Образ хорошего дела и его характеристика в повести горького детство

Образ и характеристика Хорошего Дела в повести “Детство” Горького: описание внешности и характера, дружба с Алешей

Хорошее Дело и Алеша.Кадр из фильма “Детство Горького” 1938 г.

Хорошее Дело является одним из ярко-положительных персонажей повести “Детство” Максима Горького.
Хорошее дело – это близкий друг главного героя, Алеши Пешкова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Хорошего Дела в повести “Детство” Горького: описание характера и внешности героя, дружбы Алеши и Хорошего Дела.

Рассказ о Хорошем Деле и его жизни в доме Кашириных можно найти в главе VIII повести “Детство”.

Смотрите: 
Краткое содержание повести “Детство”
Все материалы по повести “Детство”
Хорошее Дело – один из квартирантов, живущих в доме Кашириных: “…Но особенно крепко захватил и потянул меня к себе нахлебник Хорошее Дело. Он снимал в задней половине дома комнату рядом с кухней, длинную, в два окна – в сад и на двор…”

Настоящее имя Хорошего Дела не указано в повести:

“…Ленька, кричи Хорошее Дело чай пить!..”

Хорошее Дело получает свое прозвище за то, что любит говорить фразу “Хорошее дело”:

“…Был он молчалив, незаметен и, когда его приглашали обедать, чай пить, неизменно отвечал: – Хорошее дело.

Бабушка так и стала звать его в глаза и за глаза.

– Ленька, кричи Хорошее Дело чай пить! Вы, Хорошее Дело, что мало кушаете?..”

Внешность Хорошего Дела:

“…Это был худощавый сутулый человек, с белым лицом в черной раздвоенной бородке, с добрыми глазами, в очках…” “…на меловом его лице розовато вспыхивала улыбка…” “…протерев очки, нюхал чертежи, почти касаясь бумаги тонким и прямым, странно белым носом…” “…в рыжей кожаной куртке, в серых клетчатых штанах, весь измазанный какими‑то красками, неприятно пахучий, встрепанный и неловкий…” “…над воротником его куртки торчал измятый, грязный ворот рубахи, штаны – в пятнах и заплатах, на босых ногах – стоптанные туфли…” “…веселая жена военного звала его «меловой нос»..” “…протянув мне руку в язвах и шрамах ожогов…” “…глядя куда‑то мимо слепыми глазами филина…” “…мычит, покусывая красные губы, или тихонько тянет сиповатым голосом…”

У Хорошего Дела тихий и милый смех:

“…Он тихонько, удивительно мило смеется, щекочет меня за ухом, точно кутенка…”

Хорошее Дело – добрый человек:

“…с добрыми глазами…”Хорошее Дело – молчаливый, незаметный человек: “…Был он молчалив, незаметен…” “…всегда в углу, около печи, неподвижно и немотно* торчал Хорошее Дело…” (*немотно – молчаливо)

Хорошее Дело говорит мало, но всегда выражается нужными словами:

“…Говорил Хорошее Дело скупо, но всегда какими‑то нужными словами; чаще же, желая обратить на что‑либо мое внимание, он тихонько толкал меня и показывал глазом, подмигивая…”

Хорошее дело увлекается химией и занимается опытами:

“…Вся комната его была заставлена и завалена какими‑то ящиками, толстыми книгами незнакомой мне гражданской печати, всюду стояли бутылки с разноцветными жидкостями, куски меди и железа, прутья свинца. С утра до вечера он… плавил свинец, паял какие‑то медные штучки, что‑то взвешивал на маленьких весах, мычал, обжигал пальцы и торопливо дул на них, подходил, спотыкаясь, к чертежам на стене…”

Хорошее Дело – бедный человек:

“…он был беден…”

Хорошее Дело – очень одинокий человек: “…Видите ли, я страшно один, нет у меня никого! Молчишь, молчишь, и вдруг – вскипит в душе, прорвет… Готов камню говорить, дереву… “

Хорошее Дело – очень милый человек, но никто в доме Кашириных не ценит этого, кроме Алеши:

“…я начал говорить о том, что вот в этой комнате жил очень милый человек, но никто не любил его…”
Никто в доме Кашириных не любит Хорошее дело, кроме Алеши: “…Никто в доме не любил Хорошее Дело; все говорили о нем посмеиваясь…” “…А в доме Хорошее Дело всё больше не любили…”Алеша тянется к Хорошему делу, потому что понимает его одиночество: “…А меня снова потянуло к нему. Я видел, как изменилось, опрокинулось его лицо, когда он сказал «страшно один», – в этих словах было что‑то понятное мне, тронувшее меня за сердце, и я пошел за ним…”Алеша и Хорошее Дело становятся друзьями: “…Мы подружились. С этого дня я приходил к Хорошему Делу, когда хотел, садился в ящик с каким‑то тряпьем и невозбранно следил, как он плавит свинец, греет медь…”

Алеша крепко привязывается к Хорошему Делу:

“…Я быстро и крепко привязался к Хорошему Делу, он стал необходим для меня и во дни горьких обид и в часы радостей. Молчаливый, он не запрещал мне говорить обо всем, что приходило в голову мою…”

Иногда Алеша и Хорошее Дело подолгу молча смотрят в окно:

“…Иногда он прерывал работу, садился рядом со мною, и мы долго смотрели в окно, как сеет дождь на крыши, на двор, заросший травою, как беднеют яблони, теряя лист.

Хорошее Дело очень хорошо понимает Алешу:

“…всегда его краткие замечания падали вовремя, были необходимы, – он как будто насквозь видел всё, что делалось в сердце и голове у меня, видел все лишние, неверные слова раньше, чем я успевал сказать их, видел и отсекал прочь двумя ласковыми ударами: – Врешь, брат!..”

Хорошее Дело говорит мудрые слова, которые Алеша запоминает на всю жизнь:

“…Иногда он неожиданно говорил мне слова, которые так и остались со мною на всю жизнь…”

В доме Кашириных не любят Хорошее Дело за то, что он не такой, как все:

“…– Отчего они не любят тебя никто? – Чужой – понимаешь? Вот за это самое. Не такой…”

Даже добрая бабушка Алеши недолюбливает Хорошее Дело:

“…все, даже бабушка, объясняли это иначе, враждебно нахлебнику, неверно и обидно. – Пошто ты торчишь у него? – сердито спрашивала бабушка. – Гляди, научит он тебя чему‑нибудь…” “…Бабушка тебя боится, она говорит – чернокнижник ты…”

Дед избивает Алешу за каждый визит в комнату Хорошего Дела:

“…А дед жестоко колотил меня за каждое посещение нахлебника, которое становилось известно ему…” “…а дедушка [говорит] тоже, что ты богу – враг и людям опасный…”

Дед выживает Хорошее Дело из дома, и тот уезжает жить в другое место:

“…Наконец его выжили…” “…и дед отказал ему от квартиры…”

Алеша обижается на бабушку и деда за то, что они выжили Хорошее Дело:

“…Вы зачем прогнали его? Дураки вы все…”

Хорошее Дело – один из лучших людей в жизни Алеши:

“…Так кончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране, – лучших людей ее…” Это был цитатный образ и характеристика Хорошего Дела в повести “Детство” Горького: описание характера и внешности героя, дружбы Алеши и Хорошего Дела.

Смотрите: Все материалы по повести “Детство”

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/05/horoshee-delo-detstvo-gorkij-obraz-harakteristika.html

Образ и характеристика Алеши Пешкова в повести Детство Горького сочинение

Прекрасный и очень поучительный рассказ, который написал известный русский писатель Максим Горький, расскажет читателю одну очень интересную историю, которая является биографическим очерком и рассказывает про детство самого писателя. Алеша, который очень рано остался без родительской ласки и опеки, вынужден был воспитывался в семье дедушки, но это не очень то и радовало нашего героя, так как в этой семье, он постоянно был вынужден терпеть унижение и обиды.

Все дело в том, что над парнем каждый раз издевались, но он очень мужественно и стойко переносил все эти лишения, которые в будущем и сделали его очень сильным человеком, которому все проблемы были по полечу.

В этой семье, все были очень жестокие и самодовольные люди, которые не считались с мнением других, так как оно их просто не волновало.

Обратите внимание

Только бабушка понимала и жалела нашего героя, а он в свою очередь очень сильно жалел и любил эту старую, добрую женщину, которая ему заменяла родную мать.

Именно она, повлияла на характер парня, который только начинал формироваться. Все свое детство, писатель запомнил на всю свою жизнь, так как это были очень печальные, но довольно поучительные годы, которые сформировали его как личность.

Характеристика Алеши Пешкова из повести Детство

Главный герой повести Горького «Детство», является мальчик, которого зовут Алеша. Именно этот герой занимает центральное место в этом прекрасном и очень драматическом произведении великого русского писателя.

Это мальчик, который воспитывается в семье своего отца, так как его родные родители не имеют возможности его воспитывать. Парень все время терпит унижение от своих родственников, которые очень плохо к нему относятся, но мальчик все это терпит, так как у него нет другого выхода.

Алеша не ладит с детьми, так как они все время над ним насмехаются, и нашему герою постоянно нужно себя защищать.

Родной дед мальчика привык всех своих домочадцев наказывать телесными наказаниями, так как он считает, что это полезно, но самое страшное, что для него это становится нормой поведения, и он избивает свою жену до полуметре.

Бабушка, единственный человек, который понимает нашего героя, так как она его понимает и жалеет, но мальчику от этого не становится проще, так как дед еще сильнее начинает всех их избивать.

Он начинает ненавидит все это семейство, но делать не чего и нужно просто терпеть.

Все эти события, отражаются на внутреннем мире мальчика и формируют его личность и характер, что не очень хорошо, так как в последующим это сказывается на его моральном и психологическом облике.

Важно

Однако, стоит отметить, что в таких сложных условиях, наш герой вырос вполне обычным парнем и даже, сумел получить хорошее образование.

Все эти семейные склоки, не помешали ему стать человеком, которого любят и уважают по сей день, а далось все это ему не так просто, как кажется на первый взгляд.

Наш герой, пройдя все трудности, сумел достичь небывалых высот и сумел все пережить. Может именно его детство и повлияло на его мировоззрение и характер? Но это только наше предположение, так как на этот вопрос одного ответа быть не может.

Сочинение Жизнь Алеши Пешкова

Жизнь Алеши, это целая драматическая эпопея, которую сразу не расскажешь, так как слишком много в этой истории зла и несправедливости, но в этом вопросе все же нужно разобраться.

Мальчик очень рано остался без родительской ласки и внимания и был вынужден жить в семье своих родственников, которые очень негативно относились к своему родственнику, хоть этот мальчик им был родным внуком, которого они должны были просто любить и жалеть, но все было наоборот: они просто издевались над ним и не видели в нем личность, которая может просто желает развиваться.

В этой непростой и очень жестокой семье, нашего героя любила только бабушка, которая его понимала и уважала, как личность.

Однако, и ей доставалось от деда, который ее постоянно избивал, но наш юный герой, все время ее защищал, но все это было напрасным делом, так как его родной дедушка не желал ни чего слушать и считал, что он прав.

Одним словом, жизнь парня была очень горькой, но превзойдя все унижения и огорчения, он стал хорошим человеком, который сумел добиться всего в этой непростой жизни.

Именно это обстановка и повлияла на то, что он очень быстро повзрослел и стал жить самостоятельно, так как ему не было на кого наедятся и нужно было самому о себе заботится.

Мальчику постоянно не хватало родительской ласки и тепла, но бабушка компенсировала все это, а остальные родственники просто использовали этого обделенного судьбой парня, который нуждался в их заботе и ласке, но, к сожалению, они всего этого не сумели ему дать.

Совет

Возникает вопрос, что бы было если бы парень воспитывался в другой среде? Каким бы человеком он вырос и как бы сложилась его непростая судьба? Ясно одно, что как бы не сложилась детство нашего героя, он бы все равно стал известным и талантливым писателем, которого трудности только закаляют и делают сильнее.

Образ и характеристика Алеши Пешкова в повести Детство Горького

  • Тема семьи в романе Война и мир сочинениеОдна из основных тем, которые раскрывает Лев Николаевич Толстой в своем произведении “Война и мир” – это “мысль семейная”. Она подразумевает характеристику главных героев посредством показа их семей. Благодаря тому, что мы видим
  • Характеристика Грея из произведения Алые паруса сочинениеАртур Грэй родился в старом замке и был заложником своего положения. Так же, как и его родители, он должен был пройти свой жизненный путь по законам того общества, в котором родился. Но Грэй с ранних лет начал проявлять недюжинный характер.
  • Сочинение Внутренний мир человека 15.3 (рассуждение Что такое внутренний мир?) 9 класс ОГЭКаждый человек, который проживает в этом мире, является индивидуальной личностью, которая отличается от себе подобных, так как у каждого свои мысли, свои взгляды на жизнь.
  • Самоубийство Катерины в Грозе – сила или слабость? СочинениеПьеса «Гроза» Александра Николаевича Островского глубоко засела в сердцах читателей. Эта пьеса заставляет задуматься о жизни героев, об их поступках, проанализировать действия главных героев и ответить на вопрос, который волнует многих читателей
  • Сочинение на тему Старый друг лучше новых двух 6 классО дружбе написаны тысячи поучительных книг и сняты сотни фильмов. Этой темой интересовались всегда и во все времена. Каждый человек по-своему понимает значение слова дружба. Кто-то заводит знакомства с целью продвижения по карьерной лестнице
  • Особенности композиции романа Герой нашего времени 9 класс сочинениеКомпозицией называется последовательность событий в художественном произведении. Та последовательность, какой ее захотел видеть и расположить автор. А сюжет – это система событий в произведении. Так, как они происходили на самом деле. Могут ли не
Читайте также:  Образ меркуцио в трагедии ромео и джульетта шекспира

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-i-harakteristika-aleshi-peshkova-v-povesti-detstvo-gorkogo

«Детство» Максима Горького: краткое содержание, главные герои и анализ произведения :

В 1913 году пишет первую часть известной трилогии Максим Горький.

«Детство» (содержание и анализ приводятся в статье) – произведение о формировании личности главного героя Алеши Пешкова, прототипом которого стал сам автор.

Повествование в нем ведется от первого лица, что позволяет в полной мере ощутить чувства и переживания мальчика, оказавшегося в непривычной для него среде, которая тем не менее способствовала его становлению и взрослению.

Особенности жанра

«Детство» Максима Горького – автобиографическая повесть. Ее основу составили факты из жизни самого писателя, он даже героям оставляет их реальные имена.

Вместе с тем это художественное произведение, так как задача автора – не просто рассказать о себе – ребенке, а переосмыслить произошедшее с ним с позиции взрослого человека, дать оценку событиям.

По мысли автора, его судьба не единична: людей, существующих в том «тесном, душном кругу впечатлений», в котором находился в доме Кашириных Алеша, немало.

И эту правду необходимо «знать до корня», чтобы вырвать из памяти и души человеческой, из самого уклада русского, «тяжкого и позорного». Таким образом, повествуя о самом себе и одновременно описывая «свинцовые мерзости жизни», Горький выражает авторскую позицию относительно настоящего и будущего России.

Начало взросления героя

Алеша Пешков воспитывался в семье, основанной на взаимном уважении и любви. Отец Максим занимался строительством триумфальных ворот, которые возводили к приезду царя. Мать Варвара ожидала рождения второго ребенка. Все изменилось, когда отец умер от холеры.

Его хоронили в дождливый день, и Алеша навсегда запомнил лягушек, сидевших в яме, – их закопали вместе с гробом. Мальчик смотрел на них и сдерживал слезы. Никогда не плакать – к этому приучили его родители. А у матери от горя начались преждевременные роды.

Так невесело начинается первая глава произведения Горького.

Потом был долгий путь по Волге из Астрахани в Нижний Новгород. Новорожденный по дороге умер, а мать все не могла успокоиться от свалившегося горя. Алешей занималась приехавшая в трудный для семьи момент бабушка, Акулина Ивановна. Она-то и забрала дочь и внука в Новгород, из которого Варвара в свое время уехала против воли отца.

Именно бабушке Горький посвятил лучшие страницы повести. Она была добрым, отзывчивым человеком, готовым всегда прийти на помощь. Это сразу заметили и матросы на судне, которые нашли героя, когда он заблудился на одной из пристаней. Несмотря на полноту и возраст, Акулина Ивановна двигалась быстро и ловко, напоминая кошку.

Она часто рассказывала удивительные истории, привлекавшие внимание окружающих. А Алеше казалось, будто она вся светилась изнутри. Именно бабушка в будущем станет для мальчика источником добра и главной опорой, поможет вынести предстоящие невзгоды.

А их с приездом в Нижний в жизни героя будет немало, о чем напишет в своей повести Максим Горький.

Произведение «Детство» продолжается знакомством с новыми героями. На берегу приехавших встречала большая семья Кашириных, главным в которой был Василий Васильевич. Маленький и сухонький, дед сразу не понравился Алеше, и пройдет время, прежде чем он взглянет на него по-новому и попытается понять его как человека.

Первая порка

В большом доме Кашириных, помимо деда и бабушки, жили еще два их сына с семьями. Алеше, раньше росшему совсем в другой обстановке, было трудно привыкнуть к постоянной вражде и злобе, царившим между родственниками.

Их главная причина заключалась в стремлении Михаила и Якова быстрее поделить имущество, чего не желал делать дед. С приездом Варвары обстановка накалилась еще больше, так как ей тоже причиталась доля в отцовском наследстве.

В своем стремлении досадить друг другу взрослые не знали границ, а их противоборство распространялось и на детей.

Обратите внимание

Еще мальчик стал свидетелем страшной для него процедуры – каждую субботу детей пороли. Не избежал этой участи и герой. По совету одного из своих братьев, он решил покрасить праздничную скатерть, чтобы доставить радость бабушке. В результате оказался на лавке под розгами деда.

От наказания не смогли спасти ни Акулина Ивановна, ни мать. Это одно из первых горьких событий в новой жизни героя, с которой знакомит читателя повести Максим Горький.

Детство Алеша запомнит и благодаря Цыганку, который во время порки подставлял руки, пытаясь основную силу ударов принять на себя.

Дед запорол внука до полусмерти, и мальчик несколько дней пролежал в постели. За это время Василий Васильевич навестил его и рассказал о своей молодости. Оказалось, что когда-то дед был бурлаком, и страдания, душевные и физические, ожесточили его сердце.

Это было, по сути, новое знакомство с дедом, которое дало понять, что он не так страшен и жесток, как Алеше казалось раньше.

Как бы то ни было, по признанию автора, первая порка словно обнажила сердце Алеши и заставила по-иному взглянуть на все, что происходило вокруг.

Цыганок

Иван в семье Кашириных был подкидышем. Бабушка рассказывала внуку, что она родила восемнадцать детей, из которых выжили только три. Лучших, по ее мнению, бог забрал к себе, а взамен послал Цыганка. Повесть «Детство» Горький продолжает рассказом о его горькой судьбе.

Ивана нашли у калитки, и бабушка взяла его на воспитание. В отличие от родных сыновей, он вырос добрым и заботливым. А еще показал себя хорошим работником, что стало очередным поводом для вражды Михаила и Якова: каждый из них мечтал в будущем забрать Цыганка к себе.

Часто на забаву всем Иван устраивал увеселения с тараканами или мышами, показывал фокусы с картами. Запомнил Алеша и вечера, когда дед и Михаил уходили из дома. В эти часы все собирались на кухне. Яков настраивал гитару, и после песен начиналась веселая пляска Цыганка.

Важно

Затем к нему присоединялась Акулина Ивановна, которая словно возвращалась в этот миг в свою пору юности: так молодела и хорошела она во время танца.

Бабушка пророчила юноше нехорошее будущее и боялась за него. Дело в том, что Цыганок каждую пятницу ездил за продуктами и, чтобы сэкономить деньги и порадовать деда, воровал. Акулина Ивановна считала, что когда-нибудь его поймают и убьют.

Ее опасения сбылись, но отчасти: Цыганка сгубили не чужие люди, а Михаил и Яков. Последний до смерти забил свою жену, и в качестве раскаяния дал обет поставить на ее могиле дубовый крест. Его понесли втроем, причем под комель поставили Ивана.

По дороге он споткнулся, и его придавил крест, который братья в этот момент отпустили, – отмечает Максим Горький.

«Детство» в сокращении знакомит лишь с основными моментами из жизни главного героя, но нельзя не упомянуть, что Цыганок, чья мучительная смерть также отложилась в сознании мальчика, наряду с бабушкой стал для него источником светлого и доброго и помог пережить первые испытания в новой жизни.

Бабушка

Алеша любил наблюдать, как по вечерам молилась Акулина Ивановна. Перед иконами она рассказывала обо всем, что случилось за день, и просила за каждого. А еще нравились мальчику рассказы о том, какой он, Бог. В эти минуты бабушка молодела, а глаза ее излучали особый, теплый свет.

Иногда Акулине Ивановне виделись черти, но они ее не пугали. Страх у бабушки вызывали только тараканы, и часто по ночам она будила Алешу и просила убить их. Но особенно ярко предстает образ бабушки в сцене пожара, которая продолжает (ее подробно описывает Максим Горький) «Детство».

Бабушка молилась, когда дед вбежал с криком: «Горим!» Пылала мастерская, и Акулина Ивановна бросилась в пламя, чтобы не допустить взрыва. Вынесла бутыль и стала отдавать приказы, что делать дальше. Успокоила коня, которого испугался сам дед. А потом с обожженными руками принимала роды у тетки Натальи.

И только когда все закончилось (жена Михаила все ж умерла), Алеша услышал стоны бабушки, вызванные сильными ожогами. Все это подводит к мысли: только широкой души человек может так бесстрашно сражаться с пожаром, а потом еще, мучаясь от боли, находить слова утешения для других.

Именно такой и была Акулина Ивановна, сыгравшая решающую роль в жизни Алеши, что не раз подчеркивает Максим Горький.

«Детство» (характеристика бабушки это подтверждает) – произведение о том, как душевная щедрость и любовь могут противостоять злобе и ненависти, не давая погибнуть росткам доброго и хорошего, изначально заложенного в характере человека.

Новый дом

Каширины все же разделились. Алеша с бабушкой и дедом переехали в каменный дом с садом. Комнаты, кроме одной, сдавали. Ее оставил для себя и гостей дед. Акулина Ивановна с внуком разместились на чердаке.

Бабушка опять была в центре всех событий: квартиранты постоянно обращались к ней за советом, и для каждого она находила доброе слово. Внук постоянно был рядом с ней, словно прирос.

Совет

Иногда появлялась мать, но она быстро исчезала, не оставив даже воспоминаний о себе.

Как-то бабушка рассказала Алеше о своей жизни. Она родилась от увечной девушки-кружевницы, которая выбросилась из окна, когда ее напугал барин. Вместе они ходили по миру, пока не осели на Балахне. Акулина научилась кружева плести, а потом ее высмотрел дед. Знатный он на ту пору был. И выбрал в жены девку нищую, решил, что всю жизнь покорной будет.

А еще дед вздумал учить Алешу буквам. Видя смышленость внука, он стал реже его сечь и глядел на него все внимательнее, иногда рассказывал побасенки из собственной жизни. Так проходило детство Максима Горького.

И снова вражда

Несчастья Кашириных не закончились. Как-то прибежал Яков и сообщил, что Михаил идет деда убивать. Подобные сцены стали повторяться часто. И снова главная тяжесть выпала на долю бабушки.

В один из вечеров она высунула в окно руку, надеясь образумить сына, и Михаил сломал ее колом. Наблюдая за всем этим, Алеша все чаще стал думать о матери. То, что она отказывалась жить в подобной семье, заметно возвышало ее в глазах сына.

И он представлял Варвару или в стане разбойников, или в образе князь-барыни Енгалычевой, о которых рассказывала ему бабушка. А иногда грудь мальчика будто бы наливалась свинцом, и ему становилось душно и тесно в этой комнатке, напоминающей гроб.

Горькие мысли и чувства вызывало в герое, как показывает Максим Горький, детство. Анализ их оставляет такую же тяжесть на душе читателя.

Несправедливость

Есть в произведении еще один герой, с которым Алеша познакомился сразу по приезду в Новгород. Это Григорий Иванович, мастер, работавший у деда. Он был стар и слеп, и мальчишки, так же как и дядья, часто издевались над ним. Например, могли подложить под руку раскаленный наперстник.

Когда Каширины поделились и дед переехал на Полевую улицу, мастера просто выгнали на улицу. Это было мучительно стыдно: видеть, как побирается Григорий, потому Алеша избегал с ним встречи и всякий раз при его появлении прятался, – вспоминает Максим Горький.

«Детство», герои которого – люди разных социальных пластов, показывает, как в мальчике постепенно зрело недовольство той жизнью, которую он видел. И заслуга писателя в том, что он дал понять: не всегда человек плывет по течению.

Обратите внимание

Многие находят в себе силы противостоять злу, тем самым понемногу изменяя мир в лучшую сторону.

Что касается Григория, бабушка часто звала его к себе и пыталась хоть как-то умалить беды, выпавшие на долю того, кто всю жизнь отдал ее семье. Однажды она сказала Алеше, что Бог сильно накажет их за этого человека. Спустя годы, когда Акулины Ивановны уже не стало, дед сам пошел побираться, повторив судьбу своего мастера.

Хорошее Дело

И снова Василий Васильевич поменял место жительства, – продолжает повесть «Детство» Горький. На Канатной улице, где теперь обосновались Каширины, судьба свела Алешу еще с одним удивительным человеком.

Хорошее Дело – так прозвали квартиранта за слова, которые он неизменно употреблял в речи, – считался нахлебником и постоянно проводил в своей комнате какие-то опыты, чем вызывал недовольство деда. Как-то вечером все по традиции собрались у бабушки, и она завела рассказ об Иване-воине. Эта история произвела на Хорошее Дело необыкновенное впечатление.

Он вдруг вскочил и закричал, что это обязательно необходимо записать. А позже дал совет Алеше: непременно учиться. И еще – записывать все, что рассказывает Акулина Ивановна. С этого, возможно, и началась любовь писателя к литературе.

Но вскоре Хорошее Дело покинул дом, и Горький по этому поводу написал в повести: так закончилась дружба с первым (лучшим) человеком из «бесконечного ряда чужих людей в родной… стране».

Читайте также:  Образ и характеристика бориса друбецкого в романе война и мир сочинение

Встреча с матерью

Варвара появилась в доме Кашириных неожиданно. Алеша сразу заметил, что она изменилась, но по-прежнему не похожа на братьев и отца. И опять подумал: долго здесь не проживет. Мать стала учить сына читать и даже решила заняться его воспитанием. Но за время, проведенное вдалеке друг от друга, они перестали понимать друг друга.

Мальчика угнетали и постоянные ссоры деда и матери, тем более что Варвара не собиралась меняться в угоду кому-либо. И все-таки она переломила Каширина. После отказа выйти замуж за старого часовщика, которого присмотрел дед, Варвара практически стала хозяйкой в доме, – продолжает Максим Горький «Детство».

Главы, посвященные матери героя, знакомят с тем, как она против воли отца вышла за совсем не похожего на ее семью Максима. Как молодые приходили кланяться старику-Каширину, но отказались жить в его доме, чем вызвали новый гнев старика. Как невзлюбили мужа сестры Михаил и Яков, мечтавшие отхватить ее долю в наследстве.

Важно

Как, наконец, Пешковы уехали в Астрахань, где зажили дружно и счастливо.

И хотя мать вызывала в Алеше всегда только теплые чувства, она так и не стала для сына человеком, который помогал ему побороть первые жизненные невзгоды, выстоять перед ударами судьбы.

Опять перемены

А Варвара между тем все хорошела и все реже заходила к сыну. Затем опять вышла замуж и съехала. Теперь жизнь в доме стала еще тягостнее – дает понять Максим Горький. Детство (анализ произведения подводит к этой мысли) для героя постепенно заканчивалось.

Алеша все чаще проводил время в одиночестве, стал нелюдим. Он вырыл себе в саду яму и устроил там уютное сиденье. Сюда часто приходил дед, возившийся с растениями, но рассказы его внуку были уже неинтересны.

Да и сам Василий Васильевич после отъезда дочери озлобился, часто ругался и выгонял бабушку из дома. Стал еще жаднее, чем раньше. При этом поучал внука: «Мы не баре. Нам нужно всего самим добиваться». А осенью и вовсе продал дом, заявив Акулине Ивановне, чтобы она теперь сама себя кормила.

Следующие два года, по признанию автора, прошли в страшной тряске, которую он ощущал с того момента, когда сидел в телеге при переезде в подвал.

«Свинцовые мерзости жизни»

Такое определение появляется в повести «Детство» Максима Горького после рассказа о том, как Алеша чуть не зарезал отчима. Мать с маленьким сыном и мужем появилась в подвале Кашириных вскоре после их переезда туда. Сказала, что дом сгорел, но всем было ясно, что Максимов все проиграл.

Брат героя оказался больным мальчиком, сама Варвара заметно подурнела и снова была беременна. Отношения ее с молодым мужем не складывались, и однажды Алеша стал свидетелем их ссоры: Максимов направлялся к любовнице, а мать истошно кричала.

Герой схватил нож и бросился на отчима, но благо только разрезал мундир и слегка зацепил кожу. Эти воспоминания наряду со всеми остальными, описанными выше, и заставили автора задуматься над тем, а нужно ли рассказывать об этих мерзостях? И он с уверенностью отвечает: да.

Совет

Во-первых, только так можно с корнем вырвать зло «из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной» (цитата из произведения Горького). Во-вторых, подобные низости показывают (это уже отмечалось в статье), что русский человек все же «настолько еще здоров и молод душою, что преодолевает и преодолеет их».

И это «яркое, здоровое и творческое», воплощенное в повести в образах бабушки, Цыганка, Хорошего Дела, дает надежду на то, что возрождение человечества возможно.

В люди

После случая с отчимом Алеша снова оказался у деда. Василий Васильевич настоял на том, чтобы обеды они с бабушкой готовили по очереди, и каждый на свои деньги. При этом он всегда экономил. Герою пришлось самому зарабатывать: после школы он шел собирать ветошь и продавал ее по дешевке. Заработанное отдавал бабушке и однажды подсмотрел, как она плакала над его пятаками.

В школе приходилось туго. Здесь Алешу звали тряпочником, и никто не хотел с ним сидеть. Но экзамены в третий класс он все же сдал, за что получил в награду похвальный лист и несколько книг. Последние мальчик снес в лавку, когда Акулина Ивановна слегла и жить стало не на что.

Еще одно памятное событие в жизни героя повести «Детство» Максима Горького – смерть матери. Варвара вернулась к Кашириным совсем больной, высохшей и вскоре умерла от чахотки. Спустя несколько дней после ее похорон дед отправил Алексея «в люди», чтобы он сам зарабатывал себе на хлеб. С этого момента заканчивается детство, и начинается вторая повесть автобиографической трилогии Горького.

Эпилог

Способность к духовному саморазвитию в условиях трагической действительности – это, пожалуй, главное, на что хочет обратить внимание читателя Максим Горький. Детство (тема произведения, заявленная в названии, это подчеркивает) – главная пора в жизни человека.

Ребенок обычно навсегда запоминает то, что произвело на него большое впечатление. И хорошо, что в этот период Алеша стал свидетелем не только бесчеловечности и жестокости, но и познакомился с людьми, безгранично добрыми и открытыми для других.

Это помогло ему противостоять «свинцовым мерзостям» и вырасти человеком светлым и не мирящимся со злом, что может стать примером для всех остальных.

Источник: https://www.syl.ru/article/200256/new_detstvo-maksima-gorkogo-kratkoe-soderjanie-glavnyie-geroi-i-analiz-proizvedeniya

Образы Алеши, бабушки, Цыганка и Хорошего дела в повести М. Горького “Детство”

Образы Алеши, бабушки, Цыганка и Хорошего дела в повести М. Горького “Детство”. “Яркое, здоровое, творческое в русской жизни” 1. Повесть М. Горького “Детство”. 2. Образ Алеши, главного героя повести.

Автобио­графичность образа. 3. Образ бабушки. 4. Цыганок. 5. Хорошее дело.

Русский писатель, публицист и общественный деятель Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) может быть назван одной из ключевых фигур в советской литературе.

Повесть “Детство” была создана в период между двух революций: после неудавшейся революции 1905-1907 годов и до Октября. Эта повесть автобиографична, в ней писатель предлагает читателю описание собственного детства в литературной обработке. Наиболее важными, на наш взгляд, образами в этом произведении являются образы Алеши, бабушки, Цыганка и Хорошего дела. Все

они объединены одним: положительной окраской и теплым отношением к ним автора. Помимо прочего, эти герои повлияли на формирование характера Алеши. Алеша, разумеется, – в определенной мере прототип самого Горького в детстве. Хотя бы по этой причине образ Алеши нуждается в тщательном рассмотрении.

Что он из себя представляет? С Алешей на страницах повести мы встречаемся в драматический момент его жизни: умер отец, и мальчик не может понять, что происходит, почему мать, растрепанная, рыдает, отец спит и словно улыбается: “.лежит мой отец, одетый в белое и необыкновенно длинный. доброе лицо темно и пугает меня нехорошо оскаленными зубами”.

После смерти отца Алеша с матерью и бабушкой переезжает в Новгород, где живет семья матери. В доме деда Алеша столкнулся с темной жизнью “неумного племени”: “Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми, она отравляла взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие”. Жить в дедовском доме было нелегко.

Дед, жестокий и жадный человек, был к тому же властным и не слишком счастливым. Алеша с трудом находит с ним общий язык. Дядья бессмысленно жестоки. И только с бабушкой мальчику

было легко. Бабушка, “круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся черная, мягкая и удивительно интересная”, с первой встречи привлекла мальчика к себе. Он сразу потянулся к этой доброй женщине. На Алешу появление бабушки произвело неизгладимое впечатление.

Обратите внимание

Как рассказывает о себе, маленьком, Горький: “До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить. и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему”. Бабушка – добрая и ласковая – всегда поможет и посочувствует. “.

Она певуче говорила: – Господи, господи! Как хорошо все! Нет, вы глядите, как хорошо-то все! Это был крик ее сердца, лозунг всей жизни”. Мастер, Григорий, так отзывался о ней: “.она неправду не любит, не понимает. Она вроде святой.”. И Алеша был согласен с такой точкой зрения. Бабушка привила мальчику любовь к народным сказаниям, надежду на хорошую и светлую жизнь.

Еще один важный человек в жизни героя – Иван по прозвищу Цыганок. Цыганок – подмастерье в доме Алешиного деда. Это “квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой” веселый парень. Первое знакомство с ним как с человеком произошло у Алеши при драматичных обстоятельствах: дед решил его высечь.

Цыганок, увидев, что “дед вошел в ярость”, начал подставлять свою руку под прут. Цыганок признается в том, что он “жуликоватый”. В восприятии Алеши Цыганок ассоциировался с героями русских народных сказок: “Я смотрел на его веселое лицо и вспоминал бабушкины сказки про Ивана-царевича, про Иванушку-дурачка”.

От бабушки Алеша узнал, что Цыганок – “подкидыш, раннею весной, в дождливую ночь, его нашли у ворот дома на лавке”. Цыганок и впрямь был жуликоватый. Он воровал не из бедности или жадности, а по причине молодецкой удали. Ему это было интересно, да и со стороны Алешиного деда он не встречал порицания.

Только бабушка Алешина говорила, что Цыганок поступает плохо, боялась, что его могут поймать и избить. Цыганок погиб, его задавило крестом. Бабушка и Цыганок были Алешиной отдушиной в дедовом мрачном и жестоком доме. Эти два человека помогли ему научиться любить и жалеть людей, видеть зло и отличать его от добра.

Оба добрые и ласковые, с распахнутой душой и добрым сердцем, они значительно облегчили жизнь мальчика одним своим существованием. И еще об одном человеке, сыгравшем роль в формировании Алеши как личности, хотелось бы рассказать. С человеком по прозвищу Хорошее дело Алеша познакомился, когда дед продал старый дом и купил другой.

В доме было множество людей, но мальчика больше всего заинтересовал Хорошее дело. Этот человек свое прозвище получил за привычку всегда, когда его приглашали пить чай или обедать, говорить: “Хорошее дело”. В комнате Хорошего дела было множество книг и бутылок с разноцветными жидкостями.

“С утра до вечера он, в рыжей кожаной куртке, в серых клетчатых штанах, весь измазанный какими-то красками. плавил свинец, паял какие-то медные штучки.”. Хорошее дело был странным человеком. В доме его не любили, звали колдуном и чернокнижником. Но Алешу этот человек интересовал. Хорошее дело занимался химическими опытами, был умен “и невероятно одинок.

Важно

Странная дружба завязалась между мальчиком и Хорошим делом. Хорошее дело давал Алеше советы: “Настоящая сила – в быстроте движения; чем быстрей, тем сильней”. Вскоре дед Алеши выгнал Хорошее дело из дома, мальчик был этим огорчен, зол на деда и бабушку.

Главный герой так говорил о дружбе с Хорошим делом: “Так кончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране, – лучших людей ее”.

Итак, благодаря тому, что помимо злых, алчных и несчастных людей, закосневших в предрассудках, Алеша видел и добрых, умных, любящих, он смог стать Человеком с большой буквы. В детстве у него очень остро было восприятие зла и несправедливости, и благодаря окружавшим его любящим людям это чувство не переросло в обиду на весь окружающий мир. Алеша смог увидеть, что в любых обстоятельствах человек может оставаться человеком, не прогибаясь под сложный и жестокий мир.

(No Ratings Yet)
Loading…

Synonyms in lexicology.
Сейчас вы читаете: Образы Алеши, бабушки, Цыганка и Хорошего дела в повести М. Горького “Детство”« Краткое содержание “Почетный консул” Грина“Путешествие из Петербурга в Москву”, как художественное произведение »

Источник: https://studentguide.ru/gorkij-m/obrazy-aleshi-babushki-cyganka-i-xoroshego-dela-v-povesti-m-gorkogo-detstvo.html

Характеристика повести «Детство» Горького М.Ю

1)    История создания повести М. Горького «Детство». В 1913 году Максим Горький написал первую часть своей трилогии «Детство», в которой изобразил веху в становлении личности маленького человека, основываясь на собственных реальных фактах биографии.

Через три года автором была написана вторая часть трилогии «В людях», в ней описывается тяжёлая трудовая жизнь рабочего класса, а ещё через несколько лет, в 1922 году, М. Горький опубликовал третью часть трилогии — «Мои университеты».

2)    Особенности жанра. Произведение М. Горького «Детство» относится к жанру автобиографической повести.

Вспоминая своё детство, первые годы взросления, смерть отца, переезд в дом Кашириных, по-новому многое переосмысливая, М. Горький создает повесть «Детство», повествование о жизни маленького мальчика Алёши. Рассказ в повести ведётся от первого лица, от имени главного участника событий.

Это даёт возможность писателю показать изображаемые события более достоверно, передать мысли, чувства, отношение к жизни персонажа. Алёша вспоминает о бабушке как о «самом близком сердце моему, самом понятном и дорогом человеке — это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни», В тексте повести герой признается в своей нелюбви к деду.

Задача писателя — не просто передать события, участником которых стал маленький герой, а и оценить их уже с позиции взрослого, много познавшего и жизни человека. Именно эта черта является характерной для жаира автобиографической повести. Цель М.

Читайте также:  Сочинение хлестаков и хлестаковщина в комедии гоголя ревизор 8 класс

Горького не оживить прошлое, а рассказать «про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил — до и по сей день жннс: простой русский человек». События детства переданы шпателем максимально подробно, так как каждый эпизод в жизни героя оказывает влияние на формирование характера.

Алёша по-разному воспринимает выпавшие на его долю испытания: например, после того как дед избил внука за испорченную скатерть, «дни нездоровья» стали для мальчика «большими днями жизни».

Именно тогда герой начал лучше разбираться и июлях, а его сердце «стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой», Горьковское произведение «Детство)' небольшое по объему, имеет границы традиционного жанра повести: одна главная сюжетная линия, связанная с автобиографическим персонажем, а всё второстепенные герои и эпизоды помогают раскрыть характер Алёши, выразить авторское отношение к происходящему. Писатель одновременно наделяет главного героя своими переживаниями, и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «…да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

–    Вспомните, что такое автобиографическая повесть. Чем автобиографическая повесть отличается от автобиографии писателя? (В основе автобиографии лежат реальные факты жизни писателя; в автобиографической повести особую роль играет художественный вымысел, хотя также важны личные чувства, мысли, впечатления писателя.) , –    Какие автобиографические произведения вы изучали в этом учебном году? (повесть J1.H. Толстого «Детство», повесть М. Горького «Детство») –    Что такое внутренний монолог? (размышления главного героя) Какую роль играет внутренний монолог для раскрытия характера главного героя повести М. Горького «Детство» — Алёши Пешкова? (Внутренний монолог помогает читателю проникнуть во внутренний мир героя, познакомиться с его мыслями, чувствами.)

3)    Характеристика героев повести.

–    Как главный герой характеризует жизнь в семье Кашириных? («густая, пёстрая, невыразимо странная жизнь») –    Чем взаимоотношения в доме Кашириных отличаются от отношений, которые были между матерью и отцом Алёши? (Атмосфера в доме Кашириных была враждебная, а взаимоотношения между родителями Алёши строились на любви и взаимном уважении.) –    Кто является главой дома в семье Кашириных? (дед) –    Как ведут себя дядьки: Михаил и Яков? (Дядьки постоянно ссорятся между собой, стремятся быстрее разделить имущество деда.) –    Какие взаимоотношения между детьми в семье Кашириных? (между детьми также нет взаимопонимания) –    К кому в доме тянется приехавший Алёшка? (к бабушке, сироте-подкидышу Цыганку, полуслепому мастеру Григо-рию Ивановичу)

Образ Алёши. М. Горький написал повесть «Детство», где в образе главного героя вывел автобиографический персонаж — Алёшу Пешкова. Все события и герои произведения изображаются писателем через восприятие маленького мальчика.

–    С кем главный герой — Алёшка — едет на пароходе? (с бабушкой и матерью) –    Что в облике бабушки особенно нравится Алёшке? (улыбка и глаза, которые светились изнутри) –    Как мать ведет себя на пароходе? (замкнуто, редко выходит на палубу, держится в стороне) –    Какое первое впечатление произвел дед на Алёшку? (дед мальчику не понравился) –    Каковы первые впечатления мальчика от нового дома, в котором ему отныне предстоит жить? (Алёше всё казалось неприятным) –    Почему Алёша с таким трудом запоминал молитву, которую учила с ним тихая, кроткая тётка Наталья? (Тётка Наталья не смогла объяснить мальчику смысл заучивания молитвы) –    Как ведет себя Алёша в момент дедова наказания? (продолжает кусаться, брыкаться, всячески выражать несогласие) –    Почему Цыганок говорит о том, что маленького Алёшу часто будут пороть? (Алёша не может смириться с несправедливостью) –    Как ведет себя главный герой во время пожара? (наблюдает, анализирует увиденное) –    Что привлекло в нахлебнике Хорошее Дело Алёшу? (необычность, непохожесть на других людей) –    В какой главе звучит уже голос не маленького человека, а серьёзного писателя, переосмысливающего многие явления жизни? (в 12 главе, когда писатель говорит о «свинцовых мерзостях дикой русской жизни»)

Образ бабушки. Бабушка представляет собой полную противоположность деду, своему мужу: ласковая, добрая, готовая всем прийти на помощь. Она сильно переживает из-за постоянных ссор своих сыновей, недовольна суровостью деда. Особо на лице бабушки выделялись глаза, благодаря которым героиня «светилась изнутри… неугасимым, весёлым и тёплым светом».

Совет

Характер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту, привязана к дому: «Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего». Именно неприметная бабушка становится для Алёши добрым ангелом, охраняющим мальчика от злых людей и сложных условий жизни. Именно она схватила героя на руки, когда дед наказывал его за испорченную скатерть.

Бабушка не умела долго хранить обиду, быть жестокой. Люди пользовались её добротой, но она никогда не жаловалась на Жизнь. Живя вместе с бабушкой, Алёша каждый вечер слушает рассказы о жизни семьи Кашириных. Когда речь шла о деловой жизни семьи, то бабушка «говорила посмеиваясь, отчужденно, как-то издали, точно соседка, а не вторая в доме по старшинству».

Материальные блага не были жизненными ценностями героини. Жалость, сострадание к людям — основные качества характера бабушки, поэтому она переживает, страдает после гибели подкидыша Цыганка.

Трудности, выпавшие в жизни, мудрая женщина воспринимает как Божьи испытания, вот что рассказывает она своему внуку про Ваню-Цыганка: «Дедушка хотел было Ванюшку-то в полицию нести, да я отговорила: возьмём, мол, себе; это Бог нам послал вместо тех, которые померли. Ведь у меня восемнадцать было рожено…

да вот полюбил Господь кровь мою, всё брал да и брал ребятишек моих в ангелы. И жалко мне, а и радостно!» Во время пожара: «освещаемая огнём, который словно ловил её, чёрную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя». Став практически нищими, Алёша был вынужден побираться.

Маленькие крохи он приносил бабушке, которая «глядела на них и молча плакала», переживая за будущее внука. Вся жизнь бабушки прошла на благо людей, поэтому её образ запечатлелся надолго в сознании главного героя. Мудрая женщина сглаживает «свинцовые мерзости дикой русской жизни», духовно обогащая трудную жизнь людей.

–    Какую роль в доме играет бабушка? (Бабушка — примиряющее начало в доме, всех любит, жалеет, умна своим природным материнским умом.) –    Как вы думаете, почему первоначально писатель предполагал назвать свою повесть «Бабушка»? (Именно образ бабушки вносит в произведение доброе, примиряющее начало.)

Образ деда.

–    Какие противоречия в облике деда вы можете отметить? Почему одновременно он кажется Алёше злым, жестоким и в то же время нестрашным? (Дед часто действует импульсивно, не задумываясь о последствиях, а потом жалеет о содеянном.) –    Кто повлиял на формирование характера деда? (тяжелое детство, трудная окружающая жизнь)

4)    Роль диалога в повести. Диалоги в повести помогают раскрыть характер героев, а также жизненные обстоятельства.

Источник: http://libaid.ru/katalog/gg/gorkij-maksim/3299-kharakteristika-povesti-detstvo-gorkogo-m-yu

Образы Алеши, бабушки, Цыганка и Хорошего дела в повести М. Горького «Детство». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»

1.  Повесть М. Горького «Детство».

2.  Образ Алеши, главного героя повести. Автобио­графичность образа.

3.  Образ бабушки.

4.  Цыганок.

5.  Хорошее дело.

Русский писатель, публицист и общественный деятель Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) может быть назван одной из ключевых фигур в советской литературе.

Повесть «Детство» была создана в период между двух революций: после неудавшейся революции 1905—1907 годов и до Октября. Эта повесть автобиографична, в ней писатель предлагает читателю описание собственного детства в литературной обработке.

Наиболее важными, на наш взгляд, образами в этом произведении являются образы Алеши, бабушки, Цыганка и Хорошего дела. Все они объединены одним: положительной окраской и теплым отношением к ним автора.

Помимо прочего, эти герои повлияли на формирование характера Алеши.

Обратите внимание

Алеша, разумеется, — в определенной мере прототип самого Горького в детстве. Хотя бы по этой причине образ Алеши нуждается в тщательном рассмотрении. Что он из себя представляет?

С Алешей на страницах повести мы встречаемся в драматический момент его жизни: умер отец, и мальчик не может понять, что происходит, почему мать, растрепанная, рыдает, отец спит и словно улыбается: «…лежит мой отец, одетый в белое и необыкновенно длинный… доброе лицо темно и пугает меня нехорошо оскаленными зубами».

После смерти отца Алеша с матерью и бабушкой переезжает в Новгород, где живет семья матери.

В доме деда Алеша столкнулся с темной жизнью «неумного племени»: «Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми, она отравляла взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие». Жить в дедовском доме было нелегко.

Дед, жестокий и жадный человек, был к тому же властным и не слишком счастливым. Алеша с трудом находит с ним общий язык. Дядья бессмысленно жестоки. И только с бабушкой мальчику было легко.

Бабушка, «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся черная, мягкая и удивительно интересная», с первой встречи привлекла мальчика к себе. Он сразу потянулся к этой доброй женщине. На Алешу появление бабушки произвело неизгладимое впечатление.

Как рассказывает о себе, маленьком, Горький: «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить… и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему». Бабушка — добрая и ласковая — всегда поможет и посочувствует.

«…Она певуче говорила:

— Господи, господи! Как хорошо все! Нет, вы глядите, как хорошо-то все!

Это был крик ее сердца, лозунг всей жизни». Мастер, Григорий, так отзывался о ней: «…она неправду не любит, не понимает. Она вроде святой…». И Алеша был согласен с такой точкой зрения.

Важно

Бабушка привила мальчику любовь к народным сказаниям, надежду на хорошую и светлую жизнь.

Еще один важный человек в жизни героя — Иван по прозвищу Цыганок. Цыганок — подмастерье в доме Алешиного деда. Это «квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой» веселый парень. Первое знакомство с ним как с человеком произошло у Алеши при драматичных обстоятельствах: дед решил его высечь.

Цыганок, увидев, что «дед вошел в ярость», начал подставлять свою руку под прут. Цыганок признается в том, что он «жуликоватый». В восприятии Алеши Цыганок ассоциировался с героями русских народных сказок: «Я смотрел на его веселое лицо и вспоминал бабушкины сказки про Ивана-царевича, про Иванушку-дурачка».

От бабушки Алеша узнал, что Цыганок — «подкидыш, раннею весной, в дождливую ночь, его нашли у ворот дома на лавке».

Цыганок и впрямь был жуликоватый. Он воровал не из бедности или жадности, а по причине молодецкой удали. Ему это было интересно, да и со стороны Алешиного деда он не встречал порицания. Только бабушка Алешина говорила, что Цыганок поступает плохо, боялась, что его могут поймать и избить.

Цыганок погиб, его задавило крестом.

Бабушка и Цыганок были Алешиной отдушиной в дедовом мрачном и жестоком доме. Эти два человека помогли ему научиться любить и жалеть людей, видеть зло и отличать его от добра. Оба добрые и ласковые, с распахнутой душой и добрым сердцем, они значительно облегчили жизнь мальчика одним своим существованием.

И еще об одном человеке, сыгравшем роль в формировании Алеши как личности, хотелось бы рассказать. С человеком по прозвищу Хорошее дело Алеша познакомился, когда дед продал старый дом и купил другой. В доме было множество людей, но мальчика больше всего заинтересовал Хорошее дело.

Этот человек свое прозвище получил за привычку всегда, когда его приглашали пить чай или обедать, говорить: «Хорошее дело». В комнате Хорошего дела было множество книг и бутылок с разноцветными жидкостями. «С утра до вечера он, в рыжей кожаной куртке, в серых клетчатых штанах, весь измазанный какими-то красками… плавил свинец, паял какие-то медные штучки…».

Совет

Хорошее дело был странным человеком. В доме его не любили, звали колдуном и чернокнижником. Но Алешу этот человек интересовал.

Хорошее дело занимался химическими опытами, был умен “и невероятно одинок. Странная дружба завязалась между мальчиком и Хорошим делом. Хорошее дело давал Алеше советы: «Настоящая сила — в быстроте движения; чем быстрей, тем сильней».

Вскоре дед Алеши выгнал Хорошее дело из дома, мальчик был этим огорчен, зол на деда и бабушку. Главный герой так говорил о дружбе с Хорошим делом: «Так кончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране, — лучших людей ее».

Итак, благодаря тому, что помимо злых, алчных и несчастных людей, закосневших в предрассудках, Алеша видел и добрых, умных, любящих, он смог стать Человеком с большой буквы.

В детстве у него очень остро было восприятие зла и несправедливости, и благодаря окружавшим его любящим людям это чувство не переросло в обиду на весь окружающий мир.

Алеша смог увидеть, что в любых обстоятельствах человек может оставаться человеком, не прогибаясь под сложный и жестокий мир.

Источник: http://sochineny.ru/index.php/7-klass/42-obrazy-aleshi-babushki-tsyganka-khoroshego-dela-v-povesti-gorkogo-detstvo

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector