Сочинение-анализ рассказа челкаш горького

Максим Горький «Челкаш» анализ произведения

Рассказ «Челкаш» написан М. Горьким летом 1894 года и опубликован в №6 журнала «Русское богатство» за 1895 год. В основу произведения легла история, рассказанная писателю соседом по больничной палате в городе Николаеве.

Рассказ открывается детализированным описанием порта, в котором автор подчеркивает противоречие между размахом различных работ и смешными и жалкими фигурками людей, живущих в рабском труде. Горький сравнивает шум порта со звуками «страстного гимна Меркурию» и показывает, как этот шум и каторжный труд подавляет людей, не только иссушая их души, но и изнуряя тела.

Развернутый портрет главного героя произведения мы ви­дим уже в первой части. В нем М. Горький особенно ярко под­черкивает такие черты, как холодные серые глаза и горбатый хищный нос. К жизни Челкаш относится легко, не скрывая от людей своего воровского промысла.

Обратите внимание

Едко высмеивает он сто­рожа, который не пускает его в гавань и корит в воровстве. Вместо заболевшего подельника Челкаш приглашает себе в по­мощники случайного знакомого — молодого добродушного парня с большими голубыми глазами.

Сопоставляя портреты двух героев (Челкаша, похожего на хищную птицу, и доверчи­вого Гаврилы), читатель первоначально думает, что молодой крестьянский парень стал по доверчивости жертвой вероломно­го мошенника. Гаврила мечтает подработать, чтобы жить своим хозяйством, а не идти к тестю в дом.

Из разговора мы узнаем, что парень верит в бога, кажется доверчивым и беззлобным, и Челкаш даже начинает испытывать к нему отеческие чувства.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Своеобразным индикатором отношения героев к жизни являются их мысли о море. Челкаш любит его, а Гаврила бо­ится. Для Челкаша море олицетворяет собой жизненную силу и свободу: «Его кипучая нервная натура, жадная на впечатле­ния, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широ­ты, бескрайной, свободной и мощной».

Гаврила с самого начала понимает, что ночная рыбалка, на которую приглашает его Челкаш, может оказаться недобрым делом. Впоследствии убеждаясь в этом, герой дрожит от стра­ха, начинает молиться, плакать и просит отпустить его.

После совершения Челкашом кражи настроение Гаврилы несколько меняется. Он даже дает зарок отслужить молебен Николаю Чудотворцу, как вдруг видит перед собой огромный огненно-голубой меч-символ возмездия. Переживания Гаври­лы достигают кульминации. Однако Челкаш объясняет ему, что это всего лишь фонарь таможенного крейсера.

Важную роль в рассказе играет пейзаж, который Гаврила воссоздает при помощи олицетворения («…Тучи были непод­вижны и точно думали какую-то серую, скучную думу», «Мо­ре проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль», «Пена, тая. шипела и вздыхала»),

Умертвляющему голосу порта противостоит живительная сила музыкального шума морской стихии. И на фоне этой жи­вотворящей стихии разворачивается отвратительная человече­ская драма. И причиной этой трагедии становится элементар­ная жадность Гаврилы.

Важно

М. Горький намеренно ставит читателя в известность о том. что герой планировал заработать на Кубани двести рублей. Челкаш дает ему сорок за одну ночную поездку. Но тому эта сумма показалась слишком маленькой, и он на коленях умоляет отдать ему все деньги.

Челкаш с омерзением отдает их, но вдруг узнает, что Гаврила, который еще несколько часов назад трясся во время ночной поездки как осиновый лист, хотел убить его, считая никчемным, никому не нужным человеком. В гневе Челкаш отбирает деньги и жестоко избивает Гаврилу, желая проучить.

В отместку же тот бросает в него камень, потом, оче­видно, вспоминая о душе и о Боге, начинает просить прощения. Раненый Челкаш отдает ему почти все деньги и, пошатываясь, уходит. Гаврила же прячет деньги за пазуху и идет в другую сторону широкими, твердыми шагами: ценой унижений, а по­том и силой он, наконец, получил ту желанную свободу, о ко­торой так мечтал.

Море смыло следы кровавой драки на песке, но не сможет смыть той грязи, которая клокочет в душе бого­боязненного Гаврилы. Эгоистическое стремление обнажает всю ничтожность его натуры.

Не случайно, когда Челкаш перед де­лежкой денег спрашивает, пошел бы он еще раз на преступле­ние за двести рублей, Гаврила выражает свою готовность сде­лать это, хотя чуть раньше искренне раскаивался в том, что согласился. Таким образом, М. Горький-психолог показывает в этом рассказе, насколько обманчиво первое впечатление о че­ловеке и как низко при определенных обстоятельствах людская натура может пасть, ослепленная жаждой наживы.

    • Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрица­нием «Я это никогда не полюблю». С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же…
    • Песня «Зарыты в нашу память на века…» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели. Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем — стремление предупре­дить общество от ошибок переосмысления истории. «Осто­рожно с…
    • Стихотворение B.C. Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу…» яркий образец любовной лирики поэта. Оно навея­но чувствами к Марине Влади. Уже в первой строфе явствен­но звучит мотив препятствия. Его подчеркивает особое худо­жественное пространство — заколдованный дикий лес, в котором живет возлюбленная. Путеводной нитью в этот ска­зочный мир является любовь. Образный ряд произведения…
    • Военная тема является одной из центральных в творчестве B.C. Высоцкого. Поэт помнил войну по детским воспомина­ниям, но ему часто приходили письма фронтовиков, в которых они спрашивали его, в каком полку он служил, так реалистич­но удавались Владимиру Семеновичу зарисовки из военной жизни. Текст песни «Мерцал закат, как блеск клинка…» (извест­ной также под названиями «Военная песня» и…
    • «Песня о друге» — одно из наиболее ярких произведений в творчестве B.C. Высоцкого, посвященное центральной для авторской песни теме — теме дружбы как наивысшей нравст­венной категории. Образ дружбы воплощает в себе и альтруизм — неотъем­лемое качество человека с высокими моральными принципа­ми, и антимещанскую позицию, столь характерную для фли­бустьерского духа эпохи шестидесятничества. B.C….
    • «Песня о земле» B.C. Высоцкого написана для кинофиль­ма «Сыновья уходят в бой». В ней подчеркивается жизнеут­верждающая сила родной земли. Ее неисчерпаемые богатства выражает поэтичное сравнение: «Материнство не взять у зем­ли, Не отнять, как не вычерпать моря». Стихотворение содержит риторические вопросы, которые привносят в него полемические ноты. Лирическому герою приходится доказывать свою…
    • В стихотворении «Вечерние часы перед столом…» А.А. Ах­матова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лириче­ская героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впе­чатления, но при этом находится в таком душевном состоянии, что сама пока еще не может разобраться в своих чувствах. Образ непоправимо белой страницы свидетельствует о глубине творче­ских мук и эмоциональных переживаний…
    • Стихотворение А.А. Ахматовой «Я пришла к поэту в гос­ти…» имеет автобиографическую основу: в одно из воскресе­ний 1913 года А.А. Ахматова принесла А.А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: «Ахматовой — Блок». Первая строфа произведения тонко передает атмосферу этого визита. Для А.А. Ахматовой важно подчеркнуть…
    • Поэма «Двенадцать» написана А.А. Блоком в 1918 году и навеяна революционными событиями. Уже в зимнем пейзаже поэмы подчеркнут контраст черного и белого, мятежная сти­хия ветра передает атмосферу общественных перемен. Дву­смысленно звучит строчка в первой главе произведения: «На ногах не стоит человек». В контексте поэмы ее можно истол­ковать как буквально (ветер сбивает путника с ног, лед под…
    • Сюжет цикла «На поле Куликовом» имеет историческую основу — вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно- историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли — и цепь пережи­ваний лирического героя, способного осмыслить весь многове­ковой исторический путь Руси. Цикл создан в 1908 году. Это время…

Источник: https://www.shollklass.ru/literatura/analiz-proizvedenij-11-klass/2384-maksim-gorkij-chelkash-analiz-proizvedeniya

Анализ рассказа Горького “Челкаш”

Рассказы Горького о босяках занимают особое место среди раннего творчества писателя (“Страсти-мордасти”, “Дед Архип и Ленька”, “Коновалов”, “Двадцать шесть и одна”, “Супруги Орловы”, “Бывшие люди”, позднее “На дне” и др.).

Интерес к этим “необыкновенным людям” Горький объяснял так: “Смотря на них, я замечал, что хоть они хуже живут “среднего класса людей”, но себя они чувствуют и осознают лучше их, и связанно это с тем, что они не жадные, не готовы душить друг друга и не собирают деньги”.

Босяки обратили на себя внимание Горького и как жертвы социального неравенства, и как носители идеи народного протеста.

Рассказ “Челкаш” был напечатан в 1895 году в журнале “Русское богатство”. Сама публикация в этом издании много значила для литературной карьерымолодого писателя. Журнал был столичный, известный, с хорошими традициями и солидной редколлегией. В. Короленко, прочитав “Челкаша”, воскликнул: “Я же утверждал, что вы реалист! – Но, подумав и усмехаясь, он добавил: – Но и одновременно – романтик!”

Этот Рассказ можно назвать компромиссом между правдой жизни и полетом романтического воображения. Такими “декорациями” в “Челкаше” является описание порта. Горький был первооткрывателем проблемы, которая стала одним из главных вопросов для искусства ХХ века.

Читайте также:  Сочинения по рассказам паустовского

Это проблема отчуждения буржуазного общества и индустриального производства от человека: “…люди… смешные и жалкие: их фигуры… суетятся, перебегая с одного места, на другое, они ничто в сравнение с окружающим лесом железных Колосов, кучами товара, вагонами, сильно гремящими и всем, что они создали.

Совет

Созданные вещи поработили и обезличили их самих, хотя цель их заключается в обратном – помочь людям”.

“В этой, беспорядочной на первый взгляд, суете, Челкаш чувствовал себя

превосходно”, – противопоставляет автор главного героя рассказа всем остальным. С одной стороны, “гаванский люд”, “отупевший от усталости”, от “рабского труда”. С другой – “заядлый пьяница и ловкий, смелый вор”, которому “улыбается солидный заработок”, не требующий больших усилий.

Но именно этому оборванцу Горький отдает свою симпатию, потому что, с точки зрения писателя-романтика, этот “драный” босяк обладает высшей ценностью _ свободой. Сохранить свободу и индивидуальность можно, только освободившись от социума и его норм.

Мерилом личностной ценности для Горького является не традиционная шкала “добро – зло”, а оригинальность или заурядность человека: “Он обожал различных людей с творческим направлением, всех, кто создает или просто мечтает создать в мире что-то новое. Качество и само содержащее этой новинки в его глазах имели второстепенное значение.

Ему симпатизировало все, конкретно все люди, добавляющие в мир немного элементов озорства или бунта…” (В. Ходасевич). Таков Образ Челкаша – “среди тысячи таких же фигур, как он, босяцких и резких, он выделялся и на себя обращал внимание”. Горький любуется героем, похожим на степного ястреба, окружает его романтическим ореолом.

Напряжение создает контраст между криминальным образом жизни героя и поэтичностью, возвышенностью его натуры. Полной противоположностью главному герою является случайный подельник Гришки. “Травленый волк” чувствует свое превосходство над доверчивым и простоватым деревенским парнем, напоминающим молоденького теленка.

Участвуя в краже, Гаврила дрожит от страха, после ее удачного завершения вспоминает о боге. Деньги, вырученные от продажи краденого, нужны Гавриле для исполнения заветного желания – он хочет стать хозяином собственного надела земли. Гаврила вписан в “сильные крестьянские рамки”: он “прикреплен на века к недрам земли потом многих поколений”.

Сюжет рассказа выстроен таким образом, чтобы подчеркнуть привлекательные качества Челкаша и ничтожность Гаврилы. Ради выгодной наживы жадный и трусливый Гаврила готов на унижение и преступление: он едва не убил Челкаша. Гаврила все просчитал: Челкаш – босяк, которого никто не будет искать. У Челкаша и автора Гаврила вызывает презрение, отвращение.

Обратите внимание

Челкаш, “весь покрывшийся дрожью от возбуждения, резкой ненависти к такому жадному рабу”, кидает деньги: “Ворюга, гуляка, отрекшийся от всего родного – не способен быть такой жадиной, низким, не помнящим самого себя”. Сцена расставания героев на морском берегу глубоко символична.

Челкаш, шатаясь, уходит, а Гаврила, взглянув на деньги и облегченно вздыхает, и отправляется в другую сторону. Образы Горьковские босяков оказываются нравственно выше денежной власти, они – люди свободные в обществе несвободных.

В “Челкаше” писатель не только помещает романтического героя в реальную обстановку, но использует и обратный ход, предлагая персонажу “из обычных” действовать в романтических условиях, выявляющих его натуру. Катализатором, проявляющим духовную силу одного и ничтожество другого, становится морская стихия. Душа Челкаша подобна морю: “Его вспыльчивая, нервная натура, жадная до впечатлений, никогда не поощряла созерцание этих темных широт, бескрайних и сильных”. Гавриле же эта безграничная “стихия свободы” внушает только страх.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/analiz-rasskaza-gorkogo-chelkash/

Челкаш Анализ рассказа | Инфошкола

31 Декабрь 2013       админ      Главная страница » Link      Просмотров:   7768

Рассказ «Челкаш» открывается картиной грязного, отвратительного порта, символизирующего обобщенный образ мира, который враждебен человеку: громада порта подавляет человека шумом, грохотом, грязью и вонью, и «пыльные фигуры людей» наполняют глубокие трюмы пароходов «продуктами своего рабского труда».

Главным героем повествования является Гришка Челкаш, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор.

 Автор крупным планом дает его портрет, в котором совмещаются как романтические, так реалистические черты: романтический ореол придают ему гордый,
независимый вид, умение держаться с чувством собственного достоинства, смелость, внешнее сходство с хищной птицей.

Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в рваной рубахе. Это описание подчёркивает жизненность этого персонажа и принадлежность его к определенному социальному слою.

Завязкой конфликта является встреча Челкаша, который ищет замену своему помощнику, гребцу (старый и испытанный товарищ Мишка сломал ногу), с деревенским парнем Гаврилой.

Портрет Гаврилы контрастирует с портретом Челкаша: у него «загорелое и обветренное лицо, большие голубые глаза, доверчивый и наивный взгляд», Кажется, что именно этот герой будет носителем нравственного начала. Но Горький показывает полную его несостоятельность.

Сначала во время описания воровства, когда Гаврила смертельно напуган, автор подчеркивает его малодушие, неумение держать себя в руках, трусость («он тихо всхлипывал, плакал, сморкался, ерзал на лавке»). Гаврила мечтает только об одном: скорее добраться до берега. Но оправившись от страха, поняв, что

Важно

дело сделано, Гаврила тут же забывает обо всем, увидев деньги, и в глазах его загорается жадность. («Гаврила увидел пестрые бумажки, и все в его глазах приняло яркие, радужные оттенки» ).

Деньги дали бы ему все, о чем он мечтал. И ради достижения своей мелкой, корыстной мечты Гаврила пытается убить Челкаша (кульминация).

 Ужаснувшись содеянному, Гаврила все-таки просит прощения У своего подельника, и герои навсегда расстаются (развязка).

Таким образом, носителем нравственного начала оказывается не добродушный деревенский парень, а вор Гришка Челкаш, в итоге поступивший благородно и великодушно (в конце концов он отдал деньги напарнику и простил ему его проступок).

 Следует отметить, что все события, описанные в рассказе, показаны на фоне романтического морского пейзажа. И пейзаж здесь выполняет не просто фоновую, декоративную функцию, но и является средствам изображения психологии и мировоззрения героев.

(Вспомним, как относятся к морской стихии персонажи — Челкаш любит море, чувствуя внутреннее родство с ним, а Гаврила панически боится неведомой ему стихии). Пейзаж также выступает в роли третьего героя, соучастника и свидетеля преступления.

Недаром писатель часто прибегает здесь к приему олицетворения: «море спало здоровым, крепким сном работника … », «море проснулось, море выло, швыряло большие, тяжелые волны на прибрежный песок …». Несмотря на явную симпатию автора к герою-босяку, писатель показывает.

неоднозначность, противоречивость этого образа: с одной стороны, в его характере проявляются такие качества, как вольнолюбие, чувство собственного достоинства, великодушие, даже благородство, с другой, — жестокость, непредсказуемость, желание властвовать над доверившимся ему человеком, презрение к людям.

Источник: https://info-shkola.ru/chelkash-analiz-rasskaza/

Анализ рассказа М. Горького «Челкаш»

Категория: Челкаш

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Рассказ «Челкаш» относится к ранним романтическим произведениям М. Горького. Он входит в цикл так называемых рассказов о босяках. Писателя всегда интересовал этот «класс» людей, образовавшийся в России в конце 19 – начале 20 века.     Горький считал босяков интересным «человеческим материалом», находящимся как бы вне общества.

В них он видел своеобразное воплощение своих идеалов человека: «Я видел, что хотя они живут хуже «обыкновенных людей», но чувствуют и сознают себя лучше их, и это потому, что они не жадны, не душат друг друга, не копят денег».     В центре повествования рассказа (1895) два героя, противопоставленные друг другу.

Один – Гришка Челкаш, «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Это уже зрелый человек, яркая и неординарная натура. Даже в толпе таких, как он, босяков, Челкаш выделялся своей хищной силой и цельностью.

Совет

Недаром Горький сравнивает его с ястребом: «он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».

    По ходу развития сюжета мы узнаем, что Челкаш живет тем, что обворовывает судна, а затем продает свою добычу. Такие занятия и образ жизни вполне устраивают этого героя. Они удовлетворяют его потребность в чувстве свободы, риска, единении с природой, в ощущении собственной силы и неограниченных собственных возможностей.     Челкаш родом герой из деревни.

Он такой же крестьянин, как и другой герой рассказа – Гаврила. Но как различаются эти люди! Гаврила молод, силен физически, но слаб духом, жалок. Мы видим, как Челкаш борется с презрением к этому «молодому телку», который мечтает о благополучной и сытой жизни в деревне, да еще и советует Григорию, как ему «получше пристроиться» в жизни.

    Становится понятно, что эти совершенно разные люди никогда не найдут общего языка. Хоть они имеют одни корни, но натура их, природа совершенно различны. На фоне трусливого и слабого Гаврилы со всей мощью вырисовывается фигура Челкаша.

Особенно четко этот контраст выражается в тот момент, когда герои «вышли на дело» — Григорий взял с собой Гаврилу, дав ему возможность заработать.     Челкаш любил море и не боялся его: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, — охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны.

Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют — первые — остроту, вторая — цену».     Этого героя восхищал вид величественной стихии, «бесконечной и могучей». Море и облака сплетались в одно целое, вдохновляя Челкаша своей красотой, «возбуждая» в нем высокие желания.

Читайте также:  Образ лары и ее характеристика в романе доктор живаго пастернака

    Совсем иные чувства вызывает море у Гаврилы. Он видит его как черную тяжелую массу, враждебную, несущую смертельную опасность. Единственное чувство, которое вызывает у Гаврилы море, — страх: «Только боязно в нем».     Отличается и поведение этих героев на море.

В лодке Челкаш сидел прямо, спокойно и уверенно смотрел на водную гладь, вперед, общаясь с этой стихией на равных: «Сидя на корме, он резал рулем воду и смотрел вперед спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади».

Обратите внимание

Гаврила же придавлен морской стихией, она сгибает его, заставляет чувствовать себя ничтожеством, рабом: «… охватил грудь Гаврилы крепким объятием, сжал его в робкий комок и приковал к скамье лодки…»     Преодолев много опасностей, герои благополучно возвращаются на берег. Челкаш продал награбленное и получил деньги.

Именно в этот момент и проявляются истинные натуры героев. Выясняется, что Челкаш хотел дать Гавриле больше, чем обещал: этот парень растрогал его своей историей, рассказами о деревне.     Нужно отметить, что отношение Челкаша к Гавриле не было однозначным.

«Молодой телок» раздражал Григория, он чувствовал «чужеродность» Гаврилы, не принимал его жизненной философии, его ценностей. Но, тем не менее, ворча и ругаясь на этого человека, Челкаш не позволил себе подлости или низости по отношению к нему.     Гаврила же, этот мягкий, добрый и наивный человек, оказался совершенно иным. Он признается Григорию, что хотел убить его еще во время их поездки, чтобы заполучить себе все добычу. Позже, не решившись на это, Гаврила умоляет Челкаша отдать ему все деньги – с таким богатством он будет в деревне жить припеваючи. Ради этого герой валяется в ногах Челкаша, унижается, забывая про свое человеческое достоинство. У Григория такое поведение вызывает лишь отвращение и омерзение. И итоге, когда ситуация несколько раз меняется (Челкаш, узнав новые подробности, то отдает, то не отдает Гавриле деньги, между героями завязывается серьезная драка и так далее), Гаврила получает деньги. Он просит прощения у Челкаша, но не получает его: слишком велико презрение Григория к этому жалкому существу.

    Неслучайно положительным героем рассказа становится вор и бродяга. Тем самым Горький делает акцент на том, что российское общество не дает раскрыться богатому человеческому потенциалу. Его устраивают только гаврилы с их рабской психологией и средними возможностями.

Неординарным же людям, стремящимся к свободе, полету мысли, духа и души, нет места в таком обществе. Поэтому они вынуждены становиться босяками, изгоями.

Автор подчеркивает, что это не только личная трагедия босяков, но и трагедия социума, лишающаяся богатого потенциала, лучших своих сил.



Чарівні краєвиди, чудові ліса та врожайна земля. Саме такими словами можна було охарактеризувати чорнобильську землю. Але це було тільки до квітня 1986 року. З того року про Чорнобиль стали казати, як про скалічене і не придатне для життя місце.

Ця трагедія сколихнула весь світ і надовго залишиться в серцях людей.

Аварія, яка відбулася на Чорнобильській АЕС серйозно вплинула на історію атомної енергетики, і змусила задуматись як вчених, науковців і спеціалістів відповідної сфери, так і звичайних

  Поема І. Франка «Мойсей» належить до найкращих творів поета. Одна з найголовніших тем поеми — взаємовідносини ватажка і народних мас. Уже сорок років пророк Мойсей веде свій народ до незримої цілі — до обітованого краю.

Важно

Люди, захоплені ідеєю, повірили Мойсею і пішли за ним. Але пройшло надто багато часу, і народ зневірився. Усі перестали чекати дива і зайнялись звичайними, буденними справами. Один лише Мойсей, «дідусь слабосилий», палає незгасимим вогнем.

Наприкінці життя він нічого не прид

Свой творческий путь Чехов начинал с веселой и язвительной насмешки, с юморесок, в которых очень скоро обнаружился сильнейший сатирический заряд.     …На вокзале встретились два приятеля — толстый и тонкий.

Они взволнованно вспоминают дни детства, гимназию, рассказывают друг другу, кто как живет. А живут они по-разному. Тонкий дослужился до коллежского асессора — чин небольшой, жалованье плохое, но, говорит он, «пробавляемся кое-как».

А толстый? Небось уже статский советник? «Нет, милый мой, п

Евгений. Изо всего, что сказано о Петре Великом нельзя составить его определённого облика: всё расплывается во что-то громадное, ужасное, безмерное.

Нет облика и у бедного Евгения, который теряется в серой, безликой массе ему подобных столичных граждан.     Бедный Евгений, гражданин столичный,     Каких встречаете вы тьму,     От них нисколько не отличный     Ни по лицу, ни по уму.

    О нём нам практически ничего не известно, кроме того, что он живёт в Коломне и возможно принадлежит к некогда з

Александр Сергеевич Пушкин часто обращался к русской истории, ее самым острым и драматичным страницам. В трагедии Борис Годунов поэт воскресил минувший век во всей его истине.

Автору удалось достигнуть небывалых вершин в искусстве драмы… Его персонажи исторически верны, они действуют и рассуждают в соответствии со своим временем и характерами. Борис Годунов обрисован Пушкиным всесторонне.

Совет

Он прекрасный отец, желающий счастья своим детям, справедливый и заботливый правитель, думающий о благе нар

Люди часто судят о человеке со стороны, не давая себе труда Проникнуть в его душу. И вот в своей поэме Лермонтов сначала кратко описывает жизнь Мцыри, как она казалась окружающим, а потом раскрывает историю его души.

Побег Мцыри был неожиданностью только для чужих, посторонних людей. Этот побег был подготовлен годами. Монахи думали, что Мцыри готов отказаться от жизни, а он только и мечтал о жизни.

Давным-давно решил он бежать, чтобы отыскать свою родину, своих близких и родных: Узнать, прекр

Миледи — бывшая графиня де Ла Фер, жена Атоса, которую он повесил, увидев клеймо преступницы на ее плече. Однако М. спаслась и сделалась доверенным лицом кардинала Ришелье, т. е. смертным врагом мушкетеров.

На протяжении романа они успешно справляются с ее хитроумными замыслами, и в конце концов, после того как М. убивает возлюбленную д'Артаньяна Констанцию Бонасье, мушкетеры казнят ее в глухом местечке Армантьер. Хитрая, умная и бессердечная, М.

не останавливается ни перед чем ради выполнения с

Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. И. А. Гончаров. Обломов Роман И. А.

Гончарова «Обломов» был написан еще в дореформенное время. В нем автор с объективной точностью и полнотой изобразил русскую жизнь первой половины XIX века. Сюжет романа — это жизненный путь Ильи Ильича Обломова, с детских лет и до самой его смерти.

О

Обратите внимание

Виктор Астафьев является одним из талантливых писателей наших дней. Родился он в 1924 году, детство и юность прошли в Сибири.

Вся жизнь и творчество связаны с родным и близким его сердцу краем; писатель всегда возвращается в родные места, куда бы ни бросала его жизнь.

Предвоенное детство было трудным, сиротским; самые светлые воспоминания — привольная жизнь в деревне, бабушка Катерина, научившая любить людей и природу, жить по законам добра и справедливости. С Великой Отечественной войны вернулс

Толпа гласит: “Певцы не нужны веку!”     И нет певцов… Замолкло божество…     О, кто ж теперь напомнит человеку     Высокое призвание его?     Н. Некрасов     Николай Алексеевич Некрасов, так же, как Пушкин, знаком нам с раннего детства.

Еще не умея читать, мы с замиранием сердца слушаем, как дедушка Мазай в, половодье спасает зайцев:          Столбик не столбик, зайчишка на пне.     Лапки скрестивши, стоит горемыка.

    Взял и его — тягота невелика!          Вместе с поэтом видим, что “серые,

Сейчас смотрят:{module Горький:}Actionteaser.ru — тизерная рекламаActionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/gorkij-m/sochineniya-po-proizvedeniyu-chelkash/3482-analiz-rasskaza-m-gorkogo-chelkash.html

«Челкаш», анализ рассказа Максима Горького

Рассказы Максима Горького о босяках отразили новое явление в русской жизни.  В 1890-е годы значительно  увеличилось количество так называемых люмпен-пролетариев, то есть людей, по сути, обреченных на нищету. И если большинство писателей изображали таких героев отвергнутыми обществом, низведенными до самой низшей степени падения, то Горький взглянул на «отверженных» по-другому.

Герои писателя – вольнолюбцы, склонные к размышлениям о судьбе таких же обездоленных людей. Это бунтари, которым чуждо мещанское самодовольство или, наоборот, стремление к покою.

Важно

Недовольство своей жизнью, с одной стороны,  чувство собственного достоинства, не позволяющее находиться в роли раба, с другой, — вот что характерно для горьковских бунтарей.

Именно из-за бунта они шли на разрыв со своей средой, а подчас становились бродягами, которых называли босяками.

В 1895 году Максим Горький написал рассказ «Челкаш» как раз о судьбе изгоя человеческого общества – вора-контрабандиста. Произведение построено на антитезе: перед глазами читателя сталкиваются два героя – Челкаш и Гаврила. Оба родились в деревне.

Но Челкаш не смог там долго находиться, а уехал в приморский город, чтобы жить своей независимой жизнью, и сейчас чувствует себя абсолютно свободным. А Гаврила только мечтает о свободе, и цена его свободы – полторы сотни рублей, чтобы иметь свое хозяйство и не зависеть от тестя.

Читайте также:  Сочинение сказочный образ царевны-лебедь

Противоположность образов героев показана автором даже в описании их внешности, в манере держать себя, в их речи и поступках, в реакции на все окружающее.

Челкаш «своей хищной худобой», «прицеливающейся походкой» напоминает степного ястреба.

Да и многие портретные детали сопровождаются эпитетом «хищные»: всклокоченные черные с проседью волосы, смятое, острое, хищное лицо, холодные серые глаза.

Он противопоставлен Гавриле – простоватому деревенскому парню, широкоплечему, коренастому, «с загорелым и обветренным лицом и большими голубыми глазами», которые смотрели доверчиво и добродушно на своего старшего товарища.

В какой-то момент Челкаш, глядя на Гаврилу, напоминавшего молодого телка,  чувствует себя хозяином жизни парня, попавшего в его «волчьи лапы», но при этом он испытывает и отеческое чувство, так как вспоминает о своем деревенском прошлом.

Совет

Раскрыть характеры героев помогает композиция рассказа. Произведение состоит из пролога и трех глав.

Во вступительной части очень ярко представлено место действия – порт, в описании которого используется звукопись – «оглушительная музыка трудового дня».

Однако при этом люди на фоне созданных ими «железных колоссов» выглядят ничтожно и жалко, потому что «созданное ими поработило и обезличило их».

Читатель понимает, почему Челкаш не работает в порту – его не устраивает жалкая доля грузчика, который может заработать только несколько фунтов хлеба для своего желудка.

Он становится контрабандистом, и ему время от времени нужен помощник, в качестве которого он и приглашает Гаврилу.

Хотя тот до смерти пугается «дела», участником которого становится, за «пятитку» рублей он готов «загубить душу», зато сделаться на всю жизнь человеком, так как у него появятся деньги, а значит, и свобода.

Для вора-контрабандиста свобода измеряется другими понятиями. Например, в море он чувствует себя по-настоящему свободным: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство», которое очищало душу «от житейской скверны».

Пейзаж моря, данный в живописно-романтической манере, характерной для всех неоромантических рассказов Горького, помогает показать положительные качества Челкаша и этот же пейзаж ярче оттеняет ничтожество Гаврилы.

Узнав о криминальной стороне предложенного вором заработка, он пугается до смерти и готов бежать от этого «душегуба», но потом деревенский парень, не искушенный в подобных делах, становится жадным, увидев множество разноцветных бумажек в руках своего напарника. Для Челкаша же это действительно бумажки, которые он быстро истратит.

Обратите внимание

Сначала симпатии читателя явно на стороне деревенского парня, чистого и открытого, слегка наивного и  честного, то уже ближе к концу рассказа каждому становится ясно, что из себя представляет Гаврила на самом деле.

Ради наживы он готов пойти на унижение, на преступление, даже на убийство – ведь ради всех денег, которые Гаврила видит в руках вора, он решается его убить.

Однако выживший после сильного удара по голове Челкаш испытывает отвращение к неудавшемуся убийце: «Гнус!… И блудить-то не умеешь!»

В финале автор разводит героев окончательно: Челкаш отдал все деньги своему «партнеру» и ушел с разбитой головой, а Гаврила, испытав облегчение от того, что все-таки не стал убийцей, спрятал за пазуху деньги и широкими, твердыми шагами пошел в другую сторону.

  • «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького
  • «На дне», анализ драмы Максима Горького
  • «Старуха Изергиль», анализ рассказа Горького
  • «Детство», анализ повести Горького
  • «Макар Чудра», анализ рассказа Максима Горького
  • «В людях», краткое содержание по главам повести Максима Горького
  • «Песня о Соколе», анализ произведения Максима Горького
  • «Мои университеты», анализ повести Максима Горького
  • «В людях», анализ повести Максима Горького
  • «Мои университеты», краткое содержание повести Максима Горького
  • «Мещане», анализ пьесы Максима Горького
  • «Песня о Буревестнике», анализ произведения Горького
  • «Старуха Изергиль», краткое содержание по главам рассказа Горького
  • Образ Данко в рассказе Горького «Старуха Изергиль»
  • Максим Горький, краткая биография

По произведению: «Челкаш»

По писателю: Горький Максим

Источник: https://goldlit.ru/gorky/558-chelkash-analiz

М.Горький «Челкаш» — тема и идея произведения

Одним из наиболее ранних романтических произведений Горького принято считать его рассказ «Челкаш». Автора всегда интересовала жизнь и психология так называемых босяков. В босяках Горький видел настоящую человеческую душу.

Писатель считал, что эти люди хотя и стоят на самой низшей ступени социальной лестницы, но ведут себя намного лучше и выше, чем представители более высоких классов.

Ниже представлен краткий литературный анализ произведения, изучаемого в 8 классе.

Краткий анализ

Год написания — 1894

История создания — стимулом для написания этого рассказа послужила история, услышанная Горьким от одного из пациентов больницы, где он проходил лечение

Тема — В «Челкаше» рассматриваются темы свободы человека, смысл жизни, большое место отводится описанию природы

Композиция — Произведение состоит из вступления и трех глав

Жанр — Рассказ

Направление — романтический реализм

История создания

Писателю в 1891 году пришлось проходить лечение в одной из больниц города Николаев. Вместе с ним в палате находился босяк, который и рассказал товарищу по палате эпизод из своей жизни.

Писатель впоследствии развил эту историю, и за пару дней написал рассказ. Сочинение высоко оценил В. Г. Короленко, и при его содействии в 1895 году произведение Горького было опубликовано.

С того времени писатель был принят в литературных кругах как подающий большие надежды автор.

Тема

В рассказе описаны два главных героя, Челкаш и Гаврила. Все темы взаимосвязаны между собой. Описание природы помогает глубже понять характеристику этих героев, состояние их души, восприятие жизни.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Тема и идея произведения «Старуха Изергиль»

Для каждого из них свобода представляется по-разному. Гаврила, простой деревенский увалень, видит свободу с точки зрения раба. Он привык подчинению более сильным. Ему хочется иметь семью, свой дом, хозяйство. Не обладая средствами для претворения этой мечты в жизнь, он согласен жениться на богатой невесте, даже если это вновь приведет его к пожизненному рабству.

Челкаш, в отличие от него, это уже не раз битый жизнью человек, он много видел и знает. Свободолюбивый и гордый, он не желает какого-либо подчинения. У него отсутствует материальная зависимость, он вольный, как ветер, бурный как море, и все это придает ему спокойствие души. Он живет легко и просто, и это его кредо.

Рассуждения о смысле жизни совершенно противоположны у этих героев. Челкаш, это уже умудренный жизненным опытом человек. Когда-то и он был семейным человеком, имел хозяйство. Путь бродяжничества он выбрал осознанно.

У него нет проблем, как накормить голодную семью, поднять и приумножить хозяйство. Он живет тем, что занимается воровством. Легко полученные деньги он тратит легко и бездумно, не ставя перед собой цели к обогащению. Гаврила — молодой крестьянин, у которого впереди вся жизнь.

Ему еще только предстоит выбрать путь, по которому он пойдет.

Описывая природу, автор передает состояние действия, раскрывает истинную сущность героев.

Композиция

Рассказ Горького построен на антитезе, перед глазами читателя вырисовывается принципиальная разница между двумя героями.

Полному раскрытию их характеров служит композиция произведения. Действие начинается с вступления. Все происходит в морском порту. На фоне мощной техники, где все гремит и лязгает, ничтожно и мелко выглядят людишки. Они копошатся, как муравьи, подчиненные огромной силе, созданной их руками, и их поработившей.

Возможно, вам также будет интересна статья: Куприн «Олеся » (краткое содержание для читательского дневника)

Важно

В первой части идет речь о Челкаше. Это всем в порту известный человек, смелый и находчивый вор. Несмотря на его непривлекательное занятие, он пользуется уважением среди портовых рабочих. Челкаш собирается на «дело», ему нужен напарник. На его пути попадается Гаврила, молодой деревенский парень. Поговорив с Челкашом, он соглашается ему помочь.

Во второй части рассказа неожиданно раскрывается внутренний мир свободолюбивого вора. Челкаш и Гаврила отправились в море. На морских просторах Челкаш чувствует себя вольно и свободно, вид моря очищает его душу от житейской грязи. Гаврила напротив, боится этой огромной стихии, море действует на него угнетающе.

Описание моря вырисовывает все хорошие качества, заложенные в Челкаше. В сравнении с ним, трусливый и подленький Гаврила выглядит полным ничтожеством, готовым бросить своего напарника в опасную минуту.Третья часть произведения — кульминация и развязка. Удачно провернув «дело», Челкаш делится с подельником деньгами. Тут наступает кульминация.

В Гавриле, этом бесхребетном и робком увальне, просыпается алчность. Вид денег пробудил все те низменные качества, которые были спрятаны под личиной богобоязненного парня. Ради того, чтобы завладеть всеми деньгами, он совершает попытку убить своего старшего товарища. Гаврила настолько ничтожен и мелок, что без всяких зазрений совести забирает деньги, брошенные ему Челкашом.

В развязке произведения и выявляется его низменная сущность и величие души прожжённого вора.

Возможно, вам также будет интересна статья: Анализ произведения «Сон смешного человека»

Жанр

Небольшое по объему произведение, с небольшим количеством героев, относится к жанру рассказа. Описаны действительные события, что отвечает направлению реализма. Живое описание моря и облагораживание героя-бродяги, придает реалистическому направлению нотки романтизма.

Источник: https://factstore.ru/chelkash-analiz-proizvedeniya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector