Сочинение анализ произведения бедная лиза карамзина 8 класс

Сочинение по повести Карамзина «Бедная Лиза»

Недавно я познакомилась с очень замечательным произведением замечательного автора Карамзина Бедная Лиза, который сумел передать историю любви двух людей из разных сословий.

Читая Карамзина и его Бедную Лизу, кажется, будто автор описывает реальные события, уж очень правдиво описываются события и каждое слово воспринимаешь за правду. А чтобы не позабыть суть произведения, мне поможет читательский дневник, куда и опишу свое мнение о Бедной Лизе Карамзина.

Карамзин Бедная Лиза краткое содержание

Если кратко рассказать и познакомить читателей с произведением Карамзина и повестью Бедная Лиза, то мы познакомимся с самой Лизой, что жила без отца и матери, и узнаем об с Эрасте — ветреным дворянине.

Продолжая знакомить вас с Карамзином и его Бедной Лизой в своем пересказе, скажу об их случайной встрече. А встретились они, когда Лиза продавала ландыши, чтобы заработать на пропитание. Эраст и купил все ее цветы. С тех пор они и стали встречаться.

Их встречи дошли до того, что соблазнил парень неопытную юную девушку, а после отправился на войну. Там Эраст не воевал, а проигрывал все свое состояние в карты. Вернувшись с войны, чтобы спасти свое положение, он решает жениться на вдове при деньгах.

Обратите внимание

И здесь он ни разу не подумал о чувствах девушки Лизы, которая случайно встретила Эраста. Тот ехал в карете. При этой встрече он и рассказал о своих планах и предстоящей женитьбе. Такую новость не смогла выдержать Лиза и решается на ужасный поступок. На самоубийство.

Лиза утопилась, при этом умирает и ее мать, которая слегла сразу, узнав о смерти дочери.

Карамзин Бедная Лиза главные герои

Карамзин в своем произведении Бедная Лиза создал двух главных героев. Она и он. Крестьянка и дворянин. Уже разница в сословиях говорит о том, что они не пара, но любовь сильнее.

По крайней мере так думала Лиза. Но увы, чувства ее избранника были не настоящие.

А безответная любовь всегда приводит к трагедии, что и произошло в произведении Карамзина, ну а мы сейчас познакомимся с героями произведения.

Итак, Лиза. Лиза — это героиня произведения, которая была чистой, светлой, трудолюбивой. Это крестьянка, которая росла без отца, которая любила и заботилась о матери. Это добрая девушка, которая полюбила дворянина, но, любовь ей принесла только страдание и смерть.

Эраст — дворянин, который соблазнил девушку. Он эгоистичен, ветреный и нисколько не способен на чувства, а тем более на такие, как любовь. Он очень просто отказывается от девушки, которая очень любит его, которая отдала ему сердце свое и тело. Он предатель и никаких положительных эмоций этот герой у меня не вызывает.

В целом, произведение замечательное. Оно вызывает бурю эмоций, и прежде всего, переживания за бедную Лизу, которой досталось от жизни и которая имела нелегкую судьбу.

  • сочинение бедная лиза
  • сочинение по повести бедная лиза
  • Бедная Лиза
  • бедная лиза сочинение

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-po-povesti-karamzina-bednaya-liza.html

сочинение по произведению карамзина»бедная лиза»

Jis — Мастер (2294) 7 лет назадКарамзин стал главой нового направления в русской литературе — сентиментализма. Основная тема сентиментальной литературы — трогательные чувства, душевные переживания человека, «жизнь сердца». Карамзин одним из первых стал писать о радостях и страданиях современных, обыкновенных людей.

Огромный успех принесла Карамзину повесть «Бедная Лиза», которая произвела переворот в общественном сознании. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героини, наделенной обыденными чертами. Его слова «и крестьянки любить умеют» стали крылатыми. В своей повести Карамзин проявляет интерес к простому человеку, к миру его чувств, переживаний.

Карамзин скорбит, плачет над участью бедной Лизы, негодует, рассказывая о поступке слабого и ветренного Эраста, погубившего Лизу. Кто же такая Лиза, из-за которой чувствительные читатели и особенно читательницы проливали потоки слез? Лиза — бедная крестьянская девушка, которая рано остается сиротой.

Она живет в одной из подмосковных деревень с матерью — «чувствительной бедной старушкой», от которой Лиза наследует главный талант — умению преданно любить. Чтобы содержать себя и мать, Лиза, «не щадя своей нежной молодости», берется за любую работу. Весной она ходит в город продавать цветы.

Важно

Там, в Москве, Лиза встречает молодого дворянина Эраста «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветренным» Жизнь свои он проводил в светских удовольствиях, но скоро они ему наскучили. Красота Лизы произвела на него сильное впечатление, и «ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце его давно искало».

Он влюбляется в непосредственную, невтнную девушку «любовью брата», восхищается своей «пастушкой». Однако вскоре платоническая любовь между молодыми людьми переходить в чувственную, и вот тут-то он понимает, что любовь его стала угосать. Лиза уже не была в его глазах «ангелом непорочным», который восхищал его душу.

Но постепенно она начинает замечать происходящую в Эрасте перемену. Свое охлаждение он объясняет озабоченностью: ему надо отправляться на войну. Однако в армии он не столько сражается с непреятелем, сколько проигрывается в карты. Чтобы поправить свои дела, ему приходится жениться на богатой пожилой вдове.

Чувствительность — так определяли главное достоинство повестей Карамзина. Чувствительность является центральной чертой характера Лизы. Она доверяет движениям своего сердца, живет «нежными страстями». В конечном счете, именно пылкость и горчность и приводят Лизу к гибели.

Мотив совращения чистой и непорочной девушки, который встречается во многих произведениях Карамзина, обретает в «Бедной Лизе» социальное звучание. Карамзин одним из первыз ввел в русскую литературу противопоставление города и деревни. В повести «Бедная Лиза» деревенский человек — человек природы — оказывается беззащитен, попадая в городское пространство, где действуют законы, отличные от законов естественных.

Источник: а в мое время гугла не было =)

Даниил Кулик Ученик (147) 2 года назадПовесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была написана в 1792 году. Это произведение во многом стало вехой в русской литературе. Оно явилось образцом русской сентименталистской прозы. Известно, что родоначальником и разработчиком сентиментализма был именно Н. М. Карамзин. В основе этого направления лежало внимание к человеческим чувствам, к миру человеческой души вне зависимости от сословий и рангов. Сентименталистская литература очень много сделала и для развития русского литературного языка. Она привнесла в него целый пласт новой лексики, дала образец для иного языка — изящного, утонченного, «салонного». Данное произведение посвящено раскрытию души, мира чувств простой девушки из народа. Само название – «Бедная Лиза» — показывает, что главной героиней является именно крестьянка Лиза, и автора, прежде всего, интересует ее душевная трагедия. Выведя на первый план свою Лизу, Карамзин утверждал гуманистическую идею. Он был убежден в том, что все люди равны, что все они, независимо от сословий и богатства, испытывают одинаковые чувства, хотят любить, страдают от предательства, плачут и радуются одинаковым вещам. И чувства крестьянки равноценны по значимости чувствам аристократа, а, может быть, и более благородны, чисты, возвышенны. В основе произведения лежит история любви бедной девушки Лизы к молодому дворянину Эрасту. Лиза описывается в идеальных тонах. Это красивая трудолюбивая девушка, которая была вынуждена пойти работать, потому что умер ее отец. На руках у Лизы осталась больная мать. Любящая дочь не могла позволить ей работать. Поэтому Лиза ходит в город продавать цветы. Именно там она знакомится с Эрастом. Этот молодой повеса вел разгульный образ жизни. Он пресытился светскими красавицами, романы с ними были для героя не в новинку. В Лизе Эраст увидел свежесть, прелестную чистоту и наивность – то, чего не было у женщин высшего света. Эраст быстро увлекся девушкой, познакомился с ее матерью. Мать Лизы будто чувствовала что-то неладное и предупреждала дочь об опасностях, таящихся в городе. Но было поздно. Лиза влюбилась в Эраста со всей силой своей невинной души. Классовые предрассудки и страхи отступили перед ее любовью. Всю себя она отдала Эрасту: «Когда ты, — говорила Лиза Эрасту, — когда ты скажешь мне: «Люблю тебя, друг мой!», когда прижмешь меня к своему сердцу и взглянешь на меня умильными своими глазами, ах! тогда бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю все, кроме Эраста». Но что же этот «благородный счастливчик»? Каковы были его чувства по отношению к Лизе? Автор пишет, что Эраст упивался их отношениями, пока они были духовными, почти дружескими. Видя в глазах девушки безмерную любовь, герой возвышался в своих глазах, тешил свое самолюбие. «Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!» — думал Эраст. Но как только отношения между ним и Лизой стали плотскими, то молодой человек охладел к девушке. Новизна исчезла, пропал интерес, и появилась рутина, скука, обыденность. Эраст стал отдаляться от своей возлюбленной и, наконец, объявил ей, что отправляется на войну. Горю и страхам Лизы не было предела, но что она могла поделать? Эраст обещал помнить свою милую. Для Лизы наступили тяжелые времена. Все вокруг ей показалось унылым, печальным, тягостным. Но в один миг сердце девушки было окончательно разбито. Она узнала, что ее Эраст женится на другой. В армии этот ловелас промотался и теперь нашел себе богатую вдову. О Лизе он и думать забыл. Конечно, девушка не могла перенести такой удар. Что ей оставалось? Только свести счеты с жизнью, ведь ее сердце было разбито, а честь поругана. Лиза бросается с воду.

Финал повести становится еще более печальным от того, что умирает и мать Лизы, узнав

Андрей Смирнов Ученик (207) 2 года назадКарамзин стал главой нового направления в русской литературе — сентиментализма. Основная тема сентиментальной литературы — трогательные чувства, душевные переживания человека, «жизнь сердца». Карамзин одним из первых стал писать о радостях и страданиях современных, обыкновенных людей. Огромный успех принесла Карамзину повесть «Бедная Лиза», которая произвела переворот в общественном сознании. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героини, наделенной обыденными чертами. Его слова «и крестьянки любить умеют» стали крылатыми. В своей повести Карамзин проявляет интерес к простому человеку, к миру его чувств, переживаний.

Карамзин скорбит, плачет над участью бедной Лизы, негодует, рассказывая о поступке слабого и ветренного Эраста, погубившего Лизу. Лиза в Москве встречает молодого дворянина Эраста «с добрым сердцем, но слабым и ветренным» Жизнь свою он проводил в светских удовольствиях, но скоро они ему наскучили. Красота Лизы произвела на него сильное впечатление, и «ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце его давно искало». Он влюбляется в Лизу.Однако любовь вскоре между молодыми людьми переходит в чувственную, и вот тут-то он понимает, что любовь его стала угосать. Но постепенно она начинает замечать происходящую в Эрасте перемену. В свое оправдание он говорит что ему надо отправляться на войну. Однако в армии он не сражается с непреятелем, а играет в карты. Чтобы отдать долг он женится на богатой пожилой вдове.

Карамзин одним из первых ввел в русскую литературу противопоставление города и деревни. В повести «Бедная Лиза» деревенский человек — человек природы — оказывается беззащитен, попадая в городское пространство, где действуют законы, отличные от законов естественных.

Ризван Гаджиметов Ученик (104) 2 года назадВот как писала я, писала сама…, но без «во-первых, во-вторых и третьих и вывод»Повесть «Бедная лиза» начинается с описании природы Москвы. Открываются, словно, панорама природы, души, всей натуры. описываются готические башни Симонова моностыря, множество домов и церквей, дубовые рощи, златоглавый Данилов монастырь, Воробьевы горы, а также леса, поля, дубравы…описания природы вызывают у меня прежде всего чувство умиленной тоски. Что-то нежное, хрупкое, тонкое ощущается в представлении такой картины. Такое чувство понятно, но не всем…. Чувста эти помогают понять, что повесть насыщена субтильными (нежными) чувствами, сентиментализмом, что у повести «Бедная Лиза» горькая и плачевная судьба.В отличие от Эраста, Лиза умела любить, и отдалась вся ему, отдала ему всю свою любовь… Эраст же думал только о своем благополучии. Он был с добрым сердцем от природы, но слабым и ветхим. В этом и есть их различия, у всех есть сердце, но не все способны так отчаянно любить, как любила, например Лиза.По началу отношения Лизы и Эраста шли, как по водной глади. Они каждый день виделись друг с другом, каждый вечер. На берегу реки или в березовой роще, но чаще под тению столетних дубов. Они признавались друг другу в любви, обнимались, целовались. Казалось, их любовь была чиста и невинна. .Свидания их продолжались, но все переменилось . Эраст недоволен одними ласками Лизы. Он хотел больше, ведь исполение всех желаний есть самое опасное искушение любви. Эрасту эта любовь Лизы была какой-то пресной, монотонной. Постепенно страсть его угасала. Эти изменения в Эрасте видела Лиза и говорила ему:» Прежде бывал ты веселее»…Пришел день, когда Эраст должен был уйти, уйти на службу. Он и вправду был в армии, но не работал, а играл в карты и проигрывал деньги.В один день Лиза и Эраст встретились. Эраст всё объяснил лизе, что он женился на пожилой богатой вдове, еоторая давно была влюблена в него, ибо ему нужно было поправить свои обстоятельства.Я думаю, это можно сделать выводом.

Читайте также:  Сочинение какого человека можно назвать мечтателем? 11 класс

Автор сознавался:» Я люблю те предметы, которые заставляют меня проливать слёзы нежной скорби». Этим самым Н. М. Карамзин показывает то, что незачем стыдится слёз.

Полина Купряшина Знаток (358) 2 года назадПовесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» написана в сентиментализме. Сентиментализм- направление в литературе, где на первом месте частная жизнь человека, его жизнь, природа. Произведения в сентиментализме пишутся не для воспитания человека и его разума, а для пробуждения «добрых чувств». Предложения в повести звучат как стих, вступление очень растянутое, продолжительное. Имеется контраст, который выражается в образе города (зла) и села (добра), Эраста (зла) и Лизы (добра). Обычно героем этого направления является простой человек, каким была милая девушка Лиза.История о Лизе и Эрасте очень печальная. Уже сначала повести автор настраивает нас на то, что в этой истории не будет счастливого конца » Но все приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си… нова монастыря», разве может монастырь быть мрачным? Ведь он наоборот несет свет, тепло и радость людям, посетившим его. «…туда же прихожу мрачные дни осени горевать вместе с природою»,»…на развалинах гробных камней внимаю глухому стону времен», » Иногда вхожу в келии и представляю себе тех, которые в них жили, — печальные картины», автор старается даже в самых, казалось бы, прекрасных вещах показать печаль, грусть, страдания.Отношения Лизы и Эраста не назовешь счастливыми. Они познакомились в Москве, когда крестьянка продавала ландыши. В этой встрече Эраст старался казаться щедрым, вежливым, внимательным. Вторая их встреча произошла у дома Лизы и её матушки. Вскоре девушка поняла, что влюбилась в этого молодого человека. «Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга»- думала Лиза. Но через некоторое время молодой человек перестал ценить свою милую подругу. Он всё реже стал её посещать, перед этим говоря «Завтра, Лиза, не могу с тобой видеться: мне встретилось важное дело». Затем сообщил, что не сможет приходить к ней некоторое время, так как уходит в армию. Но в один день девушка отправилась в Москву, за розовой водой. В городе Лиза увидела карету, в которой сидел Эраст, она побежала к молодому человеку, обняла его, но он «…побледнел — потом, не отвечая ни слова на её восклицания, взял её за руку, привел в свой кабинет» там молодой человек рассказал, что женат и дал девушке 100 рублей. Бедная Лиза была расстроена, весь её мир разрушился в раз, сама того не замечая, она оказалась у глубокого пруда и бросилась в него. Эраст же «… был до конца жизни своей несчастлив», «он считал себя убийцей».Карамзин сострадал Лизе «Сердце моё обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте, готов проклинать его…» писал автор после раскрытия обмана молодого человека. Он считал её любезной, робкой, самоотверженной, прелестной, чистой, услужливой, с истинными ценностями. Эраст же для автора был «слабым и ветреным сердцем», но была у него честь и честность, однако ценности его были ложными. Автор считает Эраста виновным в смерти девушки и не оправдывает его действий.

Я была тронута данной повестью, во время прочтения истории я переживала, плакала, радовалась вместе с Лизой. Произведение заставило меня задуматься о том, что прекрасное чувство — любовь не распространяется только на богатых или только на бедных, она существует для всех, просто не все способны любить.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/64306002

Анализ повести «Бедная Лиза» Карамзина

Николай Михайлович Карамзин красивым языком описал историю, в которой главными героями стали бедная девушка и молодой дворянин. Современники Карамзина встретили эту историю любви восторженными откликами.

Благодаря этому произведению 25-летний писатель получил широкую известность. Эту повесть до сих пор читают миллионы людей, ее изучают в различных учебных учреждениях.

Давайте выполним краткий анализ повести «Бедная Лиза» Карамзина.

Общая характеристика произведения

Сразу после прочтения повести становится очевиден сентиментальный эстетический уклон, который ярко выражен в том, какой интерес проявляется к человеку независимо от того, что у него за положение в обществе.

Когда Николай Карамзин писал повесть «Бедная Лиза», анализ которой мы сейчас проводим, он находился в загородном доме, отдыхая с друзьями, а рядом с этой дачей был расположен Симонов монастырь, о котором исследователи говорят, что именно он стал основанием для идеи автора. Важно понимать, что историю любовных отношений читатели восприняли как происходящую на самом деле во многом благодаря этому факту.

Мы уже упомянули в начале, что повесть «Бедная Лиза» известна как сентименталистская повесть, хотя по своему жанру — это новелла, и такие стилистические особенности на тот момент времени были использованы в литературе только у Карамзина.

В чем проявляется сентиментализм «Бедной Лизы»? В первую очередь сентиментализм произведения сориентирован на чувства человека, а разум и социум занимают второстепенное место, отдавая приоритет эмоциям и взаимоотношениям людей.

Эта мысль крайне важна при анализе повести «Бедная Лиза».

Главная тема и идейная подоплека

Обозначим главную тему произведения — крестьянская девушка и молодой дворянин. Понятно, какую социальную проблему затронул Карамзин в повести. Между дворянами и крестьянами была огромная пропасть, и чтобы показать, какие противоречия вставали на пути взаимоотношений городских жителей и деревенских, Карамзин противопоставляет образ Эраста образу Лизы.

Чтобы более точно сделать анализ повести «Бедная Лиза», обратим внимание на описания начала произведения, когда читателю рисуется в воображении гармония с природой, тихая и уютная обстановка.

Читаем мы и о городе, в котором «громада домов» и «золото на куполах» просто пугает, вызывая некоторое отторжение. Ясно, что Лиза отражает природу, в ней видна естественность, наивность, честность и открытость.

Совет

Карамзин выступает как гуманист, когда показывает любовь во всей своей силе и красоте, признавая, что разумом и прагматизмом легко можно задавить эти прекрасные начала души человека.

Как же тонко и внимательно автор смог отнестись к внутренней сущности человека, его переживаниям!  Все это выразилось в раскрытии стремлений, мыслей и чувств главной героини.

Главные герои повести

Совершенно очевидно, что анализ повести «Бедная Лиза» был бы недостаточным без рассмотрения главных героев произведения. Видно, что в Лизе воплощен образ одних идеалов и принципов, а в Эрасте совсем других.

Действительно, Лиза была обычной девушкой-крестьянкой, и главная черта ее характера — умение глубоко чувствовать. Действуя так, как подсказывает сердце, она не потеряла своей нравственности, хоть и погибла.

Интересно, что по тому, как она говорила и мыслила, трудно ее отнести к крестьянскому сословию. Ей был свойственен книжный язык.

А что можно сказать об образе Эраста? Будучи офицером, он помышлял лишь о развлечениях, а светская жизнь утомляла его и заставляла скучать.

Эраст достаточно умен, готов поступать по-доброму, хотя характер его очень изменчив и не постоянен. Когда Эраст развивает к Лизе чувства, он искренен, но не дальновиден.

Молодой человек не задумывается над тем, что женой его Лиза стать не сможет, ведь они из разных кругов общества.

Похож ли Эраст на коварного соблазнителя? Анализ повести «Бедная Лиза» показывает, что нет. Скорее, это по-настоящему влюбившийся человек, которому слабый характер помешал выстоять и пронести свою любовь до конца.

Обратите внимание

Надо сказать, что русская литература ранее не знала такого типа персонажа, как Эраст у Карамзина, однако этому типу было присвоено даже название — «лишний человек», и он позже стал все чаще появляться на страницах книг.

Выводы в анализе повести «Бедная Лиза»

Говоря коротко, о чем произведение, можно сформулировать мысль так: это трагическая любовь, которая привела к гибели главной героини, при этом читатель полностью пропускает через себя ее чувства, в чем очень помогают яркие описания окружения и природы.

Хотя мы рассмотрели только двух главных героев — Лизу и Эраста, на самом деле есть еще рассказчик, который сам услышал эту печальную историю, и теперь с оттенками грусти передает ее другим. Благодаря невероятному психологизму, острой теме, идеям и образам, которые воплотил Карамзин в своем произведении, русская литература пополнилась еще одним шедевром.

Мы рады, если краткий анализ повести «Бедная Лиза» оказался для вас полезным. В нашем литературном блоге вы найдете сотни статей с характеристиками персонажей и анализами известных произведений русской и зарубежной литературы.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-povesti-bednaya-liza-karamzina

Анализ произведения Карамзина “Бедная Лиза”

Эта повесть является одним из первых сентиментальных про­изведений в русской литературе XVIII века. Сюжет ее был не новым, так как не раз встречался у отечественных и иностран­ных романистов. Но определяющую роль в повести Карамзина иг­рают чувства.

Одним из главных героев произведения становится повество­ватель, рассказывающий с безмерной грустью и. сочувствием о судьбе девушки.

Введение образа сентиментального повествова­теля оказалось новаторством Карамзина в русской литературе, так как раньше рассказчик оставался как бы в стороне и был нейтральным по отношению к описываемым событиям. Уже в заг­лавии данной повести сочетается имя собственное с определен­ным отношением автора к нему.

Сюжет у Карамзина развивается необычно, идейно-художественным центром становятся не собы­тие и постоянство героев,а их переживания, то есть сюжет но­сит психологический характер.

Экспозицией произведения является описание окрестностей Москвы, автор вспоминает времена, когда этот город ждал помо­щи в лютых бедствиях.

Завязкой становится встреча Лизы, бедной девушки, с моло­дым дворянином Эрастом.

Далее следует развитие сюжета – любовь Эраста и Лизы, которые дают друг другу обещание верности. Но когда страсть берет верх над чувствами Эраста, он, добившись желаемого, охладевает к девушке.

Кульминацией является случайная встреча Лизы с Эрастом, во время которой он просит ее оставить его в покое, потому что женится.

Развязка – гибель Лизы. Она выбирает смерть, чтобы разре­шить все проблемы, не жить обманутой и брошенной любимым человеком. Для Лизы жизни без Эраста не существует.

Важно

Очень важным для писателя-сентименталиста было обраще­ние к социальной проблематике. Автор не осуждает Эраста за гибель Лизы. Ведь молодой дворянин так же несчастен, как и крестьянская девушка. Всю оставшуюся жизнь он испытывает чувство вины перед Лизой, его собственный жизненный путь не сложился.

Карамзин одним из первых в русской литературе открыл тон­кий и ранимый внутренний мир представительницы низшего со­словия, а также способность бескорыстно и, беззаветно любить.

Именно с его повести берет начало, еще одна традиция русской литературы – сострадание к простым людям, сочувствие их ра­достям и переживаниям, защита обездоленных и угнетенных.

Та­ким образом, можно сказать, что Карамзин подготовил основу для творчества многих писателей XIX века.

(Пока оценок нет)
Loading…

Вы сейчас читаете сочинение Анализ произведения Карамзина “Бедная Лиза”« Анализ поэмы Пушкина “Каменный гость”Анализ стихотворения бродского осенний крик ястреба »

Источник: http://schoolessay.ru/analiz-proizvedeniya-karamzina-bednaya-liza/

Сочинение на тему: «Карамзин Н. М. — «Бедная Лиза» — «первое национальное произведение»»

Николай Михайлович Карамзин — представитель сентиментально-романтической линии русской литературы XVIII века. В его творчестве полно и ярко раскрыты художественные возможности сентиментализма.

Читайте также:  Челкаш и гаврила сравнительная характеристика в рассказе челкаш горького

Чувствительность — так на языке конца XVIII века определяли главное достоинство повестей Карамзина, потому что основное внимание он сосредоточил на психологии героев, достигнув в этом деле высокого мастерства.

Как никто из предшествующих русских писателей, он умел показать все перипетии любви, передать тончайшие оттенки чувств, мастерски раскрыть внутренний мир своих героев. Погружая читателей в напряженную эмоциональную атмосферу «нежных страстей», он учил их сострадать людям. Чувствительным и нежным называли Карамзина.

В русской литературе Карамзин был новатором — в области трактовки характеров, тематики и стилистических средств, в области прозаических характеров.

Повесть Карамзина «Бедная Лиза», написанная в 1792 году и посвященная любовной теме, истории двух любящих сердец, получила особую популярность среди современников.

Его герои ищут счастья в любви, но их окружает большой и жестокий мир со своими бесчеловечными и страшными законами.

Этот мир лишает героев Карамзина счастья, делает их жертвами, несет им постоянные страдания и обрекает на гибель.

Совет

Лиза жила вместе с матерью в Подмосковье, в небольшом домике на берегу Москвы-реки, неподалеку от Симонова монастыря. И мать, и покойный отец старались привить дочери высокие моральные качества. С детства учили ее, что в этой жизни ничего не дается даром, нужно всего достигать самому.

Они и сами придерживались таких же принципов: отец «любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь», а мать оставалась верна памяти мужа и многие годы продолжала проливать о нем слезы, «ибо и крестьянки любить умеют!» Лиза, воспитанная в строгости, «трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и все сие продавала в Москве».

Мы видим, что горячие симпатии автора неизменно сопутствуют героине, на ее стороне он и в решении главного конфликта.

Простая крестьянская девушка с самоотверженным характером (при всем уважении и любви к матери Лиза так и не сказала ей о своих отношениях с Эрастом) полюбила доброго, но избалованного праздной жизнью барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Ее чувства были необыкновенно глубоки, постоянны, а главное, бескорыстны.

Лиза прекрасно понимала, что никогда не сможет стать женой любимого человека, ведь он «барин», но, несмотря на это, продолжала самозабвенно любить Эраста «совершенно отдавшись ему, им только жила и дышала… и в удовольствии его полагала свое счастье, совершенно не думая о себе».

Карамзин описывал отношения Лизы и Эраста в пасторальных, идиллических тонах, подчеркивая, что трагический конец их отношений — результат сложившихся обстоятельств и легкомысленного характера главного героя, и причина вовсе не в социальном неравенстве. Эраст — «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы», но «слабым и ветреным сердцем».

«Он вел Рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии». Вначале Эраст думал только о «чистых радостях» и хотел «жить с Лизою как брат с сестрою», но переоценил свои силы. Затем, как обычно, пресытившись «наскучившими» отношениями, захотел освободиться от них. Для Лизы же потеря Эраста была равносильна утрате Жизни.

Существование без Эраста не имеет для нее смысла, поэтому она кончает жизнь самоубийством.

Драма — не только у Лизы, но и у Эраста. Ведь осудить себя самого на нравственные муки до конца своей жизни — наказание не меньшее, чем быть осужденным другими.

О душевной драме Эраста говорят слова самого автора: «Эраст был до конца своей жизни несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею».

Своего героя Карамзин не считает типичным: «Люди делают много зла — без сомнения — но злодеев мало; заблуждение сердца, безрассудность, недостаток просвещения виною дурных дел…»

Обратите внимание

Новаторство Карамзина состоит в том, что он не снизил значительность выдвинутой им социально-этической проблемы благополучной развязкой. В. В. Сиповский обратил на это обстоятельство особое внимание.

«Бедная Лиза», — писал он в «Очерках из истории русского романа», — потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово», которое немцам сказал Гете в своем «Вертере». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.

Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни».

Творчество Н. М. Карамзина сыграло выдающуюся роль в истории русской литературы.

«Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России, и ни один писатель с истинным талантом, ни один ученый человек, даже из бывших ему противниками, не отказал ему дани уважения глубокого и благодарности», — писал А. С. Пушкин.

А по словам Белинского, Карамзин «создал на Руси образованный литературный язык», сумев «заохотить» русскую публику к чтению русских книг.

Оценивая достижения Карамзина в развитии русской прозы, критик подчеркивал: «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество… повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта», повести, в которых «как в зеркале, верно отражается жизнь сердца… как она существовала для людей того времени».

Источник: https://globuss24.ru/doc/sochinenie-na-temu-karamzin-n-m-bednaya-liza-pervoe-natsionalynoe-proizvedenie

Сочинение-рассуждение: Н. Карамзин «Бедная Лиза»

Готовимся к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение: Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Повесть Карамзина по праву считается вершиной русской прозы сентиментализма. На первый план автор ставит человеческие чувство, его интересуют душевные качества героев, не зависимо от социальных положений в обществе. 

В данном сочинении, мне бы хотелось уделить внимание внутреннему состоянию и переживаниям главной героине повести – Лизе. Она, являясь обыкновенной крестьянской девушкой, с чистой душой и добрым сердцем. Но ее судьба складывается достаточно трагично, не смотря на ее жизнелюбие.

Первым ударом становится для нее смерть отца, после которого Лиза проявляется нам в образе сильной, не смотря на свои юные годы, и трудолюбивой девушкой. Не каждый человек может обладать таким сильным характером и не даваться себе слабину в таких ситуациях.

Если рассматривать в целом человеческий дух того времени и нынешнего, на мой взгляд, сейчас, когда жизненные ценности смещены, душа стала более уязвима к незначительным эмоциональным воздействиям со стороны общества, возможно проявляем мы эту слабость в закрытой форме, не так как сделало бы поколение до нас.

Тем самым мы видим, то духовное различие в разные временные отрезки.

Второй точкой эмоционального сдвига является встреча с Эрастом. То трепетание и одновременно боязнь первой встречи с героем у Лизы дома, все это, оживляет героиню и дает ей глоток свежего воздуха и прилива новых, еще не открытых ею эмоций. Ее накрывает чувство влюбленности, счастья.

Эраст, являясь человеком из высшего общества, имеет другие духовные ценности, не совпадающими с крестьянским образом жизни. Он губительно влияет на чистое сердце героини, ранит его пустыми обещаниями и рассуждениями о совместной будущей жизни.

Поначалу кружит Лизу в любовном и сладостном плену чувств, а после поиграв с ней, забравши непорочные первоначальные образы, которые являлись для Эраста главным интересом, обрекает героиню сначала на томные ожидания встречи, далее разбивает не только ее сердце, но и подрывает эмоциональное равновесие души.

Важно

Если опять же рассуждать на тему любви сейчас и рассуждать о поступке героя, можно проследить, что в наше время такое случается чаще, и это не обуславливается только социальным статусом, это происходит не зависимо от этого. В то время такая история любви заканчивалась намного плачевнее и оставляла большой отпечаток в репутации среди общества.

В наше же, таких строгих нравов уже не существует, так как произошло иное ответвление поколения, и такая ситуация являлась бы более лояльна по отношению в обществе, обобщая, можно кратко заявить, что это является нормой. Но было бы куда лучше, если бы оно таковым не считалось.

В заключении размышления на тему чувственного и духовного мира главной героини, хочу сказать, что Лиза показана нам сильной, но в то же время ранимой девушкой. Мне было интересно порассуждать и провести параллели разных эпох именно в перемене духовных качеств человека. Показать их различия и проанализировать данную ситуацию, которую пришлось пережить Лизе.

Источник: https://vopvet.ru/news/sochinenie_rassuzhdenie_n_karamzin_bednaja_liza/2017-04-21-6462

Конспект урока литературы в 8 классе «Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Казинская средняя общеобразовательная школа»

Валуйского района белгородской области

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ

ТЕМА: «ЧЕРТЫ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА В ПОВЕСТИ Н.М.КАРАМЗИНА

«БЕДНАЯ ЛИЗА»»

Подготовила:

Попова Валентина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

2017г.

Тема «Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Эпиграф: «Бедная Лиза» — образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувствительной» душе. (Е.

Осетров)Цели: обучающая: совершенствовать- знания теоретических понятий,- умение применять их в речи, строить анализ на основе этих понятий;развивающая: совершенствовать- умение рассуждать, размышлять, доказывать, оспаривать, видеть, слушать и слышать, сотрудничать;- умение исследовательски читать, работать со словом,-умение сравнивать, находить общее;воспитывающая: воспитывать -чувство милосердия к другим,- чувство уважения к старшим, к их мыслям, советам; чувства собственного достоинства; чувство ответственности перед другими. — Выработка собственного отношения к окружающему миру, умение работать в коллективе.

Лексическая работа: Сентиментализм сентиментальный чувственный эмоциональный 

Струги – речные суда на веслах под парусами Окочина – оконное стеклоГеба – богиня вечной юности Эраст – любовь «любящий»Натура – природа Зефир (греч.) – ветерок Цинтия – луна ( имя богини Луны)

Помолвил – обещал

Империал – дореволюционная русская золотая монета достоинством в 10 рублейИдиллия – чувствительное стихотворение о жизни простых людей.«Бедная Лиза» — образцовое произведение посвященное, не внешним событиям, а «чувствительной» душе. Е. ОсетровХод урокаI.1) Организационный момент.Здравствуйте, уважаемые гости, коллеги и девочки.

Поприветствуйте, девчата, гостей и настройтесь на хорошую работу. Я приглашаю вас на откровенный разговор.2) Вступительное слово учителяМы продолжаем с вами говорить о нравственности на уроках литературы. Запишите, пожалуйста, тему урока: «Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Эпиграфом к уроку мы берем слова Осетрова «Бедная Лиза» — образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувствительной» душе.Чтобы определиться с целями урока, прочитайте еще раз тему и выделите ключевые слова (черты сентиментализма).Итак, ключевыми являются слова « черты сентиментализма», вы верно определили.

Но чтобы выявить эти черты, что, по-вашему, для этого нужно?Во-первых, вспомнить определение «сентиментализм», назвать его черты, выявить различия западно-европейского и русского сентиментализма.Во-вторых, проанализировать повесть и отыскать в ней черты сентиментализма.

Совет

Так как лекцию по данной теме вы уже прослушали, то вам не составит труда вспомнить определение сентиментализма.II.Выступления учащихся:

А) Сентиментализм — от англ.-чувствительный – течение в европейской литературе и искусстве 2-ой половины 18-го века. Чувство становится центральной эстетической категорией. Сентиментализм верен идеалу нормативной личности, герой более индивидуализирован, духовный мир простолюдина богат.

Б) Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. Резко противопоставляется деревня городу. Появляются новые герои. Пейзаж идиллический, сентиментальный. Задача автора – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя.
В) Представители сентиментализмаАнглия: Лоренс Стерн «Сентиментальное путешествие»,«ТристрамШенди» Ричардсон «Кларисса Гарлоу»Франция: Жан-Жак Руссо «Юлия, или новая Элоиза»Россия: Муравьев, Н.М.Карамзин, Капнист, Львов, молодой В.А. Жуковский.

Г) Основная тематика – любовная

Основные жанры: сентиментальная повесть, путешествие;в лирике – идиллия или пастораль; эпистолярный жанр – письма.Идейная основа: протест против испорченности аристократического общества.Основное свойство – представить героя в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях.В основе эстетики – «подражание природе, идеализация патриархального быта.

Д) Черты

Произведения классицизма Произведения сентиментализма
Культ разумадолга Культ чувстваприродыврожденной нравственной чистоты
Сфера интереса:общественная жизнь человека Частная жизнь, эмоциональная сфера, богатый духовный мир людей низших сословий
Литературные нормы и правила Нарушение литературных границ и правил в изображении героя, речи, персонажей. Роль пейзажа! Элементы психологизма

Е) Особенности русского сентиментализма: — сильная дидактическая установка;- выраженный просветительский характер;- активное совершенствование литературного языка по средствам введения в него разговорных форм ( просторечия).

Дидактический – наставительный, поучительныйПросветительский – передающий знания; распространяющий знания, культуруРационалистичный – рассудочный, опирающийся на требования рассудкаIII.

 Лексическая работаСтруги – речные суда на веслах под парусамиОкочина – оконное стеклоГеба – богиня вечной юностиЭраст – любовь «любящий»Натура – природаЗефир (греч.) – ветерокЦинтия – луна ( имя богини Луны)Помолвил – обещалИмпериал – дореволюционная русская золотая монета достоинством в 10 р.

Идиллия – чувствительное стих-ие о жизни простых людей.IV.1) Слово учителя.А сейчас внимательно прочитайте эпиграф и скажите, о какой чувствительной душе идет речь?Чтобы выяснить это, давайте начнем работу над повестью. 

2)Беседа.

Читайте также:  Характеристика и образ натальи коршуновой (мелеховой) в романе тихий дон шолохова сочинение
Деятельность учителя Деятельность учащихся
-Как часто вам приходилось читать произведения такого характера? (ведь повесть необычная). Легко ли было читать? Почему? Не совсем , так как произведение необычное
— Почему повесть, написанная в 1792, имела небывалый успех? Что нашла в ней публика? Публика сострадала простым людям, сочувствовала жертвам страстей.
В чем смелость, новизна позиции автора? Внимание автора сосредоточено на раскрытии внутреннего мира человека
— От чьего лица ведется повествование? От первого лица – повествователя.

V. Работа в группах ( по карточкам)
Деятельность группы №1 ( карточка №1)

Деятельность учителя Деятельность учащихся
-Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители? Лиза была послушной дочерью, во всем помогала матери. Была скромной, совестливой, не была жадной к деньгам : «Мне не надобно лишнего».
Какими эпитетами наделяет автор свою героиню? «Плачевная судьба бедной Лизы», «прекрасная, любезная Лиза», «нежная Лиза».
— Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью?- В чем Лиза видит свой долг перед матерью? « Ты кормила меня своей грудью и ходила за мною, когда я была ребенком, теперь пришла моя очередь за тобой смотреть». «Бог дал мне руки, чтобы работать».
Сравните отношения Лизы к матери с отношениями героини из рассказа К.Паустовского «Телеграмма». Дочь Настя 3 года не приезжала к матери и даже после прихода письма не поехала
— Чем занималась Лиза целыми днями?  Работала: продавала ландыши и ягоды; вязала чулки; ткала холсты.
— А почему Лизе пришлось работать? Потому что отец (Иван) умер. До смерти он много работал, был зажиточным поселянином, пахал землю, вел трезвый образ жизни.
Что можете сказать о матери Лизы?-Как, по-вашему, она воспитывала дочь? Добрая старушка, чувствительная. Горестная вдова, ей пошел 6 –ой де сяток. Дочь воспитывала правильно, не позволяла брать лишних денег, а лишь то, что честно заработала. «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром».
Похожа ли она на современных матерей? Не на всех, так как некоторые матери учат своих детей брать от жизни все, что можно; учат быть хитрыми, наглыми, говоря, что «наглость – второе счастье»

Деятельность группы № 2 ( карточка №2)

Деятельность учителя Деятельность учащихся
— Расскажите об Эрасте. Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы? Молодой человек, довольно богатый дворянин; с изрядным разумом; добрым сердцем, но слабым и ветреным. Матери казался хорошим добрым барином.
— Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой? Вел рассеянный образ жизни. Думал о своем удовольствии; искал его в светских забавах, но не находил; скучал и жаловался на судьбу.
— При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы? Лиза продавала в городе ландыши. Он хотел купить за 1 рубль, а она просила за 5 копеек.
— Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»? Эраст на время хочет оставить свет. «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. … натура призывает в свои объятия, к чистым радостям».
— Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? Лиза – с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем.Он – с розовыми губами. 
Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста? Он узнал, что любим страстно новым, чистым, открытым чувством.
Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события. Лиза была влюблена, и все ей казалось красивым и прекрасным. Чисты и непорочны были их чувства.

Деятельность группы №3 (карточка №3)

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах? «Ей не надобно ничего сказывать. Старые люди бывают подозрительны».
Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких встречах? Обязательно должны знать, с кем встречается их дочь.
— Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить? Самые добрые: «Я буду жить с Лизой как брат с сестрой, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив».
— О чем предупреждает автор Эраста? «Безрассудный молодой человек! Зна ешь ли ты свое сердце? Всегда ли мо жешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?»
Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?  «Сейчас надлежало погибнуть непорочности. Ах, Лиза, Лиза, где ангел-хранитель твой? Где твоя невинность?»
— Каково отношение автора к Лизе? «Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви…»
— В каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста?

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/konspiekt_uroka_litieratury_v_8_klassie_chierty_sientimientalizma_v_poviesti_n_m

Анализ повести «Бедная Лиза» Карамзина Н.М

История создания Николай Михайлович Карамзин — один из самых образованных людей своего времени. Он проповедовал передовые просветительские взгляды, широко пропагандировал западноевропейскую культуру в России.

Личность писателя, многогранно одаренного в самых разных направлениях, сыграла значительную роль в культурной жизни России конца 18 — начала 19 веков. Карамзин много путешествовал, переводил, писал оригинальные художественные произведения, занимался издательской деятельностью. С его именем связано становление профессиональной литературной деятельности.

    < В 1789-1790 гг. Карамзин предпринял поездку за границу (в Германию, Швейцарию, Францию и Англию). По возвращении Н.М. Карамзин начал издавать «Московский журнал», в котором опубликовал повесть «Бедная Лиза» (1792), «Письма русского путешественника» (1791—92), поставившие Карамзина в ряд первых русских литераторов.

В этих произведениях, а также в литературно-критических статьях выражалась эстетическая программа сентиментализма с его интересом к человеку независимо от сословной принадлежности, его чувствам и переживаниям.

В 1890-е годы возрастает интерес писателя к истории России; он знакомится с историческими сочинениями, основными опубликованными источниками: летописными памятниками, записками иностранцев и т.п. В 1803 году Карамзин начал работу над «Историей государства Российского», которая стала главным делом всей его жизни.

По воспоминаниям современников, в 1790-х годах писатель жил на даче у Бекетова под Симоновым монастырем. Окружающая обстановка сыграла определяющую роль в замысле повести «Бедная Лиза». Литературный сюжет повести был воспринят русским читателем как сюжет жизненно достоверный и реальный, а ее герои — как реальные люди.

Обратите внимание

После публикации повести вошли в моду прогулки в окрестностях Симонова монастыря, где Карамзин поселил свою героиню, и к пруду, в который она бросилась и который получил название «Лизина пруда». Как точно заметил исследователь В.Н.

Топоров, определяя место карамзинской повести в эволюционном ряду русской литературы, «впервые в русской литературе художественная проза создала такой образ подлинной жизни, который воспринимался как более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь». «Бедная Лиза» — самая популярная и лучшая повесть принесла Карамзину, которому было тогда 25 лет, настоящую славу. Молодой и до этого никому не известный писатель неожиданно стал знаменитостью. «Бедная Лиза» явилась первой и самой талантливой русской сентиментальной повестью.,

Род, жанр, творческий метод

В русской литературе XVIII в. широкое распространение получили многотомные классические романы. Карамзин впервые ввел жанр короткой новеллы — «чувствительной повести», которая пользовалась особенным успехом среди современников. Роль рассказчика в повести «Бедная Лиза» принадлежит автору. Малый объем делает сюжет повести более четким и динамичным.

Имя Карамзина неразрывно связано с понятием «русский сентиментализм».  Сентиментализм — течение в европейской литературе и культуре второй половины XVII в., выдвигающее на первый план чувства человека, а не разум. Сентименталисты основное внимание уделяли человеческим отношениям, противостоянию добра и зла. В повести Карамзина жизнь героев изображается через призму сентиментальной идеализации.

Образы повести приукрашены. Умерший отец Лизы, образцовый семьянин, потому, что он любит работу, пахал хорошо землю и был довольно зажиточным, его все любили. Мать Лизы, «чувствительная, добрая старушка», слабеет от непрестанных слез по своему мужу, ибо и крестьянки чувствовать умеют. Она трогательно любит свою дочь и с религиозным умилением любуется природой. Само имя Лиза до начала 80-х гг.

XVIII в. почти не встречалось в русской литературе, а если и встречалось, то в своем иноязычном варианте. Выбирая для своей героини это имя, Карамзин шел на ломку достаточно строгого канона, сложившегося в литературе и предопределявшего заранее, какой должна быть Лиза, как она должна себя вести. Этот поведенческий стереотип определялся в европейской литературе XVII-XVIII вв.

тем, что образ Лизы, Лизетты (Lizette) был связан прежде всего с комедией. Лиза французской комедии обычно служанка-горничная (камеристка), наперсница своей молодой госпожи. Она молода, хороша собой, достаточно легкомысленна и с полуслова понимает все, что связано с любовной интригой. Наивность, невинность, скромность меньше всего свойственны этому комедийному амплуа.

Разбивая ожидания читателя, снимая маску с имени героини, Карамзин тем самым разрушал основы самой культуры классицизма, ослаблял связи между означаемым и означающим, между именем и его носителем в пространстве литературы. При всей условности образа Лизы ее имя связано именно с характером, а не с амплуа героини.

Важно

Установление зависимости между «внутренним» характером и «внешним» действием стало существенным завоеванием Карамзина на пути к «психологизму» русской прозы.

Тематика

В повести Карамзина обозначено несколько тем. Одна из них — обращение к крестьянской среде. Писатель изобразил в качестве главной героини крестьянскую девушку, сохранившую пагриархальные представления о нравственных ценностях. Карамзин одним из первых вводит в русскую литературу противопоставление города и деревни.

С образом Эраста неразрывно связан образ города, с «ужасной громадой домов» и сияющим «златом куполов». Образ Лизы сопряжен с жизнью прекрасной естественной природы. В повести Карамзина деревенский человек — человек природы — оказывается беззащитен, попадая в пространство городское, где действуют законы, отличные от законов естества.

Недаром мать Лизы говорит ей (тем самым косвенно предсказывая все, что случится потом): «У меня всегда сердце не на своем месте, когда ты ходишь в город; я всегда ставлю свечу перед образом и молю Господа Бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти».

Автор в повести поднимает не только тему «маленького человека» и социального неравенства, но и такую тему, как рок и обстоятельства, природа и человек, любовь-горе и любовь-счастье. С голосом автора в частный сюжет повести входит тема большой истории отечества.

Сопоставление исторического и частного делает повесть «Бедная Лиза» основополагающим литературным фактом, на базе которого впоследствии возникнет русский социально-психологический роман.

Идея

Повесть привлекла внимание современников своей гуманистической идеей: «и крестьянки любить умеют». Авторская позиция в повести — это позиция гуманиста. Перед нами Карамзин-художник и Карамзин-философ. Он воспел красоту любви, описал любовь как чувство, способное преобразить человека.

Писатель учит — миг любви — прекрасен, но долгую жизнь и прочность дает только разум. «Бедная Лиза» сразу стала чрезвычайно популярной в русском обществе.

Совет

Гуманные чувства, умение сочувствовать и быть чувствительным оказались очень созвучны веяниям времени, когда литература от гражданской тематики, характерной для эпохи Просвещения, перешла к теме личной, частной жизни человека и главным объектом ее внимания стал внутренний мир отдельной личности. Карамзин совершил и еще одно открытие в литературе.

С «Бедной Лизой» в ней появилось такое понятие, как психологизм, то есть умение писателя живо и трогательно изображать внутренний мир человека, его переживания, желания, стремления. В этом смысле Карамзин подготовил почву для писателей XIX века.

Характер конфликта

В произведении Карамзина есть сложный конфликт. Прежде всего это конфликт социальный: пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкой очень велика. Но, как известно, и «крестьянки любить умеют».

Чувствительность —-высшая ценность сентиментализма — толкает героев в объятия друг к другу, даёт им миг счастья, а затем приводит Лизу к гибели (она «забывает душу свою» —- кончает с собой).

Эраст тоже наказан за своё решение оставить Лизу и жениться на другой: он будет вечно корить себя её смертью.

Источник: http://libaid.ru/katalog/k/karamzin-nikolaj/3536-analiz-povesti-bednaya-liza-karamzina-n-m

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector