Роль литературы в жизни человека итоговое сочинение

Итоговое сочинение. Роль книги в жизни человека

Книги… Какое значение в жизни людей они име­ют? Как кажется, очень большое. Они играют важ­ную роль в становлении человека как личности. Однако сегодня многие не читают художествен­ную литературу и, таким образом, обделяют себя знаниями. В связи с этим Д. С. Лихачёв очень де­ликатно раскрывает назначение книги, тактично призывая нас к чтению хорошей литературы.

В тексте речь идёт о значимости книг в жизни социума. Автор говорит, что художественная ли­тература не только учит человека, но и совершен­ствует его, делает лучше, развивает в нем чувство прекрасного. В книгах содержится, как отмеча­ет учёный, опыт и мудрость народа.

И чтобы это увидеть, надо вникнуть во все детали, поскольку в «мелочах» кроется важное. Конечно, анализируя сказанное, понимаешь, что в книге значимо всё. И если человек сумеет обратить внимание на нечто второстепенное, это будет уже означать, что ме­лочей не бывает.

Обратите внимание

Кстати, для самого писателя всё является важным, поскольку жизнь представляет набор разных действий и явлений.

Привлекательным фрагментом данного текста является замечание автора о «бескорыстном» чте­нии, т.е. не ради оценки в школе, не ради моды, а для удовлетворения собственных интересов. И ЭТО замечательно, что учёный, как тонкий знаток всей литературы, предоставляет право выбора каждо­му.

Но это, наверное, не про школьную программу (где надо читать, например, «Грозу» Островского или «Бесприданницу»). А впрочем, можно было бы прочитать и эти произведения, но только в спо­койной обстановке, на которую указывает фило­лог.

И всё дело в том, что, наверное, мы всё-таки не хотим читать и видеть авторский подтекст, по­тому что мы ленивы, нам быстрее и легче просмот­реть сюжет произведения в какой-либо экранизи­рованной постановке.

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Показывая роль классической литературы, ис­кусствовед подчёркивает, что она «драгоценный капитал», освоение которого — самый правиль­ный путь в познавательной деятельности человека. И в этом он абсолютно прав, посредством чтения мы не только познаём новое, но и совершенствуем себя, делаем себя богаче.

Известно, чтение документов, свидетельству­ющих об определённых периодах Великой отече­ственной войны, несравнимо с описанием этих со­бытий в художественных текстах, потому что изо­бражение в последних становится запоминающим и впечатляющим. К примеру, в романе Б.

Василье­ва «В списках не значился» первый день войны, представленный глазами главного героя Николая Плужникова, показался и нам как конец света, по­тому что беспрестанно бомбили с воздуха. Главный герой не растерялся, принял верное решение — сра­жаться с фашистами.

Его линия поведения — насто­ящий образец мужества, стойкости, свободолюбия.

Некоторые люди часто думают, что чтение книг — занятие развлекательного плана. Да, с од­ной стороны, они правы, но, с другой — это не так. Это труд, в основе которого лежит прагматическое начало, поскольку хочется расширить кругозор, узнать «рецепты» достойного поведения, чтобы не быть невежей и невеждой.

Важно

Не зря ведь есть такое понятие, как идеал. Идеальных людей в жизни трудно выявить, так как нужно время, а вот в книгах их легко найти, причём в соответствии со своим собственным за­просом (именно такую установку даёт и Д. С. Ли­хачёв).

Так, если речь идёт о построении взаимоот­ношений между свекровью и невесткой, то на этот счёт имеется прекрасный образец — героиня пове­сти «Я есть. Ты есть. Он есть» В.

Токаревой мать Анна, сумевшая побороть в себе ревность, так как сын стал принадлежать не ей, достойно пере­нести разлуку (целых восемь месяцев женщина ничего не ведает о сыне) и, более того, забыть оби­ды, и взвалить на свои плечи уход за тяжело боль­ной невесткой. Вот это человек, учиться у которого надо очень-очень многим!

Таким образом, назначение книги состоит в том, чтобы развивать, учить, воспитывать лю­дей и, наконец, доставлять им радость, поэтому Д. С. Лихачёв осветил все стороны назначения ху­дожественной литературы.

    • Итоговое сочинение о материнской доброте. Материнское сердце … Сколько счастливых и горьких минут пришлось тебе пережить! Первый крик новорождённого, первое слово «мама», пер­вые шаги, первые радости и неудачи. Ты такое маленькое, но сильное, ранимое, но тер­пеливое и понимающее … О судьбе матери, о её любящем сердце расска­зывается в повести В. Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть». Уже давно закрыта последняя…
    • Итоговое сочинение о жизненной силе русского народа, обусловившей правильный выбор героев в тяжёлых ситуациях. Жизненный путь… Каким он должен быть?.. Как кажется прямым и без ухабов. Однако такое встретишь нечасто. Как правило, человек подвер­жен всякого рода испытаниям и выбору. Кстати, русские люди чётко знают свою цель и видят доро­гу к её достижению, закаляя по пути свой характер как в условиях…
    • Итоговое сочинение о проблеме зависимости личности от времени и существующих традиций. Время… Что это за сила, главенствующая над человеком и диктующая ему свои порядки? Мно­гим людям кажется, что имеют власть над ним. Но всё же практика показывает: время держит всех в «строгих» рамках, причём в соответствии с вековыми традициями. Оно неподвластно нико­му, поэтому человеку надо уметь жить в согласии с ним. Время —…
    • Конфликт поколений: Каба­ниха и Дикой (родители) — Тихон, Варвара, Кудряш, Борис, Катерина («дети»). Старшее поколение живёт по патриархальным, веками сложившимся устоям. Взгля­ды «тёмного царства»: —         основа семейных отноше­ний — страх младших перед старшими, жены перед му­жем;   – безропотное повиновение «детей» «родителям», соблю­дение домостроевских пра­вил, церемоний и традиций. (Тихон должен…
    • Катерина — сильная и яркая личность, способная пойти на открытый конфликт с «тёмным царством». Кате­рине претит насилие и ду­ховная несвобода, которая её окружает. Она стремится к свободе проявления лучших человеческих чувств. В отли­чие от Кабанихи и Дикого, Варвары и др., для Катерины слова «благочестие», «вера», «честь» не пустые звуки. Она по своей собственной воле стремится к духовной…
    • А. П. Чехов… Это личность, значимость кото­рой признана не только у нас в стране, но и за рубе­жом. На протяжении многих десятков лет интерес к творчеству писателя имеет постоянный и устой­чивый характер, потому что изображенная им дей­ствительность и различные характеры — это прав­да жизни, воспроизведенная кратко, деликатно, образно, языком народным, понятным каждому представителю общества….
    • В комедии изображаются два поколения — старшее (эпохи Екатерины II) и мо­лодое (эпохи Александра I). Старшее поколение — кон­серваторы, рисуются сатири­ческими красками (Фамусов, Хлёстова), им свойственны общественные пороки (бю­рократизм, кумовство, не­терпимость ко всему новому, чинопочитание). Молодое поколение изображается по-разному: с симпатией (Чацкий, князь Фёдор, брат Скалозуба,…
    • И сам, покорный общему закону, Переменился я … А. Пушкин Жизнь… Что это такое?.. Временна ли она на нашей Земле или бесконечна?.. Вот два глав­ных вопроса, которые интересовали человечество всегда. Оригинальное суждение о жизни как фило­софской категории мы находим в стихотворении А. С. Пушкина «…Вновь я посетил…», представля­ющем собой итоговое раздумье поэта о своей судь­бе, о будущем, о…
    • Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать-земля! Ф. И. Тютчев Наверное, каждый человек задумывался над тем: что тленно, а что вечно в нашей жизни? И, по­жалуй, никто сразу не мог дать обстоятельный от­вет на такой, казалось бы, простой и в то же время необыкновенно сложный вопрос. И это, действи­тельно, так. Подобная проблема всегда занимала умы лучшей половины человечества: философов, художников,…
    • Итоговое сочинение о М. В. Ломоносове. Россия… Великая Россия! … Кто тебя сделал такой?.. Разве не князь Игорь тебя сотворил?.. Не Ярослав ли Мудрый тебя просветил?.. Да и не Петр ли Первый «окно в Европу прорубил?.. Гордись, Русская земля, своими сынами! Во все времена природа-мать посылала тебе людей, предназначе­нием которых было служить тебе верой и правдой. В нужный момент всегда появлялась такая…

Источник: https://www.shollklass.ru/homepage/itogovoe-sochinenie/1623-itogovoe-sochinenie-rol-knigi-v-zhizni-cheloveka

Значение литературы в жизни человека

Литература – это огромное хранилище духовно-нравственных ценностей.

Казалось бы, каждый из нас давно знаком с понятием «литература». Но насколько литература многосложна и многозначна, мы, порой, даже не задумываемся. А ведь литература – это явление грандиозное, она создана гением человека, является плодом его ума.

Какова роль, значение литературы в жизни человека?

Литература – это средство познания мира, она помогает нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо», указывает на истоки общечеловеческих конфликтов.

Литература помогает нам увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить её.

Литература – это мощный источник воспитания духа, личности. Посредством раскрытия художественных образов литература даёт нам понятия о добре и зле, правде и кривде, истине и лжи. Никакие рассуждения, самые красноречивые, никакие доводы, самые убедительные, не могут оказать на ум человека такого воздействия, как правдиво нарисованный образ. И в этом сила и значимость литературы.

В литературе есть очень важное понятие — «текст». Правильная работа над текстом лучших мастеров слова, литераторов имеет огромное значение.

Она расширяет кругозор человека, приучает к вдумчивому чтению, к пониманию тех идей, которые посредством образов выражает автор.

Грамотная работа над текстом обогащает лексику человека, развивает умение владеть литературным языком и различными художественными приёмами.

Литература – это могучее оружие, которое может исцелять.

Литература указывает нам пути самосовершенствования.

О русской литературе замолвите слово. Среди достоинств русской литературы есть одно, быть может, самое ценное. Это её постоянное стремление сеять «разумное, доброе, вечное», её настойчивый порыв к свету и правде.

Её творцы всегда были не только художниками, описывающими явления и события, но и учителями жизни, защитниками «униженных и оскорбленных», борцами против жестокости и несправедливости, приверженцами истины и веры.

Русская литература чрезвычайно богата как положительными, так и отрицательными образами. Наблюдая за ними, читатель имеет возможность пережить всю гамму чувств – от негодования и отвращения ко всему низкому, грубому, лживому, до глубокого восхищения, преклонения перед истинно благородным, мужественным, честным.

Литература стирает границы времени. Она знакомит нас с духом той или иной эпохи, с жизнью той или иной общественной среды – от царя Николая до учителя гимназии Беликова, от помещицы Затрапезной до бедной крестьянки – матери солдатской.

Раскрытие художественных образов является главной частью литературного чтения, его основой. Всякий художественный образ, как известно, является в одно и то же время и отражением действительности и выражениям идеологии писателя. Мало просто ознакомиться с литературным произведением. Надо попытаться проникнуть в тайны замысла, знать предысторию создания сочинения.

Литература развивает разум и чувства. Она – наш учитель, наставник, проводник. Проводник в мир реального и нереального. Способность выражать мысли в слове есть отличительная черта человека. Слова есть зеркало, в котором ясно отражается степень духовного развития. Всё то, что входит в нашу душу извне, отпечатывается в наших чувствах, мыслях, и в самом способе их выражения.

В творениях одного писателя мы встречаем смеющиеся картины, живописные изображения: это потому, что дух его воспитывался на лоне природы, там, где она щедрой рукой рассыпает дары свои.

Другой воспевает на лире своей битвы и сражения, ужасы, печальные явления страждущей жизни: это оттого, что душа творца знала много стонов.

Обратите внимание

В произведениях третьего природа человеческая является в самом жалком противоречии с идеей прекрасного: потому, что, с одной стороны, — зло, вечно враждующее с благом, с другой – неверие в высокое назначение человека, ожесточили владеющего пером.

Литература многогранна, её создатели очень разные. Литература взрослела вместе с Пушкиным и Лермонтовым, Гоголем и Чеховым, Блоком и Ахматовой. Она развивается и сейчас. Её идеи продолжают жить и бороться на нашей планете, они помогают избавить мир от скверны, жестокости, ничтожности.

Источник: http://DetskiyChas.ru/school/rodnoye_slovo/znachenie_literatury/

Сочинение на тему «Роль литературы в жизни человека»

Художественная литература открывает перед нами неизведанный мир человеческих взаимоотношений, даёт более осознанно понять сущность человеческой личности, уяснить, как разрешится та или иная ситуация, кажущаяся тупиковой задачей. Это особый вид искусства, который отображает и подчёркивает суть всех эпох, дарит нам приятные часы во время чтения, учит нравственности, делает нас более морально устойчивыми, и, конечно же, повышает наш культурный уровень.

По-настоящему образованный человек непременно должен быть ознакомлен с главными произведениями в литературе, делая свои собственные выводы из прочитанных книг, которые несут большую ценность в формировании и развитии личности.

Литература призвана служить народу, она раскрывает проблемы прошлых лет, описывает события и людей, живших в прошлое время, повествует, какими мыслями и поступками они были наделены. Большое значение имеет, с какой точностью и правдивостью переданы нынешние времена, даря человеку возможность в своём воображении нарисовать картину будущей жизни.

Мы всем сердцем проникаемся к судьбе литературных героев, наблюдаем с искренним переживанием за ходом событий, и очень огорчаемся, узнав окончание, не совсем такое, как нам бы хотелось. Затем разум принимается рассуждать, почему именно так разрешилась ситуация, отчего герой поступили так, а не иначе? Имел ли он другой выход?

Из поколения в поколения с помощью литературных произведений бережно сохранялись знания, открывалась истина. Книги предназначены быть источником мудрости, верным ориентиром в жизни человека, а также выполнять воспитательную роль, являясь нашими наставниками и учителями.

Благодаря изучению литературы, я понял множество вещей, которые недоступны без чтения великих творений. Я обязательно делаю собственные выводы, прочитав произведение. А также всегда задаюсь вопросами, какую мораль удалось извлечь из прочитанной книги, и что она сумела во мне изменить в лучшую сторону.

Литература самым честным способом расширяет наш кругозор, одаривает большим словарным запасом, что важно при общении с людьми для того, чтобы сложить о себе оправданно и заслуженно достойное впечатление человека, умеющего грамотно, чётко, в некоторых случаях красноречиво изъясняться, правильно формируя мысли в слова.

Одни писатели учат нас посредством юмора, смешно описывая казусы, оголяя человеческую душу, и раскрывая пороки.

Другие прививают нам любовь к окружающему миру, красотам природы, и призывают бережно к ней относиться.

Третьи описывают страшные события, военные действия, перемежёванные с историями из человеческой жизни, четвёртые в присущей им манере пытаются дать ответ на вопрос о смысле земного существования.

Важно

Вполне вероятно, что писатель когда-то пережил серьёзные душевные терзания и посредством рассказа, новеллы, пьесы или романа стремился передать нам свои эмоции и опыт.

Также дело обстоит и с поэзией, изучая которую к нам приходит понимание, что в момент написания испытывал автор, как он смотрел на мир, и каково было его внутреннее состояние.

Мы подсознательно проникаемся болью, радостью, тревогами и переживаниями великих классиков литературы.

Я бы очень хотел, чтобы появлялись как можно больше новых авторов, которые имеют качественный взгляд на жизнь, являются талантливыми, имеющими авангардное мышление и достойную манеру изложения.

Всё чаще на полках книжных магазинов можно встретить произведения современных писателей, книги которых только лишь пролистнув, понимаешь, что они написаны не на должном уровне, трудночитаемые и засоряющие литературу в высоком её понимании.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/11/sochinenie-na-temu-rol-literatury-v-zhizni-cheloveka.html

Роль писателя в жизни человека. По Ю. Казакову

Сочинение ЕГЭ по тексту:

«Когда писатель глубоко чувствует свою кровную связь с народом – это дает красоту и силу его произведениям, и делает их вечными», говорил – Максим Горький.

Сколько на свете существует прекрасных и величественных произведений, как русской, так и зарубежной классики. Каждый писатель, создавая свое произведение, вкладывает не только душу, но и наполняет его своей любовью к читателям.

Каждое написанное произведение несет в себе глубочайший смысл, который автор хотел бы передать. Так, в своем тексте, русский писатель, Юрий Павлович Казаков освещает важную на сегодняшний день проблему: роль писателя в жизни человека.

В своем отрывке, автор, приводит пример личностных и духовных качеств, которыми, по его мнению, должен обладать писать. Казаков пишет, что: «Писатель должен быть мужествен…».

Совет

Юрий Павлович убежден в том, что писатели должны упорно трудится, несмотря на все преграды, которые встречаются у них на пути: «…

Против него миллионы написанных ранее книг и мысли о том, зачем же ещё писать, когда про всё это уже было…».

Казаков описывает нам все те трудности, которые могут встречаться на пути у настоящего писателя и, что они должны пройти, чтобы создать по-настоящему достойное и великое произведение. Юрий Павлович, говорит о том, что писатели в своих литературных произведениях описывают то, что не может выразить человек: эмоции, чувства.

Я понимаю и полностью разделяю мнение автора, которое он выразил в своем отрывке, так как считаю, что писатели, создавая свои произведения описывают проблемы бытия, общественной жизни человечества.

Читая книгу русского или зарубежного классика, мы как будто погружаемся в другой мир, полностью отдавая себя прочтению, проникаемся душой к главным героям, проживаем вместе с ними их жизнь.

И ведь действительно, каждое прочитанное произведение оставляет свой след – оно меняет твое отношение к жизни, заставляет посмотреть на нее с другой стороны, а также учит чему-то новому.

В пример вышеизложенному хочу привести произведение, после прочтения которого оно стало одним из моих любимых А. Грибоедов «Горе от ума».

Главная героиня этого произведения Софья любила читать французские романы, которые производили на нее сильное впечатление. Под влиянием прочтения этих произведений Софья представила Молчалина, как идеал своей любви.

На примере данного произведения мы можем увидеть, как под впечатлением от прочитанных произведений может меняться человеческое мировоззрение.

Обратите внимание

Следующим прекрасным аргументом, который мы можем привести в подтверждение вышеизложенному, будет всеми любимое произведение М.Ф. Достоевского: «Преступление и наказание».

Наверняка все помнят, ужасный поступок Раскольникова, главного героя произведения? Что его с подвигло к осознанию своей вины и раскаянию? Как раз-таки священная книга – Библия, которую Сонечка прочла для Раскольникова.

Именно благодаря прочтенному отрывку из этой книги герой и понимает своей грех, хоть и ничего вернуть нельзя. Здесь мы тоже можем наблюдать, как книга смогла изменить человеческое мировоззрение в одночасье.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, мы можем сделать вывод, что силу литературы невозможно переоценить, так как она наполнена глубоким смыслом величайших произведений русской и зарубежной литературы.

Текст Ю. Казакова:

(1)Я сидел в номере наполненной разными моряками и экспедициями архангельской гостиницы среди развороченных рюкзаков, разбросанных вещей после тяжёлого, ненужного спора о литературе. (2)Я сидел возле окна, подперев голову кулаками, и хорошо становилось на душе от мысли, что завтра нам нужно устраиваться на зверобойной шхуне, чтобы идти потом к Новой Земле и ещё дальше, куда-то в Карское море. (3)Я был один, всё вспоминал, как мы только что спорили внизу о литературе с местным знатоком, и думал о мужестве писателя. (4)Писатель должен быть мужествен, думал я. (5)Когда он приступает к работе, против него решительно всё. (б)Против него миллионы написанных ранее книг и мысли о том, зачем же ещё писать, когда про всё это уже было. (7)Против него головная боль и неуверенность в себе в разные дни, и разные люди, которые в эту минуту звонят ему, и всякие заботы, хлопоты, дела, как будто важные, хотя нет для него в этот час дела важнее того, которое ему предстоит. (8)Против него солнце, когда тянет выйти из дому, вообще поехать куда-нибудь, что-то такое повидать, испытать какое-то счастье. (9)И дождь против него, когда на душе тяжело, пасмурно и не хочется работать. (10)Но настоящий писатель работает по десять часов в день. (11)Наконец он ставит точку. (12)Теперь он пуст, на-столько пуст, что уже не напишет больше никогда ни слова, как ему кажется. (13)Ну что ж, может сказать он, зато я сделал свою работу, вот она лежит у меня на столе. (14)И ничего такого до меня не было. (15)Пусть до меня писали Толстой и Чехов, но это написал я. (16)Это другое. (17)Он вдруг видит, что, скажем, весна прошла, что пронеслось над ним огромное время с того момента, когда он начал работать над своим произведением. (18)Прошёл ледоход, отгремели ручьи, отдымила первая зелень, и ко¬лос налился и пожелтел — целый век прошёл, а он прозе¬вал, не видал ничего этого. (19)Сколько случилось в мире за это время, сколько событий со всеми людьми, а он только работал, только и видел свету, что в своих героях. (20)Этого времени ему никто не вернёт, оно прошло для него навсегда. (21 )Но литературная правда всегда идёт от правды жизни, и к собственно писательскому мужеству писатель должен прибавить ещё мужество тех людей, кто в поте лица меняет жизнь на земле, тех, о ком он пишет. (22)Ведь он пишет, по возможности, о самых разных людях, обо всех людях, и он должен их всех повидать сам и пожить с ними. (23)На какое- то время он должен стать, как они, геологом, инженером, лесорубом, рабочим, охотником, трактористом. (24)И писатель сидит в кубрике сейнера вместе с моряками, или идёт с партией через тайгу, или летает с лётчиками полярной авиации, или проводит суда Великим Северным путём. (25)Писатель должен помнить ещё, что зло существует на земле: войны, физическое истребление, насилие, голод, фанатизм и тупость… (26)Он должен по мере своих сил протестовать против всего этого, и его голос, возвышенный против лжи, фарисейства и преступлений, есть мужество особого рода. (27)Есть всё-таки и в его работе минуты, когда всё идёт, и то, что вчера не получалось, сегодня получается безо всяких усилий. (28)Когда работа легка и безоглядна, когда писатель чувствует себя мощным и честным. (29)Когда он понимает, что надо писать правду, что только в правде его спасение. (З0)Только не надо думать, что твою правду примут сразу и безоговорочно. (31)Но ты всё равно должен писать, думая о бесчисленных неведомых тебе людях, для которых ты в конце концов пишешь. (32)Ведь пишешь ты не для редактора, не для критика, не для заработка. (33)А ты пишешь, потому что помнишь о высоком предназначении слова и о правде. (34)Ты пишешь и думаешь, что литература — это самосознание человечества, самовыражение человечества в твоём лице. (35)06 этом ты должен помнить всегда и ощущать счастье и гордость оттого, что на долю тебе выпала такая честь. (36)Когда ты вдруг взглянешь на часы и увидишь, что уже два или три, а ты, такой слабый и одинокий в этот час, не спишь и думаешь о целом мире, ты мучительно хочешь, чтобы все люди на земле были счастливы и свободны, чтобы навсегда исчезли войны и бедность, чтобы труд стал необходим всем, как необходим воздух. (37)Но самое главное счастье в том, что ты не один не спишь этой глубокой ночью. (38)Вместе с тобой не спят другие писатели, твои братья по слову. (39)И все вместе вы хотите одного: чтобы мир стал лучше, а человек человечнее. (40)У тебя нет власти перестроить мир, как ты хочешь. (41)Но у тебя есть твоя правда и твоё слово. (42)И ты должен быть трижды мужествен, чтобы, несмотря на свои несчастья, неудачи и срывы, всё-таки нести людям радость и говорить без конца, что жизнь должна быть лучше.

Читайте также:  Сочинение на тему великая отечественная война 1941-1945 года рассуждение

(По Ю. Казакову*)

Источник: https://vopvet.ru/news/rol_literatury_v_zhizni_cheloveka_po_ju_kazakovu/2018-05-26-7276

Образец сочинения ЕГЭ по русскому языку

О необходимости чтения книг много раз слышал каждый из нас. Об этом говорят все мудрые люди, среди которых великие писатели, философы, историки. Но далеко не каждый хоть раз задумывался о причинах такого отношения к литературе. В чем ценность книг в жизни человека? Именно над этой проблемой предлагает задуматься Д.С. Лихачев, автор текста, предложенного мне для анализа.

Комментарий

Рассуждая о роли книг в жизни человека, автор говорит, что “колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни” дает именно литература. Стараясь быть убедительным, Д.С. Лихачев перечисляет важные личностные качества, формирование которых непосредственно связано с чтением книг.

Особое внимание автор обращает на умение читать не только то, что модно или что требуется для школьных ответов. Д.С. Лихачев убежден, что именно такое чтение расширяет кругозор человека, заставляет любить литературу. Не случайно автор обращается к словам А.С. Пушкина о чтении, адресованным брату Льву и сестре Ольге. Для большей убедительности Д.С.

Лихачев советует читателям заглянуть в “Словарь языка Пушкина”, обратив внимание на слова “книга” и “чтение”.

Позиция автора

Позиция автора по заявленной проблеме выражена открыто: он считает, что книги оказывают огромное влияние на процесс формирования личности человека. Д.С. Лихачев убежден, что чтение книг дает необходимые жизненный опыт, расширяет кругозор, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, делает человека интеллигентным, развивает чувство красоты.

Собственная позиция

Я согласен с позицией автора. Я считаю, что роль книг в формировании личности является ведущей. Мировоззрение, убеждения, ценности человека – все это складывается под влиянием тех или иных произведений литературы. О человеке можно судить по его любимым книгам. Более того, через книги человек перенимает опыт предыдущих поколений, учится не совершать непростительных ошибок.

Аргумент №1

Под влиянием книг может измениться мировоззрение человека, перевернуться внутренний мир. Пример такого влияния можно увидеть в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Строки из Евангелия Родион Раскольников слышит сначала из уст Сони Мармеладовой, а позже, будучи уже на каторге, читает сам. Книга оказывает влияние на взгляды героя, помогает ему измениться, осознать ошибочность ранее выбранного им пути.

Все это говорит о том, что прочитанное в книгах отражается в душе человека, формируя отношение к жизни в целом.

Аргумент №2

Книги учат человека думать, испытывать эмоции. Под влиянием книг формируется индивидуальность человека. В романе-антиутопии Рэя Брэдбери “451 градус по Фаренгейту” мы видим общество однородное, не думающее, живущее как будто по написанному заранее сценарию, не признающее никаких духовных ценностей.

Все это является результатом уничтожения книг, ведь книги формируют мировоззрение, позволяют узнать что-то новое, ориентируют человека в его действиях и поступках. Уничтожив книги, государство добилось по сути полного подчинения людей его целям, причем подчинения неосознанного. Вот что может произойти с человеком, если его лишить книг.

Разве могло случиться такое с обществом, в котором ценятся книги?

Вывод

Роль книг в жизни человека очень сложно переоценить. Все факты говорят о том, что чтение делает человека достойным членом общества. А это значит, что людям без них не обойтись.

Источник: http://ege-soch.ru/obrazets-sochineniya-ege-po-russkomu-yazy-ku/

Сочинение “Роль литературы в жизни человека” (Блок “Год литературы”)

Сочинение (Блок «Год литературы»)

Учитель Бекмухаметова Г.М.

Тема «Роль литературы в жизни человека».

В своём сочинении я хотела бы остановиться на очень волнующей всех проблеме. Это относится к той огромной роли литературы как вида искусства для воспитания человека, формирования в нём таких нравственных качеств личности, как доброта, любовь, милосердие, долг перед родиной, ответственность перед обществом.

И действительно, одним из самых распространённых и доступных человеку видов искусства, наиболее сильно влияющих на душу человека, является литература. Читатель один на один с писателем, а точнее, с его героями, переживает события, взятые автором для художественного осмысления.

И читатель шаг за шагом следует вместе с писателем по дороге с его любимыми или нелюбимыми героями, проживая их жизнь, сочувствуя и сопереживая им, страдая, радуясь или плача, оттого что герой побеждает или находится в безысходной ситуации.

Кроме всех прочих достоинств и преимуществ, литература напрямую связана с другими видами искусства, например, с театром и кинематографией. Много литературных произведений положены в основу сценариев для постановки кинофильмов и спектаклей для театра. Экранизированы почти все произведения русской классической литературы.

Это произведения Льва Николаевича Толстого, Федора Михайловича Достоевского, Антона Павловича Чехова, Александра Николаевича Островского, многих других авторов. Перечень этот может быть очень длинным.

Читайте также:  История жизни ивана флягина в повести очарованный странник лескова

И эта великая роль литературы в формировании нравственных качеств человека относится не только прозе, но и к стихам. В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения выдающегося русского поэта, Сергея Александровича Есенина – певца полей, неповторимый талант которого признан всеми.

Не только литературные круги нашего общества, но и все люди снова и снова обращаются к творчеству этого замечательного поэта. Можно с уверенность сказать, что Есенин и сегодня близок каждому, потому что поэт видел Россию с той стороны, с какой её знал народ, потому что он создал красочный и многоликий образ природы и воспел высокое чувство любви к родине.

Важно

Как настоящий поэт, Есенин заявил о себе уже с самых первых стихов, например, в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…». Уже ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Каждая строчка его стихов согрета чувством безграничной любви к родине. «Моя поэзия богата одной большой любовью – любовью к родине», говорил поэт. Природа для Есенина – это часть родины.

Есенинская природа является как бы выражением человеческих чувств. Огромная любовь к России дала Сергею Есенину право сказать:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Поэзия Есенина близка и дорога многим народам, так как его произведения затрагивают наиболее важные аспекты жизни, темы, близкие народу, актуальные.

Поэзия Есенина волнует сердце, притягивает своей оригинальностью и поэтической красотой.

Читая его стихи, начинаешь смотреть на жизнь с другой стороны, учишься любить свой край, начинаешь понимать, как понимал сам Есенин, что «оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле».

В поэзии Есенина отразилась не только вся его жизнь, не только его помыслы, но и время крупных переворотов и исторических перемен в истории России. А ещё тех событий, ответы на которые найти очень трудно.

Мне очень нравится поэзия Есенина, я нахожу в ней то, чего мне, порой, не хватает в жизни: раздолья, светлой печали, весёлой грусти, а также нежной и пронзительной любви.

Источник: https://multiurok.ru/files/sochinieniie-rol-litieratury-v-zhizni-chielovieka-blok-god-litieratury.html

Интересное образование

Защихина Ирина Витальевна

Что такое книга? Кажется,мы все знаем ответ на этот довольно простой вопрос,но на самом ли деле это так? Почему говорят,что нам не обойтись без книг? И неважно, кто ты: ребёнок, подросток или, быть может, пожилой человек- это касается всех.

Книга – это не просто красивая вещь с великолепным переплётом, в которой что-то написано. Нет. Книга- это наше всё. Она идёт с нами рука об руку всю жизнь. Подумайте сами: к кому мы обращаемя, когда учим детей читать? К книге.

К кому обращаемся, чтобы узнать историю нашей страны или даже целого мира? Конечно же, к книге. Кто для нас советчик номер один? Книга. Она способна в корне изменить наше мировоззрение или характер.

Совет

Вы только вдумайтесь: одна книга, одно произведение, а ты уже другой человек! Её сила и власть несоизмеримо огромны. Её роль в нашей жизни крайне велика. Нам без неё не обойтись.

Наблюдая за современным обществом, я сделала вывод: мода на чтение книг вновь вернулась. Читают все: от мала до велика.

Читающих можно встретить где угодно: в парке, в общественном транспорте и в развлекательных центрах, не говоря уже о том, что двери библиотек никогда не бывают закрытыми, потому что поток читателей просто огромен.

Не менее приятно замечать, что люди читают не «литературный мусор» (какие-либо «детективчики» или «журнальчики» современного типа, где начало сюжета, кульминация и развязка вмещаются в пару листов), а поистине достойные книги.

Представьте: Вы идёте по парку, в голове бушуют свои мысли, вокруг всё цветёт и пахнет, и тут Вы замечаете парня-подростка, сидящего на лавочке и читающего, скажем, «Войну и мир».

Каково впечатление? Приятно удивлены, не правда ли? То-то же! Осознание того, что классика выходит на передний план, ошеломляет, в хорошем смысле этого слова. Ведь замечательно же, когда подростки читают подобные книги. Но основная прелесть состоит в том, что каждый стремится к саморазвитию, читая не только книги школьной программы,но и те,которые они нашли сами для себя,для души. Ведь, на мой взгляд, основная задача любой книги- это дать читателю пищу для размышлений. Пища, которая в будущем перевернёт всю его жизнь. Именно поэтому без книг нам не обойтись.

Честно признаться, я большой любитель книг о любви. Мои предпочтния падают в основном на зарубежную литературу. Но сейчас я хочу рассказать Вам о той самой книге, которая дала мне «пищу». Это стал роман Джейн Остин «Гордость и предубеждение».

История любви, которую я пережила вместе с героями, захватила меня настолько, что спустя год после прочтения, никак не могу её забыть. Это имеет большое значение, ведь большинство книг мы прочитываем и забываем, иногда лишь с трудом вспоминая прозрачный сюжет. Здесь всё наоборот.

Обратите внимание

Я до сих пор помню имена героев,их историю и переживания.Эта книга увлечёт как юную девушку, так и взрослую женщину.

Благодаря этой книге я стала задумываться о действительно высоких чувствах. Что совершенно ествественно в мои семнадцать лет. Но главным образом « Гордость и предубеждение» раскрыло передо мной всю сущность любви, её место в жизни людей. Показало то, какой бывает любовь и то, на что она способна.

После прочтения этой книги, я сделала для себя вывод: любовь- это действие. Это поступки.Ведь любой поступок красноречивее тысячи слов. Говорить можно днём и ночью о любви, о чувствах к кому-то,а на деле что? А на деле ты в сотый раз почувствуешь боль от очередного ножа в спине. Или укол предательства.

Такое тоже бывает.

Но Вы обратите внимание на то, благодаря чему мы такие. Кто развивает нас? Кто раскрывает перед нами двери прошлого? Кто даёт нам понять простые истины жизни? Конечно же, книга. Её роль в нашей жизни безгранична. Нам без неё не обойтись.

Источник: http://www.metodichka.org/news/itogovoe_sochinenie_rol_knig/2015-02-12-189

Роль уроков литературы в жизни человека – Сочинение

О роли уроков литературы

Незабываемые, чудесные годы! Окончание школы — тот мо­мент в жизни подрастающего поколения, который принято на­зывать переломным. Прошедшие одиннадцать лет остаются по­зади, впереди — взрослая жизнь, полная новизны и открытий.

Проблема данного текста заключена в следующем. Одиннад­цатый класс как песочные часы. Ровесников-одноклассников в большую жизнь уносит время, на смену им приходят новые поколения выпускников.

Комментируя данную проблему, можно сказать, что те, кто покидают школу, оглядываются назад и понимают, какую огром­ную роль она сыграла в их жизни. Знания, первый жизненный опыт, умение разбираться в людях — то, что дала им школа.

Авторскую позицию можно сформулировать так. Именно в одиннадцатом, выпускном классе особую важность для ребят приобретают уроки литературы: не зря этот предмет называют человековедением. Старшеклассники с увлечением читают произведения Бунина, Куприна.

В их повестях и рассказах кра­сиво и ярко описано любовное чувство, которое для читателей-старшеклассников так много значит. Но и на уроках, и после школьных занятий они «улетают за горизонты школьной про­граммы, туда, где начинается жизнь».

Показать связь литера­туры с действительностью — это главная задача учителя.

Я согласна с позицией автора и подтверждаю её правиль­ность следующим аргументом. По окончании школы вчераш­ние школьники ощущают себя взрослыми людьми, которые по-новому, взвешенно и серьёзно относятся к жизни. Именно на уроках ученики выпускного класса стараются взять всё, что даёт школа: знания необходимы в будущем. И они это пре­красно понимают.

При этом роль учителя литературы, даже из-за специфики предмета, в жизни подростков бывает осо­бенной. Не случайно учащиеся с интересом слушают историю, которую учителя литературы рассказывают на уроках. В 1832 г. Пушкина, приехавшего в Москву, пригласил министр народ­ного просвещения Уваров в Московский университет, что на Моховой.

Важно

Студенты, которым профессор Каченовский читал лекцию о «Слове о полку Игореве», обступили гостей и профес­сора плотной толпой. К обсуждению «Слова…» был привлечён и Пушкин. И гениальный поэт, и известный литературовед го­ворили о великом произведении так прекрасно и вдохновенно, что «у всех предстоящих потекли слёзы умиления». Это слова самого Пушкина из письма к жене.

Нужно ли говорить о том, что след мысли и слова учителя могут оставаться в душе надолго, возможно, навсегда?

Второй аргумент в доказательство правильности позиции автора можно привести, опираясь на следующий пример. Не всегда заканчивающие школу юноши и девушки, с их возвы­шенными представлениями о любви, готовы отразить удары судьбы.

Оля Мещерская в рассказе И.А. Бунина «Лёгкое дыха­ние» хороша собой, у неё живой, весёлый характер, она верит в то, что создана для счастья.

Но она гибнет, потому что в ней не воспитали сдержанность и чувство достоинства, которые могли бы уберечь её от беды.

Реальная, сложная жизнь завершает воспитание молодого человека. Рассказ, возможно, предостережёт некоторых юно­шей и девушек, с их пылкими чувствами, от необдуманных по­ступков и скоропалительных решений.

Источник: http://sochineniye.ru/rol-urokov-literatury-v-zhizni-cheloveka/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector