Образ Наташи Ростовой в романе Толстого «Война и мир» — Сочинение
Образ Наташи Ростовой в романе-эпопее Толстого «Война и мир»
В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой использует прием антитезы, противопоставляя настоящую жизнь — фальшивой, истинные жизненные ценности — ложным, внутреннюю красоту — внешней. Олицетворением внешней красоты и внутренней пустоты является в романе Элен Безухова, воплощением же внутренней красоты, жизни, любви — Наташа Ростова.
Наташа — любимая героиня Толстого. Она покоряет читателя своей искренностью, непосредственностью, жизнелюбием, поэтичностью, богатством внутреннего мира. «Поэтической, преисполненной жизнью, прелестной девушкой» называет ее Андрей Болконский. Впервые мы встречаемся с Наташей в доме
Ростовых, она предстает перед нами тринадцатилетней девочкой, совсем юной, трогательной, непосредственной.
«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками… с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка». Мы видим, как Наташа взрослеет, едет на свой первый бал, переживает свою первую любовь.
Эта героиня очень непосредственна, близка к природе. Она восхищается красотой лунной ночи в Отрадном, очень органична в сцене охоты.
Наташа очень музыкальна, романтична. Она прекрасно поет, тонко чувствует музыку, ее пением восхищается Денисов.
А пляска Наташи, в которой раскрывается вся ее русская душа? Эта пляска приводит в восторг и дядюшку, и Николая, и тетку Анисью, которые вдруг понимают, что эта юная девочка «умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисье, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».
Наташа близка к народу. Во время отъезда из Москвы она просит родителей отдать подводы раненым солдатам. «Люди собирались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф от имени своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы выдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые».
Главное качество этой героини — ее любовь к людям, эмоциональность, человечность. Из всех героинь романа она более всех наделена «способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц».
Наташе не свойственна нравственная рефлексия, глубокие раздумья о смысле жизни. «Она не удостаивает быть умной», — замечает Пьер. Однако Наташа наделена «умом сердца». Она тонко чувствует людей, понимает их.
Так, она интуитивно чувствует фальшивую, подлую натуру Бориса Трубецкого, Берга. И наоборот, ей с самого начала симпатичен Пьер Безухов.
В романе Наташа Ростова словно олицетворяет собой саму природу и любовь. Стремление к любви, жизнь чувствами — это главное в ее натуре. Отсюда все ее ошибки, побег с Анатолем
Курагиным. Однако эта любовь не эгоистична, она распространяется на всех близких ей людей. Так, в трудную минуту Наташа становится опорой для матери. «Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни, всякую секунду как будто со всех сторон обнимала графиню».
В финале мы видим Наташу женой Пьера, матерью большого семейства. Она утратила свое прежнее очарование. «Все, знавшие Наташу до замужества, удивлялись происшедшей в ней перемене, как чему-то необыкновенному..
Одна мать удивлялась удивлению людей, не понимавших Наташи, и повторяла, что она всегда знала, что Наташа будет примерной женой и матерью…».
Однако натура героини не изменилась, любовь по-прежнему составляет для нее смысл жизни.
Таким образом, Л.Н. Толстой с большой симпатией рисует эту героиню. В образе Наташи Ростовой писатель выражает свой идеал женщины в качестве жены и матери. И этот образ неизменно привлекает читателей.
Здесь искали:
- Образ Наташи Ростовой в романе Война и мир
- образ наташи ростовой в романе война и мир кратко
- образ наташи ростовой в романе война и мир сочинение
Источник: http://sochineniye.ru/obraz-natashi-rostovoj-v-romane-tolstogo-vojna-i-mir/
Образ и характеристика Наташи Ростовой в романе «Война и мир»: описание внешности и характера, портрет
Наташа Ростова.Художник К. Рудаков |
Наташа Ростова является одной из главных героинь знаменитого романа «Война и мир» Толстого.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Наташи Ростовой в романе «Война и мир»: описание внешности и характера героини, портрет в цитатах. Описание биографии Наташи Ростовой разбито на 3 этапа: детство, юность и замужество героини.
Смотрите:
— Все материалы о семье Ростовых
— Краткое содержание романа «Война и мир»
— Все материалы по роману «Война и мир»
Наташа Ростова является дворянкой, дочь состоятельного графа Ростова:
«…
к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве…»
«…к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской…»
Возраст Наташи Ростовой в начале романа — 13 лет (в 1805 г.): «…в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка…» (Наташа родилась в 1792 году.)
Внешность Наташи Ростовой в детстве в 13 лет (в 1805 году):
«…Какое прелестное дитя…» «…Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка…» (описание из 1-ого тома) «…И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок…» «…тоненькой девочке…» «…пригибая к коленам свою кудрявую головку…» «…Обе были в одинаковых, новеньких, голубых платьях – свежие, румяные, веселые…»
Наташа Ростова растет избалованным ребенком, но при этом — честным и открытым:
«…Ты ее все балуешь, Elie, – прибавила она мужу…» «…Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей… Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела, они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и все мне расскажет. Может быть, я балую ее, но, право, это, кажется, лучше…»
Наташа Ростова — живой, подвижный ребенок:
«…не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки…» «…– Какое милое существо ваша меньшая! – сказала гостья. – Порох! – Да, порох, – сказал граф. – В меня пошла!..» «…Ну, что, казак мой? Знаю, что зелье девка, а люблю…» «…тонкую, подвижную Наташу…»
Наташа Ростова — смелая и ловкая девочка:
«…непостижимой смелости и ловкости этой девочки…» «…Несмотря на всю свою смелость , она не решилась за обедом сделать вопрос…» «…но так была чутка и ловка, что как бы она ни обхватила руками мать, она всегда умела это сделать так, чтобы матери не было ни больно, ни неприятно, ни неловко…»
Наташа Ростова — веселая девочка, хохотунья:
«…Полноте смеяться, перестаньте, – закричала Наташа. – Всю кровать трясете. Ужасно вы на меня похожи, такая же хохотунья…» «…Иногда она входила в свойственное ей безумно-веселое расположение духа…» Внешность Наташи Ростовой в 16-17 лет (в 1809 году): «…Наташе было шестнадцать лет, и был 1809 год…» (к середине 1809 года Наташе исполняется 17 лет) «…она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Они были в белых кисейных платьях с розовыми лентами…» (на балу Йогеля 31 декабря 1809 года) «…Как она мила, кг’асавица будет, – сказал Денисов…» «…И как она танцует, какая г’ация! – помолчав немного, опять сказал он…» («г’ация» — то есть грация) «…князь Андрей любовался в особенности на ее робкую грацию…» «…глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню…»
«…Две замечательно хорошенькие девушки, Наташа и Соня…»
Внешность Наташи Ростовой в 20 лет (в 1812 году):
«…Наташа шла в своем лиловом шелковом с черными кружевами платье так, как умеют ходить женщины, – тем спокойнее и величавее, чем больнее и стыднее у ней было на душе. Она знала и не ошибалась, что она хороша Хороша, молода, и я знаю, что теперь добра, прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю…» «…перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу…» «…И лицо, с внимательными глазами…» «…бледное, тонкое, с черными глазами и странным ртом, лицо компаньонки. Что‑то родное, давно забытое и больше чем милое смотрело на него из этих внимательных глаз…» (Наташа после смерти Андрея Болконского и Пети Ростова в 1812 г.)Наташа Ростова — особенная, редкая девушка:
«…Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека…» (Пьер Безухов о Наташе)
«…эта девушка так мила, так особенна, что она не протанцует здесь месяца и выйдет замуж. Это здесь редкость…» (Андрей Болконский о Наташе) «…да, Ростова очень мила. Что-то в ней есть свежее, особенное, непетербургское, отличающее ее…»
Наташа является доброй и милой девушкой:
«…эта компаньонка в черном платье – милое, доброе, славное существо…»
Наташа — чуткий человек:
«…Что такое? – спрашивала чуткая Наташа…» «…Наташа, из всего семейства более всех одаренная способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц, с начала обеда насторожила уши…» «…Наташа с своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата…»
Наташа разбирается в людях. Она чувствует, кто плохой, а кто хороший человек:
«…Долохов, который понравился всем в доме, исключая Наташи. За Долохова она чуть не поссорилась с братом. Она настаивала на том, что он злой человек что он неприятен и неестествен…»
«…Вот ведь я же люблю твоего Денисова, он и кутила, и всё, а я все-таки его люблю, стало быть, я понимаю…»
Наташа — упорная девушка:
«…Нечего мне понимать! – с упорным своевольством кричала Наташа…» «…она с упорством и страстностью требовала себе покорности, сердилась, чуть не плакала, что ее не слушают, и, наконец, добилась того, что в нее поверили…»
Наташа Ростова — девушка с твердым характером:
«…доктор должен был признаться, что он не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым…»
У Наташи есть музыкальные способности:
«…Наташу и Николая, известных своею музыкальностью, спеть что-нибудь. Наташа…» «…Наташа была в восторге от пения дядюшки. Она решила, что не будет больше учиться на арфе, а будет играть только на гитаре. Она попросила у дядюшки гитару и тотчас же подобрала аккорды к песне…»
Наташа Ростова хорошо поет:
«…И какой голос: хоть и моя дочь, а я правду скажу, певица будет, Саломони другая. Мы взяли итальянца ее учить…» «…Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки-судьи, которые ее слушали. «Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать», – говорили все…»
Наташа прекрасно танцует:
«…Иногда танцовывали даже pas de châle лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своею грациозностью…»
Наташа Ростова любит охоту:
«…Ты знаешь, что это самое большое мое удовольствие, – сказала Наташа…» «…графиня представляет Диану и по страсти к охоте и по красоте своей…»
Наташа является хорошей наездницей. Она легко и уверенно ездит на лошади:
«…Наташа ловко и уверенно сидела на своем вороном Арабчике и верною рукой, без усилия, осадила его…»
Наташа — выносливая девушка:
«…День отъездила, хоть мужчине в пору, и как ни в чем не бывало!..»
В душе Наташа является русской девушкой, несмотря на моду на все иностранное:
«…умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке…»
Наташа Ростова — страстная натура. Она не умеет делать что-то не от души:
«…но душа ее не лежала к этому делу; а она не могла и не умела делать что‑нибудь не от всей души, не изо всех своих сил…» «…Наташа, с свойственной ей во всем страстностью, вдруг тоже принялась за дело…»
Внешность Наташи в 28 лет (в 1820 году):
«…Наташа вышла замуж ранней весной 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она страстно желала и теперь сама кормила. Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка…» «…когда прежний огонь зажигался в ее развившемся красивом теле, она бывала еще более привлекательна, чем прежде…» (описание из эпилога)
Выйдя замуж за Пьера Безухова, Наташа сильно меняется. Она опускается и больше не следит за собой как раньше:
«…Все, знавшие Наташу до замужества, удивлялись происшедшей в ней перемене, как чему‑то необыкновенному…» «…Она, то что называют, опустилась. Наташа не заботилась ни о своих манерах, ни о деликатности речей, ни о том, чтобы показываться мужу в самых выгодных позах, ни о своем туалете…» «…она не занималась ни пением, ни туалетом, ни обдумыванием своих слов ей было совершенно некогда заниматься этим…»
Замужняя Наташа Ростова мало бывает в свете и все время посвящает семье:
«…В обществе молодую графиню Безухову видели мало, и те, которые видели, остались ею недовольны. Она не была ни мила, ни любезна…» «…Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, – была семья, то есть муж, которого надо было держать так, чтобы он нераздельно принадлежал ей, дому, – и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать…»
Наташа Ростова оказывается прекрасной женой и матерью:
«…Мать повторяла, что она всегда знала, что Наташа будет примерной женой и матерью…»
«…Она только до крайности доводит свою любовь к мужу и детям, – говорила графиня, – так что это даже глупо…»
Замужняя Наташа почти не занимается пением, как раньше: «…очень редко, когда что‑нибудь случайно вовлекало ее в пение, которое она совершенно оставила после замужества…» «…Наташа, напротив, бросила сразу все свои очарованья, из которых у ней было одно необычайно сильное – пение…»
Наташа Ростова оказывается требовательной женой:
«…о том, чтобы не стеснять мужа своей требовательностью…» «…Ему странно показалось в первое время своей женитьбы это требование жены – исполнить и не забыть всего того, что он взялся купить…»
Замужняя Наташа становится экономной, скупой хозяйкой:
«…Ежели он заслуживал упреки от Наташи, то только за то, что покупал лишнее и слишком дорого. Ко всем своим недостаткам, по мнению большинства: неряшливости, опущенности, или качествам, по мнению Пьера, Наташа присоединяла еще и скупость…» Это был цитатный образ и характеристика Наташи Ростовой в романе «Война и мир» Толстого: описание внешности и характера героини, портрет в цитатах и т.д.
Смотрите:
Все материалы о семье Ростовых
Все материалы по роману «Война и мир»
Источник: http://www.literaturus.ru/2015/12/natasha-rostova-vojna-i-mir-harakteristika-obraz.html
Сочинение на тему «Образ Наташи Ростовой в романе Война и мир»
Наташа является одним из главных персонажей романа.
Из книги видно, что автор очень любит свою героиню — он облекает ее в разные образы, наделяя то сугубо светскими манерами — например, на балу или на приеме в Москве, то наоборот, народными чертами — эпизод, где она пляшет после охоты с крепостными.
В самом начале романа мы с ней знакомимся, когда она была еще девочкой «с черными живыми глазами и крупным ртом», на ее именинах. А расстаемся, когда Наташа — графиня Безухова, уже многодетная мать и примерная семьянинка.
Толстой этот момент описывает как бы с сожалением, глядя на Наташу глазами Денисова, называет ее «самкой», которая «рожает, кормит и воспитывает детей». Ничего не осталось от прежней, хрупкой Наташи. Но вот она бежит навстречу Пьеру по коридору и вся преображается — блестят ее глаза, волосы развеваются, она вся в порыве!
Очень красочно и волнительно описан первый в ее жизни бал. Описаны мельчайшие подробности: «Руки и плечи вымыты по-бальному». Ростовы бегают по дому в суматохе, Наташа старательно помогает «Маман» советами, сама вырываясь из рук помощниц.
Наконец бал — где присутствуют девушки — Наташа и Соня, в одинаковых платьях, обе брюнетки и разрумянившиеся от волнения и страха. Но, Наташа блистает на балу, бесконечно кружась в котильонах, а Соня стоит никем незамеченная и ни разу не приглашенная.
Внутренний мир молодой Ростовой виден всем окружающим, ее детская непосредственность радует и изумляет, заставляя молодых людей тянуться к ней.
Непросто описаны отношения Наташи с мужчинами, которые в нее влюблены. Каждый из них оставляет глубокий след в ранимой душе молодой графини.
Как характерно и ярко описана сцена отказа в замужестве Денисову, а сколько страданий принес ей князь Курагин? Очень деликатно описаны отношения с князем Болконским — она по-настоящему трепетно к нему относилась, искренне раскаивалась в содеянном, даже ухаживала за ним смертельно раненным и нашла подход к его сестре Мари.
Поражает Наташино восприятие людей. Как она описывает их: «Вот Борис — такой синий и узкий, а Безухов — красный и широкий».
При том, что она совершенно не опытна в любовных делах, ведь Курагин чуть ее не скомпрометировал, пытаясь выкрасть и навлекая позор на семью, Наташа точно уловила суть «узкости», меркантильности и ограниченности Бориса и широту и простоту русской души Пьера. И ведь в конце она в своем выборе не ошиблась!
После прочтения романа остается очень неоднозначное мнение о Ростовой. Кажется, что Наташа — вот такая простушка и ветреница своего времени. Но проходит время и раскрывается вся суть ее цельного и сильного женского характера.
Источник: http://sochinyalka.ru/2014/01/obraz-natashi-rostovoj.html
Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Наше знакомство с любимой героиней Л.Н. Толстого – Наташей Ростовой – происходит на именинах Наташи и ее матери.
Чопорную обстановку нарушает вдруг веселый шум, и в комнату вбегает в сопровождении шумной компании «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка».
Она, не обращая внимания на строгие замечания матери, смеется «так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись».
Будто солнечный лучик ворвался в унылую, темную комнату, озарив все вокруг. Любимая героиня Толстого не отличается красотой, совершенством черт лица и фигуры. Но читатель забывает об этом, настолько велики обаяние, очарование Наташи.
Застывшая, холодная, мраморная, какая-то неживая красота Элен не по душе Толстому, а вот худенькой, далеко не совершенной внешне Наташей он искренне любуется: «Ее оголенная шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользнувших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы не уверили, что это так необходимо надо».
В радостные, счастливые минуты Наташа прекрасна, в тяжелые же, горькие даже уродлива. Но Наташина красота, которая кружит голову мужчинам (Денисову, Друбецкому, князю Андрею, Пьеру), не столько внешняя, сколько идущая изнутри. Это свет, который она излучает.
Неслучайно Толстой упорно избегает эпитета «красивая».
Он называет Наташу «прелестью» («Прелесть!» — сказал он, поцеловав кончики своих пальцев»), «милой» («Но верно только то, что эта девушка так мила, так особенна, что она не протанцует здесь месяца и выйдет замуж»), «обворожительной» («Соня, слушая, думала о том, какая громадная разница между ней и ее другом, и как невозможно было ей хоть насколько-нибудь быть столь обворожительной, как ее кузина»), но только не красивой. И окружающие ощущают исходящее от Наташи душевное тепло: «Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила дольше свой взгляд на тоненькой Наташе. Она посмотрела на нее и ей одной особенно улыбнулась в придачу к своей хозяйской улыбке».
Наташа – всеобщая любимица. Ее обожают родные, друзья, просто знакомые, а слуги в доме Ростовых «ничьих приказаний не любили так исполнять, как Наташиных».
Во все, что делает Наташа, она вкладывает душу.
Как тонко героиня чувствует музыку! Сколько силы, души вкладывает в свое пение, сколько обаяния в ее «необработанном», как говорили окружающие, голосе! Никого не может оставить равнодушным пение Наташи.
Героиня ведет себя непосредственно, она не умеет притворяться. Наташа отдается радости и горю вся, без остатка, не заботясь о том, как она выглядит и какое это впечатление производит на окружающих. Вот заплакала Соня, и Наташа тоже «заревела, как ребенок», только потому, что заплакала Соня. При этом героиня сделалась из оживленной, обаятельной девочки «совершенно дурною».
Героиня Толстого своей непосредственностью, живостью, эмоциональностью как бы протестует против излишне чопорных, манерных претензий светского общества.
На своем первом балу Наташа ведет себя не как светская, скучно-благовоспитанная барышня, а как живая, непосредственная, необыкновенно обаятельная девочка: «Она не могла принять той манеры, которая сделала бы ее смешной, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его».
Любимые герои Толстого вовсе не идеальные люди. Они ошибаются, совершают необдуманные, неправильные поступки. Так же происходит и с Наташей.
Поддавшись влиянию низких, подлых Анатоля и Элен (чистой Наташе и в голову не приходит, что люди могут совершать настолько бесчеловечные поступки), Наташа разрушает свое счастье с князем Андреем Болконским.
Но мы, как и Толстой, хотя и не оправдываем поступок Наташи, в тоже время, не вправе осуждать ее, потому что человеку вообще свойственно ошибаться. Никто не безгрешен. Да ведь и дурной поступок совершен Наташей только из-за ее неопытности, наивности, молодости.
Толстого очень тревожило, что представители светского общества забывали свой родной язык. На французском они иной раз говорили лучше, чем на русском, жалко копировали французскую моду, французские обычаи.
Гибель русского начала в русских людях рассматривается Толстым как страшное социальное явление.
И поэтому он особенно любуется танцующей Наташей, которая в свой грациозный танец вложила все то исконно русское, национальное и самобытное, что было так дорого Толстому: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, — этот дух, откуда взяла она все эти приемы, которые pas de chale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка».
Наташа умеет согревать своим теплом, заботой тех, кто в этом нуждается. После смерти любимого человека – Андрея Болконского – Наташе казалось, что ее жизнь кончена.
Но вдруг любовь к матери, находившейся в отчаянии после смерти Пети, показала ей, что «сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней».
Только Наташино душевное тепло и ее чуткость, заботливость помогли старой графине не сойти с ума после смерти сына.
Толстой любуется Наташей-патриоткой. Узнав, что мать не желает отдавать подводы раненым, так как хочет увезти как можно больше ценных вещей, Наташа приходит в ярость.
На последних страницах романа перед читателями новая Наташа, пополневшая мать четверых детей, «самка», как называет ее Толстой, занятая только мужем и детьми, махнувшая рукой на свою внешность.
Но героиня Толстого — по-настоящему счастливая женщина, счастливая мать. Я рада, что рядом с ней по жизни идет такой замечательный, добрый, великодушный, благородный человек, как Пьер. Наташа заслужила свое счастье.
Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/tolstoj-l-n/vojna-i-mir/8539-obraz-natashi-rostovoj-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir
Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир» (сочинение)
Среди всех женских характеров, предстающих перед нами и романе Л.Н. Толстого «Война и мир», образ Наташи Ростовой раскрыт наиболее полно. На протяжении повествования читателям дана возможность проследить за трансформацией толстовской героини из тринадцатилетней девочки-подростка в зрелую женщину-мать.
Читая роман, невозможно не понять, что Толстой по-настоящему любит свою героиню. Любит как художник, воплотивший в её образе свои представления не только о женском идеале, но и о роли женщины в жизни конкретных людей и общества в целом.
В отличие от других персонажей, Наташа Ростова не появляется в романе, а, выражаясь словами автора, «влетает» в него« гадким утёнком, готовым превратиться в лебедя». Она олицетворяет собой саму жизнь, и с самых первых глав романа заражает своим жизнелюбием всех людей, с которыми так или иначе сводит её судьба.
В юной Наташе мы замечаем наивную и трогательную привязанность ко всем и ко всему, что её окружает. Именно это свойство делает некрасивую, как отмечает Толстой, девочку-девушку столь привлекательной и обаятельной в наших глазах.
Наташу отличает необыкновенная способность жадно и незаметно для других впитывать в себя из окружающей жизни всё самое хорошее. Вот мы видим её танцующей не на балу, а в помещичьем доме, в гостях у родственника.
Мы искренне любуемся Наташей, плывущей в русском танце, и разделяем неприкрытое восхищение автора: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух!».
На мой взгляд, в этом эпизоде Наташа Ростова неуловимо напоминает пушкинскую Татьяну, которая тоже была «русская душою». Вместе с тем, в сравнении с Татьяной Лариной Наташа Ростова кажется более живой, непосредственной.
Главное, что привлекает в Наташе окружающих, — это её удивительная способность источать вокруг себя любовь и умножать её стократно, радоваться чужому счастью и сопереживать беде, делиться с другими частицей собственной души и одновременно не оскудевать ею. Обогащая чужую душу, Наташа облагораживает собственную — в этом заключается идея Толстого о спасении и единении всех людей через мировую любовь.
Испытания, выпавшие на долю России и семьи Ростовых во время войны 1812 года, лишь укрепили характер Наташи и её веру в жизнь.
Ухаживая за умирающим князем Андреем, она до самого конца остаётся с ним всем своим сердцем и укрепляет его дух в момент, когда князь «пробуждается от жизни».
Та «высокая, чистая, красивая душа», которую разглядел в Наташе Пьер Безухов, раскрывается за лишениями и страданиями войны в полную силу.
Наделённая необыкновенной силой жизни, после гибели брата Наташа буквально вырывает из лап безумия и смерти свою мать, и при этом душевной щедрости в ней не убывает. Военные тяготы лишь увеличили силу её любви, в которой затем она открыла для себя истинный смысл жизни.
Женское счастье, которым наделил Толстой свою героиню в конце романа, есть плата за её любовь и силу жизни. «Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила» — в этой «сильной, красивой и плодовитой самке» заключены мысли самого автора о месте и благородной цели женщины в жизни.
«Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа» — читаем мы дальше. Любить и быть любимой — такова жизненная философия Наташи, отражающая взгляды самого автора на «женский вопрос».
И потому нет ничего странного и удивительного в том, что любимая героиня Толстого «мыслит не умом, а всем существом своим, то есть плотью».
Повзрослев душой, Наташа Ростова приобщилась к великой тайне жизни, в которой есть место каждому человеку, каждому живому существу, каждой песчинке и каждому камню. И она нашла в ней своё скромное и вместе с тем благородное предназначение. Не могла не найти.
Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004
Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/tolstoj_l_n/obraz_natashi_rostovoj_v_romane_vojna_i_mir_sochinenie/64-1-0-1807
Наташа Ростова в романе «Война и мир»
Наташа Ростова в романе «Война и мир» — это воплощение национального женского характера
Образ Наташи Ростова для Толстого очень значим
Образ Наташи Ростовой для Толстого особенно значим, во-первых, потому, что она являет собой воплощение русского характера, во-вторых, потому, что именно эта героиня наиболее полно отражает взгляд автора на идеальную сущность женщины и место женщины в обществе.
В понимании Толстого женщина есть олицетворение любви, но любви духовной, роль женщины в обществе — это роль хранительницы семьи.
Детство и семья Наташи
Такой характер, как у Ростовой, мог появиться только в семье, олицетворяющей мир патриархальной дворянской семьи, в которой не только все ее члены, но и слуги, и остальные домочадцы представляют собой единое целое, связанное любовью.
Мы узнаем, например, что графиня вышла за графа Ростова по любви, хотя он был не так именит и богат, как остальные претенденты.
Мир старых Ростовых и их детей — это мир бесконечной доброты и самопожертвования (реакция старого графа на проигрыш Николая, подводы для раненых в Москве в ущерб своему имуществу, поведение Пети и Николая и многое другое). Сама же Наташа — любимица всей семьи.
Мы встречаемся с ней, еще девочкой, на первых страницах романа, на именинах, которые являют контраст со страницами, посвященными салону Анны Павловны Шерер. Непосредственностью героини любуются не только мать и отец, но и все гости.
Черты характера Наташи
Наташа щедро наделена лучшими человеческими качествами
Ростова щедро наделена лучшими человеческими чертами:
- она талантлива (прекрасно поет),
- одарена внутренней чуткостью (как понимает она чувства других людей, например, Пьера),
- мечтательна (ночь в Отрадной и беседа с Соней, которую слышит князь Андрей),
- в высшей степени олицетворяет лучшие качества русской души ( сцена танца у дядюшки, поведение героини во время отъезда из Москвы).
— пишет Толстой. Без любви Наташа страдает, как в год отъезда князя Андрея. Даже в ее чувствах к Анатолю проявляется сущность её характера. Она не может лгать и поэтому уверена, что и остальные так же правдивы, как она.
Героиня Ростовой живет как бы на одном дыхании, неудержимо отдается тем чувствам, которые ее одолевают. Забота о матери, раненом князе Андрее, даже о совершенно чужих ей раненых составляет суть ее отношений с людьми.
Толстой показывает, что натура Наташи может быть искажена при соприкосновении с лживым миром Курагиных, но суть ее при этом остается прежней.
Недаром Пьер понимает, что любит Наташу именно в дни, когда раскрывается ее роман с Курагиным.
В эпилоге романа читатель подчас видит совсем не ту героиню, к которой привык и которую хотел бы видеть. Но, по Толстому, именно в семье находит она свое предназначение.
Именно такая женщина является идеалом писателя. Заботы о муже и детях, деятельное участие в их судьбе — вот предназначение женщины.
Ростова не вдумывается в те идеи, которые обуревают Пьера, но она полностью доверяет ему и готова последовать за ним всюду.
Образ Наташи в системе романа и авторское отношение Толстого к ней
В системе образов «Войны и мира» эта героиня Ростовой занимает одно из центральных мест. Почти все мужские образы так или иначе связаны с Наташей.
Николай связан с ней чувством родства душ, Борис Друбецкой, князь Андрей, Анатоль Курагин, Пьер — все они любят её, правда, по-разному. Она обладает удивительной способностью самим своим существованием пробуждать в человеке лучшие качества и чувства.
Подслушанный князем Андреем разговор Наташи и Сони в Отрадном становится последней каплей, которая была необходима для воскрешения Болконского к жизни.
Чрезвычайно интересно соотнесение образа Наташи Ростовой с другими женскими образами романа. Прежде всего, надо говорить о персонажах княжны Марьи и Элен.
Княжна Марья во многом близка Наташе
Княжна Марья во многом близка Наташе (сущность ее жизни тоже любовь), но в то же время в Марье значительно больше духовной работы, скрытой от других внутренней жизни. Обе любимые героини романа Толстого некрасивы, но в минуты высоких душевных переживаний они прекрасны. Толстой постоянно пишет о «блестящих», «сияющих» глазах героини, о «прекрасных, лучистых глазах княжны Марьи.
Душевной красоте Ростовой противопоставлена мертвая, мраморная красота Элен Курагиной. Принципиально для писателя, что любовь, которая составляет суть характера и образа Наташи, абсолютно не свойственна Элен.
Элен — хищница, ее внешность не соответствует внутреннему миру
Элен — хищница, ее внешность не соответствует внутреннему миру. Толстой не устает подчеркивать, что в человеке, прежде всего, прекрасен внутренний мир, который делает его красивым и внешне.
А вот обратное (когда прекрасный облик обязательно связан с внутренней красотой) совсем необязательно.
Таким образом, противопоставление Наташи и Элен (например, в сцене первого ее бала) помогает автору раскрыть идеал красоты:
красота обязательно связана с духовностью.
Толстой пристрастно относится к своим героям. И этого он не скрывает. Он заставляет своих любимых персонажей совершать ошибки, мучаться, падать духом и воскресать снова. Наташу он любит всей душой, выбирая самые разнообразные краски для того, чтобы обрисовать ее характер.
Смотрите нашу презентацию по данной теме:
Детали портрета Наташи Ростовой:
- подчеркивающие некрасивость героини и выделяющие внутреннюю красоту (большой рот, сияющие глаза),
- проявление характера в поступках (ночь в Отрадном, русская пляска у дядюшки, первый бал, объяснение с князем Андреем в Мытищах и другие),
- авторская характеристика
Сущность жизни Наташи Ростовой — любовь
(«любовь к матери показала ей, что сущность ее… — любовь — еще жива в ней),
- отношение к героине других персонажей (в трагические минуты жизни Ростова необходима другим: именно ее зовет старая графиня после известия о смерти Пети),
- излюбленный прием Толстого — контраст (контраст внешности Наташи и Элен в описании первого бала героини, контраст между некрасивым, даже страшным лицом героини и внутренним огнем души при встрече с Андреем в Мытищах).
Каким бы противоречивым ни было восприятие образа Наташи Ростовой современными читателями, мы сталкиваемся в нем с особенным миром души русской женщины, русской дворянки, начала ХIХ века. В этом характере, с одной стороны, отразились черты века, с другой — общенациональные и общечеловеческие черты.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь
Источник: http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/tolstoy-obraz-natashi-rostovoy-v-romane-voyna-i-mir
Сочинение на тему: «Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Центральным женским образом романа «Война и мир», является образ Наташи Ростовой. Наташа- сильная, энергичная девушка. Автор впервые рисует нам её живой образ, когда ей было тринадцать лет. Описывает её как отважную, смелую девушку, которая не знает, что значит робеть, или конфузиться, и часто решается на шалости.
Наташа выросла счастливой и вольной натурой, в прекрасной, любящей семье. В ней нет ничего искусственного, рассчитанного она как открытая книга, она вся- порыв и увлечение. Молодой девушке пишут стихи, влюбляются в неё, её это нравиться. Она с детства привыкла всех очаровывать, невольное, игривое кокетство часть её.
Наташе необходимо что бы ей восхищались, она счастлива этим восхищением, своим пением, красотой, милым братом.
Наташа влюбчивая натура. В тринадцать лет она влюбляется в Бориса и обещает быть его женой, потом в учителя пения, потом в Пьера Безухова и опять в Бориса. Она мечтает о настоящей, искренней любви.
На бале Наташа влюбляется в князя Андрея, и понимает, что эта любовь не похоже ни на одну из предыдущих. «Вот она настоящая»,- говорит она. Эта своевольная, гордая девушка полностью подчиняет себя Андрею.
Она рассматривает его превосходство перед другими, спрашивается себя тревожно: «Чего он ищет во мне? Что если он не найдет во мне того, что он ищет». Андрей ничего особенного не пытался в Наташе, он лишь хотел убедиться, не такая ли она кукла, как его предыдущая жена.
Князь боялся молодости Натальи, хотел испытать её чувство, но более всего он повинуется своему отцу, считавшему, что родство с Ростовыми — унизительно, и Андрей уезжает, отложив свадьбу на год.
В романе автор очень четко определил понятия любви для мужчины и женщины. Любовь для мужчины- отдых, наслаждение. Женщина же отдает этому чувству намного больше, любовь- смысл всей жизни.
Наташа переживала, что её любовь пропадает даром, не для себя она живет, а для другого.
«Ей оскорбительно было думать,- говорит автор,- что тогда, когда она живет мыслью о нем, он живет настоящей жизнью, видит новые места, новых людей, которых она не знала».
Наташа находит новую любовь, которая больше даже увлечение, страх быть одной. Объект её любви Анатолий Курагин, с которым она готова сбежать от родителей, но как натура пылкая ,безусловно, любящая больше родителей, — отказывается от этой выгодной партии. Её действия были лишь порывом глупой девочки, а не сознательные действия мудрой женщины.
Эта была большая Наташина ошибка, за которую она сполна ответит. Наташа переживет гибель Андрея, своего брата.
Но все эти горести не сломили её сильную и вольную натуру, она снова пытается построить счастье с Пьером Безуховым и ей это удается. Наташа наконец-то обрела счастье , к которому так стремилась: у неё есть любящий муж, дети, свой дом.
Наташа, несмотря на совершенные ошибки, достойна восхищения и звания одной из лучших женщин-героинь в русской литературе.
Источник: https://online-urok.ru/sochinenie-na-temu-obraz-natashi-rostovoy-v-romane-l-n-tolstogo-voyna-i-mir/
Статья (10 класс) на тему: Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир»
Одним из самых ярких женских персонажей гениального эпохального романа Льва Толстого «Война и мир” безусловно является Наташа Ростова.
Описывая жизненный путь от 13-летной девчушки до зрелой 28-летней дамы и матери четверых детей, автор попытался показать всем, каким о видит идеальный образ жены и матери в семье, а так, какое место женщины должны занимать в обществе.
«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая”, — в таком, не очень привлекательном образе, появляется Наташа Ростова на страницах романа. Этим описанием Толстой желает подчеркнуть, что женщина (девушка, девочка) может привлечь к себе внимание не только своей внешностью, но и, как бы это правильно выразиться, состоянием души.
Естественная простота, способность к пониманию не только умом, но и сердцем, нежность и чуткость — вот главные добродетели, которые, по мнению автора, должны быть присущи женщине. Именно этими качествами он и наделил Наташу Ростову.
С возрастом у Наташи меняются некоторые взгляды на окружающий мир, она совершает некоторые поступки, за которые ей будет стыдно (например, увлечение Курагиным), но в не меняется ее состояние души. Она:- если и ошибается, то искренне;- если любит, то всем сердцем.Она никогда не задумывается о возможных последствиях ее поступков — она просто делает то, что велит ей ее сердцем. И в этом главная ценность внутреннего мира Наташи Ростовой.
образ толстовской Наташи Ростовой является собирательным — мол Толстой «списал» по чуть-чуть из женских литературных образов того времени:- кто-то в Ростовой видит черты «онегинской» Татьяны Лариной (в некотором роде, Толстой «списал» внешний вид «своей» Наташи у Пушкина.
Кроме того, этих двух героинь роднит сходство удивительного сочетания поэтики французских романов того времени с чисто русской открытой душой);- кто-то нашел много общего Наташи Ростовой с грибоедовской Софьи из «Горе от ума” (уж не «списал» ли Толстой сюжетную линию увлечения Наташи к Курагину с истории влюбленности Софьи в подловатого и не очень умного, но достаточно элегентного Молчалина?);- и т.д.
Возможно литературные критики правы, но в том и состоит уникальность
образа Наташи Ростовой и гениальность Льва Толстого, что он сумел из разрозренных образов сумел собрать полноценный образ практически идеальной девушки, женщины XIX века.Особенно удался Толстому едва ли не мгновенное преобразование наивной барышни в уверенную и мужественную женщину, когда после гибели Петра Ростова Наташе пришлось стать чуть ли не главой всей семьи.
При этом, по-прежнему особо не вдумываясь в то, что делает, действуя скорее интуитивно, Наташа совершает поступки, которыми можно гордиться и восхищаться. Если преданность и нежную заботу над тяжелораненным Андреем Болконским можно расценить, как нечто «привычное» для русской женщины, то эпизод разгрузки личного багажа и передача всех телег «чужим» раненным заслуживает особого уважения.
Теряя на жизненном пути своих близких, имущество, пропустив через себя практически все испытания и тяготы войны 1812 года, Наташа Ростова «вознаграждается» счастливым браком с Пьером Безуховым. «Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила”.
Она любит и любима — более счастливого концовки романа и не придумаешь
Источник: https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2015/09/14/obraz-natashi-rostovoy-v-romane-l-n-tolstogo-0
Характеристика Наташи Ростовой в романе «Война и мир»
Не секрет, что Лев Толстой, который написал роман-эпопею «Война и мир», особенно симпатизировал одной героине — это Наташа Ростова, характеристику которой мы сейчас коротко обсудим.
Хотя образ Наташи Ростовой, если говорить о женщинах, является центральным в произведении, о ее внешности можно сказать, что девушка не отличается красотой в классическом понимании этого слова.
Толстой рисует ее портрет так, что читателю представляется простушка, девушка, которую не назовешь красавицей. У нее запоминающиеся черты внешности: черные глаза, похожие на ночь; большой рот; она не блещет фигурой.
Если посмотреть на цитатную характеристику Наташи Ростовой, можно получить достаточно полное представление об ее образе. Тут ярко выражен контраст с другой героиней романа — Элен Курагиной, но продолжим говорить именно об образе Наташи Ростовой.
Когда события романа «Война и мир» только начинают развиваться, мы видим, что Наташа задорная и игривая девчонка, она испытывает горячую любовь к жизни и не хочет делать то, что принято в высшем свете.
Ее характеристика похожа на таких персонажей, как Татьяна Ларина — «Евгений Онегин» и Софья — «Горе от ума», благодаря Наташе роман приобретает особенно яркие краски, представляя жизнь во всем своем многообразии и полноте.
Весьма яркий эпизод — пляска девушки в конце охоты, ведь именно тогда проявился бунт русской души, и остались где-то в стороне такие понятия, как: происхождение, положение и воспитание. Мы видим обычную русскую девчонку. Вот яркое проявление образа Наташи Ростовой.
А то, что она увлекалась гаданием, принимала участие в забавах простого народа и обожала французские романы, усиливает схожесть с Лариной и Софьей.
Главное в характеристике Наташи Ростовой
Девушка очень добрая и простодушная. Она понимает и выслушивает других, готова помочь и умеет сопереживать. Наташу тянет к романтике и она способна на сильные чувства и порывы души русской. Это подчеркивает ее отношения с Болконским, в которого она влюбилась, ее чувства к Курагину.
Да, Наташа Ростова не вдумчива, не проницательна в жизни и не отличается высокой интеллектуальностью, но Толстой и не желал наделять ее такими чертами характера. Рассматривая образ Наташи Ростовой, мы должны четко понимать, что в первую очередь речь идет о любви, искренности и чистой душе — вот это главное в Наташе.
В ней мы узнаем настоящую русскую душу: сильную женщину, готовую совершить подвиг, которая не была сломлена событиями 1812 года, когда бушевала война. Вышеупомянутые качества двигают ее мотивами и действиями.
Ей пришлось пережить смерть Пети, ухаживать за Болконским, который был ранен, взять на себя ключевую роль в семейных отношениях с близкими. Именно поэтому Наташа счастлива с любимым — это Пьер Безухов.
Прочитайте также статью — «Характеристика Пьера Безухова».
Выводы
Несомненно, духовное процветание, жизненная зрелость личности, общее развитие и другие понятия были заложены в характеристике Наташи Ростовой. Лев Тостой четко показал черты русской женщины.
Кто-то удивится, прочитав, что ближе к концу повествования автор называет свою героиню самкой с четырьмя детьми.
Но это не должно негативно сказываться на образе Ростовой, ведь Толстой применил это слово в том смысле, то не каждой женщине выпадает достоинство продолжить род, и не каждая способна дать хорошее воспитание будущему потомству.
Итак, мысль Толстого заключается вот в чем: Наташа Ростова олицетворяет саму Россию. Это растрепанная, неказистая и с виду некрасивая страна, какой и стала в зрелом возрасте сама Наташа, но зато внутри она сильна духом и способна на многое.
Вы прочитали статью о том, какая характеристика Наташи Ростовой в романе «Война и мир» Льва Толстого. Познакомьтесь также с кратким анализом «Война и мир» и кратким содержанием.
Источник: https://reedcafe.ru/blogs/harakteristika-natashi-rostovoy-v-romane-voyna-i-mir
Сочинение «ОБРАЗ НАТАШИ РОСТОВОЙ В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР»
Сочинение «Тема жизни и смерти в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Одной из самых ярких особенностей романа Л. Н. Толстого “Война и мир” является глубокий психологизм и внимание автора к чувствам и мыслям героев. Сам жизненный процесс становится главной темой его творчества.
Он показывает всего человека так, что перед нами выступают не остовы и схемы, которыми зачастую грешит типичность, а те неповторимые, единственные, интимные движения определенной души, которые представляют собою и самое дорогое, и самое несомненное в каждом из нас.
И главнее, и поразительнее всего то, что именно из этих индивидуальных деталей, из этих человеческих подробностей, из этой россыпи личного вырастает мировая целостность, такое неслыханное обобщение, которое связывает в единое целое не только людей, но и все живое вообще.
Понятия “жизни и смерти” являются ключевыми для понимания и философской концепции писателя, и психологии героев, и исторической судьбы страны. Ведь уже в заглавии романа “Война и мир” звучат эти два понятия, противопоставленные и дополняющие друг друга одновременно.
Тему жизни и смерти можно рассматривать в романе с разных точек зрения: это и военные события, несущие разрушение, ужас, кровь невинных; это и бессмысленно прожитая жизнь, подобная смерти; это и смерть ради жизни. Отношение к жизни и смерти героев является одним из критериев нравственной оценки персонажей романа.
Прежде чем говорить о жизни и смерти героев, нужно заметить, что смерть действует на них по-разному. Одни умирают тихо, почти бесследно проходит их жизнь. Так изображена смерть старого графа Безухова и Элен. Другие персонажи близки автору и любимы им, поэтому расставание с ними очень болезненно. Таково описание смерти князя Андрея и Лизы Болконской.
Автор делит героев на две группы: развивающихся духовно и замерших в своем развитии. Героев “живых” сразу можно отличить от “мертвых”. Первые (Пьер, Андрей, Николай) меняют свои убеждения, ищут, страдают, а вторые неподвижны и всегда одинаковы.
Создается впечатление, что они не способны мыслить и чувствовать вообще. Эти герои способны менять лишь ярлыки-маски.
Так князь Василий Курагин сменил маску “государственного человека” на маску “убитого горем отца” (после смерти дочери, к которой он не испытывал почти никаких отцовских чувств); Жюли Карагина сменила маску “утонувшей в пучине меланхолии” на маску “счастливой невесты”.
На протяжения всего романа автор ни разу не заглянул в душу к такому герою. Не проявляя никакого интереса к таким душам, он показал, что там все статично, там царит мрак. Такие герои не способны к любви, к проявлениям человеческих чувств. Вот пример.
В семье Курагиных умирает дочь Элен, а отец ни на час не прекращает интриговать при дворе, используя свое положение “убитого горем отца”. Как не вспомнить хладнокровное, продуманное поведение Друбецкой в доме умирающего графа Безухова! Эти люди руководствуются лишь эгоизмом и корыстью. Они нравственно бесплодны.
Есть в романе герои “живые”. К ним относятся князь Андрей, княжна Марья, Пьер, Николушка, Наташа, Платон Каратаев и другие.
Смерть физическая ничего не добавляет к смерти “мертвых” героев. Они тонут в забвении. Элен очень быстро забыли в Петербурге. На “живых” героев смерть физическая действует иначе. Они умирают, но после них остается след.
Так, князь Андрей оставил после себя сына и добрую память у всех близких. Так, княжна Марья заботится о том, чтобы все ее действия и поступки находились в согласии с волей умершего.
Воспитывая Николушку, она все время спрашивает себя, одобрил бы ее действия брат или нет. Николушка мечтает стать таким же, как отец.
Жизнь “живых” не бесполезна.
Есть у Толстого в романе самая загадочная и непонятная смерть -пробуждение от жизни. Эта смерть подобна уходу человека в монастырь. Человек отрешается от всего земного. Такое случилось с князем Андреем.
Во сне Андрею кажется, что в комнату врывается пустота и порывом ветра задувается свеча. Описывая мысли умирающего героя, Толстой показывает невозможность для окружающих понять то, что открылось князю Андрею.
Такая смерть недоступна “мертвым” героям, они не способны к пробуждению от собственной мелочной жизни.
Наряду с символом смерти — порывом ветра, задувающим свечу, появляется и символ жизни — пламя. Это пламя горит по-разному в каждом герое. Наверное, наиболее ярко горит это пламя в душе Наташи Ростовой. Это не ровное горение в княжне Марье, это не огонь Пьера- то яркий, вдохновенный, то слабый, теряющийся в темноте. Жизнь Наташи — яркое сочное пламя жизни.
(Недаром критик и писатель В. В. Вересаев назвал это главное свойство Наташи “живой жизнью”).
Поет Наташа или в туфлях на босу ногу совершает свои ночные визиты к матери, или она танцует русскую, и от нее, этой “графинечки”, “где, как, когда всосавшей в себя этот дух”, исходит светлый ток жизнерадостности; и в “бархатной” темноте ночи так много делается, такая радостная работа идет в ее восприимчивой и творческой душе, жадной к бытию, и так все это овеяно счастьем, что, казалось бы, мир склоняется над миром и нет ничего другого, кроме этой отрады, кроме этой девушки, которая горит своим человеческим огнем, дышит всей своей молодой грудью. Наташа проходит путь от маленькой девочки до матери, посвятившей себя детям. Особо Толстой подчеркивает плодовитость Наташи. А жизнь всегда плодовита.
Писатель видит коренное отличие жизни “мертвых” от жизни “живых” героев. “Мертвые” стали мертвыми, так как не было с ними рядом “живых”. А жизнь “живая” преемственна. Так Пьер считает жизнь Платона Каратаева идеальной и стремится подражать ему. Николушка идеализирует “дядю Пьера” и желает стать таким же, как он. Налицо преемственность жизни.
Итак, смерть в романе “Война и мир” показана Толстым в трех аспектах. Есть изображение физической смерти, смерти нравственной и смерти как пробуждения от жизни. Смерть незрима и непонятна, но окончательна и бесповоротна.
Жизнь у писателя также делится на физическую и нравственную. Именно нравственной жизнью живут все положительные герои романа.
Сочинение «ОБРАЗ НАТАШИ РОСТОВОЙ В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР»
Наташа Ростова — центральный женский персонаж романа и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах страниц романа.
Здесь все: и сумма идей о месте женщины в обществе и семье, и мысли о женском идеале, и незаинтересованная романтическая влюбленность творца в свое творение. Наташа появляется на страницах романа тринадцатилетней. Полуребенок-полудевушка.
Толстому важно в ней все: и то, что она некрасива, и то, как она смеется, что говорит, и то, что она черноглаза и волосы ее сбились назад черными кудрями. Это гадкий утенок, готовый превратиться в лебедя. Атмосферу счастья, всеобщей любви, игры и веселости в московском доме Ростовых сменяют идиллические пейзажи имения в Отрадном. Пейзажи и святочные игры, гадания.
Она даже внешне, и, думается, совершенно не случайно похожа на Татьяну Ларину. Та же открытость любви и счастью, та же биологическая, бессознательная связь с русскими национальными традициями и началами. Вспомним, как Наташа отплясывает после охоты. , — удивляется дядюшка. Кажется, не меньше удивлен и автор: .
Однако, как литературный образ, Наташу невозможно полностью понять без определенных литературных проекций. Во-первых, это пушкинская Татьяна Ларина. Их внешнее сходство можно расценивать как цитатное. Кроме того, общая культурная аура, поэтика фольклорных забав и, отдельно, поэтика французских романов, которыми зачитывались барышни той поры. Во-вторых, это Софья из комедии Грибоедова .
Влюбленность образованной, умной девушки в подленького и глуповатого Молчалина и любовь-болезнь, любовь-наваждение Наташи к Анатолю Курагину имеют довольно много схожих черт. Обе эти параллели не позволяют полностью объяснить Наташу, однако с ними легче разглядеть причины некоторых ее поступков и душевных движений. В период войны 1812 года Наташа ведет себя уверенно и мужественно.
При этом она никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает. Она повинуется некоему инстинкту жизни. После гибели Пети Ростова — она главная в семье. Она долгое время ухаживает за тяжело раненным Болконским. Это очень трудная и грязная работа.
То, что Пьер Безухов увидел в ней сразу, когда она была еще девочкой, ребенком, — высокую, чистую, красивую душу, Толстой открывает нам постепенно, шаг за шагом. Наташа до самого конца с князем Андреем. Вокруг нее концентрируются авторские идеи о человеческих основаниях нравственности. Толстой наделяет ее необычайной этической силой.
Теряя близких, имущество, испытывая в равной мере все тяготы, которые выпали на долю страны и народа, — она не испытывает духовного надлома. Когда князь Андрей пробуждается , Наташа пробуждается для жизни. Толстой пишет о чувстве , которое охватило ее душу. Оно, оставшись навсегда, стало смысловой составляющей дальнейшего существования Наташи.
В эпилоге автор изображает то, что, по его представлениям, есть истинное женское счастье. . Уже ничего не напоминает в этой сильной, широкой матери прежнюю Наташу. Толстой нарекает ее . Все мысли Наташи вокруг мужа и семьи. Да и мыслит она по-особенному, не умом, .
Она словно часть природы, часть того естественного непостижимого процесса, в который вовлечены всю люди, земля, воздух, страны и народы. Не удивительно, что подобное состояние жизни не кажется примитивным или наивным ни героям, ни автору. Семья — обоюдное и добровольное рабство. . Она только любит и любима. И в этом для нее скрыто истинное положительное содержание жизни. — единственный роман Толстого, имеющий классический счастливый конец. То состояние, в котором он оставляет Николая Ростова, княжну Марью, Пьера Безухова и Наташу, — лучшее, что он мог придумать и дать им. Оно имеет основание в нравственной философии Толстого, в его своеобразных, но очень серьезных представлениях о роли и месте женщины в мире и обществе.
Сочинение «Образ Кутузова и вопрос о роли личности в истории»
Сочиняя «Войну и мир», Лев Толстой создавал не просто роман, он создавал роман исторический. Многие страницы в нем посвящены специфически толстовскому пониманию исторического процесса, его философии истории.
В связи с этим в романе действует множество реальных исторических персонажей, так или иначе влиявших на состояние европейского и российского общества в начале XIX века.
Это император Александр I и Наполеон Бонапарт, генерал Багратион и генерал Даву, Аракчеев и Сперанский.
А среди них персонаж-знак, обладающий совершенно особой смысловой наполненностью, — генерал-фельдмаршал Кутузов Михаил Илларионович, светлейший князь Смоленский — гениальный русский полководец, один из об-разованнейших людей своего времени.
Кутузов, изображенный в романе, разительно отличается от реального исторического лица. Кутузов для Толстого — воплощение его исторических новаций. Он — фигура особенная, личность, наделенная инстинктом мудрости. Он подобен вектору, направление действия которого определяет сумма тысяч и миллионов причин и действий, совершаемых в историческом пространстве.
«История, то есть бессознательная, роевая, общая жизнь человечества, всякой минутой жизни царей пользуется для себя, как орудием для своих целей».
И еще одна цитата: «Каждое действие… в историческом смысле непроизвольно, находится в связи со всем ходом истории и определено предвечно».
Такое понимание истории делает всякую историческую личность личностью фатальной, обессмысливает ее активность. Она для Толстого в контексте истории выступает страдательным зало-гом общественного процесса. Только поняв это, можно объяснить действия, а точнее, не-действия Кутузова на страницах романа.
В Аустерлице, имея превосходящее количество солдат, прекрасную диспозицию, генералитет, тот самый, который он выведет потом на Бородинское поле, Кутузов меланхолически замечает князю Андрею: «Я думаю, что сражение будет проиграно, и я так сказал графу Толстому и просил передать это государю».
А на заседании военного совета перед сражением он просто, по-стариковски, позволяет себе заснуть. Он уже все знает. Ему все известно заранее. Он несомненно обладает тем «роевым» пониманием жизни, о котором пишет автор.
Однако Толстой не был бы Толстым, если бы не показал фельд-маршала еще и живым человеком, со страстями и слабостями, со способностью к великодушию и злобе, состраданию и жестокости.
Он тяжело переживает кампанию 1812 года. «До чего… до чего довели! — проговорил вдруг Кутузов взволнованным голосом, ясно представив положение, в котором находилась Россия».
И князь Андрей видит слезы на глазах старика.
«Они будут у меня конину жрать!» — грозит он французам. И выполняет свою угрозу. Умел слово держать!
В его бездействии воплощена коллективная мудрость. Он совершает поступки не на уровне их понимания, а на уровне некоего врожденного инстинкта, так, как знает крестьянин, когда надо пахать, а когда сеять.
Кутузов не дает генерального сражения французам не потому, что не хочет, — этого хочет государь, этого хочет весь штаб, — а потому, что это противно естественному ходу вещей, который он не в состоянии выразить словами.
Когда же это сражение происходит, автору не понятно, почему из десятков похожих полей Кутузов выбирает Бородинское, ничем не лучше и не хуже других. Давая и принимая сражение в Бородино, Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно и бессмысленно.
Кутузов на Бородинском поле не производит никаких распоряжений, он только соглашается или не соглашается. Он сосредоточен и спокоен. Он один все понимает и знает, что по окончании сражения зверь получил смертельную рану. Но для того чтобы он умер, необходимо время.
Единственное хрестоматийно-историческое решение Кутузов принимает в Филях, один против всех. Его бессознательный народный разум побеждает сухую логику воинской стратегии.
Оставив Москву, он выигрывает войну, подчинив себя, свой ум, свою волю стихии исторического движения, он стал этой стихией. Именно в этом убеждает нас Лев Толстой: «Личность есть раб истории».
Сочинение «Кутузов и Наполеон (по роману «Война и мир»)»
Говоря о Бородинском сражении, нельзя умолчать о двух ключевых фигурах этого решающего события в истории девятнадцатого века: Кутузове и Наполеоне.
Толстой в романе “Война и мир” изображает этих людей диаметрально противоположными. Поведение Кутузова порой озадачивает читателей. Толстой показывает главнокомандующего дремлющим, бездействующим. Но в этом видна особая мудрость этого старого человека. Он не отдает приказы, а как-то особо, по-человечески, говорит:
— Поезжай, голубчик, поезжай, Христос с тобой… Наполеон же деятелен, порой суетлив. Он пишет приказы,
получает подарки, завтракает. В нем чувствуется радостное возбуждение перед решительным боем. Ему предрекают взятие Москвы: “Через три дня вы увидите Москву. Вы, верно, не ждали увидеть азиатскую столицу. Вы сделаете приятное путешествие”.
Для Кутузова и всех русских людей на Бородинском поле решалась судьба: быть или не быть стране.
Для Наполеона же — это очередная победа,— так он думал,— которая сделает его владыкой полумира.
“Весь день 25 августа,— как говорят его историки,— Наполеон провел на коне, осматривая местность, обсуждая планы, представляемые ему его маршалами, и отдавая лично приказания своим генералам”.
Кутузов беседует с князем Андреем, выслушивает проект Денисова об организации партизанских отрядов и отвечает:
“— Хорошо, хорошо, голубчик, оставайся тут, при штабе, завтра поговорим”.
Главнокомандующий как бы нехотя соглашается подписать бумаги:
“Он поморщился…
— Нет, вели подать, голубчик, сюда столик, я тут посмотрю…”
Кутузов слушает доклад “только оттого, что у него были уши… но очевидно было, что ничего из того, что мог сказать ему дежурный генерал, не могло не только удивить или заинтересовать его, но что он знал вперед все, что ему скажут…”. Кутузов считает, что в штабе мало что решается. Все будет зависеть от солдат. Поэтому на желание Андрея Болконского сражаться в полку, Кутузов отвечает:
“— Жалею, ты бы мне нужен был: но ты прав, ты прав. Нам не сюда люди нужны. Советчиков всегда много, а людей нет… иди с Богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога — это дорога чести”.
Русские люди на Бородинском поле показывали чудеса стойкости и героизма. Они понимали, что от каждого зависит исход сражения. Их не надо было опекать и подталкивать вперед. Это была их земля, которую надо было спасти и отстоять. Кутузов верит в солдат и офицеров русской армии.
Он плоть от плоти их, так же мыслит и чувствует, как они, поэтому он знает, что французы будут у него “лошадиное мясо есть!”. После встречи с Кутузовым умный и проницательный князь Андрей понял, что главнокомандующий знает, что есть что-то сильнее его воли,— это ход событий, он умеет его видеть и “понять значение”.
Кутузов берет на себя великую ответственность, принимая решение о сдачи Москвы. Он хочет сохранить армию, спасти Россию.
Наполеон же полон тщеславия, он, не задумываясь о последствиях, занимает Москву… потом бежит из России, бросив свою армию. Толстой показывает его авантюристом, который ради личной славы вверг тысячи людей в смертельную опасность. И как логическое завершение его бездумной политики Толстой показывает бесславную гибель французской армии и самого Наполеона.
Кутузов же довел порученное ему дело до конца. После изгнания французов из России он умер, но в сердцах всех поколений россиян он останется победителем и освободителем России, ее добрым гением.
Источник: https://infopedia.su/10x2fd4.html