Образ и характеристика гаврилы в рассказе муму тургенева сочинение

Характеристика и образ Гаврилы в рассказе Тургенева Муму

Самым верным слугой барыни был дворецкий Гаврила. Он старался исполнить любую её прихоть, чтобы угодить своенравной хозяйке. Его работа – следить за порядком в доме, а остальные слуги обязаны беспрекословно подчиняться ему. Каждый день в назначенное время он приходил к барыне с отчётом.

О внешнем виде дворецкого известно только то, что у него «жёлтые глазки и утиный нос». Ему присущи такие качества как трусость, послушность, хитрость, изворотливость и в то же время глупость. При этом он не терпит легкомыслия, за которое он ругал мужа Татьяны.

Этот второстепенный персонаж изображён как жулик и скользкий тип. Заискивая перед барыней, он думает только о своей выгоде и тайком ворует всё подряд. Ему не важны чувства других.

Обратите внимание

Когда барыня решает выдать свою прачку Татьяну замуж за пьяницу-башмачника Капитона Климова, прекрасно зная, что в неё влюблён дворник Герасим, Гаврила придумал хитрый способ вызвать у него отвращение к возлюбленной.

Дворецкий знал, что Герасим не любит пьяных людей, и заставил Татьяну изобразить перед ним «хмельную». Этот подлый поступок разбил дворнику сердце.

Через некоторое время Гаврила, выполняя очередной приказ барыни, снова причинил боль Герасиму. Он тайно продал его любимого щенка по кличке Муму, который раздражал хозяйку. Но собака вернулась. Тогда дворецкий начал оказывать давление на дворника.

Не выдержав, Герасим решил сам утопить любимицу, а затем уехал из этого дома в родную деревню. Такой поступок дворецкого разозлил хозяйку, ведь она приказывала просто избавиться от животного, а не убивать его.

Гаврила из-за своей глупости и боязни не угодить барыне понял этот приказ буквально, что привело к трагическому завершению истории.

Несмотря на это, Гаврилу нельзя назвать злым, ведь он не желал навредить кому-либо сознательно. Он просто старался хорошо выполнять свою работу и слушался хозяйку, запугавшую его и остальных слуг.

Его можно назвать лишь трусом, ведь, в отличие от Герасима, он не смог противостоять её произволу и не осмелился перечить ей, даже осознавая, что своими делами он лишает других людей счастья и губит жизнь и ни в чём не повинной собаки.

Важно

В рассказе «Муму», относящемуся к такому направлению, как критический реализм, представлены самые разные герои, с помощью которых Иван Сергеевич Тургенев демонстрирует и изобличает основные пороки, присущие крепостничеству. Автор смело осуждает такой уклад жизни, поэтому произведение долгое время запрещали публиковать.

Считается, что эта трагическая история основана на реальных событиях, которые он видел в московском доме своей матери Варвары Петровны Тургеневой. Она стала прототипом барыни, которая бесцеремонно вмешивается в жизнь своих слуг, доводя ситуацию до произвола, и при этом свято верит, что творит добро.

Сочинение на тему Гаврила (Муму)

Тургенев рисует в своем рассказе образ типичного дворецкого – Гаврилы. Он является немного раболепным со своей хозяйкой и довольно строгим с остальными подчиненными. Такие люди любят иерархию и подчиняются этому порядку, поэтому Гаврило Андреевич принимает собственную роль, которой соответствует и внешне и всем своим сердцем.

Мне Гаврило кажется довольно несчастным человеком, хотя он сам не понимает собственного несчастья. Он искренне жесток с остальными и ищет собственной выгоды, зачастую при помощи создания несчастья другим. Конечно, он простой мужик, каких много, но он явно не нравственный идеал, а даже наоборот является противоположностью этого идеала.

Возможно, даже этот герой представляет собой противоположность Герасиму, который может чувствовать, имеет сердечную ответственность перед другими, чуток к этому миру.

Гаврила разрушает счастье Герасима для собственной выгоды, он разлучает Герасима и Татьяну, приказывает топить Муму.

Такие поступки возможно даже назвать садистскими, но на самом деле подобное поведение свойственно многим «простым» людям и об этом говорит Тургенев в своем рассказе.

Характерным является факт различия положения Гаврилы и Герасима. С одной стороны довольно состоявшийся (по меркам простого человека) Гаврила, а с другой стороны бедный Герасим, который при этом довольно богат духовно и такого богатства Гавриле не снискать никогда.

Дворецкий боится свою хозяйку, у него маленькие и желтые глазки – зеркало души, вероятно, тоже мелочной и больной. Ведь желтизна – цвет тоски и болезни.

Совет

Этот герой явно не является духовно здоровым, хотя, в целом, и кажется нормальной частью своего общества.

Таким образом, персонаж явно отрицательный и через него автор выявляет пороки многих людей, негативные черты характера, которые зачастую проявляются в простых людях: злобу, коварство, раболепие.

Гаврила накапливает только материальное богатство и не думает о собственной душе. Он в комнате хранит разнообразные припасы и предметы в сундуках.

Этим всем он разживается у барышни, перед которой заискивает, но при этом проворачивает различные махинации со своей компаньонкой Любовью Любимовной – кстати, характерное имя, которое указывает на противоположность, ведь в этом человеке любви не наблюдается.

3 вариант

Гаврило Андреевич – второстепенный герой повести Тургенева «Муму». Он самый верный слуга старой барыни, служивший дворецким в доме. Его, судя по жёлтым глазкам и утиному носу – зеркало души, скорее всего ничтожной и слабой, сама судьба определила стать лицом начальствующим.

Он, как и другие слуги, боится старой барыни, не спорит с ней, во всё слушается и старается угодить, а также ежедневно ходит к ней с докладом. Его работой является слежение за порядком в доме, а остальная прислуга, с коими обращается он не самым ласковым образом, обязана беспрекословно подчиняться ему.

Вместе с приживалкой Любовь Любимовной ведут учёт продуктов и воруют их за спиной у барыни. Комната Гаврилы Андреевича, находящаяся во флигеле, вся загромождена кованными сундуками, в которых, возможно, находятся вещи, которыми он разжился у барышни, вместе с Любовью Любимовной.

Жену персонажа зовут Устинья Федоровна.

Гаврило имеет такие качества характера как покорность, робость, лукавство, смекалистость и простота. При этом он не любит беспечность, за что и бранил мужа Татьяны. Тургенев изобразил его как мошенника и обманщика. Выслуживаясь перед барыней, он не беспокоится ни о ком, кроме себя.

Когда барыня выдаёт прачку Татьяну замуж за пьяницу – башмачника Капитона Климова, Гаврила знал, что её любит дворник Герасим, и вынудил прачку выставить себя выпившей, играя на том, что Герасим не любит пьяных.

Спустя некоторое время, исполняя очередное приказание барыни, дворецкий продал Муму – любимого щенка дворника Герасима. Однако, когда собака возвращается, дворецкий начал давить на Герасима, и тот сам потопил питомца, и вернулся в свою деревню.

Это разозлило хозяйку, ведь она хотела избавиться от собаки, а не травить её, но Гаврила из-за глупости и страха не угодить хозяйке принял приказание буквально, и довёл историю до трагического конца.

Однако назвать дворецкого злым нельзя, так как он не хотел причинить кому-либо зло сознательно, а просто хотел хорошо выполнить приказ и слушался хозяйку, запугавшую не только Гаврилу, но и всех крепостных.

Однако Гаврилу можно назвать трусом, так как в отличие от Герасима, он не способен противиться произволу барыни и не решился ей перечить, даже понимая, что разрушает счастье других людей и лишает жизни ни в чём не повинную собаку. Материальное богатство ему важнее собственной души.

Гаврила является отрицательным персонажем, через которого автор показывает пороки людей и отрицательные черты их характера

  • Сочинение по картине Остроухова Золотая осень 2 класс (описание)На картине изображён обычный русский осенний пейзаж. Но как же он прекрасен! Осенняя пора противоречива. С одной стороны, в этот сезон часто бывают дожди, небо покрыто серыми тучами. Однако, деревья преображаются, сияют яркими красками
  • Чему учит рассказ Кавказский пленник 5 класс сочинениеЧему научил этот рассказ именно меня. Рассказ Кавказский пленник основан на реальном случае, произошедшем с полковником Ф.Ф.Торнау. Офицер во время войны попал в плен, о чём написал журнал Русский вестник.
  • Женские образы в романе Доктор Живаго Пастернака сочинениеРаскрывая читателю историю жизни Юрия Живаго, Пастернак уделяет значительное внимание любовной сюжетной линии, в связи с чем в романе важны женские образы, отличающиеся неоднозначностью.
  • Сочинение Лес веснойВесна! С приходом весны зарождается новая жизнь, ведь в это время просыпается вся живая природа. И лес пробуждается от зимней спячки весной, оживает. Смотришь и диву даешься, как он черпает силы, чтобы преобразиться, переодеться.
  • Сочинение по картине Гаврилова Последние васильки 6 классКрупным планом на деревянном столе без скатерти, в обычной белой эмалированной кастрюле стоит букет васильков. Видно, не нашлось в этом доме вазы для шикарного букета полевых цветов

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/turgenev/harakteristika-i-obraz-gavrily-v-rasskaze-mumu

Образ и характеристика Гаврилы в рассказе Муму Тургенева сочинение

В произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Муму» важным второстепенным персонажем является Гаврила. Гаврила дворецкий и верный слуга барыни. Он был беспрекословен и выполнял все, что прикажет ему барыня.

Его задачей было следить за порядком, в его подчинении было остальные слуги, они должны были подчиняться Гавриле и выполнять все его требования. Каждый день дворецкий отчитывался перед барыней в определенное время.

Автор немногословен про внешность Гаврилы. У него желтые глаза и нос как у утки, это все, что сказано про его внешность. Характер и поведение уже более подробно описано в рассказе. Он труслив, хитрый, послушный, изворотлив, глупый. Он не потерпит легкомыслия в других людях. Именно по этой причине он отчитывал мужа Татьяны.

Обратите внимание

Так же ему присуще такое отрицательное качество, как жульничество. Подмазываясь к барыне, он ищет только свою выгоду и тайком ворует. Он никогда не задумывался о том что чувствуют другие люди. Гаврила поступает подло, когда просит Татьяну изобразить хмельную женщину, зная, что дворник Герасим влюблен в нее и не любит пьяных женщин. Сердце дворника разбито после всего увиденного.

Читайте также:  Жанр произведения евгений онегин пушкина

Его подлые и противные поступки на этом не заканчиваются. В очередной раз, после приказа барыни, он причиняет боль Герасиму. Герасим любил своего щенка по кличке Муму, а Гаврила тайно продал его, ведь тот раздражал хозяйку. Но собака вернулась.

Под давлением Герасим не выдержал и решил утопить свою собаку и уехать к себе на родину, в деревню. но даже после этого барыня была не довольна, она велела избавиться от животного, а не убить.

Из-за страха перед хозяйкой Гаврила понял все буквально, что привело к печальному исходу.

По сути, здесь нет вины Гаврилы, и нельзя назвать его злым. Ведь он был под влиянием строгой хозяйки, которая запугала всех вокруг. Как уже было сказано ранее Гаврила обычный трус. Герасим в отличие от Гаврила смог противостоять ее произволу.

Критический реализм, именно к этому направлению относят произведение «Муму». В нем автор показывает нам совершенно разных персонажей и демонстрирует основные пороки людей. Тургенев осуждает такое поведение в людях. Именно по той причине произведение долго не выходила в печать.

Вариант 2

Иван Сергеевич Тургенев при написании своего рассказа «Муму» явно обладал некой смелостью. Его произведение несколько десятков раз было под обзором органов цензуры. Трогательная и трагическая история не смогла бы быть представленной на обозрение, если не особые дипломатические способности самого автора.

В основу «Муму» вошли реальные события в доме матери автора в Москве. Помимо основных персонажей, Тургенев безупречно раскрывает образ дворецкого старой барыни, который предстает перед читателем хитрым и коварным персонажем.

В служении у барыни есть глухонемой дворник Герасим, который ухаживает за ее прачкой Татьяной. Вопреки всем словам Татьяны о любви, барыня принимает решение поженить ее на своем башмачнике. И тут в дело вступает дворецкий – крепостной крестьянин Гаврило Андреевич. Гаврило служил старшим слугой, который должен был отвечать за порядок и чистоту во всем доме и имел в подчинении несколько слуг.

Писатель представляет дворецкого с желтыми глазами и утиным носом, которые создают образ начальствующего лица. Он всегда придерживает свой картуз даже тогда, когда ветра и вовсе не могло быть. Гаврила исконно служит барыне и отчасти боится ее, уходя от любого возможного спора.

Каждый день он ходит к ней с различными докладами о самых маловажных событиях, что льстит барыне.

В обязанности дворецкого также входил учет всех продуктов в доме, и автор детально описывает черту жадности данного персонажа – он успевает не только выполнять свою работу, но и красть продукты для себя – все, что плохо лежит, Гаврила быстренько прибирал к себе, и чай, и сахар, и другую бакалею.

Тургенев описывает дворецкого как трусливого и безразличного человека, который выступает против женитьбы Герасима с Татьяной. В своем очередном докладе барыни, Гаврила говорит о Герасиме, как о существе бессловесном, который не пара Татьяне и попросту не может стать ей мужем.

Важно

Когда в доме появляется собака, барыня замечает любовь и привязанность Герасима и Татьяны к ней и приказывает избавиться от Муму.

Гаврила же, будучи правой рукой барыни, упорно начинает затравливать Герасима и выступает против его собаки, отчего главный герой рассказа не выдерживает и принимает решение своими руками утопить собаку.

Иван Сергеевич детально описывает простоватого и глупого мужчину, который из личной корысти и целей пытается из всего найти собственную выгоду. Его непосредственное участие в гибели Муму разрушает жизнь главных героев – Татьяны и Герасима.

Сочинение Гаврила (Муму)

Одним из самых ярких произведений девятнадцатого века является рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Муму».

Автор в этом произведении затронул множество проблем русского народа и описал свое беспокойство по поводу будущего страны.

  Одной из основных проблем, поднятых в рассказе, является проблема крепостного права, которую можно увидеть, понаблюдав за одним из героев — Гаврило Андреевичем.

Этот персонаж представляет собой крепостного крестьянина, работающего у барыни старшим слугой, дворецким. Гаврило имеет в распоряжении несколько слуг, которые помогают ему поддерживать опрятность и стабильность в доме.

Внешне дворецкий  похож на человека, обладающего небольшой властью и находящимся в услужении. Тургенев представляет его образ читателям, как человека чопорного, с желтыми глазами, утиным носом, и всегда придерживающим свою фуражку. Комната его загромождена разными чемоданами с «добром».

Среди личностных характеристик мы наблюдаем такие черты, как услужливость, покорность, боязнь потерять свое рабочее место и небольшую власть. Дворецкий всячески пытается это показать барыне, поэтому каждый день он ходит к ней и докладывает многочисленные незначительные для хозяйства дела, что льстит и нравится барыне.

Немаловажной отрицательной чертой этого героя является жадность.

Проявлялась эта черта в ходе работы с продуктами и продовольствием дома барыни, где наш герой, несмотря на хорошую работу, не упускал возможность что-либо присвоить себе вместе с компаньонкой Любовью Любимовной. Например чай, сахар и другую бакалею.

Из отрицательных черт характера Гаврило Тургенев показывает типичные черты маленького человека-трусливость, изворотливость и безразличие к другим людям. Именно с помощью этих качеств он смог помешать свадьбе Герасима с Татьяной.

Совет

Отрицательный образ дворецкий так же заслужил своим приказом дворнику утопить собаку. Так как у барыни не получилось сладить с собакой, которую так любили Герасим и Татьяна, дворецкий, желая выслужиться и угодить барыне, и дал приказ ее утопить.  

Итак, в своем произведении Иван Сергеевич Тургенев рассказывает о простом, глуповатом, изворотливом, чрезмерно услужливом и жадном крепостном. По сути своей дворецкий незлой человек. Его страх перед барыней, который так хорошо характеризует портрет крепостного крестьянина того времени и формирует эти отрицательные черты характера слабого человека.

← Полутыкин в рассказе Хорь и Калиныч ← Герасим и Татьяна в рассказе Муму↑ ТургеневХарактеристика и образ Аркадия Кирсанова в романе Отцы и дети → Образ и характеристика Муму →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/turgenev/obraz-i-harakteristiki-gavrily-v-rasskaze-mumu

Гаврила в рассказе «Муму» Тургенева: образ, характеристика, описание дворецкого

Гаврила (справа) и Капитон. Рассказ «Муму».Иллюстрация Н. Ращектаева

Гаврила является одним из второстепенных персонажей рассказа «Муму» Тургенева. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Гаврилы в рассказе «Муму» Тургенева: описание в цитатах.

Смотрите: 
Краткое содержание рассказа
Все материалы по рассказу «Муму»

Полное имя героя — Гаврила Андреевич: «…ругайтесь, Гаврила Андреич…»

Гаврила является крепостным крестьянином старой барыни. Он служит у нее дворецким:

«…Вот зашла однажды о нем речь у барыни с ее главным дворецким, Гаврилой…» (дворецкий – старший слуга, отвечающий за порядок в доме; ему подчиняются все остальные слуги)

О внешности Гаврилы известно следующее:

«…судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом…» «…впереди выступал Гаврила, придерживая рукой картуз, хотя ветру не было…» «…втихомолочку высморкал в зале свой утиный нос…» Гаврила, как и остальные крепостные, боится своей барыни:
«…тот, не без некоторого внутреннего лепетания, переступил порог ее кабинета…» «…Собака‑с… какая‑с… может быть, немого собака‑с… – произнес он не совсем твердым голосом…» «…барыня проснулась довольно поздно. Гаврила ожидал ее пробуждения… готовился выдержать сильную грозу. Но грозы не приключилось…»

Он не спорит с барыней и во всем ее слушается:

«…Ну да. По‑моему, лучше бы тебя хорошенько в руки взять. Ну, да это уж их дело…»

Мужчина старается всячески угодить своей барыне:

«…велел доложить барыне, что собака, к несчастью, опять откуда‑то прибежала, но что завтра же ее в живых не будет, и чтобы барыня сделала милость, не гневалась и успокоилась…»

Каждый день в определенное время Гаврила ходит с докладом к барыне: 

«…А теперь ступай. К докладу я потом позову…» «…она велела позвать Гаврилу часом ранее обыкновенного…»

Гаврила и приживалка Любовь Любимовна вместе ведут учет продуктов (чая, сахара и т.д.). При этом герои вместе воруют эти товары за спиной у хозяйки:

«…Любовь Любимовну, с которой вместе крал и учитывал чай, сахар и прочую бакалею…»

Комната героя загромождена сундуками. Судя по всему, в сундуках хранятся ценные вещи барыни, за которыми дворецкий обязан следить:

«…Возвратясь в свою комнату (она находилась во флигеле и была почти вся загромождена коваными сундуками)..» Дворецкий Гаврила знает, что барыня хорошо относится к глухонемому дворнику Герасиму. Поэтому дворецкий тоже ему потакает, чтобы угодить хозяйке: «…Госпожа, – думал он, посиживая у окна, – конечно, жалует Герасима (Гавриле хорошо это было известно, и оттого он сам ему потакал)..»

Гаврила — трусливый и безразличный человек. Он не хочет помочь несчастному Герасиму жениться на Татьяне, хотя, вероятно, это в его силах:

«…все же он существо бессловесное, не доложить же госпоже, что вот Герасим, мол, за Татьяной ухаживает. Да и, наконец, оно и справедливо, какой он муж?..»

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа коновалов горького

Судя по всему, дворецкий Гаврила — серьезный человек. Так например, он осуждает пьяницу Капитона за его легкомыслие:

«…Он легкомысленный человек, это точно…» (Гаврила о Капитоне)

Гаврила — суетливый, суматошный человек. Вероятно, он ведет себя так, потому что всячески старается угодить барыне:

«…побежал будить Гаврилу, Гаврила сгоряча велел поднять весь дом…» «…Гаврила прибежал в страшных попыхах, приказал им всем оставаться тут до утра и караулить, а сам потом ринулся в девичью…»

У героя есть жена Устинья Федоровна:

«…Гаврила сперва выслал вон свою жену, а потом подсел к окну и задумался…» «…Устинья Федоровна, – крикнул он громким голосом своей жене, – наставьте‑ка самоварчик, моя почтенная!..»
Гаврила отчасти виноват в смерти Муму. Почему? Когда старая барыня просит его избавиться от Муму, он начинает настоящую травлю против Герасима и Муму. Герасим не выдерживает натиска и решает сам утопить Муму в реке. Узнав о смерти Муму, барыня ругает Гаврилу: она объясняет, что просила избавиться от собаки, но не убивать ее. Однако старательный и услужливый дворецкий Гаврила понял барыню по-своему и довел ситуацию до трагического конца. Это был цитатный образ и характеристика Гаврилы в рассказе «Муму» Тургенева: описание в цитатах.

Смотрите: Все материалы по рассказу «Муму»

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/10/Gavrila-Mumu-Turgenev-dvoreckij-Gavrilo.html

Письменный рассказ о героях, живущих в доме барыни из «Муму» И.Тургенева

В доме барыни живет многочисленная прислуга. Большую часть времени дворовые спят, пьют, сплетничают, болтаются по двору или выполняют капризы своей барыни, пытаясь перед ней выслужиться.

Капитон Климов – один из ярких представителей барской челяди. Он ленив. У барыни он служит башмачником. По тому, что сам он ходит в дырявых сапогах, можно понять, что мастеровой он плохой. Капитон – «горький пьяница». Свое поведение он объясняет тем, что не оценен по достоинству барыней. Капитон очень высокого мнения о себе.

Считает себя образованным человеком, а дело, которым занимается, недостойным себя. Глазами других людей он предстает как опустившееся существо, слоняющееся без дела, в потасканном, оборванном сюртуке и «заплатанных панталонах». Как и остальные дворовые, Капитон умеет льстить и угодничать с теми, кто выше его по положению. Женившись на Татьяне, он остается к ней равнодушен.

Его характер и образ жизни не меняются. Капитон окончательно спивается.

Полной противоположностью Капитону Тургенев показывает другого человека, живущего в доме барыни. Это Татьяна – женщина двадцати восьми лет, состоящая у барыни прачкой. В отличие от слоняющейся без дела дворни, Татьяна, одна из немногих, отличается трудолюбием.

В своем деле она настолько искусна, что ей поручают стирать только тонкое белье. Когда-то белокурая Татьяна «слыла красавицей», но тяжелая работа и постоянные унижения приводят к тому, что «красота с нее очень скоро соскочила», «жалованье она получала самое маленькое», «одевали ее плохо».

Татьяна – забитое и запуганное существо без чувства собственного достоинства, трепещущее «при одном имени барыни». Она настолько равнодушна к своей судьбе, что без слов сносит, когда ее унижают и шпыняют. По желанию барыни Татьяна безропотно соглашается выйти замуж за Капитона – человека, которому она совершенно безразлична.

У нее даже в мыслях нет ослушаться приказа барыни. Татьяна сама делает так, что ее возможное счастье с Герасимом не состоялось.

Может быть человек, приглядывающий за дворней, будет обладать высокими человеческими качествами? В доме барыни главным дворецким служит Гаврила – человек, «которому, судя по одним его желтоватым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, обусловила быть начальствующим лицом».

Обратите внимание

Внешность выдает заложенную в Гавриле неискренность. Хоть и приближенный к барыне, но, как и любой другой крепостной, Гаврила боится ее, никогда с ней не спорит и во всем слушается.

Боясь потерять место, он постоянно выслуживается, унижается перед ней, говорит заискивающим тоном, используя такие слова как «хорошо-с», «можно-с», «угодно-с», проявляя тем самым показное угодничество. Гаврила никогда ничего не делает без своей выгоды.

А поскольку в круг его обязанностей входит учет продуктов, то, пользуясь возможностью, часть их он забирает себе, что характеризует его как жуликоватого, нечистого на руку человека. И в отношении к Герасиму и Татьяне Гаврила проявляет себя не лучшим образом.

Он труслив и равнодушен к их судьбе, не удосуживается рассказать о них барыне, прикладывает все усилия, чтобы эта свадьба состоялась. Изворотливый Гаврила настолько изобретателен, что придумывает способ отвадить Герасима от Татьяны.

Разных по характеру, роду занятий и положению крепостных роднит отсутствие собственного мнения, желание выслужиться, трусость и лень. У них нет того стержня, который должен быть в каждом свободном человеке: чувства собственного достоинства.

Источник: http://literature.land/vse-sochineniya/sochineniya-po-proizvedeniyam/turgenev-mumu-rasskaz-o-geroyah-v-dome-bariny-sochineniye.html

Анализ рассказа «Муму» Тургенева И.С

Всем известно, что сюжет «Муму» имеет реальный источник: эта история произошла в лутовиновском имении, герои, Герасим и Капитон, не придуманы.

В барыне сразу узнавалась Варвара Петровна Лутовинова, которая так утонченно умела мучить своих крепостных.

Однако смысл рассказываемого в «Муму» значительно превосходит и содержание фабулы произведения, и саму лутовиновскую историю о дворнике Андрее и его собаке.

Тургеневский рассказ сразу же был воспринят как антикрепостнический. Критика писала, что хотя сюжет его «незначителен», но он производит сильное, потрясающее впечатление.

Важно

Вместе с тем некоторые исследователи полагают, что в рассказе присутствует более широкое проблемное иоле, нежели сфера чисто социального конфликта эпохи крепостничества. В частности, С.

Бровер связывает образ Герасима с персонажами христианской мифологии и русского фольклора. Кстати заметить, еще Ив. Аксаков, размышляя о Герасиме, писал, что у Тургенева в характере героя «слышится…

присутствие другой, глубокой мысли, лежащей за рамками произведения и не исчерпываемой произведением».

Каким впервые предстает перед читателем Герасим? Он силен и высок. В вершке 4,45 сантиметра. Но когда в русской народной речи говорят о росте в вершках, то прибавляют их к 2-м аршинам (аршин — 71,1 см). Следовательно, рост Герасима получается равным 1,95 м, что, конечно, удивительно, но все-таки реально возможно.

Использование Тургеневым в исчислении роста героя оборота простонародной речи вполне органично. Его Герасим — крестьянин, пахарь. О нем уместно говорить народным языком. Уместно также и авторское изображение героя-пахаря великаном двухметрового роста. Для славянской традиции характерно возвеличивание крестьянского труда, а с ним и образа земледельца.

Прежде его огромные ладони» налегали» на соху, сильные руки держали косу, которой он сокрушительно «орудовал, и трехаршинный цеп». Теперь и его руках метла и лопата, символ скучной прозы городской цивилизации (С. Бровер).

Для Герасима, взявшего в руки метлу и лопату, скука действительно становится неотступным спутником, так как занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса все у него было готово .

Скучна ему новая должность еще и потому, что все сопряженное с ней — это навязанный труд, вмененный в обязанность. Тогда как тяжкие крестьянские работы, органичные рожденному для земли (потому и дана Герасиму-пахарю богатырская сила), доставляют ему истинную радость.

Это был вечный («неистомный») радостный труд под открытым небом, на огромной земле. Ничто не стесняло движений пахаря (никаких тулупов и кафтанов!) и он по-богатырски «взрезывал» сохой огромные ломти земли, пахнущие разнотравьем, размашисто косил, «безостановочно» молотил.

В городе же Герасим обречен на монотонные и не отвечающие его представлениям о труде занятия (оттого и скука!): двор содержать в чистоте», «два раза в день привезти бочку с водой», «натаскать и наколоть дров для кухни и дома», «чужих не пускать и по ночам караулить».

Следует подчеркнуть, что в замкнутом пространстве городской жизни героя преобладает исключительная заданность движений (туда — обратно), в то время как природный цикл (весна-лето-осень) не делает крестьянскую жизнь монотонной. Это особенно подтверждает одухотворенность занятий Герасима.

Барыня — капризное, самодурствующее существо.

Совет

Но вместе с тем она необыкновенно жалка, хотя бы потому, что не может повлиять на многое из происходящего в своем доме, например, урезонить пьяницу Капитона.

Гаврила с ключницей нещадно обкрадывают ее, дворня барыни лжива и ленива. И власть-то ее проявляется исключительно в капризах и жалких причудах, но которые тем не менее коверкают судьбы людей.

Наделенное властью, жалкое существо способно навязывать собственную волю другим: обречь девушку па беспросветную жизнь с пьяницей, превратить великана, богатыря в дворника, а челядь в толпу холопов (можно красть у хозяина, но по-прежнему оставаться его рабом)…

Чужая воля делает человека не только бесправным. Будучи противоестественным человеческой природе началом, она способна деформировать качества его души.

 Теснота, замкнутость Герасимова нового житья сталкивают его, всегда отчужденного несчастьем своим от сообщества людей , лицом к лицу с теми, кого называют челядью в барском доме.

Автор в самом начале рассказа (2-й абзац) представляет Герасима как «самое замечательное лицо из числа всей челяди барыни», ничем не объясняя императивность своего высказывания.

И все же почему Герасим самое замечательное лицо в дворовом окружении барыни? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо составить «коллективный портрет» челяди старой барыни.

Все, кто был знаком с В. П. Лутовиновой и ее имением в Спасском, могли подтвердить документальную основу картины дворовой жизни в рассказе «Муму».

Обратите внимание

Подобно матери писателя (дворни в Спасском было до нескольких десятков семейств), прислугу старая барыня держала «многочисленную»: прачки, швеи, столяры, портные и портнихи, шорник, горничные, башмачник, домашний лекарь госпожи, «беспрестанно подносивший барыне лавровишневые капли» (эти капли были в ходу и у домашнего доктора Варвары Петровны).

Читайте также:  Характеристика и образ червякова в рассказе смерть чиновника чехова сочинение

Что же касается атмосферы в доме старой барыни, то здесь, как и в Спасском, все трепетало, двигалось, суетилось, лукавило, ловило знаки одобрения или гнева. И, право, было от чего.

Как и Варвара Петровна, старая барыня любила испытывать челядь на преданность и покорность, разыгрывая при этом целое театральное представление: Герасим — труженик; именно труд составляет содержание его жизни и в деревне, и в городе. Челядь же изображена Тургеневым праздной.

В рассказе домашние слуги никогда не показываются работающими; они пьют, спят, сплетничают, болтаются по двору, следят за Герасимом и только. В этом отношении нагляден образ дворового Брошки, вообще без определенного рода занятий. У барыни он считался садовником.

Однако примечательна реплика дворецкого Гаврилы, когда он поручает Брошке сторожить вход в каморку Герасима:» …Что тебе делать? Возьми палку да сиди тут…» — подтверждающая абсолютное бездействие этого слуги при дворе барыни.

Единственное исключение из заведенного дворней правила пребывать в праздности — Татьяна, которая работала за двоих. Не будет лишним подчеркнуть, что и в этом она родственная душа Герасиму (в деревне тот трудился за четверых и в городе усердно исполнял… свою обязанность ).

Знаменателен и тот факт, что даже мастеровые люди из числа господской дворни являются либо пьяницами (как башмачник Капитон Климов), либо не умеющими делать свое дело, как, например, домашний лекарь Харитон.

Важно

Но, конечно, особенно выделялся из числа дворовых пьяница-башмачник Капитон, почитавший себя существом «обиженным и не оцененным по достоинству».

Сколько чванства и спеси несет в себе этот человек! Чего стоит только его передергивание плечиками и жалобы на жизнь в Москве — в каком-то захолустье ! Вместе с тем мы видим перед собой, как говорит дворецкий Гаврила, «забубенного человека!», разгульного, беззаботного, в потасканном и оборванном сюртуке , в «заплатанных панталонах» , и, самое впечатляющее, в дырявых сапогах. Воистину сапожник без сапог, кстати сказать, отчаянно жалующийся на то, что живет без дела.

Но чем безукоризненно владеет челядь, так это умением попадать в такт с настроением хозяйки. Показательно поведение приживалки, теряющейся в догадках относительно реакции барыни на впервые увиденную ею Муму. Но апогей угодничества дворни приходится на события, развернувшиеся вокруг Муму и ее хозяина.

Совершенно потрясает сцена, в которой показано, с какой фантастической скоростью усердные слуги передают по цепочке известие о ночном лае собаки Герасима и соответственно страданиях барыни. В картине же решительного натиска на Герасимово убежище Тургенев изображает такой прилив холопского усердия, что многое в поведении челяди с трудом поддается разумному осмыслению.

В произведении есть несколько сцен, которые вызывают откровенное недоумение и даже смех.

Например, если возможно объяснить, почему на каморку Герасима наступает целая толпа людей (лакеи и повара под предводительством дворецкого Гаврилы), то совершенно непонятно, отчего дворецкий в ходе этого броска  придерживал картуз, хотя ветра не было? Разве только представить наступление на Герасимово убежище до такой степени стремительным, что у его участников на бегу даже шапки срывало.

Или почему, стоя под дверями каморки Герасима, Гаврила крикнул: «Отвори… Говорят, отвори!»? Должно быть, от чрезмерного усердия даже забыл о глухоте дворника. Непонятно также, почему, когда дверь каморки быстро распахнулась и вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы, Гаврила, стоявший, как известно, под самой дверью Герасима, оказался прежде всех на земле?

Вообще со стороны весь этот решительный натиск на каморку Герасима напоминает наступление полчищ лилипутов на спящего Гулливера.

Но если свифтовский герой, принимая законы страны Лилипутов и ее обитателей, внутренне уподобляется им, по сути, становится таким же лилипутом, то Герасим Тургенева был и остается Человеком-Горой.

Совет

С силой распахнув двери своей каморки и тем самым заставив челядь скатиться по лестнице вниз, он, великан, продолжал стоять наверху и смотрел с усмешкой на возню этих людишек .

 Великан и людишки — таков итог размышлений Тургенева о богатыре-пахаре и чужих людях, среди которых он оказался по господской воле.

Особо следует подчеркнуть, что если для автора Герасим — богатырь, могучий человек, то у окружения барыни он ассоциируется с нечистым («этому, прости Господи, лешему», «черта этакого», «кикимора лесная»)..

В мире людишек Герасим попадает в разряд отверженных, изгоев. Следуя сформированной обществом морали, «людишки» во все времена отказывались принимать не таких, как они.

Они постоянно шпионят за «великанами».

Вот и в Муму дворня следит за Герасимом («Из-за всех углов, из-под штор за окнами глядели на него»; «Скоро весь дом узнал о проделках немого дворника»; «Антипка подсматривал сквозь щелку за Герасимом»).

Но самое главное даже не это, а равнодушие большинства дворовых к страданиям Герасима. Когда он пытается отыскать украденную Степаном Муму, те, кто знали, лишь подсмеивались ему в ответ…

! Все это так напоминает сцену из сказки Пушкина о семи богатырях , в которой королевич Елисей в поисках своей невесты идет к людям. «Но кто в глаза ему смеется, кто скорее отвернется…».

И тогда Елисей обращается к силам природы — ветру, месяцу, солнцу…

И разве не похожа на описанную Тургеневым дружбу одинокого человека с собакой история Ивана Ивановича (Г. Троепольский. «Белый Бим, Черное Ухо»), чье одиночество тоже разделил пес, а не люди. Но Тургенев показывает попытки героя стать частью того мира, в который он был насильно ввергнут. Для этого писателю понадобилась история Татьяны в рассказе «Муму».

Источник: Тургенев в школе: книга для учителя / авт.-сост. Л.А. Капитанова. — 3-е изд, стереотип. — М.: Дрофа, 2010

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/turgenev_i_s/analiz_rasskaza_mumu_turgeneva_i_s/41-1-0-86

Краткая характеристика произведения “Муму” Тургенева И. С

Жанр этого произведения – рассказ. Завязка. В Москву привезли из деревни глухонемого Герасима. Он стал дворником у барыни. Развитие действия. Самодурство барыни ломает судьбу Герасима.

Сначала крестьянина срывают с земли, привозят в город, заставляют делать чуждую ему работу. Потом по прихоти барыни выдают Татьяну, полюбившуюся Герасиму, замуж за пьяницу Капитона. В конце концов лишают Герасима единственного дорогого существа – Муму. Кульминация.

Барыня приказала убрать собаку со двора. Развязка. Герасим исполнил приказ барыни, утопил в реке Муму и ушел обратно в деревню.
Герасим до приезда в город жил в деревне, занимался нелегким крестьянским трудом.

Обратите внимание

Эта работа не только кормила его, но и доставляла удовольствие. Он, “будто сам, без помощи лошаденки”, с легкостью пахал неподатливую землю и вообще

напоминал богатыря. Смена образа жизни не радует. Тургенев с помощью образов природы объясняет, насколько тяжело для Герасима его новое положение.

То герой рассказа похож на быка, которого везут неизвестно куда, и он при всей своей мощи и силе не в силах изменить свою жизнь, то часами лежит во дворе барского дома лицом вниз, как пойманный зверь.

Понять характер Герасима помогает и описание интерьера его каморки: “истинно богатырская кровать” на четырех чурбанах, маленький, но очень прочный столик, трехногий стул – все было сделано им самим. Герасим улыбается, видя, что стул не теряет своей устойчивости даже после ударов о землю.

Герой рассказа – крепостной крестьянин, собственность барыни. Этот факт очень важен для его характеристики. Он обязан приносить своей хозяйке пользу и не докучать какими-то своими желаниями. Его внимание к Татьяне, прачке из многочисленной дворни, его хозяйке совсем не интересно.

Герасим выделяет Татьяну из всего окружения, потому что сердцем

умеет угадывать тех, кому может понадобиться его помощь и защита. Любовь Герасима к несчастному спасенному щенку, найденному в день расставания с Татьяной, возникает сразу и надолго. Устроив свою находку, Герасим заснул каким-то очень светлым, счастливым сном. Муму отвечает Герасиму вниманием и любовью.

Почему Герасим все-таки выполняет волю вздорной барыни? Он человек подневольный и, как всякий крепостной, должен беспрекословно выполнять барский приказ. Он не может даже жениться по своему выбору. Выполнив приказ убить Муму, он лишился последнего, что ему было дорого. Герасим бунтует, уходит из города, от барыни, возвращается в родную деревню.

Это волевой поступок смелого и решительного человека. В образе Герасима воплощена мысль о том, что чувство собственного достоинства присуще человеку независимо от его происхождения, этот образ проникнут авторским сочувствием. Барыня – вздорная, своевольная, властная женщина. Капризы, смена настроения, самодурство руководят ее поступками.

Важно

Ради развлечения она решает затеять свадьбу Татьяны и Капитона, а увидев, что ничего из этой затеи не получилось, отсылает их с глаз долой. Интерес к Муму сменяется гневом и желанием избавиться от нее. Барыня считает себя вправе рас- Поряжаться чужими судьбами. Любая отдельно взятая жизнь для нее ничего не значит.

К счастью для Герасима, она расценила его уход только как неблагодарность и не стала разыскивать беглеца и учинять суд.

Наблюдая за судьбами героев рассказа, можно представить себе жизнь крепостных крестьян в России того времени. Тургенев показывает, что крепостное право уродует не только крестьян и дворовых, но и самих господ. Глухонемота Герасима не только его собственный изъян. Это знак невозможности выразить себя, быть услышанным.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/kratkaya-xarakteristika-proizvedeniya-mumu-turgeneva-i-s/

Ссылка на основную публикацию