Образ и характеристика вани солнцева в повести катаева сын полка

Образ и характеристика Вани Солнцева в повести Катаева Сын полка

В произведениях о войне наиболее трогательным, вызывающим жалость, гордость и восхищение, является образ ребенка.

В повести «Сын полка» Валентин Катаев правдиво изображает судьбу двенадцатилетнего мальчика по имени Ваня Солнцев, которого нашли бойцы в лесу.

Прямолинейность, отзывчивость и необычайная храбрость, свойственная лишь взрослому солдату, была заметна в мальчике каждому из окружающих. Поначалу военные недооценивали его упрямый характер, проявляющийся в желании остаться в полку, которым руководил Енакин. Он старался быть нужным наравне со всеми.

Обратите внимание

Лицо мальчика с ясными синими глазами в разные моменты говорило о многом. Бойцы видели его неприкрытую радость, когда услышал сообщение о том, что остается с разведчиками. Понимали, что видит он в страшных снах. Испуг, радость или злость на душе имели отражение в глазах («глаза его метнули синие искры»). Каждый из бойцов выражал жалость к оставшемуся рано без родителей мальчику.

Поведение, манеры Солнцева подчеркивали хорошее воспитание, порядочность. Он с благодарностью вставал из-за стола, обращался с уважением к старшим. Он чувствовал искренность и доброту в отношениях к нему людей, поэтому отвечал им взаимностью. Ваня не забывал никогда о главной цели — воевать против врага наравне со всеми. Детская душа демонстрировала бесстрашные поступки настоящего солдата.

Самолюбивый мальчик иногда испытывал обиду, например, когда перешел из разведчиков к орудию. Его смелость поражала окружающих, которые не переставали восхищаться идеями: «Вот чертенок! Все он замечает!».

Теплые отцовские чувства к Ване Енакиевым были прерваны гибелью капитана, который хотел успеть дать мальчику любовь и помочь стать суворовцем. Упорство мальчика позволяет добиться этого (подобное желание было произнесено перед смертью любящим его капитаном).

Так, детские годы Вани Солнцева проходили среди военных поручений, которые он преданно исполнял среди беспокойных военных будней.

Находясь в обществе своих спасителей, участвуя в боевых заданиях, Ваня узнал, что такое настоящая дружба, героизм. Он рано повзрослел, испытал, что такое война, которая жестоко отняла у него семью.

Но мальчик не лишился человеческих чувств, оставаясь добрым, отзывчивым «пастушком».

← Мой любимый сказочный герой ← Смысл названия рассказа Дары волхвов↑ ДругиеАнализ баллады Лесной царь Жуковского → Образ и характеристика Авдия Каллистратова в рассказе Плаха Айтматова →

  • Сочинение по картине Кот ученый МавринойПервое впечатление, которое я получила от увиденного кота – это заинтересованность. Картина достаточно яркая и веселая. В самом названии упомянуто, что животное ученое и, следовательно, художница изобразила его именно так
  • Сочинение по картине Куинджи Украинская ночь (описание)В 1842 году в Украине, в славном городе Мариуполь, родился будущий талантливый художник Архип Иванович Куинджи. Необычная фамилия Куинджи, досталась от деда татара, который носил данное прозвище.
  • Сочинение по картине Васнецова Иван Царевич на Сером волке 4 классКартина «Иван-царевич на Сером Волке» была подарена всемирному искусству В. М. Васнецовым в 1889 году по сюжету все известной народной истории «Иван-царевич и Серый Волк». Рассматривая её, тотчас вспоминается детство, как ты сидишь перед телевизором
  • Анализ рассказа Мальчики Чехова сочинениеРассказ, который написал Чехов в 1887 году, носит название « Мальчики» и является продолжением цикла рождественских рассказов. Произведение было издано под псевдонимом автора – Антоша Чехонте.
  • Сочинение на тему День моей бабушки 4 классМоя бабушка – это самая замечательная бабушка на свете. Папа с мамой уехали в командировки, и теперь со мной две недели живет моя бабушка у нас дома.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/obraz-i-harakteristika-vani-solnceva-v-povesti-kataeva-syn-polka

Сочинение на тему: «Сын полка в повести В. П. Катаева «Сын полка»

Сочинение на тему:

«Сын полка в повести В. П. Катаева

«Сын полка».

Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете как миф

О людях, что ушли не долюбив,

Не докурив последней папиросы.

Н. Майоров

        Война … Сколько бед, страданий, горя стоит за этим словом… Люди, которые пережили суровое военное время, никогда не забудут погибших друзей, подруг, отцов, братьев.

        Мне бы хотелось на примере повести Валентина Петровича Катаева  «Сын полка» показать не только смелые и героические подвиги советских людей, но и самые лучшие качества настоящего солдата.

        Валентин Петрович Катаев написал повесть «Сын полка» в 1944 году; более семидесяти лет прошло с тех пор, но мы вновь и вновь возвращаемся к событиям военного времени, с гордостью вспоминаем тех, кто выстоял и победил.

Важно

        Многие знают о судьбе Вани Солнцева, у которого война отняла все: родных и близких, дом и безоблачное детство. Но жизнь скитавшегося три года с начала войны мальчика изменилась, когда его подобрали разведчики — артиллеристы Биденко и Горбунов, которые проявили интерес и добродушие   к мальчику: обогрели, накормили – Ваня им «своим показался».

        Действительно, Ваня оказался смышленым, смелым мальчиком, сам рвался в разведку, понимал ответственность порученного ему задания. Сбылась мечта Вани: он стал сыном полка.

Казалось бы, зачем солдатам, у которых и без того немало забот, возиться с каким – то мальчишкой? Эти замечательные люди – сержант Егоров, капитан Енакиев, Биденко, Ковалев не только помогли Ване стать смелым разведчиком, но и воспитали в нем лучшие качества настоящего советского солдата.

https://www.youtube.com/watch?v=MTLeNQucn3o

Мальчик сыграл большую роль в судьбе капитана Енакиева. С появлением Вани в дивизии меняется жизнь капитана: он понимает, что теперь ему нужно заботиться о мальчике, ведь война отняла у него всех близких. Да и Ваня тянется к нему.

        Сколько же было сынов полка за годы войны? Все они мужественно сражались рядом со взрослыми бойцами: ходили в разведку, участвовали в боях, спали по двое – трое под одной шинелью.

Они ежечасно совершали подвиги.

Я считаю, что подвиг – это не просто смелость и героизм, но и великий труд, сила воли, любовь к Родине и своему народу, которая хранится в сердцах советских людей: и взрослых, и детей.

И не сломила волю, не сгубила,

И душу не растлила нам война.

Видать, нечеловеческая сила

Ему, солдату русскому, дана…

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/11/04/sochinenie-na-temu-syn-polka-v-povesti-v-p-kataeva

Сочинение «Сын полка»

Сочинение «Сын полка» учащиеся средней школы пишут по одноименной повести В. Катаева. Как правило, это произведение они изучают накануне празднования 9 мая и история, рассказанная автором повести, в контексте воспоминаний о самой страшной войне 20 века становится особенно актуальной. Одну из письменных работ пятиклассника предлагаем вашему вниманию.

Близится День Победы, и нам задали прочитать повесть Валентина Катаева «Сын полка». Я читал ее со слезами на глазах. Иногда я представлял на месте главного героя Вани Солнцева себя, а иногда – своего прадедушку, который был во время войны таким же, как Ваня. И мне было очень страшно думать о том, что пережили дети нашей страны из-за фашистов.

У меня есть мама, папа и младшая сестра. Это моя семья, которую я очень люблю. А вот у Вани Солнцева семьи больше не было. Он остался круглым сиротой. Его родные погибли. А ведь ему было всего 12 лет – почти столько же, сколько мне.

Как бы я жил, если бы моей семьи не стало, я не знаю. Я даже думать не хочу об этом. А Ване пришлось это пережить. Он очень страдал. Шла война. Немцы захватывали наши города и разрушали их.

Убивали жителей, издевались над маленькими детьми и стариками.

Одинокий Ваня Солнцев прятался в развалинах, над его головой пролетали бомбы, а он мечтал попасть на фронт, чтобы отомстить фашистам за смерть своих родных и других людей.

И его мечта сбылась. Мальчик оказался на фронте, где его очень полюбили солдаты одного полка. Поэтому книга и называется «Сын полка». Во время войны таких детей было много.

Они убегали из разрушенных городов и сел к нашим защитникам, чтобы помочь им прогонять врага. Валентин Катаев тоже воевал. И я думаю, что он встречал таких мальчишек, а потом написал свою повесть про какого-то из них.

Значит история не выдуманная. И от этой мысли мне становится еще грустнее.

Совет

Ваню Солнцева можно описать, как очень смелого и храброго. Потому его и полюбили солдаты. А особенно – капитан Енакиев. Этот капитан тоже потерял всю свою семью. Его жена и маленький сын погибли под бомбами. И когда Енакиев увидел Ваню, наверное, он вспоминал о своем любимом сыне.

Капитан – тоже положительный герой повести. Как и все советские солдаты. Они храбро сражались за свою родную землю и никогда не оставляли товарищей в беде. Заботились все и о Ване. Капитан Енакиев даже один раз обхитрил мальчика. Он отправил его с заданием подальше от фронта, потому что боялся, что сына полка убьют в жестоком бою.

Хоть сам Ваня и не боялся этого, но он выполнил приказ. Ведь он считал себя солдатом, а солдаты должны выполнять все приказы командира. Они должны быть не только храбрыми, но и дисциплинированными.

Повесть Валентина Катаева «Сын полка» понравилась мне. Она рассказывает о настоящих патриотах и героях. Наш народ победил в той страшной войне.

Я думаю, что Победа была за нами, потому что даже маленькие дети боролись с фашистами. Кто-то как Ваня Солнцев на фронте, а кто-то в тылу (с партизанами или на танковом заводе).

И подвиг этих людей мы не должны забывать! Ведь благодаря ним мы все живем под чистым мирным небом, а о войне узнаем только из книжек.

На этой странице искали :

  • сочинение сын полка
  • ваня солнцев характеристика героя сочинение
  • сочинение почему ваню солнцева назвали сын полка

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/syn-polka.html

Сочинение «Сын полка»

Сейчас на уроках часто затрагивается тема войны и военного времени, которая возвращает нас в прошлое, в годы Великой Отечественной войны.

В то время, когда война забрала жизни многих героев, защищающих нашу Родину и обеспечивших нам светлое будущее. Данная тема затрагивается неспроста, ведь совсем скоро грядет девятое мая, день великой Победы, когда наши войска взяли верх над фашистами.

Вот и сегодня на уроке мы знакомились с произведением Сын полка Катаева, по которому сейчас напишем сочинение.

Знакомясь с работой Сын полка и работая над сочинением в 5 классе, мы переносимся в годы войны, где встречаемся с героем Ваней Солнцевым. Данная работа позволяет увидеть судьбу, которая коснулась не только мужчин, что воевали против немецко-фашистских захватчиков.

Читайте также:  Особенности композиции комедии горе от ума грибоедова

Она позволяет увидеть жизнь остальных, в том числе и детей, у которых война украла детство. Но украденное детство не самое страшное. Детство все равно проходит, а вот когда война забирает семью, близких и родителей — это просто ужасно.

Трудно вообще себя представить на месте героя, за которого очень переживаешь с первых страниц произведения.

Обратите внимание

Мальчика Ваню война сделала сиротой. Ему пришлось долгие годы скитаться и прятаться от немцев. Но при этом он был смелым, храбрым и мечтал отомстить за смерть своих близких. И эта возможность ему представилась.

Продолжая сочинение по теме Сын полка, хотелось бы отметить изменения в судьбе мальчика, которые произошли после того, как разведчики подобрали и пригрели мальчугана. Наперекор приказу командира, который хотел отправить мальчика в тыл, Ваня рвался на передовую.

Он попадает к капитану Енакиеву, который сыграл не последнюю роль в судьбе нашего героя. Как и мечтал мальчишка, Ваня становится сыном полка. А ведь таких сынов полка было много. Было много тех, кто лишился родителей и был пристроен в полк, став полноценным бойцом.

Сыны полка сражались наравне со взрослыми, ходили в разведку и совершали подвиги.

Теперь и у Вани новая форма, а рядом мужественные воины. Мальчик идет рука об руку с полком и таким образом доходит до Восточной Германии.

Там и произошел неравный бой, где погибали наши солдаты, а чтобы спасти Ваню, к которому капитан относился как к сыну, тот отправляет его с письмом на командный пункт.

При этом капитан позаботился и о дальнейшей Ваниной судьбе, написав письмо, где попросил командование пристроить паренька в военное училище. Воля капитана была исполнена, и парнишка пошел учиться в суворовское училище.

Книга очень интересная и поучительная. Она учит не сдаваться, идти вперед и добиваться своих целей. Повесть Валентина Катаева Сын полка учит нас быть патриотами и не забывать подвиги героев, что отдали свои жизни за наше будущее в свободной стране.

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-syn-polka.html

Отзыв о повести В.Катаева «Сын полка»

Главный герой повести «Сын полка» — мальчик Ваня Солнцев. В годы Великой Отечественной войны он остался сиротой, долго скитался по оккупированной немцами территории, пока его в лесу не подобрали разведчики, возвращавшиеся с задания.

Смышленый мальчик, которого разведчики прозвали «пастушком», так им понравился, что они решили оставить его у себя и обучить профессии разведчика.

Но капитан Енакиев был против того, чтобы ребенок находился в районе боевых действий, и он приказал отправить Ваню в тыл.

Важно

Но по дороге в тыл Ваня сбежал от сопровождающего его разведчика Биденко, а когда тот его сумел найти и привязал к себе веревкой, Ваня сбежал от него повторно. После этого он самостоятельно вернулся назад и, встретившись с капитаном Енакиевым, сумел создать о себе такое впечатление, что капитан разрешил ему остаться у разведчиков и поставил мальчика на полное армейское довольствие.

Вскоре после этого Ваня уговорил разведчиков взять его с собой на задание, уверяя их в том, что он отлично знает здешние места и проведет разведчиков в любое место. Поскольку форма для мальчика была еще не готова, и он по-прежнему выглядел потрепанным крестьянским мальчишкой, разведчики согласились.

Поначалу все шло по плану – Ваня разведывал местность, потом возвращался и разведчики вместе с ним продвигались вперед. Но они не знали, что юный разведчик тайком прихватил компас и на полях старого букваря старался зарисовывать немецкие позиции. За этим занятием его и застал вражеский патруль.

Мальчик попал в плен, но никого не выдал, а вскоре началось наступление наших войск, и Ваня благополучно вернулся в часть.

После этого случая капитан Енакиев забрал мальчика от разведчиков, решив заняться его воспитанием. Он определил его к артиллеристам, чтобы воспитанник смог постепенно изучить работу всего артиллерийского расчета. Поначалу Ваня относил от орудия стреляные гильзы, потом ему стали доверять более сложную работу.

Капитан Енакиев, семья которого погибла в самом начале войны, решил усыновить мальчика и написал об этом рапорт командованию. Ваня продолжал осваивать артиллерийское дело.

Бои шли уже на территории Германии, когда во время одного из таких боев враг ввел в действие резервы, в том числе и танки.

Капитан Енакиев, понимая сложность положения, отослал Ваню с донесением в штаб, а сам во время тяжелейшего боя погиб.

Совет

Он успел написать предсмертную записку, в которой попросил, чтобы мальчика воспитали настоящим офицером. По решению командования Ваню Солнцева направили в суворовское училище.

Сопровождал его к месту учебы тот самый разведчик Биденко, от которого мальчик поначалу дважды сумел убежать. На этот раз они благополучно добрались до места назначения и расстались, как старые боевые товарищи.

Для Вани Солнцева начался новый и важный этап его жизни – обучение воинской профессии.

Таково краткое содержание повести.

Главная мысль повести «Сын полка» состоит в том, что даже в суровое военное время ничто человеческое не было чуждо нашим солдатам. Они приняли живейшее участие в судьбе маленького мальчика и считали его сыном своего полка, всячески заботясь и стараясь воспитать из него настоящего воина.

Повесть «Сын полка» учит быть настойчивым и ответственным при выполнении любых заданий. Ваня проявил самодеятельность и взял на разведку компас, хотя он должен был изображать простого деревенского мальчишку. Это своеволие едва не стоило ему жизни.

Лишь начавшееся наступление позволило Ване избежать гибели.

В повести «Сын полка» мне понравился капитан Енакиев. Это настоящий офицер, целиком преданный своему делу. И, в то же время, это человек, заботящийся о своих подчиненных. Он полюбил Ваню, как родного сына, и в минуту опасности, под предлогом выполнения поручения отослал мальчика из зоны боевых действий, спасая ему тем самым жизнь.

Какие пословицы подходят к повести «Сын полка»?

Командира приказ — закон для нас. Хочешь победить на войне — работай вдвойне.

Война — суровая школа.

Источник: http://DetskiyChas.ru/school/rodnoye_slovo/otzyv_syn_polka/

Валентин Катаев. Повесть «Сын полка»

  70 книг о Подвиге

Катаев Валентин Петрович – писатель, драматург и поэт родился 28 января 1897 в Одессе в семье учителя. Первое стихотворение «Осень» опубликовал гимназистом в 1910 г. в газете «Одесский вестник». Печатался также в «Южной мысли», «Одесском листке», «Пробуждении», «Лукоморье» и др.

С аттестатом за шесть классов Пятой гимназии города Одессы зимой 1915 года 18-летний Валентин Катаев уходит на фронт добровольцем.

Выступал с корреспонденциями и очерками об «окопной» жизни солдат, полными сочувствия к рядовому человеку на войне. За войну он дважды был ранен, дважды попадал под газовую атаку, получив тяжёлое отравление.

Знаменитая катаевская хрипотца в голосе – результат этого отравления.

С 1922 жил и работал в Москве.

Во время Великой Отечественной войны Катаев был военным корреспондентом газет «Правда» и «Красная звезда». Он стал свидетелем жестоких боёв под Ржевом, на Курской дуге, под Орлом. Военный корреспондент Катаев писал фельетоны, очерки, рассказы («Третий танк», «Флаг», «Виадук», «Отче наш», повесть «Жена», 1943, пьесы «Отчий дом», «Синий платочек»).

Замысел повести «Сын полка» начал формироваться у Катаева в 1943 году, когда он работал фронтовым корреспондентом и постоянно перемещался из одного воинского соединения в другое.

Однажды писатель заметил мальчика, облачённого в солдатскую форму: гимнастёрка, галифе и сапоги были самыми настоящими, но сшитыми специально на ребёнка.

Из разговора с командиром Катаев узнал, что мальчугана – голодного, злого и одичавшего – разведчики нашли в блиндаже. Ребёнка забрали в часть, где он прижился и стал своим.

Обратите внимание

Позже писатель ещё не раз сталкивался с подобными историями: «Я понял, что это не единичный случай, а типичная ситуация: солдаты пригревают брошенных, беспризорных детей, сирот, которые потерялись или у которых погибли родители».

Брат Валентина Петровича – Евгений, тоже военный корреспондент, погиб, возвращаясь из осаждённого Севастополя. Ему и своему сыну Павлику Катаев посвятил повесть «Сын полка», написанную ещё до Победы, в 1944 году.

Впервые повесть опубликована в журналах «Октябрь» (1945, № 1, 2) и «Дружные ребята» (1945, № 1–8). Отдельным изданием вышла в 1945 году («Детгиз»).

Обложка 1-го издания повести Валентина Катаева «Сын полка», «Детгиз», 1945

«Я был корреспондентом на фронте и многое увидел, – объяснял он позже читателям. – Но почему-то больше всего запомнил мальчиков – обездоленных, нищих, угрюмо шагавших по дорогам войны. Вот почему я написал «Сын полка».

Мальчиков, похожих на героя повести Ваню Солнцева, было немало. Этих ребят действительно принимали на воспитание военные части. Мальчики удостаивались боевых наград, некоторые потом учились в военных училищах. «Это многих славный путь» – Катаев недаром выбрал эту строчку из стихотворения Н. А. Некрасова эпиграфом к своему произведению.

За эту книгу, повествующую о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком, он в 1946 году получил Сталинскую премию.

В 1946 году по книге В. П. Катаева «Сын полка» был снят одноимённый фильм (реж. В. М. Пронин).

С «Сыном полка» связано самое распространённое заблуждение. Вани Солнцева никогда не было. Это собирательный образ. Катаев – первым в советской литературе – решил  рассказать о войне через восприятие ребёнка.

После выхода «Сына полка» тема «Война и дети» стала разрабатываться достаточно активно: всесоюзную известность получили пионеры-герои; Лев Кассиль и Макс Поляновский написали повесть «Улица младшего сына».

В повести «Сын полка» рассказывается о судьбе простого крестьянского мальчишки Вани Солнцева, у которого война отняла всё: родных и близких, дом и само детство.

Важно

Вместе с ним вы пройдете через многие испытания и познаете радость подвигов во имя победы над врагом.

Но подвиг – это не просто смелость и героизм, а и великий труд, железная дисциплина, несгибаемость воли и огромная любовь к Родине.

Образ Вани Солнцева обаятелен потому, что, став настоящим солдатом, герой не утратил детскости. В этом смысле показателен диалог между Ваней и мальчиком, усыновлённым бойцами другого подразделения.

Взаимоотношения меняются на глазах: начавшись с подросткового спора о том, чей это лес, они завершаются завистью Вани к медали «военного мальчика» и горькой обидой на разведчиков: «Стало быть, я им не показался».

Читайте также:  Образ и характеристика ивана васильевича в рассказе после бала толстого сочинение

Цитата из повести Валентина Катаева «Сын полка»:

«… – Что там с вашим мальчиком? Как его самочувствие? Рассказывайте.

Капитан Енакиев  сказал не «докладывайте», а  «рассказывайте». И в этом сержант Егоров,  всегда очень тонко чувствующий  все  оттенки  субординации, уловил  позволение говорить по-семейному. Его утомлённые, покрасневшие после нескольких бессонных ночей глаза открыто и ясно улыбнулись, хотя рот и брови продолжали оставаться серьёзными.

– Дело  известное,  товарищ  капитан, –  сказал Егоров. – Отец  погиб  на фронте  в первые  дни войны. Деревню заняли  немцы. Мать  не хотела отдавать корову. Мать  убили.  Бабка и маленькая сестрёнка померли с голоду.  Остался один. Потом деревню спалили. Пошёл с сумкой собирать куски. Где-то на дороге попался полевым  жандармам.

  Отправили  силком  в  какой-то  ихний  страшный детский  изолятор. Там,  конечно, заразился  паршой, поймал  чесотку,  болел сыпным  тифом  –  чуть  не помер, но  всё же  кое-как сдюжил.  Потом убежал. Почитай, два года  бродил, прятался в лесах, всё  хотел через фронт перейти. Да  фронт  тогда  далеко  был. Совсем  одичал, зарос  волосами.

  Злой  стал. Настоящий волчонок. Постоянно с  собой в сумке гвоздь отточенный таскал. Это он себе  такое оружие  выдумал. Непременно хотел этим  гвоздём какого-нибудь фрица убить. А ещё в сумке  у него мы  нашли букварь.  Рваный,  потрёпанный. «Для  чего тебе букварь?»  –  спрашиваем.  «Чтобы  грамоте  не разучиться», – говорит.

Ну что вы скажете!

– Сколько ж ему лет?

– Говорит,  двенадцать, тринадцатый. Хотя на вид больше десяти никак не дать. Изголодался, отощал. Одна кожа да кости.

– Да, – задумчиво сказал  капитан Енакиев. – Двенадцать  лет. Стало быть, когда всё это началось, ему ещё девяти не было.

– С детства хлебнул, – сказал Егоров вздыхая…».

Режиссёр Георгий Кузнецов в 1981 году снял художественный фильм «Сын полка» по одноимённой повести Валентина Катаева.

Книги рельефно-точечного шрифта

Катаев, В. П. Алмазный мой венец [Шрифт Брайля] / В. П. Катаев. – М. : Просвещение, 1982. – 4 кн. – С изд.: М.: Сов. писатель, 1979.

Катаев, В. П. Белеет парус одинокий [Шрифт Брайля]: повесть / В. П. Катаев. – М. : Просвещение, 1977. – 4 кн. – С изд.:  М.: Дет. литература, 1975.

Совет

Катаев, В. П. Цветик-семицветик [Шрифт Брайля] / В. П. Катаев. – М. : «Репро», 2009. – 1 кн. – С изд.: М.: Дет. литература, 1967.

«Говорящие» книги на кассетах

Катаев, В. П. Белеет парус одинокий [Звукозапись]: повесть / В. П. Катаев ; дикт. И. Ильин. – М. : «Логос» ВОС, 2010. – 3 мфк., (10 час.58 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: М.: Оникс, 2000.

Катаев, В. П. Сын полка [Звукозапись]: повесть / В. П. Катаев. – Ставрополь: Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, 2005. – 2 мфк., (5 час.6 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: М.: Дет. литература, 1974.

Катаев, В. П. Трава забвенья [Звукозапись] / В. П. Катаев ; дикт. В. Герасимов. – М. : «Логос» ВОС, 2010. – 3 мфк., (8 час.44 мин.): 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: М.: Дет. литература, 1967.

Катаев, В. П. Цветик-семицветик [Звукозапись]. – СПб. : «Вира-М», 2002. – 1 мфк., (1 час.): 4,76 см/с, 2 доp. – С изд.: М.: Радио России, 1989.

Аудиокниги на CD

Катаев, В. П. Сын полка [Звукозапись]: повесть / В. П. Катаев. – Ставрополь: Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, 2006. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM), (5 час.6 мин.). – С изд.: М.: Дет. литература, 1974.

Катаев, В. П. Цветик-семицветик [Видеозапись]. – М. : Престиж Студия М, 2003. – 1 вк. (60 мин.).

Аудиокниги на флеш-картах

Булычёв, К. Глубокоуважаемый микроб, или Гусляр в космосе [Электронный ресурс] / К. В. Булычёв ; читает В. Герасимов. Семь огней / Б. Житков; читает И. Ильин. Белеет парус одинокий / В. Катаев; читает И. Ерисанова.

Обратите внимание

Приключения Калле Блюмквиста, сыщика / А. Линдгрен; читает Н. Савицкий. Роуэн из Рина / Э. Родда; читает В. Герасимов. Всё о непослушных принцессах и коварных драконах / П. Рэде; читает Н. Савицкий. – М. : «Логос» ВОС, 2010. – 1 фк., (81 час.25 мин.).

 

Плоскопечатные издания

Катаев, В. П. Белеет парус одинокий [Текст] / В. П. Катаев. Северная повесть; Кара-Бугаз / К. Г. Паустовский. Повесть о настоящем человеке / Б. Н. Полевой; В. П. Катаев. – М. : Дет. литература, 1979. – 686 с. – (Библиотека мировой литературы для детей).

Катаев, В. П. Белеет парус одинокий; Сын полка [Текст] / В. П. Катаев. – М. : Просвещение, 1983. – 366 с.

Катаев, В. П. Избранные произведения: в 3 т. [Текст] / В. П. Катаев. – М.: Худож. литература, 1977.

Катаев, В. П. Летающий на стрекозе [Текст] / В. П. Катаев. – М. : Дет. литература, 1980. – 236 с.

Катаев, В. П. Маленькая железная дверь в стене [Текст] / В. П. Катаев. – М.: Дет. литература, 1980. – 254 с. 

Источник: http://stavropollibblind.blogspot.com/2015/09/1981-1.html

Сын полка

Ваню Солнцева нашли разведчики, возвращавшиеся с задания через сырой осенний лес. Они услышали «странный, тихий, ни на что не похожий прерывистый звук», пошли на него и набрели на неглубокий окопчик. В нём спал мальчик, маленький и истощённый. Мальчик плакал во сне. Именно эти звуки и привлекли внимание разведчиков.

Разведчики относились к артиллерийской батарее, которой командовал капитан Енакиев, человек добросовестный, точный, предусмотрительный и непреклонный. Туда и попал Ваня. В лес, находящийся почти на линии фронта, Ваня попал после долгих мытарств. Отец мальчика погиб в начале войны.

Мать убили немцы, которым женщина не хотела отдавать единственную корову. Когда бабушка и младшая сестра Вани умерли от голода, мальчик пошёл побираться по окрестным деревням. Его схватили жандармы, отправили в детский изолятор, где Ваня чуть не умер от тифа и чесотки.

Сбежав из изолятора, мальчик два года скрывался в лесах, надеясь перейти линию фронта и попасть к нашим. В холщевой торбе заросшего и одичавшего Вани нашли остро заточенный гвоздь и рваный букварь.

Важно

Разведчикам Солнцев сообщил, что ему исполнилась двенадцать лет, но мальчик был настолько истощён, что выглядел не старше девяти.

Продолжение после рекламы:

Капитан Енакиев не мог оставить мальчика на батарее. Глядя на Ваню, он вспоминал свою семью. Его мать, жена и маленький сын погибли три года назад, во время авианалета по дороге в Минск. Капитан решил отправить мальчика в тыл.

Не подозревавший об этом решении Ваня Солнцев блаженствовал. Его поселили в замечательной палатке у двух разведчиков, Василия Биденко и Кузьмы Горбунова, и накормили необыкновенно вкусным кушаньем из картошки, лука и свиной тушёнки со специями.

Хозяева этой палатки были закадычными друзьями и на всю батарею славились своей хозяйственностью и запасливостью. Ефрейтор Биденко, «костистый великан», был донбасским шахтёром.

Ефрейтор Горбунов, «гладкий, упитанный и круглолицый» богатырь, до войны работал лесорубом в Забайкалье. Оба великана искренне полюбили мальчика и стали называть его пастушонком.

Велико же было разочарование Вани, когда он узнал о решении капитана! Отвезти мальчика в детский приёмник поручили Биденко, который считался самым опытным разведчиком на батарее.

Биденко отсутствовал сутки, в течение которых линия фронта переместилась далеко на запад. В новый блиндаж, который заняли разведчики, ефрейтор явился хмурый и молчаливый. После многочисленных расспросов он признался, что Ваня от него убежал.

Подробности этого «беспримерного» побега стали известны только через некоторое время.

Совет

В первый раз Ваня сбежал от ефрейтора, на полном ходу «сиганув» через высокий борт грузовика. Биденко нашёл мальчика только к вечеру. Ваня не бегал от ефрейтора по лесу, а просто забрался на высокое дерево. Так бы разведчик и не нашёл мальчика, если бы букварь из Ваниной рваной торбы не упал прямо ему на голову. Биденко поймал очередную попутку.

Сев в грузовик, разведчик привязал к руке мальчика верёвку, а ругой ее конец крепко зажал в кулаке. Время от времени Биденко просыпался и подёргивал за верёвку, но мальчик крепко спал и не откликался.

Уже под утро выяснилось, что верёвка была привязана не к руке Вани, а к сапогу толстой, пожилой женщины — военного хирурга, которая тоже ехала в грузовике.

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

Ваня же двое суток бродил «по каким-то неизвестным ему, новым военным дорогам и частям, по сожжённым деревням» в поисках заветной палатки разведчиков. То, что его отослали в тыл, казалось мальчику недоразумением, которое легко уладить, достаточно найти того самого капитана Енакиева.

И нашёл. Не ведая, что говорит с самим капитаном, мальчик рассказал ему, как сбежал от Биденко, и пожаловался, что строгий командир Енакиев не хочет принимать его в «сыновья». Капитан и привёз мальчика обратно к разведчикам.

«Так судьба Вани трижды волшебно обернулась за столь короткое время».

Мальчик поселился у разведчиков. Вскоре Биденко и Горбункову дали задание: перед боем разведать расположение немецких резервов и найти хорошие позиции для огневых взводов. Без ведома капитана, разведчики решили взять с собой Ваню, благо обмундирования он ещё не получил, и все ещё напоминал пастушонка.

Ваня хорошо знал эту местность и должен был послужить проводником, однако не прошло и нескольких часов, как мальчик пропал. Ваня решил проявить инициативу, и сам отметил мосты и броды небольшой реки. Карту он рисовал в своём старом букваре. За этим занятием его и поймали немцы.

Горбунов отправил товарища в часть, а сам остался выручать пастушонка. Узнав о таком самоуправстве, капитан Енакиев в бешенстве грозился отдать разведчиков под трибунал и собирался отправить на выручку Ване целый отряд. Плохо бы пришлось мальчику, если бы наши войска не начали наступление.

Спешно отступая, немцы забыли о юном шпионе, и Ваня снова попал к своим.

Обратите внимание

После этого происшествия Ваню вымыли в бане, подстригли, выдали обмундирование и «поставили на полное довольствие». «У Вани была счастливая способность нравиться людям с первого взгляда». Попал по обаяние мальчика и капитан Енакиев.

Разведчики любили Ваню слишком «весело», а в душе капитана мальчик пробудил более глубокие чувства — он напоминал Енакиеву его погибшего сына. Капитан решил «заняться Ваней Солнцевым вплотную» и назначил мальчика своим связным. «Со свойственной ему основательностью капитан Енакиев составил план воспитания» Вани.

Прежде всего, мальчик должен был «постепенно выполнять обязанности всех номеров орудийного расчёта». Для этого Ваню приставили запасным номером к первому орудию первого взвода.

Орудийцы уже все знали о мальчике и охотно приняли его в свою тесную семью. Этот орудийный расчёт был знаменит не только самым лучшим в дивизии баянистом, но и искуснейшим наводчиком Ковалевым, Героем Советского Союза. Именно от наводчика Ваня узнал, что наши войска подошли к границе Германии.

Между тем дивизия Енакиева готовилась к бою. Их должна была поддержать пехотная дивизия, однако Енакиеву что-то не нравилось в планах его приятеля, капитана пехоты. У немцев могли оказаться запасные части, но это было не доказано, поэтому Енакииев принял этот план. Перед боем капитан навестил первое орудие и признался старому наводчику, что собирается официально усыновить Ваню Солнцева.

Предчувствия не обманули капитана Енакиева. У немцев действительно оказались свежие силы, с помощью которых они окружили пехотные части. Капитан приказал первому взводу своей батареи передвинуться вперёд и прикрыть фланги пехоты.

После он вспомнил, что именно в этом взводе находится Ваня, но приказ отменять не стал. Вскоре капитан и сам присоединился к расчёту первого орудия, которое оказалось в самом эпицентре боя. Немцы отступали, и первое орудие перемещалось все дальше.

Неожиданно в бой вступили немецкие танки. Тут капитан Енакиев и вспомнил о Ване. Он попытался отослать мальчика в тыл, но тот наотрез отказался. Тогда капитан пошёл на хитрость.

Читайте также:  Сочинение анализ повести детство горького

Он что-то написал на клочке бумаги, вложил записку в конверт и велел Ване отнести послание начальнику штаба, на командный пункт дивизиона.

Доставив пакет, Ваня вернулся назад. Он не знал, что все уже кончено — немцы продолжали наседать, и капитан Енакиев «вызвал огонь батарей дивизиона на себя». Погиб весь расчёт первого орудия, в том числе и капитан.

Важно

Перед гибелью Енакиев успел написать письмо, в котором прощался со всей батареей, и просил похоронить себя в родной земле. Попросил он озаботиться и о Ване, сделать из него хорошего солдата и достойного офицера.

Просьбы Енакиева выполнили. После торжественных похорон ефрейтор Биденко отвёз Ваню Солнцева на учёбу в суворовское училище одного старинного русского города.

Источник: https://briefly.ru/kataev/syn_polka/

Как читать «Сына полка»

30 июня 2017История, Литература

Историк культуры Мария Майофис рассказывает, как устроены самые популярные советские книги, которые все читают в детстве

Повесть Валентина Катаева впервые вышла в 1945 году: она публиковалась параллельно в журналах «Октябрь» и «Дружные ребята», в том же году по­следовало четыре книжных издания. Характерно, что одна из этих книг уже имела гриф «Школьная библиотека».

В следующем году повесть была издана в «Роман-газете» тиражом сто тысяч экземпляров. С тех пор небольшая по­весть Катаева стала одним из самых републикуемых произведений советской литературы — и остается таким до нынешнего дня: например, в 2016 году «Сын полка» выходил в разных издательствах шесть раз.

Сегодня в части российских школ произведение входит в списки обязатель­ного чтения, в других — внеклассного.

«Сын полка» был дважды экранизирован: в 1946 году — Василием Прониным (сценарий писал сам Катаев), в 1981-м — Георгием Кузнецовым.

К концу со­вет­ской эпохи для многих критически настроенных людей эта книга стала сим­волом идеологической «промывки мозгов», через которую проходят совет­ские дети.

Именно в этом качестве она упоминается в стихотворении Льва Ло­се­ва «Брайтон-Бич», изображающем судьбу инженера-еврея, типичного предста­вителя третьей волны эмиграции: когда его герой был ребенком, ему «пода­ри­ли книгу „Сын полка“ / когда вырастет пионэром будет».

Сюжет и идея

Обложка повести Валентина Катаева «Сын полка». 1948 год © «Детгиз»

Сюжет повести «Сын полка» многие помнят со школьных лет. Советские раз­ведчики находят в глухом лесу на оккупированной территории мальчика-сироту Ваню Солнцева, всю семью которого убили фашисты.

Ваня всеми си­лами сопротивляется, когда его хотят отправить в детский дом, убегает с пол­дороги от провожатого и вымаливает право оста­ться в армии как «сын полка».

Здесь он участвует в настоящих армей­ских опе­рациях: сперва ходит в разведку, потом помогает в орудийном расчете, и то­­­ль­ко спустя продолжи­тельное вре­мя, когда после кровопролитного сра­же­ния погибают почти все члены его бое­вой семьи, мальчика отправляют в Суво­ров­ское училище.

Совет

Замысел повести основан на следующей мысли: ни война, ни служба в армии, ни потеря близких не могут уничтожить глубочайших привязанностей челове­ка, его потребности в жизни семейной — поэтому солдаты и офицеры Совет­ской армии становятся для осиротевшего Вани настоящей семьей.

Этот сим­биоз идет на пользу не только маленькому «пастушку», как называют Ваню в полку, но и усыновившим его военным: оторванные от собственных семей, потерявшие в бомбежках и в оккупации жен и детей, они находят в заботе о Ване возможность удовлетворить собственные отцовские инстинкты.

Повесть изображает преображение души маленького, затравленного, уже поте­рявшего веру в людей сироты — и одновременно исцеление душ его взрослых опе­кунов. В то же время «Сын полка» — это настоящий роман воспитания. Ка­пи­тан Енакиев, взявший на себя ответственность за Ваню, разрабатывает по­дроб­ный план интеллектуального, физического и нравственного развития мальчика.

Артиллерийский компонент повести имеет явную автобиографическую подо­плеку. Сам Катаев во время Первой мировой войны, будучи юным гимназис­том-переростком, несколько лет служил в артиллерии и запечатлел этот опыт в позднейшем «Юношеском романе» (1982). Во время Второй мировой Катаев, работавший военным журналистом, много и с удовольствием писал именно о советских артиллеристах.

Война как школа

Кадр из фильма «Сын полка», режиссер Георгий Кузнецов.

1981 год © Свердловская киностудия

Под пером Катаева приемные родители Вани — капитан Енакиев, наводчик Кова­­лёв, разведчик Биденко — предстают не просто как герои и патриоты, но прежде всего как высочайшие профессионалы, у которых и Ване, и любому, кто захотел бы посвятить себя военной профессии, есть чему по­учить­­ся.

При этом каждый из них по-своему необыкновенен. Енакиев, напри­мер, отли­чается «воображением, основанным на опыте, на тонком понимании маневра и на том особом, математическом складе ума, который всегда отлича­ет хоро­шего артиллерийского офицера…».

Ковалёв, служивший артиллерий­ским навод­чиком еще в Первую мировую, оказался особенно востребован имен­­­но во время новой войны, которая открыла в нем «качества, которые в преж­­ней войне не могли проявиться в полном блеске». Своя профессиональ­ная изю­мин­ка есть у разведчиков, ординарцев и даже у полкового парикмахера. Полк, таким образом, становится для Вани не только семьей, но и школой.

Борьба с формализмом

Кадр из фильма «Сын полка», режиссер Георгий Кузнецов.

1981 год © Свердловская киностудия

Казалось бы, на фронте Ваня занимается чем угодно, но только не академичес­кими школьными дисциплинами: ходит в разведку, учится наматывать пор­тян­ки, подносит снаряды к орудию, наблюдает в прицел за вражеской терри­то­рией… При этом Катаев не забывал о задачах, поставленных перед советской школой руководителями партии и наркомата просвещения. С августа 1944 года в советской прессе набирала ход кампания по борьбе с формализмом в шко­льном образовании: учителей призывали отказаться от принципов зубрежки, передачи «готового» знания и сконцентрироваться на формировании практи­ческих навыков. Вероятнее всего, недостаток таких навыков оказался очень за­метен у недавних выпускников, пришедших на фронт в 1943–1944 годах. Нар­ком просвещения Владимир Потёмкин рассказывал в своих докладах об учени­ках, кото­рые во время экзамена или опроса правильно описывали устройство баро­метра, но не знали, как им пользоваться.

Кадр из фильма «Сын полка», режиссер Георгий Кузнецов. 1981 год © Свердловская киностудия

Более актуальным объектом, чем физические приборы, стала географическая карта: нужно было научить школьников и читать карту, и рисовать планы ме­ст­­ности.

Этот навык демонстрирует Ваня во время разведки: не спросив разре­шения у своих старших товарищей, он начинает коряво зарисовывать в букваре самые важные объекты — «дороги, рощи, реки, болота» и даже места бродов.

С этим неопровержимым вещдоком он попадает в плен, где его ждала бы мучи­тельная смерть под пытками, если бы не стремительная атака совет­ских войск и отступление немцев.

Здесь Катаев снова отсылает к важнейшему для совет­ской школы 1943–1945 годов постулату: практические навыки — очень важная для фронта вещь, но еще важнее — дисциплина, без которой на вой­­не можно погубить не только себя, но и тех, кто от тебя зависит.

Регламентация школьной жизни

Кадр из фильма «Сын полка», режиссер Георгий Кузнецов.

1981 год © Свердловская киностудия

Начало 1943/44 учебного года ознаменовалось для советских школьников несколькими кардинальными нововведениями: с 1 сентября в больших городах прежде совместные школы были разделены на мужские и женские, а жизнь в учебных заведениях регулировалась теперь едиными для всей страны Пра­вилами для учащихся.

В первых же строках этого документа, состоявшего из 20 пунктов, ученикам предписывалось «беспрекословно подчиняться» дирек­тору и учителям.

Регламентировались порядок входа в класс, ответы на вопросы учи­­теля и даже поведение за пределами школы: строго запреща­лось употреб­лять бранные и грубые выражения, курить, играть в азартные игры на деньги и вещи; требовалось «слушаться родителей». Последний пункт правил обязывал учеников дорожить честью школы и клас­са так же сильно, как своей собственной: любой ученический проступок и на­рушение правил рассматри­вались как посягательство на высокий статус этих коллекти­вов — малого и бо­ль­шого.

Мы так и не узнаем из повести Катаева, как Ваня учился в школе до войны и как проходила его учеба в Суворовском училище после. Но Правила для учащихся оказываются тем не менее неявным образом перенесены на театр военных действий.

Обратите внимание

 Ваня узнаёт, как следует приветствовать старшего по зва­нию (правила требовали того же по от­ношению к учителям), как следить за тем, чтобы внешний вид был опрятным и устав­ным.

Главным же в военном воспитании мальчика становится вопрос дисциплины:

Дети, прочитавшие повесть в начале 1945 года, должны были на живом и прав­доподобном примере из военной жизни увидеть, как важны на фронте дисци­плина и «беспрекословное подчинение».

Суворовское училище

Кадр из фильма «Сын полка», режиссер Георгий Кузнецов.

1981 год © Свердловская киностудия

Финал повести тоже насыщен актуальным историческим контекстом. Ваню отправляют в Суворовское училище. Эти учебные заведения были созданы в СССР всё той же осенью 1943 года, когда вводились в действие Правила для учащихся и образовывались раздельные мужские и женские школы.

По­ста­новление Совета народных комиссаров СССР от 21 августа 1943 года «О неот­ложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от не­мец­кой оккупации» предписывало открыть девять училищ в горо­дах центра и юга России и на востоке Украины.

Первыми воспитанниками учи­лищ дол­жны были стать сыновья погибших во время войны офицеров, солдат, пар­тизан и мирных жителей, а также мальчики, чьи отцы продолжали воевать на фронте.

По некоторым деталям, упомянутым в тексте повести, можно догадаться, куда именно привез Ваню Солнцева ефрейтор Биденко. Зда­ние «екатерининских времен» в городе, который «в сорок втором году некото­рое время находился в руках у немцев», — это Новочеркасское училище.

В 1945 го­ду оно стало объектом повышенного внимания со стороны властей: вероятно, наркомат обороны и наркомат просвещения хотели сделать его образ­цовой площадкой, где бы отрабатывались методы новой военной педаго­гики.

Ново­чер­­касскому училищу также посвящена книга Ивана Василенко «Суворовцы», вышедшая в 1945 году в Ростове-на-Дону почти одновременно с повестью Катаева.

На об­­ложке изображен усердно пишущий что-то в тетради мальчик, рядом с ним — стопка книг, а на заднем плане — портрет генералиссимуса Суво­рова, точно такой, как у Катаева, «с серым хохолком над прекрасным сухим лбом».

В книге Василенко много героев-фронтовиков, подобных Ване Солнцеву: один воевал в инженерных войсках с саперами, другой строчил из пулемета в броне­поезде.

Важно

Ни у автора, ни у читателя не возникает сомнений в том, что Суворов­ское училище — самое правильное место, где могли оказаться такие ребята.

Никаких намеков на то, что у мальчиков, переживших смерть родных и соб­ствен­­норучно убивавших, могут быть тяжелые психологические проблемы и им будет сложно адаптироваться к новым условиям, ни Ка­таев, ни Василен­ко не оставляют.

Тему военной травмы и даже настоящего психоза, которые овладевают такими, как Ваня Солнцев, «сынами полка», советская литература поднимет только в период оттепели: сперва Владимир Богомолов опубликует в 1958 году повесть «Иван», сознательно полемически обращенную к тексту Катаева, а потом, в 1962-м, Андрей Тарковский снимет по этой повести фильм «Иваново дет­ство», где будут отчетливо проговорены и тема военной травмы, и тезис о том, что у прошедшего войну ребенка не может быть ни мирного детства, ни Суво­ров­­ского училища. Но до этого советской литературе и советскому обществу нужно было пройти еще долгий путь.

Два финала

Отдельная интересная тема — различные редакции финала «Сына полка».

В пер­вой, написанной в 1944 году, Ване снится сон о том, как он бежит по мра­морной лестнице мимо «генералов в бурках» и его встречает «старик в сером плаще, переброшенном через плечо, в высоких ботфортах со шпорами, с алмаз­ной звездой на груди и с серым хохолком над прекрасным сухим лбом». Это генералиссимус Суворов.

Он ведет Ваню еще дальше по лестнице, где на самом верху стоит… Сталин, «осененный боевыми знаменами четырех победоносных войн», «с бриллиантовой маршальской звездой, сверкающей и переливающей­ся из отворотов его шинели». Он и становится в конце концов главным отцом и «усыновителем» Вани:

После 1956 года Ста­лин навсегда исчез из текста повести — во сне Ваня видит только Суворова, и имен­но ему теперь будет доверено произнести последнее напутствие «пас­туш­ку».

Тем не менее важно, что в символической иерархии персона­жей Сталин первоначально занимал более высокую позицию, чем Су­во­ров.

Подобно Вергилию, тот лишь сопровождал своего подопечного на пу­ти к вер­шине, где ему предназначалось увидеть «бога» во всем его сиянии и сла­ве.

Что еще почитать о «Сыне полка»:

Литовская М. Феникс поет перед солнцем. Феномен Валентина Катаева. Екатеринбург, 1999.

Livshiz A. Pre-Revolutionary in Form, Soviet in Content? Wartime Educational Reforms and the Postwar Quest for Normality. History of Education. No. 4–5. July — September, 2006.

Статья подготовлена в рамках работы над научно-исследовательским проектом ШАГИ РАНХиГС «Изоляционизм и советское общество: ментальные структуры, политические мифологии, культурные практики».

Теги

СССР
Что читать
Хрестоматия

Литература

Расставляем по местам семь частей знаменитой саги

Источник: https://arzamas.academy/mag/445-syn_polka

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector