Образ и характеристика богодула в повести прощание с матерой распутина

Духовный мир героев в повестях В. Распутина «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой». – Шпаргалки по Истории русской литературы XX века

Валенти́н Григо́рьевич Распу́тин(род. 15 марта 1937) — русский прозаик, представитель «деревенской прозы». Главный смысл св. творчества видит в нравственном исследовании личности, в воспитании эмоций, которых не хватает современному человеку.

Широкую известность принесла писателю повесть “Последний срок”(1970).

Главная героиня повести, 80летняя Анна, духовный мир которой тщательно исследует Распутин, явилась первым воплощением этого особого худож. типа в деревенской прозе: именно она открывает галерею распутинских “старух”. Старухи – хранительницы народных традиций, нац. памяти, они связывают поколения рода человеческого.

В повести всего одно, но великое событие – человек уходит из жизни. Вечная тема мировой литры волнует и Распутина. Она выливается в размышления о том, что человек оставляет после себя, как он продолжается на земле.

Обратите внимание

С образом Анны в повести связаны проблемы вечные (смерть, смысл жизни, взаимосвязи с природой, отношение отцов и детей), с образами детей – злободневные (город и деревня, нравственная сущность молодого поколения, утрата связи с землей).

Писатель психологически тонко изображает пропасть между детьми и матерью, бедность духовного мира детей, для кот. приезд на похороны – следование правилам, а не зову сердца. До мельчайших подробностей автор рис. портреты, характеры, поступки городских детей деревенской старухи

Автор показывает, что нравственный потенциал поколения, идущего на смену деревенским старикам, значительно ниже: уход от деревни чреват для него последствиями. Глобальный процесс перемен захватывает и тех немногих молодых, которые остаются на селе: снижается их привязанность к земле, ответственность перед ней, ослабляются родственные связи.

Если в “Последнем …” Анна в силу хар-ра и образа жизни естественно обретает свой способ бытия, то в повести “Живи и помни” (1974) война переворачивает привычные условия существования так, что это сказывается на внутр. мире человека. Автор исследует сложные пути отчуждения человека от общества. Это книга о нравственном выборе человека и ответственности за него.

Образ Гуськова выписан убедительно и точно, автор демонстрирует мастерство психологического анализа, умение развивать и плодотворно использовать традиции Достоевского. Писатель глубоко проник в систему мотивов поведения героя. Страх смерти и обида заставили Гуськова изменить долгу и тем самым навсегда отделили его от воюющего народа, от земляков, своей родни.

Но самое страшное в повести – это трагедия жены Андрея Настены, кот. он тащит за собой в омут преступления.

Настена – главная героиня повести, общественный человек, для нее отчуждение от крестьянского мира невыносимо. Ее осознанная добровольная смерть в финале повести является особым поворотом сюжета, столь важным в поэтике Распутина, несущим большую смысловую нагрузку. Как героини Достоев.

, Настена способна разделить страшную вину мужа. Финал повести открыт, но понятно, что герой остается жить в полном одиночестве и помнить о страшных последствиях предательства.

Повесть Распутина – сильное антивоенное произведение, в нем звучит протест против войны, искалечившей человеческие жизни.

Повесть “Прощание с Матёрой” (1976) – одно из вершинных произведений деревенской прозы. Конкретная жизненная ситуация (затопление деревни из-за строительства ГЭС) приобретает обобщенно-символическое значение. Жанр повести – философская притча. О судьбе родины с тревогой размышляет писатель. Старики прощаются с Матёрой как с живым сущ.

Важно

С исчезновением Матёры разрушается и гармония человеч. отношений, ибо нарушено единство человека, общества и природы. Но все это очевидно только для стариков и автора. Особенно тяжело переживает происходящее Дарья Пинигина. Она видит на память историю Матеры, и читатели смотрят ее глазами, постепенно вживаясь в пространство острова.

Образ Дарьи уникален по своему драматическому психологизму и философичности.

Пафос философии Дарьи – в обращении к предкам, кот. жили и умерли, чтобы подготовить жизнь новых поколений, оставили им свой духов. опыт. Она болеет душой за свой род и осквернение родовых могил становится для Дарьи психологич. травмой. Это признак полного одичания чел-ка.

Распутин устами Дарьи ведет разговор о важнейших вещах – сохранении памяти, корней, традиций. Писатель показывает, как от поколения к поколению связи с Матёрой ослабевают. 50летний Павел уже не уверен, правы ли старики в защите о-ва, а его сын Андрей ведет с бабкой спор о техническом прогрессе, отрекаясь от родины.

Писатель не против прогресса, но его настораживает, что за ним теряется человек.

Фантастика и символика необычайно органичны в повести. Остров оберегает Хозяин Матёры. Другая опора острова – царский листвень, которым, согласно легенде, “крепится остров к речному дну, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матёра”. Они олицетворяют силы самой природы. В финальном эпизоде интересны библейские реминисценции – всемирный потоп и Ноев ковчег – барак Богодула.

Распутин заставляет читателей оглянуться на самих себя, вспомнить, с какой Матёры каждый из нас.

Источник: https://students-library.com/library/read/46445-duhovnyj-mir-geroev-v-povestah-v-rasputina-poslednij-srok-zivi-i-pomni-prosanie-s-materoj

Готовые школьные сочинения

марта 30 2016

Мифологическая символика в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой»

«Прощание с Матерой» — реалистическое произве­дение, в основе сюжета — обычное для тех лет затопле­ние острова с располагающейся на нем деревней, по­скольку на реке строится плотина для электростан­ции.

Но писатель использует в повести некоторые ми­фологические образы, которые расширяют смысл произведения, придают рядовым вещам глубину сим­вола. Первая же фраза повести задает тему «последней весны».

«Последняя весна» — явное противоречие, если учесть, что в фольклорной символике весна — начало новой жизни. «Последней» эта весна становится для Матеры.

Название острова и деревни также символич­но, так как слово этимологически связано со словом «мать», а словарь В. И.Даля указывает на значение «ма­терик». У Распутина же Матера — остров, то есть «учас­ток суши, со всех сторон окруженный водой».

Вода — один из ключевых символов повести: она затопит дерев­ню. В фольклоре существует образ «живой воды», но в «Прощании с Матерой» вода становится символом смер­ти. По мысли автора, человек искажает основы бытия, превращая жизнь в смерть.

Вода указывает и на библей­скую тему всемирного потопа, посланного человечеству в наказание за грехи.

Но если в Библии праведники спа­саются, то у Распутина как раз они-то (бабка Дарья, Бо-годул, Сима, Катерина и мальчик Колька — невинный ребенок) избирают гибель, предпочитая смерть существованию в неправедном мире.

Тема потопа подчерки­вается и множественными описаниями затяжных, «все­охватывающих» дождей в начале повести.

Воде проти­вопоставляется стихия огня, огня «пожирающего», так­же символа небесной кары: горят поджигаемые беспут­ным Петрухой дома. Перед всемирным потопом прихо­дят знамения, случаются чудеса.

Так, бабка Дарья разго­варивает с Богом: «Я седни пришла в себя, а я вслух раз­говариваю. Навроде как кто со мной рядом был, спра­шивал у меня, а я с им говорела».

Совет

В другой раз она слы­шит голоса умерших предков. Символичен и эпизод с кладбищем. Незнакомые (без рода, без племени) мужики ломают «кресты и звезды». Свое богопротивное, кощунственное дело они называ­ют «очисткой территории». Старухи изгоняют их, как изгоняют нечисть, называя нехристями.

Вспомним пуш­кинские строки: Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Животворящая святыня! Земля была б без них мертва, Как «без источников» пустыня И как алтарь без божества.

Пришлые люди, «по распоряжению санэпидстан­ции», покусились на копирование запрещено © 2005 сами основы человеческого бытия. Они не видят в мертвых живых, а вот бабка Дарья даже в избе своей видит живую душ)’.

Перед неотвратимым сожжением дома она решает сто «прибрать».

«Не об­мыв, не обрядив во все лучшее покойника в гроб не кла­дут — так принято.

А как можно отдать па смерть род­ную избу, из которой выносили отца и мать, деда и баб­ку, в которой сама она прожила всю, без малого, жизнь, отказав ей в том же обряженье?» По мысли Распутина, В Дарье заключается нравственный идеал, в повести именно она выступает в роли хранительницы народных традиций. Наиболее ярко мифологические образы проявляют­ся в истории с «царским лиственем».

Слово «листвен­ница» женского рода, но автору, очевидно, важно пока­зать мужское начало этого символа Матеры: «…нет, это был он, «царский листвень» — так вечно, могуче и влас­тно стоял он на бугре заметный почти отовсюду и зпае-мый всеми».

Разумеется, этот образ связан с образом Мирового древа, соединяющего небо и землю.

«Неиз­вестно, с каких пор жило поверье, что как раз им, «цар­ским лиственем», и крепится остров к речному дну, од­ной общей земле, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матера».

Издревле к нему относились как к святыне и только в новое время стали забывать традицию празд­ничных подношений — так теряется связь с истоками.

Гибель Матеры и смерть «Мирового древа» неразрыв­но связаны между собой. Мифологическое значение этого образа подчеркивается фольклорными мотивами: три дня и три ночи пытаются сжить дерево со свету.

Его рубят топорами, жгут, обливая бензином, — а оно стоит.

Даже продуктом человеческой цивилизации — бензопи­лой — не удалось извести листвень. Старая береза — един­ственное дерево, которое листвень допустил расти ря­дом с собой, — несомненно, олицетворяет женское на­чало. Об этом говорит фраза: «…быть может, корни их под землей и сходились». Не справившись с лиственем, мужики от злости «уронили» березу, виновную лишь в том, что стояла рядом.

Обратите внимание

Погублено женское начало, даю­щее жизнь. Листвень остался не сломлен, «но вокруг него было пусто». Пустотой, небытием заканчиваются и дни Матеры — проявляется это в теме тумана, окутавшего деревню. И только слышно, как оплакивает свой остров Хозяин: «…

Читайте также:  Сочинение на тему роль учителя в жизни человека

в раскрытую дверь, как из разверстой пустоты, по­несло туман и послышался недалекий тоскливый вой — то был прощальный голос Хозяина». Таким образом, мы видим, что использование мифо­логических символов превращает смерть одной дерев­ни в гибель всего Богом данного мира.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Мифологическая символика в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/mifologicheskaya-simvolika-v-povesti-v-g-rasputina-proshhanie-s-materoj/

Образы жителей Матеры (по повести В. Распутина «Прощание с Матерой»)

Повесть В. Распутина «Прощание с Матерой» – одно из самых значительных, вершинных произведений деревенской прозы. Распутин показывает затопление деревни-острова и переселение людей на новые земли. На страницах повести мы встречаемся со множеством героев: это и Дарья, и старик Богодул, и Настасья, и другие жители Матеры.

Вообще, в произведении очень много героев. Все они делятся на «отцов» и «детей». «Отцы» – это старшее поколение: Дарья, Настасья, Катерина, Сима, Богодул, Егор. Это люди, которые не могут порвать связи с родной землей, оставить ее. Они выросли на ней, и любовь к земле впитали с молоком матери.

«Дети» – это молодежь, которая легко оставила деревню, где она родилась и выросла. Это и Андрей, и Петруха, и Клавка Стригунова. Мы понимаем, что столкновение взглядов двух поколений неизбежно. У каждого из них своя правда: старики не хотят покидать землю, родной дом, места, где все знакомо, а молодым хочется узнать что-то новое, им не сидится на одном месте.

Главной героиней повести является Дарья Пинигина. Это старуха восьмидесяти лет, сохранившая ясный ум и память. Именно к ней все идут за советом, потому что ощущают силу, исходящую от нее. И Катерина, и Сима, и другие старики поддерживают Дарью во всем, что она говорит и делает. Они как бы идут за ней, не претендуя на главную роль.

Всех стариков объединяет желание дожить свой век на Матере. Они являются носителями традиций, которые складывались на острове двести-триста лет. И все они переживают по поводу того, что их дети не чтят эти традиции так, как подобает. Многие из «молодежи» не понимают стариков, не понимают, зачем те цепляются за землю.

Кроме того, стариков тревожит желание молодых «жить не оглядываясь», «облегченно», бешено нестись по течению жизни. «Пуп не надрываете, а душу потратили», – говорит Дарья своему внуку Андрею.

Она не против техники, которая облегчает труд людей, но она против машин, с помощью которых человек ощутил себя царем природы. «Поцарюет, поцарюет, да загорюет….», – говорит Дарья.

Только в единстве друг с другом человек может добиться лучших результатов и в жизни, и в труде.

Все старики в повести являются носителями нравственных народных ценностей. И они пытаются научить этому своих детей. Они пытаются научить их любить свою землю, свой дом, своих предков.

Но слова стариков не доходят до сознания молодежи. И по отношению самого автора, по тому, как он описывает своих героев, мы понимаем, что Распутин полностью на стороне «стариков».

Важно

Эти герои описываются с любовью и с уважением, даже о непутевом Богодуле у нас создается приятное впечатление.

И напротив, молодые люди в повести обрисованы в весьма жесткой манере, у них очень простые характеры, они не даются в развитии, их переживания не описываются.

Лишь внука Дарьи, Андрея, автор наделил более или менее сложным характером. С одной стороны, он уже не чувствует себя частью земли, частью дома, где родился и вырос, не чувствует себя ответственным за свой род. Ему хочется суеты большой стройки. АНдрей до хрипоты спорит с отцом и бабушкой, отрицая то, что для них является главной ценностью в жизни: родной очаг, землю, память об умерших.

И, в то же время, в Андрее еще не умерло единство с природой, связь с ней. С родственниками его объединяет работа на сенокосе, где Андрей с радостью соглашается помочь отцу. Он не поддерживает и Клавку, радующуюся исчезновению родной Матеры: ему жалко остров. К тому же Андрей, не соглашаясь с Дарьей, все же ищет бесед с ней, ему важно знать ее мнение о сущности и предназначении человека.

Другие представители молодого поколения показаны очень мало и зло. Сорокалетний сын Катерины, болтун и пьяница Никита Зотов, за свой жизненный принцип «лишь бы прожить сегодняшний день» был лишен даже своего имени и превратился в «Петруху».

Писатель, видимо, обрывает здесь имя балаганного персонажа Петрушки, а с другой стороны, создает новое слово – «петрухать» по сходству с глаголом «громыхать», «трухать» (бояться). Петруха издевается над матерью, которая вырастила его одна и жила, надеясь, что он образумится. Но этот герой первым спалил избу, не подумав о том, где будет жить все это время мать.

Отвергнутый и деревней, и матерью, Петруха старается новым бесчинством, хулиганским поступком привлечь к себе внимание, чтобы хотя бы так утвердится в народе и в жизни.

Отрицательно изображены в повести «официальные лица». У них не только «говорящие» фамилии, но и емкие символические характеристики: Воронцов – турист, беззаботно шагающий по земле, нигде не ищущий пристанища, Жук – цыган, то есть человек без родины, без корней.

Совет

Противопоставление «официальных лиц» и стариков основывается и на речевой характеристике героев. Если речь стариков выразительна, образна, хотя литературно и неправильна, то речь Андрея и Павла правильна, но сбивчива.

А Воронцов, Жук и им подобные вообще говорят рублеными, не по-русски построенными фразами: «Понимать будем или что будем?», «Тут с вашей стороны непонимание» и другое.

В финале повести обе стороны сталкиваются, и автор показывает нам, с кем остается правда. Воронцов, Павел, Петруха заблудились в тумане. Все, что им остается, – это по-детски звать на помощь маму.

Таким образом, мы видим, что Распутин в своей повести показал нам разрыв между поколениями, глобальное непонимание, которое может привести к катастрофе. Не допустить этого – основная цель Распутина и его произведения.

Источник: https://kraidruzei.ru/sochineniya/rasputin-v/obrazy-zhitelei-matery-po-povesti-v-rasp.html

Анализ повести “Прощание с Матерой” Распутина В.Г

Категория: Сочинения по повести Прощание с Матерой

Actionteaser.ru – тизерная реклама

«Прощание с Матерой» В основе сюжета повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» лежит реальная история. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых деревень. Произведение открывается поэтичной картиной описания начала бурного ледохода на Ангаре.

Автор подчеркивает циклический характер этого действия: так было каждый год. Но одновременно с этим В.Г. Распутин показывает и необычность этой весны: деревня «повяла как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода». Прошли слухи о предстоящем затоплении Матеры. Ослабела хозяйская рука: жители перестали чинить дома и прибирать в избах.

Лишь оставшиеся в ней старики сохраняли до конца существования деревни «жилой дух». В.Г. Распутин не жалеет сил для колоритного описания складывающегося годами уклада деревенской жизни. Матера находится на острове. Практически вся связь с большой землей, с остальным миром лежит через воду. Однако образ бегущей воды в распутинском повествовании имеет также иное значение.

Это символ времени: «И как нет, казачось, конца и края бегущей воде, нет и веку деревне». Триста лет жила деревня этой размеренной, обыденной жизнью. Сменялись поколения. Строились, завшшвшшсь и вновь возводились избы. Жизнь в Матере была настолько обособленной, что даже поселки, возводящиеся где-то на правом берегу реки, кажутся жителям краем света.

А уж в то, что одна из старушек Сима видела когда-то Москву, вообще никто не верит, хотя за свои рассказы и получила она прозвище Московишна. От общего описания деревенской жизни В.Г. Распутин переходит к судьбам ее жителей.

Все они при определенной ин-дивидуализации чем-то похожи: в них нет беззаботного счастья, а доминирует лишь тяжелый труд по хозяйству, неустроенность да редкие обыденные радости (вроде приезда сына с невесткой раз в неделю к старухе Дарье). Единственная настоящая отдушина в жизни для этих людей — ощущение благодати родной земли.

Перед вынужденным отъездом воздух родины становится еще целебней. Переезд сравнивается со смертью: ведь люди разъезжаются кто куда, порывая связи не только с прежним хозяйством, но и друг с другом: «Я там в одну неделю с тоски помру. Посередь чужих-то! Кто ж старое дерево пересаживает?!» — жалуется Настасья Дарье.

Наливая подружке четвертый стакан чая, та утверждает, что в городской квартире, где предстоит жить Настасье, и чай не чай: «Только что не всухомятку. Никакого скусу. Водопой, да и только». В.Г.

Обратите внимание

Распутин подробно и убедительно показывает, как тяжело человеку, всю жизнь прожившему на одном месте, отрываться от корней, от истоков, покидать родимый дом, оставлять под затопление могилы близких. Сцена разорения кладбища — одна из самых трагических страниц повести.

Старая слабеющая Дарья, защищая надгробия, преображается и с палкой бесстрашно бросается на здоровенного, как медведь, мужика в брезентовой куртке, обещая ему все кары на свете. Возмущенные жители хотели устроить разорителям могил самосуд: скинуть их в Ангару. Однако выяснилось, что прибыли они по заданию санэпидстанции.

Читайте также:  Сочинение на тему левинсон в романе разгром фадеева характеристика и образ

Выполнение специального постановления о санитарной очистке всего ложа водохранилища оказывается для властей важнее, чем душевные страдания жителей. Прощаясь с могилами родных, Дарья вспоминает их наказы: «…Живи, Дарья, покуль живется. Худо ли, хорошо — живи, на то тебе жить выпало».

Грустные мысли о прощании с родиной перемежаются в разговорах жителей деревни с рассуждениями о современной жизни вообще. Богатые житейской мудростью старики замечают ненужную суетную торопливость: «Все сломя голову вперед бегут. Запыхались уж, запинаются на каждом шагу — нет, бегут». Мало того, уходит острота восприятия такого понятия, как совесть.

Раньше жизнь людей проходила на виду, и тех, кто про совесть забывал, могли и одернуть. Однако самые тяжелые и мучительные переживания в сердце главной героини Дарьи связаны с осмыслением такого понятия, как старость: силы уходят, а приобретенный жизненный опыт никому, по сути, не нужен.

«Теперь и подкормку для полей везут из города, всю науку берут из книг, песни запоминают по радио», — сетует она. Дарья приходит к выводу о том, что старость не доставляет человеку ничего, кроме неудобств и мучений: «Стоило жить долгую и мытарную жизнь, чтобы под конец признаться себе: ничего она в ней не'поняла».

Единственное, что успела сделать Дарья в своей жизни, — это детей нарожать. Трех похоронила, а остальные трое жили со своими семьями. Так постепенно открывает для себя Дарья основной смысл человеческой жизни: «Тебе господь жить дал, чтоб ты дело сделала, ребят оставила — ив землю…».

При переезде вещи, которые когда-то были незаменимы в крестьянском хозяйстве, становятся ненужными. С тоской оставляет Настасья «совсем доброе корыто». Образ брошенной избы у В.Г. Распутина одушевляется: слепнут стены, словно изба тоже страдает от разлуки со своими обитателями.

«Сидеть в пустой разоренной избе было неудобно — виновно и горько было сидеть в избе, которую оставляли на смерть», — пишет В.Г. Распутин. Оставляет Настасья в Матере и убежавшую куда-то кошку, надеясь, что заберет ее, когда приедет копать картошку.

Понимание неотвратимости утраты родного дома приходит к жителям Матеры во время пожара, когда сгорает уникальная изба Петрухи, которую как раз хотели сохранить и увезти в музей как памятник деревянного зодчества. Глядя на догорающую избу, каждый понимает, что такая же гибель ждет и его дом, так как перед затоплением деревни все избы будут обязательно сжигать.

Важно

Символично, что из оставляемой Матеры жители переезжают в построенный не по-людски поселок. Бесхозяйственность, с которой расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя. Плодородные земли затопят, а в поселке, построенном на северном склоне сопки, на камнях да глине, расти ничего не будет. В этом поселке городского типа сын Дарьи Павел ощущает себя квартирантом. В.Г.

Распутин поднимает здесь характерную для деревенской прозы в целом тему противостояния города и деревни. Было время, когда Павел хотел переехать в Иркутск, но понял, что тем, кто вырос в деревне, там делать нечего. Примечательно, что сын Павла Андрей по-другому оценивает идею затопления Матеры. Ведь ГЭС строят для большого количества людей. Это важный хозяйственный проект, ради которого надо перестраиваться, не держаться за старое. Переносить могилы Андрей соглашается только из уважения к бабушке. У него самого такая мысль даже и не родилась бы. Символом все приближающегося затопления в повести становится дождь, который все чаще сменяет описания солнечной погоды. Однако Дарья понимает, что солнце будет сиять на небе и без Матеры: «Остановят Ангару — время не остановится, и то, что казалось одним движением, разойдется на части. Уйдет под воду Матера — все так же будет сиять и праздновать ясный день и ясную ночь небо». Дарья до самого конца остается с родной Матерой. Горько сетует она на то, что не смогла, не успела перевезти родительские могилы, белит и трогательно прибирает избу, словно наряжает покойника, провожая в последний путь. Читатель должен сам решить, чья позиция ему ближе: старухи Дарьи или ее внука Андрея, человека новой эпохи. Симпатии же автора однозначно находятся на стороне коренных жителей Матеры.

Само название деревни Матера и образ старухи Дарьи актуализируют женское материнское начало. Это своеобразный корень жизни, который человек рубит под собой сам.



Действие романа происходит зимой 1918/19 г. в некоем Городе, в котором явно угадывается Киев. Город занят немецкими оккупационными войсками, у власти стоит гетман «всея Украины».

Однако со дня на день в Город может войти армия Петлюры — бои идут уже в двенадцати километрах от Города.

Город живет странной, неестественной жизнью: он полон приезжих из Москвы и Петербурга — банкиров, дельцов, журналистов, адвокатов, поэтов, — которые устремились туда с момента избрания гетмана, с весны 1918 г. В ст

Музыка… Кто может сказать, что это такое? У людей раз­ные мысли на этот счет. Но ясно одно: для каждого музыка является символом чего-то, и всегда она вызывает из нашего под­сознания образы, которые мы и сами часто не понимаем. Однако понять — это не главное.

Понятия «традиция» и «новаторство» неразрывно связаны. В искусстве любое новаторство возможно лишь при глубоком осмыслении того, что уже открыто, создано предшественниками. Лишь крепкие корни позволяют дереву расти и плодоносить.

Творчество Распутина как бы вырастает из творчества Достоевского и Горького; наш современник продолжает размышлять над проблемами, мучившими его великих учителей. Но в своих произведениях он стремится понять, как сегодня звучат эти вечные проблемы.

Повесть «Живи и помни

Совет

Больше всего я люблю плавание. Это очень полезный вид спорта. С тех пор как я стал заниматься плаванием, я перестал бо­леть гриппом и ангиной. Мне никакая просту­да не страшна. Исправилась осанка, улучши­лось зрение.Кроме того, плавать очень приятно.

Вода сразу освежает, становишься лёгким, тело по­слушно скользит по поверхности, чувствуешь себя сильным и ловким. Даже плохое настрое­ние куда-то улетучивается.Существует несколько стилей плава­ния: кроль, брасс, баттерфляй, кроль на спи­не.

И кажд

Пьеса “Вишневый сад” была создана Чеховым в 1903 году. Проблематика ее была актуальной для того времени, она отвечала на вопросы, которые волновали русское общество в начале XX века.

    Чехов показал в пьесе гибель дворянского класса в результате распада экономических устоев дворянского общества и его духовного кризиса, гибель, которая была исторически закономерна.

Остатки феодально-дворянского строя и быта должны были рухнуть и неминуемо рухнули под напором капитализма. На смену Раневским и Га

В состав «Петербургских повестей» вошли следующие повес­ти: «Невский проспект» «Портрет», «Записки сумасшедшего», а после — «Нос» и «Шинель».

В повести «Шинель» Петербург предстаёт городом чиновни­ков, исключительно деловым, в котором природа враждебна че­ловеку. В статье учебника о героях повести «Шинель» рассказывает­ся, что бедного чиновника грабители лишают дорогой для него шинели.

Чиновника зовут Акакий Акакиевич Башмачкин, он крайне косноязычен и часто выражается одними наречиями и предл

Обратите внимание

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — роман идеологический, а герои его — не просто действующие лица, но идеологи: практически у каждого из них — своя «идея-страсть».Об    этом надо помнить, отыскивая смысл названия романа.

Как просто было бы сказать: преступление Раскольникова — в том, что он убил старушку-процентщицу и Лизавету, наказание — каторга! Просто, но ошибочно! Все гораздо сложнее и неожиданнее: если роман — идеологический, то и разгадку криминального сюжета следует ис

Под небом в круге измученный человек одичал и вымер. В. Маяковский Е. Замятин всегда принадлежал к той категории людей искусства, которые стремились к максимальной честности и открытости — и перед собой, и перед читателями.

Именно поэтому мы познакомились с его литературным наследи­ем только в середине 80-х годов, хотя еще в начале века он был признан талантливым и самобытным писателем.

Своей литературной изоляцией Замятин был обязан тому, что никогда не скрывал своего истинного отношения к

Храмы всегда были символом духовной жизни человека. Они поднимали человека от земли к небу, обращали его душу к Богу. Создавая храмы, люди выбирали для них самые лучшие места под солнцем, самые светлые и высокие.

Издревле на них не жалели ни времени, ни сил, ни денег. Они были главным в жизни людей и города. Первые храмы на Слобожанщине сооружали переселенцы из Приднепровья и Правобережья одновременно с созданием первых поселений.

В 1657 году в Харькове была построена первая деревянная церковь Ус

В чем же состоит художественное мастерство писателя, который сумел раскрыть идейные противоречия эпохи в романе. Для произведения характерны лаконичность, сжатость.

Важно

Тургенев отбирает небольшое количество эпизодов, но все они необходимы для характеристики главных и второстепенных героев.

Например, используя вставной эпизод (рассказ Аркадия о жизни своего дяди), Тургенев сразу решает три задачи: характеризует пустую, бесцельную жизнь Павла Петровича, подмечает непрочность увлечения Аркадия нигилиз

Сейчас смотрят:{module Распутин:}Actionteaser.ru – тизерная рекламаActionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-rasputina/sochineniya-po-povesti-proshchanie-s-materoj/12777-analiz-povesti-proshchanie-s-materoj-rasputina-v-g.html

Прощание с Матёрой Анализ Распутин | Инфошкола

6 Декабрь 2012       админ      Главная страница » Критика      Просмотров:   6922

Очень важно название острова, где раскинулась деревня. Матёра — матерь — мать.

Читайте также:  Сочинение ярмола в повести олеся куприна

Материнское начало жизни, основа — всё это соединяется с названием той части земли-матушки, которая должна уйти под воду, потому  что строится гигантская плотина, разольётся великое рукотворное море.

Какая же здесь трагедия, всего-то деревню переселяют, и не в чистое поле, не в дикий лес — в заранее выстроенный, современный посёлок, где и вода горячая из крана, и газовая плита на кухне — ведь радоваться нужно! Почему же так тревожно на душе матёринцев, почему событие воспринимается трагически? Возникает образ очень конкретный (с деревушкой вот что случилось) и обобщенный, философский (с миром что-то случилось!). Матёра — это и реальный остров со старухой Дарьей, с дедом Егором, с Богодулом  и  непутёвым Петрухой, с бабами и детьми) но одновременно это образ  того многовекового уклада, который теперь уходит — навсегда? Но это и символ того исчезающего мира, где был остров Буян (недаром его вспоминает старуха Дарья), и тёмный лес, без которого русская жизнь невозможна, и болото с лягушками, да и сама Дарья не та ли Василиса Премудрая, постаревшая в тяготах жизни? Распутин явно готовит нас к чему- то очень важному, неспешно разворачивая историю Матёры. Так возникает очень важная для Распутина и традиционная ключевая в его творчестве тема вечного и естественного хода событий, течения жизни, той великой природной, исторической цепи, где каждый лишь одно из звеньев. А дальше — неожиданный слом естественного хода жизни, катастрофа для этого мира, причём Распутин ясно сознаёт трагичность происходящего: жизнь не остановилась, ГЭС строить надо, но продолжение новой жизни — гибель старой, воздвижение ГЭС — смерть Матёры. —

Случилось что-то страшное со всеми нами, считает Распутин, и это не частный случай, это не просто история деревни, происходит разрушение чего-то очень важного в  душе человека, и для писателя становится  совершенно ясно, что если сегодня можно  топором ударить по кресту на кладбище, то завтра будет можно сапогом в лицо старику.

Старуха Дарья знает, что её избу сjжгут — разбирать и перевозить ещё отцом  поставленную избу немыслимо, да и посёлок новый сложен из кирпича, но когда зашёл к ней поджогщик, он застал её с кистью, потому что с утра Дарья белила печь.

— Ты, бабка, в своём уме? Жить, что ли, собралась? Мы завтра поджигать будем, а она белит. Ты что?

— Завтра и поджигай, поджигатель, — остановила его сверху Дарья суровым судным голосом. — И завтри, слышишь, и завтри придёшь поджигать — чтоб в избу не заходил. Избу чтоб мне не поганил. И выйдет оторопевший мужик, услышав этот голос сверху.

Сверху, потому что на столе стоит Дарья, печь добеливая, но ещё потому, что неизмеримо выше она этого мужика, который вечное мужское — создавать, возводить, строить, совершать — сменил на разрушение, на уничтожение.

Это мать, Матёра, судит блудного сына, забывшего, для чего предназначен на земле человек. А сама Дарья вымоет полы, добелив печь, занавески новые повесит, а потом, заметив, как быстро сохнет побелка, подумает горько: «Чует, чё к чему, торопится. Ох, чует, чует, не иначе».

И в этот вечер она прощается с избой, с домом, как с живым существом, с родным.

В  сознании  детей Матёры ничто не дрогнет при мысли, что обречен родной уголок.

Рвётся связь с землёй, с Матёрой, но рвётся и связь с матерью, и особенно ярко это видим мы в образе Петрухи, деревенского лоботряса, который и имя-то своё — Никита — потерял, откликаясь на прозвище.

Сам этот Петруха сожжёт свою избу, чтобы получить страховку, и загорится материнский дом, а он матери отсчитает 15 рублей, чтобы пропить остальное.

Для Распутина совершенно ясно, что крушение, распад нации, народа, страны начинается с распада семьи, и страшно, что и порубщики, и пожогщики — это дети Матёры, дети деревни, как внук Дарьи Андрей, уезжающий строить ту плотину, которая погубит и Матёру, и дом, где он родился. Так опять, как в повести «Последний срок», рождается в «Прощании с Матерой» тема распадающейся связи поколений.

Рвётся та вечная цепочка жизни, где каждый человек является звеном. Павел, сын Дарьи, жалеет мать, понимает её горе, но нет времени, нет сил что-то сделать. А Андрей, его сын, уже и понять не может чувств своей бабки. Автор использует приём параллелизма в раскрытии характеров и нравственных основ героев.

Совет

Вот Дарья убирает огород, собирает картошку, хотя Павел твердит ей, что не нужна «эта картоха». Бросить посаженное, посеянное, не довести начатое до конца для Дарьи невозможно. А Андрей, отправившись на покос, вешает косу на берёзу и бежит ягоду брать, а потом уедет, и с горечью отметит Дарья, что внук даже Матёру не обошёл, не попрощался, в дом родной не заглянул.

Порвалась великая цепь, и то, что было естественно для Дарьи, кажется глупостью, деревенской дичью для Андрея.

Переехала Матёра, осталась в бараке до утра Дарья, старухи и мальчик. Утром приедет катер. Финальная сцена явно становится символической: Матёра, окутанная туманом, уходит, исчезает. Если до этого мы видели контраст: твердь — хлябь, земля — вода, то теперь -всё сгинуло в кромешной тьме тумана».

Матёра окружена злом, и когда из этого тумана доносится голос Павла, сына Дарьи, потом голос Петрухи, на катере разыскивающих остров, не откликается ни мать, ни Матёра. «Кругом были только вода и туман. И ничего, кроме воды и тумана». 3ло затопило, захлестнуло добрый, тёплый мир Матёры, скрыло навсегда, как ушёл прежде от нашествия злых сил на дно святого озера Китеж-град.

И точно так же, как Китеж является душам светлым и чистым, Матёра живет в сердце.

Последние строчки повести не просто символичны, они рождают необычные ассоциации. « … Сильнее запестрило в окне, сильнее засвистел ветер, и откуда-то будто с под  низу донёсся слабый, едва различимый шум мотора».

Мотор там, внизу, значит Матёра не потонула, а вознеслась ? Или нет её больше на этой земле, которая забыла заветы предков, живёт лишь суетными заботами дня и о вечном не думает? Распутин создаёт финал- притчу, которая никогда не знает одного толкования, однозначного ответа, но ведёт прежде всего к осмыслению нравственных основ жизни.

Если жить принципом «после нас хоть потоп», то этот потоп обязательно наступит, причём он сначала смоет в душах что-то очень важное. Если дед  Егор ещё может сказать: «Я здесь хозяин. Я родился в Матёре. И отец мой родился в Матёре. И дед», — то покорителям при роды это ощущение корней, живой связи с миром просто неведомо.

Притчевая, символическая основа повести имеет философскую, мировоззренческую почву: рушатся естественные связи поколений, нарастает ощущение утраты вечных ценностей, уходят старики — носители тех традиций, которые воспринимались и как главные, и как бесконечные. Принять те новые принципы жизни, которые предлагает ход событий, герои Распутина не могут.

Обратите внимание

И не потому, что не хотят жить в кирпичном доме, мыться в ванне и покупать хлеб в магазине, а прежде всего потому, что за эти удобства от них требуют отдать Матёру.

Эти герои Распутина не могут словами сформулировать свои чувства, но мы ощущаем, что гибель Матёры — это разрушение не просто патриархального, старого уклада, а крушение некой  cсистемы, целого мироустройства, Старухе  Дарье просто некому передать всё то, что несёт она в душе.

Так возникает тема почвы и поросли, и она материализуется в образе вечного дерева — лиственницы, которую никто не называл так, но только «царь-дерево», «царский листвень». С каких пор жило поверье, что как раз им, царским лиственем, и крепится остров к речному дну, к одной общей земле, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матёра-. Строители сносят деревню, срубают кресты на кладбище, но жителям Матёры нечего им противопоставить, кроме вспышки бессильной злости. А дальше

пожогщики выйдут с топором на листвень.

Распутин  увидел трагедию, он очень убедителен, когда, художественно осмысливая происходящее, доказывает, что социалистическая идеология неминуемо ведёт к формированию в людях сознания архаровцев, чей принцип прост: делать всё, за что платят деньги и дают премии.

Для себя они давно сделали вывод: не нужны никакие глупые и бесполезные разговоры о почве, корнях, доме, нужно урвать и бежать дальше, страна большая, на наш век хватит, а после  нас … Что противостоит этой нехитрой и подлой, бесчеловечной идейке? Распутин выстраивает в ситуации исчезновения (или, по крайней мере, размывания) системы ценностей свой особый нравственный мир, противостоящий и начальству, задумывающему великие преобразования, и архаровцам, их осуществляющим. Лишившись нравственных корней своих предков, не принимая новые представления о жизни, старуха Дарья и другие герои Распутина создают в противовес, в противопоставление новой цивилизации языческую по своей сути систему мироздания и мировоззрения. Входят в душу древние, из сказок, из песен, преданий образы, мысли, идеи, и листвень становится символом деревни, он держит её. Больше Дарье опереться  не на что, поэтому этот мир обречён. Нет той идеи, которая объединит поколения, нет тех вечных ценностей, которые дадут нравственную силу и стойкость …

Источник: https://info-shkola.ru/proshhanie-s-matyoroj-analiz-a-rasputin/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector