Образ и характеристика бориса в пьесе гроза островского сочинение

Характеристика Бориса (Гроза)

Пьеса «Гроза» Островского известна каждому. Жизнь в маленьком городке течет своим чередом. Все изменилось с приездом Бориса, встретившего и полюбившего замужнюю женщину. Образ и характеристика Бориса в пьесе «Гроза» неразрывно связан с любовной линией.

Отношения Бориса и Катерины сыграли большую роль в трагедии, развернувшейся в пьесе. Он не смог защитить любовь, что привело к гибели девушки, не сумевшей справиться с душевными терзаниями и решившей, что лучшим выходом в сложившейся ситуации станет самоубийство.

Борис – молодой юноша, приехавший из столицы за наследством. Состоит в родственных связях с Диким.

Образ и характеристика

О внешности Бориса известно немного. Одевался как щеголь по последней моде. Получил хорошее образование. Воспитан. Оказался в Калинове неслучайно. Приехал за наследством, доставшимся от бабки. Из семьи осталась только сестра. Родители умерли.

Хорошее образование получил, учась в Коммерческой академии.

«Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, сестру в пансион».
Модный, стильный. Это неудивительно, ведь в Москве все одеваются с иголочки. В сравнении с жителями Калиново его внешний вид разительно отличался.«Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски».
Цель приезда в город одна – получение наследства. Это возможно при единственном условии, если парень будет с почтением и уважением относиться к дядьке (Дикому).«Бабушка умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием, если мы будем к нему почтительны».

Борис постоянно терпит унижения от дядьки. Тот вечно находит повод придраться и унизить парня. Ему приходится терпеть и молча сносить оскорбления, ведь на кону стоит слишком много. Он уже не уверен, что удастся получить хоть какую-то копейку от дядьки. Работает, работает, а толку никакого.

«Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость».
Слабохарактерен. Слабость характера Бориса не однократно проявлялась на протяжении всей пьесы. Он знает в себе эту черту, но изменить ее не может. Заискивает перед дядей, лебезит, терпя его выходки. В случае с Катериной ему не хватило силы духа защитить любимую женщину. Вскружив ей голову, он бросает ее в трудную минуту, сбежав из города, как трусливый заяц от погони. Прояви он хоть чуть-чуть характер, забрал бы ее с собой, тем самым спас бы ей жизнь, но, увы.

Добрый. По натуре Борис парень добрый, отзывчивый. Кулигин про него говорил:

«Хороший он человек, сударь…»

Нерешительный. Совершать поступки это не про нашего Бориса, смелости не хватит. Когда о любовной связи с Катериной становится всем известно, он запаниковал, предпочитая «метаться, плакать», но при этом ничегошеньки не предпринимать. В момент прощания с ней он уповал сам на себя:

«Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь…Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!».Но силе взяться неоткуда. Борис это сам прекрасно понимает.

Ему проще убежать от проблем, чем взяться за их решение. Он видел, что с Катериной творится что-то неладное, но не соизволил поинтересоваться, что ее беспокоит и чем она встревожена.

Подлил масла в огонь, сказав, что уезжает надолго, дядя так велел, а ослушаться его, значит, потерять надежду заполучить наследство. Нести ответственность за поступки Борис не привык. Может он не любил Катерину, просто проводил с ней время, скрашивая досуг.

Как только она начала доставлять ему проблемы он предпочел ретироваться.

Эгоист. В первую очередь Борис всегда думал только о себе и собственной выгоде. Интересы и проблемы других людей его мало волновали. Он не в силах был понять глубину натуры Катерины и оценить трагизм ее личности, что в итоге привело к печальному финалу. Его малодушие довело Катерину до трагедии. Если бы он хоть раз подумал о ней, все могло быть по-другому.

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1624-harakteristika-borisa-groza.html

Характеристика Бориса в пьесе Гроза сочинение

Абсолютно всех героев в знаменитой пьесе “Гроза” известного русского писателя можно поделить на представителей так называемого темного царства, и тех кто волей и неволей зависит от них.

Такой герой, как Борис относиться ко второму кругу людей. Он так же как и другие персонажи подвержен влиянию темного царства, которое давит на него, заставляя подчиняться своим желаниям.

Вообще описать данного героя можно буквально парой слов, слишком уж немногословен автор к этому персонажу, однако нельзя отрицать тот факт, что данный герой безусловно важен в этом произведении и играет свою весьма значительную роль.

Сам по себе Борис является слабохарактерным юношей, который без колебания соглашается с любым давлением на него со стороны, ему гораздо легче принять чью-то точку зрения, нежели выдвинуть и отстоять свою собственную.

И это действительно так, убедиться в этом читатель может практических с первых моментов появления этого героя в сюжете пьесы.

Вот только у многих возникает вполне резонный вопрос, так ли это на самом деле и действительно ли данный персонаж настолько не имеет своего личного мнения? Этот вопрос пожалуй остается для многих так и не разгаданным…
О внешности данного героя так же говориться не слишком много.

Обратите внимание

Это довольно молодой человек, который приезжает из столицы. Естественно он одет совсем по другому, нежели местные жители и это не может не выделять его на фоне других героев.

Общается он по новому, не привычному для других людей, многие называют его тон общения заграничным, и порой даже непонятным. Однако он и сам понимает, что значительно отличается от всех других героев данного произведения.

У него совершенно другое восприятие этого мира, и совершенно другой взгляд на всё, что его окружает. Ещё одной значительной разницей данного героя от других становиться то, что он имеет образование.

Сочинение Характеристика Бориса

Пьеса «Гроза» Островского представляет жизнь вымышленных героев в городе Калинов. Благословенные места, где разворачиваются действия, происходят вдоль берега Волги. Красота здешних мест завораживает жителей этой местности и позволяет жить в неведении о внешнем мире. Положительные и отрицательные характеристики персонажей, описанные автором, освещают суть произведения.

Одним из таких второстепенных ярких героев является Борис Григорьевич. Описанные автором качества этого героя заключаются в следующем: молодость, образованность, начитанность, модный стиль в одежде и современные столичные нравы. Кроме того, персонаж наделён трусливостью и бесхарактерностью, что существенное мешает ему при достижении целей.

Город Калинов для него временное пристанище, так как сам он родом из Москвы и посетил этот небольшой городок только для того чтобы услужить своему жадному дядьке Дикому с целью получения наследства. Деньги для этого героя являются одной из составных частей его ценностей, на фоне которых любовь отодвигается на второй план.

Мелочность и меркантилизм начинают проявляться уже после первых трудностей и проблем в Калинове. Не испытывая взаимных родственных чувств к дядьке, Борис пытается во всём ему угодить лишь бы только тот отдал ему положенную часть наследства.

Дикой постоянно ругает племянника и высмеивает его качества, так как сам не является примером для подражания.

 В этом же городе персонаж влюбляются в Катю Кабанову. Якобы, имея глубокие чувства Борис не думает о душевном состоянии девушки, так как ему это несвойственно.

Забывает о человеческих моральных качествах и принципах и при возникновении сложных проблем сразу пытается уехать.

Важно

Екатерина же в данном произведении является светлым персонажем в «тёмном царстве», на её горизонте кроме Бориса появляется Тихон, который её очень любит и является мужем.

Борис в этом любовном треугольнике боится, о том, что все узнают об их тайных свиданиях и прогулках, в то время как Екатерина готова всем об этом рассказать и сбежать со своим возлюбленным на край света. В этом автор хорошо показывает отрицательные качества персонажа.

Таким образом, Борис в пьесе Островского «Гроза» является молодым юношей, в котором совмещены образованность, стильность и в тоже время мелочность и трусливость. Меркантилизм для этого человека становится выше всех земных благ, а любовь хоть является важным аспектом в его жизни, всё равно остаётся за пределами его первостепенных целей.

Читайте также:  Сочинение анализ баллады лесной царь жуковского

Характеристика Бориса в пьесе Гроза

  • Три дня на воле Мцыри сочинениеСчитается, что сюжет поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтов не придумал, а услышал от одного старого монаха, которого встретил на Кавказе. Монах был горцем по происхождению, но в детстве был пленен русским генералом, но позже болезненный мальчик
  • Сочинение Человек в творчестве ГорькогоВ громадном творчестве М. Горький человек, играет главную роль, он считал эту тему важной для себя и анализирует природу поступков человека, во всех своих произведениях, рассматривая каждого своего героя,
  • Характеристика и образ Платова из рассказа Левша 6 класс сочинениеПлатов является одним из важных персонажей в рассказе “Левша”. Автор упоминает казака в первых главах довольно часто, чтобы подчеркнуть его важность в данном произведении. Платов предстает перед читателями бывалым и смелым воякой.
  • Сочинения по пословицам
  • Сочинения 11 класс
  • Сочинение на тему Краски осениОсень. Произносишь это слово, и сразу же хочется непроизвольно дополнить – золотая. Почему? Да потому что просто достаточно выйти на прогулку и оглянуться вокруг. Особенно ярко выражен золотой облик осени в парках и лесах в яркие солнечные дни.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/harakteristika-borisa-v-pese-groza

Тихон и Борис. Сравнительная характеристика (по драме А. Н. Островского «Гроза»)

Пьеса «Гроза» была допущена драматической цен­зурой к представлению в 1859 году. Цензор И. Нордстрем, хорошо относившийся к А. Н.

Островскому, по просьбе друзей драматурга представил «Грозу» как любовную, а не социально-обличительную, сатириче­скую и в своем рапорте не упомянул ни о Кабанихе, ни о Диком. Но любовный конфликт выливается в обще­ственный и объединяет все остальные: семейный, социальный.

К конфликту Катерины и Бориса с окру­жающими присоединяются конфликты Кулигина с Диким и Кабанихой, Кудряша с Диким, Бориса с Ди­ким, Варвары с Кабанихой, Тихона с Кабанихой.

Два мужских образа помогают нам понять харак­тер Катерины. Смирный, безответный Тихон, муж Катерины, любящий ее, но не умеющий защитить, и Борис, племянник Дикого, приехавший в Калинов из Москвы.

Борис поневоле приехал в Калинов: «Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жа­лели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сест­ру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с се­строй сиротами и остались.

Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам заплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием».

Бо­рису неуютно в городе, он не может привыкнуть к ме­стным порядкам: «Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь без привычки-то! Все на меня как-то дико смот­рят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше рус­ское, родное, а все-таки не привыкну никак.»

Объединяет обоих героев подневольность, зависи­мость: Тихона — от родной матери, Бориса — от Дико­го. Тихон с малолетства находится во власти деспо­тичной матери, во всем с ней соглашается, не смеет пе­речить. Она настолько подавила его волю, что, даже женившись на Катерине, Тихон продолжает жить по материнской указке:

Кабанова: Если ты хочешь мать послушать, так ты как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов: Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Н. А. Добролюбов, рассматривая образ Тихона, подмечает, что он «сам по себе любил жену и готов бы для нее все сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем нет сильного чувства…».

Совет

Тихон не знает, как угодить матери («…только я не знаю, что я за несчастный такой человек на свет рож­ден, что не могу вам угодить ничем»), и даже срывает­ся на ни в чем не повинную Катерину («Вот видишь ты, вот всегда мне за тебя достается от маменьки! Вот жизнь-то моя какая!»).

И прав был Кулигин, когда го­ворил о том, что за запертыми воротами в семьях « раз­врату темного да пьянства!» Тихон пьет от безысход­ности, пытаясь этим скрасить жизнь. Он ждет поезд­ки, чтобы хоть на время вырваться из-под материнской тирании.

Варвара хорошо понимает ис­тинные желания брата:

Варвара: С маменькой сидят, запершись. Точит она его теперь, как ржа железо.

Катерина: За что же?

Варвара: Ни за что, так, уму-разуму учит. Две недели в дороге будет, заглазное дело! Сама посуди! У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней, да потом к образу поведет, побожиться заставит, что все так точно он и сдела­ет, как приказано.

Катерина: И на воле-то он словно связанный.

Варвара: Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьет. Он теперь слушает, а сам думает, как бы вырвать­ся-то поскорей.

Тихон не может, да это просто-напросто и не прихо­дит ему в голову, противоречить матери, не может за­щитить от нападок Катерину, хотя и жалеет ее. В сце­не прощания мы видим, как Тихон мучается, пони­мая, что обижает жену, давая наказы под нажимом матери:

Кабанова: Что ж ты стоишь, разве порядку не зна­ешь? Приказывай жене-то, как жить без тебя.

Кабанов: Да она, чай, сама знает.

Кабанова: Разговаривай еще! Ну, ну, приказывай! Чтоб я слышала, что ты ей приказываешь! А потом прие­дешь, спросишь, так ли все исполнила.

Кабанов: Слушайся маменьки, Катя!

Кабанова: Скажи, чтоб не грубила свекрови.

Кабанов: Не груби!

Кабанова: Чтоб почитала свекровь, как родную мать!

Кабанов: Почитай, Катя, маменьку, как родную мать!

Кабанова: Чтоб сложа ручки не сидела, как барыня!

Кабанов: Работай что-нибудь без меня! И т. д.

Тихон предпочитает «непротивление», по-своему приспосабливаясь к домашней тирании. Он утешает Катерину, пытаясь загладить свою вину: «Все к серд­цу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь. Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай…»

Обратите внимание

Борис тоже находится в зависимом положении, ведь главным условием для получения наследства яв­ляется проявление почтительности к дяде, Дикому. Он сознается, что бросил бы «все да уехал. А то сестру жаль».

Борис — новое лицо в городе, но также прогибается под действием «жестоких нравов» Калинова. Чем же он заслужил любовь Катерины? Возможно, Катерина обращает внимание на Бориса потому, что он приез­жий, не из местных; или, как писал Н.

Добролюбов, «к Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных…

; к нему ее влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и жен­щины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной сво­боды».

Катерина утверждает, что любит своего мужа, под­меняя понятие «любовь» на жалость. Как утверждает Варвара, «коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать!»

Я считаю, что и Бориса любить тоже не за что. Он знал, что эта запретная, греховная связь может иметь очень тяжелые последствия и для него, и особенно для Катерины. И Кудряш предупреждает: «Только вы смотрите, себе хлопот не наделайте, да и ее в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свек­ровь-то больно люта».

Но Борис даже не пытается про­тивиться своему чувству или образумить Катерину. Но не это самое страшное. Поражает поведение Бори­са после того, как Катерина призналась в измене свек­рови и мужу. Борис тоже не в состоянии защитить Ка­терину. А ведь она предлагает выход из этой ситуа­ции — просит забрать ее в Сибирь, готова ехать с любимым хоть на край света.

Но Борис малодушно от­вечает: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы…». Борис не го­тов на открытый бунт, а именно так расценили бы калиновцы поступок, на который герой так и не решил­ся. Получается, что наследство ему все же дороже. Он готов только поплакать вместе с Катериной над своей и ее несчастными долями.

Важно

И ведь он понимает, что ос­тавляет любимую женщину погибать («Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, что­бы ей не мучиться долго!»). Нельзя не согласиться с точкой зрения Н. А. Добролюбова, что «Борис — не ге­рой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье…

Читайте также:  Дуэль печорина и грушницкого анализ эпизода сцены сочинение

Он представляет одно из об­стоятельств, делающих необходимым фатальный ко­нец…» пьесы.

А вот Тихон, напротив, оказался человечнее, выше и сильнее Бориса! Несмотря на то, что Катерина изме­нила и опозорила его, он оказался способен на сочув­ствие к ней и к своему сопернику: «Мечется тоже; плачет. Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ру­гали, ругали — молчит. Точно дикий какой сделался. Со мной, говорит, что хотите делайте, только ее не мучьте! И он к ней тоже жалость имеет».

Любовь Тихона к Катерине в полной мере проявля­ется после ее смерти:

«Маменька, пустите, смерть моя! Я ее вытащу, а то так и сам… Что мне без нее!» И вот в этот-то момент Тихон оказался способен сказать матери правду, обвинив ее в смерти жены: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…»

Эти-то слова и говорят о том, что настали новые времена, где не место деспотии, самодурству, притес­нениям.

Источник: http://5litra.ru/soch/210-tihon-i-boris-sravnitelnaya-harakteristika-po-drame-a-n-ostrovskogo-groza.html

Сочинения на Getsoch.ru

Характеристика имен и речи героев пьесы Островского «Гроза»

       Савел Прокофьевич Дикой

       Савел – «Испрошенный у Бога». Носители этого имени противоречивые и некоммуникабельные люди. Стремятся к прочному положению в обществе и материальной обеспеченности, также они властны и капризны. Прокофьевич – «преуспевающий», отстраненный, холодный мститель. Перед ним преклоняются и уважают. Дикой – изменчивый, темпераментный, непредсказуемый, но трудолюбивый. 

       Речь его грубая, в ней чувствуется невежество, нет никакого уважения к окружающим, чувствует себя барином, слова, пришедшие из другого языка произносит на свой манер, неправильно. 

       Борис Григорьевич Дикой 

       Борис – борющийся. Григорьевич – мужчины с таким отчеством спокойны, но с хитринкой, стараются не навязывать своей точки зрения. Он бодрый, неспящий. Дикой – упрямый, в какой-то степени дикий.

       В речи употребляет простонародны слова, но он образован, деликатен, не использует нецензурные слова.

       Марфа Игнатьевна Кабанова

       Марфа – «госпожа» уверенно владеет чувствами, рождает образ управительницы. Игнатьевна – импульсивные и своенравные женщины, сразу высказывают претензии к окружающим. Это точная характеристика Кабанихи, она всегда выражала свое недовольство Катерине. Кабанова – образовано от прозвища кабан. Такие люди властны, с бешенным нравом. 

       У нее грубая речь, в общении часто употребляет бранные слова, много повелительных предложений. Есть слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами, они направлены исключительно к Феклуши. 

       Тихон Иваныч Кабанов

       Тихон – тихий, мягкий, спокойный, есть потребность в движении, человек себе на уме. Он внешне соглашался со своей матерью, когда находился дома, делал все так, как она хотела, но как выбрался из дома, то делал все то, что хотел: пил, развлекался, не работал. Иваныч – терпеливый, уравновешенный, вдумчивый и спокойный. Кабанов – упрямый

Совет

       Разговаривает вежливо, преданно и услужливо с матерью, льстит ей и во всем поддакивает. Когда нет матери речь вольная, развязная, может повысить голос, его речь простонародная. 

       Кабанова Катерина Петровна

       Кабанова -. Катерина – чистая, непорочная. Петровна – «камень», натура, стремящаяся ярко проявить себя. Речь Катерины простонародная, много фразеологизмов, сравнений и метафор, она поэтическая душа, у нее религиозная речь, использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 

       Кабанова Варвара

       Варвара – иноземка, варварка, дикарка, жестокая. Обладает силой, она способна свернуть горы и уничтожить преграды. Так и есть, если она хочет уйти на свидание, она сделает все, и ключи от калитки найдет, и обманет всех. 

       Кулигин – фамилия произошла от прозвища Кулига. Так называли стаю птиц или ровное место. 

       Ваня Кудряш

       Ваня – «Милость Божья», самое распространенное мужское имя, он обладает внутренней силой. 

       Кудряш – происходит от прозвища кудряш, которое получил кудрявый человек, фамилия указывает на особенности внешности. 

       Шапкин – такое прозвище мог получить тот, кто шил шапки.

       Феклуша – «Божья слава», ее невозможно вывести из себя. Главное в жизни – уверенность в своих силах. 

       Глаша – стойкая, изящная, утонченная особа.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/243-kharakteristika-imen-i-rechi-geroev-pesy-ostrovskogo-groza.html

Характеристика и образ Дикого из пьесы Островского «Гроза»

Характеристика Дикого из пьесы «Гроза» Островского важна для раскрытия идейного смысла произведения. Образ этого персонажа необходимо проанализировать для понимания, что хотел показать автор. Выдуман этот человек или имел прототип? Почему Островский назвал его именно так? Какими чертами наделил героя? Обо всем этом речь пойдет в сочинении.

Краткая характеристика Дикого из пьесы «Гроза»

Савел Прокофьич Дикой – житель городка Калинов, где разворачивается действие «Грозы». Купец с очень большим доходом. Деньги любят его, и он расстается с ними крайне тяжело. В своем городе Дикой – уважаемый человек. Его считают авторитетом и побаиваются. Главная причина этого – богатство. В Калинове Дикой – самый обеспеченный житель.

Островский дает достаточно скудную характеристику Дикому. Практически отсутствует описание внешности этого персонажа. Составить представление о герое читатель может, лишь «наблюдая» за его поведением по ходу сюжета.

Особенности образа Дикого

Образ Дикого можно назвать цельным. Ему не свойственны какие-либо колебания, сомнения, метания. Он не занят поисками смысла жизни, не стремится к каким-то вершинам, не мучится угрызениями совести. Это человек-бульдог. Он уверен в себе и во всем, что делает. Он идет по жизни словно танк, не заботясь о том, что по пути может кого-то раздавить.

При этом Дикой совершенно не образован и невежественен. Искусство, наука, политические и общественные процессы очень далеки от него и не интересны. Более того, все это Дикой считает пустым, смешным, недостойным уважением, а то и вредным. Живет богач, руководствуясь предрассудками или приметами.

Это ярко проявляется, когда Кулигин обращается к купцу за помощью в устройстве громоотвода. Жители Калинова очень боятся грозы, потому и возникает такая идея. Однако Дико высмеивает идею Кулигина и его самого. Он утверждает, что гроза с громом и молниями – это знак Божий людям. Напоминание о том, что жить нужно правильно.

И глупо пытаться бороться с высшей силой при помощи каких-то «шестов да рожнов». Другого мнения богач не признает.

Обратите внимание

Единственное, что имеет значение для Дикого – это деньги. Если они попали к нему в карман, то Савел Прокофьич ни за что не расстанется с ними. Даже жалованье работникам Дикого приходится выклянчивать. Однако это не всегда получается, а если и выйдет, то придется выслушать от богача много брани.

Главная черта Дикого – это грубость. Она прослеживается по ходу всего произведения. Из уст Савела Прокофьича постоянно сыплются бранные слова. Он абсолютно не стесняется в выражениях, не сдерживает себя, без всякого зазрения совести унижает, оскорбляет собеседника.

Называет всех вокруг «дармоедами», «аспидами».

Грубияном и самодуром купец проявляет себя везде. Однако больше других достается его семье. Племянника Бориса Дикой просто затравил. И все потому, что тот зависит от него материально.

Супруга толстосума, доведенная до отчаяния, стыдясь поведения мужа, дрожа перед ним, со слезами на глазах просит всех знакомых и близких не сердить Савела Прокофьича. Однако выполнить ее просьбу сложно даже при желании. Агрессивность Дикого часто не обоснована.

Ему может не понравиться внешний вид человека, какое-то его слово, взгляд – и начинается брань.

Значение образа купца в произведении

С какой целью автор ввел в свое произведения этого персонажа? Для понимания значения образа Дикого в «Грозе», нужно вспомнить еще об одной черте этого человека. Самый богатый и уважаемый человек Калинова на самом деле – обычный трус. Дикой ведет себя по-хамски только с теми, кто не может «дать сдачи», кто слабее морально.

Читайте также:  Нужно ли учитывать опыт старших поколений? итоговое сочинение

Если на пути встречается человек, готовый дать отпор, буян и самодур «поджимает хвост». Например, отношения Дикого с его конторщиком Кудряшом.

Он нисколько не боится начальника и может ответить ему грубостью. По этой причине купец предпочитает с работником не связываться. С уважением толстосум относится и к властной и жестокой Кабанихе.

Рядом с подобными людьми агрессивность купца пропадает.

В пьесе «Гроза» Дикой – представитель «темного царства». Более того, его ревностный хранитель. Дикой – противоположность «царству света». Оно побеждает, если человек не склоняет головы, может дать отпор.
На такие мысли и наталкивает образ Дикого, которому автор дал даже красноречивую фамилию. Возможно, недостатки персонажа несколько преувеличены – здесь присутствует гипербола.

Пьеса была написана в те времена, когда таких богатых самодуров было очень много. Именно они управляли обществом. Образ Дикого не имеет какого-то одного прототипа – он списан с сотен купцов, утопавших в роскоши и невежестве, тянувших Россию на дно, в темное царство дурости, грубости и средневековых нравов.

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/xarakteristika-i-obraz-dikogo-iz-pesy-ostrovskogo-groza.html

Борис и Тихон в пьесе Островского “Гроза”

Тихон и Борис стали теми мужчинами, которые предопределили судьбу главной героини пьесы Островского “Гроза ” Катерины.

Впервые Тихона Кабанова мы видим в окружении его матери и сестры. Он был мужем Катерины. Нужно отметить, что Тихон был двуличным человеком.

В присутствии своей матери он всячески пытается ей угодить, во всем слушает, даже говорит, как она. После того, как Кабаниха уходила, Тихон менялся в лице, становился более спокойным и даже развязанным.

Важно

Все это происходило только по тому, что Кабанов был запуган своей матерью-тираном.

Когда он оставался наедине с Катериной, мы видим его совершенно другим человеком со своими чувствами, переживаниями, мечтами. Тихону нужна была свобода от тирании его матери. Поэтому, когда появилась возможность ненадолго уехать, он ни кого и ни чего не замечает. ККатерине он становится груб и невнимателен.

Наиболее полно его характер раскрывается в тот момент, когда Катерина публично признается в измене. Мы видим, как Тихон любит свою жену, ему становится жалко ее, но он очень боится свою мать и поэтому ругает девушку. После этого Кабанов не может найти себе места, он сожалеет о случившемся.

Все-таки, Тихон решается высказать все своей матери, правда это происходит уже после смерти Катерины. Он говорит, что Кабаниха довела его супругу до самоубийства, что именно она во всем виновата.

Даже не смотря на смерть любимой, Кабанов остается в этом “темном царстве”, он не смог избавится от тирании своей матери, и теперь вынужден мучатся всю оставшуюся жизнь.

Об этом свидетельствуют его слова: “Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!”.

Вторым героем, который сыграл в судьбе Катерины фатальную роль, был Борис. Именно любовь к этому молодому человеку заставила главную героиню предать свои внутренние принципы и божьи заповеди.

О Борисе мы знаем то, что он обучался в Московской коммерческой академии. В Калинов вернулся, чтобы получить часть наследства после смерти бабушки.

Жизненные обстоятельства заставили его во всем потакать своему дядюшке Дикому, ведь это было единственным условием для получения наследства. Борис считал себя жертвой обстоятельств, так как его судьба была в руках Дикого.

Что удивительно, такое положение полностью устраивало молодого человека.

Совет

Нужно сказать, что отношения с Катериной были для него словно забава. С начала он с любовью относился к ней, но только понял, что чувства девушки настоящие – отвернулся от нее.

Бориса смело можно назвать эгоистом. Он заботился только о себе, наслаждаясь отъездом Тихона. Ему было все равно на последствия, его не интересовала дальнейшая судьба Катерины.

Таким образом, можно сказать, что эти два героя имеют множество общего. Они оба были детьми “темного царства”. Может быть они и были способны на чистые чувства, но не нашли в себе сил противостоять “системе”. Они не способны на самопожертвование ради любимого человека. В конечном итоге, эта боязнь и бессилие привели к драматическому финалу произведения – смерти Катерины.

Источник: http://schoolessay.ru/boris-i-tixon-v-pese-ostrovskogo-groza/

Сочинение по пьесе Островского «Гроза»: Система образов

Своеобразие «Грозы» состоит в том, что в ней далеко не все действующие лица связаны друг с другом в сюжетном отношении.

Так, например, Дикой никакого видимо отношения к Катерине не имеет, подробные рассказы о его самодурстве по старым эстетическим меркам могли бы показаться лишними.

Но и он, и другие несюжетные персонажи были совершенно необходимы для драматурга, ибо они позволяли понять истоки и характер трагедии Катерины.

В «Грозе» представители мира произвола и угнетения изображены более безжалостными и жестокими, чем самодуры в предыдущих пьесах Островского. Болынова («Свои люди») в конце становится даже жалко, Гордея Торцова «Бедность не порок» самого можно растрогать, но никто не и состоянии поколебать жизненные принципы Дикого и Кабанихи.

Понятно, что они с самого начала воспринимаются как злая сила, воплощение «темного царства», стремящегося любыми путями Погасить возникший «луч света». И системе образов Катерина противопоставлена прежде всего Ивановой и Дикому.

Однако она противостоит и всем остальным действующим лицам, остающимся лишь свидетелями трагедии, Которая развертывается на их глазах.

Героиня пьесы, рвущаяся к людям, к свету, одинока. Никакой помощи и поддержки она ни от кого получить не может. Это относится даже к Кулигину, нарисованному с нескрываемой симпатией.

Показательно, что Катерина и Кулигин ни разу не разговаривают друг с другом, не видно рже, что они знакомы. Их линии в сюжете нигде не пересекаются.

Возможно, это обстоятельство должно было подчеркнуть изолированность и одиночество не только Катерины, но и Кулигина.

Кулигин — типичный просветитель. Он пользуется любым случаем, чтобы немедленно просвещать всех, кто попадается ему им пути. Дикому он толкует об «общей пользе» и объясняет устройство громоотвода, городским обывателям рассказывает о благодетельности грозы, цитирует Ломоносова и Державина.

Иго просветительские иллюзии отчетливо проявляются в том, что он изобретает перпетуум-мобиле (вечный двигатель) — дело ипиедомо безнадежное. На угрозы Дикого он отвечает: «Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, Тогда я поговорю!» Но миллиона у него не будет никогда —самообман.

Таким же самообманом является пребывание Бориса.

«Темное царство» успело наложить на Бориса свою печать.

Обратите внимание

Мысль о завещанных деньгах, которые, вполне вероятно, Дикой никогда ему не отдаст, до такой степени его поработила, что он, Молодой, здоровый, образованный человек, никогда, очевидно, не надумывался о реальной возможности жить своим трудом.

И все же встреча с Катериной не прошла для него бесследно. Образ Бориса не является статичным. К концу драмы в нем становятся заметными проблески искреннего чувства, способность к глубоким Переживаниям.

Однако любовь, как уже неоднократно бывало и русской литературе, стала для него испытанием, которого он не выдерживает. Сам себя Борис называет «вольной птицей». Это неправда. Он сидит в тесной клетке, откуда ему уже не вырваться. В «Грозе»   это удалось только  Катерине, однако  ценой жизни.

Образ Тихона тоже дан в динамике, в движении. И на него падает отблеск того «луча света», который исходит от Катерины. И в прочем, это обнаруживается лишь к концу пьесы, когда уже нельзя ничего изменить.

Но нельзя не видеть, что молодой Кабанов оказывается способным к сопереживанию, у него проявляется подлинное сочувствие к горю и страданиям других людей Тихон, уже переживший мучительный внутренний кризис, в и дет в Борисе не только врага (что вполне объяснимо), но и глубоки страдающего человека. Трагическая ситуация не разъединила а сблизила их.

Однако горькое прозрение Тихона трагически запоздало При жизни Катерина так и не смогла дождаться о него участия и поддержки.

По принципу контраста (основному в структуре пьесы) строится также сопоставление героини «Грозы» и Варвары Богатству внутреннего мира, чистоте и поэтичности душевная ограниченность и даже примитивность. До статочно сравнить сцены двух любовных свиданий: Варвар с Кудряшом и Катерины с Борисом.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Сочинение по пьесе Островского «Гроза»: Система образов. И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/sochinenie-po-pese-ostrovskogo-groza-sistema-obrazov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector