Образ города в поэме мертвые души гоголя сочинение 9 класс

Сочинение на 5.Ру

Сочинение на тему: Губернский город в поэме H. B. Гоголя Мертвые души.
Рядом с усадебным миром в поэте «Мертвые души» отражена жизнь города.

Гоголь противопоставляет мертвому покою поместий городскую хлопотливость, волнение страстей.

Полная «блеска» и внешнего богатства жизнь городского общества как будто не похожа на животное существование обитателей усадеб, но это только внешне.

Обратите внимание

Кипение страстей, показанное в сценах, изображающих городскую знать, — ведь это лишь грязная оболочка, а бурный темп событии — это только видимость. На самом деле здесь ничто и никуда не движется, напротив, все пребывает в абсолютном застое. Городское общество находится в состоянии полного безделья, и под внешним лоском кроются пустота и ничтожность.

Гоголь мастерски раскрывает отношение правящей среды к государственному, гражданскому долгу. Губернские управители совсем не утруждают себя различными заботами о государственных делах. Такого понятия, как общественного блага для них не существует. Занимаемую государственную должность каждый из управителей представляет как способ беспечного существования.

Главное для них —жить, не затрачивая никакого труда, то есть не жить, а существовать. Чиновпичья среда насквозь пропитана праздностью и бездельем.

Недаром, когда ему понадобились свидетели для того, чтобы оформить покупку крепостных душ, Собакевич посоветовал следующие: «Пошлите теперь же к прокурору, он человек праздный и, верно, сидит дома: за него все делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире.

Инспектор врачебной управы, он также человек праздный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в карты; да еще тут много есть, кто поближе: Трухачевский, Бегушкин —они все даром бременят землю! Так же как и поместные хозяева, управители ведут паразитическое существование. Им так же свойственна умственная лень и ничтожество интересов.

Губернские управители желают беззаботно пользоваться всеми «дарами», которые дает им власть: «Между собой они жили в ладу, обогащались совершено поприятельски, и беседы их носили печaть какого-то особенного простодушия и короткости… Словом, все было очень семейственно».

Это семейственное согласие давало каждому из управителей возможность собирать свои «доходы». Им было нечего бояться, поскольку рядом все поступали точно так же: занимались казнокрадством и грабили народ. В городских сценах изображен как бы коллективный портрет управителей. Однако можно выделить некоторые очень колоритные фигуры.

Например, опытный служака и взяточник Иван Антонович. Он умеет извлечь выгоду из каждого дела, которое к нему попадает. Он не прилагает к этому никаких усилий, поскольку всем посетителям известен установленным порядок: хочешь, чтобы твое дело продвинулось, — дай взятку.

Среди губернских чиновников Гоголь особо выделяет фигуру полицеймейстера. Как ни странно, этот человек играет главную роль в охране порядка. Гоголь. говорит о нем с язвительной иронией и насмешкой: «Полицеймейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе.

Важно

Среди гражданн он занимал позицию совершенно как в родной семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в свою собственную кладовую. В целом он сидел, как это говорится, на своем месте и должность свою постигнул в совершенстве. Трудно было даже и решить, он ли был создан для места, или само место для него.

«Размах» и «прямота» действий полицеймейстера принесли ему широкую «популярность». «Словом, он уже успел приобресть совершенную народность, и мнение купцов было такое, что Алексей Ивaнович «хоть оно и возьмет, но зато уж никак тебя не выдаст».

Незабываем также образ прокурора «с весьма черными густыми бровями и несколько подмигивающим левым глазом так, как будто бы говорил: «пойдем, брат, в другую комнату; там я тебе что-то скажу,. Уже по одному портрету можно составить мнение об этом человеке, у которого «только и было, что густые брови».

Дама просто приятная и дама приятная во всех отношениях смешны и жеманны. Они считают себя и свои манеры образцом для подражания. Их интересы ничтожны, а глупая восторженность проявляется по любому самому незначительному поводу, и даже без повода. Эти дамы постоянно распускают сплетни, опутывая ими весь город.

Жизнь верхушки общества полностью оторвана от реальной жизни. Чиновники совершенно не способны понять то, что происходит в действительности. То же самое можно сказать и о владетелях усадеб, сосредоточенных на своих мелких интересах.
Таким образом, Гоголь раскрывает неразрывную связь городской среды с усадебным миром, показывает отрицательную роль этой «общности» в развитии всей страны.

VK.init({apiId: 3744931, onlyWidgets: true});

Источник: http://sochinenie-na5.ru/gubernskij-gorod-v-poeme-gogolya-n-v-mertvye-dushi/

Сочинение: Тема города в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

В поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» изображена широкая панорама российской действительности.

Главный герой поэмы Павел Иванович Чичиков странствует по России с целью приобретения умерших крестьян («мертвых душ»). Большая часть повествования посвящена его поездкам к помещикам, то есть изображению сельской жизни. Но нема­лое место занимает в поэме и тема города.

Повествование начинается с приезда главного героя в гу­бернский город NN. Из описания города видно, что это ти­пичное российское захолустье.

Приезжий господин попадает в гостиницу, «где за два рубля в сутки проезжающие получа­ют покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов… Наружный фасад гостиницы отве­чал ее внутренности: она была очень длинна, в два этажа: ниж­ний не был выщекатурен и оставался в темно-красных кирпи­чиках, еще более потемневших от лихих погодных перемен и грязноватых уже самих по себе; верхний был выкрашен вечною желтою краскою». Из гостиницы приезжий отправился осмот­реть город. Город этот не отличался выдающимися достопри­мечательностями: «мостовая везде была плоховата», чаще дру­гих попадались «питейные дома», городской сад «состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зеленою масляною краскою. Впрочем, хотя эти деревца были не выше тростника, о них было сказано в газетах при описании иллю­минации, что «город наш украсился, благодаря попечению гражданского правителя, садом, состоящим из тенистых, ши­роковетвистых дерев, дающих прохладу в знойный день», и что при этом «было очень умилительно глядеть, как сердца граж­дан трепетали в избытке благодарности и струили потоки слез в знак признательности к господину градоначальнику». Глаз Гоголя подмечает и разные смешные несуразности, привычные для местных жителей, но забавляющие приезжего. Например, «магазин с картузами, фуражками и надписью: «Иностранец Василий Федоров».

Весь следующий день Чичиков посвятил визитам к го­родским сановникам. «Был с почтением у губернатора, ко­торый… был большой добряк и даже вышивал иногда по полю». Этого «добряка» позднее в разговоре с Чичиковым Собакевич назовет «разбойником».

После губернатора посе­тил всех мало-мальски значительных чиновников города и всем очень понравился тем, что каждого нашел за что похва­лить в части вверенных им городских дел.

А тот же Собаке­вич, в противоположность Чичикову, охарактеризовал их со­всем иными словами: «Я их знаю всех: это всё мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мо­шенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья».

Так кто же прав — Чичиков или Собакевич? Пищу для ответа на этот вопрос дает, например, колоритная сцена обеда у полицеймейстера в седьмой главе. Как иронически сообщает автор: «Полицеймейстер был некоторым образом отец и благо­творитель в городе.

Совет

Он был среди граждан совершенно как в родной семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую…» В восьмой главе Гоголь замечает, опять-таки иронически, о городских чиновниках: они «были народ добрый, жили между собою в ладу…»; люди «более или менее просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал». Дамы города NN «отличались, подобно многим дамам петербургским, не­обыкновенною осторожностию и приличием в словах и выра­жениях. Никогда не говорили они: «я высморкалась», «я вспо­тела», «я плюнула», а говорили: «я облегчила себе нос», «я обо­шлась посредством платка».

Анализируя изображение городских чиновников в поэме

Гоголя «Мертвые души», можно сделать вывод, что они ведут такую же жизнь, как и персонажи комедии «Ревизор». Их за­нятия пусты и никчемны.

Представляя собой власть, они ни­чего не делают для общественного блага, а проводят время в карточных играх, бесконечных застольях за чужой счет, интригах и сплетнях. А казнокрадство и мздоимство стали для них нормой поведения и остаются безнаказанными.

Да и может ли быть иначе, если одним из главных взяточников и расхитителей является упомянутый выше полицеймейстер, призванный сто­ять на страже закона.

Городские чиновники дополняют собой галерею «мерт­вых душ» российской действительности, начатую образами помещиков Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина.

На этой странице искали :

  • тема города в поэме мертвые души
  • образ города в поэме мертвые души
  • тема города в поэме н в гоголя мертвые души
  • сочинение тема города в поэме мертвые души
  • сочинение на тему тема города в поэме мертвые души

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-tema-goroda-v-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi.html

Образ города в поэме н. в. гоголя «мертвые души»

ОБРАЗ ГОРОДА В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ. Композиционно поэма «Мертвые души» состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов — помещики, город, жизнеописание Чичикова, объ­единенных образом дороги, сюжетно связанных аферой глав­ного героя.

Но среднее звено —- жизнь города — само состоит как бы из сужающихся кругов, тяготеющих к центру; это гра­фическое изображение губернской иерархии.

Интересно, что в этой иерархической пирамиде губернатор, вышиваю­щий по тюлю, выглядит как бы фигурой марионеточной. Истинная жизнь кипит в гражданской палате, в «храме Фемиды». И это естественно для административно-бюрок­ратической России.

Поэтому эпизод посещения Чичико­вым палаты становится центральным, самым значитель­ным в теме города.

Обратите внимание

Описание присутствия — апофеоз гоголевской иронии. Автор воссоздает истинное святилище российской империи во всем его смешном, уродливом виде, вскрывает все могу­щество и одновременно немощность бюрократической маши­ны. Издевка Гоголя беспощадна: перед нами храм взяточни­чества, единственный его «живой нерв».

В этом якобы храме, в этой цитадели разврата возрож­дается образ Ада — хоть и опошленного, комического — но истинно русского Ада.

Возникает и своеобразный Верги­лий — им оказывается «мелкий бес» — палатский чинов­ник, что «прислужился нашим приятелем, как некогда Вергилий прислужился Данту, и провел их в комнату при­сутствия, где стояли одни только широкие кресла и в них перед столом, за зеркалом и двумя толстыми книгами си­дел один, как солнце, председатель. В этом месте Вергилий почувствовал такое благоговение, что никак не осмеливал­ся занести туда ногу…» Как блистательна гоголевская иро­ния! Как бесподобен председатель — «солнце» гражданс­кой палаты! Как неподражаемо комичен этот убогий Рай, перед которым коллежского регистратора охватывает свя­щенный трепет! И самое смешное — как и самое трагич­ное, страшное! — то, что новоявленный Вергилий воистину почитает председателя — солнцем, его кабинет — Раем, его гостей — святыми Ангелами…

Как же мельчают, как исполшляются души в подоб­ном мире! Как жалки и ничтожны их представления об основополагающих для христианина понятиях — Рай, Ад, душа!

Что считают душой, лучше всего показано в эпизоде смер­ти прокурора: ведь о том, что у «покойника была, точно, душа», окружающие догадались, лишь когда он умер и стал «одно только бездушное тело». Для них душа — понятие фи­зиологическое! И в этом — духовная катастрофа.

В отличие от тихой, размеренной помещичьей жизни, где время, кажется, застыло, жизнь города кипит, клокочет. Но жизнь эта — призрачна, это не деятельность, а пустая суе­та. Что взбаламутило город, заставило в нем все тронуться с места? Сплетни о Чичикове. Все это смешно и ужасно од­новременно. Пустословие, которое перерастает в духовную пустоту -— вот главная идея гоголевского города.

Читайте также:  Образ лары и ее характеристика в романе доктор живаго пастернака

Контраст суетливой внешней деятельности и внутреннего окостенения поразителен. Жизнь города мертва и бессмыс­ленна, как вся жизнь этого безумного мира.

Черты алогиз­ма в образе города доведены до предела: с них и начинается повествование.

Важно

Вспомните тупой, бессодержательный разго­вор мужиков, докатится колесо до Москвы или до Казани; комичный идиотизм вывесок «И вот заведение», «Иностра­нец Иван Федоров»…

Во многом образ губернского города в «Мертвых душах» напоминает образ города в «Ревизоре». Но укрупнен мас­штаб: вместо затерянного в глуши городишки, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», город центральный — «невдалеке от обеих столиц». Вместо мелкой сошки городничего — губернатор. Но жизнь — пустая, ало­гичная, бессмысленная — та же: «мертвая жизнь».

Источник: https://prepodka.net/obraz-goroda-v-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi/

Сочинение на тему Образ города в поэме Н В Гоголя «Мертвые души» читать бесплатно

Образ города

Произведение Н. В. Гоголя – это удивительная книга, воспевающая Русь и ее народные основы. Частично это и сатирическая поэма, обличающая действительность.

Главный герой поэмы, Павел Иванович Чичиков, странствует по городам России с целью выкупа «мертвых душ» крестьян. В изображении города автор использовал прием типизации. Чичиков приезжает в обычный губернский городок NN, который служит собирательным образом.

Он такой же, как и все остальные города. Таким образом, легко воспроизвести картину нравов всей страны.

В первой главе герой, прогуливаясь по улицам, замечает, что здесь типичные дома с мезонином, привычные вывески, размытые дождем, и только чаще обычного встречается вывеска «Питейный дом». На первый взгляд этот город кажется Чичикову немного более оживленным, чем другие.

Здесь чаще устраиваются балы, приемы, совместные обеды, поездки в присутственные места и т.д. Но при ближайшем рассмотрении становится ясно, что здесь все тот же сонный, застывший дух помещичьего быта, а представители верхушки – безлики и духовно мертвы.

Они влачат бесцельное существование изо дня в день и являются «небокоптителями».

Автор уделяет особое внимание описанию чиновников, так называемых вершителей судеб городских жителей. Эти люди настолько бесполезны и безлики, что он им дает очень краткие характеристики. Так, например, губернатор был ни толст, ни тонок, но добряк. Прокурор обладал весьма черными густыми бровями. Почтмейстер был низенького роста, но остряк и философ.

Примечательно то, что все чиновники в городе NN были малообразованны. Гоголь специально подчеркивает, что один читал Карамзина, другой «Московские ведомости», а многие и вообще ничего не читали. Ни одно дело не рассматривалось без взяток. Все люди, имеющие административную власть, обязательно грабили население, занимались казнокрадством и взятничеством.

Совет

Описывая жизнь губернского города, автор уделяет особое внимание и женской половине, то есть женам чиновников. Несмотря на то, что они надевают роскошные платья и всяческие ленточки, в душе они пусты и никчемны. Гоголь отдает должное их вкусу, отмечая, что дамы города ничем не уступают столице и даже Парижу.

Однако он тут же отмечает их подражательные детали вроде павлиньих перьев и невиданных чепцов. По натуре дамы города деятельны. Они не только молниеносно разносят сплетни, но и оказывают сильное влияние на своих мужей. Они заставляют их поверить в невероятные слухи и даже настраивают друг против друга.

Автор отмечает, что у всех губернских жителей есть некие идеалы, связанные со столичной жизнью. Возможно, по этой причине Петербург упоминается почти в каждой главе.

см. также:
Другие сочинения по произведению Мёртвые души, Гоголь

Характеристики главных героев произведения Мёртвые души, Гоголь

Краткое содержание Мёртвые души, Гоголь

Краткая биография Николая Гоголя

Источник: http://www.sdamna5.ru/obraz_goroda_dushi

Готовые школьные сочинения

Окт 06 2016

Образ города NN в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Произведение Н. В. Гоголя “Мертвые души”, по мнению Герцена, -“удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный”. Являясь поэмой, оно было призвано воспеть Русь в ее глубинных народных основах.

Но преобладают все же в нем сатирические обличительные картины современной автору действительности. Как и в комедии “Ревизор”, в “Мертвых душах” Гоголь использует прием типизации. Действие поэмы разворачивается в губернском городе NN. который является собирательным образом.

Автор замечает, что “он никак не уступал другим губернским городам”.

Это дает возможность воспроизвести полную картину нравов всей страны. Главный герой поэмы Чичиков обращает внимание на типичные “дома в один, два и полтора этажа, с вечным мезонином”, на “почти смытые дождем вывески”, на чаще других встречающуюся надпись “Питейный дом”.

На первый взгляд кажется, что атмосфера жизни города несколько отлична от сонного, безмятежного и застывшего духа помещичьего быта. Постоянные балы, обеды, завтраки, закуски и даже поездки в присутственные места создают образ, исполненный энергии и страстей, суеты и хлопот.

Но при ближайшем рассмотрении выявляется, что все это призрачно, бессмысленно, ненужно, что представители верхушки городского общества безлики, духовно мертвы, а их существование бесцельно.

“Визитной карточкой” города становится пошлый франт, встретившийся Чичикову при въезде в город: “…встретился молодой человек в белых канифасовых панталонах, весьма узких и коротких, во фраке с покушеньями на моду, из-под которого была видна манишка, застегнутая тульскою булавкою с бронзовым пистолетом”. Этот случайный персонаж является олицетворением вкусов губернского общества.

Жизнь города всецело зависит от многочисленных чиновников. Автор рисует выразительный портрет административной власти в России. Словно подчеркивая бесполезность и безликость чиновников города, он дает им очень краткие характеристики.

О губернаторе сказано, что он “был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну…; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал по тюлю”. О прокуроре известно, что он был обладателем “весьма черных густых бровей и несколько подмигивающего левого глаза”. О почтмейстере замечено, что он был человек “низенький”, но “остряк и философ”. Все чиновники имеют низкий уровень образованности.

Обратите внимание

Гоголь с иронией называет их “людьми более или менее просвещенными”, потому что “кто читал Карамзина, кто “Московские ведомости”, кто даже и совсем ничего не читал…” Таковы и губернские помещики. Те и другие связаны между собой почти родственными связями.

Автор показывает в размышлении о “толстых и тонких”, как постепенно государственные люди, “заслужив всеобщее уважение, оставляют службу… и делаются славными помещиками, славными русскими барами, хлебосолами, и живут и хорошо живут”. Это отступление является злой сатирой на чиновников-грабителей и на “хлебосольных” русских бар, ведущих праздное существование, бесцельно коптящих небо. Чиновники — это своего рода вершители судеб жителей губернского города.

От них зависит решение любого, даже маленького вопроса. Ни одно дело не рассматривалось без взяток. Взяточничество, казнокрадство и грабеж населения явления постоянные и повсеместные.

Полицмейстеру стоило только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда, как на его столе появлялись “белуга, осетры, семга, икра паюсная, икра свежепросольная, селедки, севрюжки, сыры, копченые языки и балыки, — это все было со стороны рыбного ряда”.

“Слуги народа” поистине единодушны в своем стремлении широко пожить за счет сумм “нежно любимого ими Отечества”. Они одинаково безответственно относятся к своим прямым обязанностям. Это особенно ярко показано при оформлении Чичиковым купчих на крепостных крестьян.

В свидетели Собакевич предлагает пригласить прокурора, который, “наверняка, сидит дома, так как за него все делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире”, и инспектора врачебной управы, а также Тру-хачевского и Белушкина.

По меткому замечанию Собакевича, “они все даром бременят землю!

” Кроме того, характерно замечание автора, что председатель по желанию Чичикова “мог продлить и укоротить… присутствие, подобно древнему Зевсу”. Центральное место в характеристике чиновничьего мира занимает эпизод смерти прокурора.

Всего лишь в нескольких строчках Гоголю удалось выразить всю пустоту жизни этих людей. Никто не знает, зачем жил и зачем умер прокурор, так как не понимает, зачем живет и он сам, каково его назначение. При описании жизни губернского города автор особое внимание уделяет женской партии.

Прежде всего это жены чиновников. Они так же обезличены, как и их мужья. Чичиков замечает на балу не людей, а огромное количество роскошных платьев, лент, перьев.

Автор отдает должное вкусу губернских дам: “Это не губерния, это столица, это сам Париж!”, но одновременно он разоблачает их подражательскую сущность, замечая местами “не виданный землею чепец” или “чуть ли не павлинов перо”. “Но уж без этого нельзя, таково свойство губернского города: где-нибудь уж он непременно оборвется”.

Благородной особенностью губернских дам является их умение выражаться с “необыкновенной осторожностью и приличием”. Речь их изящна и витиевата.

Важно

Как замечает Гоголь, “чтоб еще более облагородить русский язык, половина почти слов была вовсе выброшена из разговора”.

Жизнь чиновничьих жен праздна, но они сами деятельны, поэтому сплетни по городу распространяются с поразительной быстротой и приобретают ужасающий облик. Из-за дамских толков Чичиков был признан миллионщиком.

Но как только он перестал удостаивать женское общество вниманием, поглощенный лицезрением губернаторской дочки, герою приписали и замысел похищения предмета созерцания и множество других страшных преступлений.

Дамы города имеют огромное влияние на своих мужей-чиновников и не только заставляют их поверить в невероятные сплетни, но и способны настроить друг против друга.

“Дуэли, конечно, между ними не происходили, потому что все были гражданские чиновники, но зато один другому старался напакостить, где было можно…” Все гоголевские герои мечтают достичь некоего идеала жизни, который для большинства представителей губернского общества видится в образе столицы, блистательного Петербурга. Создавая собирательный образ русского города 30-40-х годов XIX века, автор все права защищены 2001-2005 совмещает черты провинции и характерные особенности столичной жизни.

Так, упоминание о Петербурге встречается в каждой главе поэмы. Очень четко, без прикрас этот образ обозначился в “Повести о капитане Копейкине”. Гоголь с поразительной откровенностью замечает, что в этом городе, чинном, чопорном, утопающем в роскоши, совершенно невозможно жить маленькому человеку, такому как капитан Копейкин.

Писатель говорит в “Повести…” о холодном равнодушии сильных мира сего к бедам несчастного инвалида, участника Отечественной войны 1812 года.

Так в поэме возникает тема противопоставления государственных интересов и интересов простого человека.

Гоголь искренне негодует против царящей в России социальной несправедливости, облекая свое возмущение в сатирические формы. В поэме он использует “ситуацию заблуждения”.

Это помогает ему раскрыть те или иные стороны жизни губернского города.

Совет

Автор ставит всех чиновников перед одним фактом и выявляет все “грешки” и преступления каждого: произвол на службе, беззаконие полицейских, праздное времяпрепровождение и многое другое.

Читайте также:  Образ и характеристика володи в рассказе тихое утро казакова сочинение

Все это органично вплетается в общую характеристику города NN. а также подчеркивает его собирательность. Ведь все эти пороки были свойственны современной Гоголю России.

В “Мертвых душах” писатель воссоздал реальную картину русской жизни 30-40-х годов XIX столетия, и в этом его величайшая заслуга.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Образ города NN в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/obraz-goroda-nn-v-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi/

Чиновники города nn в поэме н. в. гоголя «мертвые души»

9 класс

Сочинения по русской литературе

Чиновники города nn в поэме н. в. гоголя «мертвые души»

В «Дневнике писателя» за 1876 год Ф.М. Достоевский в противовес критику В. Г.

Авсеенко, критиковавшему «Мертвые души» за отсутствие внутреннего содержания, писал, что «Женитьба» и «Мертвые души» — «самые глубочайшие произведения, именно по выводимым в них художественным типам.

Эти изображения, так сказать, почти давят ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли, с которыми, чувствуется это, справиться можно далеко не сейчас; мало того, еще справишься ли когда-нибудь».

Действительно, глубина художественных типов, выводимых Гоголем, иногда не подвластна осознанию. А некоторые современники отказывались воспринимать произведение вообще, находя в нем непроглядную глупость: «С каким нетерпением ждала я «Мертвых душ» и что же вышло? Кроме гадости, ничего нет хорошего».

Так ли это? Мы, читатели, отдаленные временными рамками от реалий российской действительности середины XIX столетия и таким образом лишенные предвзятого мнения, можем с уверенностью сказать: поэма правдива по своей сути.

Писателю, как настоящему профессиональному психологу, удалось уловить глубинные, истинные мотивы поведения людей в обществе и на основе этого вывести в своем произведении бессмертные художественные типы. Почему бессмертные?

Ответ прост: гоголевские чичиковы, маниловы, собакевичи, ноздревы, губернаторы, полицеймейстеры и другие господа живы и в наши дни. Более того, они прекрасно приспособились к новым условиям жизни и так же, как и двести лет назад, управляют жизнью общества.

Объясняется это тем, что по-прежнему живы человеческие страстишки, которые писатель удачно сравнил с внутренним червячком, который, подпитываясь человеческой энергией, способен вырасти в большого страшного червяка и, в конце концов, убить своего хозяина.

Обратите внимание

Не единожды Гоголь в своих произведениях обращался к изображению широкой прослойки общества — чиновничества, и «Мертвые души» в этом плане не стали исключением. Главный герой поэмы, Павел Иванович Чичиков, —- чиновник. Можно утверждать, что не только рождение, воспитание, образование сформировали характер Чичикова и привели его на путь преступной аферы.

Сама среда чиновничьего мира, пропитанная обманом, жаждой наживы, подхалимством, мздоимством, стала благодатной средой его «возмужания».

«Когда проносился мимо его богач на пролетных красивых дрожках, на рысаках в богатой упряжи, он как вкопанный останавливался на месте и потом, очнувшись, как после долгого сна, говорил: “А ведь был конторщик, волосы носил в кружок!”».

Путь карьерного «роста» Чичикова демонстрирует нам систему неписаных законов чиновничества. По окончании училища Павел Иванович решает поскорее приняться за дело и службу. И первое, с чем он сталкивается, — неписаное правило: «Ив дальних захолустьях нужна протекция!»

Выпускник училища, несмотря на похвальный аттестат, не мог устроиться на службу без знакомства с нужными людьми. Несмотря на ничтожное жалованье, Чичиков работает с утра и до позднего вечера, спит в канцелярии, выказывая тем неслыханное «самоотвержение, терпенье и ограничение нужд».

Кроме того, он умудряется «сохранить опрятность, порядочно одеться, сообщить лицу приятное выражение и даже что-то благородное в движениях». Однако рвение Чичикова до поры до времени остается неоцененным начальством.

Однако когда Чичиков начинает ухаживать за зрелой дочкой начальника, намекая своим поведением на скорую свадьбу, суровый руководитель начинает хлопотать за него перед высшим руководством. Одна ступенька к вершине успеха преодолена.

Чичиков становится заметным человеком. «Все оказалось в нем, что нужно для этого мира: и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых делах», поэтому Чичикову предоставляется «хлебное место», которым он пользуется отличным образом.

Парадокс: Чичиков набивает себе карманы деньгами в то время, когда начинаются строжайшие преследования всякого взяточничества.

Как только к нему приходил проситель «и засовывал руку в карман, с тем чтобы вытащить оттуда известные рекомендательные письма за подписью князя Хованского», Чичиков выражал негодование.

Важно

Как же! Он честный чиновник, и его главная обязанность и состоит в том, чтобы сделать все безвозмездно. Очарованный проситель возвращался домой в восторге, что повстречал честного человека, но решения своего вопроса ожидал бесконечно долго.

Постепенно Чичиков начинал вымогать с просителя деньги, объясняя, что деньги, мол, нужны не ему, а писарю, который, в свою очередь, должен поделиться с начальством. Кто виноват в данной ситуации? Только государство, решившее наладить новый порядок и бороться с взяточничеством.

Дальше Чичикову предоставляется возможность достигнуть еще большего успеха: он пристраивается в комиссию, образованную «для построения какого-то казенного весьма капитального строения».

Чем закончилась работа комиссии? Странный вопрос.

Естественно, казенное здание так и не было построено, между тем как в других концах города «очутилось у каждого из членов по красивому дому гражданской архитектуры».

Чичиков чувствует себя на вершине успеха: «тут только долговременный пост наконец был смягчен, и оказалось, что он всегда не был чужд разных наслаждений, от которых умел удержаться в лета пылкой молодости».

В это же время на место «прежнего тюфяка» назначается неумолимый и грозный начальник, и Чичикову не удалось втереться в доверие к человеку, «которого хотя и водили за нос (впрочем, без его ведома), но зато уже, если в голову ему западала какая-нибудь мысль, то она там была все равно что железный гвоздь».

Последовала отставка Чичикова, а затем и «возрождение» его карьеры на таможенной службе. За свою новую службу он принимается с «ревностью необыкновенной», раскрываются новые грани его «таланта»: «взявши в руку сверток, он мог сказать вдруг, сколько в нем фунтов. Что же касается до обысков, то здесь, как выражались даже сами товарищи, у него просто было собачье чутье».

Подвела Чичикова жадность: вначале за ревностно-бескорыстную службу он получил повышение и чин; вскоре представил проект изловить всех контрабандистов, одновременно тут же вступил в преступный сговор с контрабандистами, которых и планировал изловить. Тайное стало явным.

Совет

Однако Чичикову удалось в этой неприятной ситуации сохранить часть нажитого капитала, а также избежать уголовного дела. Казалось бы, наш герой должен был успокоиться, удалиться с «оставшимися кровными десятью тысячонками» в какое-нибудь мирное захолустье уездного городишка.

Но был у Чичикова «чувствительный предмет», о котором он очень заботился, — потомки. Ради их блага (тот факт, что ни детей, ни семьи Чичиков не имел, в данном случае был несущественным) наш герой решается на очередную аферу в городе NN — покупку «мертвых душ».

Чиновники города NN заслуживают особого внимания, но мы остановимся и проанализируем только один эпизод — оформление Чичиковым купчей на «мертвые души».

Каждому из нас приходилось хоть раз в жизни побывать на приеме у чиновников, но что удивительно: изображение канцелярии, созданное Гоголем почти двести лет назад, кажется нам до боли знакомым.

В первую очередь, автор останавливается на описании помещения, в котором Фемида принимала гостей: «ни в коридорах, ни в комнатах взор… не был поражен чистотой».

Если же в кабинете был лакированный пол и стол, проситель, чувствуя свою никчемность, стоит, «смиренно опустив голову и потупив глаза в землю, а потому совершенно не знает, как там все благоденствует и процветает». Для того чтобы найти особу, которая могла помочь в решении вопроса, необходимо было приложить немало усилий.

Вспомним, как чиновники юных лет отправляют Чичикова к старику в другой угол комнаты, а старик, в свою очередь, отправляет его к Ивану Антоновичу в другой угол комнаты. Иван Антонович готов решить вопрос, но не сразу, ведь необходимо навести справки.

Услышав намек на рекомендательное письмо от князя Хованского, Иван Антонович милостиво направляет посетителя к Ивану Григорьевичу.

Обратите внимание

Знакомо ли нам все это? Купчая на «мертвые души» оформлена, при этом довольно быстро находятся свидетели. Чичикову повезло: он сам был чиновником, поэтому быстро нашел общий язык с собратьями.

Нам, далеким от чиновничьего мира, не всегда так быстро удается решать свои вопросы в подобных заведениях.

Все изображенное в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», помимо своего непосредственного предметного значения, приобретает высший смысл.



Источник: https://scribble.su/work/zolotaya/383.html

Сочинение на тему: Губернский город в поэме Гоголя «Мертвые души»

         В «Мертвых душах» Н.В. Гоголь представил перед взором читателей панораму российской реальности. В произведении автор поднимает множество актуальных для России того периода вопросов. Не последнее место в поэме занимает и городская тема.

         Начинается повествование с того, что главный герой Павел Чичиков приезжает в NN – один из губернских городов.

Судя по описанию, мы сразу же понимаем, что это захолустный городок:  «мостовая везде была плоховата», много «питейных домов», плохонький городской парк, который «состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зеленою масляною краскою».

         Гоголь очень легко подмечает смешные нелепости, которые вполне привычны для местного населения, но очень забавляют приезжих. Чего только стоит одно названия магазина картузов и фуражек «Иностранец Василий Федоров».

         Время пребывания в этом городе Чичиков посвятил визитам к высокопоставленным чиновникам. Для каждого из них он нашел слова похвалы, мол, хорошо они справляются с вверенными им городскими делами.

А вот Собакевич, наоборот, отзывается о них весьма нелестно: «Я их знаю всех: это всё мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». Так где же правда? Разобраться поможет в этом вопросе писатель.

Вот, что он говорит о чиновничестве NN, в частности о полицмейстере: «Полицеймейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как в родной семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую…».  Да, Гоголь иронизирует.

Важно

И в этой иронии скрывается все его отношение к чиновникам, как к сословию: они «более или менее просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал».

         Поведение дам в этом городе тоже весьма примечательно. Они старались подражать петербургским представительницам аристократии и вели себя очень осторожно и прилично. Вместо выражения «я высморкалась» они говорили «я облегчила себе нос».

         Гоголь в «Мертвых душах», собственно, как и в «Ревизоре», показал пустую и никчемную жизнь провинциальных чиновников того времени.

Имея возможности и власть для того, чтобы улучшить положение дел в обществе, они тратят свое время на карточные игры, банкеты за государственный счет, сплетни и интриги. Они без зазрения совести воруют и берут взятки.

Да и как может быть иначе, если полицмейстер, который является стражем закона и порядка, сам ворует… Я думаю, что чиновников, равно как и помещиков, вполне  обоснованно можно «прикрепить» к классу «мертвых душ» российской реальности.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа окаянные дни бунина

Источник: http://testsoch.ru/mertvye-dushi/sochinenie-na-temu-gubernskij-gorod-v-poeme-gogolya-mertvyie-dushi.html

Образ города в поэме «Мертвые души»

Композиционно поэма состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов — помещики, город, жизнеописание Чичикова, — объединенных образом дороги, сюжетно связанных аферой главного героя.

Но среднее звено — жизнь города — само состоит как бы из сужающихся кругов, тяготеющих к центру: это графическое изображение губернской иерархии.

Интересно, что в этой иерархической пирамиде губернатор, вышивающий по тюлю, выглядит как бы фигурой марионеточной. Истинная жизнь кипит в гражданской палате, в «храме Фемиды». И это естественно для административно-бюрократической России.

Поэтому эпизод посещения Чичиковым палаты становится центральным, самым значительным в теме города.

Совет

Описание присутствия — апофеоз гоголевской иронии. Автор воссоздает истинное святилище российской империи во всем его смешном, уродливом виде, вскрывает все могущество и одновременно немощность бюрократической машины. Издевка Гоголя беспощадна: перед нами храм взяточничества, лжи и казнокрадства — сердце города, единственный его «живой нерв».

Вспомним еще раз взаимосвязь «Мертвых душ» и «Божественной комедии» Данте. В поэме Данте героя водит по кругам Ада и по Чистилищу Вергилий — великий римский поэт дохристианской эпохи. Ему — нехристианину — нет пути лишь в Рай, и в Раю героя встречает Беатриче — его вечная светлая любовь, воплощение чистоты и святости.

В описании храма Фемиды важнейшую роль играет комическое преломление образов «Божественной комедии». В этом якобы храме, в этой цитадели разврата возрождается образ Ада — хоть и опошленного, комического — но истинно русского Ада.

Возникает и своеобразный Вергилий — им оказывается «мелкий бес» — палатский чиновник: «…один из священнодействующих, тут же находившихся, приносивший с таким усердием жертвы Фемиде, что оба рукава лопнули на локтях и давно лезла оттуда подкладка, за что и получил в свое время коллежского регистратора, прислужился нашим приятелям, как некогда Вергилий прислужился Данту, и провел их в комнату присутствия, где стояли одни только широкие кресла и в них перед столом, за зерцалом и двумя толстыми книгами, сидел один, как солнце, председатель. В этом месте Вергилий почувствовал такое благоговение, что никак не осмелился занести туда ногу…» Гоголевская ирония блистательна: бесподобен председатель — «солнце» гражданской палаты, неподражаемо комичен этот убогий Рай, перед которым коллежского регистратора охватывает священный трепет. И самое смешное — как и самое трагичное, самое страшное! — то, что новоявленный Вергилий воистину почитает председателя — солнцем, его кабинет — Раем, его гостей — святыми Ангелами…

Как же мельчают, как испошляются души в современном мире! Как жалки и ничтожны их представления об основополагающих для христианина понятиях — Рай, Ад, Душа!..

Что считают душой, лучше всего показано в эпизоде смерти прокурора: ведь о том, что «у покойника была, точно, душа», окружающие догадались, лишь когда он умер и стал «одно только бездушное тело». Для них душа — понятие физиологическое. И в этом — духовная катастрофа современной Гоголю России.

В отличие от тихой, размеренной помещичьей жизни, где время, кажется, застыло, жизнь города внешне кипит, клокочет.

Набоков так комментирует сцену бала у губернатора: «Когда Чичиков приезжает на вечеринку к губернатору, случайное упоминание о господах в черных фраках, снующих при ослепительном свете вокруг напудренных дам, ведет к якобы невинному сравнению их с роем мух, и в следующий же миг зарождается новая жизнь.

«Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета, когда старая ключница [вот она!] рубит и делит его на сверкающие обломки перед открытым окном; дети [вот и второе поколение!] все глядят, собравшись вокруг, следя любопытно за движениями жестких рук ее, подымающих молот, а воздушные эскадроны мух, поднятые легким воздухом [один из тех повторов, свойственных стилю Гоголя, от которых его не могли избавить годы работы над каждым абзацем], влетают смело, как полные хозяева, и, пользуясь подслеповатостью старухи и солнцем, беспокоящим глаза ее, обсыпают лакомые куски, где враз-битную, где густыми кучами». Тут сравнение с мухами, пародирующее ветвистые параллели Гомера, описывает замкнутый круг, и после сложного, опасного сальто без лонжи, которой пользуются другие писатели-акробаты, Гоголь умудряется вывернуть к исходному «врознь и кучами»».

Очевидно, что жизнь эта — призрачна, это не деятельность, а пустая суета. Что взбаламутило город, что заставило все в нем сняться с места в последних главах поэмы? Сплетни о Чичикове.

Обратите внимание

Что за дело городу до чичиковских афер, почему городские чиновники и их жены приняли все так близко к сердцу, а прокурора это заставило впервые в жизни задуматься и от несвойственного ему напряжения умереть? Лучше всего комментирует и объясняет весь механизм жизни города черновая запись Гоголя к «Мертвым душам»: «Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделия и приняло выражение смешного в высшей степени… Как пустота и бессильная праздность жизни сменяются мутною, ничего не говорящею смертью. Как это страшное событие совершается бессмысленно. Не трогаются. Смерть поражает нетрогающийся мир. Еще сильнее между тем должна представиться читателям мертвая бесчувственность жизни».

Контраст суетливой внешней деятельности и внутреннего окостенения поразителен. Жизнь города мертва и бессмысленна, как вся жизнь этого безумного современного мира. Черты алогизма в образе города доведены до предела: с них и начинается повествование.

Вспомним тупой, бессодержательный разговор мужиков, докатится ли колесо до Москвы или до Казани; комичный идиотизм вывесок «И вот заведение», «Иностранец Иван Федоров»… Думаете, это Гоголь сочинил? Ничего подобного! В замечательном сборнике очерков быта писателя Е. Иванова «Меткое московское слово» целая глава посвящена текстам вывесок.

Приводятся такие: «Шашлычный мастер из молодого карачаевского барашка с кахетинским вином. Соломон», «Профессор шансонетного искусства Андрей Захарович Серполетти». А вот совершенно «гоголевские»: «Парикмахер мусью Жорис-Панкратов», «Парижский парикмахер Пьер Мусатов из Лондона. Стрижка, брижка и завивка». Куда до них бедному «Иностранцу Ивану Федорову»! А ведь Е.

Иванов собирал курьезы в начале XX века — то есть более 50-ти лет прошло после создания «Мертвых душ»! И «парижский парикмахер из Лондона» и «мусью Жорис Панкратов» — духовные наследники гоголевских героев.

Во многом образ губернского города в «Мертвых душах» напоминает образ города в «Ревизоре». Но — обратим внимание! — укрупнен масштаб.

Вместо затерянного в глуши городишки, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», город центральный — «невдалеке от обеих столиц». Вместо мелкой сошки городничего — губернатор.

А жизнь та же — пустая, бессмысленная, алогичная — «мертвая жизнь».

Художественное пространство поэмы составляют два мира, которые можно условно обозначить как мир «реальный» и мир «идеальный». «Реальный» мир автор строит, воссоздавая современную ему действительность российской жизни. В этом мире живут Плюшкин, Ноздрев, Манилов, Собакевич, прокурор, полицмейстер и другие герои, являющие собой своеобразные карикатуры на современников Гоголя.

Важно

Д.С. Лихачев подчеркнул, что «все создаваемые Гоголем типы строго локализовались в социальном пространстве России. При всех общечеловеческих чертах Собакевича или Коробочки, все они все же одновременно являются представителями определенных групп русского населения первой половины XIX века».

По законам эпоса Гоголь воссоздает в поэме картину жизни, стремясь к максимальной широте охвата. Неслучайно сам он признавался, что хочет показать «хотя бы с одного боку, но всю Россию».

Написав картину современного мира, создав карикатурные маски современников, в которых свойственные эпохе слабости, недостатки и пороки гипертрофированы, доведены до абсурда — и поэтому одновременно отвратительны и смешны, — Гоголь достигает необходимого эффекта: читатель увидел, как аморален его мир. И только тогда автор вскрывает механизм этого искажения жизни.

Глава «Рыцарь копейки», вынесенная в конец первого тома, композиционно становится «вставной новеллой». Отчего люди не видят, как мерзка их жизнь? А как им это понять, если единственное и главное наставление, полученное мальчиком от отца, духовный завет, выражаются двумя словами: «копи копейку»?

«Комизм кроется везде, — говорил Н. В. Гоголь. — Живя среди него, мы его не видим: но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху». Этот принцип художественного творчества воплотил он в «Мертвых душах».

Дав читателям увидеть, как страшна и комична их жизнь, автор объясняет, отчего люди сами этого не ощущают, в лучшем случае ощущают недостаточно остро.

Эпическая абстрагированность автора от происходящего в «реальном» мире обусловлена масштабностью стоящей перед ним задачи «показать всю Русь», дать читателю самому, без авторской указки увидеть, каков окружающий его мир.

Мир «идеальный» строится в строгом соответствии с истинными духовными ценностями, с тем высоким идеалом, к которому стремится душа человеческая. Сам автор видит «реальный» мир так объемно именно потому, что существует в «иной системе координат», живет по законам «идеального» мира, судит себя и жизнь по высшим критериям — по устремленности к Идеалу, по близости к нему.

В названии поэмы заложен глубочайший философский смысл. Мертвые души — бессмыслица, сочетание несочетаемого — оксюморон, ибо душа — бессмертна. Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она — воплощение Божественного начала в человеке. А в мире «реальном» вполне может быть «мертвая душа», потому что дня него душа только то, что отличает живого человека от покойника.

Совет

В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело». Этот мир безумен — он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада, истинная и единственная.

Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси, возвращение утраченных идеалов, духовности, души в истинном, высшем ее значении.

Мир «идеальный» — мир духовности, духовный мир человека. В нем нет Плюшкина и Собакевича, не может быть Ноздрева и Коробочки. В нем есть души — бессмертные человеческие души.

Он идеален во всех значениях этого слова, И потому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает иной род литературы — лирика.

Именно поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав «Мертвые души» поэмой.

Вспомним, что начинается поэма с бессмысленной беседы двух мужиков: доедет ли колесо до Москвы; с описания пыльных, серых, бесконечно тоскливых улиц губернского города; со всевозможных проявлений человеческой глупости и пошлости.

Завершает же первый том поэмы образ чичиковской брички, идеально преобразившейся в последнем лирическом отступлении в символ вечно живой души русского народа — чудесную «птицу-тройку».

Бессмертие души — вот единственное, что вселяет в автора веру в обязательное возрождение его героев — и всей жизни, следовательно, всей Руси.

Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. — М., 1994

Источник: https://globuss24.ru/doc/obraz-goroda-v-poeme-mertvye-dusi

Ссылка на основную публикацию