Образ и характеристика всеволода в слово о полку игореве сочинение

Характеристика Всеволода из «Слова о полку Игореве» :

В «Слове о полку Игореве» неизвестный автор рассказывает о походе князя Игоря Святославича Новгород-Северского на половцев в 1185 году. Первая победа была кратковременной.

Когда им встретились основные силы противника, княжеская дружина не устояла. В конечном итоге войско Игоря было разбито, а раненый князь был пленён врагами.

Позже с помощью сообщника он сумел бежать и добраться до своей родины.

Основная идея этого произведения — призыв к объединению русских князей. Ведь Русь страдает от бесконечных междоусобиц. Это замечают внешние враги, и их нападения и притязания становятся всё более дерзкими. Если князья не объединятся под властью Киева, русскую землю ждут великие страдания.

Князь Всеволод — брат князя Игоря

Одним из основных действующих лиц «Слова о полку Игореве» представлен Всеволод, князь курский и трубчевский. Его отец – Святослав, князь черниговский. Его брат — князь Игорь Новгород-Северский.

Характеристика Всеволода из «Слова о полку Игореве» показывает его бесстрашным и мужественным воином. Он отправился с братом, с которым его связывает глубокая привязанность, в поход, чтобы защищать русские земли и снискать себе воинской славы.

Его помощь очень важна для Игоря, который ценит и уважает брата. Всеволод и отважная его дружина поднимают боевой дух всей армии.

Князь-богатырь

Характеристика Всеволода из «Слова о полку Игореве» даёт представление о его отваге, честности и храбрости. К тому же немалое значение для него имеют кровные узы. Поэтому он незамедлительно откликнулся на призыв брата, не оставил его без своей помощи.

Всеволод созвал с собой всю свою дружину. Его талант военачальника был общеизвестным фактом. Среди воинов он пользовался огромным уважением и непререкаемым авторитетом.

Обратите внимание

Он первым идёт в бой, подавая личный пример своей дружине. Именно благодаря Всеволоду Игорь смог победить в первой битве.

По характеристике, Всеволод из «Слова о полку Игореве» является собирательным образом настоящего мужчины.

Битва на реке Каяле

В Каяльском сражении он более, чем другие из Ольговичей, отличается в бою. Всеволод отчаянно сражается в рукопашной схватке. Он упивается боем, своей невероятной физической силой. Князю Всеволоду из «Слова о полку Игореве» присуща меткость глаза, его рука беспощадно разит врагов. Он снова и снова бросается в самые дикие схватки.

Богатырская мощь бесстрашного князя превосходит силы нескольких воинов и возрастает от самозабвения, с которым Всеволод участвует в битве и направляет её. В бою он страшен. Подобно дикому туру, в слепой ярости он крушит всё на своём пути. Князь забывает о родном городе, любимой жене, собственной жизни.

Характеристика Всеволода из «Слова о полку Игореве» показывает, что именно это помогает ему долго продержаться в битве, потому что силы неравны. Половцев несметные полчища, создаётся ощущение, что их становится всё больше.

Причём нападают они только толпами. Цитаты Всеволода в «Слове о полку Игореве» подтверждают тот факт, что, забыв себя, он не думает ни о стратегии, ни о тактике («…

забыл честь и жизнь, град Чернигов и престол златоотчий, любовь и ласку милой жены, прекрасной Глебовны!»).

Русские воины массово гибнут. На поле боя царит хаос. А ведь княжеская честь измеряется не только смелостью в битве, но и умением сохранить холодную голову во время боя, чтобы принимать стратегически верные решения.

Последствия Каяльской битвы

После разгрома русской дружины оказалось, что Игорь и Всеволод бесславно проливали кровь. Братья разделяют тяжкую ответственность за гибель воинов в битве на реке Каяле.

Последствия поражения для Руси катастрофичны: разбойничьи набеги половцев, обострившиеся раздоры и разногласия между князьями.

Родовая княжеская гордыня, ненасытная жажда власти и славы слишком дорого обошлись русскому народу.

Источник: https://www.syl.ru/article/362419/harakteristika-vsevoloda-iz-slova-o-polku-igoreve

Образы князей в поэме «Слово о полку Игореве» | Литерагуру

(351 слово) «Слово о полку Игореве» — произведение, являющееся историческим памятником древней литературы: несмотря на небольшой объем, поэма вмещает в себя описание подвига Игорева войска, пейзажную картину древней Руси и образы князей, правивших в 12 веке.

В своем произведении автор избегает описания внешности и характера персонажей, но при этом мы четко представляем себе их образы, и  поступки князей для нас понятны. Одним из главных персонажей в «Слове» является Игорь, которому автор явно симпатизирует. Князь Новгород-Северский предстает перед нами в роли доблестного воина, способного пожертвовать многим ради защиты своей Родины.

Игоря не останавливает даже солнечное затмение, которое на Руси считалось дурной приметой, предвещающей беду или смерть. Но, кроме положительных черт персонажа, автор также уделяет внимание и тем характеристикам Игоря, которые  привели князя к поражению.

Важно

Главный герой самолюбив и тщеславен, он не считает нужным просить помощи у других князей, и идет на половцев лишь со своим братом Всеволодом, потому что не хочет делить славу и награбленные богатства с другими. Но силы двух молодых князей оказывается мало, и они проигрывают ночной бой с половцами, теряя почти всю свою армию.

Образ Игоря производит на нас двоякое впечатление: мы восхищаемся им во время сражения, при этом осуждая его эгоистичное поведение, проявляющиеся в определенных эпизодах на протяжении всей поэмы.

Автор также наделяет и брата Игоря, Всеволода, героическими чертами. Мужество и доблесть князя буй-тур Всеволода не может не удивить читателя: во время сражения он, как истинный богатырь, пускает стрелы в своих врагов — защищает Родину, забывая о своих ранах и страхах.

Можно сказать, что автор, изображая поведение Всеволода в бою, явно прибегает к приему гиперболизации, часто используемому в фольклорных произведениях. Наделяя князя богатырскими качествами, автор на контрасте подчеркивает его эгоизм и самолюбие, свойственные брату.

Но в поэме «Слово о полку Игореве» все же есть один персонаж, являющийся идеальным, по мнению автора, – князь Киевский, Святослав. Создатель «Слова» изображает его главою целого государства.

Именно Святослав объединяет всю Русь и заботится о ее интересах: его сильно печалит поведение Игоря и Всеволода, поэтому Святослав созывает князей с просьбой о помощи оказавшимся в беде братьям.

Его «золотое слово, со слезами смешанное» является важным фрагментом всей поэмы, потому что именно оно выражает идею автора об объединении русских князей.

Источник: https://LiteraGuru.ru/obrazy-knyazej-v-poeme-slovo-o-polku-igoreve/

Образы и характеры в Слове о полку Игореве – художественный анализ. Литература XI—XII веков

Основная идея «Слова» раскрывается В образах его главных героев.

Вдохновитель и руководитель похода, князь Игорь, уже с самого начала выступает перед нами как защитник Русской земли, который «навёл свои храбрые полки на Землю Половецкую за землю Русскую». Игорь — храбрый воин. У него сильная воля, мужественное сердце. Его боевого пыла не охлаждает неблагоприятное предзнаменование — «солнечное затмение».

Забота о защите государства руководит мыслями и действиями Игоря. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образы и характеры в Слове о полку Игореве.

Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Обращаясь перед выступлением в поход к своей дружине, Игорь говорит: «Братия и дружина! Лучше быть убитыми, чем полонёнными…

Совет

Хочу поломать копьё о конец поля половецкого; с вами, русские, хочу свою голову положить, либо напиться шлемом из Дона». Во время боя он стремится помочь брату Всеволоду. Личные качества Игоря привлекают к нему симпатии и князей, и дружины, и автора «Слова».

Но своим обособленным выступлением Игорь привёл своё войско к ужасному поражению и открыл дорогу половцам на Русь. Тем самым он причинил Руси много бед, стал виновником смерти многих. Князь Игорь пренебрёг общегосударственными интересами, и это дорого обошлось русскому народу. За это осуждает Игоря автор «Слова» устами киевского князя Святослава.

Отношение к Игорю автора «Слова» обусловливается его политическими взглядами и патриотическим чувством. Автор «Слова» осуждает Игоря за его обособленные действия, но, стремясь к сплочению князей во имя интересов всей страны, он старается вызвать у них желание отомстить «за землю Русскую, за раны Ихоревы, буего Святославича».

В конце «Слова» автор с радостью сообщает о бегстве Игоря из плена и о его приезде в Киев, к великому князю Святославу.

Близок Игорю по многим чертам и его брат Всеволод. Отвага, мужество, храбрость, воинская честь отличают Всеволода даже в большей степени, чем Игоря.

Автор «Слова» только одного Всеволода называет «буй-тур». Тур в те времена служил образом мужества, мужественной доблести. Мужество Всеволода с особенной яркостью проявляется в момент боя.

Поведение Всеволода в бою описывается в «Слове» в былинных тонах: «Куда ты, тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы». Всеволод — прежде всего воин. Он сразу, не раздумывая, откликается на призыв брата: «Седлай, брат, своих борзых коней, а мои уже готовы, оседланы впереди у Курска».

В упоении боем он забывает обо всём: о своих ранах, о городе Чернигове, о престоле отцовском, о своей жене. Всеволод — настоящий воин-дружинник, воспитавший в боевом духе свою дружину и живущий с нею одной жизнью, одними стремлениями.

«А мои куряне, — говорит он Игорю,— опытные воины: под трубами пеленаны, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены, дороги им известны, овраги знакомы, луки у них натянуты, колчаны открыты, сабли заострены, сами скачут словно серые волки в поле, ища себе чести, а князю — славы».

Обратите внимание

С нежной любовью относится этот суровый воин к своему брату: «И сказал ему (Игорю) буй-тур Всеволод: «Один (ты у меня) брат, один свет, светлый ты Игорь! Оба мы с тобой Святославичи». Такой же любовью отвечает ему и Игорь. В пылу сражения Игорь заворачивает полки: ведь жаль ему милого брата Всеволода».

Важное место в произведении принадлежит великому князю киевскому Святославу. Святослав дан как умудрённый государственным и жизненным опытом исторический деятель. Гроза половцев, Святослав «разбил (их) своими сильными полками и булатными мечами и наступил на землю Половецкую». Он взял в плен их хана Кобяка, и «пал Кобяк в городе Киеве, в гриднице Святославовой».

Поэтому он так удручён необдуманным и самовольным выступлением Игоря, который своей неудачей подорвал значение его недавней блестящей победы над половцами и навлёк новое вторжение врагов на землю Русскую.

Как старый сокол, который «не даст своего гнезда в обиду», Святослав смог бы оборонить землю Русскую от врагов, «но вот зло — от князей мне нет помощи»,— с грустью отвечает он.

Образ Святослава раскрывает политические взгляды автора «Слова». Он считает, что центром объединённой Русской земли должен быть Киев. Опорой единства Руси должен явиться сильный и грозный киевский князь.

Светлый образ русской женщины дан в «Слове» в лице Ярославны, жены князя Игоря. «Плач» Ярославны передан в духе устной народной поэзии.

Этим приёмом автор подчёркивает близость Ярославны к народу, делает её представительницей русских женщин, тех жён, мужья которых погибли на войне или попали в плен.

Её устами говорит не княгиня, а простая русская женщина, горячо любящая своего мужа, тоскующая в разлуке с ним и горюющая о том, что он ранен и в плену. Её тоска и скорбь подчёркиваются сравнением её с кукушкой (образ, взятый из устной народной поэзии).

Важно

Но Ярославна — не только любящая жена, силе любви которой подчиняется сама природа, оберегающая Игоря во время его бегства из плена. Она в то же время и патриотка, болеющая душой за воинов, которые ушли в поход с её мужем и так жестоко пострадали. Для Ярославны поражение русских — большое несчастье.

По лиричности, поэтической пленительности, народности близок к образу Ярославны образ Бояна. Боян — неведомый нам песнотворец и певец — жил, по-видимому, в последние две трети XI и в начале XII века. Слава о Бояне дожила и до времён автора «Слова» (конец XII в.), который часто вспоминает об этом знаменитом поэте, описывает его поэтическую манеру, приводит выдержки из его песен.

Перед силой и красотой сто песен и перед его талантом преклоняется автор «Слова». Песни Бояна увлекали слушателем. Он не придерживался строго плана в изложении, а свободно переходил от одной темы к другой, от современности к прошлым временам, сопоставлял и противопоставлял различные лица, местности, события.

Боян не стремился к точному воспроизведению событий, ему важно было выразить и передать общее впечатление от событий, взволновать слушателей и захватить их силой своего воодушевления. Боян пел под аккомпанемент гуслей. Песни его отличались ритмичностью и музыкальностью, широким применением приёмов, свойственных устной народной поэзии.

Автор «Слова» показывает также, как Боян начал бы пест, об Игоревом походе.

Источник: http://www.testsoch.info/obrazy-i-xaraktery-v-slove-o-polku-igoreve-analiz-literatura-xi-xii-vekov/

Образ князя Игоря в поэме «Слово о полку Игореве»

Каждый народ имеет свои взгляды на нравственность человека. Эти взгляды передаются из поколения в поколение, шлифуются и обогащаются.

Одним из величайших сокровищ украинского народа является средневековая поэма «Слово о полку Игореве».

Наш народ может гордиться своими литературными и художественными традициями, ведь «Слово …» — это единственный памятник Киевской Руси, которая обрела всемирную славу.

Из поэмы мы узнаем о жизни украинского народа в глубокой древности, о его героической борьбе с внешними врагами и внутренними феодальными распрями. В произведении неизвестный автор нарисовал героических защитников Русской земли, которые в XII веке вели борьбу с половцами.

Читайте также:  Сочинение по поэме полтава пушкина рассуждение

Автор с любовью изобразил наших героических предков. Перед нами отчетливо вырастают мужественные фигуры, которые одинаково уверенно держали в руках копье и плуг. Как же надо было любить родную землю и ее народ, чтобы создать такие образы!

Среди всех персонажей произведения отчетливо выделяется храбрый князь Игорь Святославич. Читая произведение, мы представляем его во главе отважной жены, которая отправилась в поход против врагов.

Новгород-Северский князь с первых строк поэмы предстает перед нами как патриот: он мужественно защищает родную землю от закоренелого врага — половцев. Своим святым долгом Игорь считает защиту родины. Он готов отдать жизнь за ее свободу:

«Исполнившись ратного духа, он привел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую».

Князь Игорь — верный сын Русской земли. Попав в плен, он не теряет надежды вернуться на родину, даже мысленно преодолевает препятствия:

«Игорь спит, Игорь не спит,

Игорь мыслю поля мирить от великого

Дона до малого Донца ».

Такими же верными патриотами родной земли были и его воины. Они готовы отдать жизнь за честь родины. Поэтому решительно и отважно двое суток бьются они с кочевниками.

Игорь — бесстрашный и решительный. Эти его черты наиболее полно раскрываются перед началом похода на половцев. Он не обращает внимания на предсказания природы, а стремится достичь своей цели.

В бою Игорь ведет себя как мужественный и храбрый воин.

Совет

Моральной и физической силой князей Игоря и Всеволода восхищаются сам автор, и киевский князь Святослав, который говорит: «Ваши храбрые сердца в жестоком харалузи скованы, а в смелости закалены.

Благородство толкает Игоря на помощь Всеволоду, ведь князь понимает, как нужны в бою взаимопомощь и взаимовыручка: «Игорь полки заворачивает, жаль потому что ему милого брата Всеволода.

Но наряду с положительными чертами Игорь имеет и недостатки. Честолюбие и безрассудство стали причиной поражения. Ведь он выступил в поход сам, не посоветовавшись ни с кем, даже с киевским князем.

Самоуверенность и пренебрежения предупреждением природы дорого обошлись русскому вийсьу, о чем в произведении говорится так: «Игоря храброго полка — не воскресить» Итак, прославляя мужество и патриотизм князя Игоря, автор осуждает его легкомыслие, честолюбие, подчеркивая, что только совместными усилиями русичей можно победить врага.

Более восьмисот лет прошло со времени написания «Слова о полку Игореве», а оно живет и волнует сердца людей.

После знакомства с образом Игоря у меня появилось убеждение в непобедимости народа, который имеет таких мужественных защитников. Образ Игоря близок мне своим глубоким патриотизмом, преданностью родной земле, несокрушимостью и отвагой.

Источник: http://www.1kessay.ru/read/579

Образы Игоря, Всеволода, Святослава, Ярославны в «Слово о полку Игореве»

Урок в 9 классе

Тема урока: Образы Игоря, Всеволода, Святослава в поэме «Слово о полку Игореве». Закрепление.

Цели урока:

Образовательная: Показать особенности создания образов Игоря, Всеволода, Святослава и Ярославны. Учить анализировать, сопоставлять, обобщать, использовать текст для характеристики героев.

Развивающая: Развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения.

Воспитательная: Продолжать воспитывать патриотические чувства. Воспитывать чувство любви, верности к близким (на примере Игоря и Всеволода), к жене, мужу (Игорь и Ярославна), к своему Отечеству.

Ход урока

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. (3 минуты)

  2. Слово учителя: Ребята, сегодня на уроке мы подробно рассмотрим образы Игоря, Всеволода, Святослава и Ярославны. Проследим по тексту, как изображен тот или иной образ, какие средства выразительности использует автор для их создания. Но сначала выполним небольшую работу по вариантам. Вы получите карточки с заданием.

Карточка 1:

Выпишите из текста 7-10 слов, которые вышли из употребления нашего языка. (Персты, усобицы, крамола, хоругвь, червленые и т.д.)

Карточка 2:

Выпишите из текста 7-10 слов, в которых грамматическая форма является несовременной, но смысл понятен. (на живые струны воскладал, князьям славу рокотали, сабли изострены, взбился див и т.д.)

(Работа рассчитана на 8-10 минут)

3.Беседа с учащимися (10-15) минут:

-Ребята, давайте повторим еще раз, кто такой Игорь? (Князь Новгород- Северский)

-Кто найдет в тексте поэмы первое упоминание об Игоре?

(Начнем же, братия, повесть эту

от старого Владимира до нынешнего Игоря,

который скрепил ум силою своею

и поострил сердце свое мужеством;

исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки

на землю Половецкую, за землю Русскую)

Кто еще нашел примеры того, как втор изображает Игоря?

(Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя

и поехал по чистому полю)

-Ребята, как вы думаете, что значит «вступил Игорь-князь в золотое стремя»? (Игорь выступил в поход. Автор упоминает о золотом шлеме, стремени, седле, подчеркивая княжеский титул Игоря)

-Каким вам представляется Игорь? (Смелым, отважным, храбрым, мужественным)

-Каким представляется Киевский князь Святослав? (мудрым, дальновидным, могущественным)

-Давайте выразительно прочтем «Золотое слово Святослава»(3 минуты)

-Ребята, кто такой Всеволод? (Брат Игоря)

-Как Всеволод изображен в «Слове…»? (Ярый тур Всеволод!

Бьёшься ты впереди,

прыщешь на воинов стрелами,

гремишь о шлемы мечами булатными.

Куда, тур, поскачешь,

своим золотым шлемом посвечивая, —

там лежат поганые головы половецкие.

Расщеплены шлемы аварские твоими саблями калёными,

ярый тур Всеволод!)

-Давайте подведем итог и сравним двух братьев? Кто хочет ответить? (Игорь и Всеволод — храбрые и мужественные воины, не оставили друг друга в беде. Всеволод подробно изображен в сражении, отличии от Игоря.

Обратите внимание

Мы говорили, что Игорь отважный и смелый, но он еще и тщеславный. Он хочет прославится, как его отец, который однажды уже побеждал половцев. Игорь не дальновиден и не мудр, ведь он не подумал о том, что случится с Русью, если он проиграет.

Половцы еще более ожесточенно начнут нападать.)

4.Слово учителя: Сегодня у нас заключительный урок и мы выполним небольшой тест, чтобы проверить ваши знания. (Рассчитан на 7-10 минут)

  1. Рукопись «Слова…» была обнаружена в …века в Спасо – Ярославском монастыре?

а ) в конце XIX б ) в конце XVIII в) в начале XVI г)в начале XIX

2. Рукопись «Слова…» была обнаружена…?

а)Д. Лихачевым б) Бантыш – Каменским в) Мусиным- Пушкиным

3. Рукопись XVI века погибла при пожаре Москвы в … году?

а) 1888 году б) 1200 году в) 1812 году г) 1943

4. Рукопись XVI века погибла при пожаре Москвы, но сохранилась копия сделанная для …?

а) Екатерины II б) Александра I в) Елизаветы г) Николая I

5. О каком историческом событии повествует «Слово о полку Игореве»?

а)поход Игоря на половцев в 1883 году; б) поход Игоря на половцев в 1885 году

в) поход Игоря на половцев в 1880 году; г)поход Игоря на половцев в 1174 году

6. Какое знамение явилось Игорю?

а) наводнение; б) буря; в) солнечное затмение; г) полнолуние.

7. Первое сражение с половцами завершилось…?

а) победой русичей; б) победой половцев; в) ничьей ;

8) Сколько длилось второе сражение?

а) 5 дней б) 1 день в) 7 дней г) 3 дня

9) К чему призывает автор « Слова…» ?

а) к разделению земель; б) к отступлению; в) к единению ;

10)Чем заканчивается «Слово…» ?

а) побегом Игоря; б)здравицей князьям; в) плачем Ярославны; г) словом Святослава

5. Подготовка к сочинению. (5-7 минут)

-Все справились с заданием, завтра вы узнаете результаты. Я напоминаю вам, что завтра мы будем писать сочинение по «Слову о полку Игореве». Давайте запишем темы сочинений:

«Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве»

«Святослав и его золотое слово»

«Образ Игоря и его поход против половцев»

«Природа в «Слове о полку Игореве»

«Сравнение братьев Игоря и Всеволода в «Слове о полку Игореве»

-Давайте один план мы запишем в классе.

Святослав и его золотое слово.

План

I. Краткие сведения о «Слове о полку Игореве».

II. Образ Святослава и основные мысли его речи.

1)Киевский князь Святослав:

а) государственная дальновидность;

б)могущество;

в)патриотизм.

2)Золотое слово Святослава:

а) упрек Игорю и Всеволоду;

б) указание князьям на последствия междоусобиц;

в)призыв к объединению.

III. Князь Святослав выразитель основной идеи произведения.

6.Выставление оценок и домашнее задание.

-Дома, вам нужно подготовиться к сочинению, то есть написать план. И выписать цитаты, которые вам понадобятся, для раскрытия вашей темы. Всем спасибо! До встречи!

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/obrazyighoriavsievolodasviatoslavaiaroslavnyvslovoopolkuighorievie

Образы русских князей в «Слове о полку Игореве»

Идеал автора — князь мужественный и

Сильный, способный побеждать врагов

И оборонять Русскую землю.

Д. С. Лихачев

«Слово о полку Игореве», несмотря на небольшой объем, — произведение густонаселенное.

Древнерусские князья, их доблестные ратники, женщины, среди которых незабываемая Ярославна, старики, дети — с одной стороны, а с другой — половецкие воины, хан Кончак, осторожный Гза и другие.

И все это — живая Киевская Русь, которая трудится, воюет, страдает, скорбит, радуется, размышляет о жизни, славит героев.

На переднем плане поэмы, как на живописном полотне, три русских князя, к мыслям и поступкам которых неотрывно приковано внимание читателя. Это молодые Игорь и Всеволод и старый, мудрый Святослав, князь Киевский. Противопоставление неопытных, горячих братьев и Святослава, защитника общерусских интересов, взгляды которого разделяет автор, и составляет идейный центр произведения.

Герои «Слова» изображены своеобразно, непривычно для нас: не показан их внешний облик, не рассказана история их жизни, но это не мешает нам представить себе древнерусских витязей, понять причины их поступков. Вот перед нами Игорь — удельный князь Новгород-Северский. Это храбрый воин, патриот русской земли.

Он «стянул ум крепостью своею и… исполнившись ратного долга, повел свои храбрые полки на землю половецкую за землю Русскую». Его не останавливает даже дурное предзнаменование — солнечное затмение.

Коротко и убедительно объясняет он своей дружине цель похода — «копье преломить в конце поля половецкого», то есть окончательно разбить кочевников. Не богатства, добываемые в боях, интересуют его, а военная слава.

После разгрома половцев в первом бою он берет себе лишь воинские знаки побежденных врагов: «красный стяг, белую хоругвь, красный бунчук, серебряное древко». Однако автор не скрывает и отрицательных черт Игоря: он честолюбив, тщеславен и эгоистичен, не считается с общерусскими интересами и наносит вред общему делу.

Важно

Это типичный русский князь конца XII века. Мы не можем не восхищаться Игорем, когда видим его в бою, когда он отказывается от примирения с врагом и, рискуя жизнью, бежит из плена. Но мы осуждаем его поведение, навлекшее новые беды на Русскую землю.

Брат Игоря, князь Всеволод, наделен в произведении героическими чертами. Главная его забота и гордость — дружина. «Буй тур Всеволод» воспитал ее любовно и требовательно и считает готовой к решительным боям. Битва — его стихия.

В пылу боя он забывает обо всем: о почестях, богатом отчем доме, о милой жене Глебовне. Всеволод сражается героически и неутомимо; как былинный богатырь, врезается он в гущу врагов: В то же время это нежный, любящий брат, верный товарищ.

Однако, любуясь Всеволодом, автор не может не осуждать и его за эгоизм и честолюбие, неумение подняться до понимания общерусских интересов.

Только Святослав, князь Киевский, по мнению создателя «Слова», идеальный герой. Он изображен как глава всего Киевского государства, заботящийся о его интересах. Его очень печалит своеволие Игоря и Всеволода. Чтобы обсудить создавшееся после поражения молодых князей положение, он созывает бояр и держит с ними совет.

Бояре уважают Святослава и доверяют ему. Автор мечтает, чтобы так относились к князю Киевскому все русские князья, чтобы подчинялись они мудрому, опытному, всезнающему человеку, для которого превыше всего интересы Русской земли.

Святослав — человек большого государственного ума, умеет проанализировать причины поражения Игоря и призывает князей объединиться, чтобы защитить Отечество.

Его «золотое слово, со слезами смешанное», — выражение мудрости и прозорливости выдающегося государственного деятеля.

Совет

Князь Святослав превосходит других русских князей и как талантливый военачальник. Недаром славу ему поют и за рубежами Руси.

Автор видит в Святославе ту реальную силу, которая сможет одолеть врага.

По мнению создателя «Слова», Святослав — идеальный князь, бескорыстный защитник общерусских интересов. Вот почему в его «золотое слово» автор вложил собственные мысли, призывая русских князей (он называет многих из них) преодолеть междоусобицы, проявить настоящую государственную мудрость.

Источник: http://www.sochuroki.com/obrazy-russkix-knyazej-v-slove-o-polku-igoreve/

Образы русских князей в «Слове о полку Игореве»

Подробности29.09.2011

83.3(2Рос=Рус)я7

Слово о полку Игореве // Кусков, Владимир Владимирович. История древнерусской литературы: учебник / В. В. Кусков. — 7-е изд. — М. : Высш. шк., 2003. — 334 с. : ил.

Изображение князей. Большое место в «Слове» отводится изображению поступков Игоря и Всеволода — основных участников похода (о Владимире Игоревиче упоминается лишь в конце, в здравице, а имя Олега Святославича опущено). Автор симпатизирует своим героям и видит в них лучших представителей современного ему поколения князей.

Игоря отличает необычайное мужество и храбрость. Он доблестный воин, который решил постоять за Русскую землю, «истягнуумь крепо-стию своею и поостри сердца своего мужеством, наплънився ратнаго духа». Ради блага своей земли он готов на любые жертвы и испытания.

С мужественной и благородной речью обращается Игорь к своей дружине: «Братие и дружино! Луце ж бы потяту быти, неже полонену быти. А всядем, братие, на своим бръзыя комони, да позрим синего Дону…

Хощу бо, — рече, — копие приломити конець поля Половецкаго; с вами, русици, хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону».

Свою вдохновенную речь Игорь произносит в момент солнечного затмения, когда видит «тьмою вся своя воя прикрыты». Грозное предзнаменование природы не в силах поколебать страстного желания и решимости князя «искусити Дону великаго», постоять за землю Русскую.

Читайте также:  Историческая основа слова о полку игореве

«Слово» не показывает Игоря в битве на Каяле, но говорит о его мужестве и благородстве, когда он заворачивает полки, жалея брата Всеволода.

Доблестным воином является и Всеволод. Он неотделим от своих верных опытных «кметей» (воинов), которые «под трубами повити, под шеломы възлелеяни, конець копия въскръмлени, пути имъ ведоми, яругы имь знаеми, луци у них напряжени, тули отворени, сабли изъострени; сами скачютъ, акы серый влъци в поле, ищучи себе чти, а князю славе».

Доблесть и мужество Всеволода, проявленные им в бою на Каяле, беспримерны. Подробно русским былинным богатырям, буй-тур Всеволод «прыщет» на врага своими стрелами, гремит «о шеломы мечи харалужными». Своим златым шеломом посвечивая, скачет он по полю брани, поражая врагов.

Обратите внимание

Он весь поглощен и увлечен боем, в пылу сражения забывает и о своих ранах, и об отцовском золотом столе, и о ласках милой красавицы — жены Глебовны.

Изображая гиперболически поведение Всеволода в бою, перенося на него подвиг дружины, автор «Слова» следует художественным принципам фольклора.

Автор «Слова» прославляет воинскую доблесть князей «Олъгова хороброго гнезда», тесно связанных со своими «храбрыя плъкы», храбрыми русичами. Эту доблесть высоко ценит великий киевский князь Святослав. «Ваю храбрая сердца в жестоцем харалузе скована, а в буести закалена», — говорит он, мысленно обращаясь к потерпевшим поражение на Каяле князьям.

Прославлению князей служат и образы-символы «солнца», «света», «соколов», которые даны в резком контрасте с «тьмой», «тучами», «галками», «черным вороном» — символами врагов-половцев.

«Чръныя тучя с моря идут, хотят прикрыты 4 солнца».

«Темно бо бе в 3-й день: два солнца померкоста; оба багряная стлъпа погососта и с нима молодая месяца, Олег и Святъслав, тьмою ся поволокоста»,— к этой символической картине поражения северских князей обращаются бояре, разъясняющие Святославу значение его «мутного сна».

«Нареце на Каяле тьма свет покрыла». Но это торжество «тьмы», «великого буйства» врагов временно. И как только Игорь возвращается в Киев, «солнце светится на небесе, Игорь князь в Руской земли». Ведь как, говорит автор, тяжело телу без головы, так Русской земле без Игоря.

Деятельность князей в «Слове» оценивается с народных позиций. Игорь и Всеволод осуждаются за жажду личной славы. Решив «поыска-ти града Тьмутороканя» — старой черниговской вотчины, захваченной половцами, эти «соколы» самовольно слетели «с отня стола злата» и «нечестно одолели, нечестно кровь поганых пролили».

И «соколома крыльца припешали поганых саблями, а самою опуташа в путины железны». Они рано «начали Половецкую землю мечи цвелити» (терзать), т. е. не дождавшись коалиционного похода, который организовывал Святослав киевский. Они свели на нет результаты предыдущего успешного похода князей. Своим поражением «тии бо два храбрая Святъславлича…

уже лжу (раздоры) убудиста, которою ту бяше успил» великий киевский князь Святослав.

Автор «Слова» подчеркивает, что поражение русских войск на Каяле принесло огромный ущерб не только северским князьям, но и всей Русской земле, обратив «на ниче ся годины». Поэтому Игоря, пересевшего из золотого седла в седло раба, и проклинают немцы и веницианцы, греки и моравы.

За стремление к личной славе автор «Слова» осуждает Игоря и Всеволода. Обуреваемые жаждой личной славы, они сказали: «Мужа-име ся сами: переднюю славу сами похитим, а заднюю си сами поделим!» Нельзя ставить личную княжескую честь и славу выше чести и славы Русской земли, говорит поэт-гражданин.

Поэтому он и заставляет бежавшего из плена Игоря идти сразу в Киев, т. е. признать свою вину перед Русской землей.

Важно

Всем ходом изложения событий, их оценкой автор призывает князей к неукоснительному исполнению своих вассальных обязательств перед великим киевским князем, в котором воплощается честь и слава всей Русской земли.

В то же время автор глубоко сочувствует северским князьям. Вместе с русской природой, русскими женами, Ярославной поэт выражает свои чувства жалости и скорби по поводу поражения Игоря, Всеволода и их храбрых полков.

Вместе с киевским князем Святославом автор не может допустить, чтобы находящийся «в мытех» сокол дал свое гнездо в обиду, и для поэта-гражданина «раны Игоревы» становятся символом сплочения всех сил Русской земли для борьбы с внешними врагами.

В Святославе «великом, грозном киевском» автор «Слова» не отражает черты реальной исторической личности, а воплощает свой идеал мудрого, могущественного правителя Русской земли, хранителя ее чести и славы. Образ Святослава в «Слове» идеализирован.

Согласно историческим данным, Святослав Всеволодович не играл существенной роли в политической жизни Руси того времени.

Являясь ставленником более могущественного и деятельного князя Рюрика Ростиславича, он владел только Киевом, и власть его подчас носила чисто номинальный характер.

«Слово» прославляет победу, одержанную Святославом над половцами в 1184 г., когда он своими храбрыми полками «наступи на землю Половецкую, притопта хлъми и яруги, взмути рекы и озеры, иссуши потоки и болота. А поганаго Кобяка из луку моря, от железных великих плъков половецкых, яко вихр, выторже: и падеся Кобяк в граде Киеве, в гриднице Святъславли».

Победу Святослава прославляют и воспевают немцы, венецианцы, греки и моравы, так как эта победа обеспечила безопасность торговых путей Руси с юго-западной Европой.

Образ Святослава раскрывается в «Слове» в его «мутном» сне и «золотом слове». Здесь перед нами мудрый правитель, скорбящий о своих безрассудных вассалах- «сыновцах», горько сокрушающийся по поводу того, что князья-вассалы не помогают ему, своему сюзерену. «Се ли створисте моей сребреней седине!» —горестно восклицает он.

«Золотое слово» Святослава наполнено гражданской скорбью по поводу розни между князьями, отсутствия между ними единства, а главное, по поводу забвения ими своих обязанностей по отношению к «отню злату столу», Русской земле.

Совет

Это и дает возможность автору «Слова» легко переключить «золотое слово» в публицистически страстный призыв, обращенный к наиболее могущественным князьям Руси выступить «за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславлича!»

Трезво оценивая политическую обстановку своего времени, автор «Слова» обращается к тем князьям, от которых зависит судьба родины. Это прежде всего князь владимиро-суздальский Всеволод Большое Гнездо. Могущественный князь, он только что совершил удачный поход против камских булгар, дружина его может Волгу «веслы раскропиши, а Дон шеломы вылъяти!».

Называя его великим князем, автор как бы напоминает Всеволоду о его обязанности по отношению к Киеву, ко всей Русской земле «отня злата стола поблюсти». Слова эти, возможно, содержали в себе и тонкий политический намек. В памяти современников живы были события 1169 г.

, когда брат Всеволода III Андрей Боголюбской подверг Киев жестокому разграблению (так берегли суздальские князья золотой стол!). «Аже бы ты был, то была бы чага по ногате, а кощей по резане»,—говорит в своем обращении к Всеволоду автор «Слова», гиперболически подчеркивая, что если бы Всеволод был в Киеве, то рабыня бы стоила одну ногату, т. е. 50 коп.

(гривна — 10 руб., содержала 20 ногат, или 50 резан), а раб — 20 коп. (согласно «Русской Правде», стоимость раба равнялась 35 руб.).

Если же Всеволод и «не мыслит» «прилететь» в Киев, то у него, подчеркивает автор, есть возможность «посуху живыми шериширы стреляти, удалыми сыны Глебовы». Он может послать против половцев своих вассалов —«живые копья» —рязанских князей и выполнить свой долг перед «отним златым столом».

Учитывая заинтересованность в делах Киева и южной Руси князя Рюрика Ростиславича и его брата Давыда Смоленского, храбрость их воинов, которые «рыкают, аки тури, ранены саблями калеными на поле незнаеме», автор «Слова» к этим князьям обращается с прямым призывом выступить в поход — вступить «в злата стремена за обиду сего времени, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславлича!»

Трезво оценивается в «Слове» и могущество галицкого князя Ярослава Осмомысла. «Своими железными плъки» он закрывает путь на Русь венгерскому королю, его войска принимают участие в крестовых походах «стрелявши с отня злата стола салтани за землями».

Могущество его простирается далеко на юго-запад вплоть до Дуная, даже Киев находится в зависимости от галицкого князя, и он открывает ему ворота.

Автору «Слова» хорошо известно, что Ярослав всю свою жизнь пробыл в Галиче и не принимал непосредственного участия ни в одном военном походе, поэтому он и просит Ярослава послать свои войска против Кончака, а не самого выступить в поход.

Обращается автор и к князю Роману Мстиславичу Волынскому, прославившемуся своей храбростью и мужеством, с призывом прийти на помощь родине и вместе с князьями луцкими и пересопницкими Ингварем и Всеволодом загородить «полю ворота».

Так автор «Слова» в своем обращении к князьям оценивает возможности каждого княжества и, призывая князей сплотить свои силы вокруг Киева и Русской земли, вовсе не выдвигает задачи создания централизованного государства, а лишь стоит за строгое соблюдение уже утраченных норм феодальных отношений, верности вассалов своему сюзерену — великому князю киевскому. А к чему приводит нарушение этих обязанностей, автор показывает на исторических примерах Олега Гориславлича и Всеслава Полоцкого, на горестной судьбе «нынешняго Игоря».

Значительной художественной победой автора «Слова» является созданный им обаятельный образ русской женщины — верной подруги своего мужа, Ярославны. В ее образе обобщены лучшие черты характера древнерусской женщины. Автору чужд религиозно-аскетический взгляд на женщину.

Нет, женщина не «сосуд дьявола», не источник всех бед и несчастий мужчины, как учила церковь, а верная и преданная помощница, горячо любящая своего «ладу» и силой своей любви помогающая ему вернуться из плена. В своем лирическом плаче-заклинании, своеобразном заговоре, языческой молитве, Ярославна обращает думы свои не только к мужу, но и к его воинам.

Обратите внимание

Ее скорбь о поражении Игоря — это скорбь всех жен и матерей русских, обобщенных в едином образе, прекрасном и величественном!

Источник: http://www.ol-cbs.ru/51-other/slovo/486-slovo-o-polku-igoreve-obravy-rus-knyazej

Характеристика князя Святослава в «Слово о полку Игореве» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

«Слово о полку Игореве» — удивительно мудрое и прекрасное произведение, талантливое и патриотичное описание чрезвычайно важных для Росси исторических событий. Постичь всю глубину «Слова», наверно, невозможно.

Перечитывая его вновь и вновь, мы каждый раз открываем что-то новое, не замеченную ранее мудрость или тонкий намек на скрытую в поэзии мысль.

Высокая духовность, глубочайшее понимание психологии народа и его жизни, филигранное мастерство автора поставили «Слово о полку Игореве» в один ряд с величайшими шедеврами человечества.

Святослав Всеволодович – великий киевский князь, мудрый, убеленный «серебряными сединами». Он призывает князей русских объединиться, ведь в единстве заключается великая сила, способная побороть даже самого беспощадного врага. Князь Святослав убежден в том, что правители должны в первую очередь заботиться о благе народа, безопасности страны и ее процветании.

Игорь не внял советам мудрого Святослава Всеволодовича, и тем самым подверг Русь великой опасности. Но киевский князь, как мудрый и добрый отец, не держит на него зла.

, хотя прекрасно понимает всю серьезность ситуации. В трудные времена обвинения не помогут, только прощение и понимание способно исправить ошибки.

Святослав призывает встать стеной «за землю Русскую, за раны Игоревы, удалого Святославича!»

«Золотое слово» является образцом и эталоном суждения настоящего лидера и мудрого правителя. Святослав называет молодых и глупых Игоря и Всеволода, совершивших страшный поступок «дети мои» . Он понимает и любит их: «Ваши храбрые сердца из крепкого булата и в смелости закалены», но так же понимает и то, что молодые князья пожелали славы только для себя и тем самым подвергли Русь опасности.

Автор «Слова о полку Игореве», без всякого сомнения, был очень образованным и мудрым человеком. Он прекрасно понимает исконные причины бедственного положения России. «Золотое слово» Святослава на самом деле является выражением главной идеи произведения, которую его создатель пытался донести всем россиянам.

Лишь в единстве, взаимном уважении и общих целях заключается сила государства. Распри, вражда способны уничтожить его изнутри. Даже сильнейшая в мире вражеская армия не сможет нанести урон, сопоставимый с тем вредом, что мы можем причинить себе сами. Глупость и жадность делает людей слабыми и.

в результате, превращает в рабов.

Характеристика князя Игоря в «Слово о полку Игореве» с цитатами

Характеристика Ярославны в «Слово о полку Игореве» с цитатами

Характеристика главных героев в «Слово о полку Игореве» с цитатами

Источник: http://resoch.ru/xarakteristika-knyazya-svyatoslava-v-slovo-o-polku-igoreve/

Система образов «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Система образов. Главным героем «Слова» является не какой- либо из князей, а русский народ, Русская земля, а потому образ Русской земли занимает в нем центральное место. Автор «Слова» рисует обширные пространства Руси, ощущая родину как единое огромное целое.

Мы видим необозримые пространства: это великие реки Дон, Волга, Днепр; это древние города Путивль, Киев, Черни­гов, Новгород, Галич и многие другие; это «сине море» и просторы степей — «страны незнаемой».

Важно

Природа предстает живой и одухо­творенной, вместе со всем народом переживающей за судьбу роди­ны. В образе Русской земли объединяется для автора «Слова» ее ис­тория и современность, села и города, реки и степи, а главное — люди, ее населяющие, ее народ.

Образ страдающей родины вызы­вает сочувствие к ней читателя, возбуждает ненависть к ее врагам, зовет русских людей на ее защиту.

Читайте также:  Сочинение по рассказу анна на шее чехова рассуждение

Большой интерес представляет образ князя Игоря — с ним связана не только основная сюжетная линия, но и важнейшая для автора идея.

С одной стороны, автор создает идеальный образ эпичес­кого героя, для которого главное — воинская честь и рыцарское достоинство; он воспевает его храбрость и мужество и заставляет читателей проникнуться к своему герою любовью и состраданием. С другой стороны, князь — человек своего времени.

Привлекатель­ные качества его личности вступают в противоречие с безрассудст­вом и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины.

Вот почему, несмотря на видимую личную симпатию к князю Игорю, автор все же подчеркивает в герое не ин­дивидуальное, а общее, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновидность которых привели к меж­доусобной борьбе, раздорам и в конечном результате к потере един­ства Руси как государства.

Недаром рядом с образом князя Игоря появляется не только образ идеального воина, героически погибающего на поле битвы (это «Буй Тур» Всеволод, брат Игоря), но и образ его деда Олега Святославича, которого автор выразительно называет «Гориславичем», напоминая о народном горе, вызванном его усобицами. Имя этого князя, одного из зачинателей междоусобной борьбы, не случайно стоит в заглавии произведения. Так и Игорь, отправившийся в поход на половцев до­бывать «себе славы», принес только горе русской земле, на которую по­сле его поражения обрушилось опустошительное нашествие врагов.

Особое место в произведении занимает образ дружины князя Игоря и союзных ему князей. Войско Игоря — это не просто воины, это «русичи».

Они идут на половцев за родину, с ней прощаются, переходя границу Руси: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» Это прощание с Русской землей в целом, а не с Новгород-Северским княжеством, не с Курском или с Путивлем, и когда войска Игоря разгромлены, на кровавом «пиру» полегли «храбрые русичи», вся Русская земля оплакивает их.

Совет

Это всенародное горе символически обобщает плач Ярославны — юной жены Игоря, которая представляет собой образ идеальной русской женщины. Это верная и преданная подруга мужа, силой своей любви помогающая ему вернуться из плена.

Плач Ярославны имеет еще одну важную функцию: он призван оправдать бегство Игоря из плена, что считалось поступком, наносящим урон чести князя.

Здесь его бегство как бы освящено космическими, природ­ными силами, которые призваны плачем Ярославны («ветер, вет­рило», Днепр Словутич, «светлое и трисветлое солнце»). Именно ее горе и горе всей Русской земли помогли совершению переворота в душе князя Игоря.

В финале он осознает гибельность своих преж­них устремлений и сам готов принять участие в будущих походах русских князей против половцев. Эгоистические устремления Иго­ря оказываются побеждены сознанием важности единения всех князей для спасения земли русской.

Эта идея во многом связана с образом киевского князя Святосла­ва, который воплощает идеал мудрого и сильного, порой «грозного», правителя, главы русских князей.

В своем «золотом слове», обра­щенным ко всем русским князьям, Святослав не только скорбит о бе­де, которая постигла войско Игоря, а с ним — и всю русскую землю, но и упрекает князей в преследовании эгоистических интересов.

Он дает каждому из них краткую и точную характеристику и завершает речь призывом объединить усилия в борьбе с внешним врагом.

Этот прямой политический призыв к единению, прозвучавший в «золотом слове» Святослава, прямо соотносится с главной авторской идеей, а потому «слово» Святослава может быть воспринято и как «слово» автора.

Обратите внимание

Ведь автор — это тоже один из основных образов и героев «Слова» — его лирической части.

Нам неизвестно его под­линное имя, мы не знаем, жил ли он в Киеве, Чернигове, Полоцке или Новгороде-Северском, был ли приближенным князя Святосла­ва или дружинником в войске Игоря, но это и не так важно.

Глав­ное — это то, что автор «Слова», человек широко образованный, ве­ликолепно знающий родную историю и способный делать глубокие обобщения на основе исторического опыта, истинный патриот Рус­ской земли. Он сумел осмыслить все сложности политической борь­бы своего времени, подняться до общерусской точки зрения и выра­зить ее в художественно совершенной форме.

На этой странице искали :

  • система образов в слове о полку игореве
  • система образов слова о полку игореве
  • слово о полку игореве система образов
  • система образов слово о полку игореве
  • образная система слова о полку игореве

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sistema-obrazov-slovo-o-polku-igoreve.html

Сочинение «ОБРАЗ ЯРОСЛАВНЫ (Слово о полку Игореве)»

Над широким берегом Дуная, Над великой Галицкой землей Плачет, из Путивля долетая, Голос Ярославны молодой…Н. Заболоцкий«Слово о полку Игореве» — замечательный памятник древнерусской культуры.

Он донес до нас не только описание событий своего времени, образное мышление и мировоззрение наших предков, в поэтической форме создал образы князей, простых ратников и русских женщин.

Наряду с изображением отважных и своевольных князей, автор «Слова» не обходит вниманием и жен русских воинов, подробно останавливаясь на образе Ярославны, жены Игоря, одном из лучших в произведении.Нежная и преданная, самоотверженная и верная, Ярославна изливает свое горе в традиционном плаче. Но так задушевно и драматично он звучит!

Ярославна не просто выполняет положенный ритуал.

Она искренне скорбит о гибели дружины мужа, о ранах Игоря, жалея о том, что нет ее рядом, что не может она помочь, хотя душа ее готова лететь птицей, облегчить любимому страдания.

Полечу,— говорит кукушкою по Дунаю, Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, Утру князю кровавые его раны на могучем его теле.Русь уже крещена, христианство официально признано.

А в плаче Ярославны отчетливо слышны верования и традиции язычества.

Она, как к живым и всесильным божествам, обращается к солнцу и ветру, могучему Днепру — Словутичу, прося защиты для Игоря и его воинов.

О ветер, ветрило!Зачем, господин, веешь ты навстречу?Зачем мчишь хиновские стрелочкина своих легких крыльицахна воинов моего милого?..О Днепр Словутич!Ты пробил каменные горысквозь землю Половецкую…

Прилелей же, господин, моего милого ко мне,Чтобы не слала я к нему слезна море рано.

Важно

Уже в этом древнем памятнике заложены те традиции, которые потом разовьются в нашей классической литературе: необыкновенная самоотверженность русской женщины, ее полное подчинение интересам мужа — воина, защитника родины — и безграничная вера в правоту его дела.

Светлое и трижды светлое солнце!Всем ты тепло и прекрасно:Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучина воинов моего лады?В поле безводном жаждою луки скрутило,горем им колчаны заткнуло?Ярославна — равноценный образ наряду с другими героями «Слова о полку Игореве».

Это много позже появится «Домострой», который очертит круг женщины семейными проблемами, сделает ее в средневековье бессловесной «рабыней мужа». И заново придется «завоевывать» женщинам то особое положение подруги, хранительницы очага, которое она по праву занимала в древности.

Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в «Слове», и это очень важно и ценно.

Далеко в Путивле, на забрале, Лишь заря займется поутру, Ярославна, полная печали, Как кукушка, кличет на юру…

Источник: https://shdo.net/sochinenie-obraz-yaroslavny-slovo-o-polku-igoreve/

Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»

1. Мнение историков о личности Игоря, князя Новгород-Северского. 2. Основная цель произведения и решение ее через поэтизацию образа князя Игоря. 3.

Игорь — доблестный воин, благородный и бескорыстный защитник земли Русской. 4. Значение плача Ярославны в создании образа Игоря.> «Слово о полку Игореве» является величайшим памятником древнерусской литературы.

Оно проникнуто нежной и сильной любовью к родной земле.

Созданное в конце XII века, «Слово», как и любое другое замечательное творение человеческого гения, значимо не только само по себе, но и тем влиянием, которое оно оказывало на русскую литературу во всем ее дальнейшем развитии.

«Слово о полку Игореве» повествует о походе против половцев князя Игоря Святославича Новгород-Северского, который произошел в 1185 году.

Совет

С исторической точки зрения Игорь не принадлежит к тем князьям, которые оставили глубокий след в истории России.

Ничем особенным он себя не прославил, а поход, воспетый неизвестным автором в «Слове», закончился печально — князя и его дружину ожидало бесславное поражение.

Различные источники по — разному позволяют думать о моральном облике князя. Одни исследователи безоговорочно признают его героем, самоотверженно оборонявшим русскую землю.

Другие считают его безрассудным правителем — поход князя Игоря был бессмысленным и заведомо оказался обреченным на провал.

Но, по мнению этих исследователей, новгород-северский князь, хоть и оказался недальновидным политиком, был не лишен воинской доблести. И третьи склонны видеть в нем лишь коварного и беспринципного корыстолюбца, решившего присвоить себе славу защитника родной земли, добытую великим князем Святославом. В «Слове о полку Игореве», образ Северского князя сознательно поэтизируется автором.

Этим достигается главная цель произведения. Автор «Слова» был не только великим художником, но и человеком поразительной житейской мудрости. Он прекрасно понимал, что междоусобная княжеская вражда, царившая в то время на Руси, ведет к упадку, обнищанию внешнеполитической слабости. Поэтому целью своего произведения автор поставил призыв к объединению русских княжеств.

Он стремится сплотить князей, оживить в них родственные чувства. Отсюда в песне звучит осуждение княжеских усобиц и одного из их зачинателей — князя Олега Святославича, прозванного Гориславичем.

Для достижения поставленной задачи автор наделяет князя Игоря всеми возможными качествами доблестного воина, способного на великий подвиг и любую жертву ради блага родной земли.

Перед выступлением в поход Игорь воодушевляет дружину словами, полными мужества и беззаветной храбрости.

Обратите внимание

Он не согласен мириться с пленом, предпочитая неволе смерть: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем пленным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон».

Отношение автора к новгород-северскому князю хорошо видно в тех эпитетах, которыми он наделяет Игоря: «сокол», «солнце красное».

Во время своего похода войско Игоря встречает на своем пути отряд половцев.

Первое сражение окончилось победой русичей. Много добычи взяли русские воины: золото и паволоки, дорогие окосамиты, красных девушек половецких угнали в плен. Добыча была настолько велика, что покрывалами, плащами и кожухами, разными драгоценностями стали мосты мостить через болота и топкие места. В этой ситуации князь Игорь выказывает себя человеком благородным и бескорысным.

Он пришел врагов бить, а не наживаться, потому из трофеев князь берет себе только боевые знаки врагов: «Червлен стяг, Белая хоругвь, Червлена челка, Серебряно древко — храброму Святославичу!» Этот эпизод показывает то, что главное для Игоря — борьба с врагами русскими, а не личная выгода. Стремление к наживе слишком мелочно для него. Игорь выше простых житейских забот. Благородный характер новгород-северского князя проявляется и в следующем сражении, более тяжелом и сокрушительном для русичей.

Во время битвы опять же видно, что личные выгоды не являются главными для Игоря: когда брат Всеволод начал испытывать затруднение во время сражения, Игорь не задумываясь «заворачивает» свои полки на помощь, «ибо жаль ему милого брата Всеволода».

Но, несмотря на все мужество Игоря, Всеволода и русского храброго войска, сражение проиграно, а Игоря уводят в плен: «Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской».

Когда князя постигает поражение в битве, автор глубоко скорбит, а вместе с ним и вся природа печалится.

Проявление эмоций автора «Слова» помогает поддерживать образ князя Игоря как положительного героя, несмотря на то что своим безрассудным поступком он поставил под удар собственную Отчизну, а вместе с нею и всех людей русских. Свое отношение к происходящему поэт показывает не только при описании поражения русского войска, но и при повествовании бегства из плена Игоря.

Важно

В строках песни чувствуется ликование автора, поскольку «как тяжко телу, кроме головы, так тяжело Русской земле без Игоря». Возвращение Игоря на родину отмечено ликованием природы и людей русских: «Солнце светится на небе, — а Игорь-князь в Русской земле; девицы поют на Дунае, — вьются голоса их через море до Киева. Игорь едет по Боричеву ко святой богородице Пирогощей.

Села рады, грады веселы». И, наконец, создавая образ Игоря, автор не мог не включить силу любви. Нет, о личных сердечных переживаниях князя в песне ничего не говорится. Но есть упоминание о том, что Игоря любят, и любят сильной, искренней любовью.

Эта любовь настолько огромна, что она влияет на природу и, проникая сквозь огромные расстояния в стан половцев, помогает бежать Игорю. Конечно же, здесь идет речь о жене Игоря — Ярославне. В пронзительном, эмоциональном плаче Ярославны образ Игоря овеян нежностью, теплотой, горячим сочувствием.

Такую сильную, беззаветную любовь можно испытывать только к достойному человеку. Автор верит, что Игорь заслуживает искреннего чувства, которое испытывает к нему Ярославна. Можно по-разному относиться к походу Игореву и самой личности князя Новгород-Северского.

Трудно сказать, каков его облик был в реальной жизни. Сочинитель же «Слова о полку Игореве» преподносит нам его как благородного, искреннего борца с врагами русскими, защитника родной Отчизны. Этим он достигает главную цель своего произведения — призыв к единению князей русских. Оттого образ князя Игоря как человека благородного и мужественного является правомерным и оправданным.

Источник: http://sochbox.com/obraz-knyazya-igorya-v-slove-o-polku-igoreve/

Ссылка на основную публикацию