Назад тому…” “…Без мала триста лет. / Так вот оно откудова / То дерево дворянское / Идет, друзья мои!…” “…Чем дерево дворянское / Древней, тем именитее, / Почетней дворянин…”

У Оболта-Оболдуева есть жена и дети:

“…Жена рукою собственной / По чарке им нальет. / А детки тут же малые / Посасывают прянички…” “…Что вон под той рябиною / Резвились наши детушки, / И Ганичка и Верочка, / Аукались со мной?..”

Оболот-Оболдуев является богатым помещиком:

“…Так вот, друзья, и жили мы, / Как у Христа за пазухой, / И знали мы почет. / Не только люди русские, / Сама природа русская / Покорствовала нам…” “…Эй, Трошка! рюмку хересу, / Подушку и ковер!..” “…Расположась на коврике / И выпив рюмку хересу…” “…Гаврило Афанасьевич, / Вскочив с ковра персидского…”

Барин Оболт-Оболдуев не приучен к труду:

“…Сословья благородные / У нас труду не учатся…”

“…А мне поют: «Трудись!»..”

Оболт-Оболдуев живет 40 лет в деревне, но совсем не разбирается в сельском хозяйстве: “…Скажу я вам, не хвастая, / Живу почти безвыездно / В деревне сорок лет, / А от ржаного колоса / Не отличу ячменного…”

Помещик Оболт-Оболдуев грустит из-за того, что крепостное право отменили:“…Сорил казну народную / И думал век так жить… / И вдруг… Владыко праведный!..» / Помещик зарыдал…”

“…Помещик закручинился, / Упал лицом в подушечку…”

До отмены крепостного права Оболт-Оболдуев был заядлым охотником. Теперь он не может себе позволить эту роскошь:

“…Ой ты, охота псовая! / Забудут все помещики, / Но ты, исконно русская / Потеха! не забудешься / Ни во веки веков!..” “…Бывало, нас по осени / До полусотни съедется / В отъезжие поля; / У каждого помещика / Сто гончих в напуску, / У каждого по дюжине / Борзовщиков верхом, / При каждом с кашеварами, / С провизией обоз…”До отмены крепостного права Оболт-Оболдуев был строг со своими крестьянами: “…Вы сами знаете, / Нельзя же и без строгости? / Но я карал – любя…” “…Да, был я строг по времени…” “…Теперь не бьем крестьянина, / Зато уж и отечески / Не милуем его…”

Раньше Оболт-Оболдуев делал с крестьянами, что хотел. Но теперь крестьяне не являются его собственностью:

“…Ни в ком противоречия, / Кого хочу – помилую, / Кого хочу – казню. / Закон – мое желание! / Кулак – моя полиция!..”

Читайте также:  Сочинение на тему футбольный матч

До отмены крепостного права Оболт-Оболдуев жил, как в раю. Раньше помещик держал целый полк прислуги:

“…Да, было вам, помещикам, / Житье куда завидное, / Не надо умирать!..” “…Не день, не два – по месяцу / Мы задавали тут. / Свои индейки жирные, / Свои наливки сочные, / Свои актеры, музыка, / Прислуги – целый полк! / Пять поваров да пекаря, / Двух кузнецов, обойщика, / Семнадцать музыкантиков / И двадцать два охотника / Держал я… Боже мой!..”

Теперь, после отмены крепостного права, Оболт-Оболдуев живет не так роскошно. Отмена крепостничества испортила его жизнь:

“…Ой жизнь широкая! / Прости-прощай навек! / Прощай и Русь помещичья! / Теперь не та уж Русь!..” “…Невесело / Глядеть, как изменилося / Лицо твое, несчастная / Родная сторона!..” “…И все прошло! все минуло!.. / Чу! похоронный звон!..”

Помещик Оболт-Оболдуев по-прежнему держит у себя лакеев. Он привык быть барином:

“…«Эй, Прошка!» – закричал. / Лакей, по слову барскому, / Принес кувшинчик с водкою…” “…Эй, Трошка! рюмку хересу…”

Оболт-Оболдуев ничего не умеет делать, кроме как жить чужим трудом, то есть за счет крестьян:

“…Достоинство дворянское / Поддерживать охотою, / Пирами, всякой роскошью / И жить чужим трудом…” “…Чему учился я? / Что видел я вокруг?.. / Коптил я небо Божие, / Носил ливрею царскую. / Сорил казну народную / И думал век так жить…”

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/11/Obolt-Obolduev-Komu-na-rusi-zhit-horosho.html

Образ Оболта-Оболдуева в поэме “Кому на Руси жить хорошо”

В поисках счастья герои поэмы ” Кому на Руси жить хорошо ” прежде всего обращаются к представителям высшего сословия: дворянству и духовенству. На дороге им встречается помещик из соседнего села, рассказывающий о своей жизни. Так появляется образ Оболта-Оболдуева в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова, и образ этот далеко не однозначен.

Уже сам смысл фамилии Оболта-Оболдуева подсказывает читателю о том, каков этот человек. “Оболдуй – невежа, неотесанный человек, болван” – такое толкование этого слова предоставляет в своем словаре Даль.

Использованное в качестве имени собственного, оно отлично передает отношение крестьян в пореформенной Руси к помещикам. Сам Оболт-Оболдуев своим вопросом “Чему учился я?” косвенно подтверждает правильность своей фамилии.

Любопытно, что Некрасов

не выдумывает ее, а берет из родословных книг Владимирской губернии.

Помещик Оболт-Оболдуев вызывает смешанные впечатления. “Румяненький и кругленький”, с “молодецкими ухватками”, любящий посмеяться, он не похож на злого человека.
Его наивная гордость своим происхождением от татарина Оболдуева способна вызвать разве что добродушную усмешку.

Сам же он предпочитал обращаться с крестьянами, как отец: “больше ласкою я привлекал сердца”.

Он с горечью вспоминает ушедшие времена, когда на праздники он христосовался с крестьянами, воспринимая их как одну большую семью, “по-братски” беседовал с вернувшимися с заработков мужиками и с невинным любопытством ждал их подарков: вина, варенья и рыбы.

Не лишен Оболдуев и некой поэтической черты в характере. Его описание времен, когда помещик был единовластным хозяином на своей земле, наполнено искренним восхищением красоты русской земли. Озера, пашни, заповедные луга, дремучие леса, размеренный быт помещичьих

Обратите внимание

усадьб и разнузданная удаль псовой охоты, “рыцарской, исконно-русской потехи” – вот что проносится перед глазами читателя во время рассказа Оболта-Оболдуева. Горечь его вполне искренняя: он отлично понимает, что былые времена уже не вернутся, и сожалеет не столько о своей потерянной власти, сколько о ушедшем величии Руси.

Так восклицает помещик, заслышав далекий звон. Можно сказать, что в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Оболт-Оболдуев выступает как трагический герой.

Но в то же время Некрасов не дает забыть о другой стороне помещичьей жизни: их счастье оплачивалось непосильным крестьянским трудом. Недаром мужики выслушивают излияния помещика с усмешкой, переглядываясь. И правда, достаточно вспомнить описание изможденного Якима Нагого, чтобы “пузатенький” барин перестал вызывать сочувствие.

И тут образ конкретного Оболдуева переходит в сатирический, собирательный образ помещика вообще. Этот помещик привык жить за счет других: “сорил казну народную”. Он презирает “черную кость”, т.
е. крестьян, и искренне считает, что волен делать с ними все, что ему заблагорассудится: “кулак – моя полиция!”.

В его образе воплощено русское рабство, и можно только порадоваться, что оно – вместе с Оболт-Оболдуевым – уходит в прошлое.

(1

Источник: https://ege-essay.ru/obraz-obolta-oboldueva-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-xorosho/

Оболт-Оболдуев: характеристика героя (“Кому на Руси жить хорошо”)

Размышлениями о том, каким должен быть человек и в чем должно состоять истинное человеческое счастье, первые четыре главы психологически подготавливают читателя к встрече с Гаврилой Афанасьевичем Оболтом-Оболдуевым.

В главе «Помещик», возвращающей развитие сюжета к повествовательной схеме, намеченной «Прологом», в резком контрасте с высокими нравственными идеалами народа (образ Ермила) предстает перед судом правдоискателей жизнь одного из тех, кто превратил русские деревни в Разутово и Неелово, не давал мужику вздохнуть («Недыханьев уезд»), видел в нем рабочий скот, «конягу».

Как мы помним, уже в 40-е годы помещик и мужик представлялись Некрасову двумя полярными величинами, антагонистами, интересы которых несовместимы. В «Кому на Руси жить хорошо» он столкнул лбами помещичью и мужицкую Русь и своей авторской волей заставил Оболта «исповедываться» перед мужиками, рассказывать о своей жизни, отдавая ее на суд народный.

Важно

Сатирически нарисованный образ помещика — любителя псовой охоты — проходит через многие произведения Некрасова 40-х годов (водевили «Шила в мешке не утаишь…», «Ростовщик», стихотворения «Псовая охота», «Родина»).

Давно уже установлено, что образ «угрюмого невежды» в «Родине» восходит к реальной личности отца поэта. Алексей Сергеевич Некрасов был очень типичной и колоритной фигурой эпохи крепостничества, и исследователи (А. В. Попов, В. А. Архипов, А. Ф.

Тарасов) все отчетливее различают черты его облика и в скупом, мрачном, грубом герое «Псовой охоты», и в образе Гаврилы Афанасьевича Оболта-Оболдуева. Оболта роднит с А. С. Некрасовым кулачный метод расправы с крепостными, страсть к охоте, дворянский гонор.

Но, как известно, тип никогда не равен прототипу. Оболт-Оболдуев — помещик, образ, синтезирующий в себе черты, наблюдаемые Некрасовым не только у отца, но и других помещиков пореформенной эпохи.

Образ Оболта нарисован сатирически. Это определяет выбор автором фамилии героя, особенности его портретной характеристики, смысл и тон рассказа помещика. Очень любопытна работа автора над именем героя. Во Владимирской губернии были помещики Аболдуевы и Оболдуевы.

Во времена Некрасова слово «обалдуй» значило: «невежа, неотесанный, болван». Этот сатирический оттенок в реальной фамилии старинного дворянского рода и привлек внимание Некрасова.

А затем поэт, опять-таки используя действительные фамилии ярославских дворян, насыщает фамилию Оболдуев дополнительным сатирическим смыслом: Брыково-Обалдуев (= болван с норовом), Долгово-Обалдуев (= разоряющийся болван) и, наконец, сконструированное по образцу реальных двойных фамилий — Оболт-Оболдуев (= дважды болван, ибо «оболтус» — синоним слова «болван»).

Образ помещика Гаврилы Афанасьевича Оболта-Оболдуева строится автором на выявлении постоянного несоответствия между тем, что думает герой о себе, какой смысл он вкладывает в свои слова, и тем, какое впечатление производит он сам и его рассказ на слушателей — мужиков и на читателя.

Совет

И это впечатление ничтожности, незначительности, самодовольства, чванливости и комичности героя создается уже первыми строками, рисующими внешность Оболта. Перед странниками предстал «какой-то барин кругленький. / Усатенький, пузатенький», «румяненький. / Осанистый, присадистый».

Во рту у него не сигара, а «сигарочка», выхватил он не пистолет, а «пистолетик», такой же, как сам барин, «толстенький».

В таком контексте упоминание об «ухватках молодецких» приобретает иронический оттенок, тем более что герой явно не храброго десятка: увидев мужиков, он «перетрусился», «пистолетик выхватил»

И дуло шестиствольное

На странников навел:

— Ни с места! Если тронетесь,

Разбойники! грабители!

На месте уложу!..

Воинственная трусость Оболта настолько диссонирует с намерениями правдоискателей, что невольно вызывает их смех.

Оболт смешон. Смешон, когда с пафосом рассказывает о «подвигах» своих предков, тешивших медведями государыню, пытавшихся поджечь Москву и ограбить казну, когда чванится своим «родословным деревом».

Смешон, когда, забыв про «рюмку хереса», «вскочив с ковра персидского», перед семью зоркими наблюдателями в охотничьем азарте машет руками, подпрыгивает, кричит диким голосом «Эй! улю-лю! a-ту!», воображая, что травит лису.

Но Оболт-Оболдуев мужикам не только смешон. Внутренняя враждебность и недоверие к помещику сквозят в каждом слове, в каждой реплике странников. Они не верят «честному, дворянскому» слову, противопоставляя его «христианскому», так как слово

Дворянское с побранкою,

С толчком да с зуботычиной,

ненавистно начинающему сознавать свои человеческие и гражданские права мужику.

В репликах, которыми обмениваются помещик и мужики, сквозит взаимное презрение, издевка, плохо скрытые у Оболта:

Садитесь, ГОСПОДА!…

Прошу садиться, ГРАЖДАНЕ! —

Обратите внимание

запрятанные в лукавую иронию — у мужиков. Ироническими репликами они обнажают нелепость сословной кичливости Оболта:

Кость белая, кость черная,

И поглядеть, так разные…

Дают оценку «подвигам» его предков:

Не мало их шатается

Прохвостов и теперь…

По пословице «яблоко от яблони недалеко падает» оценивают и самого Гаврилу Афанасьевича:

А ты, примерно, яблочко

С того выходишь дерева?

Скрытая, но то и дело прорывающаяся неприязнь мужиков к помещику обосновывается всем смыслом его рассказа о привольной жизни в дореформенные времена, когда помещикам на Руси жилось «как у Христа за пазухой».

Основой ощущения счастья жизни для Оболта является сознание обладания собственностью: «твои деревни», «твои леса», «твои поля», «свои индейки жирные», «свои наливки сочные», «свои актеры, музыка», каждая травка шепчет слово «твоя». Это самодовольное упоение своим счастьем не только ничтожно в сравнении с «заботой» правдоискателей, но беспредельно цинично, ибо утверждается «с позиций силы»:

Ни в ком противоречия,

Кого хочу — помилую,

Кого хочу — казню.

И хотя тут же Оболт пытается представить свои отношения с крепостными в патриархально-идиллических тонах (совместные молитвы в барском доме, христосованье в Пасху), мужики, не веря ни единому его слову, иронически думают:

Колом сбивал их, что ли, ты

Молиться в барский дом?

Перед теми, кто надрывается от безмерного труда («трещит крестьянский пуп»), Оболт чванливо заявляет о своем неумении и нежелании трудиться, о своем презрении к труду:

Сословья благородные

У нас труду не учатся…

Прием “исповеди” Оболта Некрасов использует для того, чтобы обнажить паразитизм и “хищные интересы” помещиков-крепостников и вызвать презрение к бездуховному и основанному на бессовестной эксплуатации крестьянского труда идеалу помещичьего счастья. Оболт-Оболдуев сам признает свою полную никчемность, сам дает единственно возможную оценку своей жизни:

Коптил я небо божие…

Но “грудь помещичья” дышала “свободно и легко” во времена крепостничества, пока не “порвалась цепь великая”… В момент же встречи с правдоискателями Оболт-Оболдуев преисполнен горечи:

И все прошло! все минуло!

Чу! Похоронный звон!..

…По жизни по помещичьей

Звонят!..

Важно

Гаврила Афанасьевич замечает перемены, которые произошли в общественной жизни России.

Это и упадок помещичьего хозяйства (“усадьбы переводятся”, “разобран по кирпичику / Красивый дом помещичий”, “поля — недоработаны”, в барском лесу звучит “разбойничий” мужицкий топор), это и рост буржуазного предпринимательства (“распложаются питейные дома”).

Читайте также:  Характеристика и образ петро мелехова в романе тихий дон шолохов

Но более всего гневят Оболта-Оболдуева мужики, в которых нет прежней почтительности, которые “шалят” в помещичьих лесах, а то и еще хуже — поднимаются на бунт. Эти перемены помещик воспринимает с чувством горькой враждебности, т. к. они связаны с разрушением патриархальной помещичьей Руси, столь милой его сердцу.

При всей определенности сатирической окраски образа Оболт, однако, не маска, а живой человек. Автор не лишает его рассказ субъективного лиризма. Гаврила Афанасьевич почти вдохновенно рисует картины псовой охоты, семейного быта “дворянских гнезд”. В его речи возникают картины русской природы, появляются высокая лексика, лирические образы:

О матушка, о родина!

Не о себе печалимся,

Тебя, родная, жаль.

Оболт дважды повторяет слова: «не о себе печалимся». Ему, в расстройстве чувств, пожалуй, и впрямь верится, что он печалится не о себе, а о судьбе родины.

Но слишком уж часто в речи помещика звучали местоимения «Я» и «мое», чтобы можно было хоть на минуту поверить в его сыновнюю любовь к Родине.

Оболту-Оболдуеву горько за себя, он рыдает оттого, что распавшаяся цепь крепостничества ударила и по нему, реформа возвестила начало помещичьего конца.

Когда-то Маркс писал, что «человечество смеясь прощается со своим прошлым, с отжившими формами жизни». Оболт как раз и воплощает в себе те отжившие формы жизни, с которыми прощалась Россия.

Совет

И хотя Гаврила Афанасьевич переживает тяжелые минуты, его субъективная драма не есть драма объективно-историческая.

И Некрасов, взгляд которого устремлен к России будущего, учит смеясь расставаться с призраками прошлого, чему и служит сатирико-юмористическая окраска главы «Помещик». 

Источник: Беседина Т.А. Эпопея народной жизни (“Кому на Руси жить хорошо”). СПб: “Наука” РАН, 2001

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/nekrasov_n_a/obolt_obolduev_kharakteristika_geroja_komu_na_rusi_zhit_khorosho/76-1-0-695

Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Помещики в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» – однозначно отрицательные герои. Некрасов описывает разные извращённые отношения между помещиками и крепостными.

Барышня, которая секла мужиков за бранные слова, кажется доброй и ласковой по сравнению с помещиком Поливановым. Он купил за взятки деревеньку, в ней «вольничал, бражничал, горькую пил», был жадный и скупой.

Верный холоп Яков заботился о барине, даже когда у того отнялись ноги. Но барин забрил в солдаты единственного племянника Якова, польстившись на его невесту.

Отдельные главы посвящены двум помещикам.

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев

Портрет

Для описания помещика Некрасов использует уменьшительно-ласкательные суффиксы и говорит о нём с пренебрежением: кругленький барин, усатенький и пузатенький, румяненький. Во рту у него сигарочка, а везёт его троечка.

В целом образ помещика слащавый и совсем не грозный. Он немолод (шестидесяти лет), «осанистый, присадистый», с длинными седыми усами и молодецкими ухватками.

Контраст рослых мужиков и приземистого барина должен вызывать у читателя улыбку.

Характер

Помещик испугался семерых крестьян и выхватил пистолетик, такой же толстенький, как и он сам. То, что помещик боится крестьян, типично для времени написания этой главы поэмы (1865), потому что получившие освобождение крестьяне с удовольствием при возможности мстили помещикам.

Помещик кичится своим «благородным» происхождением, описанным с сарказмом. Он рассказывает, что Оболт Оболдуев – татарин, который тешил с медведем два с половиной века тому царицу. Другой его предок по матери лет триста тому пытался поджечь Москву и ограбить казну, за что и был казнён.

Образ жизни

Оболт-Оболдуев не мыслит своей жизни без комфорта. Даже беседуя с мужиками, он просит у слуги рюмку хересу, подушку и ковёр.

Помещик с ностальгией вспоминает былые времена (до отмены крепостного права), когда вся природа, крестьяне, поля и леса поклонялись барину и ему принадлежали. Дворянские дома спорили по красоте с церквями.

Жизнь помещика была сплошным праздником. Помещик держал множество слуг. Он занимался осенью псовой охотой – исконно русской потехой.

Во время охоты помещичья грудь дышала свободно и легко, «в порядки древнерусские переносился дух».

Порядки помещичьей жизни Оболт-Оболдуев описывает как абсолютную власть помещика над крепостными: «Ни в ком противоречия, кого хочу – помилую, кого хочу – казню».

Помещик может без разбору бить крепостных (слово удар повторяется трижды, к нему три метафорических эпитета: искросыпительный, зубодробительный, скуловорррот).

При этом помещик утверждает, что карал любя, что заботился о мужиках, накрывал для них столы в помещичьем доме в праздник.

Обратите внимание

Отмену крепостного права помещик считает подобной разрыванию великой цепи, связывающей господ и мужиков: «Теперь не бьём крестьянина, зато уж и отечески не милуем его». Помещичьи усадьбы разобраны по кирпичику, леса вырублены, мужики разбойничают.

Хозяйство тоже пришло в упадок: «Поля – недоработаны, посевы – недосеяны, порядку нет следа!».

Помещик не хочет работать на земле, а в чём его предназначение, уже не понимает: «Коптил я небо божие, носил ливрею царскую, сорил казну народную и думал век так жить…»

Последыш

Так прозвали крестьяне последнего своего помещика, князя Утятина, при котором отменено крепостное право. Этот помещик не поверил в отмену крепостного права и так разозлился, что его хватил удар.

Побоявшись, что старик лишит наследства, родные сказали ему, что мужиков велели воротить помещикам, а сами попросили крестьян поиграть эту роль.

Портрет

Последыш – старый старичок, худой, как зайцы зимой, белый, нос клювом, как у ястреба, длинные седые усы. В нём, тяжело больном, сочетается беспомощность слабого зайца и гонор ястреба.

Черты характера

Последыш самодур, «дурит по старому», из-за его прихотей страдают и его семья, и крестьяне. Например, пришлось разметать готовый стог сухого сена только потому, что старику показалось оно влажным.

Помещик князь Утятин спесив, считает, что дворяне предали свои вековые права. Его белая шапка – знак помещичьей власти.

Утятин никогда не ценил жизни своих крепостных: купал их в проруби, заставлял играть на скрипке верхом на лошади.

В старости помещик стал требовать ещё больших глупостей: велел женить шестилетнего на семидесятилетней, унимать коров, чтобы не мычали, вместо собаки назначить сторожем глухонемого дурака.

В отличие от Оболдуева, Утятин не узнаёт о своём изменившемся статусе и умирает, «как жил, помещиком».

  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Матрёны в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Кому на Руси жить хорошо», краткое содержание по главам поэмы Некрасова
  • «Кому на Руси жить хорошо», анализ поэмы Некрасова
  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прости», анализ стихотворения Некрасова
  • «Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
  • «Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
  • «Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
  • «Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
  • «Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова
  • «Рыцарь на час», анализ стихотворения Некрасова

По произведению: «Кому на Руси жить хорошо»

По писателю: Некрасов Николай

Источник: https://goldlit.ru/nekrasov/944-obrazy-pomeschikov

Образы помещиков в поэме н. а. некрасова «кому на руси жить хорошо» — классика

ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»

Венцом творчества Н. А. Некрасова является народная поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо».

В этом монументальном произведении поэт стремился как можно полнее показать основные черты современной ему российской действительности и раскрыть глубокие противоречия между интересами народа и эксплуататорской сущностью господствующих сословий, и прежде всего поместного дворянства, которое в 20—70 годах XIX века уже окончательно изжило себя как передовой класс и стало препятствовать дальнейшему развитию страны.

В споре мужиков о том, «кому живется весело, вольготно на Руси», первым претендентом на право называть себя счастливым был объявлен помещик. Однако Некрасов значительно расширил сюжетные рамки, предначертанные завязкой произведения, вследствие чего образ помещика появляется в поэме лишь в пятой главе, которая так и называется — «Помещик».

Важно

Впервые помещик предстает перед читателем таким, каким его увидели крестьяне: «Какой-то барин кругленький, усатенький, пузатенький, с сигаркою во рту». С помощью уменьшительных форм Некрасов передает снисходительное, презрительное отношение мужиков к бывшему владельцу живых душ.

Следующее за этим авторское описание внешности помещика Оболт-Оболдуева (Некрасов использует прием значений фамилии) и его собственный рассказ о своем «благородном» происхождении еще более усиливает иронический тон повествования.

В основе сатирического образа Оболдуева лежит разительный контраст между значительностью жизни, благородством, ученостью и патриотизмом, которые он с «достоинством» приписывает себе, и действительной ничтожностью существования, крайним невежеством, пустотой помыслов, низостью чувств.

Печалясь о милом его сердцу дореформенном времени, со «всякой роскошью», бесконечными праздниками, охотой и пьяным разгулом, Оболт-Оболдуев становится в нелепую позу сына отечества, отца крестьянства, радеющего о будущем России. Но вспомним его признание: «Сорил казну народную».

Он произносит нелепые «патриотические» речи: «Русь-матушка, с охотою утратила свой рыцарский, воинственный, величественный вид».

Восторженный рассказ Оболт-Оболдуева о помещичьей жизни при крепостном праве воспринимается читателем как неосознанное саморазоблачение ничтожества и бессмысленности существования бывших крепостников.

При всей своей комичности Оболт-Оболдуев не так уж безобидно смешон. В прошлом убежденный крепостник, он и после реформы надеется, как и прежде, «жить чужим трудом», в чем он видит назначение своей жизни.

Но все же времена таких помещиков прошли. Это чувствуют и сами крепостники, и крестьяне. Хотя Оболт-Оболдуев разговаривает с мужиками снисходительно-покровительственным тоном, однако приходится ему стерпеть недвусмысленные крестьянские издевки. Это чувствует и Некрасов: Оболт-Оболдуев просто недостоин ненависти автора и заслуживает лишь презрения и недоброжелательной насмешки.

Совет

Но если об Оболт-Оболдуеве Некрасов говорит с иронией, то образ еще одного помещика в поэме — князя Утятина — обрисован в главе «Последыш» с явным сарказмом.

Символично само название главы, в которой автор, резко саркастически используя в какой-то мере прием гиперболизации, рассказывает историю самодура — «последыша», не желающего расставаться с крепостническими порядками помещичьей Руси.

Если Оболт-Оболдуев все же чувствует, что к старому возврата нет, то выживший из ума старик Утятин, даже в облике которого осталось мало человеческого, за годы барства и деспотической власти настолько проникся убеждением, что он «божеской милостью» господин, которому «на роду написано блюсти крестьянство глупое», что крестьянская реформа представляется этому деспоту чем-то противоестественным. Именно поэтому родственникам не стоило особого труда уверить его в том, что «мужиков помещикам велели воротить».

Рассказывая о диких выходках «последыша» — последнего крепостника Утятина (которые кажутся особенно дикими в изменившихся условиях), Некрасов предупреждает о необходимости решительного и окончательного искоренения всех пережитков крепостничества.

Ведь именно они, сохранившиеся в сознании не только бывших рабов, в конечном счете погубили «непокладистого» мужика Агапа Петрова: «Не будь такой оказии, не умер бы Агап». Ведь в отличие от Оболт-Оболдуева князь Утятин и после крепостного права остался фактически хозяином жизни («Известно, не корысть, а спесь его подрезала, / Соринку он терял»).

Утятина опасаются и странники: «Да барин глуп: судись потом…» И хотя сам Последыш — «юродивый помещик», как зовут его крестьяне, — скорее смешон, чем страшен, концовкой главы Некрасов напоминает читателю о том, что крестьянская реформа не принесла подлинного освобождения народу и реальная власть по- прежнему остается в руках дворянства.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа чудесный доктор куприна

Наследники князя бессовестно обманывают крестьян, которые в конце концов лишаются своих заливных лугов.   

В главе «Савелий — богатырь Святорусский» Некрасов показал еще одного помещика-крепостника — Шалашникова и его способ выколачивания оброка с помощью жестокой порки крестьян.

Обратите внимание

С одной стороны, по сравнению с ежедневными издевательствами Оболдуевых и Утятиных отношения Шалашникова с крепостными мужиками могут показаться относительно простыми и естественными, а с другой стороны, всех помещиков роднит их паразитизм, жестокость, глубокая враждебность народу.

Все произведение проникнуто ощущением неизбежной гибели самодержавного строя. Опора этого строя — помещики — изображены в поэме «последышами», доживающими- свой век.

Давно нет на свете свирепого Шалашникова, умер «помещиком» князь Утятин, не имеет никакого будущего ничтожный Оболт-Оболдуев.

Символичный характер имеет картина опустевшей барской усадьбы, которую по кирпичику растаскивают дворня (глава «Крестьянка»).

Таким образом, противопоставив в поэме два мира, две сферы жизни: мир господ-помещиков и мир крестьянства, — Некрасов с помощью сатирических образов помещиков приводит читателей к выводу о том, что счастье народа возможно и без Оболт-Оболдуева и Утятиных и лишь тогда, когда сам народ станет подлинным хозяином своей жизни.           



Источник: https://scribble.su/work/ekzamen/72.html

Сочинение: Старая Русь в поэме Н.А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо Оболт-Оболдуев и князь Утятин

Автор: Некрасов Н.А.

Позднейший народный эпос Некрасова — написанная крайне оригинальным размером огромная поэма “Кому на Руси жить хорошо”. В ней много балагурства, немало антихудожественного преувеличения и сгущения красок, но есть и множество поразительной силы и меткости выражений.

Лучшее в поэме — отдельные, эпизодически вставленные песни и баллады.

Ими особенно богата лучшая, последняя часть поэмы — “Пир на весь мир”, заканчивающаяся знаменитыми словами: “Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь”, и бодрым возгласом: “В рабстве спасенное сердце свободное, золото, золото, сердце народное”.

Старая Русь в поэме предстает многолико. Поиск счастья в Дырявино, Неелово, Неурожайко заведомо обречен на провал, странники-правдоискатели идут по замкнутому кругу. В этом круге галерея образов. Каждый несчастен по-своему.

Важно

Помещик Оболт-Оболдуев страдает искренне. Еще бы, “поля — недоработаны, посевы — недосеены, порядку нет следа!”.

Как жаль, что минули “времена боярские”, когда “дышала грудь помещичья свободно и легко” и когда Оболт-Оболдуев мог распоряжаться крепостными свободно:

Кого хочу — помилую,

Кого хочу — казню.

Возможно вы искали – Сочинение: Образ Матрены Тимофеевны в поэме Кому на Руси жить хорошо Н.А.Некрасова

Закон — мое желание!

Кулак — моя полиция!

Бедный помещик, он так страдальчески плачет в конце своей исповеди! Ведь он карал, любя.

А вот князь Утятин, Последыш, действительно счастлив. Идиотский спектакль, который за вознаграждение разыгрывают его бывшие холопы, вполне его устраивает. Самодур пьет шампанское без меры, “красивых снох пощипывает”, осмеивает своих сыновей и их жен. “Господский срок — вся жизнь раба!” Ему как сладкая музыка слова бурмистра

Вам на роду написано

Похожий материал – Сочинение: Счастье в поэме Н. Некрасова Кому на Руси жить хорошо

Блюсти крестьянство глупое,

А нам работать, слушаться,

Молиться за господ!

Последыш умрет от очередного удара, но радость крестьян будет преждевременной, так как с его смертью “пропала ласка барская”.

Истинно счастлив, между прочим, холоп князей Утятиных. Он, как “и помещик, тоскует по крепостничеству, отверг свободу и остался с милостивым барином. Приятный человек барин, а то, что порой запрягает в телегу вместо лошади или в проруби купает, так что ж — шаловлив барин. Зато потом водкой отогреет и целковый подарит.

Совет

Очень интересно – Сочинение: Народ в поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо

Если вдуматься и соотнести поэму Некрасова с тем, что ждет российского крестьянина в будущем, то можно и поспорить с поэтом.

Известно, к чему привела власть нищих и рабов, как были записаны в кулаки и уничтожены все крепкие “фермеры”, а это привело к тому, что Россия вынуждена покупать хлеб за границей.

Изобильные в период старой Руси базары и лавки нынче насыщены скверными продуктами, синтезированными за рубежом, крестьянства как такового практически нет. Тот же факт, что в поэме выведены жестокие самодуры, вовсе не говорит о том, что большинство помещиков и дворян были такими.

Напротив, они составляли элиту российского народа. Именно дворяне вышли на Сенатскую площадь, именно они были сосланы “во глубину сибирских руд”, где хранили гордое терпение.- Не пьяное мужичье, не крестьянское быдло, способное только на кровавые бунты, а “князья и графья”.

Но эта точка зрения весьма спорна. Во времена Н.А. Некрасова пафос его поэмы был смелым, новаторским. Поэт хотел понять, почему народ, получивший свободу, несчастлив. (Это, кстати говоря, хотелось бы понять и сейчас, когда свобода слова и торговли превратилась в свободу умирать от голода.)

Поэма не была окончена. Семь мужиков-странников — символический образ России. В произведении, написанном старательно, как публицистическая статья, нашли свое выражение .многие социальные проблемы того времени.

Классовые противоречия (“Помещик”, “Последыш”) противоречия в крестьянском сознании (народ-труженик и народ — пьяная, невежественная толпа) противоречия между духовностью народа и его невежеством (мечта автора о том, что мужик “не милорда глупого”, а “Белинского и Гоголя с базара понесет”, осталась мечтой:

Обратите внимание

нынешний “мужик” несет с базара Маринину и Доценко вперемешку с китайскими тряпками и самопальной водкой) противоречия между бунтарским духом и рабской покорностью (образы Савелия и Якова).

Так что эпопея народного поэта интересна традиционностью народного эпоса, фольклорными вставками, но никак не идеологией.

Вам будет интересно – Сочинение: Народные заступники в поэме Кому на Руси жить хорошо

Источник: https://cwetochki.ru/ref-sochinenie-staraia-rus-v-poeme-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-khorosho-obolt-obolduev-i-kniaz-utiatin.html

Старая Русь в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Оболт Оболдуев и Князь Утятин — Сочинение по произведению Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Во время недалекое Империя Российская Дворянскими усадьбами Была полным-полна И жили там помещики Некрасов В пореформенной России помещики сохранили господствующее положение, а крестьяне, как и в дореформенную пору, страдали под гнетом многочисленных пережитков крепостничества.

В поэме автор дает целую галерею развившихся под сенью закона жестоких крепостников старой Руси: тиран и лицемер Оболт Оболдуев, отвратительный садист князь Утятин, живодер Шалашников, душегуб Поливанов, убийца по прозванию пан Глуховский. Остановимся на образах Оболта Оболдуева и князя Утятина.

Оболт Оболдуев – яркий сатирический образ, живет сытой и праздной жизнью помещика как до реформы, так и после неё. Это подтверждается его портретной зарисовкой: …

барин кругленький, Усатенький, пузатенький, С сигарочкой во рту.

Помещик сожалеет о многих утратах; Но нельзя принимать всерьез эти сожаления, ведь достаточно сравнить портретную зарисовку «несчастного» помещика с портретом «счастливого» каменщика, и все станет ясно: Мужик с одышкою, Расслабленный, худой.

(Нос вострый, как у мертвого Как грабли руки топорщие, Как спицы ноги длинные, Не человек – комар.) А ведь как многозвучна сама сама фамилия этого героя! Оболт Оболдуев… Его портрет – это портрет человека, живущего в праздности и довольстве!

Помещик был румяненький, Осанистый, присадистый, Шестидесяти лет; Усы седые, длинные, Ухватки молодецкие, Венгерка с бакенбардами, Широкие штаны. Некрасов дает нам возможность увидеть непримиримость конфликта между помещиками и крестьянами, показывая встречу семи странников с помещиком. У них мирные намерения: Крестьяне… …сняли шапочки, Низенько поклонилися…

Но помещик в каждом из них видит прямого врага и в борьбе с этим врагом готов идти на самые крайние меры: Он пистолетик выхватил, И дуло шестиствольное На странников навел. Автор очень остро обнажил в этой сцене крайнее напряжение в борьбе помещиков и крестьян в пореформенной России.

В разговоре мужиков с Оболт Оболдуем поэт подчеркнул недоверие крестьян к помещику.

«Дворянское слово» помещика отвечать на спрос «по правде и по разуму» вызывает со стороны мужиков гневный отпор: Дворянское с побранкою, С толчком да с зуботычиной, То непригодно нам На вопрос крестьян: «Ты как вольготно, счастливо, помещичек, живешь?», помещик реагирует горестно.

Важно

Он страдает, что «счастливая» жизнь ушла вместе с крепостной Русью. Ведь исчезла всеобщая покорность, нет неограниченной власти: Деревней ехать совестно, Мужик сидит – не двинется, Не гордость благородную – Желчь чувствуешь в груди.

Его рассказ о счастье – это гимн крепостническому праву: … и жили мы, Как у Христа за пазухой, И знали мы почет… Полный произвол, жестокость, ничем не ограниченное владычество грубой силы – вот идеал помещика: Ни в ком противоречия, Кого хочу – помилую, Кого хочу – казню.

Он горько оплакивает Русь крепостническую: Ой, жизнь широкая! Прости – прощай навек! Прощай и Русь помещичья!

Теперь не та уж Русь! И в образе жизни князя Утятина как бы реализована мечта Оболта Оболдуева о «всякой роскоши» дворянской жизни. Но проявление этой мечты поэт дает сатирически, показывая быт князя Утятина.

Идет сенокосная пора, и в эту напряженную для крестьян пору автор показывает праздные гуляющие помещичьи семьи на лодках, с собачками, с многочисленной свитой.

Некрасов с разоблачительной сатирической силой говорит о Последыше, с гневом повествует о его садизме: Словно музыку, Последыш стоны слушает.

Князь Утятин – Последыш глуп, «чудит», «дурит» по-старому, он поверил, что «мужиков помещикам велели воротить».

Глупость его не знает границ: его «приказы по вотчине» — женить шестилетнего Павла Шохова на семидесятилетней вдове Терентьевой, пастухам унимать коров, когда они мычат, назначить сторожем Еремку, от рождения «глухонемого дурака» — это верх глупости, тупости, несостоятельности.

Совет

История с князем Утятиным убеждает: положение в России и после отмены крепостного права осталось ненормальным. Н. А.

Некрасов, глубоко реалистически раскрывая образы Оболта Оболдуева и князя Утятина, вновь, как и в споре о счастье, приводит читателя к выводу о необходимости коренной переделки действительности. Но автор подводит нас к мысли и о том, что крестьянское счастье и свобода оказываются невозможными, пока в народе живет привычка к рабству и покорности.

Песня «Русь», которой заканчивается поэма, помогает понять, что именно в народе есть та сила, способная осуществить переустройство жизни: Русь подымается – Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая! Именно эту мысль хотел довести автор до крестьянства, именно об этом он мечтал.

Источник: http://sochbox.com/staraya-rus-v-poeme-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho-obolt-obolduev-i-knyaz-utyatin-sochinenie-po-proizvedeniyu-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho/

Ссылка на основную публикацию